Рассказы и сказки Нины Павловой для детей. Произведения и биография
Список произведений Н.Павловой
Большое чудо
Желтый, белый, лиловый
Живая бусинка
Земляничка
Котята
Мышонок заблудился
Помощница
Травка Пупавка
Хитрый одуванчик
Чьи башмачки?
Читать рассказы других авторов
Биография, жизнь и творчество Нины Михайловны Павловой
Нина Михайловна Павлова (08.02.1897 — 15.08.1973)
«Мы раскрываем книжку — и вдруг цветы заговорили с ветерком, с насекомым. И самое удивительное в этих рассказах, что мы с вами нисколько этому не удивились, будто давно понимаем язык растений, крохотных животных и сами умеем, говорим, на их языке. Почему так? Потому что в рассказах Нины Михайловны Павловой все — самая настоящая правда»
/В.Бианки/
Нина Михайловна Павлова, писательница, автор сказок, рассказов и очерков для детей, ученый-растениевод, доктор биологических наук, родилась 27 января (8 февраля) 1897 г. в г. Сулине Черкасского округа Области Войска Донского.
Нина Михайловна Павлова в литературу для детей пришла в 1935 году, имея за плечами опыт научных открытий и педагогической работы, занятия литературой явились для нее популяризацией любимой науки среди детей.
В формировании задатков ученого и писателя Н. М. Павловой большую роль сыграла семья. Мать — библиотекарь — сумела привить детям глубокое уважение к книге, к лучшим произведениям русской и мировой литературы. Но особенную роль в развитии детей сыграл отец, Михаил Александрович Павлов, донской казак, выдающийся ученый, академик, награжденный за заслуги в развитии металлургии четырьмя орденами Ленина, являющийся отцом русской металлургии. Отец был для детей всегда примером трудолюбия и преданности своему делу, он привил детям уважение к людям науки, к занятиям в лаборатории, к упорному систематическому труду.
«Впоследствии, уже научным работником, я позаимствовала у отца его систему записей и сбора материала для научной работы, — пишет Н. М. Павлова. — Отец был в высшей степени аккуратным и точным человеком и прекрасно разработал все этапы подготовки научной рукописи»
Училась в коммерческом училище в Лесном, что под Санкт-Петербургом. В отличие от традиционных гимназий, это было совместное обучение мальчиков и девочек, что считалось в ту пору (1906-1907г.) новшеством. В обучении в училище не применялись ни награды, ни наказания, ни вообще всякого рода меры внешнего воздействия на ученика, чтобы заставить его заниматься, но это развивало в учениках самостоятельность, чувство долга и сознания своих обязанностей. Естествознание преподавал Борис Евгеньевич Райков, опытный биолог и талантливый педагог, сумевший дать своим ученикам глубокие знания и привить им любовь к природе. Это предопределило дальнейшую судьбу Нины Павловой. Она поступает в Петроградский университет и в 1920 г. оканчивает естественное отделение физико-математического факультета по специальности систематика и география растений.
Многие годы работы в науке сформировали стиль хорошо продуманной и логически обоснованной работы, который внесла писательница и в свои детские книги.
В 1935 году опубликовала свой первый рассказ »Рекордный снимок». Затем ее рассказы «Большое чудо», «Живая бусинка», «Жёлтый, белый, лиловый», «Мышонок заблудился», «Хитрый одуванчик» и другие стали появляться в различных детских журналах «Чиже», «Пионере», »Мурзилке», «Юном натуралисте» и других.
Книги Н. М. Павловой для детей всегда научно достоверны. Вопросы опыления, питания, мимикрии, роста растений, взаимосвязи растений и насекомых, целесообразности и борьбы за существование в природе решаются писательницей на конкретном материале биологической науки. У читателя создается верное представление о жизни растений определенного вида. Нина Павлова убеждает читателя в том, что у каждого отдельного растения — своя жизнь. В одном из ее рассказов есть такое рассуждение: «Вот удивительно! — сказала Пчела.— Живешь корешок к корешку; и все-таки у каждого свой мир!». Это удивление Пчелы вызвано сменой цветов на лугу, но может быть отнесено и к другим растениям, которые живут «корешок к корешку» и тем не менее очень различны по своему образу жизни. Вот эти разные судьбы растений и прослеживает писательница, умея раскрыть в каждой судьбе растения что-то свое, только ему свойственное.
Когда-то В. В. Бианки говорил, что каждую птицу, каждого зверя биолог должен знать по имени, отчеству и фамилии. В книгах Павловой всегда присутствует эта конкретность и научная точность в описании насекомого или растения. При этом в биографии своего героя автор всегда находит что-то удивительное, необычайное, даже чудесное. «Ты была червяком, а теперь у тебя крылья! — сказал дождевой червяк. — И спрашивать не надо — это большое чудо! — Да, это большое чудо! — отозвались травы и деревья». Рассказ, из которого взяты эти строки, так и называется «Большое чудо». В природе много чудес, больших и маленьких, и автор показывает чудеса земного, раскрывает перед ним удивительные секреты природы. Недаром один из сборников ее рассказов называется «Секрет».
