Рассказ первый учитель краткое содержание

Краткое содержание разные всем смертям назло повесть всем смертям назло была создана владиславом андреевичем титовым в 1967 году. произведение носит
  • Краткое содержание
  • Разные
  • Всем смертям назло

Повесть «Всем смертям назло» была создана Владиславом Андреевичем Титовым в 1967 году. Произведение носит автобиографический характер, автор рассказывает о молодом шахтере, сумевшем продолжить жить после случившейся в его судьбе страшной трагедии, как смог преодолеть отчаяние и чувство безысходности сам писатель.

Работающий в шахте Сергей Петров собирается домой по окончании смены, мужчина охвачен искренней радостью. Он и его супруга Татьяна уже в течение года мечтают вместе отправиться на отдых, однако им постоянно приходится переносить желанный отпуск. Но теперь руководитель Сергея обещает подписать соответствующее заявление, и молодой человек намеревается как можно скорее сообщить приятное известие жене. Он и Таня долго встречались еще до заключения брака, девушка дожидалась возвращения избранника из армии. Теперь Сергей стремится представить Татьяну отцу и матери, нисколько не сомневаясь, что она обязательно понравится его родственникам.

Однако именно в этот день в шахте происходит настоящая катастрофа. Сорвавшаяся с рельсов вагонетка падает на кабель, возникает риск возгорания трансформатора. Петров торопится отключить электроэнергию, чтобы спасти еще не вышедших на поверхность товарищей, но сам получает сильнейший удар током. Шахтера немедленно доставляют в больницу, и медики не в силах скрыть удивления в связи с тем, что Сергей, попавший под столь масштабное напряжение, не погиб мгновенно. Доктора всячески стараются не допустить его смерти, Татьяна сразу же приезжает в медсанчасть и горячо молится о том, чтобы ее муж выжил.

Через сутки Петров приходит в сознание, но он считает себя обреченным и не верит в искусство врачей. Во время консилиума принимается решение об ампутации руки Сергея, поскольку специалисты опасаются заражения крови. После операции мужчина жестко требует от супруги, чтобы она начала новую жизнь, покинув его. Однако Таня абсолютно не планирует оставлять любимого человека, она не желает даже слышать от окружающих подобных советов. Вскоре докторам приходится отнять и вторую руку, при этом Татьяна постоянно находится рядом с мужем, настаивая, что в будущем их обязательно ожидает счастье, и они непременно смогут справиться с любыми трудностями.

Таня договаривается о проведении еще одной операции с опытным профессионалом из крупной клиники, располагающейся в Донецке. После хирургического вмешательства Сергей постепенно начинает ходить, его состояние значительно улучшается благодаря регулярным сеансам массажа. Теперь молодой человек не сомневается, что жизнь для него все же еще не закончилась, несмотря на то, что отныне ему назначена пенсия по инвалидности.

После выписки из больницы супруги снимают квартиру, и Татьяна приносит мужу книги. Петрова вдохновляют литературные герои, попавшие в тяжелейшее положение и не отступившие перед серьезнейшими испытаниями. Сергей пробует самостоятельно писать заметки, держа карандаш пальцами ног, однако мужчине не слишком удается выражать свои мысли таким способом. Но его надежной помощницей становится Таня, женщина фиксирует в дневнике все впечатления и взгляды мужа. Петров пытается добиться публикации своих рассказов, однако первоначально его творчество не вызывает интереса у сотрудников редакций.

У Сергея появляются протезы, но при попытках писать он ощущает мучительную боль. Однако молодой человек все же не сдается, и по прошествии нескольких месяцев у него получаются прописные буквы. В определенный момент статьи Петрова начинают печататься в различных изданиях, и мужчина понимает, что он смог найти для себя новое дело. Татьяна сообщает избраннику о том, что они скоро станут отцом и матерью, и Сергей чувствует себя невероятно счастливым, он с надеждой смотрит в будущее.

Главный герой повести, как и сам автор, является примером подлинной душевной стойкости и внутренней силы, не сломавшись под воздействием чудовищных испытаний. Огромную роль в судьбе персонажа играет глубокая любовь и преданность его спутницы жизни, которая даже в самые тяжелые минуты не позволяет ему терять веру в людей и в самого себя.

