Рассказ от лица животного как он готовится к зиме

Здравствуйте ребята! какое время года к нам приближается? правильно, зима! сейчас у нас поздняя осень и мы готовимся к зиме,

Здравствуйте ребята! Какое время года к нам приближается? Правильно, зима! Сейчас у нас поздняя осень и мы готовимся к зиме, правильно? А как мы, люди, можем к ней подготовиться? ( Мы покупаем тёплые вещи, приготавливаем на зиму заготовки, утепляем свои дома, затыкаем окна итд.). Ребята, а вы знаете, что звери, живущие в лесах, готовятся к зиме почти также как и мы! Они тоже делают съедобные запасы, утепляют свои норки, меняют свою летнюю шкурку на зимнюю, а некоторые животные вообще всю зиму проводят в глубоком сне! Сегодня мы и поговорим с вами как разные животные готовятся к приходу зимы. Что-то расскажите вы мне, а что-то и я вам!
 Первое животное, о котором мы с вами сегодня поговорим это- хозяин всех лесов- медведь. Что вы знаете о нём? ( ответы детей)
  Основную пищу медведя составляют ягоды, орехи, корни, луковицы, муравьи, личинки жуков и рыба. Этим он накапливает жировой слой к зиме. Бурые медведи устраивают себе берлогу в потаённом, малодоступном месте. Чаще всего- под корнем вывороченного дерева или в буреломе. В ноябре медведи забираются туда и погружаются в сон. Спят медведи беспокойно. Если их что-то потревожит, они могут бросить берлогу и соорудить другую. В берлоге у медведицы рождаются медвежата, обычно 1-2, редко 3. Они очень маленькие, размером с рукавицу. Мама медведица кормит их молоком 8 мес. и даже тогда, когда она спит зимой.

  Следущее животное про которого мы поговорим это- рысь. Рысь в спячку не впадает. Среди всех представителей семейства кошачьих рысь лучше всего приспособлена к холодам. Она великолепно передвигается по глубокому снегу, лазает по деревьям. Любимая добыча рысей- зайцы, тетерева, рябчики. Иногда она нападает на детёнышей кабанов, в голодную зиму она может прокормиться и мелкими грызунами. Зимой особенно достаётся от рыси лосям, когда этим длинноногим животным трудно передвигаться по глубокому и рыхлому снегу. К зиме шерсть у рыси становится густая, пушистая и мягкая, а лапы рыси сильно опушены, чтобы не чувствовать холода.

Заяц. Как мы знаем перед наступлением зимы заяц меняет серую шкурку на белую. Питаются зимой они корой, мелкими веточками осины, ивы, берёзы. Зимой поваленное дерево может стать настоящей заячьей столовой, куда зверьки наведываются каждый день, пока не обгрызут всю кору. Постоянного жилища у них нет. В сильные холода прячутся они  под заснеженными кустами.

Ёж. К холодам ежам надо накапливать жир, а осенью у ежей мало добычи. Черви прячутся в землю, Скрываются юркие ящерицы. Трудно находить жуков и лягушек. В ясные осенние дни ёж готовит себе тёплое гнездо для зимовки. Ночью и днём таскает в нору сухие листья и мягкий лесной мох. В зимней спячке ёж проводит более шести месяцев. В это время он ничего не ест и не двигается. Спит он свернувшись клубком, в логове, под глубоким сугробом, как под толстым, пушистым одеялом. И спит он так всю зиму, до весеннего солнышка.

   Белка. Многие грызуны также делают зимние запасы. Белкам, которые спят зимой только в очень сильные морозы, запасы необходимы капитальные. В отличие то многих других животных, белки пользуются своими запасами сообща. Осенью они прячут жёлуди и орехи в лесную подстилку, в дупла, землю. Достать от туда их может не только сама хозяйка, но и любая другая белка. Грибы они тоже запасают особым способом: нанизывают их на ветки деревьев или рассовывают в развилки между веток. К зиме шубка у этого зверька становится очень мягкая и пушистая, а цвет сероватым. Своё гнездо она сооружает на высоких елях или соснах. Внутри гнезда- мягкая трава, мох, комочки шерсти. В сильные морозы белка не вылезает из своего дупла, может даже и уснуть.

   Лисы и волки. Эти хищники конечно не спят. К зиме у этих зверей шерсть становится более густая. Зимой волки объединяются в крупные стаи. Их жертвами становятся кабаны, зайцы, косули. А лисы нападают на более мелкую живность- зайцы, мелкие грызуны, птицы. Норы роют обычно в рощах, на склонах холмов и оврагов.

    Бобры. Осенью семейство бобров занято заготовкой корма. В одиночку, а иногда и вдвоём, бобры легко валят осину и иву. Строят они себе прочные хатки. Вход в неё всегда устроен под водой, чтобы враг не подобрался. Зимой внутри бобриного жилища тепло, температура плюсовая.

    Хомяки. С приближением осени хомяки начинают активно устраивать кладовые- готовится к зиме. А большинство устраивают их прямо во рту, куда прячут корм за щеки. Эти животные по праву считаются самыми запасливыми.

    Лось. Живут они в лесах. Ближе к осени, когда поспевают ягоды брусники и черники лоси любят полакомиться ими прямо с веточками, также любит и грибы, даже ищет их специально. Зимой лось гложет кору осины, рябины и ивы. В конце осени он сбрасывает свои рога, а к весне у него отрастают новые. Постоянного жилища они не готовят. Трудно приходится им зимой, когда снежный настил очень глубокий, ведь перебираться по нему с такими длинными ногами не легко.

    Лесные мыши, полёвки. Все они очень прожорливы, запасаются семенами и ягодами. Зимой, когда всё вокруг засыпает снегом зверьки роют ходы в сугробах, а так же могут жить и в стогах сена и постройках.