Разгадывать загадки природы, раскрывать ее секреты автор приглашает и самих читателей, называя иногда свои рассказы и сказки загадочно или вопросительно: «Бывает, и холодное согревает», «Клад января», «Кто хитрее?», «Когда их цветет больше?», «Кому улыбнется весна?». Об удивительных привычках австралийских попугайчиков, об особенностях «дружной семейки», о тайне ландыша, о том, почему лен цветет только до полудня, в чем секрет обыкновенного лугового василька, какой цветок можно назвать героем и о многих других интересных явлениях и случаях из жизни насекомых и растений рассказывает ученый детям.
Н. М. Павлова не отпугивает читателей сложной и недоступной им научной терминологией. Мимикрия, целесообразность, видовые различия, гнездование птиц, опыление и оплодотворение цветов — обо всем этом и многом другом узнают читатели, не слыша непривычных для детского уха терминов.
В основу каждого, даже самого маленького рассказа или сказки для детей Н. М. Павлова кладет свои личные научные наблюдения за явлениями природы. Таких наблюдений, точно зафиксированных, снабженных рисунками и схемами, накопилось много за годы творческого труда. И творческий метод писательницы Павловой вытекает из творческого метода доктора наук Павловой: точность, абсолютная точность. Для того чтобы детям рассказать об одном событии из жизни какого-нибудь растения или насекомого, просматриваются десятки записей этого события в разные годы. Наиболее типичное попадает из повседневных фенологических записей в детскую книжку. Случайное, малозначительное отсеивается при тщательном отборе. Именно в такой лаборатории творчества были созданы «Мышонок заблудился», «Мушка — клушка», «Совы», «Нежданный гость», «Тыквята» и десятки других рассказов и сказок для детей.
Чаще всего рассказы Н. М. Павловой написаны на основе научной экспериментальной работы — и это накладывает на них особый отпечаток. Автор пристально всматривается в травы, цветы, плоды и показывает детям, как сквозь стекло микроскопа, отдельные их детали в увеличенном виде. Тем самым писательница острит зрение своего маленького читателя или слушателя.
Вот как описывает автор цветок хохлатки: «А цветки у нее были просто удивительные. Спереди у них была мордочка с вытянутой нижней губой, внизу — брюшко, а сзади — хвост». О козьей иве написано так: «Шишечки у деревца были простоватые, серо-зеленые, но очень любопытные: все из узких бутылочек с желтыми горлышками. И у каждой бутылочки стоял стаканчик с душистым сладким соком». О водяном хищнике — растении пузырчатке: «Листики у него были — тоненькие, ветвистые волоски, как будто от настоящих листьев остались одни жилки. Но самое удивительное — на этих листиках — жилках всюду были развешены голубоватые пузырьки. В каждом пузырьке была закрытая дверка. И около нее, у стенки, на полочках-палочках лежало угощенье».
Пристальное всматривание в жизнь растений роднит ученого и ребенка: как для того, так и для другого характерно вечное удивление перед явлениями природы; у ребенка это от незнания, у ученого это от вечных поисков нового, неизведанного.
Мир под микроскопом, который показывает Павлова детям, полон чудес и неожиданных открытий. Читатель узнает, что «у васильков не цветы, а целые корзинки мелких цветков. И по краям корзинки— цветки побольше, покрасивее: с разрезными краями, но внутри пустые. А посередине — попроще, но зато с пестиками и с тычинками». Превращение одного василька в целую корзинку цветов да еще таких разных, когда одни цветки своей красотой привлекают внимание насекомых, зато другие этих насекомых угощают сладким соком, и удивляет читателя, и учит его смотреть на мир глазами внимательного наблюдателя.
Мир растений Н. М. Павлова рассматривает с разных точек зрения, смотрит на мир природы разными глазами. То это глаза Дикой Пчелы («В две смены»), то глаза Бабочки-Крапивницы («На козьей Иве»), то глаза Котенка («В сумраке леса»), то глаза маленькой девочки («Две сказки»), то глаза двух синичек («Вечнозеленый лес»), то глаза Сокола Сапсана («Разными глазами»), то глазами Зайца («Февраль»)… Одни и те же события из жизни природы поворачиваются перед читателем разными сторонами, во всем своем многообразии, красочности и поэтичности. Такой метод художественного раскрытия многообразия природы позаимствован автором у науки, когда ставится целая серия опытов для того, чтобы раскрыть сущность какого-нибудь явления.
