«Участковый педиатр.
И тысячи его детей»
Начал писать здесь вчера про плавание в проруби и клуб моржей, куда занесла меня нелёгкая.
Образовались у меня в этом клубе группы «здоровых» и «больных» взрослых, и «здоровых» и «больных» детей.
И здоровые и больные дети были в основном из нашей поликлиники, но многие приходили и из других районов — «а нам сказали, что здесь есть специальный доктор по закаливанию и купанию в проруби часто болеющих детей».
Взрослые занимались сами по себе, а детские группы я вёл сам, от разминки-тренировки до купания и бани.
Поскольку дети окунались с кем-то из родителей (на предложения «окуните моего ребёнка, а я тут рядом в шубе постою» я всегда отвечал непечатно), а то и двумя, то оздоравливал-закалял я не только часто болеющего ребёнка, но и его семью.
Надо сказать, что при приеме на работу участковым педиатром меня крупно нае@#ли, ну, то есть ввели в заблуждение и, пользуясь неопытностью, дали «чужому», приехавшему из другого города по распределению интерну, участок с 1200 детьми, да ещё почти половина — частный сектор, кто понимает. Средняя же норма — 800. Были у нас участки и с 650-700, а один вообще, как я только через три года случайно узнал, с 460 детьми. Причём платили мне одну ставку, как и всем остальным коллегам-участковым.
Соответсвенно, на каждой еженедельной оперативке мой участок звучал как самый плохой по количеству выданных больничных. Но это ладно, гораздо хуже, что у меня ведь и вызовов и людей на приеме было почти в два раза больше, чем у всех остальных…. И зимой на ежегодной эпидемии гриппа у меня до 35 вызовов в день доходило, тогда как на других участках — не более 15-20…
Начал я и сам тихонько ахреневать от заболеваемости своего любимого 16-го участка.
Ничто не бывает просто так и все совпадения бывают вовремя, и все возможности тебе предоставляются, когда это необходимо.
Моя мама, педиатр с ахрененным стажем, подсунула мне книгу Бориса Толкачева «И снова холод победить» как раз про закаливание часто болеющих.
Прочитал, мне понравилось и сдуру начал рассказывать об этой книге родителям своих детей, кто часто болел.
Очень быстро стало понятно, что система Толкачева во-первых, очень эффективна, реально помогала; а во-вторых, почти не реализуема «рядовыми родителями», ибо требовала 6-8 часовых занятий с ребёнком в день, чего, естественно, никто, за единичными исключениями, не делал.
Сами посудите:
-Каждый час, а то и чаще, массаж груди и спины ребёнка.
-Каждый же час — комплекс дыхательных упражнений.
-На улице или дома при активных движениях ребёнка — каждые 15 минут растирание грудной клетки и замена майки.
-Обливание и растирание ног.
-Каждые 15-30 минут растирание лица с массажем биологически активных точек — это я уже и рефлексогенный массаж по Уманской начал использовать.
-Воздушные процедуры.
-Закаливающие процедуры.
…ипануться можно…
Я старался как-то облегчить систему, чтобы заниматься поменьше, а эффекта почти столько же.
Грузил советами и рекомендациями родителей и детей, они, в объеме возможностей и желания, что-то делали и через несколько месяцев сама собой сложилась некая система лечения/закаливания/оздоровления, которая и была выполнима почти всеми родителями, и давала значимый эффект.
Рассказ об этой системе и обучение различным техникам каждого родителя начал занимать минут тридцать, и я понял, что скоро сдохну, пытаясь найти в сутках ещё хотя бы час-полтора, чтобы, оставшись после приема или прибежав, как савраска, с вызовов, обучить всему этому ещё 2-3 семьи, тем более, что никогда не отказывал коллегам, если они просили «посмотреть и обучить» ребёнка и родителей с их участков.
Короче, взял я листок бумаги и написал корявым врачебным почерком крупными буквами, что в среду в актовом зале состоится лекция про закаливание часто болеющих детей. И коллегам сказал, что готов обучать родителей с их участков, но только не по одному, а всех сразу.
Каждую среду приходило от 8 до 30 человек — мамочки, папы, бабушки. Дедушек не видел ни разу. Основная масса — с других участков нашей поликлиники, своих то родителей я почти всех уже натаскал. Потом с других районов потянулись, а в конце моей «участковой карьеры») приезд людей из другого города уже никого не удивлял. Хотя, когда приехавшая мамочка достаёт блокнот и говорит, что она специально приехала к нам на Урал из Мурманска на лекцию, то все, и я, в том числе, реально ахреневали.
С лекциями дело у меня пошло значительно веселее!
На одной я давал общие сведения о физиологии и принципах закаливания и лечения холодовыми нагрузками; обучал всяким водным методикам: в частности, как закаливать новорожденных; как и кого можно лечить холодом; как закалять ребёнка, если он боится холода; чем закаливание «по термометру по полградуса» отличается от закаливания «по состоянию ребёнка»; как научить ребёнка в 6 месяцев полоскать горло.
(Все почему-то считают, что самостоятельно полоскать горло можно начать лишь с 2-3 лет, хотя это очень просто — набираете в рот небольшой глоток воды, или морса, или того, что любит ваш ребёнок, закидываете голову назад и говорите «ку-ку», при этом гортань перекрывает вход в дыхательное горло, что и требуется. После чего демонстративно выплевываете. Просите ребёнка повторить. Получается игра такая, в «ку-ку». Пусть ребёнок обольётся первый раз, пусть проглотит вкусный морс, но со второго-третьего раза у него это получится повторить. После этого начинается соревнование, кто из вас дольше сможет «прокуковать — ку-ку-ку-ку-ку…». Затем заменяете морс хоть холодной водой, хоть настоями трав, хоть ещё чем-то.)
Через неделю на второй лекции рассказывал про дыхательные упражнения; как сделать так, чтобы ребёнку было интересно и весело; про массаж лица при насморке. Всегда спрашивал, у кого в зале нос не дышит, выводил вперёд, показывал на нем, как и что надо делать, а потом просил «глубоко подышать носом» — чтобы все услышали результат.
Ну и кучу ещё всяких нужных техник и методик для часто болеющих детей.
Через неделю снова первая лекция.
