Рассказ пенсне осоргин читать

Всем гостям сайта, любящим пофантазировать, советуем читать краткое содержание рассказа пенсне забавного произведения русского писателя-эмигранта м. а. осоргина. автор

Всем гостям сайта, любящим пофантазировать, советуем читать краткое содержание рассказа «Пенсне» — забавного произведения русского писателя-эмигранта М. А. Осоргина. Автор предлагает читателям представить, что самые обычные бытовые вещи живут какой-то своей скрытой от человека жизнью и совершают самостоятельные поступки.

Главные герои

Рассказчик — сам автор.

Пенсне — обычная вещь, являющаяся, по мнению автора, одушевленным предметом и совершившая фантастическое путешествие.

Краткое содержание

Автор уверен, что самые обыкновенные вещи человека «живут своей особой жизнью»: думают, испытывают эмоции, имеют особый индивидуальный облик. Если внимательно присмотреться, можно заметить, что «часы… кашляют», «ножницы кричат», «шляпа… передразнивает своего владельца» и т. д.

С интересом наблюдая за вещами, автор отметил одну интересную особенность некоторых из них — «страсть к путешествиям». Этой
«страсти» чрезвычайно подвержены вещи, без которых человек буквально не может обойтись, например, карандаш или коробок спичек.

Вещи-«путешественники» очень часто теряются. Большинство людей объясняет их внезапную пропажу своей рассеянностью, забывчивостью, невнимательностью. Автор считает, что все не так просто. Пропавшие вещи действительно отправляются «путешествовать».

Самый простой и наглядный пример — исчезающий карандаш. Трудно найти человека, который хотя бы раз в жизни не сталкивался с этим досадным случаем. Любители почитать в кровати часто используют карандаш, чтобы подчеркнуть важные или интересные места в книге. В нужный момент эта необходимая вещь самым необъяснимым образом исчезает. Человек в раздражении обшаривает всю постель, в злости встает, ищет на полу, под кроватью. Так ничего и не добившись, он бросает бесполезные поиски, берет другой карандаш, снова ложится и… находит «путешественника» в книге.

Человек ругает себя за невнимательность и быстро забывает об этом странном случае. Автор считает, что все это время карандаш где-то «путешествовал». Такие факты случаются постоянно, просто на них никто не обращает особого внимания. В доказательство своих слов автор приводит случай, произошедший с его собственным пенсне.

Автор страдает дальнозоркостью и пользуется пенсне постоянно. Однажды, читая в кресле, он решил протереть стекла и с удивлением обнаружил, что на переносице ничего нет.

Пенсне автор всегда держит при себе. Как обычно, он обыскал карманы, внимательно осмотрел все вокруг себя. Необходимой вещи нигде не было.

Автор долго лазил по полу, заглядывал под кровать, стол, кресла. Надеясь, что оставил пенсне где-нибудь в другом месте, он провел тщательные поиски по всему дому, но так ничего и не добился.

Прошло больше недели. Прислуга провела генеральную уборку, в ходе которой был обследован каждый уголок. О необъяснимой пропаже узнали все друзья и знакомые автора. Многие тоже приняли участие в поисках и были вынуждены признать, что пенсне бесследно исчезло.

Один образованный приятель автора, явно подражая знаменитому Шерлоку Холмсу, взялся за поиски пенсне, используя «индуктивный метод». Он рьяно принялся за дело: задал автору множество совершенно глупых вопросов и даже начертил план комнаты. «Сыщик» «работал» весь день, но так и не смог найти пропажу. По словам жены, вернувшись ни с чем домой, он простонал всю ночь.

Прошло еще какое-то время. Автор купил себе новое пенсне, к которому до сих пор не мог привыкнуть. Однажды он, как обычно, читал в кресле и уронил на пол карандаш. Испугавшись, что история может повториться, автор немедленно «бросился вдогонку» и увидел, что у стены лежат рядышком карандаш и… пропавшее пенсне.

Автор уже давно привык воспринимать обычные вещи в качестве одушевленных предметов. Он сразу же заметил, что пенсне имеет робкий и смиренный вид. Оно выглядело уставшим, словно бы вернувшимся из продолжительного путешествия.