   Викторина «Как зимуют звери»

1.    Что делают звери, чтобы уберечься от холода?
 — улетают в тёплые края
 — меняют шубку летнюю на более тёплую и светлую зимнюю
 — меняют шубку летнюю на более тёплую и яркую зимнюю

2.    Какой зверь зимой не меняет шубки?
  —  белка
  —  заяц
  —  ёж

3.    А кто ещё из зверей всю зиму спит?
  —  барсук
  —  лисица
  —  волк

4.    Что в первую очередь необходимо зверям, впадающим в спячку?
  —  Жировые запасы под шубкой
  —  тишина
  —  покой

5.    Заяц жировых запасов не имеет. Чем он зимой питается?
—  Корой деревьев и веточками
—  морковкой
—  капустой

6.    Что едят зимой хищники: волки и лисицы?
  —  кору деревьев и веточки
  —  мелких зверьков
  —  голодают

Кто здесь лишний?

— Наевшись вдоволь за лето, медведи, барсуки, мыши и ежи в начале зимы впадают  в спячку.
( Мыши зимой не спят, а не видно их потому, что они передвигаются под снегом. Зато лисы всегда знают где мышь, чуют ее через сугроб)

— В поисках добычи рыщут по заснеженному лесу волк, лиса и лось.
( Лось не хищник. Он, как и все копытные травоядный, а когда свежей травки нет, он ест ветки и прошлогоднюю траву)

— Лоси, кабаны, ласки, зайцы и косули зимой питаются ветками, корешками, корой растений и свежими листочками.
( Ласки- хищники, ловят мышей и птиц. А свежих листочков зимой в лесу к сожалению нет, так что им приходится трудно)

     Ну молодцы ребята! Всё верно мне рассказали! Ну а сейчас я покажу вам мультфильм!

Рассказы о зиме и о животных зимой

Рассказы о зиме для детей

Зимой

Автор: И. Соколов-Микитов

Протянулся через дорогу и скрылся в густом ельничке разгонистый заячий след. Лисий, строченый. лапка за лапкой, вьется вдоль зимней дороги. Белка перебежала дорогу и, вздернув пушистый хвост, быстро взмахнула на зеленую елку.
На вершинах елок — грозди темнолиловых шишек. Прыгают по шишкам бойкие лесные синички, переговарваются клесты. А внизу, на рябине, рассыпались краснозобые снегири. Стряхнув серебряный иней, взлетели всей стайкой и, точно румяные бусы, расселись на ветвях голой березы.
Пролегла мимо школы большая наезженная дорога.
Едут лесорубы-колхозники в лес, а бороды у лесорубов белые, на усах — сосульки. Бегут в школу ребята, валенками скрипят, рукавичками прихлопывают:
— Ай да мороз!
А в лесу Мороз кружева развесил — ни пером описать, ни в сказке сказать! Невзначай зацепишь — летит на шапки алмазная легкая пыль.

На Ленинских горах

Автор: А. Малеинов

Папа и мама в воскресенье взяли лыжи, я — санки, и мы пошли на Ленинские горы. С Ленинских гор всю Москву видно и наш дом тоже.
На одной горе, самой высокой, прямо в снег были воткнуты беленькие палочки с красными флажками, и как только наверху махнет дядя флажком, так лыжник побежит быстро-быстро между жлафками вниз по горе. И мой папа тоже поехал с этой горы. Мама ему кричала: «Быстрей, быстрей!»
С другой, очень крутой, горы лыжники прыгали высоко-высоко, выше деревьев, потом опускались на снег и не падали. Я на санках каталась, да так быстро, что мама на лыжах меня догнать не могла. Один раз на бугре санки высоко подскочили, и я упала, а санки уехали вниз, к самой Москве-реке, и их ловили мама и другие лыжники. Внизу, у реки, играла музыка, развевались красные, синие красивые флаги. Туда бежало много лыжников, обгоняя друг друга. Впереди всех бежал на лыжах мой папа.

Кто как зимует

Автор: Г. Скребицкий и В. Чаплина

Погляди в окно. Все стекло разрисовано белыми узорами — это мороз его так разрисовал. Холодно на дворе. Все кругом покрыто снегом — и земля и крыши домов, даже на деревьях — снег.
Январь — самый холодный месяц, середина зимы. Пруды и реки скованы льдом, занесены снегом поля и леса. Ночи стоят длинные. В восемь часов утра еще темно, к девяти только солнышко встает. А дни зимою совсем короткие. Не усеешь на улицу выйти побегать, поиграть — глядишь, и опять стемнело.
Загляни зимним утром во двор. По снегу прыгают воробышки, от холода нахохлились, распушились, на шарики стали похожи. Прыгают, крошки подбирают. Тут же важно, вперевалочку разгуливают вороны, между ними суетятся галки — так и смотрят, чем бы им поживиться.
Вынесут собаке миску с едой, только поставят, а галки, вороны уж тут как тут: вокруг собаки прыгают, стараются из-под самого носа кусочек выхватить. Не выдержит пес, бросится за птицей, а другие уже в миску лезут. Схватит кто хлеб, кто косточку — и прочь улетят.
В деревне зимой возле дома не только этих птиц увидеть можно. Сюда и синицы, и овсянки, и даже осторожные сороки прилетают. Голодно им зимой в лесу, вот они и летят поближе к жилью человека, чтобы покормиться.
Звери лесные в теплые норы забрались.
Волки, лисы на охоту выходят, а медведь с осени как заляжет в берлогу, так и спит до весны.
Зимой все стараются укрыться от мороза, от холодного, ледяного ветра, и каждый по-своему зимовать приспособился.

