Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Бомнакская средняя общеобразовательная школа
Согласована Утверждена
заместителем Директор МАОУ
директора по УВР Бомнакская СОШ
_______ Е.С.Подолько _______ Т.В. Дедышева
«_____» ________2021 г. Приказ № ________
«_____» _________ 2021 г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по духовно-нравственному направлению
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»
5 класс
срок реализации – 1 год
Лиханова Екатерина Валерьевна
2021-2022 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования изучение новой обязательной предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предполагается в четвертом и пятом классах.
Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» призван обогатить процесс воспитания в школе не только новым содержанием (ознакомление с традиционными религиями Российского государства), но и новым пониманием сущности российской культуры, развивающейся как сплав национальных традиций и религиозных верований. Исходя из этого особое значение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» заключается в раскрытии общечеловеческих ценностей, которые объединяют (а не разъединяют) светскость и религиозность.
Цель учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» – формирование первоначальных представлений о светской этике, мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи курса:
-
развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей личности, семьи, общества;
-
обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых
мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
-
развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной, разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога и др.
Особое значение изучения данного предмета младшими подростками определяется их возрастными и познавательными возможностями: у детей 10-12 лет наблюдается большой интерес к социальному миру, общественным событиям, они открыты для общения на различные темы, включая религиозные. Школьники этого возраста уже располагают сведениями об истории нашего государства, ориентируются в понятии «культура». У них развиты предпосылки исторического мышления, на достаточном уровне представлено логическое мышление, воображение, что позволяет решать более сложные теоретические задачи и работать с воображаемыми ситуациями. Пятиклассники и шестиклассники могут читать более серьезные тексты, исторические документы, они достаточно хорошо владеют информационными умениями и способны работать с информацией, представленной в разном виде (текст, таблица, диаграмма, иллюстрация и пр.).
Для реализации поставленных целей курса рекомендовано сочетание разных методов обучения – чтение текстов учебника, анализ рассказа учителя, работа с информацией, представленной в иллюстрации и т.д. обеспечивают:
– организацию диалога различных культур, раскрытие на конкретных примерах (из реальной жизни, истории России, религиозных учений) особенностей взаимодействия и взаимовлияния разных этнических культур; пятиклассники продолжают работать с рубриками учебника «Обсудим вместе», «Жил на свете человек», «Путешествие вглубь веков», «По страницам священных книг»;
– отражение основного содержания текстов учебника в иллюстративном ряде (рубрика учебника «Картинная галерея», тематические фотографии и рисунки, схемы);
– последовательное введение новых терминов и понятий, культуроведческого и религиозного содержания (текстовое объяснение; наличие толкового словарика).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» определен как курс, направленный на формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности».
Особенность данного учебного курса состоит в том, что расширение знаний школьников сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать согласно общественным нормам, правилам поведения и взаимоотношений в обществе.
Изучение предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» должно обеспечить:
-
воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
-
знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
-
формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;
-
понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;
-
формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.
Курс «ОДНКНР» имеет интегративный характер: изучение направлено на образование, воспитание и развитие школьника при особом внимании к его эмоциональному развитию.
Курс «ОДНКНР»разбивается на следующие основные разделы:
1. Формирование понятия «культура», ознакомление с ролью и значением российской культуры в мировом сообществе (раздел «В мире культуры»).
2. Характеристика общечеловеческих ценностей, их представленность в повседневной жизни народа и особое значение в чрезвычайных моментах истории страны (разделы «Нравственные ценности российского народа», «Как сохранить духовные ценности», «Твой духовный мир»).
3. Истоки становления общечеловеческих ценностей, раскрытие вклада различных религий в формирование законов и правил жизни в обществе (раздел «Религия и культура»).
Принципы организации обучения по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
1. Культуроведческий принцип;
2. Принцип природосообразности;
3. Принцип диалогичности;
4. Принцип краеведения;
5. Принцип поступательности.
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся является важнейшей составляющей многих предметов. В процессе изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» школьники получают возможность систематизировать, расширять и углублять полученные знания и представления об окружающем мире, о прошлом и настоящем родной страны, духовно-нравственной культуре, осмысливать свою идентичность как члена семьи, школьного коллектива, региональной общности, гражданина страны.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с ФГОС в учебный план введена предметная область ««Духовно-нравственная культура народов России».