Все, кому автор рассказал о загадочном возвращении пенсне, отнеслись к этому с юмором. Они находили разные логические объяснения: вещь «странно упала», куда-то закатилась и т. д.

У самого автора не было никаких сомнений в том, что пенсне путешествовало и много чего повидало за это долгое время. Он даже «наказал гуляку», не поднимая пенсне с пола и показывая его прислуге и людям, заходящим в гости.

В конце концов «путешественника» постигла жестокая кара. К вечеру автор смилостивился и водрузил пенсне на переносицу. Вскоре, взяв в руки пыльную стопку бумаг, он нечаянно чихнул. При этом пенсне соскочило с носа, упало на пол и разбилось вдребезги.

Размышляя о печальной «гибели» пенсне, автор старается считать, что это была простая случайность. Все же его не оставляет мысль о том, что «путешественник» совершил самоубийство, к которому его подтолкнули впечатления от долгих странствий по свету.

Введение

Конспект
урока будет удобен на уроке литературы для 8 класса в феврале, здесь есть цель
и задачи, все этапы урока соблюдены, организационный момент, мотивация к
учебной деятельности, приветствие, актуализация опорных знаний, открытие
нового,
кратко ознакомить с биографией и творчеством
Осоргина; развивать навыки выразительного чтения, анализа текста. Помочь
учащимся увидеть особенность восприятия писателем мира вещей. Развитие
аналитического и образного мышления. Воспитание интереса к окружающему миру,
физкультминутка,
закрепление, вопросы, обобщение, итог, домашнее задание.

Конспект
урока по литературе для 8 класса на тему: Рассказ: Пенсне

Цель: кратко ознакомить с биографией и творчеством
Осоргина; развивать навыки выразительного чтения, анализа текста.

 Задачи: кратко
ознакомить с биографией и творчеством Осоргина; развивать навыки выразительного
чтения, анализа текста. Помочь учащимся увидеть особенность восприятия
писателем мира вещей.

Развитие аналитического и образного мышления.

Воспитание интереса к окружающему миру.

Ход
урока:

I.Организационный
этап. Мотивация к учебной деятельности
.

Учитель: — 
Учебник на столе у вас?

А ручки и
тетрадки?

Тогда урок начнём
сейчас,

Раз всё у вас в
порядке.

Будьте
внимательны,

Послушны,
наблюдательны.

Чтобы литературные
тайны познавать,

Нужно всё серьёзно
изучать.

— отчёт 
дежурного;

— проверка 
готовности  класса  к  уроку:

Я  рада  новой 
встрече  с  вами,

Приятно  ваше 
общество, друзья!

Ответы  ваши  вы 
готовьте  сами,

Их  с  интересом 
буду  слушать  я.

Мы  сегодня 
снова  будем  читать,

Выводы  делать  и 
рассуждать.

А  чтобы  урок 
пошёл  каждому  впрок

Активно 
включайся  в  работу, дружок!

Вот книжки на
столе,

А вот тетрадки

Не хочется играть

Сегодня в прятки

Сегодня в классе у
ребят

Урок очень важный

А почему он важный

Скажет каждый!

Добрый день, мои друзья,

Встрече с вами
рада я.

Сели ровно, все
достали,

Вспоминаем все,
что знали,

Оставляем все
заботы

И включаемся в
работу.

II.
Актуализация знаний учащихся.

Повторение

1.
Найдите и прочитайте книгу Евгения Иванова «Меткое московское слово». Подготовьте
рецензию на нее.

2. О
каких качествах московской речи, которые уходят из сегодняшнего говора, жалеет
Е. Иванов? Согласны ли вы с ним?

3.
Какие свойства московского говора сохранились в вашей речи и речи ваших близких
(плавность, образность, мягкость, неторопливость…)?

ü  Часто
ли мы замечаем вещи, которые нас окружают?

ü  А
что этому мешает?

ü  Определите
значение слов безыскусный и безыскусственный, наивный.

В
атмосферу непринужденной, безыскусственной беседы мы попадаем благодаря творчеству
М.А. Осоргина. Автор не сочиняет, не приукрашивает, а “просто” рассказывает то,
что было, без литературных претензий.

