Рассказ отзывчивость какие чувства он вызывает

Все материалы с раздела: гдз по русской литературе 7 класса. коровина, 1 и 2 часть ответы на вопросы. paзмышляем о

Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 7 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).

Paзмышляем о прочитанном 

1. Что характерного из жизни станционных смотрителей рассказал автор? Какими чувствами окрашен этот рассказ? 

         Станционный смотритель имеет низший чин. Он постоянно выслушивает ругань, могут быть и побои. Проезжающие винят именно смотрителей во всех бедах.  

         Этот рассказ наполнен грустью, переживаниями. 

2. Как вы думаете, почему рассказ о судьбе Дуни, начатый Самсоном Выриным, ведётся от лица автора-повествователя? 

         Это сделано для того, чтобы показать оценку происходящего от повествователя. 

3. В чём художественный смысл картинок на стенах «смиренной, но опрятной обители», изображающих историю блудного сына? Есть ли связь между ними и судьбой Дуни? Дайте развёрнутый ответ на этот вопрос. 

         Основа этих двух историй похожа. Только блудный сын — это о принятии Бога в душе, а судьба Дуни — бытовой случай. Но, у этих двух историй один финал — каждый нашел свое счастье. Кто-то в Боге, а кто-то в любви. 

4. В «Повестях Белкина» рассказчик и безвестные русские люди,  рассказы которых он передаёт, отличаются отзывчивостью и чуткостью.  Кто из героев повести «Станционный смотритель» не остался равнодушным к беде Самсона Вырина? Найдите в тексте повести эпизоды, подтверждающие ваш ответ.  

         Единственный неравнодушный человек — это рассказчик, так как он все равно приезжал навещать Вырина. Он искренне переживал за его судьбу после ухода Дуни. (“Это был точно Самсон Вырин; но как он постарел!”, “ не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика”.) 

5. Подготовьте характеристику станционного смотрителя Самсона Вырина. Включите в свой рассказ цитаты из повести. 

         Самсон Вырин жил небогато, но зато честно. Такое описание главного героя дает автор в начале произведения: “Самсон Вырин – это «человек лет пятидесяти», «свежий и бодрый», одетый в «длинный зеленый сюртук с тремя медалями на полинялых лентах”. 

         А вот каким встретил его рассказчик в свой следующий приезд:  “я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину”. 

         Он любил дочь и очень переживал за ее отъезд: “он тут же слёг в ту самую постель, где накануне лежал молодой обманщик.

6. Кому из героев рассказчик симпатизирует? Каким настроением пронизана вся повесть? Какие чувства и размышления она у вас вызвала? 

         Мне кажется, что рассказчик явно симпатизирует Вырину. Он честный человек, живет по совести. Повесть грустная, заставляет задуматься о том, как нужно себя вести по отношению к другим людям. 

 Литература и изобразительное искусство 

Повесть «Станционный смотритель» проиллюстрирована рисунками художников М. Добужинского и Д. Шмаринова. Какие из них  кажутся вам ближе к пушкинскому тексту? Каким вы представляли  себе внешний облик героев? Чем отличается настроение, передаваемое художниками? 

         Самой точной иллюстрацией я считаю ту, на которой изображена Дуня у могилы отца. По девушке видно, что она хорошо одета, ее образ жизни значительно изменился. Но и это не помешало ей проведать могилу отца. 

         Вырина я представлял себе седым стариком, ущемленным, сгорбленным и совсем потерявшим себя в жизни. Дуня кажется мне барышней с тонкой талией и убранными волосами под чепец. Минский представляется мне высоким, гордым, в официальном костюме. 

         Настроение иллюстраций зависит от того, что на них изображено. Например, там, где гусар прикинулся больным, Вырин выглядит намного лучше, чем когда он приехал искать Дуню. 

Фонохрестоматия 

СЛУШАЕМ АКТЁРСКОЕ ЧТЕНИЕ 

А. С. Пушкин. «Станционный смотритель» 

1. Начало повести — эмоциональный рассказ автора о станционных смотрителях — «сущих мучениках четырнадцатого класса». Какими чувствами окрашивает актёр чтение первых страниц произведения, полностью соглашаясь с автором? 

         Я считаю, что первые страницы наполнены грустью, тоской, разочарованностью.   

2. Какие чувства переживает автор во время первого посещения почтовой станции в селе Н? Как меняется его настроение? Как эти настроения отражаются в чтении актёра? 

         Во время первого посещения автор заинтересован этим местом и взволнован жизнью этих героев. Настроение сменяется на более радостное. Автор проявляет заинтересованность. Актер отражает смену настроений интонацией чтения, паузами.  

3. Какое впечатление произвела на рассказчика обстановка станционного дома во время второго посещения? Как это впечатление передал актёр? 

         Обстановка была ветхой, уже не было цветов. Это явно огорчило рассказчика, как и внешний вид Самсона. Актер передал этом сменой тембра голоса, вздохами и удивлением.   

4. Как вы думаете, почему автор повести, позволив начать рассказ о побеге Дуни с гусаром Самсону Вырину, затем продолжает его  сам? Как актёр передаёт всю сложную гамму переживаний обманутого отца? 

         Автор продолжает рассказ сам, чтобы передать читателю свое отношение к этой истории. Переживания отца передает актер сменой голоса, вздохами, паузами. 

5. Послушайте внимательно фрагмент из повести о третьем посещении  рассказчиком села Н. Какими вы представили жену пивовара и деревенского мальчика Ваньку, прослушав их разговор? 

         Жена показалась мне безразличной, грубой, а Ванька послушно выполнил ее приказание. Он относился к смотрителю уважительно, вспомнил, как тот угощал его орешками.  

6. Как вы считаете, почему Ванька назвал приехавшую в село дочь смотрителя «прекрасной барыней»? Только ли из-за её серебряного Пятака? 

         Я считаю, что он назвал ее так только из-за пятака. Потому что он акцентировал свое внимание на ее материальном положении.  

Рекомендуем также ознакомиться:

  • Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 7 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).

Согласны ли Вы с утверждением Б.Шоу:
«Худший грех по отношению к ближнему не ненависть, а равнодушие; вот истинно
вершина бесчеловечности»?

Как вы понимаете слова А.В. Суворова: «Как
тягостно равнодушие к самому себе!»?

Согласны ли Вы с утверждением, что друг
познается не только в беде, но и в радости?

Как Вы понимаете высказывание А.П. Чехова:
«Равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть».

Подтвердите или опровергните высказывание
Ван Гога: «Равнодушие к живописи — явление всеобщее и непреходящее.»

Не сочувствуй самому себе. Самим себе
сочувствуют только примитивные люди»

Согласны ли Вы с утверждением Ги де
Мопассана: «Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, так как сын не имеет
права быть равнодушным к матери»?

Можно ли утверждать, что подросткам
сочувствие свойственно в меньшей степени, чем зрелым людям?

Как вы понимаете слова В.А. Сухомлинского:
«Эгоизм — это первопричина рака

Согласны ли Вы с утверждением Б.
Ясинского: «Бойся равнодушных — они не убивают и не предают, но 
только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство»?

Можно ли сказать, что неравнодушие к
животным, является высшим проявлением человечности?

При
написании сочинения на эту тему, необходимо осмыслить разные типы отношения
человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные
силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и
беды, оказать ему бескорыстную помощь).

Всё
увиденное повергает в шок Ивана Васильевича, случайно ставшего свидетелей этой
сцены. Его буквально тошнит от ужаса, так как он не понимает, чем может быть
вызвано подобное не просто равнодушное, но бесчеловечное отношение к людям.
После этого главный герой принимает решение отказаться от какой бы то ни было
карьеры, чтобы никогда в жизни никому, даже случайно, не причинить зла. И из
слов других героев мы узнаём, что всю жизнь он занимался помощью близким.

«Герой нашего времени», М.Ю. Лермонтов – равнодушие

Давно
потерявшим интерес к жизни, равнодушно взирающим на людей и события,
представляется вначале Печорин. И хотя в продолжении произведения мы видим, как
чувства Печорина ещё вспыхивают при мысли потерять единственную любовь своей
жизни – Веру, это не опровергает его общего взгляда на жизнь – пустота,
бессмысленность, всеобщее равнодушие. Вспыхнувшие при прочтении прощального письма
возлюбленной боль и отчаяние вскоре уступают место разочарованию, мыслям, что
попытки сделать Веру счастливой бесплодны, так как он, Печорин, не способен на
долгие чувства. Лермонтов не зря называет Григория Александровича героем своего
времени. По мнению автора, эпоха, где умному, думающему человеку с собственными
идеалами и идеями негде приложить свои силы, сделала героя таким апатичным,
представляющим жизнь как картину, события которой не касаются его самого
настолько, чтобы ранить, а тем более, чтобы заставить действовать, пытаться
как-то изменить сложившуюся ситуацию.

