Рассказ петя на даче

Главные героипетька десятилетний мальчик, по своей природе жизнерадостный и бойкий, но ставший забитым и запуганным, работая в парикмахерской.надежда

Главные герои

Петька – десятилетний мальчик, по своей природе жизнерадостный и бойкий, но ставший забитым и запуганным, работая в парикмахерской.

Надежда – мать Петьки, кухарка, добрая, любящая женщина.

Осип Абрамович – парикмахер, равнодушный, черствый мужчина.

Николка – тринадцатилетний подмастерье, злой, грубый, разочарованный в жизни мальчик.

Митя – гимназист, друг Петьки, веселый и общительный мальчик, большой фантазер.

Обратите внимание, ещё у нас есть:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Петька на даче»

Краткое содержание

Произведение начинается с описания парикмахерской Осипа Абрамовича. Она находилась недалеко от дома разврата, поэтому публика приходила нетребовательная. У Осипа всегда на подхвате были подмастерья. Также в помощниках было 2 мальчика. Один из них, Николка, готовился перейти в подмастерья. Он подражал взрослым, курил и сплевывал сквозь зубы. Петьке было всего 10 лет и он выполнял разные поручения.

Когда не было заданий, мальчик слушал Николку либо смотрел на улицу. Местные женщины были просто одеты, часто пили водку и курили. Иногда их били мужчины, но никто за них не вступался. Николка знал много грязных историй и Петька уважал его, втайне мечтая походить на парня.

Жизнь мальчика была скучной. Он подавал воду и мыл полы. Ему постоянно хотелось спать, его грязная шея и лицо вызывали неприязнь. Петька упрашивал маму забрать его, но она не могла.

Как-то раз Надежде удалось уговорить Осипа ненадолго отпустить сына на дачу. Там отдыхали ее господа.

Мальчик не знал, что такое дача. Вокзал поразил его, а стоило тронуться поезду, как он прилип к окну. Природа поразила его. Когда они приехали, лес сразу начал благотворно влиять на мальчика. Петька познакомился с гимназистом Митей. Тот показал как ловить рыбу, купаться и бродить по траве босиком.

Но через неделю пришло письмо, где Осип требовал возвращения помощника. Все мысли Петьки уже были заняты другим и он забыл о парикмахерской, но мама велела ему возвращаться. Он принялся кричать и кататься по земле, но безуспешно. В поезде он был апатичным и вялым, а в парикмахерской его ждало все тоже самое — привычная публика и требование нести воды.

Сюжет

Кухарка Надежда сама воспитывала сына Петьку, и ей приходилось несладко. Когда мальчику исполнилось десять лет, она отдала его на обучение в дешевую парикмахерскую. Владелец, парикмахер Осип Абрамович, пообещал женщине сделать из ее сына человека, однако на новом месте Петька только тем и занимался, что подметал полы, да по первому слову хозяина приносил воду.

Единственным приятелем Петьки был тринадцатилетний Николка, который уже ходил в подмастерьях у хозяина. Мальчик считал себя гораздо старше Петьки, и все время задирал нос. Кроме того, он много курил, сквернословил и не стеснялся рассказывать неприличные истории о женщинах.

Жизнь Петьки стала просто невыносимой. С утра и до позднего вечера он слышал одни лишь крики и ругань хозяина и подмастерьев, выполняя всю черную работу. Окна парикмахерской выходили на улицу, открывая вид на убогую действительность: пьяниц, бездомных, низкого пошиба женщин. У Петьки никогда не было праздников и даже выходных, все дни были похожи друга на друга, и жизнь казалась мальчику каким-то затянувшимся неприятным сном.

Петька заметно похудел, побледнел, на его лице появились мелкие морщинки. Он очень хотел покинуть ненавистную парикмахерскую, и каждый раз просил об этом мать, но Надежда не могла себе этого позволить, и только жалела сына. Однажды она уговорила Осипа Абрамовича ненадолго отпустить мальчика на господскую дачу, где она работала кухаркой. Так Петька впервые оказался в поезде, и эта поездка поразила его воображение.

На даче Петька, привыкший к грязным городским улицам, очень быстро освоился. Он бегал босиком, валялся в траве, изучал окрестности. С лица мальчика исчезли морщинки, взгляд перестал быть сонным. Петька завел дружбу с гимназистом Митей – большим выдумщиком и фантазером. Он показал Петьке самые красивые места и научил удить рыбу.

Но вскоре сказка закончилась – Надежда получила письмо от Осипа Абрамовича, который срочно требовал возвращение маленького помощника. Узнав об этом, Петька долго горько плакал, но затем смирился со своей участью и вернулся в город. Жизнь его стала по-прежнему унылой и безрадостной.

Анализ рассказа Андреева «Петька на даче»

Среди огромного множества поучительных детских рассказов стоит выделить произведение Андреева «Петька на даче»

. В основе сюжета лежит реальная история знаменитого в то время парикмахера Ивана Андреева, однофамильца автора.

Первая публикация рассказа была в 1899 году в «Журнале для всех». По остросоциальной направленности произведение сравнивается с рассказом «Ванька» Антона Чехова.

Главный герой – мальчик Петя

бедного происхождения. Ему всего лишь 10 лет, но его лицо уже избороздили тоненькие морщинки – так что он стал походить на состарившегося карлика. В свои годы он уже узнал, что такое рутинный изнуряющий труд.

Мать по имени Надежда отдала мальчика в ученики к парикмахеру Осипу Абрамовичу. Это был грозный и постоянно недовольный мужчина. Его просьба «Мальчик, воды!» всегда звучала резко. Парикмахер не давал своим ученикам спуску и наказывал за оплошности.

Петька почти нигде не бывал, кроме душной парикмахерской, где все его дни проходили одинаково серо. Поэтому у него появилась мечта – найти какое-то другое место, где ему будет хорошо.

Приятель Петьки, Николка

, был старше на три года и намного опытнее. Он уже утратил былую мечтательность и стал маленьким циником. Да и как таким не стать, когда дети видели вокруг только похабных опустившихся людей: по улицам ходили пьяные мужчины и часто избивали таких же пьяных дам.

Но однажды произошла чудо: мать повезла мальчика на дачу к богатым хозяевам. Она там должна была прислуживать на кухне. Петя очень воодушевился возможностью увидеть что-то новое и необычное. Он не знал, что такое дача, но уже с нетерпением ждал, когда они там окажутся.

