Рассказ плещеева бабушка и внучек

А.н. плещеев: дедушкины песни циклическая структураважное место в творчестве алексея николаевича плещеева 18251893 занимала детская литература и в частности

А.Н.  ПЛЕЩЕЕВ:  «ДЕДУШКИНЫ 
ПЕСНИ»  —  ЦИКЛИЧЕСКАЯ  СТРУКТУРА
Важное  место  в  творчестве 
Алексея  Николаевича  Плещеева  (1825—1893)  занимала 
детская  литература  и  в  частности  поэзия. 
Несомненный  успех  имели  сборник  «Подснежник. 
Стихотворения  для  детей  и  юношества  А.Н. 
Плещеева»  (1878)  и  «Дедушкины  песни. 
Стихотворения  для  детей  А.Н.  Плещеева» 
(1891).  Некоторые  произведения  из  них  стали 
хрестоматийными  («Старик»,  «Бабушка  и  внучек», 
«Весна»  и  др.).  Поэт  принимал  активное 
участие  в  издательском  деле  именно  в 
русле  развития  литературы  для  детей.  Если 
говорить  о  периоде  появления  детской 
тематики  в  творческой  деятельности  А.Н. 
Плещеева  вообще,  то  следует  указать,  что 
впервые  и  непосредственно  «дети»  вошли  в 
его  поэзию  еще  в  1861  году.  Тогда 
совместно  с  Ф.Н.  Бергом  был  издан 
сборник-хрестоматия  «Детская  книжка»,  затем  в 
1873  году  —  сборник  произведений  для 
детского  чтения  «На  праздник».  А.Н.  Плещеев 
охотно  печатал  собственные  стихи  для  детей, 
сотрудничая  в  журналах  «Семья  и  школа», 
«Детское  чтение»,  «Современник»,  «Отечественные 
записки». 

Однако  поэтика  детских 
стихотворений  автора  до  сих  пор  остается,  пожалуй, 
менее  разработанной  областью  в  его 
литературном  наследии.  Из  исследователей, 
занимавшихся  изучением  творчества  поэта,  лишь 
немногие  обращались  к  его  детской  поэзии 
(Ю.И.  Айхенвальд,  А.Р.  Мазуркевич,  Л.В. 
Миронова,  И.А.  Щуров).  Анализируя  творчество 
А.Н.  Плещеева,  Ю.И.  Айхенвальд  писал  о 
том,  что  в  произведениях  поэта  «любовь 
к  детям  и  к  молодости  вообще  — 
это  не  чувство  среди  других  чувств; 
это  —  миросозерцание,  центральный  момент 
души».  Автор  работы  считал  А.Н.  Плещеева 
«нравственным  завещателем;  который  смотрел  на 
свои  ошибки  и  горечи  как  на 
испытания,  посланные  для  того,  чтобы 
страдавшие  писатели  спасли  от  них 
последующую  человеческую  очередь  —  детей,  юношей, 
юниц»  [1,  c.  278].

Выявим  наиболее 
существенные  моменты  лирической  структуры  «Дедушкиных 
песен»  для  предварительной  постановки  вопроса 
о  статусе  издания  (о  степени  художественной 
целостности,  слитности  составляющих  его  текстов). 

Для  литературы  середины 
XIX  века  были  характерны  такие  явления 
как  цикл  и  циклизация.  Они  занимали 
одно  из  приоритетных  направлений  в  творчестве 
многих  поэтов  названного  периода.  Свою 
лирику  как  систему  цикловых  структур 
организует  и  А.Н.  Плещеев.

В  настоящее  время 
большинство  определений  контекстовой  формы 
строится  на  принципе  нахождения  в  нем 
того  или  иного  централизующего  начала,  «скрепляющего» 
отдельные  произведения  в  целое.  Будь  то 
единство  жанра,  цельность  мотивного  комплекса 
или  специфика  субъектного  плана,  —  на 
всех  этих  уровнях,  по  мнению  большинства 
цикловедов,  должна  проявляться  авторская 
концепция,  реализующая  единство  авторской  личности.

Последнее  подготовленное 
для  детей  дошкольного  и  младшего  школьного 
возраста  издание  А.Н.  Плещеева  вышло  в 
Москве,  было  отпечатано  в  типографии  И.Д. 
Сытина.  Внешне  книга  оформлена  просто.  На 
ее  обложке  представлен  портрет  поэта 
преклонных  лет.  Это  акцентирует  внимание  на 
продуманном  художественном  единстве  дизайна  и 
заглавия  книги  —  «Дедушкины  песни». 
Читатель  может  предположить,  что  формой 
выражения  авторского  сознания,  скорее  всего, 
будет  собственно  автор,  который  и  является 
«дедушкой».  Действительно,  в  последние  годы 
жизни  в  своей  детской  поэзии  А.Н. 
Плещеев  предстает  в  образе  благообразного, 
убеленного  сединами  старца,  находившегося  в 
дружеских  отношениях  с  маленькими  читателями, 
понимавшего  их  и  понимаемого  ими,  горячо 
любящего  их  и  любимого  детьми  «дедушки». 

В  составе  книги 
двадцать  стихотворений,  семнадцать  из  которых 
озаглавлены  номинативно:  «Весна»,  «Ненастье», 
«Цветок»,  «Ребенку»  и  другие.  Три  —  по 
первой  строке  произведения:  «Напрасно  птички, 
вас  мое…»,  «Капля  дождевая…»,  «Перед  ветхою 
избенкой…».  Написаны  они  в  разное  время, 
в  период  с  1858  по  1878  годы. 
Ранее  стихи  печатались  отдельно  в  других 
изданиях.  Стихотворение  «Птичка»  (1858), 
например,  впервые  появилось  в  журнале 
«Русский  вестник»,  в  «Современнике»  были 
напечатаны  «Тучи»  (1863),  в  «Отечественных 
записках»  —  «Детство»  (1873).

Тексты  в  книге 
расположены  не  в  хронологической  последовательности: 
первый  из  них  написан  в  1861  году, 
следующий  —  в  1858,  последний  —  в 
1877  году.  Стихи,  вошедшие  в  центральный 
массив  книги,  датированы  1870,  1878,  1872, 
1860,  1863,  1875,  1873  годами.  Это 
свидетельствует  о  том,  что  книга-цикл 
представляет  собой  собранную  автором  вторичную 
структуру.  Она  основана  на  идейно-тематическом 
содержании,  жанровой  доминанте,  соединенной  сквозными 
образами,  внутреннем  единстве  смыслового 
пространства  и  других  «межстихотворных  скрепах» 
(В.А.  Сапогов),  дающих  возможность  наблюдать 
«текстовое  развертывание  авторской  системы»  (О.В. 
Мирошникова).