Однако этот метод научного эксперимента, так естественно введенный Н. М. Павловой в книги для детей, оказался как нельзя боле поэтическим и поистине художественным потому, что автор обладает незаурядными способностями художника слова. Вероятно, это еще раз подтверждает распространенную мысль о том, что ученый, влюбленный в свое дело, становится поэтом.
Поэтичность свойственна природоведческой литературе для детей: рассказы Е. И. Чарушина, Г. Скребицкого, Н. И. Сладкова, Э. Шима необычайно лиричны, музыкальны, полны поэзии. Но при этом их произведения очень различны, вводят читателя в неповторимый мир звуков и красок своими поэтическими тропинками.
Свое писательское кредо Н. М. Павлова выразила в «Двух сказках», где полемизирует со сказкой безделкой, сказкой-игрушкой, сказкой без научных корней. О том, как грибы растут, рассказывает автор дважды, сначала от имени девочки, потом от имени старого леса. Первая сказка — искусственно занимательная, в ней есть и веселая пляска медведя, и пугливые грибы, которые попрятались кто куда; одного в ней нет—правды. Вторая сказка — подлинно научная, о диво-корешках и их жизни в дружбе с корнями дерева. Эта сказка естественно занимательна, привлекает и заинтересовывает детей самим содержанием. И в той, и в другой сказке — антропоморфизм. Но главное — что стоит за ним, за этим антропоморфизмом: досужая выдумка или научные сведения.
Занимательность научная побеждает ложную занимательность. Недаром учитель и друг Павловой В. В. Бианки называл сказки ее правдивыми. «Мы раскрываем книжку — и вдруг цветы заговорили с ветерком, с насекомыми, — пишет В. В. Бианки в своей статье. — И все мое удивительное в этих рассказах, что мы с вами нисколько этому не удивились, будто давно понимаем язык растений, крохотных животных и сами умеем, говорим, на их языке. Почему так? Потому что в рассказах Нины Михайловны Павловой все — самая настоящая правда». Писательница, всегда с глубокой благодарностью вспоминающая своего литературного учителя Виталия Валентиновича Бианки, не пошла по пути подражания, по пути заимствования художественной манеры своего учителя, а избрала собственный путь в детской литературе. Известно, что в сказках и рассказах Бианки серьезные знания биолога облечены в увлекательную романтическую фабулу, сюжетно построены очень динамично и приключенчески. Сказки и рассказы Н. М. Павловой отличаются от книг В. Бианки не только объектом изображения, но и самой манерой подачи материала. И это не полемика с Бианки, а просто свое видение мира, свои твердые убеждения в том, какими должны быть рассказы о природе для детей. Если В. В. Бианки выступает в своих книгах для детей как мастер приключенческой повести, как заядлый охотник и следопыт, то Н. М. Павлова больше похожа на педагога-экскурсовода, который увлекает слушателей-детей неизвестными для них фактами из жизни природы. Несомненно, что в данном случае сказался опыт работы Павловой-педагога в начальных классах школы. Пожалуй, ближе всего стоит писательница в своих исканиях к М. М. Пришвину с его требованием родственного внимания к природе. Принцип философского осмысления жизни природы, моральный элемент в рассказах о жизни растений, птиц, насекомых особенно дорог Н. М. Павловой. Насыщенность ее произведений моральными категориями говорит о том, что перед нами не только ученый и художник слова, но и настойчивый педагог, страстный пропагандист определенных идей воспитания. «Почти все мои вещи написаны в двух планах» — пишет Нина Павлова. — «Я очень люблю детей и вижу в каждом ребенке не только будущего, но и уже настоящего человека. Поэтому я считаю неправильным писать для детей чисто развлекательные или чисто познавательные (конечно, если это не учебник) книжки, считаю, что во всякой книжке для детей должно быть кое-что и для души».
Моральный элемент Павлова вводит очень осторожно, иногда с помощью одного слова, которое переносит научное описание растения в сферу человеческих отношений. При этом моральная оценка вовсе не заслоняет научного смысла. Так, в рассказе «Цветок-герой» мальчик ошибся, избрав героем среди цветов георгин с его толстыми стеблями и листьями. На самом деле наиболее стойким из цветов оказался нежный флокс, один уцелевший после заморозков. И автор замечает, что герои видны при тяжелой жизни, а мальчик выбирал себе героя весной, когда всем цветам жилось хорошо.
Эта мысль не создает впечатление чего-то нарочитого, назидательного, она естественно вытекает из наблюдения за жизнью растений. Ведь недаром рассказ о Хаджи Мурате JI. Н. Толстой начал с описания непокорного растения татарника, который явился символом непреклонности и мужества.
Изучение природы подводит Н. М. Павлову к философским размышлениям о цели человеческой жизни, о славе и красоте подлинной и мнимой, о торжестве справедливости, о радости познания. И пришвинская идея единства человека и природы, ответственности человека за все живое на земле, пронизывает произведения — Нины Михайловны Павловой.
