Рассказ песнь о вещем олеге краткое содержание

: дочь бросила отца и сбежала с богатым офицером. отец нашл дочь, но вернуть не смог, с горя спился и

: Дочь бросила отца и сбежала с богатым офицером. Отец нашёл дочь, но вернуть не смог, с горя спился и умер. Несколько лет спустя дочь, ставшая важной дамой, нашла могилу отца и долго рыдала над ней.

Деление пересказа на главы — условное.

Отношение рассказчика к станционным смотрителям

Многие путешественники проклинали станционных смотрителей, но А. Г. Н. считал их мучениками, которых каждый мог унизить, отругать и даже избить.

Рассказ песнь о вещем олеге краткое содержаниеА. Г. Н. — рассказчик, мелкий чиновник, много разъ­ез­жает по Россий­ской Империи, сочув­ствует стан­ци­онным смот­ри­телям и инте­ре­су­ется их жизнью.

Обязанности станционного смотрителя были каторгой, в любое время дня и ночи он должен был готов услужить путнику, который обычно вымещал на бедняге всю досаду, скопившуюся во время скучной поездки. Путешественники считали, что станционный смотритель обязан выдать им свежих лошадей, даже если через станцию проезжал важный генерал и забрал всех.

Двадцать лет рассказчик ездил по России и познакомился со многими станционными смотрителями. Их истории он слушал гораздо охотнее, чем речи какого-нибудь встретившегося в пути высокопо­став­ленного чиновника. Память об одном из станционных смотрителей рассказчику особенно дорога.

Две встречи рассказчика с Самсоном Выриным

С Самсоном Выриным рассказчик познакомился жарким летним днём 1816 года.

Рассказ песнь о вещем олеге краткое содержаниеСамсон Вырин — стан­ци­онный смот­ри­тель, лет 50, вдовец, свежий и бодрый, очень любит един­ственную дочь.

Домик станционного смотрителя был бедным, но опрятным и уютным: кровать за пёстрой занавеской, цветы на подоконнике. Стены украшали дешёвые картинки, изображавшие историю блудного сына. На первой картинке благообразный старик отпускал беспокойного юношу и отдавал ему мешок с деньгами. На второй юноша проматывал полученные деньги. Затем тот же юноша изображался в рубище, пасущим свиней. На последней картинке благообразный старик прощал блудного сына. Все картинки сопровождались «приличными немецкими стихами».

Рассказчика встретила Дуня, угостила чаем.

Рассказ песнь о вещем олеге краткое содержаниеДуня (Авдотья Вырина) — дочь Самсона Вырина, на момент знаком­ства с рассказ­чиком ей 14 лет, очень красивая, привет­ливая, кокет­ливая и легко­мыс­ленная.

Уезжая, рассказчик попросил у Дуни поцелуй, и девочка согласилась. Этот поцелуй рассказчик помнил очень долго.

Четыре года спустя дела снова привели рассказчика на ту же почтовую станцию. Его поразили произошедшие там перемены. Все вещи в домике Вырина остались на прежних местах, но цветов не было, и комната выглядела запущенной. Сам Вырин постарел и сгорбился, его давно не бритое лицо покрывали морщины. Рассказчик спросил его о Дуне, и станционный смотритель ответил, что не знает, где она. Позже, выпив пунша, старик рассказал, что случилось.

История Самсона Вырина

Красавицу Дуню знали все. Многие богатые господа нарочно останав­ливались пообедать, чтобы полюбоваться ею, дарили ей дорогие безделушки. Девушка всегда была весёлая и приветливая, умела успокоить самого сердитого барина. На ней держался дом, а Вырин души не чаял в любимой дочери.

Однажды на станцию заехал сердитый путешественник по фамилии Минский и потребовал лошадей.

Рассказ песнь о вещем олеге краткое содержаниеМинский — офицер, гусар, молодой, стройный, с чёрными усиками, богатый.

При виде Дуни гнев его утих, и он остался обедать. После обеда Минскому стало плохо, и он остался на ночь. Дуня ухаживала за ним. Утром гусару стало хуже, Вырин послал за доктором. Плохое самочувствие не помешало Минскому выпить две чашки кофе и плотно пообедать вместе с доктором.

За два дня Минский так понравился Вырину, что тот не хотел с ним расставаться. Наконец гусар поправился и собрался уезжать. Дуня в это время собралась в церковь, и Минский предложил подвезти её.

«Чего же ты боишься? — сказал ей отец, — ведь его высокобла­городие не волк и тебя не съест: прокатись-ка до церкви». Дуня села в кибитку подле гусара… ямщик свистнул, и лошади поскакали.

Через полчаса Вырина охватило плохое предчувствие, он пошёл в церковь и узнал, что Дуни на службе не было. Вечером вернулся ямщик, отвозивший Минского, и рассказал, что Дуня уехала с гусаром по доброй воле, хоть и плакала всю дорогу до следующей станции. Только теперь станционный смотритель догадался, что Минский только притворялся больным.

Вырин слёг с сильной горячкой. Лечивший его доктор подтвердил, что гусар был совершенно здоров. Вырин знал, что гусар поехал в Петербург. Поправившись, смотритель выпросил у начальства отпуск и отправился за дочкой.

В Петербурге Вырин поселился у своего сослуживца, быстро узнал, где живёт Минский, явился к нему и попросил отдать дочь, ведь он ею уже насытился. Гусар понимал, что виноват перед смотрителем, и попросил у него прощения, но Дуню не отдал, сказал, что она любит его и давно отвыкла от прежней жизни. Затем Минский пообещал Вырину сделать его дочь счастливой, сунул ему что-то за рукав и выпроводил из дома.

На улице Вырин обнаружил за обшлагом рукава деньги. Со слезами на глазах он швырнул их на землю, растоптал каблуком и ушёл. Потом вернулся, увидел, как хорошо одетый молодой человек убегает с деньгами, но догонять его не стал.

Вырин решил вернуться на станцию. Перед отъездом он захотел увидеть Дуню и снова пошёл к Минскому, но лакей его не впустил. Вечером, возвращаясь из церкви, он увидел карету гусара, которая остановилась у богатого дома. Сказав, что принёс записочку Дуне, он вошёл и увидел свою дочь. Роскошно и модно одетая Дуня «с нежностию смотрела на Минского, наматывая чёрные его кудри на свои сверкающие пальцы».

Смотритель залюбовался дочерью. Вдруг Дуня подняла голову, увидела отца и с криком упала на ковёр. Разгневанный Минский выставил его вон. Жаловаться на Минского его начальству смотритель не стал, вернулся домой. Больше он Дуню не видел, что с ней стало, не знал, но думал, что она плохо кончила.

