Рассказ от лица крестьянки

Все книги про: ххх рассказы барин и крепостные после выхода газеты, рассказ так понравился публике, что я начал писать дальше,

Все книги про: «ххх рассказы барин и крепостные…»


После выхода газеты, рассказ так понравился публике, что я начал писать дальше, стараясь, чтобы каждый рассказ, выглядел реальным репортажем из жизни города. И люди верили, что все, что написано, происходило на самом деле, и в редакцию целыми днями звонили встревоженные горожане. Газетные листки люди передавали другу другу, и они переходили из рук в руки, и слава о них шла далеко за переделы Чебоксар.

«Он еще не Стивен Кинг, но читать его рассказы… Перед вами юмористические рассказы знаменитого чешского писателя Карела Чапека.

С чешского языка их перевел коллектив советских переводчиков-богемистов.

Содержит иллюстрации Адольфа Борна. Эти тринадцать (1930) • Победа • Ad Astra • Все они мертвы, эти старые пилоты • Расселина • Красные листья • Роза для Эмили • Справедливость • Волосы • Когда наступает ночь • Засушливый сентябрь • Мистраль • Развод в Неаполе • Каркассонн Доктор

Барин и крепостная. Глава 15. Банька

Смотрите – не обожгитесь.

Холодная тута. Тута в ушате и разбавлять можно. Мыло тут. Ковш. Здесь кислая водица.

Ну, вобщем то, всё навроде. Отдав тяжёлую лампу со свечой. Старик откланялся и, пообещав горячего самовару, удалился.

Черные стены баньки глотали слабый дрожащий свет и дышали жаром на соскучившиеся по теплу фигуры. В полутьме быстро разделись. Аня не глядя на меня, прикрывая одной рукой грудь быстро развела в тазу воду и, сев на корточки, придвинув к себе мальчика, стала его мыть. Я взобрался на полати с веником и стал потихоньку себя шлёпать, поглядывая вниз.

В темноте и пару, стелившемуся по полу, ничего толком не было видно, но округлые женские очертания силуэта Ани производили на меня благостное впечатление.

Мальчик, видимо взяв Аню за грудь, притянув её за шею шёпотом что то сказал. Аня прыснула, быстро глянув на верх на меня, – Ты же уже большой, какое ж тебе молочко?

Читать онлайн «Барышни и крестьянки» автора Бондарь И.

— RuLit — Страница 2

Девку никто не учил, как привлекать мужчину своим телом, она действовала инстинктивно. Танька отлично понимала, что ей привалило необычайное счастье – сейчас ее барин «спортит» или, говоря литературным языком, сделает из девки бабой. О такой удаче дворовая девка могла только мечтать.

Вместо шитья и вязания день-деньской ласка барина, независимость от злой ключницы и, даже, рождение барского дитяти. А его, помоги Богородица, возможно барин признает вольным и своим наследником.

Таких случаев было множество в российской истории. Поэт Жуковский, писатель Сологуб, живописец Кипренский, «властитель дум» Герцен были зачаты крепостными Таньками на барской постели. Я уже не говорю об актерке Жемчуговой, крепостной наложнице Шереметьева, сын которой стал законным наследником этого графского рода.

Много лет спустя, российский пиит вздыхал о том, что

«… здесь девы юные цветут для прихоти развратного злодея»

, что не мешало ему увлеченно «портить» крепостных девок.

Пошлые рассказы

«Новенькая!» — Воскликнул барин.

«Хорошая, ничего не скажешь!».

«Как зовут» — Скороговоркой бросил он, ощупывая ее живот, ноги, зад.

«Фроськой», — тихо ответила она и вдруг вскрикнула от неожиданности и боли: барин крепко защемил пальцами левую грудь.

Наслаждаясь ее живой упругостью, он двинул рукой вверх и вниз, перебирая пальцами вздувшуюся между ними поверхность груди, туго обтянутую нежной и гладкой кожей.

Фроська дернулась, отскочила назад, потирая занывшую грудь. Барин громко засмеялся и погрозил ей пальцем. Вторя ему, залились угодливым смехом Малашка и Наташка.

«Ну, ничего, привыкнешь, — хихикая сказала Наташка, — и не то еще будет»

, — и метнула озорными глазами на барина. А он, довольно ухмыляясь, запустил себе между ног руку, почесывая все свои мужские пренадлежности, имеющие довольно внушительный вид.

«Ваша, девки, задача, — обратился он к Малашке и Наташке, — научить ее, — кивнул он на Фроську, — всей нашей премудрости»

.

Крепостная девка и ее хозяин

Так он увидел ее всю. Она стояла спиной к нему, совершенно голая.

Тело ее было на вид плотным, упругим.

Очень хотелось коснуться ее. Кирилла Матвеевич бросил удочки на берег и отослал лакея прочь. Планы его на сегодняшний вечер изменились. Он спрятался в кустах и стал ждать, когда она выйдет из воды. Он узнал ее, когда она шла к берегу. Почему он раньше не замечал ее. Черты лица нежные. Носик маленький курносый, губы пухлые, мягкие.

Грудь высокая, полная. Лицо и руки чуть тронуты солнцем, а тело белое. Кожа слегка розоватая, может от вечернего солнца, может от природы.Кирилла Матвеевич вышел из кустов, когда она было совсем близко.

Увидел, что девушка смущена, но не испугана.– Позвольте мне одеться, барин. Ваша матушка недовольна будет, если я сейчас не вернусь. Я должна ей раздеться помочь перед сном и книжку почитать.– Одевайся, кто тебе мешает?Молодой человек не спускал с девки глаз.

КРЕПОСТНАЯ ДЕВУШКА — шаловливый рассказ

Работал много и неутомимо. До поздней ночи в окне его мастерской горел свет от лампы.

Иван прилежно стучал молоточком, точил, подпиливал, резал, гнул, вытачивал, паял.

Нужда породила труд. Труд породил высокое старание. Старание породило богатство. Он построил свой дом. Устроил в доме мастерскую и маленький магазин, в котором и стал продавать свои чудесные изделия.

Многие горожане стали его частыми посетителями и покупателями. Не смотря на соблазны большого города, жил наш Иван скромно. Даже в цветущую пору молодости, ни разу не поддался на искушения жизни, которая бурлила вокруг него. Иван был человек простой и самых бесхитростных понятий. Он боялся Бога, потом воров, вельмож всякого уровня, но больше всего боялся всяческих передряг и беспокойств.

Со временем он научился идти своей дорогой. Не бегать по чужим делам. По одёжке протягивать ножки, самому не должать и соседу взаймы не давать.

Рейтинг топ блогов рунета

Часто охота заканчивалась грабежом прохожих на дорогах, разорением крестьянских дворов или погромом усадеб неугодных соседей, насилием над их домашними, в том числе женами. П. Мельников-Печерский в своем очерке «Старые годы» приводит рассказ дворового о своей службе у одного князя: «Верстах в двадцати от Заборья, там, за Ундольским бором, сельцо Крутихино есть. Было оно в те поры отставного капрала Солоницына: за увечьем и ранами был тот капрал от службы уволен и жил во своем Крутихине с молодой женой, а вывез он ее из Литвы, али из Польши… Князю Алексею Юрьичу Солоничиха приглянулась… Выехали однажды по лету мы на красного зверя в Ундольский бор, с десяток лисиц затравили, привал возле Крутихина сделали.

Выложили перед князем Алексеем Юрьичем из тороков зверя травленого, стоим… А князь Алексей Юрьич сидит, не смотрит на красного зверя, смотрит на сельцо Крутихино, да так, кажется, глазами и хочет съесть его.

Настенька и барин

– Настенька послушно уселась рядом с кроватью и стала мыть барину ноги.

— Теперь, — сказал барин, ложась в кровать, — почеши мне пятки. – Настенька послушно села в ногах и стала чесать пятки барину. — Хорошо, хорошо, — жмурясь от удовольствия, проговорил барин, — а теперь начинай сосать мои пальцы на ногах.

– Настенька стала послушно облизывать пальцы барина. Большой палец никак не хотел умещаться во рту и Настеньке пришлось открыть рот пошире. — Теперь иди сюда. Ближе, ближе, — позвал барин.

Настенька робко придвинулась к нему. Барин уже чувствовал, как его член властно стал и требовал ласки.

– Пососи его, — барин выставил хрен наружу. — Нет, нельзя, стыдно барин, — залилась краской Настенька. — А вот я Прохора позову, он ужо тебя на конюшне и выпорет.

Так он увидел ее всю.

Хочешь? — Нет, не надо барин, — и Настенька послушно стала лизать барину его ***. Барин подтянул девочку к себе и сунул руку ей под сарафан.

Она стояла спиной к нему, совершенно голая. Тело ее было на вид плотным, упругим. Очень хотелось коснуться ее. Кирилла Матвеевич бросил удочки на берег и отослал лакея прочь. Планы его на сегодняшний вечер изменились. Он спрятался в кустах и стал ждать, когда она выйдет из воды. Он узнал ее, когда она шла к берегу.

