Рассказ от лица февронии из повести о петре и февронии муромских

учитель русского языка и литературы к у н и ч н и к м. в. задачи урока:

$

$

$

Учитель русского языка и литературы

К у н и ч н и к М. В.

Задачи урока: Познакомить учащихся с особенностями произведения, относящегося к

агиографической (житийной) литературе: проследить путь становления нового героя,

$приведший к открытию характера в литературе.

Нравственное воспитание и духовное образование учащихся, восстановление

генетической и исторической памяти.

$ Развитие речи, повышение речевой культуры учащихся.

Ход урока: Слово учителя.

В житийной (агиографической) духовной литературе уже сложился определенный спос$об изображения человека: он интересен не сам по себе, а лишь как представитель определенной социальной категории. Князья оцениваются по княжеским качествам, монахи — по монашеским. Писатель изображает героя через его поступки, их психологическая мотивировка не важна. Каждому персонажу соответствует «трафарет» изображения. Человек в духовной литературе или отрицательный, или положительный, отсутствуют детали, автор избегает точности, определенности, которые могли бы укачать на конкретный характер. Это не случайность, а стремление показать жизнь святых как бы вне времени и пространства, как эталон этических норм.

Что такое идеализация? Один из способов художественного обобщения в средние века, когда писатель создавал художественный образ на основе своих представлений о том, каким должен быть этот герой.

$По прошествии веков (во времена распада феодальных отношений) появляется новое отношение к человеческой личности, которое способствует появлению в литературе первых элементов изображения человеческого характера. Писатели Древней Руси открывают психологическую жизнь человека, рассказывают о чувствах своего героя.

Любимым чтением русских в средние века были Жития святых. Особняком среди них стоит «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Считается, что оно принадлежит Врмолаю Еразму, литературное творчество которого относится к 4$0—60 годам 16 века. Это известный в свое время публицист и писатель, принявший впоследствии монашество под именем Еразма. Перу этого автора принадлежит также значительное число других сочинений, позволяющих нам сделать вывод о его незаурядной начитанности в церковной литературе (например «Книга о Троице», а также конструктивном складе ума и необычайно широком кругозоре (так. в своем трактате, известном под названием «Правительница», Ермолай-Еразм предлагал целую программу, как выразились бы теперь, земельных и налоговых земель). Тем удивительнее факт. что. когда этому автору от лица тогдашнего главы Русской Церкви митрополита Макария было предложено написать житие ка$нонизированных в 1547 году новых муромских святых, создал произведение, настолько отличающееся от житийной традиции, что оно даже не вошло в макарьевские Великие Минеи-Четьи.

Ермолай Еразм создает удивительную повесть о князе Петре и его жене Февронии -небесных покровителях новобрачных и молодых семей.

Почему же произведение житийной литературы называют повестью’?

$ Написано произведение под влиянием предания о муромском князе и его жене. Но влияние это оказалось столь велико, что образованный церковный писатель, имевший$

целью создание Жития святых, написал произведение, далекое от канонов агиографического жанра. Это произведение в себе синтезировало жанры исторической повести, жития и скачки.

Муромский князь Петр и жена его Февроиия были причислены к лику святых (или канонизированы) на церковном Соборе 1547 года. В народе большой популярностью пользовались история взаимной любви Петра и Февронии. их верности друг другу, несмотря на различ$ные трудности, вопреки козням окружающих. Святые супруги прославились благочестием и милосердием. Любовь друг к другу они принесли через всю жизнь. Даже умерли они в одно и то же время и, положенные в одном гробу были похоронены. Святые Петр и Феврония совершили подвиг христианской любви, терпения, смирения. Стихотворение Хомякова А.С. «Подвиг» с полным правом можно отнести к святым Петру и Февронии:

Подвиг есть и в сраженье, Подвиг есть и в борьбе. Высший подвиг в терпенье. Любви и мольбе.

Если сердце заныло Перед злобой людской. Иль насилье схватило Тебя цепью стальной.

Если скорби земные Жалом в душу впились, -Верой бодрой и смелой Ты за подвиг берись.

$Есть у подвига крылья, И взлетишь ты на них Без труда, без усилья Выше мраков земных.

Выше крыши темницы, Выше злобы слепой. Выше воплей и криков Гордой черни людской.

Постановка вопроса.

Что приходит в повести на смену поучительному сюжету?

$ Занимательный рассказ с богатым сюжетом, в который вплетаются элементы

исторического быта и элементы народной сказки.

Докажите текстом, что в произведении есть явное влияние фольклора.

Заяц, скачущий па задних лапах перед Февронией. символизирующий брак; смерть змея

$от Петрова плеча, Агрикова меча, напоминающего меч-кладенец; история испытания

$ девушки Петром, велевшим ей сделать ему рубашку, пока он моется в бане;

иносказательная и полная загадок речь Февронии о своих родителях и прочем…

В этой понести есть асе, что есть в хорошей сказке, но и все совершенно иначе.

На чем построен сам сюжет?

На активном действии двух противостоящих сторон: Февронии и бояр.

В чем проявлялось это противодействие?

$ В поступках героев.

Верно, основным способом характеристики персонажа является поступок. В каких поступках и как проявились герои повести?

Феврония. Это не просто пленительный образ, созданный древни.» писателем, это уже литературный характер. Автор подходит к изображению личности как таковой вне сословных рамок (э$то в литературе впервые). Сочувствие героине, восхищение ее умом и мудростью определили поэтическую настроенность произведения в целом. Почему же парод возвеличил женщину, бывшую в 16 веке абсолютно бесправной? Вспомните, кого на Руси окружают особым почтением, кого называют Заступницей рода христианского’? Пресвятую Богородицу издавна считают Заступницей христианского рода.

Вернемся к поступкам Февронии, по которым мы можем судить о ней.