——————————————————
Рассказы и сказки Нины Павловой.
Читаем бесплатно онлайн
Читать рассказы других авторов
Рейтинг: 9.9|Голосов: 113
Новый год, Рождество и катамаран
Нина Павлова
«– Как хорошо, что мы православные и не надо праздновать Новый год! – с нарочитой бодростью заявляет Татьяна и добавляет, сникнув: – Только кушать хочется, а? Татьяну тянет на разговоры… Но мы молча возвращаемся домой из Оптиной пустыни, переживая странное чувство: сегодня 31 декабря, а ночь воистину новогодняя – ярко сияют над головою звёзды и искрится под звёздами снег. Через два часа куранты пробьют полночь. И чем ближе к заветному часу, тем больше смущается бедное сердце: как так – не праздновать Новый год? В монастыре такого смущения не было. После Всенощной схиигумен Илий сказал в проповеди, что, конечно, наш праздник – Рождество. Но сегодня у нас в Отечестве отмечают Новый год, а мы тоже граждане нашего Отечества. И старец предложил желающим остаться на молебен…»
Рейтинг: 9.7|Голосов: 111
Долгий путь из египетского плена
Нина Павлова
Только один человек осмелился сказать, что «Чёрный квадрат» – это блеф, а Малевич был посредственным художником и малообразованным человеком. – Вы из какой деревни в Москву приехали? – прикрикнула на него тут же величавая дама. – Я коренной москвич и, кстати, художник. – Вы «совок», а не художник, если не понимаете гения! Мы, студенты, очевидно, тоже «совки», потому что от «Чёрного квадрата» почему-то поташнивает.
Рейтинг: 9.5|Голосов: 141
Истории, рассказанные у костра
Нина Павлова
Сидим мы летним вечером у костра, печём картошку, а капитан второго ранга, приехавший в Оптину пустынь из Владивостока, рассказывает свою историю: – Каждый отпуск мы с женой ездили в Крым, но сначала заезжали в Псково-Печерский монастырь к своему духовному отцу Иоанну (Крестьянкину). Приезжаем однажды в монастырь, а там с грузовика гуманитарную помощь раздают – большие такие коробки, тяжёлые. Взял и я для себя коробку. Иду с ней по монастырю, а батюшка Иоанн увидел меня в окно и машет рукой, приглашая зайти к нему.
Рейтинг: 9.9|Голосов: 140
«Иван-слепец, семипольщик и другие», «Сильные, вниз!», «Царский тулуп», «Лечебница»
Из рассказов об Оптиной пустыни
Нина Павлова
– Я семипольщик, – заявил мне однажды поэт-графоман, нигде не работавший, но при этом убеждённый, что жена и прочие серые личности обязаны кормить его. – Это как – семипольщик? – не поняла я. – В неделе семь дней, – охотно объяснил он, – и у меня всё расписано: по понедельникам обедаю у Вознесенских, во вторник у Семагиных. А в среду? Давай запишу тебя на среду, и ты по средам будешь меня кормить.
Рейтинг: 8.5|Голосов: 1097
Цепь золотая. Рассказы о новых чудесах Оптинских старцев
Нина Павлова
Молиться, по её словам, Светлана совсем не умела. Но так велика была любовь юной жены, что шла её молитва, похоже, до Неба. Сослуживцы рассказывали потом – Сергея, действительно, хранило от смерти некое чудо. Пули, казалось, огибали его, а снаряды разрывались в том месте, откуда он только что ушёл. Солдаты теперь теснее жались к своему офицеру, уверовав, что рядом с ним безопасно. Это было настолько явственное чудо, что командование полка приняло решение: послать своего представителя в Оптину пустынь, чтобы выяснить, каковы условия размещения и сможет ли монастырь принять их, если их воинская часть приедет помолиться сюда.
Здравствуйте, уважаемые читатели!
Каждый из нас очень часто оглядывается назад и смотрит на свою прошедшую жизнь. Вспоминает, что было. Чаще вспоминает хорошее, но бывает и плохое. Я хочу поведать вам о своем детстве, отрочестве, юности, молодости, зрелом возрасте, своих ощущениях, миропонимании и мировоззрении. Я прожил интересную жизнь на стыке разных эпох, и мне есть что и с чем сравнивать.
В каждом регионе нашей страны жизнь несколько различалась. Мне повезло, что я смог пожить в нескольких регионах. Профессиональный рост и опыт у меня тоже был весьма разнообразный. Мой опыт, полагаю, будет интересен широкому кругу читателя. Итак!
Рассказ первый. Мое детство
Я родился в г. Энгельсе Саратовской области 19 марта 1974 года в семье врача, Любовь Петровны, моей мамы, и офицера МВД – моего отца, Сергея Васильевича.
