Рассказ петух кот лиса и петух

Ответы на вопросы учебника литературное чтение 2 класс, 1 часть, климанова, горецкий, страницы 56-64. укм школа россиираздел устное народное творчество.

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 56-64. 

УКМ «Школа России»

Раздел «Устное народное творчество». Проверим себя и оценим свои достижения.

1. Вспомни виды устного народного творчества. Какие из них тебе знакомы? 

Теперь мне знакомы следующие виды устного народного творчества: песни, потешки, прибаутки, считалки, небылицы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, былины.

2. Что такое пестушка и потешка? Посмотри в словаре. Попробуй придумать их для своего маленького брата или сестры.

Пестушка — это небольшой рассказ для самых маленьких детей, песенка-игра.

Потешка — тоже небольшой рассказ для малыша, но призванный развеселить ребёнка.

Потешки и пестушки для моего младшего брата, для 2 класса

Ножка топает топ-топ.

Ручку хлопает хлоп-хлоп.

Вот пойдём с тобой танцевать,

Громко песенки распевать.

На окне сидел котище,

Под окном стоял барбос.

Целый день хозяйка ищет

Толстый хвост и мокрый нос.

3. Самостоятельно определи среди данных произведений устного народного творчества пословицу, считалку, скороговорку, прибаутку, колыбельную песенку.

Пословицы: Чего себе не пожелаешь, того и другому не твори; Учись доброму, худое на ум не пойдёт.

Считалка: Раз, два, три, четыре, пять, будем в прятки мы играть…

Прибаутка: Трах, трах, тарарах, едет мышка на ежах…; Ты пирог съел? Не я!,.

Скороговорка: Сшила Саша Саньке шапку.

Колыбельная песенка: Люли, люли, люленьки…

4. Можно ли соотнести пословицу «Труд кормит, а лень портит» с потешкой «Тит, иди молоть»?

В этой потешке Тит не хотел молоть хлеб, но хотел есть готовую кашу. Он был ленив. Но соотнести эту пословицу с потешкой нельзя, потому что даже ленивый Тит покушал.

5. Пословицы рассыпались. Собери их.

Любишь кататься — люби и саночки возить.

Делу время — а потехе час.

Вместе тесно, а врозь скучно.

Семь раз отмерь — один раз отрежь.

6. Прочитай рассказы Льва Толстого, которые он сочинил для своих учеников — крестьянских детей. Подумай, в чём смысл каждого рассказа и как он отражён в поговорке.

Первый рассказ называется «Собака на сене»

В нём рассказывается о собаке, которая лежала на сене, и не давала корове его съесть.

Поговорка в рассказе: Собака на сене. Так говорят про тех, кто и сам не пользуется чем-либо, и другим не даёт.

Смысл рассказа в том, что нельзя брать то, чего тебе не нужно. Собаке не нужно было сено, но она присвоила его. А корове сено было нужно, но она не могла его съесть.

Второй рассказ называется «Знает кошка, чьё мясо съела».

В нём говорится о девочке, которая выпила молоко и попыталась свалить вину на кошку.

Поговорка в рассказе: Знает кошка чьё мясо съела. Так говорят о тех, кто чувствует свою вину, пытается избежать наказания, и невольно этим себя выдаёт.

Смысл рассказа в том, что за свои поступки нужно уметь отвечать, а не пытаться свалить свою вину на других. Знаешь свою вину — признайся, ведь всё равно тайное станет явным.

7. Знаешь ли ты, что такое загадка? Попробуй придумать свои загадки на тему «Четыре времени года».

Загадка — это небольшое произведение, в котором требуется угадать то, о чём говорится.

Пример своих загадок на тему «Четыре времени года» для 2 класса

Что летает и кружится, а упав бежит водицей? (Снег)

Загремело, засверкало, что-то Маше страшно стало. (Гроза)

Это время золотое, урожайное такое. (Осень)

На пригорке, что за диво!, солнце светит нам игриво! (Цветок)

8. Любишь ли ты сказки? Какая из прочитанных сказок тебе больше всего понравилась и почему? Прочитай названия русских народных сказок. Какие из них тебе были знакомы до школы? Ты наверное знаешь много других сказок. О чём твоя самая любимая сказка? Расскажи её.

Из прочитанных сказок, мне больше всего понравилась «Каша из топора», потому что в ней солдат проявил смекалку и обхитрил жадную старуху.

