Рассказ от неживого предмета

В европейской цивилизации и культуре есть одна удивительная особенность признание факта поражения как достойного результата состязания, на войне ли,

В европейской цивилизации и культуре есть одна удивительная особенность – признание факта поражения как достойного результата состязания, на войне ли, в искусстве или спорте. Более того, мы можем увидеть среди европейских народов своеобразный культ поражения. Ведь проиграть с честью заведомо более сильному врагу совсем не оскорбительно. Можно даже сказать, что в поражении проявляется куда больше достоинств человека, нежели в победе.

Победа всегда одинакова. Слава достается победителям, которых превозносят. Но не только победитель вправе гордиться собой. Потерпевший поражение порой показывает гораздо большую силу духа, способность противостоять ударам судьбы и готовность, поднявшись после почти смертельного удара, вновь вступить в бой. Да и сама готовность принести жертвы, а, возможно, и погибнуть, при этом прекрасно понимая, что победы не добиться – это пример демонстрации доблестей, достойных героев античности. Поражение же каждый раз показывает своих героев с иной стороны, демонстрирует разные сильные стороны тех, кто проиграл, но сохранил твердость духа.

Пожалуй, впервые эта идея была отражена в рыцарской поэме IX века «Песнь о Роланде». Мы найдем немало примеров того, как средневековые менестрели воспевали победы героев, но в истории Роланда предметом восхищения стало самое тяжелое поражение, которое постигло армию императора Карла Великого, правителя франков, отправившегося воевать в Испанию. Когда войско после долгих походов и тяжелых боев возвращалось на родину, командовать арьергардом был назначен бретонский маркграф Роланд – пример рыцарства и чести для всей Франкской империи.

В Ронсевальском ущелье небольшой отряд Роланда попал в засаду, устроенную маврами, басками и арагонцами. Роланд, получивший от своих воинов прозвище Неистовый, сражался как лев. Он сразил множество врагов и отказывался, несмотря на просьбы своего друга графа Оливье, протрубить в волшебный рог Олифант, который обладал способностью призвать в бой армию императора Карла. Ведь он не мог отвлечь уходящие войска франков и был обязан задержать врагов. Поэтому, когда подмога всё же пришла, на поле боя император нашел лишь мертвого Роланда, который с тех пор стал воплощением готовности рыцаря умереть за своего сеньора и свою честь.

«Песнь о Роланде» несла своим слушателям и читателям очень важную идею – бывают ситуации, когда поражение ценится ничуть не меньше, чем победа. Роланд ценой своей жизни и жизней своих воинов спас куда больше людей, которые могли попасть в засаду, устроенную в горах.

Фото: Битва при Фонтенуа, Пьер Ланфан

Зовет к себе Роланд Готье де л’Она:
«Возьмете вы французов десять сотен,
Займете все ущелья и высоты,
Чтоб император не понес урона».

Так оруженосцы и молодые рыцари, слушавшие «Песнь о Роланде» в сумрачных покоях фамильных замков, готовились к тому, чтобы в любой момент, если король прикажет, повторить подвиг маркграфа бретонского. И это не было пустыми словами. Французское рыцарство не раз демонстрировало готовность умереть, но не лишиться чести. В битве при Пуатье погибло почти всё французское рыцарство, включая высшую знать королевства. Об отношении людей Средневековья к смерти в бою много говорит поступок короля Богемии Иоанна Люксембургского в бою при Креси. Вот что рассказывает об этом хронист: «Когда Иоанн услышал команду к бою, он сказал: «Господа, вы теперь все мои друзья и братья по оружию, поэтому я прошу вас, потому что я слеп, взять меня с собою в бой». Рыцари согласились, и поскольку он не хотел затеряться в толчее, привязали его в седле боевого коня. Король поскакал в рядах французской конницы на англичан. Утром король был найден мертвым на земле».

Великий французский философ конца XVI века Мишель де Монтень писал в своей книге «Опыты» об уже куда более гуманных временах: «Посмотрите, как наша душа придает этой смешной забаве (игре или спортивным состязаниям – прим. авт.) значение и смысл, как напрягаются все наши нервы и как благодаря этому она дает возможность любому человеку познать себя самого и непосредственно судить о себе. Какие только страсти не возбуждаются при этой игре! Гнев, досада, ненависть, нетерпение и пламенное честолюбивое стремление к победе в состязании, в котором гораздо извинительнее было бы гордиться поражением». Вот пример того, как взгляды европейцев ничуть не переменились за прошедшие с момента создания «Песни о Роланде» шесть столетий.

Не стоит думать, что всё это было чуждо русским. Вспомним наш собственный эпос – былины. И увидим, что там герои-богатыри, подобно Роланду, порой терпят самые тяжелые поражения и гибнут от рук врагов. Михайло Поток был убит собственной женой, могущественной колдуньей, Дунай Иванович был побежден Добрыней и на долгие годы брошен им в киевскую темницу. Добрыня же не раз побеждал Алёшу Поповича и даже грозил убить его. Кстати, Алёша, согласно тексту одной из былин, погиб, убитый братьями Збродовичами. Сказители Древней Руси не видели ничего обидного для самых выдающихся витязей оказаться побежденными. На войне или в рыцарском поединке случается всякое, невозможно побеждать всех и всегда. До этого не дошел даже Илья Муромец, который не раз был схвачен врагами. Подобное отношение к поражению характерно для военной знати Европы, а русское боярство и княжеская дружина в этом отношении ничуть не отличались от франкских маркграфов, герцогов или епископов.

В Новое время ситуация ничуть не изменилась. Но теперь уже на битвы выходили не отдельные рыцари, а целые армии.