Почему он раньше не замечал ее.

Черты лица нежные. Носик маленький курносый, губы пухлые, мягкие. Грудь высокая, полная. Лицо и руки чуть тронуты солнцем, а тело белое.

Кожа слегка розоватая, может от вечернего солнца, может от природы. Кирилла Матвеевич вышел из кустов, когда она было совсем близко.

Увидел, что девушка смущена, но не испугана. – Позвольте мне одеться, барин.

Ваша матушка недовольна будет, если я сейчас не вернусь.

Я должна ей раздеться помочь перед сном и книжку почитать.

Сочинение.
Тема женской доли в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Красавица миру на диво, Румяна, стройна, высока, Во всякой одежде красива, Ко всякой работе ловка. Н. А. Некрасов Величавая славянка» стала героиней многих стихотворений и поэм Н. А. Некрасова; все они проникнуты глу-боким состраданием к ее судьбе. Поэт страдает вместе с ней и от непосильной работы, и от моральных унижений. Од-нако нельзя сказать, что русская женщина предстает в стихах Некрасова только лишь в образе замученной рабо-той крестьянки, на судьбе которой отразились все соци-альные противоречия страны. Есть в поэзии Некрасова и другой тип женщины, в котором воплотились народные представления о настоящей красавице, крепко сложенной, румяной, живой, трудолюбивой. Некрасов обращает внима-ние на внутреннюю красоту, душевное богатство русской крестьянки: Есть женщины в русских селеньях С спокойною важностью лиц, С красивою силой в движеньях, С походкой, со взглядом цариц. В образе русской женщины Некрасов воспевает стойкость, гордость, достоинство, заботу о семье, о детях. Наиболее полно этот тип был раскрыт Некрасовым в поэме «Кому на Руси жить хорошо» в образе Матрены Корчагиной. Одна из частей названа «Крестьянка», в которой Матрена рассказывает о своей судьбе. В этом рассказе отрази-лись все жизненные тяготы русской женщины: разлука с мужем, вечные унижения, страдания матери, потерявшей сына, пожары, падеж скота, неурожай. Однако эти испытания не сломили ее духа, она сохранила свое человеческое достоинство. Образ Матрены Тимофеевны дан в поэме в динамике, в развитии. Так, например, в истории с Демушкой она вначале, в порыве отчаяния, готова все стерпеть: И тут я покорилася, Я в ноги поклонилася… Характер героини закаляется именно в этих тяжких испытаниях. Это — женщина большого ума, самоотверженная, волевая, решительная. В характеристике Матрены широко используются фольклорные жанры: песни, плачи, причитания. Они помогают выразить боль и тоску, ярче показать горькую жизнь Матрены Тимофеевны. В ее речи наблюдаются фольклорные особенности: повторы, постоянные эпитеты, восклицательные формы, обращения, обилие уменьшительно-ласкательных слов. Эти особенности делают речь Матрены неповторимо индивидуальной, придают ей особую живость, эмоциональность. Это образ крестьянки не только сильной духом, но и одаренной, талантливой. Рассказ Матрены о своей жизни — это рассказ о судьбе любой крестьянки, многострадальной русской женщины. Сама глава названа не ее именем, а «Крестьянка». Этим подчеркивается, что судьба Матрены вовсе не исключение из правил, а типичная судьба миллионов русских крестьянок. Описывая тип «величавой славянки», Некрасов находит таких женщин не только в крестьянской среде. Лучшие душевные качества — сила воли, умение любить, верность — роднят Матрену с героинями поэмы «Русские женщины». Произведение это состоит из двух частей: первая посвящена княгине Трубецкой, а вторая — княгине Волконской. Княгиню Трубецкую Некрасов показывает как бы со стороны, рисует внешние трудности, встретившиеся на ее пути. Недаром центральное место в этой части занимает сцена с губернатором, пугающим княгиню ожидающими ее лишениями: Острожным жестким сухарем И жизнью взаперти, Позором, ужасом, трудом Этапного пути.., Все доводы губернатора о тяготах жизни в Сибири мельчают и теряют свою силу перед мужеством героини, ее горячей готовностью быть верной своему долгу. Служение высшей цели, исполнение святого долга для нее выше всего сугубо личного: Но знаю: к родине любовь Соперница моя… Повествование во второй части поэмы ведется от первого лица — от лица княгини Волконской. Благодаря этому яснее понимаешь глубину страданий, которые перенесла героиня. В этой части также есть спор, по напряжению равный разговору губернатора и Трубецкой: — Ты всех безрассудно бросаешь, За что же? — Я долг исполняю, отец. При этом подчеркивается предначертанность судьбы героини: Делить с ним радость, Делить и тюрьму Должна я, так небу угодно! Описание декабристов сходно с описанием христианских мучеников и самого Христа: Не покажусь я палачу Свободных и святых. И я полюбила его, как Христа, В своей арестантской одежде Теперь он бессменно стоит предо мной, Величием кротким сияя. Терновый венец над его головой, Во взоре — любовь неземная… Поступок жен декабристов окрашен в возвышенно-религиозные тона. Замена первоначального названия «Декабристки» на «Русские женщины» подчеркнула, что героизм, сила духа, нравственная красота присущи русской женщине испокон веков. Надо отдать должное Н. А. Некрасову, который сумел создать в русской литературе такой замечательный образ женщины, верной долгу, которая поражает своей цельностью. Некрасов показал, что образ «величавой славянки» не принадлежит одному социальному слою. Этот тип женщин — всенароден, его можно встретить и в крестьянской избе, и в великосветской гостиной, поскольку главная составляющая его — духовная красота.
.

(0 голосов, в среднем: 0 из 5) novstudent.ru | 06.10.2012

Как написать студенческую работу, чтобы её 100% приняли?

Возникают ситуации, когда очень сложно сделать работу, когда совершенно не понятно каков должен быть конечный результат. В таких случаях лучше не тратить лишние время и нервы, а обращаться к знающим людям.

Помощь в написании учебных работ

Редкое художественное произведение обходится без женских персонажей. Матери, сестры, дочери и любимые чаще не просто дополняют характеристику мужчин. Они являются показателем настоящих, истинных чувств людей.

Женские образы в поэме «Кому на Руси жить хорошо» помогают понять, как жили русские крестьянки описываемой эпохи. Эпиграфом к описанию женщин можно взять слова одной из основных героинь поэмы Матрены: «…Не дело между бабами счастливого искать…».

Глава «Сельская ярмонка»

Странники ищут счастливых на ярмарке. Некрасов описывает женщин, пришедших на торговую площадь себя показать и купить то, что нужно в хозяйстве. Красные, яркие по цвету платья, косы с атласными лентами. Особая походка русских красавиц – Умеют крестьянки одеться как в столицах. Они вставляют вниз тканей (подолы) обручи и расширяют свои юбки. Посмеивается над одеждами автор:

«…вольно же, новомодницы, Вам снасти рыболовные под юбками носить!». Но в то же время радуется за них. Они выглядят красивее злющих старообрядок.

Глава «Пьяная ночь»

Ходоки идут прочь от сельской ярмарки. И здесь им встречаются женщины:

  • Оленушка. Наелась на возу пряников и, как блоха проворная, спрыгнула и исчезла, не дав мужику себя погладить.
  • Парашенька. Женщина мечтает попасть в Питер в услужение к чиновникам. Мужики предупреждают, что работать придется днем кухаркою, ночью – сударкою.
  • Дарьюшка. Старая баба мечтает о любви и ласке. Она становится худой от непосильного труда. Женщина вертится как веретено. Но что ждет ее – только пузо, хмель и слезы.
  • Безымянная баба. Она ссорится с подругой, которая отправляет ее домой. Тошно женщине просто от этой мысли. Что ее так тревожит? Дома у нее хуже, чем на каторге: старший зять бьет так, что сломал ребро, средний украл полтинник, спрятанный в клубок. Страшнее всех обещания младшего зятя. Он пугает ножом и смертью.
  • Жена Якима. Во время пожара спасает иконы.
  • Молодушка. Слушая веселую песню, женщина плачет. Она живет как день без солнца, ночь без месяца. Жизнь свою сравнивает с конем, привязанным к столбу, с ласточкой, потерявшей крылья. Ревнивый старый муж даже пьяный и сонный сторожит молодушку. Попыталась она спрыгнуть с телеги, да муж схватил ее за девичью косу.
  • Глава «Счастливые»

    Странники решили искать счастливого, «кликнув клич», чтобы шли к ним люди и доказывали свою волю за чарку водки. Среди охотников отведать вина есть и женские персонажи. «Старая старуха» увидела счастье в урожае. У нее на маленькой грядке уродилась репа, как в сказке вкусная и крупная. Не дали странники водки за такое счастье.