Скоро стало понятно, что из присутствующих на лекциях треть мамочек-бабушек, поохав-повосторгавшись, ничего делать не будет. Треть — что-то сделает, получит первый эффект — и прекратит, до следующей болезни. И лишь треть начнёт серьезно и системно заниматься, получая значимый необходимый эффект — здоровье ребёнка.
В это же время я впервые в жизни осознал и понял важность и значение энергетики общения. Если я вышел и просто, хоть и с выражением, рассказал что-то родителям — то делать это дома с ребёнком будет не более трети присутствующих. Если же я включился по полной и выплеснулся на них — то точно более половины, иногда до 60% доходило. Мои лекции потом читали и другие доктора, причём более сильные и умные, чем я, но у них «эффект повторения родителями» был не более 15-20%. Думаю, что здесь кроме энергетики ещё и «эффект автора методики» роль играет.
Поскольку эти лекции у меня шли параллельно с моржеванием, то часть родителей с лекций приходили в клуб моржей, а часть из клуба начинала ходить на лекции.
Главное же, что заболеваемость на моем полуторном участке упала чуть-ли не вдвое и почти сравнялась с малокомплектными участками.
Закончилось это все, как я понял значительно позднее — вполне предсказуемо, моим увольнением.
Об этом — завтра. Ну, или послезавтра)
Рассказ «Обманщик» 1 часть
-
Автор темы
Зарянка
- Я в домике
- Всего сообщений: 3644
- Зарегистрирован: 19.05.2010
- :
- Возраст: 21
- Контактная информация:
Рассказ «Обманщик» 1 часть
Сообщение
Зарянка »
Я придумала рассказ. Вот 1 часть.
Обманщик
Родители обещали Диме, что если он напишет контрольную работу на 4 или на 5, то они купят ему компьютер. Диме хотелось компьютер, но он понимал, что он всё равно напишет контрольную на 2. Он лёг в кровать, но никак не мог заснуть. Он думал-думал о контрольной и заснул.
— Дима! Вставай! Уже без пятнадцати восемь! Опоздаешь на контрольную. — сказала мама.
Дима встал. Почистил зубы, поел и оделся. Он всё думал, что бы сделать, чтобы не писать контрольную. Когда он вышел из дома, то наконец придумал. Он вошёл в школу, подошёл к телефону набрал 02 и сказал:
— Алло! Это милиция? Школу №123 заминировали!
Продолжение следует…
-
Автор темы
Зарянка
- Я в домике
- Всего сообщений: 3644
- Зарегистрирован: 19.05.2010
- :
- Возраст: 21
- Контактная информация:
Re: Рассказ «Обманщик» 1 часть
Сообщение
Зарянка »
2 часть
В милиции все засуетились. Милиционеры сели в машину и поехали в школу, а Дима спрятался за школу и смеялся от радости. Ура! Контрольной не будет!
Приехала машина с милиционерами. Их было много. Некоторые зашли в школу и вышли с директором. Потом шли классы. Сначала шёл первый класс. Один первоклассник испугался и заплакал. Все стали его успокаивать. В это время милиционер с собакой зашли в школу.Через полчаса они вернулись.
— Нет там никакой бомбы! Это какой-то мальчик позвонил нам и соврал! — сказал милиционер.
— А в какое время Вам звонил мальчик? — спросила Антонина Валентиновна.
— Без двадцати девять!
— Я знаю, кто это!
— Кто? — удивились все.
— Дима Махалин! — ответила Антонина Валентиновна.
Тут выбежал Дима.Он не о чём не подозревал. Он с удивлением услышал, когда ему крикнули на ухо:
— ВОТ ТЫ ГДЕ!!!
Он вздрогнул. И с ужасом увидел грозных милиционеров. И… родителей. Папа смотрел на него так грозно, что он присел и попятился. А мама плакала.
— Мамочка! Не плачь! Извини меня! — сказал Дима и заплакал сам. А папа сказал:
— Ну, сын, я от тебя такого не ожидал. Не купим мы тебе теперь компьютер 2 года. Когда закончишь 8 класс на 5 по всем предметам, купим.
-
Незабудка
- Мне нравится этот форум
- Всего сообщений: 401
- Зарегистрирован: 31.08.2010
- Откуда: город Тула
- Возраст: 22
- Контактная информация:
-
Василисса
- Осваиваюсь
- Всего сообщений: 260
- Зарегистрирован: 28.10.2012
- Моя будущая профессия: Педиатр или эндокринолог
- Любимый школьный предмет: Алгебра, геометрия, биология.
- Откуда: Москва
- Возраст: 18
- Контактная информация:
«Путь»
Сообщение
Василисса »
«Путь» (мой рассказ)
Однажды мы с бабушкой гуляли на набережной великой русской реки Волги.Стояло ласковое лето, с реки дул прохладный ветерок. Мне нужно было сходить в «Книжный», и мы пошли давно известной тропинкой. Кимры- довольно старинный город, бывший в начале селом.Но в нем было 3 собора,из которых остался только один… В настоящее время в городе только два Храма- Преображенский собор и Храм Вознесения Господня.Город славился как один из обувных центров России.
Проходя этой тропинкой, мы заметили в траве белого котенка с ошейником- он спал. Прошло много месяцев. Зимой, когда я училась в Москве, а бабушка была в Кимрах, случилось вот что:
Сын нашей соседки Илья спас белого котика, который увязался за ним и чуть было не попал под машину, но Илья успел вытащить его из под колес «железного зверя». В общем, этот кот, именно кот, потому что ему было около 7-ми месяцев, попал к нам. С тех пор Пурш, так мы его назвали, живет у нас.Сейчас он лежит около меня, и немного прикрыв глаза, смотрит, как я пишу. И наверно даже догадывается,ч то я пишу о нем.
Вот так!
Добавлено спустя 1 час 36 минут 26 секунд:
Если,что-то не нравится, пишите! Я не обижусь!
Люблю всех!!!!
-
Agidel
- Модератор
- Всего сообщений: 3783
- Зарегистрирован: 01.01.2012
- Любимый школьный предмет: ИЗО, черчение, ОПК, МХК
- Откуда: Россия
- Контактная информация:
Re: «Путь»
Сообщение
Agidel »
Василисса!
Понравилось!
Погладь Пурша!
-
Данила
- Мне нравится этот форум
- Всего сообщений: 400
- Зарегистрирован: 30.08.2010
- Откуда: Ивановская обл.
