§ 10. Феодальное общество
Феодалы и феодализм
Со времени Великого переселения народов в Западной Европе произошли серьёзные изменения. На развалинах Западной Римской империи образовалось множество государств, которые отличались друг от друга, но в то же время имели и общие черты. Одной из таких черт являлось сходство в устройстве общества.
Средневековье было неспокойным временем. Короли часто враждовали друг с другом, вели долгие войны. В этих условиях собирать народное ополчение правителям государств становилось всё труднее. Крестьяне-общинники предпочитали не воевать, а работать на своих участках, поэтому Карлу Мартеллу во Франкском королевстве, Альфреду Великому в Англии и другим правителям пришлось создать постоянное войско. Его основу составила конница, а не пешие воины, как раньше.
Занятие военным делом стало профессией, и чтобы вознаградить конника за его службу, а также возместить расходы на покупку коня и военного снаряжения, короли вынуждены были давать воинам поместья – земли с работавшими на них земледельцами. Впоследствии поместье, данное за военную службу, стало передаваться по наследству и называться феодом, а его владелец – феодалом. Феод передавался по наследству только при условии несения военной службы, поэтому он считался условной собственностью. От слова «феод» произошло понятие «феодализм», означающее весь строй жизни средневекового западноевропейского общества.
Что значит условная собственность на землю?
К концу XI века феодализм господствовал в Западной Европе. В таких странах, как Франция и Италия, переход к нему состоялся раньше, в Англии и Германии – несколько позже.
Зависимые крестьяне
К XI веку большинство мелких землевладельцев Западной Европы потеряли свою хозяйственную самостоятельность, превратившись в зависимых крестьян, выполнявших феодальные повинности. Крестьянам следовало обрабатывать господскую пашню, ремонтировать дороги и мосты, строить амбары феодала, чистить хозяйские пруды, то есть работать на барщине. Другой повинностью был оброк. Зависимость земледельцев была разной: одни работали на феодала всего несколько дней в году, другие трудились несколько дней в неделю.
Самым тяжёлым было положение лично зависимых крестьян, которые без согласия хозяина не могли покинуть поместье, жениться, наследовать имущество. Но даже у них было своё жилище, орудия труда и участок земли. Начиная с XIV века барщина и оброк заменялись выплатой денег, и крестьяне могли получить личную свободу, заплатив выкуп.
Размер оброка, срок барщины, а также обязанности феодала по отношению к крестьянам определялись договором. Если он нарушался, крестьяне могли протестовать и даже поднимали восстания. Но мятежи жестоко подавлялись.
Крестьяне за работой. Средневековая миниатюра
Феодальное поместье
В Западной Европе не было «земли без господина», по словам средневековой поговорки. Владение феодала называлось поместьем. В самом живописном его уголке располагался господский двор, где находились дом, хозяйственные постройки – амбары, скотный двор, конюшня, птичник, а также мельница и церковь. Крестьянское хозяйство состояло из небольшой хижины с подворными постройками, огорода и маленького сада. С разрешения феодала крестьяне совместно пользовались лугами, лесами, пустошами, реками и озёрами. Каждая семья обрабатывала свои пахотные наделы, лежащие чересполосно, то есть вперемежку с участками других крестьян и господской землёй.
Феодальное поместье. Схема
Платя оброк со своего участка и обрабатывая господскую землю на барщине, зависимые крестьяне полностью обеспечивали феодала продуктами питания. Необходимые изделия изготавливали ремесленники, жившие в поместье, – кузнецы, ювелиры, сапожники, плотники. В каждой деревне производилось практически одно и то же, поэтому торговля между поместьями была развита очень слабо. Денег у крестьян почти совсем не было, а феодалы покупали только то, чего не было у них в поместье, – соль, оружие, предметы роскоши. С течением времени феодальное поместье превратилось в маленький замкнутый мирок, где господствовало натуральное хозяйство.
Используя схему и текст параграфа, назовите основные части феодального поместья.
Феодальная раздробленность
Благодаря натуральному хозяйству феодалы были почти полностью независимы в хозяйственном отношении. Эта независимость подкреплялась их политическими правами.
Так, например, графы и герцоги имели право собирать налоги с подвластной территории, судить население, возглавлять ополчение, вести войну, издавать указы в своём поместье и даже чеканить собственную монету. Не случайно герцогов и графов называли «феодалы в короне». Действительно, их поместья представляли собой маленькие государства, где они были полновластными хозяевами.
Между правителями таких «государств» нередко вспыхивали междоусобные войны. Некоторые феодалы стремились захватить соседние поместья и сделать их владельцев своими подданными. Король зачастую не имел ни сил, ни возможности справиться со своими своенравными слугами.
Сражающиеся воины. Средневековый рисунок
Больше всего от войн между феодалами страдали крестьяне, жившие в поместьях противников. Их дома сжигались, посевы вытаптывались, скот угонялся. Междоусобные войны значительно ослабили центральную власть в странах Западной Европы. Западноевропейские государства распались на части. Начался период феодальной раздробленности. Лишь в XII веке были сделаны первые шаги к образованию единых западноевропейских государств. Стали расти города, оживилась торговля, усилилась королевская власть.
Три сословия
Важной чертой феодализма являлось особое устройство общества. В Средние века считалось, что общество делится на три больших сословия: «молящихся», «воюющих» и «работающих». К «молящимся» относили христианских священников и монахов. Их обязанности заключались в том, чтобы молиться о спасении человеческих душ и помогать людям искупить грехи. «Воюющие» – король и феодалы должны были наказывать тех, кто не следует христианскому учению или не принимает христианской веры, а также защищать «молящихся» и «работающих» от врагов. «Работающие» (крестьяне, а впоследствии и горожане) были обязаны кормить «молящихся» и «воюющих».
Столкновение отрядов феодалов. Средневековая миниатюра
Такое представление об устройстве общества было очень прочным и сохранялось на протяжении всей эпохи Средневековья. Считалось, что людей на сословия поделил сам Господь Бог, и существование каждого из них необходимо для нормальной жизни всего общества. Средневековые мыслители порой сравнивали общество с человеческим телом, где крестьяне – это ноги, прочно стоящие на земле, воины-феодалы – руки, крепко держащие меч, священники и монахи – грудь, хранилище души, а король – мудрая голова, управляющая всем телом.
Почему деление общества на сословия сохранялось на протяжении многих веков?
Подведём итоги
К XI веку в большинстве стран Западной Европы утвердился феодализм, главным признаком которого является условная собственность на землю. Поскольку земля – основа хозяйственной жизни в Средние века – принадлежала феодалам, всё общество называется феодальным.
Феодальные повинности – обязанности зависимых крестьян, выполняемые за право пользования земельным участком, принадлежавшим феодалу, а также за защиту от врагов и судебные решения споров между крестьянами.
Барщина – принудительная работа зависимых крестьян в хозяйстве феодала.
Оброк – платёж зависимых крестьян феодалу продуктами или деньгами.
Натуральное хозяйство – хозяйство, в котором продукты и вещи производятся не для продажи, а для собственного потребления.
Политика – деятельность, связанная с осуществлением власти и государственным управлением.
Сословие – группа людей, имеющих закреплённые законом права и обязанности, передаваемые по наследству.
«Дом Божий, единым почитаемый, разделён на три части: одни молятся, другие сражаются, третьи работают».
Христианский писатель Адальберон Ланский
Вопросы
1. Что такое феод? Как он связан с военной службой? Почему короли давали феод во временное пользование, а не навсегда?
2. Каковы были пути превращения свободных крестьян в зависимых?
3. Чем положение свободных крестьян отличалось от положения зависимых?
4. Что такое натуральное хозяйство?
5. Какие причины привели к феодальной раздробленности в Западной Европе?
