Автор начинает рассказ «Песчаная учительница» описанием жизни главной героини Марии Нарышкиной. Она родом из мелкого города в Астраханской области. Их семейство миновали ужасы войн и революционных движений. А отец не говорил дочери о происходящих переменах, чтобы не шокировать ее. Девушка активно изучала географию, ей она была интересна, и поэтому, в возрасте шестнадцати лет, ее отправляют в педучилище в Астрахань. Его она успешно заканчивает, после чего ее определяют на работу в Хошутово, село, которое стояло у границы с пустыней. Именно там молодая учительница познакомилась с негативными сторонами местного климата и природы – песчаными бурями.
Практически каждый день село было покрыто песком, который люди убирали со своих домов лопатами. Девушка быстро ощутила, какой настрой в селе царит – люди были обременены бесполезным и тяжелым трудом, уставшие, безразличные и унылые.
Сама она заселилась в комнату, бывшую при школе. Тамошний сторож был ей очень рад, ведь девушка составляла ему хоть какую-то компанию, и во всем ей помогал, особенно поначалу с обустройством. Учеников в школе было немного, на занятия они ходили непостоянно, а во время зимы и вовсе переставали посещать школу. Но причиной тому была не их леность и нежелание учиться, а нищета – у детей не было одежды, чтобы одеться нормально, по погоде. Крестьяне жили в таких условиях, что дожили до ужасающей нищеты, они голодали, и некоторые вовсе умирали.
Девушка переживала из-за того, что школа в селе при таком раскладе попросту не нужна, и находилась в отчаяние, однако, ей пришла в голову отличная идея – чтоб ее предметом интересовались, надо, чтобы его знание приносило пользу прямо сейчас. И сейчас людям нужно было знать, как противостоять пескам. Поэтому, учительница прошла по селу, рассказала крестьянам о том, что хочет и чем хочет им помочь, пособрала подписи с людей и с ними двинулась в округ, где ее запрос удовлетворили и выдали несколько книг и руководство над самим предметом. Ей нужно было научить крестьян всему самой.
По прошествии двух лет село сильно изменилось – при помощи работ всем селом жители смогли огородить Хошутово ограждениями, которые не давали песку засыпать все вокруг. Молодая учительница высаживала возле школы сосны, чтобы улучшить урожайность. У крестьян появилось топливо для печей и материал для создания мебели. Все это в совокупности улучшило уровень жизни в селе, и школа заполнилась как детьми, так и взрослыми.
А спустя еще год людей постигло новое несчастье – прибыли кочевники, которые несколько опоздали, придя тогда, когда степь стала уже невыгодным местом обитания, и попросту разорили село всего лишь за три дня. Не стало ни воды, исчезли сосны. Девушка, полная возмущения и безысходности в сложившейся ситуации, пошла к вождю кочующих дикарей, который оправдался тем, что его кочевником надо как-то выживать. Поэтому они и паразитировали на селе.
Учительница отправилась в округ, где доложила о случившемся, но там ее обескуражили – предложили уехать из Хошутово и перебраться в Сафуту. Это предложение ей объяснили тем, что жители Хошутово теперь были людьми обученными, и со всем могли справиться своими силами. А в Сафуте селятся кочевые племена, и именно там нужно просветить людей насчет борьбы с песками, что остановило бы перебежки и паразитизм других племен, и в этом случае села русских не разоряли бы. Девушка хорошенько подумала о себе, о своей судьбе, о возрасте, и том, что ее ждет… и в итоге согласилась уехать в Сафуту, но пообещала, что вернется к ним – уже не по песку, а по дороге, проложенной в лесу.
Отзыв
Я был впечатлен рассказом об учительнице. И это впечатление было весьма неоднозначным, ибо девушка хоть и показала себя с наилучшей стороны и фактически спасла целое село от гибели, однако, ее судьба могла сложиться куда более благоприятно, не определи ее жизнь в далекую глухую деревню, заметаемую песками пустыни. И ей приходится тратить свои молодые лучшие годы на то, чтобы обучить поселян бороться с песчаными заносами, что показывает героизм и стойкость девушки.
Также мне импонирует и ее финальное решение насчет возвращения, что говорит мне о человечности и благородстве образа молодой учительницы. А деяния вышестоящих чинов кажутся мне странными, ведь поначалу они несколько отрицательно относятся к просьбе девушки, а потом обращают внимание на хороший результат ее работы и переводят в другое селение. А ведь могли набрать добровольцев для работ и запросить финансирование из госказны, вместо того, чтобы отправлять в то селение всего одного человека.
Их безразличие и равнодушие мешает полностью одобрить рассказ, ибо люди не должны привыкать к тому, что придет своеобразный праведник, который взвалит на свои плечи все тяжести их жизни. Девушке изначально было трудно, ведь к ее затее скептически отнеслись как в округе, так и сами крестьяне. Но, несмотря на неверие, она смогла обуздать стихию.
Думаю, автор хотел нам сказать в своем произведении, что для нормальной жизни нужно прикладывать усилия, и только тогда выйдет что-то путное. Примером является все село – Хошутово, в котором люди постоянно боролись с песком, но чтобы избавиться от этого бремени, нужно было как-то противостоять погоде, и учительница им в этом помогла.
Таким образом, автор хочет нам сказать, что нужно искать причины неудовлетворенности своей жизнью в себе и одерживать над ними победу, чтобы достичь нового желаемого результата. Он хотел сказать также, что следует не жаловаться на трудности в жизни, а думать о том, как бы их преодолеть. В рассказе фигурирует история всего одного села и одной молодой учительницы, но сел по всей стране, которым нужна своя Мария Нарышкина, очень много. Большинство сел опустели до сего момента, но многие еще выстаивают. Рассказ не оставил меня равнодушным, я одобряю его к прочтению.
Здесь даны основные сведения о рассказе А. П. Платонова «Корова», представлено его краткое содержание для читательского дневника и пересказ. Также дана краткая характеристика главного героя и других персонажей. В конце статьи указаны темы и идея этого рассказа.
Краткие сведения о произведении
Рассказ Андрея Платоновича Платонова «Корова» написан на рубеже 30-х и 40-х годов 20 века (автором он не датирован), а опубликован в 1962 году.
Главный герой рассказа
- Вася Рубцов — сын путевого железнодорожного сторожа, учится он в 4 классе. Учиться ему нравится, так как он очень любознательный мальчик, любит географию, разбирается в физике и технике. Любит он и читать книги. Вася — очень внимательный, много знает о паровозах. Он добрый, трудолюбивый, ответственный. Однажды Вася помог машинисту и помощнику машиниста товарного поезда, который стал тормозить. Впереди паровоза пошёл помощник машиниста, рассыпая лопатой песок на рельсы, чтобы паровоз не буксовал. Вася помог ему сыпать песок, да ещё указал машинисту, что пар из паровоза идёт не там, где нужно, и что под паровозом зажат один из тормозов. Машинист подумал про Васю: «Он с малолетства уже полный человек, а у него ещё всё впереди…» Вася любит животных и растения. В палисаднике весной он сажал растения, ухаживал за ними. Днём и вечером мальчик ходил в гости к корове, которая жила в сарае, он любил её и был благодарен ей за то, что она давала молоко. Когда отец продал телёнка коровы, она всё ждала телёнка, ничего не ела, стала равнодушной, и Вася очень жалел её.
