Методы,
формы организации деятельности воспитанников,
средства
обучения плаванию
Методы обучения плаванию
Методы обучения — теоретически обоснованные и проверенные на практике способы и приемы
работы инструктора, применение которых обеспечивает оптимально быстрое и
качественное решение задач.
При обучении плаванию применяются три основных
группы методов: словесные, наглядные, практические.
К словесным методам относятся
рассказ, объяснение, пояснение, беседа, разбор, анализ, указания, команды,
распоряжения.
Используя объяснение, рассказ, давая указания,
оценку действий и др., инструктор помогает воспитанникам создать представление
об изучаемом движении, понять его форму, содержание, осмыслить, устранить
ошибки. Краткая, образная и понятная речь педагога определяет успех применения
этих методов.
Рассказ применяется
при организации урока, игры, объяснении ее правил.
Описание создает
предварительное представление об изучаемом движении. Описываются его основные,
ключевые элементы, но без объяснения, почему оно выполняется так или иначе.
Объяснение должно
быть кратким, образным и легким для понимания, содержать элементарные
теоретические сведения и конкретные практические указания по выполнению
элементов и движений в целом, т. е. дает ответ, почему именно надо делать то
или иное, так или по-другому.
Пояснение позволяет
уточнять непонятные моменты.
Беседа с
обоюдными вопросами и ответами повышает самостоятельность и активность
занимающихся, а педагог имеет обратную связь с учащимися, что дополнительно
помогает ему узнать своих учеников.
Разбор какого-либо упражнения или задания в
целом, игры проводится во время подведения итогов занятия.
Анализ и обсуждение ошибок направлены на коррекцию действий занимающихся. При этом
необходимо уделить внимание каждому ученику индивидуально в виде поощрения или
замечания.
Указания даются
для предупреждения и устранения ошибок до и после выполнения упражнений.
Указания заостряют внимание обучаемых на выполнении правильных исходных
положений, основных ключевых моментов выполняемого движения, разъяснении
условий для его правильного воспроизведения, подсказке о всевозможных
ощущениях, которые возникают при этом. Например, при освоении правильно
выполненного гребка рукой: «Почувствуй, как ты отталкиваешься от воды при
каждом гребке».
При работе с детьми указания часто даются в
форме образных выражений и различных сравнений, что облегчает понимание
сущности задания. Например, при обучении выдоху в воду: «Дуй на воду, как на
горячий чай».
Помимо решения учебных задач педагог
устанавливает взаимоотношения с занимающимися, воздействуя на их чувства.
Эмоциональная окраска речи усиливает значение слов, помогает решению учебных и
воспитательных задач, стимулирует активность, уверенность, интерес.
Учитывая специфику плавания, все необходимые
объяснения, обсуждения и другие объемные словесные методы и приемы инструктор
проводит на суше — до или после занятий в воде.
Когда группа находится в воде, инструктор
отдает только лаконичные команды, распоряжения. Например, он говорит: «Сейчас
выполним скольжение на груди. Руки вытянуть вперед. Принять исходное положение.
Сделать вдох — «толчок» (последняя команда дается голосом или свистком). После
выполнения упражнения, когда ребята встали на дно и повернулись лицом к
инструктору, подводятся итоги: «Хорошо. Тело нужно держать напряженным, больше
тянуться вперед. А теперь посмотрим, кто дольше проскользит. Принять исходное
положение. Сделать вдох и…». Таким образом, с помощью команд инструктор как
бы управляет группой и ходом обучения.
Все задания на занятии выполняются под
команду, она подается коротко, в приказном тоне. Команды определяют начало и
окончание движения, исходные положения при выполнении заданий, место и
направление для проведения учебных заданий, темп и продолжительность их
выполнения.
Команды делятся на предварительные (например,
«Опустить лицо в воду!») и исполнительные (например, «Толчок!»). С детьми
младшего школьного возраста команды используются с большими ограничениями.
Подсчет в плавании применяется только в
начальный период обучения — для созданий необходимого темпа и ритма выполнения
движений. Подсчет осуществляется голосом, хлопками, односложными указаниями:
«раз–два–три, раз–два–три» и т. д.; при изучении движений ногами кролем:
коротким «вдох» и длинным «вы-ы-дох» — при освоении выдоха в воду.
Кроме команд, необходимо давать методические
указания, предупреждающие возможные ошибки и оценивающие результаты выполнения
упражнений. В них чаще всего уточняются отдельные моменты и условия правильного
выполнения упражнения. Так при выполнении скольжения на спине инструктор может
указать, что упражнение получится только в том случае, если занимающиеся примут
положение лежа, а не сидя.
Как известно, учебные варианты упражнений для
изучения техники плавания значительно отличаются от техники плавания в
совершенном, мастерском исполнении. Поэтому, чтобы добиться необходимых
движений при начальном обучении плаванию, инструктору приходится давать порой
неточные с точки зрения высокого технического мастерства объяснения. Результат
этих неверных на первый взгляд пояснений — наименьшее число ошибок и быстрое
освоение учебного варианта техники плавания. Например, объясняя движения ногами
и руками кролем, инструктор говорит: «Ноги и руки должны быть прямые и
напряженные, как палки». Конечно, ноги и руки невозможно, да и не нужно держать
таким образом: во время плавания они, встречая сопротивление воды, будут
сгибаться настолько, насколько нужно для правильного гребка. Подобная ориентировка
позволяет избежать типичной ошибки для всех начинающих — излишнего сгибания ног
и рук.
К наглядным методам относятся
показ упражнений и техники плавания, учебных, наглядных пособий, фото и
видеоматериалов, кинофильмов, а также применение жестикуляции.
Показ включает
демонстрацию специальных учебных пособий, видеоматериалов, кинофильмов:
- непосредственное наблюдение за техникой
плавания хороших спортсменов, а также знакомство с имитационными
движениями, позволяющими пловцу лучше понять изучаемый или совершенствуемый
технический элемент; - разучивание и совершенствование по частям
движений рук, ног, одной руки, согласование движения рук и др., - разучивание и совершенствование движений в
целом; - устранение ошибок в технике прямым или
косвенным путем.
Наряду с образным объяснением наглядное
восприятие помогает понять сущность движения, что способствует быстрому и
прочному его освоению. Особенно велика роль наглядного восприятия при обучении
детей. Сильно выраженная склонность к подражанию, особенно у младших школьников,
делает наглядность наиболее эффективной формой обучения движениям в целостном
виде, так и с разделением движения на части (замедленным его выполнением,
остановками в главных фазах). Гребок рукой в кроле, к примеру, изучается с
остановкой руки в трех основных фазах гребка. Во время остановок рекомендуется
2–3 раза напрягать мышцы руки по 3–5 с. Однако выполнением отдельных частей
(фаз) плавательного цикла увлекаться не нужно. Как только занимающиеся получили
представление о способе плавания в целом, они должны как можно больше плавать.
Учебные варианты техники на суше демонстрирует инструктор, в воде —
занимающиеся, у которых лучше получается данное упражнение. Показ может
осуществляется не только до начала занятия (на суше), но и во время него.
Эффективность показа определяется положением
инструктора по отношению к группе:
1) инструктор должен видеть каждого
занимающегося, чтобы исправить его ошибки;
2) занимающиеся должны видеть показ упражнения
в плоскости, отражающей его форму, характер и амплитуду.
Зеркальный показ применяется только при
изучении простых общеразвивающих упражнений. Негативный показ («как не надо
делать») возможен только при том условии, если у занимающихся не создается
впечатления, что их передразнивают.
Условия повышенного шума, характерные для
бассейна, затрудняют восприятие команд и распоряжений инструктора. Поэтому в
плавании применяется система условных сигналов и жестов, при помощи которых
облегчается связь инструктора с группой и каждым воспитанником в отдельности и
управлением учебно-тренировочным процессом. Жестикуляция заменяет команды и
распоряжения, помогает уточнить технику выполнения движений, предупреждать и
исправлять возникающие ошибки, подсказывать темп и ритм выполнения движений,
задавать скорость проплываемых отрезков, останавливать и др.
К практическим методам
относятся: метод практических упражнений, соревновательный метод, игровой
метод.
Метод практических упражнений может быть:
- преимущественно направленным на освоение
техники; - преимущественно направленным на развитие
физических качеств.
Обе группы практических упражнений тесно
взаимосвязаны и дополняют друг друга на всех этапах. Первая группа больше
применяется на начальных этапах, вторая — на последующих.
Обучение технике движений может вестись двумя
методами: методом целостно-конструктивного упражнения (целостного) и методом
расчленённо-конструктивного упражнения (по частям).
При обучении плаванию все упражнения сначала
разучиваются по частям, а затем воспроизводятся в целостном виде. Таким
образом, изучение техники плавания идет по целостно-раздельному пути, который
предусматривает многократное выполнение отдельных элементов техники,
направленное на овладение способом плавания в целом.
Разучивание по частям облегчает освоение
техник плавания, позволяет избежать излишних ошибок, что сокращает сроки
обучения и повышает его качество. Разучивание в целом применяется на
завершающем этапе освоения техники плавания. Совершенствование техники плавания
проводится путем целостного выполнения плавательных движений.
Соревновательный и игровой методы широко применяются в начальном обучении плаванию. Оба метода
привносят на занятия оживление, радость, эмоции. Прежде чем упражнение будет
включено в игру или соревнование, его обязательно следует выполнить всей
группой. Элемент соревнования мобилизует силы и возможности, способствует
проявлению воли, настойчивости, инициативы, повышает динамизм занятий.
