Рассказ от второго лица это как

Как написать рассказ от второго лица: советы представим, что вы писатель, жаждущий перевернуть литературную игру. вы хотите написать что-то

Как написать рассказ от второго лица: советы

Рассказ от второго лица это как

Представим, что вы – писатель, жаждущий перевернуть литературную игру. Вы хотите написать что-то необычное, настолько нестандартное, что читатели по всему миру будут слушать только Ваш уникальный голос.

Вам приходит идея: написать рассказ от второго лица! Вы уже бесчисленное количество раз слышали — этого нужно избегать. «Но правила созданы для того, чтобы их нарушать», — заявляете вы своему профессору словесности и начинаете сочинять историю, в которой «ты» становится главным действующим лицом. Однако вы вскоре осознаете, что писать от второго лица сложнее, чем кажется.

Многие писатели пытались, или по крайне мере намеревались, написать рассказ от второго лица; это казалось заманчивым вызовом и лёгким способом выделиться. Но, как скажет вам каждый такой смельчак, это трудно, и результат редко оправдывает ожидания. В этой статье мы посмотрим на то, какой эффект производят тексты, написанные со столь особенной точки зрения, предложим несколько советов и взглянем на нескольких авторов, которые в этом преуспели.

Почему все ненавидят «тебя»?

Небольшой опрос литературных редакторов подтверждает их абсолютное единодушие в вопросе написания текстов от второго лица — большинство резко выступает против этого.

«Я редко отговариваю авторов от чего-либо, но целый роман, написанный от второго лица, может утомить, — говорит редактор Кристин Штифэль. — Особенно если протагонист в этой истории неприятный человек, как в произведении «Яркие огни, большой город». Я так и не смогла дочитать эту книгу».

Штифэль упоминает дебютный роман Джея МакАйнерни, действие которого происходит на фоне кокаиновых вечеринок Нью-Йорка 1980-х годов. Рассказ от второго лица используется для того, чтобы читатель оказался на самом краю. Такой нарратив вызывает ощущение, будто ты застрял с наркоманом в лифте.

Однако «Яркие огни» зачастую считаются исключением, которое подтверждает правило: кто-то уже попробовал, поэтому не стоит. Второе лицо кажется читателям странным и отчуждённым — и это может помешать продуктивности, если целью автора было приблизить читателя к происходящему. Как известно, писать от второго лица очень сложно: путающиеся местоимения и забота о том, что рукопись не перегружена бесконечными «ты говоришь», «ты», «ты идёшь» — это может отвлекать автора от основы повествования.

Но если вы всё же решили идти по пути от второго лица, вот несколько советов в помощь.

Убедитесь, что этот тип повествования подходит для вашей истории

Делать что-то с единственной целью — впечатлить — это претенциозно. У вас должна быть причина, по которой вы выбираете именно этот способ повествования — и она должна включать в себя читательский опыт.

Дебютное издание сборника коротких рассказов Лорри Мур «Сам себе помощник» включает некоторые отрывки, написанные от второго лица. На поверхности — автор заимствует стиль самоучителей, которые обычно по умолчанию используют именно местоимение «вы». Но за этой внешней формой скрываются рассказы об уязвимых, чувствительных героях. И нам кажется, что рассказчик прячется за маской, возможно, для того, чтобы смягчить стыд от воспоминаний об ужасном опыте.

Старайтесь избегать чрезмерных повторений

Повествование от второго лица означает неминуемый риск повторений, если вы постоянно напоминаете читателю (и себе), что пишете от второго лица. Чтобы избежать этого, литературный редактор Дэвид Киф предлагает писать рассказы без местоимений «ты», «твой», «твои»: «Речь идет о «подразумеваемом» втором лице. Предложения, которые принимают форму императива, а не декларативную: Посмотри на воду. Пережёвывай медленнее. Лицом к стене».

И мы плавно переходим к следующему совету…

Пишите в настоящем времени

Прочитав несколько рассказов от второго лица (к примеру, рассказ Итало Кальвино «Если однажды зимней ночью путник»), вы обратите внимание на стремление авторов писать в настоящем времени. Это логично по двум причинам.

Если цель повествования от второго лица – создание большей близости и непосредственности происходящего, тогда использование прошедшего времени смягчит этот эффект, добавив прослойку отрешенности. Настоящее время также более привычно: эпистолярные новеллы или посты в блогах, к примеру, обращаются к читателю в настоящем времени. Это форма, к которой читатели привыкли и, следовательно, она гораздо меньше будет их раздражать.

Подумайте над использованием его в отдельных случаях

Вне зависимости от того, насколько хорошо он будет написан, роман от второго лица будет вызовом читателю. В итоге он просто начнет утомлять, если будет слишком длинным.