Раннее детство помню плохо, эпизодами. Мое появление на свет прошло с осложнениями. Получил родовую травму, сопряженную с механической асфиксией из-за обвития пуповиной. В силу этого и возможно еще каких-либо причин мое развитие было запоздалым. Долго не мог научиться ходить. Не держал стопы ног – они подвисали. Мной много занимались.
Родители мамы тоже были врачами. Бабушка Мария Федоровна работала заведующей приемным отделением детской больницы, а дед (служивший с 1945-го по 1949 год в СМЕРШе в Германии, а потом в органах МГБ на Западной Украине) Александр Андреевич – работал невропатологом. Со службы в МГБ он уволился после смерти Сталина и Берии из-за несогласия с политикой, проводимой новым руководством страны. Закончил медицинский институт и работал врачом. Таким образом у него было три образования – юридическое, разведшкола и медицинское.
Мой дядя Андрей возил мне из детской кухни молоко, творог и кефир. Он старше меня на 12 лет. По линии отца дед Василий Андрианович работал начальником оперчасти в колонии (начинал моряком на флоте, затем руководил отделом секретки в морском училище, а после его расформирования работал в колонии), а бабушка – Мария Васильевна преподавала в школе домоводство у девочек. Много шила одежды внукам и внучкам.
На рубеже 197 1979 годов я тяжело заболел менингитом. Был парализован, лечился под надзором бабушки в детской больнице. Меня постоянно кололи многоразовыми шприцами, вводили катетер. Это было очень неприятно. Все родственники меня навещали. Дарили модельки машинок. Мне они очень нравились.
Как-то зимой после тяжелого кризиса я попросил свежей клубники. Моего отца к тому времени перевели служить на север в г. Киров. Бабушка позвонила знакомому директору совхоза. Клубники у него не было, но он по сильнейшему гололеду приехал в больницу и привез свежих огурцов и помидор. Они были очень ароматные. Таких в магазинах сейчас не продают.
И тут буквально через несколько часов прилетел мой папа на самолете (тогда они летали регулярно из Кирова в Саратов). И привез замороженную КЛУБНИКУ! Я был в шоке. У нас на юге ее не было, а на севере – пожалуйста. Отцу сообщили, что я в крайне тяжелом состоянии, могу умереть и вот выразил такое желание. И он его исполнил! Настоящий волшебник! Благодаря этому случаю, лечению и постоянному позитиву, который мне дарили окружающие люди, я пошел на поправку.
Спустя некоторое время в марте 1979 года мы с мамой поехали следом за отцом с пересадкой через Москву. Там я впервые попробовал сосиски в кафе «Лель». Мне они показались «пищей богов». Они очень приятно пахли и были удивительно вкусными. В Москве вечером сели на поезд и поехали в Киров. В столице нашей Родины уже зеленела травка и появились первые цветы. Утром, проснувшись в поезде, я выглянул в окно и с огромным удивлением обнаружил, что вернулся в зиму. Было очень много снега, и сугробы своими размерами просто поражали.
В Кирове мы поселились в двухэтажном доме на первом этаже в квартире № 11 во дворе школы номер 28. Квартира была угловая, и зимой стены спальни промерзали насквозь и покрывалась тонким слоем льда. Спали под кучей одеял и верхней одежды.
Детский сад и школа
Меня устроили в ведомственный садик. Он был очень далеко от дома, и поэтому приходилось рано вставать. Я стал часто болеть, и родители были вынуждены нанять мне няню – Татьяну Александровну. Она много лет помогала ухаживать за мной и родившимся потом братом. Отпуска по уходу за детьми тогда были маленькие. Работа у родителей была очень ответственной. Да и в целом домоседство тогда не приветствовалось.
В 1981 году я пошел в школу № 28 г. Кирова. Я еще с 5 лет читал книги и мог писать. Сам еще в пятилетнем возрасте прочитал толстенную книгу про Старика Хотаббыча. Учиться мне было не очень интересно, но, тем не менее, учился только на отлично.
Моей первой преподавательницей была Мусихина Маргарита Григорьевна. Кажется, она тоже училась в пединституте, так как сначала писала с ошибками на доске. Но через три года моего и ее обучения она стала писать правильно, закончила вуз и далее была у нас классным руководителем. И учила нас – ВНИМАНИЕ! – русскому языку и литературе. Она большое внимание уделяла не только обучению, но и культурно-воспитательной и развивающей работе. С удовольствием участвовал в общественных мероприятиях – различного рода концертах, спектаклях, сборе макулатуры и металлолома.
Когда приняли в октябрята – был настоящий праздник. Родители купили огромный торт, украшенный грушами, сливами и еще какими-то фруктами. Было вкусно.
