Рассказ от лица египтянина аллея сфинксов

Многие кинопремьеры 2022 года событие долгожданное, поскольку дата выхода отодвигалась из-за пандемии. и хотя киностудии уже составили расписание релизов,

Многие кинопремьеры 2022 года – событие долгожданное, поскольку дата выхода отодвигалась из-за пандемии. И хотя киностудии уже составили расписание релизов, стоит понимать, что показ могут перенести. Фильмы, которые выйдут в 2022-м, – в материале 24СМИ.

«Морбиус»

На 20 января 2022 года анонсирован фантазийный фильм ужасов «Морбиус», который входит во вселенную Marvel.

История кинокомикса расскажет об ученом Майкле Морбиусе, страдающем редким генетическим заболеванием крови. В отчаянии гений приходит к выводу, что спасительное лекарство можно раздобыть из крови летучих мышей. Рискованный эксперимент обернулся неожиданными последствиями. Клетки крови рукокрылых вступили с дефектными клетками Морбиуса и превратили ученого в монстра.

В фильме режиссера Даниэля Эспиноса, известного по триллеру «Живое», появятся Джаред Лето, Адриа Архона и Джаред Харрис.

«Воланд»

Очередная экранизация романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» – это версия с рядом отступлений, где центральной выступит любовная линия.

Действие фильма развернётся в 30-е годы прошлого столетия. В центре сюжета окажется писатель, который на взлете карьеры попал в литературный скандал. Разочарованный неудачами автор встречается с Маргаритой, вдохновившей на новый роман. Творчество полностью поглощает главного героя, стирая грань с реальностью. В окружающих писатель видит литературных персонажей, а иностранец Воланд неожиданно становится ключевой фигурой произведения.

Режиссером фильма, который выйдет в 2022-м, выступит Михаил Локшин («Серебряные коньки»). В главных ролях появятся Евгений Цыганов (Мастер), Юлия Снигирь (Маргарита), Юрий Колокольников (Коровьев) и немецкий актер Аугуст Диль (Воланд).

Съемки проекта стартовали летом 2021 года. Показ планируется на конец 2022-го.

«Аллея кошмаров»

Зарубежная нуарная драма «Аллея кошмаров» выйдет в прокат 27 января 2022 года. Проект был анонсирован еще в 2017 году, однако съемки стартовали только в 2020-м и несколько раз были отложены из-за пандемии.

Режиссером выступил Гильермо дель Торо, который известен по фантастическим проектам, таким как «Ведьмы» и «Тихоокеанский рубеж». В премьере 2022 года обойдется без сверхъестественного. Речь пойдет о мошеннике, который умеет заговаривать зубы богатым клиентам и переписывать на себя их имущество. Однако на профессоре психиатрии наработанная схема дала сбой.

Иностранный фильм создан по одноименному роману Уильяма Линзи Грэшема. В главных ролях появятся Брэдли Купер, Тони Коллетт и Кейт Бланшетт.

На «КиноПоиске» рейтинг ожидания фильма составил 99%, а в голосовании участвовало 7 тыс. человек.

«Ампир V»

Экранизация романа Виктора Пелевина в жанре фэнтези «Ампир V» выйдет на экраны 31 марта 2022 года. В проекте Виктора Гинзбурга, ранее работавшего с экранизацией Пелевина «Generation «П»», появятся звезды российского кинематографа. Зрители увидят Павла Табакова, Таисию Радченко, Веру Алентову, Владимира Епифанцева, Марину Зудину, Федора Бондарчука.

По сюжету обращенному в вампира Роману Шторкину предстоит стать частью высшей касты кровососов, которые управляют миром людей. Однако разорвать связь с человечеством в новом для себя образе главному герою окажется непросто.

Бюджет съемок фильма, который выйдет в 2022-м, составил $7 млн. Средства на спецэффекты и компьютерную графику голливудского уровня удалось получить благодаря криптоинвесторам.

«Аватар 2»

Долгожданную премьеру фантастической драмы «Аватар 2» зрители ожидают с 2010 года. Проблемы со съемкой сиквела вызваны желанием режиссера Джеймса Кэмерона подготовить сразу две части франшизы – вторую и третью. Затем показ откладывали из-за кропотливой работы над сценарием. Позднее съемки вновь приостановили уже из-за пандемии.

Актерский состав нового «Аватара» останется прежним. Выжившие герои обязательно появятся в фильме, который выйдет в 2022-м. Кроме того, «воскресят» уже в ином амплуа Сигурни Уивер.

Развитие истории на Пандоре получит неожиданный поворот. Джейк Салли и Нейтири станут родителями. Однако супруги все же будут иногда ссориться. Это не повлияет на желание отважного землянина в теле аватара защищать возлюбленную и детей от вооруженных до зубов захватчиков с Земли, которые не теряют надежду покорить Пандору.

Премьера ожидается в середине декабря 2022 года. В ролях: Сэм Уортингтон и Зои Салдана, а также Кейт Уинслет, Клифф Кёртис, Вин Дизель и другие.

«Брат 3»

Фильм с многообещающим названием «Брат 3» – это криминальная драма, которая сюжетной линией не связана с культовыми проектами Алексея Балабанова «Брат» и «Брат 2».

Действие разворачивается в нулевые в Тамбове. В центре сюжета – любовь генеральской дочери и художника, которым быть вместе мешают социальные стереотипы.

Кино построено на новеллах, которые с первого взгляда кажутся разрозненными, но ближе к финалу выясняется, что их объединяет одна история. А главными героями миниатюр окажутся братья.

Бюджет кинокартины – порядка 60 млн рублей. Режиссер проекта Валерий Переверзев обещал в интервью оммажи в стиле культовой дилогии Алексея Балабанова.

В главных ролях снимались Владимир и Юрий Торсуевы. В сериале также появятся рэпер Птаха, Антон Зацепин, сын Никаса Сафронова, Дмитрий, и старший брат «Красотки» Эрик Робертс.

«Эверест»

Иностранная биографическая драма «Эверест» – это интересная история покорения горной вершины одного из самых знаменитых альпинистов Джорджа Мэллори. Путешественник трижды делал попытки покорить неприступный Эверест, последняя из которых закончилась гибелью.

До сих пор остается загадкой, удалось ли Мэллори подняться на вершину или нет, поскольку альпинист и его спутник могли погибнуть уже при спуске. Тела обнаружили лишь в 1999 году.

Действие проекта происходит в 1921 году, когда вершина горы считалась непокоренной. В противостояние вступили легендарный альпинист Джордж Мэллори и амбициозный австралиец Джордж Финч. Однако к патриотизму путь альпинистов не имеет никакого отношения. Сюжет проекта о самообладании и вере в себя.

Режиссером фильма выступил Даг Лайман («Мистер и миссис Смит», «Сделано в Америке»). В главных ролях: Юэн Макгрегор, Сэм Хьюэн и Марк Стронг.

Ориентировочная дата выхода – начало февраля 2022 года.

«Джонджоли»

Российско-грузинская драма «Джонджоли» вошла в список ожидаемых фильмов, которые выйдут в 2022 году. Уже на этапе постпродакшена кино режиссера Оксаны Бычковой («Питер FM») была отмечена на международном питчинге за актерскую работу и режиссуру.

В главных ролях проекта появятся Юлия Пересильд, Евгений Цыганов, Кирилл Кяро и Андро Чичинадзе. По сюжету Нина счастлива в браке и воспитывает сына. Из Тбилиси ей приходит печальное известие о болезни экс-возлюбленного Руслана. Чтобы поддержать мужчину в трудные времена, женщина отправляется в Грузию налегке. Муж не против путешествия Нины. Однако события проекта развернется неожиданным образом, а жизнь главной героини изменится.

Фильм планируется к показу в онлайн-кинотеатре KION. Точная дата премьеры пока не известна.

«Джон Уик 4»

Премьера четвертой части боевика запланирована на 26 мая 2022 года. Сиквел «Джон Уик 4» продолжит рассказ о бывшем наемном убийце. Детали сюжета создатели держат в секрете, но пообещали, что счастливого финала не предвидится. Стало известно, что в фильм войдут несколько эпизодов, вырезанных из третьей части франшизы. В августе 2020-го анонсирована пятая часть проекта, поэтому завершения истории тоже не планируется.

Режиссером ожидаемого проекта по-прежнему остался Чад Стахелски, а главного персонажа исполнит Киану Ривз. В фильме также появятся Иэн Макшейн, Лэнс Реддик, Рина Саваяма.

Несмотря на то, что информации о фильме, который выйдет в 2022-м, немного, зрители ждут премьеру с нетерпением. Рейтинг ожидания проекта составил 92 из 100 (по данным 27 тыс. опрошенных).

«Крик»

В середине января 2022-го выйдет американский слэшер «Крик». Это пятый фильм во франшизе о серийном убийце в маске. В новой части вновь появятся любимые герои: Сидни, журналистка Гейл Уэзерс и полицейский Дьюи Райли.