Мудрая и умная — беседа со слугой князя Петра в деревенско$й избе; разговор с боярами,

не сумевшими понять, что же дорогого она, гонимая, заберет с собой из Мурома; случай

на судне, когда против нее помыслил человек недоброе…

$ Не такая, как все — именно она может вылечить Петра и никто больше.

Умеет предвидеть события — обман Петра, не хотевшего жениться из сословных

предрассудков, поэтому велит оставить несмазанным один струп.

$Способная творить чудо — излечение Петра, ладан вместо хлебных крошек, выросшие

срубленные деревья, какого сюжета, кстати нет нигде в житийной литературе…

Избранная Богом настаивает на замужестве с Петром, предвидя свое назначение.

посвяща$ет себя Богу, становясь послушницей монастыря под именем Святой Ефросиний.

Теперь поговорим о поступках, характеризующих Петра.

Петр — переживает за брата и сноху, готов биться со злым змеем, жертвуя собой;

не лишен недостатков — неискренне дает обещание жениться на Фев$ронии. т.е.

обманывает ее, видя в ней простолюдинку: нерешителен, сам не может принять многих

решений и очень опекаем извне; недогадлив, т. к. оставляет один струп на теле, а не мажет

все язвы;

способен раскаяться — жениться на деве Февронии. сознается в своей неправоте;

не нарушает заповедей Божьих — не $бросает жену, жертвуя княжением, потому что чтит

$ Священное Писание (стр. 179); не злобствует на бояр, обижающих ее;

ценит свою жену;

посвящает свою жизнь служению Богу и постригается в монахи, его имя в иночестве

Святой Давид.

Бояре — злобные, властолюбивые, не согласные на княгиню родом из крестьян, не знают другого богатства, кроме золота и материальных ценностей; но они же идут на поклон к Петру и Февронии. когда распри душат город, и каются.

При этом не $забудем, что герои поступают дурно не по своей воле, а потому, что дьявол их сбивает с пути истинного, сами же они как бы и не виноваты. (Человек на корабле, бояре и их жены, жена Павла…) Но только ли злой дух виноват в дурных поступках людей?

Давайте поглядим, какими художественными средствами пользуется автор, чтобы создать образы Святых.

Петр и Фсврония благочестивые и добродетельные, а бояре и их жены завистливые и злые. Петр бескорыстно выручает своего брата Павла, а злой змей, имея корысть,

$ прилетает к жене Павла на блуд. Как мы назовем этот прием? Разъяренные бояре приходят к Петру с требованием прогнать Фсвронию, а тот разговаривает с ними подчеркнуто спокойно. Когда в гневе хватает он руку жены своей, чтобы увидеть хлебные крошки, сметенные по крестьянскому обычаю со стола, он видит чистый ладан и усмиряет свой несправедливый гнев.

Как мы назовем этот прием? Верно, контраст, или антитеза$. Автор пользуется белыми или черными красками, и героев легко поделить на хороших и плохих. Мы несколько раз видели эпитеты, какие? Не дает ли их автор героям потому, что те сами ответственны за свои поступки»?

$ Змей — лукавый и злой;

Петр — блаженный, благочестивый, прославленный; Феврония — мудрая, блаженная и преподобная. Остановимся на эпитете преподобная.

Преподобные в Православии (уподобившиеся Богу) — святые, прославившиеся в монашеском подвиге. Постом, молитвой, трудами созидали они в душах своих великие добродетели — смирение, целомудрие, кротость.

$ И вправду, герои повести, Святые были добродетельными и кроткими людьми, посвятившими себя Богу. Они искренне любили друг друга. Феврония жила по заповеди «Возлюби ближнего своего как самого себя». Ее разум живет в согласии с сердцем, они являют собой единое целое. Страсти не обуревают героиню, она достигла внутренней свободы: дух властвует над душой. В этом ее сила.

В чем счастье Петра и Февронии, как понимают они любовь? Вспомните, кик описывается любовь между Ромео и Джульеттой? В чем различие между героями?

В западноевропейской литературе героями$ любовь воспринимается как страсть, т. е. грех, порок, а один порок порождает другой, поэтому такая любовь убивает сама себя и носителей этой страсти, она самопожирающая. Любовь в традициях Русской Православной Церкви воспринимается как дар Божий, кто по-настояшему любит, тот «во свете пребывает», поэтому истинная любовь бесстрастная. И Петр с Февронией живут долго, счастливо, их не одолевают страсти. Они видят друг в друт е образ Божий.

И раз уж мы заговорили о любви героев, обратимся к эпизоду «Благочестивое преставление преподобных Петра и Февронии».

Прослушивание записи этого эпизода.

Почему святые хотят умереть в один день? Почему люди не $хотят хоронить святых,

как те наказывали, в одном гробу? Какую роль играет здесь чудо?

Так сильна была л$юбовь Петра и Февронии, что невозможно было разделить их и после

смерти, хотя в иночестве они друг другу считались братом и сестрой, а не мужем и женой.

Назовите свидетельства святости, описанные в повести.

Ладан в руке вместо крошек, выросшие деревца, чудеса исцеления у гроба святых.

Святые Давид и Ефросиния помогают молод$ым семьям, их день отмечается 8 июля (25 июня).

Материалы для предварительной подготовки учащихся:

Это известный в свое время публицист и писатель, принявший впоследствии монашество под именем Еразма. Перу этого автора принадлежит также значительное число других сочинений, позволяющих нам сделать вывод о его незаурядной начитанности в церковной литературе (например «Книга о Троице», а также конструктивном складе ума и необычайно широком кругозоре (так. в своем трактате, известном под названием «Правительница», Е$рмолай-Ерачм предлагал целую программу, как выразились бы теперь, земельных и налоговых земель). Тем удивительнее факт, что, когда этому автору от лица тогдашнего главы Русской Церкви митрополита Макария $было предложено написать житие канонизированных в 1547 году новых муромских святых, создал произведение, настолько отличающееся от житийной традиции, что оно даже не вошло в макарьевские Великие Минеи-Четьи

Подвиг есть и в сраженье, Подвиг есть и в борьбе. Высший подвиг в терпенье. Любви и мольбе.

