Рассказ от имени земледельца или вельможи

Инфоурок всеобщая история презентациипрезентация по истории на тему как жили земледельцы, ремесленники и писцы в древнем египте описание презентации

Инфоурок

Всеобщая история
ПрезентацииПрезентация по истории на тему «Как жили земледельцы, ремесленники и писцы в Древнем Египте

Проверка д/з.

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Проверка д/з.

    Описание слайда:

    Проверка д/з.

  • 2 слайд

    Как жили земледельцы Ремесленники и писцы в Египте.История Древнего мира 5 кл

    Описание слайда:

    Как жили земледельцы
    Ремесленники и писцы в Египте.
    История Древнего мира
    5 класс
    Учитель истории МБОУ «СОШ№1»
    Бурдина У.Ф.

  • 3 слайд

    План1) Жители Египта. 2) Труд земледельцев 3) В гостях у египтянина 4) Ремёс

    Описание слайда:

    План
    1) Жители Египта.
    2) Труд земледельцев
    3) В гостях у египтянина
    4) Ремёсла и обмен
    5) Писцы. Сбор налогов.
    6) В гостях у писца
    .

  • 4 слайд

    Задание на урок:Группа исследователей «Земледельцы» пар. 7 п. 2 , документ,

    Описание слайда:

    Задание на урок:
    Группа исследователей «Земледельцы»
    пар. 7 п. 2 , документ, иллюстрации на с. 38-39
    Группа исследователей «В гостях у египтянина»
    пар. 7 п. 3, , документ, иллюстрации на с.40
    Группа исследователей «Ремёсла и обмен»
    Пар.7 п. 4, иллюстрации на с.40
    Группа исследователей «Писцы. Сбор налогов»
    Параграф 7 п. 5, иллюстрация стр. 41
    Группа исследователей «Жильё писца»
    Документ, иллюстрации на с. 41

  • 5 слайд

    15.11.2021 ФараонВельможиПисцыВоиныЗемледельцы и ремесленники1.Жители Египта.

    Описание слайда:

    15.11.2021

    Фараон
    Вельможи
    Писцы
    Воины
    Земледельцы и
    ремесленники
    1.Жители Египта.
    ФАРАОН
    -властитель страны.
    ВЕЛЬМОЖИ
    -знатные люди, царские советники, вое-начальники.
    ПИСЦЫ
    -сборщики налогов, делопроизводители.
    ВОИНЫ
    -охрана фараона и страны.
    ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ и
    РЕМЕСЛЕННИКИ-простые жители Египта,налогоплате-льщики.

  • 6 слайд

    ?2.Труд земледельцев.Какая одна из групп населения Древнего Египта была самой

    Описание слайда:

    ?
    2.Труд земледельцев.
    Какая одна из групп населения Древнего Египта была самой многочисленной?
    -Что входило в их обязанность перед государством?
    — Налоги — это ….
    -Опишите, что представляло собой орошаемое земледелие в Древнем
    Египте.
    — Какую работу выполняют люди?
    -Как называется изображённое устройство. Опишите это устройство. Для чего он был придуман людьми?
    — Шадуф – это…
    .

  • 7 слайд

    Шадуф

  • 8 слайд

    15.11.2021- Опишите дом снаружи -Почему двери в доме земледельца обычно не

    Описание слайда:

    15.11.2021
    — Опишите дом снаружи
    -Почему двери в доме земледельца обычно не запирают?
    — Опишите дом внутри
    — Чем питались древние египтяне?
    — Что представляет собой их одежда?
    -Чем себя украшали? Почему?
    — Амулет – это….

    3.Как жили простые египтяне.

  • 9 слайд

    Амулеты- это мелкие предметы, которые, по мнению египтян, защищают от злых ду

    Описание слайда:

    Амулеты
    — это мелкие предметы, которые, по мнению египтян, защищают от злых духов и несчастий

  • 10 слайд

    15.11.2021Какая одна из групп населения Древнего Египта была самой многочисле

    Описание слайда:

    15.11.2021
    Какая одна из групп населения Древнего Египта была самой многочисленной?
    — Прочитать текст документа и выяснить: какие виды ремесел были развиты в Древнем Египте?
    — Как жили ремесленники?
    — Рассмотрите рисунок в учебнике на стр. 41 «Меновая торговля». Опишите рисунок. Как вы думаете, что означает эта сцена?
    — Обмен – это…

    4.Ремесло и торговля в Древнем Египте.

