Парк Наций в Лиссабоне — это место, куда жители португальской столицы и туристы приезжают на целый день. По сути, Парк Наций представляет собой огромный архитектурный комплекс, построенный к международной выставке Экспо’98, главной темой которой было «Океаны, наследие будущего».
Идея проведения выставки родилась при подготовке к празднованию 500−летия
возвращения Васко да Гама из экспедиции в Индию. Собственно, именно поэтому
множество сооружений на выставке носят его имя, которое
Вашко да Гама. Парк Наций огромен, его территория, растянувшаяся на 5
километров вдоль реки Тежу, занимает площадь 50 гектаров.
Интересно, что прежде
чем стать популярным туристическим местом, Парк Наций был отнюдь не
привлекательным районом с нефтеперерабатывающими заводами, горами мусора,
разрушенными зданиями и складами. После проведения
выставки от былой разрухи не осталось и следа, более того,
сегодня не побывать в Парке Наций означает не увидеть Лиссабон во всей его
красоте. И первое, на что обращают внимание путешественники, прибывшие
в Парк Наций на общественном транспорте — железнодорожный
вокзал Oriente. Своей необычной футуристической конструкцией это
сооружение способно вызвать подлинное удивление.
Мне даже приходилось слышать, как здание вокзала сравнивают со скелетом
огромного кита или динозавра. Возможно. Фантазии у людей разные. На самом деле,
вокзал Oriente – это совершенно уникальное суперсовременное
произведение архитектурного искусства, безукоризненно уравновешиваемое
композицией из зеркальных и глянцевых фасадов окружающих его зданий,
среди которых самое яркое торговый центр. Конструкция торгового центра,
носящего имя Васко да Гамы, совершенно очевидно напоминает космический
корабль.
А по соседству с торговым центром расположились два жилых высотных дома,
получивших название в честь парусников Васко да Гама – Святой
Габриель и Святой Рафаэль. Когда зажигаются огни вечерней подсветки все
сооружения Парка Наций приобретают фантастические очертания и поразительную
нарядность. Поверьте на слово, все, кто успел влюбиться в старый центр
Лиссабона, влюбляются в этот сказочный город ещё раз.
И, конечно же, самый
чудесный вид на реку Тежу и Лиссабон открывается из фуникулёра.
Продолжительность канатной дороги 1 километр 230 метров. Но дело не только
в великолепном виде, фуникулёр доставит вас к самому крупному в Европе
Лиссабонскому океанариуму. Даже если вы не фанат подводного мира, не стоит
отказываться от уникальной возможности понаблюдать за морскими
обитателями: рыбами, акулами, скатами и различными экзотическими
животными, которых вам едва ли доводилось видеть прежде. Необычайные эмоции вам
гарантированы.
Наконец, в Парке Наций стоит заглянуть в панорамный ресторан, уютно
расположившийся в башне Васко да Гама. Мало того, что совершенно немыслимо
остаться равнодушным к португальской кухне, к тому же, открывающаяся из окон
ресторана панорама убедительно свидетельствует о том, что подлинная красота
существует, будь то красота природная или рукотворная.
А после изысков португальской кухни стоит прогуляться в гавань Парка Наций,
где покачиваются на волнах роскошные яхты и прогулочные катера. Могу лишь
повторить ещё раз, в Парке Наций не только можно, но и нужно провести целый
день. Этот день точно не сотрётся из вашей памяти.
Автор статьи Тэдди Сандер
Туры Турлидер в
Португалию
Обидуш
Несмотря на обилие очаровательных португальских городов, сложно представить себе городок более удобный и приятный для прогулок, чем Обидуш: маленький, всего с несколькими мощенными булыжником улицами, бережно побеленными стенами старинных домов, балконами с цветущей геранью и средневековой крепостью.
Искусство класть плитку
Первое, что привлечет ваше внимание в Португалии – это стены домов. Кирпич и камень кладки лишь иногда выглядывают из под пестрых изразцов, украшающих дома, церкви, вывески, муниципалитеты и станции метро. Уже без малого шесть столетий Португалия буквально находится под властью азулежу – расписных керамических
Радуга в океане
А вы знаете, где находятся Азорские острова?
Нет ничего удивительного, если этот вопрос вызвал у вас затруднение. Информацией об этих местах не надоедают страницы газет и журналов, о них не услышишь в телевизионных рекламных роликах. Здесь нет всемирно известных достопримечательностей и шумных городов.
Океанский запах португальской кухни
Португалия, на первый взгляд, похожа на любую другую европейскую страну Средиземного моря. У них одна религия, схожий климат, язык из той же семантической группы. Но стоит попробовать Португалию на вкус, как сразу понимаешь, что это нечто, совсем особенное.
$ 1 499
21 — 28 марта 2022
Турлидер в Португалии — отпуск на берегу Атлантики
Васко да Гама – великий мореплаватель, который совершил важное открытие. Он проложил морской путь из Европы в Индию. Португалец считается выдающейся личностью, потому что за годы своих путешествий он совершил массу открытий. Но не только это вошло в историю. Он занимался пиратством и совершал убийства.
Братья Гама всегда мечтали о приключениях. Васко с малых лет принимал участие в морских походах и военных действиях. Португальские дворяне считались рыцарями. А все рыцари – это морские офицеры.
По меркам того времени Васко получил хорошее образование. Он был обучен матиматике, астрономиии и навигации. Долгое время о нем никто не знал и только в 1492 году о нем заговорили снова.