Также читают:

Рассказ Всем смертям назло (читательский дневник)

Всем смертям назло

Популярные сегодня пересказы

  • Странные люди — краткое содержание рассказа Шукшина

    Данное произведение состоит из трех рассказов, которые повествуют об очень душевных и сверхчувствительных людях. Эти люди проживают только в деревнях. Примечательно, что к людям с таким характером

  • Журавлёнок и молнии — краткое содержание рассказа Крапивина

    Юрий Журавин, мальчик одиннадцати лет – главный герой произведения. Он живет с родителями, мама работает швеей, отец – водителем. У Юры есть дедушка, который жил отдельно от них в областном центре. Юра редко виделся с дедом, но очень его любил.

  • Люцерн — краткое содержание рассказа Толстого

    Рассказ «Люцерн» написан Львом Николаевичем Толстым. Его краткое содержание представлено в этой статье.

  • Гарри Поттер и Дары Смерти — краткое содержание книги Роулинг

    «Гарри Поттер и Дары Смерти» — одна из частей знаменитого романа о мальчике-волшебники автора Роулинг. В этой части рассказывается о том, как пожиратели смерти готовились к покушению

: В городе узнали о приезде ревизора и приняли за него случайного чиновника. Того всячески ублажали, давали взятки. Выручив хорошую сумму, чиновник спешно уехал. И тут в город приехал настоящий ревизор.

Очень краткое содержание

В одном уездном городе узнали о скором приезде ревизора с проверкой. Все чиновники переполошились: за каждым имелись грехи. Увидев в гостинице чиновника из Петербурга, Хлестакова, его приняли за ревизора.

Рассказ первый учитель краткое содержаниеИван Александрович Хлестаков — молодой человек, 23 года, зани­мает пустейший чин в канце­лярии, худой, глупо­ватый, без царя в голове, мысли его скачут, речь отры­ви­стая, чисто­сер­дечен и прост, шатен, хорош собой, одет по моде.

Городничий Сквозник-Дмухановский посоветовал срочно привести все учреждения в порядок.

Рассказ первый учитель краткое содержаниеАнтон Антонович Сквозник-Дмухановский — город­ничий уезд­ного города, поста­ревший на службе неглупый человек, взяточник, солидный и серьёзный, черты лица грубые, волосы короткие с проседью, одет в мундир с петли­цами и в ботфорты со шпорами.

Раздав указания, городничий отправился в гостиницу разузнать о Хлестакове. Тот не мог покинуть город, пока не расплатится за проживание, но последние деньги он проиграл.

Впервые увидев друг друга, городничий с Хлестаковым испугались. Хлестаков стал оправдываться, что ждёт, когда ему пришлют денег. Городничий воспринял его слова за намёк на взятку. Хлестаков деньги взял. Городничий поселил его в своём доме, показал город.

Хлестаков перепугал местных, сочиняя небылицы о своих высоких полномочиях на службе в Петербурге. Местные чиновники дали ему взятки. Хлестаков радовался своей удаче, и только его слуга сразу понял, что барина приняли за другого, и уговорил его уехать, пока обман не раскрылся.

Открылась страшная правда: это был не ревизор. Приезд настоящего ревизора поверг всех в шок.

Подробный пересказ по действиям

Названия действий — условные.

Действие 1. Ревизор в городе

Городничий собрал всех в своём доме.

Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие. К нам едет ревизор.

Ляпкин-Тяпкин, заведующий больницей Земляника, смотритель училищ, частный пристав — все были шокированы.

Рассказ первый учитель краткое содержаниеАммос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин — судья, прочи­тавший 5-6 книг воль­но­думец, гордец, охотник на догадки, начи­нает разго­ва­ри­вать хрипом-сапом, потом пере­ходит на бас, растя­гивая слова.

Рассказ первый учитель краткое содержаниеАртемий Филиппович Земляника — попе­чи­тель бого­угодных заве­дений, в том числе боль­ницы, толстый, непо­во­рот­ливый, неук­люжий человек, но проныра и плут, очень услужлив и суетлив.