  • 11 слайд

    Обмен – самый простой вид торговли (без денег)

    Описание слайда:

    Обмен
    – самый простой вид торговли (без денег)

  • 12 слайд

    15.11.2021Каковы были главные орудия труда писца? - Чем занимались писцы? По

    Описание слайда:

    15.11.2021
    Каковы были главные орудия труда писца?
    — Чем занимались писцы? Почему это была самая уважаемая профессия?
    — Фараоны часто подвергали писцов позорным наказаниям. Почему?
    — Кто боялся писцов? -Почему?

    5.Писец . Сбор налогов.

  • 13 слайд

    Налог – обязательный платеж, собираемый чиновниками с населения в государстве

    Описание слайда:

    Налог – обязательный платеж, собираемый чиновниками с населения в государственную казну (зерно, скот)
    Налог

  • 14 слайд

    - Опишите дом снаружи - Опишите дом внутри - Чем питались писцы? - Что пр

    Описание слайда:

    — Опишите дом снаружи
    — Опишите дом внутри
    — Чем питались писцы?
    — Что представляет собой одежда писца?

    5.Жильё писца

  • 15 слайд

    Подведем итог. - Что нового вы сегодня узнали на уроке? На какие группы де

    Описание слайда:

    Подведем итог.
    — Что нового вы сегодня узнали на уроке?

    На какие группы делилось население Древнего Египта?

    — Какие ремесленные специальности существовали в Древнем Египте?

    — Что обозначает понятие «налог»?

    — Кто платил налоги?
    — Как называли сборщиков налогов?

  • 16 слайд

    ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:§ 7, вопросы. Составить рассказ от имени египетского земледе

    Описание слайда:

    ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
    § 7, вопросы.
    Составить рассказ от имени египетского земледельца или ремесленника о том, как прошел его день, на каких работах он был занят, что ел на обед (по желанию).

  • 17 слайд

    Список литературыВигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древне

    Описание слайда:

    Список литературы

    Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. 5 класс. — М.: Просвещение, 2015.
    Немировский А. И. Книга для чтения по истории Древнего мира. — М.: Просвещение, 1991.
    Поучение Хети, сына Дуафа, своему сыну Пепи [Электронный ресурс] – Режим доступа:  http://riafiana.narod.ru/khety.html, свободный.
    М.Матье «День египетского мальчика. Историческая повесть»: Дет. лит.; М.; 1975.
    Шевченко Н.И Всеобщая история. История Древнего мира. Методические рекомендации. 5 класс : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Н. И. Шевченко. —
    М. : Просвещение, 2012. — 128 с.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Рассказ от имени земледельца или вельможи

  • Сейчас обучается 939 человек из 79 регионов

Рассказ от имени земледельца или вельможи

  • Сейчас обучается 232 человека из 58 регионов

Рассказ от имени земледельца или вельможи

  • Сейчас обучается 1066 человек из 81 региона

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Всеобщая история. История Древнего мира», Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. /Под ред. Искендерова А.А.

Тема:
§7. Как жили земледельцы и ремесленники в Египте

Похожие материалы

  • Работа в группах 5 класс

  • Работа в группах на уроках истории 5 класс

  • Презентация по истории на тему «Культура XVII в.» (7 класс)

  • Презентация по истории «Помпеи»

  • Презентация к уроку «Английские колонии в Северной Америке» 7 класс

  • Программа «Всеобщая история 10 кл»

  • Программа «Всеобщая история 7 кл»

  • Программа «Всеобщая история 5 кл»

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5451823 материала.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «История: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Анализ результатов образовательной деятельности в работе учителя истории»

  • Курс повышения квалификации «Достижение эффективности в преподавании истории на основе осуществления положений историко-культурного стандарта»

  • Курс повышения квалификации «Моделирование современных уроков истории»

  • Курс повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов истории в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Федеральный государственный образовательный стандарт ООО и СОО по истории: требования к современному уроку»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление ресурсами информационных технологий»

  • Курс повышения квалификации «Развитие ИКТ-компетенции обучающихся в процессе организации проектной деятельности при изучении курсов истории»

  • Курс повышения квалификации «Электронные образовательные ресурсы в работе учителя истории в контексте реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Актуальные вопросы банковской деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности специалиста оценщика-эксперта по оценке имущества»

  • Курс профессиональной переподготовки «История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Философия и история образования в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Эксплуатация и обслуживание общего имущества многоквартирного дома»

Инфоурок

Всеобщая история
ПрезентацииПрезентация по истории на тему «Как жили земледельцы и ремесленники в Египте».

