Рассказ переносные наименования животных и растений и особенности их употребления в речи

Здравствуйте, уважаемые родители!я очень рада вас приветствовать на нашем родительском собрании.мы с вами и вашими детьми стали участниками занимательного дела!

Здравствуйте, уважаемые родители!

Я очень рада вас приветствовать на нашем родительском собрании.

Мы с вами и вашими детьми стали участниками занимательного дела! А какого? Разрешите представить. Это проект «Редкие растения Иркутской области»

Слайд 2

Все началось с неординарного события.

Во время прогулки было замечено, что дети срывают цветы, растущие по дороге на участок.

Интересуюсь у детей:

— Неужели вам не жалко цветы? Они ведь теперь погибнут.

Много было высказываний детей.

В ходе беседы «Экосистема Земли», мы отметили, что настолько привыкли к наличию в нашей жизни растений, что совсем не ценим их вклад в нашу жизнь.

(слайд 3)

Выяснилось, что у детей недостаточная информированность о значении растений в нашей жизни, о проблеме их существования на Земле. Дети затруднялись отвечать на вопросы проблемного характера.

Но интерес по поводу какие растения могут исчезнуть и почему похоже главный.

(слайд 4)

Чтобы найти на него ответ, мы решили разработать проект «Редкие растения Иркутской области» и создать вместе с вами, уважаемые родители, познавательный журнал

Растения являются важнейшей составляющей экосистемы Земли, поэтому их сохранение одна из важных задач человека.

После определения актуальности проекта, мы выяснили, что дети знают о редких растениях, что хотят узнать и как это сделать.

Как педагог я понимала то, что этот процесс должен быть целенаправленным и поэтапным.

(Слайд 5)

Целью проекта стало Создание журнала своими руками «Редкие растения Иркутской области» с детьми подготовительной к школе группе, их родителями и воспитателем в совместной познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.

(Слайд 6)

Для реализации цели были решены следующие задачи.

Способы достижения цели, которые приведут к созданному продукту

Задачи для детей:

— выяснить у родителей о редких растениях Иркутской области,

— подобрать картинки совместно с родителями и воспитателем для оформления обложки и страниц журнала,

— нарисовать иллюстрации «Берегите природу»,

— принять участие в общей сборке журнала;

— презентовать журнал детям и воспитателям других групп.

Задачи для родителей

— побеседовать с детьми о значении сохранении флоры и фауны окружающей среды,

— составить с детьми рассказ о том как какую важную роль играют исчезающие виды растений,

— принять участие в презентации журнала.

Задачи для воспитателей:

— организовать беседу с детьми о красной книги с рассматриванием иллюстраций,

— помочь сформулировать проблему (цель) проекта, определить продукт и план его реализации,

— рассказать детям как создаются журналы и как они оформляются,

— обсудить с детьми и их родителями название журнала, содержание и требования к ее оформлению;

— помочь детям объединиться в рабочие группы по подбору материала и сборки страниц журнала, ее презентации,

Слайд 7

Итоговым продуктом нашего проекта является электроный журнал «редкие растения иркутской области»

Сл 8

(нажать на подготовительный этап) 

Подготовительный этап проходил под девизом «Мы можем». Придумать интересные идеи для совместно дела. Выделить редкие растения, которые расту на территории нашей области.

Слайд 9

Девиз основного этапа «Мы делаем». Обсуждаем, что такое журнал и как он оформляется, придумываем название журнала, создаем его эскиз, подбираем фон, подбираем картинки, иллюстрации, фотографии, отбираем необходимую информацию и накапливаем заряд положительных впечатлений.

(слайд 12)

В итоге у нас все получилось! При презентации книги ребята рассказали каждый о своем растении, о его свойствах.

Слайд 13

Вот результат нашего совместного, по-настоящему взрослого и необходимого дела – журнал «Редкие растения Иркутской области»!

Слайд 14

Страница № 1. «Книга тревоги – книга надежд»

1. Главная задача Красной книги – назвать находящиеся в опасности виды растений и животных, определить, что им мешает жить и разработать в соответствии с этим необходимые мероприятия по охране.

Не все животные и растения находятся на одном уровне. Каких-то больше, каких-то меньше, а какие-то исчезли совсем. В связи с этим были разработаны категории для каждого вида (обращение к схеме)

Схема 1. «Категории видов Красной книги»

Исчезнувшие

Находящиеся под угрозой исчезновения

Виды, численность которых резко сокращается

Редкие виды, находящиеся под угрозой исчезновения

Неопределенные виды

Также в Красной книге есть страницы разного цвета, которые, как и категории несут свою информацию.

Черные страницы – списки тех растений и животных, которых мы уже никогда не увидим, кого уже нет, кто уже умер.

Красные страницы – списки особо редких и исчезающих животных и растений.

. Желтые страницы – списки животных и растений, численность которых быстро снижается.

Серые страницы – обитатели, которые до сих пор мало изучены, места обитания труднодоступны.

На зеленых страницах – представители, которых удалось сохранить, спасти от вымирания, падение численности которых приостановлено.

Тема второй страницы «В мире редких растений»

Ель сибирская голубая. Редкая исчезающая разновидность голубой ели на Байкале, представляющая научный интерес. Высоко декоративна.

Вед. 4 Гусинолук зернистый. Редкая исчезающая разновидность. Имеет пищевое значение. Небольшое луковичное растение, с луковицей, усаженной по кругу под общей оболочкой еще более мелкими луковичками и одним ланцетным прикорневым листом. Стебель безлистный. Зонтиковидное соцветие состоит из 1—5 цветков. Лепестки 1,5 см длиной, снаружи с зелеными или красновато-коричневыми полосками, плод — коробочка.

Вед 1. Борец Сукачёва эндем ограниченного участка юго-восточного побережья Байкала. Реликт третичной широколиственной флоры. Корень длинный. Высота стеблей от 40-45 см на сухих щебнистых участках, до 77-130 см под пологом леса. Прикорневых листьев у взрослых особей от 3 до 8, у молодых вегетативных от 2 до 4, у всходов 1 лист. Пластинки листьев сверху опушенные прижатыми короткими волосками, более чем на 3/4, но не до основания разделены на 5 ширококлиновидных сегментов, которые надрезаны в свою очередь на тупозубчатые доли. Соцветие — простая или разветвленная кисть с редко сидящими цветками. Цветки зеленовато-желтые, на коротких цветоножках, при основании их имеются узкие густо опушенные продолговатые прицветники. Шлем цветка конический, прямой, 10-15 мм выс., ширина его 4-5 мм в средней части и 10-15 мм на уровне сильно выдающегося носика. Листовки в числе трех, голые.

Вед.2 Примула Кортузовидная: Изолированные от основного ареала местонахождения.

Корневище короткое, несущее мочку корней, розетку листьев и лишенныe листьев цветочные стрелки. Листья на черешках, превышающих пластинку или равных ей. Пластинки яйцевидные с сердцевидным основанием и округлыми зубчатыми лопастями по краям, так же как и черешки, покрыты оттопыренными мягкими волосками. Цветочные стрелки опушенные, значительно длиннее листьев. Зонтик из 3-12 цветков, сидящих на цветоножках 5-15 мм дл. Прицветники ланцетовидно-шиловидные, короче цветоножек. Венчик красно-фиолетовый с плоским отгибом 18-25 мм диам. Лепестки глубоко выемчатые. Коробочка почти вдвое длиннее чашечки. Распространение. Обитает на юге Сибири в Иркутской области имеются отдельные точечные местонахождения, изолированные от основного ареала: порт Байкал, между портом Байкал и ст. Маритуй в 20 км к западу от нее. ст. Маритуй, 121 км Кругобайкальской железной дороги.Растет на луговых участках близ железнодорожного полотна. Возможно, заносное растение.

Вед. 3 Вероника лекарственная: Редкий вид. Третичный реликт широколиственных лесов. Лекарственное растение. Краткое описание :Многолетнее травянистое растение 10-30 см высотой с ползучими и укореняющимися побегами. Стебли ветвистые, в верхней части восходящие. Листя супротивные, эллиптические, на очень коротких черешках, коротко заостренные, мелкогородчатые по краю. Цветки в больших одиночных несупротивных крепких кистях, в пазухах верхних листьев. Венчик голубоватый или светло-лиловый с темными жилками. В Иркутской области: произрастает по левому берегу в устье р. Снежной и р. Хара-Мурин. Меры охраны: Необходимо сохранение мест обитания и контроль за состоянием популяции.