Ожидания мальчика оправдались. Свежий воздух, прекрасная природа так сильно отличались от душного города, что Петька вначале даже сконфузился. Ему помог освоиться гимназист Митька

. За несколько дней герой очень привык к обстановке, ведь для ребенка это место очень подходило. Поэтому когда пришло письмо с вызовом в город, Петя долго не мог понять, зачем ему опять туда ехать, ведь парикмахерская и Осип Абрамович для него стали уже почти не реальными. Мальчик вначале непонимающе смотрел на всех, а потом начал кричать, словно раненый зверь. Но вскоре смирился и молча уехал в город вместе с Надеждой.

Композиция рассказа закольцована. Начало и конец практически одинаковы: Петя исполняет рутинную работу в парикмахерской, а за окном пьяная ругань мужчин и женщин. После того, как мальчик вернулся с дачи, его снова поглотил город, словно маленькую жертву.

Автор подымает в рассказе важную социальную проблему своего времени: бедные дети, лишенные радостей детства.

Очень яркая художественная деталь в рассказе – ранние морщины Пети. Ему только 10 лет, но он трудится, как взрослый. Ребенок не знает, что такое праздники и от этого становится похожим на состарившегося карлика. Но, как только он приезжает на дачу, его морщины разглаживаются.

В рассказе представлены два мира: город и дача. Город душит Петю взрослыми обязанностями, а дача дарит герою детство.

Почему герой снова возвращается к прежней безрадостной жизни? Потому что ему никто не хочет помочь. Барин, владелец дачи, сочувствует мальчику, но на деле никак не помогает. Автор показывает, что ничего в жизни таких детей не изменится, пока общество не начнет действовать, а не просто жалеть.

Рассказ «Петька на даче» Андреева — призыв к гуманности по отношению к детям. Писатель понимал, что только реальные действия на государственном уровне могут изменить ситуацию.

Авторские афоризмы

«…Петька не знал, скучно ему или весело, но ему хотелось в другое место, о котором он не мог ничего сказать, где оно и какое оно…»

«…Были лица равнодушные, злые или распущенные, но на всех на них лежала печать крайнего утомления и пренебрежения к окружающему…»

«…В этой парикмахерской, пропитанной скучным запахом дешевых духов, полной надоедливых мух и грязи, посетитель был нетребовательный…»

«…ему хотелось бы куда-нибудь в другое место… Очень хотелось бы…»

1. Что вы можете рассказать о Петьке? Как проходили его обычные дни? Какие впечатления получил он от дороги? Как вёл себя на даче? Чем завершилось его пребывание там?

Петька маленький мальчик 10 лет, который работал в парикмахерской, подавал воду. Все его дни были однообразны, праздников не было, ребенок работал каждый день. В дороге Петьке было все поразительно ново и странно, он вертелся, перебегал на другую сторону вагона, чтобы все рассмотреть. Когда его мать забрала его на дачу в Царицыно, где жили ее господа, мальчик был в восторге. «Сила новых впечатлений, лившихся на него и сверху и снизу, смяли его маленькую и робкую душонку.» «Постепенно Петька почувствовал себя на даче как дома и совсем забыл, что на свете существует Осип Абрамович и парикмахерская.» Его пребывание на даче завершилось тем, что Петька закричал и заплакал в отчаянии, от того что он должен вернуться опять в город.

2. Подумайте, что хотел сказать автор концовкой рассказа. Какие чувства и настроения вызвал у вас рассказ?

Мне кажется, что автор хотел показать всю трагичность судьбы мальчика. Маленький ребенок вынужден был работать в 10 лет. Вырвавшись из города, где он ничего не видел кроме серых будней и работы, Петька отдохнул, ожил, стал играть, он как птица вырвался на свободу, но настал тот момент, когда его повезли обратно в город. Этот рассказ вызвал чувство жалости к этому мальчику из-за не справедливости данной ситуации. У детей должно быть детство, они должны ощущать себя любимыми, должны играть, ходить в школу, а не на работу.

3. Сформулируйте 2 — 3 вопроса к эпизодам «В парикмахерской».

Где работал Петька? Куда Петька отправился с матерью? С кем подружился Петька в Царицыно? Кем работала мать Петьки? Сколько лет было Петьке? Как звали парикмахера?

4. Внимательно перечитайте три эпизода. Первый — от слов: «Петькины дня тянулись удивительно однообразно…» до слов:»Петька не знал, скучно ему или весело…»; второй от слов: «Но прошло еще два дня…» до слов: «Смотри-ка, растолстел как!»; третий — от слов: «Но Петька и не думал плакать…» до слов: «Вот видишь, перестал…» Озаглавьте каждый эпизод.

1. Однообразные трудные дни в парикмахерской 2. Петька почувствовал себя на даче как дома 3. Горе мальчика

5. Охарактеризуйте настроение мальчика в каждом из трёх эпизодов. С помощью каких изобразительных средств оно передаётся писателем? Ответ на вопрос дайте письменно.

В первом эпизоде жизнь мальчика трудна, скучна и однообразна. Мальчик не знает другой жизни, а эта ему не нравится, он уставший и измотан работой. Во втором эпизоде мальчик счастлив, он открыл для себя другой мир, совсем не похожий на прежний, где можно играть, резвиться и наслаждаться жизнью. В третьем эпизоде у мальчика горе, трагедия, он не хочет возвращаться к прежней жизни.

Благодаря художественным деталям писатель передает настроение мальчика. Писатель строит фразу таким образом, чтобы мы быстро и точно вообразили себе происходящее, ярко представили характер персонажа.

6. Известно, что прототип Петьки всё-таки выбился в люди, стал знаменитым парикмахером, бывал в Париже. Как вы думаете, почему автор закончил рассказ по-другому?

Автор хотел показать всю трагичность ситуации в которую попал маленький Петька. Возможно, что у мальчика в дальнейшем сложилась судьба, но сколько детей в то сложное время страдали и были вынуждены работать.

Автор:
Самый Зелёный
·
Опубликовано
· Обновлено

Леонид Николаевич Андреев – прозаик, представитель Серебряного века в русской литературе. Его художественные произведения сначала печатались только в газетах и журналах, но уже на тот момент имели значительный успех. Первая его книга «Рассказы» вышла в 1901 году. Многомудрый Литрекон предлагает подробный анализ рассказа «Петька на даче» по плану, который познакомит с сюжетом, персонажами, проблематикой произведения и критикой на него.