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Как жили земледельцы и ремесленники в Египте

    Описание слайда:

    Как жили земледельцы и ремесленники в Египте

  • 2 слайд

    Как и в любом государстве, в Египте были правители – фараоны. Все остальные ж

    Описание слайда:

    Как и в любом государстве, в Египте были правители – фараоны. Все остальные жители были его подданными.
    Подданные фараона:
    Вельможи и чиновники – люди занимавшие должности на государственной службе. Важное положение занимала профессия писца.
    Жрецы. Чтобы стать жрецом нужно было уметь читать, писать; знать всех богов и, связанных с ними, священных животных, растения, обряды, мифы. Жрецы составляли календари со счастливыми и несчастливыми днями. Занимались толкованием снов.
    Воины. Большую часть войска составляла пехота: копейщики и лучники. Ударной силой войска была боевая колесница (возчий и воин).
    Земледельцы и ремесленники – основная часть населения, платившая налоги. Налог – обязательный платеж в пользу государства.
    Рабы – люди, не имевшие свободы. Захваченные во время походов в плен воины и мирные жители.

  • 3 слайд

    Рассказ от имени земледельца или вельможи

  • 4 слайд

    Большого труда требовало орошение полей: земледельцы возводили насыпи, копали

    Описание слайда:

    Большого труда требовало орошение полей: земледельцы возводили насыпи, копали каналы, при помощи шадуфов поливали сады и огороды.

  • 5 слайд

    Для строительства домов египтяне использовали недолговечные материалы: Исполь

    Описание слайда:

    Для строительства домов египтяне использовали недолговечные материалы:
    Использовали глину;
    Простые египтяне жили в глинобитных хижинах: папирус, обмазанный илом или глиной;
    Перед домом располагался двор, окруженный стеной;
    Размеры дома и его планировка зависели от богатства и общественного положения хозяина дома.

  • 6 слайд

    В Египте были горшечники, ткачи, кожевники, столяры, кораблестроители – всех

    Описание слайда:

    В Египте были горшечники, ткачи, кожевники, столяры, кораблестроители – всех мастеров трудно даже перечислить.

  • 7 слайд

    Домашнее заданиеБазовый уровень (задание для всех) § 7 В. 1-2 (рубрика «Опиши

    Описание слайда:

    Домашнее задание
    Базовый уровень (задание для всех)
    § 7 В. 1-2 (рубрика «Опишите»)

    Повышенный уровень (задание по выбору)
    Заполнить к/к «Древний Египет» задания 1-5

    Творческий уровень (задание по выбору)
    Составьте в тетради рассказ от имени земледельца, как прошел его день.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Рассказ от имени земледельца или вельможи

  • Сейчас обучается 939 человек из 79 регионов

Рассказ от имени земледельца или вельможи

  • Сейчас обучается 232 человека из 58 регионов

Рассказ от имени земледельца или вельможи

  • Сейчас обучается 1066 человек из 81 региона

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Всеобщая история. История Древнего мира», Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. /Под ред. Искендерова А.А.

Тема:
§7. Как жили земледельцы и ремесленники в Египте

Похожие материалы

  • Презентация по истории на тему «Государство на берегах Нила»

  • Конспект урока по истории для 5 класса на тему «Религия древних египтян»

  • Календарно-тематическое планирование по истории (9 класс)

  • Календарно-тематическое планирование по истории (8 класс)

  • Календарно-тематическое планирование по истории (7 класс)

  • Календарно-тематическое планирование по истории (6 класс)

  • Календарно-тематическое планирование по истории Древнего мира (5 класс)

  • Конспект по всеобщей истории на тему «Гомеровская Греция»

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5451823 материала.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «История: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Анализ результатов образовательной деятельности в работе учителя истории»

  • Курс повышения квалификации «Достижение эффективности в преподавании истории на основе осуществления положений историко-культурного стандарта»