Другие персонажи
- Отец Васи — путевой сторож на железной дороге. Он с женой и сыном жил в доме около однолинейной железнодорожной линии. Отец приучил сына к труду, Вася помогал ему пахать на корове землю в полосе отчуждения и сажать тем весной просо. Показал отец мальчику и как подавать фонарём сигналы проходящим паровозам. Отец был добрым человеком. Бычок им в хозяйстве был ни к чему, поэтому он продал его за хорошую цену на убой. Но душа у него начала болеть по телёнку. Отец сказал Васе, что, если бы знал, что так будет его жалко, не продал бы.
- Мать — она заботится не только о своей семье, но и о работе мужа. Когда он задержался на станции, куда ушёл показать телёнка ветеринару, мать сказала, что скоро пойдёт поезд и попросила Васю проводить его. Мальчик пошёл к железнодорожной линии и поднял над головой фонарь со светлым сигналом свободного прохода.
- Машинист — машинист товарного поезда, который стал тормозить недалеко от дома путевого сторожа. Это честный, добрый человек. Он удивился, что Вася такой толковый мальчик: и песок сыпать на рельсы помог, и указал, что посуда для песка на паровозе мала, и что пар вырывался из котла и сила машины зря пропадала. Да ещё Вася углядел, что под самым паровозом тормоз зажат. В благодарность машинист дал мальчику два больших яблока. Когда корова, потерявшая своего телёнка, убежала от хозяев и бежала перед паровозом, этот машинист минут десять давал свистки, а она не сворачивала. Тогда машинисту пришлось сделать экстренное торможение всего состава, но всё же корова попала под паровоз. Хоть машинист не был виновен в гибели коровы, он дал отцу Васи 100 рублей на покупку другой коровы. Машинист сказал: «Твой сын мне помогал, а я вам помогу».
- Помощник машиниста — доверил Васе сыпать на рельсы песок, чтобы паровоз не буксовал.
- Корова — «серая степная корова черкасской породы». Она жила в сарае путевого железнодорожного сторожа, давала молоко для его семьи. Сторож с сыном иногда запрягали корову в ярмо и пахали на ней землю. Она послушно волочила плуг. Корова очень любила своего телёнка и тосковала по нему, когда хозяин увёл его на станцию.
Очень краткое содержание для читательского дневника
Сын путевого железнодорожного сторожа четвероклассник Вася Рубцов жил с родителями в доме около линии железной дороги. У них была корова. Мальчик приходил к ней в сарай, гладил её и разговаривал.
Когда отец повёл к ветеринару телёнка, чем-то подавившегося, корова скучала по своему сыну. Вася утешал её, уверял, что телёнок выздоровеет и отец приведёт его назад.
Отец долго не возвращался, поэтому мать сказала мальчику, чтобы он проводил поезд, который должен скоро пройти мимо. Услышав гудок паровоза, Вася поднял над головой фонарь с сигналом свободного прохода.
Поезд проходил около станции очень медленно из-за того, что буксовали колёса. Вася помог вести состав поезда. Он пошёл впереди поезда и стал насыпать на рельсы песок, чтобы паровоз не буксовал. Ещё мальчик сказал машинисту, что сила паровоза пропадает зря, так как пар вырывается сбоку от котла.
Машинист удивился, что мальчик такой умелый и понимает в технике. В благодарность он бросил Васе два яблока. Мальчик углядел ещё, что под паровозом зажат тормоз, и сказал об этом машинисту. Тот привёл работу паровоза в исправность, и поезд поехал дальше.
Вася огорчился, что отец продал телёнка на убой. Отец тоже уже жалел, что продал, ведь он привык к телёнку. Корова горевала по телёнку и ничего не ела. Вася гладил её, но она была равнодушна к ласке.
Корова была кормилица и работница. Она не только давала молоко, но и умела возить плуг и поклажу, как лошадь. Потеряв телёнка, корова стала непонятливой и равнодушной, но покорно работала, когда было нужно пахать землю или привезти муку. Вася жалел её, давал ей корм и питьё, чистил, но корова не замечала заботы и оставалась равнодушной ко всему. Чтобы ей было полегче, её выпускали в поле. Но и на воле он не гуляла, а просто стояла.
Однажды корову сбил паровоз. Машинист минут десять сигналил ей, чтобы она ушла с линии, но корова бежала, не сворачивая. Машинист сделал экстренное торможение, но всё же корова попала под колёса.
Вася очень горевал по корове. Когда в школе ребятам задали писать сочинение из своей жизни, он написал о своей корове, о том, что она всё отдала людям, пахала, возила поклажу. В конце сочинения мальчик написал, что помнит свою корову и не забудет её.
Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)
Четвероклассник Вася Рубцов был сыном путевого железнодорожного сторожа. С отцом и матерью он жил в доме недалеко от линии железной дороги. Во дворе стоял сарай, в котором жила серая корова черкасской породы. Вася её любил и днём и вечером приходил её проведать. Он гладил её по шерсти около головы и разговаривал с ней.
Однажды телёнок коровы, бычок, подавился чем-то, и отец Васи повёл его к ветеринару на станцию, которая находилась за семь километров от дома Рубцовых. Мальчик утешал корову, что скоро отец приведёт телёнка, что телёнок выздоровеет.
Отец долго не возвращался, поэтому мать сказала, чтобы Вася проводил товарный поезд, который скоро будет проходить мимо.
Были сумерки, когда вдали загудел паровоз. Мальчик подошёл к линии и поднял над головой фонарь со светлым сигналом свободного прохода.
Паровоз проехал мимо Васи, и он заметил, что пар вырывается наружу через поршневой шток. Мальчик знал, что из-за этого на подъёме паровозу будет трудно вытягивать состав. Он понимал, что на затяжном подъёме паровоз может остановиться и ему трудно будет стронуть вперёд вагоны. Вася знал, что это опасно, так как вагоны на подъёме немного отойдут друг от друга. Если при этом паровоз тихо стронется с места, то он не вытянет поезд, а если сильно — состав может разорваться.
Последние вагоны прошли мимо мальчика очень медленно, и он пошёл к паровозу. Впереди паровоза шёл помощник машиниста и кидал на рельсы песок из балластного слоя (то есть песок, насыпанный на железнодорожный путь). Вася сказал ему, что он будет сыпать песок, а помощник машиниста пусть идёт помогать паровозу, а то он уже начинает останавливаться. Лопата была тяжела для мальчика, и он стал сыпать песок на рельсы руками. Песок помогал паровозу не буксовать, и он медленно ехал вслед за мальчиком. Когда паровоз близко подходил к Васе, машинист давал короткий гудок и кричал: «Эй, оглядывайся! Сыпь погуще, поровней!» Мальчик берёгся паровоза. Потом он рассердился, что машинист на него кричит и приказывает. Вася сбежал с пути и закричал машинисту: «А вы что без песка поехали?» Машинист ответил, что песок у них кончился, так как для него посуда маленькая. Мальчик посоветовал, чтобы поставили добавочную посуду, которую может сделать кровельщик из старого железа.
И ещё Вася сказал, что пар идёт из цилиндра, из котла сбоку, поэтому сила паровоза зря пропадает. Мальчик снова стал бросать песок на рельсы, а потом сошёл с пути и сказал, что сейчас уже будет не круто, и паровоз пойдёт сам, а потом будет путь под гору.
Машинист бросил Васе два яблока и попросил, когда он пойдёт назад, посмотреть под вагоны и послушать, не зажаты ли где-нибудь тормоза. Ещё машинист попросил мальчика выйти потом на бугорок и сделать ему фонарём сигнал. Машинист спросил, знает ли он, как давать сигналы, и мальчик ответил, что знает все сигналы.