Многое
в его рассказах может показаться “наивным и чувствительным” (по его
собственному выражению), но у читателя создается полная иллюзия простоты и
правды.

“Любовь
к жизни” — единственная философия автора.

III.
Работа по новой теме.

1.     Беседа по статье на с. 131 -132.

2.     Осоргин облегчил работу биографов:
сам рассказал о своей жизни в написанной в конце жизни книге «Времена», В
ДЕСЯТКАХ ОЧЕРКОВ.

3.     Осоргин – это псевдоним. Ильин
принадлежал к одному из древних дворянских родов.

4.     В 1897 г. поступил на юр. Фак.
Москов. Универ – та. Адвокат. Практика.

5.     Но юрид. поприще не было
призванием Михаила Андреевича. Его «мечтаемая дорога» — л – ра. С гимназических
лет он печатается в газетах.

6.     В очерке «905 год» (1930)
вспоминает, что участником революции был не столько сам, сколько его квартира:
здесь скрывались революционеры, хранилась нелегальн. л –ра, оружие.

7.     Осоргин был приговорён к 3 годам
ссылки в Томскую обл. В мае 1906 чудом оказ – ся на свободе. Поначалу скрывался
под Москвой, потом перебрался в Финляндию, а затем оказался в Италии, на вилле
«Мария» — в приюте многих русских политэмигрантов.

8.     За 10 лет в газете «Русских
ведомостях» в Италии. За 10 лет только в этой газете появилось более 400
материалов Осоргина: репортажей. Статей, очерков о самых разных сторонах жизни
Италии-страны, которую он впоследствии назвал «романом своей молодости»

9.     В эти же гг. печатаются в ж.
«Русский вестник» рассказы «Эмигрант», «Моя дочь», «Призраки», «Старая вилла».
В их героях нетрудно угадать самого автора. Это – эмигрант, горько
сомневающийся в том призрачном деле, которое искалечило его судьбу.

10. В 1916 возвращается на родину. Февральскую
револ. Принял восторженно. Главная задача Осоргина-публициста в то время – не
потерять завоеваний революции. Не дать совершитьсмя кровопролитию.

11. Михаил Андреевич вместе с другими авторами
участвует в создании и работе Книжной лавки писателей в Москве. Она стала не
просто букинистическим магазином, но местом общения писателей и читателей.
Здесь писатели могли продать и рукописные книги – печататься ведь было негде.

Осенью
1922 года вместе с другими писателями и учёными Осоргин на «философском
пароходе» был выдворен из страны. Формально на 3 года, но с устным
разъяснением: «То есть навсегда». («Филосо́фский парохо́д»
 — кампания
правительства РСФСР по высылке неугодных власти интеллектуалов
России за границу в сентябре и ноябре 1922 годаТроцкий так
прокомментировал эту акцию: «Мы этих людей выслали потому, что расстрелять
их не было повода, а терпеть было невозможно
».

«Философский
пароход» в узком смысле — собирательное имя для двух рейсов немецких
пассажирских судов «Oberbürgermeister Haken» (29—30 сентября) и «Prussia»
(16—17 ноября), доставивших из Петрограда в Штеттин более
160 человек. Также высылки осуществлялись на пароходах из Одессы и Севастополя и
поездами из Москвы в Латвию и Германию. Среди высланных летом—осенью 1922 года
(за границу и в отдалённые районы страны) наиболее высокий процент составили
преподаватели вузов и в целом лица гуманитарных профессий. Из 225 человек:
врачи — 45, профессора, педагоги — 41, экономисты, агрономы,
кооператоры — 30, литераторы — 22, юристы — 16, инженеры —
12, политические деятели — 9, религиозные деятели — 2,
студенты — 34.

В 2003
году в Санкт-Петербурге на набережной Лейтенанта Шмидта установлен памятный
знак. Надпись на гранитном параллелепипеде: «С этой набережной осенью 1922 года
отправились в вынужденную эмиграцию выдающиеся деятели отечественной философии,
культуры и науки / Памятный знак установлен попечением Санкт-Петербургского
философского общества / 15.11.2003

1.     Он жил в Берлине, ездил в Италию,
читал там лекции, работал над рассказами. Художественный талант Осоргина
раскрылся именно на Западе – «в России писать было некогда. Но почти все
написанные им книги о России. Темы, идеи, образы – все оттуда.

