Рассказ платонова никита план

Конспект урока с использованием прима технологии развитие критического мышления через чтение и письмо ркмчп чтение с остановкамитема урока: давай все

Конспект урока с использованием приёма  технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП)( чтение с остановками)

Тема урока: «Давай все трудом работать, и все живые будут»./Тема детского одиночества,  страхов и фантазии в рассказе А. П. Платонова « Никита»/. 

Цели урока: 

 1.Развитие духовного здоровья учащихся, создание благоприятных условий для общения.

2.Развитие творческих способностей учащихся

Планируемые результаты:

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;

личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

 Используемая технология: ТРКМ (прием- чтение с остановками)

Везде есть люди, только кажутся они не людьми.

Ход урока

  1. Стадия вызова.

Вступительное слово учителя

Бывало ли, что вам приходилось оставаться дома в одиночестве?

Сегодня мы познакомимся с рассказом Андрея Платоновича  Платонова «Никита»

— Как вы думаете, о чем будет говориться в рассказе?

 О чем узнаем, прочитав название?

Какие ассоциации возникают при чтении имени Никита

(Текст разделенный на части у каждого ребенка).

2. Стадия осмысление

Чтение начала рассказа первой части.

 Рано утром мать уходила со двора в поле на работу. А отца в семействе не было; отец давно ушел на главную работу — на войну, и не вернулся оттуда. Каждый день мать ожидала, что отец вернется, а его все не было и нет.

В избе и на всем дворе оставался хозяином один Никита, пяти лет от роду. Уходя, мать ему наказывала, чтобы Никита не сжег двора, чтобы он собрал яйца от кур, которые они снесли по закутам и под плетнями, чтобы чужой петух не приходил во двор и не бил своего петуха и чтобы он ел в обед молоко с хлебом на столе, а к вечеру мать вернется и тогда покормит его горячим ужином.

— Не балуй, Никитушка, отца у тебя нету, — говорила мать. — Ты умный теперь, а тут все добро наше — в избе и во дворе.

— Я умный, тут добро наше, а отца нету, — говорил Никита. — А ты приходи поскорее, мама, а то я боюсь.

— Чего ты боишься-то? На небе солнце светит, кругом в полях людно, ты не бойся, ты живи смирно один…

— Да, а солнце ведь далече, — отвечал Никита, — и его облако закроет.

Первая остановка

Вопросы для обсуждения:

1. Что мы узнаём о Никите в начале рассказа? (мальчик пяти лет от роду)

2. Почему Никита остался один? (мама уходила рано утором работать в поле, она должна была получить «трудодень», а отец был на войне)

3. Какие поручения давала мальчику мама? Чему она его научила? Подберите цитатный материал для аргументации ответа.

4. Верны ли наши предположения о названии?

5. Каким вы представляете себе Никиту? Составьте устный портрет героя рассказа.

6.Как, по-вашему, пройдет день Никиты в одиночестве без мамы?

Лексическая работаКак понимаете значение слов закут ,плетень,? Подберите к ним синонимы.

Чтение второй части. ( Никита “живёт” один.)

Оставшись один, Никита обошел всю тихую избу — горницу, затем другую комнату, где стояла русская печь, и вышел в сени. В сенях жужжали большие толстые мухи, паук дремал в углу посреди паутины, воробей пришел пеший через порог и искал себе зернышко в жилой земле избы.

Всех их знал Никита: и воробьев, и пауков, и мух, и кур во дворе; они ему уже надоели, и от них ему было скучно. Он хотел теперь узнать то, чего он не знал. Поэтому Никита пошел далее во двор и пришел в сарай, где стояла в темноте пустая бочка. В ней, наверно, кто-нибудь жил, какой-нибудь маленький человек; днем он спал, а ночью выходил наружу и ел хлеб, пил воду и думал что-нибудь, а наутро опять прятался в бочку и спал.

— Я тебя знаю, ты там живешь, — приподнявшись на ногах, сказал Никита сверху в темную гулкую бочку, а потом вдобавок постучал по ней кулаком. — Вставай, не спи, лодырь! Чего зимой есть будешь? Иди просо полоть, тебе трудодень дадут!

Никита прислушался. В бочке было тихо. «Помер он, что ль?» — подумал Никита. Но в бочке скрипнула ее деревянная снасть, и Никита отошел от греха. Он понял, что, значит, тамошний житель повернулся на бок либо хотел встать и погнаться за Никитой.

Но какой он был — тот, кто жил в бочке? Никита сразу представил его в уме. Это был маленький, а живой человек. Борода у него была длинная, она доставала до земли, когда он ходил ночью, и он нечаянно сметал ею сор и солому, отчего в сарае оставались чистые стежки.

У матери недавно пропали ножницы. Это он, должно быть, взял ножницы, чтобы обрезать себе бороду.

— Отдай ножницы! — тихо попросил Никита. — Отец придет с войны — все одно отымет, он тебя не боится. Отдай!

Бочка молчала. В лесу, далеко за деревней, кто-то ухнул, и в бочке тоже ответил ему черным страшным голосом маленький житель:

— Я тут!

Никита выбежал из сарая во двор. На небе светило доброе солнце, облака не застили его сейчас, и Никита в испуге поглядел на солнце, чтобы оно защитило его.

— Там житель в бочке живет! — сказал Никита, смотря на небо.

Доброе солнце по-прежнему светило на небе и глядело на него в ответ теплым лицом. Никита увидел, что солнце было похоже на умершего дедушку, который всегда был ласков к нему и улыбался, когда был живой и смотрел на него. Никита подумал, что дедушка стал теперь жить на солнце.

— Дедушка, ты где, ты там живешь? — спросил Никита. — Живи там, а я тут буду, я с мамой.

За огородом, в зарослях лопухов и крапивы, находился колодец. Из него уже давно не брали воду, потому что в колхозе вырыли другой колодец с хорошей водой.

В глубине того глухого колодца, в его подземной тьме, была видна светлая вода с чистым небом и облаками, идущими под солнцем. Никита наклонился через сруб колодца и спросил:

— Вы чего там?

Он думал, что там живут на дне маленькие водяные люди. Он знал, какие они были, он их видел во сне и, проснувшись, хотел их поймать, но они убежали от него по траве в колодец, в свой дом. Ростом они были с воробья, но толстые, безволосые, мокрые и вредные; они, должно быть, хотели у Никиты выпить глаза, когда он спал.

— Я вам дам! — сказал в колодец Никита. — Вы зачем тут живете?