Помимо всех вышеперечисленных методов в
практике плавания применяется и метод непосредственной помощи, который
используется в том случае, если после объяснения и показа задания новичок все
же не может его выполнить. Инструктор берет руки (ноги) занимающегося в свои
руки и помогает ему несколько раз правильно воспроизвести движение.
Средства
обучения плаванию
К средствам обучения и совершенствования в
плавании относят:
- физические упражнения,
- естественные природные факторы (вода,
солнце, воздух), - тренажеры,
- специальные приспособления (плавательные
доски, нарукавники, гимнастические палки, резиновые массажные коврики,
мячи, тонущие игрушки, плавающие игрушки, обручи), - визуальные средства контроля,
- наглядные пособия и др.
К основным средствам обучения плаванию
относятся общеразвивающие, подготовительные и специальные физические
упражнения.
Общеразвивающие упражнения выполняются на суше, специальные – в воде, подготовительные — как
на суше, так и в воде.
Общеразвивающие упражнения способствуют
развитию и воспитанию основных физических качеств: силы, быстроты,
выносливости, гибкости и ловкости. Они являются прекрасным средством лечебной
физической культуры, способным корригировать развитие позвоночника, грудной
клетки, конечностей, исправлять осанку, воздействовать на развитие отдельных
мышечных групп и т. д. Кроме этого, общеразвивающие упражнения совершенствуют
функциональные возможности, расширяют круг умений и двигательных навыков
учащихся и таким образом подготавливают их к наиболее эффективному освоению
плавательных движений. Как правило, общеразвивающие упражнения выполняются в
форме гимнастических упражнений: ходьба, бег, прыжки, упражнения без предметов
и с предметами.
Подготовительные упражнения способствуют развитию тех физических качеств, которые необходимы
для изучения навыка плавания и овладения отдельными элементами техники.
Существует две группы подготовительных упражнений:
- имитационные упражнения;
- упражнения для освоения с водой.
Особой формой подготовительных упражнений
являются игры в воде, которые скорее можно было бы отнести к упражнениям для
освоения с водой, однако игры используются на всех этапах обучения и совершенствования,
выполняя различные задачи во время занятий.
Имитационные упражнения используются для ознакомления занимающихся с общей формой
движений при плавании. Они выполняются на суше и не создают тех ощущений,
которые испытывает занимающийся в воде, поэтому выполнять эти движения
многократно не рекомендуется: они могут сформироваться как навык и тормозить
освоение движений в воде.
Однако на начальном этапе обучения плаванию
такие упражнения просто необходимы.
К таким упражнениям относят:
- упражнения для имитации дыхания (глубокие
вдохи, выдохи, задержка дыхания, вдохи-выдохи с поворотом головы при
имитационных движениях рук или ног и т. д.); - имитационные упражнения для рук (круговые
попеременные и одновременные движения руками вперед и назад в положении
стоя и в положении согнувшись, движения на счет, с чередованием
направления); - имитационные упражнения для ног (стоя
попеременные и одновременные сгибания в коленных суставах, махи ногами,
приседания с развернутыми в стороны стопами, махи ногами лежа на мате в
положении на груди и на спине и т. д.).
Подготовительные упражнения для освоения с
водой помогают преодолеть чувство страха перед
водой, научиться принимать в воде горизонтальное положение и выполнять
простейшие движения, правильно дышать. Как правило, все подготовительные
упражнения по освоению с водой проводятся на мелководье с учетом роста
занимающихся (уровень воды – примерно по пояс, по грудь). К подготовительным
упражнениям по освоению с водой относят:
- упражнения для первоначального ознакомления
со свойствами воды; - упражнения для обучения дыханию;
- погружение, всплывание и лежание;
- скольжения;
- прыжки в воду.
Упражнения для первоначального ознакомления
со свойствами воды.
Выполнение данных упражнений позволяет
занимающимся освоиться в непривычной среде, преодолеть психологический барьер
страха, ознакомиться со свойствами воды, почувствовать ее плотность и
возможность опоры о нее при гребках, ориентироваться в водной среде.
К упражнениям данной группы относят:
- хождения и бег по дну в различных
направлениях и положениях – спиной вперед, левым, правым боком, с
поворотами; - выпрыгивания из воды (обычные выпрыгивания,
из полу-приседа, с захватом коленей, с махом руками и т. д.); - движения руками («полоскание белья» —
движения рук перед собой различной интенсивности и направления, пишем
«восьмерки» — гребковые движения руками по криволинейным траекториям, стоя
на дне, с попытками оторвать ноги от дна, маховые движения с опорой о воду
и т. д.); - движения ногами (поочередные движения ногами
– вперед, назад, в сторону).
Упражнения для обучения дыханию.
Главный смысл подготовительных упражнений по
освоению с водой (как на суше, так и в воде) заключается в первую очередь не в
имитационных движениях конечностями (что является великим заблуждением), а в овладении
правильным дыханием.
Дыхание – самый важный элемент в обучении
плаванию. Без его освоения невозможно обучиться спортивным способам плавания. А
приобретенный навык плавания без способности делать выдох в воду очень
ненадежен и накладывает некоторые сложности как на освоение различной техники
плавания, так и на возможность человека держаться на воде во время волны,
ветра, при попадании брызг, неожиданном погружении и т. д.
Для обучения основам дыхания в воде необходимо
освоить следующие умения:
- открывать глаза под водой;
- задерживать дыхание на вдохе;
- дышать выдох-вдох и задерживать дыхание на
вдохе; - делать выдохи в воду.
С помощью имитационных движений на суше
осваивается навык задержки дыхания и ритмичный вдох–выдох.
Далее навык дыхания осваивается непосредственно
в воде. В первую очередь осваивается продолжительный выдох в воду — путем
упражнения по «пусканию пузырей», открывание глаз под водой.
Погружение, всплывание и лежание. Данные упражнения позволяют ознакомиться с непривычным состоянием
невесомости, выталкивающей силой, освоить навык статического плавания,
научиться держать равновесие лежа на воде.
Это наиболее важные упражнения при начальном
обучении плаванию. Погрузившийся с головой в воду новичок начинает чувствовать
подъемную силу. Она выталкивает его на поверхность. Недаром говорят, чтобы
обучить человека держаться на воде, необходимо прежде всего научить его
«тонуть», т. е. погружаться с головой в воду.
Как уже отмечалось, погружения используются
еще и для того, чтобы научить занимающихся открывать глаза в воде и делать
глубокий выдох.
К числу основных погружений можно отнести
следующие упражнения:
- держась руками за край бассейна или
специальные поручни, приседать так, чтобы вода доходила до груди, до
подбородка, погружаться в воду с головой; те же упражнения с выдохом в
воду; - стоя на дне (глубина по пояс, а затем по
грудь), сделать глубокий вдох и, погружаясь в воду, сесть на дно или
попытаться выполнить «упор присев»; - стоя на дне (глубина по пояс), взяться за
руки и на счет «раз» всем вместе погрузиться с головой в воду, на «два» —
задержаться под водой (выдох), на «три» — выпрыгнуть над поверхностью
(вдох), держась руками за край сливного корытца — вдох, погрузиться с
головой в воду — выдох, открыть глаза (рассматривать стену бассейна); - парами, взявшись за руки (глубина по грудь),
одновременно погрузиться в воду, открыть глаза (рассматривать друг друга).
К числу упражнений на всплывание и лежание
относятся следующие:
- сделать вдох, обхватить колени руками и,
прижав голову к коленям, застыть на некоторое время, почувствовав действие
уравновешивающих сил на тело; - «поплавок» — сделать вдох, присесть,
обхватить колени руками, прижать голову к коленям и застыть на некоторое
время; - сделать вдох, взяться двумя руками за край
бортика или поручни, вытянуть руки и ноги; - «звездочка» — сделать глубокий вдох для
увеличения плавучести, лечь на воду лицом вниз или на спине, расставить
руки и ноги в разные стороны и др.
Скольжения. Скольжения
на груди и спине (реже на боку) с различными положениями рук помогают освоить
рабочую позу пловца — равновесие, обтекаемое положение тела, умение максимально
выскальзывать вперед после каждого гребка, что является показателем хорошей
техники плавания.
К числу упражнений на скольжение относятся:
- скольжение на груди — стоя по грудь в воде,
наклониться так, чтобы подбородок коснулся воды, вытянуть руки вперед,
соединив большие пальцы, сделать вдох, плавно лечь на воду лицом вниз и,
оттолкнувшись ногами от дна или бортика бассейна, принять горизонтальное
положение, скользить с вытянутыми ногами и руками по поверхности воды; - скольжение на спине — встать спиной к берегу
или лицом к бортику бассейна, руки вдоль туловища, сделать вдох, задержать
дыхание, присесть и, слегка оттолкнувшись ногами, лечь на спину, поднять
выше живот и прижать подбородок к груди, нe садиться (следует помнить, что
устойчивому положению на спине помогают легкие гребковые движения кистями
около туловища; ладони обращены вниз); - скольжение на груди с различными положениями
рук: руки вытянуты вперед, у бедер, одна впереди, другая у бедра; - скольжение на спине с различными положениями
рук: руки вытянуты вперед, вдоль тела, одна рука впереди, другая у бедра; - скольжение на груди с последующими
поворотами на спину и грудь и др.