Никто не мог подумать, что послушник монастыря, который был пострижен в монахи, когда-то отправится в море и станет великим. В 1492 году пираты захватили португальский галеон. Португальцы перевозили золото и увидев французский флаг пошли навстречу. Король Мануэль Первый был сильно обижен подобной выходкой. Он пригласил Васко да Гама и отдал ему приказ как опытному мореплавателю, чтобы тот захватил корабли, которые стояли около берегов Франции. У моряка все получилось. Он вернулся с плаванья и стал в родной стране популярным.
Французы решили не связываться, но им было необходимо вернуть свои суда. Португальцам было возвращено все награбленное. Конфликт был решен. Матросы, которые оказались на французских кораблях, долго вспоминали Васко да Гама и рассказывали о его жестокости. Он пытал мужчин и применял такие издевательства, что ничего подобного даже представить нельзя. Моряки говорили, что корабль появился из ниоткуда и он стал захватывать спокойно стоящие суда. Команды не были готовы к наступлению и просто сдавались. А те, кто оказывал сопротивление, подвергались жестоким пыткам.
Васко да Гама и его первое путешествие
Кто только не мечтал захватить Индию. В те времена при каждом дворе служил астролог, который мог предсказывать будущее. У короля Мануэля был такой специалист, который предсказал, что «страна специй» будет открыта двумя братьями. О подвиге Васко да Гама не забыли и не забыли о том, что с ним всегда рядом его брат. Португальский король вызвал к себе Васко и назначил его главой экспедиции.
К экспедиции все было готово и 8 июля команда из 4 судов отправилась в Индию. Команда шла по строго указанному пути и на каждой остановке пополняла свои запасы. Они двинулись в сторону Африки и только через 4 месяца смогли увидеть берег. Остановились в бухте Святой Елены. Племена, которые проживали тут, мореплавателям были не рады. Они встретили их агрессивно и развязался конфликт, в котором Васко пострадал. Его ранили в ногу, но ранение было не смертельным.
Еды не хватало, и моряки начали болеть. 50 человек из команды заболели цингой и впоследствии умерли. На одном корабле вспыхнул бунт. Моряки требовали возвращения на родину. Но опытный мореплаватель не собирался сдаваться. Он заковал бунтовщиков в кандалы и корабли двинулись дальше.
Дальше была территория арабских купцов, которые уже не первый год ходили по морям и торговали своими товарами. Теперь путешествие напоминало пиратский рейд. Но у Васко была другая цель. Ему были нужны опытные проводники, которые знали дорогу в Индию и могли привести команду к ее берегам.
С местным султаном было заключено соглашение. Васко получил лоцманов, а арабские корабли разгромил и забрал все себе.
Арабы показали португальцам дорогу к Индии. Берегов «страны специй» моряки достигли в 1498 году. Индийский правитель встретил моряков и оказал им богатый прием. В это же время на берегу появились арабские купцы, которые сообщили о злодеяниях португальцев. Да и подарки были ничтожно малы. Местные власти поймали 100 моряков и посадили их под арест. Но и тут Васко не оплошал. Он взял в плен знать, которая пришла осматривать корабли.
Произошел обмен и Васко, получив хорошие подарки, отправился на родину. Из путешествия вернулось только 55 человек. Спустя год команда спустилась на родной берег.
Второе путешествие в Индию
Король Португалии Мануэль Первый хотел подчинить Индию и снарядил Васко да Гаму в еще один поход. Основная цель похода заключалась в порабощении «Золотой страны». Индия должна была стать португальской колонией.
Второе путешествие знаменитого моряка началось в 1502 году. В этот раз команда значительно выросла и в Индийский океан отправились 20 кораблей.
К берегам Индии португальские моряки подошли в октябре. Они остановились в Каннануре и местные их встретили радушно. Раджа оказал богатый прием и одарил гостей.
И тут у португальского моряка все получилось. Они убивали всех на своем пути, никто не мог спастись от руки кровожадного моряка. По дороге в Каликуту португальцами был захвачен индийский корабль. Убивали всех, не смогли спастись даже дети. А тех, кто оказался о воде, добивали после.
Часть полуострова превратилась в португальскую колонию. И только в 1503 году моряки вернулись в родную Португалию. На берег ступило всего 55 человек. Король щедро наградил завоевателя и даровал ему титул графа Видигейра.
и не забудьте поделиться с друзьями
Использована Рабочая тетрадь «Литературное чтение» 3 класс, Бойкина, Виноградская, страницы 79-84.
1. Выбери из рассказа «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок» пословицы и объясни их смысл. Как они помогают понять основную мысль произведения? Согласен ли ты с тем, что Шергин хотел выразить любовь к народной культуре?
Работа любит не молодца, а незалёжливого.
Чтобы сделать работу человеку не нужно быть красавцем, он должен быть не ленивым и трудолюбивым.
Глаза страшатся, руки делают.
Иногда страшно приступать к работе, потому что её очень много, но начав, можно быстро закончить даже самую долгую работу.
Основная мысль рассказа: Работай неспешно, но качественно.
Пословицы говорят о трудолюбии. Они помогают понять, что если не лениться, то можно сделать всё.
Я согласна, что писатель хотел выразить любовь к народной культуре. Он пишет о народном умельце и использует народные пословицы. Это всё составные части народной культуры.
2. Обсудите с другом выражение «Комар носа не подточит». Объясните его смысл. Запиши беседу.
Беседа о выражении «Комар носа не подточит» для 3 класса
— Как ты думаешь, что означает это выражение?
— Я считаю, что оно используется, когда хотят сказать о чём-то идеальном, совершенном.
— То есть о работе, к которой не может быть претензий?
