Рассказ отверженный а в круглов читать

Подавляющее большинство любителей видеоигр, независимо от возраста, так или иначе, но слышали об одной из самых известных франшиз assassins creed.

Подавляющее большинство любителей видеоигр, независимо от возраста, так или иначе, но слышали об одной из самых известных франшиз «Assassin’s Creed». Кто-то играл лишь в первые несколько частей, а кто-то прошёлся вдоль и поперёк по всем основным частям серии.

Но, к сожалению, не так много игроков (даже среди фанатов), которые познакомились и с огромной книжной серией по «Assassins’s Creed», которая насчитывает более десятка книг и комиксов, а ведь они невероятным образом расширяют лор франшизы и содержат в себе огромное количество подсказок и отсылок. Эти «пасхалочки» позволят по-новому взглянуть на франшизу в целом, помогут узнать много нового об уже полюбившихся персонажей и посмотреть на известные события под другим углом.

Сегодня в рамках продолжения рубрики по книгам из любимых серий видеоигр, мы собрали для весь книжный ассортимент «Assassin’s Creed» и хотели бы предложить вместе с нами погрузиться в этот огромный, наполненный интересными историческими событиями, политическими интригами и невероятными героями!

Готовы? Отлично!

Книги по Assassin’s Creed в каком порядке читать?

Структура изучения мира «Assassin’s Creed» достаточно сложная, так как и основные игры серии выходят в различных временных отрезках истории, так и литература придерживается той же политики.

Советуем изучить схему, составленную нашими друзьями и коллегами из ведущего русскоязычного фанатского сообщества «Assassin’s Creed | RU» в ВК, где подробно и наглядно расписан наилучший порядок знакомства с огромным игровым лором длинной в не одну тысячу лет.

Итак, начнём.

АС Тайный крестовый поход

АС Тайный крестовый поход где купить?

Приобрести BOOK24 / ЛАБИРИНТ / ЧИТАЙ-ГОРОД / БУКВОЕД

Книжная серия хронологически начинается с 3-ей по дате выхода книги от Оливера Боудена «Тайный крестовый поход».

В отличие от первых двух книг, здесь повествование ведётся от лица Никколо Поло, чей рассказ, берущий начало 19 июня 1257 г. в Масиафе, читает известный нам Альтаир ибн Ла-Ахад.

Структура книги позволяет взглянуть на жизнь и смерть героя, с которого и началось наше знакомство с «Assassin’s Creed».

AC Ренессанс

AC Ренессанс

Приобрести BOOK24 / ЛАБИРИНТ / ЧИТАЙ-ГОРОД /

История начинается с одного из самых любимых героев франшизы — Эцио Аудиторе да Фиренце, а события разворачиваются вокруг сюжета оригинальной игры Assassin’s Creed II.

« Я буду мстить тем, кто предал мою семью. Я Эцио Аудиторе де Фиренце. Я ассассин…

― Эцио Аудиторе да Фиренце»

AC Братство

AC Братство

Приобрести BOOK24 / ЛАБИРИНТ / ЧИТАЙ-ГОРОД / БУКВОЕД

Не хочется расставаться с Эцио? Да и не нужно. В конце ноября 2010 года в Европе (а 8 июня 2016 года и в России) вышла вторая книга Оливера Боудена «Братство», которая вернёт нас в Италию конца 15 века.

AC Откровения

AC Откровения

Приобрести BOOK24 / ЧИТАЙ-ГОРОД / БУКВОЕД

Простите за тавтологию, но, как и игра «Assassin’s Creed Откровение», стала для многих игроков откровением, так и книга не менее остро и интересно расскажет нам о судьбоносном путешествии Альтаира.

«…В своей жизни я полагался на свои способности. Но так и не смог избежать своей судьбы, гнева, и боли. Дай мне ответы и укажи мне дорогу, которая приведет меня к истине. Скажи мне раз и навсегда, когда все это закончится…»

― Эцио Аудиторе да Фиренце

АС Отверженный

АС Отверженный

Приобрести BOOK24 / ЧИТАЙ-ГОРОД / БУКВОЕД

Структура статьи та же, что и в книги «Тайный крестовый поход», когда автор рассказывает нам историю персонажа в виде некого рассказа/дневника.

В этот раз мы посмотрим с другой стороны на действия и мотивы первого Великого Магистра Ордена Тамплиеров на территории американских колоний — Хэйтема Кенуэя, он же отец протагониста третьей части Assassin’s Creed – Радунхагейду, он же Коннор Кенуэй.

AC Чёрный Флаг

AC Чёрный Флаг

Приобрести BOOK24 / ЧИТАЙ-ГОРОД / БУКВОЕД

Официальная новелла от Оливера Боудена, которая перескажет и дополнит события одной из лучших частей франшизы «Assassin’s Creed», где каждый может примерить на себя роль капитана пиратского корабля «Галки».

На полках российских книжных магазинах книга появилась в конце марта 2017 года и с того времени продолжает пользоваться колоссальным спросом фанатов серии.

АС Единство

АС Единство

Приобрести BOOK24 / ЧИТАЙ-ГОРОД / БУКВОЕД

«Единство» — это очередная книга от Оливера Боудена, повествование в которой ведётся от лица Элизы де ла Серр, одной из самых прекрасных героинь во всей франшизы, влюбившей в себя миллионы игроков со всего мира, но имеющая не так много времени в основной одноимённой части.

Автор перенесёт нас на страницы дневником Элизы, что позволит нам посмотреть на поступки Арно Дориана и на все события «Единства» с точки зрения своенравной красавицы из Франции конца 18-го века.

Я побеждена, обманута и предана. Они убили моего отца — и я отомщу любой ценой!

― Элиза де ла Сер

АС Преисподняя

АС Преисподняя

Приобрести BOOK24 / ЧИТАЙ-ГОРОД /

«Синдикат» — это одна из основных частей серии, которая стала промежуточным звеном в переходе на новую структуру всех последующих трёх игр – Истоки, Одиссея и Вальгалла, где игрокам предлагается выбор между полого главного героя (героини).

Но новеллы или книги с повествованием от лица других героев «Синдиката» нет, но зато есть произведение «Преисподняя», которое познакомит нас с Итаном Фрайем, отцом известных близнецов Джейкоба и Иви Фрай.

АС трилогия «Последние потомки»

Отойдём ненадолго от потрясающего творчества Оливера Боудена и познакомимся с молодёжной трилогией от Мэттью Джея Кирби, который погрузит нас в историю группы подростков, ищущих «Трезубец Эдема»…

АС Последние потомки

АС Последние потомки

Приобрести BOOK24 / ЧИТАЙ-ГОРОД / БУКВОЕД

Очень интересный контраст стиля повествования Оливера Боудена и Мэттью Джея Кирби, с появлением новых героев, историй их жизни и нового витка противостояния между Ассасинами и Тамплиерами.