Вода в колодце вдруг замутилась, и оттуда кто-то чавкнул пастью. Никита открыл рот, чтобы вскрикнуть, но голос его вслух не прозвучал, он занемел от страха; у него только дрогнуло и приостановилось сердце.

«Здесь еще великан живет и его дети!» — понял Никита.

— Дедушка! — поглядев на солнце, крикнул он вслух. — Дедушка, ты там? — И Никита побежал назад к дому.

У сарая он опомнился. Под плетневую стену сарая уходили две земляные норы. Там тоже жили тайные жители. А кто они такие были? — Может быть, змеи! — Они выползут ночью, приползут в избу и ужалят мать во сне, и мать умрет.

Никита побежал скорее домой, взял там два куска хлеба со стола и принес их. Он положил у каждой норы хлеб и сказал змеям:

— Змеи, ешьте хлеб, а к нам ночью не ходите.

Никита оглянулся. На огороде стоял старый пень. Посмотрев на него, Никита увидел, что это голова человека. У пня были глаза, нос и рот, и пень молча улыбался Никите.

— Ты тоже тут живешь? — спросил мальчик. — Вылезай к нам в деревню, будешь землю пахать.

Пень крякнул в ответ, и лицо его стало сердитое.

— Не вылезай, не надо, живи лучше там! — сказал Никита, испугавшись.

Во всей деревне было тихо сейчас, никого не слыхать. Мать в поле далеко, до нее добежать не успеешь. Никита ушел от сердитого пня в сени избы. Там было не страшно, там мать недавно дома была. В избе стало теперь жарко. Никита хотел испить молока, что оставила ему мать, но, посмотрев на стол, он заметил, что стол — это тоже человек, только на четырех ногах, а рук у него нету.

Никита вышел в сени на крыльцо. Вдалеке за огородом и колодцем стояла старая баня. Она топилась по-черному, и мать говорила, что в ней дедушка любил купаться, когда еще живым был.

Банька была старая и омшелая вся, скучная избушка.

«Это бабушка наша, она не померла, она избушкой стала! — в страхе подумал Никита о дедушкиной бане. — Ишь, живет себе, вон у ней голова есть — это не труба, а голова — и рот щербатый в голове. Она нарочно баня, а по правде тоже человек! Я вижу!»

Чужой петух вошел во двор с улицы. Он был похож по лицу на знакомого худого пастуха с бородкой, который по весне утонул в реке, когда хотел переплыть ее в половодье, чтобы идти гулять на свадьбу в чужую деревню.

Никита порешил, что пастух не захотел быть мертвым и стал петухом; значит, петух этот — тоже человек, только тайный. Везде есть люди, только кажутся они не людьми.

Никита наклонился к желтому цветку. Кто он был? Вглядевшись в цветок, Никита увидел, как постепенно в круглом его личике являлось человеческое выражение, и вот уже стали видны маленькие глаза, нос и открытый влажный рот, пахнущий живым дыханием.

— А я думал, ты правда — цвет! — сказал Никита. — А дай я посмотрю — что у тебя внутри, есть у тебя кишки?

Никита сломал стебель — тело цветка — и увидел в нем молоко.

— Ты маленький ребенок был, ты мать свою сосал! — удивился Никита.

Он пошел к старой бане.

— Бабушка! — тихо сказал ей Никита.

Но щербатое лицо бабушки гневно ощерилось на него, как на чужого.

«Ты не бабушка, ты другая!» — подумал Никита.

Колья из плетня смотрели на Никиту, как лица многих неизвестных людей. И каждое лицо было незнакомое и не любило его: одно сердито ухмылялось, другое злобно думало что-то о Никите, а третий кол опирался иссохшими руками-ветвями о плетень и собирался вовсе вылезти из плетня, чтобы погнаться за Никитой.

— Вы зачем тут живете? — сказал Никита. — Это наш двор!

Но незнакомые, злобные лица людей отовсюду неподвижно и зорко смотрели на Никиту. Он глянул на лопухи — они должны быть добрыми. Однако и лопухи сейчас угрюмо покачивали большими головами и не любили его.

Никита лег на землю и прильнул к ней лицом. Внутри земли гудели голоса, там, должно быть, жили в тесной тьме многие люди, и слышно было, как они корябаются руками, чтобы вылезти оттуда на свет солнца. Никита поднялся в страхе, что везде кто-то живет и отовсюду глядят на него чужие глаза, а кто не видит его, тот хочет выйти к нему из-под земли, из норы, из черной застрехи сарая. Он обернулся к избе. Изба смотрела на него, как прохожая старая тетка из дальней деревни, и шептала ему: «У-у, непутевые, нарожали вас на свет — хлеб пшеничный даром жевать».

— Мама, иди домой! — попросил Никита далекую мать. — Пускай тебе половину трудодня запишут. К нам во двор чужие пришли и живут. Прогони их!

Мать не услышала сына. Никита пошел за сарай, он хотел поглядеть, не вылезает ли пень-голова из земли; у пня рот большой, он всю капусту на огороде поест, из чего тогда мать будет щи варить зимой?

Никита издали робко посмотрел на пень в огороде. Сумрачное, нелюдимое лицо, обросшее морщинистой корой, неморгающими глазами глянуло на Никиту.

И далеко кто-то, из леса за деревней, громко крикнул:

— Максим, ты где?

— В земле! — глухо отозвался пень-голова.

Никита обернулся, чтобы бежать к матери в поле, но упал. Он занемог от страха; ноги его стали теперь, как чужие люди, и не слушались его. Тогда он пополз на животе, словно был еще маленький и не мог ходить.

— Дедушка! — прошептал Никита и посмотрел на доброе солнце на небе.

Облако зазастило свет, и солнца теперь не было видно.

— Дедушка, иди опять к нам жить!

Дедушка-солнце показался из-за облака, будто дед сразу отвел от своего лица темную тень, чтобы видеть своего ослабевшего внука, ползшего по земле. Дед теперь смотрел на него; Никита подумал, что дед видит его, поднялся на ноги и побежал к матери.

Он бежал долго. Он пробежал по пыльной пустой дороге всю деревенскую улицу, потом уморился и сел в тени овина на околице.

Никита сел ненадолго. Но он нечаянно опустил голову к земле, уснул и очнулся лишь навечер. Новый пастух гнал колхозное стадо. Никита пошел было далее, в поле к матери, однако пастух сказал ему, что уже время позднее и мать Никиты давно ушла с поля ко двору. 

Вторая остановка

Вопросы для обсуждения:

1. Верны ли наши предположения?