«Крокодиловы слёзы», А.П. Чехов – равнодушие

Главный
герой – хозяин ломбарда Иудин – совершенно безразличен к проблемам людей,
приносящих ему вещи в последней надежде получить деньги. С притворной горечью
рассуждая о социальной несправедливости, о скупости богатых и унизительном
существовании бедняков, на которых высшим слоям общества наплевать, главный
герой сам не стремится облегчить нелёгкую участь своих просителей. Ни одну вещь
он не оценивает достойно, напротив, максимально снижает цену, говоря: «А то
ведь и прогореть недолго».

«Крыжовник», А.П. Чехов – равнодушие

Николай
Иванович Чимша-Гималайский — всю жизнь мечтал об одном – купить поместье и
разводить там крыжовник. Ко всему, кроме жизни барином и разведения крыжовника,
герой был безучастен. Своей мечте он посвятил все силы, от жадности даже жену в
могилу свёл. Чехов показывает, как жалка жизнь героя, стремится донести до
читателя, что равнодушие ко всему, кроме собственного благополучия и
спокойствия, губительно для души человека. Чехов словами рассказчика обращается
к читателям с призывом не быть равнодушными к проблемам других людей. Используя
образ человека с молоточком, который должен стоять за дверью у каждого
счастливого и благополучного человека и стуком напоминать ему о том, что на
свете есть те, кто нуждается в помощи, писатель восклицает: «Делайте добро!»

«Судьба человека», Шолохов – отзывчивость

Андрей
Соколов (главный герой), переживший фашистский плен, потерявший во время войны
всю семью, не очерствел. Его сердце ещё готово любить, поэтому он берёт на себя
ответственность и берёт на воспитание мальчика-сироту Ванюшу.

«Над пропастью во ржи», Д.Д. Селинджер – отзывчивость

История
шестнадцатилетнего Холдена Колфилда. Его главная проблема состоит в том, что он
отказывается признавать равнодушие мира взрослых, которых волнует лишь
материальная стабильность и собственное благополучие. Лицемерие, обман,
абсолютная безучастность ко всему, что не касается лично их, – таким представляется
подростку мир взрослых. Отсюда и его постоянный конфликт с родителями и
учителями. Герой ищет в мире любовь, искренность, добро, но видит это только в
детях. Причём в детях маленьких, именно поэтому его заветное желание – ловить
детей, чтобы они не свалились в пропасть. «Над пропастью во ржи» – это метафора
равнодушного мира взрослых. Стремление ловить детей – это желание уберечь душу
ребёнка от разрушающего эгоизма, чопорности, насилия, обмана взрослой жизни.

Цитаты, которые пригодятся:

Худший грех по отношению к ближнему не
ненависть, а равнодушие; вот истинно вершина бесчеловечности. (Бернард Шоу)

Сочувствие — это равнодушие в превосходной
степени. (Дон-Аминадо)

Как тягостно равнодушие к самому себе!
(А.В. Суворов)

Я всегда полагаю и буду так полагать и
впредь, что безразличие к несправедливости есть предательство и подлость. (О.
Мирабо)

Не будьте равнодушны, ибо равнодушие
смертоносно для души человека. (Максим Горький)

Говорят, что философы и истинные мудрецы
равнодушны.. Неправда, равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть.
(А.П. Чехов)

Когда человек настолько уязвлен, что не в
силах проявить великодушия, в эти минуты он особенно нуждается в сочувствии и
поддержке.

Ты любишь всех, а любить всех — значит не
любить никого. Тебе все одинакого безразличны. (О. Уайльд)

Не сочувствуй самому себе. Самим себе
сочувствуют только примитивные люди. (Х. Мураками)

Там, где умеренность — ошибка, там
равнодушие — преступление. (Г. Лихтенберг)

Равнодушие к живописи — явление всеобщее и
непреходящее. (Ван Гог)

Принимать близко к сердцу радости и
горести Отечества способен лишь тот, кто не может пройти равнодушно мимо
радостей и горестей отдельного человека. (В. А. Сухомлинский)

Нет опаснее человека, которому чуждо
человеческое, который равнодушен к судьбам родной страны, к судьбам ближнего.
(М.Е. Салтыков-Щедрин)

Неблагодарный сын хуже чужого: это
преступник, так как сын не имеет права быть равнодушным к матери. (Ги де
Мопассан)

Холодность — следствие не только трезвой
убежденности в своей правоте, но и беспринципного безразличия к истине. (Ч.
Лэм)

Один очень талантливый писатель в ответ на
мою жалобу на то, что я не нахожу сочувствия у критики, мудро ответил мне: «У
вас есть существенный недостаток, который закроет перед вами все двери: вы и
двух минут не можете поговорить с дураком, не дав ему понять, что он дурак».
(Э. Золя)

Терпимость неизбежно ведет к равнодушию.
(Д. Дидро)

Подростки, конечно, существа эмоционально
нежные и в высшей степени ранимые, однако с сочувствием у них не очень. Это
приходит позже, если вообще приходит. (С. Кинг)

Орлиный взгляд страстей проникает в
туманную пропасть грядущего, равнодушие же слепо и тупо от рождения. (К. А.
Гельвеций)

Легко скрывать ненависть, трудно — любовь,
а всего труднее — равнодушие. (К.Л. Бёрне)
Равнодушие — тяжкая болезнь души. (А. де Токвиль)

Самый непростительный грех по отношению к
ближнему своему — это не ненависть, а равнодушие. Равнодушие — сущность
бесчеловечности. (Дж. Б. Шоу)

Эгоизм — это первопричина рака души. (В.
А. Сухомлинский)

Эгоизм семейный жесточе эгоизма личного.
Человек, который устыдится пожертвовать благами другого для себя одного,
считает своей обязанностью пользоваться несчастьем, нуждою людей для блага
семьи. (Л.Н. Толстой)

Не бойся врагов — в худшем случае они
могут тебя убить.
Не бойся друзей — в худшем случае они могут тебя предать.
Бойся равнодушных — они не убивают и не предают, но только с их молчаливого
согласия существует на земле предательство и убийство. (Б. Ясенский)

Равнодушие — есть наивысшая жестокость.
(М. Уилсон)

Спокойствие — сильней эмоций.

Молчание — громче крика.

Равнодушие — страшней войны. (М. Лютер)

В пути нужен спутник, в жизни —
сочувствие. (пословица)

Залог семейного счастья в доброте,
откровенности, отзывчивости… (Э. Золя)

Встать на путь диалога — гораздо более
эффективно и разумно, чем пытаться доказывать, каким эгоистичным или отзывчивым
может быть каждый. (Х. Букай)

Отзывчивость ближних — это зачастую лучший
психолог или психиатр. (Л. Виилма)

Жизнь многому учит, но только не такту, не
отзывчивости, не умению помочь человеку в трудную минуту. (И. Шоу)

Больше всего в женщинах ценю
застенчивость. Это красиво. Основа женственности не внешность, а повышенное
чувство стыда и сочувствие окружающим. (Ф. А. Искандер)

Коль горе чужое тебя не заставит страдать,
Возможно ль тебя человеком тогда называть? (Саади)

Чем более живешь, тем более убеждаешься в
том, что возбудить к себе сочувствие — есть редкость и счастье — и что должно
этим счастьем дорожить. (И.С. Тургенев)

Кто обрел способность искренне сочувствовать
людскому горю, хотя бы в одном-единственном случае, тот, получив
чудодейственный урок, научился понимать всякое несчастье, как бы на первый
взгляд странно или безрассудно оно ни проявлялось. (С. Цвейг)

Настоящая помощь всегда приходит от того,
кто сильнее тебя и кого ты уважаешь. И сочувствие таких людей особенно
действенно… (Ф. С. Фицджеральд)

Одного сочувствия недостаточно. Поступки
говорят громче слов. (Н. Вуйчич)
Чрезмерное сочувствие часто становится преградой.

Сочувствие во время несчастья подобно
дождю во время засухи. (индийская пословица)

Ведь надобно же, чтоб у всякого человека
было хоть одно такое место, где бы и его пожалели! (Ф. М. Достоевский)

Не сочувствуй слишком людям, которые
несчастны. Если кто-то несчастен, помоги, но не сочувствуй. Не внушай ему идею,
что страдание — это что-то стоящее. (Ошо)

Она сказала в том смысле, что, когда
умирает любимое животное, человек остаётся один со своим горем, никто сильно не
сочувствует. Когда умирает близкий человек, тогда все понимают, и кто искренне,
кто формально, а кто за компанию, но все понимают и сочувствуют. А вот умер
кот, говорила она, и одиночество страшно обнажилось. (Е.В. Гришковец)

Список литературы:

А.Н. Островский «Гроза»

В.К. Железников «Чучело»

А.П. Чехов «Вишневый сад»,«Палата № 6»,
«Дама с собачкой»

Дж. Бойтон «Мальчик в полосатой пижаме»

М.А.Шолохов «Судьба
человека»Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Б. Л. Васильев «Не стреляйте в белых
лебедей»

К. Г. Паустовский «Телеграмма»

А.В. Вампилов «Старший сын»

А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений
Онегин»

Д.С. Лихачев «Письма о добром и
прекрасном»

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

И.А. Гончаров «Обломов»

Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

М. Горький «На дне», «Старуха Изергиль»

О. Уайльд «Портрет Дориана Грея»

Г.Х. Андерсен «Девочка со спичками»

В. Гюго «Отверженные»

Х. Ли «Убить пересмешника»

В. Г. Короленко «Дети подземелья»

В. Закруткин «Матерь человеческая»

Т. Кенэлли «Список Шиндлера»

Э. М. Ремарк «Возлюби ближнего своего»

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник», «Война
и мир»

С. Коллинз «Голодные игры»

Дж. К. Роулинг «Гарри Поттер»

М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

Ф.М. Достоевский «Идиот»

Р. Брэдбери «451 по Фаренгейту», «И грянет
гром», «Все лето в один день»

М. Гелприн «Свеча горела столе»

А.П. Платонов «Юшка»

Б. Фредерик «Приказ есть приказ»

В.Ф. Тендряков «Хлеб для собаки»

А.И. Куприн «Изумруд»

Источник: www.ctege.info

Фото из Instagram @


Советы

  • Синонимы к слову отзывчивость
  • Отзывчивость: природное качество или результат воспитания
  • Польза отзывчивости
  • Как выработать в себе это качество

Определение отзывчивости дать нелегко, ведь это сложное, многосоставное качество человеческого характера.