— Ну да. Если всё сделано на совесть, то и комар носа не подточит. Нет в работе никаких изъянов.
— Да, я тоже так думаю.
3. Почему Афоне стало скучно жить на свете? Запиши свои мысли.
Мальчик заскучал, потому что остался один. Отец воевал, мать работала, а старенький дед постоянно спал.
Афоня скучал потому, что ему не с кем было поговорить, поиграть, нечем было заняться.
4. Какие вопросы по содержанию произведения Платонова «Цветок на земле» ты бы задал своим друзьям?
Примеры вопросов по содержанию рассказа «Цветок на земле» и ответы к ним можно посмотреть, перейдя по ссылке.
5. Если бы тебя попросили определить основную мысль рассказа «Ещё мама», чтобы ты ответил?
Основная мысль рассказа «Ещё мама»: Учительница — вторая мама для каждого ребёнка, она заботится о нём и любит так же, как родная мать.
6. Найди в библиотеке сборник рассказов Носова. Какие рассказы для детей вошли в него? Составь список.
Список рассказов Н. Носова из сборника «Мишкина каша», «Эксмо», 2014 год.
- «Мишкина каша»
- «Дружок»
- «Телефон»
- «Бенгальские огни»
- «Тук-тук-тук»
- «Огородники»
- «Клякса»
- «Федина задача»
- «Находчивость»
- «Наш каток»
- «Замазка»
- «Фантазёры»
7. Как ты общаешься с друзьями по телефону? О чём вы говорите? Придумайте диалог.
Мы очень хорошо общаемся по телефону с друзьями. Мы созваниваемся каждый вечер, но чаще используем мессенджеры. Мы обсуждаем новости, уроки, увлечения, планируем, что будем делать.
Пример диалога «Разговор по телефону» для инсценировки в лицах можно посмотреть, перейдя по ссылке.
8. Обсудите с другом, какие важные мысли из прочитанных рассказов пригодились бы вам в дальнейшей жизни. Сочини рассказ о своём друге детства. Запиши план.
Мне пригодятся в дальнейшей жизни следующие мысли:
— Работать нужно не спеша, но качественно.
— Найди себе дело и не будет скуки.
— Учиться нужно всегда.
— Относись к людям хорошо, и люди будут хорошо относиться к тебе.
— Начиная какое-либо дело, нужно всё взвесить и распланировать.
— Нельзя делать несколько дел сразу
План рассказа о друге детства для 3 класса
- Моя подруга детства.
- Что мы делали вместе.
- Что любила Ира.
- Обиды и ссоры.
- Примирение.
- Мы до сих пор друзья.
Рассказ о друге детства для 3 класса
В детстве у меня была подруга и звали её Ира.
Она была весёлой девочкой, но часто обижалась по пустякам.
Мы вместе играли, ходили в садик, рисовали и читали книжки.
Ира любила забирать себе самые интересные книжки и самые яркие карандаши. Но я не обижалась, потому что у меня всё равно оставалось, что почитать и чем порисовать.
А вот Ира часто обижалась, если я что-то ей не давала.
Но даже если мы ссорились, на следующий день мы мирились. И даже придумали свой ритуал для примирения.
Мы брали друг друга за мизинцы, трясли их, и повторяли: «Мирись, мирись, больше не дерись».
А потом смеялись и бегали друг за другом.
Я и сейчас дружу с Ирой, хотя её родители переехали, и она живёт теперь в другом районе.
9. Какие из прочитанных рассказов можно назвать весёлыми, юмористическими? Почему? Выбери выражения. Что ещё объединяет эти произведения? Запиши.
Отметим плюсом следующие выражения:
+ Герои произведения изображены в смешном виде.
+ Нелепое поведение героя, поступки вызывают улыбку.
+ Весёлая концовка произведения.
Юмористическими можно назвать рассказы «Золотые слова», «Великие путешественники», «Федина задача», «Телефон».
Эти произведения ещё объединяет то, что все они про детей.
10. Ты прочитал очень смешной рассказ Носова и решил поделиться своими впечатлениями с приятелем. Оказалось, что он тоже читал этот рассказ. Запиши вашу беседу.
Беседа с приятелем о рассказе Носова «Мишкина каша»
— А ты знаешь, я вчера прочитала классную книжку. Она называется «Мишкина каша». О мальчиках, которые остались на даче и пытались сварить себе кашу, а потом пожарить рыбу.
— Да ты что? А я тоже её читала, но в прошлом месяце.
— И как тебе, понравилось?
— Весёлая книжка! Так столько смешного!
— Я тоже смеялась, чуть со стула не упала!
— А что тебя насмешило больше всего?
— Мне понравился эпизод, когда каша полезла из кастрюли.
— А мне — как они пытались набрать воду в колодце.
— А ты помнишь имена главных героев?
— Конечно, Миша и Я.
— Ты?
— Да нет, это просто рассказ от первого лица написан. И один мальчик всё время себя Я называет. А имя не говорит.
— Ага, точно. Надо ещё что-нибудь из рассказов писателя Носова почитать.
11. Что у тебя хорошо получается? Выбери правильный ответ.
Выбираем ответы:
+ Задавать вопросы по тексту.
+ Находить эпизоды, позволяющие отстоять свою точку зрения.
+ Составлять список книг для выставки.
12. Что у тебя вызывает трудности?
+ Если у меня что-то плохо получается, я не знаю, как это исправить.