Горожане не любили городничего за превышение полномочий. За каждым имелись грешки. Ляпкин-Тяпкин считал, что «грешки грешкам рознь», и не скрывал, что берёт взятки борзыми щенками. Он также предположил скорую войну. Но городничий ответил, что их город не приграничный: «Да отсюда, хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь».

Городничий стал советовать, какие принять меры, чтобы обмануть ревизора. Землянике он посоветовал сократить число больных, Ляпкину-Тяпкину — убрать из здания суда личные вещи и следить за вечно пьяным заседателем, смотрителю училищ — присматривать за странностями учителей.

Появился почтмейстер, которого городничий попросил «всякое письмо, которое прибывает… этак немножко распечатать и прочитать». Почтмейстер признался, что постоянно так делает из любопытства.

В дом к городничему прибежали Бобчинский с Добчинским.

Рассказ первый учитель краткое содержаниеПётр Иванович Бобчинский — помещик, низенький, любо­пытный, с небольшим брюшком, говорит скоро­го­воркой, сильно жести­ку­лируя, очень походит на Добчин­ского, но развязнее и живее.

Рассказ первый учитель краткое содержаниеПётр Иванович Добчинский — помещик, низенький, любо­пытный, с небольшим брюшком, говорит скоро­го­воркой, сильно жести­ку­лируя, очень походит на Бобчин­ского, но немного выше ростом и серьёзнее.

Они наперебой стали рассказывать, что в гостинице видели Хлестакова. Помещики решили, что это и есть ревизор. Городничий распорядился срочно вымести улицу и сделать видимость ремонтных работ, а про непостроенную церковь сказать, что сгорела во время строительства.

Городничий отправился с Добчинским к Хлестакову, узнать «не терпят ли проезжающие неприятностей». Когда он уезжал, появились его жена и дочь. Жена ругала дочь за долгие сборы перед зеркалом и очень хотела узнать последние новости.

Действие 2. Знакомство с ревизором. Первая взятка

Маленькая, бедно обставленная комната в гостинице. Слуга Хлестакова размышлял вслух, что его барин с деньгами не умеет обходиться: пришлёт отец Хлестакову деньги, а тот их прокутит за неделю. Вот и теперь, по дороге из Петербурга домой, Хлестаков спустил все деньги, последние — проиграл, и нечем было заплатить за комнату и еду.

Вошёл Хлестаков и спросил про обед. Слуга ответил, что больше в долг не дают. В конце концов им обед дали, но всего из двух блюд: суп и жаркое. Хлестаков возмущался плохими блюдами и отсутствием соуса, но съел, поделившись со слугой.

В гостиницу приехал городничий. Хлестаков решил, что хозяин гостиницы на него донёс, и теперь боялся тюрьмы. Городничий вошёл в комнату Хлестакова, и они несколько минут испуганно смотрели друг на друга. Хлестаков стал говорить, что обед ему плохой принесли, что он не хочет в тюрьму, что будет жаловаться министру. Городничий понял его слова по-своему, начал оправдываться, предлагал переселить Хлестакова в лучшую квартиру, а когда услышал про министра, испугался ещё больше.

Вскоре Хлестаков признался, что у него нет ни копейки, городничий принял эти слова за намёк на взятку. Хлестаков попросил дать ему взаймы 200 рублей. Городничий всучил ему 400, думая, что дело «пойдёт теперь на лад».

Когда Хлестаков сказал, что едет в Саратовскую губернию к отцу, городничий окончательно поверил, что перед ним ревизор: он знал, что ту местность собираются проверять. Городничий разобрался с долгами Хлестакова за гостиницу, переселил его в свой дом, предложил показать гостю больницу и училище, написал записки Землянике и жене и попросил сопровож­давшего его Добчинского их отнести.

В больнице Хлестакова угостили губернской мадерой, которая «неказиста на вид, а слона повалит с ног».

Действие 3. Ревизор в доме городничего

Добчинский передал жене городничего записку с поручением обустроить комнату для Хлестакова. Мать с дочкой стали расспрашивать о ревизоре, а потом поссорились из-за выбора платьев.