Ответ на вопрос, что такое отзывчивость, содержат толковые словари. Так, в словаре Ожегова указано, что это способность легко отзываться, откликаться на что-либо, готовность помочь, сочувственно относиться к другим.

Понимание чужих проблем и нюансов души – редкое качество, присущее лишь отзывчивым людям. Чтобы проявить отзывчивость, недостаточно не совершать плохих поступков. Напротив, необходимо оказывать помощь. И не только тогда, когда о помощи просят, а тогда, когда очевидно, что она необходима. При общении отзывчивый человек всегда уловит просьбу о помощи без слов. Откликнуться на такую просьбу может не любой. Только истинная отзывчивость человека позволит бросить собственные дела и ринуться на помощь.

Отзывчивый человек при общении принимает во внимание разницу в возрасте, статус собеседника, присутствие третьих лиц при разговоре, и иные обстоятельства разговора.

Уважать, ценить, сочувствовать, оказывать помощь, проявлять доброту к другим – это умения отзывчивого человека.

Отзывчивость включает в себя способность вовремя и точно отслеживать реакцию собеседника на сказанные слов и действия, способность сказать «прости» в нужный момент.

Быть отзывчивым значит проявлять благородство и щедрость, принося добро, не требуя ничего взамен. Отзывчивость предполагает бескорыстность. Отзывчивый человек не задаст неделикатного вопроса и не создаст неловкой ситуации. Отзывчивость не существует отдельно от тактичности и соблюдения норм общения. В присутствии третьих лиц отзывчивый человек никогда не спросит друга о личных проблемах. Вежливость к окружающим – одна из граней отзывчивости, как и способность признавать ошибки.

Добрый отзывчивый человек испытывает тепло к окружающим, принимая их такими, как есть, не стремясь изменить их. Бескорыстную помощь другим, людям и братьям нашим меньшим, в состоянии оказать лишь отзывчивые люди. Зачастую у них нет своей семьи, ведь они живут для других.

Иногда отзывчивость подразумевает поступки, сопряженные с жертвами и нелегким выбором.

Характеристика качества

Отзывчивость – это умение человека понимать важность чужих проблем и принимать индивидуальные особенности других людей.

Каждая личность, отличающаяся данным качеством, способна искренне сочувствовать и сопереживать кому бы то ни было. Отзывчивые люди уважают и ценят других членов общества, проявляют по отношению к ним доброту, приветливость и радушие. Они не совершают плохих поступков и всегда стараются оказать посильную поддержку тому, кто в ней нуждается, даже если просьбы об этом не поступало. Более того, такие люди способны уловить «крик о помощи» между строк, без слов, лишь взглянув на человека.

Отзывчивость – это редкое качество. Ведь оно включает в себя и жертвенность, некоторую долю альтруизма. Далеко не каждый человек способен бросить свои дела ради того, чтобы посвятить личное время, силы и ресурсы решению чужих проблем. А те, кто действительно так может, однозначно заслуживают самого сильного уважения.

Какого человека можно назвать «отзывчивым»? | Литерагуру

(372 слова) Отзывчивость — качество личности, присущее отнюдь не каждому, но тот, кто обладает им, способен поменять жизнь других людей к лучшему и создать приятное впечатление о себе.
Отзывчивый человек – это тот, кто сможет посочувствовать любому, неважно, в какой ситуации; тот, кто готов прийти на помощь в любую минуту; тот, кто способен бескорыстно дарить добро.

Такому человеку хорошие люди всегда будут благодарны, ну а все прочие такого человека, во всяком случае, никогда не забудут.

В произведении «Чудесный доктор» А.И.Куприн описывает поступок, достойный уважения. В один год на семью Мерцалова обрушились несчастья, одно за другим. Семья живет в мокром подвале, дети, жена его и сам герой больны и голодны, но денег ни на что нет.

Обратите внимание

В поисках средств на проживание герою приходилось унижаться, бегать по городу выпрашивать денег, но все безуспешно. В день, когда все надежды на выздоровление рухнули, его ожидала приятная встреча.

Это встреча с доктором, который оказался очень отзывчивым, и, выслушав всю историю Мерцалова, готов был помочь ему и его семье. Он выписал бесплатный рецепт на лекарства, оставил на столе несколько крупных купюр.

С этого момента жизнь семьи стала благополучной: все выздоровели, глава семьи нашел работу. Они никогда не забудут «чудесного доктора» и всегда будут благодарны ему.

На страницах рассказа А.П.Чехова «Крыжовник» читателю представлена иная картина.

Иван Иваныч, сидя за чашкой чая, рассказывает своим приятелям Буркину и Алехину историю про своего брата Николая Ивановича, который с самого детства мечтал иметь собственную усадьбу, где рос бы крыжовник, где он мог бы запереть себя от всего мира.

Николай женился по расчету, недоедал, экономил и делал все для достижения своей цели. Он получил то, о чем мечтал: стал барином, много ел, судился с заводами, жил в свое удовольствие, но ему не было ни до кого дела.

Ивана Иваныча огорчило, что его брат стал таким эгоистом, ведь на свете столько людей страдает, голодает и болеет, а Николай живет счастливо и ни о ком не задумывается. Иван пришел к мысли, что смысл жизни в том, чтобы дарить людям добро, а наживать его себе, ведь на примере брата он увидел, что с людьми делает отсутствие отзывчивости.

Отзывчивость во все времена считалась ценным человеческим качеством, так как помогать окружающим, делать хорошие поступки, сочувствовать и разделять радость и горе – бесценный талант. Кроме того, добро ведь всегда возвращается добром, следует помнить об этом.

Источник: https://LiteraGuru.ru/kakogo-cheloveka-mozhno-nazvat-otzyvchivym/

Родственные качества

Как уже было сказано выше, многосоставность – это то, что характеризует отзывчивость или чуткость, как её ещё называют. У неё есть родственные качества, которые для многих стали её эквивалентами. Как бы то ни было, они отражают разные грани отзывчивости.

К данным качествам относятся сострадательность, милосердие, человечность, внимательность, душевность, участливость, сердечность и доброта. Отзывчивость без всего перечисленного просто не может существовать, поскольку отсутствие хотя бы одного «компонента» подразумевает наличие другого — противоположного, который однозначно будет противоречить всем остальным. А значит, нет и других качеств. Именно поэтому чуткость (отзывчивость) личности и называют комплексным, системным, многосоставным понятием.

Что делать если отзывчивости нет?

Если вы анализируете себя, то важно понять почему так получилось. Какие жизненные ситуации или люди повлияли на это?

Если вы замечаете эту проблему у другого человека, стоит сперва понять – не связано ли это с другими проблемами здоровья или психики. Существуют некоторые психиатрические заболевания, которые характеризуются эмоциональной холодностью как таковой и неспособностью проявлять целый ряд эмоциональных откликов. В этом случае, развитие отзывчивости, как ни странно, возможно лишь через объяснения и логику. Хотя, в этом случае, скорее можно будет говорить о построении более приемлемой модели поведения, чем появлении самой отзывчивости. Тяжёлые хронические заболевания так же могут приводить к изменению восприятия мира, появлению озлобленности и чувство обделённости. В этом случае, формирование отзывчивости возможно только в случае детальной проработке обиды на сеансе с психологом.

Проявление в общении

Отзывчивость человека легко заметить в процессе общения с ним. Его выдаёт уместная учтивость, тактичность, умение принимать во внимание разницу в возрасте и статус других оппонентов, а также иные качества, которые можно заметить при беседе.

Такие люди всегда отслеживают и анализируют реакцию остальных участников разговора на свои и чужие слова или действия. Им не составит труда извиниться, объяснить логику сказанной им фразы. Впрочем, отзывчивые люди редко попадают в неловкие ситуации при общении, поскольку им не свойственно задавать неловкие, нетактичные, каверзные и неделикатные вопросы. Не затрагивают они и тем соответствующего характера. Ведь это те люди, которые умеют общаться. Они идеальные собеседники, которые никогда не поставят оппонента в неловкую ситуацию, так как им важны чужие чувства.

