Салат оливье заправляют московским майонезом, в нарезку отправляются колбасы, сделанные в городе, а Дед Мороз угощает детей столичными сладостями.
Новогодняя ночь собирает за одним столом не только родных, близких и друзей, но и традиционные блюда, без которых, кажется, этот праздник не наступит. При этом мало кто задумывается, что в новогоднем меню, помимо проверенных семейных рецептов, участвуют и московские предприятия, товары которых горожане регулярно покупают в магазинах.
Какие продукты, произведенные в столице, можно встретить на столе в новогоднюю ночь — в материале mos.ru.
Главная заправка
В каждой семье к застолью готовят свои коронные блюда, но почти всегда Новый год — это оливье и селедка под шубой, ставшие для многих почти родными. Оба салата не могут обойтись без майонеза. У соуса много сортов, которые подходят не только для салатов, но и, например, для фаршированных яиц или помидоров. Его даже добавляют в бисквитное тесто для пышности.
Приготовить майонез можно и самостоятельно, но, например, для запекания продуктов с этим соусом повара советуют использовать промышленные варианты. Они не распадутся на компоненты при нагревании.
В Москве майонез производит компания «Скит», которая в 2020 году отпраздновала свое 25-летие.
Мясные деликатесы
Еще один частый гость новогоднего стола — колбасные изделия. Их добавляют в салаты, кладут на бутерброды или делают самостоятельной закуской. Московские предприятия производят сосиски, колбасы, паштеты, мясные чипсы и другие деликатесы из разных видов мяса.
Одни из самых известных производителей — Останкинский мясоперерабатывающий комбинат (основан в 1954 году), Черкизовский мясоперерабатывающий завод (работает с 1974 года) и компания «Дымов» (основана в 2001 году). Два последних предприятия сегодня имеют статус промышленных комплексов. Он дает компаниям ряд преференций и налоговых льгот. Среди них льготы по налогу на имущество, налогу на прибыль, земельному налогу, арендным платежам и другие. Чтобы получить статус, предприятия должны соответствовать определенным требованиям: активно инвестировать в свое развитие, расширять производство и создавать новые рабочие места.
Сыр без дырок
Важные ингредиенты многих праздничных блюд — мягкий и плавленый сыры. Они присутствуют не только в советской кулинарной классике, но и современных тарталетках, канапе, десертах и супах, отсылающих к французской традиции. Такие сыры помогают привнести изюминку в новогодние блюда и при этом не выйти за рамки семейного бюджета.
Самый известный московский производитель плавленых сыров — завод «Карат», работающий с 1934 года. Именно здесь в 1960 году разработали рецептуру сырка «Дружба», и за 60 лет она практически не изменилась. А еще здесь делают продукцию специального назначения, например для российских космонавтов.
В 2021 году «Карат» получил статус промышленного комплекса. Это позволило снизить ставку налога на прибыль для компании с 17 до 12,5 процента. Сэкономленные средства завод может направить на обновление оборудования, инфраструктуры и реконструкцию производственных площадей.
Рыба и морепродукты
Каждый Новый год в нашей стране повторяют известную фразу про заливную рыбу, и редкая праздничная ночь проходит без рыбных блюд и морепродуктов. Must have меню — то есть то, что на столе должно быть обязательно — включает слабосоленую семгу, селедку, красную икру и крабовые палочки. Это главные ингредиенты салатов, бутербродов и нарезок.
А если хочется удивить гостей, можно поставить на стол паэлью или креветочный коктейль. Наконец, привычный салат оливье можно приготовить по историческому рецепту — с раковыми шейками.
Московский поставщик рыбы на новогодний стол — компания «Меридиан», основанная в 1978 году. Ее ассортимент начинался с балтийской кильки и осетрины, но сегодня значительно расширился: от морской капусты до красной икры. В 2019 году предприятие тоже получило статус промышленного комплекса. Такие компании получают налоговые льготы и сэкономленные средства могут направлять на свое развитие.
Главархив рассказал, как доставляли фрукты к новогоднему столу в середине XX векаОт утки с яблоками до селедки под шубой. Каким был праздничный стол москвича в ХIХ и ХХ векеНа вкус как Москва: рассказываем истории настоящих столичных блюд
На сладкое
Новогодние бутерброды невозможны без свежего хлеба, а Москва сегодня является крупнейшим производителем хлеба и кондитерских изделий в стране. Хлебобулочные изделия выпускают 18 профильных предприятий, одно из самых известных — кондитерско-булочный комбинат «Черемушки», работающий с 1973 года. Оттуда на прилавки отправляются булочки и ватрушки, торты и пирожные. В 2016 году город присвоил комбинату статус промышленного комплекса. Благодаря этому предприятие смогло вложить сэкономленные деньги в строительство нового цеха. Весной 2020 года комбинат запустил первую очередь нового цеха: две линии по производству подового и формового хлеба мощностью 50 тонн в сутки.
Московские производители предлагают массу вариантов праздничных десертов. Многие конфеты, которые дарит детям Дед Мороз, делают именно в столице. В городе работают 14 производителей шоколада, конфет и других кондитерских изделий. Некоторым предприятиям уже не один десяток лет.
Например, концерн «Бабаевский» выпускает конфеты уже 217 лет, а фабрика «Рот Фронт» отметила 195-летие: недавно на ней появилась собственная линия переработки какао-бобов. «Красный Октябрь» производит знаменитую «Аленку», конфеты «Мишка косолапый», «Красная Шапочка» и другие. Все фабрики, входящие в холдинг «Объединенные кондитеры», получили статус промышленного комплекса и пользуются льготами от города. Но есть на этом рынке и новые имена: так, компания French Kiss известна тем, что делает из конфет целые букеты.
В этом году к новогодним праздникам столичные кондитерские фабрики приготовили более трех тысяч тонн сладостей. Готовиться к праздникам они начали еще в сентябре, а в московские магазины в этом году поставили более 60 вариантов новогодних наборов.