    Глава «Крестьянка»

    Автор вводит рассказ о судьбе русской женщины отдельной главой. Он понимает, отдельные персонажи не дадут обобщенного понимания, не позволят читателю увидеть судьбу женщины. Матрена Корчагина – красивая русская крестьянка. Описание близко к сказкам: большие выразительные глаза, богатейшие ресницы, смуглая кожа и суровый характер.

    Кажется, что это «богатырша» или жена богатыря. На самом деле, читатель понимает, в поэме просто женщина, такая, каких множество на Руси. Автор представляет ее судьбу подробно. Но, если внимательно посмотреть сюжет, подробностей больше о начале жизни, затем однообразие убирает из памяти целые годы.

    Из чего состоит жизнь женщины: труд, рождение детей, снова труд. Матери страдают, терпят и молчат. Их обижают в семьях мужей, унижают богатые хозяева. Когда женщина бывает счастливой? По мнению Матрены, в доме добрых родителей, рядом с детьми. Судьба крестьянок настолько тяжела, что в ней нет места счастью.

    Обобщение судьбы пугает: голод, болезни, похороны детей, обиды и унижения. Но в чем же сила характера русской женщины? Она выдерживает все тяготы, не ропщет, не теряет стремления к воле. Вокруг все считают ее счастливой, потому что сами потеряли то, что сохранила Матрена. Они сломались, сдались и просто ждут очередных ударов.

    Корчагина сопротивляется, храбро борется за детей и мужа. Страдает за близких, не боится тяжелой работы.

    Притча о женском счастье

    Удивителен подход автора к женской теме. Если многие другие темы Некрасов вводит, как рассказы в поэме, лирические отступления, то здесь появляется притча. Религиозность темы поражает. Женское счастье не зависит даже от Бога. Сложно найти то, что потерял сам Всевышний. Много веков ищут ключи от женского счастья, но поиски не приводят к успеху. Автор перечисляет тех, кто ищет:

    «…отцы-пустынножители, их жены непорочные, книжники-начетчики…, господни ратники…». Счастье искали по всему божьему миру, в подземельях и горах, но нашлись другие ключи – от рабства. Сглотнула рыбина и ушла в неизвестное море, гуляет себе там и не думает делиться добычей.

    Доля русской женщины самая тяжелая. Именно поэтому Некрасов так много строк посвятил ей. Автор верит, крестьянка сохранит свою внешнюю красоту и внутреннюю силу. Она найдет выход из сложных ситуаций, поможет своим детям и станет для России опорой и крепостью.

    Женский образ в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

    Образ русской женщины, ее судьба занимают осо­бое место в поэзии Некрасова. Женщина — всегда ос­новная носительница жизни, воплощение ее полноты и многообразия.

    В поэме «Кому на Руси жить хоро­шо» осмыслению женской доли отведена самая боль­шая из всех глав — «Крестьянка». Образ Матрены Ти­мофеевны воплотил в себе черты всех русских жен­щин, связанных одной судьбой.

    Тяжела, а порой и трагична бабья доля, но, не сгибаясь под ударами судьбы,   русская   женщина  остается   воплощением мудрости, доброты и любви.

    Матрена Тимофеевна Корчагина немолода, и, на­верное, не случайно поэт вписал ее образ в самую зре­лую, самую благодатную пору природы — время сбора урожая. Ведь возрастная зрелость подразумевает под­ведение жизненных итогов, переосмысление прожи­тых лет — своеобразный сбор урожая.

    • Что же пожинает Матрена Тимофеевна? Некрасов показывает русскую крестьянку во всем ее величии:
    • Осанистая женщина,
    • Широкая и плотная,
    • Лет тридцати осьми.
    • Красива; волос с проседью,
    • Глаза большие, строгие
    • Ресницы богатейшие,
    • Сурова и смугла.

    Именно ей — рассудительной и сильной поэт дове­рил рассказ о нелегкой женской доле. Эта часть по­эмы, единственная из всех, написана от первого лица. Но голос крестьянки — это голос всего народа, кото­рый привык выражать свои чувства песней. Поэтому Матрена Тимофеевна чаще не рассказывает, а поет.

    Вся глава основана поэтом на народно-поэтических образах и мотивах. Мы видим традиционные обряды крестьянского сватовства, свадебные плачи и причи­тания. Слышим народные песни и личная судьба ге­роини представляется судьбой всего русского народа. Тяжелую жизнь прожила Матрена Тимофеевна.

    Счастливая в девичестве, хлебнула она «горюшка», по­пав «с девичьей холи в ад». Как и всех ее современниц в новой семье ее ждали обиды, унижения, непосиль­ная работа. Одна радость была у этих женщин — их дети. Так и Демушка — «весь гнев с души красавец мой согнал улыбкой ангельской». Но погиб Демушка, осиротела Матрена.

    Умерли и другие близкие, муж оказался под угрозой рекрутчины. Отстояла его Мат­рена Тимофеевна, не стала солдаткой:

    1. Спасибо губернаторше
    2. Елене Александровне,
    3. Я столько благодарна ей,
    4. Как матери родной!
    5. С той поры, как вымолила свое счастье крестьянка, прозвали ее «губернаторшей», «ославили счастливи­цей».
    6. Что дальше? Домом правлю я,

    Ращу детей… Не радость ли?

    Недоумевают мужики: разве такого счастья они ис­кали. Но мужественная женщина Матрена Тимофеев­на не ропщет на свою судьбу, достойно отражая все ее удары. Не в стойкости ли характера ее счастье? Ведь слабый человек не может быть счастлив, он всегда не­доволен своей судьбой.

    Некрасов один из немногих писателей восхищает­ся в женщине не ее «милой» слабостью, женственно­стью, а силой характера русской женщины, ее жизне­стойкостью, умением отстаивать свою правоту. Образ Матрены Тимофеевны Корчагиной — один из самых ярких и емких образов поэмы, олицетворяющий судь­бу самой России.

    Женские образы в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

    / Сочинения / Некрасов Н.А. / Кому на Руси жить хорошо / Женские образы в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

      Скачать сочинение
    Тип: Характеристика героев

        Не дело между бабами счастливого искать.
        Н. Некрасов. Кому на Руси жить хорошо.
        Значительная часть творчества Н.А. Некрасова посвящена теме русского народа. Поэт считал своим гражданским и человеческим долгом поднимать проблему угнетенного положения крестьянства, освещать тяжелые, печальные стороны жизни русского человека.

        Большое место среди произведений Некрасова занимают те, что описывают тяжелую долю русской женщины, русской крестьянки. Поэт считал, что именно женщина несет самый тяжелый крест, потому что на ее хрупкие плечи ложится практически непосильная задача – сохранить любовь, вырастить детей в условиях суровой русской действительности.

        Важное место тема женской судьбы занимает и в главном произведении Некрасова – поэме «Кому на Руси жить хорошо». Произведение «населено» довольно большим количеством женских образов, позволяющих автору раскрыть его идейный замысел. Так, в начале поэмы Некрасов дает обобщенный образ русской крестьянки.

    Мы видим женщин, принарядившихся на «сельскую ярмонку»: «На бабах платья красные, У девок косы с лентами, Лебедками плывут!» Есть среди них модницы-затейницы, а есть и завистницы, пророчащие голод, причиной которого то, что «бабы начали Рядиться в ситцы красные…»
        Более детально женские судьбы прорисованы в главе «Пьяная ночь».

    Здесь мы сталкиваемся с судьбой простой женщины, которая работает в городе у богатых людей: «Ты день у них кухаркою.

    А ночь у них сударкою…» Встречаем Дарьюшку, исхудавшую от непосильной работы; женщину, изголодавшуюся по любви; баб, у которых дома хуже, чем в аду: «А младший зять все нож берет, Того гляди убьет, убьет!»
        И, наконец, кульминацией «женской темы» в поэме становится часть «Крестьянка», главной героиней которой является Матрена Тимофеевна Корчагина.

    Это русская крестьянка, чья судьба – иллюстрация тяжелой женской доли, но и несгибаемого русского характера, «сокровищницы» русской души.
        В «Крестьянке» описана практически вся жизнь Корчагиной, с юности до зрелости. По мысли автора, судьба Матрены Тимофеевны – это обобщенная судьба русской крестьянки вообще.

        Итак, наше знакомство с героиней начинается с той молвы, которая идет о ней по окрестным деревням. В народе Матрену Тимофеевну – «губернаторшу» – считают счастливой, и странники отправляются в путь, чтобы взглянуть на это «чудо».

        Перед ними предстает красивая русская женщина лет «тридцати осьми»:
        …волос с проседью,
        Глаза большие, строгие,
        Ресницы богатейшие,
        Сурова и смугла.
        Корчагина поддается на уговоры странников и откровенно рассказывает историю своей жизни. Мы узнаем, что детство героиня считает самой счастливой порой своей жизни.

    И немудрено – «У нас была хорошая, Непьющая семья», в которой все любили и заботились друг о друге. Однако вскоре пришло время выходить замуж. Хотя и здесь героине повезло – муж – «чужанин» любил Матрену.