Потом Вася уцепился за трап паровоза, чтобы немного прокатиться, наклонился, посмотрел под паровоз и сказал, что там зажато. Затем он соскочил с трапа и отправился домой. На всякий случай мальчик послушал, не скрежещут ли под вагонами тормозные колодки, но всё было в порядке.
Вася побежал туда, где оставил фонарь, и увидел там отца. Мальчик заменил в фонаре белое стекло на зелёное и несколько раз медленно поднял фонарь над головой — это был сигнал машинисту. Вася узнал, что отец продал телёнка на убой, потому что им бычок не нужен.
Отец сказал, что сейчас обойдёт их участок пути, посмотрит, не вышли ли где-нибудь костыли. Он признался, что у него болит душа по телёнку и добавил: «Знал бы, что жалко его будет, не продал бы…»
Корова услышала, что Вася пришёл во двор и уныло замычала. Мальчик зашёл к ней в сарай. Корова ничего не ела, она горевала по своему телёнку. Вася долго гладил корову, но она оставалась равнодушной к ласке. Ей нужен был только телёнок, который не мог жить без матери, потому что ещё не вырос.
На следующий день после школы Вася увидел, что отец пашет на корове землю в полосе отчуждения, чтобы весной там посеять просо. Вечером отец пустил корову пастись в поле, но она не паслась, а стояла и ждала своего сына.
Вася сделал уроки и понёс корове ломать хлеба, но она не стала есть. Вася обнял корову за шею, чтобы она знала, что он её любит. Но корова, дёрнув шеей, отбросила его от себя, вскрикнула каким-то чужим горловым голосом и убежала в поле.
До полуночи отец, Вася и мать искали корову в окрестных полях, звали её, но она не отзывалась. Утром корова пришла домой. С тех пор молоко у неё пропало, она стала равнодушной, непонятливой, угрюмой. Вася ухаживал за ней: кормил, поил, чистил, но корова не замечала его заботу.
Днём её выпускали в поле, чтобы ей стало лучше на воле, но она там просто стояла, ходила мало. Однажды она пошла по шпалам, отец увидел это и увёл её с линии. Вася стал бояться, что корову может задавить поезд. В школе он всё время думал о ней, а домой из школы бежал бегом.
Однажды, возвращаясь из школы, мальчик увидел, что около их дома стоит товарный поезд. Отец и машинист, которому Вася недавно помогал, а также его помощник и кочегар вытаскивали из-под паровоза убитую корову. Мальчик сел на землю и замер от горя.
Машинист говорил Васиному отцу, что он минут десять корове давал свистки, что поезд пришлось сажать на экстренное торможение, но он всё же наехал на корову.
Отец сказал, что придётся продать мясо, потому что надо собирать деньги на новую корову. Машинист пообещал дать немного денег, когда получит премию. Васин отец сказал, что сам соберёт деньги. Машинист настаивал, что добавит ему денег, а то у него очень тяжело на сердце будет, если он ничем за корову не отплатит.
Отец продал всю тушу коровы в сельский районный кооператив, её повезли на подводе, и отец с Васей поехали на ней. Отцу в районе нужно было получить деньги за мясо, а Вася хотел купить себе книги. Они переночевали в районе, сделали покупки и после обеда пошли домой. Когда стемнело, они дошли до колхоза, где была школа. Вася остался ночевать у школьного сторожа, а отец пошёл домой.
Утром ученикам задали задание написать сочинение из своей жизни. Вася написал сочинение о корове, о том, что она не только молоко давала ему, матери и отцу и своему телёнку, но и возила кладь и пахала. Он написал, что после того, как телёнка продали на мясо, корова стала мучиться. Когда она погибла под поездом, её тоже съели, так как она говядина. Корова была доброй, она отдала людям всё: «молоко, сына, мясо, внутренности и кости». И в конце Вася написал, что корову никогда не забудет.
Когда мальчик пришёл домой, отец только что вернулся с обхода линии. Отец показал матери 100 рублей, которые ему бросил в табачном кисете с паровоза машинист.
Заключение к краткому пересказу
В рассказе А. П. Платонова «Корова» раскрыты темы:
- любознательность, трудолюбие;
- неравнодушие к людям и животным;
- отношение людей к животным.
Основная мысль (идея) рассказа «Корова»: нужно с детства стараться быть любознательным, трудолюбивым. Нужно любить не только людей, но и животных, помогать им, помнить, что у животных тоже есть чувства.
Краткое содержание рассказа может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ — для подготовки к уроку литературы.
Из-за советской цензуры А. П. Платонова как писателя узнали гораздо лучше уже после его смерти. Самобытность, своеобразие сочинений нашли отклик у многих читателей, поэтому творчество автора остается актуальным и на сегодняшний день. Многомудрый Литрекон предлагает ознакомиться с анализом рассказа “В прекрасном и яростном мире” по плану.
История создания
В основу произведения лег личный опыт писателя. Он сам был помощником машиниста с 1915 по 1917 год, поэтому смог добиться точности в изображении деталей. История написания рассказа «В прекрасном и яростном мире» началась еще тогда. Чтобы понять произведение лучше, нужно знать больше о биографии Платонова.
Работа над рассказом велась в предвоенные годы — непростой период для Платонова и других деятелей. Это было время политических репрессий, гонений и страха. Многие революционные деятели, которые заслужили устойчивый авторитет во власти, стали жертвами ничем не мотивированных преследований. Вот и Платонов столкнулся с той же непостижимой проблемой. Он происходил из семьи рабочих и партийных людей. Его отец был убежденным социалистом. Сам Платонов был старшим из 12 детей и с малолетства работал, причем не в кабинете сидел, а трудился на производстве и на железной дороге. После революции 1917 года он присоединился к большевикам, поверил щедрым посулам и красивым лозунгам. Платонов даже добровольно отправился на Гражданскую войну в роли корреспондента и освещал успехи рабочего движения и красной армии. Ему и повоевать пришлось — была стычка с казаками, когда он стал работать по специальности на фронте — железнодорожником. Затем Платонов вступил в большевистскую партию и начал самозабвенно трудиться: строить электро и гидростанции, делать инфраструктуру для отставшей в техническом отношении деревни. Но из-за разногласий с ячейкой он был исключен из партии. Его окружали все те же кумовство и блат, безделье и демагогия, которых он насмотрелся при царской власти. Все попытки протестовать и убеждать были тщетными: молодой и горячий Платонов хотел заниматься реальным делом, а не ходить на собрания и митинги, где лишь «плохо комментируются статьи „Правды“». За это его невзлюбили. В партии его так и не восстановили, несмотря на неоднократные заявления.
Разочарование в попранных идеалах не могло не отразиться в книгах. Писатель создал повесть «Впрок», где высмеял репрессивные методы достижения целей пятилеток и колхозное движение. Это заметили читатели и партийные деятели. Сам Сталин требовал наказать «агента наших врагов». В 30-е годы Платонова перестали печатать и издавать. Бойкот означал для него безденежье. Фактически ему перекрыли кислород и ждали, чтобы он сдался — оставил литературу. Платонов работал и ожидал расплаты за это. Но не такой. Автора впереди ждало потрясение — арест сына. Юного Платона приговорили к 10 годам заключения по ложному доносу. Это было в 1938 году. И рассказ, о котором мы ведем речь, был в 1938 году и носил название “Машинист Мальцев”. Безысходная печаль, непонимание, бессилие — вот основные мотивы, произведения, которое было откликом души на происходящее в мире.