АС Гробница хана

АС Гробница хана

Приобрести BOOK24 / ЧИТАЙ-ГОРОД / БУКВОЕД

АС Участь богов

АС Участь богов

Приобрести BOOK24 / ЧИТАЙ-ГОРОД / БУКВОЕД

Завершающая трилогию книга «Участь богов» не только ответит на некоторые вопросы внутриигрового лора, но и создаст россыпь многих и существенно расширит возможные события последующих частей.

Отдельно стоит сказать о качественном переводе и о лёгком стиле автора, так как книга «проглатывается» буквально за пару вечеров и оставляет от себя (да и от трилогии в целом) исключительно положительные воспоминания.

АС Ересь

АС Ересь

Приобрести BOOK24 / ЧИТАЙ-ГОРОД / БУКВОЕД

События книги Кристи Голден (автора, известного своими произведениями по самым популярным игровым сериям) снова вернут нас во Францию, но теперь в первую половину 15 века во времена жизни одной из самых известных исторических личностей – Жанны д’Арк.

Мастерство Кристи Голден можно оценить с первых страниц, её умение заинтриговать/заинтересовать читателя, сделать повествование динамичным, определённо заслуживает похвалы и литературных наград.

АС Кредо Убийцы

АС Кредо Убийцы

Приобрести BOOK24 / ЧИТАЙ-ГОРОД / БУКВОЕД

Смотрели фильм «Кредо убийцы», который вышел в январе 2017 года в России, с неподражаемым Майклом Фассбендером в роли ассасина Агилара де Нерха? Кристи Голден, на фоне успеха «Ереси», выпустила официальную новелизацию фильма, действия которой разворачиваются в Испании 15 века.

AC Клятва Пустыни

AC Клятва Пустыни

Приобрести BOOK24 / ЧИТАЙ-ГОРОД / БУКВОЕД

В своём время игра «Assassin’s Creed Origins» стала абсолютно новым витком для франшизы, сделав огромный упор на RPG-составляющую.

С ностальгией вспоминаем прекрасные пейзажи Древнего Египта, которыми мы наслаждались не один десяток часов. Байек и Айя стали одними из самых целостных персонажей серии с действительно сильным характером и очень тяжёлой судьбой.

Итак, события книги «Клятва Пустыни» от Оливера Боудена перенесут нас на 21 год назад в отсчёте от событий «AC Origins» — в 70 год до нашей эры, и расскажет период становления Байека и всю тяжесть противостояния «Незримых» и «Ордена Древних».

Также примечательно, что на сегодняшний день именно эта книга завершила целую эпоху произведений Оливера Боудена.

АС Одиссея

АС Одиссея

Приобрести BOOK24 / ЧИТАЙ-ГОРОД / БУКВОЕД

Ох, какие же шикарные пейзажи нам подарила Древняя Греция, с какими историческими личностями мы познакомились, участниками каких мифов стали… Дух захватывает от всей это красоты.

Гордон Догерти – это молодой писатель, на сегодняшний день ответственный за единственную книгу в серии «Assassin’s Creed», которая для него (если не ошибаемся) стала лишь второй работой в карьере.

Безусловно, отсутствие многолетнего писательского опыта серьёзно сказалось на конечном качестве книги, учитывая также огромное фанатское сообщество и очень сложный лор.

Книга, по сути, вкратце пересказывает события игры, но читается легко и непринуждённо.

АС Сага о Гейрмунне

АС Сага о Гейрмунне

Приобрести BOOK24 / ЧИТАЙ-ГОРОД / БУКВОЕД

На середину мая 2021 года – это последняя вышедшая книга в серии «Assassin’s Creed».

«Сага о Гейрмунне» расскажет нам о событиях, которые произошли до и во время «Вальгаллы» и познакомят нас с Гейрмунном по прозвищу «Адская шкура», который грезит воинской славы и хочет сам управлять своей судьбой.

Assassin’s Creed Вальгалла. Песнь Славы

Assassins Creed Вальгалла Песнь Славы

Приобрести BOOK24

Несмотря на то, что «Песнь Славы» — это графический роман, на сегодняшний день мы внесём его именно в материал, посвящённый книгам, так как дела с покупкой комиксов по франшизе Assassin’s Creed обстоят не лучшим образом.

Поэтому сегодня ответит пока только на актуальный вопрос по новинке — это где купить «Assassin’s Creed Вальгалла. Песнь Славы».

Этот роман за авторством Мартина Tуника и Михаэль Этье перенесёт читателя примерно в 870 год, когда Эйвор (Эйвору) главному действующему лицу игры AC Valhalla, исполняется 23 года, то есть до событий основной игры.

Но здесь нас ожидает история о Сигурде, а именно о его судьбоносной встрече с членами «Ордена Незримых» — Хайсамом и Басимом. Именно эта встреча может перевернуть судьбу не только «Клана Ворона», но и всего Мидгарда….

Артбук «Искусство Assassin’s Creed Вальгалла»

Искусство Assassins Creed Вальгалла

Искусство Assassin Creed Вальгалла

Приобрести GAMEPARK

На русском языке благодаря стараниям издательства «Белый Единорог» вышел артбук по «AC Valhalla» объёмом 192 страницы, где собрано много интересной и полезной информаци по одной из лучших игр последних лет.

***

Далее речь пойдёт о многочисленных комиксах, которые тесно связаны с основной серией или рассказывают новые истории с новыми героями.

Но о них мы поговорим в рамках отдельной статьи.

«РАЗВИВАТЬ
ГУМАННЫЕ ЧУВСТВА…»

ИЗУЧЕНИЕ
СВЯТОЧНЫХ РАССКАЗОВ П.В.ЗАСОДИМСКОГО, А.В.КРУГЛОВА, В.И.БЕЛОВА

V—VI
КЛАССЫ

Аннотация.
Статья посвящена особенностям изучения святочной прозы в школе. Автор
предлагает пути и приёмы анализа рассказов П.В.Засодим- ского, А.В.Круглова,
В.И.Белова. Особое внимание уделяется проблемам изучения жанровой специфики
святочной прозы, вопросам воспитатель- ного воздействия литературы на
читателей-школьников.

Ключевые
слова: святочный рассказ, жанровый канон, сопоставительный анализ,
проблематика, мотивы, гуманистический пафос, традиция.

Abstract.
The article is devoted to studying of the Christmastide stories. The au- thor
suggests ways and methods for analyzing the stories of P.V.Zasodimsky,
A.V.Kruglov, V.I.Belov. Particular attention is paid to the issues of the
educational impact of literature on students.

Keywords:
Christmastide story, comparative analysis, humanistic pathos, tra- dition.