Не её первую… сманил проезжий повеса, а там подержал да и бросил. Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу вместе с голью кабацкою.

История Вырина тронула рассказчика, он долго не мог забыть старого станционного смотрителя.

Возвращение блудной дочери

Несколько лет спустя рассказчик узнал, что станция, на которой работал Вырин, упразднена. Как-то ненастной осенью, проезжая через ту местность, он решил навестить старика, но в его домике жил какой-то пивовар. Жена пивовара сообщила, что Вырин спился и умер год назад.

К могиле Вырина рассказчика проводил сын пивовара. Мальчишка рассказал, что летом приезжала в роскошной карете красивая и добрая барыня с тремя детьми и нянькой. Она попросила показать ей могилу смотрителя и долго рыдала над ней.

Пушкин Александр Сергеевич

1799 — 1837

Предлагаем для вашего ознакомления читательский дневник по произведению Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Свое самое длинное стихотворение поэт писал целый год. В его основу легла история, изложенная в сочинениях Карамзина. Пушкина заинтересовало жизнеописание киевского князя Олега, щит которого был прибит на вратах Царьграда в знак одержанной победы.

1. Время и место сюжета

Пушкин написал «Песнь о вещем Олеге» в период своего творческого подъема, в 1822 году. События происходят в Киеве в период правления первого киевского князя Олега, прозванного «вещим» — в 879—912 гг.

2. Главные герои и их характеристика

Олег — киевский князь, прославленный полководец.
Кудесник — старец-прорицатель, предрекший князю гибель от собственного коня.
Конь — верный спутник Олега, прошедший с ним немало битв.

3. Краткий пересказ рассказа

Князь Олег, задумавший совершить новый военный поход, спрашивает у старика-волхва по поводу своей дальнейшей судьбы. Старец предрекает гибель от собственного коня. Олег расстается с конем, обеспечив своему «верному другу» достойный уход. Когда князь узнает о смерти коня, то едет проститься с ним. Он видит кости своего коня. В момент прощания с другом его жалит змея, выползшая из конского черепа.

Смотрите более подробный краткий пересказ повести Песнь о вещем Олеге Пушкина А.С.

4. Главная мысль, чему учит произведение

Главная мысль, которую вкладывает Пушкин – это безысходность человека по поводу собственной судьбы, тщетность попыток противостоять ей. Несмотря на старания князя Олега изменить ситуацию и уберечься от опасности, пророчество сбывается. Читая данное произведение, создается впечатление, что «от судьбы не уйдешь».

5. Вывод

За свои пламенные, вольнолюбивые строки Пушкин попадает в ссылку. Мне кажется, что в этот период жизни он чувствует себя несвободным, ссыльным человеком. Я думаю, что именно этот факт послужил мотивом к написанию истории, где человека преследует роковое событие. Князь Олег не способен повлиять на ход своей жизни, несмотря на свою силу, могущество, достаток. Он беспомощен перед волей судьбы.

Интересно читать о встрече князя и волхва. Олег обращается к нему немного свысока, говорит, что его не стоит бояться, обещает наградить его за услугу. Старец отвечает ему, что люди, знающие тайны мироздания, не боятся могущественных правителей. И он отказывается от предлагаемого дара. Кудесник лишь говорит о том, что знает истину.

Олег расстается со своим конем. Я задаю себе вопрос, мог ли он поступить иначе? Дальнейшие события показывают, что лучше бы князь не отстранялся от своего коня, а продолжал бы контакт со своим верным спутником. Тогда бы, по крайней мере, у него бы не было дополнительной травмы расставания с ним. Наверняка Олег чувствовал себя предателем по отношению к другу.

Как мог бы Олег нейтрализовать событие, о котором предупредил его кудесник? Возможно, ему бы стоило подумать о своей жизни, о том, чтобы он мог изменить в ней, чтобы не произошло трагедии, например, прекратить воевать, проливая кровь.

Я думаю, что многие люди знают о каких-либо направлениях своей жизни, которые невозможно изменить. Тогда приходит отчаяние и безысходность, которую человек ощущает, как несвободу, рок, судьбу. Мы живем в такой период, когда возможности человека расширились. Современный человек владеет информацией и умеет так много. Сегодня судьба не кажется неотвратимой, у человека есть возможность сделать такую жизнь, которую он хочет.

6. Система образов произведения

Пушкин тщательно продумал систему образов. Князь Олег – мудрый правитель, талантливый полководец. Он одерживает множество побед, его славит народ. Олег – представитель земной, внешней жизни. Кудесник — человек, посвятивший себя изучению невидимых внутренних сил, движимых человеком. Сила старца в тайных сокровенных знаниях. Он способен осмыслить внутреннюю жизнь человека, увидеть его будущее.

Олег и кудесник – они оба обладают большой силой, но с разных сторон. Человек, владеющий внешним миром, находится с одной стороны — в противоречии с человеком, знающим законы внутреннего мира. С другой стороны, оба этих образа дополняют друг друга, поскольку связаны с разными сторонами человеческой природы. Они создают целостную картину всего произведения.

Образ коня вызывает сострадание, нежные чувства. Представляешь, как уводят животное, которое верно служило своему хозяину. Чувствуется в каком единении находятся образы коня и Олега, как не хочется князю расставаться с конем, по-своему, предавать своего верного товарища. Создается ощущение, что, расставаясь с конем, Олег отрывает частичку самого себя.

7. Словарь незнакомых слов

Чело — лобная часть лица.
Гробовая змея — старинное название гюрзы — большой гадюки.
Вещий — предвидящий будущее, пророческий.
Хозары — кочевники, произошедшие от центрально-азиатского народа.
Кудесник — тот, который делает нечто сверхъестественное, творит чудеса.

8. Понравившиеся цитаты

Из темного леса навстречу ему.
Идет вдохновенный кудесник
не бойся меня: В награду любого возьмешь ты коня

Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен.

Под грозной бронёй ты не ведаешь ран
И отроки тотчас с конём отошли,
А князю другого коня подвели.

Мой конь и доныне носил бы меня

На чтение 5 мин. Просмотров 1 Опубликовано

Вещий Олег в истории Руси и легенда о его смерти

Вещий Олег — реальный древнерусский князь, упомянутый в летописях. Прозвище «вещий» означает «наделённый волшебной силой» или «способный видеть будущее». Неизвестно, носил ли Олег это прозвание при жизни, или его придумали позднее. В летописи сказано, что вещим его прозвали византийцы.