Стихотворения,  составившие 
метажанр,  с  полной  отчетливостью  помогают 
понять,  почему  для  детей  А.Н.  Плещеев 
был  хорошо  знакомым  дедом,  дедушкой,  образ 
которого  так  часто  мелькает  на  страницах 
его  книги  и  который  выражает  идею 
задуманного  целого.  «Деды  и  внуки  сходятся 
между  собой,  начала  и  концы  жизни 
встречаются»,  —  пишет  Ю.И.  Айхенвальд, 
характеризуя  детскую  поэзию  А.Н.  Плещеева 
[1,  c.  279].  О  том,  как  подобная 
встреча  происходит  в  действительности,  и 
повествует  автор  «Дедушкиных  песен».  В 
стихотворении  «Детство»  он  обращается  к 
этому  периоду  своей  жизни. 

Мне  вспомнились  детства 
далекие  годы 

И  тот  городок,  где 
я  рос,

Приходского  храма 
угрюмые  своды, 

Вокруг  него  зелень 
берез. 

…………………………… 

Там  долго  веселый 
наш  крик  раздавался, 

И  не  было  играм 
конца; 

Там  матери  нежный 
упрек  забывался 

И  выговор  строгий 
отца  [2,  c.  182].

Проходят  годы,  и 
перед  усложнившейся  реальностью  исчезает  ребенок, 
развивается,  мужает  в  житейских  трудностях 
взрослый  человек.  Но  дитя  «перестает  жить» 
в  нем  не  совсем.  Оно  иногда 
воскресает  и  манит  к  себе  как  далекое 
воспоминание,  как  церковный  вечерний  звон. 
И  это  второе  детство  встречается  с  вновь 
появившимся  другим,  потому  что 

…там,  за  оградой, 
все  так  же  сирени 

Цветут,  и  опять  вечерком 

Малютки  на  старой 
церковной  ступени 

Болтают,  усевшись  рядком 
[2,  c.  184].

Два  детства, 
соприкасаясь,  образуют  общность,  между  ними 
рождается  прочное  взаимопонимание,  возникают 
постоянные  интересы.  Вот  тогда-то  в  кругу 
внуков  восседает  дедушка  и  рассказывает  им 
свои  песни  и  сказки: 

Про  лису,  про 
колобок, 

Да  про  квакушку-лягушку, 

Да  про  мышкин 
теремок  [2,  c.  208].

Однако,  и  это 
естественно,  А.Н.  Плещеев  не  стремится  в 
своих  стихах  для  детей  к  адекватному 
копированию  собственной  биографии  и  своего 
жизненного  опыта.  Поэт  как  конкретная 
реальная  личность  и  образ  автора, 
являющийся  динамическим  образом  художественного 
единства,  целостности,  —  не  одно  и  то 
же.  В  «Дедушкиных  песнях»  мы  находим 
и  другие  формы  авторского  сознания: 
лирический  герой  («Мой  садик»), 
автор-повествователь  («Детство»),  лирический  персонаж 
(«Зимний  вечер»).  В  поэтической  стихии 
книги  А.Н.  Плещеева  они  реализуют  на  всех 
уровнях  текста  ее  художественную  циклическую 
сущность,  связывая  между  собой  отдельные 
стихи-фрагменты  в  единое  произведение,  в 
единую  «песню  чистого  сердца»  (Ю.И.  Айхенвальд).

Для  стихотворений  поэта 
как  циклового  единства,  объединенных  темой 
детства,  гуманными  мотивами,  субъектной  сферой, 
где  преимущественно  действует  лирический  персонаж 
—  ребенок,  свойственна  простота,  жизненность 
ситуаций,  предельная  ясность  образов.

Каковы  же  дети  в 
книге  поэта?  Как  и  в  реальной  жизни, 
они  подвижные,  шаловливые,  шумные,  везде 
успевающие,  всем  интересующиеся,  а  также 
добрые,  отзывчивые,  умеющие  сострадать  всему 
живому.  Вот  перед  нами  плещеевский  Ваня, 
во  что  бы  то  ни  стало  желавший 
учиться  в  школе,  из  стихотворного  рассказа 
«Бабушка  и  внучек».  Резвый  Вася,  потихоньку 
сбежавший  с  Жучкой  от  няни  в  поле 
(«Завтра!»).  Нищий  одинокий  мальчик,  судьба 
которого  изначально  сложна.  Смерть  матери 
заставляет  его  осознать,  что  рассчитывать 
на  чью-либо  помощь  бессмысленно.  И  уже 
потеряв  надежду  на  поддержку,  он  неожиданно 
получает  ее  от  бедного  старика,  который 
делится  с  ним  последним  куском  хлеба, 
так  как  таких  людей,  как  они,  может 
понять  «видно,  не  сытый,  а  только 
голодный»  («Нищие»).  Таковы  и  подобны  им 
многие  лирические  персонажи  «Дедушкиных  песен» 
А.Н.  Плещеева,  которые  дают  отчетливое 
представление,  как  по-разному  представлен  в 
книге  мир  ребенка.

Для  всей  поэзии 
автора,  в  том  числе  и  для  детских 
стихов,  характерны  элементы  критического 
восприятия  действительности  с  глубокими  раздумьями 
о  противоречивости,  сложности  человеческой 
натуры,  о  преобладающем  значении  в  жизни 
человека  его  духовно-нравственных  устремлений. 
Для  отражения  этого  в  своем  творчестве 
А.Н.  Плещеев  очень  часто  обращался  к 
стихотворениям  с  ярко  выраженными  эпическими 
компонентами.