В
творчестве вологодских писателей XIX века есть несколько произведений святоч- ной
прозы, которые могут также стать предме- том исследования на школьных уроках
литера- туры. Среди них — «В канун сочельника» А.В.Круглова, «В метель и вьюгу»
П.В.Засо- димского. Близок к ним по проблематике и но- вогодний рассказ
В.И.Белова «Даня».

Изучение
произведения Павла Владими- ровича Засодимского (1843—1912) «В метель и вьюгу»
целесообразно в 5—6 классах, когда школьники знакомятся с особенностями святоч-
ного рассказа — литературного жанра, относя- щегося к категории календарной
литературы и характеризующегося определённой спецификой в сравнении с
традиционным жанром рассказа. Понятие «святочный» трактуется учёными (на-
пример, А.А.Кретовой) как обобщающее, родо- вое по отношению к рождественскому,
новогод- нему, крещенскому рассказам. В школе эти тер- мины чаще всего
используются как синонимы.

Произведение
«В метель и вьюгу» было опубликовано в 1888 году в сборнике П.В.За- содимского
(Вологдина) «Бывальщины и сказ- ки» и имело подзаголовок «Святочный рас- сказ».
Автор точно следует канону этого жанра, что и определяет путь анализа
произведения на уроке — вслед за логикой развития сюжета и реализации основных
мотивов, свойственных святочной прозе.

Требования
к жанровому канону святочно- го рассказа иронично, но очень точно опреде- лил
Н.С.Лесков в произведении «Жемчужное ожерелье»: «Это такой род литературы, в
кото- ром писатель чувствует себя невольником слишком тесной и предельно
ограниченной формы. От святочного рассказа непременно

требуется,
чтобы он был приурочен к событиям святочного вечера — от Рождества до Креще-
ния, чтобы он был сколько-нибудь фантасти- чен, имел какую-нибудь мораль, хоть
вроде опровержения вредного предрассудка, и на- конец — чтобы он оканчивался
непременно ве- село» [7: С. 3].

Действительно,
требование приуроченности святочного рассказа к Рождеству / Святкам со-
блюдается во всех святочных рассказах XIX века. В произведении «В метель и
вьюгу» дей- ствие происходит именно в ночь на 25 декабря, в Рождество, когда
маленькая, худая, бедно одетая девочка в снежную вьюгу «бредёт, по- шатываясь и
спотыкаясь» [здесь и далее цит. по: 4], боясь вернуться в хозяйский дом, так
как потеряла деньги. В произведении «Перед потухшим комельком» рассказчик в
один из святочных вечеров, сидя у камина, вспоминает

прошедшую
жизнь.

Сюжет
произведения «В метель и вьюгу», как и свойственно святочным рассказам, раз-
ворачивается от начальной ситуации хаоса, разлада к финальной ситуации
гармонии. Для экспозиции святочного рассказа характерен мотив метели. В
произведении подробно опи- сывается состояние природы: вокруг снежное
безмолвие, рождающее ощущение одиноче- ства, потерянности: «Вечером разыгралась
ме- тель. Снег крупными хлопьями повалил с затя- нутого тучами неба. Холодный
северо-восточ- ный ветер бушевал… Как бешеный, как лютый зверь, с цепи
спущенный, носился он по город- ским улицам и площадям, рвал и метал, дико
завывая в трубах, и с рёвом и стоном уносился за город — в поля, в леса,
вздымая облака снежной пыли».

На
фоне снежной бури П.В.Засодимский описывает одинокую девочку, внешность и со-
стояние которой должны вызывают у читате- лей сочувствие: «на голове платок,
какая-то рвань, вроде грязной тряпки», «кончик носа, покрасневший от холода»,
«большие чёрные валенки, которые, видимо, ей приходились не по ноге», «глаза её
были полны слёз и смотре- ли жалобно…».

Мотив
потери реализует внутренний план изображения разлада — девочка от порыва вихря
роняет деньги, данные ей на свечку, долго ищет их в сугробах, печально смотрит
на брезжущие сквозь вьюгу огоньки в окнах домов — там тепло, весело, все
готовятся к Рождеству. Девочка кри- чит, прося помощи, но никто её не слышит. В
са- мом начале произведения мы видим и другие характерные приметы святочного
рассказа: в центре — история обездоленного ребёнка, ко- торый оказался в
безвыходной ситуации.

Обязательным
элементом является введе- ние чуда / чудесного в ткань повествования. В
произведении Засодимского чудо связано с неожиданным появлением на улице
рабочего Ивана Пичугина, который спасает девочку от холода. В ткань
повествования вводится исто- рия молодого рабочего, у которого год назад умер
от болезни младший брат Митя. По улицам в сочельник он бродит от одиночества и
тоски, надеясь первого встречного бедняка в память о брате привести к себе на
ёлку. Полузамёрзшую девочку он воспринимает как подарок судьбы, так как в душе
мечтает найти именно «какое-ни- будь маленькое дитя». Таким образом, встреча с
девочкой становится и для Ивана Пичугина чу- дом, рождественским подарком.

Наряду
с мотивами воспоминания и оди- ночества в рассказе присутствует свойствен- ный
святочной прозе мотив разрушенного дома, который в финале должен быть восста-
новлен, обретён. В рассказе «В метель и вьюгу» этот мотив реализуется несколько
раз: теряет дом девочка (сначала после смерти матери, затем она вынуждена жить
в качестве прислуги в богатом доме, где её постоянно бьют и куда она боится
возвращаться), после смерти брата нет семьи у Ивана Пичугина. В финале рассказа
благодаря милосердному рабочему оба пер- сонажа обретают общий тёплый дом и
семью. С появлением в рассказе героя-спасителя реализуется и характерный для
святочного рас- сказа мотив тепла и холода как внешнего, так и внутреннего.
Иван приводит девочку Машу в бедный, но тёплый дом. Особую содержатель- ную
нагрузку несут такие интерьерные детали, как керосиновая лампа, большая русская
печь, скромная рождественская ёлочка с конфетами, орехами и свечками,
показавшаяся Маше вос- хитительной. Все печали девочки сразу оста- лись в
прошлом: она «забыла и хозяйку, и же- стокого хозяйкина брата, и метель, и
вьюгу, бу- шевавшие за окном, забыла своё горе и слёзы

и
бегала вокруг ёлки, хлопая в ладоши…».

В
ходе развития действия святочного рас- сказа образ ребёнка соотносится с
образом взрослого человека, являясь своеобразным мерилом его нравственной
состоятельности. Иван Пичугин дарит девочке заботу, внимание, тепло своей души,
и сам становится счастли-

вее.
Ёлка, недавно напоминающая ему о брате, становится символом праздника и надежд
на будущее. Мотив преображения становится ве- дущим в финале рассказа, когда
после со- вместного чтения евангельской истории о рож- дении Христа
умиротворённая Маша засыпает.

