Рассказ паустовского старый повар краткое содержание

На пороге смерти1786 год. ветхая деревянная сторожка в саду графини тун на окраине вены. рядом с ней будка, где доживает

На пороге смерти

1786 год. Ветхая деревянная сторожка в саду графини Тун на окраине Вены. Рядом с ней будка, где доживает свой век пес. Его хозяин, как указывает Константин Паустовский, старый повар графини, умирал. Он ослеп от жара печей и несколько последних лет находился на содержании хозяйки. Вместе с поваром жила его восемнадцатилетняя дочь Мария. Главным богатством девушки являлся старенький клавесин, который выделялся на фоне убогой обстановки. Он чутко реагировал на каждый звук, издаваемый в доме, за что повар прозвал инструмент сторожем.

Краткое содержание

Местом действия рассказа является ветхая деревянная сторожка, расположенная в ухоженном саду на окраине Вены. Владелец домика — пожилой повар, на протяжении всей жизни проработавший у графини Тун. К старости он ослеп, и единственной его отрадой стала восемнадцатилетняя дочка.

Старик не скопил состояния, ему даже некуда было идти после выхода на пенсию, поэтому владельцы имения пожалели повара и поселили его в небольшой хижине на территории поместья, выплачивая семье деньги на содержание. Главным богатством этого дома был клавесин, который издавал звуки, напоминающие о молодости.

Герой чувствовал, что ему осталось жить лишь несколько дней. Чтобы замолить свои грехи, он мечтает об исповеди. Обратиться к священникам пожилой повар не может, так как не доверяет им и не желает перед ними изливать душу. Он просит дочку Марию выйти на улицу и привести в дом первого попавшегося прохожего. Этому незнакомцу и планирует исповедоваться умирающий.

Герои рассказа жили на окраине Вены, поэтому встретить здесь прохожих было сложно. Но Марии улыбнулась удача. Она увидела молодого незнакомого человека, который хоть и был смущён такой просьбой, всё же согласился помочь умирающему. Он выслушал исповедь старика, отпустив все его грехи. В качестве утешения он согласился сыграть на клавесине мелодию, которую недавно сочинил.

Сыгранная музыкантом композиция вдохновила старика, он ощутил спокойствие и счастье. Слушая трогательную мелодию, главный герой думал о своей супруге. Он вспоминал о молодости и радовался этому. Закончив играть музыку, незнакомец увидел, что повар отошёл в другой мир. На этом сюжетная линия обрывается.

Автор произведения лишь делает небольшую ремарку. Оказалось, что этим музыкантом был композитор Вольфганг Амадей Моцарт. Его вдохновила трогательная история жизни повара. В последующем он написал сотни гениальных произведений, пронизанных лирикой, грустью и нежными чувствами.

Эта встреча стала для Моцарта отправной точкой в судьбе, он понял, что может приносить людям радость и счастье одной лишь своей музыкой.

Желание открыть душу

Девушка умыла умирающего отца и надела на него чистую рубашку. В этот момент, отмечает К. Г. Паустовский, старый повар сказал, что нужно бы исповедаться перед смертью. Он никогда не любил священников, потому попросил дочь выйти на улицу и позвать к нему первого человека, который будет проходить мимо. Старик хотел открыть душу незнакомцу и был уверен, что умирающему никто не откажет. Мария засомневалась, однако выбежала на улицу. Ждать пришлось долго. Наконец она увидела мужчину и изложила ему просьбу отца. Тот спокойно выслушал девушку, после чего направился к сторожке.

Главные герои

В «Старом поваре» Константин Паустовский подробно описал характер и внутренний мир каждого из трёх действующих лиц. Это позволяет читателю поближе познакомиться с персонажами произведения. Главными героями рассказа «Старый повар» являются:

  • повар;
  • его дочь Мария;
  • Вольфганг Амадей Моцарт.