Если сердце заныло Перед злобой людской, Иль насилье схватило Тебя цепью стальной.

$ Если скорби земные Жалом в душу впились, -Верой бодрой и смелой Ты за подвиг берись.

Есть у подвига крылья, И взлетишь ты на них Без труда, без усилья Выше мраков земных.

Выше крыши темницы. Выше злобы слепой. Выше воплей и криков Гордой черни людской.

Преподобные в Православии (уподобившиеся Богу) — святые, прославившиеся в монашеском подвиге. Постом, молитвой, трудами созидали они в душах своих великие добродетели — смирение, целомудрие, кротость

$

$

Вопросы к уроку:

  1. Что такое идеализация?

  2. Почему же произведение житийной литературы называют повестью, а не
    житием?

  3. Что приходит в повести на смену поучительному сюжету прежних
    агиографических (житийных) произведений?

  4. Докажите текстом, что в произведении есть явное влияние фольклора.

  5. На чем построен сам. сюжет?

  6. В чем проявлялось $противодействие между Февронией и боярами?

  1. С помощью чего характеризуются герои житийной литературы?

  2. $В каких поступках и как проявились герои повести?

  3. По каким, поступкам мы можем судить о Февронии?

  4. Какие поступки характеризуют Петра?

  5. $ Какими предстают перед нами бояре и их жены?

  6. Какими художественными средствами пользуется автор, чтобы создать
    образы святых Петра и Февронии?

  7. Как называется прием изображения по контрасту?

  8. Какие эпитеты использует Ермолай-Еразм, изображая героев?

  9. В чем. счастье Петра и Февронии, как понимают они любовь? Вспомните,
    как описывается любовь между Ромео и Джульеттой? В чем различие
    между героями?

  10. Почему святые хотят умереть в один день?

  11. Почему люди не хотят хоронить $святых, как те наказывали, в одном
    гробу? Какую роль играет здесь чудо?

$

$

Литература:

  1. «Православная культура в школе. Уроки русской литературы». Ред. Беляева В.А. — М., «Духовные истоки», 2004

  2. Кутузов А.Г., А.К. Киселёв «В мире литературы», 7 класс- М., «Дрофа» 2000

  3. $Ермолай Еразм «Повесть о Петре и Февронии Муромских».

10 и 11 апреля в МХАТ им. М. Горького одиннадцатая премьера сезона – «Петр и Феврония». Очень тонкая, очень современная и очень непростая жизненная история, которую рассказывают актеры МХАТ и фольклорный хор «Кладец».

Рассказ от лица февронии из повести о петре и февронии муромских

Пьеса «Петр и Феврония»
– это переложение написанной во времена Ивана Грозного писателем Ермолаем Еразмом «Повести о Петре и Февронии Муромских» – драматичной истории реальных персонажей, муромских князя и княгини. В православной традиции эта пара святых покровительствует семье и браку. Все образы «Повести» несут в себе скрытый сакральный смысл. Много глубоких метафор заключено в этом таинственном тексте.
Жанр неканоничен: в христианском подвиге героев угадываются старинные муромские предания об огненном змее и о мудрой деве. А драматург включил в действо и рассказчика, и хор, поющего акафисты: когда мир был молод, любовь венчалась браком, а театр и литургия были рядом.

Эдуард Бояков, художественный руководитель МХАТ им. М. Горького:

С одной стороны, это история о православных святых. Часто православие у людей, далеких от него, ассоциируется с мученичеством, страданием, печалью. Все это, конечно, имеет место, если мы рассматриваем житие. Но, с другой стороны, мы говорим не о житийной истории, положенной в основу нашего спектакля, а в первую очередь – о любви. История очень современная, и ее актуальность почувствуют зрители. Совсем несложно былинного героя, сказочного змея или средневекового рыцаря экстраполировать в нашу реальность и понять, кто и что стоит за персонажами: театр, как любое другое искусство, мы всегда пропускаем через себя. И в этом смысле наш рассказ про Петра и Февронию окажется мега актуальным, особенно в контексте того, что происходит сегодня вокруг семейный ценностей.

Творческая группа аккуратно оформила житийную историю в современные рамки. Драматург Елена Исаева работала со сценической версией древней истории, художник Николай Орлов стилизовал красочные костюмы, создав некую игру между исторически точными костюмами прошлого и современной эстетикой. Теремные красочные декорации делает один из самых известных современных художников-сценографов Александр Цветной. Даже музыка спектакля сочетает в себе композиции Макса Рихтера и аутентичное живое звучание ансамбля «Кладец» с традиционными народными песнями, бережно сохраненными руководителем фольклорного хора, бывшим солистом ансамбля им. Покровского, Дмитрием Фокиным.

Сергей Глазков, режиссер спектакля:

Дети в музее либо зевают, либо с открытым ртом слушают историю своего народа и своей страны — все зависит от экскурсовода. Так и мы, творческая группа, создаем спектакль, как хорошие экскурсоводы. Мы не только осовременили текст, но и убрали из постановки «котурны», лубок, сказочность повествования, чтобы сделать его более живым и понятным современному человеку. Мы хотим рассказать не только житийную, но и очень жизненную историю про любовь, про ценность обретения, про верность и взаимопонимание: мужчина и женщина встречаются на каком-то необъяснимом энергетическом уровне и становятся единым целым. В нашем спектакле встречаются две настоящие личности, равные по силе духа. Это история о том, как ты обретаешь человека, который дополняет тебя, каким бы ты целостным не был. Каждый мечтает о такой любви. Нет черного без белого, нет солнца без луны, нет мужа без жены.

«Петр и Феврония» — абсолютно семейный спектакль, на который могут прийти не только взрослые, но и дети. И сам спектакль создается таким, чтобы его понимали в первую очередь дети. Ребенку, считают создатели, важно как можно раньше понять, что настоящую любовь, если она случилась, нужно беречь, культивировать и ценить.