    Но, выйдя замуж, героиня попала «в подневолье с волюшки» – в большую семью, где ей, младшей снохе, приходилось угождать всем и не рассчитывать даже на ласковое слово.
        Лишь с дедушкой Савелием Матрена могла поговорить обо всем, поплакаться, попросить совета.

    Но и дед, невольно, причинил ей страшную боль – не «досмотрел» за маленьким сыном Матрены, «скормил свиньям Демидушку». А после этого судьи, расследуя дело, обвинили Корчагину в намеренном убийстве и не дали похоронить младенца без вскрытия.

        Некрасов подчеркивает беспомощность и бесправие героини, ей остается лишь последовать совету Савелия:
        Терпи, многокручинная!
        Терпи, многострадальная!
        Нам правду не найти.
        Эти слова стали рефреном всей жизни героини, которой пришлось пережить и страшный голод, и болезни, и обиды от власть имущих. Лишь однажды она все-таки «нашла правду» – «вымолила» мужа у губернаторши Елены Александровны, спасла Филиппа от несправедливой солдатчины. Возможно, поэтому, а может быть, потому, что не сломалась, не потеряла волю к жизни, – и прозвали Матрену счастливой.
        Однако она сама, не ропща на судьбу, счастливой себя не считает. Матрена думает, что среди женщин не может быть счастливых, потому что им на роду написано беспокоиться, страдать за близких, брать на себя чужую работу и прочее:     А женщин вы не трогайте,-
        Вот бог! ни с чем проходите
        До гробовой доски!
        В подтверждение этой мысли автор приводит притчу о ключах «от счастья женского», которые никто не может найти – даже сам Бог позабыл об их существовании.

        Таким образом, в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов обобщенно показал судьбу русской женщины, русской крестьянки. По мнению автора, ее доля – самая тяжелая.

    Женщине приходится страдать от бесправного положения в семье и в обществе, переживать за судьбы детей и близких, непосильно работать.

    Однако и в таких условиях русская крестьянка умеет сохранить внешнюю и внутреннюю красоту, свою душу – любовь к людям, доброту, желание жить, рожать детей, наслаждаться гармоничным трудом.

    человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

    / Сочинения / Некрасов Н.А. / Кому на Руси жить хорошо / Женские образы в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

    Сочинение на тему «Образ русской женщины в поэзии некрасова»

    Перед вами отличное сочинение на тему «Образ русской женщины в поэзии Некрасова». Надеюсь, оно поможет вам и даст вам пищу для размышления перед написанием собственного сочинения.

    В сочинении анализируются стихотворения «Тройка«, «В полном разгаре…«, «Соловьи«, a также эпизоды из поэм «Мороз, Красный нос«, «Русские женщины» и «Кому на Руси жить хорошо?»

    Образ русской женщины в поэзии некрасова

    Некрасов — великий русский поэт, который всегда болел за судьбу России. Он высоко ценил русский народ за его вольные стремления к счастью, свободе, «которым нет смерти — дави не дави«.

    Центральный герой произведений Некрасова — народ.

    Чтобы картины народной жизни были полными, поэт не ограничивается эпизодами только из крестьянской жизни, а описывает и тяготы городских бедняков, показывает и угнетателей, и народных заступников.

    Особое место в произведениях Некрасова занимает образ русской женщины. «Тип величавой славянки» поэт пишет всегда с огромным уважением и любовью.

    Образу русской женщины посвящены такие стихотворения, как «Тройка«, «В полном разгаре…«, эпизоды из поэм «Мороз, Красный нос«, «Русские женщины» и «Кому на Руси жить хорошо?».

    Первые два стихотворения перекликаются. В «Тройке» автор только предрекает дорогу, напоминает девушке о тяжелой доле, которая ее ждет:

    • Отцветешь, не успевши расцвесть,
    • Погрузишься ты в сон непробудный,
    • Будешь нянчить, работать и есть.

    Примерно такой жизненный путь проходят все женщины-крестьянки России. Стихотворение «В полном разгаре…» открывает нам реальный эпизод из такой крестьянской жизни:

    1. Слышится крик у соседней полосыньки,
    2. Баба туда — растрепалися косыньки, —
    3. Надо ребенка качать!

    Некрасов постоянно подчеркивает, что женщина несет на себе двойной гнет: помещичий и семейный. В стихотворении «Тройка» мы читаем горькие слова:

    Будет бить тебя муж-привередник

    И свекровь в три погибели гнуть.

    «Доля ты! — русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать,» — говорит поэт об участи русской женщины.

    В поэме «Мороз, Красный нос» крестьянка Дарья не смогла выдержать всю тяжесть мужской работы и, не найдя ни в чем поддержки, погибла. Такая исступленная самоотверженность в работе очень свойственна русской женщине. Работа является для нее и тяжким бременем и отдохновением душевным.

    Не имея других источников радости и способов отдыха, она умеет найти их в работе, умеет выискать кусочек счастья и в своей обделенной судьбе. Так Матрена Тимофеевна из поэмы «Кому на Руси жить хорошо?» довольна уже тем, что муж не бьет ее. А женскую судьбу она сравнивает с тремя петлями шелку белого, красного и черного.

    И в конце ее грустной истории звучит вывод: «Не дело вы затеяли — средь баб счастливую искать!»

    Говоря о женской участи, поэт не переставал восхищаться духовными качествами всех героинь, их огромной силой воли, чувством собственного достоинства, гордостью, не задавленной тяжелыми условиями жизни.

    Еще в одной своей поэме «Русские женщины» Некрасов рассказал о героическом поступке жен декабристов, сосланных в Сибирь, которые отправились вслед за мужьями, не страшась сибирских морозов, голода, лишений и не считаясь с потерей титулов и состояний.

    Здесь тоже открываются золотые черты характера русской женщины.

    Но образ женщины-крестьянки, порабощенной и крепостничеством, и деспотизмом семьи мужа, волнует Некрасова больше.

    Горькая доля крестьянской женщины, вечно униженной нищетой, непосильно работающей и не видящей счастья, вызывает глубокое сочувствие в душе поэта, но, вместе с тем, он замечает в ней и человеческое достоинство, и гордость, и незыблемую нравственную чистоту. Некрасов говорит об этой стороне характера крестьянок, что “грязь обстановки убогой к ним словно не липнет”.

    Они сильны своими внутренними устоями, и любая из них, если потребуется, «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет”.

    Умеет русская женщина, сбросив с себя повседневные заботы, и отдохнуть, повеселиться, песню душевную спеть, но зато во время работы она ловка, сильна и собрана. Такая женщина «и голод, и холод выносит«. Она строга к лентяям, но это не значит, что ей не свойственны любовь и сострадание.

    Достаточно вспомнить, как всеми силами пытается вылечить больного мужа Дарья, как Матрена Тимофеевна прощает своим изболевшим материнским сердцем Савелию его недогляд за младенцем. Обида не иссушила ее душу, Матрена любит и уважает Савелия — богатыря русского.

    Она ценит его мудрость жизненную и спокойный нрав, рассказывает о нем в поучительной интонации, призывая его в примеры для подражания.

    Главным же достоинством русской женщины Некрасов считает ее способность быть настоящей, чуткой матерью. Забота о детях и глубокое чувство ответственности за их жизнь заставляет Дарью пересилить свое горе и как-то содержать семью. Героиня стихотворения «В полном разгаре…» из сил выбивается, чтобы был сыт ее малыш.

    Тема материнства затронута Некрасовым и в стихотворении «Соловьи«. Мать трогательно учит своих детей ценить прекрасное, любить и беречь природу. Ей, конечно же, хочется, чтобы ее дети были счастливы.

    Выражая мечту всех матерей, что если бы были для людей земли, где они жили свободно, «без податей и рекрутщины«, то «все на руках своих детей туда бы отнесли крестьянки«. Своим личным примером воспитывает детей Марья Тимофеевна. Ее сын Федотка уже живет своей внутренней жизнью: ему знакомо чувство сострадания и жалости.

    Его молодая неокрепшая душа уже готова помогать окружающим: мальчик пожалел голодную волчицу. И Марья Тимофеевна своим чутким сердцем понимает сына, приняв позорное наказание на себя.

    Женские характеры героинь Некрасова говорят о силе, чистоте и неподкупности простого народа. Те нечеловеческие условия жизни, на фоне которых вырисовываются эти образы, вопиющим образом указывают на острую необходимость перемен в порядках, стиле и образе жизни в селах и городах старорежимной России.

    Сочинения. Образ русской женщины в творчестве Некрасова

    ВСЕ СОЧИНЕНИЯ

    Смотрите также:

    Н. А. Некрасов

    Примерный текст сочинения

    Каждый писатель стремится создать в своих произведениях тип женщины, в котором бы выразились его представления об идеальной героине. Таковы пушкинская Татьяна Ларина, тургеневские девушки: Лиза Капитана, Наталья Ласунская, Елена Стахова.

    Эти замечательные героини, которых воплотились лучшие черты русского характера, порождены дворянской средой.