По программе Виноградовой Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России предусмотрено изучение в объеме 1 час в неделю, 33 часа в год, т.к. согласно расписания на 2020-2021 учебный год, отдельные учебные часы выпадают на праздничные дни: 08.03., 03.05., 10.05.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Раздел 1. В мире культуры
Величие многонациональной российской культуры. Российская культура – плод усилий разных народов. Деятели науки и культуры – представителей разных национальностей (К.Брюллов, И. Репин, К. Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р.Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.).
Человек – творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства.
Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки.
Живительные воды нравственности.
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа
«Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.).
Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий – патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом.
В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах).
«Плод добрых трудов славен…». Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии. Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разной национальности на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.).
Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками. Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России.
Семья – хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. О любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив.
Раздел 3. Религия и культура
Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества.
Культурное наследие христианской Руси. Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм (внешние особенности, внутреннее убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Особенности православного календаря.
Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века) – золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский календарь.
Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея. Синагога – молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь.
Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь.
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности
Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные гарантии права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями.
Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты России.
Раздел 5. Твой духовный мир.
Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные качества человека.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Кол-во уроков |
1 | Величие многонациональной российской культуры | 1 |
2 | Величие многонациональной российской культуры | 1 |
3 | Человек – творец и носитель культуры | 1 |
4 | Человек – творец и носитель культуры | 1 |
5 | «Береги землю родимую, как мать любимую» | 1 |
6 | «Береги землю родимую, как мать любимую» | 1 |
7 | Жизнь ратными подвигами полна | 1 |
8 | Жизнь ратными подвигами полна | 1 |
9 | В труде – красота человека | 1 |
10 | В труде – красота человека | 1 |
11 | «Плод добрых трудов славен» | 1 |
12 | «Плод добрых трудов славен» | 1 |
13 | Люди труда | 1 |
14 | Люди труда | 1 |
15 | Бережное отношение к природе | 1 |
16 | Бережное отношение к природе | 1 |
17 | Семья – хранитель духовных ценностей | 1 |
18 | Семья – хранитель духовных ценностей | 1 |
19 | Роль религии в развитии культуры | 1 |
20 | Роль религии в развитии культуры | 1 |
21 | Культурное наследие христианской Руси. | 1 |
22 | Культурное наследие христианской Руси. | 1 |
23 | Культура ислама | 1 |
24 | Культура ислама | 1 |
25 | Иудаизм и культура | 1 |
26 | Иудаизм и культура | 1 |
27 | Культурные традиции буддизма | 1 |
28 | Культурные традиции буддизма | 1 |
29 | Забота государства о сохранении духовных ценностей | 1 |
30 | Забота государства о сохранении духовных ценностей | 1 |
31 | Хранить память предков | 1 |
32 | Хранить память предков | 1 |
33-34 | Твой духовный мир | 2 |
Всего 34 часа.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Личностные результаты:
—осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству;
-чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности);
-понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения;
-проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности;
-стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.
Универсальные учебные действия.
Познавательные:
– характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;
– сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях;
– различать культовые сооружения разных религий;
– формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.
Коммуникативные:
– рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России;
– кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие, доброта, милосердие и др.).
Рефлексивные:
– оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;
– анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового этикета.
Информационные:
– анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства).
К концу обучения учащиеся научатся:
· Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя.
· Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов. Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.
· Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.
· Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя.
· Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей.
· Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.
· Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач.
К концу обучения учащиеся смогут научиться:
· Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека.
· Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.