Куда комары зимой девались

Автор: Г. Скребицкий и В. Чаплина

На зиму комары попрятались в разные щелки, в старые дупла. Они и рядом с нами зимуют. Заберутся в подвал или погреб, много их там в углу соберется. Прицепятся комары своими длинными лаками к потолку, к стенкам и спят всю зиму.

Чем дятел зимой кормится

Автор: Г. Скребицкий и В. Чаплина

Живет у нас в лесу птица. Сама черная с белыми пестринками, а на затылке у нее перышки яркие, красные. Называется эта птица — дятел.
Летом дятел целый день по лесу летает, еду себе разыскивает. Сядет на дерево, да не на ветку, как другие птицы, а прямо на ствол и бежит вверх по нему, словно о лесенке. Бежит, а сам клювом по дереву постукивает: тук-тук, тук-тук. Достанет из-под коры личинку или жучка и съест.
А пришла зима, холодно стало. Далеко попрятались все насекомые. Чем же дятел зимой кормится? Погляди: на снегу под деревом много-много сосновых шишек валяется. А что это за дерево? Это дуб, а не сосна. Откуда же под ним сосновые шишки взялись?
Вдруг подлетел к дубу дятел; в клюве шишку держит. Всунул ее в ращелину дерева и начал клювом долбить. Раздолбил, семена выбрал и за другой полетел. Принес другую, в ращелину вставил, а старую шишку вытолкнул. Вот отчего целая куча шишек под деревом валяется. Это дятел зимою их семенами кормится.

Как заяц зимой живет

Автор: Г. Скребицкий и В. Чаплина

Зима. Мороз. Все животные от лютой стужи попрятались. А у зайца нет ни норы, ни гнезда. Сегодня под кустиком выспится, завтра в овражке приляжет; где ямку в снегу выкопает — там у него и дом. Зато шубка у зайца теплая, пушистая и белая, как снег. Хорошо ему в такой шубке — тепло и спрятаться от врагов нетрудно: прижался в снегу — попробуй-ка разгляди!
Днем заяц спит, а как настанет ночь, выходит погулять и покормиться.
Пока снега в поле немного, он лапками его разроет, глядишь — травку найдет. А как неметут вьюги глубокие сугробы, тут уж зайцу снег не раскопать. Зато в лесу он на высокий сугроб заберется, с кустов, с деревьев молодые веточки обгрызет или кору погложет — вот и сыт. А иной раз и в деревню в гости пожалует. Придет поздно вечером, когда в деревне тихо, все уже спят, подбежит к стогу и начнет сен дергать. Надергает, наестся, а потом обратно в лес убежит. Так и живет заяц всю зиму.

Про зайца

Автор: Н. Плавильщиков

На зиму лесной заяц беляк белеет. Зимняя белая шуба гуще и теплее, чем бурая, летняя. Такому зайцу хорошо и прятаться от врагов. Поди разгляди на белом снегу белого зайца!
Белеет беляк не сразу, а постепенно. Сначала он весь немного посветлеет. Потом побелеют задние ноги. издали поглядишь — на зайце словно белые трусики надеты. Охотники про таких зайцев так и говорят: заяц в штанах.
Недолго носит заяц белые штаны: всего неделю-полторы. побелеет весь, вот и нет штанов.

Как белочка зимует

Автор: Г. Скребицкий и В. Чаплина

Белке зимой ни мороз, ни ветер не страшны. Как закрутит метель, непогода — белка скорей к своему гнезду спешит.
Гнездо у белки, как у птицы, устроено: из веток, из сучьев. Да как сделано-то ловко — будто большой шар, круглое, а сбоку лазейка.
Внутри гнездо сухой мягкой подстилкой выстлано: уютно в нем, тепло. Заберется белочка в гнездо, а чтобы холодный ветер не задувал, еще лазейку подстилкой закроет. Потом свернется клубочком, пушистым хвостиком прикроется и спит.
А снаружи ледяной ветер так и воет, так и несет мелкий колючий снег. Утихнет непогода, белочка из гнезда вылезет, встряхнется и поскачет с дерева на дерево — еду себе добывать: где еловую шишку сорвет, где сухой гриб разыщет, который сама летом на суку сушить оставила. Но главная еда у белки еще с осени в кладовочке запасена — в дупле старого дерева. Там у нее и жолуди и орехи есть — на всю зиму запасов хватит.

Не видевши, не поверишь

Автор: Н. Плавильщиков

От мороза деревья трещат, а на елке — гнездо, а в гнезде птичка сидит и яички греет.
Эта храбрая птица — клест.
Все птицы вьют гнезда весной. У клестов свои порядки. Они выводят птенцов, когда много еды. Зима, весна, лето — им все равно. Было бы сытно.
Клестовая еда — семена из еловых и сосновых шишек. Шишки висят на дереве весь год. Клестам хватит еды и зимой, есть чем прокормить птенцов. В гнезде тепло. Клестиха не улетает из гнезда, корм ей приносит самец. Выведутся птенчики, и тогда мать сидит в гнезде, греет голых птенцов, да и сама от них греется.
Где много шишек, там много и клестов. Мало шишек — нет и клестов, им нечего делать в таком лесу: еды нет.
Носы у клестов особенные — крестиком. Таким носом очень удобно выковыривать семена из шишек.
Хочешь увидеть клеста — ищи его в еловом лесу. Да не понизу смотри, а гляди на верхушки елок. Увидишь — там высоко-высоко, возле шишек, птицы по веткам лазают, возле шишек, птицы по веткам лазают, вниз головой висят — вот они, клесты! А прислушаешься — услышишь: «кле-кле-кле». Это клесты перекликаются.