С родителями каждые выходные осенью ездили за грибами в лес. Выезжали в 5 утра на троллейбусе до ж/д вокзала. А дальше ехали на электричке. Транспорт тогда был старого типа с закругленными концами. Я очень любил лесные завтраки. Как правило, в них входили вареные яйца и бутерброды с колбасой и сыром.
Так как родители были весь день на работе, то в магазин за продуктами ходил я сам. В мою задачу входило купить молоко, кефир, отоварить талоны на колбасу вареную и копченую, сливочное масло (давали по полкило в месяц на человека) и сахар (давали по 1 кг в месяц на человека). Этого нам вполне хватало. Эх, а что это была за чудесная колбаса. От нее шел умопомрачительный аромат. Вкус у нее был нежный. А консистенция плотной. Тогда ее реально делали из чистого мяса, выращенного на натуральных кормах по технологиям наших предков.
И никому бы в голову не пришло перемалывать в нее хрящи, кости, добавлять сою и продукты растительного происхождения. А сейчас в нашей стране разучились делать колбасу, молочку, печь хлеб. Все продаваемые продукты являются эрзацем (то есть грубой подделкой) и не содержат ничего полезного.
Молочные продукты в нашем городе продавались в пол-литровых бутылках, запечатываемых крышкой из жесткой фольги. Молоко запечатывали серой блестящей крышкой, кефир зеленой, снежок – фиолетовой. Больше 2 дней молоко не стояло – быстро прокисало даже в холодильнике, так как было натуральным – без консервантов и антибиотиков. А вкус молочки был волшебным, незабываемым и непередаваемым. Чтоб его понять – надо обязательно попробовать.
Ох. А какой был раньше вкусный хлеб! Это отдельная песня! Его делали из натуральной пшеницы, либо ржи. И его надо было съедать как можно быстрее, так как он быстро портился (2-3 дня). В нем ведь не было консервантов, разрыхлителей, пальмового масла.
В школе мы много учили стихов, писали диктанты, изложения, сочинения, пересказывали не только рассказы, но и целые повести, большие отрывки из романов. С детства у нас хорошо развивали память, учили мыслить, обрабатывать большие объемы информации. Я за день мог прочитать страниц 400 – 500 текста и пересказать. А у некоторых ребят результаты были еще лучше. Так же нас учили музыке, рисованию, черчению. Со второго класса выступали на школьной сцене, рассказывая стихи, танцевали, исполняли песни. Уже во втором классе мы поставили театральную постановку для первоклассников о первопечатнике Иване Федорове ко Дню Азбуки.
Наша постановка имела ошеломительный успех и в последствии мы ее ставили для первоклашек каждый год.
Со второго класса я стал получать дополнительное образование по классу фортепиано в музыкальной школе. Посещал там также и уроки сольфеджио и пения. С 10 лет записался в детско–юношескую спортивную школу, где занимался баскетболом. Младший брат занимался там же фигурным катанием.
Два раза в неделю в школе были уроки физкультуры. Так как жили на севере – много времени уделялось ходьбе на лыжах. Как правило, раз в месяц по субботам у нас были походы в лес, где организовывались «Зарницы». Мы должны были хорошо ориентироваться в глухом таежном лесу и находить заданные точки, захватывать чужой флаг и уничтожать штаб врага. Медведей я не встречал, но волков и лис видел. В Кировской тайге они намного крупнее, чем в Саратовский степях.
Не менее 1 раза в месяц всем классом ходили в драмтеатр или театр юного зрителя. Как-то попал в кукольный театр, но его постановкой не впечатлился. 3–4 раза в год посещали цирк. Очень запомнилась музыкальная постановка Рижского театра. Он приезжал вместе с Раймондом Паульсом и Валерием Леонтьевым.
Я с родителями дважды ездил в Латвию – на осенние каникулы в 1981 году и летом 1988 года. Жили у прадедушки – Фёдора Ивановича в Риге в спальном районе Югла. Мне там очень понравилось. Я легко начал учить разговорный латышский язык. Из уважения к местному населению в магазинах и общественных местах старался обращаться к ним на их родном языке. В целом латыши мне очень понравились своей доброжелательностью. Впервые в Риге я увидел артиллерийский салют на 7 ноября 1981 года. На меня он произвел неизгладимое впечатление. Особенно классно смотрелись мерцающие огни. Также впервые попробовал Кока колу и Фанту в маленьких стеклянных бутылочках 0.33 л. Впервые ел в кафе шашлык. Первый раз в магазине увидел и купил сосиски. Они были такие же вкусные как в Московском кафе.
Кстати, потом сосиски нам стали давать в школе на обед еще в первом классе. Давали обычно с макаронами. И даже появились сардельки. Их давали с картофельным пюре. А на десерт была ватрушка с творогом. И я понял, что жизнь «налаживается».