· Работать с историческими источниками и документами.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
№ п/п | Тема | Содержание | Характеристика деятельности учащихся | Кол-во часов | Дата проведения | |
план | факт | |||||
1 | Величие многонациональной российской культуры | Российская культура – плод усилий разных народов. Деятели науки и культуры – представителей разных национальностей. | -учатся слушать собеседника; -участвуют в дискуссии; -участвуют в игре; -рефлексируют | 1 | ||
2 | Величие многонациональной российской культуры | 1 | ||||
3 | Человек- творец и носитель культуры | Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства. Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки. | -учатся слушать собеседника; -участвуют в диалоге; -анализируют ситуации | 1 | ||
4 | Человек- творец и носитель культуры | 1 | ||||
5 | «Береги землю родимую, как мать любимую» | Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов | — готовят своё выступление | 1 | ||
6 | «Береги землю родимую, как мать любимую» | 1 | ||||
7 | Жизнь ратными подвигами полна | Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России. Деятели разных конфессий – патриоты Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом. | -рефлексия ценностей обучающихся; -делать выводы на примерах художественной литературы. | 1 | ||
8 | Жизнь ратными подвигами полна | 1 | ||||
9 | В труде- красота человека | Тема труда в фольклоре разных народов | -осмысление изображённого в художественном тексте; -участие в дискуссиях по нравственным образцам | 1 | ||
10 | В труде- красота человека | 1 | ||||
11 | «Плод добрых трудов славен» | Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии. | -учатся работать по тексту, -учатся работать с документами. | 1 | ||
12 | «Плод добрых трудов славен» | 1 | ||||
13 | Люди труда | Примеры самоотверженного труда людей разной национальности на благо родины. | -учатся работать по тексту, пересказывать сюжет или эпизод от лица героя, рассуждать о личности героя с аргументацией своей точки зрения. | 1 | ||
14 | Люди труда | 1 | ||||
15 | Бережное отношение к природе | Одушевление природы нашими предками. Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России. | -высказывают своё мнение; работают по тексту, отвечают на вопросы | 1 | ||
16 | Бережное отношение к природе | 1 | ||||
17 | Семья- хранитель духовных ценностей | Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. О любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив. | -учатся слушать собеседника, -ведут диалог. | 1 | ||
18 | Семья- хранитель духовных ценностей | 1 | ||||
19 | Роль религии в развитии культуры | Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества. | -высказывают своё мнение | 1 | ||
20 | Роль религии в развитии культуры | 1 | ||||
21 | Культурное наследие христианской Руси | Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. Православный. Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Особенности православного календаря. | -учатся слушать и оценивать своего собеседника | 1 | ||
22 | Культурное наследие христианской Руси | 1 | ||||
23 | Культура ислама | Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века) – золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский календарь. | -учатся самостоятельно составлять план будущих творческих проектов «Культурное наследие народов России» | 1 | ||
24 | Культура ислама | 1 | ||||
25 | Иудаизм и культура | Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея. Синагога – молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь. | -учатся делать презентации | 1 | ||
26 | Иудаизм и культура | 1 | ||||
27 | Культурные традиции буддизма | Распространение буддизма в России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь. | -работают по тексту; -задают вопросы, делают выводы: -анализируют жизненные ситуации. | 1 | ||
28 | Культурные традиции буддизма | 1 | ||||
29 | Забота государства о сохранении духовных ценностей | Конституционные гарантии права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями. | -учатся рассуждать в сочинении на нравственные темы; -работают самостоятельно с учебным текстом, приводят примеры социализации -работают по текстам, выразительно читают диалоги | 1 | ||
30 | Забота государства о сохранении духовных ценностей | 1 | ||||
31 | Хранить память предков | Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты России. | -учатся слушать собеседника, высказывать и отстаивать свою точку зрения; -участвуют в диалоге; -рефлексируют в устной и письменной речи моральных правил школьника. | 1 | ||
32 | Хранить память предков | 1 | ||||
33-34 | Твой духовный мир | Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные качества человека. | -учатся слушать и воспринимать докладчиков; -анализируют работы одноклассников; -систематизируют изученный материал за курс; -подводят итоги. | 1 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
№ п/п | Автор (ы) | Название | Издательство | Год издания |
1. | Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков | Основная образовательная программа образовательного учреждения: основная школа: «Основы духовно-нравственной культуры народов России» | М.: Вентана-Граф | 2018 |
2. | Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков | Учебник: «Основы духовно-нравственной культуры народов России» | М.: Вентана-Граф | 2018 |
Полезные сайты
1. Сайт издательства Вентана-Граф -http://www.vgf.ru/
2.Сайт «Основы религиозных культур и светской этики» — http://orkce.apkpro.ru
3.Сайт Министерства образования и науки РФ — http://www.mon.gov.ru
4.Федеральный портал «Российское образование» — http://www.edu.ru
5.Российский образовательный портал — http://www.school.edu.ru
6.Официальный сайт Московской Патриархии Русской Православной Церкви — www.patriarchia.ru
7.Каталог учебных изданий, электронного оборудования и электронных образовательных ресурсов для общего образования — http://www.ndce.edu.ru
8.Школьный портал — http://www.portalschool.ru
9.Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» — http://www.ict.edu.ru
10.Российский портал открытого образования — http://www.opennet.edu.ru
Материально-техническое обеспечение
1.Компьютер.