6. Что такое сословие? Какие сословия существовали в средневековом обществе?
Задание*
В документе XIII века рассказывалось о том, что зависимые крестьяне к церковным праздникам выполняли следующие обязанности: косили траву на лугах феодала и везли сено на хозяйский двор, отдавали одного или двух поросят и несколько кур, чистили мельничные канавы, приносили лепёшку и вино к столу феодала, жали хлеб на поле феодала и отвозили его в хозяйские амбары, привозили в поместье феодала несколько снопов пшеницы со своего участка, сдавали ячмень для пива. Определите, какие из вышеназванных повинностей составляли барщину, а какие – оброк.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читайте также
Феодальное сопротивление
Феодальное сопротивление
Мифы и реалии опричнины
Могла ли революция не вызвать контрреволюции, или по крайней мере серьезного противодействия тех, кто терял привилегии, власть, имущества? Английская и французская антифеодальные революции вызвали отчаянное
§ 10. Феодальное общество
§ 10. Феодальное общество
Феодалы и феодализмСо времени Великого переселения народов в Западной Европе произошли серьёзные изменения. На развалинах Западной Римской империи образовалось множество государств, которые отличались друг от друга, но в то же время имели и
§ 4. Феодальное землевладение и хозяйство
§ 4. Феодальное землевладение и хозяйство
Правительство первого Романова не только восприняло от своих предшественников, но и значительно усилило двщэянский характер налоговой политики.В условиях хозяйственного запустения правительство, стремясь поддержать
Феодальное королевство
Феодальное королевство
Каким они видели его? Каким видел свое королевство, например, Роберт Благочестивый, который правил «Королевством франков, аквитанцев и бургундцев» до того, как оно стало именоваться просто Францией?В первую очередь он видел в этом королевстве
Феодальное общество и его кризисы
Феодальное общество и его кризисы
/85/ Центральноевропейское общество средних веков и раннего нового времени – так же как и общество всей остальной Европы – было глубоко аграрным по своему характеру. Подавляющую часть населения составляли крестьяне. Высшие слои – знать
Глава 11. Феодальное право стран Западной Европы
Глава 11. Феодальное право стран Западной Европы
§ 1. Салическая правдаФормирование государственности у франкских племен сопровождалось созданием права. Это осуществлялось с помощью записи древнегерманских обычаев. Так появились «варварские правды»: Салическая,
Феодальное распыление Европы.
Феодальное распыление Европы.
Западная империя окончательно распалась на ряд самостоятельных государств — Францию, Германию, Италию и Бургундию, или Арелат. Но это были государства лишь по имени. В IX—XI веках на всей территории Западной Европы господствует политическая
§ 2. Феодальное государство в период территориальной раздробленности
§ 2. Феодальное государство в период территориальной раздробленности
Изменения в сословной структуре. В XIII–XIV вв. Германия окончательно распадается на множество княжеств, графств, бароний и рыцарских владений, экономически и политически разобщенных
18. ФЕОДАЛЬНОЕ ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЕ ПО СОБОРНОМУ УЛОЖЕНИЮ 1649 г
18. ФЕОДАЛЬНОЕ ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЕ ПО СОБОРНОМУ УЛОЖЕНИЮ 1649 г
Основными видами феодального землевладения в России в XVII в. были вотчина и поместье.Вотчина – безусловное наследственное землевладение (княжеское, боярское, монастырское). Вотчины фактически были в свободном
1.2.7. Пятое значение слова «общество» — общество вообще определенного типа (тип общества, или особенное общество)
1.2.7. Пятое значение слова «общество» — общество вообще определенного типа (тип общества, или особенное общество)
Социоисторических организмов существовало и существует огромное количество. Разобраться в этом множестве невозможно без классификации социоисторических
2. Феодальное землевладение. Бояре и служилые люди
2. Феодальное землевладение. Бояре и служилые люди
2.1. Вотчины. С конца XV в. структура землевладения менялась. С одной стороны, мельчала от постоянных семейных разделов боярская вотчина, с другой – происходило сокращение общего фонда боярских земель в результате их
6. Пятое значение слова «общество» — общество вообще определенного типа (тип общества, или особенное общество)
6. Пятое значение слова «общество» — общество вообще определенного типа (тип общества, или особенное общество)
Социоисторических организмов существовало и существует огромное количество. Разобраться в этом множестве невозможно без классификации социоисторических
Ðàññìîòðèì âàðèàíò ðåøåíèÿ çàäàíèÿ èç ó÷åáíèêà Àãèáàëîâà, Äîíñêîé 6 êëàññ, Ïðîñâåùåíèå:
§ 12. Â ðûöàðñêîì çàìêå
Çà÷åì è íà êàêèõ óñëîâèÿõ ôðàíêñêèé ìàéîðäîì Êàðë Ìàðòåëë ðàçäàâàë çåìëþ ñâîèì âîèíàì?
Êàðë Ìàðòåëë ðàçäàâàë çåìëþ âîèíàì çà íåñåíèå ñëóæáû. Îí äåëàë ýòî äëÿ óêðåïëåíèÿ ëè÷íîé âëàñòè è ñîçäàíèÿ åäèíîé àðìèè.
Êàêèå îòíîøåíèÿ ñâÿçûâàëè ñåíüîðà è âàññàëà?
Âàññàë äîëæåí áûë ñðàæàòüñÿ çà ñâîåãî ñåíüîðà è áûòü åìó âåðåí. Çà ýòî ñåíüîð æàëîâàë åìó çåìëþ. Èõ ñâÿçûâàëà êëÿòâà âåðíîñòè.
×åì âîîðóæåíèå è äîñïåõè ðûöàðåé íà ðèñóíêå îòëè÷àþòñÿ îò èçîáðàæ¸ííûõ íà ñ. 9697?
Äà äàííîé èëëþñòðàöèè ðûöàðü îäåò ëåã÷å: îí íîñèò êîëü÷óãó, à íà äðóãèõ èëëþñòðàöèÿõ — ëàòû.
Êàêèìè ñïîñîáàìè ñðåäíåâåêîâûå ñòðîèòåëè äåëàëè çàìêè íåïðèñòóïíûìè?
Ñðåäíåâåêîâûå çàìêè çàùèùàëè ñ ïîìîùüþ ðâà, õîëìà, ñòåí, òÿæåëûõ âîðîòà.
Îïèøèòå ýïèçîä, çàïå÷àòë¸ííûé íà ðèñóíêå, îò èìåíè îäíîãî èç èçîáðàæ¸ííûõ ïåðñîíàæåé (ó÷àñòíèêà áîÿ, äàìû, íàáëþäàòåëåé-ìóæ÷èí).
ß íàáëþäàëà çà áîåì ðûöàðåé. Ýòî áûëî î÷åíü èíòåðåñíîå çðåëèùå. Îäèí ðûöàðü áûñòðî íà êîíå ñêàêàë íà äðóãîãî è ñ ëåãêîñòüþ ïîâàëèë åãî. Òîò áûë ïîáåæä¸í. Çðèòåëè ëèêîâàëè.
1. Êàêîé, ñóäÿ ïî ýòèì íàñòàâëåíèÿì, äîëæíà áûëà áûòü èäåàëüíàÿ çíàòíàÿ äàìà — õîçÿéêà ñðåäíåâåêîâîãî çàìêà?
Èäåàëüíàÿ äàìà äîëæíà ñëåäèòü çà ñîáîé çà ñòîëîì, ìàëî ñìåÿòüñÿ, àêêóðàòíî è íåìíîãî êóøàòü, âûòèðàòü ãóáû, êîãäà ïüåò, áûòü îïðÿòíîé.
2. Êàê âû ñ÷èòàåòå, ìîãóò ëè ýòè íàñòàâëåíèÿ áûòü ïîëåçíû è â íàøè äíè?