В
святочных текстах появление мотива сна не случайно: в народном представлении
свя- точные сны считались пророческими. У Засо- димского счастливой Маше снится
сон о Мла- денце и волхвах, об Иване-великане, побеж- дающем царя Ирода, — «и
вдруг так радостно, так светло и весело стало у неё на душе…».

Традиционный
святочный рассказ пред- полагает счастливый финал. Таковой является и концовка
произведения «В метель и вьюгу». Покой, гармония восторжествовали как в при-
роде («ветер стих; вьюга умчалась. Снег осле- пительно блистал в
золотисто-розовых лучах восходящего солнца»), так и в душе девочки («в душе
Маши так же, как и за окном, было спокойно, ясно и светло…»).

Благополучный
финал рождественской ис- тории пробуждает веру читателей в то, что красота,
добро, забота о ближнем должны быть смыслом жизни человека.

Наряду
с комментированным чтением рас- сказа П.В.Засодимского, определением про-
блематики и обозначением основных жанровых признаков произведения, на уроке
можно пред- ложить детям следующие задания:

—            составить
план произведения или оза- главить его части (автор разделил текст на 5
частей);

—            по
репликам Маши восстановить историю её прошлой жизни и подумать о её будущем;

—            определить,
какую роль в повествовании играют образ ёлки, светящихся окон, вьюги;

—            найти
способы выражения авторской позиции в рассказе и др.

Рассказ
«В метель и вьюгу» Засодимского является ярким образцом святочного расска- за.
Он интересен читателям благодаря специ- фической композиции, счастливому
финалу, но главное — общечеловеческой проблемати- ке, утверждению
гуманистических ценностей, актуальных во все времена.

Произведение
Александра Васильевича Круглова (1852—1915) «В канун сочельника» можно
определить как рассказ-случай. В основе его сюжета лежит история мальчиков Саши
и Пети, которые накануне Рождественского со- чельника неожиданно оказались
перед слож- ным выбором. В отличие от многих святочных рассказов, в
произведении Круглова показан мир благополучных, счастливых детей, а в труд-
ную, безысходную ситуацию попадает взрослый человек. Случившееся в детстве
событие в ито- ге определяется как важный момент формиро- вания ценностных
ориентиров всей жизни. Ду- мается, современным школьникам будет инте- ресно
познакомиться с примером святочной прозы, в котором центральными положитель-
ными персонажами являются их сверстники.

Повествование
ведётся от имени Саши, по- этому его точка зрения на изображённые собы- тия
является доминантной. Такой способ пове- ствования позволяет
читателям-подросткам бо- лее глубоко понять переживания мальчика,

представить
себя на его месте. В рассказе по- казан момент взросления Саши, которое про-
изошло благодаря случайной встрече на вокза- ле и великодушию Пети, сумевшего
убедить друга в правильности принятого ими решения. Произведение А.В.Круглова
условно мож-

но
разделить на 4 части.

В
первой, экспозиционной, описывается предвкушение праздника, которое чувствуется
и в радостном настроении мальчиков, и в ожив- лённом гуле города, и даже в
природе, которая будто «напряжённо и нетерпеливо ждёт Рож- дества» [здесь и
далее цит. по: 6]. Мальчики, весело болтая, идут покупать ёлку и игрушки для
неё, которые выбрали ещё накануне.

Во
второй части представлена завязка ис- тории. «Вдруг в воздухе пронёсся резкий
сви- сток локомотива», и мальчики вспоминают о товарище, уезжающем домой на
праздники. После недолгого совещания они решают пойти на вокзал, для того чтобы
проводить друга.

Эпизод
на вокзале является центральным в композиции рассказа. Ребята не находят това-
рища, но становятся свидетелями пронзитель- ной сцены: «старуха в нагольном
полушубке, в поношенном платке на голове сидела на холод- ных плитах платформы
и рыдала», оттого что потеряла билет, а денег на новый у неё нет (и эти-то «у
чужих людей заняла»). А ехать нужно обязательно, так как она получила грамотку,
что сын «без надеждушки болен». Вокруг старухи собирается толпа прохожих, и
каждый считает нужным выразить сочувствие или дать совет:

«—
Экая беда! — пожалел кто-то из толпы.

—            Внимательней
надо быть… не так, — по- советовал солидный господин в енотовой шубе.

—            Жалко
бедную, жалко! — покачал голо- вою купец и отошёл в сторону».

Эпизод
на вокзале напоминает сцену в пье- се. Действительно, в основе его диалог, со-
стоящий из коротких реплик, причём речь пер- сонажей ярко отражает их
характеры; замеча- ния повествователя минимальны и напоминают театральные
ремарки; драматическое действие разворачивается на глазах читателей (зрите-
лей). В этой сцене взрослые оказываются в роли зевак, а настоящими героями
становятся дети, и в первую очередь — Петя.

Именно
побледневший от волнения Петя спрашивает у рыдающей женщины, до какой станции
ей ехать, принимает решение помочь ей и убеждает сомневающегося Сашу в не- обходимости
этого решения. Кульминацией истории является момент, когда мальчики, истратив
все свои деньги, покупают билет (при этом говорят, что нашли) и отдают его
старухе, которая падает перед ними на колени. А ребята поспешно убегают.

В
четвёртой части передаются очень важ- ные размышления Саши о совершённом по-
ступке. С одной стороны, он сожалеет о том, что праздник будет встречать без
нарядной ёлки (а какое Рождество без ёлки?). А с дру- гой — делает для себя
важное открытие:

«…поступи
иначе, может быть, воспоминание о рыдающей старухе отравило бы всё наше
веселье… Мы остались без ёлки — и всё-таки нам было весело…»

Рассказ
заканчивается рассуждениями по- вествователя о том, что такое счастье. В них
от- крыто выражена авторская позиция: «Наше счастье — в счастии других.
Счастлив тот, кто разливает вокруг себя радость, свет: облегчает горе, осушает
слёзы!» Финал произведения Круглова закономерен для святочной прозы: в нём
торжествуют добро и человечность, вера в справедливость и милосердие.

Предложим
возможные приёмы анализа рассказа «В канун сочельника».

1)            Сопоставительный
анализ

—            Сравните
два описания: предпразднич- ного города и вокзала. Как создаётся настрое- ние в
том и другом описании? Какую роль в них играют звуки?

—            Сопоставьте
реакцию на рыдающую ста- руху взрослых и детей. Кто из них поступает
по-взрослому?

—            Сравните
первую и последнюю части рассказа. Оправдались ли надежды Саши на счастливое
празднование Рождества?