Для романов нехарактерно в каждой главе менять точку наблюдения за героями. Некоторые авторы пошли дальше, экспериментируя с отдельными главами, написанными от второго лица. В романе Йена Бэнкса «Пособник» чередуются главы, написанные от лица журналиста, со вставками, написанными от второго лица — лица убийцы.

Второе лицо — это напряжённый взгляд на события, и, предоставляя читателю передышку, вы можете сделать текст более удобным для него.

Используйте естественную форму

Конечно, повествование от второго лица — это не самый очевидный выбор точки наблюдения за героем в 99 % произведений, но что же с оставшимся одним процентом?

В повествование от второго лица Это тот, в котором участвует читатель. Он является частью истории и может стать главным героем. Это вариация от первого лица. В некоторых случаях рассказчик может обращ

Содержание:

  • Когда используется повествование от второго лица?
  • Характеристики повествования от второго лица
  • Читатель может стать главным героем
  • Соответствующая среда
  • Настоящее время
  • Хорошее описание
  • Типы повествования от второго лица
  • Гомодиегетический (внутренний)
  • Эпистолярный
  • пример
  • Сообщник
  • пример
  • Гетеродиегетический (внешний)
  • Кукольник
  • пример
  • Зеркало-сознание
  • пример
  • Повествование, которое увлекает читателя
  • пример
  • Примеры повествования от второго лица
  • Пророчество (второе лицо единственного числа, Хуан Ортис)
  • Шаги смерти (второе лицо множественного числа, Хуан Ортис)
  • Судья пытался (второе лицо единственного числа, Хуан Ортис)
  • Ссылки

В повествование от второго лица Это тот, в котором участвует читатель. Он является частью истории и может стать главным героем. Это вариация от первого лица. В некоторых случаях рассказчик может обращаться к читателю как к совести.

История может быть в единственном или множественном числе с использованием таких слов или фраз, как «ты», «ты», «мы» или «ты». Рассказчик также склонен говорить сам с собой и пересказывать жизненные ситуации. Кроме того, рассказчик дает читателю почувствовать, что это он или она живет историей.

В некоторых случаях рассказчик может представиться тем, кто рассказывает историю персонажам. Однако вы общаетесь с ними так, как будто они присутствуют. Таким образом, он может напрямую обращаться к читателю, так он входит в повествование и делает его его частью.

Когда используется повествование от второго лица?

При рассказе эпистолярной сказки часто используется повествование от второго лица. Это работы, где отправка и получение писем их главными героями обычное дело. Через эти чтения сюжет развивается.

Этот тип повествования труднее найти в художественных рассказах. Однако использование этой точки зрения в рассказах может придать им интересный оттенок, поскольку позволяет читателю почувствовать себя частью текста. Это достигается за счет того, что действия главного героя становятся его собственными, что вызывает больший интерес к чтению.

Автобиографии — это произведения, в которых мы обычно можем найти повествование от второго лица. Автор рассказывает о своих повседневных переживаниях и эмоциях, которые могут случиться с каждым. В свою очередь, эти действия заставляют читателя идентифицировать себя с ними и чувствовать, что рассказывается их собственная история.

Характеристики повествования от второго лица

Читатель может стать главным героем

Как правило, повествование от второго лица делается таким образом, что всякий, кто его читает, чувствует, что это его. В рассказе автор обращается к «вам», что заставляет читателя почувствовать, что это он совершает действие или вокруг кого вращается сюжет. Можно сказать, что это основной эффект, который должен иметь такой тип повествования.

Соответствующая среда

Чрезвычайно важно описать истинное окружение. Это ключ к тому, чтобы читатель почувствовал себя комфортно, взволнован, опечален и оказался в ловушке рассказа.

Настоящее время

Важно, чтобы история описывалась в настоящем от второго лица. Это потому, что у читателя нет воспоминаний о том, чем он не жил, но он должен представить новый опыт, который он собирается пережить.

Глаголы в настоящем времени обязательно должны использоваться для развития действия, и это происходит во время чтения.

Хорошее описание

Когда это рассказывается от второго лица, очень важно хорошо описать все факты, чтобы читатель попал в эту ситуацию. Читающий человек должен четко понимать происходящее и понимать то чувство, которое он должен испытывать в данный момент.

Если вы хотите вызвать у читателя радость, подробно опишите каждую ситуацию. По возможности следует описать запахи, вкус, консистенцию, ощущения и ощущения. Помните, что тот, кто читает, тот и переживает.

Типы повествования от второго лица

Гомодиегетический (внутренний)

В этом варианте повествования от второго лица рассказчик является главным героем истории. Он рассказывает о своем опыте в настоящем. Он не может излучать какие-либо мысли или переживания другого персонажа.