Сын Платонова вернулся домой раньше срока, но неизлечимо больным туберкулезом. Заразив и отца, он умер в 1943 году. Как и А.А. Ахматова, как и многие другие люди, Платонов расплатился за инакомыслие тем, что было для него наиболее дорого.
Однако война стерла многие противоречия и вновь сблизила Платонова с властью. Ему доверили работу военного корреспондента. Он много писал о войне и не раз рисковал жизнью на передовой. Возможно, поэтому его рассказ в 1941 был опубликован в журнале “30 дней”. Вскоре появился другой заголовок “Воображаемый свет”, под которым работу напечатали в том же году в журнале “Дружные ребята”. Вариант “В прекрасном и яростном мире”, под которым произведение знают сейчас, был самым последним.
После войны туберкулез Платонова обострился. Условия передовой подорвали здоровье. Он лечился, боролся, не прекращал трудиться. Однако новые его работы (например, «Возвращение») вновь породили волну критики и осуждения. Писатель скончался в 1951 году. И многие его произведения не публиковались вплоть до 1989 года.
Жанр, направление
Благодаря небольшому объему и одной сюжетной линии, которая развивается короткий период времени, можно отнести произведение «В прекрасном и яростном мире» к жанру рассказа.
По направлению же ближе реализм. Герои — обычные рабочие люди, которые находятся в типичных обстоятельствах. Для понимания персонажей важны портретные детали и психологизм, помогающий узнать мотивы поступков.
Тем не менее, есть и элемент фантастики: реальных случаев, когда у кого-то пропадало зрение, а затем возвращалось из-за эмоционального всплеска, не было. Интересно, что из-за этого в отдельных изданиях иногда добавляли подзаголовок “фантастический рассказ”.
Смысл названия
Название «В прекрасном и яростном мире» менялось трижды, и последнее оказалось наименее привязанным к конкретной личности. Зато новый заголовок отображал то, как автор (и вместе с ним его герои) воспринимает окружающий мир. С одной стороны, действительность, в которой находятся персонажи, кажется им прекрасной — можно вспомнить очарованность Мальцева своей работой. С другой — тут происходят непредвиденные вещи, изменить которые сложно (почти случившаяся авария, арест, отстранение от любимого дела). Все эти случайности могут сильно повлиять на дальнейшую жизнь и даже разрушить ее.
Также эти слова звучат у рассказчика в финале.
“Я боялся оставить его одного, как родного сына, без защиты против действия внезапных и враждебных сил нашего прекрасного и яростного мира”
Мотивы Константина тоже обусловили название рассказа. С одной стороны, герой хочет добиться справедливости и спасти наставника путем эксперимента. С другой стороны, эта попытка не прекрасна, а именно «яростна», ведь человек лишается зрения и смысла жизни ради этой самой справедливости.
Суть: о чем?
Рассказчика по имени Константин определяют в бригаду к лучшему машинисту депо — Александру Васильевичу Мальцеву. Тот, несмотря на молодой возраст (30 лет), не имеет себе равных в этом деле, и начальство даже доверяет ему скоростной поезд. Мальцев относится к помощникам недоверчиво, постоянно проверяя сделанную работу. Повествователю он кажется очень равнодушным человеком.
Через год бригадира отстраняют от службы после того, как тот чуть не попадает в аварию, ненадолго потеряв зрение из-за молнии. Затем он прозревает, и поэтому следователи считают его лжецом. Бывшего машиниста сажают в тюрьму.
Вдруг рассказчик узнает о том, что в одном университете есть устройство Теслы, которое можно воспроизводить молнии самостоятельно. Он предлагает провести эксперимент. Мальцев вновь перестает видеть и его отпускают. Вскоре Константин сам становится во главе поезда и решает дать возможность Александру Васильевичу, для которого жизнь потеряла всякий смысл, прокатиться с ним. В финале он вновь обретает зрение, и герои становятся друзьями. Вот более подробное краткое содержание.
Главные герои и их характеристика
Главные герои рассказа «В прекрасном и яростном мире» объединены в одной таблице:
Константин | рассказчик, помощник Мальцева, который впоследствии становится самостоятельным машинистом. Именно его глазами читатель видит события, так как повествование ведется от первого лица. Он достаточно хорошо разбирается в собственной работе, ибо является помощником требовательного Мальцева. Описывает своего бригадира как человека безразличного, холодного, отчужденного, но преданного делу. Пытается спасти наставника от наказания за чуть не случившуюся аварию. Но несмотря на благую цель, действует довольно спорно: предлагает повторно создать молнию, чтобы проверить возможность появления слепоты у человека. В результате Александр Васильевич теряет зрение во второй раз. Но рассказчик исправляет затем свою ошибку, и товарищи мирятся. В отличие от руководителя, более открыт людям, умеет сочувствовать и старается помогать так, как может. Эмоционален — злится на Мальцева, но при этом сопереживает ему, в конце искренне радуется хорошему исходу. |
Александр Васильевич Мальцев | лучший машинист Толубеевского депо. Умеет находить выход из любой опасной ситуации; на станциях его специально задерживают, чтобы не опережал график — так быстро добирается до места назначения. Ему 30 лет, но начальство уже направляет его на первый мощный пассажирский поезд, так как знает, что никто больше не сможет вести его с таким профессионализмом. Понимает, что замены ему пока нет. Вся его жизнь сосредоточена вокруг работы. В ней он находит вдохновение и удовольствие. Поэтому, когда теряет возможность находиться на месте, практически лишается смысла существования. Более закрытый эмоционально, чем Константин. Выглядит отрешенным от мира, безразличным. |
Темы
Темы, рассматриваемые автором в рассказе «В прекрасном и яростном мире», связаны с личностью, ее местом в мире и отношениями с другими. Это и одиночество, и человеческая гордыня, выраженные в лице Мальцева, и взаимопомощь, и ошибочные поступки, совершаемые людьми под влиянием эмоций.
- Тема таланта. Автор показал человека, для которого работа значила все. Он был одержим ею, поэтому в его исполнении профессия стала мастерством. Однако гений из-за своей полной вовлеченности в процесс начисто лишен эмпатии. Писатель демонстрирует, что тот, кто добивается наивысшего успеха в деле, закладывает все самое дорогое, что есть у других людей, и этот залог не возвращается. Жизнь гения — не сияющая оптимизмом история успеха для мотивации. Это драма, в которой главный герой нам не понравится. Он слишком далек от нас, зато слишком близок к идеалу. Такова цена таланта.
- Тема личности и общества. Автор развенчивает миф о том, что только тот, кто вопит о своем служении людям и об общественном благе, действует на пользу народа. Мальцев хоть и не был борцом за народные права и нужды, но делал гораздо больше тех, кто мнил себя таковыми. Да, он не был «винтиком в системе» и не скромничал, но его вклад в общее дело был огромным и действительно бескорыстным. Мальцев был индивидуалистом, шел против пролетарской морали, но по духу был ближе к рабочему классу и его целям, чем многие демагоги-партийцы.
- Тема дружбы. Закрытому человеку сложно найти подлинную дружбу и научиться проявлять себя. Однако рассказчику удалось доказать Мальцеву искренность своих намерений и ценность своей дружбы. И Мальцев, пережив ряд испытаний и полное опустошение, смог открыться навстречу новым чувствам и проявить благодарность.