Ослепший к старости повар на протяжении всей жизни работал в графском доме. У него умерла жена, но осталась дочка, которую он воспитывал в строгости, но всегда честно. Это человек с большой буквы, у него благородное и доброе сердце. В прошлом старик, чтобы помочь болеющей жене, украл у хозяйки поднос и продал его, оплатив услуги лекаря. Кража оказалась напрасной, так как супруга умерла. Это мучило старика, поэтому он перед смертью он хотел исповедоваться.

Восемнадцатилетняя дочь повара Мария была самим совершенством. Она никогда не перечила слепому папе и ухаживала за ним. Мария прислушалась к просьбам умирающего отца и в его смертный час пошла на улицу искать прохожего, который смог бы причастить его. Именно она вместе с юным музыкантом скрасила последние минуты жизни больного слепого старика.

Юный музыкант — это простой, добрый и талантливый человек, согласившийся исполнить последнюю волю умирающего. Он выслушал печальную и трогательную историю старого повара, после чего сыграл ему чарующую мелодию, которую только что сочинил.

Девушка и ее отец были тронуты нежной сонатой и начали плакать. Вскоре повар отошёл в иной мир.

Исповедь

Незнакомец оказался совсем худым и маленьким молодым человеком, одетым просто, но изящно. Он сел рядом с кроватью и весело сказал: «Говорите! Быть может, властью, данной искусством, которому служу, смогу облегчить ваши страдания». Так вводит нового героя в свое произведение К. Паустовский. Старый повар, рассказ об одном эпизоде из жизни которого приводится дальше, поведал, что чувствует за собой грех. Когда жена тяжело заболела, он выкрал у хозяйки золотое блюдце и продал его, чтобы купить необходимые лекарства и еду. Только это все равно не помогло, и Марта умерла. А совесть не давала мужчине покоя все эти годы. Узнав, что никого из слуг при этом не наказали, молодой человек заметил, что случившееся не грех, а подвиг любви. Затем он захотел узнать о последней воле старика. Умирающий попросил незнакомца позаботиться о Марии. После чего добавил, что его мечта неосуществима, так как он желал бы еще раз оказаться в цветущем саду и увидеть свою жену молодой и здоровой.

Воскрешение прошлого

Молодой человек неожиданно произнес: «Хорошо!» Подошел к клавесину и заиграл – продолжает рассказ «Старый повар» Паустовский. Краткое содержание следующей сцены показывает, насколько всесильно настоящее искусство. Во время исполнения музыкального произведения незнакомец был бледен. А клавесин впервые за много лет запел по-настоящему. Музыка заполнила сторожку и сад. Даже пес выбрался из своей будки и сидел, тихо потряхивая ушами. А старик вдруг приподнялся и произнес, что он видит молодую, смеющуюся Марту. В его памяти воскрес тот зимний день в горах, когда они впервые встретились.

Незнакомец продолжал играть. Одновременно он рисовал словесную картину, на которой великолепный весенний сад наполнялся первыми цветами. «Я вижу!» — восторженно произнес старый повар. Паустовский (краткое содержание эпизода это подтверждает) сумел передать ощущения умирающего, уже ничего не ждущего от жизни человека, неожиданно соприкоснувшегося с прекрасной музыкой и своим прошлым.

Тайна раскрыта

Старик попросил открыть окно. Он жадно дышал и проговорил, что увидел все так, словно на самом деле вновь оказался в юности. Теперь он хотел знать только одно – имя человека, сидевшего за клавесином. «Вольфганг Амадей Моцарт», — произнес незнакомец. Мария низко склонилась перед знаменитым композитором. Когда девушка выпрямилась, старый повар был уже мертв. А за окном разгоралась заря, освещая засыпанный мокрым снегом сад. Так заканчивает свое произведение «Старый повар» Паустовский, краткое содержание которого вы только что прочитали.