2.     Большую часть года Осоргин
проводил на своём участке под Парижем – поближе к земле, страстную тягу к
которой он пронёс через всю жизнь. Его «огородные» записи составили книгу
«Происшествия зелёного мира» (1938) – настоящий гимн земле и её бессловесным
обитателям.

3.     В Париже Осоргин вырос не только в
крупного писателя, но и в глубокого, оригинального мыслителя. Он много думал о
судьбах России и и Европы, фашизма и коммунизма, видел противоречия современной
ему жизни. Литературоведы отмечали, что у него «любовь к языку и своей
истории соединились с любовью к человеку
».

4.     С началом Второй Мировой войны
Осргин с женой вынуждены были покинуть Париж.. Он поселился в местечке Шабри. А
вернувшись, они нашли квартиру опечатанной, библиотеку и архив вывезенными.

5.     Умер писатель в Шабри 27 ноября
1942 г. Там и похоронен.

6.     Множество раз просил он Горького
напечататься в России: «Невыносимо обидно совсем не быть читаемым… на родине».
И ещё: «Моё счастье не в том, чтобы таково было её будущее».

7.     Сейчас книги Осоргина возвращаются
к читателю. Сегодня нам предстоит знакомство с его рассказом «Пенсне»

Физминутка

Потягушки

Мы на
цыпочки привстали,

Ручки
кверху мы подняли,

Мы
вздохнули, потянулись

И друг
другу улыбнулись.

Выдохнули,
руки вниз,

Повторим
теперь на «бис»!

— А теперь
все тихо встали,

Дружно
руки вверх подняли,

В стороны,
вперёд, назад,

Повернулись
вправо, влево

Тихо сели,
вновь за дело.

IV.
Закрепление

Беседа по рассказу «Пенсне»

·        
Стр. 137
Вопросы учебника.

·        
Дополнительные
вв.:

·        
Понравился
ли рассказ? Помог ли он подумать о привычных предметах по-особому, как о
предметах одушевлённых, наделённых разумом?

·        
Какой приём
используется автором, чтобы показать необычную «жизнь» вещей?

·        
олицетворения. Вещи живут своей.
Самостоятельной, не зависящей от человека жизнью:

— «часы
шагают, хворают, кашляют»,


«печка мыслит» 
(печка топилась дровами и была достаточно большой по размерам.
Дрова потрескивали, пламя гудело с разным напряжением, создавая впечатление
мысленной работы большого важного человека после подкидывания подходящих идей
(дров),


«запечатанное письмо подмигивает и рисуется» 
(Письма были, как правило, рукописные, со
своеобразным почерком, который надо было ещё разобрать, понять его «фасон»,
«характер» («рисуется»); открывая и закрывая конверт, можно представить себе
подмигивающий глаз.,


«раздвинутые ножницы кричат»
 (если посмотреть на раздвинутые ножницы сбоку «в профиль»,
то создаётся впечатление раскрытого рта. Ну, а раз рот такой большой по
сравнению с прочими частями тела и открыт широко и долго, то он обязательно
должен именно «кричать»,


«кресло сидит» 
(рассказчик имеет в виду приземистые кресла с толстыми спинкой и
сиденьем. Они были широкие и неповоротливые и могли произвести впечатление
усталых толстых дядей, тем более что целиком их занять могли как раз такие дяди,


«книги дышат, ораторствуют, перекликаются на полках
» (когда с них стряхиваешь пыль
или перелистываешь страницы. Они «дышат». На полках, когда их много, он
производят впечатление многоэтажного дома, где общительные соседи беспрестанно
перекликаются друг с другом из открытых окон и с балконов. в зависимости от
размеров они или ораторствуют, то есть вещают что-либо, полные 
важности
от своих размеров и хранящихся в них знаний, или просто окликают друг друга

·        
Вещам присущи человеческие
качества
, они наделены чувством юмора:

— «шляпа
передразнивает своего владельца
»,

— «лицо
у неё своё, забулдыжно-актёрское»


«чайник – «добродушный комик»,

— «у
висящего пальто всегда жалкая душонка и лёгкая нетрезвость»,

— у
некоторых вещей «страсть к путешествиям».