Как зимуют рыбы

Автор: Л. Карпова

Толстой ледяной крышкой закрыл мороз пруды, реки, озера. Только в пропуби, как в отдушине, видна прозрачная притихшая вода.
В зимней реке сумрачно и глухо. Не просвечивает солнце сквозь воду, не блестит песок, не цветут водяные травы… В глубокой тишине среди холмов и долин речного дна неподвижно стоят рыбы. Они стоят большими стадами, головами все в одну сторону. Ни плавником не шевельнут, ни хвостом. Только жабры чуть-чуть приподнимаются — дышат. Ещё осенью рыбы собираются в стада и выбирают местечко для зимовки.
Летом толтоголовый сом медленно ходит в самых глубоких местах, двигая длинными усами, высматривает ямку или рытвину, которая была бы поглубже и попросторнее. Любит он лежать в таких ямах. Днём выспится, а ночью выходит на охоту: рыбку схватит, и рака сцапает, и лягушку съест. Но зимой он лежит в яме совсем неподвижно.
Широкий, плоский лещ перед зимовкой, как только покажется первый ледок у берегов, быстро поднимается на поверхность, опрокидывается на воде на бок и так лежит несколько минут, словно прощаясь со светом и воздухом. А потом стремглав бросается в глубуну и ложится на дно. Лещи лежат рядками, как дрова в поленнице, без всякого движения.
Сазаны выбирают дно илистое и зарываются в грязь. Иногда отыщут мягкую яму и улягутся в ней всем стадом.
Веселый, проводный окунь любит камни и упавшие на дно полусгнившие деревья. Тесно прижимаясь друг к другу, опустив свои красные плавники, засыпают окуни в таких местах на всю зиму.
Широкой лентой припадают к песку стада пескарей и ершей. Наверху, под самым льдом, около трав и камышей, неподвижно стоят серебристые стада плотвы. Щуки и судаки рядами дремлют в тёмных дожбинках.
Прожорливой щуке плохо спится. Узкая, с хищными глазами, с огромной пастью, нет-нет, да и прогуляется она по реке, поглотает сонной рыбы. Но движенья её медленны, не то что летом, когда она молнией бросается на добычу.
И только один налим всю зиму живо и весело разгуливает по реке. Проворно ходит он между спящими рыбьими стадами, ищет и глотает молоденьких сонных рыбок.
Но пойдёт время к весне, солнышко сгонит лёд и заглянет в реку. Рыбы проснутся и поплывут, раздувая жабры… А налим уже не бросится за ними. Вялый, полусонный, он примется искать место для спячки. Забьётся под камень или под корчевье и уснёт, как мёртвый, на всё лето, до самых морозов.

Посмотри вокруг

Автор: Г. Скребицкий и В. Чаплина

Холодно, голодно птичкам зимой. Трудно из-под снега корм доставать. Собери со стола хлебные крошки, остатки каши, какие-нибудь крупинки, зёрнышки.
Попроси взрослых пристроить за форточкой дощечку и высыпай на неё корм: хлебные крошки, остатки каши, крупинки.
Увидят воробышки твоё угощение и прилетят его поклевать. А елси дощечку в саду пристроишь, туда не только воробьи, а синички и даже красногрудый снегирь прилетать сможгут. Его сразу из всех птиц узнать можно — грудка у него яркокрасная, а на голове будто чёрная бархатная шапочка надета.
Привыкнут птички, что их тут на дощечке кормят, — будут каждый день прилетать. А та заметь, какие птицы прилетают.
Ворону и галку ты, наверное, каждый день видишь. А вот сумеешь ли ты их различить?
Ворона больше галки. Сама она серая, крылья и хвост чёрные и на груди — словно чёрный жилетик.
А галка вся чёрная, только на шее серые пёрышки, вроде как косыночка надета. И глаза у галки светлые.
И кричат вороны и галки совсем поразному. Сядет ворона на дерево или на забор, понатужится, шею вытянет и закричит: «Каррр-каррр…» А галки как будто зовут друг друга: «Галка-галка-галка». Наверное, их поэтому галками и прозвали.
Снег лежит белый, пушистый, а каждая снежинка — как маленькая звёздочка. Её разглядеть легко. Как пойдёт снег, выйди во двор и погляди, какие красивые снежинки на твою шубку садятся.

—————-

А хочешь посмотреть, как снег всё прибавляется, — выстругай длинную палку с острым концом и делай на ней заметки — такие, чтобы издали видно было; воткни палку в землю во дворе, там, где никто не ходит, и посмотри, как снег её будет засыпать всё выше и выше. Запомни, до какой заметочки он за зиму доберётся.
А наступит весна, снег начнёт таять, по палочке вниз опускаться. Когда растает снег, возьми палочку и измерь, какой снег зимою высокий был. Иной раз столько его нападает, что он выше тебя за зиму вырастет.

—————-

Зимой дни стоят короткие, солнышко светит мало. А чем ближе к весне, тем оно на небе поднимается выше и светит дольше. Ты и сам это можешь проверить.
Если у тебя в комнате вечером перед закатом светит солнце, заметь поточнее, в каком месте на стене отразился его последний луч — последний солнечный зайчик. А пройдёт несколько дней, ещё заметь, потом ещё. Вот и увидишь, что с каждым разом зайчик всё дальше и дальше по стене скачет, с каждым днём все позднее гаснет. Это значит, что солнышко на небе светит дольше и дни становятся длинней. Значит, дело к весне идёт.

Перелётные птицы

Автор: Клаус Руге

Птицы — непоседы. Посмотри, как они прыгают с ветки на ветку, перелетают с дерева на дерево! Но так ведь и белка умеет или какой-нибудь другой зверек. А вот улетать на тысячи километров и после снова возвращаться могут только птицы и даже не все птицы.