Вед. 4 Тридактилина Кирилова — редкий вид, представитель монотипного рода, Эндемик Забайкалья. Внесен ; в Красную книгу России. Встречается только по юго-восточному по-бережью оз. Байкал от г. Слюдянка Иркутской обл. до пос. Выдрино Бурятской АССР.

Страница № 3 «Лекарственные растения»

Вед. 6. Солодка уральская всем знакома. Чаще всего заготовляют корни. В медицинской практике применяются в качестве отхаркивающего и мягчительного средства, при хронических запорах, как слабительное, при геморрое, применяется и для лечения язвы желудка и двенадцатиперстной кишки, иногда для лечения туберкулеза легких, бронхитах. В китайской и индийской медицине как средство, способствующее продлению жизни.

Вед. 5. Пион (Марьин корень) – средство, повышающее аппетит и улучшающее пищеварение. Настойка пиона применяется при бессоннице, повышенной нервной возбудимости, нервозах. В народной медицине при желудочно-кишечных заболеваниях, при колитах, при язвенной болезни желудка, настоям корня моют голову для усиления роста волос.

Вед.6. Облепиха крушеновидная – в медицинской практике применяют облепиховое масло, добываемое из мякоти. Оно обладает болеутоляющим средством, применяется при язвенной болезни, наружно при лечении ожогов, кожных болезнях. В народной медицине – это противоцинговое средство, болеутоляющее, желудочное. Отвар из листьев при расстройстве ЖКТ. Ягода облепихи используется в пищевой промышленности.

Страница № 4. «Биологическое разнообразие, пути его сохранения»

Одна из важнейших задач человечества сегодня – сохранение биологического разнообразия, то есть разнообразие видов организмов и природных сообществ. Что же люди делают для спасения природы. Прежде всего, ученые выявляют организмы, которым угрожает опасность, определяют, сколько осталось в природе, где именно сохранились, намечают меры их охраны. Ученые добиваются введения запрета на любое уничтожение (сбор, охота, вылов). Создаются специальные питомники для разведения отдельных видов.

С целью сохранения природы создаются заповедники, заказники, национальные парки.

 (слайд 22)

Останавливаться на достигнутом – это не про нас! Создание плакатов по охране редких растений – следующая увлекательная перспектива.

А эта неделя детства и их маленького исследования прожита! Прошла как надо!

(слайд 23)

Уважаемые родители, спасибо вам за ваших детей, за небезразличное отношение к процессу их взросления, за сопричастность к реализации проекта, с материалами которого мы можете познакомиться на нашем сайте.

Я готова ответить на ваши вопросы.

Инфоурок › Биология ›Презентации›Презентация по биологии на тему “Понятие о систематике растений”

Понятие о систематике растений, Биология

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Понятие о систематике растений, БиологияОписание слайда:

Понятие о систематике растений

2 слайд Понятие о систематике растений, БиологияОписание слайда:

Известно около Растения различаются 500 000 видов растений по размерам местообитанию внешнему строению срокам жизни и т.д. Как же разобраться во всем многообразии растений, произрастающих на Земле?

3 слайд Понятие о систематике растений, БиологияОписание слайда:

Систематика – это наука, которая изучает многообразие организмов, создает их классификацию, отражающую родственные взаимоотношения, сложившиеся в процессе эволюции.

4 слайд Понятие о систематике растений, БиологияОписание слайда:

Классификация – это процесс деления объектов на группы по определенным признакам.

5 слайд Понятие о систематике растений, БиологияОписание слайда:

Почему эти растения объединяют в одну группу?

6 слайд Понятие о систематике растений, БиологияОписание слайда:

Почему эти растения объединяют в одну группу?

7 слайд Понятие о систематике растений, БиологияОписание слайда:

Теофраст (род. 370 до н. э. — ум. 288 до н. э./285 до н. э.) — древнегреческий философ. Разносторонний учёный; является наряду с Аристотелем основателем ботаники и географии растений.

8 слайд Понятие о систематике растений, Биология
9 слайд Понятие о систематике растений, БиологияОписание слайда:

Дикорастущие растения Культурные растения

10 слайд Описание слайда:

цветущие растения нецветущие растения

11 слайд Описание слайда:

КАРЛ ЛИННЕЙ (1707—1778) — шведский натуралист, врач. Основоположник принципов и методов систематики органического мира. Основатель и первый президент Шведской академии наук. Почетный член Санкт-Петербургской академии наук.

12 слайд
13 слайд Описание слайда:

Шведский ботаник Карл Линней ввел бинарную номенклатуру. Латинский язык – международный в биологии. Фамилия + имя Род + вид Существительное + прилагательное Смородина красная (Ribes rubrum)

14 слайд
15 слайд Описание слайда:

Вид – группа сходных по строению и процессам жизнедеятельности особей, занимающих определенную территорию (ареал) и дающих при скрещивании плодовитое потомство, похожее на родителей.

16 слайд Описание слайда:

Лютик едкий Лютик ядовитый Лютик золотистый Лютик ползучий Лютик кашубский Видовые названия:

17 слайд Описание слайда:

Виды объединяют в роды. Род клевер объединяет луговой, ползучий и гибридный.

18 слайд Описание слайда:

Роды объединяют в семейства. Род лилия, тюльпан, пролеска, лук, рябчик, черемша объединяют в семейство лилейные.

19 слайд Описание слайда:

Таксономическое описание вида. Царство Отдел Класс Порядок Семейство Род Вид Растения Покрытосеменные Двудольные Магнолиевидные Лютиковые Лютик Лютик едкий

20 слайд
21 слайд Описание слайда:

Признаки покрытосеменных растений Наличие цветка Семязачатки заключены в завязь пестика Образование плодов и семян Двойное оплодотворение Образование эндосперма Наличие развитой проводящей ткани

22 слайд
23 слайд Описание слайда:

Схема классификации групп растений от царства до вида.

24 слайд
25 слайд Описание слайда:

Царства – наиболее крупные группы сходных по основным свойствам организмов. Отдел – самая крупная единица в царстве растений. Классы Двудольные и Однодольные образует отдел цветковые, или покрытосеменные.

Семейства объединяются в порядки, а порядки – в классы. Семейство – это систематическая единица, в состав которой входят близкие роды растений. Родственные виды объединены в род.

Вид это основная структурная единица в системе всех организмов

26 слайд
27 слайд
28 слайд
29 слайд Описание слайда:

+ Вирусы

30 слайд Описание слайда:

Домашнее задание: § 31, ? стр. 106.

31 слайд Описание слайда:

Расположите систематические категории в порядке возрастания. Класс Царство Отдел Род Семейство Вид Порядок

32 слайд Описание слайда:

Что общего в этих названиях? Populus tremula (осина), Populus alba (тополь белый), Populus piramidalis (тополь пирамидальный)

33 слайд Описание слайда:

1. Семейство луковых 2. Отдел цветковые растения 3. Вид лук репчатый 4. Класс однодольных 5. Порядок лилейных 6. Подцарство высшие растения 8. Царство растения 8 – 6 – 2 – 4 – 5 – 1 – 7 – 3 7. Род лук

34 слайд Описание слайда:

Ответьте на вопросы. Что такое систематика? Кто является автором систематики? Какая самая крупная единица систематики? Какая самая мелкая единица систематики? Что такое бинарная номенклатура? Для чего нужны латинские названия? Назовите основные отделы царства растений.