Полные бокалы
Рассказ о праздничном столе москвичей, как и любой новогодний тост, должен заканчиваться напитками. Это не только шампанское, в котором топят заветные желания, но и соки — например от Лианозовского комбината. Недавно предприятие заключило офсетный контракт с городом на производство напитков для молочных кухонь. В расширение производства вложат более двух миллиардов рублей.
Многие годы среди москвичей популярны лимонады, тоники и другие газированные напитки компаний Coca-Cola и PepsiCo. Их заводы тоже расположены в столице и сегодня поставляют в магазины и рестораны десятки видов своей продукции.
Сергей Тимофеев
26.10.2021
Выставка «Звенящий след» Павла Отдельнова, «реконструкция засекреченной советской катастрофы», стала ключевой точкой 6-й Уральской международной биеннале
«Слово “звенеть” на языке атомщиков означает звуковой сигнал, которым счётчик Гейгера оповещает о повышенном радиационном фоне. Радиация выделяется в процессе распада атома. Она невидима, её нельзя почувствовать и узнать о ней без специальных приборов, при этом она может оказывать разрушающее воздействие на природу и человека. Новые виды оружия и угроза ядерной войны стали той страшной силой, которая в ХХ веке оказала решающее влияние на политическую карту мира, разрушала и заставляла строиться новые города. За обладание этой силой в середине прошлого столетия была заплачена огромная цена. След атомного ХХ века остаётся звенящим до сих пор».
Переселенцы. 2021. Фрагмент экспозиции
Так начинается вступительный текст к выставке российского художника Павла Отдельнова «Звенящий след», посвящённой истории и последствиям советского Атомного проекта на Южном Урале. Выставка – спецпроект открывшейся в начале октября 6-й Уральской биеннале, традиционно поднимающей наиболее экзистенциальные темы и проблематики постиндустриального общества и активно осмысляющей историю ХХ века. Многие из тех, кто побывал на выставке, называют её самой сильной и самой пронзительной экспозицией нынешней биеннале. Получается, что её эпицентр расположен не в Екатеринбурге (собственно «метрополии» биеннале), а в рассекреченном посёлке Сокол (в 140 км).
«Маршрут выставки – 21 комната в общежитии Лаборатории “Б” 9-го управления НКВД СССР. В каждой – свои артефакты, инсталляции и свидетельства коллективной памяти. Вот березовый спил, на годовых кольцах которого можно обнаружить поражённый участок – год радиационной катастрофы. Вот банка из-под шоколада, выдававшегося за вредность сотрудникам “Маяка”. Вот перечень расселённых деревень и десятки обезличенных портретов как иллюстрация общего горя, охватившего людей в зоне радиации…», – пишет посетившая Сокол Ольга Чудинова.
Из серии «Переселенцы». 2021
Павел Отдельнов темой «следов ХХ века» интересуется не впервые. Он родился в городе Дзержинск и именно ему посвятил свой проект 2016 года «Белое море. Чёрная дыра» – историко-художественное исследование истории города с помощью живописи, документального кино и других медиа. В имени проекта – сочетание названий двух расположенных вблизи города объектов, оставленных советскими предприятиями химической промышленности, – шламонакопителей «Белое море» и «Чёрная дыра». А в 2019-м он выставил «Промзону», где пейзажи заброшенных зон бывшего производства сочетались с найденными предметами – артефактами реальности экологически токсичных пространств. В своей рецензии на неё, опубликованной на Arterritory, Сергей Хачатуров писал: «Уроженец Дзержинска Павел Отдельнов помнит постепенный распад советской социальной, политической и экономической утопии на примере судьбы больших химических заводов города. Отец художника прошёл путь от мастера до директора химического завода Дзержинска. Потому все нюансы жизни и труда в засекреченном городе Павел Отдельнов знает доподлинно. А свои работы он сопроводил беспощадно честными рассказами отца о случаях на химическом производстве».
Проект вызвал большую международную реакцию, и, может быть, совсем не стремясь к этому, Павел получил статус эксперта по проблематике индустриально отравленных территорий вблизи Дзержинска. В нашем разговоре он упоминал о том, что по этому поводу общался и с нижегородским губернатором. Наверное, это происходит потому, что выставки-исследования Павла Отдельнова очень точно, очень верно сконструированы, в них живопись (а именно как живописец и автор индустриальных пейзажей начинал Павел) очень продуманно работает с другими медиа, с артефактами, с личными историями, позволяя преподносить, казалось бы, абстрактные сюжеты на предельно личном, обращающемся к зрителю напрямую уровне. И «Звенящий след» в посёлке Сокол – не исключение, а, возможно, наиболее впечатляющий проект в этой «серии».
Отчасти это и потому, что он выставлен в пространстве, которое само по себе – историческое свидетельство, само по себе и картина, и рама. Поэтому работать с ним надо было максимально тонко, как бы проявляя то, что уже заложено в самих стенах, что уже «звенит» в них.
Павел Отдельнов на выставке «Звенящий след». Фото: Анна Марченкова
Павел, а как всё начиналось? Вы давно интересуетесь Атомным проектом?
Куратор программы резиденций Уральской биеннале Володя Селезнёв написал мне, что есть такое место и есть история, которую можно было бы поднять и рассказать.
– А что за история? О чём?
– Уральский атомный проект. Закрытые города, Восточно-уральский радиоактивный след…
Я сначала думал отказываться, потому что посмотрел, где это на карте – туда и не доехать толком. И что в общем-то ничего об этом не знаю. До этого у меня была «Промзона», но там у меня был свой вход в тему: родители, бабушки, все что-то мне рассказывали, знакомили с другими людьми, которые о чём-то знали. В конце концов я мог пролезть на территории бывших производств через дырку в заборе и увидеть эти территории своими глазами… А здесь у меня не было вообще никаких точек входа. Поэтому я подумал, что лучше отказаться. Я начал читать тематическую литературу, и это было настолько интересно, что я стал об этом думать всё время. Прошла неделя, другая, месяц, и я понял, что я всё время в поиске визуальных метафор описанных в книгах событий. Огромные территории, заводы и города, множество задействованных людей. Страшные катастрофы, которые там происходили: сброс высокорадиоактивных отходов в реку Теча в 1949–1952 годах, потом взрыв 1957 года, самая большая радиоактивная авария того времени. А ещё позже, в 1967 году – распыление радиоактивных отходов озера Карачай. Множество людей оказались пострадавшими, многие продолжают жить с последствиями этих событий.