Олег стал новгородским князем после смерти легендарного Рюрика. В 882 году Олег подчинил Киев, поэтому он считается основателем единого Древнерусского государства. В 907 и 911 годах после успешного военного похода на Константинополь он заключил выгодные торговые договоры с Византией, сообщает летопись. Впрочем, в византийских источниках ни о чем таком не написано, так что военные подвиги Олега могли быть сильно преувеличены.

fd4b6919dc28d71d5dc6914f276822c9.jpg

Поход Олега на Царьград. Миниатюра из Радзивилловской летописи. ХV век

Легенда о смерти Олега от укуса змеи изложена в «Повести временных лет» — древнейшем из дошедших до нас летописных сводов. Там рассказано, что волхвы напророчили князю смерть от любимого коня: «Конь, егоже любиши и ездиши на нем, от того ти умрети». Правитель поверил и отказался от этого коня. На пятый год Олег пришел осмотреть кости коня и поставил ногу на череп со словами: «Его ли мне бояться?». Тогда-то из черепа выползла ядовитая змея и ужалила князя. Монах-летописец подчеркивает связь между смертью Олега и его отказом принять христианство.

Аналогичная легенда излагается в исландской саге про вымышленного викинга Орвара Одда. Колдунья предсказала Одду смерть от любимого коня, и тогда воин убил лошадь. Спустя годы Орвар обнаружил кости коня, когда вода размыла его могилу:

Увидав череп, Одд сказал: «Не моего ли коня Факси этот череп?» — и с силой ударил по черепу копьем. Череп отлетел прочь, а из-под него метнулась потревоженная змея и укусила Одда чуть выше щиколотки…

Кто у кого позаимствовал сюжет — русские у исландцев или исландцы у русских — непонятно.

Сюжет

Вещий Олег планирует пойти войной на хазар, отомстить за их буйные нападения, за разорение земель русских. Вместе со своим войском, верхом на коне, он едет по полю. Из темного леса, навстречу дружине вышел седой старец, волхв. Князь подъехал к нему, попросил предсказать свою судьбу, и поведать какой смертью суждено ему погибнуть. Олег обещал кудеснику подарить коня, за его гадание.

Старец отказался от даров и рассказал Олегу о его жизни. Князь совершит еще много подвигов на благо Руси, враги его будут бояться, а смерть примет от собственного коня.

Много времени прошло с тех пор, много врагов погибло от руки великого князя и его войска. Олег так и не смирился с тем, что приходится идти на бой без верного друга. Князь грустил по той поре, когда был он вместе с любимым конем.

Однажды во время пира, когда дружина праздновала очередную победу и вспоминала былые заслуги, Олегу стало интересно, где же его верный конь, как он поживает, здоров ли, также ли ретив, как прежде. Князю сообщили о смерти его друга, о том, что кости коня нашли последний приют на берегу Днепра, высоко на кургане.

Олег опечалился, он думал, что обманул кудесник, не правду сказал. Пожалел князь о том, сколько бы еще они смогли с верным конем путей пройти, сколько побед одержать.

Решил Олег отдать последнюю дань своему другу, и поехал поклониться костям, погребенным на кургане. Вместе с ним отправилась и дружина.

Подъехав к высокому холму, князь увидел, что кости лежат, их засыпает пылью, поливает дождем. Подошел Олег ближе, легонько на череп коня наступил, и пожелал ему спать спокойно, сказал, что не от него смерть придет, зря он тогда поверил в предсказание старца. Но тут из черепа выползла гробовая змея и обвилась вокруг ног князя. Понял он, что имел в виду старый кудесник. Олег вскрикнул ужаленный и упал замертво. Вот и нашел князь смерть свою от собственного коня.

Опечаленная дружина сидит на берегу и поминает Олега, о том, как когда-то воевали они вместе.

<glav>Другие тексты:</glav>← Бахчисарайский фонтан↑ Пушкин АлександрЦыганы →

Краткое содержание «Песни о вещем Олеге»

Князь Олег едет на войну с хазарами. По дороге он встречает старика-кудесника и просит дать предсказание, обещая в награду любого коня:

 Пророк отказывается от предложенной награды и открывает князю будущее:

Князь усмехается, но решает поверить предсказанию. Он слезает с коня, чтобы больше никогда не садиться на него верхом. Олег приказывает дружинникам заботиться о коне, кормить зерном и поить ключевой водой.

e1891362782771d49d17791dc1cb916a.jpg

Встреча Олега с кудесником. Картина Виктора Васнецова. 1899 год

Проходит время. Однажды Олег пирует с дружинниками («Они поминают минувшие дни / И битвы, где вместе рубились они…») и вспоминает своего коня. Князю сообщают, что коня уже нет в живых.

На холме возле Днепра он находит кости. Олег ставит ногу на череп коня и размышляет, что «старый хозяин тебя пережил». Внезапно из конского черепа выползает ядовитая змея и кусает князя:

На похоронной тризне пируют новый князь Игорь с женой Ольгой и дружиной.

Песнь о Вещем Олеге

Песнь о вещем Олеге — Пушкин А.С.

Сказ о князе Олеге, который собирается в военный поход отомстить хазарам за набеги и разорения. По дороге князю встречается старец, предсказывает славные победы и смерть от коня. Поверив в предсказание, Олег прощается с конем. Вернувших из похода с победами, Олег узнает о смерти коня и идет на его могилу. Там он наступает на череп коня, из которого выползает ядовитая змея и смертельно жалит Олега. Пророчество сбывается!

На чтение 29 мин. Опубликовано

Повесть временных лет – краткое содержание

Почти с самого начала письменности на Руси появились летописи, т. е. исторические своды, хроники. В монастырях монахи вели пасхалии, таблицы, на которых вычисляли, какого числа будет Пасха, все праздники и посты, передвигающиеся вместе с днем Пасхи. В свободных клетках этих таблиц, или на широких полях монахи часто записывали какое-нибудь краткое историческое сведение, отмечавшее этот год, – или замечание о погоде этого года, или какое-нибудь необыкновенное явление. Например: «князь Василий Костромской умре», или «талая зима», «погиблое (дождливое) лето»; иногда, если ничего особенного в этом году не случилось, было написано: «тишина бысть», т. е. не было войны, ни пожара, ни других бедствий, – или: «ничесоже не бысть».

Повесть временных лет

Иногда вместо таких кратких заметок были вставлены целые рассказы, особенно интересные потому, что были написаны современниками или даже очевидцами события. Так, мало-помалу, составлялись исторические хроники, – летописи, – сначала в виде заметок на пасхальных таблицах, позднее – в виде самостоятельных летописных сводов.