  • Курс повышения квалификации «Моделирование современных уроков истории»

  • Курс повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов истории в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Финансы предприятия: актуальные аспекты в оценке стоимости бизнеса»

  • Курс повышения квалификации «Федеральный государственный образовательный стандарт ООО и СОО по истории: требования к современному уроку»

  • Курс повышения квалификации «Развитие ИКТ-компетенции обучающихся в процессе организации проектной деятельности при изучении курсов истории»

  • Курс повышения квалификации «Электронные образовательные ресурсы в работе учителя истории в контексте реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Корпоративная культура как фактор эффективности современной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Уголовно-правовые дисциплины: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Методика организации, руководства и координации музейной деятельности»

  • Курс повышения квалификации «Философия и история образования в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление качеством»

  • ГДЗ к учебнику по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс
  • ГДЗ к рабочей тетради по всеобщей истории Древнего мира. Годер. 5 класс. Часть 1
  • ГДЗ к рабочей тетради по всеобщей истории Древнего мира. Годер. 5 класс. Часть 2

КАК ЖИЛИ ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ И РЕМЕСЛЕННИКИ В ЕГИПТЕ

Вспомните, каких людей называют ремесленниками (см. § 5, п. 1). Чем они занимались?

Ремесленниками называют людей, обладающих определёнными навыками (ремеслом), производящих  изделия ручной работы (глиняные сосуды, орудия труда, ткани и т.д.) — конечные продукты труда. Древние ремесленники занимались изготовлением глиняной посуды, орудий труда и боевого оружия, обработкой металлов и созданием украшений, ткачеством и шитьем одежды и т.д.

Объясните значение слов:

  • Вельможа — знатный, родовитый и богатый сановник, чиновник; важный и знатный человек. В Древнем Египте вельможи составляли приближенное к фараону сословие советников и военачальников.
  • Писец — привилегированный класс древнеегипетского общества, обладающий широкими познаниями в арифметике и грамоте письма. Образованные люди занимали позиции учителей, счетоводов, переводчиков, переписчиков, литераторов, сборщиков налогов и других административных служащих. Писцы имели свою иерархию: руководители, наставники, инспекторы, помощники. На нижних позициях писцы работали секретарями, а на верхних занимали высокие государственные посты, оказывая влияние на политику.
  • Налог — обязательный и безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами власти, в целях обеспечения деятельности государства и органов управления. В Древнем Египте сбором налогов занимались специальные административные работники — писцы.
  • Орошение — подвод воды на поля, испытывающие недостаток влаги, и увеличение её запасов в корнеобитаемом слое почвы в целях увеличения плодородия почвы.
  • Шадуф — древнейшая форма колодца-журавля, известного со времён Древнего царства (3460 — 2000 года до н. э.), когда их начали использовать древние египтяне для орошения полей. На одном конце балки — кожаная ёмкость для подъёма воды, на другом — противовес из известняковой глыбы или камней.
  • Роспись — искусство декорирования красками какой-либо поверхности.
  • Амулет — предмет, которому приписываются магические силы, и который должен принести счастье или уберечь от потерь.

Опишите:

1. Рисунок «Шадуф» (см. с. 40). Начните так: «Шадуф состо­ит из врытых в землю столбов, перекладины между ними и качающейся на ней жерди. На одном конце жерди — камень, на другом — кожаное ведро…»

Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 7

Шадуф состо­ит из врытых в землю столбов, перекладины между ними и качающейся на ней жерди. На одном конце жерди — камень, на другом — кожаное ведро для подъема воды. С помощью шадуфа египтянин поднимает воду из нижнего бассейна в верхний. В свою очередь шадуф, установленный над верхним бассейном поднимает воду еще выше, где она может быть использована для орошения незатапливаемых во время разлива Нила полей, полива огородов и садов, и для обеспечения запасов питьевой воды. Это одно из приспособлений, которое наряду с системой оросительных каналов, широко использовалось древними египтянами для увеличения площадей, пригодных для выращивания пшеницы, ячменя, льна, садовых растений и т.д.