- :
- Возраст: 22
- Контактная информация:
Re: «Путь»
Сообщение
Данила »
Мне тоже !!!
-
Мариам
- Костяк форума
- Всего сообщений: 1731
- Зарегистрирован: 07.12.2012
- Моя будущая профессия: врач-педиатр
- Любимый школьный предмет: математика (особенно геометрия), химия
- Откуда: Беларусь
- :
- Возраст: 25
- Контактная информация:
Re: «Путь»
Сообщение
Мариам »
Василисса, у тебя здорово получилось!
«Убираем учебники! Берем двойные листочки!» – самые страшные слова моего детства.
-
Василисса
- Осваиваюсь
- Всего сообщений: 260
- Зарегистрирован: 28.10.2012
- Моя будущая профессия: Педиатр или эндокринолог
- Любимый школьный предмет: Алгебра, геометрия, биология.
- Откуда: Москва
- Возраст: 18
- Контактная информация:
Re: «Путь»
Сообщение
Василисса »
Спасибо!
Люблю всех!!!!
-
Василисса
- Осваиваюсь
- Всего сообщений: 260
- Зарегистрирован: 28.10.2012
- Моя будущая профессия: Педиатр или эндокринолог
- Любимый школьный предмет: Алгебра, геометрия, биология.
- Откуда: Москва
- Возраст: 18
- Контактная информация:
«Путь»
Сообщение
Василисса »
Если хотите, могу выставить еще рассказы.
Люблю всех!!!!
-
Мариам
- Костяк форума
- Всего сообщений: 1731
- Зарегистрирован: 07.12.2012
- Моя будущая профессия: врач-педиатр
- Любимый школьный предмет: математика (особенно геометрия), химия
- Откуда: Беларусь
- :
- Возраст: 25
- Контактная информация:
Re: «Путь»
Сообщение
Мариам »
Выкладывай, конечно!
«Убираем учебники! Берем двойные листочки!» – самые страшные слова моего детства.
Для отправки ответа, комментария или отзыва вам необходимо авторизоваться
-
- 20 Ответы
- 7788 Просмотры
- Последнее сообщение варюша
-
- 6 Ответы
- 2341 Просмотры
- Последнее сообщение варюша
-
- 31 Ответы
- 3946 Просмотры
- Последнее сообщение софия
-
- 0 Ответы
- 1374 Просмотры
- Последнее сообщение nikolay
Мы выбрали пять необычных рассказов, которые вы можете прочитать и обсудить за вечер со школьниками 3-11-го классов. Преподаватель литературы Антон Скулачев показывает, как делать это нескучно и параллельно учить ребенка проговаривать свои эмоции.
Виктор Драгунский «Друг детства»
3–4-й классы
О чем рассказ:
Дениска размышляет о том, кем хочет быть в будущем, и решает стать боксером. Он просит у папы боксерскую грушу, но тот ему отказывает. Мама предлагает Дениске вместо груши взять старого плюшевого мишку. Мальчик вдруг понимает, что не может бить игрушку, потому что она — друг его детства.
«Друг детства» входит в цикл «Денискины рассказы», который может казаться «избитым», несколько назидательным, совсем детским и простым.
На самом деле это немного застит восприятие, тогда как тексты Драгунского очень глубокие, многослойные и — что мне кажется особенно важным — человечные. Они про то, как ребенок учится справляться с самим собой. Я считаю, что «Друг детства» — хороший учебник по развитию эмоционального интеллекта, где показано, как человек открывает свои эмоции, учится их считывать и с ними справляться. Иными словами, рассказ показывает, как можно принимать себя и разговаривать с самим собой.
А зайти здесь лучше с разговора о том, что каждый человек в детстве мечтает кем-то стать. Спросите у ребенка: «А чего хочется тебе?» — и позвольте ему просто беззаботно помечтать. Сам герой рассказа тоже об этом размышляет в самом начале.
«То я хотел быть астрономом, чтоб не спать по ночам и наблюдать в телескоп далекие звезды, а то я мечтал стать капитаном дальнего плавания, чтобы стоять, расставив ноги, на капитанском мостике, и посетить далекий Сингапур, и купить там забавную обезьянку. <…> А то мне казалось, что неплохо бы стать отважным путешественником вроде Алена Бомбара и переплыть все океаны на утлом челноке, питаясь одной только сырой рыбой».
Кстати, можно сравнить, что из этого ребенка привлекает. Мне вот больше всего нравится идея поехать в Сингапур и купить там забавную обезьянку (смеется). На самом деле, страшно полезно обсуждать с ребенком его мечты и то, как он представляет себе их исполнение. Посмотрите, как здорово герой раскручивает свою мечту и погружается в мир фантазий:
«Правда, этот Бомбар после своего путешествия похудел на двадцать пять килограммов, а я всего-то весил двадцать шесть, так что выходило, что если я тоже поплыву, как он, то мне худеть будет совершенно некуда, я буду весить в конце путешествия только одно кило».
Попробуйте поговорить со своими детьми и так же раскрутить ситуацию. О чем ты мечтаешь? А что это? А как это будет? А что с тобой произойдет, если это случится? Здесь и путь к развитию речи, умению рассуждать.
Но это и рассказ о ребенке, которого не слышат взрослые. Кстати, очень часто в «Денискиных рассказах» ни один взрослый не понимает Дениску — мальчик невероятно одинок. Он решает, что хочет быть боксером, идет к папе, просит купить грушу, но папа отказывает и уходит на работу: «Ты спятил, братец, — сказал папа. — Перебейся как-нибудь без груши. Ничего с тобой не случится».
Антон Скулачев
И здесь вы можете начать разговор, который очень поможет ребенку проговорить свои эмоции. Почему здесь папа не слышит Дениску? А кто тебя не слышит? Когда, в какой ситуации? Заодно можно и ненавязчиво учить ребенка «я-высказыванию», которое бывает так полезно в жизни, в сложные моменты коммуникации: «Я расстраиваюсь, потому что…»
Дениска считывает эмоции взрослых, считывает свои и честно себе в них признается: «А я на него обиделся за то, что он мне так со смехом отказал. И мама сразу же заметила, что я обиделся…»
Мама героя предлагает Дениске заменить боксерскую грушу старым плюшевым мишкой. И на этом фрагменте очень здорово повспоминать с ребенком его вещи из детства. Вообще мне кажется, это еще одна очень серьезная проблема современных детско-родительских отношений: наша жизнь часто по разным причинам беспредметна.