Вслед за своим слугой, который принёс чемодан барина, в дом городничего явился Хлестаков, сопровождаемый чиновниками. Городничий рассказывал Хлестакову о своих выдуманных достижениях в городе, врал, что всё делает не ради почестей, но для благополучия горожан. Земляника про себя отметил умение городничего красиво говорить.

Эка, бездельник, как расписывает! дал же бог такой дар!

Хлестаков стал рассказывать о своей службе в Петербурге, значительно всё преувеличивая. Доврался до того, что сказал, будто бы с министрами в карты играет и во дворец каждый день ездит. Все в страшном изумлении разошлись по домам.

Мать с дочкой были от гостя в восторге, а городничий решил, что хоть Хлестаков и прихвастнул, а всё же человек он серьёзный, несмотря на внешний облик. Пока Хлестаков отдыхал, городничий с женой и дочкой расспрашивали его слугу, который раньше своего барина догадался, что того принимают за другого человека. Слуга тоже приврал и получил деньги «на чай… на баранки».

Полицейским было поручено не впускать в дом городничего просителей.

Действие 4. Взятки чиновников. Жалобы просителей. Сватовство и отъезд ревизора

В доме городничего появились чиновники в мундирах.

Первым к Хлестакову зашёл Ляпкин-Тяпкин, у которого из руки в момент разговора выпали деньги. Судья перепугался, а Хлестаков просто попросил у него взаймы. Ляпкин-Тяпкин отдал деньги и раскланялся. Хлестаков решил, что «судья хороший человек!».

Следующим вошёл почтмейстер. Хлестаков и у него попросил взаймы. Тот дал и ушёл. Его Хлестаков тоже посчитал хорошим человеком.

Смотритель училищ так боялся, что толком не мог говорить, дал деньги и вылетел вон.

Вошёл Земляника, присел поближе к Хлестакову и вполголоса рассказал всю правду о городе и его жителях. Тоже дал взятку.

Пришли Бобчинский с Добчинским. Хлестаков сразу попросил «взаймы рублей тысячу». У них в карманах набралось всего 65. Эти деньги Хлестаков тоже забрал. Добчинский попросил Хлестакова помочь узаконить рождение старшего сына. А Бобчинский — рассказать всем вельможам, что «живёт в таком-то городе Пётр Иванович Бобчинский».

Когда все ушли, Хлестаков решил написать письмо своему другу, пишущему статьи, и рассказать о глупых местных жителях.

Слуга стал уговаривать барина уехать, предостерёг, что скоро может появиться настоящий ревизор. Хлестаков с ним в итоге согласился, попросил отнести на почту письмо для друга и там заказать курьерскую тройку лошадей.

К дому пришли купцы с подарками, стали жаловаться на городничего. Слесарша жаловалась, что её мужа в солдаты забрали вместо сына купчихи. Унтер-офицерша рассказала, как её по ошибке высекли. Им Хлестаков наобещал помощи, а остальных просителей прогнал, потому что надоели.

Вошла дочь городничего, Хлестаков стал перед ней рисоваться, говорить про любовь и красивые глаза. Она кокетничала, но, когда Хлестаков поцеловал её в плечо, возмутилась. Хлестаков стал на колени, моля о прощении и говоря, что сделал это от любви.

Пришла жена городничего, увидела Хлестакова на коленях перед дочкой и выгнала её из комнаты. Хлестаков бросился на колени уже перед ней, находя мать тоже ещё аппетитной. В этот момент вбежала дочь. Мать набросилась на дочь с ругательствами, но Хлестаков вдруг схватил дочь за руку и попросил их благословить. Разочарованная мать опять отругала дочку.

Вбежал городничий и сказал, будто купцы и женщины его оклеветали. Жена заметила, что их дочери сделано предложение. Городничий сначала не поверил, но потом очень обрадовался.

Ай Антон! Ай городничий! Вона как дело-то пошло!

С почты вернулся слуга Хлестакова и доложил, что лошади готовы. Городничий удивился, а Хлестаков сказал, что ему надо уехать всего на один день к богатому дяде. Городничий дал Хлестакову ещё денег.