Конфликты XVIII века даже получили прозвище «войны в кружевах», потому что на сражения было принято украшаться так, будто идешь на бал или на прием к королю. Кружева, золотое шитье, роскошные плюмажи, блеск галунов и полированного серебра и золота сопровождали воинов этого времени, превращая кровопролитие в торжественный ритуал подтверждения делом своей верности присяге. Война приобрела настолько эстетские формы, что это нашло отражение на множестве батальных картин. Никогда еще ни раньше, ни после этой эпохи, смерть в бою не была настолько прекрасна.

В сражении при Фонтенуа между англичанами и французами в 1745 году в атаку пошли все резервы англичан – лучшие части их армии. Под развернутыми знаменами с музыкой маршировали три полка гвардии, за ними следовали армейские полки. Британцы медленно приближались к строю спокойно ожидающих их французов. Шеренги 1-го гвардейского пехотного полка подошли вплотную к линии французской гвардии. Ни один из противников не открывал огонь, не желая показать себя трусами, которые начали стрелять сразу, как увидели врага. По обычаю того времени, офицеры шли впереди строя, демонстрируя подчиненным, как надлежит умирать за своего короля.

Французы и англичане сняли шляпы и церемонно раскланялись, приветствуя друг друга, но приказа стрелять так и не прозвучало. Тогда капитан 1-го пехотного полка гвардии лорд Хей обратился к стоящему напротив него лейтенанту французской гвардии графу д’Отрошу: «Господа французские гвардейцы, стреляйте!». На это д’Отрош ответил еще большей любезностью, заявив: «Господа, мы никогда не стреляем первыми, стреляйте сами». Это соревнование в куртуазности бесконечно продолжаться не могло. Раздался приказ, англичане сделали залп. Граф д’Отрош упал на траву Фонтенуа, обливаясь кровью. Так честь офицеров и аристократов была в очередной раз поставлена выше, чем жизнь. Ведь возможность выжить – ничто в сравнении с тем, что ты обязан не опозорить поколения предков, которые создали твой род, сделали его знатным и могущественным.

Когда в те же времена полководцев награждали за проигранные сражения высокими орденами, это вовсе не означало поощрения неудачливых и некомпетентных. Это были награды за стойкость и храбрость, с которой вверенная генералу армия сражалась и с честью проиграла бой. Точно так же на Триумфальной арке, сооруженной в Париже в честь Наполеона I, значатся не только громкие победы при Аустерлице или Йене, но и поражения при Гейльсберге, Красном или Полоцке. Стоит отметить, что войнам того времени было совершенно не свойственно создание «образа врага». Противник представал в них не чудовищем, а воином, сражающимся, потому что ему так приказал суверен. Поэтому никто не сомневался в том, что враг тоже обладает честью. Плененного вражеского офицера могли просто отпустить на свободу под честное слово, что он больше не поднимет оружие (и обычно такие обещания соблюдались самым строжайшим образом), его не бросали в темницу, а принимали в своем имении, на обеде или балу.

Еще один выдающий пример поражения, как предмета для гордости, дала Крымская война. Тогда под Балаклавой британский барон Реглан приказал бригаде графа Кардигана атаковать русские позиции прямо по фронту. Что это было – ошибка или некомпетентность, историки спорят до сих пор. Но британские всадники выполнили приказ и поскакали прямо на пушки и плотный ружейный огонь русских. Из шестисот человек вернулась всего одна треть. Поэт Теннисон написал об этой атаке проникновенную поэму «Атака легкой бригады», мгновенно ставшей классикой английской литературы.

Долина в две мили  редут недалече…
Услышав: «По коням, вперед!»,
Долиною смерти, под шквалом картечи,
Отважные скачут шестьсот.

Рассказ о том, как офицеры и солдаты не могли ослушаться приказа и пошли на верную смерть, стал тем поражением, что вдохновлял англичан в тяжелейших сражениях Первой и Второй мировых войн. Эта история стала лучшим примером того, как, по словам В. Овчинникова (автора книги «Корни дуба», очень долго изучавшего английское общество), «…назначение джентльмена возглавить и повести за собой людей в час трудных испытаний». Эта готовность культивируется в британском обществе и поныне, придавая ему моральную силу. Крымская война стала для русских примером такого поражения, которым можно гордиться не меньше, чем победой. Российская империя в одиночку сражалась против Великобритании, Франции, Османской империи и, несмотря ни на что, выстояла, не сдалась, сумела довести дело до заключения мира, который всеми сторонами был признан, как почетный. А в 1812 году император Александр I демонстрировал готовность терпеть любые поражения, отступать хоть до Камчатки, но продолжать сражаться с Наполеоном I.

Столетием раньше долгая и тяжелая война за австрийское наследие 1740-1748 годов была выиграна Австрией не на полях сражений, а с помощью невообразимого упрямства и силы воли императрицы Марии-Терезии. В этой войне австрийцы продемонстрировали не столько способность побеждать, сколько готовность подниматься после самых тяжелых ударов и вновь идти в бой. Именно это умение не раз спасало Австрийскую империю от полной катастрофы. На протяжении XVII – XVIII – XIX веков не раз получалось так, что армия австрийского императора разбита, противники готовятся праздновать победу. И вдруг откуда ни возьмись появляются новые полки, которые упрямо идут в бой, защищая, казалось бы, безнадежное дело.