В начале ХІІ века в Киево-Печерской лавре было написано замечательное историческое и литературное произведение, называемое «Повесть временных лет». Вот его полное заглавие: «Се повесть временных (прошлых) лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть».

Кто написал «Повесть временных лет», – точно неизвестно. Сперва думали, что её автор – тот же преп. Нестор, который написал житие преп. Феодосия. Преп. Нестор несомненно вел летопись, – в Киево-Печерском монастыре имеются мощи двух Несторов: «летописателя» и другого, Нестора «некнижного», названного так в отличие от первого. Несомненно, некоторые труды преп. Нестора вошли в состав Повести, так вошло, например, целиком его житие преп. Феодосия. Но в конце Повести есть приписка: «Игумен Сильвестр Святого Михаила (монастыря около Киева) написав книги си летописец».

Некоторые ученые предполагают, что игумен Сильвестр был только переписчиком Повести, а не автором, может быть пополнил ее. В те времена переписчики часто ставили свое имя в конце рукописи, которую переписывали.

Итак, имя автора точно не установлено. Во всяком случае, это был человек духовный, глубоко религиозный и очень начитанный, образованный. Видно, что для составления Повести он пользовался многими летописными сводами (Новгородским и начальными Киевскими), житиями, сказаниями, поучениями и греческими хрониками, откуда, например, взяты торговые договоры наших первых князей с Византией.

Начинается рассказ «Повести» со всемирного потопа. Говорится о столпотворении Вавилонском, о разделении языков. Одним из этих «языков», из «племени Афетова», был «язык словенск», т. е. народ славянский.

Автор потом рассказывает о поселении славян на Дунае, о расселении их оттуда в разные стороны. Славяне, пошедшие вверх по течению Днепра и на север, – были нашими предками. Все, что мы знаем о древних славянских племенах, о древлянах, полянах, северянах, – об их обычаях, нравах, о начале русского государства и о первых наших князьях, – все это мы знаем из Повести временных лет и должны быть особенно благодарны автору ее, положившему начало русской истории.

В состав Повести вошло множество древних сказаний, преданий и легенд. Например, рассказывается предание о проповеди апостола Андрея на берегах Черного моря (которое автор называет «Русским» морем), о том, что апостол Андрей поднялся по Днепру до того места, где впоследствии был основан Киев, водрузил крест на горах киевских и предсказал, что на этом месте «воссияет благодать Божия». В рассказе об основании Киева говорится о легендарных князьях Кие, Щеке и Хориве и сестре их Лыбеди, – но автор не выдает их существование за исторический факт, а рассказывает, как предание.

Судьбоносным событием для Руси, развития ее культуры и книжности явилось создание славянской азбуки Кириллом и Мефодием в 863 году. Летопись рассказывает об этом так: русские князья обратились к византийскому царю Михаилу с просьбой прислать им учителей, которые «могли бы рассказать о книжных словах и смысле их». Царь послал им «искусных философов» Кирилла (Константина) и Мефодия. «Когда же братья эти пришли – начали они составлять славянскую азбуку и перевели Апостол и Евангелие. И рады были славяне, что услышали они о величии Божьем на своем языке».

Дальше события передаются с большей достоверностью. Даются яркие, красочные характеристики древних князей: например, князя Олега. Рассказывается о его походе на Царьград с эпизодами фольклорного характера (Олег подступает к стенам города в ладьях, двигающихся под парусами по суше, вешает свой щит над воротами Константинополя).

image

Князь Олег прибивает свой щит ко вратам Царьграда. Гравюра Ф. Бруни, 1839

Здесь же приведено предание о смерти Олега. Волхв (языческий жрец) предсказал князю смерть от любимого коня. Олег усомнился в этом пророчестве, пожелал увидеть кости умершего коня, но выползшая из черепа змея ужалила его. Этот летописный эпизод лег в основу баллады А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге».

Далее повествуется о княгине Ольге, которая была «мудрейшей всех человек», про сына ее, князя Святослава. Несмотря на то, что он был язычником и не хотел по примеру своей матери принять христианство, автор довольно сочувственно говорит о его прямоте, известном благородстве, знаменитых словах – «иду на вы», которыми он предупреждал своих врагов о нападении.

Но главным важнейшим событием русской жизни автор считает крещение Руси и останавливается на нем особенно подробно. Рассказывая о святом князе Владимире, он говорит о той огромной перемене, которая произошла в его характере с принятием христианства.

В «Повесть» вошло и житие св. князей Бориса и Глеба, написанное Иаковом Мнихом (гл. 10-я). С большим сочувствием и уважением говорит автор о князе Ярославе Мудром. Доведен рассказ «Повести» до 1110-го года.

Существуют продолжения этого летописного свода, которые велись в разных монастырях и носили поэтому названия разных городов: Киевская, Волынская, Суздальская летописи. Одну из Новгородских летописей, Иоакимовскую, не дошедшую до нас, считают даже древнее Повести временных лет.

Но в «Повести» есть одно качество, принадлежащее только ей: она написана до разделения Руси на уделы, автор смотрит на славян, как на один целый народ, не придает никакого местного отпечатка своему рассказу. Вот почему «Повесть временных лет» можно справедливо назвать общерусской, всероссийской летописью.

  • Вы здесь:  
  • Статьи по литературеimage
  • Повесть временных лет – краткое содержание

Ещё по теме…

История Древнерусского государства сохранилась в первую очередь благодаря летописям. Одна из наиболее ранних и известных — это «Повесть временных лет» (ПВЛ). Именно по этому великому произведению древнерусской литературы изучают историю Руси до сих пор. К сожалению, его оригинал не сохранился. До наших дней дошли лишь более поздние редакции, сделанные переписчиками того времени.

История создания

Автором знаменитой летописи считается монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Его фамилия не была установлена. Да и упоминаний о нем в оригинале нет, они появляются лишь в более поздних редакциях. ПВЛ была написана на основе русских песен, устных рассказов, отрывочных письменных документов и наблюдений самого Нестора.

Произведение написано на рубеже XI и XII веков. Точный год написания «Повести временных лет» неизвестен, но есть несколько предположений по этому поводу. Историки А. А. Шахматов и Д. С. Лихачев считают, что основная часть произведения была создана ещё в 1037 году, а затем оно дополнялось новыми сведениями от разных летописцев. «Повесть временных лет» Нестора была написана в 1110 — 1112 годах. При её составлении он основывался на сведениях из более ранних документов.

Однако наиболее древняя дошедшая до нас редакция была написана намного позже и датируется XIV веком. Её авторство принадлежит монаху Лаврентию. Именно по этой и некоторым другим версиям современные историки составляют картину событий того времени.