Я вдруг понял, что всё больше погружаюсь в эту тему и теперь не смогу не сделать этот проект, даже понимая, что его мало кто увидит. И это сложная и даже опасная тема: вряд ли кто-то из условного Росатома обрадуется, что я берусь рассказывать истории, которые им, возможно, не очень бы хотелось транслировать.
Котлован. 2021
Котлован. 2021. Фрагмент
Мне показалось, что это такое обретение голоса для тех, кто был абсолютно не слышим и чьи истории никому не известны. Поэтому этот проект оказался очень важен для местного сообщества – ведь это возможность сказать, что всё это было, что это было важно для этих людей и для их потомков и что влияние этих событий продолжается по сегодняшний день.
Весной я приезжал в Екатеринбург, где открыл выставку «Русское нигде», а потом оттуда поехал в резиденцию в посёлок Сокол. В Екатеринбурге мы вместе с Ильёй Шипиловских, директором арт-галереи Ельцин-центра, выступали по радио и несколько раз призывали людей, которые что-то знают о событиях 1957 года, тех, кто были ликвидаторами и тех, кто оказался в числе переселенцев, поделиться, рассказать об этом. Однако в назначенный день никто не пришёл и даже не позвонил на названные в эфире телефоны. А сейчас, когда выставка в посёлке Сокол открыта, она для многих стала поводом поговорить о том, о чём обычно молчали. Почему так произошло? Я думаю, потому что у этих событий появились образы, визуальные метафоры, которые запоминаются и рядом с которыми может появиться чьё-то воспоминание, рассказ, чья-то личная история. Моя выставка стала поводом для того, чтобы люди встречались и вспоминали. Многие приезжают на выставку по несколько раз и привозят детей. Но не так просто найти визуальную метафору тому, что по определению невидимо. Радиацию нельзя увидеть или потрогать.
ВУРС. 2021. Инсталляция
Авария 1957 года, когда в результате взрыва ёмкости с радиоактивными отходами поднялось облако и накрыло гигантскую территорию в 23 тысячи км², мне сразу представилась как ожог на карте. С этой территории выселили жителей, а их дома и хозяйственные постройки сожгли. И я подумал, что лучшей визуальной метафорой этой аварии будет такой выжженный след на стене. Мы с Алексеем Липатниковым, нынешним владельцем здания, где проходит моя выставка, пробовали разные способы, как прожечь стену, в итоге выбрали газовую горелку. Благо Алексей – бывший пожарный, и он принял меры, чтобы не устроить пожар.
Получился след, уходящий на северо-восток: он тогда дошёл до Тюменской области. Сама стена бывшего общежития с осыпающейся штукатуркой стала подобием карты.
В том же здании я нашёл часы как раз второй половины 1950-х годов и, конечно, использовал их для инсталляции: они показывают время, когда случилась авария 29 сентября 1957 года – 16 часов 22 минуты. Это время, когда минутная и часовая сливаются в одну линию.
16:22. 2021. Инсталляция
А что это вообще за здание?
Здание было построено по проекту архитектора Голубева в 1930-х годах, первоначально это был санаторий для сотрудников НКВД. Туда в 1947 году заселили учёных, которые работали над советским атомным проектом. Немецких учёных, вывезенных из побежденной Германии, где они уже занимались этой темой. Советских учёных из числа заключённых, у которых там было что-то вроде «шарашки». И молодых советских специалистов, которые были наняты на работу. Лаборатория «Б» просуществовала там до 1955 года, затем до середины нулевых здание было общежитием, роддомом и больницей.
В последнее время его нынешний владелец устраивал там лазертаги и проводил квесты. Например, когда в полной темноте с фонариком несколько часов бродишь по коридорам и подвалам в поисках выхода, а вокруг с потолка свисают разные паутины, ботинки и окровавленные части тел. А в самый неожиданный момент со страшным криком сам хозяин выскакивает из-за угла. Такие довольно брутальные развлечения.
Когда я вернулся из резиденции в Москву, мне часто снились кошмары. В одном из снов я как будто прихожу в похожее здание на чью-то выставку, и мне говорят, что время закрываться, но если очень хочешь посмотреть, то у тебя будет целая ночь – ходи здесь один сколько хочешь. И вот я иду по зданию – а там множество комнат и очень темно. Но когда глаза постепенно привыкают к темноте, я вижу, что все комнаты заполнены мёртвыми людьми, лежащими вповалку. И так жутко от этого – господи, ещё так долго до утра!
В комнатах бывшего общежития на стенах остались полки, бесконечные вбитые гвозди, обои разного времени – советские и уже 1990-х годов. Мы всё это снимали, иногда вместе со штукатуркой. Когда я слой за слоем сдирал со стен старую краску, у меня было ощущение, что я работаю археологом. Где-то удалось докопаться до слоёв того времени, когда в комнатах жили сотрудники лаборатории. Там сохранилась накатка – орнамент и необычные цвета самих стен…
Здание бывшего санатория для сотрудников НКВД, в котором проходит проект «Звенящий след»
Кажется, что ваши работы выглядят там как нечто, что, возможно, проявилось само собой – в ходе времени. Как будто надо было сделать не целый шаг, а буквально полшага, чтобы они все «проступили», вышли на поверхность. Как будто они там всегда были, «под штукатуркой».
Да, я совсем не хотел загромождать эти комнаты своими работами, хотелось, чтобы заговорили сами стены.
История, которую я рассказываю в первом коридоре, начинается с первого тестового атомного взрыва в истории человечества – 16 июля 1945 года в американской пустыне Аламогордо. Потом идёт история двух городов, двух заводов, хэнфордского и построенного во многом по его подобию озёрского (предприятия «Маяк» в Челябинской области). Затем зал «Котлован» – об истории строительства первого советского атомного реактора. Следом несколько залов я посвятил теме секретности. Это, например, истории про то, как в целях конспирации менялся язык атомщиков. Я нашёл словарик, составленный по воспоминаниям людей, работавших в этой самой Лаборатории «Б», и воспроизвёл этот глоссарий на стенах.