2.Что происходит с мальчиком после ухода мамы? При помощи какой части речи автор описывает происходящие события, действия Никиты? Назовите эту часть речи и приведите примеры из текста произведения.

(Это глаголы: вышел, хотел узнать, пошел, постучал, прислушался, подумал, представил, попросил, выбежал, сказал, прошептал, попросил.)

3. Как характеризуют эти глаголы главного героя?

(Никита – человек ищущий, он хочет узнать новое, стремится понять окружающий его мир. Главный герой – обладатель хорошо развитой фантазии.)

4. Что необычное увидел Никита в доме и во дворе?

 а) «Старые знакомые» Никиты (мухи, паук, воробей, куры)  
б) «Обитатель бочки»

в) «Доброе солнце»

г) «Колодезные жители»

д) Старый пень

е) Стол

ж) Банька

з) Жёлтый цветок
и) Голоса внутри земли

к) «Незнакомые, злобные лица»

5.Как этот живой мир относится к Никите.

 (Никита – маленький мальчик, он остаётся дома один, а мир огромный и непонятный, он пугает Никиту, но не делает ему зла).

6.Давайте подробнее посмотрим, какие фантазии возникают у Никиты при виде определенных предметов

7.Всё ли в рассказе А.Платонова реально, как в жизни, или есть эпизоды неправдоподобные, фантастические?

Словарная работа

Фантазия – слово многозначное.. В каком значении мы используем слово на уроке? 8.Можем ли мы назвать героя рассказа Платонова – Никиту —  фантазёром?  9.Исследовательская работа с текстом.  Найдите описания предметов, которые «оживляет» Никита.

Пустая бочка

В ней жил маленький человек. Борода у него была длинная, она доставала до земли, когда он ходил ночью, и он нечаянно сметал ею сор и солому, отчего в сарае оставались чистые стёжки.

Колодец

Там, на дне, живут маленькие водяные люди. Ростом они были с воробья, но толстые, безволосые, мокрые и вредные, они, должно быть, хотели у Никиты выпить глаза, когда он спал. «Здесь ещё великан живёт и его дети!»

Две земляные норы

Там тоже жили тайные жители. Змеи выползут ночью, приползут в избу и ужалят его мать во сне, и мать умрёт.

Старый пень

У пня были глаза, нос, и пень молча улыбался Никите.

Пень крякнул в ответ.

Стол

Это тоже человек, только на четырёх ногах, а рук у него нету.

Банька

Старая и омшелая вся, скучная избушка – бабушка наша. У ней голова есть – это не труба, а голова – и рот щербатый в голове. Щербатое лицо бабушки гневно ощерилось на него, как на чучело.

Чужой петух

Похож по лицу на знакомого худого пастуха с бородкой, который по весне утонул в реке. Петух этот – тоже человек, только тайный.

Жёлтый цветок

Человеческое выражение, маленькие глаза, нос и открытый влажный рот, пахнущий живым дыханием.

Колья из плетня

Лица многих неизвестных людей. И каждое лицо было незнакомое и не любило его: одно сердито ухмылялось, другое злобно думало что-то о Никите, а третий кол опирался иссохшими руками-ветвями о плетень и собирался вовсе вылезти из плетня, чтобы погнаться за Никитой.

Доброе солнце

Солнце глядело на него в ответ тёплым лицом. Солнце похоже на умершего дедушку.

Земля

Внутри земли гудели голоса, там, должно быть, жили в тесной тьме многие люди, и слышно было, как они корябаются руками, чтобы вылезти оттуда на свет солнца.

10. Какие предметы кажутся Никите добрыми, какие – злыми?

11. Почему мир вокруг Никиты кажется ему враждебным?

Везде есть люди, только кажутся они не людьми. 

12. А как вы думаете, что произойдет дальше? Почему? Чем закончится вся эта история?

Чтение третьей части.( Возвращение отца).

 Дома Никита увидел мать. Она сидела за столом и смотрела, не отводя глаз, на старого солдата, который ел хлеб и пил молоко.

Солдат поглядел на Никиту, потом поднялся с лавки и взял его к себе на руки. От солдата пахло теплом, чем-то добрым и смирным, хлебом и землей. Никита оробел и молчал.

— Здравствуй, Никита, — сказал солдат. — Ты уж давно позабыл меня, ты грудной еще был, когда я поцеловал тебя и ушел на войну. А я-то помню тебя, умирал и помнил.

— Это твой отец домой пришел, Никитушка, — сказала мать и утерла передником слезы с лица.

Никита осмотрел отца — лицо его, руки, медаль на груди — и потрогал ясные пуговицы на его рубашке.

— А ты опять не уйдешь от нас?

— Нет, — произнес отец. — Теперь уж век буду с тобой вековать. Врага-неприятеля мы погубили, пора о тебе с матерью думать…

Наутро, Никита вышел во двор и сказал вслух всем, кто жил во дворе, — и лопухам, и сараю, и кольям в плетне, и пню-голове в огороде, и дедушкиной бане:

— К нам отец пришел. Он век будет с нами вековать.

Во дворе все молчали; видно, всем стало боязно отца-солдата, и под землей было тихо, никто не корябался оттуда наружу, на свет.

— Иди ко мне, Никита. Ты с кем там разговариваешь?

Отец был в сарае. Он осматривал и пробовал руками топоры, лопаты, пилу, рубанок, тиски, верстак и разные железки, что были в хозяйстве.

Отделавшись, отец взял Никиту за руку и пошел с ним по двору, оглядывая — где, что и как стояло, что было цело, а что погнило, что было нужно и что нет.

Никита так же, как вчера, смотрел в лицо каждому существу во дворе, но ныне он ни в одном не увидел тайного человека; ни в ком не было ни глаз, ни носа, ни рта, ни злой жизни. Колья в плетнях были иссохшими толстыми палками, слепыми и мертвыми, а дедушкина баня была сопревшим домиком, уходящим от старости лет в землю. Никита даже пожалел сейчас дедушкину баню, что она умирает и больше ее не будет.

Отец сходил в сарай за топором и стал колоть на дрова ветхий пень на огороде. Пень сразу начал разваливаться, он сотлел насквозь, и его сухой прах дымом поднялся из-под отцовского топора.

Когда пня-головы не стало, Никита сказал отцу:

— А тебя не было, он слова говорил, он был живой. Под землей у него пузо и ноги есть.

Отец повел сына домой в избу.