2.Мультимедийный проектор.
3.Экран, проектор.
4.Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления иллюстраций.
Польза ребусов для детей и взрослых
- развивается логика: чтобы правильно «считать» картинку, нужно порассуждать над взаимным расположением элементов головоломки, подобрать верные правила;
- развивается память: если в ребусе зашифровано длинное слово, нужно запоминать разгаданные части слова или фразы, а также ошибочные предположения;
- развивается нестандартное мышление: картинку-шифровку можно интерпретировать по-разному, а решение ребусов на скорость может превратиться в увлекательную игру;
- регулярные тренировки развивают сообразительность и скорость мышления;
- увеличивается словарный запас.
Советы родителям: как помочь ребёнку разгадать ребус?
Преимущества ребуса перед обычной задачкой состоит в том, что в первом идёт упор на развитие логики. Чтобы картинки «читались», нужно понять рисунок, подобрать к нему нужное определение. Например, одно только изображение мужского лица может иметь несколько трактовок: «лицо», «рожа», «человек», «мужчина». В зависимости от возраста, внешности и наличии головного убора подойдут определения: «старик», «юноша», «парень», «полицейский», «спасатель», «пожарный», «доктор» и т.д. Таким образом, благодаря подбору нужного варианта и совершению некоторых манипуляций с загадкой ребусы для детей помогают развивать память ребёнка, пополняют его словарный запас, увеличивают скорость мышления, учат ориентироваться в конкретной ситуации и использовать опыт предыдущих решений
Главные правила в любом обучении: неспешность, последовательность, систематизация и закрепление материала. Обучая правилам решения ребусов детей шести-восьми лет, выбирайте несколько правил, а не все сразу. Таким образом, вы постепенно познакомите ребёнка со всеми тонкостями ребусов, а не завалите его кучей правил. Объяснив тот или иной принцип решения, предложите малышу разгадать несколько ребусов на это правила. Таким образом, ребёнок не только услышит правило, но и увидит его работу в действии, сможет на своём опыте опробовать решение и насладиться победой.
Следует объяснить ребёнку важный момент разгадки ребуса — в решении прежде всего нужно верно подобрать слово к изображению на картинке. Дальнейшие правила относятся к конкретному слову, и, если выбрать неверное определение, то следующие действия не принесут результат.
Ребусы для детей 7-8 лет
Большой интерес к ребусам проявляют дети разных возрастов, но особенно 7-8 лет.
Чтобы ребёнок сам мог разгадывать зашифрованные слова, нужно объяснить ему основные правила, что обозначают различные знаки.
Основные виды ребусов
Остановимся поподробнее, какие бывают ребусы, и что обозначают различные комбинации и знаки в них.
- Добавление к картинке одной или нескольких букв.
Впереди рисунка или после него добавляются буквы. Это самый простой вид.
- Около картинки зачёркнутая буква. Это обозначает, что её нужно убрать из слова
- Замена букв
Когда рядом с зачёркнутой буквой стоит другая, её нужно вставить вместо зачёркнутой.
Иногда рядом с картинкой стоит буква со знаком равенства, это означает, что её тоже нужно заменить в слове.
- Запятые в начале рисунка или в конце.
Запятая указывает на то, что от слова убирается буква, первая или последняя, в зависимости, где она стоит: в начале или конце. Какое количество запятых присутствует, столько букв и убирается.
- Картинка или слово перевёрнуты вверх ногами.
Это значит, что слово нужно прочитать справа налево.
- Черта горизонтальная между буквами или картинками.
Она обозначает предлоги «на, над, под».
- Различное расположение букв относительно друг друга.
Когда одна располагается в другой, это подразумевает предлог «в». Если одна буква находится за другой-подразумевается «за» или «перед».
- Несколько одинаковых букв или слогов.
Это значит, что количество букв нужно проговорить цифрой.
- Использование вместе с буквами или картинками различных цифр.
Добавляется цифра к слову, рисунку или буквам, с разных сторон.
- На поверхности одной или нескольких букв прописана какая-то другая буква несколько раз.
В таком случае добавляется предлог «по». (Повар)
- Под рисунком стоят цифры мелким шрифтом.
Нужно буквы в слове переставить в таком же порядке.
Чаще всего в одном ребусе используется несколько видов одновременно.