Увы, готовность принимать поражение, свойственная рыцарскому духу, совершенно исчезла в России при коммунистах. Основывая свою легитимность на выигранной ими Гражданской войне, большевики создали настоящий культ победы, в котором не было места сомнениям. Пропаганда объявляла проигранные сражения выигранными, потому что Красная армия под руководством коммунистов не может проиграть. В одной красноармейской песне звучали такие слова:

На Дону и в Замостье
Тлеют белые кости.
Над костями шумят ветерки.
Помнят псы-атаманы,
Помнят польские паны
Конармейские наши клинки.

Это был рассказ о сражении при Замостье, где Первая конная армия Будённого потерпела тяжелейшее поражение от польских войск. Но в стихах поражение объявили славной победой, о которой должны помнить «польские паны». Эта же уверенность в победе над любым врагом, внушаемая обществу в конце 1930-х годов, стала причиной того, насколько тяжело переживали граждане СССР поражения, не раз случавшиеся в ходе большого наступления немцев в 1941-1942 годах. А Таллинская эвакуация флота, которая стала поражением, намного превосходящим Цусиму, либо замалчивалась, либо героизировалась и легендировалась, как тяжело доставшийся успех.

Советская идеология не могла признать поражения. Ведь, во-первых, во главе страны и армии стоит партия, направляемая «единственно верным учением Ленина» – она не может проигрывать или ошибаться. А во-вторых, если коммунисты терпят поражения, то как отвечать на возникающий вопрос: зачем была устроена революция, красный террор и Гражданская война? Именно это сохранившееся преклонение перед победой и страх перед поражением во многом до сих пор служит причиной терзающего современное русское общество посттравматического расстройства, связанного с утратой былого «величия» при СССР. Ведь если мы не смогли спасти великое государство, то значит мы сами плохи, думает типичный носитель такого образа мыслей.

Так что нам еще только предстоит научиться гордиться своими поражениями. И видеть в них знамение будущих побед. Стимул собраться с силами и победить.


весь текст



487 079 зн., 12,18 а.л.

  • Аннотация
  • Оглавление
  • Статистика
  • Доп. материалы
  • Глава 1
  • Глава 2
  • Глава 3

  • Глава 4

  • Глава 5

  • Глава 6

  • Глава 7

  • Глава 8

  • Глава 9

  • Глава 10

  • Глава 11

  • Глава 12

  • Глава 13

  • Глава 14

Добавили в библиотеку

5 253


Начало и конец дня на графике считаются по московскому времени (UTC +03:00)

Файлы

Название Размер

Персонажи.docx 20,4 КБ

Сортировать по

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста.

profesional856 637707572151131097

 раскрыть ветвь
 0

zerasorokin 637274106773184616

Александр Сорокин


А может кто нибудь что-нибудь посоветовать похожее, над чём-то заместить пока ожидание. 

 раскрыть ветвь
 0

deagle174 636929804287411268

Deagle


А когда животик закончите на пляже греть? Очень хочется опять окунуться с головой в ваш мир! 

 раскрыть ветвь
 0

Отаку


Подскажите пожалуйста кто такой Окрус

 раскрыть ветвь
 3

posmygaev 637762712289993951

 раскрыть ветвь
 2

Отаку


Подскажите пожалуйста кто такой Окрус? 

 раскрыть ветвь
 1

posmygaev 637762712289993951

Владимир Посмыгаев

автор

Главный злодей) Он появлялся в начале этой книги и в первой, когда Доусон только прибыл на Элирм.

 раскрыть ветвь
 0

F G V


Пользователь удалил свой комментарий.

 раскрыть ветвь
 2

posmygaev 637762712289993951

 раскрыть ветвь
 1

F G V


Гундахар и его Криолитовые колы546cc7ea1c3d4a4d8c6c9f1ed246280f

 раскрыть ветвь
 1

posmygaev 637762712289993951

 раскрыть ветвь
 0

id83068162 637024739315613025

Савелий Архипов


Только добрался до последней главы, экзамены, все дела…

Однозначно моя любимая книга в цикле, на данный момент ? 

Спасибо, Вова, за творчество!

 раскрыть ветвь
 1

posmygaev 637762712289993951

 раскрыть ветвь
 0

id7338297 637051098153276535

 раскрыть ветвь
 3

posmygaev 637762712289993951

 раскрыть ветвь
 2

StefanVeretilnyj 636750525438081211

 раскрыть ветвь
 2

posmygaev 637762712289993951

 раскрыть ветвь
 1

StefanVeretilnyj 636750525438081211

 раскрыть ветвь
 1

posmygaev 637762712289993951

 раскрыть ветвь
 0

KovalevSPT 637420842731734985

Maharaja


Верните пожалуйста краткую заметку о персонажах в блоге) она помогает так неплохо вспомнить кто есть кто перед прочтением новой части )

 раскрыть ветвь
 0

#ЯПМП


Наверное поздно об этом писать, но главу стоило выложить 16 декабря, ведь первая глава цикла была опубликована 16 декабря 2020 года

 раскрыть ветвь
 3

posmygaev 637762712289993951

 раскрыть ветвь
 2

f e r zz 637233967960267537

Макс Книга


Автор когда продолжение серии? Уж очень увлекательный рассказ !

 раскрыть ветвь
 0

 раскрыть ветвь
 3

posmygaev 637762712289993951

 раскрыть ветвь
 2

ANDREI


Честно говоря, слово «чуточку» стало напрягать. Но за серию респект автору. 

 раскрыть ветвь
 0

Asp


Фух… Догнал, можно и выдыхать. 4 тома залпом проглотил и жутко хочется ещё. Давно уже так не читал книги. 

Автору огромная благодарность! 