— Нет, он давно умер, — сказал отец. — Это ты хочешь всех сделать живыми, потому что у тебя доброе сердце. Для тебя и камень живой, и на луне покойная бабушка снова живет.

— А на солнце дедушка! — сказал Никита.

Днем отец стругал доски в сарае, чтобы перестелить заново пол в избе, а Никите он тоже дал работу — выпрямлять молотком кривые гвоздики.

Никита с охотой, как большой, начал работать молотком. Когда он выпрямил первый гвоздь, он увидел в нем маленького доброго человечка, улыбавшегося ему из-под своей железной шапки. Он показал его отцу и сказал ему:

— А отчего другие злые были — и лопух был злой, и пень-голова, и водяные люди, а этот добрый человечек?

Отец погладил светлые волосы сына и ответил ему:

— Тех ты выдумал, Никита, их нету, они непрочные, оттого они и злые. А этого гвоздя-человечка ты сам трудом сработал, он и добрый.

Никита задумался.

— Давай все трудом работать, и все живые будут.

— Давай, сынок, — согласился отец. — Давай, добрый Кит.

Отец, вспоминая Никиту на войне, всегда называл его про себя «добрый Кит». Отец знал, что Никита родился у него добрым и останется добрым на весь свой долгий век.

Третья остановка

Вопросы для обсуждения:

1.Как меняется отношение мальчика к предметам и явлениям окружающего мира?

 2.Верны ли были наши предположения о том, как будут развиваться события, действия в дальнейшем?

3. Почему, по мнению Никиты, окружающие предметы казались ему живыми? Найдите в тексте фразу, содержащую ответ на вопрос. («Это ты хочешь всех живыми сделать, потому что у тебя доброе сердце»).

4. Как отец объяснил, почему Никита всех хочет «сделать живыми»?

(«…Это ты хочешь всех сделать живыми, потому что у тебя доброе сердце. Для тебя и камень живой, и на луне покойная бабушка снова живет»).

5. Почему именно в конце рассказа появляется образ «доброго» гвоздя?

(Восприятие окружающей действительности изменилось. Теперь предметы не будут враждебны к Никите. Да и гвоздь он «сработал» сам, только доброе и отзывчивое сердце способно наполнить жизнью окружающих людей, предметы. И если по жизни человек сохранит эту уникальную способность, то он останется добрым на всю жизнь).

6. Почему именно в конце рассказа появляется образ «доброго» гвоздя?

(Восприятие окружающей действительности изменилось. Теперь предметы не будут враждебны к Никите. Да и гвоздь он «сработал» сам, только доброе и отзывчивое сердце способно наполнить жизнью окружающих людей, предметы. И если по жизни человек сохранит эту уникальную способность, то он останется добрым на всю жизнь).

7. Каково значение слов Никиты: «Давай все трудом работать, и все живые будут».

(Наивные слова маленького человека содержат большую житейскую мудрость: для человека очень важно жить в мире с самим собой и окружающими, важно трудиться, видеть плоды своего труда.)

8.Какие перемены произошли с нашим героем?

(Никита видит в отце сильного человека, который врага-неприятеля погубил «на главной работе-войне», чувствует его силу, ощущает мужское начало: всё умеет отец, со всем справится. Но Никите всё ещё мир кажется живым, ему немножко страшно: «Никита даже пожалел сейчас дедушкину баню, что она умирает и больше её не будет»)

9. Тайна исчезла. Человек стал хозяином в доме и во дворе. Хорошо ли это?

(Кто-то из детей говорит, что хорошо: Никита бояться перестал; кто-то считает, что плохо: двор поблёк, и всё вокруг стало неживое, словно умерло. Да, произвол в отношении природы неприемлем, более того – он опустошителен. Но у Платонова пустота заполняется. В мир приходят вещи, сделанные с любовью, «сработанные руками». Они, по мнению автора, меняют качество мира…).

10. Как же быть с окружающим миром: не рубить старый пень на дрова? Не топить печь? Не строить дом?..

(Дети говорят , что человек пользуется всем, что только может дать природа, но, к сожалению, человек часто берёт у природы больше, чем ему нужно… Это грустно.).

11. Подумайте: человек должен быть хозяином природы или её благодарным сыном?

Подведение итогов урока.

— В какой фразе наиболее точно, ёмко, полно проявляется главная мысль рассказа А.Платонова?

(«Давайте все трудом работать, и все живые будут»).

 — Почему рассказ назван «Никита»? 

Значение имени Никита – победитель (греч.). Какую победу одержал Никита в рассказе А.Платонова?

(Наделённый богатым воображением и стремлением к познанию окружающего мира, герой рассказа А.Платонова совершает поистине великое открытие: человек только тогда будет вечно живым, бессмертным, когда сам себя создаст, всё в себе рождённое, даровое заменит на трудовое, творческое. Это открытие – победа человека творческого над тёмными силами, которые мешают ему быть свободным и счастливым)

Выводы

Андрей Платонов мастерски показал окружающий мир таким, каким его видит пятилетний ребенок. Это особенное мировосприятие: это особенный мир, в котором каждый предмет является живым существом. Иногда это враждебный мир, который пугает главного героя, потому что, оказавшись дома один, Никита не находит никого, кто бы защитил его. Некоторые предметы напоминают ему о близких, тогда легче становится герою, он чувствует защиту. Тяжело ребенку, если он одинок. Вместе с добрым и мудрым взрослым в мир детства входит доверие, уверенность в себе, знания и умения. Все зависит от того, насколько мир взрослых окажется способным защитить неокрепшую душу ребенка, избавить маленького человека от “сиротства”.

3. Рефлексия 

Я начинаю предложение, а вы продолжаете:

Сегодня я убедился…

Сегодня я узнал…

Сегодня я учился…

Я задумался о том…

Домашнее задание

 Написать письмо (по вариантам): А.Платонову, Никите, пятикласснику 22 века.

Спасибо за урок!

«Юшка» — читательский дневник по рассказу А. Платонова

sinyaya i belaya spokojnaya obrazovanie youtube miniatyura 81

Рассказ «Юшка» Андрея Платонова был написан в 1937 году, а опубликован только после смерти писателя, в 1966 году.

Описание книги для читательского дневника

Автор: Платонов Андрей Платонович
Название произведения: «Юшка»
Жанр: рассказ
Год написания: 1937
Издательство: Азбука-Классика
Год издания: 2008

Главные герои и их краткая характеристика

Ефим Дмитриевич (Юшка) – простой, скромный, работящий мужчина лет сорока, с большим любящим сердцем и бескорыстной душой.
Девушка-сирота – подопечная Юшки, такая же добрая, отзывчивая и милосердная, как он.
Соседи Юшки – озлобленные люди, не сумевшие оценить по достоинству доброту и скромность Юшки.