Следует подчеркнуть, что при выполнении
упражнений по скольжению в бассейнах с постепенным изменением глубины следует
выбирать направление с более глубокого места к мелкому.
При возникающих сложностях, связанных с
отрицательной плавучестью, вновь возникающего страха и др. в упражнениях на
скольжение и лежание используется метод непосредственной помощи — поддержки.
Прыжки в воду являются неотъемлемой частью
подготовительных упражнений по освоению с водой и включают: простейшие прыжки с
низкого бортика ногами вниз, при увеличении высоты — с разводом рук в стороны и
сгибанием ног в коленях с целью предупреждения удара о дно, спады в воду
животом или грудью из положения сидя или в упоре присев на бортике и т. д.
При прыжках в воду следует учитывать, что
трудность прыжка повышается с увеличением высоты.
Подвижные игры в воде
Одним из важных средств, используемых при
обучении детей плаванию, являются подвижные игры в воде: командные
и некомандные, сюжетные и бессюжетные (типа «Кто первый», «Кто дальше», «Кто
быстрее» и т.д.).
Выбор игры зависит от педагогических задач
обучения, количества занимающихся в группе, их возраста и подготовленности,
условий для проведения игры (температуры воды, глубины, рельефа берега и
особенностей дна, инвентаря и оборудования).
Игры и развлечения на воде проводятся в конце
основной и заключительной частях занятия. Продолжительность игры зависит от ее
содержания, задач, стоящих перед занятием, возраста и подготовленности
участников, их эмоционального состояния и степени утомления.
Использование игр занимает особое место в
обучении плаванию, особенно в младшем возрасте, поэтому методика обучения
плаванию игровым методом в данном учебном пособие выделена в отдельный раздел.
Средства специальной физической подготовки
в воде классифицируют: по использованию дополнительных
средств и приспособлений, по способу их выполнения, длине составных частей
упражнений, по интенсивности.
По использованию дополнительных средств и
приспособлений:
- с использованием опоры для обучения работе
ног (держась за бортик и др.); - с использованием средств и приспособлений,
облегчающих плавание (доски, поплавки и др.);
Следует отметить, что деление на усложняющие и
облегчающие средства в данном случае является весьма условным.
Формы
организации работы
В Учреждении проводится целенаправленная
работа по созданию условий для формирования начальных навыков плавания, которая
включает основные формы:
1. Занятия в бассейне
2. Праздники, развлечения
3. Индивидуальная работа
4. Кружковая деятельность
Основной формой организации
работы по плаванию является занятие. Занятие физической культуры
является для всех воспитанников обязательной формой занятий, обеспечивающий
необходимый минимум знаний, умений, навыков, предусмотренных программой.
Проведение водных праздников и соревнований —
неотъемлемая часть педагогического процесса при работе с детьми.
Проведение соревнований создает здоровый
эмоциональный фон, пробуждает интерес к занятиям плаванием, дает возможность
проявить себя, почувствовать дух спортивной борьбы и соперничества, проверить
свою плавательную подготовленность, а педагогам — увидеть плоды своей работы.
Водноспортивные праздники помимо конкурсов и
состязаний включают в себя различные художественные постановки и розыгрыши, что
особенно нравится детям и дополнительно стимулирует не только их двигательные
потребности, но и эстетические.
Соревнования по плаванию желательно проводить
и в форме водно-спортивного праздника.
Для подготовки и проведения соревнований
избирается организационный комитет, который обеспечивает подготовку мест
соревнований, судейство и информацию о ходе состязаний. Эту работу возглавляет
инструктор по физической культуре. Положение о соревнованиях — основной
документ, в котором оговаривается все до мельчайших подробностей: место
соревнований, программа, судейство, награждение и т. д.
Программа соревнований включает описание
участников, их возраст, наименование дистанций, порядок и расписание стартов и
т. д. Соревнования проводятся обязательно с учетом возрастных групп и
подготовленности детей.
Подготовка мест соревнований. Проверяется
состояние дна и воды, глубина, прочность и надежность инвентаря и оборудования,
принимаются меры по обеспечению безопасности. Место соревнований художественно
оформляется.
Комплектование и подготовка судейской
коллегии. Для проведения соревнований создается судейская коллегия. В нее могут
входить воспитатели, родители, члены администрации ДОУ. Главным судьей обычно
является инструктор по физической культуре.
До соревнований с судьями изучаются правила
соревнований, разбираются организационные вопросы.
Агитационная работа. Поведению соревнований
предшествует большая агитационная работа. Организационному комитету
целесообразно начинать ее задолго до начала соревнований.
Перед соревнованиями должны быть вывешены
плакаты, стенды, призывающие детей принять участие в подготовке к соревнованиям
и в выступлениях с приглашением гостей (родителей).
Соревнования проводятся в торжественной
обстановке (парад участников, рапорт, поднятие флага, приветствие и т. д.).
После соревнований вывешиваются красочно
оформленные таблицы с результатами соревнований, готовятся фотовитрины и
стенгазеты, посвященные прошедшим соревнованиям.
Важным моментом является подведение итогов и
награждение победителей, которое проводится сразу же после окончания соревнований
или на ближайшем спортивном вечере.
Водные праздники и развлечения, в которых, как
правило, принимают участие дети разных возрастных групп одновременно,
проводятся по определенному сценарию. Шутки, розыгрыши, конкурсы, игры в воде
должны быть интересны и доступны всем возрастным категориям. Каждое последующее
художественное или спортивно-конкурсное действие должно быть четко спланировано
и организовано, чтобы не было перерывов. Еще одно условие — по
продолжительности праздник не должен быть утомительным, особенно для детей, и
выходить за рамки привычного режима дня. Наиболее известный водный праздник —
«День Нептуна». Дети с удовольствием принимают в нем участие. Во время
проведения водного праздника необходимо соблюдение мер безопасности.
Одним из важнейших условий успешной реализации
программы обучения детей плаванию является индивидуально –
диффференцированный подход к детям.
В научно – методической литературе индивидуальный
подход характеризуется как широкий комплекс действий, направленных на
определённый выбор приёмов, способов, средств обучения в соответствии
с уровнем подготовленности и уровнем развития способностей детей.
Успех в обучении плаванию может быть
достигнут лишь в том случае, если будут учтены особенности развития детей
того или иного возраста, реальные силы и возможности каждого ребёнка.
Большое значение имеет кружковая работа,
она содействует углублению и расширению учебной работы по физическому
воспитанию и проводится в виде занятий в кружках, в форме спортивных
развлечений, выступлений и праздников.
В Петербурге на 75-м году жизни скончался известный писатель-фантаст и литературный критик Андрей Балабуха. Его вдова сообщила, что он страдал многими болезнями, долго не выходил из квартиры, но в больницу ложиться отказывался. Смерть наступила 2 декабря от инсульта
Самой своей личностью Андрей Дмитриевич олицетворял преемственность поколений российских фантастов. Он пришел в литературу еще в 60-х, в пору, когда братья Стругацкие, ныне классики, были еще «молодыми писателями». Мало какой сборник фантастки 70 – 80-х годов обходился без предисловия, рассказа или критической статьи Балабухи.
ИА FederalCity публикует интервью, взятое у Андрея Балабухи нашим корреспондентом на одном из заседаний петербургского литературного салона «Страница».
Скрин из ВК вдовы А. Балабухи
— Андрей Дмитриевич, вы — один из самых известных отечественных фантастов. Как вы ощущаете этот статус?
— Однажды едем с коллегами на некое литературное мероприятие и вдруг видим — патрульные машины, кареты «скорой помощи», вертолеты барражируют. Толпа. По дороге узнали, что на открытие церкви прилетел Патриарх. Как-то проехали, добрались до нужного места. На церемонии ведущая перечисляет почетных гостей — а меня забывает, хотя я тоже вроде бы почетный гость. Ну и ладно, мне-то что.
Внезапно слышу: «Самое главное забыла: сегодня среди нас патриарх…» Я начинаю судорожно смотреть в зал — где же он? А ведущая продолжает: «…отечественной фантастики Андрей Балабуха!»
С тех пор я привык быть «патриархом», хотя на самом деле себя им не ощущаю.
— Почему именно фантастика?
— У меня есть тезис, который я считаю основополагающим: «писатель» — это понятие родовое. Дальше писатель может быть прозаиком, драматургом, критиком и так далее… Но прозаик может писать фантастику, детективы, да хоть любовные романы — все, чего захочет его левая пятка. Он только должен ее слушаться — и это самое главное.
Я прекрасно понимаю, что с чисто торговой точки зрения нужно развивать успех на конкретном направлении. Пиши что-то одно — и хотя под конец ты сделаешься всем надоевшим и скучным, но навсегда превратишься в мастера «иронического детектива с героем-дамой и присутствием кота». Иногда это способствует карьере, иногда это карьеру губит. Я считаю, что «разбрасываться» — полезно. Да, я писал фантастику, пишу и буду писать, пока жив. Но кроме того, у меня вполне реалистические байки, исторические эссе, стихи, научно-художественные книги, критика, переводы… Я занимаюсь тем, что мне сегодня интересно.
— У вас всегда были такие взгляды?