Перестаньте обожествлять себя

Проблема эгоизма скрыта в далеком детстве, когда родители пытались дать нам все, что мы попросим, покупать нам желаемые вещи, водить туда, где другие дети только мечтают побывать. Чрезмерная похвала растит ребенка надменным и эгоистичным. Чувство собственного совершенства преподносит его над толпой, все проблемы становятся чуждыми и ненужными. Что такое для нас отзывчивость, если мы думаем только о себе, своей карьере и своей семье? Мы не умеем помогать близким, потому что считаем, что они сами виноваты в своих проблемах. Мы ведь не в такой ситуации, значит мы умнее. Перестаньте часто хвалить себя и не перехвалите своих детей. Растите их объективными и честными.

Природа происхождения чуткости

Многие люди задумываются: а отзывчивость – это результат воспитания или качество, данное от природы? Это сложный вопрос, и однозначного ответа не существует. Безусловно, очень важно влияние родителей, семейного микроклимата, воспитания в ребёнке доброты и сострадательности. Но в то же время существует и возможная предрасположенность. Периодически случается так, что дети из хороших семей, вырастая, превращаются в безразличных и хладнокровных людей. Иногда происходят и прямо противоположные изменения.

Интересное исследование было проведено американскими учёными. Специалисты методами эксперимента и наблюдения выяснили, что предрасположенность к доброте и чуткости обусловлена воздействием на человеческий организм гормонов вазопрессина и окситоцина. Участникам этого исследования необходимо было пройти подробное интервью, в ходе которого они давали развёрнутые ответы на вопросы социального характера. Также они предоставили учёным своё ДНК для анализа. Оказалось, что больше отзывчивости и сострадания в ходе интервью проявили люди с повышенной выработкой окситоцина и вазопрессина.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данная презентация содержит сведения о художнике, истории написания картины «Охотники на привале», вопросы и задания для учащихся, составление сложного плана, устное описание картины.

Методическая разработка урока литературы в 11 классе.

Тип урока – урок-исследованиеМетод – использование CASE- технологии, а именно метода ситуативного анализа (анализ сложившейся ситуации, пути выхода из ситуации)Цель: выявить взаимосвязь характера и по.

Сочинение по литературе.Человек и природа в русской литературе.

Урок по элективному предмету «Культура речи» «На каком языке мы говорим. »Цели урока: обратить внимание учащихся на актуальные проблемы состояния современного русского языка;побудить.

Конспект урока разработан с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯПО ВАЛЕОЛОГИИВ ГРУППЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙНАПРАВЛЕННОСТИ ОТ 4 ДО 5 ЛЕТ«ВОТ, КАКОЙ Я – ЧЕЛОВЕК!&raquo.

О пользе качества

Теперь стоит обратиться к результатам исследования, проведённого специалистами Мичиганского университета. Этот эксперимент доказал, что реже болеют именно отзывчивые люди. И живут они дольше. Как это удалось выяснить? В течение нескольких лет учёные наблюдали за 400 супружескими парами старше 50 лет. Оказалось, что люди, проявляющие к своему партнёру отзывчивость во всех её проявлениях, болеют намного реже.

К тому же такие личности практически не страдают сердечнососудистыми недугами. Всему этому есть научное объяснение. Дело в том, что человек, совершая добрые дела, ощущает себя лучше, получает некое удовлетворение. Организм на это отвечает активной выработкой эндорфина, имеющего обезболивающие и успокаивающие свойства.

Как стать лучше?

Стоит отметить, что в современном обществе ещё не всё потеряно. Многие люди рано или поздно понимают, что они, мягко говоря, «не подарок». И у них появляется желание измениться. Стать отзывчивым сразу не получится, поскольку потребуется перевоспитать себя и исключить из характера отрицательные черты. Процесс работы над собой долгий, сложный и кропотливый, но в результате человек научится быть добрым, внимательным и чутким. А это дорогого стоит.

Итак, во-первых, нужно научиться замечать то, что происходит вокруг. Стоит оглянуться. Быть может, на тротуаре стоит бабушка, которая не может сама перейти дорогу. Или человеку, впереди стоящему в булочной, не хватает пяти рублей на хлеб. Помощь незнакомцу какой-нибудь мелочью – это простейший пример отзывчивости. Надо пропустить через себя мысль: «От меня не убудет, а человеку — помощь».

Во-вторых, надо перестать быть эгоистом. Речь даже не идёт о помощи посторонним. Нередко даже самые близкие и родные люди эгоиста страдают от его безразличия.

В-третьих, стоит каждый день делать доброе дело, пусть даже оно покажется незначительным. Можно подать руку выходящей из транспорта женщине, придержать дверь, дать полезный совет неопытному коллеге, уступить в автобусе место, купить корма бездомным котятам у подъезда. Поразительно, но такие знаки внимания вызывают самые искренние улыбки, да и у самого добродетеля, к его же удивлению, за спиной словно крылья вырастают.

Ответы@Mail.Ru: сочинение отзывчивый человек срочно

Отзывчивый человек, это сейчас посмешище. Все пользуются его добротой, а в сторонке ржут над ним, как его развели…

Вот есть статья помогающая понять что же такое отзывчивость: Отзывчивость как способ продлить жизнь Наблюдая за людьми вокруг, больше прихожу к мысли, что такое важно для личности человека качество как отзывчивость уходит от нас подобно живому существу, оставленному на льдине.

Лед трескается, и это живое покидает нас, отплывая все дальше и дальше в пучину вод, награждая нас тоскливым взглядом и пустотой. В этой статье про то, как мы проявляем отзывчивость и какова ее роль в нашей жизни.

Важно

Отзывчивость это наша способность чувствовать и понимать, принимать человека без критического взгляда на его сущность, важнейшая социальная характеристика человека, в форме встроенной обратной связи, которая активизирует наше человеческое начало. Качество, позволяющее нам адаптироваться к окружающей действительности и другим людям.

Мы отзываемся на зов для того, чтобы что-то дать человеку, с тем, чтобы чувствовать себя лучше. Делая добро, организм человека начинает больше продуцировать гормон эндорфин, который отвечает не только за обезболивание, но и субъективное ощущения счастья.

Таким образом, боль, без которой не прожить в нашей жизни смягчается, а ощущение удовольствия от контакта с реальностью возрастает. Важная роль эндорфинов состоит в том, что они обладают успокаивающим эффектом, а, значит, стрессовые перегрузки переносятся лучше.

Когда мы отзывчивы и нам хочется творить добро, мы находимся на своеобразном мотивационном подъеме, эйфории. Мы чувствуем свою полезность, занятость, а значит, освобождаемся от одиночества. Благотворительная деятельность дарит нам новый круг общения, который, как известно, редеет с возрастом.

Таким образом, отзывчивость позволяет регулировать наше настроение, волевой компонент личности, повышает жизненную энергию, позитивно влияет на выработку гормона серотонина. Напомним, что если в организме серотонина недостаточно, это ведет к депрессии.

Серотонин влияет на эмоциональную устойчивость и восприимчивость к стрессам у человека серотонин находится в норме, он легко справляется со стрессовыми ситуациями. И, наоборот, если уровень серотонина понижен, то любая мелочь может вывести такого человека из нормального равновесия. Так если все так хорошо, что препятствует нам уже сегодня быть отзывчивыми.

И что можно сделать, если рядом с нами человек, который так в этом нуждается, но не может в силу определенных причин прийти к своей доброте. С другой стороны важно учитывать влияние социума. Потеря этого качества объяснима стремительным образом жизнью информационного общества. В погоне за своими целями, мы обесцениваем то, что не приносит видимый результат прямо сейчас. Нам лучше закрыться в замке равнодушия, чем принять приглашение просящего, войти в его мир, взаимодействовать с ним по поводу его проблемы. С нами все хорошо, а тот другой пусть решает свои проблемы сам. Автономия от боли вот религия современного общества. И разворачивает она свои флаги, т. к. мы не всегда знаем, что делать с болью другого человека, избегаем ее. У нас нет мотивации к тому, чтобы быть отзывчивыми, принимать чужую боль. Так и гибнем в одиночестве.

составь план. например такой: 1 кто такой отзывчивый человек. 2. Являюсь ли я отзывчивым 3.Примеры отзывчивости (друг попросил помочь ему написать сочинение, отвезти собаку к ветеринару, перевел бабушку через дорогу) 4. Моё отношение к призывам о помощи.. . Ну как-то так.. .

Совет

отзывчивость это хорошее качество! но как и во всем здесь необходима мера! у каждого эта градация разная. . то что для одного будет смешным.. для другого может быть искренним желанием помочь!

иметь друга, который может помочь в беде -это счастье…. каждый о таком мечтает. . ..вот и напиши про друга…. если такого ещё нет….