Есть два типа гомодиегетических рассказчиков, которые рассказываются от второго лица:

  • Эпистолярный

Это когда буквы представлены в повествовании. Они написаны читателем или он их получает. Он совмещен с от первого лица, так как письма пишет главный герой.

пример

Я пишу, чтобы сообщить вам о ситуации. Я знаю, что вы заняты, что семья все усложняет, но мне плохо. Я не ел уже 5 дней, и это не из-за нехватки ресурсов. Мое тело может принимать только воду … Я не знаю, сколько времени это может занять.

  • Сообщник

Он как сообщник рассказчика рассказывает о себе, но от второго лица. Таким образом, он бессознательно вводит читателя в соучастие и включает его в действие.

пример

Все это время я был спокоен. Было только два варианта: умереть или жить, те же самые, которые есть у всех во все времена. Я не был кем-то другим. Но Я знаю, случилось ли это с тобой к вам, вы бы не удержались. Ты не этого рода, вы не понесете ни капли того, чем я жил.

Гетеродиегетический (внешний)

Он рассказчик от второго лица, который не является частью истории. Это тип «существа» или «бога», который знает все, что происходит. Он повествует всезнающе, но от второго лица.

Есть два типа этих повествований:

  • Кукольник

Этот рассказчик отвечает за направление главных героев, как если бы он держал марионетку. Кроме того, в нем рассказывается история читателя, который является главным героем.

пример

Вы знаете, что она придет за вами. Вот почему вы просто сидите без вины, без страха. Но эта боль в животе начинает вас беспокоить, это не займет и пяти минут, и вы побежите в ванную. И да, может она приходит и не видит тебя, но это то, или чтобы на тебя взобраться …

  • Зеркало-сознание

В этом случае рассказчик — это совесть главного героя, рассказанная от второго лица. Сюжет разворачивается через рефлексивные диалоги, направленные на главного героя, который, в свою очередь, является читателем.

пример

Как это могло случиться!? Этого не может быть … все было запланировано …заявил.

А чего ты ожидал, Хуан? Я говорил тебе, я всегда напоминал тебе, но ты меня особо не останавливаешь. Пойди, послушай себя время от времени был услышан в его голове.

Молчи! Никогда больше не уходи оттуда, ты меня слышал! …он ответил.

Повествование, которое увлекает читателя

Это смесь двух предыдущих типов. В нем рассказчик задействован как внутренне, так и внешне. Вы можете действовать прямо или косвенно, всегда зная, в какой ситуации вы находитесь, что делать и думать по этому поводу.

пример

Это твой момент, ты это знаешь. Вы не можете упустить эту возможность. Итого, что такое жизнь, как не вздох? Я вижу тебя прямо сейчас со своего балкона. Нет, не оборачивайся, не теряй внимания. Положите трубку и делайте свою работу. Увидимся.

Примеры повествования от второго лица

Пророчество (второе лицо единственного числа, Хуан Ортис)

Я знал, что вы придете, что вы сядете там, где занимаетесь сейчас, и что вы возьмете эту книгу. Так было написано еще до того, как у вас появилась совесть, или ваш отец, или ваш дед … сотни, тысячи лет назад. И да, сделайте себя тем, что вы так ненавидите, чего вы так боитесь, и вы будете замечать это после каждого слова, на повороте каждой страницы. Это будет неизбежно.

Шаги смерти (второе лицо множественного числа, Хуан Ортис)

До вашего приезда все было по-другому. Река была питьевой, земля дала деревьям всевозможные плоды, небо населяли мечтательные птицы. Но они пришли со своим эго, своими мрачными шагами и все изменили.

Да, вы все изменили. Что я могу вам сказать? Они виноваты во всех несчастьях, которые случаются с ними; то, что они живут сегодня, является простыми последствиями их действий.

Судья пытался (второе лицо единственного числа, Хуан Ортис)

Я хорошо знаю, что ты там делаешь. Вы слушали то, что вам говорили, ни о чем не спрашивая; вы повторили все со своим, не выясняя, правда ли это; своими словами ты повалил меня на землю, ты отбросил всю мою работу, все мои усилия, ты стал судьей. Вы сейчас здесь, беспомощные и слабые, во власти собственных слов, потому что вы так этого хотели. Съешьте каждое слово, которое вы бросили.