Содержание «Повести временных лет»

Летопись охватывает историю Русского государства с момента зарождения славян. Она включает в себя несколько типов повествования, каждый из которых по-своему важен для исследователей. В летопись входят:

  • Погодные записи (документальные материалы, изложенные последовательно с указанием дат).
  • Легенды и сказания. Чаще всего это рассказы о военных подвигах или религиозные предания.
  • Описания жизни святых и князей.
  • Официальные документы и указы.

Стилистически эти отрывки не всегда сочетаются между собой.

Однако их объединяет одна особенность: на протяжении всего произведения автор лишь пересказывает произошедшие события и передает рассказы других людей, не высказывая своего отношения и не делая никаких выводов.

Военные походы

«Повесть временных лет» начинается с описания появления славян. Согласно летописи, славяне являются потомками одного из сыновей Ноя. Затем повествуется о расселении славян, первых русских князьях и начале династии Рюриковичей. Отдельное внимание уделяется войнам и походам великих князей:

  • Читатель подробно узнает о завоевании власти Вещим Олегом, его восточных походах и войнах с Византией.
  • Описываются походы Святослава в степь с целью предотвратить новое кровопролитие в войнах с печенегами. Нестор упоминает о благородстве великого князя, который никогда не наступал, не предупредив об этом врага.
  • Не остались без внимания и военные походы Владимира Святославовича на печенегов. Он укрепил южные границы Руси и положил конец набегам степняков.
  • Упоминаются также походы Ярослава Мудрого на чудские племена, Польшу, а также неудачное нападение на Константинополь.

Ключевые события в истории

Помимо описаний военных действий, летопись содержит погодные записи о различных нововведениях, реформах, важных событиях, а также легенды и предания. Например, упоминается предание об основании Киева (о проповеди апостола Андрея на Черном море). Автор называет это море по-другому: «Русским морем». Кстати, Нестор говорит и о происхождении слова «Русь». Оказывается, так называлось племя, проживавшее на территории Руси до призвания Рюрика и его братьев.

Также автор освещает важнейшие в русской истории события 863 года: создание Кириллом и Мефодием славянской письменности. Он рассказывает о том, что Кирилл и Мефодий были посланниками византийского князя. Создав славянский алфавит, они перевели для славян Евангелие и Апостол. Именно благодаря этим людям была написана и сама «Повесть временных лет».

Кроме красочного описания знаменитых походов Вещего Олега, здесь можно найти и легенду о смерти великого князя, которая впоследствии ляжет в основу произведения А. С. Пушкина «Песнь о Вещем Олеге».

Несомненно, описывается и одно из самых важных событий в Древнерусской истории — это Крещение Руси. Летописец придает ему особое значение, ведь сам является монахом. Он подробно рассказывает о жизни князя Владимира Красно Солнышко, в том числе и о переменах в его характере, связанных с принятием христианства.

Последние события, изложенные в летописи, принадлежат периоду правления Ярослава Мудрого и его сыновей. В более поздние редакции ПВЛ вошло и знаменитое «Поучение Владимира Мономаха», внука Ярослава Мудрого и талантливого правителя Русской земли.

Историческое значение произведения

«Повесть временных лет» переиздавалась несколько раз. Дело в том, что написанная в 1100—1112 годах летопись отчасти не соответствовала интересам Владимира Мономаха, вступившего на престол в 1113 году. Поэтому через некоторое время монахам из окружения сына Владимира Мономаха было поручено составить новую редакцию знаменитого произведения. Так появилась вторая редакция летописи, датируемая 1116 годом и третья редакция, датируемая 1118 годом. Именно в последнюю редакцию летописи было включено знаменитое «Поучение Владимира Мономаха». Списки обеих редакций дошли до наших дней в составе летописей монаха Лаврентия и Ивпатия.

Несмотря на то что летопись подвергалась внесению изменений, и её достоверность может быть поставлена под сомнение, это один из наиболее полных источников о событиях того времени. Несомненно, она является памятником русского наследия. Причем как историческим, так и литературным.

Её текст можно найти и прочитать как на древнерусском наречии, так и в переводе на современный русский язык. Конечно, оригинальные рукописи находятся под строгим надзором и их нельзя взять в библиотеке, как обычную книгу.

Однако в настоящее время «Повесть временных лет» читают многие историки, исследователи и просто люди, интересующиеся этой эпохой. А потому найти ее где-нибудь на полке книжного магазина — далеко не редкость.

«Повесть временных лет» — древнерусская летопись, созданная монахом Нестором в начале 12-го в.

Повесть представляет собой крупное сочинение, которое описывает события, происходящие на Руси начиная с прихода первых славян и заканчивая 12-м в. Сама летопись не является цельным повествованием, она включает в себя:

  • исторические записки;
  • погодичные статьи (начиная с 852 г.); одна статья рассказывает о событиях, произошедших за один год;
  • исторические документы;
  • поучения князей;
  • жития святых;
  • народные сказания.

История создания «Повести временных лет»

До появления «Повести временных лет» на Руси существовали другие сборники сочинений и исторические записки, составляли которые в основном монахи. Однако все эти записи носили локальный характер и не могли представить полную историю жизни Руси. Идея создания единой летописи принадлежит монаху Нестору, жившему и работавшему в Киево-Печерском монастыре на стыке 11-го и 12-го вв.

Среди ученых существуют некоторые расхождения по поводу истории написания повести. Согласно общепринятой теории, летопись была написана Нестором в Киеве. В основу первоначальной редакции легли ранние исторические записи, легенды, фольклорные рассказы, поучения и записи монахов. После написания Нестор и другие монахи несколько раз перерабатывали летопись, а позднее сам автор добавил в нее христианскую идеологию, и уже эта редакция считалась окончательной. Что касается даты создания летописи, то ученые называют две даты — 1037 и 1110 гг.

Летопись, составленная Нестором, считается первой русской летописью, а ее автор — первым летописцем. К сожалению, до наших дней не дошло древних редакций, самый ранний вариант, который существует сегодня, датируется 14-м в.

Жанр и идея «Повести временных лет»

Основной целью и идеей создания повести было желание изложить последовательно всю историю Руси с библейских времен, а затем постепенно дополнять летопись, кропотливо описывая все происходящие события.

Что касается жанра, то современные ученые полагают, что летопись нельзя назвать чисто историческим или чисто художественным жанром, так как в ней присутствуют элементы и того и другого. Поскольку «Повесть временных лет» несколько раз переписывалась и дополнялась, то ее жанр открытый, о чем говорят порой не согласующиеся друг с другом по стилю части.