Поэма открывается посвящением королю Себастьяну, после чего автор переходит непосредственно к рассказу об экспедиции Васко да Гамы, в результате которой был открыт морской путь в Индию. Дружины Луза — в средние века считалось, что римское название Португалии Лузитания произошло от имени некоего Луза, — отчаливают от родных берегов. Пока герои борются с морской стихией, на Олимпе собираются боги, чтобы решить участь лузитан. Вакх, считающий себя владыкою Индии, опасается потерять свою власть и влияние в этих краях и склоняет богов обречь лузитан на гибель за дерзость, но покровительство Юпитера, Марса и Венеры спасает отважных.
Тем временем путешественники достигают берегов Африки, где к их кораблям подплывают челны с туземцами. От них лузитане узнают, что остров, неподалёку от которого они бросили якорь, называется Мозамбик и что его коренное население привержено исламу, хотя и находится под властью христиан. Туземцы предлагают путешественникам своего кормчего, который поможет им добраться до берегов Индии. На другой день к лузитанам приезжает правитель острова. Выслушав рассказ чужеземцев об их родных местах, о цели их путешествия, он проникается к ним острой завистью и решает захватить их корабли. Вакх, не оставивший, несмотря на решение совета богов, замысла погубить путешественников, принимает обличье мудреца, с мнением которого считается весь Мозамбик, и является к правителю острова, чтобы подбодрить того в решении погубить путешественников. Когда наутро те сходят с корабля на берег, чтобы пополнить запасы пресной воды, их поджидают вооружённые туземцы. Завязывается жестокий бой, из которого португальцы выходят победителями. Тогда правитель Мозамбика посылает к ним гонца с извинениями и кормчего, которому приказано сбить путешественников с пути.
Через некоторое время лузитане подплывают к славящемуся своим богатством острову Килоа, однако покровительствующая им богиня Цитера нарушает спокойствие стихии, и из-за сильного ветра моряки не могут пристать к острову, где их ожидал бы враждебный приём. Тогда коварный кормчий объявляет, что неподалёку есть ещё один остров, Момбаса, где живут христиане, хотя на самом деле он населён непримиримыми и воинственными мусульманами. Подплыв к Момбасе, португальцы бросают якорь. Вскоре появляются мавры, которые приглашают португальцев на берег, но Васко да Гама сначала посылает с ними только двух моряков, дабы те убедились, что на острове действительно живут христиане. Вакх, зорко следящий за путешественниками, на сей раз принимает обличье христианского священника и вводит посланцев в заблуждение. Но когда на следующий день армада направляется к острову, Венера и послушные ей нимфы, подняв страшное волнение на море, преграждают ей путь, Васко да Гама, поняв, что его корабли спасло Провидение, воссылает хвалу небу, а Венера просит Юпитера защитить народ, которому она покровительствует, от происков Вакха. Тронутый ее мольбами, Юпитер открывает ей, что кораблям Васко да Гамы суждено доплыть до берегов Индии и что перед португальцами впоследствии склонятся Мозамбик, Диу, Гоа.
Следующий остров, который встречают путешественники на своём пути, — Малинди, об искренности и честности правителя которого португальцы уже наслышаны. Посланец Васко да Гамы рассказывает королю Малинди о злоключениях путешественников, и исполненный дружелюбия правитель острова на следующий день сам является на корабль Васко да Гамы засвидетельствовать тому своё уважение. Португальцы тепло встречают короля и его свиту, радушно показывают ему весь корабль. Изумлённый правитель Малинди интересуется страной, откуда прибыли путешественники, ее историей. Васко да Гама рассказывает о прошлом своей родины, о ее героях, их деяниях, о смене королей, о мужестве португальцев, их завоеваниях, о том, как он сам решился на подобное предприятие. Потрясённый, правитель Малинди устраивает в честь путешественников пышное празднество, после которого они снова отправляются в путь.
Тем временем Вакх, не устающий чинить преграды португальцам, спускается в подводные владения Нептуна и призывает того отомстить лузитанам за дерзкое желание покорить новые земли и моря, посягнув тем самым на власть Нептуна. Вакх не скрывает от владыки моря — он сам опасается португальцев до такой степени, что готов нарушить волю Юпитера и решение совета богов. Возмущённый Нептун соглашается покарать мореходов. Тем временем наступает ночь и сон одолевает путешественников. Чтобы не задремать, один из них решает вспомнить о подвигах двенадцати португальских кавалеров, которые во времена Жуана I отправились в Англию защищать честь двенадцати английских дам. Рассказ прерывает известие о приближении сильнейшей бури; ее послал Нептун на погибель морякам. Хотя лузитане мужественно и самоотверженно борются со стихией, корабли их готовы пойти ко дну, и тогда Васко да Гама обращается к Провидению с просьбой о помощи. Молитва его услышана — ветер утихает.
Наконец путешественники достигают берегов Индии. Среди толпы, окружившей на берегу посланца Васко да Гамы, оказывается араб, знающий испанский язык. Он поднимается на корабль Васко да Гамы и рассказывает тому об этой земле, ее народе, их верованиях и обычаях. Затем Васко да Гама отправляется к правителю этих земель и предлагает ему заключить соглашение о дружбе и торговле. Пока властитель собирает совет, чтобы решить, какой ответ дать португальцам, те приглашают к себе на корабль Катуала, одного из правителей этих земель. Показывая ему висящие повсюду портреты своих прославленных предков, путешественники ещё раз вспоминают свою историю.