- Тема труда. Глядя на увлеченность машиниста, на его высокое предназначение, мы осознаем ценность труда. Все люди связаны друг с другом именно трудом, и чем лучше будет наш профессиональный результат, тем больше будет оснований для уважения и поддержки со стороны других людей. Герои преклоняются перед трудом и возводят его в статус меры, которой следует оценивать человека.
- Тема совести. Следователь, который внял просьбе Константина и организовал эксперимент, чувствовал укор совести, несмотря на то, что винил во всем инициатора дела — помощника машиниста. Этот пример учит нас тому, что даже если мы не являемся инициаторами несправедливости, а лишь ее участниками, это не освобождает нас от моральной ответственности.
Если тематика рассказа «В прекрасном и яростном мире» представлена не полностью, напишите об этом в комментариях, и мы все добавим.
Проблемы
Проблемы, поднимаемые в тексте «В прекрасном и яростном мире», очень жизненные, и столкнуться с ними может любой. Если этот список мал, если его нужно дополнить, напишите в комментариях, и Многомудрый Литрекон это сделает.
- Проблема одиночества. Будучи лучшим машинистом, Александр Васильевич не только смотрит на помощников свысока, но и в целом относится к ним очень холодно. Из-за этой черствости и гордости он обречен на одиночество. И впоследствии вынужден расплачиваться за это: его никто не поддерживает, кроме рассказчика.
- Проблема нравственного выбора. А Константин попадает в ситуацию, где от его решения зависит судьба другого. Думая, что спасает бригадира от срока в тюрьме, он проводит эксперимент с катушкой Теслы, которая может искусственно создавать молнии. В результате эксперимента Мальцев теряет зрение повторно, зато освобождается от наказания. Также его отстраняют от поездов, и он лишается смысла жизни. Так, благие намерения приводят к еще более плохому результату.
- Проблема справедливости. Константин стремится к справедливости и ради нее организовывает жестокий эксперимент, который лишает машиниста зрения. Его намерения правильны, но средства с ними расходятся. Почему так? Дело не в Константине и его ошибке, а в искажении всего мира. Люди охотнее идут на жестокость, чем на разумное умозаключение о том, что преданный делу профессионал не мог спровоцировать аварию по своей воле. Поэтому добиться справедливости подчас можно только с помощью жестокости.
- Проблема конфликта личности и толпы. Люди, у которых нет таланта, не могут понять тех, у кого он есть: «И Мальцеву поэтому было грустно с нами; он скучал от своего таланта, как от одиночества, не зная, как нам высказать его, чтобы мы поняли». Противопоставляя двух героев: открытого людям повествователя и замкнутого надменного Мальцева, писатель показывает трагедию человека, который существует отдельно от общества. Но даже это можно изменить, если попробовать довериться кому-то рядом.
- Проблема невежества и безответственности. Никто не стал задаваться вопросом, что случилось с Мальцевым на самом деле (кроме Константина). Следователь, например, не вникал в показания помощника машиниста и не подвергал сомнению позицию обвинения, потому что это было проще, чем думать самому и искать реальные ответы. Когда Константин настоял, следователь пошел и у него на поводу, опять же избегая ответственности думать своей головой.
Основная идея
В чем же заключается смысл рассказа «В прекрасном и яростном мире»? Ключ к пониманию лежит в самом названии. Прекрасное стремление к идеалу обретает в нашем мире форму ярости — равнодушия и презрения Мальцева ко всем остальным. Благородный порыв к справедливости становится преднамеренной жестокостью — лишению человека зрения. Этот мир полон контрастов, и все, что является прекрасным, требует своей цены — большей, чем нам хотелось бы, но посильной для тех, кто готов нести ответственность за свои действия и думать. Только такие люди делают мир лучше — через боль, через страдания, но иначе никак.
Вот и Константин сформулировал нравственную дилемму человечества так: «Что лучше — свободный слепой человек или зрячий, но невинно заключенный?». Если вы готовы взять на себя ответственность за ответ, выбирайте. И он выбрал, доказав свою правоту. Он вернул человеку свободу, а затем и зрение, снова рискнув, снова взяв ответственность на себя. Это и есть главная мысль рассказа «В прекрасном и яростном мире»: важно брать на себя ответственность за сложные решения и преодолевать проблемы силой разума. На таких людях держится мир — безжалостный, но прекрасный!
Художественные особенности
Из-за глубокого понимания профессии автор часто использует профессиональную лексику: пресс-масленка, смазчик-кочегар, дышловые узлы, крейцкопф и др. Тем не менее, речь героев проста. Встречаются восклицательные предложения: “Закрой пар!”, “Прочь!”, “Но ведь он и сам бы погиб!”. Это приближает персонажей к читателям и работает на создание реалистичности.
Важны пейзажи и портреты, которые рисует Платонов с помощью эпитетов: “Паровоз с воем пробивался вперед, в смутный, душный мрак”, “Он сосредоточился, забыл свое горе слепца, и кроткая радость осветила изможденное лицо”.
Критика
Критики часто называли произведения писателя странными, необычными, с непредсказуемым развитием событий. Однако мало кто оспаривал его талант и умение передавать мысли словом. Даже Сталин во время его опалы спросил на собрании лучших литераторов страны: «А Платонов будет?».
Один из основателей русского постмодернизма А. Г. Битов считал, что литературный язык Платонова “соответствует революционной эпохе”. Проявилось это и в рассказе “В прекрасном и яростном мире”.
Автор: Инна Колокольникова
Главные герои
Анализ «Петьки на даче» будет неполным без характеристики основных действующих лиц. В центре истории — Петька, сын кухарки Надежды. Его основные личностные черты:
- бойкость;
- жизнерадостность;
- озорство.
Но из-за работы Петька стал забитым, зашуганным, малоподвижным. Его мама — добрая и заботливая женщина. Она как могла воспитывала сына. Ей пришлось пристроить мальчика на учебу, так как это позволило бы ему получить профессию.
Еще один главный герой «Петьки на даче» — Митя, гимназист, общительный и веселый мальчик. Является большим фантазером. В рассказе встречаются и другие персонажи. Например, владелец парикмахерской — Осип Абрамович, черствый и равнодушный мужчина. Подмастерье — Николка. Ему 13 лет, он грубый и злой, разочарованный в жизни.
Главная идея рассказа Андреева — у каждого ребенка должно быть детство и нельзя его отбирать. Дети не могут трудиться наравне со взрослыми. Если лишить их этого, возникнут проблемы со здоровьем и психикой.
Читать краткое содержание Андреев Петька на даче
Счастье ребенка — это игры, свобода действий, единение с природой.О чем же рассказ «Петька на даче»? Мальчик Петя десяти лет от роду в полную силу работает помощником парикмахера в захудалой цирюльне. В свои 10 лет Петька уже много повидал. И обозленных людей, которые рады его ошибкам и готовы мгновенно отвесить подзатыльник, пьяных женщин и вечно дерущихся молодых парней. И ко всему этому он привык и ни считает это чем-то плохим, это обыденная жизнь окружающая его.
Мальчик с широко раскрытыми глазами смотрит на окружающий мир, впитывает в себя как губка, учится справляться с действительностью. Но его мысли, которые он никогда не озвучивает, заняты мечтами о «другом месте», где он никогда не был, но где ему будет хорошо и радостно.Но однажды мать Петьки, которая работала в городе, кухаркой, забрала мальчика на дачу к своим господам.