Время и место сюжета

Действие рассказа происходит в начале ХХ века в небольшом городке, расположенном неподалеку от Москвы.

Краткое содержание и сюжет

Ефим по прозвищу Юшка работал помощником кузнеца. На первый взгляд он казался изможденным, слабым стариком, хотя ему исполнилось всего сорок лет. Причиной тому была чахотка, которая долгие годы съедала Юшку изнутри. В своей работе он всегда был очень точным, и местные жители даже сверяли по нему часы – видя, как Юшка шел в кузницу, родители будили ребятню, а вечером, когда он возвращался домой, семьи садились за ужин и готовились ко сну.

Взрослые неуважительно относились к Юшке, а вслед за ними и дети часто обижали мужчину, кидали в него камни и землю. Вот только он никогда не обижался, и даже рассердиться по-настоящему на них не мог. Он был уверен, что люди таким образом проявляли к нему «слепую любовь».

Юшка неплохо зарабатывал, но на себя тратил очень мало. Он плохо одевался, и вместо чая пил лишь простую воду. Каждое лето он неизменно куда-то уезжал, но никто не знал толком, куда именно. В разговорах Юшка называл разные места, пытаясь скрыть правду. Люди решили, что он навещал дочь, которая никому, кроме него, не была нужна.

С каждым годом Юшка все больше слабел. Чахотка настолько измотала его, что однажды летом он никуда не поехал, а остался дома. Как-то раз, возвращаясь из кузницы, он встретил человека, который стал потешаться над ним. Против обыкновения, Юшка не смолчал, сказав, что уж если он родился, значит, для чего-то нужен на этом свете. Эти слова очень не понравились обидчику, который толкнул слабого мужичонку в больную грудь. Юшка упал на землю и умер.

На похороны Юшки собрались все соседи с его улицы. Среди них были и те, кто его постоянно обижал. Со смертью Юшки им больше не ком было срывать свою злость, и люди стали чаще ругаться друг с другом. Вскоре в городке появилась незнакомая девушка, которая принялась разыскивать Ефима Дмитриевича. Не сразу люди поняли, что речь шла о Юшке. Поначалу все решили, что это его родная дочь. Но выяснилось, что незнакомка была сиротой, которую Юшка всячески опекал. Поначалу он определил ее в московское семейство, а затем устроил в пансион для девиц. Это к ней он ездил каждое лето, отдавая все заработанные деньги. Зная о болезни своего благодетеля, девушка выучилась на врача, чтобы вылечить его, но не успела. Она не знала о смерти Юшки. Просто однажды он не приехал к ней, как обычно, и она стала его искать.

Девушка осталась в городе работать в больнице для чахоточных, и, по примеру Юшки, стала бескорыстно помогать людям. В этом городе прошли ее молодые годы, она состарилась, но местные жители по привычке называли ее Юшкиной дочерью, позабыв самого Юшку и то, что она не была его родной дочерью.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Юшка работал в кузнеце, но это был старый и больной человек. Его обижали дети и били взрослые, а он считал, что так они выражают свою любовь. Раз в год Юшка уходил неизвестно куда и забирал накопленные деньги. Юшка возразил прохожему и тот убил Юшку. Юшку похоронили и забыли про него. К Юшке приехала девушка-врач, сирота, которой Юшка помог выучиться.

План пересказа

  • Старый и больной Юшка
  • Дети и Юшка
  • Взрослые и Юшка
  • Дочь хозяина и Юшка
  • Ежегодный отпуск
  • Юшка и природа
  • Юшка и сердитый прохожий
  • Смерть Юшки
  • Девушка-врач

Основная мысль

Сила человека не в крепких мышцах и грубом слове, а в добром, милосердном сердце.

Чему учит

Рассказ учит проявлять сострадание к людям, никогда никого не обижать и оскорблять. Учит быть добрым, учит отзывчивости. Учит любить природу и наслаждаться каждым мигом отпущенной человеку жизни. Учит помогать другим людям.

Отзыв и что понравилось

Меня очень тронул этот рассказ о странном человеке, который считал, что его все любят. Юшка действительно в это верил, потому что сам любил людей и не представлял себе иного отношения к ближнему. Он отказывал себе во всем, чтобы малознакомая ему сирота могла спокойно учиться. Это был очень добрый человек, которого нельзя назвать несчастным. По своему он был счастливее каждого из нас.

Вывод и мое мнение

Юшка не пользовался уважением среди соседей потому, что был, по их мнению, слишком мягкотелым, безответным, настоящим рохлей. Они ошибочно принимали его доброту за слабость, и позволяли себе издеваться на д ним. Лишь смерть этого человека открыла им глаза на правду – Юшка оказался гораздо более порядочным и сострадательным, нежели они сами. И, даже когда не стало Юшки, его бескорыстная доброта к людям продолжилась в воспитанной им сиротке.

Пословицы

  • Счастье видишь, смелее вперед идешь.
  • Всякому свое счастье, в чужое не заедешь.
  • Свет не без добрых людей.
  • Доброму добрая память.
  • Кто добро творит, тому бог отплатит.

Цитаты из текста

«…Сердце в людях бывает слепое…»
«…Он верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его…»
«…Он не понимал, зачем ему умирать, когда он родился жить…»
«…девушка припала к земле, в которой лежал мертвый Юшка, человек, кормивший ее с детства, никогда не евший сахара, чтоб она ела его…»

Словарь новых и незнакомых слов

Блажной – сумасбродный, взбалмошный.
Серчать – сердиться.
Кротость – незлобивый и отходчивый нрав человека, готового осознанно прощать ошибки и обиды от других.

Юшка — краткое содержание рассказа

Рассказ начинается с того, что автор описывает человека, жившего когда-то давно на их улице. Звали его все Юшкой, хотя настоящее его имя было Ефим. Работал он подручным помощников в кузнице, носил воду, песок, уголь, делал разную работу. В руках у Юшки было мало силы и …глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывающие слёзы . Жил он на кухне у главного кузнеца, тот кормил его, но чай, сахар и одежду Юшка должен был покупать сам на своё жалованье в семь рублей и шестьдесят копеек. Юшка деньги не тратил, пил только воду, носил одну и туже одежду из года в год. Летом ходил босой и в штанах, прожжённых насквозь, зимой носил полушубок и каждый год одну и ту же пару валенок.