выдумай его…

Если вы помогает в ответы@mail.ru вы отзывчивые

Это стремление людей откликнуться, готовность помочь в трудной ситуации.

https://www.kritika24.ru/page.php?id=40420

Источник: https://touch.otvet.mail.ru/question/73987473


linked С этим файлом связано 4 файл(ов). Среди них: Буклет Сангвиник.doc, Форма для заполнения по наставничеству.docx, Практическое занятие 2 (2).docx, Практическое занятие 2 (1).docx.
linkedПоказать все связанные файлы


Подборка по базе: Эмоции и чувства младшего школьника и их регуляция.doc, Что такое Жизненный Цикл Разработки ПО и какие проблемы возникаю, Что можно считать инновациями в ходе развития мобильной связи и , Реферат Чувства и эмоции.docx, Лекция 3 русс Эмоции и чувства-1.pdf, Следуя чувствам мы создаем ряд ценностей.docx, Урок 2. (ОП-9). Какие права и обязанности у человека и гражданин, 25. При цистоскопии обнаружен одиночный камень мочевого пузыря -, «В какие времена обостряются конфликты «отцов и детей».docx, эмоциии чувства.docx


Какие добрые чувства пробуждает в человеке литература?

Как известно, чтение успокаивает и отвлекает человека от повседневных забот. Оно улучшает настроение, потому что пробуждает добрые чувства, а именно любовь к ближним, отзывчивость, заботливость. Книга учит нас быть более гуманными и терпимыми.    Чтобы убедиться в этом, достаточно уделить время чтению. А я расскажу о своем опыте.

Однажды я прочитал рассказ Леонида Андреева «

Кусака». Автор повествует о судьбе брошенной собаки. Люди лишь обманывали ее доверие и вымещали на ней свою злобу. Так, один пьяный мужчина сначала приласкал животное, а потом пнул его ногой. Такое отношение ожесточило сердце Кусаки. И она злобно накинулась на дачников, которые приехали и заняли ее временное пристанище. Но со временем маленькая Леля завоевала расположение собаки. Они подружились. Казалось бы, вот достойный финал истории. Но осенью люди уехали, а животное осталось в одиночестве. Привыкшее к ласке и обеспечению, оно вновь было предоставлено холоду, тоске и бесприютности. Сложно сдержать эмоции, когда узнаешь о этом. Грустно, обидно и жалко животное. Но этот рассказ вызывает добрые чувства: теперь видя брошенную собаку или кошку, я стремлюсь устроить ее в приют или к знакомым, чтобы она не оказалась месте Кусаки. Отзывчивость, забота о животных, деятельная любовь — вот что пробудила во моей душе литература.

Не менее благотворным оказалось чтение повести А. Грина «

Алые паруса». Наивная история ожидания и любви заставляет задуматься о многом. Ассоль, услышав сказочное предсказание, жила надеждой, что когда-нибудь покинет враждебно настроенный поселок и найдет настоящую любовь на судне. Но так не произошло бы, не будь у нее этой мечты, этого стремления к лучшей доле. Если бы она жила лишь будничными интересами и заботами, если бы плыла по течению и подстраивалась под окружение, в ее жизни не было бы места чуду. Героиня сохранила верность своим идеалам, не разменяла их на мелочи, поэтому у нее все сбылось. Отважный капитал на судне с алыми парусами забрал ее из Каперны, и они полюбили друг друга. Этот сюжет проблуждает веру в лучшее и оптимистичное настроение. Он убеждает нас, что все будет так, как мы хотим, просто нужно идти к этой цели, не сворачивая.

Таким образом, литература пробуждает такие добрые чувства, как любовь к людям, отзывчивость, сочувствие, ощущение родственной близости. Благодаря ей мы обретаем надежду на то, что все будет хорошо. Книги всегда поддерживают нас в трудные минуты и обогащают наш досуг положительными эмоциями.

Нужно ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?

Сегодня вопрос о том, нужно ли помогать человеку, который оказался в трудной ситуации, является дискуссионным. Кто-то считает, что поддержка только расслабляет людей и подсаживает их на зависимость от подачек. А кто-то полагает, что милосердие и сочувствие — это долг каждого из нас. Я считаю, что помощь надо выделять только тем, кто готов принять ее однократно и в дальнейшем рассчитывать на свои силы. Если же нуждающийся хочет жить за счет других без каких-либо веских оснований, ему нужно отказать.

Вспомним пьесу М. Горького «

На дне». Барон промотал все наследство на пустые увеселения и даже попался на растрате казны. Затем его посадили в тюрьму, и он потерял все, даже возможность устроиться на службу. После освобождения он стал жить в ночлежке вместе с пьяницами и проститутками. Однако он имел наглость задаваться и считать себя выше их. При этом Барон постоянно просил помощи и не работал. Его содержала Настя, хотя сама находилась в бедственном положении. Выпрашивая очередную подачку на выпивку, он, тем не менее, оскорблял девушку, постоянно указывая на разницу в их происхождении. Он называет Настю глупой и даже грубее, но сам ведет себя не разумнее ее. Ведь у него, в отличие от нищей девочки, было все от рождения, но он даже сохранить это не смог. За всю жизнь он ни рубля не заработал честно. Стоит ли помогать ему? Нет, потому что он уже потерял все свои шансы на благополучие. В свои 33 года он не трудится, а попрошайничает у женщины. Для него любая поддержка будет лишь поводом для лени и пьянства.

Но бывают ситуации, когда человек готов работать, готов взять себя в руки, но для старта ему необходима разовая помощь. Такую ситуацию мы видим в рассказе А.И. Куприна «

Чудесный доктор». Мерцалов — честный труженик, многодетный отец. Но однажды он заболел и лишился места. На его лечение ушли все сбережения. В итоге семья оказалась ы сыром подвале без средств к существованию. Его жена работала прачкой каждый день, дети разносили просьбы о помощи, но никто не откликнулся. А сам Мерцалов был согласен на любую работу, но его не брали. В отчаянии он уже не знал, что делать, куда идти? В этот критический момент его поддержал доктор Пирогов. Отзывчивый врач осмотрел ее больную дочку, выписал лекарства и тайком оставил на столе несколько крупных купюр. Этого оказалось достаточно, что Мерцаловы выжили и наладили свою жизнь. Отец семейства устроился на работу, и ребенок поправился. Этот пример учит нас тому, что трудолюбивых и добродетельных людей стоит поддержать, ведь они в дальнейшем сами смогут себя обеспечить.

Таким образом, социальная помощь должна быть распределена так, чтобы ее получали люди, осознающие, что им никто ничего не должен. Эта мера поддержки направлена на разовый старт, а не на пожизненное содержание лентяев и пьяниц. Нельзя бесконечно спонсировать того, кто не хочет двигаться сам. Но необходимо дать шанс тому, кто со временем станет самостоятельным и благополучным членом общества.

Пример сочинения-рассуждения

Трудно найти человека, который никогда не проявлял сочувствие. Все когда-то откликались на просьбы, поддерживали других, переживали за друзей и близких. Способность бросить все дела и помочь в нужный момент тому, кто нуждается, называется отзывчивостью. Это чувство можно назвать по-разному:

  • доброта;
  • человечность;
  • сердобольность;
  • чуткость;
  • добросердечность.

Отзывчивые люди совершают хорошие поступки, дарят добро окружающим. Они помогают бескорыстно, не ожидая ничего взамен. Чтобы вырасти добродушным, ребёнок с самого детства должен видеть примеры доброго отношения к людям, животным.

Мир станет лучше, жить в нём будет проще, если им начнёт править доброта. Чуткость помогает принимать друзей и знакомых такими, какие они есть, не переделывая под себя.

Сострадание ставит беды других на первое место, заставляет переживать чужое горе, как своё. Хорошо иметь такого друга. Он откликнется на проблему товарища по первому зову, никогда не бросит в сложной ситуации, всегда будет рядом. Люди, способные на это возвышенное чувство, помогают бедным и обездоленным, подкармливают и лечат бездомных животных, посещают приюты, хосписы, принимают участие в благотворительных акциях.

Отзывчивость никогда не позволит пройти мимо чужого несчастья, остаться к нему безразличным. Значение слова равнодушие противоположно чуткости.

Тот, кого не трогают страдания других, не проявит сочувствия. Это очень обедняет душу. Совершая добрые дела, человек становится по-настоящему счастливым.

В жизни всегда есть место для благих поступков. Можно соорудить кормушку для птиц, повесить на дерево и всю зиму насыпать в неё зёрна. Неплохо будет подкармливать уличных собак, кошек, уступать место в общественном транспорте. Проявления человечности — это возможность улучшить окружающий мир, сделать его светлее. Всё начинается с маленьких подвигов. Если приютить бездомного котёнка, это спасёт его от голода и холода. Правильно будет помочь одинокой старушке-соседке донести тяжёлые сумки, подняться по лестнице.

К сожалению, в век компьютерных технологий люди отдалились друг от друга. Сейчас гораздо больше желающих снять на видео горящее здание, чем вывести из него ребёнка. Но мода на доброту и отзывчивость постепенно возвращается. Это значит, что каждый может стать героем, который не прошёл мимо чужой беды.