Стихи  для  детей  в 
решении  этой  проблемы  не  стали  исключением, 
поэт  определял  их  как  правдивый  рассказ 
о  жизни.  А  стремление  к  достоверному 
изображению  реальности  требовало  от  него  необходимой 
ориентации  на  те  или  иные  жанровые 
формы.  В  основном,  они  лироэпические:  стихотворные 
рассказы  и  очерки,  картинки,  зарисовки, 
сценки  из  повседневной  жизни.  На  такой 
выбор  жанра  в  «Дедушкиных  песнях»  иногда 
конкретно  указывал  сам  автор,  например, 
«Ненастье.  (Картинка)»,  «Завтра!  (Сценка  из 
вседневной  жизни)».  К  жанру  стихотворного 
рассказа  или  очерка,  где  собственно  автор 
или  лирический  персонаж  соединяют  отдельные 
произведения  в  целое,  в  книге  можно 
отнести  стихотворения  «Бабушка  и  внучек», 
«Детство»,  «Ожидания»,  «Перед  ветхою 
избенкой…»,  двучастную  форму  «Нищие».  К 
жанру  пейзажной  зарисовки  с  социальным 
компонентом  принадлежат  стихотворения  «Весна» 
(1861),  «Птичка»,  «Весна»  (1872),  «Капля 
дождевая…»  и  др.

Многие  стихотворения 
А.Н.  Плещеева  различных  жанров  были 
положены  на  музыку  композиторами.  Это 
свидетельствует  о  том,  что  стихи  поэта 
необычайно  лиричны,  мелодичны,  организованы  так, 
что  обладают  гармоническим  слиянием  поэтического 
и  музыкального  замысла.  Из  двадцати 
стихотворений,  включенных  в  книгу  «Дедушкины 
песни»,  семь  в  то  же  время  являются 
и  музыкальными  произведениями:  «Весна»  (1872), 
«Капля  дождевая…»,  «Мой  садик»,  «Цветок», 
«В  бурю»,  «Зимний  вечер»,  «Легенда».

Все  детские  стихотворные 
произведения  поэта  построены  на  сюжете, 
который  прост  и  в  жизни  обычен.  Он 
помогает  Плещееву  развивать,  например,  мотивы 
деятельного  сочувствия,  сопереживания  обездоленным. 
Таковы  стихотворения  «Весна»  (1861),  из  которого 
читатель  узнает,  что  с  приходом  весны, 
любимого  времени  года  автора,  символизирующего 
пробуждение  новых  молодых  сил,  творческое  и 
духовное  обновление,  «позабудет  бедный  горе», 
«Птичка»  (1858),  которая  горемыке-бедняку  богом 
в  отраду  послана  издалека,  для  него 
она  принесла  песню  надежды  и  примирения. 
Мысль  о  внимании  к  бедным  слышится  и 
в  коротком  восьмистишии,  переведенном  поэтом 
с  немецкого  языка  (из  Морица  Гартмана) 
«Капля  дождевая…»  (1860),  сюжет  которого 
тоже  незамысловат.

Капля  дождевая 

Говорит  другим:

«Что  мы  здесь  в 
окошко

Громко  так  стучим?»

Отвечают  капли: 

«Здесь  бедняк  живет,

Мы  ему  приносим

Весть,  что  хлеб 
растет»  [2,  c.  186].

В  заключительном  стихотворении 
книги-цикла  «Легенда»  автор  рассказывает  о 
том,  что  у  Христа-младенца  был  сад  и 
в  нем  он  взрастил  много  роз.  Когда 
же  розы  расцвели,  Христос  пригласил  в 
свой  сад  еврейских  детей,  те  сорвали 
по  одному  цветку,  и  весь  сад  был 
опустошен. 

«Как  ты  сплетешь 
теперь  венок?» 

В  твоем  саду  нет 
больше  роз!» 

«Вы  позабыли,  что 
шипы 

Остались  мне»,  — 
сказал  Христос. 

И  из  шипов  они 
сплели 

Венок  колючий  для 
него, 

И  капли  крови, 
вместо  роз, 

Чело  украсили  Его 
[2,  c.  187].

Это  очень  характерный 
для  поэта  символ:  розы  —  другим,  шипы 
—  себе.  А.Н.  Плещеев  всегда  был  рад 
за  тех,  кого  венчали  розы  детства, 
молодости  и  счастья.  Пусть  собственная 
молодость  ушла  —  да  возродится  она  в 
другом!  Собственная  жизнь  прожита  —  да 
будет  же  благословенна  новая!

Так  плещеевские  сюжеты 
стихов  для  детей  дают  возможность 
развиваться  ситуативно-фабульному  внутреннему  движению 
в  произведении,  а  также  создавать 
композиционную  динамичность  книжного  единства.

Таким  образом,  все 
стихотворения  книги-цикла  поэта,  составленной  из 
ранее  написанных  и  напечатанных  произведений, 
соединяясь  и  взаимодействуя,  подчиняются 
однородной  жанрово-тематической  доминанте.  Они 
организуют  динамическую  структуру,  образуют 
единое  смысловое  поле,  единый  текст  песен, 
в  котором  художественно,  реалистично,  целостно  представляют 
мир  ребенка,  отраженный  в  определенных 
идеалах  и  требованиях  к  миру,  воссозданных 
в  поэтической  концепции  А.Н.  Плещеева.

Список  литературы:

1.     Айхенвальд 
Ю.И.  Силуэты  русских  писателей.  М.: 
Республика,  1994.  —  592  с.

2.     Плещеев 
А.Н.  Стихотворения.  Проза.  М.:  Правда, 
1988.  —  464  с.

Инфоурок

Литературное чтение
ПрезентацииПрезентация по литературному чтение на тему»Книги А. Н. Плещеева для детей .»(2 класс)

Алексей Николаевич Плещеев Детям о русских поэтахЛитературное чтение...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Алексей Николаевич Плещеев Детям о русских поэтахЛитературное чтение

    Описание слайда:

    Алексей Николаевич
    Плещеев

    Детям о русских поэтах
    Литературное чтение
    УМК «Школа России»

  • 2 слайд

    Алексей Николаевич Плещеев(1825 - 1893) Поэт Переводчик Прозаик Драматур

    Описание слайда:

    Алексей Николаевич Плещеев
    (1825 — 1893)

    Поэт
    Переводчик
    Прозаик
    Драматург
    Критик

  • 3 слайд

    Родился в Костроме. Отец и мать принадлежали к старинному родовитому

    Описание слайда:

    Родился в Костроме. Отец и мать принадлежали к старинному родовитому дворянству. Однако семья Плещеевых жила небогато. Все обожали литературное творчество.
    Особенно трудным материальное положение семьи стало после смерти отца. Все же мать сумела дать сыну отличное домашнее образование. Знал 3 языка. Детство прошло в Нижнем Новгороде.