Призрачное лицо продолжает леденящие душу преступления. Разобраться в ужасах родного города предстоит молодой женщине, которая вернулась, чтобы остановить убийства. Главные попытаются узнать, кто скрывается под маской.

Режиссерами проекта выступили малоизвестные в России постановщики триллеров и фильмов ужасов Мэттью Беттинелли и Тайлер Джилетт. В ролях: Нив Кэмпбелл, Дэвид Аркетт, Кортни Кокс и Дилан Миннетт.

Бонус: сериал «Дом дракона»

Летом 2022-го ожидается премьера приквела «Игры престолов». Зрители увидят события в Вестеросе, которые происходили за 200 лет до политических интриг, показанных в восьми сезонах легендарного сериала.

За основу сценария взяли книгу Джорджа Мартина «Пламя и кровь». Сюжет ожидаемого сериала расскажет о становлении и падении династии Таргариенов. По сведениям из анонимных источников, «Дом дракона» будет отличаться от «Игры престолов» подходом к съемкам. Детали держатся в тайне, а автор произведения предложил поклонникам франшизы взять книгу и пофантазировать на эту тему.

Главные роли исполнят: Пэдди Консидайн, Эмма Д’Арси, Мэтт Смит. На второстепенных позициях: Ив Бест, Оливия Кук, Рис Иванс, Соноя Мидзуно и другие. Режиссером проекта выступит Мигель Сапочник, работавший в 5-м и 6-м сезонах «Игры престолов», запомнившихся эпическими битвами. Многосерийный фильм, который выйдет в 2022-м, обещает впечатляющие сражения, что подтверждается в первом трейлере проекта.

  • ГДЗ к учебнику по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс
  • ГДЗ к рабочей тетради по всеобщей истории Древнего мира. Годер. 5 класс. Часть 1
  • ГДЗ к рабочей тетради по всеобщей истории Древнего мира. Годер. 5 класс. Часть 2

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

Объясните значение слов:

  • Египетские пирамиды — древние каменные сооружения пирамидальной формы, расположенные в Египте. Большая часть пирамид была построена в качестве усыпальниц для фараонов Древнего и Среднего царств. Самой известной и большой пирамидой является пирамида Хеопса, которая входит в число Семи чудес света.
  • Чудеса света — самые прославленные сооружения архитектуры. Семь чудес света были отобраны еще в античную эпоху. В этом списке — семь самых грандиозных, самых великолепных или в техническом смысле самых поразительных построек и памятников искусства.
  • Сфинкс — зооморфное мифическое существо. В древнеегипетском искусстве — животное с телом льва, головой человека или (реже) — головой сокола или барана. Статуи сфинксов стали атрибутом древнеегипетского искусства ещё в период Древнего царства. Одна из самых больших монолитных статуй мира — изваяние сфинкса (Большой сфинкс), который охраняет пирамиды фараонов в Гизе. Египтяне видели во льве символ солнечного божества. С древнейших времён фараона было принято изображать в виде льва, истребляющего своих врагов. Поэтому считается, что статуя Большого сфинкса выступала стражником вечного покоя погребённых вокруг него фараонов.
  • Обелиск — сужающийся к верху монумент, в большинстве случаев квадратный в сечении. Важный элемент архитектуры Древнего Египта, где обелиски были символами Солнца.
  • Колонна —  архитектурное сооружение, имеющее вид высокого цилиндра и чаще всего служащее опорой фронтонов или внутренних частей зданий.

Проверьте себя

1. Как и с какими целями сооружались огромные пира­миды?

Пирамиды строились как погребальные сооружения фараонов Древнего и Среднего царств — гробницы. Египтяне считали, что время не властно над пирамидами. Поэтому строили их для увековечивания имени фараона и гарантировать ему бессмертие. До сих пор ученые и инженеры не пришли к единому мнению относительно того, каким способом египтяне строили пирамиды. Чтобы возвести такие колоссальные постройки, в состав которых входит огромное количество тяжелых каменных блоков, нужны были специальные подъемные устройства. В ход наверняка шли веревки, деревянные настилы и катки, а также система хитроумных блоков, позволявших поднимать глыбы на значительную высоту. Очевидно, что несовершенство древней техники египтяне компенсировали использованием труда множества подневольных работников. По всей видимости, камень для пирамид добывали в непосредственной близости от места постройки, реже – доставляли по Нилу из отдаленных мест на специальных баржах.

2. Что вам известно о гробнице фараона Тутанхамона?

Гробница фараона Тутанхамона — одна из самых знаменитых археологических находок в Египте. В отличие от многих других захоронений гробница Тутанхамона не была разграблена и предстала исследователям во всем своем великолепии. Гробница состояла из нескольких комнат: в находились трон, покрытый золотом, колесница фараона, саркофаг с мумией фараона, а также тысячи предметов: мебель, вазы из полупрозрачного камня, оружие и драгоценности. Всего исследователям удалось обнаружить около 5 тысяч предметов. Большая часть из них находится в различных музеях Египта и готовится к переезду в Большой египетский музей в Гизе.

3. Какие подарки делали фараоны богам, будто бы обитавшим в храмах?

Фараоны делали богатые подарки богам, будто бы обитавшим в храмах. Они жертвовали храмам земли (сады, пашни), рабов, золото, серебро, драгоценности.

4. Какие правила должны были соблюдать египетские мастера?

Создавая каменные статуи, скульпторы должны были соблюдать особые правила. Ноги статуи должны быть сомкнуты, одна рука прижата к груди, другая — к коленям. При этом лицо статуи должно было быть максимально похоже на лицо покойного, чтобы душа её «узнала» и вселилась в неё. При изображении человека на рельефах правила были другими. Верхняя часть фигуры человека на рельефе или на рисунках выглядит так, будто мы смотрим на него спереди, а ноги — будто смотрим сбоку. Голова тоже повернута к смотрящему боком, но глаз изображен так, словно мы глядим человеку прямо в лицо. Мужчин изображали с кожей темного цвета, а женщин — светлого. Фигуры богов и фараонов всегда изображались большого роста, гораздо больше изображений вельмож.

Поработайте с картой

Найдите египетские пирамиды и опре­делите их местоположение

Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 11

Большая часть пирамид была построена в качестве усыпальниц для фараонов Древнего и Среднего царств. Древнейшие из известных пирамид находятся в Саккаре (поселок, примерно в 30 км к югу от современного Каира). Там находится древнейший некрополь столицы Древнего Царства — Мемфиса. Самой древней считается пирамида Джосера, построенная архитектором Имхотепом в период с 2667 по 2648 гг. до н. э. Однако, самые известные пирамиды находятся на окраине современного Каира в Гизе (была северным кладбищем Мемфиса), три из которых, пирамиды Хеопса, Менкаура и Хефрена, до сих пор являются одними из крупнейших сооружений, когда-либо построенных человеком. Пирамида Хеопса является самой большой пирамидой в Египте и входит в число Семи чудес света.

Составьте рассказ от имени египтянина о посещении храма по плану: 1) аллея сфинксов; 2) обелиски, статуи, башни; 3) вход во двор; 4) колон­ный зал; 5) помещение со статуей бога. 

Рассказ от имени египтянина

Я простой ремесленник. Я делаю папирус из тростника — он очень востребован в храмах и школах. Моей жене наступил срок рожать, и сегодня я собрался в святилище богини Бастет, чтобы принести богине подношение. С ее защитой роды непременно пройдут успешно. Конечно, я видел много раз этот великолепный храм, но каждый раз не устаю поражаться его красоте. Он целиком, за исключением входа, как бы лежит на острове, образованном между двумя водными каналами прокопанными от Нила. Сам храм окружен стеной, украшенной рельефами, за которой растет роща с могучими деревьями. Перед входом в храм установлены ряды статуй, а огромный гранитный портал входа расположен в конце дорожки, как бы разделяя два гигантских пилона со статуями богини и фараонов. За входом расположен открытый двор с рядом колонн, а за ним закрытые залы. Храм уже несколько раз достраивался и теперь в нем есть вестибюль, два зала и огромный зал с колоннами. Когда заходишь в него, аж дух захватывает. В нем заключено все величие богини Бастет. Дальше меня не пустят, к статуе богини могут входить только жрецы. Они и передадут ей мои мольбы о защите и преподнесут мои скромные подарки.

Опишите рисунок «Строительство пирамиды» (см. с. 59). Соответствует ли рисунок тому, что рассказывает древний историк Геродот о возведении пирамиды? Если да, то чем?

Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 11

Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 11Даже сегодня археологи-исследователи Древнего Египта не могут однозначно сказать, как именно была построена Великая пирамида Хеопса. Существует много версий по этому поводу. Одну из самых первых документально зафиксированных версий обозначил древнегреческий историк Геродот, живший более чем через 2 тысячи лет после строительства пирамиды. Геродот посетил Египет ок. 445 года до н.э., говорил с египтянами, изучал современные на тот момент технологии реставрации монументальных архитектурных сооружений. По его мнению, пирамида строилась с использованием помостов и специальных подъемных сооружений. Это несколько противоречит способу строительства, показанному на рисунке «Строительство пирамиды». На рисунке показан пандус, по которому рабочие затаскивают блок. На блоке стоит надсмотрщик с хлыстом, рядом с пандусом стоят вооруженные воины для охраны и писцы, которые ведут учет строительных работ.