Ссылки

  1. Как использовать рассказчик от второго лица. (2018). (Н / Д): Литерап. Восстановлено: blog.literup.com.
  2. Рассказчик от второго лица. (2019). (N / A): Мировые истории. Получено с: mundorelatos.net.
  3. Рассказчик от второго лица. (2019). (Н / Д): Нурия Сьерра. Получено с: nuriasierra.com.
  4. Рассказчик от второго лица (типов рассказчиков 5). (2012). (Н / Д): Literautas. Получено с: literautas.com.
  5. Грамматика от второго лица. (2014). (Н / Д): История II. Получено с: uacmcuentodos.com.

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

Библиографическая запись:
Типы повествования. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//137/1293/ (дата обращения: 5.01.2022)

Типы повествования — это избираемые автором художественного (прозаического, поэтического, драматического, кинематографического, музыкального и др.) произведения способы воплощения сюжета в тексте. Наррация («рассказывание») как процесс возможна лишь в форме того или иного режима повествования, предполагающего, помимо многих других аспектов, выбор повествовательной точки зрения (например, от первого лица, от третьего лица) и выбор «голоса» нарратора (англ. narrative voice) — определенной техники подачи сюжетной информации (например, с помощью прямого воспроизведения мыслей и чувств персонажа, иллюзии безусловного присутствия нарратора при всех событиях, чтения чужого письма, пересказа с чужих слов, догадок и проч.) Кроме того, режим повествования предполагает конструирование идиолекта нарратора — речевых черт лица, ведущего повествование («рассказчика» или «повествователя»), от нейтрального, стёртого, «нулевого» в плане фразеологии до оригинального, настоящей речевой маски, в наиболее яркой форме воплощаемой в форме сказа, нарративная специфика которого заключается в выстраивании стилистико-дискурсивного противостоянии автора и рассказчика.

В роли нарратора может выступать, например,

  1.  вымышленный автором и интегрированный в текст рассказчик, обладающий именем, элементами биографии и т. д., но внешний по отношению к событиям, разворачивающимся в тексте (Рудый Панько в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Н.В.Гоголя),
  2.  автор-повествователь («Война и мир» Л. Н. Толстого или «Мёртвые души» Н. В. Гоголя),
  3.  один из участников событий произведения (хроникёры в романах Ф.М.Достоевского) и др.

Типы нарраторов могут резко отличаться по их способности проникать в сознание героев (одного или нескольких), по степени их осведомлённости, вовлечённости в события, ангажированности, эмоциональной привязанности к тем или иным персонажам, заметности для читателя, оригинальности идиостиля и целому ряду других. Кроме того, в произведении может быть целая система нарраторов, более или менее эксплицитно представленных в тексте (яркий пример — «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова).

Типичная композиция повествовательных текстов включает:

1) завязку (начало событий);
2) развитие действия;
3) кульминацию;
4) развязку (итог событий)

В терминологии отечественного литературоведения заметна связь с «теорией словесности» прошлого века, которая, в свою очередь, опиралась на разработанное классической риторикой учение о таких композиционных формах прозаической речи, как повествование, описание и рассуждение. В современном русском литературоведении место «рассуждения» в этой триаде, как правило, занимает характеристика; в то же время возникло (под влиянием работ М.М. Бахтина) резкое противопоставление речи, цель которой — изображение предмета (обычно таковы высказывания повествователя или рассказчика), и прямой речи персонажа, которая является предметом изображения. В результате вся совокупность вы­сказываний, имеющих изобразительные задачи, стала называться «по­вествованием», а прежде равноправные с ним «описание» и «рассуждение» (характеристика) превратились в его составные элемен­ты. Естественно, что термин перестал обозначать какую-либо опреде­ленную структуру и соотноситься с каким-либо определенным предметом. Так, если А. П. Чудаков считает, что «излагаются» повест­вователем (рассказчиком) не только «события», но и «характеристи­ки», то по мнению В.А. Сапогова, повествование «представляет собой изображение действий и событий во времени, описание, рассуждение, несобственно-прямую речь героев».

Отсутствие сколько-нибудь строгих определений понятия прояви­лось в том, что авторы работ, посвященных классификации видов повествования,—как в русском, так и в западном литературове­дении — сам этот термин никак не оговаривают. 

Повествовательная точка зрения

Под повествовательной точкой зрения в художественном тексте подразумевается позиция нарратора по отношению к излагаемым событиям. Достаточно популярной в нарратологии является аналогия между ролью нарратора художественного текста и оператором в кинематографе, который может снимать с некоторой внешней точки зрения, охватывая пространство событий целиком, может быть в центре действия, держа ручную камеру, использовать несколько камер и т. д.