  • 4 слайд

    В 1839 году Плещеев уезжает в Петербург, где продолжает свое обучение в во

    Описание слайда:

    В 1839 году Плещеев уезжает в Петербург, где продолжает свое обучение в военной школе прапорщиков. Однако, проведённые годы в этом учебном заведении, разочаровали его, и он делает блестящий выбор — поступает в Петербургский университет. Здесь он приступает изучать восточные языки.
    Для молодых дворян того времени было модно состоять в каких-либо партиях, кружках. Плещеев был арестован по доносу провокаторов, как и другие члены одного из кружков, полицией.

  • 5 слайд

    Юный поэт даже был приговорён к смертной казни, но приговор смягчили

    Описание слайда:

    Юный поэт даже был приговорён к смертной казни, но приговор смягчили и его сослали в Оренбургскую область служить 4 года рядовым солдатом. За храбрость дослужился до звания прапорщика, даже удалось вернуть звание дворянина. На военной службе ему пришлось провести почти 10 лет.

  • 6 слайд

    Любимый поэт русской молодёжи 1840 - х годов превращается в отличного де

    Описание слайда:

    Любимый поэт русской молодёжи 1840 — х годов превращается в отличного детского поэта.
    Сборники для детей:
    «Детская книжка» (1861)
    «Подснежник» (1878)
    «Дедушкины песни»(1891).

  • 7 слайд

    Сборник «Подснежник»  Плещеев  А. Н. Издатель: Санкт-Петербург: Типог

    Описание слайда:

    Сборник «Подснежник»
     Плещеев  А. Н.
    Издатель: Санкт-Петербург: Типография В. Лихачева и А. Суворина.
    Дата: 1878.
    Описание: Оригинал хранится в Российской национальной библиотеке; Дозволено цензурою.
    С. — Петербург, 8 апреля 1878 года.
    Тематика: Стихи.

  • 8 слайд

    Стихотворения А. Н. Плещеева для детей «Весна» «Сельская песенка» «В бурю

    Описание слайда:

    Стихотворения А. Н. Плещеева для детей

    «Весна»
    «Сельская песенка»
    «В бурю»
    «Бабушка и внучек»
    «Осень наступила»
    «Скучная картина»
    «Ни слова, о друг мой, ни вздоха …»
    «Дети и птичка»

  • 9 слайд

    Крупнейшие русские композиторы на основе стихотворений Плещеева создали

    Описание слайда:

    Крупнейшие русские композиторы на основе стихотворений Плещеева создали ряд песен и более 100 романсов, ставших классическими.
    П. И. Чайковский
    (1840 – 1893)

  • 10 слайд

    Романсы П. И. Чайковского на стихи Плещеева «Ни слова, о друг мой …» (1

    Описание слайда:

    Романсы П. И. Чайковского на стихи Плещеева
    «Ни слова, о друг мой …» (1869)
    «О, спой ту же песню …» (1872)
    «Лишь ты один …» (1840)
    «О, если б знали вы …» (1886)
      «Нам звёзды кроткие сияли …» (1886)
    Всего П. И. Чайковским на стихи Плещеева создано 20 романсов.
    14 песен Чайковского из цикла «16 песен для детей» (1883) были созданы на стихи из сборника Плещеева «Подснежник».

  • 11 слайд

    А. Н. Плещеев – меценат В 1890 году получил огромное наследство от п

    Описание слайда:

    А. Н. Плещеев – меценат
    В 1890 году получил огромное наследство от пензенского родственника Алексея Павловича Плещеева и поселился с дочерьми в роскошных апартаментах парижского отеля «Mirabeau», куда звал всех своих знакомых литераторов и щедро дарил им крупные суммы денег. Плещеев сам водил гостей по достопримечательностям Парижа, заказывал роскошные обеды в ресторанах, оплачивал проезд.
    Поэт внёс значительную сумму в Литературный фонд, учредил фонды имени Белинского и Чернышевского для поощрения талантливых писателей.

  • 12 слайд

    Смерть поэтаВ 1893 году, уже тяжело больной, А. Н. Плещеев в очередной раз на

    Описание слайда:

    Смерть поэта
    В 1893 году, уже тяжело больной, А. Н. Плещеев в очередной раз направился на лечение в Ниццу и по пути 8 октября 1893 скончался от инсульта. Тело его было перевезено в Москву и погребено на кладбище Новодевичьего монастыря.

  • 13 слайд

    К. Д. Бальмонт Памяти ПлещееваЕго душа была чиста, как снег;Был для не

    Описание слайда:

    К. Д. Бальмонт
    Памяти Плещеева

    Его душа была чиста, как снег;
    Был для него святыней человек;
    Он был всегда певцом добра и света;
    К униженным он полон был любви.
    О, молодость! Склонись, благослови
    Остывший прах умолкшего поэта.

    Это стихотворение прозвучало в день похорон над гробом А. Н. Плещеева.

  • 14 слайд

    Могила А. Н. Плещеева на Новодевичьем кладбище

    Описание слайда:

    Могила А. Н. Плещеева на Новодевичьем кладбище

  • 15 слайд

    Памятник А. Н. Плещееву в Соль - ИлецкеРасположен около здания библиотеки.

    Описание слайда:

    Памятник А. Н. Плещееву
    в Соль — Илецке
    Расположен около здания библиотеки. Автор этого памятника – скульптор Владимир Лапин. Памятник установлен осенью 2004 года к 250-летнему юбилею города. Среди соль — илецких краеведов и литераторов существует мнение, что русский поэт в этих местах отбывал ссылку.

  • 16 слайд

    Книги А. Н. Плещеева для детей

    Описание слайда:

    Книги А. Н. Плещеева для детей

  • 17 слайд

    Книги А. Н. Плещеева для детей

    Описание слайда:

    Книги А. Н. Плещеева для детей

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Краткое описание документа:

Книги А. Н. Плещеева для детейПеречень вопросов, рассматриваемых на уроке:Биография поэта А. Плещеева, А. Блока.Стихотворения А. Плещеева «Весна», «Сельская песенка», А. Блока «На лугу».Загадки о весне.