Скажем так, на рисунке изображен малореальный способ доставки каменных блоков на пирамиду. Причина этому — слишком большой угол наклона пандуса, по которому практически невозможно затащить многотонный блок. Если уж и ставить пандус, то вдоль ступени пирамиды на высоту одной ступени, с небольшим углом наклона. В одном изображенное на картинке совпадает с описанным Геродотом. На стройке работали очень много человек. По данным Геродота на стройке пирамиды работало одновременно 100 тысяч человек.



Санкт-Петербург — Россия
Октябрь 2021

Так вот и мучаюсь, просто не могу придумать, как же выстроить рассказ? Сразу скажу, что не буду писать о главных достопримечательностях, которые всем известны и посещаемы. Но, не удержусь и покажу одно из моих самых любимых мест в городе, о котором мало кто знает, хотя находится оно в самом «сердце» Петропавловской крепости — войдя через Иоанновский мост в крепость и идя по аллее, чуть не доходя до собора надо повернуть направо и пройти мимо «Кладбища комендантов». Там, повернув налево вы попадете на чудную и тихую улочку (это ее отличительная особенность, несмотря на любые толпы в крепости), идущую вдоль собора с другой его стороны. В ее конце есть необычный «секретный проход», который видишь, только подойдя к нему (кажется, что там тупик) и по которому вы попадете прямо на площадь перед собором. Так что — будете гулять в крепости — блесните перед своими близкими знанием «петербургских тайн».

Петроградская сторона ч.1 Восточная часть

Только один малоизвестный, но — факт о крепости. В 1925 г. Ленинградский совет принял решение крепость снести (как тюрьму при царизме), а на ее месте построить… стадион. К счастью, быстро передумали.

А вообще — давайте гулять и смотреть по сторонам — только, держите голову, чтобы она не отвалилась от постоянных поворотов направо — налево:)

Исторически, к «Петроградской стороне» относятся и Каменный и Елагин острова, но если и их сюда впихивать — никогда не закончим. Так что, предлагаю ограничиться двумя главными островами — Петроградским и Аптекарским, еще заглянем на Петровский — собственно, на них все самое интересное. И пойдем мы исследовать район, ориентируясь на его главную доминанту — Каменноостровский проспект — сначала справа от него, потом — район между ним и второй доминантой — Большим пр. П.С., а уж потом и влево от Большого. Постараюсь — уж как получится.
Интересно, что идеи Петра при строительстве города претерпели сильные преобразования — как — то он не подумал, что ли, о том, что на пути его планов создания центра города стоИт такая серьезная преграда, как Нева. И, пока в городе не стали строить капитальные мосты через нее, развитие «северных территорий» просто не могло произойти — поэтому там и нет дворцов знати, там не жили цари и район этот кое- где был «дачным», но, в основном — промышленно — хозяйственным — этакой промзоной (особенно, конечно, в глубине). Вот представьте, как выглядела территория позади Петропавловской крепости — сплошные леса. А еще — обратите внимание на жуткие сараи на месте нынешней Английской набережной

Петроградская сторона ч.1 Восточная часть

Петроградская сторона ч.1 Восточная часть

Ну, а серьезное развитие его началось в конце XIX века, когда было принято решение о строительстве капитального моста через Неву на Петроградский остров вместо имеющихся временных плашкоутных. Интересно, что первый конкурс на строительство моста выиграла мастерская небезызвестного А.Эйфеля, даже премию денежную (точнее, выкуп за проект) получила. Но, потом, как водится, городская Дума несколько раз передумывала и в итоге был принят совсем другой проект, по которому и начали строить. Специальный пункт контракта предусматривал, что мост должен быть построен из русских материалов и русскими рабочими. Например, остатками красного валаамского гранита от облицовки моста впоследствии был отделан католический собор Нотр — Дам де Лурд в Ковенском переулке. Вы не поверите, но до 1965 — 67 г.г., когда проводилась крупная реконструкция моста, пролет для прохода судов через него был… поворотным. Но, поскольку, его размеры уже не соответствовали требованиям судоходства, он был заменен на нынешний, широкий и разводной. Видите, еще совсем недавно «разводка мостов» не была туристическим аттракционом и выглядела совсем не так привлекательно, как сейчас.

Ну, а вот он, красавец — Троицкий мост.

Петроградская сторона ч.1 Восточная часть

1

Давайте и пойдем по нему и прямо с него начнем оглядываться вокруг. Позволю себе цитату из «себя — любимого»:
«Стоя на мосту лицом к крепости, и поворачиваясь по часовой стрелке мы увидим совершенно невероятное для питерской архитектуры сооружение — самую северную в мире мечеть с голубым куполом и двумя минаретами „а-ля“ „Гур-Эмир“, далее — ближе к Неве — „первый питерский кондоминиум“ — Дом политкаторжан — построенный в 1933 г. для тех, кого стали расстреливать в 1937 — м, далее, на набережной, у спуска к воде (это место — первая пристань в городе) — мифические фигуры Ши-Цза (некий гибрид льва и лягушки — еще пара Ши-цза — в крошечном китайском саду на Литейном пр.), за ними, в сквере — домик Петра I — первое здание Петербурга, еще дальше — там где от Невы отходит Большая Невка — видны трубы крейсера „Аврора“. Еще правее, по этому же берегу Невы, недалеко от квадратной башни со шпилем — Финляндского вокзала, на набережной виден небольшой белый купол — церковь тюрьмы „Кресты“. Дальше, уже на другом берегу Невы, на самом горизонте — Смольный собор, ближе к нам, у Литейного моста, высокое серое кубическое здание с антеннами на крыше — знаменитый „Литейный 4“ — здание бывшего КГБ. Еще ближе к нам — Летний сад с Летним дворцом Петра I и великолепной решеткой, с обеих сторон которого — первые в Петербурге каменные мосты — Прачечный и Лебяжий, еще ближе — Марсово поле и памятник Суворову, за ним — Михайловский замок с золоченым шпилем и Михайловский дворец (Русский музей), Спас-на-крови. На набережной — Мраморный дворец и, далее, вся Дворцовая набережная, с Эрмитажем и Зимним дворцом, (а над крышами виден ангел с Александрийского столпа), Адмиралтейство, вдали — Исаакиевский собор, Дворцовый мост — рядом с ним Кунсткамера, стрелка Васильевского острова со зданием Биржи и Ростральными колоннами. А сейчас появились и символы города XXI века — пилоны Вантового моста ЗСД (Западного скоростного диаметра) и потрясающее „перекрученное веретено“ самого высокого здания Европы — Лахта — центра. И все это, не говоря уже о фантастической панораме самой Невы и силуэтах кораблей». А еще — с него можно увидеть сразу 9 мостов.
Сойдя с моста мы сразу попадаем на место, которое, однозначно, можно назвать «центром» Петербурга, ибо, отсюда все и началось. На Троицкой площади, справа от моста, до 1933 г. стояла церковь, построенная на месте ПЕРВОЙ церкви города, которая была первым кафедральным собором — Троицким (Троице — Петровским) и именно в нем по окончании Северной войны в 1721 г. Петр I был провозглашен ИМПЕРАТОРОМ, здесь же отпевали царевича Алексея Петровича. На колокольне собора были установлены первые в городе ЧАСЫ, снятые с московской Сухаревой башни

В 2020 г. на месте исторического фундамента собора установили его макет, а постаментом для него послужил фрагмент Гром — камня, того самого, что служит постаментом Медному всаднику.

Петроградская сторона ч.1 Восточная часть

1

К 300 — летию города в память о соборе на углу площади установили часовню «Во имя Троицы Живоначальной».

Петроградская сторона ч.1 Восточная часть

В центре площади установлен камень, посвященной памяти жертв сталинских репрессий

Петроградская сторона ч.1 Восточная часть

А совсем рядом — ПУП ГОРОДА — первое его здание — домик Петра Первого, построенный для него за 3 дня — 24 — 26 мая 1703 г., там же 27 мая и отметили начало строительства и присоединения земель, что и стало датой основания города. Понимая его ценность для истории, над ним уже в 1784 г. построили каменный «футляр», чтобы сохранить для потомков. Внутрь «футляра» можно войти и увидеть сам домик — избушку с несколькими маленькими комнатами. Но это — чистая и незамутненная история города и государства.

Петроградская сторона ч.1 Восточная часть

1

Обратите внимание на белую полоску в правом верхнем углу дверной рамы. Она обозначает рост Петра.

Петроградская сторона ч.1 Восточная часть

Кстати, некоторые историки говорят, что к идее строительства ГОРОДА Петр пришел не сразу — гораздо важнее были крепость и верфи, которые постепенно обрастали домиками рабочих и ремесленников, а фразу про то, что «здесь будет город заложён», как и про «берег пустынных волн» за него придумал… Пушкин.