История создания 

Произведение Л.Н. Андреева имеет  свою историю написания. В основе рассказа «Петька на даче» заложена жизненная история известного московского парикмахера и однофамильца писателя по имени Иван – его воспоминания о детстве, проведённом у цирюльника в качестве ученика. Во времена жизни прототипа главного героя дети из бедных семей работали, как и взрослые, ведь родители не могли их содержать на свои скудные зарплаты. Самой распространенной формой заработка была жизнь в учениках: за еду и кров ребятишки усердно трудились и постигали азы мастерства. Но и отношение к ним было соответствующее — как слугам, которые кругом обязаны хозяину.

Иван Андреев прожил долгую жизнь, был награждён почётным дипломом на конкурсе в Париже. Тяжёлые воспоминания о детстве навсегда остались с ним. Но, возможно, именно тернистый путь помог ему добиться успеха и остаться на вершине. 

Впервые рассказ был напечатан в периодическом издании «Журнал для всех» в 1899 году. 

Жанр, направление 

«Петька на даче» – это детский рассказ остросоциального характера. Л.Н. Андреев рассказывает историю, которая затронет многих читателей, особенно тех, кто сталкивался с подобными ситуациями в жизни. 

Автор будто тоже участвует в рассказе и подаёт события реалистично, так, что начинаешь сопереживать герою и чувствовать его эмоции. Направление творчества Андреева — реализм.

Композиция

Рассказ «Петька на даче» имеет кольцевую композицию: начало и конец произведения практически одинаковы. 

Действие начинается и заканчивается в парикмахерской, где мальчик работает. Автор использует такой приём для придания объёмности и атмосферы происходящего.

Суть: о чём рассказ?

Главный герой – десятилетний мальчик Петя из бедной семьи. Его отдали в качестве ученика к парикмахеру Осипу Абрамовичу, где он выполнял тяжёлую работу. Парикмахер сердито глядит на ребёнка, шепча угрожающе: «Вот, погоди!». Значит, ребёнка ждёт наказание. Петя всё время хочет спать. Около глаз и под носом у него появились тонкие морщинки, а на голове нехорошие струпья. Он был худой и слабый. Мальчику казалось, что всё происходящее вокруг неправда, а лишь сон. Он был апатичен, но при этом его тянуло в другое место. Этим самым другим местом оказалась дача в Царицыно, где жили господа Петиной мамы. 

Мама забирает ребёнка на дачу, в дом, где она работала у хозяев кухаркой.  В поезде мальчику было удивительно и ново видеть за окном меняющиеся картины. Он никогда не был в деревне, поэтому, когда увидел полянки, леса и реку, всё это казалось ему странным, но интересным. Со временем Петя проникся новой жизнью. Он понял, что именно этого так просила его рвущаяся в неизвестность душа. Он подружился с мальчиком Митей, гимназистом, который помог ему освоиться в новом месте, вдвоём они играли и рыбачили. В нём проснулась детская игривость, пропали с лица морщинки, немного прибавился вес. Природа оживила ребёнка. Пробыв там некоторое время, он вдохнул свободу. 

Но вдруг ему говорят, что пора возвращаться обратно. У Пети случилась истерика: он заплакал, упал и начал кататься по земле, но затем успокоился и покорно вернулся в город. По пути обратно мальчик уже не наблюдал за сменяющимися пейзажами за окном. Когда он оказался в парикмахерской, то вновь слышал крики Осипа Абрамовича, вздрагивал и бежал на его зов. Ночью он рассказывал Николке о том, что такое дача. 

Главные герои и их характеристика 

Главные герои рассказа «Петька на даче» сосредоточены в одной таблице, где Многомудрый Литрекон дал характеристику каждому из них:

Петька главный герой рассказа. Он меланхоличный, грустный и всё время сонный. Не находя в своей городской жизни никакой радости, мальчик вечерами сидит у окна, ссутулившись, и смотря на улицу. Ребёнок даже не помнил, сколько времени уже работал в парикмахерской. У него есть друг – напарник по работе — Николка. Общаясь с ним, Петя мечтает быть похожим на него, но пока что не делает в этом попыток и остаётся собой. Он родился и рос в городе и не знал другой жизни. Попав в Царицыно, мальчишка увидел мир совершенно другим. Когда он вернулся в город, то рассказывал своему другу о том, что такое дача. Петя, работая в парикмахерской, был несколько отчуждён от окружающих людей, погружён в себя. Когда за ним пришла мама, чтобы отвезти его на дачу, он обрадовался и даже забыл про Николку. Это говорит о том, что мальчика ничто не держало в кругу городской жизни. Он раскрыл свой настоящий характер, побывав на свободе. В нём сразу явилась детская жизнерадостность и непосредственность. «…был самым маленьким из всех служащих в заведении. <…> Петьке было десять лет; он не курил, не пил водки и не ругался, хотя знал очень много скверных слов, и во всех этих отношениях завидовал товарищу». «Постепенно Петька почувствовал себя на даче как дома и совсем забыл, что на свете существует Осип Абрамович и парикмахерская».
Николка тринадцатилетний мальчуган с дерзким характером, который перенял от взрослых плохие манеры поведения. Он работает в парикмахерской давно, и скоро должен был перейти в подмастерья. Он обучал Петьку, как правильно стричь посетителей. Он курит, рассказывает Петьке о том, что пробовал водку. Мальчик знал многих взрослых, ходивших к ним в парикмахерскую, по именам, и рассказывал Пете грязные истории об этих людях, смеясь и скаля зубы. Из этого можно сделать вывод, что он груб и разочарован в жизни. Но в душе мальчишки таится забитый ребёнок, испытывающий боль. Когда к Пете пришла мама, чтобы забрать его на дачу, Николка чувствовал глубокую тоску оттого, что матери у него нет. Он, как и главный герой рассказа, не знал, что такое дача. «Вместе с подмастерьями он бегал на соседнюю улицу посмотреть на крупную драку, и <…> возвращался оттуда, счастливый и смеющийся <…>».
Осип Абрамович парикмахер и попечитель Пети, отличающийся строгим нравом, особенно по отношению к главному герою. Также этому герою свойственны равнодушие и чёрствость. Отрывисто крича «Мальчик, воды!», он требует, чтобы его просьбу Петя выполнил как можно быстрее, и когда этого не происходит, он сердится, а потом наказывает Петю. У него был «…быстрый и грозный взгляд, который тот бросал вниз на чью-то голову, и безмолвное движение его губ от неслышного, но выразительного шепота».
Надежда  мама Пети, бедная и одинокая женщина, служащая кухаркой. Она любит и жалеет своего сына. Надежда попросила Осипа Абрамовича поставить на ноги её сыночка, так как сама не может его обеспечивать. Когда она с Петей ехала в поезде, ей очень хотелось рассказать господину с газетой о своей жизни: о том, что её мальчик уже три года живёт у парикмахера и тот обещал поставить его на ноги, ведь у мамы на случай болезни и старости нет иной поддержки. Её мимолётное желание поведать свою историю неизвестному человеку создаёт о ней впечатление, как о человеке беспомощном и покинутом. На даче мать старалась лучше кормить сына. «Надежда, сама толстая и красная от кухонного жара, как медный самовар».
Митя гимназист из Царицына. Он завлёк Петю в свои игры, отчего ребёнок раскрылся и почувствовал вкус детства. Кожа его была смуглая, а волосы выглядели почти белыми, потому что выгорели на солнце. Это говорит о его постоянной жизни на природе. Он весёлый, дружелюбный, любит фантазировать. «Он ловил в пруде рыбу, когда Петька увидал его, бесцеремонно вступил с ним в беседу и удивительно скоро сошелся».