ß äóìàþ, ÷àñòü èç ýòèõ íàñòàâëåíèé ìîæåò áûòü ïîëåçíà. Ýòî êàñàåòñÿ îïðÿòíîñòè è àêêóðàòíîñòè.
1. Èñïîëüçóÿ òåêñò è èëëþñòðàöèè, îïèøèòå ñíàðÿæåíèå ðûöàðÿ, çàìîê è åãî îñàäó.
Ñíà÷àëà çàìêè ñòðîèëè èç äåðåâà, ïîçäíåå èç êàìíÿ. Ìîùíûå ñòåíû ñ çóá÷àòûìè áàøíÿìè ñëóæèëè íàä¸æíîé çàùèòîé. Çàìîê ÷àñòî âîçâîäèëè íà õîëìå èëè âûñîêîé ñêàëå, îêðóæàëè øèðîêèì ðâîì ñ âîäîé. Èíîãäà åãî ñòðîèëè íà îñòðîâå ïîñðåäè ðåêè èëè îçåðà. ×åðåç ðîâ èëè ïðîòîêó ïåðåêèäûâàëè ïîäú¸ìíûé ìîñò. Îêðåñòíîñòè îáîçðåâàëà ñòðàæà è, çàìåòèâ â îòäàëåíèè âðàãà, òðóáèëà ñèãíàë òðåâîãè. Òîãäà âîèíû ñïåøèëè çàíÿòü ñâîè ìåñòà íà ñòåíàõ è â áàøíÿõ.
Âðàãè äîëæíû áûëè çàñûïàòü ðîâ, íà îòêðûòîì ïðîñòðàíñòâå ïðåîäîëåòü õîëì, ïîäîéòè ê ñòåíàì, âçîáðàòüñÿ íà íèõ ïî øòóðìîâûì ëåñòíèöàì èëè ðàçáèòü òàðàíîì äóáîâûå, îêîâàííûå æåëåçîì âîðîòà.
Ðûöàðü áûë âîîðóæ¸í áîëüøèì ìå÷îì è äëèííûì êîïü¸ì; îí ïîëüçîâàëñÿ òàêæå áîåâûì òîïîðîì è ïàëèöåé. Òåëî ðûöàðÿ çàùèùàëà êîëü÷óãà. Ïîçäíåå êîëü÷óãó ñìåíèëè ëàòû äîñïåõè èç ñòàëüíûõ ïëàñòèí. Íà ãîëîâó ðûöàðü íàäåâàë øëåì, à â ìèíóòó îïàñíîñòè îïóñêàë íà ëèöî çàáðàëî ìåòàëëè÷åñêóþ ïëàñòèíêó ñ ïðîðåçÿìè äëÿ ãëàç.
2. Îáúÿñíèòå, ïî÷åìó âîåííîå äåëî áûëî â Ñðåäíèå âåêà îñíîâíûì çàíÿòèåì ôåîäàëîâ.
Ôåîäàëû èñòîðè÷åñêè ïðèíàäëåæàëè âîèíñêîìó ñîñëîâèþ è ñîñòîÿëè â êîðîëåâñêîé àðìèè. Êðîìå òîãî, îíè äîëæíû áûëè óìåòü çàùèòèòü ñâîé çàìîê.
3. Êàê âîñïèòûâàëè è ÷åìó ó÷èëè áóäóùåãî ðûöàðÿ?
 äåòñòâå ê áóäóùèì ðûöàðÿì ïðèãëàøàëè ó÷èòåëåé, êîòîðûå îáó÷àëè èõ ïåíèþ, òàíöàì, óìåíèþ îäåâàòüñÿ, ïîâåäåíèþ â îáùåñòâå, íî íå âñåãäà ÷òåíèþ, ïèñüìó, àðèôìåòèêå. Íåðåäêî ñ ñåìè ëåò ìàëü÷èê ñûí ðûöàðÿ ïîêèäàë îòöîâñêèé çàìîê è ñëóæèë ïàæîì ïðè äâîðå çíàòíîãî ôåîäàëà.  15 ëåò þíîøà ñòàíîâèëñÿ îðóæåíîñöåì ðûöàðÿ. Òîëüêî ïîñëå äëèòåëüíîé ñëóæáû èëè âîèíñêèõ ïîäâèãîâ îòëè÷èâøèõñÿ ïîñâÿùàëè â ðûöàðè.
4. Êàêèå êà÷åñòâà îñîáåííî âûñîêî öåíèëèñü ñðåäè ôåîäàëîâ? Êàêîâî áûëî ïîíèìàíèå ðûöàðñêîé ÷åñòè?
Çíàòíûå ðûöàðè ñ÷èòàëèñü ëþäüìè áëàãîðîäíûìè, ãîðäèëèñü äðåâíîñòüþ ñâîèõ ðîäîâ è çíàìåíèòûìè ïðåäêàìè. Ðûöàðþ ïîëàãàëîñü ïðåçèðàòü ðàñ÷¸òëèâîñòü, áåðåæëèâîñòü, ïðîÿâëÿòü ùåäðîñòü. Äðóãèì âàæíûì êà÷åñòâîì ðûöàðÿ ñ÷èòàëàñü âåðíîñòü ñåíüîðó.  ñêàçàíèÿõ î ðûöàðÿõ âîñïåâàëèñü ñìåëîñòü, óäàëü, ïðåçðåíèå ê ñìåðòè, áëàãîðîäñòâî.  ýòîò âûðàáîòàííûé êîäåêñ (çàêîíû) ðûöàðñêîé ÷åñòè âõîäèëè è äðóãèå îñîáûå ïðàâèëà: ñîâåðøàòü ïîäâèãè, áîðîòüñÿ ñ âðàãàìè õðèñòèàíñêîì âåðû, çàùèùàòü ÷åñòü äàì, à òàêæå ñëàáûõ è îáèæåííûõ, îñîáåííî âäîâ è ñèðîò, áûòü ñïðàâåäëèâûì è ãàëàíòíûì.
5. Íàñêîëüêî îáðàç «èäåàëüíîãî ðûöàðÿ» ñîîòâåòñòâîâàë ðåàëüíîìó îáëèêó è ïîâåäåíèþ ãîñïîä?
Ïðàâèëà ðûöàðñêîé ÷åñòè ïðèìåíÿëèñü îáû÷íî â îòíîøåíèÿõ ìåæäó ãîñïîäàìè. Âñåõ, êîãî ñ÷èòàëè íåáëàãîðîäíûìè, ðûöàðè ïðåçèðàëè, âåëè ñåáÿ ñ íèìè âûñîêîìåðíî è æåñòîêî. Âïðî÷åì, è â îòíîøåíèÿõ ìåæäó áëàãîðîäíûìè ëþäüìè ïðàâèëà ðûöàðñêîé ÷åñòè ñîáëþäàëèñü íå âñåãäà.
1. Ðûöàðñêèé ôåîä öåëèêîì ïåðåäàâàëñÿ ïî íàñëåäñòâó ñòàðøåìó ñûíó ôåîäàëà. Ïî÷åìó åãî íå äåëèëè ìåæäó âñåìè ñûíîâüÿìè?
Òàêîå ðàçäåëåíèå ìîãëî áû ïðèâåñòè ê äðîáëåíèþ ôåîäà, ðàíî èëè ïîçäíî íàäåëû ñòàëè áû î÷åíü ìàëåíüêèìè.
2.  ÷¸ì áûëà ñèëà, à â ÷¸ì — ñëàáîñòü ðûöàðÿ êàê âîèíà íà ïîëå áîÿ?
Ñèëîé ðûöàðÿ áûëà åãî çàùèòà, à ñëàáîñòüþ — ïëîõàÿ ìàíåâðåííîñòü è òÿæåñòü äîñïåõîâ.