Моей главной подработкой в школьные годы был поиск, мойка и сдача бутылок. Из под лимонада 20 копеек, из под молока 15 копеек. Буханка хлеба стоила 20 копеек. Килограмм самой дорогой Телячьей колбасы – 3 рубля 60 копеек, Докторской – 2 рубля 20 копеек, Чайной – 1 рубль 60 копеек. Копченку я не очень любил, потому цены на нее не помню. Но тоже небольшие были. Килограмм мяса с костями в госмагазине стоил 1 рубль 70 копеек, а в коопторге получше качеством и почти без костей – 5 рублей. Эти цены были в Кировской и Саратовской областях. Цены могли отличаться в зависимости от пояса к которому относился регион (в СССР их было 3), целевого назначения магазина и его принадлежности государству, кооперативным структурам, райпотребсоюзу или колхозу.
А еще нас в школе воспитывали трудом. Раз в месяц мы делали генеральную уборку с мытьем всего и вся класса и школы. Летом участвовали в ее ремонте и уборке пришкольной территории. 2–3 недели летом и также осенью помогали колхозам. Сначала дергали сорняки, а потом убирали урожай. С 6 класса в учебную программу входил 1 день в неделю – по четвергам – труд на комбинате искусственных кож. Лично я на ручном прессе штамповал прокладки для водопроводных кранов. За эту работу мы раз в месяц получали трудовой рубль! Лучших трудяг награждали грамотами! С 7 класса также раз в неделю трудились на учебно-производственном комбинате. Лично я осваивал строительные профессии каменщика, плиточника и штукатура. В будущем мне это пригодилось. Большинство девчонок из класса предпочли трудиться токарями и фрезеровщиками. Домоводство они освоили на более ранних стадиях обучения. А мы сначала шитье, а потом работу на станках освоили на уроках труда с 1 по 5 классы.
Шло время, я рос, взрослел, был принят в пионеры на торжественной линейке на центральной площади. Назначен звеньевым – командиром пионерского звена. Был включен в совет пионерского отряда и понерской дружины. У нас постоянно шли социалистические соревнования в учебе, труде, общественной деятельности. Но успевали и пару часов вечером во дворе погулять, в футбол или партизан поиграть и на выполнение домашней работы время хватало и книгу для себя почитать. Но вот времени для безделья и праздности не было совсем.
Хотелось еще остановиться на одном очень важном аспекте. Наш народ искренне любил своих вождей, верил им, уважал их. Поистинне всенародным горем стала смерть Леонида Ильича Брежнева. В дни траура мы не учились. Все очень переживали случившееся. Как переживали потом смерть Андропова Юрия Владимировича и Черненко Константина Устиновича. Уходила эпоха великих советских деятелей. Наступали новые времена. И никто из нас не подозревал, насколько страшные периоды жизни нам предстоит пережить в будущем. Близился конец беззаботной, дружной жизни советского народа и эпохи великих свершений и подвигов.
Брежнев Леонид Ильич
Андропов Юрий Владимирович
Черненко Константин Устинович
Приближалось мое отрочество.
Настоящая статья является авторским произведением и не подлежит копированию и распространению без ссылки на автора адвоката Козлова Сергея Сергеевича и без указания его номеров телефонов: 89173146101 и 89042436016 и его электронной почты s742006@yandex.ru.
Человек, работавший в Греции барменом, вел довольно неправедный образ жизни — шел по жизни, как принято говорить, «широким путем»! Однажды ему стало плохо: прихватило сердце. В больнице, куда его доставили, с ним случилась клиническая смерть. Боле трех минут он не дышал. За это время он успел побывать в Аду, где дьявол «приветствовал» его словами, смысл которых заключался в том, что он ДАВНО ЖДАЛ этого человека! Перепуганный человек, до этого бывший безбожником, взмолился к Богу — и ПОМОЩЬ ПРИШЛА…
После того, как бармен очнулся, на его руке ясно виднелся ОЖЕГ в виде КОРОНЫ с ТРЕМЯ ШЕСТЕРКАМИ НАД НЕЙ! При этом сама рука очень дурно пахла!.. А на стене, напротив, висел портрет какого-то человек, чье глаза «пристально смотрели» на несчастного. Позже выяснилось, что это был св. Паисий Святогорец!
Человек, после выписки из больницы, срочно, по совету друга, поехал в монастырь, где братия во главе со старцем усердно отмаливали его, вырывая из когтей сатаны. Три дня и три ночи монахи силой любви и с Божией помощью вымаливали этого человека, а враг рода человеческого выламывал при этом с ревом дверь и рычал: «Отдайте мне его — он мой!»
На третий день ожег исчез с руки человека! Но сама рука продолжала пахнуть и поднять ее не было возможности. Переживший свой катарсис бармен вместе с другом поехали на могилку св. Паисия. Там стояли монахини с игуменьей, которая подозвала этого человека, спросила его имя и сказала, что святой сказал ей перед этим, что этот бармен приедет сюда. Поцеловав крест на могиле, человек пошел обратно, но игуменья снова подозвала его, и отвела… в келью св. Паисия.