35 слайд Описание слайда:

Примеры систематики растений: Царство: Plantae (Растения) Отдел: Angiosperms (Цветковые растения, или Покрытосеменные ) Класс: Magnoliopsida (Магнолиопсиды, двудольные) Порядок: Brassicales (Капустоцветные) Семейство: Brassicaceae (Крестоцветные, капустовые) Род: Brassica (Капуста) Вид: Brassica oleracea (Капуста огородная, или белокочанная)

36 слайд Описание слайда:

Царство: Plantae (Растения) Отдел: Angiosperms (Цветковые растения, или Покрытосеменные ) Класс: Magnoliopsida (Магнолиопсиды, двудольные) Порядок: Rosales (Розовые, розоцветные) Семейство: Rosaceae (Розовые, розоцветные) Род: Rosa (Роза, шиповник) Вид: Rosa canina (Роза, или шиповник обыкновенный)

  • Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал. Пожаловаться на материал

Общая информация

Урок 35. Понятие о систематике растений. Раздел 11. Систематика растений

  • Методическое пособие разработки уроков биологии 6класс
  • Тип урока – комбинированный
  • Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.
  • Цель:
  • – осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
  • Задачи:
  • Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.
  • Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.
  • Воспитательные: 
  • Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ­ходимости ответственного, бережного отношения к окру­жающей среде.
  • Формирование понимания ценности здорового и без­опасного образа жизни
  • УУД
  • Личностные:
  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
  • Формирование ответственного отношения к учению;
  • 3) Формирование целостного мировоззрения, соответ­ствующего современному уровню развития науки и обще­ственной практики.
  • Познавательные: умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
  • Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
  • Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.
  • Планируемые результаты

Предметные: знать – понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь – определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

  1. Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации;анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос
  2. Метапредметные:.
  3. Умение самостоятельно планировать пути достиже­ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби­рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
  4. Формирование навыка смыслового чтения.
  5. Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
  6. Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
  7. Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
  8. Понятие о систематике растений
  9. Цели: продолжить формирование знаний о разнообразии ра­стительного мира на Земле; дать представление о систематике и о современной классификации растений; познакомить с ос­новными таксономическими группами растений (царство, отдел, класс, порядок, семейство, род, вид) и степенями родства между различными таксономическими группами; сформировать пер­воначальные знания о виде, о правилах образования бинарных названий видов.
  10. Оборудование и материалы: комнатные растения, гербарии ра­стений разных систематических групп; таблицы основных отделов растений; школьный атлас-определитель растений (по одному на парту).
  11. Ключевые слова и понятия: систематика растений, класси­фикация, царство, отдел, класс, порядок, семейство, род, вид, сорт; бинарная номенклатура, таксон, промежуточный таксон, латинские названия; основные отделы царства растений: отдел покрытосеменные (цветковые) растения, отдел голосеменные, отдел мохообразные, отдел папоротникообразные, водоросли.
  12. Ход урока
  13. Актуализация знаний
  14. Рассказ с ошибками

(Текст с ошибками раздается в печатном виде каждому уче­нику или по одному экземпляру на парту.) Ученикам дается око­ло 5 мин, чтобы прочитать его и исправить все ошибки. Затем учащиеся по порядку читают по одному предложению, называют и исправляют ошибки. Таким образом в работе будет задействован практически весь класс.)

Найдите и исправьте биологические ошибки в тексте.

В жизни цветковых растений можно выделить несколько возраст­ных периодов. Обычно выделяют четыре возрастных периода, которые идут друг за другом в следующем порядке: период молодости, период зрелости, зародышевый период, период старости.

Зародышевый период растения начинается с момента образования цветков материнского организма и продолжается до момента образо­вания семени растения.

Вначале образуется зигота – оплодотворенная одним из спермиев центральная клетка. Зигота имеет гаплоидный набор хромосом, а боль­шинство клеток организма имеет диплоидный набор хромосом. Зигота многократно делится, в результате чего образуется многоклеточный зародыш будущего растения – семязачаток.

В зародышевом периоде большинство растений проводит не более года. Если семена пролежали больше, то они становятся нежизнеспо­собными и погибают. Науке неизвестны случаи сохранения семян жиз­неспособными в течение более длительного времени.

Период молодости – промежуток времени от прорастания семени до момента образования семян на этом растении. Первое время про­росток молодого растения питается за счет корневой системы мате­ринского организма. Потом у него развивается своя корневая система. У однолетних растений период молодости длится дольше, чем у мно­голетних.

Стадия зрелости является исключительно вегетативным периодом в жизни растения. У многолетних растений этот период обычно самый короткий.

Период старости характеризуется активизацией всех жизненных процессов в организме растения. Растение начинает активно цвести и плодоносить, образовывать новые органы.

Изучение нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы

На Земле существует огромное количество различных расте­ний. (Учитель демонстрирует комнатные растения, гербарии, изображения различных растений на таблицах.)

Вспомните, какова примерная численность растений на Земле. (Ответы учащихся.)

Сейчас известно около 500 000 видов растений. Растения сильно различаются между собой по размерам, срокам жизни, местообитанию, внешнему строению и т. д. Для того чтобы ра­зобраться во всем многообразии растений, произрастающих на Земле, необходимо разбить их на определенные группы, т. е. классифицировать.

Вспомните, как называется наука о классификации расте­ний. (Систематика растений.)

Итак, систематика — это наука о классификации.

Понятие о систематике растений, Биология

А что же такое классификация? (Ответы учащихся.)

Классификация — это разделение всей общности на отдельные

группы по какому-либо признаку.

Вспомните, что является самой крупной единицей систе­матики. (Царство.)

Какие царства вы можете назвать? (Царстворастений, цар­ство животных, царство грибов и царство бактерийдро­бянок.)

Основоположником систематики по праву считается швед­ский ученый-естествоиспытатель Карл Линней (1707—1778). Он написал книгу «Система природы», где дал классификацию ра­стений, животных и даже минералов.

Кроме того, ученый опи­сал большое количество растений и животных, которые были ему известны, т. е. он описал их внешний вид, особенности, отличия этих растений и животных от других. Но заслуга Карла Линнея состоит не только в этом.

Благодаря нему каждое растение полу­чило не только имя, но и «фамилию».

Если мы заглянем в любой биологический справочник, то уви­дим, что названия всех растений состоят из двух слов. Напри­мер, радиола розовая, фиалка собачья, лапчатка прямостоячая, герань лесная и т. д. Это так называемая бинарная номенклатура (т. е. двойное название), которая была введена Карлом Линнеем в 1753 г. в книге «Виды растений».

Понятие о систематике растений, Биология

Все двойные названия являются наименованиями различных видов растений. Вид — основная (минимальная) единица систе­матики. Вид — совокупность растений, сходных по внешнему строению, способных скрещиваться и давать плодовитое жизне­способное потомство.

(Учитель демонстрирует несколько комнатных растений од­ного вида.)

Сходные по происхождению и внешнему строению виды объ­единяют в роды.

Если мы более подробно разберем двойные названия расте­ний, сможем обнаружить очень много интересного. Например, названия видов: лютик едкий, лютик ядовитый, лютик золоти­стый, лютик ползучий — имеют общее слово лютик.

Как вы считаете, о чем это говорит? (Ответы учащихся.)

Это говорит о родстве этих растений между собой, т. е. эти

растения объединяются в общую группу — род лютик. Таким об­разом, первое слово двойного названия растения (это чаще все­го существительное) является названием рода, а оба слова вме­сте — названием вида этого растения. Видовое название никогда не употребляется отдельно от родового. Оно бессмысленно, если написано отдельно. Видовому названию всегда предшествует на­звание рода.

  • Самостоятельная работа учащихся с атласом-определителем
  • Найдите в атласах-определителях, лежащих на ваших сто­лах, названия растений, принадлежащих к одному роду, и запишите эти названия в тетрадь.
  • (Учащиеся работают с атласами-определителями.)

Но во всей биологической литературе наравне с двойными русскими наименованиями указаны и названия на латинском язы­ке (также двойные). Введение латинских названий является заслу­гой Карла Линнея. Какой бы определитель мы ни взяли, в какой бы стране он ни был выпущен, рядом с обозначением на местном языке обязательно будет надпись на латинском.

Как вы думаете, для чего это делается? (Благодаря наличию латинских названий ученые всех стран могут беспрепят­ственно понимать друг друга.)

Найдите в атласах-определителях латинские наименования растений. Запишите в тетрадь латинское и русское названия одного-двух растений.

  1. (Учащиеся работают с атласами-определителями.)
  2. Продолжение рассказа учителя с элементами беседы
  3. Близкие виды растений объединяют в семейства, близкие семейства — в порядки, порядки — в классы, классы — в отделы, а отделы — в царство растений.

Например, род лютик вместе с родами василек, живокость и др. составляют семейство лютиковых. Семейства лютиковые, магнолиевые, барбарисовые и некоторые другие образуют поря­док магнолиевидных. Порядок магнолиевидных относится к клас­су двудольных растений, который, в свою очередь, принадлежит отделу покрытосеменных растений.

А к какому царству относятся покрытосеменные? (К цар­ству растений.)

Вне традиционного систематического дробления находится деление растений на высшие и низшие.

Кроме основных единиц систематики (таксонов), существуют и промежуточные, например, подотряд, подсемейство, подвид и т. д.

Понятие о систематике растений, Биология

Некоторые виды включают две или более расы, называемых подвидами, или разновидностями, которые в целом похожи, но имеют некоторые принципиальные отличия. Тогда название вида состоит из трех или более частей. Но основой все-таки яв­ляется бинарная классификация.

