Рассказ перед зимой соколов микитов

Конспект урока литературного чтения умк начальная школа xxi века учителя маоу сош г. зеленоградска городюк ксении аркадьевны тема урока: и.соколов-микитов

Конспект урока литературного чтения (УМК «Начальная школа XXI века»)

учителя МАОУ «СОШ г. Зеленоградска» Городюк Ксении Аркадьевны

Тема урока: И.Соколов-Микитов «Узоры на снегу»

Цель урока:

-прививать любовь к природе, учить понимать природу;

— работать над развитием выразительной речи, мышления;

-расширить кругозор детей;

Образовательные: способствует формированию читательских умений, сознательному усвоению материала, несет пропедевтические (подготовительные ) основы для изучения литературного произведения, обеспечивает межпредметные связи с уроками окружающего мира. Развивающие: развивает наглядно-образное мышление учащихся, наблюдательность, зрительную память.

Воспитательные: способствует формированию у учащихся эстетического вкуса, умения чувствовать и видеть красоту зимнего леса,

Формирование универсальных учебных действий:

Личностные УУД:

-определять правила работы в группах,

-оценивать усваиваемое содержание( исходя из личных ценностей)

-устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

— определять и формулировать цель деятельности на уроки — высказывать свое предположение на основе учебного материала;

— совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

— ориентироваться в учебнике;

— находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

— проводить анализ учебного материала;

Коммуникативные УУД:

— слушать и понимать речь других;

— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

Оборудование: учебник Л.А.Ефросинина « Литературное чтение 2 класс», тетрадь, запись на доске, цветные карандаши, фильм «Узоры».

Ход урока

1.Организационный момент

-Ребята! Сегодня у нас на уроке много гостей. Покажем, как мы умеем работать.

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.

Проверьте все ли на месте,

Все ль в порядке?

Разминка  для  глаз.

Игра  »  Фотоглаз».

На  доске:          зима

                            лес

                           сугроб

                                узоры

У: Сколько  слов  вы  запомнили?

У: Назовите  эти  слова?

У: Какие  слова  вы  прочитали?

У: Используя  эти  слова,  скажите,  какую  картину  можно  нарисовать?

У: Какие  узоры  можно  увидеть  на  снегу?

У: Кто может оставить узоры на снегу? ( животные)

2.Изучение нового материала

У: Как вы думаете, о ком мы с вами сегодня будем на уроке говорить?( о животных)

Давайте познакомимся с произведением автора Ивана Сергеевича Соколова –Микитова «Узоры на снегу»

Настоящая фамилия Соколов. Иван Сергеевич родился в 1892 году в. Осеки Калужской губернии. Русский писатель-путешественник.Учился в Смоленском училище, не закончив обучение ,служил моряком, что описал в автобиографической повести «Детство». Соколов-Микитов широко известен как детский писатель. Его книги «Лисьи увертки», «Листопадничек», «Дружба зверей», «Карачаровский домик» и многие другие знакомят маленького читателя с красочным миром природы, сборники русских детских игр.

У: Ребята, скажите, пожалуйста, в каком разделе мы с вами работаем?

У: Какие произведения уже прочитали?

У: Что общего у этих произведений?

У: Какое произведение будем читать?

3.Первичное восприятие чтения.

У: Внимательно  послушайте  рассказ  и  ответьте  на  вопрос:

У: Какие  узоры  на  снегу  увидел  автор?

У: Приходилось ли вам встречать в зимнем лесу следы животных?  (Да или нет).

У: Могли вы определить, чьи это были следы? (Да, следы собаки, птиц)

У: Хотелось бы вам увидеть, как выглядят следы тех животных, о которых написано в произведении И.Соколова — Микитова? (Да)

 У: Перечислите этих животных. ( Заяц, лиса, волк, горностай, лиса, лоси.)

У: Какое животное вам мало знакомо? (Горностай)

4.Физкультминутка

Вот метель гулять пустилась

Сюда снежинка прилепилась,

Вот она взлетает, порхает,

Следите за ней глазами.

5. Проверка восприятия.Просмотр видеоролика.

У: Предлагаю вам еще раз прочитать этот текст, теперь уже на экране и посмотреть. Как выглядят эти следы. Смотрите и запоминайте. Заодно обратите внимание на то, как выглядит горностай.

У: Чьи следы вам больше всего запомнились? Почему?

У: Следы каких животных похожи? ( лисы и горностая) Чем? ( формой,цепочкой)

У: Следы волка похожи на следы домашнего животного, как вы думаете, кого?

У: Откройте ученик на странице 159

У: Ответим на вопросы в учебнике.

У: Объясни, почему рассказ называется «Узоры на снегу»

У: Какие животные нарисовали узоры на снегу? Найди и прочитай ответ в тексте.

У: Перечитай первый абзац. Сравни описание с иллюстрацией.

6.Работа в тетради

У:Откройте тетради на печатной основе страница ()

У: Давайте вспомним, о каких животных рассказал автор?(заяц,горностай,волк,лиса,лоси)

У: Прочитайте, название, каких животных вы записали в тетрадь?

У: Верните каждое слово по слогам так, как оно записано на доске.

У: Каких животных вы никогда не видели? Показываю картинки.

У: Найдите и прочитайте, как передвигался зайчик?

У: Найдите его следы на рисунке.

У: Чем питался зайчик?

У: Что нам рассказывает автор о горностае?

У: За кем он охотился?

У: На что похожи следы старой лисицы?

У: Найдите ее след.

У: Как передвигались по опушке волки? Почему?

У: Как нам автор рассказывает о лосях?

У: Почему они копытами поднимали снег?

У:Что это за скатерть?

У: Какие слова использует автор, для описания снежного покрова земли? Подчеркни их.

У: Как ты понимаешь выражение «читать следы» ? Запиши.

У: Посмотрите на доску вам предлагается решить кроссворд по картинкам. О следах каких животных говорится в рассказе? Раскрась картинки.

У: А след, какого животного трудно встретить зимой в лесу? (медведя)

У:Почему?