В следующей комнате – отрывки из писем, которые жители закрытых городов (в основном военнослужащие) писали своим близким. Эти письма были цензурированы за то, что там содержалась секретная информация. Цитаты из них были опубликованы в сборнике рассекреченных архивных материалов. Я переписал на стены несколько таких цитат. В них закрытый город Челябинск-40 (Озёрск) предстаёт каким-то фантастическим местом, где «живут одни фраера», они покупают себе «победы-машины», зарабатывают огромные деньги и работают всего пару часов в день в подземных заводах. Но завидовать им не стоит, потому что они за это платят своим здоровьем и жизнью. Всё это кажется чем-то невероятным, однако значительная часть изложенной в переписке информации вполне достоверна. Люди, которые работали на атомных производствах, получали спецобеспечение и спецпитание, за что их называли «шоколадниками».
Шоколад. 2021. Фрагмент экспозиции
Мне хотелось, чтобы эти истории как будто бы рассказывали сами стены. Я от руки переписал цитаты из этих цензурированных писем. Для того, чтобы добиться максимально нейтрального и отстранённого почерка, я специально купил школьные прописи и отрабатывал каллиграфию, прежде чем писать на стенах.
В зале, посвящённом городам, которых нет на карте, есть довольно подробная советская карта, где нет никакого Челябинска-40 (Озёрска), нет производственного объединения «Маяк», а есть смешанный лес, нежилая деревня и пионерлагерь. Напротив этой карты – снимок, сделанный со спутника американцами в 1960-х годах, тоже рассекреченный. И на этом снимке видно каждую трубу секретного завода, каждое небольшое строение. И я их помещаю друг напротив друга.
Нет на карте. 2021. Фрагмент экспозиции
У вас не сложилось впечатления, что, может быть, люди сначала не очень хотели говорить, потому что им кажется, что прошлое само по себе отравлено, радиоактивно?
У меня ощущение, что оно не закончилось – оно продолжается и сейчас, так же как, например, продолжаются последствия сброса радиоактивных отходов в реку Теча. На открытие выставки приехала одна женщина из села Татарская Караболка – единственного не выселенного из зоны ВУРС (или самого близкого к ней). Она расплакалась: так её растрогало, что я говорю о вещах, которые касаются непосредственно её, её семьи и её соседей. А потом она прислала мне ссылку на телепередачу, где она рассказывает о своей соседке, у которой слоновья болезнь. Это когда ноги превращаются в столбы невероятной толщины. На это больно смотреть. Мама этой бедной женщины была ликвидатором аварии 1957 года. И действительно, последствия часто касаются не самих людей, а их потомков – детей и внуков, потому что генные мутации, вызываемые облучением, могут передаваться по наследству. Поэтому сказать, что «Звенящий след» звенит в только прошлом, конечно, неправильно. Последствия ядерной гонки ХХ века так или иначе отзываются и сегодня.
И понятно, почему так происходило, почему недостаточно заботились о ядерной безопасности. Для людей, которые жили в конце 1940-х – начале 1950-х, только-только закончилась одна страшная война и казалось, что вот-вот начнётся следующая, которая будет ядерной. Поэтому надо как можно быстрее создать своё оружие, чтобы был паритет, чтобы было чем ответить в случае нападения. И в этом была самоотверженность, люди готовы были идти на смерть – первые атомщики работали практически в режиме военного времени. Действительно, многие из них получили дозы, несовместимые со здоровьем и даже с жизнью. В конце 1940-х – начале 1950-х не было должного внимания к технике безопасности. Когда стержни в каналах реактора спекались, их извлекали практически вручную. Недостаточно думали и о потенциальной опасности отходов, о радиоактивном заражении водоёмов. Во многом копировали американский опыт, а там в те годы тоже не слишком заботились об экологии: в Хэнфорде сбрасывали высокорадиоактивные отходы в реку Коламбия.
Глядя на них, решили, что утилизация в водную систему реки Теча – логичное и простое решение проблемы отходов.
Переселенцы. 2021. Фрагмент экспозиции
То есть это не чисто советский подход?
Да, и там, и тут очень похожие проблемы. Есть замечательная книжка – американская исследовательница Кейт Браун сравнила города Хэнфорд и Озёрск. Как бы существующие друг напротив друга максимально удалённые полюса плутониевого мира. Браун назвала книгу «Plutopia» и написала о том, как возникали плутониевые города, что они представляли собой как социум, какие там были проблемы, какое было соцобеспечение, как они жили в режиме закрытости. Она находит очень много параллелей, и читать это очень интересно. Жаль, что книга до сих пор не переведена.
Параллели есть и в испытаниях над животными. Например, меня поразило, что в самом первом атомном реакторе был биоканал, куда опускали собак, чтобы они получали экстремальные дозы облучения. Таким образом изучали воздействие радиации и на человека. Известно, что радиация воздействует на организм собаки почти так же, как на человеческий.
У американцев была целая ферма, где специально выращивали выносливых охотничьих собак биглей, чтобы ставить на них радиоактивные опыты.
В книге Кейт Браун говорится о людях, живших в резервациях возле реки Коламбия. Они уверены, что над ними ставили опыты. Так же как, например, жители села Муслимово на реке Теча говорили, что у них каждый год берут анализы крови, регулярно кладут на обследование. И тут, и там люди считают, что их использовали как материал для изучения.