У культурных растений, выведенных человеком, принято выделять не подвид, или разновидность, а сорт растения. Сорта растений появляются в результате селекционной деятельности человека, т. е.

человек в течение длительного времени отбирал растения с теми признаками, которые его привлекали (крупные плоды, яркие цветки и т. д.

), скрещивал между собой, в резуль­тате чего образовались растения с определенными признаками, передающимися по наследству.

Те же процессы (но не направленные на определенный ре­зультат), правда гораздо медленнее, происходят и в природе, в ре­зультате чего образуются новые виды растений. На образование одного вида растений в природе может уйти от нескольких сотен до нескольких тысяч лет.

Отдел — самая крупная систематическая единица в царстве растений. Растения, относящиеся к одному отделу, имеют важ­нейшие общие признаки в строении.

Все многообразие растений принято делить на 15—18 отделов.

Выделяют следующие отделы: покрытосеменные (цветковые) растения, голосеменные, мохообраз­ные, папоротникообразные, водоросли — сборная группа растений, в которую входит несколько отделов.

Закрепление знаний и умений

Самостоятельная работа учащихся с учебником

Пользуясь текстом учебника (учебник И.Н. Пономаревой § 37; учебник В.В. Пасечника § 45) и материалом, изучен­ным на уроке, составьте схему соподчинения системати­ческих групп растений. Пользуясь школьным атласом- определителем, дополните схему примерами.

  • Фронтальный опрос
  • Ответьте на вопросы.
  • Что такое систематика?
  • Кто является автором систематики?
  • Какая самая крупная единица систематики?
  • Какая самая мелкая единица систематики?
  • Что такое бинарная номенклатура?
  • Для чего растениям нужны латинские названия?
  • Что такое таксон?
  • Что такое сорт?
  • Назовите основные отделы царства растений.
  • Подведение итогов урока
  • Домашнее задание

Прочитать параграф, знать основные термины, ответить устно на вопросы в конце параграфа. (Учебник И.Н. Пономаревой § 37; учебник В.В. Пасечника § 45.)

Творческое задание. В биологической литературе найти на­звания растений, которые даны в честь какого-либо известного человека. В чем заслуги этих людей?

Задания для учеников, интересующихся биологией.

Составить таксономическое описание любого вида растения (т. е. определить его вид, род, семейство, порядок и т. д.), указать близкородственные виды, сделать рисунок этого растения и обо­значить ареал его обитания. Работу оформить на отдельном листе и сдать учителю.

Найти в определителе род, к которому относится наиболь­шее количество видов. Выписать все эти виды. Подсчитать их количество.

  1. Основы систематики растений
  2. классификация : ЦарствоРастений

Ботаника.Систематикарастений.

Систематика растений. ОГЭ. ЕГЭ. Биология.

Ресурсы:

И.Н. Пономарёва, О.А. Корнило­ва, В.С. Кучменко Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразо­вательных учреждений

Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы

Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»

В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы

Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс

Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к

учебник «Биология», 6-й класс

Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html

Сайт YouTube: https://www.youtube.com /

Хостинг презентаций

– http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

Основы систематики. Систематика растений

Наука о распределении организмов на группы по степени родства называется, систематикой, а место того или иного организма в системе — классификацией.

Основателем систематики является К. Линней. Все растения относятся к одному царству. Царство растений делится на 2 подцарства: низшие и высшие растения.

К низшим растениям относятся водоросли. Некоторые из них имеют простое одноклеточное строение. Другие, хотя и являются многоклеточными, не имеют корней, стеблей и листьев.

К высшим растениям относятся моховидные, плауновидные, хвощевидные, папоротниковидные, голосеменные и покрытосеменные.

Признаки высших растений

Большинство высших растений имеют ткани и органы. Вегетативные органы — корни, стебли и листья — выполняют функции питания и взаимодействия с окружающей средой. Генеративные органы (цветки) служат для полового размножения.

Моховидные, плауновидные, хвощевидные и папоротниковидные растения размножаются спорами. Голосеменные и покрытосеменные растения размножаются семенами. Семена покрыты плотной оболочкой и содержат запасы питательных веществ и многоклеточный зародыш.

Хотя растения и разделяются па высшие и низшие, все они относятся к царству растений. Клетки низших и высших растений схожи по строению и жизнедеятельности. Все они способны к фотосинтезу при наличии хлорофилла.

Систематика растений

При изучении растений сходные друг с другом виды объединяют в роды, роды — в семейства, семейства — в порядки, порядки — в классы, классы — в отделы, отделы — в царство (рис.1,2):

Понятие о систематике растений, Биология

Рис.1 Основные систематические категории растений

Понятие о систематике растений, Биология

Таким образом, систематика — ото наука о степени родства организмов. Принадлежащие к определенной группе растения произошли от общих предков. У родов один общий вид — предок. Эти группы образовывались постепенно, в течение длительного времени, в результате приспособления к различным внешним условиям.

Вид — наименьшая единица в систематике, он объединяет растения, схожие по 4 признакам: 1) общее строение; 2) сходные экологические условия и общая территория обитания (ареал); 3) схожесть жизненных процессов, например скорость роста; 4) скрещиваемость и способность давать потомство.

К самой распространенной на земле группе растений относятся покрытосеменные, или цветковые. По строению семян, стеблей и листьев они подразделяются на два класса: однодольные и двудольные.

Например, всем известный картофель (паслен клубненосный) относится к роду паслен, семейству пасленовых, порядку норичниковых, классу двудольных, отделу покрытосеменных.

Вид лук репчатый относится к роду лук, семейству луковых, порядку лилейных, классу однодольных, отделу покрытосеменных растений.

 Систематика и классификация животных.

Как и всем живым организмам, растениям свойственны такие процессы, как обмен веществ, питание, дыхание, размножение, рост и развитие, раздражимость. Им ; характерны все виды размножения. При классификации растения делят на группы. Самая большая единица царства — подцарство.

Основными считаются следующие: вид —> род —> семейство —> порядок —> класс —> отдел —> царство. Вид — наименьшая единица системы.

При определении вида растения учитывается множество факторов: общее строение; сходные экологические условия и общий ареал; схожесть жизненных процессов; скрещиваемость и качество потомства.

  •  Строение семян двудольных и однодольных растений
  •  Голосеменные растения
  •  Покрытосеменные растения

вид класс отдел порядок род семейство систематика растений царство

Тема нашего урока: «Основы систематики растений». Нам нужно будет разобраться, что это за наука, систематика, и зачем она нужна. Систематика – это наука о том, как упорядочить что-либо разнообразное, разнородное, привести это в порядок. Систематизировать – это и есть наводить какой-то порядок, когда различные предметы формируются в группы по определенному признаку или общему сходству

Page 2

Все растения распределены по группам, в каждую группу входят растения с определенными свойствами, похожие по внешнему виду и строению

Page 3

Тема урока посвящена одному из семейств цветковых растений – семейству Крестоцветные. Мы рассмотрим представителей этого семейства, разделим их на культурные и дикорастущие, которые растут без участия человека, рассмотрим особенности цветка, характерные для того или иного семейства, и закончим особенностями семейства, метаморфозами – видоизменениями вегетативных органов, которые встречаются в данном семействе

Page 4

Сегодня мы познакомимся с самым красивым и вкусным семейством. К нему относятся розы, шиповник, боярышник, а также яблони, абрикосы, сливы, персики, вишни. Все они выглядят просто прекрасно. В этом семействе каждый найдет себе фрукт и цветок по душе. Это семейство Розоцветные.

Page 5

На уроке рассматривается семейство бобовых, его представители. Выясняются особенности строения цветка, плода и метаморфозы и видоизменения вегетативных органов. Также узнаем о роли бобовых растений в жизни человека.

Page 6

Тема нашего урока посвящена семействам цветковых растений, мы рассмотрим семейство Пасленовые – их название, представителей (дикорастущих и культурных) особенности цветка, их плоды и соцветия, выясним, в чем особенности метаморфозов, то есть вегетативных органов у того или иного семейства.

Page 7

Задумывались ли вы, что, покупая 1 цветок астры, вы покупаете десятки цветков? А все потому, что то, что называется цветком, на самом деле соцветие. А с подсолнечником ситуация еще интереснее – в его соцветии может быть до 1000 цветков. При этом его используют для получения масла, маргарина, корма для животных, халвы. Эти растения заслуживают внимания, ведь их значение в нашей повседневной жизни переоценить просто невозможно. 