7. Выставка книг

У:Ребята, вас заинтересовали произведения И.Соколова-Микитова?

У:Вот только их маленькая часть. Остальные ждут вас в библиотеке.

У: Ребята сегодня на выставке не хватает одной книги. Догадайтесь какой?

У: Верно. Теперь я могу поставить нашу книжку на выставку.

8. Итог урока

 У:Расскажите,  что нового узнали на уроке?

 У:Какое произведение читали?

 У:Познакомившись с рассказом И.Соколова-Микитова, что вы можете сказать о

нём, как о человеке?

 У:Смог бы он написать этот рассказ не бывая в лесу?

 У:Что может заставить человека часто бывать в лесу?

 У:Только любовь к природе, животным, её глубокое знание, доброта помогли Ивану Сергеевичу написать такие замечательные произведения.

9.Рефлексия

У:Давайте посмотрим какой след оставил этот урок  в ваших душах?

У каждого на столе несколько ладошек.

У:Если вам понравился урок прикрепите к нашей картине синие ладошки, а если нет-красные.

У:Вот и мы оставили свои следы.

Календарно тематическое планирование в старшей группе по теме «Дикие животные»

Скачать:

Предварительный просмотр:

Тема недели «Дикие животные» с 06.12.2021-10.12.2021

Итоговое мероприятие: Драматизация сказки «Рукавичка»

Цель и задачи :  —Дать представления о диких животных лесов России, их образе жизни, питании, жилищах, о том, как готовятся к зиме животные в лесу

— Обогатить словарь за счет имен существительных (дупло, берлога, логово, нора); имен прилагательных (колючий, лохматый, неуклюжий, хитрый, злой, голодный); глаголов (прятаться, охотиться, притаиться, выглядывать и др.

— Развивать связную речь через составление описательного рассказа о животных.

— Воспитывать желание оказывать помощь животным.

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности: Разместить в группе картины из серии «Животные нашего леса»; В центре природы поместить модели строения тела животных; В центре художественного творчества поместить трафареты диких животных, репродукции с изображением диких животных,модели следов зверей, динамические модели (белка в дупле, медведь в берлоге и т. д.). В уголке творчества разложить бумагу для конструирования на тему «Природа в оригами»; Внести в уголок творчества различные виды театра (пальчиковый, настольный, теневой, фланелеграф) для театрализованной деятельности. Внести настольные игры «Лото (животные, «Кто лишний?», «Что перепутал художник», «Чей дом?» и др. Предложить для самостоятельных игр пазлы, мозаики, конструкторы. Обновить центр книги: энциклопедическая литература, Пришвин «Лисичкин хлеб», М. Гаршин «Лягушка-путешественница», «Заяц-хваста», Соколов-Микитов «Листопадничек».

Работа с семьей: Познакомить родителей с новой лексической темой. Чтение энциклопедий о диких животных, рассматривание иллюстраций. Чтение р. н. с. «Кот, петух и лиса», “Лиса и волк”, “Заяц – хваста”. Предложить родителям вместе с детьми нарисовать любое дикое животное и составить рассказ по плану. Беседа с родителями по индивидуальным вопросам

Понедельник 06.12.2021г

режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей.

Взаимодействие с родителями

Грпупповая, подгрупповая

индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

утро

Прием , осмотр, утренняя гимнастика.

Беседа с детьми на тему: Приготовлениях животных к зимнему периоду. Цель: вспомнить какие животные живут в лесу, их повадки.

Д/и: «Угадай животное по описанию». Цель: закрепить знания детей в назывании детёнышей домашних и диких животных.

Пальчиковая игра «Дикие животные». Цель: развивать моторику рук.

Беседа «А у тебя есть салфетка?» Производить формирование необходимых представлений о правилах поведения за столом. Учить использовать салфетки как необходимый атрибут сервировки.

Рассмотрите с ребенком иллюстрации с изображением зверей наших лесов (иллюстрации зайца, белки, волка, медведя, ежа, кабана, рыси, лося, лисы, оленя, бобра, енота), отметить их внешние признаки;

НОД

  1. Логопедическое занятие ( по плану логопеда)

Конструктивно-модульная деятельность. 

Тема : «Лисичка» в технике оригами

Цель и задачи:    продолжать знакомить детей с животными; развивать мелкую моторику рук и умение использовать ранее приобретённые навыки и умения для создания образа лисы в технике оригами ; совершенствовать навык делать правильные и чёткие сгибы при складывании; формировать конструктивное мышление, внимание, память и творческие способности; воспитывать любознательность и доброжелательное отношение к окружающему миру.

Физкультура на свежем воздухе  

Разучить игровые упражнения с бегом и прыжками; упражнять в метании снежков на дальность.

прогулка

Наблюдение «Сезонные изменения в декабре» Цель: отметить сезонные изменения, которые произошли в декабре.

П/И «Третий лишний», «Зайцы и волк». Цель: развивать умение бегать врассыпную, формировать умение играть в коллективные игры.

Игровое упражнение «Белочка скачет». Цель: упражнять в прыжках в различные стороны на обеих ногах (руки на поясе).

Д/и «Что загадали» Цель: Формировать умение выделять основные, характерные признаки предметов и явлений, сравнивать, сопоставлять их.

Инд. работа. Упражнять в проговаривании скороговорок

.      Труд: Уборка мусора. Цель: воспитывать трудолюбие.

Перед сном

Г. Скребицкий и В. Чаплина    Как заяц зимой живет

вечер

 С/р «Зоопарк» Цель: закреплять и обогащать знания о животных.

Чтение и драматизация сказки «Зимовье зверей». Цель: упражнять детей в умении имитировать движения животных, побуждать в желании участвовать в театрализованной деятельности.

Рисование контуров животных, их штриховка Цель: развивать умение заштриховывать контур карандашом. Словесная игра «Вспомни, кто что делает». Цель: уточнить, расширить и активизировать глагольный словарь: ходит вперевалочку, прыгает, бегает.