В этом рассказе я буду приводить много фактов из интереснейшей книги М. А. Григорьева «Петербург 1910 — х годов. Прогулки в прошлое» — я уже упоминал о ней в других рассказах. Автор жил в те годы в Петербурге и поэтому, все его описания это воспоминания очевидца. Так вот попытайтесь представить, что вокруг домика до начала ХХ века стояло лишь несколько одиноких домов, набережных никаких не было, примерно там, где сейчас стоит реконструкция крейсера «Аврора» был т.н.«Гагаринский буян» — комплекс пристаней и складов, а напротив самого Домика в первые годы после его строительства был первый в городе порт, куда приходили первые иностранные корабли. Развитие территории началось после строительства Троицкого моста (у самого съезда с моста рос огромный дуб, якобы, посаженный Петром I. Когда через мост проложили пути для конки — они его огибали. Но, потом посчитали, что дуб мешает — и спилили его. Подумаешь…)
В 1910 — 13 г. рядом с Домиком построили, как выясняется, последний великокняжеский дворец Санкт — Петербурга — дворец в.к. Николая Николаевича — младшего (был еще его отец — соответственно — старший). В советские времена здесь был один из Дворцов бракосочетаний, а сейчас в нем заседает полпред Президента.

Петроградская сторона ч.1 Восточная часть

Напротив дворца как раз в те годы была построена гранитная набережная, которую украшают мифические фигуры Ши — Цза, привезенные помощником приамурского генерал — губернатора генералом Н.Гродековым за свои деньги из Манчжурии и подаренные им городу.

Петроградская сторона ч.1 Восточная часть

Уже в советское время на этом «вкусном» и красивом месте появились новые здания — например, знаменитый «Дом политкаторжан», которых в него заселяли, а потом из него же изымали, как «врагов народа»

Петроградская сторона ч.1 Восточная часть

а советская элита жила в доме, известном, как «Дворянское гнездо» (он позади Домика Петра). Ирония еще и в том, что рядом находится ул. Куйбышева, бывшая Дворянская, на которой тоже есть что посмотреть. (После революции она получила феерическое название: 1 — я улица деревенской бедноты).

Среди элиты нашлось место и знаменитому театральному режиссеру Г. А. Товстоногову и только он удостоился памятника (кстати, совершенно неизвестного туристам) рядом с домом.

Петроградская сторона ч.1 Восточная часть

Ну и еще один пример архитектуры сталинизма — Дом Балтфлота, в котором жили морские военачальники и офицеры (в том числе — родители одного нашего одноклассника).

Петроградская сторона ч.1 Восточная часть

Петроградская сторона ч.1 Восточная часть

Дом — типичный, пафосный, украшен вот такими фигурами, которые оказались замаскированными представителями военно — морского флота и интеллигенции

На месте Гагаринского буяна в те же 1910 — 13 г.г. был построен очень красивый барочный дом — Городской училищный дом им. Петра Великого. В 1944 г. он был отдан Нахимовскому училищу — ныне единственному в стране.

Петроградская сторона ч.1 Восточная часть

Понятно почему — прямо напротив училища стоИт реконструкция знаменитого революционного крейсера «Аврора». От самого крейсера почти ничего не осталось, даже то орудие, из которого якобы был произведен исторический выстрел (хотя, на самом деле это советская пропагандистская легенда — выстрел — то был, но не как сигнал к штурму, поскольку и штурма не было) было снято с крейсера в 1918 г. и вместе с другими передано Волжской флотилии. Крейсер перевооружили в 1920-х годах орудиями другого калибра, но и они были сняты в 1941 г. и направлены на Дудергофские высоты рядом с городом. После ремонта 1984 г. на ней заменили почти весь корпус, механизмы, днище и т. д. Так что — увы, нашего брата все эти годы дурили и на Неве стоит настоящий «новодел», не имеющий отношения к истории страны… Извините, если кого расстроил.

Петроградская сторона ч.1 Восточная часть

Петроградская сторона ч.1 Восточная часть

После возвращения «Авроры» из капитального ремонта в 2016 г., городские власти запретили восстанавливать там позорный рынок, который, практически, загораживал виды на корабль с набережной. «Бизнесмены» недовольны, т. к. в хороший летний день каждый ларек приносил им до 70000 р. и переезжать подальше от корабля не хотят. Вплоть до суда — будем надеяться, что наш самый гуманный суд в мире примет правильное решение — нечего «курятники» устраивать.

А вот так Петроградская, «Аврора» и Нахимовское училище выглядят с высоты 100 м из гондолы воздушного шара

Петроградская сторона ч.1 Восточная часть

1

Рядом с «Авророй» и площадь красивая с фонтаном и памятник героям — морякам.

Петроградская сторона ч.1 Восточная часть

А с другой стороны от «Авроры», на Петроградской набережной — памятник Альфреду Нобелю — изобретателю динамита и учредителю Нобелевской премии мира. Там неподалеку располагался завод «Русский дизель», принадлежавший его семье. Памятник с одной стороны напоминает взрыв, а с другой — дерево, символизирующее жизнь. Его открыли в 1991 г.

Петроградская сторона ч.1 Восточная часть

Давайте вернемся обратно к мосту — вокруг Троицкой площади тоже есть что посмотреть — во — первых — самая северная в мире и самая крупная (пока?) в Северной Европе мечеть

Петроградская сторона ч.1 Восточная часть

Петроградская сторона ч.1 Восточная часть

просто страшно видеть вокруг нее по мусульманским праздникам десятки тысяч задниц молящихся, которые застилают собой и все пространство вокруг и Каменноостровский проспект. И, с каждым годом их все больше…

Что, наверное, символично, к мечети примыкает здание дома одной из самых известных «личностей» начала прошлого века — особняк балерины Матильды Кшесинской. И, хотя она и исполнила первой из русских балерин 32 фуэте подряд, известна была не этим, а тем, что умудрилась побывать любовницей сразу нескольких великих князей, в том числе и будущего императора Николая II. Балкон ее дома (на фото) попал и в мифологию русской революции — с него одну из исторических речей произнес В. И. Ленин

Петроградская сторона ч.1 Восточная часть

Каменностровский проспект оставим «на сладкое», а пока двинемся по этой части Петроградской на север. Следующий важный и интересный объект в тех краях — Ботанический сад («Ботсад»). Был он заложен, разумеется, указом Петра I еще в 1713 г. как «Аптекарский огород», на котором выращивались лекарственные растения для нужд армии и флота, в т. ч. для лечения раненых. Вот насколько велик был человек! Даже о таких вещах задумывался!
Сад обладает богатой историей — в середине XIX века в нем была крупнейшая в мире коллекция растений (более 15 тысяч). В нем было выстроено каре из 24 стеклянных оранжерей, в которых до сих пор находятся уникальные коллекции тропических и экваториальных растений, проводятся интереснейшие экскурсии (рекомендую!).

Петроградская сторона ч.1 Восточная часть

Петроградская сторона ч.1 Восточная часть

Весной народ идет туда стеной посмотреть на цветущие азалии,

Петроградская сторона ч.1 Восточная часть

2

а летом — приходит ночью, чтобы увидеть как цветет (всего одну ночь в году!) знаменитый цветок «Царица ночи». И цветет он там с 1824 г. несмотря на все разрушения, войны, революции, перестройки и т. п.

Петроградская сторона ч.1 Восточная часть

1

В саду охотно снимают самые разные фильмы — например, киногерои Шерлок Холмс и доктор Ватсон проникали в оранжереи, как в дом мерзкого Ч. О. Милвертона, а принц Флоризель так и вообще, жил в Пальмовой оранжерее, как у себя дома, общаясь с любимым попугаем и верными слугами.
К сожалению, расположение сада оказалось не очень удачным — в дни наводнений он страдал в первую очередь и тогда маленькая речка Карповка выглядела вот так (фото с телефона).

Петроградская сторона ч.1 Восточная часть

Петроградская сторона ч.1 Восточная часть

Осенью 2019 г. на ранее захламленной набережной Карповки напротив Ботанического сада открыли «креативное пространство» для прогулок и отдыха горожан, в том числе — с детьми. Горожане восприняли этот факт с восторгом.

Весной 2021 г. рядом, на углу наб. Карповки и Большого пр. у Петропавловского моста, установили, наверное, первый в стране памятник врачам — жертвам ковида — «Печального Ангела» скульптора Р. Шустрова, самого ставшего жертвой эпидемии. А рядом — неформальная инсталляция на ту же тему «Докури, мне пора»

Петроградская сторона ч.1 Восточная часть

Петроградская сторона ч.1 Восточная часть

Чуть дальше, на набережной Б.Невки стоит интересный памятник — в 1906 г. на этом месте была дача тогдашнего премьер — министра П. А. Столыпина. 12 августа 1906 г. террористы устроили покушение и дачу взорвали — погибло много народу, но сам премьер тогда уцелел.

Рядом с Ботсадом находится ул. профессора Попова. Почему здесь? А потому, что вот в этом доме жил, работал и скончался великий ученый, изобретатель радио, профессор А. С. Попов, о чем и говорит мемориальная доска на фасаде. Есть на Петроградской и памятник изобретателю — далековато, у ст.м. «Петроградская» и, ИМХО, стандартно никакой — просто значительный «мущщина».