Из этих сказок я уже читала «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь», «Теремок», «Лисичка-сестричка и серый волк».

Мне больше всего нравится сказка «Лисичка-сестричка и серый волк»

Пересказ сказки «Лисичка-сетричка и серый волк» для 2 класса

Однажды лиса увидела старика, что возвращался с рыбалки. Захотелось лисе рыбки и притворилась она мёртвой.

Старик увидел лису, обрадовался и бросил его в возок. А лиса всю рыбу поскидала и сама убежала.

Сидит лиса на дороге, пирует. Шёл мимо волк, стал просить лису поделиться рыбой. А лиса его на прорубь посылает.

Пошёл волк на прорубь, сунул в прорубь хвост, а тот и примёрз. Набежали бабы и побили волка.

Злой шёл волк, хотел лису поймать и проучить. А лиса морду в тесте извозила и навстречу идёт, жалуется, что её так били, что мозги наружу.

Пожалел волк лису, посадил на спину и повёз домой. А лиса рада-радёхонька.

9. Узнай у друга, какая сказка ему больше всего нравится.

Моей подруге Алине больше всего нравится сказка «Царевна-лягушка».

10. Какие персонажи чаще всего тебе встречались в сказках о животных? Какой изображена лиса? Всегда ли она бывает хитрее других животных, удалось ли кому-нибудь хоть раз перехитрить её? Вспомни, какие герои народных сказок польстились на уговоры лисы. Как ты думаешь сложится ли дружба, если каждый из друзей живёт по пословице «Как аукнется, так и откликнется»?

Чаще всего в сказках встречаются: лиса, медведь, волк, заяц, петух, собака.

Лиса в сказках всегда показана хитрой и смекалистой. Она всё время норовит обмануть других.

Лиса обманывала медведя, волка, козла.

Удалось перехитрить лису тетереву. Также обхитрил лису рак в сказке «Лиса и рак», когда они бегали наперегонки. А дятел из сказки «Лиса и дятел» сумел натравить на лису собак.

Кот часто был в дружбе с лисой. А петух часто выступал спасителем зайца.

Если каждый из друзей живёт по пословице «Как аукнется, так и откликнется» то дружбы не получится. Ведь такие люди помнят обиды и пытаются отплатить за них. А настоящий друг всегда умеет прощать.

11. Попробуй описать героев из следующих сказок:

«Петушок и бобовое зёрнышко»

Курочка терпеливая, заботливая, добрая, верная.

Петушок торопливый, непослушный, самоуверенный.

«Каша из топора»

Солдат находчивый, смекалистый, весёлый, добродушный.

Старуха жадная, глупая, негостеприимная.

«Лиса и журавль»

Лиса хитрая, жадная, негостеприимная.

Журавль мстительный, обидчивый, хитрый.

«Гуси-лебеди»

Девочка. Сперва заносчивая, важная, потом добрая и отзывчивая.

12. В бытовых сказках рассказывается об обыкновенных людях, но ситуации, в которые они попадают часто оказываются необычными, невероятными. Что будет происходить в волшебных сказках? Какие герои будут участвовать в сказках о животных? Какие прочитанные сказки поместил бы ты в следующих книгах?

В книгу «Сказки о животных» я бы поместила сказки «Лиса и тетерев» и «Лиса и журавль». В таких сказках героями оказываются животные.

В книгу «Волшебные сказки» я бы поместила сказку «Гуси-лебеди». В таких сказках происходят чудеса, невероятные события, действуют волшебные персонажи.

В книгу «Сказки» я бы поместила сказку «Каша из топора». Это бытовая сказка.

13. Есть ли у тебя дома животные? Попробуй придумать сказку, например о собаке или кошке. Запиши в рабочую тетрадь план своего рассказа.

Пример сказки о собаке и кошке можно посмотреть в ответах к этому разделу в «Рабочей тетради», перейдя по ссылке.

14. Из каких частей состоит волшебная сказка? Рассмотри схему. Всё ли в ней правильно?

Волшебная сказка состоит из зачина, присказки, троекратных повторов и концовки.

На схеме следует поменять местами зачин и присказку. Потому что присказка чаще находится в середине или концовке сказки.

15. Определи присказку:

Присказки: 

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.

Вот и сказке конец, а кто слушал — молодец.

16. Угадай из какой сказки взяты строки.