Индивидуальная работа по познавательному развитию с Настей, Эмиром. Дидактическая игра «Геометрическое лото». Цель: закрепить названия геометрических фигур.

Беседа «Почему нужно убирать игрушки на место» Инсценировка с куклой-мальчиком «Петя не любил уборку» — предложить детям продолжить начатый воспитателем рассказ, подвести к мысли, что об разбросанные игрушки можно споткнуться. Учить детей приводить игрушки в порядок, ставить их на место; поощрять стремление наводить и поддерживать порядок, объяснить, как связаны порядок и безопасность в группе.

прогулка

Наблюдение за птицами на участке детского сада. Цель: учить узнавать и различать птиц по оперению, размеру, голосу; развивать наблюдательность, память; воспитывать доброжелательное отношение к птицам.

Индивидуальная работа по физическому развитию Игровое упражнение «Попади в обруч». Цель: упражнять в метании в цель.

Подвижная игра «Русская народная игра «Волк». Цель: развивать двигательную активность.

Вторник 07.12.2021г

режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей.

Взаимодействие с родителями

Групповая, подгрупповая

индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

утро

Прием , осмотр, утренняя гимнастика.

 Беседа «Как помочь лесным жителям зимой». Цель: развивать интерес к жизни диких животных.

 Игра малой подвижности «Зайка серенький сидит».  Цель: развивать координацию движений, ориентировку в пространстве.

 Д/и «Помоги малышам найти свою маму». Цель: закрепить знания детей о диких животных и их детенышах.

Индивидуальная работа по речевому развитию. Дидактическая игра «Скажи наоборот». Цель: упражнять в умении подбирать слова-антонимы.

Чтение худ. литературы о пользе еды. «Вкусная каша» А.Александрова-«Петушок и бобовое зёрнышко»

Предлодить составить описательный рассказ о диком животном нашего леса

(по выбору) по плану:

Название животного.

Где живет?

Жилище.

Внешний вид (части тела).

Чем питается?

Детеныши.

НОД

  1. Музыкальное. ( по плану муз.руководителя)

Лепка. Тема: «Заяц»

Цель и задачи: Создание условий для развития творчества детей, посредством лепки, развивать умение лепить животного в движении, задумывать образ, делить материал на нужное количество частей разной величины, передавать форму и пропорциональное соотношение частей, развивать творческое воображение, внимание, память, мелкую моторику, речевую активность, воспитывать любовь к животным и желание о них заботиться.

Познавательно развитие(ознакомление с окружающим миром, природой). Тема:  «Животные леса»

Цель и задачи: расширять представления об особенностях внешнего вида диких животных, закреплять представления о лесе, как месте обитания диких животных, закрепить понятие «дикие животные», уметь различать их жилища, развивать наблюдательность, мышление, память, диалогическую речь, активизировать и обогащать словарь, воспитывать любовь и бережное отношение к природе, желание ее охранять и оказывать ей посильную помощь.

прогулка

Наблюдение «Иней на деревьях». Цель: обратить внимание детей на побелевшие деревья. Уточнить, что иней не опасен для деревьев.

  Самостоятельные игры с выносным материалом. Цель: развивать умение договариваться об игре.

П/и «Пингвины и медведь». Цель: упражнять в умении имитировать движения животных; развивать пластику, координацию движений.

Д/И «Ищем клад» Цель: развитие у детей пространственных представлений при прочтении ими готового плана открытого пространства.

Индивидуальная работа по физическому развитию. Игровое упражнение «Медведи на прогулке». Цель: учить передвигаться на четвереньках, согласовывать движения рук и ног.

Перед сном

Иван Соколов-Микитов   Медвежья семья

вечер

 Чтение сказки «Два жадных медвежонка». Цель: развивать способность к целостному восприятию текста, выявлять умение устанавливать причинные связи, понимать главные характеристики героев, несложные мотивы их поступков.

 Настольно -печатная игра «Животные в лесу». Цель: закрепить знания о животных, закрепить правила игры в лото.

   С/р «Больница для зверей». Цель: вызвать у детей интерес к профессии ветеринарного врача; воспитывать чуткое, внимательное отношение к животным, доброту, отзывчивость, культуру общения.

  Опытно – экспериментальная деятельность «Зачем зайка меняет шубку?». Цель: выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе.

Индивидуальная работа. Пальчиковая гимнастика «Зайчики». Цель: развитие мелкой моторики рук.

Разговор «Настроение бывает разным»

Цель: Способствовать угадывать чувства и настроение другого человека. Воспитывать чувство сострадания и милосердия.

прогулка

Наблюдение «Ветер ты могуч…» Цель: закрепить определять направление ветра, его силу.

Индивидуальная работа по физическому развитию. Игровое упражнение «С кочки на кочку». Цель: развивать согласованность движений рук и ног.

 Подвижная игра «Лиса в курятнике». Цель: развивать ловкость, координацию движений, умение мягко приземляться после прыжка

Среда 08.12.2021г.

режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей.

Взаимодействие с родителями

Групповая, подгрупповая

индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

утро

Прием , осмотр, утренняя гимнастика.

ДИ «Бывает – не бывает» Цель: развивать аналитическое мышление, воображение, фантазию, формировать умение сопоставлять, отличать реальную ситуацию от нереальной.  Беседа «Какие дома у диких животных». Цель: закрепить знания детей о среде обитания диких животных и их жилища

 Драматизация русской народной сказки «Заюшкина избушка». Цель: развивать актерские способности, интонационную выразительность речи, коммуникативные навыки.

Д/И «Волшебная палочка». Цель: актив

изировать в речи прилагательные, глаголы.

.      Индивидуальная работа. Конструирование «Кто в каком домике живет». Цель: учить строить простые поделки из бумаги на основе нового способа конструирования складывания бумаги пополам.

.Д/и

-«Вредно-полезно»

-«Что лишнее?»Цель:-Выявити знания о полезной и вредной пищи

Упражнение «Посчитай» на согласование числительного с существительным.