 P. S. и спасибо, к сожалению не помню кому, кто обратил моё внимание на эту серию. 

 раскрыть ветвь
 0

id99867863 636494693838695103

Никита Михеев


пытался написать огромный комментарий и в красках описать свои чувства, но не вышло)

книга огонь! цикл огонь! автор пиши еще))

 раскрыть ветвь
 1

posmygaev 637762712289993951

 раскрыть ветвь
 0

KirsanKayfat


Привет! Хотел спросить, а чей спутник в итоге Хангвил — Эо или Августа? Просто в конце третьей книги показалось, что не просто так Винни принес Августу зелье
Но в четвертой на этом факте акцента не было, отсюда и вопрос)

P.S. Читаю прям взапой, очень круто! 

 раскрыть ветвь
 0

Написать комментарий

posmygaev 637762712289993951


889K



1 222



2 484

ab4c061a0e324ad986658430383c0b07

5

Приложение 73


Конспект НОД с использованием здоровьесберегающих,

игровых технологий, приемов ТРИЗ

(старшая группа)

Тема: «Мы гуляем по весеннему лесу»

Цель:

  • Развитие связной речи по лексической теме «Весна пришла», закрепить признаки весны.

Задачи:

  • учить выделять объекты, изображенные на картине

  • продолжать учить детей отвечать на вопросы взрослого полным предложением,

  • учить составлять предложения, сравнения со словом «как»,

  • составлять рассказ от имени живого и неживого предмета (с творческим заданием: рассказ от первого лица),

  • развивать у детей эмпатию, наделяя объекты на картине человеческими чувствами, мыслями, характерами

  • продолжать учить придумывать загадки, упражнять в чтении.

Ход НОД:

Организационный момент:

(Дети вместе с воспитателем становятся в круг)

В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо, раз, два, три.

А теперь пойдем налево, раз, два, три.

В центре круга соберемся, раз, два, три.

И на место все вернемся, раз, два, три.

Улыбнемся, подмигнем,

Заниматься мы начнем.

Воспитатель: — Ребята, прежде чем сказать, о чем мы будем говорить, я загадаю вам загадку, вы попробуете отгадать, что это:

Зазвенели ручьи,

Прилетели грачи,

В дом свой – улей

Пчела первый мед принесла.

На ветках плотные комочки –

В них дремлют клейкие листочки.

Воспитатель: — Ребята, о каком времени года говориться в этой загадке?

(Предполагаемые ответы детей: — о весне)

Воспитатель: — Все верно, ребята. Сегодня мы поговорим о весне. Я предлагаю отправиться всем вместе в путешествие по весеннему лесу.

Воспитатель: — А вы хотите очутиться в весеннем лесу?

(Предполагаемые ответы детей: — Да, конечно, хотим)

(Выставляется сюжетная картинка)

(Прием ТРИЗ «вхождение в картину» — «Я слышу»,

«Я ощущаю носом», «Я ощущаю руками»)

Воспитатель: — Предлагаю рассказать, что изображено на картине (какое время года, какие признаки весны и т. д)

Д/ игра: «Найди приметы весны»

Воспитатель: — Ребята, давайте найдем картинки, на которых изображены приметы весны. Но, вы, взяв картинку, должны объяснить: почему вы ее взяли.

Дети выставляют картинки на магнитную доску.

Я предлагаю вам рассмотреть картину с помощью подзорной трубы и выделить любой предмет на этой картине и загадать о нем загадку.

(Например, привожу пример).

Речевая игра: «Ассоциации»

придумывание предложений со словом, КАК по схеме методом ТРИЗ «мозговой

штурм»

Луч согревает как — одеяло, шарф,

В снегу ноги утопают как в — каше, болоте.

Ручей мчится как — автобус, ракета, поезд,

Шумит как — ребенок;

Листочки прилипают как — пластырь, смола,

Птицы шумят, ссорятся как — дети, листва на дереве, погремушка, ветер.

Почки набухают как — каша, губка, ранка после ожога,

Сосульки капают как — слезы,

Деревья покрываются листвой как — одеялом, шалью.

Воспитатель выбирает наиболее точный и понравившийся вариант.

Физкультурная минутка:

Солнышко, солнышко, в небе свети (дети тянутся руками вверх)

Яркие лучики к нам протяни! (вытягивают руки вперед ладонями вверх).

Ручки мы вложим в ладошки твои,

Нас покружи, оторвав от земли. (Кружатся, хлопают в ладоши).

Быстро шагают резвые ножки. (Быстро шагают на месте).

Солнышко скрылось, ушло на покой, (Приседают,

Мы же на место сядем с тобой. (Тихо садятся на свои места).

Воспитатель: — Продолжите предложения:

Я ощущаю руками (холодный мокрый снег, нежные клейкие листочки) и т.п.

Я слушаю (пение птиц, звон ручья, звон капели)

Я чувствую запах (Цветов, свежести, влаги, листьев)

Воспитатель: — Какие вы молодцы, ребята! А теперь я предлагаю оживить картинки.

Вы — герои. Превратитесь во что-нибудь и опишите свое настроение и свое отношение к окружающим вас предметам — прием эмпатии.

Рассказ от первого лица.

Выбирают картинки: лужа, трава, ель, прутик, ручей и т. п.

(Предполагаемые рассуждения, ответы детей):

Солнце (луч) – Я – доброе, яркое, лучистое, ослепительное, теплое, желтое, круглое. Мне нравится дарить тепло, согревать землю. Мне не нравиться, что деревья скрывают от меня цветы, и я не могу их согреть.

Ручей – Я чистый, лесной, быстрый, стремительный, шумный, звенящий. Я люблю петь песни, когда бегу, их напеваю. Мою воду ждут цветы и птицы. Я несу воду в большую реку.