    Некрасов вводит в свои стихи и поэмы новую героиню — крестьянку, которая сочетает в себе нравственную чистоту, свойственную девушкам-дворянкам, и трудолюбие, стойкость, силу характера, которые формирует именно крестьянская среда.

    В ранних стихотворениях поэта мы видим как бы первые наброски будущего яркого и выразительного образа “величавой славянки”. Первое же стихотворение Некрасова, принесшее ему славу, “В дороге” посвящено судьбе крестьянской девушки Груши, которую погубили господа своей кажущейся добротой.

    Дав ей дворянское воспитание и образование, они затем вернули ее в крестьянскую среду, от которой она совершенно отдалилась. Эта драматическая судьба образованной девушки из народа, зависящей от прихоти барина, предстает перед нами в рассказе ее мужа, ямщика.

    Судьбы русских крестьянок удивительно схожи друг с другом тем, что до краев наполнены горем, обидами, унижениями, непосильным трудом.

    Поэтому в стихотворении “Тройка”, рисуя обаятельный портрет “чернобровой дикарки”, автор с грустью предвидит ее будущую жизнь, которая превратит это очаровательное, полное жизни существо в рано состарившуюся женщину, в лице которой “появится вдруг выраженье тупого терпенья и бессмысленный вечный испуг”.

    Таким образом, рисуя образы женщин-крестьянок, автор настойчиво утверждает мысль о том, что невыносимые условия жизни, бесправие, рабство губят их судьбы, калечат душу, в которой бесполезно гаснут силы, убиваются желания и стремления. О тяжкой женской доле повествует стихотворение “В полном разгаре страда деревенская”. Основу жизни безымянной героини этого стихотворения составляет бесконечный каторжный труд, который изматывает ее силы, не дает ей передохнуть.

    Бедная баба из сил выбивается,
    Столб насекомых над ней колыхается,
    Жалит, щекочет, жужжит!
    Приподнимая косулю тяжелую,
    Баба порезала ноженьку голую —
    Некогда кровь унимать!

    Эта реалистически нарисованная картина дает яркое представление о жизни свободной крестьянки, ибо стихотворение было написано в 1862 году, то есть после отмены
    крепостного права. Судьба русской женщины из народа по-прежнему остается тяжелой. Но эти невыносимые условия закаляют женский характер, заставляя стойко переносить жизненные испытания.

    На долю Дарьи из поэмы “Мороз, Красный нос” выпадает страшное горе — смерть мужа, кормильца, опоры и надежды семьи. Но не только грозящая в недалеком будущем нищета иссушает Дарью. Самое страшное для нее — утрата горячо любимого мужа.

    Гордость заставляет ее сдерживать подступающие слезы, которые все же проливаются
    на “холст гробовой”. Мужественный и стойкий характер Дарьи проявляется в том, что она сама сшивает саван умершему мужу, заботливо отводит детей к соседке, едет за дровами в лес сразу после похорон.

    Картины предсмертного сна Дарьи с особенной силой раскрывают ее высокие моральные качества — преданную любовь к мужу и детям, трудолюбие, силу воли.

    Чтобы выразить свое глубокое сочувствие героине, автор пользуется для создания ее образа такими эпитетами, как “горькая вдовица”, “молодая вдова”, ласково называет ее “Дарьюшкой”. Поэт очень неожиданно использует здесь метафору.

    Слезы плачущей Дарьи то проливаются дождем, то истекают перезревшими зернами, то застывают жемчужинами. Мысленно говоря с мужем, бесконечно тоскуя о нем, Дарья мужественно встречает беду, заботясь о детях. Но она настолько привыкла делить свои радости и горести с Проклом, что и после его смерти, думая о предстоящей свадьбе сына, обращается к умершему мужу, как к живому

    Я ли о нем не старалась?
    Я ли жалела чего?
    Я ему молвить боялась,

    Как я любила его!

    Сколько нежности, любви, заботы, ласки и тепла заключено в этих простых, безыскусных словах! Даже тяжелый крестьянский труд окрашивается светлыми, радостными тонами в картине предсмертного сна героини, потому что в нем рядом с ней те, кто для нее дороже всего: заботливый трудолюбивый муж, проворный сынишка Гришуха, красивая Маша-резвушка. Эта светлая, праздничная картина — последнее, что видит замерзающая Дарья. Только в
    смерти обретает она покой и счастье, ибо жизнь сулит ей только беспросветную нужду и горе. Значит, в беде Дарьи отразилась трагедия многих крестьянских женщин: жен, сестер, матерей. Недаром в поэме авторское повествование о горестной судьбе героини прерывается взволнованным монологом поэта о русских женщинах-крестьянках. В нем
    он рисует обобщенный образ “величавой славянки”, которая “коня на скаку остановит, в горящую избу войдет”.

    …Красавица, миру на диво,
    Румяна, стройна, высока,
    Во всякой одежде красива,
    Ко всякой работе ловка.
    И голод, и холод выносит,
    Всегда терпелива, ровна…
    Я видывал, как она косит:

    Что взмах — то готова копна!

    Этот яркий, выразительный портрет выявляет высокие нравственные черты крестьянской женщины: силу, выносливость, трудолюбие, цельность характера, скромность, достоинство.

    Русская крестьянка, задавленная непосильным трудом, все-таки сумела сохранить и в рабстве свободное сердце, силу духа, физическую и духовную красоту. Пожалуй, наиболее полно эти черты русской женщины из народа воплотились в образе Матрены Тимофеевны Корчагиной из поэмы “Кому на Руси жить хорошо”.

    Но в ней есть еще и нечто новое, что отличает ее от других героинь Некрасова. Она протестует против своего рабского положения, активно борется за свое счастье.

    Собственно, вся жизнь Матрены Тимофеевны, о которой она рассказывает мужикам-правдоискателям, — это и есть бесконечная упорная борьба с горем, несправедливостью, унижением, беззаконием. Знакомя читателей со своей героиней, Некрасов дает ее портрет, в котором выразилось народное представление о женской красоте.

    Матрена Тимофеевна,
    Осанистая женщина,
    Широкая и плотная,
    Лет тридцати восьми.
    Красива: волос с проседью,
    Глаза большие, строгие,
    Ресницы богатейшие,

    Сурова и смугла.

    Весь облик некрасовской героини полон достоинства и спокойной сдержанности. В ее жизни короткие радости сменялись тяжелыми несчастьями, которые, однако, не сломили ее сильной натуры.

    Огромные духовные силы этой женщины помогли ей перенести страшную смерть первенца Демушки, они дали ей силы защитить от жестокого наказания второго сына Федотушку, добиться отмены незаконной отправки мужа в рекрутчину.

    Своего относительного благополучия она добилась сама, отважно борясь с бедами и невзгодами, защищая свое человеческое достоинство. Рассказ Матрены Тимофеевны о своей жизни венчает притча о ключах от женского счастья.

    Ключи от счастья женского,
    От нашей вольной волюшки
    Заброшены, потеряны

    У бога самого.

    В некрасовской поэме звучит оптимистическая мысль о том, что “ключи” должны найтись, ибо русская крестьянка достойна счастливой и свободной жизни, которая поможет реализовать ее богатые нравственные силы, найдя им достойное применение.

    Сочинение на тему: СУДЬБА ЖЕНЩИНЫ В ПОЭМЕ Н. А НЕКРАСОВА «КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО». Часть 1

    Ключевым женским образом поэмы «Кому на Руси жить хорошо» является Матрена Тимофеевна Корча­гина по прозвищу губернаторша. По словам одного из жителей села Наготина, более подходящей кандидату­ры, знающей тайну счастья, на Руси просто нет.

    Матрена Тимофеевна с первых строк, посвящен­ных ей, сразу располагает к себе читателя: особая, не­торопливая и степенная манера говорить выдает в ней человека, успевшего прожить нелегкую жизнь, но при этом выйти с честью из всех неурядиц. Разумеется, свой след на душе и теле беды оставили, но сломить губернаторшу не смогли. И ее облик говорит семерым дотошным мужикам, искателям счастья, что перед ни­ми далеко не простая женщина:

    • Матрена Тимофеевна,
    • Осанистая женщина,
    • Широкая и плотная,
    • Лет тридцати осъми.
    • Красива: волос с проседью,
    • Глаза большие, строгие,
    • Ресницы богатейшие,
    • Сурова и смугла.

    И в ответ на просьбу мужиков, безуспешно ищу­щих счастье, Матрена Тимофеевна рассказывает им историю своей жизни, далеко не самой необычной.

    Множество женщин в той или иной степени повторяли судьбу губернаторши, претерпевая похожие труднос­ти. Но суть образа заключается именно в том, что на примере простой русской женщины Некрасов задумы­вает показать судьбу множества ей подобных.

    В поэме вообще все герои так или иначе собирательные, потому и Матрена Тимофеевна — не исключение.