Один волк, два волка, 3 …, 4 …, 5 …

И т.д.

Составить предложения со словосочетаниями: «две белки», «пять белок», «два волка», «пять волков» и т. д. (развитие связной устной речи). 13. Упражнение «Наоборот» — учимся подбирать антонимы.

Лось большой, а заяц — …

У волка хвост длинный, а у медведя — …

Лиса — хищное животное, а заяц — …

НОД

  1. Логопедическое. ( По плану логопеда)

Физкультура Стр. 53

 Упражнять детей в беге колонной по одному с сохранением правильной дистанции друг от друга, в беге между предметами, не задевая их; разучить ходьбу по наклонной доске, сохраняя устойчивое равновесие и правильную осанку; отрабатывать навык прыжка на двух ногах с преодолением препятствий; упражнять в перебрасывании мяча друг другу.

Рисование Рисование

Тема: «Заяц» 

Цель и задачи: Упражнять в изображении животных (зайцев) в движении. Продолжать формировать навыки изображения животных от пятна. Закреплять умение располагать изображение на листе бумаги, соблюдая правила композиции. Развивать произвольное внимание, речь, усидчивость и аккуратность при выполнении задания.

прогулка

 Наблюдение «Цветник». Цель: формировать представления детей о том, что цветы — живые, они зимой спят.  

 П/и «Волк и ягнята». Цель: развивать интерес к коллективным играм, желание участвовать в них.

  Индивидуальная работа по физическому развитию. Игровое упражнение «Подбрось — поймай». Цель: упражнять в бросании и ловле мяча

Труд. Уборка на участке. – воспитывать трудолюбие.

Перед сном

Н. Сладков «Как медведь сам себя напугал»

вечер

Чтение и пересказ сказки Л. Толстого «Белка прыгает с ветки на ветку». Цель: продолжать развивать умение пересказывать сказку близко к содержанию.

 Д/и: «Что было бы…». Цель: способствовать углублению знаний о зависимости жизнедеятельности живых существ от условий среды их обитания.

 Игра – викторина «Сказки о животных». Цель: закрепить сказки, героями которых являются дикие животные; развивать внимание, память, связную речь.

 С/р «Зоопарк». Цель: расширять знания детей о диких животных: Обогатить и конкретизировать знания и представления детей о диких зверях и их повадках и условиях содержания в неволе

Индивидуальная работа по познавательному развитию. Дидактическая игра «Отгадай загадку и изобрази животного». Цель: упражнять в умении изображать животных из счетных палочек

   Решение проблемной ситуации «Каждый хочет быть первым»

прогулка

  Наблюдение «Вечерняя погода». Цель: обратить внимание на то как изменилась погода вечером Индивидуальная работа по физическому развитию. Игровое упражнение «Кто дальше бросит?»Цель: закреплять умение метать предмет на дальность.

П/и «Зайцы и морковка». Цель: развивать волевые качества, внимание, двигательную активность.

Четверг 09.12.2021г

режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей.

Взаимодействие с родителями

Грпупповая, подгрупповая

индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

утро

   Беседа: «Такие разные следы». Цель: закрепить знания детей о том, какому дикому животному принадлежит тот или иной след.

Рассматривание альбома «Следы диких животных». Цель: продолжать закреплять умение детей находить какому животному принадлежать те или иные следы.   Пальчиковая игра «Животные». Цель: развивать связную речь и мелкую моторику рук

Разучивание чистоговорок и скороговорок о диких животных. Цель: правильно произносить звук «Ш» и «Ж» формировать красивую и правильную дикцию, учить отбивать ритм ладошками.

Индивидуальная работа по познавательному развитию. Дидактическая игра «Угощение».  Цель: закреплять знания о том, какие звуки издают животные и чем их кормят люди.

Беседа «Как неаккуратно – вся одежда в пятнах!» Формировать у детей привычку следить за своим внешним видом.

НОД

  1. ФЭМП.

Совершенствовать навыки счета по образцу и на слух в пределах 10.Закреплять умение сравнивать 8 предметов по высоте и раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый высокий, ниже, еще ниже… самый низкий (и наоборот).Упражнять в умении видеть в окружающих предметах формы знакомых геометрических фигур. Упражнять в умении двигаться в заданном направлении и обозначать его соответствующими словами: вперед, назад, налево, направо.

  1. Познавательное развитие (развитие речи)

Тема: «Дикие животные зимой».

Цель: расширить умение грамматически правильного употребления предлогов в, под; закрепить в речи детей название диких животных, их детенышей; расширять словарный запас; прививать любовь к природе, животным.

Музыкальное ( по плану музыкального руководителя)

прогулка

Наблюдение за следами птиц на снегу. Цель: расширить знания о зимующих птицах; развивать желание помогать птицам в зимний период.

     Самостоятельные игры с выносным материалом.

 П/и «Зайцы и волк». Цель: развивать умение бегать врассыпную, упражнять в быстрой реакции на сигнал.

Индивидуальная работа по физическому развитию. Игровое упражнение «Прыжки в длину». Цель: развивать физическую активность.

Трудовые поручения: уборка снега на участке младшей группы.

Задачи: Организовать применение детьми освоенных ранее трудовых навыков, учить распределять фронт работ.

Перед сном

Р. н. с. «Два медвежонка»

вечер

С/р «Ветеринарная лечебница». Цель: вызвать у детей интерес к профессии ветеринарного врача.

Игра – драматизация «Зайчик в беде». Цель: учить детей доброте, вызвать активное сочувствие к больному зайчику, желание помочь, радоваться и получать удовольствие от возможности оказать посильную помощь тому, кто в ней нуждается.

Индивидуальная работа по речевому развитию. Дидактическая игра «Дополни предложение».

Цель: развивать речевую активность по лексической теме недели

-Танцевально-игровое творчество: «Веселые ножки».

прогулка

Наблюдение «Тучи и облака». Цель: развивать наблюдательность, воображение.