Человеку важно жить среди вещей, потому что он наделяет вещи смыслом: мой мишка, мой проигрыватель, моя любимая елочная игрушка, которую мы вместе с дедушкой достаем из коробки с антресоли… Вещь позволяет нам личностно отнестись к миру вокруг, зарядить его смыслом, эмоциями. А когда у нас только гаджет, этих эмоций и чувств нет, но не только в гаджетах дело: мы живем в культуре, где каждую вещь можно поменять, у нас одноразовый мир. И про это тоже интересно с детьми говорить.
И рассказ «Друг детства» — он про то, как вещи, наделенные смыслом, помогают ощутить, что мир не одноразовый, и то, как ребенок через игрушку приходит от сиюминутного к настоящему. Есть вещи, которые помогают нам удержаться за смысл, за чувства, за подлинное.
Достаньте игрушки или другие вещи ребенка и вспомните, что с ними связано.
Это психологическая техника заземления или якорения. Возьмите в руки плюшевого мишку, что вы почувствуете? Уют, грусть, радость?
Говоря об этом рассказе, мы с учениками всегда вспоминаем, какие у них есть друзья детства. Понятно, что это обычно Таня-Вася-Петя, с которыми они бегали вместе или играли в прятки. А в рассказе Драгунского другом становится игрушка. Как когда мы в доме находим предмет и начинаем про него подробно рассказывать, мы видим, что он становится живым, заряженный ассоциациями, он начинает нам что-то говорить.
И я вот так посмотрел на него и вдруг вспомнил, как давным-давно я с этим Мишкой ни на минуту не расставался, повсюду таскал его за собой, и нянькал его, и сажал его за стол рядом с собой обедать, и кормил его с ложки манной кашей, и у него такая забавная мордочка становилась, когда я его чем-нибудь перемазывал…
В своей книге «Снег на траве» Юрий Норштейн, рассказывая, как он снимал «Сказку сказок», говорит о шершавости детства. Мне кажется, очень точное определение. Спросите ребенка, кто или что у него ассоциируется с детством, какие ощущения, запахи, воспоминания. Это возможность отрефлексировать круг детских воспоминаний у ребенка, который вот-вот станет подростком. И это будет тем ресурсом, который поможет сохранить связь в будущем, если она будет рваться.
Финал рассказа очень сильный. В нескольких абзацах содержится формула огромного количества текстов русской литературы, например, «Войны и мира» или рассказа «После бала».
— Ты что, — сказала мама, она уже вернулась из коридора. — Что с тобой?
А я не знал, что со мной, я долго молчал и отвернулся от мамы, чтобы она по голосу или по губам не догадалась, что со мной, и я задрал голову к потолку, чтобы слезы вкатились обратно, и потом, когда я скрепился немного, я сказал:
— Ты о чем, мама? Со мной ничего… Просто я раздумал. Просто я никогда не буду боксером.
Это про то, как мы принимаем свои эмоции. Плачем — и честно признаемся себе, что мы плачем. Принято повторять довольно опасную «максиму», что мужчины не плачут. Но здесь хорошо видно, что, когда мальчик заплакал, в его жизни наступил экзистенциальный момент — момент выбора. Ты принимаешь решение — и с тобой происходит что-то такое, что твою жизнь переворачивает. Привычное стало новым, ты изменился. Мишка стал другой, ты открыл, что мир наделен смыслами и чувствами, что ты плачешь, что ты одинок, и это становится моментом жизненного поворота. Отсюда вырастает философская проблематика, то, что Толстой называл «остранением», с одной стороны, а с другой — очень простая, но по-человечески мудрая мысль: мы взрослеем, когда принимаем свои эмоции.
Нина Дашевская «Дом над морем»
5–6-й классы
О чем рассказ:
Мальчик по имени Джордж приезжает из-за границы к прадедушке Георгию, который живет в доме над сердитым морем. Он не знает русского языка, а дедушка — английского.
Для подростка самое главное в жизни что? Общение со сверстниками. И примерно в пятом классе у него как раз это открытие и случается. Каждый родитель сталкивается с тем, что прекрасный златокудрый ребенок с большими ресницами и пухлыми щеками превращается в высокое, колючее существо, которое даже ругается, слушает всякую ерунду и говорит: «Мам, отвали».
Помните пролог «Зеркала» Андрея Тарковского? Мальчик-заика в кабинете у логопеда пытается произнести без запинки фразу: «Я могу говорить». Через эту метафору можно показать, что происходит в душе у любого подростка, потому что его мир невероятно немой. Ключевой вопрос в таком возрасте — как найти с внешним миром общий язык и как научиться говорить, чтобы тебя поняли. Но и мир тоже ищет способ пробиться к подростку, хотя многим родителям порой проще сделать годовой бюджет, нежели пробиться к сыну или дочери.
Собственно, об этом рассказ Нины Дашевской «Дом над морем», и начинается он с ситуации тотального непонимания.
Дом стоял высоко над морем. Спиной прилепился к скале, как ласточкино гнездо; а окнами смотрел на море. Море, море, до самого горизонта. Такое спокойное там, вдалеке. А здесь, внизу, оно сердито набрасывалось на скалы, кипело, будто злилось на всех. И особенно на этот маленький домик, забравшийся так высоко.
Мир ощетинился. Первая сцена — это сцена немоты: у открытого окна старик варит кофе, на него смотрит его правнук, который приехал из-за границы и не понимает русского языка. Старика зовут Георгий, мальчика — Джордж. Друг для друга они — иностранцы. На самом деле это универсальная ситуация, которая описывает ощущения подростка и его родителей — они понимают, что утратили язык общения. И старик в рассказе чувствует эту стену:
Надо же, какие нежные у него руки, как у девочки. Что в голове — не поймешь. Не выпускает из рук модную игрушку, телефон. Фотографирует, щелкает кнопками — куда ему столько фотографий?
Самая главная метафора — чужой язык как знак непонимания между поколениями. С этим хорошо рифмуется стихотворение Кристины Стрельниковой «Говори», которое написано от лица подростка. Там есть такой рефрен: «Я-вас-не-слышу, я-вас-не-слышу…»
Но в рассказе вдруг рождается понимание. В доме есть старое трофейное пианино, на нем училась играть внучка старика, мама Джорджа. Именно она оказывается связующим звеном между прадедушкой и мальчиком. И Джордж тоже садится играть.