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

Тема:
«Осень наступила.» А. Плещеев

Похожие материалы

  • Методическая разработка урока по литературному чтению в 4 классе по теме: «А.П.Чехов «Мальчики»

  • Активизация познавательной деятельности на уроках литературного чтения

  • Презентация по литературному чтение на тему» Е. И. Чарушин Страшный рассказ .»(2 класс)

  • Урок по обучению грамоте по теме «Сопоставление слогов и слов с буквами Г и К»

  • Урок по литературному чтению на тему: «С.Маршак « Как поработала зима…»»

  • Рабочая программа по литературному чтению

  • Сказка о спящей царевне

  • Тематическое планирование по литературному чтению 4 кл

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5459315 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Методика написания учебной и научно-исследовательской работы в школе (доклад, реферат, эссе, статья) в процессе реализации метапредметных задач ФГОС ОО»

  • Курс повышения квалификации «Основы управления проектами в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Введение в сетевые технологии»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности помощника-референта руководителя со знанием иностранных языков»

  • Курс профессиональной переподготовки «Уголовно-правовые дисциплины: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление процессом по предоставлению услуг по кредитному брокериджу»

Жанр: стихотворение

Читайте анализ других стихотворений Алексея Плещеева:

«В бурю»


Главные герои стихотворения «Бабушка и внучек» и их характеристика

  1. Внучек. Любознательный, добрый, послушный. Очень хотел в школу.
  2. Бабушка. Милая, ласковая, отпускает внука с наказом.


План пересказа стихотворения «Бабушка и внучек»

  1. Мальчик в углу.
  2. Предложение поиграть.
  3. Хороший день.
  4. Предложение гостинца.
  5. Подозрения старушки.
  6. Предложение подарка.
  7. Купи сумку.
  8. Рассказ о школе и учителе.
  9. Божие внушение.
  10. За сумкой.


Главная мысль стихотворения «Бабушка и внучек»

Каждый должен учиться и учиться с радостью.


Чему учит стихотворение «Бабушка и внучек»

Стихотворение учит стремиться к знаниям. Учит любознательности и пытливости.


Отзыв на стихотворение «Бабушка и внучек»

Мне понравилось это стихотворение и понравилось, как настойчиво внук уговаривает старую бабушку отпустить его в школу. Ему понравилось то, что он видел в школе. Его заинтересовали слова учителя. Мальчик понял, что мир огромен и прекрасен, и захотел больше узнать об окружающем его мире. 

Мне понятно это стремление, я и сама очень люблю узнавать новое.


Анализ стихотворения «Бабушка и внучек»

Стихотворение написано Алексеем Плещеевым в 1878 году.

Тема: стремление к учёбе.

Жанр: бытовая лирика.

Стихотворение построено в форме диалога старушки и её маленького внука.

Бабушка любит мальчика и проявляет беспокойство, видя его грусть и непонятную задумчивость. Она пытается заставить мальчика пойти поиграть на улице, ведь стоят последние тёплые дни уходящего лета, предлагает угощения и подарки. Но мальчик мечтает о школьной сумке.

Он делится с бабушкой сокровенной мечтой — он хочет учиться в школе. И рассказывает, как слушал через окно слова учителя, как видел других детей, увлечённо что-то рисующих в тетрадках. И как ему самому нестерпимо захотелось в школу.

И бабушка благословляет внука.

Это стихотворение является одновременно гимном любви к знаниям, и советом молодому поколению не проводить время в беспечных играх и забавах, а уже сейчас подумать о своём будущем.

Стихотворный размер: хорей.

Рифмовка перекрестная: АВАВ, где нечетные строки написаны белым стихом.


Средства художественной выразительности в стихотворении «Бабушка и внучек»


Эпитеты:
кудрявый мальчик, благодатного денёчка, дальними морями, злыми, страшными зверями, картинок распрекрасных, глазки бойкие, морщинистую шею, тёмным людом, резвый мальчик.

Метафоры:
на лице забота, взгляд устремился, клонит ветер, будет на орехи,

Сравнения:
свет — ученье.

Олицетворения:
глядят лукаво, стоят морозы


Пословицы к стихотворению «Бабушка и внучек»

Ученье — свет, неученье — тьма.

Грамоте учиться — всегда пригодится.

Век живи, век учись.

Добро того учить, кто слушает.

Не стыдно не знать, стыдно не учиться.


Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения «Бабушка и внучек»

Бабушка вязала чулок и с подозрением косилась в угол, где молча стоял маленький кудрявый мальчик.

Наконец старушка не выдержала. Она предложила внуку поиграть в саду с сестрёнкой, пока стоит хорошая тёплая погода.

Внучок лукаво улыбнулся.

Старушка стала предлагать ему виноград, а потом забеспокоилась, не набедокурил ли мальчик. Может он уже сам взял виноград без спросу, или задул свечи перед образами?

Мальчик отвечал, что был послушным. Бабушка предлагает ему выбрать подарок и мальчик просит школьную сумку.

Бабушка смеется и предлагает лучше сказку рассказать. Но мальчик упрям и рассказывает, как шёл мимо школы и остановился послушать рассказы учителя.

Тот говорил о дальних странах, о далёком прошлом, а потом все стали петь. Учитель втащил мальчика через окно и тоже заставил петь.

Бабушка говорит, что это божий знак и ведёт мальчика покупать сумку.

Читать стихотворение «Бабушка и внучек», текст

Под окном чулок старушка 

Вяжет в комнатке уютной 

И в очки свои большие 

Смотрит в угол поминутно. 

А в углу кудрявый мальчик 

Молча к стенке прислонился; 

На лице его забота, 

Взгляд на что-то устремился. 

«Что сидишь всё дома, внучек? 

Шёл бы в сад, копал бы грядки 

Или кликнул бы сестрёнку, 

Поиграл бы с ней в лошадки. 

Кабы силы да здоровье, 

И сама бы с вами, детки, 

Побрела я на лужайку; 

Дни такие стали редки. 

Уж трава желтеет в поле, 

Листья падают сухие; 

Скоро птички-щебетуньи 

Улетят в края чужие! 

Присмирел ты что-то, Ваня, 

Всё стоишь сложивши ручки; 

Посмотри, как светит солнце, 

Ни одной на небе тучки! 

Что за тишь! Не клонит ветер 

Ни былинки, ни цветочка. 

Не дождёшься ты такого 

Благодатного денёчка!» 

Подошёл к старушке внучек 

И головкою курчавой 

К ней припал; глаза большие 

На неё глядят лукаво… 

«Знать, гостинцу захотелось? 

Винных ягод, винограда? 

Ну поди возьми в комоде».
— 

«Нет, гостинца мне не надо!» 

— «Уж чего-нибудь да хочешь… 

Или, может, напроказил? 

Может, сам, когда спала я, 

Ты в комод без спросу лазил? 

Может, вытащил закладку 

Ты из святцев для потехи? 