2)            Инсценировка

Инсценировка
предполагает перевод, пе- реработку прозаического текста на язык дра- матургии.
В рассказе Круглова много диало- гов, с их помощью ярко проявляются характеры
персонажей, что свойственно драматическим произведениям. Предложим школьникам
для инсценировки (и, возможно, в дальнейшем — для инсценирования) сцену на
вокзале. Цель подобной работы — разобраться в субъектной организации текста,
определить точки зрения персонажей на основное событие произведе- ния, сравнить
их и понять нравственную моти- вацию поступка мальчиков. Предложим фраг- мент
созданного учениками текста.

Вокзал.
На перроне собралась небольшая кучка людей. В центре её сидит старуха в на-
гольном полушубке, в поношенном платке на голове и рыдает. К толпе подходят
Саша и Петя. Старуха (рыдая). Ох, батюшки! Тошнё- хонько мне… помрёт он
теперь… не видючись

со
мной, помрёт…

Жандарм
(протискиваясь сквозь толпу). Да что у тебя?.. Эй, бабка, слышь: что случи-
лось?

Старуха
(всхлипывая). Билет, родненький, билет…

Жандарм.
Что — билет? Утеряла?

Старуха.
То-то и есть, милые мои… утеря- ла…

Жандарм.
Да ты поищи хорошенько!

Старуха.
Искала уж, касатик, сбилась ис- камши… да нету-ти!.. Что мне теперь делать-
то?

Жандарм
(строго). Без билета нельзя!

Оставаться
придётся!..

Голос
из толпы. Ну ничего, в городе ве- селее.

Обладатель
голоса понимает неумест- ность шутки и скрывается в толпе.

Старуха
(громко рыдая). Ох, горе моё лю- тое!.. Умрёт он теперь… умрёт! Сыночек мой,
сыночек, болезные! Дюжо болен… Грамотку получила… Без надеждушки болен… И
деньги- то я у чужих людей заняла, хоть последние-то минуточки захвачу,
думала… увижу его… А што теперь мне?

В
отчаянии падает лицом на холодные камни.

Господин
в енотовой шубе. Вниматель- ней надо быть… не так.

Купец
(качает головой). Жалко бедную, жалко!

Отходит
в сторону.

Петя
(взволнованно, не совсем твёрдым голосом). А ты далеко едешь, бабушка?

Старуха
не слышит вопрос Пети.

Петя
(осторожно толкая старуху). Далеко ли едешь?

Старуха
(не подымая головы). До Н-й станции, кормилец! До Н-й станции…

Петя.
Далеко это?

Старуха.
Далеко, далеко…

3)            Прогнозирование
на основе читатель- ского или жизненного опыта

Подобный
читательский эксперимент мож- но провести с целью определения актуально- сти
проблематики рассказа Круглова, типич- ности описанной ситуации. Вместе с тем
он позволяет школьникам задуматься о поступке мальчиков и о собственном
поведении в по- добной ситуации.

При
использовании приёма прогнозиро- ванного чтения предполагается, что рассказ
детям незнаком. Учитель сам читает текст, интонацией передавая счастливую
атмосфе- ру предпраздничной суеты, до того момента, когда ребята на вокзале
увидели рыдающую старуху и собравшихся вокруг неё людей:

«—
Что — билет? Утеряла?

—            То-то
и есть, милые мои… утеряла…»

После
этих слов учитель предлагает школьникам спрогнозировать, как будут раз-
виваться дальнейшие события в произведе- нии, как будут реагировать на беду
женщины люди, находящиеся рядом.

Опыт
показывает, что школьники дают раз- нообразные ответы: сочувствуют, равнодушно
проходят мимо, выступают в роли наблюдате- лей, дают денег, покупают билет.
Описанный в рассказе вариант, как правило, не называют, поэтому после
прогнозирования читаем текст и концентрируем внимание школьников на по- ступке
мальчиков:

—            Почему
Петя и Саша говорят, что нашли билет, а не купили?

—            Почему
они сразу убежали, «будто спа- сались от погони»?

—            Подберите
прилагательные, опреде- ляющие поступок ребят (великодушный, доб- рый,
рождественский и др.).

—            Почему
мальчики всю дорогу с вокзала домой молчат? Предположите, о чём они в этот
момент думают.

Мы
представили некоторые из возможных форм работы с рассказом «В канун сочельни-
ка», но, безусловно, обсуждение произведения А.В.Круглова может вестись в ходе
традицион- ной беседы или в форме дискуссии по основ- ной проблематике; учитель
выберет методику в зависимости от особенностей класса и собст- венного
представления о подобном уроке. Но, думается, в конце изучения необходимо обра-
титься к смыслу заглавия и особенностям свя- точной прозы, выделить мотивы и
ситуации, характерные для неё, определить своеобразие

данного
рассказа и его основную цель — от- крыть сердца читателей «к принятию истины».
А.В.Круглов в молодости преподавал, со- трудничал с педагогическими журналами,
был достаточно популярным детским автором, по- этому хорошо понимал
воспитательное воздей- ствие урока литературы. Возможно, об изучении именно
святочного рассказа он написал в сти- хотворении с говорящим названием
«Сеятели»:

…Учитель
вёл урок с любовью и уменьем. Он детям объяснял прочитанный рассказ, И я по
лицам их, по блеску детских глаз Увидел, что сердца их чистые открыты

К
принятию истины…

Произведение
Василия Ивановича Бе- лова «Даня» (1965) типологически восходит к святочной
прозе XIX века. По замечанию Н.С.Лескова, «святочный рассказ, находясь во всех
его рамках, может видоизменяться и представлять любопытное разнообразие, от-
ражая в себе и своё время, и нравы» [7: С. 3]. В основе сюжета произведения
Белова лежит событие новогодней ночи — праздника, кото- рый в советскую эпоху сохранил
радостное мироощущение Рождества.

В
рассказе повествуется о маленьком маль- чике, которого папа перед праздником
везёт на санках домой из круглосуточного совхозного детского сада. Даня остро
ощущает радость встречи с родным домом, с семьёй, так как видит родителей
только в выходные. Точка зре- ния ребёнка в повествовании является ведущей:

«Хорошо
дома. Половики настланы по белому полу, кот Жмурик спит. Лапы свои вытянул и
знай себе спит. Новые занавески мама повеси- ла, печка топится и трещит, а Даня
сидит у печки и ест пряник. Жмурика он сразу разбудил, и тот трётся о Даню и
мурлычет. Мама гладит платье, отец газету читает, и мама слушает, что папа
рассказывает» [здесь и далее цитирую по: 2].

Автор
неторопливо описывает счастливое ожидание Даней праздника: от протопленной
печки в доме тепло, разукрашенная ёлочка

«мерцает
своими шарами», а главное — мама рядом: и песню о Волге Дане споёт, и сказку
про тетерева и лису перед сном расскажет, и обнимет, и поцелует. Что ещё для
счастья ре- бёнку нужно?