Эти строки взяты из сказки «Лисичка-сестричка и серый волк».

17. Как подготовиться к выразительному чтению?

Порядок подготовки к выразительному чтению:

  1. Определить, какие чувства надо передать.
  2. Решить какие слова выделить голосом, где сделать паузы.
  3. Просмотреть знаки препинания.
  4. Выбрать тон и темп чтения.
  5. Помнить о том, что чтение предложения зависит от смысла высказывания.

18. Какие слова пословицы «Декабрь год кончает, а зиму начинает» надо выделить голосом, чтобы подчеркнуть:

Какой месяц год начинает: выделяем слова Декабрь и начинает.

В чём особенности декабря: выделяем слова год и зиму.

19. Изделия каких народных промыслов представлены в разделе «Устное народное творчество»? Составь рассказ о дымковской игрушке.

В разделе представлены изделия: Хохломы, Дымковской игрушки, Филимоновской игрушки, Соломенной игрушки.

Пример рассказа о Дымковской игрушке можно посмотреть, перейдя по ссылке.

1

Сценарий

для постановки кукольного театра

русской народной сказки

«Кот, петух и лиса»

http://xn--80aae0ashccrq6m.xn--p1ai/images/product_images/info_images/887562-1.jpg

Сценарий для постановки русской народной сказки в кукольном театре

Действующие лица:

Кот
Петушок
Лиса
лисенок  — Чучелка
лисенок — Тёма

Слева изба Кота и Петушка, справа изба Лисы. Между ними лес. На втором плане слева луг, справа лес. Из избушки слева выходит Кот. В окошко выглядывает Петушок.

Кот

В лес иду я за дровами,
Печку нечем нам топить.
В доме ты теперь хозяин,
Будешь дом наш сторожить.
Ухожу я ненадолго,
Не скучай, не унывай.
Ни лисе, ни злому волку –
Никому не открывай!

Петушок

Возвращайся поскорее,
Страшно дома одному.
Не волнуйся, нашу дверь я
Не открою никому.

Петушок прячется в дом. Кот идет к лесу.

Кот (поет)

Как в избушке у опушки
Петушок живет и кот.
Васька днем печет ватрушки,
Петя песенки поет.
Петя – петушок отважный,
Не боится никого.
Только оставлять мне страшно
Петю дома одного.
Мяу, мяу! Мяу-мяу!
Мяу-мяу! Мур! Мур! Мур!

Кот скрывается в лесу. Из избушки справа выходит Лиса и идет к дому Кота и Петушка.

Лиса (подпевает)

Обожаю, обожаю
На обед готовить кур!
Вот и славно! Вот и славно!
Хорошо наш кот поет
И не знает, и не знает
Что лиса уже идет!

Лиса скрывается за деревьями, выходит из леса перед домом Петушка и стучится в дверь.

Лиса

Тук-тук-тук! Гостей встречайте,
Еле дом я ваш нашла.
Вася, Петя, открывайте,
В гости к вам лиса пришла!

Петушок не показывается, слышен только его голос.

Голос Петушка

Что-то не припоминаю,
Чтоб тебя я в гости звал.

Лиса

Как же? Как же? Вася к чаю
Мне вчера придти сказал!

Голос Петушка

Так ведь он ушел недавно
И велел не открывать.

Лиса

Вот и ладно! Вот и славно!
Будем вместе Васю ждать!
Петя, Петя, петушок,
Золотистый гребешок,
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошку!

Петушок выглядывает из окошка, Лиса его хватает и бежит к лесу.

Петушок (кричит)

Ой, несет меня лиса
За дремучие леса,
Зa гору высокую,
Зa реку широкую!
Вася, где ты, отвечай!
Друг сердечный, выручай!

Из леса навстречу Лисе появляется Кот с вязанкой дров, бросает ее и набрасывается на Лису.

Кот

Вот тебе, лиса-плутовка,
Длиннохвостая воровка!
Я когтистой лапою
Бок твой исцарапаю!

Лиса бросает Петушка и убегает в лес. Кот бережно поднимает Петушка и вместе с ним идет домой.

Кот

Что ж ты мой наказ нарушил,
И пока я был в лесу,
Друга Васю не послушал
И домой пустил лису?

Петушок (виновато)

Не пускал я в дом злодейку,
Только выглянул в окно.
А она как хвать за шейку!