Когда с утра Юшка шёл на работу, то местные дети кидали в него камешками, сухими ветками, он ничего не отвечал, просто мирно шёл дальше. Детей удивлял тот факт, что …он живой, а сам не серчает на них и они снова и снова окликали его своими криками. А Юшка всё молчал и на детей не кричал, и не отбивался от них, детям было скучно, и они начинали донимать его с новой силой. Если дети делали Юшке больно, то он просто говорил, что видать они его любят, раз он им так нужен. Юшка верил в то, что … они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его . Обижали Юшку и взрослые, злились на него за то, что он был не похож на них, что молчал в ответ на все оскорбления. Бывало, что взрослые избивали Юшку так, что он потом долго лежал на дороге. Иногда его с дороги забирала дочь кузнеца Даша, приговаривая, что лучше бы он умер и не ясно ей, зачем он живёт. Юшка удивлялся и говорил, что народ его любит и что просто …сердце в людях бывает слепое .

Из-за болезни каждое лето Юшка пешком уходил в далёкую деревню, никто точно не знал, кто у него там жил, то ли вдовая сестра, то ли племянница, то ли дочь. Когда Юшка уходил достаточно далеко, где не было людей, то он …не скрывал более своей любви к живым существам . Полной грудью вдыхал он ароматы цветов, прикасался к деревьям, слушал пение птиц и во время этого забывал о своей болезни. Ему было всего 40 лет, но чахотка внешне состарила его. Каждый год Юшка проделывал этот путь, через месяц возвращался и приступал к работе. В одно лето грудная болезнь так измучила его, что Юшка никуда не пошёл.

Однажды вечером он шёл домой после работы, встретил прохожего, который пожелал ему смерти. Юшка, возможно, впервые в жизни рассердился и ответил, что родители дали ему жизнь и для чего-то и он нужен. Прохожему не понравился ответ, он со злобной силой толкнул Юшку в грудь и тот упал лицом вниз. Юшку нашёл столяр, он перевернул его и увидел, что он мёртв. Хозяин кузницы похоронил Юшку и все забыли о нём. Но жизнь без Юшки стала хуже, так как …вся злоба и глумление оставались среди людей и тратились меж ними, потому что не было Юшки, безответно терпевшего всякое чужое зло…

Осенью в кузницу пришла девушка и стала спрашивать Ефима Дмитриевича. Не сразу кузнец понял, что речь идёт о Юшке. Девушка рассказала, что она сирота, а Ефим Дмитриевич устроил её в семью в Москве, потом оплатил её обучение в школе с пансионом. Затем он ежегодно приходил проведать её и давал денег на год вперёд. Кузнец отвёл девушку на кладбище, где покоился человек, никогда не евший сахара, чтобы у неё была такая возможность. Девушка выучилась на врача и хотела вылечить Юшку, которого она любила больше всех на свете.

Девушка осталась жить в городе, устроилась работать в больницу для людей больных чахоткой. Если она ходила по домам, то никогда не просила денег за свой труд. И всем она была в городе знакома, называли её дочерью Юшки, хотя уже и не помнили кто это.

Платонов Андрей рассказ «Юшка»

Читательский дневник по рассказу «Юшка» Андрея Платонова

Автор: Андрей Платонов

Название произведения: «Юшка».

Число страниц: 11.

Жанр произведения: рассказ.

Главные герои: Юшка, девушка-сирота.

Второстепенные герои: кузнец, Даша.

Характеристика главных героев:

Юшка — Ефим Дмитриевич, добрый, простой и молчаливый.

Не показывал своих чувств и эмоций на людях.

Милосердный и заботливый.

Девушка-врач — сиротка, которой помог стать на ноги в жизни Юшка.

Искренняя и заботливая.

Характеристика второстепенных героев:

Кузнец — суровый, спокойный, добрый.

Даша — его дочь. Не понимала Юшку.

Краткое содержание произведения «Юшка»

Ефима-кузнеца в народе прозвали Юшкой.

Он был немолодым мужчиной, но выглядел гораздо старше из-за своей болезни.

Человек словно не от мира сего.

Над ним смеялись горожане, а дети часто приставали к Юшке и обижали его.

Но даже когда ему делали больно, Юшка улыбался.

Он думал, что дети так выражают свою любовь.

Даша тоже не понимала старика.

И часто говорила, чтобы он лучше умер.

А Юшка с каждым годом всё слабел.

Но каждое лето он куда-то уходил.

Горожане считали, что у Юшки где-то живёт дочь, но правды не знал никто.

Однажды подвыпивший горожанин сильно ударил Юшку.

Тот упал и умер.

Кузнец с дочкой похоронили старика.

А осенью приехала молодая девушка, искавшая Ефима Дмитриевича.

Она оказалась врачом, сиротой, обучение которой оплачивал Юшка.

Она плакала на могиле старика и осталась жить в городе и бескорыстно помогала всем больным.

План рассказа:

  1. Непонятный человек.
  2. Насмешки.
  3. Дети и Юшка.
  4. Слова Даши.
  5. Куда ходит старик.
  6. Общение с природой.
  7. Пьяный хулиган.
  8. Смерть и похороны.
  9. Сирота.

Основная мысль рассказа «Юшка»

Главная мысль рассказа в том, что каждый человек имеет право быть счастливым.

Основная идея рассказа в том, что люди должны помнить о милосердии и сострадании и никого не обижать напрасно.

Чему учит рассказ

Рассказ учит нас тому, что нужно быть милосердным, добрым, отзывчивым.

Учит терпимости и состраданию.

Учит никому не желать и не делать зла.

Учит помогать попавшим в беду.

Краткий отзыв о рассказе «Юшка» для читательского дневника

Прочитав этот рассказ, я задумалась о том, почему некоторые люди оказываются так жестоки к окружающим.

Ведь Юшка никому не делал ничего плохого, но над ним смеялись и его обижали.

И родители никогда не ругали детей за то, что те пристают к Юшке.

Вся беда этого человека была в том, что он не такой как все.

Он по-иному смотрел на жизнь, и главным для него была любовь.

Он был наивным, но очень добрым.

Это хороший, хотя и очень грустный рассказ.

Автору удалось показать человеческую жестокость и равнодушие в сравнении с милосердием.

Мне понравился главный герой, хотя я понимаю, что он был не от мира сего.

И поэтому мир был к нему жесток.

Но Юшка был очень благородным, добрым, он помогал девочке-сироте, потому что так было правильно.