Даня
сладко засыпает: всё ладно сложи- лось в этот день. Через взгляд и чувства
ребёнка автор передаёт своё видение отношений в се- мье, ощущение лада в доме.
«Хорошую жизнь пронизывает лад, настрой, ритм, последова- тельность в
разнообразии, — пишет В.И.Белов в своём произведении “Лад”. — Такой жизни
присущи органичная взаимосвязь всех явлений, естественное вытекание одного из
другого. И наоборот, плохая жизнь — это разлад, хаос, ка- вардак, сбой,
несуразица, неосновательность, “пошехонство”» [3: С. 281].

Как
и в рассказе Круглова, в начале про- изведения мы видим мир счастливого
ребёнка. Правда, приметы разлада уже намечены в на- чале произведения
В.И.Белова: пять дней в неделю ребёнок не видит родителей, так они много
работают; по дороге папа встречает ди- ректора совхоза и после нервного
разговора с

ним
отправляет Даню домой одного, «вынув» мальчик из санок, из тёплого одеяла. В
пути мальчик «чуть-чуть не чебурахнулся», переша- гивая жердь, а потом не смог
самостоятельно открыть дверь. Но что это за проблемы для ре- бёнка в сравнении
с ласковым смехом отца, крепкими объятиями мамы и тёплой атмосфе- рой родного
дома!

В
рассказе Белова настоящий разлад на- ступает, когда в новогоднюю ночь, которая
станет для Дани «страшной ночью», внезапно проснувшийся мальчик обнаружил, что
он один в большой тёмной комнате: «…ни мамы, ни папы там не было, лишь белела
под луной не- разобранная кровать». Чувство тревоги и стра- ха мальчика в
рассказе передано через звуки: на фоне пронзительной ночной тишины, кото- рую
нарушает лишь мерное тиканье будильни- ка, оглушительно звучит усиливающийся
плач одинокого ребёнка (закричал, «вздрагивая всем тельцем и плача навзрыд»,
«зашёлся в плаче, захлебнулся и задрожал, как от холода») и его тревожный крик:
«Мама, мамочка!»

Состояние
внутреннего холода и потерян- ности подчёркивается светописью (темнота комнаты,
свет луны, мерцание инея на стёклах) и немногочисленными пространственными де-
талями (комната, кровать, окошко, за которым

«сочился
призрачный снежный свет»). Про- странство родного дома воспринимается мальчиком
в эту новогоднюю ночь как чужое, открытое, незащищённое, а себя он в итоге
ощущает одиноким не только в доме, но и во всём мире. Единственный спасительный
ост- ровок — неразобранная родительская кровать, на которой он, «измученный
тревогой, совсем обессиленный одиночеством», и засыпает.

Произведение
заканчивается хорошо, как и свойственно святочному рассказу: когда ро- дители
пришли домой и встревоженная мама обняла сына, все ночные страхи исчезли, и
Даня почувствовал себя «уже счастливее всех на свете». Вместе с родителями
вернулся в дом лад, стало тепло и уютно, и «ёлочные шары тихо звенели на
колючих ветках».

Точка
зрения взрослых на случившееся только намечена в рассказе. Оценка поступков
взрослых преподносится опосредованно, че- рез состояние ребёнка. Финал остаётся
от- крытым. Изменятся ли приоритеты отца после того, как в эту праздничную ночь
он увидел сына свернувшимся «крохотным калачиком, ногами в изголовье»? Будет ли
он вместо бес- конечных разговоров о ферме и концентратах больше времени
посвящать сыну? О чём в эту новогоднюю ночь будут говорить отец с мате- рью,
когда мальчик сладко заснёт в своей кро- вати? На все эти вопросы должен
ответить чи- татель. Думается, автор верит в своих героев, которым эта ночь дала
шанс на изменение. Не случайно рассказ заканчивается обращением повествователя
к Дане, в котором чувствуется вера в счастливое будущее ребёнка. А может, это
слова взволнованной матери, которая, склонившись над кроваткой сына, даёт себе
обещание сделать его счастливым?

Наметим
основные линии анализа рассказа. В центре размышлений о произведении — образ
Дани как центрального персонажа.

—            «Даня,
Данилка, Даниил. Как только его не называют, и все по-разному», — пишет ав-
тор. Попробуйте догадаться, кто как называет мальчика. Для этого определите
круг общения Дани (семья, детсад, приятель Борис).

—            Почему
Даня так рад встрече с домом? Проследите за взглядом мальчика: что он за-
мечает в первую очередь?

—            Как
в рассказе передана тёплая атмо- сфера дома, семьи?

—            Как
создаётся в произведении пред- праздничное настроение? Обратите внимание на
описание дома Дани, новогодней ёлки, по- сёлка.

—            Каковы
увлечения и мечты Дани? Как они его характеризуют?

—            Как
относятся к Дане родители? Какие детали говорят о том, что они очень любят
сына?

—            Как
относится Даня к родителям? Поду- майте, почему мальчик хочет быть похожим на
папу, хочет учиться «на папу».

—            В
этом небольшом рассказе слово

«мама»
встречается 36 раз (для сравнения: папа / отец — 15, бабушка — 5, Борис — 9,
дет- садик — 2). Какую роль мама играет в жизни Дани? в жизни любого ребёнка?

—            Предположите,
почему родители остав- ляют сына в новогоднюю ночь дома одного.

—            Прочитайте,
что снится Дане. Отчего он проснулся?

—            Как
передаётся настроение одиночества

Илл.
к рассказу В.И.Белова «Даня»

и
страха Дани в пустом доме? Какую роль иг- рают приёмы звукописи и светописи?

—            Сравните
вечерний и ночной пейзажи. Как описание природы передаёт состояние мальчика?

—            Найдите
эпизоды, в которых встречает- ся образ луны. Каково смысловое значение этого
образа?

—            Как
передано состояние родителей, ко- гда они вернулись домой? Случайно ли в рас-
сказе впервые и единственный раз использу- ется слово «мать» (не «мама»)?
Найдите ключе- вые слова, передающее смену настроения мамы (вошла весёлая,
краснощёкая — сняла пальто — подошла к дивану — ахнула — кинулась в комнату —
осторожно взяла Даню на руки — сидит в изголовье спящего сына).

—            Случайно
ли, что события рассказа про- исходят в новогоднюю ночь? Какие традиции
святочного рассказа XIX века продолжает В.И.Белов?

—            Каково
отношение писателя к своему ге- рою? Какую роль, с точки зрения автора, играют
в становлении человека детство, семья, родной дом? Согласны ли вы с позицией
автора?