«Повесть временных лет» отличалась тем, что события, рассказанные в ней, не истолковывались, а просто пересказывались максимально бесстрастно. Задача летописца — передать все то, что происходило, но не делать выводов. Однако стоит понимать, что летопись создавалась с точки зрения христианской идеологии, поэтому и носит соответствующий характер.

Помимо исторического значения, летопись также была юридическим документом, так как содержала некоторые своды законов и наставления великих князей (например, «Поучение Владимира Мономаха»).

Содержание «Повести временных лет»

Повесть можно условно разделить на три части:

  • в самом начале рассказывается о библейских временах (русские считались потомками Иафета), о происхождении славян, о призвании варяг для княжения, о становлении династии Рюриковичей, о Крещении Руси и становлении государства;
  • основную часть составляют описания жизни князей (Олега, Владимира, княгини Ольги, Ярослава Мудрого и др.), описания жизни святых, а также истории о завоеваниях и великих русских героях (Никита Кожемяка и др.);
  • заключительная часть посвящена описанию многочисленных походов, войн и сражений. Кроме того, в ней содержатся княжеские некрологи.

Значение «Повести временных лет»

«Повесть временных лет» стала первым письменным документом, в котором была систематически изложена история Руси, становление ее как государства. Именно эта летопись в дальнейшем легла в основу всех исторических документов и сказаний, именно из нее черпали и черпают свои знания современные историки. Кроме того, летопись стала литературным и культурным памятником русской письменности.

Краткое содержание «Повести временных лет» поможет изучить важные события, происходившие на Руси, познакомиться с интересными историческими личностями. Это произведение позволяет максимально погрузиться в то время, когда на правила Ольга, Ярослав Мудрый. В кратком содержании не упущены ключевые исторические моменты, а некоторые даже описаны очень подробно. Такой вариант летописи подойдет для школьников и студентов, а также тех, кто хочет освежить в памяти важные исторические события из нее.

История создания произведения

Историки и литературоведы сходятся во мнении, что автором этого произведения является монах Нестор. Он жил и работал на стыке XI-XII веков.

При этом специалисты, называя ее самой древней летописью, все-таки полагают, что «Повесть временных лет» является кратким литературным переложением более древних произведений.

Первую редакцию свода написал Нестор в 1113 году, впоследствии были еще два переложения: в 1116 году ее переписал монах Сильвестр, и в 1118 году еще один неизвестный автор.

В настоящее время первая редакция считается утраченной, самым древним, дошедшим до нас, вариантом является копия монаха Лаврентия, сделанная в XIV веке.

Также есть Ипатьевская копия, написанная на основе третьей редакции.

Наибольшее внимание структуре и источникам летописи уделил в своих исследованиях академик А. А. Шахматов. Он обосновал существование и историю создания каждой из трех вариантов летописи «Повесть временных лет». Также он доказал, что само произведение является лишь кратким переложением более древних источников.

Основное содержание

«Повесть временных лет» является крупным произведением (краткое содержание которого помогает уловить всю суть событий), в котором описаны ключевые события, происходившие с момента прихода первых славян и до периода, когда создавалось само произведение.

Это не цельное произведение, все его содержание состоит из таких элементов:

  • исторические записки;
  • статьи, краткое содержание которых — это описание событий за один конкретный год;
  • жития святых;
  • поучения от разных князей;
  • некоторые исторические документы.

[warning]Структура «Повести временных лет» усложняется тем, что в более поздние годы в нее в достаточно вольном режиме делались дополнительные краткие вставки. Они разрывают содержание произведения, и теряется логика общего повествования.[/warning]

В целом в «Повести временных лет» используется два типа повествования: это собственно летописи и погодовые краткие записки. В произведении монах стремится рассказать о самом событии, а содержание  погодовых записей — это описание того или иного события.

Условно вся «Повесть временных лет» делится на три крупных блока:

  1. Содержание первой части — это становление русской государственности с момента, когда заселялись первые славяне. Они считаются потомками Иафета, и повествование начинается с библейских времен. Содержание этого  блока также включает момент, когда в Русь были призваны варяги, а также период, когда устанавливалась династия Рюриковичей, процесс крещения Руси.
  2. Второй и самый крупный блок составляют достаточно подробные описания деятельности князей Киевской Руси.
  3. В третьем блоке описываются события многочисленных войн и походов. Здесь же приводятся некрологи князей.

Вещий Олег, которому по преданию «Повесть временных лет» была уготована смерть от своего коня.

Краткое содержание по главам

«Повесть временных лет» достаточно неоднородна по структуре и стилю изложения, но если попытаться составить ее краткое содержание, то в летописи можно выделить 16 глав. Среди наиболее интересных с исторической точки зрения, можно отметить три: о хазарах, о мести Ольги, о деятельности князя Владимира. Рассмотрим краткое содержание «Повести временных лет» по главам.

С хазарами славяне столкнулись после того, как осели и основали Киев. Тогда народ называл себя полянами, а основателями Киева стали три брата – Кий, Щек и Хорив. После того, как хазары пришли к полянам за данью, те долго совещались. В итоге они решили, что дань хазарам от каждой избы будет представлена мечом.

Хазарские воины вернутся в свое племя с данью и будут похваляться, но их старейшины усмотрят в такой дани дурной знак. У хазар в обращении были сабли – оружие, имеющее острый край только с одной стороны. А поляне обращались с мечами, обоюдоострым оружием. И увидев такое оружие, старейшины предсказали князю, что данники, имеющие обоюдоострое оружие, в итоге станут сами собирать с хазар дань. Это и случилось впоследствии.

Краткое содержание главы об Ольге не менее интересно. Это не только значимая историческая личность, но и отважная женщина, сумевшая отомстить за мужа и сохранить государство. Княгиня Ольга, супруга князя Игоря, наверное, единственная женщина, о которой много рассказано в летописи. Ее история начинается с не менее занимательного повествования о ее муже, который из-за жадности и чрезмерного сбора дани был убит древлянами. Месть Ольги была страшной. Княгиня, оставшись одна с сыном, стала очень выгодной партией для повторного замужества. И сами же древляне, решив царствовать в Киеве, послали к ней сватов.

Сначала Ольга подготовила ловушку для сватов, а затем, собрав войско, пошла войной на древлян, чтобы отомстить за мужа. Она не только смогла избежать замужества, но и обезопасила себя от мести древлян. Для этого княгиня сожгла столицу древлян – Искоростень, а самих древлян либо убила, либо забрала и продала в рабство.