«Старый повар» (жанр – рассказ): художественные приемы

Произведение начинается с описания мрачной обстановки: сторожка, где умирает старик, — «ветхая», скамейки в доме – «хромые», посуда покрыта трещинами. Кроме того, ветки в саду — «гнилые», а калитка — «заржавленная». К этому можно добавить темное небо, холодный дождь и наступавшую «черную ночь». Судьбу слепого хозяина разделил его пес, который уже не мог лаять и покорно дожидался конца.

Молодой человек, казалось, принес в сторожку свет: его черный камзол с хрустальными пуговицами отражал отблески свечи. Он был весел и по-мальчишески тряхнул головой. Когда заиграла музыка, темная ночь (так же как и небо) для старика превратилась сначала в синюю, а потом в голубую. А сад в его воображении наполнился белыми цветами. Да и дождь на улице сменился мокрым снегом, который в финале рассказа засиял на ветках деревьев. Таким образом, антитеза становится основным средством выразительности, помогающим понять авторскую позицию: истинное искусство способно окрасить все вокруг лучезарным светом и возродить жизнь.

Помимо цветовой гаммы, важное место в рассказе «Старый повар» Паустовский (отзывы читателей говорят о том, что это в какой-то мере и музыкальное произведение) отводит звукописи. Уже в экспозиции мы слышим хруст сбитых ветром веток, тихое ворчание пса, дрожащий, старческий гул клавесина. Эти неприятные звуки сменяются мелодией, которую напевает идущий по улице незнакомец.

Наконец, по сторожке рассыпался «быстрый звон», а затем в полный голос зазвучала настоящая музыка, издаваемая клавесином. Она была настолько великолепна, что заставила пса покинуть свою будку, а старика почувствовать себя снова здоровым и зрячим. Не осталась равнодушной к звучавшей мелодии и Мария: она вдруг отчетливо представила себе благоухающий сад с распустившимися яблонями. Настолько могущественной оказалась чарующая сила настоящего искусства.

Старый повар

В один из зимних вечеров 1786 года на окраине Вены в маленьком деревянном доме умирал слепой старик — бывший повар графини Тун. Собственно говоря, это был даже не дом, а ветхая сторожка, стоявшая в глубине сада. Сад был завален гнилыми ветками, сбитыми ветром. При каждом шаге ветки хрустели, и тогда начинал тихо ворчать в своей будке цепной пёс. Он тоже умирал, как и его хозяин, от старости и уже не мог лаять.

Несколько лет назад повар ослеп от жара печей. Управляющий графини поселил его с тех пор в сторожке и выдавал ему время от времени несколько флоринов.

Вместе с поваром жила его дочь Мария, девушка лет восемнадцати. Всё убранство сторожки составляли кровать, хромые скамейки, грубый стол, фаянсовая посуда, покрытая трещинами, и, наконец, клавесин — единственное богатство Марии. Клавесин был такой старый, что струны его пели долго и тихо в ответ в ответ на все возникавшие вокруг звуки. Повар, смеясь, называл клавесин «сторожем своего дома». Никто не мог войти в дом без того, чтобы клавесин не встретил его дрожащим, старческим гулом.

Когда Мария умыла умирающего и надела на него холодную чистую рубаху, старик сказал:

— Я всегда не любил священников и монахов. Я не могу позвать исповедника, между тем мне нужно перед смертью очистить свою совесть.

— Что же делать? — испуганно спросила Мария.

— Выйди на улицу, — сказал старик, — и попроси первого встречного зайти в наш дом, чтобы исповедать умирающего. Тебе никто не откажет.

— Наша улица такая пустынная… — прошептала Мария, накинула платок и вышла.

Она пробежала через сад, с трудом открыла заржавленную калитку и остановилась. Улица была пуста. Ветер нёс по ней листья, а с тёмного неба падали холодные капли дождя.

Мария долго ждала и прислушивалась. Наконец ей показалось, что вдоль ограды идёт и напевает человек. Она сделала несколько шагов ему навстречу, столкнулась с ним и вскрикнула. Человек остановился и спросил:

— Кто здесь?