Петроградская сторона ч.1 Восточная часть

Петроградская сторона ч.1 Восточная часть

Вообще, доминантой этого участка Петроградской является огромный комплекс зданий, принадлежащих одному из крупнейших учебных заведений города, в наши дни известного, как электротехнический университет «ЛЭТИ» имени В. И. Ульянова (Ленина). Вот один из его корпусов, в неоготическом стиле

Петроградская сторона ч.1 Восточная часть

Институт в советские годы мог себе позволить даже установить большой памятник сотрудникам, погибшим на войне

Петроградская сторона ч.1 Восточная часть

Кроме того, на его территории, на Инструментальной улице, в годы войны находился сверхсекретный объект — подземный бункер командования Балтийского флота, сейчас известный в узких кругах, как «бункер адмирала Трибуца» — так звали командующего. Бункер выглядит жутко, входы в него заварены, но, кое- какие интерьеры, как говорят знающие, там остались — кто бы им занялся, да восстановил…

Петроградская сторона ч.1 Восточная часть

Петроградская сторона ч.1 Восточная часть

Продвигаясь еще дальше по набережной Б.Невки мы, в конце концов, попадем на северную оконечность Аптекарского острова, на которой расположен Лопухинский сад — это все, что осталось от обширного пейзажного парка, который в конце XVIII — начале XIX века окружал усадьбу светлейшего князя Петра Васильевича Лопухина, генерал-прокурора, а впоследствии министра юстиции. Парк занимал громадное пространство от Большой Невки до нынешней улицы Графтио. В нем даже паслось большое стадо оленей. Известно, что князю Лопухину благоволил император Павел I, часто живший напротив через Невку в Каменноостровском дворце. По одному из петербургских преданий, образцом для окраски Михайловского замка послужил цвет перчатки, принадлежавшей дочери князя Петра Васильевича, фрейлине Анне Лопухиной — фаворитке бедолаги — императора.
Сейчас от сада остался маленький, но живописный кусочек

Петроградская сторона ч.1 Восточная часть

Петроградская сторона ч.1 Восточная часть

Единственное сохранившееся здание на территории сада — вот эта дача лесоторговца В. Ф. Громова

Петроградская сторона ч.1 Восточная часть

В 2020 г. в этом деревянном(!) здании, одном из нескольких ему подобных, сохранившихся в тех краях (мы их еще посмотрим) закончилась внешняя реставрация, а при первом хозяине там была большая картинная галерея (лесоторговцы они такие — им искусство подай! Даже концерты устраивал).

В неказистой каменной пристройке к дому (см. третье фото) в 1938 г. начал работать ПЕРВЫЙ в СССР ОПЫТНЫЙ ТЕЛЕЦЕНТР! Оттуда велись репортажи, в основном, концертов. Единственная камера телестудии стояла на неподвижном штативе и имела один объектив. Чтобы на экране получился крупный план, выступавший должен был подойти поближе к камере. Музыкальное сопровождение осуществлялось при помощи патефона, а из-за отсутствия вентиляции температура в студии доходила до 40 градусов, на голову артистов под головные уборы даже клали лед. Вот в таких условиях работали первые телевизионщики…
А вот в таких условиях они работают сейчас — нынешний (правда, тоже, уже старый) телецентр находится неподалеку — на ул. Чапыгина д.6

Петроградская сторона ч.1 Восточная часть

Рядом с садом еще одно интереснейшее место — бывшая территория сада, впоследствии ставшая ИЭМ (Институтом экспериментальной медицины) в котором трудился академик Павлов.

Петроградская сторона ч.1 Восточная часть

Кроме бесспорных медицинских достижений ИЭМ известен тем, что на его территории в 1935 г. по инициативе академика был установлен ПЕРВЫЙ В МИРЕ памятник… собаке. Даже так — Собаке — не как другу человека, а как помощнику ученого, соавтору эпохальных открытий, о которых размещены соответствующие изображения на постаменте. Кроме этих изображений там еще есть собачьи головы — фонтанчики (все — разных пород). Территория института закрытая, пришлось проникать туда на личном обаянии, уговорив колоритного охранника (судя по татуировкам перстней на каждом пальце много в жизни повидавшего), чтобы сделать эти фотографии.

Петроградская сторона ч.1 Восточная часть

2

Там же, на территории ИЭМ (ул. академика Лебедева 12В) расположено необычное здание библиотеки, построенное в 1914 г. в стиле модерн и украшенное майоликовым порталом на  входе и фамилиями выдающихся медиков над окнами. Памятник федерального значения

Петроградская сторона ч.1 Восточная часть

Петроградская сторона ч.1 Восточная часть

Интересно, но, недавно, там же, на Петроградской, на территории Медицинского университета им. И. П. Павлова (бывший «Первый мед») появился памятник и… кошке и тоже — «От благодарных исследователей»

Петроградская сторона ч.1 Восточная часть

Ну вот, мы дошли до конца Аптекарского острова — дальше, за Невкой, уже Каменный остров, тоже, формально — Петроградская, но мы туда не пойдем, а просто бросим взгляд на дачу принца П.Г Ольденбургского и на сфинксов на набережной на том берегу. Про те места, которые называются «Острова» — отдельные рассказы

https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/saint_petersburg/placeofinterest/41035/responses/9339

https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/saint_petersburg/parks/22393/responses/9337

Петроградская сторона ч.1 Восточная часть

Петроградская сторона ч.1 Восточная часть

По следам «Питер FM».

Многие эпизоды этого культового для города фильма снимались на Петроградской, хотя непонятно — чего героев сюда заносило?

Вот с этого перекрестка на пл. Л.Толстого все и началось — здесь был потерян телефон

Петроградская сторона ч.1 Восточная часть

здесь Максим долго ждал Машу, да так и не дождался

Петроградская сторона ч.1 Восточная часть

как и здесь,

Петроградская сторона ч.1 Восточная часть

помешала хитрая бабка с мелочью, вот здесь пристававшая к героям

Петроградская сторона ч.1 Восточная часть

Собирался написать здесь еще две части, и, даже написал, но, из — за того, что я определяю, как сегрегацию на этом сайте, решил их не публиковать. Извините. Ищите этот рассказ в интернете.

Теги:
Самостоятельные путешествия

Текст: Александр Бренер07.04.2021   5983

В издательстве «Городец» вышел рассказ Александра Бренера о его встрече с американским классиком Уильямом Берроузом во время поездки по США в 1997 году. По словам автора, эта книга — «‎воспоминание-напоминание о писателе, сказавшем однажды о себе без ложной скромности: “Сейчас я самый важный Homo Sap на Земле”». С любезного разрешения издательства публикуем фрагмент этого текста.

Рассказ от лица египтянина аллея сфинксовУильям Берроуз. Нью-Йорк, 1965. Фото: © John ‘Hoppy’ Hopkins. Источник: monkey-picks.blogspot.com

1

И вдруг появился Берроуз.
Он вошел неслышно, как дикий зверь, и крикнул:
— Я слышал, у нас в гостях русский! А у меня был кот по имени Руски!
Он был очень худ и совершенно развинчен.
Он сутулился, и у него дрожали руки.
Зеленая куртка военного образца на нем болталась.
Светлые штаны провисали на заду и коленях.
Тяжелые коричневые ботинки топотали, словно на марше.
Его одежда была отчасти рабочего, отчасти армейского типа — никаких элегантных костюмов-троек, никаких галстуков, как на известных фото.
Ну а без одежды он выглядел бы как скульптура Джакометти — с одним важным отличием: фигуры Джакометти не имеют револьверов.
А в руке у Берроуза был кольт с коротким толстым дулом.
— My name is Charles Baudelaire! — крикнул он. — Привет из Ада!
Он прицелился в Томаса, но вместо того, чтобы стрелять, рассмеялся и спрятал кольт в кармане.

2

Он подошел ко мне:
— Так это ты русский?
Я поднялся со стула, чтобы дать ему руку.
Но — боже правый! — мои ноги мне изменили: я слишком много выпил за день и был слишком на взводе.
Вместо того, чтобы приветствовать Берроуза, я упал перед ним на колени и стукнулся башкой о его ноги.
Какой ужас!

3

Я поспешно вскочил и смущенно хихикнул.
Но Берроуз сделал вид, что ничего не случилось.
Он подал мне сухую теплую руку. — Меня зовут Уильям, — сказал он. — Всем, что у меня есть, я обязан Брайону Гайсину. The only man I have ever respected.
С этими словами он опустился в кресло.