 Индивидуальная работа по физическому развитию. Игровое упражнение «Не замочи ноги». Цель: развивать ловкость, реакцию на сигнал, скорость бега.

 П/И «Через холодный ручей». Цель: упражнять детей в равновесии.

Пятница 10.12.2021г.

режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей.

Взаимодействие с родителями

Групповая, подгрупповая

индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

утро

Беседа: «Как звери готовятся к зиме». Цель: учить устанавливать связи между наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме.

Игра «Колумбовое яйцо»Цель:  развития творческих и умственных способностей подходят головоломки.

Рассматривание альбома «Как звери запасаются на зиму». Цель: закрепить знания детей о диких животных.

Настольно -печатная игра «Дикие животные». Цель: закрепить знания о животных, закрепить правила игры в лото.

 Просмотр презентации «Красная книга». Цель: пополнить знания детей о животных, которые занесены в книгу и почему.

 Индивидуальная работа по познавательному развитию. Дидактическая игра «Помоги малышам найти свою маму». Цель: учить сравнивать предметы по величине.

Беседа «Вежливые слова за столом». Продолжать знакомить детей с правилами столового этикета. Отгадывание загадок О. Емельяновой «Вежливые слова»

НОД

  1. Рисование
  2. Тема: «Белка»
  1. Цель и задачи: Учить передавать фактуру шерсти животных. Продолжить развивать изобразительные умения и навыки. Закрепить умение рисовать животного с соблюдением пропорций тела и его частей. Продолжить закреплять знания о диком животном – белке. Укреплять физическое здоровье детей; развивать моторику рук.
  2. Логопедическое. (по плану Логопеда)

Физкультура.

Ходьба по наклонной доске боком, приставным шагом, руки на поясе (2—З раза). Выполняются в среднем темпе, обязательна страховка.

 Прыжки — перепрыгивание через шнур, положенный вдоль зала, справа и слева от него, продвигаясь вперед на расстояние 4 м (2—3 раза).

Перебрасывание мяча (диаметр 20—25 см), стоя на коленях, двумя руками из-за головы (10 -12 раз).

прогулка

 Наблюдение за хмурым небом. Цель: учить детей размышлять над вопросом «Зачем нужен дождь?

   Самостоятельные игры с выносным материалом, развивать самостоятельность, умение объединяться по интересам.

 П/и «Хищник — добыча». Цель: упражнять в установлении связи «хищник — добыча»; развивать быстроту бега, ловкость.

Индивидуальная работа по физическому развитию. Игровое упражнение «Прыжки со скалкой». Цель: учить прыгать одновременно на обеих ногах.

Трудовые поручения: поддерживаем порядок на дорожках к групповому участку.

Задачи: Учить детей брать на себя ответственность за поддержание порядка, организовывать взаимодействие в группе дежурных, распределять фронт работ, подбирать и содержать в порядке инвентарь.

Перед сном

В. А. Сухомлинский. Как Ёжик готовился к зиме», «Как Хомяк к зиме готовится»

вечер

Решение проблемных ситуаций «Животное попало в капкан». Цель: дать детям возможность высказаться, как можно решить ситуацию.

 С/р «Парикмахерская для животных». Цель: расширить и закрепить знания детей о работе парикмахера, воспитывать культуру поведения в общественных местах, уважение, вежливое обращение к старшим и друг к другу, учить благодарить за оказанную помощь и услугу.

Ситуативный разговор «Нужны ли людям дикие животные, когда есть домашние?». Цель: закрепить и пополнить знания о диких животных средней полосы России, учить находить необходимые знания в книгах, объяснить, что все в природе взаимосвязано.

Индивидуальная работа по художественно – эстетическому развитию. Пластилинография «Волк». Цель: закреплять приемы скатывания, развивать мелкую моторику рук.

Беседа «Зачем нужна расчёска?»Экспериментирование: продемонстрировать детям спутанный моток ниток, предложить распутать. Объяснить, что также путаются и волосы, если их не расчесывать. Чтение стихотворения о расческе В. Кузьминова «Острых зубок целый ряд, Только ими не едят! Что бегает кобылкой От висков к затылку?»

прогулка

Индивидуальная работа по физическому развитию. Игровое упражнение «Поймай мяч».

Цель: развивать ловкость.

 П/и «У медведя во бору». Цель: учить детей действовать

07:26 16 декабря 2021 г.

Некогда Колотилово было деревней из четырех десятков домов. Здешние мужики, помимо крестьянства, занимались рыболовством на Лучанском озере. Это позволяло жить не особо богато, но и не бедно. По крайней мере рыбка на столе всегда водилась.

Однако, несмотря на благоприятное расположение, деревня еще в советское время угасла. Одни жители отправились на погост, другие в райцентр, в большие города. Скоро и следа от Колотилова не осталось бы, если бы не дачники. Теперь даже в зимнюю пору вьются над десятком изб печные дымки, а с весны ведется новое строительство. Дошла очередь и до возведения рядом с деревней часовни. Идею осуществил Андрей Николаевич Мельников.

И вот, сидим мы в его ладно отделанном изнутри домике, в сотне метров от озера, и я слушаю неторопливый рассказ.

«Глыба» горной науки

– В Колотилове я не сразу обосновался. С 1974 года бывал в Боталах, где тоже очень красивое место. Рыбачил, охотился в короткое отпускное время. Не заметил, как прикипела душа моя к этому краю настолько, что стал он для меня родным. Я ведь почему часовню построил в Колотилове? Хочется, чтобы возродилась исконно русская земля! Добиться этого возможно, лишь обратившись к духовному опыту наших предков, а значит, и к православию. Слышал, некоторые называют меня «колотиловским чудаком». Нет в этом, поверь, никакого чудачества. Есть потребность души…

Свои главные открытия, связанные с Андреем Мельниковым, я сделал, прочитав подаренную им книгу А.П. Ратькиной «Николай Васильевич Мельников». Крупного масштаба был человек отец Андрея Николаевича. Начинал трудовой путь в начале 30-х (после окончания техникума и Свердловского горного института) рядовым инженером на рудниках. Спустя некоторое время был назначен главным инженером треста «Союзграфитсера».