Повествование от первого лица

В этом режиме повествования нарратором является рассказчик, одновременно выступающий в роли персонажа и обозначающий себя с помощью местоимения первого лица «я» или — гораздо реже — «мы» (как в «Толстой тетради» Аготы Кристоф). Обычно такой тип рассказчика дает возможность эффективно выражать скрытые и недоступные внешнему наблюдателю мысли и чувства рассказчика, открывает путь разнообразным формам самонаблюдения и рефлексии персонажа, что сближает его с дневниковым письмом. Нередко рассказчиком выступает герой, чьи мысли оказываются доступны читателю, но обычно не другим действующим лицам. Повествование от первого лица предрасполагает к конструированию нарративного идиостиля рассказчика, с особым выбором лексики, идиоматики, другими языковыми особенностями. Повествование от первого лица может сближаться с объективированным повествованием от третьего лица, когда повествующее «я» словно не отдает себе отчёта в том, что излагает историю, и наоборот, на самом факте рассказывания может сделан акцент, если «я»-рассказчик подчёркивает, кому, зачем, когда и где он осуществляет акт наррации. Такой эксплицитный рассказчик обычно является участником описываемых событий: главным героем (Печорин в повестях «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист» из «Героя нашего времени» М.Ю.Лермонтова), второстепенным участником событий (Максим Максимыч из повести «Бэла» из «Героя нашего времени» М.Ю.Лермонтова), случайным свидетелем (офицер-рассказчик в повести «Максим Максимыч» из «Героя нашего времени» М.Ю.Лермонтова), последовательным хроникёром, практически не участвующим в действии (Антон Лаврентьевич Г-в из «Бесов» Ф.М.Достоевского). Также возможно совмещение и переключение этих ролей (доктор Ватсон из «Записок о Шерлоке Холмсе» совмещает роли хроникёра и второстепенного персонажа).

Фундаментальными чертами персонажа-рассказчика от первого лица являются субъективность в подаче и осмыслении событий и трактовке мотивов действий других персонажей, неполнота сведений, которыми он располагает, эксплицитный психологизм его оценок других действующих лиц. Кроме того, такой «я»-рассказчик может иметь цель ввести адресата в заблуждение или дать намеренно искажённый образ событий. «Я»-нарратив предполагает, что читатель выстраивает свой образ рассказчика и в ходе восприятия текста корректирует конструируемый рассказчиком образ реальности, восстанавливая, что «на самом деле» произошло. Характерной приметой литературы нового времени стали повествования от нестандартного первого лица, где в роли нарраторов выступают люди с психическими нарушениями, асоциальные типы, животные и даже неодушевлённые предметы («Чёрный кот» Э.А.По, «Житейские воззрения кота Мурра» Э.Т.А.Гофмана и многие другие). Рассказы от лица животных и предметов довольно быстро стали использоваться в детской литературе (ср. «Дневник фокса Микки» Саши Чёрного).

Фигура рассказчика от первого лица накладывает и известные ограничения на авторское повествование, в частности потому, что вовлечённый в действие герой, находящийся в определённом месте в определённое время, не может достоверно знать, что происходит в другом месте, что осложняет естественное воплощение параллельных сюжетных линий. Для преодоления этих ограничений используется целых ряд сюжетных ходов, превратившихся в штампы (подслушивание разговоров, чтение чужих писем и проч.)

Долгое время в качестве терминологического обозначения этой повествовательной формы, в том числе и в работах М.М.Бахтина, использовался немецкий термин Ich-erzählung.

Повествование от второго лица

Наверное, самый редкий способ повествования в литературе (хотя и довольно распространен в создании текстов для песен) – повествование от второго лица, в котором рассказчик обращается себе на «ты», таким образом заставляя читателя почувствовать, что он или она – персонаж внутри истории. 

Повествование от второго лица часто объединяют с повествованием от первого лица -рассказчик делает эмоциональные сравнения между мыслями, действиями и чувствами «ты» и «я». 

Часто рассказчик – персонаж, совершающий действия внутри истории, в таком случае технически используется повествование от первого лица. В письмах и поздравительных открытках также используется повествование от второго лица. 

Возможно, наиболее яркий пример этого способа – современная проза Джея МакИнерни «Яркие огни, большой город». В этой новелле повествование от второго лица призвано создать интенсивное ощущение близости между рассказчиком и читателем, заставить читателя прочувствовать бессилие от развития сюжета, слепо затягивающего в водоворот саморазрушения и последущего спасения. 

«Ты не из тех, кто окажется в таком месте в этот утренний час. Но ты здесь, и не можешь утверждать, что обстановка совершенно неузнаваема, хотя и не видны детали. Ты – в ночном клубе, болтаешь с бритоголовой девушкой. Клуб называется то ли «Горе», то ли «Логово Ящериц». Все может стать понятней, стоит лишь ускользнуть в уборную и добавить чуть «боливийской пудры». С другой стороны, может и нет. Тоненький голос внутри тебя настаивает, что вот это эпидемическое отсутствие ясности – результат того, что уже и так перебрал».