Рассказ от лица египтянина аллея сфинксов

Обложка книги «В гостях у Берроуза. Американская повесть». Courtesy ИД «Городец»

4

Что один смертный может знать о другом смертном?
Да ничего, пожалуй.
Передо мной сидел иссушенный старик, чьи кости были почти свободны от мяса, а кожа напоминала бензинную пленку на луже.
Он прожил жизнь, в которой чего только не случилось.
А теперь он ждал смерти, готовился к могиле.
Но что он реально чувствовал, думал?
В тот самый момент, когда сидел передо мной в кресле?
Может, он уже умер?
Или еще не родился?
После позднего старта в тридцать пять лет его не оставляло желание писать и печатать книги.
Все, что он думал и чувствовал, было там, на этих страницах.
Но я все равно ничего не знал, не мог проникнуть в его чувства.
Как он сам сказал, цитируя Верлена: «Мy past was an evil river».
А его настоящее было для меня темным провалом.

5

Короче, я совсем растерялся в присутствии этого мощного старика и гиганта мысли, смахивающего на вооруженного наркомана в распаде.
Я всматривался в его изнуренные черты, как в письмо драгоценной иконы.
Его лицо было совершенно таким, как на фотографиях и в документальных фильмах: породистое лицо белого человека, возжелавшего покорить мир и долго шедшего к этой цели.
Так долго, что ему это надоело.
Так долго, что эта цель измучила его и стала ненужной.
Так долго, что на пути к этой цели он узнал много такого, что его охладило и ужаснуло, но он все равно продолжал ползти, потому что не знал, что еще делать.
Как говорил сам Берроуз, в нем жил Мерзкий Дух, от которого он так и не смог избавиться, хотя очень старался и даже обратился по этому поводу к индейскому шаману из племени навахо.
Шаман изгонял из него Мерзкого Духа, стоя перед костром, разведенным в вигваме, изгонял несколько долгих часов, пока Берроуза чуть не хватила кондрашка, а шаман изнемог и потерял голос.
Но, судя по всему, Мерзкий Дух из него так и не вышел.
А может, и вышел — про это знали только Дух и Берроуз.
По словам Берроуза, его Мерзкий Дух был подобен Джону Эдгару Гуверу и Уильяму Рэндольфу Херсту.
Берроуз утверждал, что мог бы запросто стать директором ФБР или газетным магнатом, но стал писателем, потому что это больше ему подходило.
Возможно, Мерзкий Дух предпочел, чтобы Берроуз сделался писакой, а может, Мерзкий Дух за это на Берроуза злился.
Так или иначе, Берроуз достиг своей цели и стал одним из знаменитейших писателей мира.
А любой добившийся успеха писатель, как говорил знавший Берроуза писатель Норман Мейлер, чем-то похож на агента ЦРУ, или КГБ, или Stasi.
Кагэбэшников Мейлер встречал в Москве на Лубянке, когда занимался там архивом Харви Ли Освальда, чтобы написать толстенную книгу под названием «Oswald’s Tale: An American Mistery».
Вот так-то.

Container imageContainer image

6

Итак, я своего добился: сидел в доме Берроуза в Лоуренсе и внимал его тирадам.
Он говорил очень веско, хотя голос его то и дело срывался.
Он сказал мне:
— Что ты предпочитаешь: чтобы твоя жизнь была похожа на ветер в горах или на песок в пустыне?
Я ответил:
— На ветер в пустыне.
Он поглядел на меня косо и хмыкнул:
— А ты хитрый. Но это не поможет.
Потом он спросил:
— Что такое паранойя?
Я задумался, а он:
— Paranoia is having all the facts. Я — параноик.
И он многозначительно рассмеялся.
Потом он заявил, что ценит русскую литературу.
Именно так:
— Я ценю русскую литературу. Даже больше французской.
Сказал, что ему нравится «Человек из подполья» и роман «Бесы».
Еще он сказал, что «Бесы» напоминают ему некоторых его друзей и их похождения в Танжере и Европе.
Потом он сказал:
— I like the Russian word for «informer»: STUKACH. Но ты ведь не стукач, русский?
Я сказал, что, конечно, не стукач, и он захихикал:
— Хи-хи-хи… Я шучу, парень… Хум-хум-хум… Хе-хе…
Он замолчал и отпил из стакана водку с кока-колой.
Это был его любимый напиток: America Libre.
Но для меня он окрестил его иначе: RUSSIAN-AMERICAN ANTI-VIRUS.
Честно говоря, я пил кое-что и похуже.
Эту смесь готовил ему Грауэрхольц, следивший, чтобы все с его боссом было в порядке.
Грауэрхольц в основном помалкивал, но наблюдал за происходящим, как очень умная и бдительная немецкая овчарка.
А иногда вставлял словечко вроде:
— Не’s a false prophet!
Это могло относиться к кому угодно — кроме Берроуза, конечно.

Container imageContainer image

7

Берроуз умел молчать так же веско, как и глаголить.
Иногда он надолго замолкал, и никто не смел прервать это молчанье.
Мы сидели и пили водку с колой — в полном молчании, как немые.
И вдруг Томас спросил, как Берроуз относится ко всей этой истории с битниками, которая стала достоянием учебников литературы.
Это была провокация — и Берроуз на нее попался. Он хмыкнул и дернулся всем телом.
Вообще, он постоянно дергался — как кузнечик, пытающийся высвободиться из паутины, в которую угодил после очередного подскока. Он гаркнул:
— Bullshit! Сhickenshit and horseshit! Это все лажа! Никаких битников не было, их выдумал Гинзберг! Дерьмовые растабары! Треп, трескотня, балабольство! Весь этот пиздеж о битниках гроша ломаного не стоит.
Он замер, но его губы продолжали содрогаться в презрительном тике.
Он сказал:
— Французские сюрреалисты много галдели, но они, бля буду, и нападали. Они много угождали, но и угрожали. Они много свистели, но и набегали. Они себя выдвигали, но и ударяли. А битники только себя раздували, раздували, раздували! Никаких битников не существует, ебучие идиоты!
Ему явно доставляло удовольствие опровергать литературные мифы.
— Литературу так же хотят держать под контролем, как рыбу и мясо. Рыба и мясо в этой стране отравлены пестицидами и хлоркой. И литература тоже — отравлена фуфлом и блефом. Ничтожество, зависимость и убогость распространились на всю человеческую деятельность без исключения. Поэтому лучше ни черта не делать. Хорошо, что я скоро сдохну. Потому что я не умею бездельничать, как хотел бы. Я постоянно пишу — и мне это надоело до усрачки.
Он разразился хриплым, деланым смехом.
И вдруг спросил с нажимом:
— А в России меня читают?
Я сказал, что читают и уважают.
Я сказал, что у меня есть знакомые, которые его обожают.
И действительно: Алексей Зубаржук, Александр Ревизоров, Олег Мавроматти чтили Берроуза как бога.
И Алина Витухновская.
И Ярослав Могутин.
И многие другие.
Ему было приятно это услышать.
Он снова ушел в себя и сидел, как богомол в засаде.
И вдруг возгласил:
— How could I? How could I?
И:
— Brion Gysin is a great painter!
А потом очнулся:
— Значит, ты художник? Рисуешь?
Я побагровел и промямлил что-то.
Он хмыкнул:
— Я тоже художник. Писать книги — это мозгоебство. Мне надоело. Но я и не рисую. Я стреляю.
Я сказал, что мне и моим друзьям в Москве известно, что у него есть свой живописный метод: он стреляет по банкам с краской и таким образом получает изображения на холсте или картоне.
А еще он стреляет по деревянным дощечкам и делает дыры. Я сказал, что мне очень хочется взглянуть на его работы.
— Завтра посмотришь, — сказал Берроуз. — Завтра ты даже сможешь поучаствовать в создании моей картины. А сейчас я покажу тебе что-то.
Он кивнул Грауэрхольцу.
Тот нажал кнопку на магнитофоне, стоявшем на книжной полке.
Зазвучала музыка — знакомая до дрожи.

Container imageContainer image

8

Вообще-то я полный профан в музыкальных вопросах, но это был «Танец с саблями» Хачатуряна.
Не узнать его было невозможно.
При первых же звуках этого классического шлягера Берроуз выпрыгнул из своего кресла.
Он скрылся в прилегающей к холлу кухне и тут же вернулся с громадным ножом вроде мачете.
— Вот каким должен быть инструмент артиста! — крикнул он и пустился в пляску. По-настоящему танцевать он не мог: его еле держали ноги.
Но он умудрялся как-то по-особенному, очень классно крутить шеей, вертеть высунутым языком, вращать глазами и качаться всем телом.
Что касается ножа, то он управлялся с ним весьма ловко.
Я никогда не видел, как танцуют блатные, но телодвижения Берроуза почему-то напомнили именно их — уркаганов.
— Бля, бля, бля, бля, — мне казалось, что именно это он шепчет.
Или: «Ёбс, ёбс, ёбс, сука».
Берроуз был великим скоморохом.
Наконец он утомился и подал знак Грауэрхольцу: музыка прекратилась.
Писатель упал в кресло.
Кресло было на четырех колесиках и откатилось вместе с писателем в угол.
— Ты танцевал, как настоящий дервиш, — сказал Томас, ухмыляясь.
— Да, вооруженный дервиш, — проворчал Берроуз. — Видали такого?
— Это было круто, — сказал я.
— Не сомневаюсь, — хмыкнул он. — Я все делаю круто. Но теперь я устал и хочу спагетти. Том, ты отлично готовишь спагетти. Приготовь нам спагетти с сыром.
Это было сказано с обворожительной улыбкой, но в голосе Берроуза прозвучало то, что Элиас Канетти однажды назвал «жалом приказа».
Томас тут же отправился на кухню.