Сочинение про Отзывчивость с примерами из литературы

Для ответа на вопрос «Что такое отзывчивость» мне пришлось ознакомиться с определениями разных словарей, и теперь я могу ответить, что отзывчивость – это качество, характеризующее человека, всегда готового помочь тем, кто в этом нуждается, щедрого, великодушного. Отзывчивость показывают словами и поступками, не ожидая хвалы или платы за неё, то есть совершенно безвозмездно. Это и есть главная черта отзывчивости.

Мне кажется, что отзывчивость – это качество, требующее воспитания с ранних лет. Отсюда появляется вопрос: «Как воспитать человека отзывчивого?». В детские годы человека способна научить отзывчивости книга, где простыми словами описаны ситуации, требующие проявления отзывчивости.

В каких литературных произведениях есть примеры поступков отзывчивых людей? Они есть в рассказе Александра Ивановича Куприна «Чудесный доктор». Читая рассказ можно обнаружить, что семейство Мерцаловых прозябают в нищете. Родители старались обеспечить своих детей, однако внезапная болезнь дочери довела родителей до отчаяния. И в это же время отец знакомится с тем самым «Чудесным доктором». Доктор Пирогов проявил отзывчивость, безвозмездно оказав помощь девочке и оставив деньги для продолжения лечения. Иной врач на его месте попросил бы плату за свои услуги, поставив родителей в ещё более сложное положение.

Но в качестве примера можно использовать и другие произведения. Прочитав роман ирландского писателя Джона Бойна «Мальчик в полосатой пижаме», мне удалось рассмотреть то, как в мальчишке зарождалась отзывчивость. Автор продемонстрировал ужасы немецких концентрационных лагерей, в которых держали евреев. Сюжет разворачивается вокруг пары мальчишек : Бруно и Шмуэля, где первый – обыкновенный немецкий мальчик, а другой – ребёнок родителей-евреев, попавших в концлагерь. Бруно, понимая всю сложность ситуации, помогал Шмуэлю, отдавая ему одежду и игрушки. Этот бескорыстный человечный поступок действительно достоин уважения.

Я считаю, что отзывчивость – это необходимое качество для тех людей, кто желает быть уважаемым человеком. Отзывчивость – важный фактор в становлении людей на путь нравственного развития.

Другие сочинения: ← Что такое Ответственность↑ 9 класс и ОГЭГордость →

Отзывчивость в героях русской классики

В произведениях русских писателей много персонажей, способных на жертвы ради других. Примеры добрых и самоотверженных героев:

  1. В рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» два ключевых персонажа — Данко и Ларри. Это смелые и сильные юноши. Но Данко небезразличны страдания людей, а Ларри заботится только о собственной выгоде. Ему чужды любовь, отзывчивость, жалость, он не ведает, что такое сострадание, хочет только освободиться от людей. Удовлетворяя эгоистичные желания, часто бывает жестокосердным. Данко в ответственный момент призывает свой народ последовать за ним, не позволяя покориться завоевателям. Короткая жизнь героя посвящена людям.
  2. В повести «Матрёнин двор» А. И. Солженицин описывает жизнь простой русской женщины. Матрёна Васильевна не стала безразличной, не озлобилась, прожив тяжёлую жизнь. Она осталась искренней и бескорыстной по отношению к окружающим. Героиня, ни минуты не сомневаясь, откликается на любую просьбу о помощи, не требуя благодарности. Матрёна — пример человеколюбия, отзывчивости. Но когда ей самой понадобилась помощь, рядом никого не оказалось.
  3. В пьесе М. Горького «На дне» есть примеры людей бессердечных, жестоких, которые приносят близким страдания. Например, Михаил Костылёв. В драме также много добрых, сострадательных героев — Актёр, Настя, Анна, Наташа. Владелица ночлежки Василиса издевается над обездоленными. Даже счастье своей сестры она готова навсегда разрушить. Странник Лука появляется в пьесе, чтобы нести людям идею добра. Он сочувствует обиженным, учит их надеяться на лучшее, даёт веру в человека. Хотя этот персонаж неоднозначен и его аргументы спорны, он является положительным героем.
  4. В. Железников в своей повести «Чучело» описывает историю подростковой жестокости и способности идти на жертвы ради других, проявляя отзывчивость. Пример из жизни главной героини Лены Бессольцевой: чтобы защитить симпатичного ей мальчика, она берёт на себя вину за его некрасивый поступок. Ученица становится изгоем, одноклассники бойкотируют её. Чучело девочки сжигают на костре. Дима Сомов, мальчик, из-за которого страдает Лена, не нашёл в себе сил признаться в проступке. Двое учеников их класса случайно узнают о случившемся, но решают не вмешиваться. Жестокосердие ребят особенно поражает на фоне самоотверженности девочки.

Профессиональная чуткость в произведениях

Тема отзывчивости раскрывается в литературе и по отношению к профессиональному долгу. Примеры таких произведений:

  1. «Уроки французского». Героиня рассказа В. Г. Распутина — внимательный к детям преподаватель. Она не может остаться равнодушной к ученику, оказавшемуся в трудной ситуации. Лидия Михайловна приглашает его к себе домой, чтобы подтянуть фонетику «загадочного языка». Но главная её цель — накормить голодного ребёнка, в семье которого нет денег на еду. Мальчику стыдно садиться за стол в доме учителя. Лидия Михайловна придумывает игру на деньги. Под видом проигрыша она обеспечивает его небольшими средствами. Теперь он вновь покупает себе молоко. Преподаватель понимает, что за это будет уволена из школы. Но её выбор — помощь и спасение ребёнка любыми доступными средствами.
  2. «Чудесный доктор». Рассказ А. И. Куприна повествует о бедной семье Мерцаловых, в которой нет денег на еду, дрова. У несчастных родителей уже умерла одна дочь, другая серьёзно больна. Совсем потеряв надежду, глава семьи повстречал в парке пожилого мужчину, которому поведал о своём положении. Тот сразу же направился в дом бедняков. Незнакомец оказался врачом. Он назначил лечение маленькой Машутке, оставил денег на пропитание, лекарства и дрова. Чудесный доктор просто и бескорыстно отозвался на чужую беду. Уже в аптеке Мерцалов узнал, что ему помог знаменитый хирург Пирогов.
  3. «В аптеке». Рассказ А. П. Чехова показывает иное отношение к профессиональному долгу. Молчаливый, высокомерный и чёрствый провизор не обращает внимания на просьбу больного продать лекарство, хотя тому не хватает шести копеек. В помощи нуждается учитель Свойкин. Он пытается поговорить с аптекарем, взывает к его чувствам, обещает погасить долг. Преподаватель уходит ни с чем, он не был услышан и понят. Педантичный провизор остался равнодушен. Главная тема произведения — отзывчивость. Без сострадания можно стать пустым местом. Рассказ остаётся незавершённым. Читатель может самостоятельно представить дальнейшую судьбу учителя.

Сочувствие в литературе

Сочувствие или бессердечие по отношению к людям — одна из главных тем в литературе. Примеры отзывчивости и безразличия:

  1. А. И. Солженицын основное внимание в своих произведениях уделял равнодушию властей к жизни простого человека. Центральной фигурой рассказа «Один день Ивана Денисовича» является Шухов. Мужчину обвинили в предательстве и отправили в лагерь. Его вина в том, что он провёл несколько дней в немецком плену. Это неединичный факт из истории СССР. Тоталитарная система в лице государства оказалась глуха к судьбе обычного гражданина. Иван Денисович, попавший по ложному обвинению в лагерь, отбывает срок, пытаясь не утратить в себе человеческие качества.
  2. Повесть «Прощание с Матёрой» рассказывает о принудительном переселении пожилых жителей в городские жилища. Это происходит в связи с затоплением острова Матёра. Старики обращаются к администрации, но власть имущим неинтересны их чувства. Им не понять, что кладбище — дом покинувших этот свет родных. Сюда приходят, чтобы поговорить с предками, а после смерти надеются оказаться здесь же. Жителей лишают такой возможности против их воли. Главная сюжетная линия — безразличие власти к народу. Чиновникам несвойственна отзывчивость, любое действие они оправдывают благими намерениями.
  3. Главный герой романа «Евгений Онегин» — юный столичный аристократ с типично светским воспитанием. Он молод, но многое изведал, ему всё надоело. Жизнь для него бессмысленна, ко всему он проявляет равнодушие. Молодой человек сбегает в деревню и там знакомится с Татьяной. Дочь местного помещика влюбляется в юношу, но тот отвергает её. Причина — нежелание создавать семью. Равнодушие к происходящему и желание покоя не дали развиться настоящим чувствам. Последующее одиночество станет его наказанием.
  4. Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» рассказывает о герое, который равнодушен к жизни. Печорин наделён неординарными способностями: умён, склонен к глубокому анализу, решителен и обаятелен. Вместе с тем он не может найти место в жизни и мучается этим. Время для него потеряно, ничего значимого уже не произойдёт. Окружающие отмечают безразличие и холодность Григория. Он сам чувствует, что прошлое имеет над ним непреодолимую власть. Его судьба могла сложиться иначе, прояви он больше отзывчивости к окружающим людям.