Темы 

Тематика рассказа «Петька на даче» поможет аргументировать свою точку зрения в любом эссе, родственном по содержанию:

  • Основная тема в рассказе «Петька на даче» — детство. Что чувствует ребёнок, попавший в совсем не детскую обстановку? Он превращается в маленького старичка с тонкими морщинами, становится беспомощным и запуганным, не видит ничего, кроме грязной парикмахерской, не чувствует ничего, кроме грубости Осипа Абрамовича. Ребёнок – это ещё не сформировавшаяся личность. То, что заложат в него взрослые, может остаться с ним на всю жизнь. Мальчик может просто потерять детство, находясь в бесконечно повторяющихся днях, не наполненных новыми впечатлениями, не дающих ему ничего, кроме муки. Герой всё время хочет спать, потому что чувствует в этом отдушину и бегство от реальности. Его постоянное ощущение бесконечного сна становится верой в то, что когда-нибудь он проснётся. И он, действительно, просыпается, когда поезд несёт его в новый и чистый мир. Такой контраст заставляет читателя увидеть состояние ребёнка.
  • Противопоставление бедности и богатства, города и деревни также заставляет нас задуматься над тем, как глубока пропасть между этими крайностями. Николка — как раз тот человек, который наверняка пронесёт в себе те злобные и грязные чувства, впитав их в себя в детском возрасте, ведь он брошен в городской среде на произвол судьбы. Он перестал сопротивляться, поэтому от его взгляда всегда исходит некое презрение к окружающему миру, дерзость и ухмылка, посланная нелёгкой действительности. Митя, в противовес мальчикам, вырос на воле, где он предоставлен природе и свету. В весь как бы пропитан солнцем: он весёлый, смелый, общительный и открытый. Он занимается тем, что любит: изучает вместе с Петей развалины старинного дворца, рыбачит и придумывает различные игры. 
  • Также в рассказе основной темой является любовь. Она исходит от матери Пети, которая всеми силами пытается улучшить жизнь ребёнка, но пока ей это мало удаётся. Она уговорила барина разрешить привезти своего ребёнка к ним на время. Когда Надежда с сыном едет в поезде, она не пытается его остановить или отругать за то, что он бегает от окна к окну и наблюдает за голубым небом. Напротив, она защищает его от господина, нахмуренно глядящего на мешающего ему ребёнка. В конце своего путешествия Петя шепчет маме, чтобы она спрятала удочку, с которой он ходил на рыбалку. Она в ответ обещает выполнить его просьбу, говоря о том, что, может быть, Петя сможет снова посетить дачу. Надежда радуется тому, что ребёнок окреп на воле. Также тема любви звучит в новых детских ощущениях Пети: он любит цветы, которые растут на полянке, он следит за красотой неба, по которому плывут маленькие белые облачка. В нём просыпается привязанность к природе. Всё пережитое он вряд ли забудет по приезде в город. Такие впечатления останутся в маленьком сердце и будут жить в нём до новой поездки за город.
  • Тема бедности – одна из острых тем, затронутых автором в рассказе «Петька на даче». Немытый Петька, грустная и одинокая Надежда, которая не может содержать своего сына – это первый план. А на заднем плане, как декорации к страшной обстановке, читатель видит грязную парикмахерскую. На стене висит картина с изображением нагих женщин, пыльная и засиженная мухами. Перед нами предстаёт и бедный духовно квартал, где расположены неподалёку от парикмахерской дома «дешёвого разврата». В окрестностях бесконечно слышится ругань, жители и прохожие постоянно наблюдают драки и пьянство. Л.Н. Андреев описывает, как муж бьёт свою пьяную жену на улице, и она лежит на земле с растрёпанными волосами. И на этом фоне находится ребёнок, чьё сознание ещё не сформировано. Все неясные ему ужасы происходят на его глазах. Он растёт в безобразной среде, день за днём проживая одинаково и серо, поэтому иссушается его душа. 
  • Среди этого хаоса духовной и материальной нищеты можно разглядеть еле-еле проглядывающуюся, но такую важную тему, на которую хочется уповать ежедневно – это надежда. В Пете, бесспорно, останется надежда на возвращение в Царицыно, на встречу с Митей. Светлая надежда звучит в словах матери: «Может, ещё приедешь». Ведь на даче осталась удочка, ведь жизнь не заканчивается одной парикмахерской, ведь где-то она всё-таки есть, и Петя её нашёл! Не зря его мать зовут Надеждой, ведь именно она повезла его в мечту, она показала ему новый чудесный мир.  

Проблемы 

Судьба главного героя является типичной для ребёнка из бедной семьи, жившего в конце XIX века. Своим рассказом «Петька на даче» автор пытается привлечь внимание общества к положению детей в капиталистической среде, в которой царит несправедливость. 