Во второй части показано, как понимание рождается без слов — в музыке. Здесь же старик впервые называет правнука Георгием, а прежде латинские буквы имени George казались ему такими же чужими, как в надписи на крышке немецкого пианино.
Два инопланетянина, пианино и мальчик. Говорят на одном языке, которого он, старик, не понимает. Джордж, наконец, перестал проверять, какие клавиши звучат звонче, а какие глуше; какие расстроены так, что не похожи сами на себя, а какие еще держатся. И он заиграл. По-настоящему.
<…> — Поиграй еще, Георгий, — попросил старик. Сам не понял, почему назвал мальчика по-другому, своим именем. — Поиграй. Поговори с ним.
Мир немоты, где люди и природа не могли найти общего языка, заканчивается пониманием без слов и помимо слов. Музыка — это метафора рождающегося разговора, понимания и преодоления разрыва.
Как известно, много говорить с подростком часто бесполезно, поэтому обсудить рассказ так же подробно, как и «Друг детства» с четвероклассником, у вас вряд ли получится. Но здесь можно спрашивать про ассоциации. Хороший вопрос: с кем в рассказе ты себя ассоциируешь? С мальчиком? С морем? С камнями?
В этом смысле, мне кажется, «Дом над морем» для подростка будет абсолютно терапевтичен, потому что там показано, как из мира немоты и тотального непонимания может родиться единство, и это единство часто проявляется не в словах. Понимание приходит через творчество и свободу, которую дает человеку искусство.
В финале совершенно посторонняя пара на пляже вдруг слышит звук пианино и видит, что море затихло. Это неожиданный композиционный ход, почти фантастический, но оказывается, что событие встречи и понимания имеет космический масштаб. Думаю, этот рассказ для подростка невероятно обнадеживающий и успокаивающий — как пианино для моря.
Фазиль Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла»
7–8-й классы
О чем рассказ:
Пятиклассник не решил домашнюю задачу по математике и обманом во время урока привел доктора с медсестрой в свой класс, чтобы устроить вакцинацию от тифа. Учитель Харлампий Диогенович обо всем догадывается и высмеивает его, вызывая к доске.
Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла» — интересный повод для разговора с подростком, потому что здесь важно уметь чувствовать юмор и иронию, как и вообще читая всего Фазиля Искандера. И с этим у школьников, избитых зачастую звериной серьезностью школьной литературы, есть большие трудности: они умеют смеяться над мемами, но совершенно не готовы считывать иронию в художественном произведении.
Считается, что автор писал тексты только серьезно и непременно вкладывал в них «мораль, короче». Но слово «поучительно» никак не ложится на Искандера. Он часто уходит в добрый, иногда издевательский юмор.
О рассказе «Тринадцатый подвиг Геракла» можно говорить в двух плоскостях. Во-первых, в плоскости человеческой: что такое юмор и как он нам помогает в нашей жизни. Во-вторых, если ребенок интересуется литературой и мы хотим двинуть его в сторону внимательного чтения, здесь можно рассуждать о том, как человек побеждает хаос.
В этом рассказе смех помогает преодолеть страх. В самом начале мы погружаемся в атмосферу страха: в школе, где учился герой, боялись все. Это очень актуально, потому что сегодня, на мой взгляд, современная российская школа построена на педагогике страха: здесь все учатся бояться, начиная с первого класса. Увы, главный, кто боится, — это директор.
Он [директор] всегда, и зимой и летом, ходил в одной шляпе, вечнозеленой, как магнолия. И всегда чего-нибудь боялся. Со стороны могло показаться, что он больше всего боялся комиссии из гороно, на самом деле он больше всего боялся нашего завуча. Это была демоническая женщина. Когда-нибудь я напишу о ней поэму в байроновском духе, но сейчас я рассказываю о другом.
Уже здесь ирония с поэмой в байроновском духе побеждает «демоническую женщину», оказывается, что смех — преображающая сила. Делая ситуацию смешной, мы позволяем себе отпустить ее. А самое главное, смех мешает человеку забронзоветь, недаром в рассказе вспоминается Древний Рим.
Мне кажется, что Древний Рим погиб оттого, что его императоры в своей бронзовой спеси перестали замечать, что они смешны. Обзаведись они вовремя шутами (надо хотя бы от дурака слышать правду), может быть, им удалось бы продержаться еще некоторое время. А так они надеялись, что в случае чего гуси спасут Рим. Но нагрянули варвары и уничтожили Древний Рим вместе с его императорами и гусями.
Если дальше копаться в этом рассказе, можно заметить, что здесь подозрительно много античности: упоминание Пифагора, учитель по имени Харлампий Диогенович. Рядом со школой находится стадион, а для греческой культуры это одно из ключевых мест — пространство олимпийских игр, во время которых, вспомним, прекращались любые войны.
А на что становится похожим урок математики у Харлампия Диогеновича? На спектакль. Ученик будто стоит на сцене, над ним все смеются. Это комическое представление. И функция театра в древнегреческой культуре точно такая же, как функция Геракла, то есть очищение мира от хаоса. В трагедии это очищение страданием, или катарсис, а в комедии — очищение смехом. Геракл, как мы помним, тоже очищает Авгиевы конюшни, но в метафорическом смысле — борется с хаосом. Превращение хаоса в космос — это ядро древнегреческой культуры.
Но что такое хаос в рассказе? Действие происходит в начале войны. Значимая деталь — задача про артиллеристский снаряд, которую пятиклассник никак не может решить. Вокруг война («потому что началась война и он [одноклассник героя Адольф] не хотел, чтобы его дразнили Гитлером»), страх — с которого начинали. И Харлампий Диогенович, устраивая представление на уроке, побеждает смехом страх смерти. Он преображает мир и создает из хаоса космос, как Геракл. И оказывается, это рассказ не только о том, как мальчик получил двойку, но и о том, как стихия жизни побеждает стихию смерти.
Юрий Буйда «Продавец добра»
8–9-й классы
О чем рассказ:
Родион Иванович продает в лавке гвозди и прочий железный скарб. Но однажды он сходит с ума и начинает разносить по всему городу пустые бумажные коробочки с надписью «Добро».