На даче Петька никогда не был.Сколько потрясений перенес Петька. Сначала он первый раз ехал на поезде через поля и лес. Затем он, наконец, приехал на дачу, которая окружена природой. Лес, речка, поля и тропинки — все это на первых порах испугало мальчика, и он стал тихим, слегка задумчивым и робким. Но прошло всего лишь два дня и Петька, подружившись с соседским мальчишкой, стал исследовать окружающий мир.Однако все хорошее имеет свойство заканчиваться.
Так и однажды матери мальчика пришло письмо от парикмахера, с указанием того, что Петька должен вернуться и приступить к своим обязанностям. И хоть умом мальчик понимал, что возвращаться необходимо, что отдых на даче не будет бесконечным, детское сердце не хотело этого. Петька держался, как мог, но не справился и разрыдался на глазах у взрослых. И слезы его говорили, о нежелании вновь становится взрослым, вновь приступать к работе.
Слезы эти были всплеском душевных страдание, от горя разлуки с окружающей природой, о незаконченных детских проделках.Мальчик вернулся в городок, но в память о счастливых каникулах Петька привез с собой самодельную удочку, которую попросил сохранить свою маму, та в свою очередь согласилась это сделать.
Ведь мама Петьки хоть с виду и совсем не очень уж нежная женщина и не привыкшая пестовать своего дитя, на самом деле очень любит Петьку, но в силу обстоятельств не может прекратить его работу, не может дать ему то, что называлось бы счастливым детством.А в городе все те же пьяные женщины, обозленные мужчины и парикмахерская. Уныние, тоска и взрослая жизнь маленького мальчика Петьки.
Краткое содержание
Произведение начинается с описания парикмахерской Осипа Абрамовича. Она находилась недалеко от дома разврата, поэтому публика приходила нетребовательная. У Осипа всегда на подхвате были подмастерья. Также в помощниках было 2 мальчика. Один из них, Николка, готовился перейти в подмастерья. Он подражал взрослым, курил и сплевывал сквозь зубы. Петьке было всего 10 лет и он выполнял разные поручения.
Когда не было заданий, мальчик слушал Николку либо смотрел на улицу. Местные женщины были просто одеты, часто пили водку и курили. Иногда их били мужчины, но никто за них не вступался. Николка знал много грязных историй и Петька уважал его, втайне мечтая походить на парня.
Жизнь мальчика была скучной. Он подавал воду и мыл полы. Ему постоянно хотелось спать, его грязная шея и лицо вызывали неприязнь. Петька упрашивал маму забрать его, но она не могла.
Как-то раз Надежде удалось уговорить Осипа ненадолго отпустить сына на дачу. Там отдыхали ее господа.
Мальчик не знал, что такое дача. Вокзал поразил его, а стоило тронуться поезду, как он прилип к окну. Природа поразила его. Когда они приехали, лес сразу начал благотворно влиять на мальчика. Петька познакомился с гимназистом Митей. Тот показал как ловить рыбу, купаться и бродить по траве босиком.
Но через неделю пришло письмо, где Осип требовал возвращения помощника. Все мысли Петьки уже были заняты другим и он забыл о парикмахерской, но мама велела ему возвращаться. Он принялся кричать и кататься по земле, но безуспешно. В поезде он был апатичным и вялым, а в парикмахерской его ждало все тоже самое — привычная публика и требование нести воды.
Основные персонажи рассказа
Главные герои:
- Петька – десятилетний мальчик, помощник в парикмахерской, вечно сонный, забитый, «маленький старичок».
Другие персонажи:
- Осип Абрамович – владелец парикмахерской, хозяин Петьки.
- Прокопий и Михайла – подмастерья в парикмахерской.
- Николка – единственный друг Петьки, будущий подмастерье.
- Надежда – мать Петьки, кухарка, добрая и жалостливая женщина.
- Барин – хозяин, у которого работала Надежда, владелец дачи.
- Митя – гимназист, друг Петьки по даче.
Отзывы читателей
Андреев не просто описал жизнь простого мальчика из рабочей семьи. Он смог передать то, как каторжный труд сказывался на ребенке. Петю считали дурачком, ленивым и бесполезным мальчиком. На самом деле он был измотан тяжелым трудом. Жизнь на даче снова вернула его к радости, но как только Петя оказался в городе — все вернулось к изначальному положению. Этот рассказ нужно читать всем.
Анастасия
Рассказ посвящен проблеме детского труда. Подневольная работа заставляет детей рано взрослеть и отказываться от детства. Это плохо сказывается на их состоянии, они становятся вялыми и апатичными. Нельзя делать из школьников полноценных работников. Рассказ сильный и печальный. В нем скрыт глубокий смысл, который показывает острую социальную проблему.
Мария
Это грустный рассказ, который показывает, каким несправедливым может быть мир. Ранний подневольный труд убивает детство и лишает ребенка радости. Петя был вынужден работать и это негативно сказывалось на его здоровье. Только на короткий миг он стал счастливым. Этот рассказ нужно читать тем, кто не ценит современного мира.
Лидия
Короткий пересказ «Петька на даче» Андреев
Краткое содержание «Петька на даче» Андреев:
Петьку, мальчишку 10 лет, отдали в ученики к парикмахеру. его все время ругают и обижают, Петька хочет домой и просит, чтобы мама, кухарка Надежда, забрала его от Осипа Абрамовича. Вся жизнь кажется Петьке одним скучным серым сном, он часто более, и его лицо похоже на лицо старичка от множества мелких морщинок. мальчик не знает ни праздников, ни выходных.
И только однажды Петька был по-настоящему счастлив, его отпустли на дачу к господам, у которых служила его мама. Петька первый раз ехал в поезде, счастливо улыбаясь и расспрашивая пассажиров о том, о сём. Его глаза становятся лучистыми, и все морщинки исчезают с его радостного лица.
На даче Петька подружился с гимназистом Митей, с которым он ходил купаться, рыбачить и просто играть в мальчишеские игры.
Но в один день всё заканчивается. Мама получила письмо от парикмахера, который приказал привезти мальчика назад в город. Петька в ужасе, она кричит, плачет, падает на землю, но ничего не помогает, и мать отвозит его в город.
И снова упреки, ругань, крики, подзатыльники. Жизнь становится прежней, и только темными ночами Петька рассказывает своему приятелю о том, как хорошо он жил на даче.
Это интересно: Повесть «Иуда Искариот» Андреева – впервые опубликованная под названием «Иуда Искариот и другие» в альманахе «Сборник товарищества «Знание» за 1907 год», книга 16. Предлагаем вам прочитать краткое содержание «Иуда Искариот» по главам. Пересказ может пригодиться школьникам при подготовке к урокам литературы и для читательского дневника. Основной темой произведения стала «психология предательства».
Петька на даче краткое содержание
Рассказ «Петька на даче» Андреева был написан в 1899 году. В своей книге автор поднял проблему тяжелой судьбы детей из бедных семейств, которые были полностью лишены детства. Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Петька на даче», которое будет полезно для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.