Произведение иллюстрирует социальное расслоение общества, в котором детям нет возможности оставаться детьми. Они с детства, как взрослые, должны зарабатывать деньги своим трудом. Автор в своё время замечал, что только реальные шаги и деятельность государства могут изменить положение. Такова нравственная проблематика произведения «Петька на даче». 

Основная идея 

Главная мысль рассказа Л.Н. Андреева «Петька на даче» выражена хоть и не прямо, но, безусловно, очень понятно для читателя. Автор говорит о том, что всякое дитя имеет право на счастливое детство, а ранняя принудительная работа и лишение его простых детских радостей может нанести незаживающую рану, не дать ему развиться как личность, отобрать возможность радоваться жизни. Таков смысл рассказа «Петька на даче».

Чему учит?

Л.Н. Андреев в своём рассказе «Петька на даче» заставляет задуматься, что нельзя растить ребёнка в условиях дисгармонии, среди общества, в котором отсутствуют моральные нормы и процветают конфликты. Автор учит тому, что дети – это продолжение жизни, и нужно сделать всё возможное, чтобы будущее было светлее и добрее за счёт правильно воспитанных людей. Таковы нравственные уроки, которые можно увидеть в произведении «Петька на даче». 

Из текста можно привести пример отношения взрослых к Пете. Барин и барыня, проживающие на даче, где побывал мальчик, видят его в приступе безудержного плача из-за того, что его хотят забрать обратно в город. Они говорят о том, что его жалко, но тут же вспоминают, что кому-то сейчас намного хуже, чем ему. После такого вывода они принаряжаются и едут на танцы. Вывод напрашивается сам собой: истинная гуманность состоит в том, чтобы помочь ребёнку, а не проявлять к нему лишь жалость. Такова мораль рассказа Л.Н. Андреева. 

Критика

Мнение критиков о книге сходится в том, что рассказ Л.Н. Андреева «Петька на даче» очень похож на произведение А.П. Чехова «Ванька». Также имеется сходство с другими книгами, такими как «Спать хочется» А.П. Чехова, «Гуттаперчивый мальчик» Д.В. Григоровича, «Дети подземелья» В.Г. Короленко, «Домой» Н.Д. Телешова, «Белый пудель» А.И. Куприна, «Дед Архип и Лёнька» М. Горького. Их объединяет одна тема – трудное детство. 

О произведении Л.Н. Андреева были как положительные, так и отрицательные отзывы критиков. Представляем Вам мнения критиков, составивших своё мнение о рассказе «Петька на даче».

К. Сараханов в своём литературном очерке назвал рассказ Л.Н. Андреева «прелестной вещью». Его отзыв состоял в основном только из пересказа сюжета, но при этом подчёркивался драматизм детской жизни мальчика.

Были и негативные отзывы о произведении автора. Например, Н. Соколов замечал, что некоторые эпизоды нереальны. Например то, что загоревшее лицо Мити писатель сравнил с цветом вагона второго класса. «Нехарактерность, придуманность этого сравнения бросается в глаза», – пишет критик. Он считал, что Л.Н. Андреев не мог создать тип, и во многих его произведениях невозможно увидеть ни одного ярко прописанного художественного образа. А. Ефимов охарактеризовал рассказ как «слабый и  растянутый».

Н. Д. Урусов выделил рассказ Л.Н. Андреева «Петька на даче» среди остальных произведений автора в том смысле, что здесь автор проникается глубоким сочувствием к главному герою. Критик замечает, что сопереживание автора заставляет читателя проникаться с ещё большей силой к ребёнку, описанному в рассказе, и выносить из него печальное чувство от «жалкой жизни жалких детей».

Н.Л. Геккер рассматривал светлую сторону рассказа и описывал то приятное, тёплое впечатление, что оставляет после себя произведение Л.Н. Адреева. Критик писал: 

«Что может быть безотраднее этой маленькой, в самом начале загубленной жизни, и однако же, выносите вы из чтения не отчаяние и безверие, а какую-то теплоту и что-то хорошее, нечто вас поддерживающее и возвышающее, и это нечто может быть если не формулировано, то сведено к выводу: Петька еще не погиб, ибо он завещал матери: “Ты удочку спрячь!” – и его надо непременно вернуть на дачу, отдать его полям, лесу и озерам. Но если это невозможно, останется ему спасением однажды изведанное счастье: оно не допустит его до окончательного падения…»

В.Ф. Боцяйовский также видел оптимистическую ноту в пессимистическом рассказе Л.Н. Андреева. Критик на страницах произведения видит искрящиеся отрадные слёзы, выражающие любовь к настоящей жизни. Он пишет: 

«Разве не ужасна жизнь этого несчастного Петьки, обреченного провести лучшие свои детские годы в тёмном подвале парикмахерской, и разве не восторг перед жизнью несколько недель, проведённых тем же Петькой на даче, на лоне природы? Прочтя этот рассказ, так и хочется сказать:

– Нет, жизнь прекрасна, жизнь великолепна. Портим мы ее сами, мы не умеем её искать, иногда сознательно, иногда бессознательно ищем ее не там, где она есть на самом деле, сами бежим от неё»

И.П. Баранов писал, что среди остальных рассказов Л.Н. Андреева о детях самый большой интерес представляет именно рассказ «Петька на даче». В этом произведении ясно звучит главный мотив творчества писателя. Он считает, что главному герою рассказа как раз подходит психологическое определение самого автора – «современный дикарь». Вместе с этим критик отмечал, что Л.Н. Андреев в своём произведении раскрывает для читателя свою душу: оттеняется серое безверие автора на фоне веры ребёнка. 

Уже при жизни писателя рассказ «Петька на даче» был переведён на многие языки: английский, французский, немецкий, болгарский, финский, хорватский, сербский, японский, нидерландский, иврит и индиш. Именно этот рассказ Л.Н. Андреева крайне часто переиздавался в СССР в книгах для детей даже с 1930 по 1950 годы, когда имя писателя было несколько забыто.

Автор: Диана Танцур

Метки: Леонид АндреевПетька на дачеразбор

Читайте также:

Главные герои

Анализ «Петьки на даче» будет неполным без главных героев. В центре сюжета — Петька, сын повара Надежды. Его основные черты характера:

  • ловкость;
  • жизнерадостность;
  • назло.

Петька на даче резюме

Но из-за работы Петька стал угнетенным, напуганным, бездействующим. Ее мама — добрая и заботливая женщина. Он растил сына как мог. Пришлось привязать мальчика к учебе, так как это позволило бы ему получить профессию.