Повествование от третьего лица

Этот способ предоставляет наибольшую гибкость автору, в связи с чем наиболее распространен в литературе. В повествовании от третьего лица автор обращается к каждому персонажу на «он», «она», «они» — и никогда на «я» или «мы» (от первого лица), или «вы»/ «ты» (от второго лица). Рассказчик в повествовании от третьего лица – невовлеченное существо, которое передает историю, но не является персонажем внутри таковой. 

Единственное число (он/она) имеет место в повествовании от третьего лица наиболее часто, хотя известно успешное использование множественного числа (они), как, например, в рассказе «Дети-цветы» Максин Свонн. 

Еще более распространено, к слову, совмещение единственного и множественного числа в течение истории, соотносительно числу людей, которых показывает автор в определенный момент развития сюжета. 

Иногда в повествовании от третьего лица персонаж может обратиться к себе от третьем лице, например, «(имя героя) хотел бы поехать с тобой».

Повествование от нескольких лиц

Фокализация

Термин «фокализация» был предложен в начале 1970-х годов французским структуралистом Жераром Женеттом в качестве развития идей Ж.Пуйона и Ц.Тодорова для обозначения повествовательной перспективы и стал ключевым для нарратологии. Всего выделяется три типа фокализации, которые, впрочем, обладают динамической, текучей природой и не могут быть очерчены четко:

  • нулевая фокализация (фр. focalisation omnisciente ou zéro): классический нарратив с повествователем-«богом», знающим всё о своих героях, их мысли и чувства, их прошлое, настоящее и будущее, способным присутствовать одновременно в разных местах; в текстах с нулевой фокализацией объём знаний читателя превосходит объём знаний персонажа. Пример текста с доминированием нулевой фокализации — «Война и мир» Льва Толстого.
  • внутренняя фокализация (фр. focalisation interne): читателю доступен взгляд на мир исключительно с точки зрения «фокального персонажа» (фр. personnage focal), его глазами, что проявляется, в частности, в использовании дейктических и других референциальных средств. Читатель получает информацию о мире текста преломленной через призму субъективного сознания героя, неполную и отражающую его интерпретацию событий. Объём знаний читателя равен объёму знаний персонажа. Последовательная внутренняя фокализация реализуется, например, в «Романе с кокаином» М. Агеева, где сочетается с повествованием от первого лица, и в повести «Степь» А.П.Чехова в рамках объективированного повествования от третьего лица, передающего взгляд на события с точки зрения главного героя — девятилетнего мальчика Егорушки.
  • внешняя фокализация (фр. focalisation externe): взгляд на героя оформляется с помощью внешней нейтрального, объективированного, безоценочного нарратива, который можно уподобить беспристрастной камере оператора-документалиста, находящегося, однако, внутри мира текста. Персонаж при этом обладает большим объёмом знаний, чем читатель. Последний может только выдвигать более или менее правдоподобные мотивировки действий героя.

В реальных художественных текстах разные типы фокализации могут формировать сложные структуры с доминированием одного из них.

calendar05.03.2016, 69180 просмотров.

В рассказчик это сущность, рассказывающая историю. Важно отличать рассказчика от настоящего писателя. Рассказчик — не реальный человек, а абстрактная сущность. По этой причине в некоторых случаях расс

Содержание:

  • Типы дикторов
  • Примеры рассказчика от первого лица
  • Примеры рассказчика от второго лица
  • Примеры рассказчика от третьего лица

В рассказчик это сущность, рассказывающая историю. Важно отличать рассказчика от настоящего писателя. Рассказчик — не реальный человек, а абстрактная сущность. По этой причине в некоторых случаях рассказчик может быть самим главным героем рассказа, то есть вымышленным персонажем.

Рассказчиков можно классифицировать в соответствии с тем, кого они чаще всего используют в своем повествовании. Третье лицо (он / они), второе лицо (вы / вы, вы), первое лицо (я / мы).

  • Первое лицо. Он используется для повествования событий с точки зрения главного героя или одного из персонажей, участвующих в истории. В этих случаях мы говорим о внутреннем повествователе, то есть они принадлежат воображаемому миру повествования.
  • Второе лицо. Он используется для создания реального или воображаемого слушателя или читателя. Он также используется в диалогах, но в этом случае говорит не рассказчик.
  • Третий человек. Он используется, когда вы не хотите вовлекать рассказчика в то, что вам рассказывают.

Важно отметить, что тексты от третьего лица могут не включать второе и первое лицо. Однако, когда есть рассказчик от второго или первого лица, часто включается много фрагментов от третьего лица, как будет видно из примеров.