История спектакля
«Повесть о Петре и Февронии Муромских» Ермолая Еразма – одна из самых ярких в христианской литературе историй о том, как человек спасается праведностью. В православной традиции эта пара святых покровительствует семье и браку. В день их памяти, 8 июля, отмечается всероссийский праздник – День семьи, любви и верности. МХАТ им. М. Горького шел к этому спектаклю больше года. Инсценировку по мотивам повести XVI века написала известный драматург Елена Исаева. Летом 2019 года на фестивале «Таврида-Арт» в Крыму и на фестивале «Традиция» в усадьбе Захарово (Музей-заповедник А.С. Пушкина) были показаны эскизы спектакля. В период карантина на Youtube-канале «МХАТ ГОВОРИТ!» была сделана читка пьесы.

Супруги Петр и Феврония – ярчайшие личности Святой Руси, своей жизнью отразившие ее духовные ценности и идеалы. Для князя Муромского Петра женитьба на дочери простолюдина Февронии, исцелившей его от смертельной болезни, стала началом крестного пути. Не было сначала любви между супругами, но, пройдя через испытания, они «срослись» друг с другом настолько, что и после смерти никто не смог их разлучить.
___________________________________________________________
Творческая группа:
Автор сценической версии – Елена Исаева
Режиссёр-постановщик – Сергей Глазков
Художник-постановщик – Александр Цветной
Художник по костюмам – Николай Орлов
Музыкальное оформление – Сергей Глазков
Продюсер – Кирилл Мосунов
Помощник режиссера – Вера Костычева
Художественный руководитель постановки – н.а. РФ Валентин Валентинович Клементьев
При участии – детского фольклорного ансамбля «Кладец» под руководством Дмитрия Фокина

Действующие лица:
Петр – Семен Шевелин
Феврония – Эльвира Цымбал
Рассказчик, он же Павел, он же бояре и вельможи – Михаил Кабанов, Николай Коротаев
Жена, она же женщина – Елена Коробейникова
Отрок, он же змей, он же слуга, он же бояре и вельможи – Роман Титов
Хор – Татьяна Шалковская, Елена Коробейникова

10 и 11 апреля в МХАТ им. М. Горького одиннадцатая премьера сезона — «Петр и Феврония». Очень тонкая, очень современная и очень непростая жизненная история, которую рассказывают актеры МХАТ и фольклорный хор «Кладец».

"Петр и Феврония": во МХАТе очередная премьера

Пьеса «Петр и Феврония» — это переложение написанной во времена Ивана Грозного писателем Ермолаем Еразмом «Повести о Петре и Февронии Муромских» — драматичной истории реальных персонажей, муромских князя и княгини. В православной традиции эта пара святых покровительствует семье и браку. Все образы «Повести» несут в себе скрытый сакральный смысл. Много глубоких метафор заключено в этом таинственном тексте.

Жанр неканоничен: в христианском подвиге героев угадываются старинные муромские предания об огненном змее и о мудрой деве. А драматург включил в действо и рассказчика, и хор, поющего акафисты: когда мир был молод, любовь венчалась браком, а театр и литургия были рядом. 

«С одной стороны, это история о православных святых. Часто православие у людей, далеких от него, ассоциируется с мученичеством, страданием, печалью. Все это, конечно, имеет место, если мы рассматриваем житие. Но, с другой стороны, мы говорим не о житийной истории, положенной в основу нашего спектакля, а в первую очередь — о любви. История очень современная, и ее актуальность почувствуют зрители. Совсем несложно былинного героя, сказочного змея или средневекового рыцаря экстраполировать в нашу реальность и понять, кто и что стоит за персонажами: театр, как любое другое искусство, мы всегда пропускаем через себя. И в этом смысле наш рассказ про Петра и Февронию окажется мега актуальным, особенно в контексте того, что происходит сегодня вокруг семейный ценностей», — Эдуард Бояков, художественный руководитель МХАТ им. М. Горького.

Творческая группа аккуратно оформила житийную историю в современные рамки. Драматург Елена Исаева работала со сценической версией древней истории, художник Николай Орлов стилизовал красочные костюмы, создав некую игру между исторически точными костюмами прошлого и современной эстетикой. Теремные красочные декорации делает один из самых известных современных художников-сценографов Александр Цветной. Даже музыка спектакля сочетает в себе композиции Макса Рихтера и аутентичное живое звучаниеансамбля «Кладец» с традиционными народными песнями, бережно сохраненными руководителем фольклорного хора, бывшим солистом ансамбля им. Покровского, Дмитрием Фокиным.

Петр и Феврония

Петр и Феврония

Сергей Глазков, режиссер спектакля:

«Дети в музее либо зевают, либо с открытым ртом слушают историю своего народа и своей страны — все зависит от экскурсовода. Так и мы, творческая группа, создаем спектакль, как хорошие экскурсоводы. Мы не только осовременили текст, но и убрали из постановки «котурны», лубок, сказочность повествования, чтобы сделать его более живым и понятным современному человеку. Мы хотим рассказать не только житийную, но и очень жизненную историю про любовь, про ценность обретения, про верность и взаимопонимание: мужчина и женщина встречаются на каком-то необъяснимом энергетическом уровне и становятся единым целым. В нашем спектакле встречаются две настоящие личности, равные по силе духа. Это история о том, как ты обретаешь человека, который дополняет тебя, каким бы ты целостным не был. Каждый мечтает о такой любви. Нет черного без белого, нет солнца без луны, нет мужа без жены». 

«Петр и Феврония» — абсолютно семейный спектакль, на который могут прийти не только взрослые, но и дети. И сам спектакль создается таким, чтобы его понимали в первую очередь дети. Ребенку, считают создатели, важно как можно раньше понять, что настоящую любовь, если она случилась, нужно беречь, культивировать и ценить.  