Кот

То-то Петя и оно!
Из тебя, попомни слово,
Пух и перья полетят.
И плутовка блюдом новым
Станет потчевать лисят!
Не выглядывай в окошко
И с лисой не говори.
В лес пойду, давай лукошко.
Хорошенько дверь запри!

Петушок входит в дом и выносит Коту лукошко. Кот с лукошком идет к лесу, а Петушок скрывается в доме.

Кот (вздыхает)

Как лисе тут не слукавить,
Нет доверчивей его.
Ох, и страшно мне оставить
Петю дома одного!

Кот входит в лес, и тут же из леса выбегает Лиса, подбегает к дому Кота и Петушка.

Лиса (вкрадчиво)

Петя, Петя, петушок,
Золотистый гребешок,
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошку!
Для тебя лисичка
Принесла пшенички!

Петушок не отзывается и не выглядывает.

Лиса

Петя, Петя, петушок,
Золотистый гребешок,
Выгляни в окошко,
Ну, хоть на немножко!

Голос Петушка

Нет, меня ты не обманешь!
Про тебя мне кот сказал,
Что жалеть меня не станешь –
Съешь и все!

Лиса (возмущенно)

Какой нахал!
Ну, зачем тебя мне кушать?
Моему ты сердцу мил,
Петя, ты кота не слушай,
Он неправду говорил!
Приходи ко мне в избушку,
Посмотреть, как мы живем.
Угощу тебя ватрушкой,
Научу петь соловьем!

Петушок выглядывает из окошка, Лиса его хватает и бежит к лесу.

Петушок (кричит)

Ой, несет меня лиса
За дремучие леса,
Зa гору высокую,
Зa реку широкую!
Вася, где ты, отвечай!
Друг сердечный, выручай!

Из леса навстречу Лисе появляется Кот с корзиной грибов, бросает ее и набрасывается на Лису.

Кот

Снова ты, лиса-плутовка,
Длиннохвостая воровка?!
Вот тебе я отомщу,
Шкуру я с тебя спущу!

Лиса бросает Петушка и убегает в лес. Кот бережно поднимает Петушка и вместе с ним идет домой.

Кот

Не говорил ли я тебе,
К окну не подходи?!
Не будь врагом ты сам себе –
Закрылся и сиди!
Не верь лисе, она хитра,
Ты с ней не говори
И от нее не жди добра.
Ну, Петенька смотри,
Я собираюсь далеко –
В село, купить зерна.
Держись, хоть это не легко,
Подальше от окна!

Петушок входит в дом. Кот идет к лесу.

Кот

Чтоб скорее дело справить,
Я, пожалуй, побегу –
Одного его оставить
Я надолго не могу!

Кот убегает в лес, и тут же из леса выбегает Лиса, подбегает к дому Кота и Петушка.

Лиса (вкрадчиво)

Петя, Петя, петушок,
Золотистый гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошку!
Для тебя лисичка
Принесла пшенички,
На крылечко выходи,
На гостинцы погляди.

Петушок не отзывается и не выглядывает.

Лиса

Петя, Петя, петушок,
Золотистый гребешок,
В гости мы ко мне пойдем,
У меня хороший дом –
До небес хоромы
И амбар огромный.
А в амбаре-то зерна,
Что и крыша не видна!
Выгляни в окошко,
Ну, хоть на немножко!

Голос Петушка

Нет, меня ты не обманешь!
Знаю я, как ты хитра.
Говорить с тобою станешь,
А ты хвать и со двора!

Лиса

Я молчу, мой милый Петя.
Ах, я жертва клеветы!
Ты милее всех на свете
И дороже всех мне ты!
Если б съесть тебя хотела,
Как тебя пугает кот,
То давным-давно бы съела.
Ты живой?

Голос Петушка

Живой!

Лиса

Ну вот!
Видишь, кот меня порочит,
Не пускает меня в дом.
Если выглянуть захочешь,
Знай, я буду за углом.

Лиса немного отходит назад. Петушок выглядывает из окошка, Лиса его хватает и бежит к лесу.

Петушок (кричит)

Ой, несет меня лиса
За дремучие леса,
Зa гору высокую,
Зa реку широкую!
Вася, где ты, отвечай!
Друг сердечный, выручай!

Лиса

Что не слышит тебя кот?
Провела вас ловко!
Никогда он не придет!