Вакх делает ещё одну попытку помешать лузитанам: он является во сне одному из индийских мусульман и предостерегает того против чужеземцев. Проснувшись, человек этот собирает единоверцев, и они вместе идут к властелину, перед которым обвиняют португальцев в дурных помыслах и грабежах. Это заставляет властелина задуматься. Он призывает Васко да Гаму и бросает ему в лицо услышанные от своих подданных обвинения, но отважный португалец доказывает свою невиновность и получает разрешение вернуться на корабль. Узнав от одного из мавров, что мусульмане поджидают торговый флот из Мекки, надеясь с его помощью расправиться с португальцами, Васко да Гама принимает решение тут же отправиться в обратный путь, тем более что погода благоприятствует путешествию. Однако он сильно сокрушается, что не смог утвердиться в Индии и заключить с ее властелином выгодный для Португалии союз, Все же цель достигнута — путь к далёкой желанной земле разведан.
Венера продолжает заботиться о мореходах и, чтобы дать им отдохновение, посылает на пути прекрасное видение — остров Любви, где обитают радостно встречающие героев нимфы и нереиды. Здесь путешественников ждёт радость любви, счастье, покой. На прощание одна из нимф открывает лузитанам будущее: они узнают, как португальцы утвердятся на встреченных им по пути землях и — самое главное — в Индии, что произойдёт на их родине, которая всегда будет славить своих отважных героев. Этим возвышенным славословием в честь участников похода и заканчивается поэма.
Автор краткого содержания: Н. А. Матяш. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная литература древних эпох, средневековья и Возрождения / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997. — 848 с.
ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ТРЕТЬЯ.
МЕСТО ПОГРЕБЕНИЯ ВАСКО ДА ГАМЫ
Ибо вся земля есть место погребения знаменитых людей.
Фукидид, книга II, глава 43.
Останки Васко да Гамы, первого графа Видигейры, были привезены в 1539 году в Португалию из Кочина, где они находились с момента погребения в 1524 году. Хотя определенно не известно, кто их перевез, это, вероятно, сделал один из его сыновей, которые неоднократно плавали на Восток. Останки были погребены в старой церкви Богоматери Реликвий в Видигейре, в соответствии с договором, заключенным с монахами этой церкви и подтвержденным указом короля Жуана III от 24 мая 1524 года. Об этом погребении не сохранилось никаких записей. В 1533 году, до того, как останки были привезены из Индии, сын Васко да Гамы, Франсишку, наследовавший ему в качестве второго графа Видигейры, основал вечный фонд для служения ежедневной обедни за души мореплавателя и его жены
Нынешняя церковь Богоматери Реликвий была закончена постройкой в 1593 году. Останки великого мореплавателя, которые уже раз были извлечены в Кочине в 1539 году, снова взяты с места погребения в старой церкви и перенесены в новую. Хотя нет никаких данных о перенесении, считают, что останки Васко да Гамы и других членов семьи перенес дон Мигел да Гама, внук адмирала, сделавший щедрые дары на строительство церкви. Полагали, что останки Васко да Гамы были помещены в склеп у алтаря на правой стороне (если встать лицом к алтарю). Крышка была сооружена из четырех каменных плит, лишь слабо отполированных на поверхности; на ней была выгравирована следующая эпитафия
AQUI JAZ О GRANDE ARGONA
VTA DOM VASCO DA GAMA PR
CONDE DA VIDIG VERA AL
MIRANTE DAS INDIAS ORI
ENTAES E SEV FAMOSO DES COBRIDOR[425]
В этой могиле останки адмирала покоились около двух с поло виной столетий.
28 мая 1834 года монастырь, церковь и двор монастыря Богоматери Реликвий в Видигейре подпали под действие строгого правительственного декрета, который предписывал ликвидировать ряд португальских церковных учреждений[426]. Последняя обедня была отслужена настоятелем монастыря в 7 часов утра 28 июня. После этого вся утварь и серебро были упакованы и в тот же вечер, здание было освобождено. В покинутую церковь пробрались воры, отвалили плиты могил и унесли с собой все, что им показалось ценным, причем много костей было разбросано, а много могильных камней разбито. На эти дикие разрушения никто не обращал внимания до 21 сентября 1841 года, когда церковь была продана правительством с аукциона как собственность запрещенного монашеского ордена. Правительство не подумало о том, что в здании находились останки одного из знаменитейших сынов Португалии, человека, который в результате своего плавания дал стране колониальную империю и возвысил Португалию до положения великой мировой державы. К счастью, дон Жузе Жил, купивший церковь, восстановил ее и возобновил в ней церковную службу. Таким образом место последнего упокоения членов рода Гамы было предохранено от дальнейшего ущерба и осквернения.
Аббат Антониу Дамазу ди Каштру, по-видимому, первый задумался над тем, что великому мореплавателю подобает быть погребенным в монастыре иеронимитов в Белене. Там его останки покоились бы на месте маленькой церкви в Риштеллу, где он проводил бдение в давний вечер 7 июля 1497 года, перед отплытием в Индию. Каштру произнес в 1844 году речь в португальской палате депутатов. Было проведено расследование, и губернатор города Бежа выступил с отчетом, рассказав о плачевном состоянии церкви и об ее осквернении Правительство опечатало могилы, запретив открывать их иначе, как по приказу короля. На этом и остановилось дело, и никаких мер больше принято не было. Вторая петиция Каштру в 1846 году тоже не привела ни к какому результату[427].