История спектакля  

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» Ермолая Еразма — одна из самых ярких в христианской литературе историй о том, как человек спасается праведностью. В православной традиции эта пара святых покровительствует семье и браку. В день их памяти, 8 июля, отмечается всероссийский праздник — День семьи, любви и верности. МХАТ им. М. Горького шел к этому спектаклю больше года. Инсценировку по мотивам повести XVI века написала известный драматург Елена Исаева. Летом 2019 года на фестивале «Таврида-Арт» в Крыму и на фестивале «Традиция» в усадьбе Захарово (Музей-заповедник А. С. Пушкина) были показаны эскизы спектакля. В период карантина на Youtube-канале «МХАТ ГОВОРИТ!» была сделана читка пьесы.  

Супруги Петр и Феврония — ярчайшие личности Святой Руси, своей жизнью отразившие ее духовные ценности и идеалы. Для князя Муромского Петра женитьба на дочери простолюдина Февронии, исцелившей его от смертельной болезни, стала началом крестного пути. Не было сначала любви между супругами, но, пройдя через испытания, они «срослись» друг с другом настолько, что и после смерти никто не смог их разлучить.

Частное общеобразовательно$е учреждение средняя общеобразовательная школа «Кристалл» г Сызрани Самарской области

Конспект урока по литературе
в 7 классе

«Идейно-художественное своеобразие «Повести о Петре и Февронии Муромских»

$

Подготовила

учитель русского языка и литературы

$ Гусева Татьяна Ивановна

г. Сызрань, 2015
$

Урок литературы в 7 классе по теме «Идейно- художественное своеобразие «Повести о Петре и Февронии Муромских».$

Тип урока: урок изучения новой темы, урок-исследование.

Цели урока:

Обучающие:

-совершенствовать умения учащихся анализировать прочитанное;

Выразить собственное суждение, раскрыть авторское отношение к героям и событиям, совершенствовать монологическую речь;

-формировать навыки исследовательской работы;

Развивающие:

-развивать культуру ведения дискуссии, умение отстаивать собственную точку зрения, умение выслушивать собеседника;

Воспитательные:

воспитывать нр$авственные качества школьников: доброту, преданность в дружбе и любви, умение прощать;

формировать нравственные семейные ценности.

Эпиграф к уроку. Семья – это общество в миниатюре,

от целостнос$ти которого зависит

нравственность человеческого общества.

Ф.Адлер

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Слово учителя.

$

Ребята! В последнее время стало очень модным отмечать день святого Валентина- покровителя влюбленных. Но ведь в русском православном календаре есть свой День влюбленных – 8 июля, связанный с историей святых супругов Петра и Февронии Муромских – покровителей семьи и брака, чьи любовь и супружеская верность вошли в легенды. Жизнь Петра и Февронии – история отношений мужчины и женщины, сумевших преодолеть все сложности долгого и трудного земного пути, явив идеал христианской семьи.

С 2008 года день 8 июля объявлен Всероссийским днем семь$и, любви и верности. Символично, что этот праздник впервые отмечался в 2008 году, который объявлен годом семьи. Очень много людей в этот день совершает паломничество в Муром, чтобы поблагодарить святых Петра и Февронию за покровительство в их семейной жизни ил$и попросить о даровании семейного лада и счастья.

Обратимся к эпиграфу урока.

Ф.Адлер говорил: «Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого зависит нравственность человеческого общества».

— Как вы понимаете это высказывание, которое является эпиграфом сегодняшнему нашему уроку?

— А что, на ваш взгляд, главное в жизни? (велик$одушие, доброта, сострадание, мудрость, верность, честность…)

— Как вы думаете, может ли меняться отношение к главным истинам в жизни человека на протяжении веков или оно остается неизменным?

-Возможно, что в древности мы найдем ответ на этот вопрос, ведь древнерусская литература составляет период в 700 лет (с 10в. по 17в.)

— Сегодня мы погрузи$мся в мир древнерусской литературы – спокойный, торжественный, созерцательный, мудрый. Перенесемся в далекий 16 век…

Дома вы прочитали «Повесть о Петре и Февронии Муромских», а сегодня обратимся к произведению еще раз, чтобы понять, что же хотел сказать нам автор, какие темы поднимает в повести, какие проблемы волновали писателя далекого прошлого.

Первая часть нашего урока пройдет в виде защиты ваших проектов-исследований, которые вы самостоятельно приготовили в группах или историков, или литературоведов.

$

Первая группа «Историки».

-«Повесть о Петре и Февронии Муромских» является одним из шедевров$ древнерусской литературы, и имя автора должно стоять в ряду самых видных писателей русского средневековья. Кто же написал это произведение? Какова его предыстория? Слово – нашим историкам.

16 век- время образования единого Русского государства со стольным городом Москвой. За объединением Руси последовало объединение русской культуры. Под руководством митрополита Макария составл$яется обширное – 12огромных томов – собрание всех чтомых, т.е. читавшихся на Руси книг. Это собрание называлось «Великие Четьи-Минеи»

В «Великих Четьи-Минеях» по порядку месяцев и дней излагались рассказы о жизни святых Православной церкви. Русская пословица гласит: «Не стоит город без святого, селение- без праведника». И Макарий поручает священникам собирать по русским землям предания о прославившихся своими благочестивыми подвигами праведных людях. Священнику Ермолаю, писателю и публицисту, было поручено написать житие о Муромских святых Петре и Февронии.

Чи$тая произведение, мы обратили внимание, что автор пишет: «В одно время приняли они монашество и облачились они в иноческие одежды. И назван был в иноческом чину блаженный князь Петр Давидом, преподобная Феврония в иноческом чину была названа Ефросинией».

Нас заинтересовал вопрос: «Князь Петр – истинный герой или был прототип?