Ну постой же… За проказы 

Будет внучку на орехи!» 

— «Нет, в комод я твой не лазил; 

Не таскал твоей закладки». 

— «Так, пожалуй, не задул ли 

Перед образом лампадки?» 

— «Нет, бабуся, не шалил я; 

А вчера, меня целуя, 

Ты сказала: «Будешь умник — 

Всё тогда тебе куплю я…»» 

— «Ишь ведь память-то какая! 

Что ж купить тебе? Лошадку? 

Оловянную посуду 

Или грабли да лопатку?» 

— «Нет! уж ты мне покупала 

И лошадку, и посуду. 

Сумку мне купи, бабуся, 

В школу с ней ходить я буду». 

— «Ай да Ваня! Хочет в школу, 

За букварь да за указку. 

Где тебе! Садись-ка лучше, 

Расскажу тебе я сказку…» 

— «Уж и так мне много сказок 

Ты, бабуся, говорила; 

Если знаешь, расскажи мне 

Лучше то, что вправду было. 

Шёл вчера я мимо школы. 

Сколько там детей, родная! 

Как рассказывал учитель, 

Долго слушал у окна я. 

Слушал я — какие земли 

Есть за дальними морями… 

Города, леса какие 

С злыми, страшными зверями. 

Он рассказывал: где жарко, 

Где всегда стоят морозы, 

Отчего дожди, туманы, 

Отчего бывают грозы… 

И ещё — как люди жили 

Прежде нас и чем питались; 

Как они не знали бога 

И болванам поклонялись. 

Рисовали тоже дети, 

Много я глядел тетрадок, — 

Кто глаза, кто нос выводит, 

А кто домик да лошадок. 

А как кончилось ученье, 

Стали хором петь. В окошко 

И меня втащил учитель, 

Говорит: «Пой с нами, крошка! 

Да проси, чтоб присылали 

В школу к нам тебя родные, 

Все вы скажете спасибо 

Ей, как будете большие». 

Отпусти меня! Бабусю 

Я за это расцелую 

И каких тебе картинок 

Распрекрасных нарисую!» 

И впились в лицо старушки 

Глазки бойкие ребёнка; 

И морщинистую шею 

Обвила его ручонка. 

На глазах старушки слёзы: 

«Это божие внушенье! 

Будь по-твоему, голубчик, 

Знаю я, что свет — ученье. 

Бегай в школу, Ваня; только 

Спеси там не набирайся; 

Как обучишься наукам, 

Тёмным людом не гнушайся!» 

Чуть со стула резвый мальчик 

Не стащил её. Пустился 

Вон из комнаты, и мигом 

Уж в саду он очутился. 

И уж русая головка 

В тёмной зелени мелькает… 

А старушка то смеётся, 

То слезинку утирает. 

Рисунки и иллюстрации к стихотворению «Бабушка и внучек»

1

Под окном чулок старушка
Вяжет в комнатке уютной
И в очки свои большие
Смотрит в угол поминутно.

А в углу кудрявый мальчик
Молча к стенке прислонился;
На лице его забота,
Взгляд на что-то устремился.

«Что сидишь всё дома, внучек?
Шел бы в сад, копал бы грядки
Или кликнул бы сестренку,
Поиграл бы с ней в лошадки.

Кабы силы да здоровье,
И сама бы с вами, детки,
Побрела я на лужайку;
Дни такие стали редки.

Уж трава желтеет в поле,
Листья падают сухие;
Скоро птички-щебетуньи
Улетят в края чужие!

Присмирел ты что-то, Ваня,
Всё стоишь сложивши ручки;
Посмотри, как светит солнце,
Ни одной на небе тучки!

Что за тишь! Не клонит ветер
Ни былинки, ни цветочка.
Не дождешься ты такого
Благодатного денечка!»

Подошел к старушке внучек
И головкою курчавой
К ней припал; глаза большие
На нее глядят лукаво…

«Знать, гостинцу захотелось?
Винных ягод, винограда?
Ну поди возьми в комоде».
— «Нет, гостинца мне не надо!»

— «Уж чего-нибудь да хочешь…
Или, может, напроказил?
Может, сам, когда спала я,
Ты в комод без спросу лазил?

Может, вытащил закладку
Ты из святцев для потехи?
Ну постой же… За проказы
Будет внучку на орехи!»

— «Нет, в комод я твой не лазил;
Не таскал твоей закладки».
— «Так, пожалуй, не задул ли
Перед образом лампадки?»

— «Нет, бабуся, не шалил я;
А вчера, меня целуя,
Ты сказала: «Будешь умник —
Всё тогда тебе куплю я…»»

— «Ишь ведь память-то какая!
Что ж купить тебе? Лошадку?
Оловянную посуду
Или грабли да лопатку?»

— «Нет! уж ты мне покупала
И лошадку, и посуду.
Сумку мне купи, бабуся,
В школу с ней ходить я буду».

— «Ай да Ваня! Хочет в школу,
За букварь да за указку.
Где тебе! Садись-ка лучше,
Расскажу тебе я сказку…»

— «Уж и так мне много сказок
Ты, бабуся, говорила;
Если знаешь, расскажи мне
Лучше то, что вправду было.

Шел вчера я мимо школы.
Сколько там детей, родная!
Как рассказывал учитель,
Долго слушал у окна я.

Слушал я — какие земли
Есть за дальними морями…
Города, леса какие
С злыми, страшными зверями.

Он рассказывал: где жарко,
Где всегда стоят морозы,
Отчего дожди, туманы,
Отчего бывают грозы…

И еще — как люди жили
Прежде нас и чем питались;
Как они не знали бога
И болванам поклонялись.

Рисовали тоже дети,
Много я глядел тетрадок, —
Кто глаза, кто нос выводит,
А кто домик да лошадок.

А как кончилось ученье,
Стали хором петь. В окошко
И меня втащил учитель,
Говорит: «Пой с нами, крошка!

Да проси, чтоб присылали
В школу к нам тебя родные,
Все вы скажете спасибо
Ей, как будете большие».

Отпусти меня! Бабусю
Я за это расцелую
И каких тебе картинок
Распрекрасных нарисую!»

И впились в лицо старушки
Глазки бойкие ребенка;
И морщинистую шею
Обвила его ручонка.

На глазах старушки слезы:
«Это божие внушенье!
Будь по-твоему, голубчик,
Знаю я, что свет — ученье.