    Маленькой Матрене повезло — ее семья была «хо­рошая, непьющая». Это означало, что в доме был отно­сительный достаток, и девочке не пришлось просить ми­лостыню, чтобы кормить не только себя, но и своих не­путевых родственников. По крестьянским меркам, Мат­рену можно даже назвать баловницей — ей давали вы­спаться по утрам, проявляли к ней ласку и заботу.

    К сожалению, пора беззаботного детства для крес­тьянских детей была мимолетна и коротка. В пять лет отец ее «вывел из младенчества». А это означало, что теперь она становится полноправным членом семьи, то есть у нее и обязанности появились:

    1. А на седьмом за бурушкой Сама я в стадо бегала,
    2. Отцу носила завтракать,
    3. Утяточек пасла,
    4. Потом грибы да ягоды,
    5. Потом: «Бери-ка грабельки Да сено вороши!»

    С раннего детства в деревне из женщины воспиты­вали, в первую очередь, работницу. Даже в зажиточ­ных крестьянских семьях женщины не бездельничали, потому что село обеспечивало себя всем необходимым самостоятельно. А значит, работы всегда был непоча­тый край и хватало ее на всех с лихвой и избытком.

    Хорошая, работящая женщина очень ценилась как потенциальная супруга. А продолжать свой род, воспи­тывать будущих работников и кормильцев было почти священным долгом каждой семьи. Дети были не только объектом материнской и отцовской заботы. На них возлагались все надежды на спокойную старость, в них видели подспорье в грядущей работе. Дети были се­мейным сокровищем.

    Нашелся суженый и для Матрены. На беду, он ока­зался из дальних краев. Печник Филипп Корчагин был питерщиком, то есть на заработки уезжал в Петербург. Конечно, ремесло печника не менее было востребовано в деревне, но в городе больше платили.

    Традиционно сватовство и женитьба были не толь­ко весельем, но и горем, потому что родители навсегда теряли свою дочь, отпуская ее в замужнюю жизнь. С этого момента их дочь становилась членом новой се­мьи. Это переносилось очень нелегко, и потому Некра­сов не забывает показать нам переживания Матрены и причитания ее матери, которая сама когда-то была невестой и покидала отчий дом:

    • Чужая-то сторонушка Не сахаром посыпана,
    • Не медом полита!
    • Там холодно, там голодно,
    • Там холеную доченьку Обвеют ветры буйные,
    • Обграют черны вороны,
    • Облают псы косматые,

    А люди засмеют!..

    Свадьба все равно была оговорена и состоялась. Матрена лишилась воли — так называлась лента, ко­торую девицы носят до замужества, а вместе с нею — и той жизни, которой жила до этого.

    Чужбина не стала для Матрены Тимофеевны мес­том сладкой жизни. Она попала в большую, сварливую семью. Мужу пришлось оставить ее, отправиться на заработки только посоветовав терпеть.

    А что еще она могла делать, оказавшись на положении лишнего рта, который любому помеха. По любому поводу ее могли обругать, всегда находились поводы для уколов. Мат­рена терпела, не перечила, ожидая своего мужа.

    И когда тот вернулся с заработков, вместе с ним вер­нулось и счастье, ибо что может больше греть сердце, чем близость милого человека.

    Филиппа, своего мужа, Матрена считала настоя­щим сокровищем. Она говорила странникам, что тако­го, как он, надо со свечкой поискать и считала благом для себя то, что всего один раз муж брался за плеть.

    А тогда, в те далекие времена, бить жен считалось де­лом не только нормальным, но даже обязательным. Этому учила даже книга «Домострой» — свод поуче­ний на все случаи жизни. И оттого удивительной была семья, в которой жена ни разу не попадала под горя­чую мужнину руку.

    Правда, в отдельных семьях бы­вал бит и муж, но это уже было скорее поводом для насмешки, а не нормой жизни.

    Радостью для Матрены Тимофеевны стало рожде­ние первенца — Демушки. Первый ребенок всегда, во все времена, вызывал огромную родительскую лю­бовь. Вот и она просто не находила слов для того, что­бы описать свою радость от его существования на этом свете.

    Она везде брала его с собой, любила и лелеяла, но однажды случилась страшная беда. Свекровь заста­вила Матрену оставить ребенка под присмотром стари­ка Савелия. Этого столетнего деда Некрасов называет святорусским богатырем, но именно он оказался винов­ником случившегося. Старик, согревшись на солнце, заснул. А младенца Демушку растерзали свиньи. Горе Матрены было чудовищным:

    1. Я клубышком каталася!
    2. Я червышком свивалася,
    3. Звала, будила Демушку —

    Да поздно было звать!..

    Для Матрены беда с гибелью сына еще только на­чиналась. Барин учинил над крестьянкой следст­вие — не по умыслу ли был умерщвлен младенец, не состояла ли она в сговоре и сожительстве с Савелием? Молодую женщину смехотворно обвиняли в связи со столетним старцем!

    После унизительного допроса Матрена стала свиде­телем медицинского вскрытия ребенка. Даже в наше время ни одна мать этого не выдержит, хотя и знает, для чего предназначена данная процедура.

    Для Матре­ны — женщины простой, необразованной, медицинской премудрости не знавшей, это было не что иное, как надругательство над трупом. Поступок станового на­чальника, допустившего, чтобы Матрена видела, как режут ее ребенка — пусть и для выяснения правды, нельзя не осудить.

    Хотя бесчеловечность по отноше­нию к простой крестьянке не была чем-то удивитель­ным в те времена.

    Даже присутствовавший при этом священник осу­дил доктора и станового словами: «Ножом в сердцах читаете!»

    Уже когда Демушка лежал в гробу, Матрена пыта­лась прогнать прочь читавшего за него молитвы Саве­лия. Она считала его убийцей и проклинала. Савелий в ответ на это только попросил не гнать его — он пони­мал, что действительно непоправимо виноват перед Ма­треной Тимофеевной. И все-таки она смогла сдержать себя — только потом не могла видеть старика.

    Матрена оправилась не скоро. Первое время после смерти Демушки она ни с кем не разговаривала и даже не могла работать — день и ночь просиживала на мо­гиле сына, обметая ее платочком и проливая слезы.

    Впоследствии она справилась с тяжким горем, но даже спустя двадцать лет после смерти Демушки Матрена молилась за него и не ела яблок до самого Спаса.

    В на­роде считалось, что если мать умершего младенца ста­нет есть яблоки до Спаса, то Бог в наказание не даст ребенку на том свете «яблочка поиграться». Савелий же ушел на покаяние в монастырь.

    Три года после беды Матрена жила обыкновенной жизнью крестьянской женщины. Работа — круглый год, до полного изнеможения. Потом умерли ее родите­ли — новое горе выпало на долю и без того измученной Матрены. В том же году она снова увидела Савелия, а по осени умер и он от непонятной «раны на шее».

    На этой странице искали :

    • характеристика матрены тимофеевны
    • характеристика матрены тимофеевны в поэме кому на руси жить хорошо
    • сочинение на тему судьба русской женщины в поэме кому на руси жить хорошо
    • судьба матрены тимофеевны в поэме кому на руси жить хорошо
    • судьба русской женщины в поэме кому на руси жить хорошо

    Сохрани к себе на стену!

    Рассказ / Абсурд, Мистика, Фэнтези
    Жизнь молодой крестьянки была ввергнута в мрак. Ей предстоит столкнутся с тем, что наступает тогда, когда уходит реальность.
    Теги: Страх пустота бегство
    Группа: Граница

    * * *
     

    Где-то севернее раскинулся на многие сотни миль, во одну широкую полосу, хвойный лес. Ели, сосны, изредка лиственницы в нем росли, затмевая кустарник среди своих корней и создавая темно-зелёный уют. По нему текли ручьи, гуляли олени, росли грибы и ягоды.
     

    За ним расположилась одинокая деревня.
     

    Вид с неё открывался на горный хребет ещё севернее. Там была серая гряда, тянувшаяся вдоль лесного массива. Каменная стена, разрубленная на скалы, покрытые льдом и снегом.
     

    И веит от них чем-то неродным. Но жители уже давно привыкли.
     

    Никто не замечал со временем этой враждебности, а почуять её можно было лишь только что прибывшим. Те, кто родился здесь и вовсе не узнают о том, что ощущали их предки.
     

    Но так ли это важно?
     

    Узнать можно по поведению обывателей. Точнее одной, крестьянки.
     

    Имела она нехорошую привычку, брать чужое. Но проявилась эта дурная черта лишь один раз.
     

    * * *
     

    Прохладный вечер.
     

    Урожай собран уж давно. И наступила скучная домашняя осень, крестьяне занимались бытом, чинили инструменты.
     

    Ветта была самой типичной жительницей поселения. Пшеничные волосы, слегка выпученные большие серые глаза, здоровое крепкое телосложение, под стать той руке, что держит серп. Как клинок при дворе, только серп при сарае, коса, ведро, прочее…
     

    А было ей менее двадцати лет…
     

    И вот, когда за слюдяным оконцем спустились сумерки, она вязала рубаху для мужа. Доброфей ушел охотится, с другими поселенцами.
     