Умение сочувствовать — качество, которое необходимо в себе воспитывать. Только в этом случае можно стать уважаемой личностью.

Отзывчивость способствует развитию человека и уменьшению зла во всём мире.

Одно из письменных заданий ОГЭ направлено как раз на выявление способности выпускника 9 класса раскрывать значение этических понятий, таких как честь, благородство, зависть, достоинство, долг, совесть, стыд, трудолюбие, учтивость, правда.

К сожалению, в учебниках по русского языку не всегда достаточно материала для работы, в процессе которой ученики должны были объяснять слова, содержащие этический смысл. Для этого обращаемся к художественным текстам, с помощью которых можно вывести понятие и подобрать необходимые примеры.

Рассмотрим несколько этических понятий: что такое справедливость, благодарность, бесстрашие, ответственность, бездушие, гордость, отзывчивость, совесть, смелость, геройство, внутренний мир человека.

Справедливость

Для анализа предлагается текст А. Алексина из повести «Подумаешь, птицы!» от (1)Колькину маму никто по имени-отчеству не называл, все, даже ребята, называли её просто Лёлей. <…> до (28)Она никогда не давала громкого свистка, никогда не напоминала вслух о правилах жизни, но отец и Колька всегда весело и добровольно подчинялись её решениям, потому что эти решения были справедливы.

Формулировка задания 15.3

Как Вы понимаете значение слова СПРАВЕДЛИВОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое справедливость», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Сочинение ученика

Бывают в жизни человека такие моменты, когда он в недоумении вопрошает о справедливости. Что же такое справедливость? Это уважение прав и достоинств, выполнение своих обязанностей таким образом, чтобы не допустить их нарушения. Главный принцип справедливого человека — быть беспристрастным, не оставлять места для зависти и споров.

«Каждому – то же, что и другим». Именно так и поступает отец Кольки из повести А. Алексина. Не случайно все ребята уважительно называют его «О справедливейший из справедливых!». Для них свисток судьи был законом. Зато мама Кольки, хотя и не напоминала о правилах жизни своим близким, всегда принимала справедливые решения, и отец и Колька «весело и добровольно подчинялись» им.

В моей жизни тоже были моменты, связанные с проявлением справедливости. В одном из матчей в руку соперника попал мяч, и мы стали оспаривать его поведение. Судья принял такое решение, что никто не усомнился в его правильном отношении к нарушению. Он достойно справился со своими обязанностями и разрешил конфликтную ситуацию.

Я считаю, что ни в отношении себя, ни в отношении других нельзя поступать несправедливо, нужно всегда сохранять беспристрастие и уважать права и достоинство человека.

Благодарность

Текст К.Г. Паустовского из рассказа «Заячьи лапы» от (1)Этой осенью я ночевал у деда Лариона на Урженском озере. <…> до (35)Так и живут вместе – старый дед Ларион, его внук Ванька да заяц с рваным ухом. Формулировка задания 15.3

Как Вы понимаете значение слова БЛАГОДАРНОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что значит быть благодарным?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Сочинение ученика

Что такое благодарность? Благодарность — чувство признательности к кому-нибудь за оказанную помощь, внимание, совет. Это способность ценить то доброе, что делают нам другие.

Благодарность касается не только отношений между людьми. В тексте К. Паустовского дед Ларион был благодарен зайцу, который спас ему жизнь во время лесного пожара: «– Этот заяц, – сказал дед, – спаситель мой: я ему жизнью обязанный. Я, можно сказать, благодарность ему оказывать должен, а ты говоришь – бросить». Старик понимал, что он тоже должен помочь бедному животному, пострадавшему от огня и дыма.

В моей жизни есть человек, которому я благодарна. Это тренер, сумевший меня поддержать и вселить чувство уверенности в свои силы. На добро всегда надо отвечать добром, уметь сделать что-то хорошее и полезное тому, кто оказал вам помощь.

Благодарность – одно из самых приятных чувств, которое возникает в ответ на благородные и добрые действия.

Бесстрашие

Текст из повести «Мальчик у моря» Н. Дубова от (1)Что делают летом мальчишки на всех улицах и дворах? <…> до (40)Фёдор Михайлович улыбался, Антон сиял: Бой победил. Формулировка задания 15.3

Как Вы понимаете значение слова БЕССТРАШНЫЙ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что значит быть бесстрашным?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Сочинение ученика

Что значит быть бесстрашным? Бесстрашие – качество человека, позволяющее преодолевать трудности и не бояться их. Быть бесстрашным – значит твёрдо принимать решения, когда это необходимо, не отступать перед опасностью.

В тексте Н. Дубова это слово используется в ироничном смысле: «…всех бесстрашных нападающих, несгибаемых защитников и твёрдых, как скала, вратарей сдуло с пустыря» при одном только виде ньюфаундленда. Огромная собака напугала даже взрослых, которые выглядывали из окон дома. Однако в финале текста становится ясно, что ребята не такие трусы, какими мы их видим вначале: «Через десять минут ребята орали и визжали, но уже не от страха, а от восторга».

Бесстрашными, например, можно считать многих былинных героев, таких как Илья Муромец или Добрыня Никитич. Можно храбро отстаивать истину, как протопоп Аввакум, сражаться с врагом до последней капли крови, как герои Брестской крепости. Когда человек уверен в своей правоте, он способен преодолеть страх, который рождают сомнения.

Тот, кто действует решительно, без смятения и беспокойства, забывает о страхе и не боится смотреть в лицо неизвестности. Такого человека можно назвать по-настоящему бесстрашным.

Ответственность

Тест из повести А. Алексина «Сигнальщики и горнисты» от (1)Мама точно знала, кто, в какой квартире и чем болен. <…> до (31)И бюро добрых услуг продолжало действовать.

Формулировка задания 15.3

Как Вы понимаете значение слова ОТВЕТСТВЕННОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое ответственность», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Сочинение ученика

Ответственность – это обязанность отвечать за поступки и их последствия. Ничего существенного в жизни нельзя добиться, если безответственно относиться ко всему важному: к делу, к слову, ко времени. Ответственный человек выполняет обещания, никогда не опаздывает, принимает решения не только за себя, но и за других.

Таким ответственным человеком можно считать героиню повести А. Алексина. Врач по профессии, она спасает жизни людей на работе, внимательно относится ко всем и дома. Её долг – следить за физическим состоянием здоровья тех, кто нуждается в помощи. Соседи к ней обращаются не только по медицинским вопросам, но и с другими просьбами, и она никогда никому ни в чём не отказывает. Их квартиру поэтому прозвали «бюро добрых услуг». Совестливый и добрый человек, она учит своего сына поступать точно так же: «Но в бюро не может работать один человек. Должно быть минимум два. Ты понял?».

Мой папа тоже ответственный человек. Именно он берёт на себя весь груз ответственности за принятие решений в семье, учитывает наши интересы и слабости, помогает нам справиться со сложными проблемами. Я во многом стараюсь быть похожей на него.

Таким образом, ответственность представляет собой такие действия, которые подкрепляются добрыми и решительными поступками, умением держать данное слово, помогать нуждающимся. Мера ответственности зависит от каждой отдельной личности.

Бездушие

Текст А. Алексина из повести «Подумаешь, птицы!» от (1)В тот памятный день, когда Колька вернулся из пионерского лагеря, в центре стола красовался пирог, купленный Еленой Станиславовной. <…> до (50)Подумаешь, птицы!..

Формулировка задания 15.3

Как Вы понимаете значение слова БЕЗДУШИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое бездушие», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Сочинение ученика

Бездушие – это бессердечие, жестокость, чёрствость. Бездушный человек способен на ужасные поступки, он безразлично относится к чувствам других людей, заботится только о своём благополучии и абсолютно равнодушен к нуждам и проблемам окружающих.

В произведении А. Алексина бездушие проявляется в отношении близких Кольки к его любимой птице. Мальчик спас раненую чайку, лечил её всю зиму, кормил рыбой, сделал просторную клетку и посадил куст, чтобы птице было комфортно. Его поразило, что никто не ухаживал за ней, что отец так грубо сказал о её смерти. Никому в семье, кроме Кольки, не было дела до птицы, всем она мешала. Равнодушие звучит и в словах Елены Станиславовны: «Подумаешь, птицы!..»

Другой пример проявления бездушия: человек почувствовал себя плохо, а находящиеся рядом прохожие сделали вид, что не заметили, будто ничего не произошло. Я считаю, что ко всему окружающему надо относиться с душой, быть чуткими к чужой боли и чувствам.

Таким образом, бездушие – это неспособность нести энергию любви, проявлять тёплое, живое, сочувственное отношение к кому-то или чему-то.

Гордость

Текст из повести «Персональный ангел» Т. Устиновой от (1)Когда ему было лет девять, он часто приходил в зоопарк, где знал, казалось, каждую дырку в деревянном заборе, каждый закоулок между клетками. до <…> (43)Навсегда.