Князь Владимир более всего стал известен тем, что крестил Русь. К вере он пришел не совсем добровольно, долгое время выбирая, в какой вере быть и какому богу молиться. И даже выбрав, он ставил всяческие условия. Но приняв крещение, он начал проповедовать христианство на Руси.

В «Повести временных лет» о крещении Руси рассказано подробно. Также князь Владимир много упоминается в связи с его военными действиями против печенегов.

Читайте также, какое значение имела в истории битва на реке Калка и ее краткое описание.

О крещении Руси

Поскольку летопись написана монахом, то даже краткое ее содержание имеет много отсылок к Библии и пропитана духом христианства.

Сам момент, когда князь Владимир принял крещение, в летописи является основным. Кроме того, князь до того, как принял крещение, описывается как человек, не сдерживавший себя в желаниях. Он совершал неправедные, с точки зрения христианства, поступки.

В «Повести временных лет», в главах, в которых говорится о крещении Руси, закладываются основы православной веры, в частности, обосновывается, кто или что может быть объектом поклонения.

Летопись подводит основу под процесс крещения Руси, говоря о том, что только праведники, которыми считаются христиане, попадут на небо. Также в «Повести временных лет» кратко описывается начало распространения христианской веры в Руси.

Чему учит «Повесть временных лет»

«Повесть временных лет» является знаковым произведением для литературы и истории России. С точки зрения литературоведов – это памятник славянской письменности в жанре летописи, датой написания которого считается 1113 год.

Основной темой «Повести временных лет» является описание возникновения и развития Руси. Автор хотел популяризировать идею могущества русского государства в тот период.

«Повесть временных лет» в качестве литературного памятника важна и своей ролью в обучении того времени. Отдельные части произведения служили материалом для чтения для детей. До тех пор, пока не появилась специализированная детская литература, науку чтения дети проходили, изучая краткое содержание летописи.

Также важна роль «Повести временных лет» и для историков. Есть критика правильности изложения и оценки некоторых событий. Многие исследователи считают, что автор произведения был пристрастен.

Но вместе с тем автор подробно описывает те или иные события, приводя имена, названия городов и иных местностей, называя даты. Поэтому, чтобы понять произведение и детально его изучить, лучше не останавливаться на кратком содержании. Прочтение полной летописи займет время, но все же это позволить в полной мере оценить описанные события, подумать над характерами и поступками исторических личностей. Краткое содержание «Повести временных лет» более подходит для тех, кто хочет быстро вспомнить моменты из произведения или для изучения в школьной программе.

[warning]Такое изложение позволило сделать «Повесть временных лет» источником для создания поздних летописей, в частности, летописей городов.[/warning]

«Повесть временных лет» — анализ:

Историк Игорь Данилевский о «Повести временных лет»:

«Повесть временных лет» является одной и первых известных исторических свидетельств того, как развивалась и устанавливалась российская государственность. Важна роль произведения и с точки зрения оценки событий, происходивших в древние времена. Чему учит летопись, становится понятно, даже ознакомившись с кратким ее содержанием.

Читайте также про ледовое побоище Александра Невского (битва на Чудском озере) – схема, значение.

Одно из известных произведений, созданных в древности, дошло до современников в оригинале. Это свод сказаний, правил и преданий о различных исторических событиях и людях, составленный монахом Нестором. В кратком содержании «Повесть временных лет» читается за несколько минут. Этого достаточно, чтобы подготовиться к уроку литературы. При желании можно изучить и первоисточник.

image

Начало повести

Главных героев в повести много, и все они принадлежат к славной династии Рюриковичей, которые правили на Руси. О них Нестор ведёт своё повествование.

image

Описание событий начинается с того, что сыновья Ноя поделили Землю на 3 части. Через несколько поколений люди вновь заселили обширные территории. Они возгордились и решили построить Вавилонскую башню, которая должна была доходить до неба. Бог увидел это, рассердился и сделал так, что народы стали говорить на разных языках. Так появились поляне, древляне и славяне.

На побережье Чёрного моря проповедовал апостол Андрей. Однажды он увидел очень красивое место, и по его молитве Господь возвёл там город. В честь одного из полян его назвали Киевом. Через некоторое время на город напали хазары и повелели, чтобы жители платили дань. Люди прислали по мечу от каждого дома. Тогда самые мудрые хазары поняли, что этот народ в будущем сам будет собирать дань.

В 852 году территорию назвали Русью, а правителем назначили князя Рюрика. В 879 году он умер, и бразды правления перешли к Олегу. Новый князь был назначен временно, пока не повзрослеет сын Рюрика Игорь. Олег провозгласил Киев столицей Руси, подчинил себе Царьград, а его дружина собирала дань с других народов. Со временем войны прекратились, и Олег спокойно правил, пока не умер от укуса змеи, наступив на череп своего коня.

Так на Руси началось правление Игоря. Население отнеслось к нему прохладно, древляне не хотели выплачивать дань, однако он заставил их силой. В Византии дружина Игоря была разбита, но он вернулся, построил новые корабли и снова отправился покорять греков. Видя такое упорство, византийский царь откупился богатым подношением. Дружинники Игоря, окрылённые победой, предложили ему повысить размер дани с древлян, но те не покорились и убили князя. У него остались сын и жена Ольга. Древляне хотели выдать вдову князя замуж, однако она жестоко отомстила им за гибель мужа.


Правление Святослава Игоревича

В 955 году Ольга приняла крещение, чтобы избежать замужества, так как царь Византии Константин предлагал ей обвенчаться. В итоге он стал её крёстным. Тем временем Святослав, сын Игорев, вырос и стал новым правителем. Он решил, что будет княжить в Переяславце, расположенном на реке Дунае, поскольку в этом городе сходились основные транспортные пути. Вот что привозили купцы:

  • рабов;
  • продукты пчеловодства;
  • звериные шкуры;
  • экзотические фрукты;
  • вина;
  • золото.

image

Торговля велась с разными странами, причём большая часть товара поступала из нескольких близлежащих государств. Земли, откуда преимущественно ввозилась продукция:

  • Венгрия;
  • Чехия;
  • Греция;
  • Русь.

Святослав княжил 28 лет, пока его не убил правитель печенегов Курей. Сыновья Святослава, рождённые в законном браке, через несколько лет умерли, и тогда начал править Владимир — отпрыск, появившийся на свет в результате внебрачной связи. Он придерживался языческой веры, поэтому перед домом стояли идолы, возле которых регулярно совершались жертвоприношения. Помимо нескольких жён, у князя были наложницы.