Мария схватила его за руку и дрожащим голосом передала просьбу отца.

— Хорошо, — сказал человек спокойно. — Хотя я не священник, но это всё равно. Пойдёмте.

Они вошли в дом. При свече Мария увидела худого маленького человека. Он сбросил на скамейку мокрый плащ. Он был одет с изяществом и простотой — огонь свечи поблёскивал на его чёрном камзоле, хрустальных пуговицах и кружевном жабо.

Он был ещё очень молод, этот незнакомец. Совсем по-мальчишески он тряхнул головой, поправил напудренный парик, быстро придвинул к кровати табурет, сел и, наклонившись, пристально и весело посмотрел в лицо умирающему.

— Говорите! — сказал он. — Может быть, властью, данной мне не от бога, а от искусства, которому я служу, я облегчу ваши последние минуты и сниму тяжесть с вашей души.

— Я работал всю жизнь, пока не ослеп, — прошептал старик. — А кто работает, у того нет времени грешить. Когда заболела чахоткой моя жена — её звали Мартой — и лекарь прописал ей разные дорогие лекарства и приказал кормить её сливками и винными ягодами и поить горячим красным вином, я украл из сервиза графини Тун маленькое золотое блюдо, разбил его на куски и продал. И мне тяжело теперь вспоминать об этом и скрывать от дочери: я её научил не трогать ни пылинки с чужого стола.

— А кто-нибудь из слуг графини пострадал за это? — спросил незнакомец.

— Клянусь, сударь, никто, — ответил старик и заплакал. — Если бы я знал, что золото не поможет моей Марте, разве я мог бы украсть!

— Как вас зовут? — спросил незнакомец.

— Иоганн Мейер, сударь.

— Так вот, Иоганн Мейер, — сказал незнакомец и положил ладонь на слепые глаза старика, — вы невинны перед людьми. То, что вы совершили, не есть грех и не является кражей, а, наоборот, может быть зачтено вам как подвиг любви.

— Аминь! — прошептал старик.

— Аминь! — повторил незнакомец. — А теперь скажите мне вашу последнюю волю.

— Я хочу, чтобы кто-нибудь позаботился о Марии.

— Я сделаю это. А еще чего вы хотите?

Тогда умирающий неожиданно улыбнулся и громко сказал:

— Я хотел бы ещё раз увидеть Марту такой, какой я встретил её в молодости. Увидеть солнце и этот старый сад, когда он зацветет весной. Но это невозможно, сударь. Не сердитесь на меня за глупые слова. Болезнь, должно быть, совсем сбила меня с толку.

— Хорошо, — сказал незнакомец и встал. — Хорошо, — повторил он, подошёл к клавесину и сел перед ним на табурет. — Хорошо! — громко сказал он в третий раз, и внезапно быстрый звон рассыпался по сторожке, как будто на пол бросили сотни хрустальных шариков.

— Слушайте,- сказал незнакомец. — Слушайте и смотрите.

Он заиграл. Мария вспоминала потом лицо незнакомца, когда первый клавиш прозвучал под его рукой. Необыкновенная бледность покрыла его лоб, а в потемневших глазах качался язычок свечи.

Клавесин пел полным голосом впервые за многие годы. Он наполнял своими звуками не только сторожку, но и весь сад. Старый пёс вылез из будки, сидел, склонив голову набок, и, насторожившись, тихонько помахивал хвостом. Начал идти мокрый снег, но пёс только потряхивал ушами.

— Я вижу, сударь! — сказал старик и приподнялся на кровати. — Я вижу день, когда я встретился с Мартой и она от смущения разбила кувшин с молоком. Это было зимой, в горах. Небо стояло прозрачное, как синее стекло, и Марта смеялась. Смеялась, — повторил он, прислушиваясь к журчанию струн.

Незнакомец играл, глядя в чёрное окно.

— А теперь, — спросил он, — вы видите что-нибудь?

Старик молчал, прислушиваясь.