Рассказ Юрия Буйды «Продавец добра» строится вокруг странной метафоры, а подростки это очень любят. Поэтому, кстати, им так нравятся антиутопии, где все понятно, но метафорично. Здесь же главная метафора — пустая коробочка.
Начиная разговор об этом рассказе, хорошо бы обратить внимание подростка на название «Продавец добра», потому что это явный оксюморон: добро нематериально, его невозможно продать. Но у слова «добро» несколько значений, потому что добром может быть и философская категория, и домашний скарб. И в рассказе эти два понимания соединяются.
В самом начале текст переполнен добром в значении «скарб». Мы оказываемся в тесной лавчонке на базаре, где трудится Родион Иванович: это каменный мешок с единственным окном, и этот мешок забит страшными железными вещами. Добро здесь — это ящики с гвоздями, молотки, проволока. Один из покупателей, неуклюжий усатый мужик в тулупе, требует у Родиона Ивановича сепаратор.
Родион Иванович, повинуясь ее приказам, таскал из подсобки ящики с гвоздями, мотки проволоки или «занадобившийся этому черту сепаратор». Усатый «черт» в мерлушковой шапке притопывал сапожищами на кирпичном полу, приговаривая: «Добра-то у вас как много… и откуда только берется?» Выбравшись из склада с сепаратором в руках, Родион Иванович отвечал с одышкой: «Добра-то много — да добра нет». Выражение лица его всегда было печально-ласковое.
А дальше Родион Иванович делает добро нематериальной субстанцией. Если сначала он продает ящики с гвоздями и проволокой, то после дарит коробки с ничем. Здесь буквально сталкиваются два значения слова. При внимательном чтении мы поймем, что ящики с гвоздями что-то напоминают, да еще и рядом со словом «черт» здесь вообще всплывает христианский подтекст.
В рассказе есть мелкая деталь: «занадобившийся этому черту сепаратор» — это нечто разделяющее. Главная задача дьявола — разделить и перессорить человека с Богом и человека с человеком. Героя окружает адский мир, а сам Родион Иваныч напоминает то ли Акакия Акакиевича, то ли монаха, у которого есть послушание таскать ящики с железными вещами и который занимается тем, чем занимался преподобный Антоний в пустыне, — борется с чертом.
«Добра-то много — да добра нет», — совершенно житийный ответ. Монахи часто отвечают черту, переигрывая его, и Родион Иванович переводит язык черта на язык Бога, потому что на языке черта добро — это гвозди (как будто бы те самые, которыми распинали Христа), а на языке Бога добро, которого нет в мире, — это святость. И выражение лица героя печально-ласковое — так обычно говорится о лицах святых или юродивых.
Раздавать пустые коробочки — это юродское поведение. Когда Родион Иванович уходит из лавки во второй части рассказа, мы видим, что железо сменяется бумагой. Если раньше героя окружал тесный мир каменного мешка, то теперь Родион Иванович бродит по городу: это открытое пространство, оно размыкается до размеров всего мира.
И оказывается, что текст вообще не про Родиона Ивановича, а про рассказчика, который как персонаж появляется только во второй части.
Однажды он постучал и в нашу дверь. Я открыл. На пороге переминался с ноги на ногу тощий тип с печально-ласковым выражением лица, в стареньком брезентовом плаще и выгоревшем до рыжины берете на стриженной под ноль узкой голове.
Понятно, что здесь «он» можно заменить на «Он». Происходит встреча человека с духовным началом в жизни. Родион Иванович приводит человека из «добра-1» в «добро-2», из добра как скарба в добро как в духовную категорию. Дальше, конечно, нужно думать: а что это такое за добро? В чем оно заключается? И здесь нет какого-то одного ответа. Добро нельзя подарить или наполнить, это твоя жизнь.
Можно говорить и о том, что это рассказ про веру. Пустую коробочку мы сами наделяем смыслом: нам никто его не подарит и не преподнесет на тарелочке, нам его даже не гарантирует исполнение ритуалов — они не дадут нам того, что составляет суть нашей жизни, то есть чуда.
Очень здорово здесь показать подростку фильм Тарковского «Сталкер». Сталкер — юродивый, жена ему об этом открыто говорит. Он обрит наголо, как Родион Иванович. Люди надеются, что герой приведет их в Зону, где они найдут добро и счастье, а в итоге обнаруживают только комнату с хламом. «У них же орган этот, которым верят, атрофировался!» — говорит Сталкер.
Пустая коробочка — такая же метафора, как и комната в Зоне. И люди, которые способны видеть добро на дне пустой коробочки и верить, что в Зоне исполняются мечты, не утратили смысл человеческой жизни, к таким и приходят Сталкер, Родион Иванович и Христос.
Владимир Набоков «Облако, озеро, башня»
10–11-й классы
О чем рассказ:
Эмигрант Василий Иванович в Германии выигрывает билет на увеселительную поездку, где его заставляют участвовать в странных развлечениях. Случайно оказавшись в постоялом доме с поэтичным видом на озеро и башню, он мечтает остаться там навсегда, но попутчики избивают его и не разрешают ему прекратить поездку. Измученный Василий Иванович просит у неизвестного нам рассказчика его отпустить, так как он устал быть человеком.
С одной стороны, это рассказ про тоталитарное общество, которое всех людей делает одинаковыми. С другой — что очень важно для подростков — о мечте, которая противопоставлена страшной реальности.
Во время поездки Василию Ивановичу выдают нотные листки со стихами, это все нужно было петь хором.
Василий Иванович, который не то что петь, а даже плохо мог произносить немецкие слова, воспользовался неразборчивым ревом слившихся голосов, чтобы только приоткрывать рот и слегка покачиваться, будто в самом деле пел, — но предводитель по знаку вкрадчивого Шрама вдруг резко приостановил общее пение и, подозрительно щурясь в сторону Василия Ивановича, потребовал, чтоб он пропел соло. Василий Иванович прочистил горло, застенчиво начал и после минуты одиночного мучения подхватили все, но он уже не смел выпасть.
«Прокачивание позитивом», массовое шествие — это знаки тоталитарного общества. Человек лишен собственного голоса, там все неподлинное: вместо любви — «пацлуй» (единственное русское слово, которое помнил немецкий сосед Василия Ивановича), там игра не игра и песня не песня — потому что песню ты поешь по вдохновению и с радостью.