Действие 5. Это был не ревизор

Городничий с семьёй предвкушал скорые перемены: он мечтал о наградах, его жена — о самом лучшем доме в Петербурге.

Пришли важные горожане, помещики, чиновники, поздравляли городничего с привалившим счастьем. Появился запыхавшийся почтмейстер.

Удивительное дело, господа! Чиновник, которого мы приняли за ревизора, был не ревизор.

Почтмейстер рассказал о письме Хлестакова. Все жалели потерянных денег и вспомнили, что именно Добчинский с Бобчинским приняли Хлестакова за ревизора.

Появившийся жандарм возвестил о приезде ревизора, который потребовал городничего к себе в гостиницу. Воцарилась немая сцена: кто-то был в шоке, кто-то — растерян, нашлись и те, кто обрадовался бедам городничего.

Очень краткий пересказ повести Гарина-Михайловского «Детство Темы»

Главный герой повести – мальчик Тема, старший сын отставного генерала. Тема воспитывается в условиях строгости и физического наказания за любой проступок. Мать – образованная личность, не приемлет воспитательных мер отца, и всячески заступается за сына.

Повесть начинается с истории о любимом цветке главы семейства. Мальчик, случайно сломав растение, не может признаться в содеянном поступке, боясь очередного наказания. Спустя много лет, уже взрослый мужчина, вспоминает о боли и ненависти к отцу.

Смерть отца

Экзамены Тема не сдал. От сильной обиды, что родители относились к его мечтам пренебрежительно, он захотел отравиться. Однако его успели спасти и пообещали больше не вспоминать о былых неудачах. По просьбе мамы директор гимназии допустил мальчика к пересдаче всех предметов. С экзаменами он справился просто блестяще. Даже строгие преподаватели похвалили его.

Когда мальчик учился в 3 классе, то его папа очень сильно заболел. В последний месяц жизни он хотел побольше уделить внимания собственной семье.

Офицер рассказывал детям различные увлекательные истории из своей военной службы. В эти моменты он был ласков с окружающими и внимателен к супруге. Прощаясь с родителем, герой пообещал ему, что проживет жизнь честным человеком.

Если внимательно прочитать произведение «Детство Темы», то можно составить такой план пересказа сюжета книги:

  • способы воспитания мальчика и неприятный случай с цветком;
  • спасение питомца из колодца и сильное заболевание;
  • поступление в гимназию и приятельские отношения с Ивановым;
  • предательство героя и дружба с одноклассниками;
  • провал экзаменов и исправление оценок;
  • последний месяц жизни отца и его смерть.

В этом повествовании подробно описана тонкая детская психология, которую зачастую не понимают многие родители. Необходимо знать, что происходит в душе ребенка. Писатель смог рассказать о переломном моменте и процессе социализации героя, когда тот поступил в гимназию.

После ознакомления с кратким содержанием «Детства Темы» для читательского дневника стоит прочитать книгу целиком.

Список и краткая характеристика героев повести «Детство Темы»

Список и краткая характеристика главных героев

  • Тема – мальчик отличается своей добротой, впечатлительностью и любознательностью.
  • Николай Семенович Карташов – отец семейства, суровый, властный и жесткий человек.
  • Аглаида Васильевна Карташова – мать семейства, мягкая, добрая и чуткая женщина.
  • Зина – сестра главного героя, хорошо учится в школе, и часто конфликтует с братом.

Список и краткая характеристика второстепенных персонажей

  • Таня – выполняет функции горничной, которой Тема доверяет больше всех.
  • Махнов – одноклассник мальчика, главный задира, поступки которого приводят к неблагоприятным последствиям.
  • Иванов – еще один одноклассник главного героя, очень умный и начитанный мальчик.
  • Касицкий и Данилов – лучшие друзья Темы, с которыми он проводил все свободное время.

Скучные будни и дружба с Ивановым

Зина тоже училась в гимназии, поэтому они вместе ходили на занятия и делали уроки. Вахнов по-прежнему издевался над Тёмой, а ещё одной мишенью хулигана был неизлечимо больной учитель немецкого языка. Однажды мальчик рассказал маме о преподавателе, и они вместе пошли его навестить.