3. Êàê õàðàêòåðèçóþò çíàòíûõ ôåîäàëîâ èõ äåâèçû: «Ëó÷øå óìåðåòü, ÷åì îïîçîðèòüñÿ», «Ìîé Áîã è ìî¸ ïðàâî», «Ñëàâà — íàãðàäà çà ñìåëîñòü», «ß íå êîðîëü è íå êíÿçü, ÿ ãðàô äå Êóñè»?
Äàííûå äåâèçû õàðàêòåðèçóþò ôåîäàëîâ êàê âûñîêîìåðíûõ ëþäåé, êîòîðûå öåíÿò ëèøü ñâîå ïîëîæåíèå. Îíè âîëüíû äåëàòü òî, ÷òî âçäóìàåòñÿ.
4. Ïðåäïîëîæèòå, ïî÷åìó èçîáðàæåíèÿ æèâîòíûõ íà ðûöàðñêèõ ãåðáàõ âñåãäà ïîâ¸ðíóòû â ïðàâóþ ñòîðîíó (îíà òàê è íàçûâàëàñü — ãåðàëüäè÷åñêàÿ).
Ïî ïðàâèëàì çàïàäíîåâðîïåéñêîé ãåðàëüäèêè æèâûå ñóùåñòâà (âñàäíèê, çâåðü) äîëæíû áûòü ïîâåðíóòû ìîðäîé (ëèöîì) òîëüêî â ïðàâóþ ãåðàëüäè÷åñêóþ (ëåâóþ äëÿ çðèòåëÿ) ñòîðîíó. Ýòî äðåâíåå ïðàâèëî áûëî óñòàíîâëåíî äëÿ òîãî, ÷òîáû âñàäíèê èëè, íàïðèìåð, ëåâ, èçîáðàæåííûå íà ùèòå ðûöàðÿ, êîòîðûé îí äåðæàë ó ëåâîãî ñâîåãî áîêà, íå êàçàëèñü óáåãàþùèìè îò ïðîòèâíèêà.
Ïîýòîìó âñå ìèíèôèãè äîëæíû äåðæàòü ùèò â ëåâîé ðóêå, åñëè íà í¸ì èçîáðàæåíî æèâîòíîå, ñìîòðÿùåå â ñòîðîíó, à ýòî æèâîòíîå äîëæíî ñìîòðåòü â ïðàâóþ ñòîðîíó.
5. Îáñóäèòå â êëàññå, êàêîå ïîâåäåíèå ìû ñåé÷àñ íàçûâàåì ðûöàðñêèì. Ñëåäóþò ëè ñîâðåìåííûå ìîëîäûå ëþäè è ìóæ÷èíû òàêèì íîðìàì êîäåêñà ðûöàðñêîé ÷åñòè, êàê çàùèòà ñëàáûõ, óâàæåíèå ê æåíùèíå, ãàëàíòíîñòü?
Ñåé÷àñ ðûöàðñêèì ìû íàçûâàåì ãåðîè÷åñêîå ïîâåäåíèå, ñàìîîòâåðæåííîñòü. Íåêîòîðûå ìóæ÷èíû ïðîÿâëÿþò òàêèå êà÷åñòâà, êàê çàùèòà ñëàáûõ, óâàæåíèå ê æåíùèíå, ãàëàíòíîñòü.
6. Ïî÷åìó öåðêîâü çàïðåùàëà ðûöàðñêèå òóðíèðû? Àðãóìåíòèðóéòå ñâîé îòâåò.
Öåðêîâü çàïðåùàëà ðûöàðñêèå òóðíèðû èç-çà èõ ïðîòèâîðå÷èé ðåëèãèè: ðåëèãèÿ ïðåäïèñûâàëà íå óáèâàòü, à íà òóðíèðàõ ðûöàðè óáèâàëè äðóã äðóãà.
7. Ñîñòàâüòå ðàññêàç «Ïðàçäíè÷íûé äåíü ôåîäàëà», âêëþ÷èâ â íåãî îïèñàíèå çàìêà, òóðíèðà (èëè îõîòû), ïèðà â çàìêå.
Ñíà÷àëà çàìêè ñòðîèëè èç äåðåâà, ïîçäíåå èç êàìíÿ. Ìîùíûå ñòåíû ñ çóá÷àòûìè áàøíÿìè ñëóæèëè íàä¸æíîé çàùèòîé. Çàìîê ÷àñòî âîçâîäèëè íà õîëìå èëè âûñîêîé ñêàëå, îêðóæàëè øèðîêèì ðâîì ñ âîäîé. Èíîãäà åãî ñòðîèëè íà îñòðîâå ïîñðåäè ðåêè èëè îçåðà. ×åðåç ðîâ èëè ïðîòîêó ïåðåêèäûâàëè ïîäú¸ìíûé ìîñò. Îêðåñòíîñòè îáîçðåâàëà ñòðàæà è, çàìåòèâ â îòäàëåíèè âðàãà, òðóáèëà ñèãíàë òðåâîãè. Òîãäà âîèíû ñïåøèëè çàíÿòü ñâîè ìåñòà íà ñòåíàõ è â áàøíÿõ.
Âî âðåìÿ îõîòû ìîæíî áûëî ïðîÿâèòü îòâàãó è ëîâêîñòü: áîðüáà ñ ðàçúÿð¸ííûì äèêèì êàáàíîì èëè ìåäâåäåì áûëà ñòîëü æå îïàñíà, êàê ñ âðàæåñêèì âîèíîì, à ïîãîíÿ çà îëåíÿìè òðåíèðîâàëà â âåðõîâîé åçäå ïî ïåðåñå÷¸ííîé ìåñòíîñòè.
Çíàòíûå ãîñïîäà, ñóäüè è äàìû âîññåäàëè íà òðèáóíàõ, à ïðîñòîé ëþä òåñíèëñÿ çà äåðåâÿííûì áàðüåðîì âîêðóã àðåíû. Ñïåöèàëüíûå ãëàøàòàè — ãåðîëüäû — îáúÿâëÿëè èìåíà è äåâèçû ðûöàðåé, âñòóïàâøèõ â áîé. Ó÷àñòíèêè òóðíèðà, îäåòûå â áîåâûå äîñïåõè, ðàçúåçæàëèñü â ïðîòèâîïîëîæíûå êîíöû àðåíû. Ïî çíàêó ñóäüè îíè ì÷àëèñü íà êîíÿõ íàâñòðå÷ó äðóã äðóãó. Òóïûì òóðíèðíûì êîïü¸ì ðûöàðü ñòàðàëñÿ âûáèòü ïðîòèâíèêà èç ñåäëà. Èíîãäà ñîñòÿçàíèå êîí÷àëîñü ñåðü¸çíûìè óâå÷üÿìè è äàæå ãèáåëüþ ó÷àñòíèêîâ. Ïîáåäèòåëü ïîëó÷àë â íàãðàäó êîíÿ è äîñïåõè ïîáåæä¸ííîãî ïðîòèâíèêà. Èçðåäêà ðàçûãðûâàëîñü ñðàæåíèå äâóõ ðûöàðñêèõ îòðÿäîâ, êîòîðûå âûñòðàèâàëèñü öåïÿìè äðóã ïðîòèâ äðóãà.