Page 8

Весной, когда еще не весь снег растаял, начинают появляться белые подснежники и нежно-голубые пролески… Первые цветы после холодной зимы, за что их и прозвали первоцветами.

Затем появляется нежная хохлатка – с маленькими фиолетовыми цветочками-ротиками, гусиный лук – желтенькие звездочки, покрывающие землю. Потом, когда потеплеет, просыпаются ландыши и тюльпаны.

Все эти замечательные цветы относятся к семейству лилейных растений, с которым мы сейчас и познакомимся.

Page 9

Хлеб – всему голова. А из чего же делают хлеб, без которого человек просто не может прожить? Из пшеницы или ржи. Из их зерен изготавливают муку, из которой затем и пекут хлеб. Из зерна также изготавливают множество разных круп: пшенную, перловую, овсяную. А из некоторых злаковых растений даже строят дома и плетут мебель. Так неужели злаковые растения не заслуживают нашего внимания?..

Систематика в биологии – основы классификации растений и животных

Время на чтение: 12 минут

Задания таксономии

Разнообразие животных и растений классифицируются с использованием принципов, которые вытекают из строгой логики (здравого смысла), и знаний особенностей их строения, биологии, распространения. Систематика должна решить две основных задачи:

  1. Практическая — найти способ наиболее быстрого определения любого живого организма.
  2. Теоретическая — найти закон, по которому устроено многообразие животных и растений, построить естественную систему, отображающую этот закон (как, например, периодическая система элементов Д. И. Менделеева в химии).

С самого начала (не менее 300 лет) систематика растений и животных пребывает в состоянии молодой науки (в отличие от географии или ботаники, например). До сих пор описываются новые типы, радикально меняется классификация многих крупных групп, регулярно появляются новые методы и подходы к построению классификации.

Основные направления

Ж. Кювье основал науку палеонтологию и неопровержимыми фактами доказал, что животные Земли неоднократно радикально менялись. Объяснение этим изменениям дала эволюционная теория. Со времён публикации «Происхождение видов» Ч.

Дарвина эта теория стала руководящей при изучении животных.

Сейчас ни один натуралист не сомневается в основных положениях трансформизма: мир животных развивается и изменяется, и современные животные — потомки организмов прошлых геологических эпох.

В течение последних 50 лет в систематике сформировалось 4 основных направления:

  1. Традиционная или эволюционная систематика. Это гибрид «линнеевской» систематики с синтетической теорией эволюции. Основные постулаты: природная система должна прямо отражать филогению; чем признак давнее, тем он существеннее для классификации; объективно существуют только виды и подвиды; все другие таксоны — чистая условность; ранг таксона определяется степенью его отличия от других таксонов и внутренней гомогенностью. Известные представители: орнитолог Э. Майр, палеонтолог Дж. Симпсон. В рамках этого направления работает много систематиков-практиков.
  2. Кладистика (филогенетическая систематика) В. Хеннига. Основные постулаты: система должна прямо отображать филогению; производные характеристики более существенны для построения классификации, чем исходные; построение системы должно быть строго формализовано (например, считается, что из 1 вида всегда возникает 2 новых вида, а не 1, или 3); ранг таксона определяется исключительно его геологическим возрастом. Основоположник — энтомолог Вилли Хенниг. В рамках этого направления работает большинство западных систематиков (Западная Европа и, особенно, США и Канада), а также все, кто занимается геносистематикой.
  3. Нумерическая таксономия (фенетическая систематика). Главные постулаты: природной системы нет — может быть много равноценных вариантов классификации; все признаки абсолютно равноценны; классификация строится с помощью статистической обработки распределения признаков по таксонам, количеству сходств и различий между ними; ранг таксона устанавливается по степени его отличия от соседних таксонов. Среди систематиков-практиков последователей этого направления немного.
  4. Типология. Постулаты: природная система существует, она может быть объяснена морфологическими закономерностями и законом гомологических рядов Вавилова; классификация должна отображать не гипотетические пути эволюции, а сходства и различия; разные признаки имеют разный вес и должны использоваться для разграничения таксонов разных рангов; объективно существуют не только виды и подвиды, но и таксоны более высоких рангов. Типология основывается на идеях Л. С. Берга, М. В. Беклемишева, А. А. Любищева. В рамках этого направления работает немало отечественных систематиков.

Таксономический анализ

Учёный Карл Линней предложил иерархическую схему из пяти категорий: класс, ряд, род, вид и вариетет. Например, человек расположился в классификации К. Линнея в такой последовательности:

  1. Класс: Mammalia.
  2. Отряд: Primates.
  3. Род: Homo.
  4. Виды: sapiens, troglodytes.
  5. Вариететы: ferus, americanus, europaeus, afer.

На сегодняшний день наивысшим рангом группировки всех живых существ является домен или надцарство. Такое название термина предложил Карл Вёзе в 1990 году.

Таксономический анализ представляет собой распределение признаков между таксонами, на основании которого таксоны группируются в надтаксоны. Фактически, это анализ таксонов и их выдающихся признаков.

Первый этап — составление таблицы таксон/признак. Такую таблицу приходится делать всем практикующим систематикам, будь то кладисты, или типологи, или представители других направлений.

Способы, которыми такая таблица превращается в классификацию, сильно отличается в разных школах. Таксоны группируются по два или более на основании подобия и различия.

Равноценные признаки можно подсчитывать с помощью формул и сравнивать количество общих признаков и отличительных черт у разных таксонов.

Если признаки считаются неравноценными, то больший вес может предоставляться или более давним примитивным, или более молодым и производным. Корреляция между признаками может учитываться или не учитываться.

Группировкам таксонов, которые вышли, предоставляется ранг соответственно с традициями, разветвлениями эволюционных линий, геологическим возрастом, соотношением между величиной хиатуса и числом представителей.

«Линнеевская» систематика

В «Философии ботаники» Линней писал, что сначала он выделял таксоны интуитивно, а потом уже оформлял своё убеждение в классификацию, обнаруживая природные, существенные и искусственные признаки.

После составления таблицы таксонов и признаков нужно найти «природный признак» — совокупность признаков, которые совпадают во всех подтаксонах (например, в видах внутри рода, в родах внутри семейства). Таким образом, для нахождения природного признака рода сравниваются списки особенностей разных видов. Вычёркиваются все признаки, которые не совпадают.

Природные признаки представляют собой описание таксона. Они включают в себя самые обычные и распространённые признаки, характерные для таксонов более высоких рангов. Например, самым природным признаком какого-либо рода является клеточное строение, какого-либо рода в составе типа хордовых — наличие хорды.

Природные признаки, в свою очередь, содержат в себе существенные и искусственные признаки. Существенный признак служит для различия таксонов в системе органического мира.

Искусственный признак разграничивает род всего лишь от других родов такого же искусственного порядка. Это заменитель существенного признака, пока тот не найден.

Существенные и искусственные признаки служат для разграничения родов, а природные — для их описания.

Традиционная классификация

Для обозначения таксонов, ранг которых ещё неясен, используются такие нейтральные термины, как фенон, форма, группа.

Фенон — фенотипически однородная выборка особей. Самцы и самки могут принадлежать к разным фенонам; в случае видов-двойников к одному фенону могут относиться представители нескольких видов.

Термин «форма» может применяться, когда неизвестно, идёт ли речь про вид или подвид, или про экземпляр, который уклоняется, сезонную вариацию или касту. Термин используется также, когда речь идёт о нескольких таксонах разных рангов (например, вид и подвид).

Группа — виды, которые не имеют статуса подрода.

Понятие вида

Вид — основная систематическая категория. Это единственная таксономическая категория, объективное существование которой не поддаётся сомнению и подвергается экспериментальной проверке. Именно вид является исходной единицей систематики организмов.

Считается, что самостоятельные виды должны быть генетически изолированы. Особи, репродуктивно изолированные друг от друга, относятся к разным видам. Способные скрещиваться между собой должны быть отнесены к одному виду. Если генетическая изоляция доказана, то доказана и самостоятельность вида.

Однако репродуктивный критерий сложно использовать на практике при обработке коллекционных материалов. В практической работе для разграничения близких видов используется тройной критерий. Его применение позволяет надёжно определить, когда имеется дело с самостоятельными видами, а когда — с внутренне видовой изменчивостью (географической, гостальной, индивидуальной).