Главные герои
Петька – десятилетний мальчик, помощник в парикмахерской, вечно сонный, забитый, «маленький старичок». Другие персонажи Осип Абрамович – владелец парикмахерской, хозяин Петьки. Прокопий и Михайла – подмастерья в парикмахерской. Николка – единственный друг Петьки, будущий подмастерье. Надежда – мать Петьки, кухарка, добрая и жалостливая женщина. Барин – хозяин, у которого работала Надежда, владелец дачи. Митя – гимназист, друг Петьки по даче. Краткое содержание
Парикмахерская Осипа Абрамовича располагалась неподалеку от квартала с «домами дешевого разврата». Публика в это заведение захаживала весьма нетребовательная: «швейцары, приказчики, иногда мелкие служащие или рабочие». У Осипа Абрамовича всегда был на подхвате «кто-нибудь из подмастерьев, Прокопий или Михайла». Кроме того, в заведении служили и два мальчика. Тринадцатилетний Николка готовился стать подмастерьем, и очень гордился этим. Он старался держаться, как взрослый: «курил папиросы, сплевывал через зубы, ругался скверными словами». Петьке было всего десять лет, и в его обязанности входило исполнение мелких поручений хозяина и подмастерьев. Когда не было посетителей, он любил беседовать с Николкой, который объяснял ему, «что значит стричь под польку, бобриком или с пробором». Иной раз они располагались у окна и «смотрели на бульвар, где жизнь начиналась с раннего утра». Местные женщины были одеты просто, не по моде, они говорили резкими, неприятными голосами, ругались, прямо на улице «пили водку и закусывали».
Случалось, что иная пьяная женщина становилась жертвой побоев такого же пьяного мужчины, «но никто не вступался за нее». Николка знал многих женщин по именам, рассказывал своему приятелю о них «грязные истории и смеялся, скаля острые зубы». Петька очень уважал его за подобную осведомленность, и в будущем мечтал стать таким же умным и бесстрашным.
Жизнь Петьки была удивительно однообразной и скучной – дни незаметно мелькали и были похожи «один на другой, как два родные брата». С утра и до позднего вечера он слышал одну и ту же фразу – «Мальчик, воды!», и старался подавать ее как можно быстрее, чтобы избежать наказания за нерасторопность. Маленький, худенький Петька постоянно хотел спать, и ему часто казалось, что «все вокруг него не правда, а длинный неприятный сон». Маленький рост, сильная худоба, веснушчатое лицо и «грязные-прегрязные руки и шея» вызывали неприязнь у посетителей парикмахерской. Неприятное и несколько странное впечатление создавали и тоненькие морщины, наметившиеся возле глаз и под носом, которые делали Петьку «похожим на состарившегося карлика».
Когда мальчика навещала его мать, кухарка Надежда, он никогда «не жаловался и только просил взять его отсюда». Впрочем, Петька быстро забывал о своей просьбе, и женщина думала, что ее единственный «сын — и тот дурачок». Однажды судьба преподнесла Петьке сюрприз. Его серая и безрадостная жизнь заиграла новыми красками, когда он узнал, что мать уговорила Осипа Абрамовича отпустить его «на дачу, в Царицыно, где живут ее господа». Он не понимал, что означает слово «дача», но вдруг всем существом своим понял, что это и было то место, куда он так стремился. В этот момент Петьке позавидовал даже Николка, у которого не было матери, и который никогда не бывал на даче.
Шумный и суетливый вокзал поразил воображение Петьки, наполнив его «чувством возбужденности и нетерпения». Оказавшись в вагоне, он буквально «прилип к окну», с жадностью разглядывая мелькавшие пейзажи. Для мальчика, рожденного и выросшего в городе, все было «поразительно ново и странно». Он никогда прежде не выбирался на природу, и открывшийся его глазам мир ошеломил мальчика. Петька бегал от одного окна к другому, и мать была вынуждена извиниться за него перед другими пассажирами – «Впервой по чугунке едет — интересуется…».
Удивительно, но за время небольшого путешествия глаза Петьки «перестали казаться сонными, и морщинки пропали». В первое время пребывания на даче Петька, настоящий городской дикарь, «чувствовал себя слабым и беспомощным перед лицом природы». Все время он «гулял по опушке и лесистому берегу пруда», лежал в траве и любовался чистым, бездонным небом. Полное слияние с природой у Петьки произошло благодаря гимназисту Мите. С подачи нового друга мальчик впервые искупался в речке. Они вместе ловили рыбу, исследовали развалины заброшенного дворца, и очень быстро Петька позабыл, «что на свете существует Осип Абрамович и парикмахерская».
Спустя неделю «барин привез из города письмо, адресованное «куфарке Надежде»», в котором Осип Абрамович настоятельно требовал возвращения Петьки. Поначалу он не понял, куда ему следует ехать, ведь «место, куда ему всегда хотелось уйти, — уже найдено». Осознав же в полной мере, что предстоит расстаться с дачей, Петька принялся кричать и кататься по земле. Когда же он затих, барин сообщил супруге, что «детское горе непродолжительно» и «есть люди, которым живется и хуже».
В поезде «Петька не вертелся и почти не смотрел в окно», а на его лице вновь обозначились тонкие морщинки. Прощаясь с матерью, он попросил спрятать его новую самодельную удочку, которой так и не успел воспользоваться. В «грязной и душной парикмахерской» жизнь шла своим чередом, звучала привычная для Петьки фраза «Мальчик, воды!», а на улице «пьяный мужчина бил такую же пьяную женщину»…
Заключение В своем произведении Андреев поднял остросоциальную проблему своего времени – ребенок должен учиться и жить полной, насыщенной жизнью, а не работать наравне со взрослыми. После прочтения краткого пересказа «Петька на даче» рекомендуем прочесть рассказ в полной версии.
Семейный спор
Юрий Гагарин вырос в Гжатске. В честь него город получил название Гагарин. К юбилею города родителей космонавта просят одобрить медаль про космос. Анна Тимофеевна довольна, а Алексей Иванович спорит: городу 250 лет. При Петре Первом через него везли «хлебушек» в Петербург. Быть на медали старому имени города!
В школу
Война на Смоленщине. Юра Гагарин с ранцем и блинами идет в 1 класс сельской школы, как на праздник. Мать под окном школы слышит, как он читает стихи про летчика. Потом учительница строит детей по росту – Юра в самом конце. Мать утешает сына: «Не горюй, сыночек, ты еще выше всех вымахаешь!» Так и случилось в апреле 1961 года!
Холмик посреди деревни
Народное ополчение идет сражаться с фашистами. Отец Гагарина хром – его не берут. В этот день мать с Юрой пошли на могилку большевика Семена Сушкина. В Гражданскую войну он не стал прятаться от белых – и его убили. Юра на всю жизнь запомнил «могильный холмик» героя.
Жилища богатырей
Село Клушино, где Юра провел детство, «историческое место». Здесь дорога с насыпями-жилищами богатырей, тут разбито войско гетмана Жолкевского, тут прошел Наполеон. Экскурсию прерывает вражеский налет. Гибнет почтальонша Дуня. Дома у Гагариных вспоминают деда Ивана Гагару, силача, гуляку. Он любил радость и жизнь. А значит, умел жить. И Юра такой: заступается за новенькую в классе и всем интересуется.
Ночью
Наши отступают. В Клушино среди ночи ждут немцев. Мать с Юрой, Валентином, Зоей и Борей идет спать к соседке. Изба полна народа. Вместе не страшно. Немец зашел с фонариком – и увидел чистые, детские глаза Юры. «Какие сны ему снятся, если он может так смотреть!» А снилось Юре, как он раков на речке ловил…
Старая ветла
Гагарины жили в землянке, а немец – в их избе. Хромого с детства Алексея Ивановича поставили мельником. Он для фашистов мало молол. Выпороли его в комендатуре. А он смолчал: «Нельзя, чтоб мальчонка слышал…» Ведь Юра под дверью ждал отца, тоже битый. Оба набираются сил у крепкой, стойкой ветлы, посаженной прадедом Алексея Ивановича.