Îáû÷íî òóðíèð çàâåðøàëè ïèðîì. À òîðæåñòâåííûå ïèðû ïî ñëó÷àþ ïðàçäíèêîâ, ïîáåä, êîðîíàöèé, ñâàäåá è äðóãèõ âàæíûõ äëÿ çíàòè ñîáûòèé âêëþ÷àëè çà÷àñòóþ íå òîëüêî çàñòîëüå è òàíöû, íî è òóðíèðíûå ñîñòÿçàíèÿ, à íåðåäêî è ïîñâÿùåíèÿ â ðûöàðè. Âå÷åðàìè îáèòàòåëè çàìêà è ãîñòè ñîáèðàëèñü â îáùåé çàëå, ãäå ãîðåë îãðîìíûé î÷àã — êàìèí; èãðàëè â êîñòè, øàøêè è øàõìàòû, ïèëè âèíî è ïèâî, ðåøàëè ñâîè ñåìåéíûå äåëà. Íà ïèðàõ âèíî ëèëîñü ðåêîé, ñòîëû ëîìèëèñü ïîä òÿæåñòüþ çàêóñîê. Çâåðèíûå òóøè çàæàðèâàëèñü â î÷àãàõ öåëèêîì, íà îãðîìíûõ âåðòåëàõ. Äàìû è ãîñïîäà òàíöåâàëè, âñåõ âåñåëèëè øóòû è êàðëèêè, ïðèãëàø¸ííûå àðòèñòû è, êîíå÷íî, ïðèäâîðíûå ïîýòû.
Íå ñîâñåì èñòîðè÷åñêè äîñòîâåðíàÿ èñòîðèÿ î òîì, êàê òÿæåëî æèòü â Ñðåäíåâåêîâüå
***
ß ïðîñíóëñÿ îò êðèêà ïåòóõà íà äâîðå ñâîåãî çàìêà. Òåïåðü îñåíü, à â ýòî âðåìÿ ãîäà ÿ âñåãäà ðàíî âñòàþ, ÷òîáû äî îáåäà óñïåòü íà îõîòó. Íåò, êîíå÷íî, ÿ ìîãó óåõàòü äàëåêî â ëåñ è îõîòèòüñÿ òàì öåëûé äåíü. Äà, âñ¸ ýòî ìîæåò áûòü, íî òîëüêî íå ñåãîäíÿ, ïîòîìó ÷òî â ïîëäåíü â ìî¸ì çàìêå ñîñòîèòñÿ ðûöàðñêèé òóðíèð.
Êñòàòè, õî÷ó ñêàçàòü ïàðó ñëîâ î ñåáå è ñâî¸ì çàìêå. Çîâóò ìåíÿ ñåíüîð Æàê, ïî ïðîèñõîæäåíèþ ÿ êîðåííîé ãàëë. Ó ìåíÿ åñòü æåíà, äâîå ìàëåíüêèõ äåòèøåê, à òàêæå ïðåêðàñíûé çàìîê. Äà, îí äåéñòâèòåëüíî ïðîñòî âåëèêîëåïåí. Òîëüêî ïðåäñòàâüòå ñåáå ãîðó, îêðóæ¸ííóþ ëåñîì è ðâîì, à íà âåðøèíå å¸, ñòðîãèé è âåëè÷åñòâåííûé, âîçâûøàåòñÿ ìîé êàìåííûé çàìîê. Îí îêðóæ¸í äâóìÿ ïðåêðàñíî îòòî÷åííûìè, ñèÿþùèìè íà ñîëíöå ñòåíàìè ñ ò¸ìíûìè áîéíèöàìè. Âî âíåøíåé ñòåíå åñòü âîðîòà ñî ñìîòðîâûìè áàøåíêàìè, è ê ñàìèì æå âîðîòàì âåä¸ò ìîñò, êîòîðûé ìîè ñëóãè ïîäíèìàþò ïðè íàïàäåíèè âðàãîâ. À çà ñòåíàìè ðàñïîëîæåí âíóòðåííèé äâîð. ß ðàçäåëèë åãî íà äâå ÷àñòè: ñ îäíîé ñòîðîíû ðàáîòàþò ñëóãè, à ñ äðóãîé ïðîãóëèâàåòñÿ ìîÿ ñóïðóãà ñ ìëàäøèìè äåòüìè. Äà, íî ñåãîäíÿ åé ïðèä¸òñÿ îñòàòüñÿ â ñâîèõ ïîêîÿõ, òàê êàê âî äâîðå âñ¸ è âñå ãîòîâÿòñÿ ê ïðåäñòîÿùåìó ðûöàðñêîìó òóðíèðó.
-Ñåíüîð, Âàøà ëîøàäü ãîòîâà! âîñêëèêíóë ìîé ñëóãà, âáåãàÿ â êîìíàòó. Ïðåðûâàÿ ñâîè ðàçìûøëåíèÿ, ÿ âäðóã âñïîìíèë î ïðåäñòîÿùåé îõîòå, îäåëñÿ è â ñîïðîâîæäåíèè ñëóãè âûøåë âî äâîð.
Òàì äåéñòâèòåëüíî óæå ñòîÿëè ïÿòü âîðîíûõ êîíåé. È òðîå îõîòíèêîâ óæå ñèäåëè â ñ¸äëàõ. ×åòâ¸ðòûé êîíü ïðåäíàçíà÷àëñÿ äëÿ ìîåãî ñëóãè, à ïÿòûé äëÿ ìåíÿ
È âîò, óæå ÷åðåç íåñêîëüêî ìèíóò ìû ì÷àëèñü â ëåñ, îñòàâëÿÿ çàìîê äàëåêî ïîçàäè. Íà ïîâîðîòå ÿ åù¸ ðàç âçãëÿíóë íà ñâîé äîì. Òàì, íà ãîðå, âîçâûøàëèñü ìíîãî÷èñëåííûå ñòðîåíèÿ. ß ñìîã ðàçãëÿäåòü îêíî â ñâîèõ ïîêîÿõ è â êîìíàòå æåíû. Íàäî âñåìè ïîñòðîéêàìè âîçâûøàëñÿ äîíæîí. Ñ ýòîé ñàìîé âûñîêîé áàøíè ìîè ñëóãè êàæäûé äåíü îñìàòðèâàëè îêðåñòíîñòè, ÷òîáû âîâðåìÿ çàìåòèòü ïðèáëèæåíèå âðàãà.
Íî âîò ñëóãà çàòðóáèë â ðîæîê, ìû âúåõàëè â ëåñ, è îõîòà íà÷àëàñü. Ñ íàìè áûëà ñâîðà èç äåñÿòè îõîòíè÷üèõ ñîáàê. Îêîëî ïîëó÷àñà ïðîøëî â òîìèòåëüíîì îæèäàíèè, è, íàêîíåö, ñâîðà çàëèëàñü ïðîíçèòåëüíûì ëàåì. À çàòåì âñå ñîáàêè êèíóëèñü â ÷àùó, ÿ çà íèìè, ñëóãè çà ìíîé. Ìèíóòû ïðîëåòåëè â áåøåíîé ñêà÷êå, êòî-òî ñâèñòíóë, è ìèìî ìåíÿ ïðîëåòåëà ñòðåëà è âîíçèëàñü â êàáàíà. Òóò-òî è íà÷àëîñü âñ¸ ñàìîå èíòåðåñíîå. Ñîáàêè ñòðàøíî çàâûëè, ñëóãè çàóëþëþêàëè, è ìû âñå âìåñòå íàáðîñèëèñü íà êàáàíà. Áåäíûé çâåðü áûë ïîëóì¸ðòâûé, è ìû ëåãêî äîáèëè åãî êîïüÿìè
À çàòåì äîâîëüíûå è ñ äîáû÷åé îòïðàâèëèñü â çàìîê.