Муслюмово. Дом быта. 2021
Это, наверное, настоящий художественный вызов – визуализировать то, что невидимо – излучение…
Да, радиацию невозможно увидеть. При этом есть укоренившиеся в языке атомщиков значения слов «чисто» и «грязно». Эти слова ключевые для того, чтобы понять, можно ли где-то находиться или нет. Одна бывшая сотрудница ПО «Маяк» вспоминала, что когда произошла авария, пришёл дозиметрист, замерил уровни радиации во всех помещениях и расчертил на зоны, где можно находиться, а где нельзя. И если можно – то сколько часов. Я привожу на выставке это воспоминание, и в этой же комнате на одной её половине висит картина, на которой через трафарет написано слово «чисто», а на другой – «грязно». И посетитель заходит на «чистую» половину и у него есть выбор – поверить этому или нет, заходить в «грязное» пространство или остаться там, где «чисто». Конечно, это не столько провокация, сколько попытка подтолкнуть к осознанию, что любое пространство, в котором ты находишься, может оказаться «грязным», но об этом не узнаешь без специальной аппаратуры.
Эта же женщина рассказывала, что им выдали индивидуальные дозиметры – для того, чтобы понять, сколько они набрали рентген. А через много лет, уже в 1989 году, она узнала, что эти дозиметры никто не проверял, что они просто где-то лежали. Потому что пришлось бы менять персонал, переводить сотрудников на другие участки. Я нашёл несколько таких дозиметров в заброшенном здании опытной научно-исследовательской станции и выставил их в той же комнате.
Полярное сияние. 2021. Инсталляция. Фрагмент экспозиции
Там же было ещё свечение, вызванное взрывом и радиацией, и в официальных средствах массовой информации рассказывалось, что это такое редкое полярное явление…
В некоторых случаях радиация всё же может вызывать видимые глазом эффекты. Например, так называемое свечение Вавилова-Черенкова.
Когда случился взрыв 1957 года, вокруг поднявшегося облака многие наблюдали необычное свечение красновато-голубоватых оттенков. Что-то подобное, кстати, видели и над взорвавшимся в Чернобыле реактором. Через неделю после аварии вышла статья «Полярное сияние на Южном Урале», где причину этого свечения объяснили как редкое в этих широтах полярное сияние. Что примерно раз в одиннадцать лет солнечная активность может вызвать подобное свечение, и его природу открыл ещё Ломоносов. Я нашёл эту статью в Ленинской библиотеке, отсканировал и распечатал во всю стену. А на неё спроецировал лазерную имитацию северного сияния.
Когда я жил в резиденции, мы с Алексеем ездили по зоне ВУРС, заезжали в урочища, оставшиеся от выселенных деревень. В урочище Юго-Конево я нашёл спилы берёз. И притащил огромное бревно, которое мы аккуратно распилили и отшлифовали. В том месте, где тёмная сердцевина спила, годовые кольца могут относиться к концу 1950-х. Но даже если потемнение вызвано другими причинами, эта берёза помнит аварию 1957 года. Я передоверил память этому свидетелю – берёзе. Кроме того, я написал большую картину с берёзовой рощей. Это тоже одно из последствий – в последующий после аварии год на несколько километров от взрыва по направлению ветра погибли все хвойные деревья. А берёзы оказались более стойкими.
Берёзы. 2021
Всё равно получается, что то, о чём мы не очень хотим помнить, то, что мы забываем, так или иначе присутствует в этой среде – в растениях, в земле. Во всём, что есть вокруг. Зачастую нам кажется, что если мы чего-то не видим, то этого нет. Но ведь это совершенно не так.
Конечно. Есть ещё такое место в закрытом городе Озёрск, о котором я тоже недавно узнал. Радиобиологический репозиторий тканей человека. Образцы тканей людей, которые подверглись воздействию аварии 1957 года или просто работали на «Маяке» и получили высокие дозы. Огромный архив, где собраны сотни тысяч образцов. Я подумал, что это можно представить как своего рода мемориал людям, которые посвятили себя и своё здоровье Атомному проекту. Я долго и безуспешно искал фотографии интерьеров этого репозитория. Я писал директору института, в котором находится репозиторий, писал его коллегам. Но бесполезно. В итоге я нашёл единственную фотографию, сделанную художником из Бельгии. Я с ним списался, и выяснилось, что он сам учёный и ездил в Москву на выставку, посвящённую проблемам радиобиологии. Он по совместительству ещё и художник и сделал об этом проект. И включил в него маленькую фотографию репозитория из какого-то буклета с конференции. Сам он там не был и ручаться, что это именно репозиторий, не мог. В результате я просто нарисовал некое хранилище по образцу других репозиториев – такое максимально обобщённое хранилище. Эта картина стала заключительной на моей выставке. Репозиторий как место хранения не только тканей людей, но и памяти о них и о той высокой цене, которую они заплатили за советский Атомный проект.
Репозиторий. 2021
Насколько я понимаю, история индустриализации и технического прогресса в России, последствия этих процессов – для вас достаточно личная история, связанная с историей вашей семьи. Но есть ли надежда, что, благодаря таким проектам, как «Звенящий след» или «Промзона», ваши современники будут относиться к возможным последствиям более осторожно и ответственно?
Конечно, я надеюсь и верю, что в будущем отношение и к экологии, и к людям будет другим. Не такое, каким оно было в ХХ веке. Надеюсь, что рано или поздно придёт осознание того, что люди и окружающая нас природа – это не материал, не возобновляемый ресурс.
В моём проекте «Промзона» о моём родном городе Дзержинск я говорил в том числе и об экологических проблемах промзоны. О шламонакопителях, свалках химических отходов, которые требуют ликвидации. Моим проектом о Дзержинске, мне кажется, я помог как-то актуализировать тему экологии, косвенно поспособствовать тому, что наконец началась ликвидация и этими объектами занялись. После выставки у меня был разговор с губернатором Нижегородской области, мы говорили об экологических проблемах, я поделился с ним тем, что узнал за время подготовки проекта. И сейчас я вижу, что он действительно старается многое сделать для улучшения ситуации…
Но, к сожалению, всё ещё нет достаточно строгого контроля за обращением с опасными отходами химических производств. Производители обычно думают о том, как сэкономить, а не о том, как минимизировать ущерб окружающей среде.
Шар. 2021
Pu 239. Фрагмент экспозиции
Получается, что это всё ещё своего рода этический выбор для тех, кто принимает решения? Хочешь ли ты принести своему предприятию немедленную выгоду или мыслишь в иных масштабах…
Да, конечно. Вроде бы уже давно закончился ХХ век. Но те же проблемы в отношении к человеку и к природе остались и сейчас.