Дрозды и зяблики, жаворонки и чижи, ласточки и иволги, аисты и кукушки — могут. Потому они и называются перелётными. Летом они живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов. А с наступлением холодов улетают на всю зиму в жаркие края, чтоб весной вернуться в родные места.

А вороны и галки, воробьи и синицы, дятлы, сороки и голуби никуда не улетают. Круглый год живут они у нас. И называются оседлыми. Эти птицы не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в самые снежные зимы. И всё-таки тяжело им зимой. Особенно трудно маленьким птичкам. Из десяти, может бть, одна-две доживают до весны. И если ты в это время поможешь птицам — сделаешь кормушку, насыплешь немного зёрен, крупы или хлебных крошек, — то этим спасёшь не одну птичью жизнь.

Программное содержание:

Обучающие задачи:

— Закрепить знания детей о приметах осени

— Продолжать знакомить с особенностями диких животных (волк, лиса, медведь, заяц):

— где зимуют?

— как готовятся к зиме?;

— чем питаются

— Пополнить имеющийся опыт новыми сведениями об образе жизни диких животных

Развивающая задача:

— Развивать зрительное внимание и восприятие, наблюдательность, логическое мышление, общую моторику, внимание, память

Воспитательная задача:

— Воспитывать желание заботится о животных, желание охранять и оказывать ей посильную помощь

Словарная работа: щедрая, хлебосольная, линька, впадает в спячку, запасы, дупло, хлопотунья

Предварительная работа: Чтение стихотворений, рассказов, сказок познавательного характера о животных. Беседы на тему: «Дикие и домашние животные», «Кто живёт в лесу?», « Чем питаются животные?»Рассматривание иллюстраций о птицах и животных.

Наблюдения на прогулке за погодой.

Материал:  презентация «Как животные готовятся к зиме», угощения для детей – осенние яблоки в корзиночке (по количеству детей в подгруппе) обернутые в кленовые листочки

Оборудование: ноутбук, проектор.

Методы и приемы:

1 Словесный метод.

— Беседа «Приметы осени»

— Загадывание и отгадывание загадок «Дикие животные»

— Дидактическая игра «Семья»

2. Наглядный метод с использованием ИКТ

— Просмотр презентации «Как животные готовятся к зиме»

3. Игровой метод.

— Музыкальная зарядка «Лесная зарядка»

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель: -Здравствуйте ребята. К нам сегодня пришли гости. Давайте мы с вами поздороваемся с гостями.(дети здороваются) Ребята, скажите какое сейчас время года? Правильно, осень. А какая она осень. (ответы детей). Аня, скажи, пожалуйста, чем тебе нравится осень? (желтым листопадом и т. д). А что бы вы могли сказать о сегодняшней погоде? (ответы детей) 
Холод, ветер на дворе, 
Руки мерзнут в октябре. 
Осень поздняя несет 
 Первый снег и первый лед.

Воспитатель: — Дети, какие признаки осени вы знаете?(ответы детей: дни становятся короче, а ночи длиннее, листья желтеют и опадают, трава сохнет, перелётные птицы улетают в тёплые края, насекомые прячутся и засыпают, постепенно прекращается сокодвижение в деревьях, животные готовятся к зиме) Ой ребята посмотрите у здесь волшебный сундучок стоит. Интересного от кого он. ( дети рассматривают сундучок предположительные ответы детей от кого сундучок )

(издается телефонный звонок и на компьютере появляется электронное письмо)

Воспитатель: — Ребята, посмотрите нам на почту пришло письмо, я предлагаю вам присесть у экрана и посмотреть, кто нам его отправил. Письмо от Старичка – лесовичка. «Здравствуйте, ребята. Пишет вам Старичок лесовичок. Я отправил вам волшебный сундучок с сюрпризом. Но ключик от него потерял. Открыть его можно, но только выполнив задания. Желаю удачи. »

Воспитатель: — Теперь мы с вами узнал сундучок от Старичока- лесовичка. Но что бы его открыть нужно выполнить задания, которые приготовил Лесовичок. Хотите ? (Да)

(на экране появляется листик с заданием «Отгадай загадки»)

Воспитатель: — Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живёт,

В деревне кур крадёт. (Лиса).

— Ребята а лиса у нас какое животное? (дикая, хищная). Ребята вы знаете, как лиса готовится к зиме? (ответы детей) Правильно. К зиме у лисы шерсть становится более густая. Зимой лиса не спит, нападают на более мелкую живность – зайцы, мелкие грызуны, птицы. Норы роют в рощах, на склонах холмов и оврагов.

— Ребята а вы знаете почему у лисы кончик хвоста белый?(ответы детей) Не только для красоты. Когда в сумерках лисята бегут за матерью, белый кончик хвоста для них служит ориентиром, не даёт потеряться, сбиться с пути.

Воспитатель: — Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу. (Белка).

— Ребята кто из вас знает как белка готовится к зиме? Чем питается? Где живет? Правильно, Белки, которые спят зимой только в очень сильные морозы, необходимы капитальные запасы. Белки пользуются своими запасами сообща. Осенью они прячут жёлуди и орехи в лесную подстилку, в дупле, землю. И достать их оттуда может не только сама хозяйка, но и любая другая белка. Грибы они нанизывают на ветки деревьев или рассовывают в развилки между веток. К зиме шубка становится очень мягкая, пушистая, Как вы думаете, белочка меняет цвет своей шкурки? (ответы детей лето она белая и к зиме становится серая).Зачем она это делает? Правильно что бы прятаться от хищников. Зимой в лесу для хищников еды мало вот они и охотятся на маленьких животных. Своё гнездо сооружает на высоких елях или соснах. Внутри гнезда мягкая трава, мох, комочки шерсти.