Даже ночевали путешественники в кривой харчевне. Это адский расчеловеченный мир, и он в буквальном смысле убивает личность. Когда герой заявляет о том, что хочет остаться на постоялом дворе с видом на облако, озеро и башню, мы снова встречаем библейские аллюзии: Василию Ивановичу штопором продырявливают ладонь и ступню, а потом его лупят кнутом и топчут железными каблуками.
Набоков — писатель, у которого все значимо, даже буквы. Весь рассказ строится на троичном повторении. Герой опоздал на три минуты, он сел в вагончик сугубо третьего класса, где ему попалось три немецких соседа: Шульц, еще один Шульц и Шрам, в фамилии у каждого из них — буква, состоящая из трех частей.
В рассказе царствуют две противоположные стихии. С одной стороны, есть страшный мир, он постоянно шумит и шуршит. Предполагаю, что это намек на немецкий язык, в котором очень много шипящих звуков. Так Набоков описывает ощущение русского человека, который оказался в тоталитарной Германии (рассказ написан в 1937 году).
Но, с другой стороны, есть еще очень важная троичная структура — облако, озеро, башня. Вспоминаем трехстопный дактиль — стихотворный размер, в который складываются эти три слова. Для Василия Ивановича это место — мир поэзии, счастья, гармонии, это стихия лиризма, противопоставленная стихии шипящего языка и тоталитарного общества.
Еще один подтекст рассказа — «Обломов». Все три романа Гончарова начинаются на «о» — «Обыкновенная история», «Обломов»», «Обрыв». Можно сказать, что облако, озеро, башня — Обломовка Василия Ивановича. И оказывается, что его идиллия, как и любая другая, утопична и недостижима: Василия Ивановича из нее выдергивают.
Я очень люблю в связи с рассказом Набокова говорить о том, что однажды мы все встречаемся с утопией и теряем ее. И наша жизнь — это попытка восстановить утраченный рай, обрести гармонию и поэзию. Предупреждаю, что попытка заранее обречена, но именно она и наделяет человеческую жизнь смыслом.
Фото: Людмила Заботина
Антон Алексеевич Скулачев — преподаватель литературы в ГБОУ Школа №1514 (Москва), председатель Ассоциации «Гильдия словесников», член Совета по русскому языку при Президенте РФ.
Аня Доброчасова | |
Аня Доброчасова | |
Псевдоним(ы) | Аня Доброчасова |
Дата рождения | 29.07.1979 |
Место рождения | Оренбург |
Гражданство | СССР, Российская Федерация |
Род деятельности | писатель, художник |
Язык произведений | русский |
Аня Доброчасова (наст. имя Анна Юрьевна Дрындина) — современный российский детский писатель и художник.
Аня Доброчасова / Биография
Аня Доброчасова родилась 29 марта 1979 года в Оренбурге в рабочей семье. Отец — автомеханик, специалист по ретроавтомобилям, мать — техник-технолог, брат Алексей. В начале 80-х семья переехала в Монголию, в Улан-Батор, где были очень востребованы советские специалисты. Маленькая Аня прожила в Монголии два года, а потом — несколько лет в Шадринске у бабушки Анны Марковны Доброчасовой. Именно её фамилию Аня выбрала себе в качестве псевдонима.
В семье Анны все хорошо рисовали. Это повлияло на выбор будущей профессии. С самого детства, рассматривая рисунки мамы и бабушки, девочка тянулась к краскам и пробовала срисовывать. Закончив среднюю школу № 31, без колебаний выбрала рисование. В 1995 году она поступила в Оренбургское художественное училище (специальность художник-педагог, отделение «Живопись»), которое закончила в 2002 году.
В 1997 году Аня Доброчасова вышла замуж. Муж — журналист Виктор Дрындин, дочь — Полина, родилась в 1998 году. Вначале семья жила в Оренбурге. Аня работала фриланс в журнале «Все для женщины», пробовала себя в различных сферах. Это и живопись (писала маслом, акварелью), разрабатывала логотипы, рисовала для интернет-проектов, выпускала собственный информационный продукт — страничку для детей «Лунапарк» с головоломками, которая выходила одновременно во многих российских региональных газетах и журналах.
В 2007 году Анна и Виктор побывали у родственников на Карельском перешейке. Вдохновленные таёжно-морской романтикой, решили перебираться из сухих степей Урала на балтийские берега. Переезд состоялся в 2011 году: семья приобрела участок в поселке с жизнерадостным названием Приветнинское, своими руками построили дом.
В 2015 году издатель Вадим Мещеряков увидел работы Анны на сайте Illustrators.ru и предложил сотрудничество. В ходе обсуждения появилась идея создания целой истории с авторскими иллюстрациями. Известный издатель разглядел в Доброчасовой не только художника, но и писателя. Так в 2016 году появилась первая книга Ани Доброчасовой «Апельсин», которая сразу же завоевала сердца читателей. В основу сюжета легли воспоминания из детства Анны. В дальнейшем история превратилась в серию книг Издательского Дома Мещерякова «Вовка с Хвостиком». Сейчас в нее входят: сборник рассказов «Большие и маленькие приключения с Хвостиком» (2018), книги «Похитители котов» (2018), «Лешкины карандаши» (2018), «Игра Мориарти» (2018), «Переполох в семье Грушиных, или как появился Малёк»(2019), «Хвостик в школе, или первоклашные истории Сони Грушиной» (2019), «Кастрюля для воспитания» (2020), «Влюблённый Дед Мороз» (2020).
Многие истории, с которыми можно встретиться в рассказах автора, взяты из воспоминаний детства. Вместе с братом Аня постоянно попадала в различные забавные истории, которые легли в основу сюжетов её книжной серии.