Другой главный герой «Петьки на даче» — Митя, школьник, общительный и веселый мальчик. Он великий мечтатель. В рассказе есть и другие персонажи. Например, владельцем парикмахерской является Осип Абрамович, онемевший и равнодушный мужчина. Ученица — Николка. Ему 13 лет, грубый и злой, разочарованный в жизни.

Основная идея рассказа Андреева заключается в том, что у каждого ребенка должно быть детство, и его нельзя отнимать от него. Дети не могут работать наравне со взрослыми. Если этого лишить, возникнут проблемы со здоровьем и психикой.

Отзывы читателей

Андреев не ограничился описанием жизни простого мальчика из рабочей семьи. Он смог передать, как тяжелый труд повлиял на ребенка. Петю считали дураком, ленивым и бесполезным мальчиком. Фактически, он был измотан тяжелой работой. Жизнь на даче снова его обрадовала, но как только Петя оказался в городе, все вернулось в исходное состояние. Эту историю должен прочитать каждый.

Анастасия

Рассказ посвящен проблеме детского труда. Кабальный труд вынуждает детей рано вырастать и бросать детство. Это плохо для их состояния, они становятся вялыми и апатичными. Школьников не сделаешь полноценными работниками. История сильная и грустная. В нем скрыт глубокий смысл, который показывает острую социальную проблему.

Мария

это печальная история, которая показывает, насколько несправедливым может быть мир. Ранний подневольный труд убивает детство и лишает ребенка радости. Петя был вынужден работать, что негативно сказалось на ее здоровье. Лишь на короткое время он стал счастливым. Эту историю стоит прочитать тем, кто не ценит современный мир.

Лидия

Андреев «Петька на даче» очень краткое содержание

Краткое содержание «Петьки на даче» для читательского дневника:

Парикмахерская Осипа Абрамовича, в которой жил и работал Петька, находилась рядом с кварталом, полным «домов дешевого разврата». В грязной комнате, полной мух и запаха дешевых духов, стриглись нетребовательные люди: швейцары, санитары, клерки, рабочие и «пугающе красивые, но подозрительные люди».

Петька был самым молодым работником, убирал комнату и давал горячую воду. Другой мальчик, Николка, был на три года старше. Он считался студентом, ругался, курил сигареты и был очень тщеславным. Десятилетняя Петька не курила, не ругалась и ревновала своего партнера. Оказавшись наедине с Петькой, Николка стал добрее и объяснил своему другу, «что значит отрезать польку, бобра или часть».

Иногда друзья сидели у окна «возле женского воскового бюста» и смотрели на горячий пыльный бульвар, все скамейки которого были заняты полуодетыми мужчинами и женщинами с усталыми, сердитыми, распутными лицами. «Ярко-синий страж» шел по дороге с тростью и следил, чтобы никто не решил лечь на скамейку или в свежую траву.

Женщины <…> говорили хриплым и резким голосом, ругали, обнимали мужчин так же просто, как если бы они были совсем одни на бульваре, иногда пили водку и тут же перекусывали.

Иногда пьяный мужчина бил пьяную женщину. Никто не заступился за нее, действительно, толпа стала свидетелем драки. Потом появился страж, разделил драку, а избитую женщину куда-то увезли.

Николка знал многих женщин и рассказывал о них грязные истории. Петька был поражен его умом и смелостью и думал, что станет таким же. Но пока Петька «очень хотел поехать в другое место».

Грязные и однообразные дни Петьки тянулись. Мальчик много спал, но не высыпался. Иногда он не слышал приказов Осипа Абрамовича или сбивал их с толку. Отдыха не было: парикмахерская работала и по выходным, и по праздникам. Петька похудел и сгорбился, на его сонном лице «мелкие морщинки», превратившие его в пожилого карлика.

Когда Петьку навестила ее мама, толстая повар Надежда, она попросила, чтобы ее подобрала парикмахерская, но потом забыла о своей просьбе и поприветствовала их небрежно. Надежда с грустью думала, что ее единственный сын дурак.

Как только скучная жизнь Петкиной изменилась, ее мать уговорила Осипа Абрамовича отпустить сына на дачу в Царицыно, куда его господа переехали на лето. Николка ревновал и Петьку, потому что у нее не было матери и она никогда не была в деревне.

Петька потрясла шумная станция, наполненная людьми и звуками. Они с матерью сели в поезд, и мальчик прижался к окну. Куда-то исчезла вся Петкина-сонливость. Он никогда не уезжал из города, «все здесь было для него велико, новое и странное» — и удивительно огромный мир, и высокое чистое небо.

Петька бегал от окна к окну, не любя зевающего с газетой господина. Надежда хотела ему сказать, что парикмахер, с которым ее сын прожил три года, пообещал сделать Петьку человеком, и тогда он станет ее опорой в старости. Но, глядя на сердитое лицо джентльмена, повар ничего не сказал.

Первые впечатления от дачи обрушились на Петьку со всех сторон и «задавили ее застенчивую душку».

Этот современный дикарь, вырванный из каменных объятий городских масс, чувствовал себя слабым и беспомощным перед лицом природы. Здесь все было для него живым, чувствующим и имеющим волю.

Петька боялся темного, грозного и устрашающего леса, но любил ярко-зеленые луга и бездонное небо. Несколько дней он «серьезно, как старик» шел по опушке леса и ложился в густую траву, после чего «полностью слился с природой».

Привыкнуть к этому Петьке помог старшеклассник Митя, который «бесцеремонно вступил с ним в разговор и на удивление быстро поладил». Неиссякаемый изобретениями, Митя научил Петьку ловить рыбу и плавать, ведя его исследовать руины дворца. Постепенно Петька забыла о парикмахере, стала ходить босиком, освежилась, и старые морщины исчезли с ее лица.

В конце недели мастер привез Надежде письмо из города — Осип Абрамович попросил Петьку вернуться. Сначала мальчик не понимал, зачем и куда ему идти, потому что «уже найдено другое место, куда он всегда хотел пойти», а здесь у него было столько чудесных дел. Но вскоре он понял, что новая удочка — мираж, а Осип Абрамович — неоспоримый факт, и «он плакал не только как плачут городские дети, худые и истощенные, — он кричал громче самого громкого человека и покатился дальше земля, как те пьяные женщины на бульваре».