Тёма не отличался прилежанием, поэтому часто получал плохие отметки, к тому же учителя нередко ругали его. После занятий мальчик недолго гулял по саду, а потом шёл спать. Так проходили скучные будни. Вскоре учитель немецкого языка умер, а вместо него появился другой. К этому времени Артемий подружился с Ивановым — новым соседом по парте. Он познакомил мальчика с Аглаидой Васильевной, и ей понравился новый товарищ Тёмы. Летом ребята собирались отправиться к родственникам Иванова, в деревню, но эти планы не осуществились.

Однажды Вахнов воткнул иголку в стул преподавателя французского языка. Директор вызвал Тёму и вынудил сказать, кто это сделал. Он беседовал и с Ивановым, но тот не выдал хулигана, в итоге его исключили, как и Вахнова. После этого Артемию, который невольно оказался ябедой, было стыдно, и из класса его поддержали только Данилов и Касицкий. С этими мальчиками потом завязалась дружба.

Тёма рассказал обо всём матери, и та посоветовала помолиться Богу и попросить, чтобы в минуты опасности и страха он посылал твёрдость.

Краткое содержание повести Н. Г. Гарина-Михайловского «Детство Темы» по главам

I. Неудачный день

Новый день не задался с самого утра. Тема, побежав гулять с друзьями, случайно задевает цветок и он ломается. Это растение является любимым у отца, и мальчик знает, что последует серьезное наказание. Но пока родителей нет дома, можно отсрочить расправу. Оседлав коня, он падает и больно ударяется, далее очередной раз ссорится с сестрой.

II. Наказание

Наказанием за разбитый цветок, была хорошая порка мальчика. Мать, как всегда пыталась защитить, и объяснить, что можно словами все решить. Но отец, как всегда, был непреклонен.

III. Прощение

Затаив обиду, Тема отказывается от еды. Вечером, когда мама готовила мальчику ванну, она принесла ему кусочек хлеба. Аглаида Васильевна попыталась объяснить сыну, что если бы он сразу признал свою вину, жестокого наказания и не произошло.

IV. Старый колодезь

Случайно мальчик узнает, что кто-то бросил его собаку в колодец. Рискуя собственной жизнью, Тема спасает пса. От перенесенного стресса, спаситель заболевает, и находиться сам на волосок от смерти.

V. Наемный двор

Для скорейшего выздоровления, мальчику было позволено пойти на улицу с друзьями. Оказавшись на чужом дворе, Тема чуть не попал под копыта быка. Его вовремя спасает мясник, который за оплошность, надирает ему уши. Затаив обиду, герой разбивает мужчине лицо. Мать в недоумении от поступка сына, а отец – принимает сторону Темы.

VI. Поступление в гимназию

Для поступления в гимназию, герою купили красивую форму, которую украли, пока он купался в море. Пришлось в короткие сроки шить новый костюм. Отношения с одноклассниками у Темы не заладились с первого дня. Главным врагом становится – задира Махнов.

VII. Будни

Тема вместе с сестрой учатся в одной школе. Мальчик занимается с неохотой и получает плохие отметки за поведение, а Зина выполняет все задания на отлично. Махнов, продолжает дразнить, больного учителя по немецкому.

VIII. Иванов

Мальчик сближается с прилежным и ответственным учеником – Ивановым. Они становятся друзьями, а Тема старается подражать во всем новому приятелю. После смерти преподавателя по немецкому языку, на его место приходит новый учитель.

IX. Ябеда

После очередной прокази над новым учителем, Тему и его друга, вызывают к директору. Он рассказывает, что Махнов подложил иглу на стул преподавателя. Задиру отчисляют за проделки, Иванова за то, что он знал и промолчал.

X. В Америку

Подружившись с Касицким и Даниловым, Тема разрабатывает план, чтобы уехать в Америку. Ребята копят деньги на дорогу, но планы рушатся из-за предстоящих экзаменов.