— Неужели вы не видите, — быстро сказал незнакомец, не переставая играть, — что ночь из чёрной сделалась синей, а потом голубой, и тёплый свет уже падает откуда-то сверху, и на старых ветках ваших деревьев распускаются белые цветы. По-моему, это цветы яблони, хотя отсюда, из комнаты, они похожи на большие тюльпаны. Вы видите: первый луч упал на каменную ограду, нагрел её, и от неё поднимается пар. Это, должно быть, высыхает мох, наполненный растаявшим снегом. А небо делается всё выше, всё синее, всё великолепнее, и стаи птиц уже летят на север над нашей старой Веной.

— Я вижу всё это! — крикнул старик.

Тихо проскрипела педаль, и клавесин запел торжественно, как будто пел не он, а сотни ликующих голосов.

— Нет, сударь, — сказала Мария незнакомцу, — эти цветы совсем не похожи на тюльпаны. Это яблони распустились за одну только ночь.

— Да, — ответил незнакомец, — это яблони, но у них очень крупные лепестки.

— Открой окно, Мария, — попросил старик.

Мария открыла окно. Холодный воздух ворвался в комнату. Незнакомец играл очень тихо и медленно.

Старик упал на подушки, жадно дышал и шарил по одеялу руками. Мария бросилась к нему. Незнакомец перестал играть. Он сидел у клавесина не двигаясь, как будто заколдованный собственной музыкой.

Мария вскрикнула. Незнакомец встал и подошёл к кровати. Старик сказал, задыхаясь:

— Я видел всё так ясно, как много лет назад. Но я не хотел бы умереть и не узнать… имя. Имя!

— Меня зовут Вольфганг Амадей Моцарт, — ответил незнакомец.

Мария отступила от кровати и низко, почти касаясь коленом пола, склонилась перед великим музыкантом.

Когда она выпрямилась, старик был уже мёртв. Заря разгоралась за окнами, и в её свете стоял сад, засыпанный цветами мокрого снега.

Образ композитора

Незнакомец с самого начала производит приятное впечатление. Он радушен и без лишних вопросов откликается на просьбу Марии. Его игра на клавесине наполняет спокойствием и счастьем последние минуты жизни старика. По сути, на глазах читателя вершится глубокое таинство: умирающий под воздействием божественной музыки ощущает данное свыше всепрощение, его совесть наконец-то успокаивается.

Гениальность композитора пробуждает в людях их лучшие качества, дарит счастливые минуты, а если необходимо, совершает таинство перехода души в иной мир. Не секрет, что музыка способна эмоционально воздействовать на человека тогда, когда трудно подобрать слова. В этом ее преимущество перед другими видами искусства, что сумел подчеркнуть в своем произведении Паустовский. «Старый повар» (анализ это подтверждает) – история о том, как несбыточная мечта, благодаря божественному воздействию звуков, извлекаемых из клавесина, превратилась для умирающего старика в реальность.

Кстати, сам Моцарт прожил недолгую (всего 35 лет), но радостную и плодотворную жизнь. Написанные им музыкальные произведения (более 600) спустя века радуют наш слух. А Д. Шостакович назвал его «молодостью музыки, вечно юным родником, несущим радость весеннего обновления и душевной гармонии».

Конспект урока на тему «Старый повар»

1V.
Освоение изученного материала.
(К.Г.) Работа с текстом.

Ключевые слова и фразы:
великая сила искусства, музыка, клавесин, великий музыкант, старый повар.
— О чем будет рассказ, который мы сегодня будем изучать?

— Послушайте рассказ К. Г. Паустовского «Старый повар».

— Где происходят события в рассказе?

— Какое настроение создаётся в начале рассказа?

(описание сада, дома, старика, собаки)

(Настроение грустное, унылое, безнадёжное. Оно создаётся повтором слов «старый», «холодный»)

Какой предмет в интерьере дома выделяет писатель?