Container imageContainer image

А Берроуз сказал мне:
— Я вижу, ты еще сосунок и не расчухал, где оказался. Так я тебе скажу: ты в пироге с какахой. Не задерживайся здесь, а то сам станешь какахой. Или кретином. Америка набита кретинами и дельцами. Нынешняя Америка — падло. Нынешняя Америка — падаль. Нынешняя Америка — повидло с цианидом. Впрочем, она всегда была гнидой. Да и вся эта планета летит в тартарары. Единственное, что необходимо: перестать плодиться и размножаться. Но кретины никогда этого не уразумеют. А дельцам и политиканам это выгодно: они на этом богатеют. Нужна катастрофа, которая урежет население Земли на девяносто процентов. Другой вариант: уход с этой планеты. Ты читал мой роман «The Place of Dead Roads»? В этой книге я утверждаю, что человек — это артефакт, предназначенный для путешествия в космическом пространстве. Только сперва он должен стать этим, черт побери, артефактом. Единственное решение всех проблем: уход с этой планеты. И превращение человека в артефакт, понимаешь?
Он уставился на меня холодными белесыми глазами и вдруг крикнул:
— Том, как там спагетти?! Скоро?!
— Еще минутку! — отозвался Томас из кухни.
— Единственным человеком, которого я уважал, был Брайон Гайсин, — сказал Берроуз. — И он любил рассказывать сказку перед сном — каждый вечер одну и ту же сказку. Вот такую: триллион лет назад жил один грязный и вонючий великан-громила. Он никогда не мылся, не брился, не стригся. И однажды он так запаршивел, что ему самому стало противно. Вот он и решил стряхнуть хоть немного слякоти со своих пальцев — чтобы чуть-чуть отстираться. И слякоть с одного пальца упала в пустоту и стала нашей Солнечной системой… Вот и вся, черт побери, сказка.

Тульский бронепоезд на исходной позиции.

Валерий Леонидович Большаков в год, когда началась война, был еще школьником.

Но его удивительная память до мелочей сохранила те события, о которых теперь мы можем узнать только из его рассказа.

Первая воздушная тревога

Прошли годы и десятилетия, но в моей памяти навсегда остались эти грозные дни. А на письменном столе стоят фотографии тех, кто отразил первый удар и спас нас от ужаса оккупации: Жаворонков, лейтенант Волнянский, капитан Горшков, комиссар Агеев, майор Зубков. Всегда я помню негромкий голос по радио 3 июля 1941 года: «Товарищи! Граждане! Братья и сестры! Бойцы нашей армии и флота! К вам обращаюсь я, друзья мои!».

Рассказ от лица египтянина аллея сфинксовТот самый дом, о котором идет речь в рассказе.

В 1941 году мне, Большакову Валерию, было десять лет. Я жил с мамой Галиной Александровной и бабушкой Александрой Петровной в Туле, в большом доме с мезонином на улице Глеба Успенского, 9. С нами жила мамина сестра Ирина Александровна с мужем Константином Борисовичем. Мама работала инженером-строителем на патронном заводе. Тетя Ира – в водоканале, дядя Костя – в облторготделе. Я учился в 6-й средней школе и весной перешел в третий класс.

Рассказ от лица египтянина аллея сфинксовВалерий Большаков у своего дома на улице Глеба Успенского.

22 июня был теплый, солнечный день. Я гулял во дворе с нашей собакой, взрослые были на работе (тогда был скользящий график выходных). Бабушка часов в одиннадцать пошла на базар. Часа через полтора возвращается – на ней лица нет. Сказала, что началась война: Германия напала на нас. На базаре она прослушала речь т. Молотова.

Через некоторое время загудели гудки заводов – начались митинги. Вскоре прибыли мама, тетя Ирина с мужем, стали обсуждать ситуацию.

Первые дней десять было спокойно, но председатель уличного комитета проверяла жителей домов и сверяла списки: продовольственные карточки готовились. Их стали выдавать в райисполкоме примерно через десять-двенадцать дней.

Особо хочу сказать о председателе уличного комитета. Им была жительница нашей улицы Надежда Ивановна Пшеничникова – женщина средних лет и удивительной энергии: она знала всех и всё, имела связь с милицией и НКВД.

В начале июля, с приближением немецкой армии, ввели светомаскировку, рекомендовали на стекла окон наклеить полоски бумаги. По распоряжению ГКО на чердаке надо было иметь бочку с водой, ящик с песком, лопату, топор. Щипцы для захвата зажигательных бомб быстро изготовили в наших артелях и развезли по домам. Приказано было силами жильцов вырыть во дворах защитные щели в пятидесяти метрах от дома. Нам помогали соседи.

Затем пожарные проехали вдоль улицы и разломали сараи и амбары, которые были ближе к дому, чем пятьдесят метров. Наш сарай уцелел, в доме №11 разломали. Затем с телеги в сопровождении Надежды Ивановны по списку раздали противогазы – нам дали четыре взрослых и один детский. Город к налетам авиации был готов.

Первая воздушная тревога была объявлена 20 или 21 июля в 13-14 часов. Я, мама (у нее был выходной), бабушка и собака побежали в сад к нашей щели, собака впереди. Однако все ограничилось зенитной стрельбой в районе Московского вокзала. Наверное, это был разведчик. Больше мы в щель не прятались, она служила складом для сельхозинвентаря. В 1945-м ее закопали.

Фронт приближался, город готовился к обороне.

В конце сентября начали рыть противотанковые рвы. Около нас ров вырыли на перекрестке улиц Пирогова и Пушкинской.

1 октября началась эвакуация заводов, занятия в учебных заведениях прекратились.

В начале октября по радио объявили, что в пригородных совхозах овощи на полях не убраны  и разрешили их собрать для себя. Недалеко от нас, в конце ул. Оборонной, были большие поля совхоза «Парники». Мы с мамой взяли у соседей тележку и пошли. На полях уже было много народа. Мы решили собрать лук-репку – получился целый мешок, хватило на всю зиму.

Периодически объявляли воздушную тревогу, но в нашем районе было тихо – бомбили вокзалы и железную дорогу, пострадали там и некоторые дома.

Маму оставили на заводе, а дядю Костю в начале октября призвали в Красную армию, но перед этим он по распоряжению ГКО сдал на хранение во Дворец пионеров свой радиоприемник СИ-235 и охотничье ружье.

Тревога нарастала. Пришел день 29 октября. Мы уже знали, что немцы у Тулы – в Подземгазе. Про этот день, 29 октября, следует сказать особо. В публикациях часто пишут о неких погромах и грабежах магазинов. Возможно, где-то и было так, но около нас все прошло спокойно. В десять утра мы с бабушкой вышли из дома в магазин, а соседка сказала, что утром народ пришел, и продавцы сообщили, что они могут брать все продукты. Конечно, возникла определенная толкотня, но без драк, битья витрин. Быстро все разобрали. Наш сосед из дома №6 привез на тележке два ящика макарон.

На базаре были три хозмагазина, товар из них тоже разобрали, сняли электросчетчики и забрали кассовые аппараты – ничто не должно было достаться врагу. Это была акция, санкционированная руководством вследствие нависшей над городом угрозы.

Еще одно событие было в районе 24-25 октября в начале ул. Макса Смирнова – близко от нас. Там жила мамина подруга по строительному техникуму Бронислава с мужем Борисом и двумя детьми – сыном Борей шести лет и дочкой Идой четырех лет. Они попросили маму взять к нам детей, если немцы войдут в город, потому что решили уйти в район, а с маленькими детьми далеко не уйдешь. Боря и Ида жили у нас с 26 октября, родители их проведывали по вечерам. Когда к середине ноября стало ясно, что немцы Тулу не возьмут, дети вернулись домой.

Мы же решили укрыться на время боев у соседей в доме №7 – он тоже двухэтажный, но низ кирпичный, и дом ниже нашего.

Снаряд пролетел в трех метрах от дома

Утром 30 октября на южной окраине началась интенсивная артиллерийская и ружейно-пулеметная стрельба. Бой продолжался весь день, к 18-19 часам затих. Мы сидели в страхе, но снаряды и мины до нас не долетели, разрушений не было.

После девятнадцати часов по улице прошла предуличкома Надежда Ивановна и сообщила тяжелое известие: немцы заняли Рогожинский поселок и вышли к поселку Красный Перекоп – до нас три километра.

Ночью были мы дома, утром – опять в дом №7. Весь день шел бой, но у нас было спокойно, я решил погулять. В нашем саду был холм за флигелем высотой два – два с половиной метра. Я поднялся на него и стал смотреть на юг. Около 14 часов бой несколько затих, и я увидел несколько немецких самолетов на юге. Это были «юнкерс-88» и «хейнкель-111». С них стали падать бомбы и послышались взрывы в районе Красного Перекопа. Самолеты улетели, и бой возобновился. К 18-19 часам затих, и мы пошли несколько передохнуть домой.