Рассказ
«Даня» проникнут особым светом детства. Как отмечает исследователь С.Ю.Ба-
ранов, в рассказах В.И.Белова «фиксируется внутреннее состояние ребёнка,
которое впо- следствии станет для взрослого человека цен- ностным ориентиром»
[1: С. 11]. Наверное, мальчик быстро забудет свои ночные страхи, но
воспоминание о песнях матери, ощущение тёплого дома, восприятие красоты
северной природы останется с ним навсегда.

Рассказу
«Даня» созвучно стихотворение В.И.Белова «Ночью», поэтому сопоставление

этих
произведений может стать финальным

аккордом
урока.

Ночью

Спят
касатки под крышей, Дремлет злая крапива.

—            Спи,
Ванюшенька, тише, Спи, не будь шаловливым.

—            Мама,
кто это светит?

—            Это
месяц, Ванюша, Ночью маленьким детям В речке ловит ракушек.

—            Кто
там шепчется, мама, Допоздна у сарая?

—            Там
горошек усами Шевелит, засыпая. Зреет рожь за оградой, Ей, наверно, не спится
Потому, что ведь надо Поскорей колоситься.

—            Мама,
что зазвенело?

—            Там
комарик летает, В камыши полетел он, А дороги не знает.

—            Он
у нас заночует?

—            Ну,
конечно, сыночек.

…Где-то
песня кочует

В
тёплом сумраке ночи. А над морем зарницы Блещут без передышки,

Словно
крылья Жар-птицы, Что приснилась мальчишке.

«Задушевные
рассказы» — так назвал П.В.Засодимский один из своих сборников.

«Задушевные»
— то есть, согласно толковым

словарям,
«глубоко искренние, сердечные, со- кровенные». Таковыми и являются представ-
ленные в статье рассказы П.В.Засодимского, А.В.Круглова, В.И.Белова. Думается,
главная цель святочной прозы заключается в этом за- душевном разговоре с
читателями, которые будут «задумываться над людской несправед- ливостью, жалеть
несчастных, восхищаться по- двигами самоотвержения», то есть «развивать
гуманные чувства» [5: С. 196].

ЛИТЕРАТУРА

1.            БАРАНОВ
С.Ю. О рассказах Василия Белова // Душа бессмертна: книга расска- зов. — М.:
Центр книги ВГИБЛ им. М.И.Рукдомино, 2010. — С. 5—18.

2.            БЕЛОВ
В.И. Даня // Белов В.И. Собр. соч.: В 7 т. — М.: Классика, 2011. — Т. 5. Очер-
ки. Произведения для детей. — С. 520—524.

3.            БЕЛОВ
В.И. Лад // Белов В.И. Собр. соч.: В 7 т. — М.: Классика, 2011. — Т. 5. Очерки.
Произведения для детей. — С. 7—286.

4.            ЗАСОДИМСКИЙ
П.В. В метель и вьюгу // Бывальщины и сказки. — СПб.: Изд-во А.Ф.Девриена,
1888. — С. 79—104.

5.            ЗАСОДИМСКИЙ
П.В. Из воспомина- ний // Засодимский П.В. Задушевные рас- сказы / Сост.
С.Ю.Баранов. — Вологда: Учебная литература, 2009. — С. 169—314.

6.            КРУГЛОВ
А.В. В канун сочельника // Круглов А.В. Чистая отрада / Сост. С.Ю.Баранов. —
Вологда: Учебная литера- тура, 2010. — С. 191—198.

7.            ЛЕСКОВ
Н.С. Жемчужное ожерелье // Лесков Н.С. Собр. соч.: В 12 т. — М.: Прав- да,
1989. — Т. 7. — С. 3—17.

Предлагаем вашему вниманию краткое содержание рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» по главам. Этот рассказ состоит из трёх частей, в него вошли две легенды: легенда о Данко и легенда о Ларре, а также рассказ самой Изергиль о мужчинах, которые её любили.

Главные герои

Старуха Изергиль – пожилая женщина, рассказавшая рассказчику историю своей жизни, а также легенды о Данко и Ларре.

Данко – добрый, самоотверженный юноша, который спас своё племя ценой собственной жизни.

Ларра – сын женщины и орла. Горделивый, самовлюбленный юноша, считающий себя лучше всех.

Рассказчик – работал с молдаванами на сборе винограда, пересказал услышанное от старухи Изергиль.

Краткое содержание

Глава I

Эти истории рассказчик услышал в Бессарабии, под Аккерманом. Там он занимался сбором винограда вместе с молдаванами. Как-то вечером , окончив дневной сбор, все работники ушли на берег моря, а рассказчик остался отдохнуть в тени виноградных лоз. Рядом с ним оказалась старуха Изергиль, которая поинтересовалась, почему он не пошёл вместе с остальными. Рассказчик ответил, что не хочет. На что получил укор старухи Изергиль в том, что все русские рождаются уже скучными стариками.

В скором времени взошла луна, и плывущие по небу облака стали отбрасывать тени. Указав на одну из таких теней, Изергиль назвала её идущим Ларрой. Рассказчик ответил, что ничего не видит, тогда Изергиль поведала ему старинную легенду.

Много тысяч лет прошло с тех пор. Далеко за морем жило могучее племя людей. Днём они пасли стада и охотились, а вечером пировали. В один из таких пиров орёл похитил прекрасную девушку и унёс к себе в горы. Девушку искали, но не нашли, поэтому со временем позабыли об этой истории.

Через двадцать лет эта девушка сама вернулась к племени, а вместе с ней пришёл могучий и красивый юноша. Она рассказала, что орёл унёс её в горы, и сделал своей женой. Юноша – это его сын, а сам орёл, когда начал слабеть – взлетел высоко в небо и, стремительно бросившись вниз, разбился об скалы.

Все с удивлением рассматривали сына орла, но он не отличался ничем от окружающих. Только глаза его были такими же гордыми и холодными, как у орла. Когда пришли старейшины племени, юноша заговорил с ними, как с равными себе. Старейшины возмутились такой вольностью, но сын орла сказал, что отказывается почитать их, как все остальные люди. Тогда старейшины рассердились, и прогнали гордеца, сказав, что ему нет места в племени, и он может идти, куда хочет.

Юноша так и сделал. Он подошёл к одной красивой девушке, которая смотрела на него всё это время, и обнял её. Но красавица оказалась дочерью одного из старейшин, поэтому, побоявшись гнева отца, оттолкнула сына орла. В ответ он жестоко убил её на глазах у всего племени. После этого племя связало его, и старейшины стали думать, как можно наказать человека, совершившего такое ужасное преступление.

У юноши спросили, зачем он это сделал. Он подумал, и ответил, что убил девушку, потому что она не подчинилась ему. После долгого разговора старейшины увидели, что сын орла считает себя лучше всех на земле, и никого, кроме себя не ценит.