В книге приводятся примеры подвижнической деятельности Николая Васильевича и в мирное время, и в годы войны. В конце 1940 года его, главного инженера Главного управления неметаллорудной промышленности Наркомата промышленности строительных материалов, командировали на строительство Еленинского каолинового комбината. Первая очередь комбината была пущена в срок. В конце 1942 года Николая Васильевича направляют в Зауралье для организации эффективной работы рудников и комбинатов треста «Союзасбест». И эту задачу он решил успешно. В феврале 1943 года, когда горнодобывающая промышленность переместилась на Урал и восток страны, во многом по инициативе Мельникова (в то время он был начальником производственно-технического отдела открытых работ Наркомата угольной промышленности СССР) получили распространение открытые работы.

Насыщенной оказалась жизнь Николая Васильевича и в послевоенное время. С января 1946 года – член коллегии Наркомата (министерства) угольной промышленности восточных районов СССР. С января 1949 года – член Бюро по топливу и транспорту при Совете министров СССР по проверке исполнения решений правительства по угольной промышленности. Одновременно с хозяйственной деятельностью он в 1950–1959 годах находился на должности профессора в Академии угольной промышленности. С февраля 1951 года – заместитель министра бумажной и дерево­обрабатывающей промышленности СССР. 23 октября 1953 года избирается членом-корреспондентом Академии наук СССР в отделение технических наук. С декабря 1953 года – член Бюро по металлургии, угольной промышленности и геологии при Совете Министров СССР. С 1955 по 1964 год – заместитель директора и директор Института имени А.А. Скочинского.

С мая 1959 года по июнь 1960 года – председатель Совета технико-экономической экспертизы Госплана СССР. С 1961 по 1963 год – председатель Государственного комитета Совета министров СССР по топливной промышленности. 29 июня 1962 года избран действительным членом Академии наук СССР в отделение технических наук по специальности «горное дело». С 1963 года – председатель Госкомитета по топливной промышленности Госплана СССР. С 1966 года – член Президиума АН СССР. С 1967 года – руководитель сектора физико-технических горных проблем Института физики Земли АН СССР, затем ректор Академии народного хозяйства СССР и директор Института проблем комплексного освоения недр АН СССР.

Профессионалы горного дела называли Мельникова «глыбой горной науки». Труды Николая Васильевича, дающие представление о широте его интересов и глубине познаний, актуальны по сей день: «Справочник инженера и техника по открытым горным работам», «Оборудование рудничного транспорта», «Основы технического прогресса угольной промышленности СССР», «Энергия взрыва и конструкция заряда», «Топливно-энергетический баланс СССР и задачи науки». Выдающийся вклад Н.В. Мельникова в укрепление страны оценен Звездой Героя Социалистического Труда, тремя орденами Ленина, тремя орденами Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почета», медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», званием заслуженного деятеля науки и техники РСФСР. Ему присуждались Сталинская премия и дважды Государственная премия СССР, премия Совета Министров СССР.

Скончался Николай Васильевич в 1980 году. На родине, в г. Сарапуле, выдающегося горного инженера и ученого посмертно удостоили звания почетного гражданина, назвали его именем улицу, открыли дом-музей и установили бюст. Академией наук в 1981 году была учреждена золотая медаль имени Н.В. Mельникова. Она присуждается за выдающиеся работы в области проблем комплексного освоения недр…

– Вот такой у меня отец, – улыбнулся Андрей Николаевич. – Зато на мне природа, можно сказать, отдохнула.

Отцовские уроки

Скромничал Андрей Николаевич. В этом я убедился, узнав о судьбе родных братьев Мельниковых. Оба замечательно учились в школе, закончили Горный институт. Николай стал действительным членом Академии наук, директором Кольского научного центра Российской академии наук. Он автор фундаментальных разработок по освоению подземных пространств нашей планеты, участник ликвидации последствий чернобыльской катастрофы. Институт занимался и вопросами использования лунной поверхности, создания на ней поселений землян. Изучал образцы лунного грунта, доставленного космическими аппаратами.

– Сейчас мы, к великому сожалению, отстаем в этом от ряда стран, – рассказывал мне Николай Николаевич по приезде в Андреаполь. – Власть посадила российскую науку на голодный паек. Пока она держится на представителях старой школы, а что следом? За нами – реденький частокол, дальше – пустота. Разрушена преемственность научной школы. Молодые дарования стремятся уехать за рубеж. В какой-то степени удается поддерживать жизнедеятельность института собственными силами, но без поддержки государства все равно не обойтись. А ее нет! Возникает ощущение: Академия наук становится для власти обузой.

Печально было мне слушать это повествование талантливого ученого и организатора. Несколько лет назад Николая Николаевича не стало…

Андрей Николаевич, в отличие от старшего брата, профессором, доктором наук, академиком не стал. Защитив кандидатскую диссертацию, он 22 года отработал в Институте горного дела имени А.А. Скочинского. Институт обеспечивал развитие горной науки и передовых технологий горнодобывающей отрасли. Однако с приходом «демократических реформ» все изменилось к худшему.

– В течение нескольких лет институт наш, наравне с оборонными институтами и КБ, был целенаправленно задушен, – невесело говорил Андрей Николаевич. – Пришлось мне переучиваться на востребованные специальности. Освоил таможенное, транспортное дело, работал на совместном российско-американском предприятии по автоматизации крупных химических производств. Пригодились знание английского языка, опыт работы на зарубежных выставках…

Помогал одолевать жизненные изломы и Андреаполь, куда все сильнее тянулась душа Мельникова. Как только появлялась возможность, он садился за руль и уезжал в край лесов, озер и рек, где находил успокоение в охоте, рыбалке, общении с друзьями.