Поэтому выставка настолько актуальна. К сожалению.
Да, к сожалению. Но в Атомном проекте многое всё-таки поменялось в системе безопасности, учёта, контроля. Люди на производстве уже не подвергают себя такой опасности, как в начале 1950-х. И высокорадиоактивные отходы никто больше так не сбрасывает в ближайшую реку. Но сделанное в те годы остаётся с нами – например, озеро Карачай, в которое с 1950-х годов сбрасывали радиоактивные отходы, в нём по оценкам специалистов заключено два Чернобыля. К счастью, несколько лет назад его наконец полностью закрыли бетонными блоками и песком. Но через землю, через грунтовые воды оно неизбежно будет распространять всё больший ареал загрязнения вокруг себя. А время, которое некоторые радиоизотопы остаются активными и опасными, иногда измеряется десятками тысяч лет. Например, период полураспада плутония – это 24 тысячи лет. То есть спустя это невероятно долгое время он будет лишь в два раза менее активен. У других радиоизотопов этот период меньше: например, у стронция он около 30 лет. Заражение ВУРС обычно считают именно по стронцию: с момента аварии прошло уже два полных периода полураспада. Но, наверное, нужно десять периодов, чтобы эта территория стала полностью безопасной.
https://ria.ru/20211225/rozhdestvo-1765092773.html
Католическое Рождество
Католическое Рождество — РИА Новости, 25.12.2021
Католическое Рождество
Рождество Христово – один из главных христианских праздников, установленный в честь рождения во плоти (воплощения) богомладенца Иисуса Христа… РИА Новости, 25.12.2021
2021-12-25T00:20
2021-12-25T00:20
2021-12-25T00:20
в мире
справки
католическое рождество
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/0c/19/1590892057_0:0:3078:1731_1920x0_80_0_0_592793d3176492a80380833bceb96c90.jpg
Рождество Христово – один из главных христианских праздников, установленный в честь рождения во плоти (воплощения) богомладенца Иисуса Христа. Римско-католическая церковь отмечает Рождество по григорианскому календарю – в ночь с 24 на 25 декабря.Формально решение о дате празднования Рождества Христова 25 декабря было принято на Эфесском (Третьем Вселенском) церковном соборе в 431 году. Вместе с католиками Рождество в ночь на 25 декабря празднуют протестанты: лютеране, англикане, часть методистов, баптистов и пятидесятников, а также 10 из 15 поместных православных церквей мира, пользующихся новоюлианским календарем, который будет до 2800 года совпадать с григорианским.Подробный рассказ о рождении Иисуса Христа приводится только у евангелиста Луки: «Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице».Мария и Иосиф пошли в Вифлеем, чтобы участвовать в переписи населения, проводившейся при императоре Августе. Согласно его указу, каждый житель Римской империи для облегчения переписи должен был приехать «в свой город». Так как Иосиф был потомком Давида, он направился в Вифлеем.После рождения Иисуса первыми из людей пришли поклониться ему пастухи, извещенные о событии явлением ангела. Согласно евангелисту Матфею, на небе появилась чудесная звезда, которая привела к младенцу Иисусу трех волхвов (мудрецов). Они преподнесли Иисусу дары – золото, ладан и смирну. В то время Святое Семейство уже нашло приют в доме (или, возможно, в гостинице).Узнав о рождении Христа, царь Иудеи Ирод приказал убить всех младенцев в возрасте до двух лет, но Христос был чудесно спасен от смерти. Однако семья Иосифа была вынуждена бежать в Египет и находилась там до смерти Ирода.Один из главных символов Рождества – зажженные свечи. Пламя свечи напоминает верующим евангельские слова: «Свет во тьме светит, и тьма не объяла Его». Рождеству предшествует период Адвента (от трех до четырех недель) – время усиленного покаяния. Верующим рекомендуется приступить к таинству исповеди; духовенство носит облачения фиолетового, покаянного, цвета.Богослужения каждого из четырех воскресений Адвента имеет свою тематику, отражающуюся в евангельских чтениях: первое посвящено пришествию Христа в конце времен; второе и третье отражают переход от Ветхого к Новому Завету, в третье воскресенье особо вспоминается служение Иоанна Крестителя; четвертое посвящено евангельским событиям, предшествовавшим Рождеству.Месса Навечерия Рождества (Ad Missam in Vigilia) начинается, как правило, в полночь. По традиции, в ходе этой мессы предстоятельствующий на ней священник кладет в рождественский вертеп фигурку Младенца. Ночью и днем 25 декабря служатся еще три особые литургии – Месса ночью (Ad Missam in nocte), Месса на заре (Ad Missam in aurora) и Месса днем (Ad Missam in die) с особым последованием.Празднование Рождества продолжается восемь дней (с 25 декабря по 1 января), образующие Октаву Рождества. На 26 декабря выпадает праздник святого мученика Стефана, 27 декабря празднуется память святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, 28 декабря – Невинных Младенцев Вифлеемских. В воскресенье, выпадающее на один из дней с 26 по 31 декабря, или 30 декабря, если в данном году на эти дни не выпадает воскресенье, отмечается праздник Святого Семейства: Младенца Иисуса, Марии и Иосифа. 1 января отмечается Торжество Пресвятой Богородицы.Рождественское время продолжается и после окончания Октавы вплоть до праздника Крещения, который в римско-католическом календаре отмечается в первое воскресенье за Богоявлением (6 января). Весь рождественский период духовенство на литургии облачается в одеяния белого, праздничного цвета.К Рождеству Христову в Ватикане на площади Святого Петра устанавливают ель и вертеп, символизирующий сцену рождения Иисуса. Эту традицию ввел в 1982 году Папа Римский Иоанн Павел II. 23 ноября 2021 года в Ватикане была установлена 40-я рождественская ель. Она родом из итальянского региона Трентино-Южный Тироль. Церемония ее зажжения прошла 10 декабря. 28-метровое дерево простоит рядом с вертепом до 9 января 2022 года.Большинство жителей Италии (и Ватикана) не обходятся на рождественский обед без жаркого и рождественского кулича (он называется либо «панеттоне» и похож на пасхальный кулич, либо это «пандоро» – «воздушный» кулич родом из Вероны). Также на Рождество едят и дарят друг другу «торрончино» – лакомства, похожие на нугу и «грильяж». Немцы традиционное украшаю свои дома рождественской пирамидой (Weihnachtspyramide). Это традиционное рождественское украшение родом из региона Рудных гор, представляющее собой украшенную фигурками деревянную конструкцию со свечами в форме карусели.На праздничных столах во многих европейских странах по традиции присутствует «Рождественское полено». Его родина – Франция, это бисквитный рулет, украшенный сливками, глазурью и шоколадом.Рождество в Бразилии – это торжественная процессия священников в церкви на полуночной мессе, а также большой летний фестиваль с пикниками, фейерверками и другие торжества.Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2021
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/0c/19/1590892057_254:0:2985:2048_1920x0_80_0_0_09b1891ef6174e88995df7ca3d001168.jpg
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
в мире, справки, католическое рождество
Рождество Христово – один из главных христианских праздников, установленный в честь рождения во плоти (воплощения) богомладенца Иисуса Христа. Римско-католическая церковь отмечает Рождество по григорианскому календарю – в ночь с 24 на 25 декабря.