— Лет двадцать назад мне передали мою первую рукопись еще школьных времен. Там был фантастический рассказ, реалистический рассказ, памфлет, стихи. Мне было интересно все. Когда в 14 лет я пришел в литературный клуб «Дерзание» во Дворце пионеров со стихами, меня послали к «поганым фантастам», а в серьезную литературу посоветовали не соваться. Ну я и не совался… до 2000 года, когда мне предложили выпустить первую книгу стихов в серии «Альтернативный Пегас. Поэзия фантастов».
Андрей Балабуха. Источник: ВК А. Балабухи
— А как все-таки вы пришли в литературу?
— Начнем с образования — у меня его семь классов, оставшиеся закончил фиктивно, в 12-й школе рабочей молодежи Октябрьской ж/д. Ну и два курса Топографического техникума. А потом забрали в армию, вернулся практически инвалидом. Обратно учиться не взяли. По этой же причине не попал и в Литературный институт. Вот и вышло, что работать инженером я мог, а учиться — нет. Впрочем, в жизни это не помешало. Мне было интересно учиться самому — чему только можно. Работал фотографом в Военно-морском музее, аквалангистом-спасателем, топографом. В Проектно-конструкторском бюро прошел дорожку от чертежника до начальника отдела. Обстановка там была та еще. На одном из заводов нашего Управления стоял паровой котел аж 1898 года! Вот я и описал все это в рассказе — конечно, фантастическом. Через неделю шеф вызвал к себе в кабинет. Достав из-под стола газету с моим рассказом, уставился на меня оловянными глазами и поинтересовался, моя ли это работа. На следующий день я подал заявление по собственному желанию. Так я и стал профессиональным писателем. Сегодня у меня 23 книги. Ими я могу отчитаться за свою жизнь.
— Расскажите про вашу литературную студию.
— Сам я занимался сначала в семинаре блистательного фантаста Ильи Варшавского. Увы, после его смерти семинар прекратился. Обратились к Борису Стругацкому — он наотрез отказался. Мы его уговаривали в течение года. В конце концов он сдался — и оказался прирожденным руководителем, который руководил семинаром до самой смерти. Несколько лет я провел в этом семинаре, а потом понял — надо валить. Не хотелось стать тенью Стругацкого. Он был прекрасным преподавателем. Но его обаяние, харизма и талант слишком сильно подчиняли себе его учеников.
Книги. Фото с сайта pexels.com
А в 80-х мы вместе с Анатолием Бритиковым организовали свой семинар. К сожалению, Бритиков вскоре ушел из жизни. Но студия существует до сих пор. Ведем ее вместе с моим соруководителем Леонидом Смирновым. Некоторые из моих учеников пришли в литературу, стали членами Союзов писателей, авторами многих книг и лауреатами престижных премий. Мой опыт показывает — нигде, никогда, никого и ничему нельзя научить. Но можно предоставить возможность научиться тем, кто хочет и может. Нельзя быть писателем-затворником. Даже те, кого так называли, вели мощнейшую переписку. Литератор — существо социальное, как муравей.
— В вашем рассказе 1974 года «Две копейки» человеку на сдачу дают двухкопеечную монету 1996 года. На деле в этом году уже не было не только копеечных монет, но и вообще российских монет этого года не существует. Так что это, похоже, какое-то антипророчество… Как бы вы написали рассказ на подобный сюжет сейчас?
— Точно не как тогда — просто потому, что сейчас я пишу иначе. Что касается того рассказа, я даже сомневался, включать ли его в новый сборник или нет. Ведь 1996 год уже прошел — и вроде бы стало не смешно… Потом понял, что все равно смешно, ведь теперь стало ясно, что речь идет о какой-то альтернативной реальности: СССР уже не было, а монета — вот она, есть!
А вообще, писатели — не пророки. Да, часто вспоминают, как Сирано де Бержерак говорил, что на Луну будут летать на ракетах. Но что такое ракета того времени? Пороховая шутиха. Тогда подобный метод путешествия казался не менее абсурдным, чем десятки других способов, перечисленных Сирано. Например, раздеться догола и обмазаться бычьими мозгами… Удивительные совпадения — это не магия, а игры теории вероятности.
И я не пророк. Но… В десять лет я имел честь быть исключенным из пионеров. Исключили меня потому, что на уроке пения гимн СССР я исполнял собственного сочинения:
В какие случится далекие годы,
Конечно, предсказывать я не берусь,
Разрушится созданный волей уродов
Как будто могучий Советский Союз…
И правильно исключили — художественный вкус у моих педагогов, несомненно, был…
Это было в 57-м году. Но какое же это было пророчество в десять лет?.. Поэтому я не стал бы писать сейчас о сороковых годах XXI века.
Книга афоризмов А. Балабухи. Источник: ВК А. Балабухи
— Каким вы видите будущее литературы?
— Оно у нее есть. Она не умрет и никуда не денется. Но она меняется на глазах и будет меняться дальше, выправляя некоторую флуктуацию на линии своего развития. Ведь, начиная с Шумера, литература была искусством для избранных. Да, «бестселлеры» были всегда. Например, «Илиада» целиком или во фрагментах была найдена более чем в двухстах тысячах списков. Но в те времена популярность книги держалась сотни лет, а сейчас не более трех месяцев.
Литература была элитарным искусством, потому что требовала свободного времени и развитого ума. Для масс были уличные мистерии, театральные представления. В XVIII и XIX веках запустили Гутенбергов станок на полную — в условиях практически отсутствующей конкуренции. В итоге литература, не встречая сопротивления, стала главным видом искусства и даже главным видом получения информации. А вслед за ними появилась массовая литература.
Разрыв между разными видами литературы был огромен. Александр Сергеевич Пушкин издал свое собрание сочинений тиражом в три тысячи экземпляров. При помощи его друзей распродали тысячу, а оставшиеся две ушли со складов только к 1855 году. В это же время Фаддей Булгарин издавал сто пятую тысячу экземпляров своего романа «Иван Выжигин»… И это нормально. Книги будут издавать малыми тиражами и по большой цене — для тех, кому это надо. А для остальных будут компьютерные игры, онлайн-телевидение… Конечно, мне грустно, что мои первые книги печатали тиражом в сто тысяч экземпляров, а сейчас бывает и просто сто. С другой стороны, выложенный в Интернет сборник моих стихов скачали тридцать тысяч раз. А в советское время типичный тираж поэзии не превышал пятнадцати тысяч.
Портрет Андрея Балабухи работы петербургского художника Владимира Алексеева. Источник: ВК А. Балабухи
К привычному способу существования вернутся и сами авторы. На протяжении истории писатели либо имели независимый источник дохода вроде ренты, либо искали себе спонсоров и покровителей. А жизнь исключительно литературным трудом — недавнее изобретение, тоже, в общем-то, не являющееся нормой.
Беседовал Богдан Виноградов
Борис Павлович Кудрявцев – энергетик с тридцатилетним стажем, двадцать из которых он отработал на подстанции «Вежайка» в одноименном населенном пункте Усть-Вымского района.
Фото АО «Коми коммунальные технологии»
На памяти старожила – не одна страница истории родной «Вежайки». От той, когда подстанция была на балансе «Комиэнерго», до той, когда она перешла в ведение АО «Коми коммунальные технологии».
Трудовая биография самого Бориса Павловича тоже разделилась на вехи, каждая из которых – целая отдельная жизнь. Самая первая после того, как Ленинградский техникум авиаприборостроения и автоматики дал уроженцу Хабаровского края путевку в энергетику, была связана с работой в Ленинграде. А спустя несколько лет — с началом другой жизни. В Усть-Вымском районе северного Коми края.
-В 80-е годы прошлого века я был инженером в учреждении ФСИН и отвечал за электроснабжение поселков Лесное, Яренга, Шежам, Певью и других, — вспоминает Борис Павлович. – Сегодня этих населенных пунктов, которые создавались под предприятия лесозаготовки и учреждения систем МВД и исполнения наказаний, нет. После ликвидации учреждения ФСИН поселки признали бесперспективными и закрыли.
Такая же участь ждала и Вежайку. Вопрос о закрытии поселка обсуждался на разных уровнях. Но до дела так и не дошло. Жизнь в населенном пункте идет своим чередом, хоть здесь уже и нет того числа жителей, какое было в 80-х годах. Тогда в Вежайке проживало около двух тысяч человек – в основном, солдаты и молодые офицеры, их семьи с детьми. Сегодня в поселке порядка двухсот жителей. Проживают в четырех двухэтажных многоквартирных домах, три из которых кирпичные, один деревянный.
Еще один факт подтверждения того, что жизнь в населенном пункте несмотря ни на что продолжается, — капитальный ремонт скатной крыши дома на улице Станционной, проведенный в прошлом году в рамках реализации плана капитального ремонта.
Есть еще пять деревянных многоквартирных домов, в которых давно никто не живет. Эти дома отключены от теплоснабжения и электроэнергии.
В поселке работают детский сад, начальная школа, фельдшерско-акушерский пункт, магазин. За электроснабжение этих социально значимых объектов и жилых домов отвечает подстанция «Вежайка» напряжением 110/10кВ с установленными трансформаторами мощностью 2500кВа. А еще подстанция снабжает электричеством объекты железнодорожников, телевышку.
Борис Павлович Кудрявцев на ПС «Вежайка» — дежурный электромонтер по обслуживанию подстанций 4 разряда.
Его рабочий день начинается в семь часов утра с обхода подстанции. Далее – проверка электрооборудования, снятие показаний приборов, проверка нагрузки и напряжения, передача информации диспетчерам «Южных электрических сетей» и «Коми коммунальных технологий».