Типы дикторов

Кроме того, три формы могут использоваться в разных типах рассказчиков в зависимости от знания того, что они рассказывают:

  • Всеведущий рассказчик. Он знает все подробности истории и раскрывает их по мере развития сюжета. Он передает не только действия, но и мысли и чувства персонажей, даже их воспоминания. Этот рассказчик обычно использует третье лицо и называется «экстрадигетическим», потому что он не принадлежит к миру рассказываемого (диегезис).
  • Свидетель рассказчика. Он является персонажем повествования, но не вмешивается напрямую в события. В нем рассказывается, что он наблюдал и что ему рассказывали. Он может включать предположения о том, что чувствуют или думают другие персонажи, но они не являются достоверными. Обычно он использует третье лицо, а иногда и первое лицо.
  • Главный рассказчик. Расскажите свою историю. Он рассказывает факты со своей точки зрения, делится своими чувствами, мыслями и воспоминаниями, но не знает, что думают другие персонажи. Другими словами, его знания меньше, чем у всеведущего рассказчика. Он в основном использует от первого лица, но также и от третьего лица.
  • Беспристрастный рассказчик. Хотя он рассказывает от третьего лица, его знания такие же, как у одного из персонажей. Обычно он используется в детективных или полицейских рассказах, сопровождая следователя в его постепенном обнаружении фактов.
  • Энциклопедический рассказчик. Обычно это не в художественных произведениях, но в исторических или социологических работах. Факты рассказываются с максимально возможной беспристрастностью. Всегда пишите от третьего лица.
  • Бедный рассказчик. Он передает меньше знаний, чем у персонажей. Он рассказывает только то, что можно увидеть или услышать, не передавая мысли или чувства персонажей.
  • Многократный рассказчик. Одну и ту же историю можно рассказать с разных точек зрения. Это может быть представлено, например, путем посвящения главы каждому свидетелю-рассказчику или с помощью неуловимого рассказчика, который пересказывает события от третьего лица, сначала детализируя информацию, известную одному из персонажей, а затем детализируя информацию, известную другому из персонажей.

Примеры рассказчика от первого лица

  1. Блаженство покровителя завесы, Артур Конан Дойл (свидетель-рассказчик)

Если учесть, что Холмс продолжал активно практиковать свою профессию в течение двадцати лет, и что в течение семнадцати из них мне было разрешено сотрудничать с ним и вести учет его подвигов, легко понять, что в моем распоряжении имеется большой материал. Моей проблемой всегда было выбирать, а не открывать. Здесь у меня длинный ряд годовых повесток дня, которые занимают полку, и там у меня также есть коробки, полные документов, которые представляют собой настоящую добычу для тех, кто хочет посвятить себя изучению не только преступных действий, но также социальных и государственных скандалов последней стадии это было викторианское. Что касается последнего, я хочу сказать тем, кто пишет мне мучительные письма, умоляя меня не трогать честь их семей или доброе имя их знаменитых предков, что им нечего бояться. Осмотрительность и высокое чувство профессиональной чести, которые всегда отличали моего друга, продолжают действовать на меня при выборе этих мемуаров, и никогда не будет предана никакая уверенность.

  1. Путешествие Гулливера в Лилипутию, Джонатан Свифт (главный рассказчик)

Я последовательно работал врачом на двух кораблях и за шесть лет совершил несколько плаваний в Восточную и Вест-Индию, что позволило мне приумножить свое состояние. Свободные часы я проводил за чтением лучших древних и современных авторов, так как всегда носил с собой много книг. Когда я был на суше, я изучал обычаи и характер населения, и я пытался выучить их язык, что помогло моей хорошей памяти.

  1. Воспоминания о недрах, Федор Достоевский (главный рассказчик)

Даже сейчас, спустя столько лет, это воспоминание остается необычайно ярким и тревожным. У меня много неприятных воспоминаний, но … почему бы не прервать эти воспоминания здесь? Мне кажется, запускать их было ошибкой. И все же, по крайней мере, мне было стыдно все время, пока я их писал, так что это не литература, а наказание и искупление.

  1. Фунес памятныйХорхе Луис Борхес (свидетель-рассказчик)

Я помню его — угрюмое и отстраненное лицо индейца за сигаретой. Я помню (думаю) его острые плетеные руки. Я помню, что рядом с этими руками был помощник с оружием Банда Ориенталь; Я помню в окне дома желтый коврик, с размытым озерным пейзажем. Я хорошо помню его голос; медленный, обиженный, гнусавый голос старого берегового моряка, без современных итальянских свистов.