Морфологический критерий

Этот критерий позволяет, не проводя экспериментов по скрещиванию, оценить, являются ли две формы репродуктивно изолированными в природе.

Хиатус — выразительный разрыв в морфологических признаках, то есть отсутствие промежуточных вариантов между двумя формами. Противоположное понятие — трансгрессия: это перекрытие морфологических признаков, то есть наличие промежуточных вариантов.

Если две формы имеют хиатус в каких-нибудь морфологических характеристиках, то они, скорее всего, репродуктивно изолированы, а, значит, должны быть отнесены к разным видам. Если виды действительно самостоятельные, хиатус определяется даже между видами-двойниками.

Географический параметр

Если две близкие формы, разделённые хиатусом, имеют самостоятельные ареалы (расположение), которые не перекрываются, скорее всего, они являются самостоятельными видами. Если же две очень близкие формы, разделённые морфологическим хиатусом, встречаются совместно, то не исключено, что в иерархии они должны быть отнесены к одному виду.

Экологический признак

Каждый вид владеет большей или меньшей экологической специфичностью. Только в сказке К. Чуковского «рыбы по полю гуляют, жабы по небу летают». Очень маленькая вероятность, что один вид будет существовать и в пустыне, и на болоте. Птицы, которые гнездятся в дуплах, не могут гнездиться в песчаной пустыне.

Классификация растений и животных до сих пор не развалилась только из-за консервативности большинства систематиков. В каждом направлении существуют интересные методы и подходы, которые можно использовать в практической работе.

МЕТОДИКА

Руководство наблюдениями в разных возрастных группах.

Младшие группы. Продумывая организацию и руководство наблюдениями детей, воспитателю необходимо учитывать особенности психических процессов, уровень познавательной деятельности малышей. Известно, что внимание маленьких детей привлекают яркие, подвижные объекты. Поэтому лучше первые наблюдения организовывать за животными, а не за растениями. В этом возрасте дети еще не умеют держать поставленную перед ними цель, точно следовать предложенному им плану, подводить итог наблюдению. Объем формируемых представлений довольно ограничен.

В связи с этим в начале наблюдения основной задачей воспитателя является привлечение внимания детей к объекту. Можно использовать разнообразные сюрпризные игровые приемы: например, неожиданно принести животное в группу или сказать детям, что их приглашают в гости кролики, а можно заинтересовать малышей с помощью персонажей кукольного театра, забавных игрушек. Затем организуется рассматривание объекта. Учитывая то, что внимание детей прежде всего привлекают действия животного, воспитатель различными приемами побуждает его к активному поведению (кормит кролика, играет с котенком бумажным бантиком), а затем обращает внимание детей на то, как ест животное, смотрит, какие издает звуки. Педагог задает детям вопросы, побуждая назвать то или иное действие. Большое значение при этом имеют приемы обследования. Обследование объектов помогает выделить их сенсорные признаки, например, для того, чтобы малыши знали, какая у котенка шерстка, им предлагают осторожно ее погладить и определить, пушистая или гладкая она. Воспитатель использует и подражание движениям, звукам. Например, предлагает детям сложить ладони и подвигать ими, как рыбка хвостиком, помяукать, как котенок, и т. д. Во второй половине года в ходе наблюдения в младшей группе можно использовать сравнение. Воспитатель подбирает два животных или растения и предлагает сравнить их. Можно сравнивать живой объект с изображением на картинке. Основной задачей сравнения является установление признаков отличия одного объекта от другого. Малыши увидят, что животные и растения отличаются друг от друга по величине, цвету, характеру движения и т. д.
Обучая детей, воспитатель четко ставит вопрос, направляя их внимание на сравниваемые признаки, например: «Посмотрите на воробья и голубя: кто из них больше?» или «Какого цвета перышки у воробья и какого — у голубя?»

С трехлетнего возраста в наблюдение можно включать отдельные поисковые действия. Например, во время кормления щенка предложить ему разный корм: мясо, рыбу, овощи — и после наблюдения спросить детей, что щенок больше всего любит есть.
Важно, чтобы во время наблюдения дети вели себя свободно, естественно, чтобы они могли проявлять свое отношение к животным, растениям. Многое здесь зависит от взрослого. Когда воспитатель дает возможность всем детям активно действовать, свободно высказываться и проявлять свои чувства, малыши получают большую радость от общения с природой. В конце наблюдения, чтобы усилить эмоциональное впечатление детей от общения с животными или растениями, целесообразно спеть им песенку, прочитать стихотворение, связанные с темой наблюдения, или поиграть в такую игру, где действует соответствующий персонаж.

Наблюдения за животными и растениями в младших группах следует проводить неоднократно. Полезно их повторять как со всей группой, так и с небольшими подгруппами и даже индивидуально. Очень хорошо, если наблюдения связываются с игрой, изобразительной деятельностью, например: «Посмотрим елочку, а потом нарисуем ее» или «Посмотрим, не надо ли обтереть листья у фикуса».

Средняя группа. Воспитанники средней группы уже обладают некоторым запасом конкретных представлений о природе. Рассматривая окружающие предметы, они способны воспринимать их в деталях. Вместе с тем самостоятельное наблюдение в этом возрасте еще несовершенно. Дети не могут выделить характерных признаков отличия, увидеть общие признаки у нескольких объектов. Воспитанники средней группы постепенно учатся принимать задачу наблюдения, поставленную воспитателем. И если эта задача совпадает с практической деятельностью, то воспринимается она довольно легко, например: «Хомячок будет у нас жить, научимся за ним ухаживать».

Во время наблюдения дети вслушиваются в вопросы воспитателя и, следуя заданному им плану, рассматривают объект. В итоге наблюдения при целенаправленном руководстве каждый из них может составить целостный образ наблюдаемого объекта и дать его словесное описание.

Возросшие возможности восприятия пятилетних детей позволяют усложнить содержание наблюдения. Ребят учат рассматривать не только животных, но и растения, причем могут предложить как один, так и два объекта одновременно. Теперь во время наблюдения каждый ребенок (или небольшая группа в 2—3 человека) получает объект (или несколько) для индивидуального рассматривания. Это так называемое наблюдение с использованием раздаточного материала. Начиная со средней группы, организуется длительное наблюдение за развитием и ростом животных, растений.

Объем представлений, которые формируются в ходе наблюдения в средней группе, также значительно расширяется. Детей продолжают знакомить с особенностями внешнего вида некоторых растений и животных, выделяют составные части, характерные признаки каждого из них. Наблюдая за животными, дети узнают, кроме того, о том, как они передвигаются, чем питаются, где обитают. Постепенно дошкольники начинают понимать некоторые связи и отношения между объектами природы. На этой основе становится возможным формирование знаний о некоторых приспособлениях животных и растений к окружающей среде.

Наблюдение в средней группе начинается с постановки воспитателем познавательной задачи, которая нередко совпадает с практической деятельностью, например: «Будем рассматривать кролика и научимся за ним ухаживать», «Рассмотрим рыбку и будем рисовать ее». В ходе наблюдения воспитатель пользуется различными приемами, помогающими ему сосредоточить внимание детей на особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях животного, установить необходимые связи и отношения.

Широко используются вопросы к детям, которые теперь необязательно будут связаны с действиями животного во время кормления, игры и т. д. Воспитанники средней группы в состоянии слышать вопросы, обращенные к ним, и отвечать на них, отвлекаясь от проявлений животных, вызывающих непосредственный интерес. Кроме вопросов, направленных на уточнение знаний об основных частях объектов, их особенностях: кто это? Какого цвета шерстка? Какой формы туловище? И т. д.,— следует задавать вопросы, направленные на установление детьми элементарных связей и отношений между объектами природы, так называемые поисковые вопросы, например: почему рыбка телескоп плавает медленно, а гуппи — быстро? Почему хомячок так ловко лазает по лесенке?

Особое внимание следует уделить формированию у детей умения рассказывать о результатах наблюдения. С этой целью педагог продумывает приемы, активизирующие речь детей: задает один и тот же вопрос в разных вариантах разным детям, предлагает проговаривать хором трудные и новые слова, выбирать наиболее точное обозначение признака из двух-трех предложенных воспитателем и т. д. Детей учат сравнивать объекты по признакам различия и сходства.

В средней группе начинают использовать и личный опыт детей. Например, рассматривая вместе с ребенком котенка, воспитатель просит малыша вспомнить, какого цвета котенок живет у них дома, что он любит есть, как играет и т. д. Этот прием способствует возникновению интереса к наблюдению, желания поделиться пережитыми впечатлениями, формированию обобщенных представлений о животных.