Áûëî îäèííàäöàòü ÷àñîâ, êîãäà ìû âúåõàëè íà âíóòðåííèé äâîð. È òóò æå ìû ñïåøèëèñü, òàê êàê ïðîåõàòü òàì áûëî óæå ñîâåðøåííî íåâîçìîæíî. Êîíå÷íî, ìåíÿ êàê ãîñïîäèíà ïðîïóñòèëè, è âñå ïîñòîðîíèëèñü. Íî ìåñòà âñ¸-òàêè áûëî ìàëî, è èçâåñòíî ïî÷åìó. À äåëî â òîì, ÷òî ÷åðåç ÷àñ òóðíèð. Óæå ïîäãîòîâèëè àðåíó, è âñå îáèòàòåëè çàìêà âûøëè ñþäà, ÷òîáû âñòðåòèòü ãîñòåé, êîòîðûå ìåæäó òåì óæå ïîäúåçæàëè. Òóò òîëüêî ÿ è çàìåòèë, ÷òî ìî¸ îõîòíè÷üå ïëàòüå â ïûëè. Òàêæå ïðèïîìíèë ÿ, ÷òî ñî â÷åðàøíåãî âå÷åðà íè÷åãî íå åë, è óæå õîòåë áûëî ïåðåêóñèòü, íî òóò ìåíÿ íàñòèãëà æåíà. «×òî æå òû äåëàåøü? Ê òåáå ãîñòè ïðèåõàëè, è ñåíüîð Ìàðñåëü óæå æä¸ò íà÷àëà ïîåäèíêà. Äà ÷òî òû ñåáå ïîçâîëÿåøü, íà òåáÿ æå äåòè ñìîòðÿò!» — äîëãî êðè÷àëà îíà íå÷òî òàêîå, èëè ÷òî-òî ïîäîáíîå, íî ÿ, íå ñëóøàÿ, ïîáåæàë â ïîêîè. Òàì óæå áûëè ïðèãîòîâëåíû ìîè äîñïåõè, øëåì ñ çàáðàëîì, ùèò, êîðîòêèé ìå÷ è êîïü¸. Ìåíÿ îáëà÷èëè è ÿ, áðÿöàÿ äîñïåõàìè, ïîñïåøèë âî äâîð. Âñå çðèòåëè çàíÿëè ñâîè ìåñòà, ÿ çàìåòèë æåíó, äåòåé è ñåíüîðà Ìàðñåëÿ, âîññåäàâøåãî íà êîíå. Êîãäà æå âñå ãîñòè óñïåëè ðàññåñòüñÿ ïî ñâîèì ìåñòàì
-Ñåíüîð, Âàø êîíü, ñàäèòåñü, ïîæàëóéñòà, ìû Âàñ æä¸ì.
-Äà ÷òî æå ýòî òàêîå
— ïîäóìàë ÿ è âñêî÷èë â ñåäëî.
Íà÷àëñÿ ïîåäèíîê. Ñåíüîð Ìàðñåëü áûë ñèëüíûé è çðåëûé âîèí, íî ÿ ïðåâîñõîäèë åãî ëîâêîñòüþ è áûñòðîòîé. иâ òîëïû ñìåøàëñÿ ñî ñâèñòîì âåòðà â óøàõ. Óäàð êîïüÿ, è ìîé ïðîòèâíèê íà çåìëå. ß òîæå ñîñêî÷èë ñ êîíÿ, âûõâàòèë ìå÷, è ïðåæäå, ÷åì îí îïîìíèëñÿ, ïðèñòàâèë ìå÷ ê åãî ãîðëó è ïðîãîâîðèë: «Ñäàâàéòåñü». Òîëïà çàñâèñòåëà è çàøóìåëà, ýòî çíà÷èëî, ÷òî ÿ ïîáåäèë. Äâà äðóãèõ ñîïåðíèêà óæå áûëè ãîòîâû, è êîãäà ìû ñ Ìàðñåëåì ïîêèíóëè àðåíó, îíè íàîáîðîò çàøëè.
Òóò ÿ óæ äóìàë, ÷òî ñìîãó ïîåñòü, è, ïåðåîäåâàÿñü â ïðàçäíè÷íîå ïëàòüå, ðàçìûøëÿë î æàðåíûõ óòêàõ. Íî òóò, êàê èç-ïîä çåìëè âîçíèêëà ìîÿ æåíà è òîðæåñòâåííî îáúÿâèëà ìíå, ÷òî å¸ ïîäðóãàì íàñêó÷èë æåñòîêèé áîé è îíè æåëàþò ðàçâëå÷ü ñåáÿ áåñåäîþ ñ óìíûì ÷åëîâåêîì, à òî åñòü ñî ìíîé. È òàê, êàê âû óæå, íàâåðíîå, äîãàäàëèñü, âìåñòî òîãî, ÷òîáû ïðîâåñòè ïîñëåäóþùèå ÷åòûðå ÷àñà â íàáëþäåíèÿõ çà ðûöàðñêèì òóðíèðîì, ÿ äîëæåí áûë ðàçâëåêàòü ãîñïîæó Æàíåòòó, ãîñïîæó Ìàðè è õóäîùàâóþ ãîñïîæó Ëóèçó.
È âîò, íàêîíåö, ïðîáèëî ïÿòü ÷àñîâ. Ñ ðàäîñòüþ óñëûøàë ÿ ñëîâà æåíû ìîåé î òîì, ÷òî îíà, êàê õîçÿéêà ýòîãî çàìêà, ïðîñèò ãîñòåé ïðîéòè â ãëàâíûé çàë, ãäå è ñîâåðøèòñÿ ïèð. Ãîñòè, ïî âñåé âèäèìîñòè, òîæå äóìàëè î æàðåíûõ óòî÷êàõ, è ïîòîìó âñå ïîâàëèëè â çàìîê.
È âîò íà÷àëñÿ ïèð. Ñíà÷àëà ÿ ïðîèçí¸ñ íåñêîëüêî ñëîâ, äàáû óäåëèòü âíèìàíèå äîðîãèì ãîñòÿì. Çàòåì ÿ ñåë â êðåñëî è îãëÿäåë ñòîë. ×åãî òàì òîëüêî íå áûëî: è ñóï èç ðàçíûõ ñîðòîâ ðûáû, è áîáû, òóø¸íûå ñ êóñêàìè ãîâÿäèíû, è êàïóñòà, îáëîæåííàÿ ñâåðõó âàð¸íûìè ñâèíûìè íîæêàìè, è ïàøòåò èç ãóñèíîé ïå÷¸íêè, íó è, íàêîíåö, ìîðå ïèâà è âèíà. À ãëàâíîå âñ¸ ýòî ìîæíî áûëî åñòü, è íèêòî òîìó íå ïðåïÿòñòâîâàë.
Îäíàêî è òóò ìíå íå áûëî ïîêîÿ, òàê êàê óæå ïîñëå çàõîäà ñîëíöà ãåðöîã Àíæóéñêèé íàñòîëüêî îïüÿíåë, ÷òî ñíà÷àëà ïëÿñàë êàê óìàëèø¸ííûé, ïîòîì çàñòàâëÿë ìåíÿ ïèòü ñ íèì íà áðóäåðøàôò, à â êîíå÷íîì èòîãå è âîâñå ãäå-òî çàñíóë.
Íàêîíåö, îêîëî ïîëîâèíû âòîðîãî íî÷è, ïðèñëóãà ñìîãëà, íàêîíåö, ñîáðàòü çàõìåëåâøèõ ãîñòåé è ðàñòàùèòü èõ ïî êîìíàòàì. Áèëî äâà ÷àñà, êîãäà ÿ ïîöåëîâàâ æåíó è îäåâ íî÷íîå ïëàòüå, ë¸ã â ïîñòåëü. Çàòåì ÿ ïîïûòàëñÿ ïðèâåñòè â ïîðÿäîê ìûñëè, íî òàê è íå ñìîã, ïîòîìó ÷òî çàñíóë
È òàê ÿ ñïàë è íàáèðàëñÿ ñèë äëÿ çàâòðàøíåãî, òàêîãî æå âåñ¸ëîãî è íàñûùåííîãî, êàê è ýòîò, äíÿ.