Из интервью автора ПроДетЛиту:
Часто в детстве я рисовала в неожиданных местах. На обоях в комнате, в мамином журнале про живопись, на важных документах, на окне в автобусе. А когда рисовала, то в голове рождались истории, с которыми мне было очень весело. В детстве я очень любила своим друзьям приврать и преувеличить. Так я выдумывала себе новый день рождения, или кучу собак в каждой комнате, или пару лошадей, на которых я училась кататься в свободное от уроков время. Утром на белой, а вечером на рыжей. Также в детстве я часто приносила домой всякую живность — кошек и собак, кормила их, купала, сушила и отпускала обратно. И частенько мне за это все попадало от родителей. В общем, детство у меня удалось. Не думаю, что с тех пор я как-то сильно изменилась. Я не спешу сильно вырасти. Я люблю рисовать и что-то выдумывать до сих пор, просто теперь я делаю это чаще в подходящих местах. На листах альбома или компьютере. Иногда переписываясь по телефону с друзьями. И, конечно, неудивительно, что моими героями в книжках стали дети. Вовка и Соня — это продолжение меня и моего детства. С ними часто происходит то, что было у меня в реальной (или воображаемой) жизни. Вовку и Соню я наделяю качествами близких для меня друзей. Мне очень нравилось в детстве мечтать, кем я стану. Хотелось быть то клоуном, то кассиром в магазине, то трубочистом. Именно воспоминания из детства привели к тому, что у меня родилась новая серия «Книжка-экскурсия». Как любитель всего сладкого, шоколадного и хрустящего, в первую очередь, я отправила своих героев в пекарню. Аня Доброчасова |
- Аня Доброчасова
-
Апельсин / Аня Доброчасова ; иллюстрации автора
-
Похитители котов / [автор текста и рисунков] Аня Доброчасова
-
Большие и маленькие приключения с Хвостиком / Аня Доброчасова ; [иллюстрации автора]
-
Хвостик в школе, или Первоклашные истории Сони Грушиной / Аня Доброчасова ; иллюстрации автора
-
Подарок / Аня Доброчасова ; иллюстрации автора
-
Переполох в семье Грушиных, или Как появился «Малёк» / [автор текста и иллюстраций] Аня Доброчасова
-
Аня Доброчасова
Аня Доброчасова признается, что довольно часто случается так, что сначала рождается иллюстрация, а потом уже история к ней, и что любимый писатель Ани, которого она перечитывает постоянно, — это Рэй Брэдбери: «Когда я занялась литературой, прочла «Дзен в искусстве написания книги» Рэя Брэдбери. Советую это «пособие» всем молодым авторам. Здесь вы найдете честные и проверенные на практике ответы на все свои вопросы: что делать, если не пишется? Если вообще ничего не получается? Где черпать вдохновение? Мне эта книга помогла, до сих пор обращаюсь к ней время от времени. Уверена, поможет и вам!» (интервью в радиопрограмме на канале «Эхо Москвы»).
На встречах с читателями она утверждает, что до сих пор верит в сказки и чудеса, а главные помощники в поиске вдохновения — ее семья: муж и дочь, которые всегда поддерживают в трудную минуту и подсказывают, если что-то вдруг идет не так.
Аня Доброчасова / Книги
- Доброчасова, А. Апельсин / Аня Доброчасова. — Москва : ИД Мещерякова, 2016. — 32 с. : ил.
- Доброчасова, А. Лунный жук / Аня Доброчасова; [ил. авт.]. — Москва : ИД Мещерякова, 2016. — 30, [2] с. : ил.
- Доброчасова, А. Пуговка : рассказы / Аня Доброчасова ; [ил. автора]. — Москва : ИД Мещерякова, 2016. — 46 с. : ил.
- Доброчасова, А. Борька, брысь! : рассказ / Аня Доброчасова ; [иллюстрации автора]. — Москва : ИД Мещерякова, 2017. — 32 с. : ил.
- Доброчасова, А. Подарок : рассказ / Аня Доброчасова [текст, ил.]. — Москва : ИД Мещерякова, 2017. — 31 с. : ил.
- Доброчасова, А. У меня появился щенок / Аня Доброчасова, [текст, ил.]. — Москва : ИД Мещерякова, 2017. — 32 с. : ил.
- Доброчасова, А. Вовка с Хвостиком в пекарне : (с наклейками) / Аня Доброчасова [ил. авт.]. — Москва : ИД Мещерякова, 2017 (макет 2018). — 17 с. : ил. — (Книжка-экскурсия).
- Доброчасова, А. Большие и маленькие приключения с Хвостиком / Аня Доброчасова ; [иллюстрации автора]. — Москва : ИД Мещерякова, 2019. — 184 с. : ил. — (Вовка с Хвостиком).
- Доброчасова, А. Игра Мориарти / Аня Доброчасова; [иллюстрации автора]. — Москва : ИД Мещерякова, 2019. — 104 с. : ил. — (Вовка с хвостиком).
- Доброчасова, А. Лёшкины карандаши : рассказ / Аня Доброчасова ; [ил. авт.]. — Москва : ИД Мещерякова, 2019. — 32 с. : ил. — (Вовка с Хвостиком).
- Доброчасова, А. Переполох в семье Грушиных, или Как появился «Малёк» / Аня Доброчасова. — Москва : ИД Мещерякова, 2019. — 79 с. : ил. — (Вовка с Хвостиком).
- Доброчасова, А. Похитители котов : [повесть] / [автор текста и рисунков] Аня Доброчасова. — Москва : ИД Мещерякова, 2019. — 95 с. : ил. — (Вовка с хвостиком).
- Доброчасова, А. Хвостик в школе, или Первоклашные истории Сони Грушиной / Аня Доброчасова, ил. авт. — Москва : ИД Мещерякова, 2019. — 63 с. : ил. — (Вовка с Хвостиком).
- Доброчасова, А. Кастрюля для воспитания : рассказы / Аня Доброчасова ; рис. авт. — Москва : ИД Мещерякова, 2020. — 32 с. : ил. — (Вовка с Хвостиком).
- Доброчасова, А. Отдыхайка с хвостиком : рисуем, думаем, играем / Аня Доброчасова. — Москва : ИД Мещерякова, 2020. — [15] с. : ил. — [Хранится в РГБ].
О жизни и творчестве
- Анна Доброчасова: о писателе. — Текст : электронный // Лайвлиб : сайт.
- Про Вовку с Хвостиком и о том, как стать художником : Анна Доброчасова отвечает читателям. — Текст : электронный // Лабиринт : сайт.
- Анна Доброчасова: от апельсина до пуговки. — Текст : электронный // Читаем вместе. Навигатор в мире книг : сайт.
- Рекомендательная беседа по книге А. Доброчасовой «Большие и маленькие приключения с Хвостиком». — Текст : электронный // Володарская межпоселенческая библиотека : сайт.
- Детская площадка с папашей Гульком. Гуляем по страницам добрых книг : [интервью с Анной Доброчасовой]. — Текст. Изображение. Устная речь : электронные // Эхо Москвы : сайт.
См. также
- Леонова Анна Александровна