— Ребята, а кто мне из вас скажет, как называется жилище у белки? (ответы детей) В сильные морозы белка не вылезает из своего дупла, может даже и уснуть. Белка – «хлопотунья» так называют белочку. А почему ее так называют .как вы думаете ребята? (ответы детей)

Воспитатель: — Длинное ухо,

Комочек пуха,

Прыгает ловко,

Любит морковку. (Заяц).

Перед наступлением зимы заяц меняет серую шубку на белую. Питаются зимой корой, мелкими веточками осины, ивы, берёзы.

— Ребята скажите пожалуйста как вы думаете какой у зайца дом и где он живет? (ответы детей).- Постоянного жилища у них нет. В сильные холода прячутся под заснеженными кустами. Зайцу любой куст – дом родной. Заяц бел, потому и цел.

— Ребята а вы знаете почему зайца называют «косым»? Глаза у него не в центре мордочки, а по бокам. Он может видеть, что делается сбоку и даже сзади.

Воспитатель: — Зубовато, серовато,

По полю рыщет,

Телят, овец ищет. (Волк).

— Волк – хищник! Конечно не спит. К зиме шерсть становится более густая. Как они добывают пищу? Зимой объединяются в крупные стаи. Их жертвами становятся кабаны, зайцы, косули. «Волка ноги кормят». Норы роют в рощах, на склонах холмов и оврагов.

Воспитатель: — Я хозяин леса строгий,

Спать люблю зимой в берлоге.

И всю зиму напролёт

Снится мне душистый мёд. (Медведь).

Ребята а вы наете что медведь начинает готовиться к зиме еще летом. Как вы думаете почему? (ответы детей). Чем он питается. Основная пища – ягоды, орехи, луковицы, муравьи, личинки жуков, рыба, мёд. Этим они накапливают жировой слой к зиме. Бурые медведи устраивают себе берлогу в потаённом, малодоступном месте. Чаще всего под корнем упавшего дерева. В ноябре забираются туда и погружаются в сон. Спят медведи беспокойно. Если что-то их потревожит, они могут бросить берлогу и соорудить другую. Молодцы ребята справились с первым заданием

Воспитатель – Ребята смотрим на экран. Что же там за задание? Листок музыкально – танцевальный.

-На это листике у нас музыкальные нотки и танцующие животные. Что же это за задание такое. Правильно ребята, это музыкальная разминка.

И я вам предлагаю ее выполнить.. (Выполнить музыкальную паузу.)

Лесная зарядка

Воспитатель: Молодцы. Очень весело и интересно вы выполнили это задание. А теперь смотрим дальше. Что за задание спрятано на листике. Открываем следующий лист, а там игра « Семья»

Папа — белка, мама – (бельчиха), детеныш — (бельчонок).

Папа — лис, мама — (лисица), детеныш — (лисенок).

Папа — волк, мама — (волчица), детеныш — (волчонок).

Папа — заяц, мама – (зайчиха), детеныш — (зайчонок).

Папа — медведь, мама — (медведица), детеныш — (медвежонок).

Воспитатель: Молодцы ребята, и этим задание мы дружно справились. Смотрим дальше. Ой ребята, посмотрите на экране заданий больше нет и волшебный сундучок открытый. Что же это означает? (ответы детей) Я вам предлагаю посмотреть открылся ли наш сундучок. (смотрят и открывают). Ребята, что за сюрприз там приготовил Лесовичок? (дети достают корзину с яблоками ). Все задания мы с вами выполнили. А вам понравилось выполнять задания. А что вам понравилось? Какими животными познакомились? (ответы детей) Теперь мы знаем, чем заняты звери в лесу осенью и как они готовятся к зиме и почему. Молодцы ребята.

Воспитатель: Теперь мы с вами можем сходить помыть руки и угоститься яблоками.

звери зимой фотоКак готовятся звери к зиме кратко расскажем. Зимняя пора является тяжелым временем для животных. Им холодно и трудно найти пищу, поэтому звери делают запасы на этот период.

Некоторые из зверей начинают подготовку еще летом. Первыми готовятся грызуны мыши, бурундуки, сурки (бабаки).

В летнюю пору они собирают и откладывают в норки орехи, семечки. Имея запасы, они всю зиму сидят в своих «жилищах», большую часть времени грызуны спят. Животные просыпаются для того, чтобы поесть.

Медведи готовят к зиме берлогу. Они находят рвы, пещеры и утепляют их. Чтобы сделать «постель» мягкой, они собирают листья, мох, еловые ветви. При появлении снега, животное маскирует свое жилье и сберегает в нем тепло.

медведь в берлоге фото

зимняя спячка медведя фото

Мишки не готовят запасов пищи на зиму. Осенью они активно едят орехи, рыбу для накопления большого жирового запаса для зимовки. Хищник в холодный период не спит, а находится в состоянии дремоты. Когда понадобится, он выходит из берлоги. Медведица именно зимой обзаводится потомством.

Осенью белки запасаются на зиму семенами, орехами, желудями. В рационе этого вида животных есть грибы. Белки их развешивают между ветвей деревьев. Сушеных грибы не имеют редко личинок и нематодов.

белка зимой фото

белка зимой фото

Рыжая обитательница леса зимой обходится без спячки, большую часть холодного времени она находится в дупле, которое устраивает высоко на дереве. Белка рыжую шкурку меняет на сероватый мех. Такая маскировка нужна для защиты от хищников.

Активный цикл ежей длится 4-7 месяцев, продолжительность зависит от климатических условий. Период условно делится на 3 части: пробуждение, репродуктивное время, подготовка к зиме. Летом ежики обходятся без жилища, осенью они начинают его строить, чтобы подготовиться к зимней спячке. От того, насколько эффективно пройдет этот период, зависит пробуждение животных весной.