В ходе наблюдения в средней группе рекомендуется использовать загадки, песенки, потешки, стихи, связанные с содержанием занятия. Воспитатель может предложить детям вспомнить известные им стихи и прочитать их сверстникам.

Воспитанники средней группы начинают осваивать несложные способы ухода за растениями и животными; поэтому в ходе наблюдения педагог может предложить им выполнить несложные трудовые действия: покормить рыбку (птичку), помыть кормушку (поилку) и т. д.

У детей необходимо сформировать отчетливое представление о наблюдаемом объекте, знание о некоторых способах ухода за ним, бережное отношение. Поэтому, завершая наблюдение, следует с помощью вопросов выяснить, как дети усвоили знания. Вопросы нужно сформулировать так, чтобы они были интересны ребятам и вели к обобщению полученных знаний. Например: «Расскажите, как будем ухаживать за кроликом» или «А как вы узнаете снегиря, если увидите его на улице?» Результатом наблюдения может стать и практическая деятельность детей: отражение наблюдаемого объекта в рисунке, уход за ним в уголке природы.

В средней группе более широко, нежели в младшей, проводятся наблюдения за растениями. Рассматривание растений можно организовать во время труда: например, предложить детям рассмотреть семена перед посадкой. В середине года начинают организовывать наблюдения за растениями с познавательной целью (на занятиях). Примером такого занятия может быть «Рассматривание и сравнение бегонии и алоэ».

Старшая группа. В старшем дошкольном возрасте дети способны не только принимать познавательную задачу, поставленную взрослым, но и самостоятельно ставить ее во время разнообразной деятельности: игровой, трудовой, изобразительной. Довольно часто самостоятельная постановка задач в старшем дошкольном возрасте связана и с познавательной деятельностью, возникновением в ходе ее вопросов, противоречий.

Наблюдение становится все более планомерным. Дети могут сами наметить несложный план наблюдения («Сначала рассмотрим, какой кролик, потом что и как он ест, как передвигается») и действовать в соответствии с ним. Восприятие ребят становится более расчлененным (дифференцированным). Под руководством воспитателя дошкольники вычленяют в объектах характерные и существенные для целой их группы «признаки. На этой основе возможно формирование обобщения. Характерно для наблюдения и то, что дети могут рассматривать объект не изолированно, а в системе его связей с окружающим миром: место и среда обитания, приспособление к окружающей среде. Таким образом, знания, навыки и умения детей усложняются.

В старшей группе воспитатель знакомит детей с новыми объектами, которые можно наблюдать в ближайшем окружении, и с теми, которые обитают в других климатических зонах. Детей продолжают знакомить с особенностями внешнего вида, образом жизни животных (движение, питание, сезонные приспособления, защита от врагов, рост и развитие). Вместе с тем важной задачей, которую решает воспитатель, является установление связей между внешним видом животного, его образом жизни и средой обитания. Организуются  наблюдения и с использованием раздаточного материала.

Формирование у детей старшего дошкольного возраста более  сложных знаний требует от воспитателя и усложнения методики организации, и проведения наблюдения. Наблюдение начинается ,(м с постановки перед детьми познавательной задачи, например: «Сегодня мы будем рассматривать попугайчиков, чтобы научиться за ними ухаживать». Затем воспитатель задает детям разнообразные и. вопросы. Некоторые совсем несложные, например когда ребенок ,,. должен узнать и различить внешние признаки объекта: кто это? Какие части тела есть у птиц? И т. д. Более сложные вопросы заставляют ребенка припомнить то, что он видел раньше: чем мы кормили снегирей? — или сопоставить объекты и найти в них признаки различия и сходства: чем отличается попугай от снегиря? Что общего у всех птиц? Широко используются поисковые вопросы, направленные на установление связей  и отношений:  почему у попугая клюв короткий, сильный, загнутый в виде крючка? Какой корм может есть попугай? Почему попугай легко лазает по стенкам клетки?

Воспитанникам старшей группы предоставляется большая самостоятельность в использовании известных им способов наблюдения, определении его плана и подведении итогов. Воспитатель помогает детям в случае затруднений вопросами, использует модели, обеспечивающие полноту и точность восприятия, установление связей и отношений, подводит их к самостоятельным выводам. Результаты наблюдения дети отражают в речи, используют в различной деятельности (трудовой, изобразительной и т. д.).

Подготовительная к школе группа.Основная тенденция познавательной деятельности детей седьмого года жизни — стремление к обобщению. Это объясняется тем, что способности ребят видеть существенные признаки в предметах и явлениях природы возросли. Наблюдение становится более самостоятельным.

Задачей воспитателя является формирование в процессе наблюдений обобщенных элементарных понятий, подведение детей к пониманию все более сложных закономерностей, существующих в природе, воспитание самостоятельности.

Организуя наблюдение с детьми этого возраста, воспитатель отбирает материал, способствующий систематизации и обобщению знаний, помогающий видеть в объектах и явлениях природы существенные признаки. На основе выделения этих существенных, общих   признаков  у  детей   формируются   элементарные понятия: «животные», «растения», «живое», «неживое», «зима», «лето» и т. д. Педагог помогает воспитанникам увидеть общие закономерности между средой обитания и внешним видом растений и животных, между условиями существования и их потребностями, образом жизни.

Так же как и в старшей группе, наблюдение начинается с постановки перед детьми познавательной задачи. Но теперь в ходе занятия воспитатель чаще использует вопрос-задание, требующий от детей умения наблюдать и планомерно отчитываться о результатах наблюдения. Например, во время наблюдения за аквариумными рыбками воспитатель дает такое задание: «Посмотрите и расскажите, чем отличается гуппи от рыбки, которая жила у нас раньше?» Дополнительные вопросы он задает лишь в случае затруднений, предоставляя детям возможность самостоятельно понаблюдать за новой рыбкой. Чаще, чем в старшей группе, педагог использует сравнение по общим (сходным) признакам, что дает возможность подводить детей к усвоению элементарных понятий.

Воспитатель стремится к тому, чтобы обследовательские действия детей были осознанными. С этой целью обследовательские действия используются для проверки полученных в ходе наблюдения впечатлений. Воспитатель с помощью вопросов побуждает детей к осознанию способа получения знаний: как ты об этом узнал? Проверь. Широко используются трудовые действия, обеспечивающие формирование навыков и умений по уходу за растениями и животными. Хорошо, если воспитатель загадывает детям загадки, читает стихи, рассказывает интересные истории, так как все это способствует расширению знаний дошкольников. Особое место среди педагогических методов и приемов занимают вопросы поискового характера. Именно они помогают детям понять взаимосвязь между наблюдаемыми явлениями природы. Заканчивается наблюдение обобщением.

Фиксация наблюдений. Разнообразие способов фиксации наблюдений.

Фиксацию наблюдений можно разделить на несколько видов:

Ментальные-словесные:

— ребенок рассматривает объект и составляет о нем устный рассказ.

— для тренировки зрительной памяти (рассматриваем объект – закрываем глаза и даем его описание).

— сравнение объекта с уже известным(средняя группа – акцент на отличительные признаки; старшая группа – акцент на сходство).

— включение материалов наблюдений в дидактические игры(«опиши- мы отгадаем», «что изменилось?»; «найди такое же»).

— прием- напоминание.

— прием- одновременное изучение двух взаимообратных процессов (птицы осенью улетают, а весной прилетают).

Использование готовых форм (этот способ подразумевает самостоятельность детей; даем несколько картинок – дети выбирают правильный вариант из нескольких предложенных).

— картинки, фотографии, схематичные зарисовки, объемные изображения- могут быть игрушки, циферблаты со стрелкой, отдельные буквы и слова, листы бумаги с прорезями(способ этот можно начинать использовать с середины второй младшей группы, в средней группе, даже в старшей и подготовительной группах).

Подсчет количества объектов на участке детского сада (количество деревьев, кустарников одного вида, сколько птиц прилетело на кормушку и т.д.).

Рисунки- прогнозы полезны для формирования у детей реальных представлений о длительности и последовательности протекания тех или иных процессов (Например: замочили семена гороха. Задание: нарисовать как они будут выглядеть через неделю).