$Муром славился легендами. Самой поэтичной из Муромских легенд явилось сказание о мудрой деве, ставшей доброй и справедливой княгиней. Оно и послужило основой для повести. До сих пор неизвестно, кого можно назвать прототипами героев. Но чаще всего, как мы выяснили, прототипом героя повести, князя Петра, называют князя Давида Юрьевича, правившего Муромом в начале 13 века. Он женился на крестьянке Ефросинии в благодарность за то, что она излечила его от болезни, от которой никто не мог излечить. Брак князя с простой крестьянкой выз$вал злобные наветы, но супруги счастливо прож$или до конца своих дней. Состарившись, они оба приняли монашество и умерли в 1228 году.

Повесть стала подлинным шедевром древнерусской литературы, она была написана после канонизации ,т.е. причисления к лику святых Петра и Февронии на Московском церковном соборе в 1547 году. Ею зачитывались в Московском государстве, до наших дней сохранилось 150 списков этого произведения

Вторая группа «Литературо$веды». Она представляет материал, доказывающий что «Повесть о Петре и Февронии Муромских» — произведение фольклора имеет много общего со сказкой.

— Как известно, митрополит Макарий не включил заказанное им житие в сборник «Великие Четьи- Минеи». Почему? Каковы особенности жанра данного произведения?

В ходе выступления групп в тетрадях учащиеся заполняют таблицу.

Сказка- фольклорное произведение с установкой на вымысел .

Прочитав «Повесть о Петре и Февронии Муромских», мы выявили следующие черты сказки:

1.Начало произведения напоминает сказочный зачин: «Есть в русской земле город…Правил в нем когда-то князь по имени Павел…»

2.Повесть начинается событием, которое , несомненно, $перешло сюда из сказки: к жене князя Пав$ла стал прилетать Змей и обольщать ее.

3.Первая часть похожа на волшебную сказку о герое- змееборце, вторая- на бытовую сказку о мудрой деве. Как и во всех сказках есть сказочный герой – змей- искуситель.

4.По законам волшебной сказки Добро всегда побеждает Зло:Петр победил змея.

5.Есть загадки, которые часто приходится отгадывать героям сказок. Например, «Плохо ,к$огда дом без ушей, а горница без очей».

6.Хитроумные задания-испытания(задание Петра сшить из пучка льна рубаху и задание Февронии сделать ткацкий станок из полена).

7.Волшебные предметы(например, Агриков меч, от которого гибнет Змей).

8.Постоянные эпитеты: «лукавый змей», «мудрая дева» идр.

Таким образом, выявленные нами черты , характерные для волшебной и бытовой сказки, позволяют нам отнести «Повесть о Петре и Феврони$и Муромских» к жанру фольклора.

Необходимо отметить, что с развитием сюжета образы Петра и Февронии все больше и больше начинают приобретать черты русских святых.

Третья группа «литерату$роведы». Они исследовали «Повесть…» как житийное произведение.

Житийная литература была очень популярна на Руси. Слово «житие» означает «жизнь».Житиями назывались произведения, рассказывающие о святых- государственных и религиозных деятелях, чья жизнь и поступки были расценены как образцовые. Житие – это жизнеописание святых.

$Жития имели определенную структуру:

1.Вступление, в котором объяснялись причины, побудившие автора начать повествование.

2.Основная часть- рассказ о жизни святого, его смерти и посмертных чудесах.

3.Завершалось житие похвалой святому.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» написана в форме жития –это художественная биография людей, причисленных к лику святых.

В ходе исследования мы выявили следующие черты житийного жанра.

$1.Автор прославляет святых, создавая идеальные образы. (Петр – благочестивый, святой; Феврония –святая, преподобная, блаженная).

2.Есть похвальное слово святым: «Мы же по силе нашей да воздадим похвалу им…

3.Любовь героев к Богу, почитание героями Библии.

4.Чудеса, которые творят герои(например, Феврония исцеляет больных, крошки хлеба превратились в ладан, мертвые обрубки стали пышными деревьями).

$5.Необычная смерть и посмертные чудеса(верные супруги не только умерли в один день и час, но и не расстались после смерти; на месте их погребения верующие люди получают исцеление от самых тяжких недугов).

В повести используется лексика, характерная для духов$ной литературы: блаженный, милостыню творя, заповеди Господние, чадолюбивые и т.д.

Но как мы можем отметить, в повести нет традиционного для житийного жанра построения произведения(лишь финал- классический образец жития)

Четвертая группа « литературоведы». Они нашли в произведении элементы исторической повести и предложили материал для обсуждения.

Жанр произведения определен в названии: «Повесть». В ходе исследования мы выявили сл$едующие жанровые особенности:

$1.Указаны конкретные места действия: город Муром, Рязанская земля, село Ласково. Это придает повести достоверность.

2.Герои повести- реальные люди. Князь, прежде чем начать лечение, хочет испытать мудрость Февронии и дает ей невыполнимые задания. В сказке такие задания выполняются со сказочной быстротой. Не то в повести. Феврония на лукаыре задание отвечает не менее лукавым.

3. Детали. Например, Феврония обматы$вает нитку вокруг иглы: «…остановилась и воткнула иглу свою в воздух, и замотала вокруг нее нитку, которой вышивала…» Эта деталь показывает изумительное душевное спокойствие Февронии, с которым она решается на смерть с любимым человеком. Автор многое сказал о ней только одним этим жестом.

4.На первый план выдвигается личность крестьянки.

5.Тема социального нераве$нства.

6.История рвущихся к власти бояр, перебивших друг друга в междоусобице.

Таким образом, в данном произведении есть элементы исторической повести.

-Итак, каков жанр у этого произведения? «Повесть о Петре и Февронии Муромских»- это фольклорное или литературное произведение? Можно ли назвать это произведение житием?

-Это житийная п$овесть с элементами народно- сказочного характера.

Обобщающая беседа.

-Мы с вами знаем, что Петр и Феврония не случайно стали героями повести. Князь Петр для писателя – воплощение справедливой княжеской власти: рассказав о правлении Петра, автор показал, какой должна быть$ эта власть. Но он показал и образец супружеской жизни, верности и веры. Жизнь по заповедям Божьим, осознанное желание человека творить добро – главнее всего для автора.