еж зимой фото 

еж зимой фото

Они поселяются в глубоких норах (около 1,5м).
Пищи ежи не готовят, до наступления зимы звери живут за счет накопленного жирового запаса. Жир накапливается под кожей и во внутренних органах. Осени они много едят и становятся на вид круглыми, в отличие от весеннего периода, когда становятся плоскими от голода. Зимой у них также происходит линька и меняется волосяной покров.

Поскольку ежи обыкновенные (европейские) обитают возле людей, стоит оставить вдоль забора листья для облегчения задачи животным в поисках мягкого материала.

Зайцы-беляки линяют к зиме и переодеваются в зимние шубы. Серые летние меняют на белые пушистые. Это отличная маскировка от хищников в лесу.

заяц зимой фото

 Ð·Ð°ÑÑ† беляк зимой фото

Забавные грызуны не впадают в спячку, всю зиму проводят активно, питаясь корой деревьев, семенами и жухлой травой, укрытой снегом.

  • Исследователями не установлено, какими норами пользуются ежи – роют сами или находят чужие. Ежи, живущие в неволе, охотно зимуют в искусственных норах.
  • Белки помогают деревьям распространяться на далекое расстояние. Собирая желуди, они прячут их в земле, уносят в сторону от дубов. Вот только забывают о своих «кладах» и не могут их найти.
    Животные также и вредят деревьям. У красных белок Северной Америки главной пищей служат семена сосновой шишки. Грызуны их сразу съедают или прячут в дуплах деревьев. Подобные «хранилища» отличаются большой сыростью, и семена не могут прорасти. Белочки зимой сыты, а деревья имеют мало возможностей для воспроизведения. У сосен выработан способ борьбы с таким поведением животных. Они покрываются большим количеством смолы, что создает препятствия для красных белок.
    Белка разбирается в том, что употребляет в пищу. Например, желуди красных и белых дубов она хранит по-разному. Плоды белых дубов грызуны съедают, не откладывая, по причине их быстрого прорастания. Такой желудь не имеет пищевой ценности. А плоды красного дуба не имею свойства прорастать до зимы, белки их запасают.

Конспект занятия по развитию речи на тему:
«Как животные леса готовятся к зиме? – рассказывание по картине»

(Подготовительная к школе группа)

Задачи:

1. Совершенствовать умение детей понимать идею предложенной картины и составлять по ней развернутый рассказ, используя мнемотаблицу.

2. Побуждать детей к образованию сложных слов и введению их в активный словарь: длинноногий, короткохвостый, быстроногий…

3. Воспитывать целеустремленность, стремление к самовыражению.

Ход занятия

I. Рассказ воспитателя.

На улице — поздняя осень. Интересно, а что сейчас в лесу? Голый, холодный лес, но в нем тихо. Кому положено, улетел от голода и холода на крыльях. А кто остался??? (ответы детей…). Плохо осенью в лесу животным, голодно и холодно становится. В пустом лесу легко заметить и зайчика, и лису, и белку, которые поменяли цвет шерстки.

Торопятся набить свои кладовые, заготавливают запасы пищи впрок животные. Да, звери готовятся к зиме, делают припасы и каждый день благодарят осень за ее подарки.

Хотите, ребята побывать в осеннем лесу и понаблюдать за животными? (Аудиозапись с голосами леса.)

— Воспитатель продолжает: «Лес для животных – дом, где они охотятся, пасутся, выводят потомство – в общем, круглый год заняты делом. Чувствуют они себя в этом доме хорошо, потому что приспособлены к жизни в лесу. Лес большой, значит в нем много каких животных?» — (согласование сущ. в разных падежах: волков, лис, медведей, зайцев…). (Перечислить – обобщить: дикие животные.)

Почему мы их называем дикими? – (живут в лесу, сами себе добывают пищу, защищаются от врагов, т.е заботятся о себе сами. А природа позаботилась о них).

Порассуждаем, что помогает животным выжить в суровых условиях леса?

II. Обратить внимание детей на картину «Осень в лесу».

— О чем хочет рассказать нам художник этой картины?» — (ответы детей).

Воспитатель: «В каждое время года у животных свои заботы. Весной – главная забота для животных – вывести потомство. Они обустраивают место, выводят детенышей. Летом – тепло, корма всякого много, забота у взрослых зверей только одна – растить свое потомство, научить его многому.

Другое дело – осень: посмотрите на картину, какая главная забота у животных осенью? (готовиться к зиме).

— Что необходимо приготовить к зиме животным? – (припасы, жилища, некоторые животные меняют цвет шерсти…).

— Зачем необходимо животным готовиться к зиме? – зимой морозы, нет никакой еды, а значит, животным придется очень трудно жить.

Воспитатель: Верно, каждый зверь готовится к зиме по-своему. А природа распорядилась помочь животным.

— Что об этом спешит сообщить нам картина?

— Проблема. – Что же мы увидели? – ответы детей.

— Картина просто замечательная. Хотите мы сейчас все вместе составим рассказ о том, как животные готовятся к зиме? А, чтобы наш рассказ получился полный вспомним, что мы знаем о тех животных, которых сейчас назвали. А начнем мы???…

III. Поиграем в игру: «Закончи предложение»: (работа с предметным словарем и словарем прилагательных).

1. У медведя маленькие, круглые …(уши), косолапые …(лапы); и поэтому его называем … (косолапым, неуклюжим).

2. У лисы длинный пушистый…(хвост), вытянутая …(мордочка); она любит длинным хвостом быстро заметать следы, значит о ней мы скажем какая она? (длиннохвостая, шустрая, хитрая).