С тех пор бывший бармен ведет другой образ жизни — с Богом и… со святым Паисием! Он чувствует, как великий старец направляет его по жизни.
…Через шесть месяцев снова случился сердечный приступ. Бывшего бармена привезли в ту же больницу, где ему прямо заявили о необходимости делать операцию. Взяв на раздумья десять минут, этот человек услышал в это время голос, «шепнувший» ему на ухо о том, чтобы он безбоязненно ложился на операционный стол.
Операция длилась тринадцать часов. Мужчину оставили лежать в реанимации. Тогда-то и произошло явление св. Паисия: палата наполнилась благоуханием и святой встал у кровати и сказал: «Вставай, лентяй! Что валяешься? Ты — здоров!» На второй день человека уже отключили от аппаратов. Чувствовал он себя прекрасно! Пришедший в палату врач-атеист встал на колени перед тумбочкой, на которой стояла икона св. Паисия Святогорца, и поцеловал ее!
Не перечесть, сколько чудес произошло потом в жизни этого человека (по его же признанию), после того, как в ней появился святой!..
Алексей Анатольевич Чеверда
+ + +
От Редакции: Читайте также:
Рекомендуем также ознакомиться с сюжетом «У черты вечности», связанным с посмертными видениями — теперь уже р. Б. Елены из Вологды, духовного чада старца о. Гурия (Чезлова): http://monomah.org/archives/1714.
А также с сюжетом о посмертных видениях р. Б. Клеопатры из Крыма: http://monomah.org/archives/17580; почитать видение послушницы Ефросинии: http://monomah.org/archives/17373; и послушать аудиозапись с подобным же духовным опытом р. Б. Александра: http://monomah.org/archives/2917 , а также «Видение N»: http://monomah.org/archives/10305 .
Советуем также посмотреть фильм Галины Царевой «Послание с Небес», также связанный с этой тематикой: http://monomah.org/archives/12520 Еще один фильм с рассказом Любови Гогичаевой можно посмотреть здесь: http://monomah.org/archives/17725.
«Двадцать три минуты в аду»: Что увидел человек, переживший клиническую смерть! Фильм Галины Царёвой: http://monomah.org/archives/23953.
Женщина ожила на третий день после смерти! Рассказ старой монахини, живущей рядом с Псково-Печерским монастырем, о своем посмертном опыте: http://monomah.org/archives/19618.
ПРАВДИВАЯ СЕНСАЦИЯ: «Барнаульское чудо». Что произошло с Клавдией Устюжаниной в далеком 1964 году: http://monomah.org/archives/7212. (Ссылка дублирована также ниже).
О другом православном чуде — «Стояние Зои» — читайте в нашем материале: http://monomah.org/archives/7194. (Ссылка дублирована также ниже).
«Неверующий профессор попал в ад и был спасен»! Отрывок из фильма Галины Царевой» — https://monomah.org/archives/30274.
«ПОСМЕРТНОЕ ПРОХОЖДЕНИЕ МЫТАРСТВ рабом Божием Апостолием! Свидетельство из ГРЕЦИИ!» — https://monomah.org/archives/32906.
+ + +
«Знамения Апокалипсиса! УДИВИТЕЛЬНОЕ ЧУДО: Богородица спасла сержанта греческих ВВС и предупредила о приближении последних времен!» — https://monomah.org/archives/27050.
«Удивительные кадры, запечатлевшие НЕОБЫКНОВЕННОЕ ЧУДО! Два ангела забирают душу праведницы!!!» — https://monomah.org/archives/283.
«Напоминание о чуде: В 2007-2008 годах состоялись знаменитые явления Креста в небе России — сначала в Липецкой области, затем под Костромой!» — https://monomah.org/archives/33929.
«Знамения Апокалипсиса! На Афоне уже НЕСКОЛЬКО НЕДЕЛЬ сама РАСКАЧИВАЕТСЯ ЛАМПАДА над Царскими Вратами! Это всегда являлось верным признаком ПРЕДСТОЯЩИХ грозных событий!» — https://monomah.org/archives/34954.
«ОЧЕНЬ ВАЖНО!!! «ТОЛЬКО РОССИЯ ВЫСТОИТ!» — «прорицательный» бес, находящийся в одержимом из Греции, вещает о коронавирусе, прививках и будущем мiра!» — https://monomah.org/archives/28921.
«Православие и ислам! Архимандрит Игнатий (Козакос): «Великое чудо Богородицы в Сирии — воскрешение мертвого мусульманина»! Божия Матерь СРАСТИЛА руки, ноги и даже голову невинно убиенного грабителями человека!» — https://monomah.org/archives/27383.