И мне понравилась, что эта девочка выросла такой же отзывчивой и сострадательной.

Я всем советую прочитать этот рассказ и подумать о том, что к людям надо всегда относиться хорошо, какими бы они странными нам ни казались.

Нельзя проявлять нетерпимость к другим людям, быть жестокими и бессердечными.

Пословицы к произведению:

  • Дерево смотри в плодах, а людей смотри в делах.
  • Чужая душа — потёмки.
  • Доброе дело два века живёт.
  • Жесток нрав не будет прав.
  • Добрые дела и после смерти живут.

Словарь неизвестных слов:

  • Юшка — кровь.
  • Чахотка — туберкулёз.
  • Пансион — гостиница с содержанием людей.
  • Блажной — взбалмошный.
  • Котомка — сумка, которую носят за плечами.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

А вы кто ему будете? — Родственница, что ль?

— Я никто. Я сиротой была, а Ефим Дмитриевич поместил меня, маленькую, в семейство в Москве, потом отдал в школу с пансионом…

Каждый год он приходил проведывать меня и приносил деньги на весь год, чтоб я жила и училась.

Теперь я выросла, я уже окончила университет, а Ефим Дмитриевич в нынешнее лето не пришёл меня проведать.

Скажите мне, где же он, — он говорил, что работал у вас двадцать пять лет…

Урок литературы в 5 классе

«Мир глазами ребёнка в рассказе А.П.Платонова «Никита»

Цель: формировать у учащихся навыки анализа художественного произведения.

Задачи:

1) образовательные: выявление темы и идеи рассказа; определение роли художественных средств в произведении;

2) развивающие: формирование навыков исследовательской работы, словарной работы, самостоятельной работы с текстом, работы с учебником и иллюстрациями; совершенствовать умение выразительного чтения художественного произведения; развивать монологическую речь.

3) воспитательная: формирование чувства красоты, эмоциональной отзывчивости и творческого воображения учащихся.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы организации учебной деятельности учащихся: частично-поисковый, метод критического мышления, исследовательский.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, работа в парах.

Технология личностно-ориентированного обучения.

Оборудование урока: учебник, мультимедийное оборудование, иллюстрации к произведению, интернет ресурсы, презентация с видеосюжетом из кинофильма Марата Никитина «Никита».

Ход урока

  1. Организационный момент

Доброе утро, ребята. Я рада встрече с вами. Давайте улыбнемся друг другу и смело отправимся в путешествие по неизведанным тропам нашей родной русской литературы. Готовы? Тогда в путь!

Работа с портретом

Сегодня в гостях у нас замечательный писатель- Андрей Платонов .

Рассмотрите его портрет. О чем нам говорит портрет писателя?( Перед нами немолодой человек с приятным лицом. Выразительные глаза, плотно сжатые губы, большой лоб. Он, кажется, многое видел, пережил.)

Послушаем биографию писателя.

2.Проверка домашнего задания

Рассказ о жизни и творчестве писателя (презентация)

Сообщение ученика:

Андрей Платонович Платонов родился в 1899 году. Его настоящая фамилия

Климентов. Он жил на окраине Воронежа, в Ямской слободке, в многодетной и очень бедной семье. Отец у него работал слесарем в железнодорожных мастерских, был изобретателем-самоучкой. Мальчиком Платонов любил наблюдать за паровозами и кататься на подножках вагонов, любил слушать рассказы странников о святых местах.

Платонов учился в церковно-приходской школе и городском училище. Он очень любил свою учительницу Аполлинарию Николаевну и сохранил о ней самые добрые воспоминания. С 14 лет начал работать. Платонов учился в железнодорожном политехникуме, принимал участие в Гражданской

войне. С 19 лет начинает участвовать в литературной жизни Воронежа. Он пишет стихи, рассказы и статьи в газеты.

3.Анализ рассказа «Никита»

Учитель.

-Случалось ли вам оставаться дома одним, когда вы были маленькие? Какие чувства вы испытывали? (Ответы учащихся.)

— А не представляли ли вы предметы, которые вас окружают, живыми существами? Не вели ли с ними беседы? Не пугались ли их? Хотелось ли вам свои страхи победить? Расскажите. (Ответы учащихся.)

— Вот и в произведении, которое вы прочитали дома и которое

мы будем анализировать на уроке, главный герой испытал подобные чувства.

1.Давайте вспомним, кто главный герой рассказа, сколько ему лет, в какой семье он жил?

Главный герой рассказа мальчик Никита, ему 5 лет. У него нет братьев и сестер. Мать Никиты работает с раннего утра и до вечера. Отец ушел на войну и “не вернулся оттуда”, по всей видимости, погиб. Дедушка и бабушка Никиты уже умерли.

2. Как начинается день Никиты?

Мать уходит на работу рано утром, а Никита остается в доме за хозяина. Уходя, мать дает сыну поручения. Какие? ( не сжёг двора, собрал яйца , чужой петух не приходил во двор и не бил своего петуха, ел в обед молоко с хлебом)

3.А теперь давайте отправимся на прогулку вместе с Никитой по двору.

Сейчас мы будем смотреть кадры кинофильма режиссёра Марата Никитина к этому произведению, т. е. совершим мысленное путешествие по дому и двору Никиты.

Просмотр кадров из фильма М.Никитина «Никита»

-Какие же предметы встретились Никите? (заранее нарисованы красочные картинки с изображением отдельных эпизодов произведения колья, пень, банька, лопухи, колодец, цветок, солнышко, бочка, петух и развешаны на доску)

Исследовательская работа с текстом. Выпишите из текста описания предметов, которые «оживляет» Никита.

1 вариант

Пустая бочка

В ней жил маленький человек. Борода у него была длинная, она доставала до земли, когда он ходил ночью, и он нечаянно сметал ею сор и солому, отчего в сарае оставались чистые стёжки.

Две земляные норы

Там тоже жили тайные жители. Змеи выползут ночью, приползут в избу и ужалят его мать во сне, и мать умрёт.

Колодец

Там, на дне, живут маленькие водяные люди. Ростом они были с воробья, но толстые, безволосые, мокрые и вредные, они, должно быть, хотели у Никиты выпить глаза, когда он спал. «Здесь ещё великан живёт и его дети!»

Старый пень

У пня были глаза, нос, и пень молча улыбался Никите.

Пень крякнул в ответ.

Стол

Это тоже человек, только на четырёх ногах, а рук у него нету.

2 вариант

Чужой петух

Похож по лицу на знакомого худого пастуха с бородкой, который по весне утонул в реке. Петух этот – тоже человек, только тайный.