В 1871 году историк А. Тейшейра ди Араган сумел заинтересовать этим вопросом председателя государственного совета, и 24 февраля 1871 года король назначил комиссию, которая получила полномочия переправить останки в монастырь иеронимитов. Рафаэлу ди Каштру был поручен архитектурный проект гробницы. Прошло девять лет. 13 апреля 1880 года в королевской академии наук был зачитан документ, призывающий правительство принять официальное участие в церемонии переноса останков Васко да Гамы и Луиша Камоэнса (трехсотлетие со дня смерти которого должно было праздноваться 10 июня 1880 года). Правительство согласилось и назначило комитет для организации переноса останков Гамы. Тейшейра ди Араган, один из членов комитета, написал об этом подробный отчет.
Получив разрешение от дона Томаша, графа Видигейры и потомка Васко да Гамы, комитет, за которым следовала толпа горожан, отправился в часовню. Печати были сломаны и каменная плита поднята. К несчастью, когда останки были помещены в ящик из сандалового дерева, специально изготовленный в арсенале морского флота, не было проведено медицинского освидетельствования костей. Они представляли собой беспорядочную массу: осквернители могил все перемешали. «У нас было очень мало времени, но, складывая кости в ящик, мы заметили, — писал Араган, — что там были черепа, берцовые и голенные кости, которые, по-видимому, принадлежали четырем скелетам». Ящик поместили на катафалк; с каждой стороны его было поставлено в караул по ветерану королевской морской пехоты. Катафалк провожал торжественный военный и гражданский кортеж, в церкви состоялась служба, и ящик был официально передан правительству. Четыре ветерана флота подняли ящик, который был задрапирован португальским флагом. Когда ящик несли к погребальной колеснице, зазвонили колокола, сверкал фейерверк, играл городской оркестр и вторил ему военный оркестр. Вместе с ящиком несли деревянную статую святого Рафаэла с флагманского корабля Васко да Гамы во время его первого плавания. За этим последовала закладка краеугольного камня новой школы в Видигейре, которая должна была бы носить имя Васко да Гамы. Отсюда кортеж проследовал дальше, сопровождаемый звуками национального гимна и возгласами толпы. На каждой остановке кортеж встречали овациями. В Баррейру[428] ящик и статуя были помещены на королевскую барку, а оттуда на корвет «Минделлу», матросы которого взяли на руки ящик, а офицеры стали в почетный караул. Корабль прошел по Тежу до Лиссабонского арсенала, где по берегам реки стояли громадные толпы зрителей. У арсенала ящик и статую перенесли на королевскую бригантину, на которой находилась семья графа Видигейры и почетный караул морской пехоты. Из арсенала корабль отправился в Белен, где берег был по этому случаю украшен, а португальские и иностранные суда, стоявшие в гавани, дали артиллерийский салют. Ящик был вынесен на берег и поставлен на морской артиллерийский лафет, за которым шли армейские и флотские офицеры и потомки адмирала. В этот момент к процессии присоединилась другая процессия с останками Луиша Камоэнса, которые предстояло похоронить в церкви в то же время.
Процессия прошла между длинными рядами солдат, ставших на караул и сдерживавших толпу, под выстрелы пушек, звон колоколов а звуки военных маршей и гимнов, исполняемых оркестрами. Король дон Луиш с королевой встретили кортеж у входа в церковь иеронимитов. Придворные костюмы, парадная форма генералов, золотые, красные, белые и алые мундиры, мантии духовенства — все это представляло собой красочный фон большого национального события. Королевская чета с придворными вошла в церковь, там состоялась служба, и ящик с останками Гамы был поставлен в апостольском приделе алтаря. Там ящик был открыт, его содержимое проверено, и документ о его приеме был подписан королем, королевой и присутствовавшими знатными лицами. Затем король и королева возложили на ящик прекрасный серебряный венок, и на этом церемония была закончена[429].
Так 8 июня 1880 года, через 382 года и 11 месяцев после того как великий адмирал тронулся в путь от церкви в Риштеллу, он нашел наконец, как думали, место своего последнего успокоения. Однако рассказ еще не окончен. Имеется еще одна глава, которую следует прибавить к истории странствований останков дона Васко да Гамы, графа Видигейры, адмирала Индии.
Нужно напомнить, что комитет, которому было поручено перенести останки, вскрыл могилу у правой стороны алтаря и что на каменной плите могилы действительно было начертано имя адмирала. Но указывалось также, что в прежнем склепе находились четыре неполных скелета, из которых один, как предполагали, принадлежал Васко да Гаме.
Через некоторое время после перевозки костей в монастырь иеронимитов 8 июня 1880 года, Тейшейра ди Араган нашел рукопись, принадлежавшую ранее монастырю Богоматери Реликвий Видигейры и посвященную первому маркизу Низе. Рукопись озаглавлена: «Создание монастыря Богоматери Реликвий ордена кармелитов[430] и о том, как эта богоматерь явилась, и о могилах синьоров дома Видигейры, которые находятся в церкви». В дополнении, прилагаемом к рукописи, отмечалось, что рукопись приказал составить в 1646 году настоятель монастыря брат Жуан даш Шагаш, поручив эту задачу брату Алвару да Фонсеке. После этого идет очень важное заявление:
Первый синьор дома Видигейры, которого мы должны отметить среди тех, кто похоронен в этом монастыре Богоматери Реликвий, — это великий дон Васко да Гама, основатель дома графов Видигейры и первый его граф, который был женат на графине донне Татарине ди Атайди. Монастырь поместил эти кости на евангельской стороне [левой, если стать лицом к алтарю] около главного алтаря; это был великий дон Васко да Гама, первый открыватель Восточной Индии и ее королевский адмирал и первый граф Видигейры. На его могиле нет никакой надписи.
В рукописи указывается далее, что напротив могилы Васко да Гамы с правой стороны были похоронены «в могиле, устланной черным бархатом и покрытой покрывалом из черного бархата», другие члены рода Гамы и что на этой могиле была временная эпитафия на дереве.