Формально решение о дате празднования Рождества Христова 25 декабря было принято на Эфесском (Третьем Вселенском) церковном соборе в 431 году.
Вместе с католиками Рождество в ночь на 25 декабря празднуют протестанты: лютеране, англикане, часть методистов, баптистов и пятидесятников, а также 10 из 15 поместных православных церквей мира, пользующихся новоюлианским календарем, который будет до 2800 года совпадать с григорианским.
Подробный рассказ о рождении Иисуса Христа приводится только у евангелиста Луки: «Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице».
Мария и Иосиф пошли в Вифлеем, чтобы участвовать в переписи населения, проводившейся при императоре Августе. Согласно его указу, каждый житель Римской империи для облегчения переписи должен был приехать «в свой город». Так как Иосиф был потомком Давида, он направился в Вифлеем.
После рождения Иисуса первыми из людей пришли поклониться ему пастухи, извещенные о событии явлением ангела. Согласно евангелисту Матфею, на небе появилась чудесная звезда, которая привела к младенцу Иисусу трех волхвов (мудрецов). Они преподнесли Иисусу дары – золото, ладан и смирну. В то время Святое Семейство уже нашло приют в доме (или, возможно, в гостинице).
Узнав о рождении Христа, царь Иудеи Ирод приказал убить всех младенцев в возрасте до двух лет, но Христос был чудесно спасен от смерти. Однако семья Иосифа была вынуждена бежать в Египет и находилась там до смерти Ирода.
Один из главных символов Рождества – зажженные свечи. Пламя свечи напоминает верующим евангельские слова: «Свет во тьме светит, и тьма не объяла Его».
Рождеству предшествует период Адвента (от трех до четырех недель) – время усиленного покаяния. Верующим рекомендуется приступить к таинству исповеди; духовенство носит облачения фиолетового, покаянного, цвета.
Богослужения каждого из четырех воскресений Адвента имеет свою тематику, отражающуюся в евангельских чтениях: первое посвящено пришествию Христа в конце времен; второе и третье отражают переход от Ветхого к Новому Завету, в третье воскресенье особо вспоминается служение Иоанна Крестителя; четвертое посвящено евангельским событиям, предшествовавшим Рождеству.
Месса Навечерия Рождества (Ad Missam in Vigilia) начинается, как правило, в полночь. По традиции, в ходе этой мессы предстоятельствующий на ней священник кладет в рождественский вертеп фигурку Младенца. Ночью и днем 25 декабря служатся еще три особые литургии – Месса ночью (Ad Missam in nocte), Месса на заре (Ad Missam in aurora) и Месса днем (Ad Missam in die) с особым последованием.
Празднование Рождества продолжается восемь дней (с 25 декабря по 1 января), образующие Октаву Рождества. На 26 декабря выпадает праздник святого мученика Стефана, 27 декабря празднуется память святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, 28 декабря – Невинных Младенцев Вифлеемских. В воскресенье, выпадающее на один из дней с 26 по 31 декабря, или 30 декабря, если в данном году на эти дни не выпадает воскресенье, отмечается праздник Святого Семейства: Младенца Иисуса, Марии и Иосифа. 1 января отмечается Торжество Пресвятой Богородицы.
Рождественское время продолжается и после окончания Октавы вплоть до праздника Крещения, который в римско-католическом календаре отмечается в первое воскресенье за Богоявлением (6 января). Весь рождественский период духовенство на литургии облачается в одеяния белого, праздничного цвета.
К Рождеству Христову в Ватикане на площади Святого Петра устанавливают ель и вертеп, символизирующий сцену рождения Иисуса. Эту традицию ввел в 1982 году Папа Римский Иоанн Павел II.
23 ноября 2021 года в Ватикане была установлена 40-я рождественская ель. Она родом из итальянского региона Трентино-Южный Тироль. Церемония ее зажжения прошла 10 декабря. 28-метровое дерево простоит рядом с вертепом до 9 января 2022 года.
Большинство жителей Италии (и Ватикана) не обходятся на рождественский обед без жаркого и рождественского кулича (он называется либо «панеттоне» и похож на пасхальный кулич, либо это «пандоро» – «воздушный» кулич родом из Вероны). Также на Рождество едят и дарят друг другу «торрончино» – лакомства, похожие на нугу и «грильяж».
Немцы традиционное украшаю свои дома рождественской пирамидой (Weihnachtspyramide). Это традиционное рождественское украшение родом из региона Рудных гор, представляющее собой украшенную фигурками деревянную конструкцию со свечами в форме карусели.
На праздничных столах во многих европейских странах по традиции присутствует «Рождественское полено». Его родина – Франция, это бисквитный рулет, украшенный сливками, глазурью и шоколадом.