Феодализм пришел в Россию с Западной Европы в XVI веке. Он представлял собой классовое разделение, в основе которого лежала условная частная собственность на землю и поземельная зависимость крестьян от господствующего класса.
Каждый феодал подчинялся своему сеньору, за которого он нес военную службу, выступал в суде, управлял советами, выделял средства на его содержание, а так же вносил выкуп в сенат при необходимости.
Рассказ день феодала следует начать с их места проживания. Богатые феодалы строили свои замки на вершине скалы. Издали он казался гнездом крупного хищника. Для охраны вокруг замка вырывали огромный ров, а вокруг строили несколько рядов каменных стен. На вершине были четырехугольные или круглые башни. В замок был единственный вход – подъемный мост на чугунных цепях. Гостей встречали массивные дубовые ворота с железными оковами, а потом кованая решетка.
За первой стеной был хозяйственный двор с множеством мастерских, кузней и мельницей. Второй ряд стен оберегал главную башню, оружейные склады и конюшни.
Жилые комнаты были расположены в главной замковой башне. Первый этаж содержал огромный зал с длинным дубовым столом. Во время пиров на нем стояли целые туши запеченных домашних и диких животных.
На верхние этажи можно было попасть по винтовой лестницы в толще стен. Каждый этаж изолировали от других, а в моменты нападения с верхних этажей лили кипящую смолу на головы противников. Люки закрывали тяжелыми плитами. Что бы попасть на другой этаж, следовало пройти все залы перед единственной лестницей.
Самый верхний этаж содержал хранилище для воды и еды.
В холодную погоду топили печки. Рядом с огнем было жарко, а дальше – очень холодно.
Замки были надежной защитой от воинственных соседей-феодалов и разъяренных крестьян.
Сочинение день феодала 6 класса было бы не полным, если опустить общую характеристику феодала. Он не был образованным, часто даже не умел писать и читать. Это был грубый и невежественный человек. Естественно, что любимыми занятиями такого человека будут пиры и охота. К тому времени Крестовые походы не прекратились, а проявляли свою сноровку на разных видах охоты. Образовывались школы сокольничих. Одни рыцари были галантными и воспитанными, а другие – полная противоположность.
Один день из жизни феодала можно описать следующим образом. Больше половины своего времени он проводил на кухни – обогревальне. В те времена еще не существовали столовые. На кухни всегда горел огонь и было тепло. Запах готовящейся пищи создавал уютную атмосферу. Там было множество народу. В то время не существовало множество отдельных комнат. Вся жизнь происходила на кухни, где делали все.
Напротив очага были установлены два деревянных кресла для сеньора и его супруги. Рядом стояли скамейки для детей и зашедших гостей. Госпожа бдительно следила за работой служанок. Они накрывали столы для уставших арендаторов и работников. Там же обитали домашние животные.
На столы ставили простую пищу: хлеб, мучную похлебку, пшеничная каша, вареное просо. Перед каждым лежала доска для разделки мяса и хлеба. Столовых приборов не было, еду брали грязными руками. Было много постных дней, а мясо ели по праздникам. После строгого Великого поста многие были сильно ослаблены. В то время не было свинины, говядины, кофе и других привычных нам продуктов. Излишеством были пряности, которые были в большом ассортименте на рыночных площадях. Но высокая стоимость пряностей ограничивала их количество на столе.
Когда начинало темнеть, кухню освещал камин и лампы, которые сильно коптили и трещали. Если к копоти добавить запахи животных, пищи, несколько десятка людей, кожаных шкур, сохнущих на огне, то невозможно представить ни одного укромного места для чтения. Читали только пару раз в году, когда лил сильный дождь, а работать было невозможно. Читали старые рыцарские романы. Хозяин вел книгу семейных дел и изучал счета.
Вся сущность феодала была в объезде своих угодий и поохотиться. Иногда посещались ярмарки или время короталось в беседе с крестьянами. В праздничные дни организовывали балы, боролись на ладонях, устраивали демонстративную охоту. Если феодал был рыцарем, то он проводил много времени на тренировках.
Зарождавшийся капитализм поменял жизнь господствующего класса. Развлечения стали более аристократичными: теннис, гольф и т.д.
Уильям проснулся ранним утром с первым криком петуха. Зевнув и потянувшись, он встал на ноги и подошел к окну-бойнице. Распахнул деревянные створки и его глазам открылся привычный вид, окружающий замок. От глубокого земляного рва, наполненного водой и окружающего замок, в безграничную даль простирались дикие леса. Кое-где просматривались посевные поля. Во дворе уже бегали многочисленные слуги. Воины чистили одежды и точили оружие. Из конюшен выводили красавцев коней. Все жители замка готовились к походу во дворец короля.
Уильям был знатным воином и считался слугой короля. Служил он у Карла Великого. Участвовал практически во всех военных походах, но и не забывал о собственном хозяйстве. Его многочисленные владения были не совсем его собственностью: ведь он получил их от короля за верную службу. Так как владения Уильяма назывались феодом, то его самого можно считать самым настоящим феодалом.
Однажды, получив первую землю в дар от короля, Уильям принес ему присягу – клятву верности. О-о-о! Это происходило в торжественной обстановке во дворце короля. Уильям встал на одно колено перед государем и, держа его за руку, произнес священную клятву. В ней он с гордостью перечислил свои обязанности. Затем король поцеловал Уильяма и в знак их нерушимой дружбы подарил очень дорогой подарок. Уильям посмотрел на средний палец правой руки. На нем красовался очень большой перстень с драгоценным камнем.
Вот в этот торжественный день Уильям стал хозяином пожалованных ему земель. За это он всегда хранил верность своему королю. И сегодня он встал очень рано, чтобы вовремя прибыть в замок Карла Великого. Король объявил новый поход на земли саксов.
Так как зачастую феодалам приходилось сражаться, они постоянно упражнялись в фехтовании, верховой езде, борьбе и т. д. После чего они отдыхали на охоте или рыбалке где проявляли свою отвагу и храбрость. Иногда самые знатные феодала могли проводить разнообразные турниры. Вечерами они собирались в общей зале своего замка, там они ужинали, играли и решали разнообразные дела. Иногда к феодалам приезжали гости и они устраивали разнообразные пиры, где обитателей замка и гостей веселили приглашенные артисты. Но в повседневной жизни феодалы были жестоки, скупы и нарушали правила кодекса рыцарской чести. Ну, вот такими были феодалы в повседневной жизни.
Женька
1. Так как зачастую феодалам приходилось сражаться, они постоянно упражнялись в фехтовании, верховой езде, борьбе и т. д. После чего они отдыхали на охоте или рыбалке где проявляли свою отвагу и храбрость. Иногда самые знатные феодала могли проводить разнообразные турниры. Вечерами они собирались в общей зале своего замка, там они ужинали, играли и решали разнообразные дела. Иногда к феодалам приезжали гости и они устраивали разнообразные пиры, где обитателей замка и гостей веселили приглашенные артисты. Но в повседневной жизни феодалы были жестоки, скупы и нарушали правила кодекса рыцарской чести. Ну, вот такими были феодалы в повседневной жизни.
2. Уильям проснулся ранним утром с первым криком петуха. Зевнув и потянувшись, он встал на ноги и подошел к окну-бойнице. Распахнул деревянные створки и его глазам открылся привычный вид, окружающий замок. От глубокого земляного рва, наполненного водой и окружающего замок, в безграничную даль простирались дикие леса. Кое-где просматривались посевные поля. Во дворе уже бегали многочисленные слуги. Воины чистили одежды и точили оружие. Из конюшен выводили красавцев коней. Все жители замка готовились к походу во дворец короля.