·        
Мало
того, вещи даже имеют социальный статус и политические
убеждения
:

·        
«демократический стакан»,
«реакционная стеариновая свечка»,

·        
«интеллигент-термометр»,

·        
«неудачник
из мещан – носовой платок
»

·        
«вечно юная
суетливая сплетница – почтовая марка».

·        
Качества,
присущие предметам, возникают по сходству звуков, очертаний, содержания.

·        
Например, «раздвинутые
ножницы кричат
» потому, что напоминают раскрытый в кр ике рот;

·        
«часы
шагают
» — реализация метафоры «часы идут»; (Часы тогда были только
механические, в большом механизме – особенно если настенные — могла громко
щёлкать секундная стрелка («шагают»)

·        
«кресло
сидит
», потому что очертаниями напоминает сидящего человека и т. д.

Весь
рассказ пронизан чувством юмора, наполнен безудержной фантазией автора.

·        
Найдите в
рассказе другие худ приёмы, определите их роль

·        
Синтаксические приёмы:

·        
Риторический
вопрос: «что вещи живут своей особой жизнью – кто же сомневается?»;

·        
Многочисленные
длинные ряды однородных членов

·        
Обращения к
читателю

·        
Грамматические
– употребление глаголов 2 лица в настоящем времени («шарите, ищите, злитесь…
смотрите, встаёте, лезете, заглядываете
 и т. д.), чем достигается
эффект присутствия читателя в действии;

·        
Интонационные
(много восклицательных знаков, вопросительные предложения), употребление
просторечных слов, имитация разговорной речи: «лицо» шляпы «забулдыжно-актёрское»,
«душонка», «недоглядка», «шлялось», «Ни-ка-ких!», «И вдруг – раз! – и
падает карандаш
» и т. д.

·        
В рассказе
множество выразительных эпитетов, которые служат одушевлению предметов: «кристальная
душа
» пенсне, «жалкое, виноватое» пенсне, которое «являло картину
такого рабского смирения, такой трусости
…»: «загулявшие стёклышки» и
т. д.)

Пересказ
текста.

— Какова
история карандаша? Какие путешествия совершает он, когда его ищёт?

— Что же
случилось с пенсне? Какая история с ним произошла?

— Каковы
рассуждения автора в конце рассказа?

— Можно ли
думать, что исчезновение пенсне было проявлением его индивидуальности?

V.
Подведение итогов урока.

— Какие
задачи ставили перед собой в начале урока?


Выполнили эти задачи?

Как
сочетает в себе рассказ реальное и фантастическое? Приведите примеры.

·        
Все предметы,
описанные Осоргиным, реальны

·        
Реально и то,
что некоторые предметы часто исчезают и внезапно находятся в
самых удивительных местах.

·        
Фантастично то, что предметы живут
совершенно самостоятельной жизнью, обладают душойхарактеромнастроениемтягой к путешествиям.
Фантазия автора наделяет вещи человеческими качествами.

Кто из
писателей ΧІΧ века
 использовал
приёмы, которые есть в рассказе Осоргина?

·        
Любил
пользоваться этим приёмом Чехов. Состояние героя в рассказе «Три
года» 
передаёт чрезвычайно выразительно внешняя деталь: «Дома
он увидел на стуле зонтик, забытый Юлией Сергеевной, схватил его и жадно
поцеловал. Зонтик был шёлковый, уже не новый, перехваченный старою резинкой;
ручка была из простой. белой кости, дешёвая. Лаптев раскрыл его нал собой, и ему
показалось, что около него даже пахнет счастьем
»

·        
Очень
интересно этим приёмом пользуется Гоголь («Мёртвые души»

Домашнее задание – повторить тему, ответить на вопросы

Придумать
историю о каком-нибудь предмете

Прочитать
статью «Шмелёв»

Прочитать
рассказ «Как я стал писателем», подготовить его пересказ.

  • Рассказ очень вредная крапива
  • Рассказ очевидца мы с братом шли по лесу почувствовали запах гари
  • Рассказ пава и древо краткое
  • Рассказ ошибка молодости глава 4
  • Рассказ охота на мамонта 5 класс история древнего мира