(Клавесин)

— С каким чувством пишет о музыкальном инструменте Паустовский? (Олицетворение)

(

Описывает клавесин с любовью, используя олицетворение: в доме старика к нему относятся как к живому существу)

— О чем просит старик дочь перед смертью?

Как меняется настроение рассказа с появлением

в сторожке незнакомца?

(Эпитеты «молодой», «по-мальчишески», «быстро», «весело» придают повествованию живость, энергию, бодрость.)

— Каким человеком в жизни был старик?

(кристально-честным)

— В чём, по-вашему, хочет покаяться старый человек?

— Является ли это преступлением? Как назвал поступок старика незнакомец?

— Какова последняя воля старого повара?

Что меняется вокруг, когда звучит клавесин?

(Смерть отступила; зиму сменила весна, к клавесину вернулось былое звучание, ожил старый пёс, а его слепой хозяин смог увидеть тот день, когда он впервые встретился со своей будущей женой)

— Почему старик не хотел умереть, не узнав имени музыканта?

(Музыка помогла старику ещё раз увидеть Марту и старый сад с распустившимися белыми цветами. Старик потрясён силой музыки, поэтому перед смертью ему хочется узнать имя Мастера)

— Почему именно музыкант выступает в роли священника, исповедующего умирающего?

(Не всё и не всегда можно выразить словами. И тогда на помощь приходит музыка. Моцарт служит искусству, которое утверждает добро)

Дополнительные сведения о композиторе.

Дмитрий Шостакович сказал: «Моцарт – это молодость музыки, вечно юный родник, несущий человечеству радость весеннего обновления и душевной гармонии».

(В центре рассказа – образ великого композитора, наделённого душевной щедростью, отдающего людям свой талант, приносящего им радость. Моцарт прожил короткую, но радостную и плодотворную жизнь.)

— О чем же эта история?

(О том, что несбыточная мечта , благодаря божественному воздействию звуков, превратилась для умирающего старика в реальность)

— Ребята, какие эмоции вы чувствуете на данный момент?

Переключение эмоций.

— Какое у вас чувство после небольшой музыкальной паузы?

V.
Закрепление изученного материала.
Г. Работа в группах.

— В какую эмоцию вы должны перейти, чтобы выполнить следующие задания в группах?

Задания для каждой группы. Выполните проекты (Карточки с заданиями)

1 группа: «График эмоций»

(Чувства старого повара в течение рассказа)

2 группа: «Определить, что чувствует герой»

(Эмоции героев в данный момент?)

3 группа: «Восстанови рассказ по фрагментам»

(Что вы чувствовали, какие эмоции, когда восстанавливали рассказ?)

— Защита проектов.

Проблемы совести и истинной любви в рассказе

К встрече великого композитора и старого повара привело желание последнего признаться в единственном грехе, который он совершил в своей жизни. Это кража золотого блюдца у хозяйки. Долгие годы она не дает покоя Иоганну Мейеру. К тому же он хотел покаяться перед дочерью, которую учил никогда не брать чужого. Мучило и то, что золото не помогло излечить Марту, а значит, воровство было напрасным.

Чтобы облегчить душевные страдания кристально честного человека, всегда привыкшего жить в ладах с собственной совестью, автор посылает ему встречу с Моцартом. Композитор оказался способен не только выслушать старика, но и, выяснив детали случившегося, вынести справедливое решение. Мейер не виноват, что хотел спасти от смерти дорогого человека. Значит, это не кража, а «подвиг любви», на который способен далеко не каждый человек. Тем не менее история героя учит читателя внимательнее относиться к своим поступкам, чтобы позже не пришлось отвечать перед собственной совестью.

  • Рассказ паустовского заячьи лапы краткое содержание
  • Рассказ паустовского корзина с еловыми шишками слушать
  • Рассказ паустовского кот ворюга читать полностью
  • Рассказ паустовского кот ворюга текст
  • Рассказ паустовского заботливый цветок распечатать