— Но разве всегда Петр поступал по совести? Разве не вызывал осуждения? (Не женился сразу на Февронии, стал ее испытывать, когда жены бояр стали наговаривать $на нее, например, про крошки, которые она собирает).

— Так почему же автор делает Петра главным героем? (Петр раскаялся, исправил свои ошибки, он вел праведную жизнь, был скромен, но тверд в вере).

— Как вы думаете, почему автор в качестве главной героини выбрал девушку не знатную, а крес$тьянского происхождения? (Он учит ценить людей не по происхождению, а по их поступкам, хотел сказать, что и среди крестьян есть люди мудрые, чистые, верные). В этом и состоят нравственные идеалы и заветы Древней Руси.

— Какие чувства вы испытывали к героине, читая о ней? (Сочувствовали, жалели, когда ее не принял Петр, а потом бояре; уважали за ум, верность, радовались, когда все поняли, что она мудрая, добрая, справедливая, и приняли ее).

— Почему автор не рисует портретов героев повести? (Не внешность, не красота главное для него, как не главное это для Петра и Февронии. Петр убедился в уме, душе$вной красоте девушки. Ведь до того, как Петр взял с великими почестями Февронию в Муром, они друг друга не видели и общались через слуг).

— В чем находит свое высшее выражение неиссякаемая сила взаимной любви Петра и Февронии? (Оба супруга, не мысля возможности пережить друг друга, умирают в один и тот же день и час и не разлучаются даже после смерти, наперекор тем, кто пытался их разлучить).

— А каково, по вашему мнению, отношение автора к $Петру и Февронии? ( Писатель воспел мудрость простой крестьянки, князя, их верность, любовь, благородство, преданность).

-В чем основная ценность книги? Какие жи$зненные ценности утверждаются в ней? Каковы заветы литературы Древней Руси?

-Эта повесть – гимн вере, любви, верности.

— Любовь к людям, мужество, смирение, семейные ценности, верность, религиозность.

$-Торжество веры, мудрости, разума, добра и любви- основная идея повести.

Сочинение-миниатюра «Как меня изменила «Повесть о Петре и Февронии Муромских»?(2-3 предложения)

Слово учителя. Читая древнерусскую литературу, мы познаем себя, свою душу, делаем жизнь свою более наполненной, познаем свой смысл в ней.

Чтение отрывков из сочинений-миниатюр.

Подведем итоги уро$ка.

— Чем запомнился вам сегодняшний урок?

— Чем обогатила вас история Петра и Февронии?

— О каких вечных темах мы говорили сегодня?

— Нравственные заветы Древней Руси. Нужны ли они сегодня?

$

Домашнее задание. Письменно ответить на вопрос: «Какие семейные ценности актуальны в наше время?»

$

Список использованной литературы

1. Меркин Г.С. Литература 7 кл ч 1.М.: «Русское слово», 2012г


Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  1. Осетров Е.И. Аз – свет миру: повесть в новеллах о Руси из устной, письменной и печатной.М,1989.

$ 2. Рассказы о Древней Руси. М., 1992.

3. Ужанков А.Н. Повесть о Петре и Февронии Муромских(Герменевтический опыт медленного чтения) //http www.pravoslavie.ru/put/1782.htm

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Образ и характеристика Февронии Муромской из повести о Петре и Февронии

В XVI веке самым распространенным литературном жанром было житие. «Повесть о Петре и Февронии муромских» — это произведение, написанное в этом жанре. Эта гениальная повесть выходит за рамки своего жанра, повествуя не только о жизни отдельной личности, но и о совместной судьбе двоих людей. В нем есть как религиозные, так и фольклорные мотивы.

Феврония — главная героиня рассказа. Это простая крестьянская девушка, живущая в деревне Ласково, недалеко от современной Рязани. Ее отличала душевная доброта и чувство справедливости. Также Феврония обладала волшебным даром — она могла излечить любую болезнь своими силами. Именно про этот талант и был наслышан князь Петр, который приехал к Февронии на лечение.

Девушка проявляла ум также в разгадке загадок и заданий, которые ей давала судьба.

Девушка была не такой уж и простой. Еще одним ее отличительным качеством была мудрость. Феврония была мудра не по годам. Она сказала князю, что вылечится он только тогда, когда женится на Февронии. Если такого не произойдет, то все лечение будет напрасно. В конце концов князю пришлось сдаться и поддаться чарам Февронии. Таким образом, девушка стала супругой князя. Такая благодарность была положена ей за ее доброту и прекрасные поступки, которые она совершила. Эти черты заимствованы автором из фольклора, где идеал женщины — это смекалистая и мудрая девушка.

Однако, не всем пришлось по вкусу новое положение простой крестьянки. Приближенные круги постоянно осуждали девушку, придумывали про нее всякие сплетни. Феврония мужественно переносила все нападки окружающих. Она не обращала внимания на мнение общества. Феврония волновало лишь собственное мнение и позиция близких людей. Она слушала свое сердце.

Есть в образе Февронии и религиозные черты. Это прежде всего ее смирение и послушание. Будучи женой князя Петра, Феврония тщательно слушалась мужа и была в его власти. Она не ссорилась с ним, не спорила. Феврония смирилась с его решениями.

Также религиозной чертой является способность сильно любить. Феврония очень сильно любила своего мужа, была ему предана, однако, ее любовь была тихой, внутренней. Отличительная характеристика девушки — сдержанность. Внешне она не была яркой, заметной. Феврония сдерживала свои эмоции, но это не мешало ей любить мужа очень сильно. Именно такой и должна быть любовь с точки зрения религии — спокойной и крепкой.

2 вариант

В XVI столетии был очень популярен писательский стиль — описание жизненного уклада людей. «Повесть о Петре и Февронии муромских» — это литературная работа, созданная в этом стиле. Эта талантливое повествующие произведение не ограничивается собственным стилем, рассказывает не просто о действительности отдельно взятого человека, но и о совместной жизни двух людей. В нем существуют как религиозные, так и народные темы.