Лужа – Я грязная, большая, темная. Я ничего не делаю, меня никто не беспокоит, все забыли обо мне.

Снег – я серый, мокрый, рыхлый, грязный. Не люблю солнечный свет,

люблю прятаться под деревьями.

Игра с элементами ТРИЗ: «Давайте найдем самое удачное название картине»

Упражнение в чтении.

Дети выбирают пословицу о весне, прочитывают ее. Она будет названием картины.

Дети выбирают пословицу среди других произвольно.

Воспитатель: — Почему мы так назвали картину?

(рассуждения, ответы детей)

Рефлексия.

Воспитатель: — Дети, как вы думаете, какое задание было самым сложным?

(рассуждения, ответы детей)

Воспитатель: — С каким заданием вы справились быстро?

(рассуждения, ответы детей)

Воспитатель: — Дети, я хочу сказать, что вы большие молодцы! Очень активно работали, все правильно отвечали, рассуждали и предполагали!

19 ноября 2021

Рассказ от неживого предмета

Для своих друзей-журналистов — Александра Кулиша, Александра Рымкевича и Алёны Долецкой — я организовала поездку в Узбекистан для того, чтобы о том, какая это красивая, интересная, гостеприимная и легкая для путешествий страна узнало как можно больше людей. О том, как все было, о том, что гостям понравилось, — в этом посте.

Маршрут я делала исходя из интересов гостей. В скольких вариациях он существовал — не перечесть! Мы сначала ждали выхода книги, который все задерживался, потом адекватных цен на билеты, потом нормального расписания, потом того, чтобы все смогли в одно время оказаться в одном месте. Саша и Саша в Узбекистане не были никогда, Алёна бывала в Бухаре и Самарканде, но довольно давно, при старой еще власти, и кратко. При этом количество времени, которое гости были готовы стране уделить, было разным, а интересы где-то сходились, а где-то расходились. В итоге общими усилиями нам удалось придумать программу, в которой было максимально учтено все.

Нас интересовали в первую очередь:

  • сейсмический модернизм Ташкента;
  • изобразительное искусство;
  • крафт и ремесла.

Наш маршрут был таким: 3 ночи в Ташкенте, 1 в Нукусе, 1 в Хиве, 2 в Бухаре, 3 в Самарканде. Это необходимый минимум. Реально минимум! Нам не хватило времени в Ташкенте, мы не успели на блошиный рынок, мы не увидели ничего из природных красот. Общий настрой после поездки: поедем в Ферганскую долину весной! А еще было бы неплохо вернуться в Ташкентскую область на хайкинг, да и в Бухару на выходные еще раз слетать мы были бы не прочь. Не говоря уже о Сурхандарье…

Что запомнилось гостям?

Александр Кулиш: «Все очень недооценивают Ташкент. Но там только на модернизм может уйти целый день. А если заходить в мастерские ремесленников – то там вообще можно зависнуть. А есть еще метро, художественный музей, роскошный рынок. Если хорошая погода – приятно прогуляться, город зеленый. Я за 2 полных дня не успел всего, что хотел.»

Алёна Долецкая: «Нукус был шокирующе культурным. Хива — трогательна в своей попытке восстановить все как было. И в путь на Бухару. Жизнь внутри бесконечного орнамента, сюзане всех мастей вместо окон, стен и полов, и тот самый плов, только от воспоминаний о котором льётся слюна. Телефон дымится от фотографий (уже тянет на трёхтомник). Узбекистан без узбеков, но каракалпаки, бухарцы, хивинцы из Хорезмского оазиса — все разные и очень тёплые люди. Подумайте про ближайшие отпуска или длинные выходные. Для разгона аппетита и тренировки глаза смотрим картины Верещагина из «Туркестанской серии», бронируем билеты в Ташкент, забываем о диетах и едем по стране.»

Александр Рымкевич: «Бухара произвела на меня самое приятное впечатление. Как ни странно, но я сравнил бы ее с Флоренцией — не по красоте или значимости, а по какой-то уникальной соразмерности человеку. Это тот редкий пример города, в котором приятно заблудиться, можно много гулять пешком (благо, исторический центр города весь пешеходный), заглядывать в местные лавочки, где не просто торгуют, а трудятся ремесленники. Нагулявшись, поторговавшись и устав, можно выпить хорошего кофе (а это в Узбекистане редкость). И самое главное — где помимо туристической толкотни есть местная жизнь. Кстати, туристов в городе почти не было, а еще в Бухару летает прямой рейс «Аэрофлота». Это я ни на что не намекаю…»

Ташкент

Я, безусловно, согласна с Сашей в вопросе недооцененности Ташкента. И знаю как организатор, что на этот город всегда не хватает времени. В лучшем случае столица Узбекистана является перевалочным пунктом, стартовой точкой, откуда гости начинают путешествие по стране. В худшем же Ташкента в программах просто нет, хотя на мой взгляд он не просто стоит визита, а является прекрасным вариантом для совершенно отдельной, полноценной поездки. Ехать в Ташкент, скажем, на день, чтобы посмотреть исламские памятники и отправиться дальше в поездку по стране, — идея неважная. Этот город куда сложнее, он многослойный и многосложный. В нем есть все — и старый центр, и узнаваемые восточные картины, и архитектура модернизма, и ремесленные мастерские, и национальная еда, причем не только узбекская.

Ташкент можно показать по-разному. Показать так, что у гостей не будет ощущения, что они, так скажем, в каком-то не совсем Узбекистане. Конечно, нужен проводник, потому что сходу ни в Ташкенте, ни в Узбекистане вообще найти ничего нельзя. Гастрономия, музеи, шопинг, отличные отели — в Ташкенте есть все — и все достойное описано в моей книге. Проведенные нами в городе три дня только укрепили меня в желании сделать в следующем сезона отдельный тур именно в Ташкент.