Брат Жузе Пирейра ди Сант-Анна в своей книге «Хроника кармелитов в Португалии», написанной в середине XVIII века, также заявляет, что могила адмирала находилась на евангельской стороне. Если бы это заявление было сделано только одним из двух авторов, которые писали об этом событии в периоды, отделенные расстоянием в сто лет, то можно было бы допустить, что он совершил ошибку, но, имея утверждения двух авторов, притом священников, можно считать, что ошибка исключена. Кроме того, Сант-Анна указывает, что на могиле Васко да Гамы была эпитафия на камне, так же как и на могиле других членов рода Гамы[431]. Более того, поскольку евангельская сторона — эта главная сторона алтаря, совершенно естественно предположить, что именно там и должен был быть погребен адмирал, основатель рода. Тот факт, что комитет нашел части нескольких скелетов, когда он вскрыл могилу на правой стороне, делает еще более сомнительной идентификацию 1880 года.
Изучив рукопись брата Фонсеки и книгу брата Сант-Анна, Тейшейра ди Араган решил провести дальнейшее исследование этого вопроса. Вот что он пишет об этом:
11 июля 1884 года в 11 часов утра в алтаре церкви Богоматери Реликвий мы подняли могильный камень, прикрывавший склеп на евангельской стороне, и нашли среди обломков ящика, отделанного черным бархатом с позолоченными гвоздями, кости, принадлежащие одному скелету. Это и есть подлинное доказательство, подтверждающее то, что было сказано как в рукописи брата Алвару да Фонсени, так и в кармелитской хронике, и поэтому, в связи с этим расследованием и на основании причин, которые мы уже указывали, мы полагаем с полной уверенностью, что прах Васко да Гамы до сих пар лежит в склепе на евангельской стороне, куда он был помещен по окончании строительства церкви в 1593 году.
Араган заявляет, что надписи на обеих могилах характерны для конца XVII и начала XVIII века. Он высказывает предположение, что надписи сначала были вырезаны не на этих камнях, но еще более возможно, что грабители переменили камни. Поскольку в могиле адмирала, после переноса его праха, вероятно, не было ценных предметов, так как сначала в 1539 году его перевезли из Индии в часовню, а затем в 1593 году снова перенесли в церковь, разбойники быстро заметили бы это и не стали бы трогать кости. Однако мало вероятно, что они стали бы двигать тяжелые могильные плиты и потом переменили бы их местами на склепах. Истина, по всей вероятности, никогда не станет известна. Можно утверждать с достаточной уверенностью лишь то, что кости, перенесенные во время большого торжества 1880 года в монастырь иеронимитов, не были останками Васко да Гамы и что в 1884 году, когда Араган посетил церковь, прах Гамы находился все еще там, а кости в могиле в Белене были останками дона Франсишку да Гамы, четвертого вице-короля Индии, и других членов рода.
Опубликование материалов о находках Тейшейры ди Арагана в «Журнале географического общества в Лиссабоне» в 1889 году не заставило правительство предпринять какие-либо шаги для исправления вопиющей ошибки 1880 года Речь знаменитого историка Лусиану Кордейру (опубликованная в том же журнале в 1896 году) также не возымела никакого действия. После этого Араган сообщил о своих находках в особой книге, где он собрал все материалы из «Журнала» и где призывал правительство исправить ошибку.
Ошибка в конечном счете была исправлена, хотя единственная информация, которую автору данного сочинения удалось получить, — это страница в весьма странной книге, написанной Марией Теллиш да Гамой в 1902 году[432]. Факты были подтверждены в личном письме полковника Жуана А.Л. Галвана, секретаря Географического общества в Лиссабоне
В 1898 году, по случаю празднования 400-летия открытия морского пути в Индию, останки Васко да Гамы были извлечены и перевезены почти таким же образом, как и раньше, — на этот раз вечером на пароходе «Донна Амелия» — и были приняты министром морского флота и другими чиновниками[433]. Останки были помещены в могилу утром 9 мая 1898 года после несложной церемонии. Гробница, которую создал Симан Жузё да Луш Суриану, — мраморная, ее поддерживают шесть лежащих львов. На ней рельефные украшения — герб Гамы, корабли и т. п, а Гама изображен таким, каким он был, по описанию Корреа, перед погребением в Кочине обе его руки сложены в молитве Надпись под самой крышкой — стих из четвертой песни «Лузиад» Камоэнса.
Partimos nos assi do sancto templo
Que nas prams do mar estd assentado[434]
Таким образом Васко да Гама, после многих скитаний, покоится на том самом месте, где он стоял коленопреклоненный и молился в маленькой церкви Риштеллу[435].
Читайте также
ГЛАВА СЕДЬМАЯ. МОЛОДОСТЬ ВАСКО ДА ГАМЫ
ГЛАВА СЕДЬМАЯ.
МОЛОДОСТЬ ВАСКО ДА ГАМЫ
И этот Васко да Гама был человеком благоразумным, рассудительным в совете и бесстрашным во всякого рода приключениях.
Гашпар ди Корреа, «Сказания об Индии»
На западном побережье Португалии, на полпути между рекой Тежу и мысом
ГЛАВА ПЯТНАДЦАТАЯ. ВОЗВРАЩЕНИЕ ВАСКО ДА ГАМЫ
ГЛАВА ПЯТНАДЦАТАЯ.
ВОЗВРАЩЕНИЕ ВАСКО ДА ГАМЫ
Все выше, выше, выше,
На мачту лезь, матрос!