Однажды на русскую землю пришли болгары и предложили князю принять ислам. Когда он узнал, что мусульманам нельзя пить вино и есть мясо свиней, решил, что лучше станет христианином.

Идолы были уничтожены, на их месте появились красивейшие церкви. Всё население Руси по повелению Владимира тоже приняло крещение. Обряд проводили в реке.

Печенеги не оставляли Русь в покое, и тогда князь пошёл на хитрость. Он решил продемонстрировать врагам, что жителям этих земель помогает сам Господь. По распоряжению князя в земле были выкопаны два углубления. В них развели костры и поставили котлы. В одним был кисель, в другом — каша, а со стороны выглядело так, что пища появляется прямо из-под земли. Тогда печенеги перестали ходить войной на Русь.

Убиение Бориса и княжение Ярослава

image

Когда умер Владимир, княжение перешло к Святополку, но народ больше любил Бориса. Подданные не хотели признавать нового князя, хотя он щедро одаривал их. На самом деле править должен был Борис, но он не смел перечить брату. Святополк видел, что люди на стороне наследника, и тогда он решился на братоубийство. Обманом он заманил Бориса в свои покои и заколол, и потом такая же участь постигла другого брата — Глеба.

Всего у Святополка было несколько братьев, и он решил, что погубит их всех. Когда один из них узнал о творящемся бесчинстве, он собрал большое войско и направился в Киев, чтобы отомстить за убиенных. Это был Ярослав, и именно он стал княжить в Киеве после честной победы над Святополком.

Несколько лет продолжались междоусобицы между князьями, так как был ещё один брат — Мстислав. После его смерти Ярослав стал полновластным правителем Русской земли. В Новгороде стал верховодить его сын — Владимир.

За годы правления Ярославля появилось много монастырей, а христианская вера широко распространилась по территории государства. Также князь уделял много внимания просвещению. Монахи писали книги, по которым обучались подданные. У Ярослава родилось много сыновей, и перед смертью он наказал им жить в согласии, честно поделив земли. Изяславу достался престол в Киеве, остальным — другие города.

Жизнь князей Изяслава и Всеволода

image

В то время, когда умер Ярослав, люди увидели знамение: звезду, окружённую кровавой аурой. По поверью, такие явления предвещают большие беды. Так и случилось: в 1068 году половцы пошли войной «на Русскую землю». Правитель со своими братьями пытался им противостоять, но войско врага было многочисленным. Изяслав спрятался, хотя дружина убеждала его дать отпор. В итоге князю пришлось спасаться бегством, чтобы взбунтовавшиеся подданные не убили его. Вернувшись в Киев с войском, Изяслав жестоко расправился с зачинщиками и снова стал править.

В 1071 году, когда не уродилась пшеница, на Русь пришли мошенники. Они стали ходить по городам и сёлам Ростовской области и говорить, что знают, почему случился неурожай. Под видом волхвов обманщики убеждали голодающих, что во всём виноваты зажиточные семьи, в первую очередь — женщины. Люди начали убивать тех, на кого указывали «волхвы», а мошенники забирали себе всё имущество. Бесчинство прекратилось, когда вмешался один из подданных князя. В 10 78 году Изяслава убили, и на престол взошёл его сын Всеволод.

Новый князь правил долго и мудро. Он продолжал дело своих предков, строил храмы, монастыри и развивал просвещение. В те годы междоусобицы не прекращались, и у Всеволода уходило много сил на решение конфликтов. С большим трудом он удерживал престол, пока не преставился в 1093 году. Главные черты, которые отмечали в нём современники:

  • справедливость;
  • мудрость;
  • честность;
  • следование заповедям христианства;
  • воздержание от похотей и пьянства.

После кончины князя на престол должен был взойти его сын — Владимир. Наследник понимал, что не удастся избежать распрей со Святополком, поэтому решил встретиться с ним и уладить дело миром. Братья не успели договориться, потому что в это время на Русь напали половцы. Народ оказался в плену, а братья спаслись. Спустя несколько лет они сумели освободить свой народ.


Жизнеописание Владимира Мономаха

В главах летописи повествуется о таком времени, когда у князей было не одно имя, а несколько. Одно давалось во время обращения в христианскую веру, другое переходило от деда по материнской линии, а самым главным было то, которым нарекали человека при рождении. Таким образом, у князя были следующие имена:

  • Василий — данное при крещении;
  • Владимир — княжеское;
  • Мономах — перешедшее от деда, отца матери.

image

Под последним он вошёл в историю. Со временем это имя стало олицетворять мудрость и справедливость. Князь составил список заветов для отроков и отроковиц. Он убеждал жить честно, соблюдать заповеди Божьи, не скупиться на милостыню. Юношам он наказывал слушать старших, жить с пользой для других, не творить блуда и не соревноваться с «лукавыми».

В годы своего княжения Владимир Мономах объединился со Святополком, и вместе они пошли войной на язычников. Те собирались вступить в сражение, но увидев, сколь многочисленно было войско русичей, покорились. Братья вернулись домой с победой, весть о которой разнеслась по разным городам и государствам.

В 1113 умер Святополк, и Киевский престол остался без князя. Жена умершего раздала много добра монастырям и священникам, а также простым нуждающимся горожанам. На десятый день после похорон князя киевляне стали просить Владимира Мономаха о том, чтобы он занял престол. Так он стал полноправным князем, а в городах назначил правителями своих сыновей.

Через некоторое время Мономах построил большую и красивую церковь. В честь этого события он устроил большой пир, накормил странников и бедных. Далее он продолжал править, и все были довольны.

Краткий анализ летописи

image

Для русской литературы жизнеописание князей имеет большое значение. Летопись, составленная монахом, рассказывает потомкам о том, какими могущественными и мудрыми были правители. Она показывает, что русское государство всегда было сильным, и его население не привыкло сдаваться перед лицом врага.

«Повесть временных лет» кратко пересказывают в 5 классе. Дети читают отрывки из летописи, подготавливают сообщения по темам, заданным учителем, составляют пересказ. Для читательского дневника ученики подготавливают описание и характеристики главных героев.

Одна из форм работы над произведением — составление конспекта. Чтобы легче было справиться с этим заданием, можно прочитать полную версию произведения на «Брифли», а также ознакомиться с Ипатьевской летописью. Вариант в сокращении позволяет ознакомиться с сюжетной линией и понять, о чём и в какой последовательности рассказывается.

Рубрики Это интересно

  • Рассказ переспала с другом сына
  • Рассказ переход через збруч
  • Рассказ переодевание из мальчика в девочку
  • Рассказ переодели в девочку
  • Рассказ пермяка как маша стала большой текст