Огромный плюс города — микс привычного нам образа жизни с достойными отелями, кофейнями, барами со среднеазиатским колоритом. В Ташкенте можно бесконечно переключаться с одного на другое, это в полном смысле мегаполис.

Рассказ от неживого предметаРассказ от неживого предмета

В старом городе

Рассказ от неживого предметаРассказ от неживого предмета

Ташкентская осень: у католического собора Святейшего Сердца Иисуса и в Японском саду

Рассказ от неживого предметаРассказ от неживого предмета

Ташкентский модернизм в деталях

Рассказ от неживого предметаРассказ от неживого предмета

Машина времени и обед на базаре Чорсу

Рассказ от неживого предметаРассказ от неживого предмета

В Музее прикладного искусства Узбекистана

Рассказ от неживого предмета

Особняк великого князя Константина Романова

Рассказ от неживого предмета

Ташкентский модернизм

Рассказ от неживого предмета

В гостях у вышивальщицы Мадины Касымбаевой

Рассказ от неживого предмета

В гончарной мастерской семьи Рахимовых

Рассказ от неживого предмета

Коллекция посуды в подъезде дома номер 45 по проспекту Амира Тимура, отреставрированном силами декоратора Влада Заманова

Саша о ташкентском модернизме:

Нукус

Из Ташкента мы вылетели в Нукус, столицу автономной республики Каракалпакстан. Главная точка притяжения в Нукусе  — музей им. И.В. Савицкого. О том, как Игорь Савицкий за государственный счет спас и фактически спрятал в далеком от Москвы Нукусе тысячи работ запрещенного советского искусства, я вам уже рассказывала. О том, что еще смотреть в Каракалпакии, тоже.

В эту поездку мне удалось сделать так, чтобы в музей мы сходили не один, а целых два раза: график поездки не всегда это позволяет. Коллекция музея огромна и размещена в двух выставочных зданиях. Несмотря на то, что одно из них сейчас на ремонте, на вдумчивый осмотр даже одного корпуса нужно значительное количество времени. В особенности, когда летишь так далеко.

Нас принимал директор музея Тигран Мкртычев. Каракалпакии и музею повезло дважды, потому что Тигран Константинович, будучи страстным археологом, держит в уме не только планы по развитию самого музея, но и горит идеей создания в республике археологического парка. Я ведь не раз вам уже говорила, что для интересующихся археологией именно Каракалпакия — направление номер один в Узбекистане. В общем, вместе с Тиграном мы побывали на развалинах крепости Гяур-кала, почти на границе с Туркменией. И почувствовали себя где-то между четвертым веком до н.э., когда она была основан, и тринадцатым, когда в эти края пришел Чингисхан.

Рассказ от неживого предмета

Все, что осталось от Гяур-калы

Рассказ от неживого предмета

Соленая почва Каракалпакии

Рассказ от неживого предметаРассказ от неживого предмета

Каракалпакские сфинксы

Рассказ от неживого предмета

В некрополе Миздахкан

Саша о музее:

Хива

Из Нукуса до Хивы — три часа езды. За те несколько лет, что я езжу в Узбекистан, именно Хива изменилась больше всего. За нее серьезно принялись; прибавив в ухоженности, она заметно потеряла в аутентичности. И плитку тут кладут хорошую и качественно, и провода под землю закопали, и подсветка сделана на новый лад, а город все равно производит на гостей впечатление неживого. Не в последнюю очередь потому, что с ремеслами, а, следовательно, с оживляющими город лавочками, базарами и магазинчиками тут исторически дела обстоят не очень. Торгуют в Хиве сейчас много, но в основном ширпотребом. И глаз путешественника, без сомнения, распознает фальшь, видит, что ему пытаются подсунуть Китай или фабричную штамповку под видом аутентичного продукта. И воспринимает не только торговлю, но и весь город как фальшивку. Раньше, когда света почти не было, да и в плитку закатали не все, такого ощущения не было, помню по себе.

А так — да, красиво. Очень!

Рассказ от неживого предметаРассказ от неживого предметаРассказ от неживого предметаРассказ от неживого предметаРассказ от неживого предметаРассказ от неживого предмета

И Алёне понравилось!

Бухара

В Бухаре мы предались шопингу. Ведь это лучший город в Узбекистане для того, чтобы гулять и покупать, гулять и покупать. Ковры, специи, ножи, ткани, халаты, украшения, потом снова ковры, снова ткани, еще халаты — и так по кругу. И в каждой лавке, в каждом шоу-руме погружались в бесконечные дискуссии об оттенках, узорах, орнаментах, прикидывали, из чего шить шторы, какой длины делать халат, топтали ковры на предмет определения самого мягкого, заворачивались в старые платья. Кайф!

Бухару лично я люблю еще и за то, что в этом маленьком городке я почти всех знаю. И, выходя на улицу, через каждые пятьдесят метров встречаю знакомых и друзей. И с каждым перекидываюсь парой слов, шуткой, улыбкой. Так что Бухара мне раз за разом дарит ощущение общности что ли, дает почувствовать, что я часть этого мира. Это приятно.