Бегай в школу, Ваня; только
Спеси там не набирайся;
Как обучишься наукам,
Темным людом не гнушайся!»

Чуть со стула резвый мальчик
Не стащил ее. Пустился
Вон из комнаты, и мигом
Уж в саду он очутился.

И уж русая головка
В темной зелени мелькает…
А старушка то смеется,
То слезинку утирает.

Анализ стихотворения «Бабушка и внучек» Плещеева

Поэзия — это мироощущение поэта, переживания и мораль, которая выражается в стихотворении. Алексей Николаевич Плещеев — русский писатель, поэт и переводчик, в 1878 году издал стихотворение с названием «Бабушка и внучек», в котором четко отражена мораль стремления молодого поколения к знаниям. Детям данное стихотворение повествует о том, насколько может быть увлекательно учение, а взрослым говорит о том, что необходимо поощрять стремление детей к знаниям.

В начале произведения перед читателем предстает старенькая бабушка, которая вяжет чулок. Бабушка обращает свое внимание на угол, где сидит внучек, а «на лице его забота». Не узнавая причину задумчивости внука, бабушка предлагает ему пойти в сад покопать грядки или поиграть с сестренкой в лошадки. Бабушка говорит внучку, что «дни такие стали редки» и близится осень.

Внука не прельщает идея пойти гулять или играть с сестренкой. Подойдя к бабушке, он склоняется на нее своей курчавой головкой и смотрит на нее большими взглядом. Бабушка догадывается, что мальчику что-то нужно: гостинец или угощенье. Мальчик отвечает отрицательно. Тогда бабушка спрашивает внука, не напроказил ли тот:

  • тайком лазил в комод;
  • таскал закладки;
  • для потехи задул свечу лампадки.

Но и в этот раз бабушка не угадывает душевных тревог внука. Чтобы хоть как-то развеселить внука, бабушка обещает накупить ему разных игрушек. Ответ внука поражает бабушку. Он говорит, что «сумку мне купи, бабуся, в школу с ней ходить я буду». Бабушка дивится странному желанию мальчика и предлагает рассказать ему сказку для потехи, но внука не интересуют выдумки.

Мальчик делится впечатлениями о школе, мимо которой он случайно проходил. Через окно он слушал учителя, который рассказывал:

  • «какие земли есть за дальними морями…»;
  • «где жарко, где всегда стоят морозы, отчего дожди, туманы, отчего бывают грозы…»;
  • «как люди жили прежде нас и чем питались».

Мальчик видел, как другие детки в классе писали и рисовали в тетрадках, а после уроков пели хором. Мальчик рассказал бабушке, что учитель заметил его и пригласил спеть вместе с другими детками. Учитель поощрил интерес мальчика к знаниям и сказал чтобы его отправили в школу.

Бабушка выслушав рассказ мальчика прослезилась. Она знала что ученье — это свет, поэтому разрешила внуку «бегать» в школу. Обрадованный мальчик, мигом выбежал в сад, от радости чуть не стащив бабушку со стула.

А.Н. Плещеев показал в своем стихотворении насколько дети могут быть впечатлены знаниями. Взрослые должны с пониманием относиться к учебе и получению знаний детьми, поэтому необходимо поощрять стремления детей к учебе.

Тема: Л. Толстой «Старый дед и внучек».

Цели:

  • Познакомить учащихся  с биографией Л.Н. Толстого, его рассказом «Старый дед и внучек»; учить находить главную мысль в тексте, подтверждать свои суждения цитатами из текста;
  • Развивать умение выделять главную и второстепенную информации; пополнить словарный запас;
  • Воспитывать уважение и сострадание к старым людям, родителям.

Планируемые результаты:

Предметные:

Научатся: читать, выражая настроение произведения; характеризовать героев рассказа на основе анализа их поступков, собственных  впечатлений о герое.

Получат возможность научиться: размышлять над прочитанным; давать нравственную оценку поступкам героев.

Метапредметные УУД:

Познавательные: используют простейшие виды анализа текста, овладевают навыкам и смыслового чтения текста в соответствии с целями и задачами.

Регулятивные: формулируют и удерживают учебную задачу.

Коммуникативные: высказывают собственное мнение и позицию, строят монологическое высказывание, используют доступные речевые средства для передачи своего впечатления.

Личностные УУД:

Проявляют этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Художественная задача: показать взаимоотношения  между членами семьи, уважения, заботы к пожилым людям.

Ход урока

I. Мотивация  (самоопределение  к учебной деятельности)

-Здравствуйте! Ребята, какое сегодня прекрасное утро. Я рада вас всех видеть.  

  Посмотрите на слайд и скажите — О чём говорит  это солнышко? Слайд1

— Ребята! Посмотрите на Солнышко. Улыбнитесь ему. Солнышко дарит нам свои теплые добрые лучи. Протяните руки, возьмите один маленький лучик в свое сердце. Закройте глазки, мысленно пожелайте своим одноклассникам,   и нашим гостям хорошего настроения, радости, и удачи!

— Садитесь! Мы начинаем наш урок.  

 II. Актуализация знаний.

Речевая разминка. (Для отработки дикции.)

— Чтобы мы хорошо отвечали на уроке, чтобы язык наш слушался нас, давайте проведем речевую разминку  Слайд 2

Папа, мама, брат и я –

вот и вся моя семья.

— Прочитайте

  • жужжащим чтением,
  • с удивлением,
  • сердито,
  • весело,
  • с вопросительной интонацией,
  • чётко и быстро
  1. Подготовка к первичному восприятию текста.

 Антиципация (предугадывание) содержания текста по иллюстрации к нему.

Посмотрите внимательно и скажите:

— Кто изображен на иллюстрации?

— Где сидит отец мальчика? (сидит за столом)

— Что он  делает? (Обедает)

— А это кто? (Дедушка)

—  Где сидит дедушка? (за печкой)

 — А почему дед сидит за  печкой во время обеда?  Где должны сидеть члены семьи, когда обедают?

— Какие чувства вызвала у вас иллюстрация? Какие лица у членов семьи (грустные или весёлые)?

 Посмотрите на ВТОРУЮ иллюстрацию. А сейчас где сидит дед? ( Со всеми вместе за столом)

— Какие лица у всех? (весёлые)

— Как вы думаете, что произошло  в семье ?

— Об этом мы узнаем, прочитав рассказ Л.Н. Толстого .

— Как вы думаете, кто будет самым главным  героем  этого рассказа?