    Но послышался некий стук по окну.
     

    Ветта поднялась со стула, подошла, из темного оконца, покрытого инеем, трудно было что-то разобрать. Она лениво подошла к печке, заглянула, закинула ещё дров и вернулась к рубахе.
     

    Лицо её сделалось грустным.
     

    «Что-то мне не нравится… не то всё это, а не знаю я что именно…»
     

    И от того, что не знала, сделалось не только печально, но и глупо.
     

    Но сложное душевное состояние развеялось после повторного отчетливого стука.
     

    Ветта поднялась, надела накидку, лицо исказилось в раздражении, она резко выскочила на улицу, и тут же попала под порыв сильного холодного ветра. Почувствовались сотни иголок на щеках. Где-то в поле некий тёмный силуэт мчался прочь, с чудовищной скоростью, будто его просто несло, с порывом ветра, как лист.
     

    –Что это… – прошептала она, сощурив очи в омерзении.
     

    Фигура исчезла.
     

    Идти следом крестьянка не решилась…
     

    Но ретировалась в свой бревенчатый домик.
     

    И со всей силой хлопнула дверью, заперев её и прислонившись спиной. Затем опомнилась и кинулась к окну, прикрыв её шторкой, таким хозяйским движением руки, наглым и воинственным.
     

    –Чертовщина… – плаксиво произнесла Ветта.
     

    * * *
     

    На следующий день Ветте было жутковато, но гораздо лучше.
     

    Заснуть она ночью так и не смогла.
     

    С утра сходила за водой, принеся домой два ведра перекусила сыром, запив отваром из трав, заваренным в третий раз и достигшим пика крепости.
     

    Пошла в поле.
     

    Их хижина находилась на западном краю деревни, также растянутой вдоль размытой границы леса, между молодых ярких елей петляли здесь тропы, слышалось блеяние, мычание, другие сельские мелодии.
     

    Её шаги по дёрну были мягкими и ловкими.
     

    Позже наткнулась на что-то.
     

    Ветта слегка прищурив глаза вглядывалась в черный предмет, лежащий впереди. Они осторожно подошла и нагнулась над ним, но взять не решилась.
     

    * * *
     

    Спустя какое-то время мужичье вернулось с охоты, принеся дичь.
     

    Доброфей особо не был разговорчив.
     

    Ветта почувствовала какой-то холод. Ещё до того, он перестал с ней общаться, и стал угрюмым. Они не беседовали вечерами, он не владел ею по ночам и их объединял именно быт. Но было это весьма удобно.
     

    И некий туманный по смыслу, но острый по ощущению, страх не позволял Ветте дотрагиваться до этой ситуации, обсудить её.
     

    Иногда, днем она пекла хлеб и ей представлялась сцена, когда сама гневно не выдерживала и заводила долгожданный и суровый разговор на эту тему. И от него она не ожидала в фантазии ничего, кроме удара.
     

    * * *
     

    Шли дни, другие…
     

    Быт протекал всё также размеренно.
     

    А на Ветту наваливалась скука. Прошли только две недели, когда страх ночной исчез. А с мужем она так и не поделилась.
     

    Мысли о увиденном покинули пшеничный мозг Ветты, и ей казалось, что жизнь потеряла всякий вкус. В доме исчез уют, здесь стало мрачно, даже опасно. Тревога нарастала.
     

    Почему-то в деревне прекратились праздники.
     

    Она приходила, когда собирались другие девушки, они пели песни, но приходить стали не все.
     

    И через месяц общение в деревне полностью пресеклось.
     

    До такой степени, что Ветте стало страшно бродить по деревне.
     

    Пасмурная погода аномально стояла, но дождя не было. Край высох и замерз. Поля были такими пустынными и заброшенными, что можно было бы испытать дичайший страх, если на них кто-то появится, потому как это будет противоестественно.
     

    * * *
     

    День.
     

    Погода обычная, как всегда.
     

    Но мороз спал, стало теплее, ветер также исчез.
     

    Ветта была одна. Она, поевши каши, ощутила резкий порыв, вскочила внутри помрачневшей, от недостатка света, хижины и бросилась к окну.
     

    Нарастала определённая тревога. Некое осознание тяжелой ситуации к ней пришло. Ветта почувствовала легкую тошноту, потемнело в глазах, и она кинулась к кровати, чтобы не упасть на пол. Черная роза расцвела в очах и растворилась, голову сдавило, но всё прошло.
     

    Ветта взяла в себя руки.
     

    «Там никого нет… Доброфей? Всевышний, я даже не вспомнила о нем, где он? Он ушел? Я же даже не помню этого! »
     

    Но увидев рубаху, топор и другие вещи мужа, успокоилась.
     

    «Надо просто взять и уйти. »
     

    Ветта принялась собирать походный мешок.
     

    По окончанию сборов оделась, глянула в окно и вышла, невероятно бесшумно закрыв за собой дверь.
     

    На улице была тишина.
     

    Жуткая тишина.
     

    Губы тихо прошептали:
     

    –Где люди, где скот?
     

    Скривив лицо от ужаса и омерзения, Ветта направилась к тракту, ведущему на юг. Он взяла с собой топорик и камни для искры, вяленное мясо, заготовленное для Доброфея, как если бы он пошел на охоту.
     

    Конечно, можно было бы заглянуть в хижины, люди могли просто сидеть по домам, но Ветте, почему-то не хотелось, да и она твердо знала, не понимая откуда, но абсолютно уверенно, что людей здесь нет.
     

    Они исчезли.
     

    «Ушли? Собрались и ушли? Когда я спала может?
     

    С уст слетел нервный печальный смешок.
     

    В полусапожках из мягкой кожи, шаг за шагом к дороге, теперь уже среди возвышающихся елей.
     

    И вдруг встала.
     

    Ветта замерла, нужно было решить.
     

    Её посетило желание, вернутся и поднять кинжал…
     

    «А стоит ли? Зачем он мне? »
     

    Прошли какие-то минуты, показавшиеся часами, мучительными и скользкими. Страх, скрипел в голове и Ветта еле сдерживала себя, чтобы не начать накручивать себя, и не воображать ужасающие образы того, что могло происходить в ближайших зарослях кустарника.
     

    И ведь действительно, зачем?
     

    –А что мне на самом деле остается? Ха, я селянка. И должна верить во всякое, но мы все помнили, что это слухи. Мой дед учил меня: «Не верь в чушь…» И я не верю, дедушка. – уже шепотом, – я не верю, не верю в чушь…
     

    глазах появились слезы, выступили красными молниями капилляры.
     

    «Этот ужас отнял у тебя всё, ты должна! Но что за безумная мысль? »
     

    Ветта сделала шаг. Хрустнула ветка и на неё накатила волна страха, тысячами малейших иголок щекоча изнутри.
     

    Затем, подул ветер, вначале Ветте это не понравилось, но в небесном своде появилась прореха и солнца лучи пробились. Стало светло.
     

    –Да… – с облегчением произнесла она.
     

    И засмеялась, так по-детски, но так искренне…
     

    Лицо расцвело, улыбка сама растянула покусанные губы, до предела.
     

    С обретенной силой, самолюбиво решила пойти и взять кинжал, возможно он дорогой и на него можно будет обменять пару монет, которые не помешают ей, в её душераздирающем бедствии.
     

    Пройдя на поле, она нашла то место.
     

    Черный кинжал, все также лежал, это был без красок из чисто черного металла монолитный кинжал, он переливался на солнце. Ветта аккуратно присела и подобрала его, даже как-то неуклюже.
     

    –Да. Я сделала это!
     

    «Теперь, бежать, бежать отсюда! »
     

    Тогда небо затмили тучи, прогремела гроза.
     

    * * *
     

    Там, в поселении, на неё накатила волна паники, и она, потеряв все прочие эмоции, железной хваткой держа кинжал в руке побежала к тракту.
     

    Ей всё думалось, что её бывшие друзья и земляки пойдут со стороны гор, и пойдут в деревню, а затем в лес, искать её. Но зачем? Для чего? Не ясно, Ветте абсолютно не хотелось встретится с ними.
     

    Уже идя по лесу, она успокоилась.
     

    Покуда не наступила тьма, а вечер уже хмуро заявил о свое наступлении, Ветта развела костер.
     

    Подкрепилась тем, чем смогла, коркой хлеба и глотком воды. Аппетит совсем пропал. Укуталась в плащ и заснула.
     

    * * *
     

    Утром открыла глаза. Хотелось ещё поспать, но страх колок ехидно её сознание, и заставил встать, и придал великой бодрости.
     

    «За что это? Отчего же мне думается, что они идут? Идут уже из деревни!? Нет! я сама это выдумываю, это я сама, только я сама! Прекрати, просто перестань думать об этом и возьми себя снова в руки, там в деревне это у тебя получилось…»
     

    Короткий завтрак и вновь дорогу. Он шла меж деревьев, держа дорогу в десяти шагах по близости. Ей не хотелось идти по тракту. Она бы видела длинный открытый коридор позади. И это пугало, если вспомнить, откуда она ушла.
     