Петушок

Отпусти, плутовка!

Лиса с Петушком в лапах добегает до леса, входит в него и вскоре появляется с правой стороны.

Петушок (кричит)

Ой, несет меня лиса
За дремучие леса,
Зa гору высокую,
Зa реку широкую!
Вася, где ты, отвечай!
Друг сердечный, выручай!

Лиса утаскивает Петушка в свою избушку. Из леса слева выходит Кот с корзиной зерна и идет к своему дому.

Кот

Петя, Петя! Выходи,
Да в корзинку погляди –
До краев она полна
Золотистого зерна!

Кот входит в дом, тут же выбегает из него и бежит к дому Лисы.

Кот

Ох, плутовка, утащила,
Сердце чуяло мое.
Петя, ну зачем, друг милый,
Ты послушался ее?

Кот забегает в лес и почти сразу же выглядывает из-за леса с правой стороны.

Кот (поет)

У Лисафьи, у кумы,
До небес хоромы.
Знаем, знаем точно мы,
Что Лисафья дома!
У нее-то, у нее
Детки-однолетки.
У нее-то, у нее
Просто чудо-детки!
Дочку Чучелкой зовут,
А сыночка Темой.
Не сочтите вы за труд,
Выйдите из дома!

Из окна выглядывает Лиса, а Кот прячется.

Лиса

Кто тут сладко так поет,
Кто наш домик хвалит?
Пусть он в гости к нам зайдет,
Песней позабавит.
Пригласим его мы к нам
Вместе отобедать.
Я такому гостю дам
Петушка отведать!
Ну-ка дочка, посмотри,
Кто там, на опушке,
И его уговори
Песню спеть в избушке.

Лиса прячется в домик. Чучелка выходит из дома, идет к лесу, Кот хватает ее.

Кот (поет)

У Лисафьи, у кумы,
До небес хоромы.
Знаем, знаем точно мы,
Что Лисафья дома!
У нее-то, у нее
Детки-однолетки.
У нее-то, у нее
Просто чудо-детки!
Дочку Чучелкой зовут,
А сыночка Темой.
Не сочтите вы за труд,
Выйдите из дома!

Из окна выглядывает Лиса, а Кот, держащий в лапах Чучелку, прячется.

Лиса (восхищенно)

Ах, как славно он поет,
Как наш домик хвалит.
Пусть он в гости к нам зайдет,
Песней позабавит.
Где же Чучелка, куда
Дочка запропала?
Тема, ты сходи туда.
(строго)
Я кому сказала!

Лиса прячется в домик. Тема выходит из дома, идет к лесу. Кот хватает и его.

Кот (поет)

У Лисафьи, у кумы,
До небес хоромы.
Знаем, знаем точно мы,
Что Лисафья дома!

Кот вместе с лисятами прячется. Из окна выглядывает Лиса.

Лиса

Я от песни без ума,
Устою едва ли!
Ладно уж, пойду сама!

Лиса выходит из дома, а из леса выходит Кот с лисятами.

Кот

Вот и я! Не ждали?

Лиса (возмущенно)

Ах, разбойник! Ах, злодей!
Хуже нет на свете!
Отпусти моих детей!

Кот

Отдавай мне Петю!
А не то твоих лисят
Я не пожалею!

Тема (чуть не плача)

Мама, я не виноват!

Чучелка (всхлипывая)

Выручай скорее!

Лиса (со вздохом)

Ладно, только отпусти
Чучелку и Тему!
Эх, обед… Прощай, прости…

Лиса уходит в дом, выносит Петушка и меняет на детей.

Лиса (сердито лисятам)

Ни ногой из дома!

Лиса и лисята уходят в дом. Петушок и Кот идут к своей избушке.

Петушок

Нет, я больше никогда
Рыжей не поверю!
От нее я навсегда
Все закрою двери!
Пусть сулит лиса зерна
Золотые горы!

Кот

Да, теперь уже она
К нам придет не скоро!
Лучше прежнего с тобой
Заживем мы, Петя!

Петушок обнимает Кота.

Петушок

Ты, Василий – кот-герой,
Лучший друг на свете!

Конец!

автор: Олеся Емельянова

  • Рассказ петя на даче
  • Рассказ петр и плотник
  • Рассказ песочные часы читать
  • Рассказ петька на даче краткое содержание
  • Рассказ петерс о чем