Рассказ от неживого предметаРассказ от неживого предмета

Закат над городом и кирпичный свод внутри медресе Мири-Араб

Рассказ от неживого предметаРассказ от неживого предмета

В нашем отеле Ас-Салам: аперитив и скромный завтрак

Рассказ от неживого предметаРассказ от неживого предмета

Смеемся с Сашей Рымкевичем и топчем ковры

Рассказ от неживого предметаРассказ от неживого предмета

В галерее коллекционера Акбара Хакимова, где мы почти потеряли головы

Рассказ от неживого предметаРассказ от неживого предметаРассказ от неживого предметаРассказ от неживого предмета

В построенном последним эмиром дворце, увы, не отреставрированном, в городе Каган

Саша о бухарских открытиях:

Самарканд

Самарканд, как обычно, в узбекском маршруте отвечает за узнавание, ведь его образы гостям хорошо знакомы. Здесь тебя буквально сшибают с ног размах, величие, масштаб вкупе с ощущением, что своими глазами видишь то, о чем читал и слышал, то, что себе раньше лишь представлял. И лично у меня по-прежнему захватывает дух и щиплет в носу, когда я оказываюсь внутри Гур-Эмира, в его золоте.

Самарканд, как и Ташкент, нужно уметь показать. Я всегда стараюсь сделать так, чтобы гости увидели его как живой город, а не просто как набор восхитительных памятников. В ход идут визиты в гости, самый лучший плов, встречи с ремесленниками…

Одно из главных открытий Самарканда — Государственный музей истории и культуры Узбекистана, он же музей на повороте. Поворот этот, честно говоря, находится примерно у черта на куличках. И я почему-то никогда на этих куличках не была! Музей, как и многие музеи в Узбекистане, в ужасающем состоянии. Но коллекция! Какие там сюзане! Наверное, это лучшее собрание в стране. Не пропустите!

В первый раз в этом сезоне в Самарканде я оказалась 20 сентября. В последний — 21 октября. И если в сентябре туристов почти не было, а европейские группы так вообще не встречались, то в октябре стало понятно, что туризм скорее жив, чем мертв. Гостей стало куда больше! И, судя по тому, сколько людей написало мне с просьбой помочь в организации ноябрьских поездок, Узбекистан был одним из самых популярных направлений для поездок на традиционные осенние праздники.

Рассказ от неживого предметаРассказ от неживого предмета

Получите, распишитесь — Узбекистан каким вы его себе и представляли

Рассказ от неживого предметаРассказ от неживого предмета

Осень в Самарканде

Рассказ от неживого предметаРассказ от неживого предмета

Вам тоже заметно, как рифмуются керамика и плов?

Рассказ от неживого предмета

В мастерской гончара Ильхома Бобомурадова

Рассказ от неживого предмета

Фреска из городища Афрасиаб в одноименном музее

Саша о Самарканде:

Сашин материал об Узбекистане уже вышел в Коммерсантъ Travel — вот он.

Когда поездка уже подходила к концу, я узнала, что президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев наградил меня медалью к 30-летию независимости. Сказать, что я удивилась, — не сказать ничего. Сказать, что обрадовалась? Да нет. Я была в шоке!

Что сказать… все приходит к тем, кто умеет ждать. Ждать и работать.

logohttps://www.znak.com/2021-10-05/glava_gulagu_net_rasskazal_o_soderzhanii_i_proishozhdenii_strashnogo_arhiva_s_pytkami

2021.10.05

Руководитель правозащитного проекта «Гулагу.нет» Владимир Осечкин на своем канале в YouТube подробно рассказал об обстоятельствах получения 40-гигабайтного архива ФСИН и ФСБ с пытками и бесчеловечными издевательствами над заключенными, который удалось вывезти из страны. Сейчас, говорит Осечкин, материалы уже переданы в международные организации против пыток и изучаются экспертами. «Мы находимся в историческом моменте, когда все человечество узнает страшную правду о том, что происходило в РФ последние пять лет», — говорит Осечкин. 

Часть материалов архива правозащитники будут поэтапно направлять в СМИ. По словам Осечкина, двое изучавших архив правозащитников запросили помощь психолога, поскольку кадры с издевательствами оказались слишком чудовищными. 

Владимир рассказал, что человеку, который собрал этот архив, удалось успешно выехать за границу, теперь он, как и сам Осечкин, под международной защитой. 

Этот человек, по словам Осечкина, на протяжении долгого периода времени работал на ФСИН, выполнял приказы и поручения. Он не имеет прямого отношения к пыткам и изнасилованиям, но являлся частью механизма российских спецслужб, которые регистрировали факты пыток на служебные видеокамеры. 

Источник «Гулагу.нет» готов давать подробные показания. Несмотря на то что фактически он работал на ФСИН, у него нет даже паспорта России, это не гражданин нашей страны. Он бывший заключенный, которого принудили к работе с компьютерами, поскольку он хорошо разбирается в них. 

Российские спецслужбы, по словам правозащитника, пытались вменить им разглашение государственной тайны и обвиняли в шпионаже. «В режиме Путина огласка кадров пыток является разглашением тайны», — иронизирует Осечкин.  

Gulagu.net опубликовал первые видео пыток и изнасилований заключенных из увезенного архива

«Самое страшное, что это было организовано государством, должностными лицами ФСИН и ФСБ, которые утверждали пыточные схемы, которые снимали это все, документировали и архивировали. Эти видео использовались в качестве оперативной работы. Пострадавшего человека, в отношении которого совершали насильственные половые акты, который проходил через пытки, потом шантажировали, вербовали, заставляли сотрудничать с оперативным управлением ФСИН и ФСБ, угрожая переводом в касту «униженных»», — говорит Осечкин. 