Юрина война
Избу Гагариных занял здоровенный злой немец Альберт. Сказал – навсегда, и жену сюда привезет. Семья перешла в погреб. Однажды ребятишки посмеялись, что немцев погонят с русской земли, как Наполеона с французами. Альберт от злости подвесил малыша Борю на дерево. Мать и Юра едва успели его спасти.
У Юры своя «маленькая, но небезопасная война» с врагами. Он засыпает дорогу гвоздями и стеклом, чтоб падали мотоциклисты и глохли машины. И портит Альберту зарядку для аккумуляторов. Как стали наши наступать – Альберт, прихватив добро Гагариных, улепетывать. Юра швырнул в грузовик камень – вот Альберт перепугался!
Снова за учебу
После освобождения Клушино Алексей Иванович добился, чтоб его взяли на фронт. А Юра с ребятишками пошел в школу. Вместо чернил – отвар свеклы, вместо учебника – Юрин «Боевой устав пехоты». Всем классом читают про защиту Родины.
Буянка
Старшего брата и сестру Юры немцы угнали в Германию. Они вернулись в конце войны. Юре с мамой пришлось пахать землю. Отец пришел с войны больным. Работала мать. Помогла и коровка Буянка. Молока и самим хватило, и на продажу. Пастушком при ней был Юра. «Добрая русская корова» заслужила памятник!
В бескрайнем небе
Саратовский аэроклуб, курсант Юрий Гагарин совершает свой первый самостоятельный полет на самолете ПО-2, «кукурузнике». На земле его поздравляют инструктор Мартьянов и генерал. Тот самый, чей самолет был подбит у Клушино. Юра тогда помог летчикам. И вот – встретились. Генерал сказал, что Юре не в литейщики надо идти, а в летчики.
Ворота в небо
Гагарин окончил Саратовский техникум, но пошел не в металлурги, а снова учиться. На этот раз в Оренбургское летное училище. Принять решение ему помог Мастер-литейщик. Сказал, что профессию нужно выбирать по сердцу.
В городском саду
В Оренбурге курсанту-сержанту Гагарину нравится студентка медтехникума Валя Горячева. Через друга Юру Дергунова он знакомится с ней. Гагарин, невысокий парень, на одном характере спасает свою баскетбольную команду удачным броском. Валя становится его женой и вдовой. Растит дочек. Его друг Дергунов тоже погиб.
Звезды
Юра с детства любил звезды. Ведь они так красивы! И про невесту матери сказал: она как звездочка! А совершая полет вокруг Земли, успел заметить в иллюминаторе любимую звездочку. И сам, погибнув, стал звездой…
Урок анатомии
Перевод летчиков в полевой лагерь. Юрий навещает Валю, которой не дается анатомия. Он мгновенно запоминает урок – и пересказывает ей. Это не память, а цепкий ум. После чего бежит в лагерь – целых 35 км!
Тост
Юрий Гагарин уже лейтенант. Гости спорят на его свадьбе: кого пошлют в космос после полета собаки Лайки. Гагарин уверен: летчика-испытателя. Отец пьет за здоровье смельчака, еще не зная, что им станет его сын.
Гибель Дергунова
Гагарин с другом Дергуновым служит на Севере. Дергунов – веселый парень и талантливый летчик со своим «почерком». Погиб он на земле, а не в небе. Его мотоцикл сбил грузовик. Потрясенный Гагарин думает: страшно погибнуть, если ничего не успел сделать. Сам он успел многое. Но погибать ему было не легче.
В сурдокамере
Сурдокамера – испытание одиночеством. Главному конструктору Королеву важно понять, выстоит ли человек один на один с космосом? В ней все думали о прошлом, пережитом. И только Юра, с улыбкой, о будущем. Королев уверен: «Никто после полета так не улыбнется человечеству и Вселенной, как Юра Гагарин».
О чем думал герой
После полета в космос майора Гагарина всюду ждали. В том числе, в родных летных школах. Неуклюжий застенчивый курсант спрашивает героя: о чем он думал, когда шел рапортовать правительству? О высоком, великом? Оказывается, о развязавшемся шнурке. И курсант поверил в себя. Герой – это такой же человек, как и он.
Форель
В отпуске с Гагариным произошел случай. Он ловил рыбу с приятелем Ивановым. К Юрию рыба шла, к другу – нет. Гагарин поменялся с ним местами. Наконец, и тот вытащил форель. Да вот беда: маловата. Таких велено отпускать. А тот покривил совестью, сделал вид, что в самый раз. Нет, не быть такому парню космонавтом!
Друг детства
На похоронах Гагарина – друг детства. Он к 34 годам стал солидным человеком, инженером, руководителем. И всегда с сожалением смотрел на Юрия. Тот не сразу нашел призвание. Из литейщиков – в летчики. Потом опять учеба. Служба в Заполярье. И только потом – полет 12 апреля 1961 года и слава. Невдомек другу: зачем Гагарин сел испытывать тот самолет? Ведь у него и так все было! Не знает он, что это не конец, а бессмертие.
Фотография
Кажется: «один-единственный скромный виток вокруг Земли», но как велико значение этого подвига! Бортовой журнал полета маленький, с простыми строчками: «Вошел в тень Земли…» Первый, кто преодолел земное притяжение, первый, кто увидел Землю с неба. После гибели Гагарина в самолете в его вещах нашли маленькое фото конструктора Королева. Оно всегда было с Юрием. Это два героя страны.
В те последние мгновения
Наверно, последней, кто видел погибших Гагарина и Серегина живыми, была официантка Настя. Она передала Юрию забытый именной талончик на обед. Дядя Насти, житель Еремино, уверен, что Гагарин мог спастись. Один. На парашюте. Но без Серегина не стал. Так Гагарина и «не уберегли»…
День с Германом Титовым, или Еще раз об улыбке Гагарина
Для создания фильма о Гагарине идет беседа с его другом, вторым советским космонавтом, и просто хорошим человеком Германом Титовым. «Весь мир – от мала до велика – улыбался в ответ Гагарину». В этой улыбке был весь наш народ. Если найдется артист с такой улыбкой – фильму быть. Не нашлось… среди взрослых. А о детстве Гагарина фильм сняли. И мальчишка в нем по-гагарински улыбается.
Читательский дневник «Маленькие рассказы о большой судьбе» Нагибина
Сюжет
Юрий Гагарин – простой парень из Гжатска. Вместе с отцом-инвалидом Алексеем Ивановичем, матерью Анной Тимофеевной, братьями и сестрой он был в оккупации. И «воевал», как мог: портил технику фашистов, подбрасывая на дорогу гвозди. Потом выучился на летчика, создал семью, первым облетел Землю, улыбнулся Вселенной и миру знаменитой улыбкой. И погиб с летчиком Серегиным, испытывая самолет.
Отзыв
Рассказы о детстве, молодости, подвиге и смерти первого космонавта Земли Юрия Алексеевича Гагарина. Из них можно узнать о его большой и дружной семье, первой школе, выживании в войну, отваге, честности и смышлености маленького Юры. О дружбе, связавшей его с конструктором Королевым, его жене Валентине и дочках. Полет Гагарина – шаг в освоении человечеством космоса, шаг за пределы земного мира. Рассказы учат любить Родину, свой народ, гордиться героями своей страны, мечтать, искать призвание, быть смелым, целеустремленным, уметь дружить и дарить людям радость.