-Проверку напряжения проводим каждые четыре часа, — поясняет Борис Кудрявцев. – Результаты отражаем в оперативном журнале. Кроме обеспечения установленного режима по напряжению, нагрузке, температуре и другим параметрам, проведения режимных оперативных переключений в распределительных устройствах подстанции устраняем неисправности на щитах и сборках собственных нужд, в приводах коммутационных аппаратов, в цепях вторичной коммутации закрытых и открытых распределительных устройств.
Если перевести этот рассказ с профессионального на более простой, понятный всем язык, то о работе электромонтера подстанции можно сказать буквально следующее:
-Чтобы минимизировать риск возникновения аварийной ситуации, работники подстанции должны заранее сделать все, чтобы ее технические системы действовали безотказно. Проблемы могут возникнуть в любой момент, даже в ночные часы или в выходные, праздничные дни. И потому на подстанциях беспрерывно, в любое время суток, в любую погоду присутствуют дежурные электромонтеры. Они заботятся о том, чтобы даже при появлении неполадок все проблемы были быстро устранены, а электроснабжение восстановлено.
Конечно, один на один с проблемой электромонтер подстанции не остается. Когда требуется ремонт оборудования, в Вежайку приезжает бригада производственного участка «Усть-Вымский» из Айкино. А в случае необходимости помогают и коллеги из Сыктывкара.
Кроме профессионального призвания у электромонтера Кудрявцева есть еще одно любимое занятие – для души. И очень далекое от электроэнергетики: изготовление чучел животных из охотничьих трофеев.
-Друзья-охотники приносят мне шкурки, и я их как умею «оживляю», — рассказывает Борис Павлович. – Интересен сам процесс. Конечно, перед тем, как начать заниматься этим делом, перечитал специальную литературу. И вот, как видите, результат.
Надо сказать, что продемонстрированные нам чучела волка с хищным оскалом и хитрой лисы вполне могли бы украсить музейную экспозицию.
Борис Кудрявцев – один из четверых сотрудников АО «ККТ», которым к нынешнему Дню энергетика объявлена благодарность министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми. Поощрения столь высокого уровня энергетик удостоился за многолетний добросовестный труд и профессиональные достижения в системе жилищно-коммунального хозяйства региона.
14 декабря 2021 г. 13:04
По его инициативе были созданы Рождественские чтения, он систематизировал работу с осужденными в тюрьмах, стал автором церковно-публицистических статей и книг, актуальных и в наши дни. Ревностный пастырь, активный участник создания системы религиозного образования, неутомимый катехизатор, хранитель живой памяти о новомучениках — таким был отец Глеб Каледа. Статья размещена в декабрьском номере «Журнала Московской Патриархии» (2021, № 12, PDF-версия).
Тайный священник
В этом году исполняется сто лет со дня рождения одного из выдающихся пастырей нашего времени протоиерея Глеба Каледы. Читая его автобиографические книги и воспоминания о нем, не перестаешь удивляться, сколько веры, энергии и любви было в этом человеке. Господь призвал его на служение к Себе с юных лет, когда по благословению духовного отца, будущего священномученика Владимира Амбарцумова[1], Каледы всей семьей помогали тем, кто был лишен средств к существованию. Не только духовенству, но и мирянам. Ведь их ближайшие родственники тоже были сосланы или посажены в тюрьму по обвинению в антисоветской деятельности, а по сути за религиозные убеждения. Пятнадцатилетнему Глебу поручалось разыскивать тех, кто бедствует, и приносить им продукты. Призванный в армию после окончания школы в августе 1941 года, он прошел всю войну от начала до победного конца и за мужество и героизм не раз награждался медалями и орденами. Волховский фронт, Сталинград, Курская дуга, освобождение Белоруссии, Кенигсберг — такими зарубками остались 1941-1945 годы в памяти начальника радиостанции дивизиона гвардейских минометов («Катюш») Глеба Каледы.
В автобиографичной книге «Записки рядового» спокойно, непредвзято, на конкретных примерах автор раскрывает перед читателем ту чудовищную правду войны, свидетелем которой он стал. Причем так, что его рассказ, несмотря на страшные факты, не накрывает тоской и унынием, а, наоборот, вселяет оптимизм. Уникальность этой книги еще и в том, что это — взгляд изнутри. Война глазами православного человека. И конечно, только искренней верой в Бога можно объяснить в минуты смертельной опасности полное спокойствие и бесстрашие рядового Каледы, вызывавшее удивление и уважение у командиров и однополчан.
После войны Глеб Александрович поступил в Московский геологоразведочный институт. Получив диплом с отличием, защитил кандидатскую диссертацию, занимался научной и преподавательской деятельностью, а потом сосредоточился на исследовательской работе в области нефтяной геологии. Он написал 170 научных работ, в том числе несколько монографий. В 1980 году защитил докторскую диссертацию. Коллеги отзывались о нем как о крупном ученом-естествоиспытателе с широким кругозором и обширным спектром научных интересов. В частности, В.Н. Холодов, академик Российской академии естественных наук, отмечал, что Глеб Каледа «был неутомимым искателем истины, человеком, по-настоящему увлеченным наукой».
Однако мало кто из коллег в советское время знал, что Глеб Александрович и его семья —прихожане московского храма Илии Пророка в Обыденском переулке, в который отец семейства начал ходить, вернувшись с фронта. И что в экспедициях он в праздничные дни совершает тайные богослужения мирянским чином по тетрадочкам, написанным его супругой Лидией, дочерью священномученика Владимира Амбарцумова, специально для него.
В роду Калед два человека принадлежали к духовному сословию — священник Черниговского полка Федор Полторацкий и Николай Иванович Сульменев, принявший монашеский постриг после службы на флоте в звании капитана 1-го ранга. Но один жил в XVIII веке, а другой скончался в XIX столетии. Глеб Александрович воспринял веру от своей матери, Александры Романовны (в девичестве — Сульменевой), происходившей из старого дворянского рода, и с детства находился под духовным руководством опытных пастырей.
«Первым наставником отца был священномученик Владимир Амбарцумов, — рассказывает настоятель храма Новомучеников и исповедников Российских в Бутове протоиерей Кирилл Каледа. — До войны у него было еще четыре духовника, но известны имена только двух — священников Василия Надеждина и Сергия Успенского, оба прославлены в лике святых. А после войны папа был духовным чадом архимандрита Гурия (Егорова), будущего митрополита (одного из ближайших соратников сщмч. Вениамина Петроградского), который передал его для духовного руководства своему ученику, иеромонаху Иоанну (Вендланду), в будущем митрополиту Ярославскому и Ростовскому[2]. Во второй половине 1950-х и в 1960-е годы владыка Иоанн проходил служение за границей, контактов с ним в это время не было, и папа окормлялся у отца Александра Егорова из храма Илии Пророка Обыде́нного».
В 1972 году в жизни Глеба Александровича произошло судьбоносное событие: митрополит Иоанн рукоположил его в тайные священники. Тайные — потому что, с одной стороны, Совет по делам религий никогда не позволил бы такому известному ученому быть священником, а с другой — Церкви нужны были пастыри на случай, если власть начнет новые гонения. Тайное священство требовало от человека известного бесстрашия, предания себя в руки Божии, так как при первом же доносе его могли уволить с работы, и семья как минимум лишалась средств к существованию.
Со службы в Лазареву субботу начался пастырский путь отца Глеба, прослужившего тайным священником 18 лет.
«Его тайное рукоположение не было для нас, детей, каким-то открытием или неожиданностью, — вспоминает отец Кирилл. — Мы знали о нем от друзей родителей. Но папа никогда не противопоставлял себя открыто служащему духовенству. Если кто-то называл его «катакомбным священником», имея в виду пастырей с радикальными убеждениями, он всегда говорил, что он священник Московского Патриархата».
Теперь почти каждое воскресенье кабинет отца Глеба в их квартире на «Речном вокзале» на некоторое время становился храмом, где с соответствующими мерами предосторожности (окно в комнате тщательно занавешивалось, на кухне и в соседней комнате включалось радио) совершалась Божественная литургия.
«Для того, чтобы у папы всегда были причастники, — вспоминает отец Кирилл, — владыка Иоанн дал нам, детям, исключительное благословение причащаться без исповеди, если за минувшую неделю ничего особенного у нас не произошло. И это был определенный опыт трезвения для каждого из нас».
Вся утварь и облачение были самодельными, потиром служил большой бокал. А на всенощную службу семья ездила в Обыденский переулок.
«Папа служил всенощную дома крайне редко, например под праздник Всех святых, в земле Российской просиявших, в честь которых был освящен наш домовый храм, — продолжает отец Кирилл. — Возможно, кто-то из соседей догадывался, что мы верующие. Но что папа священник — этого никто не знал. И бородку он отпустил только в конце 1980-х годов».
Мягкий духовник — яд для пасомых
Постепенно у отца Глеба появились духовные чада, которые тоже приходили на Литургию в домовый храм. Конечно, первыми были друзья семьи из числа верующих, в основном интеллигенция.
«Их было примерно пара-тройка десятков человек, — говорит отец Кирилл. — Он не всем открывался, помня завет дедушки Владимира: не надо давать людям лишнюю информацию, так как человеку в ответ гораздо проще сказать «я не знаю», чем что-то скрывать».