Уильям был знатным воином и считался слугой короля. Служил он у Карла Великого. Участвовал практически во всех военных походах, но и не забывал о собственном хозяйстве. Его многочисленные владения были не совсем его собственностью: ведь он получил их от короля за верную службу. Так как владения Уильяма назывались феодом, то его самого можно считать самым настоящим феодалом.
Однажды, получив первую землю в дар от короля, Уильям принес ему присягу – клятву верности. О-о-о! Это происходило в торжественной обстановке во дворце короля. Уильям встал на одно колено перед государем и, держа его за руку, произнес священную клятву. В ней он с гордостью перечислил свои обязанности. Затем король поцеловал Уильяма и в знак их нерушимой дружбы подарил очень дорогой подарок. Уильям посмотрел на средний палец правой руки. На нем красовался очень большой перстень с драгоценным камнем.
Вот в этот торжественный день Уильям стал хозяином пожалованных ему земель. За это он всегда хранил верность своему королю. И сегодня он встал очень рано, чтобы вовремя прибыть в замок Карла Великого. Король объявил новый поход на земли саксов.
Крестьянин был в большой зависимости от господина. В средние века часто случались внешние и внутренние воины, которые разоряли крестьян и уничтожали все полученное нелегким трудом. Часто приходилось просить защиту у сеньора во время побегов и грабежей. Тогда земля переходила феодалу, а крестьянин становился земельно зависимым. Но были и те, которые вообще не имели личных прав.
Рассказ «Один день из жизни крестьянина» следует начать с условий проживания крестьян. Сеньор крестьянина проживал в замке на горе. Обычно его окружал лес, где было достаточно дичи для охоты хозяина. У подножья горы располагались деревни, которыми управлял сеньор.
Деревня состояла из 10-15 домов. С самого утра на улице стоял детский гомон и кудахтанье кур.
Крестьянин проживал в небольшом домике с соломенной или камышовой крышей. Иногда в доме могла быть печь для выпечки хлеба. Дымоходов не было – стены были черные от клубившегося дыма. Окна часто вообще отсутствовали в доме или были очень маленькие. Они не были застеклены, так как стекло было дорогим для крестьянина. Зимой небольшое отверстие в стене затыкали тряпкой. В зимний период скотина могла жить в доме с хозяином. Свечи стоили дорого, поэтому крестьянин мастерил в свободное время при естественных источниках освещения – солнце или луне. Женщины зимой занимались шитьем и пряжей.
День в крестьянской семье начинался очень рано. Нужно было успеть многое. Ведь крестьянин платил не только налоги, но и за пользование печью, мельницей, виноградным прессом и другими приспособлениями, которых не было у него. Некоторые сеньоры могли брать плату натуральными продуктами. Все желающие могли получить свободу после внесения большого выкупа. Однако земля оставалась в собственности феодала. Очень рано пастухи гнали скот на пастбище. Сами хозяева коров и коз шли на работу в поле. Некоторые крестьяне отрабатывали свои повинности у сеньора в определенные дни.
Один день из жизни крестьянина был намного тяжелее и суровее, чем привычная городская жизнь. Даже большой труд не гарантировал высокую урожайность. Иногда погодные условия сводили всю работу к нулю. Дополнительной угрозой могли стать уход хозяина и сыновей на войну, набеги лесных животных, вытаптывание урожая свитой феодала во время охоты, пожар или завистливые соседи, способные напакостить. Земля обрабатывалась плугом, бороной и граблями. Урожайность была низкой – 2-3 объема от посеянного. Собранный урожай не позволял досыта накормить семью: большая часть уходила феодалу, часть сохранялась для посадки в следующем году, а оставшееся оставалось семье. Семья состояла из крестьянина с женой и почти десятком детишек разного возраста.
Еда на столе была очень однообразна и скудна – овощи, лепешки, каши, похлебки. Хлеб часто заканчивался задолго до сбора следующего урожая. Крестьянин экономил на всем. Что бы ни арендовать за высокую цену мельницу у сеньора, он толок зерна в деревянной ступе. Но иногда феодал мог издать указ об обязательном платном использовании только печей, мельниц и кузней хозяина.
В жаркий полдень крестьяне возвращались с поля домой. Женщины загоняют на место скот, кормят свиней и доят коров. Мужчины были одеты в рубахи, шерстяные шляпы, обуты в грубые толстые башмаки. Все они были грязные, потные, бородатые и загорелые от тяжелого труда на земле. К их возращению жены готовили полдник: суп да овощи с кашей. После полдника наступает полная тишина – все отдыхают. Родители спали на одной широкой кровати, а дети – на лавках у стены, покрытых тюфяками с сеном. Все дети были при деле. Старшие сыновья помогали отцу на земле, дочери – матери справляться по хозяйству, а младшие – пасли гусей и смотрели за курами.
Следует хорошо отдохнуть – завтра следует переделать много дел и выплатить налоги феодалу.
Сочинение «Один день из жизни крестьянина» (Отработка барщины)
Сочинение «Один день из жизни крестьянина» (Время жатвы)
Рассказ день феодала следует начать с их места проживания. Богатые феодалы строили свои замки на вершине скалы. Издали он казался гнездом крупного хищника. Для охраны вокруг замка вырывали огромный ров, а вокруг строили несколько рядов каменных стен. На вершине были четырехугольные или круглые башни. В замок был единственный вход – подъемный мост на чугунных цепях. Гостей встречали массивные дубовые ворота с железными оковами, а потом кованая решетка.
За первой стеной был хозяйственный двор с множеством мастерских, кузней и мельницей. Второй ряд стен оберегал главную башню, оружейные склады и конюшни.
Так как зачастую феодалам приходилось сражаться, они постоянно упражнялись в фехтовании, верховой езде, борьбе и т.д. После чего они отдыхали на охоте или рыбалке где проявляли свою отвагу и храбрость. Иногда самые знатные феодала могли проводить разнообразные турниры. Вечерами они собирались в общей зале своего замка, там они ужинали, играли и решали разнообразные дела.Иногда к феодалам приезжали гости и они устраивали разнообразные пиры, где обитателей замка и гостей веселили приглашенные артисты. Но в повседневной жизни феодалы были жестоки, скупы и нарушали правила кодекса рыцарской чести. Ну, вот такими были феодалы в повседневной жизни.
Феодал – крупный землевладелец, который живет в замке и является владельцем окружающих этот замок земель и людей живущих на них. Как бы мог провести свой день сын такого местного царька? Прежде всего он должен проснуться. Молодой феодал потянулся в постели и нехотя выбрался на холодные каменные плиты пола, где-то внизу уже слышался громкий смех и шум передвигаемой посуды, а ноздри щекотал аппетитный запах жареного мяса. Молодой феодал быстро спустился на кухню и не утруждая себя умыванием, зачем смывать спасительную в это морозное утро грязь, вцепился крепкими зубами в огромный окорок, только что крутившийся на вертеле. Немного перекусив, молодой феодал надевает доспехи и идет на внутренний двор, чтобы получить очередную порцию ударов палкой от мастера боя. После нескольких часов усиленных тренировок, молодой феодал опять идет обедать и, залив очередной окорок бутылкой местного вина, отправляется в покои учителя светских манер. Потом идет обучение письму и чтению, потом уроки музыки и танцев. День молодого феодала оказывается расписанным с раннего утра до позднего вечера и только после ужина он, как и положено молодому феодалу находит утешение от своих трудов в объятиях любящей матушки, которая понимает, что молодого феодала баловать нельзя, но не может сдержать проявления обычных материнских чувств. Усталый молодой феодал с трудом заползает в постель и с ужасом думает о завтрашнем дне, когда ему представят молодую феодалку, его невесту из соседнего замка. И хочется молодому феодалу убежать в тень густого леса, где крестьянская молодежь в это время водит хороводы вокруг костров и поет веселые народные песни.