-Но для того чтобы узнать о ком мы будем сегодня читать, отгадайте загадку слайд7

Он трудится не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед –

Мой родной, любимый …(дед)

— Верно. Читать мы будем о пожилых людях, об отношениях в семье к старым людям.

-Прочитайте,  как называется рассказ «Старый дед и внучек»

— Прочитайте, кто написал этот рассказ? (Л. Толстой)

V. Знакомство с жизнью и творчеством Л.Н. Толстого.

Лев Николаевич Толстой (1828-1910) родился 9 сентября в имении Ясная Поляна в дворянской семье. В 9 лет остался сиротой, воспитывался в Казани, получил домашнее образование. В 1859г. Открыл школу для бедных детей.

Л.Н.Толстой прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Он изучал историю, музыку, рисование, медицину, создал «Азбуку» для детей. Его книги переведены на многие языки, их читают во всем мире.

VI. Первичное восприятие текста.

Чтение текста.

  1. Работа над произношением трудных слов.

Не ходили[и],уши [ы], у него [иво], невестка [и], раз [с], в чашке [ф], ухаживать [жы].

— Поработали над произношением трудных слов. А сейчас можем приступать к чтению рассказа?

— Но сначала мы посмотрим на слайд. Автор нам на урок прислал новые слова. Мы должны их прочитать, понять, запомнить  и употреблять  в речи.

 2.  Словарная работа с опорой на иллюстрацию.

Невестка – это жена сына.

Лоханка – деревянная круглая или продолговатая посуда

для стирки белья, мытья посуды.

Дощечки – манзалар.

Слаживать – что-то делать, мастерить.

  1. Образцовое чтение учителем.

Я прочитаю рассказ, слушайте очень внимательно.

4. Первичное проверка понимания.

— Ребята, вам понравился рассказ?

— С какими действующими лицами вы познакомились?

— Кто из героев вам больше всех понравился?

 VII. Физминутка.

Раз, два, три, четыре

Кто живёт в нашей квартире?

Раз, два, три, четыре, пять.

Всех могу пересчитать.

Мама, папа, брат, сестрёнка,

Кошка Мурка, два котёнка,

Мой, щенок, сверчок и я.

Вот и вся моя семья.

VIII. Перечитывание текста учениками.

  • Жужжащее чтение
  • Бинарное чтение
  • Выборочное чтение

IX. Работа в парах.

—  Найдите вопросы к рассказу на стр. 53. Будем работать парами. Первая пара берёт первый вопрос и отвечает  на него и т.д.

X. Чтение диалога

(-Кто будет Мишей? А кто папой?)

XI. Пересказ прочитанного;

XII. Вспомните с 1 класса стихотворения про бабушку и дедушки:

У меня есть дедушка,        Мы с моею бабушкой

Как зима седой.                  Старые друзья,

У меня есть дедушка         Очень уж хорошая

С белой бородой.               Бабушка моя.

— Как вы читаете эти стихи? (радостно или грустно?) Почему?

-Потому, что мы читаем эти строки с гордостью, что у нас есть дедушка и бабушка.

—  Есть ли в вашей семье пожилые люди? (Есть ли у вас дедушка и бабушка?)

XIII. Работа в группах.

— Ребята сейчас будем работать в группах

 -Перед вами листочки, на которых написаны пословицы, но эти пословицы потеряли свое начало и конец . Вам нужно будет соединить начало и конец пословиц, чтобы получились верные высказывания  объяснить смысл этих пословиц, а также ответить на вопрос который тоже лежит у вас на столе.

-1группа объяснит смысл пословицы под №1;

 (1когда все члены семьи в сборе душа спокойна и человек не волнуется понапрасну.

2когда в семье все хорошо никто не ругается(мир да тишь),тогда эта семья поистине крепка и ничего ее не сломит.)

-2 группа объяснит смысл пословицы под№2;

(Когда человек почитает своих родителей и  прислушивается к их советам, это  помогает ему избежать многих ошибок.)

-3 группа объяснит смысл пословицы под №3.

(Это значит что дети   приносят родителям как  радость так и горе. Смысл в том что если  ребенок радуется, то радуются и родители,  а вот  если случилось   горе, то родителям горе.

(идет работа в группах )

Теперь давайте проверим, посмотрите на слай3

Вся семья вместе…         … тот вовек не погибает.

Кто родителей почитает…    …детки же и горе.

Детки  —  радость…      …и душа на месте.

— Что общего  у этих пословиц? (1 группа)

— Как вы понимаете слово «семья»? (2 группа)

— Зачем люди создают семьи(3 группа)

XV. Работа с пословицами.

— Прочитайте  пословицы.  

В недружной семье добра не бывает (Русская пословица)

Старого уважай, малого воспитай. (Тувинская пословица)

— Какая пословица подходит к рассказу Л. Толстого «Старый дед и внучек»?

Итог урока.

 — А  помогаете ли вы своей бабушке (дедушке)?

—  Как нужно относиться к бабушке и дедушке?

— Многие молодые люди неуважительно и невнимательно относятся к пожилым людям, не думая, что когда-то и к ним будут относится также. Давайте любить, уважать и ценить пожилых людей. Относится к ним так, как хотелось бы, чтобы относились к вам. Пожилые люди нуждаются в нас, в нашем тепле и ласке.

— Чему научил вас этот  рассказ и его герои? Как нужно относиться к бабушке и дедушке?

( Нужно относиться с уважением. Ведь они родили и вырастили ваших родителей и еще заботятся о вас. А когда они стали старые, государство им платят пенсию).

— Подведя итог урока, прочитаем народную мудрость с доски.

— Чтобы в старости спокойно жить, умей стариков уважать и любить. (народная мудрость)

Рефлексия.

Вы довольны своей работой?

— Подумайте и продолжите своими словами предложения:

Я почувствовал…

Я задумался….

Я понял…

— Продолжите первое предложение.

— Продолжите второе предложение.

— Продолжите третье предложение.

-Я согласна с вами. У меня это произведение вызвало такие же чувства, как у вас.

Домашнее задание

  1. Написать мини-сочинение «Мой дедушка»
  2. Нарисовать иллюстрации к рассказу

Оценка.

  • Рассказ папа помоги мне
  • Рассказ перчатка жуковский читать
  • Рассказ паустовского жильцы старого дома распечатать
  • Рассказ отзывчивость по светской этике
  • Рассказ от лица ребенка в животе