Потом некоторые близкие друзья даже обижались за эту скрытность на отца Глеба. А он просто понимал, что как священник не нужен этому человеку. Были случаи, когда духовные дети после его одобрения приводили людей, чающих помощи священника, ручаясь, что те никого не выдадут. Кого-то отец Глеб крестил в домовом храме и венчал. После выхода на открытое служение число его духовных чад выросло в несколько раз.
В период тайного служения духовные дети приезжали на исповедь за день-два до Литургии, иногда и накануне, утром он уже не исповедовал. Нередко исповедь затягивалась допоздна, человек оставался ночевать.
«Он так строил исповедь, как немногие умеют, глубоко вникая в проблемы и располагая к себе людей», — продолжает отец Кирилл.
Любовь, искренность и молодость духа привлекали к отцу Глебу многих, включая новоначальных. Духовное чадо отца Глеба рассказывает:
«Во время своего воцерковления я осторожно относился к исповеди, не мог сразу открыться священнику. Нужен был момент доверия. Но на его отеческую любовь мое сердце откликнулось сразу. Отцу Глебу хотелось верить. В нем сочетались искренность, ученость и простота. Когда я его увидел, у меня даже мысли не было, что это профессор, доктор наук. При всей своей благожелательности и простоте он обладал колоссальной силой и необыкновенной харизмой».
Вместе с тем отец Глеб как пастырь требовал от пасомого ответственного, осмысленного отношения к своей духовной жизни и поведению. Обличая чей-то грех, он был строг, но не суров: «Почему ты так поступил? Это же повредит твоей душе», — читалось в его глазах. Но при этом в голосе было столько любви и участия, что человеку становилось стыдно, и это заставляло его серьезнее отнестись к совершённому проступку, постараться исправиться.
Еще одной важной чертой отца Глеба была его осторожная ответственность за будущее духовных чад.
«Я не думал о священстве. Но мне хотелось разобраться в православном богословии, понять основы православного вероучения, — рассказывает клирик храма Новомучеников и исповедников Российских в Бутове священник Артемий Цех. — Для поступления в Православный Свято-Тихоновский богословский институт требовалась рекомендация духовника. Отец Глеб написал мне ее не сразу, подходя к этому с осторожностью, осознавая свою пастырскую ответственность за меня перед Богом. Я чувствовал, что он сомневается. Он долго перед этим молился. И наконец благословил. А по окончании института я принял сан».
Отец Глеб не раз говорил, что мягкий духовник — яд для пасомых.
«Однако строгость он применял только там, где это было нужно, больше в качестве дисциплинарной меры, — продолжает отец Артемий. — Например, исповедь в Сергиевском храме Высоко-Петровского монастыря, где батюшка служил в последние свои годы, начиналась после всенощного бдения (и длилась допоздна) и еще была утром, за час до начала Литургии. Если вы приходили позже, он уже не исповедовал. Посыл был такой: не пришли вовремя — значит, вам причащаться сегодня не очень-то было и нужно. Подумайте об этом».
Литургия как смысл жизни
Литургия всегда была центром жизни для отца Глеба. Независимо от того, было ли это тайное богослужение в домовом храме или уже в период открытого служения. Когда в советское время церковный праздник приходился на будний день, отец Глеб в семь утра служил дома Литургию, а потом ехал на работу.
«Насущная потребность общения с Богом через Литургию, через молитву — это то, что он воспринял от своих духовных отцов, владык Гурия и Иоанна. И этот пример очень важен для меня, — говорит отец Кирилл. — К сожалению, бывают случаи, когда священник может спросить: почему я должен служить, сегодня не моя очередь? Для папы это было немыслимо».
Описывая атмосферу на Литургии, духовные чада вспоминают о глубоком внимании и внутренней сосредоточенности отца Глеба.
«Он постоянно упоминал о благоговении, с которым не только священник должен совершать Литургию, но и миряне пребывать на службе. Говорил, с каким трепетом они должны причащаться, чтобы это не превратилось в рутину. И сам являл пример такого отношения к святыне», — вспоминает отец Артемий.
Протоиерей Глеб Каледа требовал от духовенства, чтецов, хора четкости, внятности чтения и пения во время богослужения, чтобы молящимся было понятно каждое произносимое или спетое слово.
«Это позволяло всем максимально сознательно участвовать в общей молитве, ни на что не отвлекаясь. Он мог прервать службу, если кто-то разговаривал, и сделать замечание, — говорит директор Мемориального научно-просветительского центра «Бутово» Игорь Гарькавый. — Для лучшего понимания совершающегося священнодействия он иногда комментировал фрагменты службы. И на всенощной, и на Литургии. Например, после чтения Евангелия, перед причастием и после него. То есть параллельно шла более глубокая катехизация всех нас».
Открытое служение
После выхода на открытое служение (это произошло 2 октября 1990 года и продлилось неполные четыре года) отец Глеб некоторое время совмещал священство с должностью профессора-консультанта во Всероссийском научно-исследовательском геологическом нефтяном институте, но в январе 1992 года завершил научную карьеру. Теперь он мог безраздельно отдать себя Церкви. И практическое выражение этого еще с 1991 года шло по двум не связанным между собой направлениям: возрождение православного образования и тюремное служение. Став ректором катехизаторских курсов, преобразованных в дальнейшем в Православный Свято-Тихоновский богословский институт, священник разработал и читал курс по православной естественнонаучной апологетике.
«Отец Глеб взялся за организацию учебы мирян с такой энергией, как никто бы из нас не смог. И уже очень скоро курсы были зарегистрированы и начали свою деятельность, — вспоминает протоиерей Владимир Воробьев. — А потом возглавил в Синодальном отделе по религиозному образованию и катехизации сектор религиозного образования».
Одна из сотрудниц отдела, Наталья, вспоминает, что, говоря о цели православного просвещения, отец Глеб призывал педагогов наполнять сердце человека, его сознание, все его существо окрыляющей душу верой, благоговейной, светящей миру любовью к Богу и истиной.
«Мы чувствовали в нем опору и, вдохновленные, начинали создавать православные гимназии, хотя поначалу вообще не представляли, с чего начать и где найти для этого людские ресурсы и средства. И эти школы успешно работают по сей день», — говорит Наталья.
Без сомнения, помог отцу Глебу в этой работе и его опыт домашнего кружка по основам Православия, который он организовал еще в советское время для своих детей и детей из семейств знакомых.
Но катехизаторские курсы не стали его единственным начинанием. Отец Глеб был одним из инициаторов Международных Рождественских чтений, которые выросли из обычного семинара преподавателей общеобразовательных и воскресных школ.
Окормление узников
Еще одна черта характера пастыря, о которой упоминают все его духовые чада, — это жертвенность отца Глеба. Он совсем не думал о себе, даже в весьма почтенном возрасте, когда ему было под семьдесят. Отслужив Литургию, сразу шел причащать людей в больницу. Или после службы мог приехать к духовному чаду домой и принять у него исповедь. А перемещался он всегда на общественном транспорте. И это помимо богослужений и пастырских трудов, которые включали в себя множество послушаний: он работал в образовательном отделе, проводил катехизаторские беседы для прихожан, читал публичные лекции, участвовал в конференциях и круглых столах.
«Наверное, батюшка чувствовал, что времени у него мало, а успеть надо многое, — рассуждает священник Артемий Цех. — И его энергии и ответственности нам, молодым его чадам, уже тогда можно было позавидовать».
А еще его ждали заключенные в Бутырской тюрьме.
Нельзя сказать, что он сам выбрал это служение. Скорее, сюда направил его Господь. «Просто его попросили один раз посетить осужденных в Бутырке, он не отказался. И понял, что он там нужен», — подтверждает отец Кирилл Каледа. Позже отец Глеб признавался близким, что это был первый случай, когда он не знал, о чем будет говорить там с людьми. В этой миссии его сопровождал Александр Дворкин (ныне профессор ПСТГУ). Описывая, какое тяжелое впечатление произвела на него тюрьма и ее обитатели, Александр Леонидович отмечает, что это вовсе не оттолкнуло отца Глеба от дела душепопечения узников. И хотя поначалу заключенные, собранные в зале, воспринимали священника с ухмылками и враждебностью, через несколько минут их отношение к человеку в рясе кардинально поменялось.
«Не было ряда одинаковых бритых голов. Были человеческие лица, лица несчастных людей, запутавшихся, грешных чад Божиих, оказавшихся в нечеловеческих условиях существования, отчаявшихся обрести в жизни добро и свет», — вспоминает А. Дворкин.
«Но как отцу Глебу удалось тронуть эти омертвевшие души?» — спрашиваю Александра Леонидовича.
«Своей искренностью и любовью, которую чувствовал каждый человек, с кем общался отец Глеб. Он же был невысокого роста, худенький, никакими особенными внешними данными не отличался. Но та любовь, что в нем жила, преображала все вокруг. И люди действительно тянулись к нему всей душой. О себе он говорил вскользь и просто, без всякого самовыпячивания, а к другим относился с большим уважением и искренним вниманием. Каждый, с кем он общался, был ему дорог и интересен».
Отец Глеб не первый из духовенства посещал тюрьму, но его заслуга в том, что он превратил это в системную работу. Он познакомился с начальником Бутырки, договорился о регулярных богослужениях, поставил перед священноначалием задачу постоянного окормления осужденных, начал диалог с представителями Федеральной службы исполнения наказаний, чтобы Церкви разрешили заниматься просветительской работой в их учреждениях на регулярной основе. Есть что-то глубоко символичное в том, что он восстановил храм в той тюрьме, где вместе с другими новомучениками в годы репрессий сидел и его первый духовник священномученик Владимир Амбарцумов.