Ребусы различной сложности и для разных возрастов можно найти в детских журналах, специальных сборниках и в интернете: онлайн или распечатать.
Родители и сами могут составлять ребусы для своих детишек.
Теперь вы знаете, какие ребусы для детей 7-8 лет и другого возраста можно использовать для занятий с детьми.
Большинство детишек любят разгадывать ребусы и головоломки, поэтому поддерживайте их стремление в этом увлекательном и полезном деле.
Примеры ребусов для детей 7-8 лет:
Уделяйте время для игр с ребенком, предлагайте нескучные задания для интеллектуального развития — ребусы, головоломки, шарады, кроссворды, которые подходят ребенку по возрасту.
Решаем ребусы с цифрами
Самый простой вариант использования цифр в ребусах — для замены части слова.
Ответ: Сорока.
Если цифра рядом с рисунком зачеркнута, нужно убрать её из слова.
Слово «ТОРТ» читаем наоборот и отнимаем у получившегося слова «ТРОТ» первую букву «Т».
Ответ: Рот.
В ребусе над рисунком может располагаться ряд чисел. Если чисел ровно столько, сколько и букв в слове, просто меняем буквы местами, как указывает числовой ряд.
В слове «КАБАН» 5 букв и столько же букв изображено над рисунком. Просто выстраиваем буквы в порядке, указанном в числовом ряду, и получаем новое слово.
Ответ: БАНКА.
Если цифр над или под рисунком меньше, чем букв в слове, значит для разгадки используем только те, что соответствуют цифрам в числовом ряду.
Легко заметить, что цифр в загадке меньше, чем букв в слове «КРОКОДИЛ» или «АЛЛИГАТОР». Осталось выбрать верное слово и буквы из него.
Ответ: Кролик.
Решение
Из букв слова «КРОКОДИЛ» мы собрали новое слово – КРОЛИК.
10 детских ребусов для детей 9-10 лет
10 детских ребусов — это прекрасное времяпрепровождение, приносящее одновременно радость и пользу, поскольку является отличной гимнастикой для развития интеллекта.
Ребусы
Ответы:
- Груша
- Карта
- Дочка
- Концерт
- Ласка
- Тигр
- Карандаш
- Носорог
- Лук
- Рукав
Про животных и о птицах
Давая детям задание про птиц или животных, убедитесь, что он уже сталкивался с такими названиями животных, а также понимает все, что изображено на картинке.
Ребусы о семье, о маме
Кто для ребенка милее всех, если не мамочка! А кого он с радостью встречает каждый раз, кроме мамы и папы? Деткам очень понравится узнавать и угадывать в зашифрованных картинках бабушку, дедушку, сестричку и других родных. Распечатайте или нарисуйте картинки поярче и начинайте развлекаться, заодно обучая ребенка!
О спорте, о здоровье
Ребусы о труде, здоровье, спорте, профессиях и многие другие можно использовать в качестве тематических игровых пособий. В выпускной группе детсада, первых классах школы или дома намечается занятия либо беседа на одну из тем? Загадка в виде картинки позволит усвоить материал лучше, чем обычный безликий рассказ. Малышей заинтересует нестандартная подача материала.
Ребусы по сказкам
Сказки со знакомыми героями, современные или классические мультфильмы – неисчерпаемый кладезь вдохновения. Если ребенок не очень интересуется логическими загадками, можно попробовать увлечь его отгадыванием любимых персонажей. Загадок на эту тему гораздо больше, чем приведено в качестве примера. Зная интересы и любимые сказки вашего ребенка, вы можете создать ребусы в виде аппликаций самостоятельно.
Про осень, про зиму, о весне, летние
Практика показывает, что зимние загадки наиболее любимы детьми. Еще бы, ведь удовольствие приносят игры на снегу, катание на коньках и любимый праздник – Новый год.
Источники
- https://logiclike.com/math-logic/rebusy
- https://shkolaveka.ru/articles/rebusy-dlya-detey/
- http://sovetmama.ru/rebusyi-dlya-detey-7-8-let/
- https://alfikum.ru/rebusy/rebus-7-8-let/
- https://kindbi.com/article/10-detskih-rebusov/
- https://golovolomka.temaretik.com/1739148253723626201/10-rebusov-dlya-detej/
- https://detki.today/rebusyi-v-kartinkah-s-otvetami-dlya-detey-6-7-let.html
Помогло?