Он рассказал, как системе удалось долгое время скрывать факты пыток. «Родственники, жены пострадавших писали жалобы. Но все эти обращения приходили в эти же самые учреждения. Источник говорит, что ему приходилось участвовать в фальсификациях материалов проверок, чтобы скрыть тяжкие насильственные преступления. Он рассказал, как пострадавших заставляли подписывать ложные объяснения. Если кто-то отказывался это делать, то из личного дела заключенного сканировалась подпись. В целом ряде регионов есть огромный массив документов, где содержатся объяснения — «меня не били, не пытали»», — рассказывает правозащитник. 

Пока что Осечкин не раскрывает, в каком именно учреждении работал источник, но отмечает, что в нем было установлено порядка 140 видеокамер. Однако пытали людей в помещениях, где запись не ведется. Здесь записывали только на видеорегистраторы. 

Пытка производилась так: из Москвы или из регионального управления приходил сигнал, сообщались данные, чтобы человека «опустить». По этой команде подбиралась бригада из числа осужденных. Начальник оперотдела звонил ответственному за видеорегистраторы (в данном случае — источнику «Гулагу.нет»). Тот выдавал регистратор. 

Дальше начиналось самое страшное: человека пытали в специальной комнате, после чего на видео записывали процесс введения в прямую кишку какого-либо предмета, чтобы впоследствии шантажировать человека. 

Иногда файлы записи оказывались битыми, «из-за того, что ФСИН часто закупает устаревшее оборудование». В этом случае изнасилование и пытки повторялись, чтобы получить новую запись. 

Осечкин призвал сотрудников ГУФСИН не участвовать в пыточных конвейерах. «Мы все равно всех разоблачим. У вас есть выбор — можете не прийти на работу, заболеть», — правозащитник призвал помогать разоблачать подобные схемы.  

«Мы давно знали о том, что творится в тюрьмах, но нам не хватало доказательств. «Мы сами не можем туда пойти. Всех коллег-наблюдателей из системы выкинули», — объясняет Осечкин. 

По его словам, речь идет не только о пытках и изнасилованиях, но и ликвидации отдельных заключенных. «Теперь мы понимаем, что произошло с Пшеничным (бизнесмен Валерий Пшеничный, замучен и убит в СИЗО), Владимиром Евдокимовым (топ-менеджер госкорпорации «Роскосмос» Владимир Евдокимов был найден в СИЗО с ножевыми ранениями и перерезанным горлом)», — говорит Осечкин. 

Также пыткам подвергались криминальные авторитеты. Запись с одним из таких людей также содержится в архиве. «На видео он потом говорит: я теперь никто», — рассказывает правозащитник.

«Как бы в дальнейшем ни сложилась моя судьба, правды уже не утаить. Материалы уже переданы в Международный Комитет по предотвращению пыток. Видеоархив находится в Страсбурге, — говорит Владимир. — Если и сейчас общество заснет и посчитает, что лучше ничего не менять, — дальше, мне кажется, спецслужбы легализуют эти пресс-хаты и реформы по демократизации будут отодвинуты на десятилетия».

«Я готов лично свою жизнь положить на то, чтобы в России никого не били и не пытали», — говорит правозащитник. 

Часть видеороликов была передана редакции «Медиазоны», которая составила описание роликов. 

На первом видео (18 февраля 2020 года) мужчина в черной одежде засовывает швабру, обмотанную пластиковой лентой, в задний проход осужденному. Его руки в это время привязали к койке, а ноги связали и запрокинули наверх. 

Другой мужчина на видео поддерживает ноги заключенного, а другой — закрывает ему рот. Они обращаются к нему со словами: «Есть че сказать? Давай, вспоминай, гандон ** * [чертов, блин]. Здесь три дня будешь лежать со [шваброй] в жопе». В ответ тот кричит от боли: «За что?» 

На второй записи от апреля 2020 года раздетый заключенный лежит на животе с перемотанными скотчем руками. Затем автор видео встает ногой ему на лопатки и требует назвать свое имя. Мужчина также спрашивает заключенного, «кто он по жизни», а потом давит ему ногой на голову со словами: «От какого вора ты бродяга? <…> Какой вор в законе?».

На третьем видео, сделанном 25 июня того же года, видно, как заключенный лежит с привязанными к койке рукам и поднятыми наверх ногами. Один из мужчин за кадром заставляет его представиться, а второй — держит за ноги. Затем еще один мужчина начинает насиловать заключенного.

Ранее в сентябре Gulagu.net уже публиковал пять фото со сценами насилия в тюремной больнице Саратова. Пострадавшие говорили, что их насиловали «активисты», оформленные санитарами.

На момент написания материала стало известно, что ФСИН начала служебную проверку сведений «Гулагу.нет» о пытках в больнице Саратовской области. Пресс-службу цитирует «Интерфакс». 

«В сети Интернет была опубликована видеозапись с противоправными действиями в отношении неустановленного мужчины. Автор публикации утверждает, что данная видеозапись была сделана в ФКУ ОТБ-1 УФСИН России по Саратовской области. Для проверки достоверности информации в Саратовскую область директором ФСИН России Александром Калашниковым была направлена группа сотрудников центрального аппарата ФСИН России», — говорится в сообщении. 

Проверка находится на особом контроле руководства ФСИН России, подчеркнули там.

Правозащитный проект Gulagu.net прекратил работу в России 25 мая текущего года. Он был основан в 2011 году для защиты прав заключенных. Представители портала неоднократно сообщали о давлении со стороны властей и DDoS-атаках. 

  • Рассказ от лица февронии из повести о петре и февронии муромских
  • Рассказ от первого лица это как пример
  • Рассказ от первого лица васко да гама
  • Рассказ от третьего лица пример
  • Рассказ от лица монаха история 6 класс