XI. Экзамены

Соврав родителям, о проблемах с учебой, мальчик не сдает сразу три предмета. Договорившись о пересдаче, они настаивают на серьезном отношении к урокам. Мальчик решает покончить с собой и глотает таблетки. Но ничего серьезного не случается, и он садится за книги. Хорошо подготовившись, Тема сдает все хвосты по предметам.

XII. Отец

Болезнь отца прогрессирует, и он в последнее время становится мягче с родными, и даже рассказывает Теме о своей службе. В скором времени, старший Карташов из-за своего недуга, совсем слег, а на утро его не стало.

Короткий пересказ «Детства Темы»

Гарин-Михайловский «Детство Темы» краткое содержание:

Действие происходит в доме Карташевых. Глава семейства — отставной генерал Николай Семенович Карташев. Суровый характер и выправка николаевского генерала Карташева-старшего дают вполне определённое направление воспитанию детей, среди которых Тёма, старший в семье из мальчиков, оказывается главным «поджигателем обычного возбуждения», а значит, его шалости становятся предметом наиболее пристального внимания его отца, сопротивляющегося «сентиментальному» воспитанию сына, «вырабатывающего» из него «противную слюнявку».

Однако мать Тёмы, Аглаида Васильевна, женщина умная и тонко образованная, придерживается иного взгляда на воспитание собственного сына. По её мнению, любые воспитательные меры не должны уничтожить в ребёнке человеческого достоинства, превращать его в «огаженного зверёныша», запуганного угрозой телесных наказаний. Восьмилетний Тёма, оказавшись между двумя полюсами понимания родительского долга и объясняя свои поступки себе и окружающим, пытается прогнозировать реакцию каждого из родителей.

Такова первая встреча с героем, когда он, случайно сломав любимый цветок отца, не может честно признаться в своём поступке: страх перед жестокостью отца превосходит доверие к материнской справедливости. В этом заключается причина всех последующих «подвигов» героя: немыслимый галоп на жеребце Гнедко, разорванная юбка бонны, разбитый судок и, наконец, украденный сахар — вся «повесть грустного дня» — первого дня повествования, заканчивающегося для Тёмы суровым отцовским наказанием.

Недобрая память о подобных экзекуциях сохранится у Тёмы на долгие годы. Так, спустя почти двадцать лет случайно оказавшись в родном доме, он вспоминает место, где его секли, и собственное чувство к отцу, «враждебное, никогда не мирящееся».

В этот ранний период для матери Тёмы важно то, что, «несмотря на всю сутолоку чувств» и разнообразие детских впечатлений, дающих повод не только к капризам, но и к самым необдуманным поступкам, в груди её сына «сидит горячее сердце». Внимательная, но требовательная любовь Аглаиды Васильевны находит отклик в душе мальчика, с готовностью рассказывающего ей историю своих несчастий.

После искреннего признания и раскаяния Тёма испытывает особенно возвышенные чувства, но, находясь в эмоционально возбуждённом состоянии от перенесённых физических страданий, следствием которых становится и последующая болезнь, он проявляет бездумную храбрость и совершает по-настоящему отважный поступок.

«Набедокуривший баловень» вспоминает о своей любимой собачонке Жучке. Узнав от няни, что «какой-то ирод» бросил её в старый колодезь, Тёма сначала во сне, а затем и наяву спасает свою любимицу. Воспоминания о чувстве отвращения от соприкосновения с «вонючей поверхностью» и «слизистыми стенками полусгнившего сруба» надолго остались в памяти Тёмы.

Этот эпизод окажется настолько сильным эмоциональным впечатлением, что в дальнейшем сквозь призму произошедшего с ним той памятной летней ночью герой интерпретирует все самые сложные обстоятельства собственной жизни (например, в третьей части тетралогии герой заболевает сифилисом — в прощальной записке к матери он сравнивает себя с Жучкой, брошенной в колодезь).

Тогда Тёмины «подвиги» заканчиваются ледяным компрессом, горячечным бредом и несколькими неделями тяжёлой болезни. Однако здоровый организм ребёнка берет верх — следует выздоровление, а тёплая, по-осеннему примиряющая погода создаёт у героя такое настроение, когда «вокруг все то же», «все радует своим однообразием» и снова есть возможность «зажить одной общею жизнью».