Один из мудрецов, молчавший до этого, понял, что главное наказание находится в самом юноше. Ему ничего не нужно было – ни любви, ни дома, ни друзей, ни матери. Мудрец предложил наказать сына орла, отпустив его на свободу. Старейшины согласились.

С этих пор юноша получил имя Ларра, что означало «отверженный». Он только посмеялся со своего наказания, ведь он остался один, как и отец. Он не учёл одного – его отец был орлом, а он сам – человеком.     

Долгие годы бродил Ларра по миру, делая всё, что ему вздумается. А потом ему захотелось умереть, и он пришёл к людям, чтобы они его убили. Но он не мог умереть, поэтому был обречён на вечное одиночество из-за своей гордыни. С годами тело его истрепалось, и теперь он похож на тень.

Глава II

Старуха Изергиль сравнивает здоровье с золотом, которое необходимо тратить для яркой жизни. Она рассказывает, что в молодости ткала с рассвета до заката ковры, а ночью бегала на свидания к своему возлюбленному.

Изергиль жила с матерью под Фальми на берегу Бырлата. Ей было пятнадцать лет, когда она впервые влюбилась. Он был рыбаком, и спустя некоторое время стал звать Изергиль уехать с ним на его родину. Но девушка на тот момент уже разлюбила его. Теперь она увлеклась одним рыжим гуцулом с бойким нравом. Он был то печальным, то ласковым, а иногда становился неуправляемым, словно дикий зверь.

Рыбак, который любил Изергиль, примкнул к рядам гуцулов. Однако недолго ему было суждено наслаждаться их вольной жизнью. Один румын сдал их. Рыжего гуцула и рыбака повесили, Изергиль даже ходила смотреть на их казнь. Гуцул не боялся смерти, а рыбак плакал.

Потом в жизни Изергиль появился один богатый турок. Она поселилась в его гареме, но через неделю ей стало слишком скучно в обществе глупых женщин. Изергиль сбежала из дома турка вместе с его шестнадцатилетним сыном. Убежали они в Болгарию, где девушка была ранена в грудь одной болгаркой, приревновавшей её к своему мужу. После ранения Изергиль попала в женский монастырь, в котором за ней ухаживала одна монашка. К этой монашке ходил её брат, тоже монах. С ним Изергиль потом уехала в Польшу. А сын турка умер, не выдержав трудной жизни вне дома.

Поляк оказался подлым человеком. Когда Изергиль была ему нужна, он говорил ей много льстивых фраз, а когда надоедала – оскорблял. Однажды он сильно обидел её, и она подняла его на руки, а затем бросила в реку. После этого Изергиль с поляком больше не виделась. Она вообще никогда не встречалась с теми, кого когда-то любила, и была этому очень рада.

В Польше Изергиль трудно жилось. Она сравнивала поляков со змеями, которых Бог наказал за их лживость «шипящим» языком. Изергиль ничего не умела делать, чтобы заработать себе на жизнь, поэтому стала продавать себя.  Богатые польские паны дрались из-за неё, настолько она была хороша. Один даже принёс целый мешок золота, и осыпал им Изергиль, но она всё равно прогнала его.

Изергиль полюбила в то время одного польского пана с изрубленным лицом. Он любил подвиги, поэтому всегда участвовал во всех сражениях. Скорее всего, он погиб во время бунта.

Изергиль заработала много денег за это время. Она жила в Кракове, и у неё было всё необходимое: лошади, слуги, золото. Тогда она полюбила одного красивого шляхтича, который долго её добивался, а, получив своё, сразу же бросил. Звали его Аркадэк. Изергиль была уже немолодой в то время, поэтому во всём стала винить свою увядающую красоту.

Шляхтич оказался очень подлым. Встречая Изергиль, он всегда смеялся над ней. Но она всё терпела, лишь бы иметь возможность любоваться им изредка. Затем Аркадэк отправился биться с русскими, и Изергиль поехала вслед за ним. Возле Варшавы она узнала, что её возлюбленный находится в плену у русских. Она помогла ему бежать из плена, задушив часового. В благодарность за спасение Аркадэк пообещал любить её, но Изергиль была слишком гордой женщиной. Она сразу поняла, что шляхтич всего лишь делает ей одолжение, поэтому разозлилась и прогнала его.

После этого разочарования Изергиль осознала, что ей пора остепениться, и уехала в Добруджу. И вот уже тридцать лет она живёт здесь. Изергиль даже вышла замуж, но год назад её муж умер.

Местная молодёжь любила Изергиль. Она рассказывала им много интересных историй, а они напоминали её о тех временах, когда она была молода и красива.

Окончив свой рассказ, старуха Изергиль задремала. А рассказчик сидел рядом и смотрел на степь. Там вспыхивали маленькие голубые огоньки, и сразу же гасли. Изергиль назвала их искрами от горящего сердца Данко, а затем поведала рассказчику вторую легенду.

Глава III

Давным-давно жило одно племя. Место, где они жили – было окружено с трех сторон непроходимыми лесами, а с четвертой – степью. Жили эти люди хорошо, но пришли другие племена и прогнали их вглубь леса. Там жить было невозможно. Люди гибли от поднимающихся из болот испарений. Но тоска и страх лишили их воли, поэтому они продолжали грустить и ничего не делали.

Один Данко не хотел мириться с их положением. Он призвал всех идти искать выход из леса, и люди согласились, попросив его вести их. Трудный это был путь. Вначале люди верили в Данко, но шли они очень долго, и через некоторое время племя устало, и стало корить того, кто их ведет. Во время внезапно начавшейся грозы люди окончательно отчаялись. Но никто не хотел признаваться в своей слабости, поэтому обвинили во всём Данко. Они накинулись на него и грозились убить.

Данко любил людей, поэтому не стал на них злиться. Наоборот, он захотел спасти своё племя любой ценой. От желания помочь окружающим его сердце загорелось огнём. Данко вырвал своё сердце из груди и поднял его высоко над головой. Горящее сердце разогнало непроглядную тьму. Данко снова стал впереди племени, и повёл его дальше, освещая дорогу своим сердцем.

Вскоре лес закончился, и люди, наконец, увидели солнце над головой. Данко окинул степь радостным взором, рассмеялся и умер. Его племя даже не заметило смерти героя, только один человек увидел лежащее рядом с Данко горящее сердце, и, испугавшись чего-то, растоптал его. Сердце рассыпалось на множество голубых искр, которые до сих пор вспыхивают в степи.

Рассказчик смотрел на старуху Изергиль, и думал о том, сколько ещё осталось в её памяти легенд и воспоминаний.  

  • Рассказ от лица феодала история 6 класс
  • Рассказ от лица предмета неодушевленного предмета
  • Рассказ от имени фараона как он ходил в военный поход
  • Рассказ от имени барсука
  • Рассказ осеевой разделите так как делили работу