Особой заботой отца Глеба стали осужденные на смертную казнь, содержащиеся под стражей в 6-м коридоре Бутырской тюрьмы. Священник проводил в камерах смертников многие часы, оставаясь с ними один на один. Некоторые из них искренне раскаялись, он их крестил. Батюшка приносил им подарки, фрукты, организовывал угощение на Пасху. «Он приходил оттуда совершенно изможденный. И вместе с тем говорил, что нигде так не каются, как в тюрьмах», — вспоминает отец Кирилл. Общение со смертниками убедило отца Глеба в необходимости отмены высшей меры наказания. Он был уверен, что к смерти приговаривают одного человека, а казнят уже совсем другого.
Опыт служения в Бутырке отец Глеб изложил в одной из самых известных своих книг — «Остановитесь на путях ваших», которую можно назвать хрестоматией тюремного священника. Она востребована и в наши дни. Вот что говорит тюремный священник Ханты-Мансийской епархии протоиерей Георгий Кошелев:
«Когда я только начал тюремное служение, то в этой книге нашел подтверждение своим мыслям о том, что отношение священника к осужденным должно быть не таким, как у администрации. Для священнослужителя заключенные — не преступники, а люди, нуждающиеся в духовной поддержке, их надо привести ко Христу, чтобы через Него преобразилась их душа, чтобы они раскаялись и переосмыслили свою жизнь. Отец Глеб стал для меня примером, его книга поддержала меня в минуты сомнений, когда я уже намеревался оставить тюремное служение».
Публицистическое творчество
Совершенно бесценно то литературно-публицистическое наследие — статьи, книги и проповеди, — которое оставил нам священник Глеб Каледа. По словам его духовных чад, он не прекращал эту работу до последних своих дней. Даже в больнице после тяжелой операции делал наброски для новой рукописи.
В числе его фундаментальных работ можно назвать труды «Библия и наука о сотворении мира», «Плащаница Господа нашего Иисуса Христа», «Домашняя церковь», «Очерки жизни православного народа в годы гонений: воспоминания и размышления» и другие.
«Отец Глеб очень тщательно работал над своими сочинениями. Не являясь специалистом в богословии, он, как настоящий ученый, знал пределы своей компетентности, — говорит Александр Дворкин. — Писал только то, что знает, что пережил сам. Поэтому каждое его слово весомо, выстраданно и прочувствованно».
Одна из его книг, которая с каждым днем становится все актуальнее, это «Домашняя церковь».
«Она посвящена семейной аскетике, то есть духовной жизни в браке в русской православной и, видимо, вообще в восточно-христианской традиции, — говорит историк Алексей Беглов. — Автор подробно останавливается на всех аспектах семейной жизни христиан. В частности, излагает свой опыт воспитания детей: у отца Глеба их было шестеро, двое сыновей стали священниками, а обе дочери — монахинями».
Ученый и пастырь, он словно предвидел главную опасность для нашей Церкви, и как предостережение звучат его слова в предисловии к этой книге: «Перед христианством всегда стоят две задачи: первая вечная, внутренняя — стяжание Духа Святого, вторая — историческая, внешняя. В наше время исторической задачей является созидание домашних церквей. Для Русской Поместной Церкви в этом все ее будущее: научатся ее члены создавать домашние церкви — будет существовать Русская Церковь, не сумеют — Русская Церковь иссякнет»[3].
Отец Глеб был яркой, многогранной личностью, в которой органично соединилась самоотверженность православного пастыря и традиция Русской Церкви ХХ века, воспринятая им от новомучеников, глубоко пережитая и осмысленная в его сердце, — так, что он мог нести ее свет новым поколениям молодых христиан, свидетельствуя и строго вопрошая: «Мы веру сохранили во время гонений, а сохраните ли ее вы, когда будут благоприятные времена?»
Святейший Патриарх Кирилл о нем сказал так: «Своей жизнью он явил послушание и образ человека, для которого Православие было радостной жизнью во Христе, поэтому его пример сегодня значим для наших современников, особенно для молодежи».
Отец Глеб отошел ко Господу 1 ноября 1994 года. Он похоронен на Ваганьковском кладбище, недалеко от места упокоения русского ученого Тимирязева. На могиле — гранитная плита с именами усопших, скромный холмик и мощный крест, доминанта этой маленькой пяди земли. Православный крест как путеводный луч и символ всей жизни отца Глеба, надежда и радость спасения во Христе.
***
[1] Священномученик Владимир Амбарцумов (1892-1937), арестован по обвинению в организации контрреволюционной деятельности в 1937 году. Расстрелян в Бутове. Прославлен в лике святых на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 2000 году.
[2] Митрополиты Гурий и Иоанн прошли путь тайного монашества и священства, а в 1944 году вышли на открытое служение. Отец Глеб также состоял в переписке со старцем Павлом (Троицким) и поддерживал духовное общение с епископом Можайским Стефаном (Никитиным), долгое время служившим тайным священником.
[3] Каледа Глеб, прот. Домашняя церковь. М.: Изд-во Зачатьевского монастыря, 2013. С. 12.
Алексей Реутский
«Церковный вестник»/Патриархия.ru
За сотню с небольшим лет мультипликация прошла длинный путь: от схематичных набросков, контуров на черной бумаге до дорогущих лент Pixar с первоклассной трехмерной графикой. Впрочем, у каждого типа анимации в определенное время были свои фанаты и уникальный шарм. Вместе с VOKA обратились к истории, чтобы разобрать самые популярные подходы к созданию мультфильмов.
Мультипликация как искусство появилась на земле недавно — в конце ХIХ века, практически синхронно с кино. До этого детям приходилось довольствоваться кукольными шоу и театром теней, причем исключительно в «прямых эфирах». По крайней мере, пока бельгийский энтузиаст Жозеф Плато не представил публике стробоскоп, способный оживить несколько цикличных кадров и создать самую настоящую магию.
В 1892 году идею своеобразно развил Эмиль Рейно со своим изобретением праксиноскопа, при помощи оптических уловок превращавшего набор изображений в самое настоящее видео. Со временем это переросло в целое театральное действо, во время которого зрители могли десятки минут любоваться анимированным движением звезд. Это, по сути, ознаменовало дебют мультипликации — за три года до пришествия братьев Люмьер.
С момента появления мультфильмов в них поощрялся изобретательный подход авторов, лучшие аниматоры находились в постоянном поиске новых вариантов для превращения рисунков в живые истории.
Например, от зари времен и до наших дней свои фанаты есть у перекладной бумажной анимации. Ее особенность состоит в том, что главных действующих лиц вырезают из бумаги и легкими манипуляциями перемещают по кадру. Другие авторы экспериментируют с красками и стеклом: масло, в частности, сохнет достаточно медленно, поэтому написанные им изображения можно трансформировать в процессе съемок. Кто-то предпочитает отснимать необходимый материал вживую, а затем перерисовывать его. А самые изощренные мастера придумывают аниматроников, сложных роботов, чтобы использовать их в мультфильмах вместо рисованных актеров.
Но генерально, конечно, в массы ушел ограниченный ряд методов. Среди них — традиционная рисованная анимация, векторная 2D-анимация цифровой эпохи, трехмерные мультфильмы и подход стоп-моушен.
Рисованная анимация
Формальной ласточкой-дебютантом жанра стала лента «Фантасмагория», которую создал карикатурист и пионер французской анимации Эмиль Коль в 1908 году. Минималистичный мультфильм про персонажей, нарисованных белыми линиями на скупом черном фоне, получил название от классических театральных фантасмагорий. В них благодаря волшебным фонарям на сцену выводили проекции жутких монстров и декораций. Но технически детище Эмиля Коля разом переплюнуло предшественников: для его создания карикатурист за несколько месяцев сделал порядка 700 рисунков, которые затем сфотографировал в негативе и «сшил» в одно действо.
Чуть позже в дело вступил американский художник, автор первого формального комикса в истории Уинзор Маккей, для которого было не в новинку осваивать новые горизонты. Для начала он превратил в мультфильм собственную первую графическую новеллу «Маленький Немо», а чуть позже выпустил ленту «Динозавр Герти» с другим своим известным персонажем. Работы были визуально близки к «Фантасмагории» Коля, но куда более масштабными, на тысячи кадров.
Эти мультфильмы объединяла достаточно скупая анимация со схематичными героями, буквальным отсутствием цветовой гаммы и каких-никаких фонов. Работа и без того была кропотливая, ведь для создания секундного видеоматериала требовалось не менее 12—16 кадров — только в таком случае человеческий глаз может адекватно воспринимать серию минимально различающихся объектов и видеть в этом иллюзию движения.
Ситуацию изменила технология Cel, придуманная продюсером Джоном Рэндольфом Брэем и аниматором Эрлом Хердом. Новый подход предполагал работу с прозрачными целлюлозными листами, на которых можно было рисовать вариативные кадры с персонажами и иллюзией движения, не прибегая к кальке, а затем окрашивать их, накладывать на готовый фон и фотографировать. Подход правил бал до конца ХХ века, и следовали ему все гранды мультипликации: начиная с «Белоснежки и семи гномов» от Disney, «Аленького цветочка» от «Союзмультфильма» и заканчивая японским аниме.