Формулировка задания 15.3

15.3 Как Вы понимаете значение слова ГОРДОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение- рассуждение на тему: «Что такое гордость», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Сочинение ученика

В моём понимании слово «гордость» имеет несколько значений. Во-первых, гордость – это чувство, передающее самооценку человека. Во-вторых, это способность испытывать радость от того, что кто-то добился успеха. В-третьих, это чувство собственного достоинства.

В тексте Т. Устиновой мы видим, как непросто складываются отношения героев. Находясь в сильной нужде, мальчик из гордости не может обратиться за помощью. Знакомство с Машей позволило Тимофею почувствовать свою значимость, важность. Но гордость перерастает в гордыню: самолюбование и амбиции мальчика мешают ему верно оценивать свои и чужие поступки. Однажды Маша допустила оплошность: купила мороженое и угостила Тимофея, чем ужасно его оскорбила. Мальчик воспринял её жест как унизительную подачку. Его гордость не разрешает делать людям то, что ниже их достоинства.

Приведу ещё один пример проявления гордости. Мои родители гордятся братом, который отлично сдал вступительные экзамены и поступил в лучший столичный вуз. Он превзошёл наши ожидания и вызвал чувства радости и уважения.

Можно гордиться не только своими собственными успехами и трудом, но и великими достижениями родины, всего русского народа.

Отзывчивость

Текст из рассказа «Живая душа» К.Д. Воробьёва от (1) Всяк по-своему возвращался с войны в отчий дом. <…> до (50) Вот же живая душа!»

Формулировка задания 15.3

15.3 Как Вы понимаете значение слова ОТЗЫВЧИВОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое отзывчивость», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Сочинение ученика

Наблюдая за людьми вокруг, я всё больше понимаю, что главное качество в человеке – отзывчивость, то есть способность понимать другого и сочувствовать. Отзывчивому человеку хочется творить добро не только по чьей-то просьбе, а даже тогда, когда о ней никто не говорит.

В тексте К. Воробьёва усатый шофёр-сержант, согласившийся довезти на «виллисе» до родной деревни незнакомого офицера, неожиданно для всех и в ущерб себе принимает решение помочь крестьянам. Не берёт он платы ни за подвоз, ни за пахоту, и в этом его поступке проявляется сострадание и благородство. Быть отзывчивым – значит быть бескорыстным и не требовать за добрые поступки вознаграждения.

Приведу ещё пример. Раньше я не всегда замечала реакцию людей на свои слова. Однажды сказала что-то подруге, а она на другой день не позвонила, при встрече общаться не захотела. Стала я внимательнее оценивать своё поведение, признала ошибку, и мы снова с ней не разлей вода. Отзываясь на проблемы в жизни моих друзей или близких, я теперь стараюсь словом или делом помочь, тактично выслушать, дать совет.

Уважать, сопереживать, помогать, быть добрым к окружающим людям – вот что значит быть отзывчивым человеком.

Совесть

Текст из рассказа Н. Сафронова от (1)Новый учитель русского Иван Васильевич появился в нашем классе неожиданно. <…> до (40)Новая учительница, увидев, что я не пишу, и, желая сразу навести порядок в классе, поставила мне в дневник двойку.

Формулировка задания 15.3

15.3 Как Вы понимаете значение слова СОВЕСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое совесть», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Сочинение ученика

Совесть – это чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми. Прекрасным подтверждением этой мысли является текст Н. Сафронова, где речь идёт о неуважительном отношении к взрослому человеку.

Герой рассказа принял нового учителя в штыки и не сдержал язвительного вопроса. Даже инцидент со случайно поставленной тройкой чуть не перерос в скандал. Пятиклассник нагрубил своему преподавателю и в итоге добился, что оценку исправили. Однако ученик не был рад своей победе, у него пробудилось чувство совести, он хотел извиниться перед учителем-фронтовиком, но было слишком поздно: на следующий урок Иван Васильевич не пришёл, он уволился из школы.

И в моей жизни был случай, когда мне пришлось испытать угрызения совести. Меня послали в магазин и дали много денег, а я их потерял. Родители ругали меня за то, что я такой невнимательный, рассеянный. К счастью, деньги мне удалось найти и на душе у стало спокойно и радостно.

Подводя итоги, можно сказать, что совесть помогает осознать свою вину, удерживает от дурного поступка. Несомненно, совесть должна быть у каждого человека.

Смелость

Текст из повести В. Крапивина от (1)Славка шагал вдоль длинной набережной. <…> до (33)Славка был счастлив.

Формулировка задания 15.3

15.3 Как Вы понимаете значение слова СМЕЛОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое смелость», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Сочинение ученика

Смелость — умение бороться со своими страхами и подавлять их, способность проявлять храбрость и отвагу, решительность и независимость. Смелыми можно назвать солдат, сражавшихся за наше отечество. «Смелость города берёт» — гласит пословица. Чтобы победить защищённый и укреплённый город, требовалась не только военная подготовка, но и смелость.

Смелость не всегда проявляется в больших и великих свершениях, она видна и в малых, но значимых для человека поступках. Например, Славка из текста В. Крапивина прыгает по скользким камням, чтобы спасти от прибойной волны маленький кораблик и пустить его в плавание. Передвигаться ему было очень трудно. Но мальчик упрямо движется к цели и совершает добрый поступок, по-детски наивный и трогательный. Это ведь тоже проявление смелости, такие поступки и рождают отважного человека.

В повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Пётр Гринёв смело защищает свою честь. Он открыто заявляет, что не может служить Пугачеву, отказывается признать в нём государя и даже обещает сражаться против него. Смелые поступки молодого офицера вызывают уважение и понимание у предводителя крестьянского восстания.

Смелость — это моральное качество, когда преодолеваются страх, неуверенность, опасения перед трудностями и неблагоприятными последствиями.

Геройство

Текст из повести В. Осеевой от (1)У Севы болело горло.<…> до (36)Сева, но я думаю всё-таки, что в каждом честном человеке непременно есть это геройство… непременно есть…

Формулировка задания 15.3

15.3 Как Вы понимаете значение слова ГЕРОЙСТВО? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое геройство», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Сочинение ученика

В моём понимании геройство – это способность человека совершать храбрые поступки, готовность сделать что-то полезное для других, пожертвовать собой ради благой цели. Но истинное геройство заключается не в пафосной демонстрации своих возможностей, а проявляется в мужестве и смелости.

Обратимся к тексту В. Осеевой. Сева и его мама по-разному понимают смысл слова «геройство». По мнению мальчика, он ни на что не годен, многого не умеет делать, не способен совершить рискованный поступок. Сева не знает, что показное геройство подвигом не является. Мама пытается убедить его, что геройство должно быть бескорыстным, настоящим героем может стать честный человек, совершающий смелые поступки для спасения чьей-то жизни.

В поступках молодого лейтенанта Кузнецова, героя романа «Горячий снег», Юрий Бондарев видит проявление героического. Мужество и стойкость сочетается у командира с душевной мягкостью, благородством и человечностью. Иначе ведёт себя лейтенант Дроздовский, мечтавший отличиться в бою и совершить геройский поступок. В самый решительный момент он рискует не собой, а своим подчинённым, отправляя его на верную смерть.

И в мирной жизни можно найти примеры подлинного геройства: пожарные вызволяют из горящих домов пострадавших, спасатели помогают в критических ситуациях, врачи спасают от смертельных болезней. Я горжусь людьми, которые сделали риск своей профессией.

Внутренний мир человека

Текст из повести «Ночной обыск» А. Алексина от (1)Я не любила эту куклу.<…> до (39)Мы и куклой-то её называть не решались, а именовали только Ларисой.

Формулировка задания 15.3

15.3 Как Вы понимаете значение выражения ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое внутренний мир человека», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Сочинение ученика

Что означает внутренний мир человека? Это его идеалы, интересы, представления об окружающем. Чем богаче этот мир, тем насыщеннее и разнообразнее жизнь человека. Формируется внутренний мир обычно в детстве. И от того, какие ценности тогда были заложены, зависит очень многое.

В тексте Анатолия Алексина речь идёт о самовлюблённой девочке, которая имела «венценосные замашки» и любила командовать. Она привыкла властвовать и повелевать. К счастью, рядом с ней заботливые родители, которые оказывают серьёзное влияние и помогают отличить добро и зло.

Повлиять на внутренний мир человека могут и книги. В них обобщён опыт жизни многих поколений. В неимоверно трудных обстоятельствах рос Максим Горький, однако любовь к чтению, знаниям помогла ему преодолеть «мерзости жизни» и вырасти человеком с богатым внутренним миром.

Таким образом, люди должны стремиться к духовному развитию, обогащать свой внутренний мир, быть интересными собеседниками, уметь понять и принять другого человека.

  • Рассказ ответ главная мысль
  • Рассказ от чего у верблюда горб
  • Рассказ от неживого предмета
  • Рассказ от лица февронии из повести о петре и февронии муромских
  • Рассказ от первого лица это как пример