Постепенно Петька успокоился, и педагог, готовясь к танцевальному вечеру, сказал жене, что «боль у ребенка недолговечна» и «есть люди, которые живут хуже».

Утром Петька вернулась в поезд, но в окна уже не смотрела, а сидела молча, добросовестно скрестив руки на коленях.

Торопясь среди торопливых пассажиров, они вышли на шумную дорогу, и большой жадный город равнодушно пожирал свою маленькую жертву.

После разлуки Петька попросила маму спрятать новую удочку — она ​​все еще надеялась вернуться.

Петька остался в грязной и душной парикмахерской и снова получил приказ: «Мальчик, вода!» Вечером он шепнул Никольке «про дачу, и он говорил о том, чего никогда не бывает, чего никто никогда не видел и не слышал», а его друг по-детски, грубо, энергично и непонятно выругался: «Блин!».

А на бульваре пьяный мужчина избил пьяную женщину.

Герои произведения

В рассказе Андреева есть только один главный герой. Это был десятилетний мальчик Петя. Его можно описать следующим образом:

  • работал помощником в парикмахерской;
  • не спал все время;
  • бутерброд.

Помимо главного героя, в книге много других персонажей. Каждый из них по-своему интересен и способствует развитию сюжета. Кратко о второстепенных персонажах:

  • Осип Абрамович — владелец парикмахерской и глава Petit;
  • Николка — единственный друг главного героя, скоро станет подмастерьем;
  • Прокопий и Михайла — сотрудники Осипа Абрамовича;
  • Надежда — мама Пти, добрая женщина, повар;
  • Хозяин — хозяин дачи, на которую работала мама главного героя;
  • Митя — друг Пети на даче, школьник.

На протяжении всей истории персонажи постоянно взаимодействовали друг с другом. Обзор работы поможет проанализировать их отношения.

Будни Петьки

Жизнь Пети не была насыщена яркими событиями, ему очень часто было скучно. Новый день мало чем отличался от предыдущего. Обычно он подавал людям воду с утра до вечера, стараясь сделать это как можно быстрее, чтобы хозяин не наказал его.

Петька никогда не спал, и все, что происходило вокруг него, казалось страшным сном. Клиенты парикмахера не одобряли его за низкий рост, чрезмерную худобу и густо покрытое веснушками лицо. Кроме того, его руки и шея всегда были в грязи. Даже мелкие морщинки вокруг глаз производили на него странное впечатление: в них он походил на пожилого карлика.

Иногда мама Надежда навещала Петю. Он никогда не жаловался на жизнь и лишь изредка просил взять ее с собой.

Приятный сюрприз

Однажды судьба преподнесла главному герою сюрприз. Надежда попросила Осипа Абрамовича отпустить Петю с ней на дачу в Царицыно. После этого ее скучная и однообразная жизнь засияла яркими красками.

Мальчик еще не знал, что такое дача, но в глубине души понимал, что это то место, о котором он давно мечтал. В тот момент Петьке завидовал ее партнер Николка. У него не было матери и он никогда не был в деревне.

Леонид андреев петька на даче ненадолго

Когда Петя прибыл на шумный вокзал, его охватило чувство нетерпения. Оказавшись в поезде, мальчик вцепился в окно и стал разглядывать сверкающие пейзажи. Все это было для него внове, потому что раньше он никогда не был на природе. Мальчик перебегал из одной стороны вагона в другую, пытаясь разглядеть все изображения. Надежде даже пришлось извиняться перед пассажирами за чрезмерную активность сына.

Во время короткой поездки у мальчика исчезли морщинки под глазами, и он больше не казался таким сонным. Приехав на дачу, Петька почувствовал себя настоящим дикарем. Он понимал свое бессилие перед природой. Весь день мальчик гулял у пруда, ложился на мягкую траву и смотрел на голубое небо.

Петя смог в полной мере ощутить все прелести природы после знакомства со школьником Митей. Вместе с ним главный герой впервые искупался в реке. Мальчики пошли на рыбалку и прогулялись по заброшенному зданию.

Петя быстро забыл о городской жизни с начальницей и парикмахером.

Основные персонажи рассказа

Главные герои:

  • Петька — десятилетний мальчик, помощник парикмахера, всегда сонный, угнетенный, «старичок».

Другие персонажи:

  • Осип Абрамович — владелец парикмахерской, владелец Петьки.
  • Прокопио и Михаила учатся в парикмахерской.
  • Николка — единственный друг Петьки, будущий подмастерье.
  • Надежда — мама Петьки, повар, добрая и отзывчивая женщина.
  • Барин — хозяин, на которого работала владелица дачи Надежда.
  • Митя — школьник, дружит с Петькой на даче.

Источники

  • https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/petka-na-dache.html
  • https://Sprint-Olympic.ru/uroki/literatura/kratkoe-soderzhanie/264791-kratkoe-soderzhanie-rasskaz-petka-na-dache-l-andreeva.html
  • https://na5.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/rasskaza-l-n-andreeva-petka-na-dache.html

Инфоурок

Литературное чтение
ПрезентацииПрезентация на тему «Е. Чарушин «Страшный рассказ» 2 класс (Адаптация для детей с РАС)

Рассказ петя на даче

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Рассказ петя на даче

  • 2 слайд

    Мальчики Шура и Петя остались одни.

    Описание слайда:

    Мальчики Шура и Петя остались одни.

  • 3 слайд

    Они жили на даче — у самого леса, в маленьком домике.

    Описание слайда:

    Они жили на даче — у самого леса, в маленьком домике.

  • 4 слайд

    В этот вечер папа и мама у них ушли к соседям в гости.

    Описание слайда:

    В этот вечер папа и мама у них ушли к соседям в гости.

  • 5 слайд

    Когда стемнело, Шура и Петя сами умылись, сами разделись и легли спать в свои

    Описание слайда:

    Когда стемнело, Шура и Петя сами умылись, сами разделись и легли спать в свои постельки. Лежат и молчат. Ни папы, ни мамы нет. В комнате темно. И в темноте по стене кто-то, ползает — шуршит; может быть — таракан, а может быть — кто другой!…
    Шуршит- издаёт лёгкий шум

  • 6 слайд

    Шура и говорит со своей кровати:мМнеМне совсем и не страшно.Отвечает Петя с д

    Описание слайда:

    Шура и говорит со своей кровати:
    мМне
    Мне совсем и не страшно.
    Отвечает Петя с другой кровати.
    мМне
    Мне тоже совсем не страшно.