Выздоровление Тёмы совпадает с ещё одним важным, не считая предгимназических ожиданий и приготовлений, событием. Тёме разрешают посещать «наёмный двор», пустырь, сдававшийся в аренду отцом Карташева, где он мог целыми днями «носиться с ребятишками», «отдаться ощущениям жизни своих новых приятелей»: их играм в «дзигу» (вид волчка), вылазкам на кладбище и прогулкам к морю.

Так прошло ещё два года привольной жизни, и «подоспела гимназия». Тёма выдерживает экзамен в первый класс — начинаются первые страхи перед «свирепым латинистом» и обожание добродушного учителя естественной истории, возникает острота первых дружеских переживаний. Но постепенно эмоциональный подъем сменяется более ровным, будничным настроением, и тянутся дни, «бесцветные своим однообразием, но и сильные, и бесповоротные своими результатами».

На фоне общепознавательных впечатлений особенное значение имеет обретение в лице «доброго и кроткого» одноклассника Иванова друга, который оказывается, по сравнению с Тёмой, довольно начитанным мальчиком. Благодаря ему во втором классе Карташев читает Майн Рида и Гоголя.

Однако после неприятной истории Иванова исключают из гимназии, и дружба между ними прекращается: не только из-за отсутствия общих интересов, но и потому, что Иванов становится свидетелем малодушного поступка своего друга. Для Тёмы это испытание не заканчивается разрывом с Ивановым: в классе за ним закрепляется репутация «выдавшего», и ему приходится пережить несколько дней «тяжёлого одиночества».

Впрочем, с Ивановым Тёма ещё встретится в своей жизни, учась в Петербурге, а между тем у него появляются новые приятели, с которыми, преисполненный авантюрно-романтических мечтаний, он строит планы побега в Америку, чтобы не идти «избитым путём пошлой жизни». Приятели, увлечённые строительством лодки для морского путешествия, проявляют значительно меньшее рвение к учёбе.

Результатом этого становятся отрицательные оценки в гимназическом журнале. Тёма скрывает свои «успехи» от домашних, поэтому последующие события оказываются для них полной неожиданностью. «Америка не выгорела»; компания заслужила прозвище «американцев», а тем временем подошло время экзаменов, когда обнаружилось общее безделье.

Страх провалиться на экзаменах рождает у Карташева различные фантазии, среди каковых оказывается мысль о «самоубийстве» посредством «глотанья спичек», счастливо и без последствий закончившееся. Тёма сдаёт экзамены и переходит в третий класс.

Именно на это время приходится сближение Тёмы с отцом, который стал мягче, ласковее и все более искал общества семьи. Прежде немногословный Карташев-старший рассказывает сыну о «походах, товарищах, сражениях». Но сильный организм Николая Семеновича начинает изменять ему, и вскоре шумный и весёлый дом Карташевых наполняется «рыданиями осиротевшей семьи».

Этим печальным событием заканчивается первая часть тетралогии, а во второй книге — «Гимназисты» — читатель встречается с Тёмой Карташевым — учеником шестого класса.

Краткое содержание для читательского дневника

1) Однажды утром сердце Темы «возликовало» от зрелища распустившегося папиного цветка – мальчик решил поцеловать цветок и сломал его.

2) Наказание было таким жестоким и обидным, что ребенок укусил отцовскую руку.

3) В поисках собачки Жучки Тема залез в колодец и заболел, а когда окреп, пришло время отправляться на учебу в гимназию.

4) Жизнь здесь была несладкой: над Темой издевался одноклассник Вахнов, ему не верили учителя.

5) В результате способный мальчик не сумел преодолеть экзамены, однако родители сумели договориться с директором гимназии о пересдаче.

6) Вскоре после отличной сдачи экзаменов у Артемия закончилось детство: заболел и умер отец.

  • Рассказ перед сном для девушки
  • Рассказ перед зимой соколов микитов
  • Рассказ первый поход к гинекологу
  • Рассказ первый учитель 1 класс по окружающему миру перспектива
  • Рассказ первый день на фабрике