    Мили сменяли друг друга, прежде чем силы отступились, ноги заныли.
     

    Понадобился перевал.
     

    Ветта села аккурат под лиственницу, достала ломтик вяленного мяса, стала не спеша жевать, затем достала второй кожаный мешок, с вином, сделала глоток. Грустно уставила вникуда, и когда расслабленные черты лица стали тянуть кожу с черепа вниз, сделал второй глоток, и за ним сразу третий.
     

    Вздохнула в каком-то сомнении.
     

    «Да, девочка, ты не думала, что такое может произойти. Это же полный бред. Насколько это всё неестественно! И только…»
     

    Мысль резко оборвалась, как нить, стоило только заметить темный размытый и неясный в отдалении силуэт, подобный человеческому, промчавшийся меж лесной чащи, скрывшийся где-то в дали.
     

    Селянка застыла. Страх просто вдавил её в дерево, он вжалась в корни и задрожала, ей стало холодно, затем жарко. Она достала кинжал.
     

    –Ветта! – послышался короткий бас Доброфея.
     

    Он стоял поблизости.
     

    –До… Добро… – она не могла выговорить.
     

    –Ветта! Что ты здесь делаешь?
     

    –Ты, тебя не должно быть здесь! – истерично всхлипнула крестьянка, – ты ушёл, и не вернулся.
     

    –Ветта, прости, иди сюда.
     

    Он подошел, встал рядом с ней на одно колено и прижал к себе. Она не сопротивлялась, но мягко и беспомощно уперлась сжатыми замерзшими кулачками в широкую грудь поселенца, её мужа.
     

    Когда с ужасом поняла, что это был не Доброфей.
     

    Она сыграла. Немного отодвинулась, и не подала виду, её внутренне колотило и почти трясло, в висках забила кровь, но черты лица были другие, это был не её муж.
     

    Он прижал её ещё раз, тогда он безвольно, казалось бы, опустила руку вниз.
     

    Что есть силы…
     

    …выхватила кинжал и вонзила в глаз.
     

    Ветта с отвращением почувствовала, как клинок глубоко утонул в голове, с характерным звуком.
     

    Не-Доброфей не кричал, он просто упал, с остекленевшими глазами, как кукла из плоти.
     

    –Кто ты? – заливаясь слезами спросила Ветта, её лицо скривил плач. – Кто ты такой! – из глотки её вырвалось плаксивое приглушенное рычание, перемешанное с отвращением.
     

    Ветта приуныла. Он тихо встала, собралась и пошла прочь, далее, в выбранном и единственно доступном направлении.
     

    Когда вышла на тракт, почему-то пришло спокойствие.
     

    Она оглянулась.
     

    Долго, протяжено, чуть раскрыв рот, посмотрела назад, вдаль пройденных миль.
     

    «А кого ещё я могу здесь встретить? »
     

    Когда Ветта повернулась вперед, то на дороге увидела черный силуэт. Неподвижно стоявший посреди тракта.

    Стихотворное произведение Сергея Есенина. Частично основано на фактах из его жизни.

    Персонаж Характеристика персонажа Цитаты персонажа Сергуша Молодой человек, поэт, от лица которого ведется повествование. Имеет много общего с самим Сергеем Есениным. В начале повествования возвращается в родные края, убегая от войны, сам называет себя дезертиром. Он стал известным человеком, возвратился в родное село, но внутри него всё ещё копятся обиды на людей, он потерял веру в них, поэтому и дистанцируется от Анны. В её намерениях он видит лишь желание потешить своё самолюбие знакомством с известным теперь человеком. Тонко чувствует природу, обладает эстетическими чутьём, естественно выражает чувства.. Возмущается несправедливости войны, не видит смысла в кровопролитии, не понимает, почему знать отсиживается в безопасности, а народ проливает кровь. Бунтарь, однако протестует осмысленно и глубоко, имеет мягкий, печальный, надломленный произошедшими событиями характер. Устал от происходящего, пытается убежать от реальности в воспоминания о прошлом. Да что ж ты?

    Имеешь ли душу?

    За что ты с меня гребешь?

    Анна Снегина Красивая дворянка, первая любовь поэта. Дочь помещицы, вышла замуж за белогвардейца и вышла в свет. От девушки, с которой был знаком поэт, её отделяет выгодное замужество, мужа она любила. Полностью осознаёт сословный барьер, разделяющий её с первой любовью. При первой встрече спустя много лет поэт не узнаёт в нарядной женщине девушку, с которой дружил в юности. За время его отсутствия на родине приобрела манеры и повадки высшего света. Теперь ей льстит тот факт, что она была знакома с известным поэтом, и поэтому она немного кокетничает с ним. В конце произведения мирится с ним, рассказывает ему о своих чувствах и принимает его чувства. Уезжает из страны, так как не может найти себе места в новых реалиях. — Ах, мамочка, это он!

    Ты знаешь,

    Он был забавно

    Когда-то в меня влюблен.

    Был скромный такой мальчишка,

    А нынче…

    Поди ж ты…

    Вот…

    Писатель…

    Известная шишка…

    Без просьбы уж к нам не придет.

    Ну, сядем. Прошла лихорадка?

    Какой вы теперь не такой!

    Я даже вздохнула украдкой,

    Коснувшись до вас рукой.

    Да…

    Не вернуть, что было.

    Все годы бегут в водоем.

    Когда-то я очень любила

    Сидеть у калитки вдвоем.

    Мы вместе мечтали о славе…

    И вы угодили в прицел,

    Меня же про это заставил

    Забыть молодой офицер…

    Мать Анны Рассудительная, хладнокровная женщина, которая ещё больше ожесточилась из-за того, что происходит вокруг. Стоически воспринимает смерть зятя, приводит дочь в чувства, при этом не теряя самообладания. А вы, вероятно, к дочери?

    Присядьте…

    Сейчас доложу…

    Мельник Оптимистичный, весёлый, старый человек. Одинаково радушно принимает всех людей. У него можно найти утешение и возможность развеяться. В нем раскрыты лучшие черты русского человека. Голубчик! Да ты ли?

    Сергуха!

    Озяб, чай? Поди продрог?

    Да ставь ты скорее, старуха,

    На стол самовар и пирог!

    Ну что же! Вставай, Сергуша!

    Еще и заря не текла,

    Старуха за милую душу

    Оладьев тебе напекла.

    Я сам-то сейчас уеду

    К помещице Снегиной…

    Ей

    Вчера настрелял я к обеду

    Прекраснейших дупелей.

    Жена мельника Старуха. Болеет, устала от того, что происходит, боится. Думает, что все беды от отсутствия царя и того, что открыли тюрьмы, выпустив преступников. Дела одолели, дела.

    У нас здесь теперь неспокойно.

    Испариной все зацвело.

    Сплошные мужицкие войны —

    Дерутся селом на село.

    Сама я своими ушами

    Слыхала от прихожан:

    То радовцев бьют криушане,

    То радовцы бьют криушан.

    А все это, значит, безвластье.

    Прогнали царя…

    Так вот…

    Посыпались все напасти

    На наш неразумный народ.

    Открыли зачем-то остроги,

    Злодеев пустили лихих.

    Теперь на большой дороге

    Покою не знай от них.

    Прон Оглоблин Большевик, отрицательный герой. Явно склонен к насилию, поскольку попал на каторгу за убийство. Постоянно на всех озлоблен и пьян. Пропагандирует социализм среди крестьян, одержим идее бунта, верит, что только радикальные меры сделают крестьян свободными и равными. Умирает во время Гражданской войны. Придите.

    Вы самый близкий.

    С любовью

    Оглоблин Прон.

    Дружище!

    С великим счастьем!

    Настал ожидаемый час!

    Приветствую с новой властью!

    Теперь мы всех р-раз и квас!

    Без всякого выкупа с лета

    Мы пашни берем и леса.

    В России теперь Советы

    И Ленин — старшой комиссар.

    Дружище!

    Вот это номер!

    Вот это почин так почин.

    Я с радости чуть не помер,

    А брат мой в штаны намочил.

    Лабутя Брат Прона, участвовал в русско-японской войне. Награжден двумя медалями, однако всё равно остаётся трусом. Именно он ездит первым описывать дом Снегиных, является противоположностью своему брату, хотя и принимает революцию. Берёт от идеологической борьбы только выгодные для него идеи, однако не разделяет их полностью. Прячется в сене, когда белые расстреливают его брата. Петя!

    Мне больно… Не думай, что пьян.

    Отвагу мою на свете

    Лишь знает один Ляоян.

  • Рассказ от лица аси
  • Рассказ от лица вельможи в древнем египте 5 класс кратко
  • Рассказ от имени фараона о военном походе
  • Рассказ от имени рыцаря крестового похода
  • Рассказ от имени средневекового крестьянина 6 класс