Рождество в Бразилии – это торжественная процессия священников в церкви на полуночной мессе, а также большой летний фестиваль с пикниками, фейерверками и другие торжества.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Братья Салех Магамадов и Исмаил Исаев на четвертый день голодовки в СИЗО выглядят изможденными, но намерены продолжать акцию протеста против отказа передать их дело в суд за пределами Чечни, рассказали сотрудники Кризисной группы «СК SOS». Новых жалоб на пытки братья не озвучили, сообщил их адвокат.
Как писал «Кавказский узел», 21 декабря стало известно, что Салех Магамадов и Исмаил Исаев объявили голодовку из-за отказа Ачхой-Мартановского райсуда передать их дело в другой регион. Адвокаты ранее просили передать дело на рассмотрение в суд другого региона, поскольку не надеются на объективное рассмотрение его в Чечне.
Братья Магамадов и Исаев обвинены в пособничестве боевику из группы Аслана Бютукаева. По версии следствия, они передали ему хлеб, сок, чай и шоколад. В начале февраля 20-летнего Магамадова и его брата, на тот момент несовершеннолетнего, силовики вывезли из Нижнего Новгорода в Чечню. Суд в отсутствие адвокатов и родителей юношей постановил заключить их под стражу. В марте 2021 года братья пожаловались в Следком на избиения и пытки после задержаний как в 2020-м, так и в 2021 году. На встрече с адвокатами они сообщили, что их заставили подписать сфабрикованные признательные показания. 16 октября стало известно, что следователи отказались расследовать жалобы братьев на пытки, посчитав их уловкой для ухода от уголовной ответственности.
Состояние братьев ухудшилось после начала голодовки и сегодня, 24 декабря, «оставляет желать лучшего», сообщил корреспонденту «Кавказского узла» сотрудник Кризисной группы «СК SOS», попросивший не публиковать его имя. «Они очень подавленные и изможденные, но голодовку держат. Пока прекращать точно не станут, они настроены решительно», — сказал он.
По его словам, голодовка проходит следующим образом: братьям приносят в камеру еду, они отказываются, и еду уносят. Иногда пищу оставляют, но братья еду не трогают.
Следующее заседание суда намечено на 29 декабря, и не исключено, что суд все-таки примет решение о переносе дела в другой регион, сказал он. «29 декабря будет очередное заседание, возможно, там будет больше информации. Может быть, все же примут ходатайство о передаче дела», — сказал сотрудник правозащитной организации.
Родственникам запрещено посещать братьев, поскольку адвокаты просили для братьев госзащиту от родственников, и их просьба была удовлетворена. «СК Чечни пообещал принять меры из-за угроз убийства чести и заявления адвокатов, потому родственникам запрещены визиты. То есть госзащиту предоставили… Свидания не проходят по обоюдной инициативе», — сообщил он.
Апелляции защиты не помогли Магамадову и Исаеву выйти на свободу, однако адвокаты ранее добились госзащиты для них по заявлению о том, что родственников арестантов склоняют к «убийству чести». Поэтому в апреле Магамадов и Исаев были переведены в другой блок СИЗО, где ведется видеозапись в коридорах. О практике «убийств чести» можно прочитать в справке «Кавказского узла» «Убийства чести» на Северном Кавказе».
О том, что Магамадов и Исаев объявили голодовку, стало известно 21 декабря на заседании Ачхой-Мартановского суда, пояснил корреспонденту «Кавказского узла» на условиях анонимности другой сотрудник Кризисной группы «СК SOS». Он подтвердил, что решение о голодовке братья приняли в ответ на отказ суда передать дело на рассмотрение в другой регион.
Адвокат Александр Немов, защищающий братьев в суде, в последний раз виделся с подзащитными 21 декабря. По его словам, до заседания они обсудили ход судебного процесса, другая встреча адвоката с подзащитными состоялась после заседания.
«На состояние здоровья они не жаловались (встреча прошла до начала голодовки. – Прим. «Кавказского узла»). Выглядели нормально, не видно, чтобы их били. Жалоб на пытки и истязания нет. Впрочем, тюремщики требуют, чтобы братья брились налысо, а то грозят «проблемами»», — рассказал Немов корреспонденту «Кавказского узла». Разрешают ли визиты родственников к братьям, адвокат сказать затруднился.
Немов пояснил, что подавал ходатайство о передаче дела в суд другого региона в расчете на то, что его рассмотрит Верховный суд республики. Однако Верховный суд Чечни передал вопрос в суд низшей инстанции – Пятый кассационный суд общей юрисдикции, а там ходатайство было отклонено. «Судья заявил, что ходатайство не соответствует законодательству», — сказал Немов, добавив, что решение было принято «заседаний пять назад».
Напомним, братья были модераторами чата в Telegram-группе «Осал нах 95» («Пустые люди») и в апреле 2020 года оказались в числе задержанных «чеченских блогеров». После задержания в феврале 2021 года им предъявлено обвинение в помощи боевику. Это обвинение нелепо, поскольку Магамадов и Исаев — члены ЛГБТ-сообщества и атеисты, а из версии следствия следует, что на их поддержку согласился сторонник радикального течения в исламе, указала обозреватель «Новой газеты» Елена Милашина.
Ранее власти Чечни в ответ на расследование «Новой газеты» о преследовании и убийстве людей нетрадиционной сексуальной ориентации в республике указали, что, если бы в регионе были геи, с ними расправились бы их же родственники. Российские власти поддержали руководство региона, заявив, что по итогам проверки геи в Чечне не обнаружены, говорится в справке «Кавказского узла» «Кавказ без гей-парадов – как в Чечне притесняют «тех, кого нет».
О том, как живут в Чечне люди с нетрадиционной сексуальной ориентацией и как сложилась судьба некоторых из них после начала массовых облав, гомосексуал из Чечни, покинувший страну, рассказал «Кавказскому узлу» в интервью «Убьют, не свои, так чужие»: гей о жизни в Чечне и бегстве из России».
Материалы о нарушениях прав человека в Чечне, нападках Кадырова на оппозицию и его борьбе с инакомыслящими в республике «Кавказский узел» размещает на специальной тематической странице «Инакомыслие в Чечне».