Феврония — основное действующее лицо истории. Это обыкновенная деревенская молодая особа, проживающая в небольшом крестьянском поселении Ласково, неподалеку от нынешней Рязани. Ее выделяла теплое добродушие и любовь к честности. Еще Феврония владела сказочным талантом — она могла вылечить всякий недуг собственными возможностями. Как раз относительно этой способности, про нее услышал правитель Петр, который прибыл к Февронии на излечение.

Молодая особа также показывала интеллект в решении тайн и испытаний, которые ей давала жизнь. Дева была особенной и не обыкновенной. Еще одной ее характерной особенностью была сообразительность. Феврония была умна не по возрасту. Она ответила князю, что он станет здоровым если возьмет в жены Февронию. Ежели подобного не будет, то все лечение будет бессмысленно. В конечном итоге правителю пришлось уступить и сдаться чарам Февронии. Следовательно, дева оказалась женой Петра. Подобная признательность была ей предоставлена за человечность и красивые деяния, которые она сделала. Эти особенности взяты писателем из народного творчества, где эталон женщины — это сообразительная и умная девушка.

Но в то же время, не всем понравилась новая жизнь обыкновенной селянки. Подданные всегда упрекали деву, сочиняли относительно нее любые слухи. Феврония стойко выдерживала все придирки находящихся рядом людей. Она никак не реагировала на суждения окружающих. Февронию обращала внимание только на свою точку зрения и на отношения своих близких и друзей. Она прислушивалась к своему сердцу.

Существуют в лице Февронии и набожные качества. Это по большей части ее терпение и повиновение. Являясь супругой правителя Петра, Феврония добросовестно угождала супругу и полностью была в его руках. Она не препиралась с ним, не возражала. Феврония подчинилась его поступками и действиям.

Еще набожным качеством оказывается ее талант крепко любить. Феврония очень любила собственного супруга, была ему верна, но в то же время, ее любовные чувства были глубокими и закрытыми. Характерная особенность девицы — спокойствие. По внешнему виду она не была видной, приметной. Феврония не показывала собственных переживаний, однако это не могло помешать ей любить супруга. Как раз подобными и должны быть любовные чувства — тихими и прочными.

Характеристика 3

Повесть о Петре и Февронии появилась примерно в шестнадцатом веке. Тогда было принято писать о житие народа и древних приданиях. Ее автором был священник Ермолай. Кажется, что история не является правдоподобной, но именно она стала основой для писания Муромских святых.

Повесть начинается с правления князя Павла, а затем переходит к брату Петру и его жене Февронье. Благодаря ярким, лаконичным образам и присутствующим в повести диалогам ощущается перенос в те давние времена.

В основу сюжета легла любовь князя Петра и деревенской девушки Февроньи, которая проживала в Рязанской Губернии. Девушка обладала особым даром и могла исцелить любой недуг. Именно за этим и приехал князь в деревню Ласкава. После сражения со змеем, его одолела странная болезнь, которая никак не поддавалась лечению. Февронья стала его последней надеждой, но у нее было одно условие: чтобы окончательно излечиться, князь Петр должен был на ней жениться.

Несмотря на свой юный возраст, девушка была очень умной и хитрой. Благодаря своей сообразительности, она приблизилась к князю, излечила его, а он не смог отказать ей. В благодарность Петр сделал Февронью своей женой. В дальнейшем их любовь и взаимопонимание стали образцом для многих.

Но их отношения тоже прошли через испытания. Не все знатные люди приняли то, что простая деревенская девушка стоит у власти. Против нее было много упреков и злых сплетен. Но для Февроньи все эти придирки ничего не значили. Она стойко выдержала все нападки, придерживаясь только своего мнения и слушая свое сердце.

Девушка стала идеалом супруги благодаря терпению и беспрекословному повиновению своему мужу. Она всячески угождала ему и полностью была предоставлена его воле. Супруги никогда не ругались и не спорили. Девушка верила в поступки и действия своего мужа.

Еще одно набожное качество девушки – крепко любить. Ее любовные чувства были крепкими и глубокими. Она всегда хранила верность своему мужу.

Февронья не была броской, видной и приметной. Ее главным качеством было спокойствие. Хотя она сильно переживала за супруга, это не помешало ей любить его. Их брак является идеалом супружеских отношений, которые должны быть спокойными и прочными.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ и характеристика Февронии Муромской из повести о Петре и Февронии

Образ и характеристика Февронии Муромской из повести о Петре и Февронии

Популярные сегодня темы

  • Анализ повести Поездка в прошлое Абрамова

    Повесть Поездка в прошлое Абрамова не была опубликована при жизни писателя, это произошло только спустя 15 лет. Книга интересна тем, что конфликт, который развивается в ней, мог произойти только в социальной

  • План рассказа Жизнь и воротник Тэффи

    Оля Розова – главная героиня, честная и преданная женщина, живет в окружении таких же честных людей на протяжении трех лет. Но, когда она пришла за покупками в Гостиный двор

  • Сочинение по картине Васнецова Единородный Сын Слово Божие (описание)

    Васнецов нередко в собственном творчестве использовал религиозные сюжеты, он был не только художником, но и весьма вдумчивым исследователем

  • Анализ рассказа Буранный полустанок Айтматова

    Произведение знаменитого киргизского писателя Чингиза Айтматова с названием, взятым из стихотворения Пастернака «Единственные дни» (И дольше века длится день), является дебютным

  • Характеристика и образ Сони Ростовой в романе Толстого Война и мир сочинение

    Образ Сони Ростовой как будто отделен от женских образов романа Л.Н.Толстого «Война и мир». Она – племянница графа, которая растет в его доме.

  • Рассказ от третьего лица пример
  • Рассказ от лица монаха история 6 класс
  • Рассказ от третьего лица это как
  • Рассказ от первого лица ремесленника
  • Рассказ от лица египтянина аллея сфинксов