Не видно ль португальских,
Испанских берегов?
О капитан, я вижу,
Будь, капитан, готов —
Дошли до португальских,
Испанских берегов!
Аноним
Выполнив прискорбный долг — похоронив брата,
ГЛАВА ДЕВЯТНАДЦАТАЯ. ВТОРОЕ ПЛАВАНИЕ ВАСКО ДА ГАМЫ
ГЛАВА ДЕВЯТНАДЦАТАЯ.
ВТОРОЕ ПЛАВАНИЕ ВАСКО ДА ГАМЫ
И в следующем 1502 году он снова послал Васкуса Гаму с десятью кораблями, поручив ему стать господином моря и сделать все возможное во вред маврам
Перчас, «Странники», I, 11, 31.
Сам дон Васко не оставил никаких записей о своей
ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ВТОРАЯ. ТРЕТЬЕ ПЛАВАНИЕ ВАСКО ДА ГАМЫ. ВАСКО ДА ГАМА — ВИЦЕ-КОРОЛЬ. ЕГО СМЕРТЬ
ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ВТОРАЯ.
ТРЕТЬЕ ПЛАВАНИЕ ВАСКО ДА ГАМЫ.
ВАСКО ДА ГАМА — ВИЦЕ-КОРОЛЬ. ЕГО СМЕРТЬ
И именно дону Васко да Гаме … он [Жуан III] вручил управление Индией с титулом вице-короля.
Каштаньеда, «История Индии», книга VI, глава XXI.
Обстоятельства, приведшие к назначению
ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ПЯТАЯ. РОЛЬ ВАСКО ДА ГАМЫ И ЗНАЧЕНИЕ ЕГО ОТКРЫТИЯ МОРСКОГО ПУТИ В ИНДИЮ
ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ПЯТАЯ.
РОЛЬ ВАСКО ДА ГАМЫ И ЗНАЧЕНИЕ ЕГО ОТКРЫТИЯ МОРСКОГО ПУТИ В ИНДИЮ
Ни один великий человек на свете не живет напрасно. История мира есть только биография великих людей.
Карлейль[445], «Герои и героическое в истории».
Васко да Гама, в отличие от Колумба,
ДОПОЛНЕНИЕ. ПОТОМКИ ВАСКО ДА ГАМЫ
ДОПОЛНЕНИЕ. ПОТОМКИ ВАСКО ДА ГАМЫ
Потомство от брака Васко да Гамы и донны Катарины ди Атайди состояло из семи человек. Старшим был дон Франсишку да Гама, второй граф Видигейры, адмирал Индийского моря, придворный короля Жуана III. Вторым был дон Иштеван да Гама, который
13. Итак: мыс Фиолент — место рождения Христа, гора Бейкос — место его распятия, Чуфут-Кале — место смерти и первоначального погребения Марии Богородицы
13. Итак: мыс Фиолент — место рождения Христа, гора Бейкос — место его распятия, Чуфут-Кале — место смерти и первоначального погребения Марии Богородицы
Итак, нам удалось обнаружить три географических пункта, где произошли важные события XII века. В XIX–XX веках никто уже не
13. Итак: мыс Фиолент – место рождения Христа, гора Бейкос – место его распятия, Чуфут-Кале – место смерти и первоначального погребения Марии Богородицы
13. Итак: мыс Фиолент – место рождения Христа, гора Бейкос – место его распятия, Чуфут-Кале – место смерти и первоначального погребения Марии Богородицы
Итак, нам удалось обнаружить три географических пункта, где произошли важные события XII века. В XIX–XX веках никто уже не
Дуга Васко да Гамы
Дуга Васко да Гамы
Частота португальских экспедиций в зону пассатных ветров постепенно возрастала с открытием и колонизацией островов Мадейра, Азоров, островов Зеленого Мыса (Кабо-Верде), с открытиями на берегах Африки, с основанием фактории Арген, с освоением
Таинственный проводник экспедиции Васко да Гамы и закат арабского мореплавания
Таинственный проводник экспедиции Васко да Гамы и закат арабского мореплавания
В 1912 году ученый-востоковед, дипломат, географ и путешественник Габриэль Ферран случайно наткнулся в Национальной библиотеке Франции на арабские рукописи. Это была большая морская
36. Плавание Васко да Гамы
36. Плавание Васко да Гамы
Гарантировав, таким образом, португальцам исключительное право плавать в восточных морях, Жуан II немедленно распорядился готовить экспедицию в Индию. Вместо каравелл, которые до того времени использовались для экспедиций, флот, который должен
Таинственный проводник экспедиции Васко да Гамы и закат арабского мореплавания
Таинственный проводник экспедиции Васко да Гамы и закат арабского мореплавания
В 1912 году ученый-востоковед, дипломат, географ и путешественник Габриэль Ферран случайно наткнулся в Национальной библиотеке Франции на арабские рукописи. Это была большая морская
4. Лоцман Васко да Гамы
4. Лоцман Васко да Гамы
Работа над рукописями несет свои радости и свои горести, как все в жизни. Однако, рукописи ревнивы: они хотят владеть вниманием человека целиком и только тогда показывают свои тайны, открывают душу – и свою, и тех людей, что были с ними связаны. Для
Вторая экспедиция Васко да Гамы
Вторая экспедиция Васко да Гамы
Начальником новой большой экспедиции, снаряженной после возвращения Кабрала, был назначен Васко да Гама. Часть флотилии (15 судов) оставила Португалию в феврале 1502 г. В Мозамбикском проливе одно судно потерпело крушение, команда спаслась.