Готовились спать, и вдруг около 22 часов в центре города раздался невероятный ревущий звук. Перепуганные, мы выскочили во двор и увидели летящие от центра к югу огненные стрелы. Сразу стало радостно – мы применили новое оружие. Это был залп «катюш».

Так как нам прямой угрозы не было, 1 и 2 ноября мы у соседей уже не сидели, но в эти дни бой был весь день. 3 ноября бой стал слабее, и мы узнали, что возобновляется снабжение продуктами. Около нас было три магазина: один на углу ул. Г. Успенского, 1, второй на углу Колхозной и Пирогова, третий на углу Гоголевской и Пирогова. Мы называли их магазины Курятникова, Копанева, Волкова. Тогда еще часто называли магазины по бывшим владельцам. Мы пошли с мамой в магазин Волкова – другие два были закрыты, так как были в зоне возможного обстрела. Магазин Волкова был кирпичный, трехэтажный и прикрывал нас – очередь – с юга.

Стоим, вдруг слышим вдали пушечный выстрел, затем свист снаряда вдоль ул. Пирогова и взрыв внизу. Начался обстрел колокольни Всехсвятской церкви.

Через некоторое время вдали новый выстрел и взрыв около нас. Высовываемся из-за магазина – колокольня вся в дыму. Попали.

Так продолжалось около часа. Колокольню обстреливали примерно 7 или 8 ноября, затем бой на окраине затих. Немцы начали перегруппировку. Больше колокольню не обстреливали. В итоге южная часть колокольни была в выбоинах, железо с купола сорвало, но каркас и крест устояли, а у южного левого ангела взрывом оторвало одно крыло и часть спины.

Рассказ от лица египтянина аллея сфинксовТак выглядела колокольня Всехсвятской церкви после обстрела.

Обстановка была весьма спокойная, продукты получали. Электричества не было, мы соорудили коптилки. Керосин два раза в неделю привозили на лошади в бочке, и мы набирали в бидоны. Вода в колонке была бесперебойно.

В этот довольно спокойный период мы вполне могли погибнуть дома в середине ноября. Дело было так. Около 21 часа я и мама сидели в комнате, ближе к воротам. Мама вышивала, а я читал Дюма «Двадцать лет спустя». Бабушка пошла вылить помои с черного хода. Вдруг напротив дома раздался взрыв. Тут вошла бабушка и сказала, что она открыла дверь, а в нее летит нечто светящееся, потом взорвалось. Утром мы пошли посмотреть. Оказалось, что снаряд пролетел от нашей комнаты в трех-четырех метрах. Перелетел через ворота и врезался в фундамент дома №6 напротив. Вмятина была небольшая. По-видимому, это был шальной снаряд танковой пушки. Но пролети он на три-четыре метра левее, попал бы в нашу комнату. Судьба сберегла нас.

Вот еще эпизод. В середине ноября я с товарищем гулял во дворе, и вдруг над нами на юг полетели снаряды. С бугра во дворе мы посмотрели вниз и увидели на путях вдоль Упы наш бронепоезд, который вел огонь по немцам на юге. Вдруг появились два мессершмидта. Они были на высоте около километра. Каждый сбросил по бомбе. Одна бомба упала в насыпь перед бронепоездом, вторая – за ним. После чего бронепоезд уехал в сторону Ряжского вокзала, а самолеты улетели.

Надо отметить, что во время осады наше перемещение было ограничено определенными границами: улицами нынешней Оборонной, Буденного и Тимирязева, к югу – до кладбищенской стены. У нас все было спокойно. В этом периметре снаряд попал только в дом №2 на ул. Гоголевской. Разрушения были небольшие, жители уехали в эвакуацию. Некоторые дома на улице стояли пустыми – хозяева уехали в эвакуацию, но ни один не был разграблен. За порядком следила милиция и наша энергичная предуличкома Надежда Ивановна Пшеничникова.

В середине ноября вечером мы увидели зарево большого пожара на уровне центра к западу от нас. Потом узнали, что сгорела бывшая фабрика Баташева на ул. Лейтейзена.

Это было большое двухэтажное здание, в нем было подсобное боевое производство патронного завода.

Еще один факт был уже после снятия осады. В середине декабря мы с мамой днем пошли на Всехсвятское кладбище. Было около двенадцати часов. Мы уже возвращались по аллее и около колокольни услышали звук немецкого самолета, он летел с юго-востока на высоте метров сто. Это был «мессершмидт-109». Он обогнул колокольню, вдруг сбросил бомбу и улетел. Взрыв раздался в районе ул. Коммунаров. Мы с мамой туда пошли и увидели, что бомба попала в средний из трех довоенных домов.

На правой стороне улицы (сейчас это дом № 66 по пр. Ленина) бомба разрушила все четыре этажа южной части дома.

Как школьники убирали урожай

20 января 1942 г. возобновилась работа учебных заведений, и я опять пошел в третий класс. В конце мая 1943 года сдал экзамены за четвертый класс – арифметику, письменный и диктант. Получил листок-табель (дневников тогда не было) с оценками за четверть и годовые и выводом: переведен в пятый класс.

Получил в библиотеке учебники для пятого класса, затем классный руководитель нам сказала, что есть приглашение из пригородного совхоза «Парники» работать летом на полях. Это было совершенно добровольно. Я пришел домой, отдал маме табель и сообщил о приглашении. Мама сказала: иди работай. И я пошел.

Поля совхоза «Парники были в конце ул. Оборонной до самой Упы, а правление около Конной площади, на ней торговали скотом. Потом на этом месте сделали трампарк. Прийти надо было в семь утра. Я прибыл в правление, меня записали в журнал и дали в кассе специальную дополнительную хлебную карточку на 400 гр. хлеба в день. Для справки: я, иждивенец, получал в день 400 гр. хлеба, мама, служащая, 600 граммов, рабочие на заводах – 800 граммов. Таким образом, я стал получать 800 граммов хлеба в день.

Нас пришло с учительницей человек двенадцать. Всех накормили скромным завтраком: ячневая каша, куска два хлеба и стакан суфле – в то время это был популярный сладкий напиток на основе толокна. После этого бригадир повел нас на поле, на прополку. Работать мы должны были до 12 часов. Бригадир сразу сказал нам: дети, вы можете на поле съесть морковку или горох, но не должны брать с собой ни одну морковку, ни один стручок гороха. Это будет считаться хищением социалистической собственности. Мы работали, учительница сидела и читала книгу.

В 12 часов мы опять приходили на центральную усадьбу, где нас ждал скромный обед: суп-лапша (иногда щи), макароны (иногда разная каша), два кусочка хлеба и стакан того же суфле.

Работали каждый день без выходных. При дожде на центральной усадьбе ждали его окончания, но тогда климат был устойчивый, и дожди утром редко случались. Так мы работали июнь и июль. В августе полоть уже было не надо.

Первого октября я пошел в пятый класс. Во время войны учеба начиналась 1 октября. Тут новость: нас разделили на школы, мужские и женские. В нашем районе четвертая школа стала мужской, 6-я и 8-я  –женскими. Другие школы района были госпиталями.

Учимся. Вдруг классный руководитель говорит, что в учительскую приехала кассир и выдает талоны на трудодни для получения на них овощей по выбору и деньги за трудодни. Я тогда получил 135 рублей – немалые деньги для подростка. Для сравнения: моя мама, инженер на патронном заводе, получала зарплату 600 рублей в месяц.

Мы с мамой взяли у соседей тележку и поехали в совхоз. Овощи предлагали на выбор: картофель, капусту, морковь, свеклу, лук-репку. У нас дома был свой небольшой огород, и я взял лук-репку.

В 1944 году после окончания пятого класса нас снова пригласили в совхоз «Парники». Я опять пошел. Работало нас мало: двенадцать–пятнадцать человек. Связано это с тем, что в нашем Центральном районе был частный сектор – огороды, сады, а у моих товарищей родители в основном работали на оборонных предприятиях и были весьма обеспеченными. Мы тоже жили весьма хорошо, но мама считала, что работа для общества полезна.

Снова приехала кассир после 1 октября и опять выдала талоны на овощи и деньги за трудодни. В этом году я не пропустил ни одного дня и получил уже 147 рублей, а правление премировало меня калошами – очень ценная тогда вещь.

В 1945 г. школьников на сельхозработы уже не приглашали.

Прошли годы, и вдруг случилось  неожиданное продолжение этого давнего периода. В 1991 году при оформлении пенсии в 60 лет ко мне обратились четыре моих бывших товарища по классу с просьбой подтвердить, что они работали в 1943-44 годах в совхозе «Парники». Подтвердил.

  • Рассказ от лица египтянина 5 класс история древнего мира
  • Рассказ от лица запятой
  • Рассказ от лица крестьянина при петре 1
  • Рассказ от лица животного 6 класс
  • Рассказ от лица египтянина побывавшего в храме