– В Колотилове у меня сначала вагончик был. Приделал к нему веранду, обшил изнутри вагонкой, печь сложил. На следующий год еще один вагончик оборудовал. Баню построил, гараж летний. Могу друзей принимать с комфортом. Все под рукой: рыбалка, грибы, ягоды, охота. Последнее заразительнее всего. Я, если б не охота, сюда, скорее, и не приехал бы…

Если б не охота, к которой с детства пристрастил своего младшего сына Николай Васильевич Мельников, возможно, и жизнь его сложилась бы иначе. А так, учась в школе, и позже, будучи студентом, он начал отдавать свободное время основному увлечению.

– Дай Бог памяти, с двенадцати лет я начал постигать азы охотничьей науки и самостоятельно, при стрельбе влет добыл первую утку, – рассказывал Андрей Николаевич. – Много лет мы были неразлучны с отцом в поездках на охоту. Чаще бывали в Подмосковье, Рязанской области. Отец поощрял и мои самостоятельные поездки с ружьем в отдаленные уголки нашей Родины (Тува, Архангельская область, Байкал и другие). Он же привил мне интерес к журналам и книгам о природе. Его любимыми писателями были Ливерский, Пермяк, Арамилев, Паустовский, Соколов-Микитов, Пришвин. Благодаря отцу я научился разбираться не только в охотничьих собаках. Пойдем, посмотрим. – Мельников подвел меня к небольшому вольеру, в котором сидели две утки. – Как и собака, они со мной неразлучны. Зимой в сарае держу. Весной выпускаю в водоем, чтобы перо осалилось, а сердце уже в предчувствии охоты: тук-тук-тук.

Ну и еще была одна отцовская наука. С детства он воспитал у нас с Николаем трудовые навыки. Например, обучил вождению легкового автомобиля, что давало ему возможность на склоне лет говорить, имея в виду поездки на охоту, что «сыновья выросли, хорошо водят машины, теперь я могу быть их пассажиром». Отец также испытывал интерес к рисованию. Иногда летом на даче он устраивал конкурсы детских рисунков. Главным призом было разрешение сделать несколько выстрелов по мишени из спортивной винтовки. Количество патронов выдавалось согласно занятому на конкурсе месту. Позднее проводились специальные соревнования на меткость стрельбы из пневматической винтовки. Обучал и премудростям пчеловодства. На даче были три-четыре улья, мы ухаживали за ними.

– Выходит, «золотая молодежь» росла не такой уж вольной?

– Далеко не всегда… В 1952 году я стоял с отцом на боковой гостевой трибуне Красной площади и близко видел Сталина. Отец взял меня с собой и на похороны Иосифа Виссарионовича. Сильнейшее осталось впечатление. Плакал я вместе со взрослыми. Позже, благодаря увлечению охотой, познакомился с некоторыми руководителями страны. Охотился с космонавтами Алексеем Архиповичем Леоновым, Владимиром Александровичем Шаталовым. Имел удовольствие играть в бильярд с легендарным летчиком Иваном Никитовичем Кожедубом. Никакого развращающего воздействия это не оказывало. Это были скромные, порядочные люди. К тому же многое ведь зависит от атмосферы в семье. Семья же, как я подчеркивал ранее, воспитывала в нас трудолюбие, интерес к знаниям, человечность. Все были увлечены работой, учебой. Тяга к чтению тоже сближала. И, конечно, уважение к истории родного края, патриотизм, боль за судьбу Отечества.

«По матери я тверских кровей…»

– Почему душе показалась Тверская область, а не Подмосковье, Рязань или Кострома?

– По матери я тверских кровей, – снова удивил он. – Нина Александровна Мельникова-Крылова – коренная тверичанка. Одна из первых пионерок города. С Борисом Полевым была знакома. Он даже книгу мне подарил с дарственной надписью… Отец мамы работал водным техником. Устанавливал бакены на Волге, делал промеры фарватера. В 1916 году, как я слышал от мамы, он организовал профсоюз Волжских гидротехников. В том же году умер, бабушка получала за него в двадцатые годы пенсию. Мама, чтобы поступить на юридический факультет МГУ, работала пионервожатой в Доме для беспризорников. Требовался трудовой стаж. Экзамены сдала успешно, но зачисление не состоялось, так как она происходила из семьи интеллигентов. Прочитала где-то объявление, что с этими оценками можно подать заявление в Химинститут имени Менделеева, на силикатный факультет. Его и окончила. Работала технологом на Коломенском цементном заводе.

Отец трудился поблизости, в Лопатино, ныне городе Воскресенске, на химическом комбинате. Но встретились они не здесь, а на отдыхе в Кисловодске. Вскоре поженились. Жили дружно, нежно любили друг друга. Мама, как и отец, была активным человеком. После войны училась на историка в Заочном институте имени Крупской. Восемь лет на общественных началах возглавляла в Люберцах, в Институте имени Скочинского, факультет народной культуры. Очень любила петь русские романсы. Иван Семенович Козловский высоко оценивал ее вокальные способности. Неравнодушна была мама и к охоте. Не случайно в честь рождения первого сына отец подарил ей охотничье ружье…

В наступившей тишине было хорошо слышно, как над Лучанским озером кричали чайки.

– Кстати, – встрепенулся Мельников, – тверские корни у нашей родни и по другой линии. Родная сестра мамы Ольга Александровна тоже коренная тверичанка. Ее муж, согласно легенде, был внебрачным сыном царского генерала из Санкт-Петербурга. Юрий Владимирович Истошин родом из вышневолоцкой деревни Рыскино. Интереснейшая личность! – Андрей Николаевич принес мне папку со сведениями об Истошине.

Юрий Владимирович был ученым секретарем научно-технического совета Главного управления Гидрометслужбы страны, кандидатом технических наук, руководителем экспедиций на Тихом и Атлантическом океанах. Плавал на экспедиционном судне «Персей» в 1930 году, а также на шхуне «Красный Якут», ледорезе «Ф. Литке», экспедиционных судах «Витязь», «М. Ломоносов». Оказались в папке и стихи Истошина. Вот как отразил он свое пребывание на острове Кюсю:

На этом диком берегу
Чужое счастье берегу.
Растет тут желтая трава.
И голубые острова
Все выплывают из тумана,
И все мешают нам пройти.
И шапка древнего вулкана

Весь день маячит на пути…

В поэтической тетради Истошина встретились посвящения Николаю Васильевичу Мельникову.