Фотографирование является очень ценным способом фиксации наблюдений. Фотографировать можно любые объекты нужное количество раз в разное время года, при любой погоде, на разных стадиях развития. Формы работы с фотографиями на занятиях разнообразны:

— рассмотреть фотографию, вспомнить увиденное

— составить рассказ

— сложить в определенном порядке – «Что сначала, что потом»

— находить сходства и различия между объектами

— играть в разные дидактические игры «Найди по описанию»

— решать логические и экологические задачи (что хорошего сделал человек, что плохого; как  вести себя в природе; правильно ли поступают дети и т.д.)

Фото из книг и журналов- также можно использовать и решать логические и экологические задачи.

Изобразительные способы:

Зарисовки- самый распространенный, но не самый легкий, т.к. у детей недостаточно развиты изобразительные умения. В зависимости от возраста – зарисовки делает воспитатель, отдельные дети или вся группа.

Систематическое зарисовывание наблюдений ведется не каждый день, а только важных деталей, которые сильнее всего меняются в ходе наблюдений.

Использование  условных знаков позволяет создавать рисунки в закодированном виде. Например: ведение календарей погоды (лучше всего значки придумывать вместе с детьми).

Обведение объектов используется, когда необходимо сохранить точные размеры или взаимное расположение частей (распускающиеся листочки, разветвление корней).

Для наблюдений линейных размеров используем линейку, полоски бумаги, палочки, длина которых соответствует размеру избранного объекта(трава на участке, цветы, рассада, ростомер для детей).

Планы-схемы создаются для регистрации перемещения объектов или их взаимного расположения.

______________________________________________________________________________________________________

_______________________                                                         _________________________

                                          Группа)                                                                                             (дата рождения)

Афанасьева Ю.В.

Показатели развития

Этапы диагностики

Начало года

Середина года

Конец года

 Представлений об окружающей действительности

Знает домашний адрес, телефон, свое имя, имя и отчество родителей.

Знаком с трудом взрослых. Знает профессии родителей и родственников.

Навыки вежливого отношения к окружающим (здороваться, прощаться, благодарить за помощь).

Умение обращаться за помощью к взрослым.

Сформированность доброжелательных взаимоотношений с другими детьми.

Сформированность интереса к учебной деятельности и желание учиться в школе.

 Представления об объектах окружающего мира

Проявляет необходимые для подготовки к школе качества: произвольное поведение, ассоциативно-образное и логическое мышление, воображение, познавательную активность.

Умение сосредоточивать внимание на предметах и явлениях предметно-пространственной развивающей среды; устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

Сформированность умения выделять отдельные части и характерные признаки предметов (цвет, форма, величина), сравнивать и группировать их по этим признакам.

Знание предметов ближайшего окружения, их назначение.

Знает домашних животных и их детенышей, особенности их поведения и питания.

Времена года и их последовательность.

Имеет представления о диких животных (медведь, лиса, белка, еж и др.).

Знаком с фруктами,  овощами,  ягодами.

Умение определять цвет, величину, форму, вес (легкий, тяжелый) предметов; расположение их по отношению к ребенку (далеко, близко, высоко).

Названия частей суток (утро, день, вечер, ночь).

Наличие представления о чередовании частей суток и их некоторых характеристиках.

Умение группировать и классифицировать знакомые предметы (обувь — одежда; посуда, транспорт и т д).

Имеет представление о том, что Земля — наш общий дом, на Земле много разных стран; о том, как важно жить в мире со всеми народами, знать и уважать их культуру, обычаи и традиции.

Сезонные наблюдения

Осень. Наличие представления о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь растений, животных и человека.

Зима. Наличие знаний об особенностях зимней природы (холода, заморозки, снегопады, сильные ветры).

Весна. Знания детей о весенних изменениях в природе: тает снег, разливаются реки, прилетают птицы, травка и цветы быстрее появляются на солнечной стороне, чем в тени.

Лето. Наличие представления о влиянии тепла, солнечного света на жизнь людей, животных и растений (природа «расцветает»,много ягод, фруктов, овощей; много корма для зверей, птиц и их детенышей).

Сенсорное развитие

Умеет самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые и новые способы; сравнивать, группировать и классифицировать предметы по цвету, форме и величине.

Знание геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал и т д.).

Знаком с цветами спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый (хроматические) и белый, серый и черный (ахроматические).

Умение использовать органы осязания, для знакомства с различными материалами, путем прикосновения, поглаживания (характеризуя ощущения: гладкое, холодное, пушистое, жесткое, колючее и др.).

Знаком с признаками предметов, умеет определять их цвет, форму, величину, вес. Рассказывать о материалах, из которых сделаны предметы, об их свойствах и качествах.

Формирование элементарных математических представлений

Количество и счёт

Наличие представления о том, что множество («много») может состоять из разных по качеству элементов: предметов разного цвета, размера, формы.

Сериация(установление последовательных взаимосвязей):

— умение видеть и называть соседний объект.

— умение распределить объекты по убыванию или по возрастанию степени проявления признака.

Наличие представления о порядковом счете, умение пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?».

Отсчитывать предметы из большего количества;  выкладывать, приносить определенное количество предметов в соответствии с образцом или заданным числом в пределах 10 (отсчитай 4 петушка, принеси 3 зайчика).

Умение составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы; различать понятия «много», «один», «по одному», «ни одного».

Сравнивать две равные (неравные) группы предметов на основе взаимного сопоставления элементов (предметов).

Знание приемов последовательного наложения и приложения предметов одной группы к предметам другой.

 Понимание вопроса: «Чего больше (меньше)?».

Умение считать до 10 (20).

Умение понимать отношения рядом стоящих чисел.

Умение считать в обратном порядке (в пределах 10 (20)).

Величина

Умение сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте).

При сравнении, в речи использование прилагательных; (длиннее — короче, шире — уже, выше — ниже, толще — тоньше или равные (одинаковые) по длине, ширине, высоте, толщине).

Умение устанавливать размерные отношения между 3–5 предметами разной длины (ширины, высоты), толщины, располагать их в определенной последовательности — в порядке убывания или нарастания величины.

Использование понятия, обозначающего размерные отношения предметов (эта (красная) башенка — самая высокая, эта (оранжевая) — пониже, эта (розовая) — еще ниже, а эта (желтая) — самая низкая» и т. д

Форма

Умение узнавать и называть плоские геометрические фигуры (треугольник, четырехугольник, овал, круг).

Умение узнавать и называть объемные геометрические фигуры (куб, шар).

Умение различать, называть и использовать основные строительные детали, умение располагать их.

Умение сравнивать предметы по форме (одинаковые и разные) разными способами (на глаз и наложением).

Умение соотносить форму предметов с геометрическими фигурами: тарелка — круг, платок — квадрат, мяч — шар, окно, дверь — прямоугольник и др.

Находить в ближайшем окружении предметы одинаковой и разной формы: книги, картина, одеяла, крышки столов — прямоугольные, поднос и блюдо -овальные, тарелки — круглые и т. д.

Ориентировка в пространстве

Умение определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед — назад, направо — налево, вверх — вниз); обозначать словами положение предметов по отношению к себе (передо мной стол, справа от меня дверь, слева — окно, сзади  полках с игрушками).

Знакомство с пространственными отношениями: далеко — близко (дом стоит близко, а березка растет далеко).

Умение ориентироваться на листе бумаги (справа — слева, вверху — внизу, в середине, в углу).

Ориентирование в окружающем пространстве, считая точкой отсчета себя или другой предмет.

Ориентировка во времени

Сформированность представления о частях суток, последовательности (утро — день — вечер — ночь).

Понимание значения слов: «вчера», «сегодня», «завтра».

Умение определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

Умение на конкретных примерах устанавливать последовательность различных событий: что было раньше (сначала), что позже (потом).

Определение временных отношений (день, месяц, год).

Формирование словаря

Формирование умения согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи.

Называть названия и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта.

Различать и называть существенные детали и части предметов (у платья — рукава, воротник, карманы, пуговицы), качества (цвет и его оттенки, форма, размер).

Различать и называть местоположение (за окном, высоко, далеко, под шкафом).

Понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т. п.).

Связная речь

Развитие диалогической формы речи, умение вступать в разговор во время рассматривания предметов, картин.

Развитие монологической речи, умение рассказывать о чем-либо услышанном или увиденном.

  • Рассказ переболевшего коронавирусом в тяжелой форме
  • Рассказ пепел даниил гранин
  • Рассказ паустовского старый повар читать
  • Рассказ пелевина про курятник
  • Рассказ первая рыбка пермяк читать