Банька

Старая и омшелая вся, скучная избушка – бабушка наша. У ней голова есть – это не труба, а голова – и рот щербатый в голове. Щербатое лицо бабушки гневно ощерилось на него, как на чучело.

Жёлтый цветок

Человеческое выражение, маленькие глаза, нос и открытый влажный рот, пахнущий живым дыханием.

Доброе солнце

Солнце глядело на него в ответ тёплым лицом. Солнце похоже на умершего дедушку.

Колья из плетня

Лица многих неизвестных людей. И каждое лицо было незнакомое и не любило его: одно сердито ухмылялось, другое злобно думало что-то о Никите, а третий кол опирался иссохшими руками-ветвями о плетень и собирался вовсе вылезти из плетня, чтобы погнаться за Никитой.

Дети комментируют иллюстрации и зачитывают текст к ним. Одновременно проводится работа со словами: стёжка, омшелый, щербатое, ощерилось, плетень. (Спрашиваем сначала у учащихся, потом уточняем в словаре – ученик читает).

— Какие предметы кажутся Никите добрыми, какие – злыми?

Живое воображение Никиты одухотворяет все, что его окружает. Все предметы в доме и во дворе представляются мальчику “тайными людьми”. Эти “тайные люди” умеют говорить, слушать и живут своей потаенной, непостижимой жизнью. Этот прием называется олицетворением.

Мир, созданный воображением Никиты, фантастичен. В мальчике есть активное исследовательское начало, у Никиты богатая внутренняя жизнь.

Однако “открытый” им мир трагичен: он враждебен по отношению к мальчику. Все, что окружает Никиту, несет в себе скрытую угрозу.

— Почему мир вокруг Никиты кажется ему враждебным?

Никита очень одинок и не чувствует себя защищенным. Именно одиночество мальчика в большом мире наполняет мир вокруг него трагизмом. Ребенок все время ищет заступничества у взрослого близкого человека: сначала у солнца, которое представляется ему дедушкой (у древних славян солнце – даритель жизни, оно разгоняет тьму, поэтому поклонение Солнцу всегда жило в человеке), а потом у “далёкой” матери. Однако солнце скрывается за облаком, а мать, работающая в поле, не слышит сына. Страх и одиночество побуждают Никиту бежать от таинственного и опасного мира, в котором он оказался, к матери, в поисках защиты.

Когда Никита начинает иначе воспринимать окружающий мир?

Когда домой возвращается его отец. Сначала окружающие Никиту фантастические существа перестают вести себя враждебно по отношению к мальчику: “Во дворе все молчали: видно, всем стало боязно отца-солдата, и под землей было тихо, никто не карябался оттуда наружу, на свет”.

Учитель. Вот и в жизни нашего героя Никиты произошли радостные перемены. Вернулся отец с фронта! и внутренний мир Никиты изменился. А давайте узнаем как, прочитав диалог отца и сына (выходят к доске, учитель даёт им карточки с текстом) стр.119 «Здравствуй, Никита….никто не карябался оттуда наружу, на свет»)

Чтение диалога по ролям( автор, Никита,мать, отец)

Как объяснил отец, почему Никита всех хочет “сделать живыми”?

Отец считает, что у Никиты “доброе сердце”.

— Согласны ли вы с отцом мальчика?

Да, потому что в характере ребенка есть и сострадание, и сочувствие, и доброта. Однако Никита нуждается в защите и родительской любви, чтобы проявилось все то хорошее, что заложено в нем.

9. Почему отец считает, что Никита “останется добрым на весь свой долгий век?”.

Теперь мальчик защищен любовью родителей, их вниманием и заботой, и его смелость, находчивость, живое воображение служат во благо мира, а не во зло. Никита предлагает отцу: “Давай все трудом работать, и все живые будут”

— Почему рассказ называется «Никита»?

-Что обозначает имя НИКИТА? (НИКА – богиня победы, Никита – победитель)

— Можем ли мы назвать главного героя победителем и почему?

(побеждает свой страх, на смену страшным образам приходит образ веселого человечка, которого он сделал сам).

5. Язык рассказа А. П. Платонова

— Вы, наверное, почувствовали, что язык Платонова отличается от языка других писателей. Автор употребляет необычные выражения. В них обычные слова соединяются в непривычных сочетаниях, и от этого каждое слово звучит как-то по-новому, приобретает дополнительный смысл.

Давайте поработаем со значениями платоновских выражений (см. 2-е задание на с. 122 учебника, рубрика «Совершенствуй свою речь»).

Словарная работа ( устно)

Живи смирно один — живи пока один, жди маму с работы, не волнуйся.

На небе светило доброе солнце — солнце представлялось мальчику добрым. Он думал, что на

солнце живет дедушка, который его любил.

Тайные жители — жители, которых никто не видит и не знает.

Век вековать — жить всю жизнь.

Трудом сработал — сделал, вкладывая все свое умение и старание.

Завершая урок, проверим, как ученики справились с самостоятельной работой. Дети прочитают свои объяснения данных выражений, сравнят их с толкованиями одноклассников.

4. Подведение итогов урока.

Вопросы по рассказу А. Платонова «Никита»

  1. Сколько лет было Никите? (5)
  2. На какой главной работе был отец Никиты? (на войне)
  3. Кто украл ножницы матери, по мнению мальчика? (человечек, живущий в бочке)
  4. На кого и почему было похоже солнышко? (на дедушку, потому что доброе)
  5. Кто живёт на дне колодца? (толстые, безволосые, мокрые и вредные маленькие люди)
  6. Почему Никита положил хлеб около двух земляных нор? (покормить змей, чтобы они к ним ночью не ходили)
  7. Кем представлялись Никите и пень, и стол, и банька, и цветок, и петух? (людьми)
  8. Почему мальчику все предметы казались злыми, сердитыми людьми? (он был одинок и всего боялся)
  9. Кто помог развеять страхи мальчика? (отец, вернувшийся с войны)
  10. Отчего гвоздь, выпрямленный мальчиком, похож на маленького доброго человечка? (Никита его сам своим трудом сработал)

Взаимопроверка (эталон в презентации)

Домашнее задание

1) Составить план к рассказу «Никита»

2) Записать 5 пословиц о труде

  • Рассказ платонова никита слушать
  • Рассказ пичугин мост пермяк читать
  • Рассказ петька на даче читать полностью
  • Рассказ письмо на деревню дедушке
  • Рассказ пермяка дедушкина копилка