3. У зайца длинные быстрые … (ноги), короткий пушистый…(хвост), значит он … (быстроногий, короткохвостый), он сидит под кусточком и дрожит, боится, поэтому он … (боязливый).

4. У лося ветвистые …(рога), крепкие, быстрые…(ноги), значит он … (быстроногий, важный, сильный).

5. У волка острые, крепкие…(зубы), далековидящие …(глаза). 0н – зубастый, зоркий.

6. У ежа тонкие, колючие …(иголки), чуткий…(нос), ноги коротенькие, поэтому еж … (коротконогий, шустрый, колючий).

7. У рыси пушистая, пятнистая…(шерсть), на ногах острые …(когти), на ушах… (кисточки); она любит охотиться на других животных, значит рысь …(хищник), она ловко прыгает с дерево на дерево, значит это животное…(ловкое).             

8. У белки красивый, пушистый …(хвост), на лапках цепкие …(коготки), на ушах…(кисточки), она быстро может прыгать с ветки на ветку в лесу, значит белка какая …(ловкая); с какой по цвету шерсткой…(рыжей); — самое маленькое животное леса, о нем тоже необходимо сегодня сказать: мышка.                     

9. У мышки вытянутая …(мордочка), короткий тонкий …(хвост), острые …(зубки), любит ими все грызть; она такая маленькая, что может пролезть в самую узкую щелку, значит она какая? … (шустрая, ловкая, быстрая, острозубая, короткохвостая).

10. У кабана тело покрыто жесткими волосками …(щетиной), его нос, как у свиньи …(пятачок), которым кабан быстро может рыть землю, на мордочке два острых … (клыка), чуткие большие … (уши); на ногах … (копыта).

Воспитатель: Вот как много разных слов мы сказали о животных! (Можно выбрать лишь несколько животных для описания.)

Отдохнем, игра с пальчиками:

Еж, медведь, барсук, енот

Спят зимою каждый год.

Волка, зайца, рысь, лису

И зимой найдешь в лесу.

А теперь надо вспомнить жилища многих из животных, тогда нам легче будет понять, что для животных – зима?

Игра «Чей дом»: К зиме все звери готовят себе дома:

— Медведь выбирает …(берлогу);

— Белка ищет … (дупло);

— Лиса роет …(нору);

— Волк устраивает …(логово);

— Мыши зимуют – в норках;            

— Какого самого маленького зверька вы увидели? (мышка). Чем она так занята? – (колосок потащила в свою норку).

Воспитатель: мышки особенно усердно натаскивают себе припасы. Многие из них вырыли себе норки прямо в стогах сена, в хлебных скирдах и каждую ночь воруют зерно с хлебных полей. Надо оберегать от них урожай.

А многие звери никаких особых кладовых себе не устраивают.

Они сами себе кладовые. Просто наедятся за осенние месяцы, станут толстые – претолстые, жирные – прежирные – и все тут. Жир ведь тот же запас пищи.

Он лежит толстым слоем под кожей, и когда зверю нечего есть, проникает в кровь. А уж кровь разносит пищу по всему телу. Кто так спит? (а еще, кроме медведя, барсук, енот, летучие мыши). Они крепко спят всю зиму, а жир их не только питает, но еще и греет, он холода не пропускает.

Чем занят медведь? Медведь таскает сухие ветки, еще добавим — мох и под корнями сваленного дерева устроит себе берлогу.

Обратите внимание на белок. На одной картине она рыжая, а на другой серая. Кто знает, почему? (меняет цвет шерстки). Зачем? (чтобы не было ее заметно). Шерстка становится густая, шелковистая. Зачем? (она теплее летней).   

Кто еще меняет цвет шерсти? (лиса, заяц) – обратить внимание на картине.

— Что белка заготавливает на зиму? (запасает орехи, желуди. Складывает их в дупло, а грибы развешивает на колючих сучках – сушиться.). Зачем? (зимой найдет и полакомиться). А кроме еды, что важно приготовить белке? (дупло).

Как она его утепляет? (веточками, сучками, да еще и подстилку теплую выстелет, а в морозы прикроется пушистым хвостиком и спит).

— Еж собирает грибочки, дикие яблочки, найдет ямку в трухлявом пне, натаскает туда листьев – вот и готово жилье на зиму.

Много мы с вами вспомнили, что знаем о диких животных. Как вы думаете, теперь легко будет составить рассказ на тему: «Как животные к зиме готовятся?

IV. Физкультминутка: «Есть у каждого свой дом»

У лисы в лесу глухом

Есть нора – надежный дом.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет там лапу.

Есть у каждого свой дом

До весны уютно в нем.

 V. А поможет рассказать нам его — план, который подскажет, что сказать и когда. Показать детям мнемотаблицу (алгоритм рассказа):

Вот наш план – рисованный. И рассказывать мы будем так:

— Сначала скажем, что наступила …(осень), осень какая? …(поздняя).

— Затем необходимо рассказать какой лес осенью … (голый, холодный, тихий, пустой).

— Как вы думаете, что расскажем потом? (будем рассказывать о разных животных, как они готовятся осенью к зиме).

– Чем наш рассказ закончить? (плохо животным в лесу, но, если они позаботились о себе, подготовились к зиме, то легче им будет перезимовать).

VI. Составление рассказов детьми. Спросить последовательно по алгоритму несколько детей, чтобы получился полный рассказ. Затем повторить его с другой подгруппой детей.

Анализ: Мы сумели составить с вами рассказ по картине? Почему?

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/102030-konspekt-zanjatija-po-razvitiju-rechi-na-temu

  • Рассказ от лица героя горе от ума
  • Рассказ от лица древнего человека 5 класс
  • Рассказ от лица египетского вельможи 5 класс
  • Рассказ от лица дефоржа в рассказе дубровский
  • Рассказ от лица дерева