– Они крепко дружили. Тем более что отцу литературное творчество тоже было не чуждо. В 1970 год он издал свою книгу «Горные инженеры» (потом, дополненная, она дважды переиздавалась), взялся за мемуары. – Андрей Николаевич принес еще одну папку.

«Нельзя сажать людей в чужие сани…»

Я тут же взялся за чтение. Поимо объемных заметок «Наши собаки» с пометкой «для детей и внуков», в папке были заметки академика о стиле работы руководителя, русском языке, культуре общения, встречах с Семеном Михайловичем Буденным, Константином Симоновым, Алексеем Сурковым… Особенно актуальными показались мысли Николая Васильевича из его заметок «О понимании научной школы»:

«Волюнтаризм в технике увидеть несложно, но бороться с ним трудно. Здесь идет борьба с авторитетами, часто не инженерными. Хуже дело с волюнтаризмом в науке. Александр Александрович Скочинский не раз говорил мне: «Бойтесь тех научных работников, которые ради «закономерности» в опытах подгоняют цифры и кривые построят. А тут уж близко и до формулы. Попробуй, проверь такого – нужно всю работу повторять. Таких работников в науку подпускать нельзя на пушечный выстрел».

«Плохо, когда человека сажают в чужое кресло. Что из этого получается, покажу на примерах. Ректором Калининского торфяного института назначили доцента-химика. Доцент понимал, что занимает чужое место, и поначалу убедил областных руководителей открыть в институте химический факультет. Сделали это. Затем добился превращения института в политехнический, оправдывая это нуждами области, совнархоза. Прошло полгода. Был у меня руководитель области с просьбой поддержать открытие в Калинине научно-исследовательского торфяного института. Я ответил: «Вы же ликвидировали учебный торфяной институт? Был он единственный в мире, славу вашему городу создавал. Не поддержу вашу просьбу. Повторяю, что политехнических институтов много, а торфяной-то был один». Вывод – нельзя сажать людей в чужие сани. Не им плохо, а делу».

«За последние годы «научные школы» сообщников стали создаваться на базе диссертаций – докторских и кандидатских. Некоторые власть имущие в этом деле подумали, что чем больше кандидатов и докторов они «протолкнут», тем больше и значимее их «школа». Например, так стало складываться сообщество Московского горного института, Днепропетровского института геотехнической механики и др. В такое сообщество привлекаются и начальники. Недавно, прочитав автореферат, спрашиваю: «Как же допустили человека до автореферата с такой никчемной и старой работой?» Отвечают: «Как же не допустить – ведь он работник Госплана». На наш взгляд, этого делать нельзя, хоть бы он был императором…»

Не помещает ознакомиться с этой позицией выдающегося ученого некоторым российским чиновникам, обзаведшимся «без отрыва от производства» сомнительными докторскими и кандидатскими диссертациями.

– Хотелось бы, конечно, все это издать, – помечтал Андрей Николаевич. – Но сейчас, сами знаете, что преимущественно издают…

Надеюсь, придет все-таки время, когда издадут и стихи Юрия Владимировича Истошина, внук которого Илья любит рыбачить на местных озерах, и заметки Николая Васильевича Мельникова. Он, кстати, тоже посещал андреапольский край, где его младшего сына уже давно почитают за местного жителя. Здесь у него друзья, общественные интересы. Как-то он приехал ко мне с новым красочным календарем, на котором была изображена панорама Колотилова с видом на Лучанское озеро.

– Хочу провести праздник деревни в честь ее 550-летия. Без песни никак нельзя. Напиши.

Что оставалось делать? Стихи и музыка родились вместе:

Есть на карте местечко красивое,
Где душа, как на крыльях, парит.
Дорогое мое Колотилово,
И родные Лучани мои.

Здесь березки в обнимочку с ивами
У часовни ведут хоровод,
И по озеру, синему-синему,
Соловьиное эхо плывет.

Здесь тоска, как туман, разливается,
По просторам уснувших полей.
И желаю по-русски я каяться
За утраты Отчизны моей.

Эх, Россия, прекрасная женщина,
Над тобою кружит воронье.
И с крестами погостов повенчано
Деревенское сердце твое.

Но в хорошее легче мне верится,
И душа вновь надеждой полна.
Одолеется все, перемелется,
Так не будем грустить, старина!

На праздник собралось около трехсот человек. Всем нашлось место на скамьях, изготовленных Мельниковым. Была увлекательная программа: воспоминания ветеранов, концерт (позвучала и моя песня, ставшая с тех пор неофициальным гимном Колотилова), фейерверк, дружеское застолье.

…Прошли годы. Андрей Николаевич, как и прежде, активен, горазд на инициативу. Его усилиями возведена еще одна часовня, уже в райцентре. В Колотилове в 2014 году был открыт памятник, посвященный жителям деревни, не вернувшимся с войны. Мельников продолжает помогать краеведческому музею, а из поездок в Москву неизменно возвращается с интересной литературой для руководителя клуба «Гармония» при районной библиотеке Екатерины Ивановны Локтевой и краеведа Александра Васильевича Рачеева. Ну, и конечно, находит время для любимой охоты и поездок за грибами. Иной раз по осени позвонит:

– За Боталами подберезовиков тьма, и рыжики пошли.

Через час, подгоняемые азартом, мы уже на месте. Еще пара часов, и у каждого по двухведерной корзине.

Такой он, колотиловский подвижник Андрей Николаевич Мельников.

г. Андреаполь,
Тверская обл.

  • Рассказ первый поход к гинекологу
  • Рассказ первый учитель 1 класс по окружающему миру перспектива
  • Рассказ первый день на фабрике
  • Рассказ первоклассника о классе и школе
  • Рассказ первый учитель для 1 класса по окружающему миру перспектива