  • 7 слайд

    Говорит ШурамМнеМы воров не боимся.Отвечает Петя.мМнеЛюдоедов тоже не боимся.

    Описание слайда:

    Говорит Шура
    мМне
    Мы воров не боимся.
    Отвечает Петя.
    мМне
    Людоедов тоже не боимся.

  • 8 слайд

    Вор – человек, который забирается в дома и крадёт вещи.Людоед – сказочный пер

    Описание слайда:

    Вор – человек, который забирается в дома и крадёт вещи.
    Людоед – сказочный персонаж, который ест людей.

  • 9 слайд

    Говорит ШурамМнеИ тигров не боимся.Отвечает Петя.мМнеОни сюда не придут.

    Описание слайда:

    Говорит Шура
    мМне
    И тигров не боимся.
    Отвечает Петя.
    мМне
    Они сюда не придут.

  • 10 слайд

    И только Шура хотел сказать, что он и крокодилов не боится, как вдруг они слы

    Описание слайда:

    И только Шура хотел сказать, что он и крокодилов не боится, как вдруг они слышат — за дверью, в сенях, кто-то негромко топает ногами по полу: топ.… топ.… топ.… шлёп.… шлёп… топ… топ….
    Сени
    За дверью

  • 11 слайд

    Как бросится Петя к Шуре на кровать! Они закрылись с головой одеялом, прижали

    Описание слайда:

    Как бросится Петя к Шуре на кровать! Они закрылись с головой одеялом, прижались друг к другу. Лежат тихо-тихо, чтобы их никто не услышал.

  • 12 слайд

    — Не дыши, — говорит Шура Пете.— Я не дышу.

    Описание слайда:

    — Не дыши, — говорит Шура Пете.
    — Я не дышу.

  • 13 слайд

    Топ… топ… шлёп… шлёп… топ… топ… шлёп… шлёп…А через одеяло всё равно слышно,

    Описание слайда:

    Топ… топ… шлёп… шлёп… топ… топ… шлёп… шлёп…
    А через одеяло всё равно слышно, как кто-то за дверью ходит и ещё пыхтит вдобавок.

    Пыхтит – тяжело дышит, кряхтит.

  • 14 слайд

    Но тут пришли папа с мамой. Они открыли крыльцо, вошли в дом, зажгли свет. Пе

    Описание слайда:

    Но тут пришли папа с мамой. Они открыли крыльцо, вошли в дом, зажгли свет. Петя и Шура им всё рассказали.

  • 15 слайд

    Тут мама с папой зажгли ещё одну лампу и стали смотреть по всем комнатам, во

    Описание слайда:

    Тут мама с папой зажгли ещё одну лампу и стали смотреть по всем комнатам, во всех углах. Нет никого.
    Лампа

  • 16 слайд

    Пришли в сени. Вдруг в сенях вдоль стены кто-то как пробежит в угол… Пробежал

    Описание слайда:

    Пришли в сени. Вдруг в сенях вдоль стены кто-то как пробежит в угол… Пробежал и свернулся в углу шариком. Смотрят — да это ёжик!
    Вдоль стены – около стены

  • 17 слайд

    Он, верно, из леса забрался в дом. Хотели его взять в руки, а он дёргается и

    Описание слайда:

    Он, верно, из леса забрался в дом. Хотели его взять в руки, а он дёргается и колет колючками. Тогда закатали его в шапку и унесли в чулан.
    Чулан – помещение в доме, служащее кладовой.

  • 18 слайд

    Дали молока в блюдце и кусок мяса. А потом все заснули. Этот ёжик так и жи

    Описание слайда:

    Дали молока в блюдце и кусок мяса. А потом все заснули.
    Этот ёжик так и жил с ребятами на даче всё лето. Он и потом пыхтел и топал ногами по ночам, но никто уже его не боялся.

  • 19 слайд

    Тест

  • 20 слайд

    Ответь на вопросы к тексту.Сказку или рассказ прочитали? Почему мальчики оказ

    Описание слайда:

    Ответь на вопросы к тексту.
    Сказку или рассказ прочитали?
    Почему мальчики оказались дома одни?
    Что напугало детей?
    Как Щура и Петя уговаривали себя не бояться?
    Как вёл себя ёжик, когда его искали?

  • 21 слайд

    План рассказа.Остались одни. Нам не страшно… Кто-то топает ногами… Пришли пап

    Описание слайда:

    План рассказа.
    Остались одни.
    Нам не страшно…
    Кто-то топает ногами…
    Пришли папа с мамой.
    Ёжик жил на даче всё лето.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

Тема:
Страшный рассказ. Е. Чарушин.

Похожие материалы

  • Презентация на тему «К. Чуковский «Радость» 2 класс (Презентация для детей с РАС)

  • Презентация на тему «К.Чуковский «Путаница» 2 класс (Адаптация для детей с РАС)

  • Презентация на тему «К. Чуковский «Федорино горе» 2 класс (Адаптация для детей с РАС)

  • Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по теме «Слово как средство создания картины ранней и поздней осени . К. Бальмонт «Поспевает брусника…», А. Плещеев «Осень наступила…»

  • Презентация на тему «Ф.Тютчев «Зима недаром злится» 2 класс (адаптация для детей с РАС)

  • Презентация на тему «Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной…» 2 класс (Адаптация для детей с РАС)

  • Презентация на тему «Тувим «Про пана Трулялинского» 2 класс (Адаптация для детей с РАС)

  • Презентация на тему «Л.Толстой «Филипок». Задание для пересказа» 2 класс (Адаптация для детей с РАС)

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5446330 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Маркетинг: теория и методика обучения в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методика написания учебной и научно-исследовательской работы в школе (доклад, реферат, эссе, статья) в процессе реализации метапредметных задач ФГОС ОО»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания конституционного права с учетом реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС технических направлений подготовки»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование активных методов обучения в ВУЗе в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление ресурсами информационных технологий»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Риск-менеджмент организации: организация эффективной работы системы управления рисками»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление процессом по предоставлению услуг по кредитному брокериджу»

  • Рассказ петр и плотник
  • Рассказ песочные часы читать
  • Рассказ петька на даче краткое содержание
  • Рассказ петерс о чем
  • Рассказ песчаная учительница краткое содержание