  1. Крошка, Хуан Хосе Арреола (главный рассказчик)

В тот день, когда мы с Беатрис вошли в этот грязный барак на уличной ярмарке, я понял, что отвратительные паразиты — самое ужасное, что судьба могла приготовить для меня.

Примеры рассказчика от второго лица

  1.  Воспоминания о недрах, Федос Достоевский

Что ж, попробуйте сами; просите большей независимости. Возьмите кого-нибудь, развяжите им руки, расширите поле деятельности, ослабьте дисциплину и… ну, поверьте, они захотят, чтобы к ним сразу же была применена такая же дисциплина. Я знаю, что то, что я говорю, будет вас раздражать, заставит вас пнуть землю.

  1.  Дорогой Джон, Николас Спаркс

В то время, когда мы вместе, вы занимали особое место в моем сердце, которое я буду носить с собой навсегда и которое никто не сможет заменить.

  1. Если в одну зимнюю ночь путник, Этало Кальвино

Не то чтобы вы ожидали чего-то особенного от этой конкретной книги. Вы тот, кто в принципе ничего ни от чего не ждет. Есть много людей моложе вас или менее молодых, которые приходят сюда в ожидании необычных переживаний; в книгах, людях, поездках, событиях, в том, что ждет вас завтра. Вы не. Вы знаете, что лучшее, на что можно надеяться, — это избегать худшего. К такому выводу вы пришли как в личной жизни, так и в общих вопросах и даже в мировых делах.

  1. Аура, Карлос Фуэнтес

Вы идете, на этот раз с отвращением, к тому сундуку, вокруг которого роятся крысы, их яркие глаза появляются между гнилыми половицами, они бегут к открытым дырам в каменной стене. Вы открываете сундук и достаете вторую коллекцию бумаг. Вы возвращаетесь к изножью кровати; Миссис Консуэло ласкает своего белого кролика.

  1. Письмо девушке в Париж, Хулио Кортасар

Вы знаете, почему я пришла к вам домой, в вашу тихую комнату, которую просил в полдень. Все кажется таким естественным, как всегда, когда правда неизвестна. Вы уехали в Париж, я остался в департаменте на улице Суйпача, мы разработали простой и удовлетворительный план взаимного сосуществования до тех пор, пока сентябрь не вернет вас в Буэнос-Айрес.

Примеры рассказчика от третьего лица

  1. Ночные спинки, Хулио Кортасар (равнодушный рассказчик)

На полпути по длинному коридору отеля он подумал, что, должно быть, уже поздно, выскочил на улицу и вывел мотоцикл из угла, где швейцар по соседству разрешил ему оставить его. В ювелирном магазине на углу он увидел, что без десяти девять; он доберется туда, куда собирался, достаточно времени. Солнце просачивалось сквозь высокие здания в центре, и он — потому что, чтобы подумать, у него не было имени — сел на машину, смакуя поездку. Велосипед заурчал между его ног, и прохладный ветер хлестал его по штанам.

  1.  Вы не слышите лай собак, Хуан Рульфо

Старик попятился, пока не наткнулся на стену и не оперся на нее, не снимая нагрузки с плеч. Хотя ее ноги сгибались, она не хотела садиться, потому что после этого она не смогла бы поднять тело своего сына, которому несколько часов назад помогли положить его ей на спину. И с тех пор он носит это с собой.

  1. Лучше, чем гореть, Кларис Лиспектор

Она вошла в монастырь по навязыванию семьи: они хотели видеть ее защищенной на лоне Бога. Он повиновался.

  1. Пуховая подушка, Орасио Кирога.

Их медовый месяц был долгим и холодным. Белокурая, ангельская и застенчивая, жесткий характер ее мужа заморозил ее мечтательную подругу. Однако она очень его любила, иногда с легкой дрожью, когда, возвращаясь вместе ночью по улице, она украдкой бросала взгляд на высокий рост Джордана, молчавший в течение часа.

  1. Песня ПеронеллыХуан Хосе Арреола

Из своего ясного яблоневого сада Перонель де Арментьер направила свой первый любовный рондель к маэстро Гильермо. Он положил стихи в корзину с ароматными фруктами, и послание упало, как весеннее солнце, на темную жизнь поэта.

  • Продолжить: Художественный текст

Следуйте с:

Энциклопедический рассказчик Главный рассказчик
Всеведущий рассказчик Наблюдающий рассказчик
Свидетель рассказчика Равнодушный рассказчик

  • Рассказ островского бесприданница краткое содержание
  • Рассказ оскар и розовая дама
  • Рассказ от 1 лица крестьянин
  • Рассказ основанный на реальных событиях
  • Рассказ оскара уайльда кентервильское привидение