Однако, несмотря на такие инновации, труд мультипликаторов продолжал оставаться чуть ли не каторжным, а малейшая ошибка в процессе обходилась совсем недешево: на этапе разработки каждый лишний кадр в анимации стоил куда дороже аналогичного дубля в кино.
Работали над новинками громадные команды художников по 50—70 человек, а рисовать каждый должен был в строго определенном стиле. Это же касалось и покраски. Поэтому перед стартом работы над очередным мультфильмом необходимо было строго определиться с его палитрой и в точности подготовить все раскадровки.
Цифровой подход к традициям и векторная 2D-анимация
К концу ХХ века, к счастью, жизнь мультипликаторов стала проще: появились компьютеры, а затем и планшеты, которые позволяли рисовать кадры в цифровом виде, править их с меньшими усилиями и окрашивать щелчком мыши. В 1979 году технологии на вооружение взяла студия Hanna-Barbera, известная мультфильмами «Медведь Йоги», «Скуби-Ду» и «Смурфики». Чуть позже к делу подключились и авторы из Disney.
И хотя многие художники того времени были против технологического прогресса, воспринимая компьютерные чернила как синтетические и искусственные, в начале третьего тысячелетия практически все студии мира перешли в цифровую среду. В 2001 году аниме Сатоси Кона «Актриса тысячелетия» стало завершающим большим художественным проектом в традиционном стиле для восточной школы, а в 2002-м компьютеризации сдались и последние из американских могикан в лице «Симпсонов».
В любом случае классические рисованные мультфильмы никуда не делись, просто стали требовать от авторов меньше лишних усилий. Еще больше ситуацию изменило появление векторной 2D-анимации: благодаря триумфу технологий художники получили возможность разбивать своих персонажей на комплекс объектов, движением которых можно управлять без необходимости каждый раз выводить новый кадр.
По такому принципу устроена, например, визуальная составляющая хитового проекта Adult Swim «Рик и Морти» или нового шоу отца «Симпсонов» Мэтта Грейнинга «Разочарование». Если раньше, для того чтобы безумный дед-изобретатель поднял брови, приходилось рисовать несколько новых кадров, то теперь художникам достаточно нажать несколько кнопок и запустить автоматический процесс, что экономит и человеко-часы, и бюджеты студий.
При этом, конечно, исключительно векторные мультфильмы имеют и ряд недостатков. Они выглядят недостаточно живо, потому что контуры слишком стандартизированы и не всегда способны впитать в себя индивидуальный подход, характер автора. В них куда меньше уникальных эмоций, отыгрышей и моделей в принципе, потому что производство каждого нового объекта требует больших усилий. К тому же дешевизна векторной графики тоже может сыграть плохую шутку: очевидно бюджетные проекты нередко отпугивают аудиторию.
Трехмерные мультфильмы
В то время как компьютерные двухмерные мультфильмы во многом продолжали классические традиции рисованной анимации, шаг в сторону 3D-картинки выглядел масштабным погружением в абсолютно новый мир.
Этот метод предполагает работу нового уровня: огромная команда кропотливо создает в трех измерениях декорации, разрабатывает модели персонажей и прорабатывает их мимику и жесты, подбирает движения губ под закадровый текст, вручает весь материал режиссерам, которые размещают героев в кадре, и, наконец, «снимается» мультфильм.
Пионером этого дела можно считать Джона Лассетера, трудившегося в 80-х на благо потомков Диснея в одноименной компании. Уже в то время мужчина заглядывался на продукты трехмерной анимации, в частности восторгался эффектами фильма «Трон». Неудивительно, что вскоре аниматор загорелся идеей реализовать подобный проект на базе студии и даже придумал идею мультфильма про одушевленные бытовые приборы.
Неготовые к таким экспериментам боссы Disney отвергли инициатора и выпустили фильм «Отважный маленький тостер» в привычном рисованном формате, а сам Джон ушел в Lucasfilm, где таки сделал то, о чем мечтал, — короткометражный трехмерный проект «Оловянная игрушка» на базе студии Pixar. Как результат — «Оскар», первый в истории 3D-анимации, и возвращение в Disney в ранге режиссера «Истории игрушек».
Приключения ковбоя Вуди и космонавта Базза Лайтера покорили всех по щелчку пальцев. И стали первым полнометражным компьютерным анимационным фильмом. Правда, стоило это колоссальной работы: команда из 27 аниматоров трудилась над четырьмя сотнями различных моделей, у которых были сотни точек артикуляции, вплоть до 723 для Вуди. Каждый кадр фильма тщательно отсматривали участники сразу восьми команд, а с особенным вниманием относились к синхронизации речи — на восемь секунд безукоризненной анимации авторы тратили неделю хардкорной работы.
В конечном счете сухая статистика впечатляет. На «Историю игрушек» ушло 800 000 машино-часов, или — понятным языком — 30 миллионов долларов, было создано 114 240 уникальных кадров. Для сравнения: у «Смертельной битвы» и «Плохих парней», которые вышли вместе с мультфильмом в 1995 году, бюджет был в районе 20 миллионов. Впрочем, «Истории игрушек» отбить вложения удалось: лента заработала в 10 раз больше.
Со временем 3D-анимация стала более доступной и тотально распространенной. Сейчас работать с ней позволяют себе не только гигантские корпорации вроде Disney, но и студии куда меньших масштабов. Популярен такой формат и в сфере многосерийных мультфильмов — те же хиты вроде «Маши и Медведя» или «Щенячьего патруля» созданы именно в трех измерениях.
При этом эволюционирует и сама графика — достаточно взглянуть на то, как впечатляюще выглядят последние проекты, скажем, мастеров из Pixar. Бюджеты тоже выросли: например, картина «Душа» 2020 года обошлась студии в 150 миллионов долларов.
Анимация стоп-моушен
Интересно, что возник этот метод еще до появления формальных рисованных мультфильмов, но следующую сотню лет он почти не менялся — даже развитие технологий вносило коррективы исключительно в частные рабочие процессы. Подход с самого начала предполагал создание кинопленки из серии фотоснимков с кукольными фигурками, глиняными или пластилиновыми моделями, положение которых меняется из кадра в кадр.
Считается, что первым стоп-моушен-фильмом был «Цирк лилипутов» Джеймса Стюарта Блэктона 1898 года производства. Ради него автор на время взял деревянные игрушки дочери своего компаньона и воспроизвел сцену похода компании детей в веселое шапито.
Лента в итоге оказалась утерянной, как и многие другие стоп-моушен-картины немой эпохи, но для своего времени она выглядела эффектно. Настолько, что товарищ Блэктона Альберт Смит рекомендовал автору скорее патентовать идею. Увы, этого не случилось: наивный Джеймс не увидел в ней особенной ценности.
Параллельно с этим изучал стоп-моушен-анимацию уроженец Российской империи Владислав Старевич (им восхищался даже Уолт Дисней), который в 1910 году выпустил рассказ «Луканус Цервус» о насекомых. Там режиссер использовал пустые панцири вместо живых маленьких существ, чтобы сэкономить свои силы. В будущем Старевич не один раз экспериментировал с кукольной анимацией и довел ее до совершенства — достаточно посмотреть мультфильм «Рейнеке-лис». Это один из самых масштабных ранних стоп-моушен-проектов и фактически вторая сохранившаяся кукольная лента после советского «Нового Гулливера».
В будущем творческий метод нашел себе место и в классическом кинематографе. Например, Уиллис О’Брайен стал настоящей звездой своего времени — благодаря ему ожили динозавры в «Затерянном мире» и сам Король обезьян в «Кинг-Конге».
При этом кукольная анимация была популярна в первую очередь в Европе и СССР (чего стоит хотя бы нетленный «Крокодил Гена») и почти полностью игнорировалась в Америке. До тех пор, пока на телевидении не появился фанат пластилинового действа Артур Клоки и его проекты «Шоу Гамби», «Дэйви и Голиаф». Во второй половине ХХ века и особенно в 80-х стоп-моушен заполонил вещание Штатов, использовался в рекламе и кино повсеместно, применялся при съемках музыкальных клипов разного рода артистов.
Потопила «титаник» кукольной анимации цифровая эпоха. Появление настольных компьютеров и планшетов сместило акценты: все чаще компьютерную графику предпочитали старомодному стоп-моушену. И хотя развитие цифровых камер способствовало упрощению рабочих процессов, остановить прогресс это уже не смогло.
Впрочем, большие авторы вроде Уэса Андерсона, Тима Бертона и Ника Парка не только не отвернулись от волшебных традиций прошлого, но и сохраняют их для узнаваемости собственного стиля. И это стоит того: переплюнуть обаяние «Острова собак», «Кошмара перед Рождеством» и «Уоллеса и Громита» кажется почти невозможным.
VOKA — это видеосервис, где каждый найдет что-то интересное для себя: фильмы и сериалы в HD-качестве и без рекламы, более 130 ТВ-каналов, премьеры новых эпизодов и сезонов одновременно со всем миром, live-трансляции концертов, спортивных матчей, контент собственного производства, а также удобные рекомендации по жанрам, настроению и новинкам.
Весь контент VOKA доступен к просмотру бесплатно для всех новых пользователей в течение первых 30 дней.
Спецпроект подготовлен при поддержке УП «А1», УНП 101528843.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by