2. Настенную роспись «Выжимание сока» (см. с. 39). Начните так: «Земледельцы забрались в каменную бочку и, держась за верёвки, давят виноград ногами…»

Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 7

Земледельцы забрались в каменную бочку и, держась за верёвки, давят виноград ногами. Выдавленный виноградный сок через отверстие с трубкой выливается в емкость, откуда его разливают по глиняным кувшинам для изготовления вина.

Составьте рассказ от имени земледельца, как прошёл его день. Вклю­чите в рассказ описание одежды земледельца, его дома, обеда,  работы на поле (например, пахоты).

Возможный ответ:

Ежегодный разлив Великого Нила завершен. Жрецы объявили сегодня об этом. Действительно, река вернулась в свое русло, а вода, которую мы поймали в ловушку на поле ушла в землю, удобрив ее плодородным илом. Сегодня пришло время пахоты. Запрягу нашу корову под плуг и вперед. Тяжелый сегодня день. Несмотря на то, что земля мягкая и податливая, и пашется легко, я устал уже к обеду. Пора немного отдохнуть и опять за работу. Вот и жена идет, несет наш скромный обед — лепешку, луковицу и сушеную рыбу. Мясо мы едим только по праздникам, да и то не всегда. Ну да ладно, мы и этому рады. Лишь бы нам оставалось что-нибудь после уплаты налога писцу.

Нил дает нам все, что нужно. Богатый урожай, рыбу, строительный материал для дома. Разве вы не знали, что мы, простые египтяне, не живем в монументальных каменных дворцах и храмах, нам не светит богатая и безбедная загробная жизнь и пирамиды для наших тел никто не построит. Мы делаем свои дома из тростника, который растет по берегу Нила. Тростник, обмазанный глиной — на стены. Тростник, связанный между собой — на крышу. Вот и вся хитроумная инженерная конструкция. Подавляющее большинство египтян живут именно так. У них, как и у нас, практически ничего нет — ни богатств, ни драгоценностей. Выменял у гончара глиняный горшок — уже хорошо. Поменял у ткача рыбу на льняной отрез — вообще замечательно, пойдет мне для схенти (набедренной повязки), да и жена сошьет себе новый калазирис (узкий сарафан).

§ 6-7. Фараоны и вельможи, крестьяне и рабы

Египетские фараоны

Египтяне верили, что правители государства ведут свое происхождение от могущественного бога Солнца Ра и сами являются божествами. Они считали, что фараоны могут общаться с богами как с равными и через них боги сообщают людям свою волю. Поэтому приказания фараонов исполнялись беспрекословно.

Фараон и его супруга. Изображение на стене гробницы

Фараон обладал безграничной властью над своими подданными. В его руках были жизнь и смерть любого из них, включая и самых знатных вельмож. Случалось, что за заслуги цари Египта награждали выходцев из простого народа. Но бывало, что и самые знатные вельможи, попав в немилость, лишались всех богатств и званий и ссылались в каменоломни.

Власть фараона передавалась по наследству. Ему принадлежала вся земля в государстве. Часть ее он жаловал за службу воинам, чиновникам, вельможам. Вместе с наделами земли фараон давал работников-земледельцев, которые ее обрабатывали.

Египетские вельможи

Самыми знатными и влиятельными среди вельмож были правители номов. После объединения Египта номархи потеряли прежнюю самостоятельность, но сохранили власть над своими землями, а также право передавать их по наследству. От имени фараона они вершили суд, смотрели за порядком и следили, чтобы налоги исправно поступали в царскую казну.

Множество знатных вельмож жили при дворе фараона, составляя его свиту. Они исполняли обязанности казначея, распорядителя пиров и увеселений, хранителя царских сандалий и множество других. Вельможи рангом поменьше командовали войсками, следили за строительством крепостей, каналов и дорог, распоряжались работами в царских мастерских, рудниках и каменоломнях.

Знати принадлежали сотни рабов, огромные стада и обширные земли с работающими на них земледельцами. Одевались вельможи в роскошные одежды из тончайшей льняной ткани. Они носили дорогие украшения из золота, серебра и драгоценных камней. У них было множество прислуги. Повара готовили изысканные блюда, парикмахеры следили за прической, лекари за здоровьем, слуги с опахалами защищали от горячих солнечных лучей. Если вельможа покидал свой дом, его несли на носилках, чтобы ноги не касались дорожной пыли.

Знатный египтянин. Деревянная скульптура

Труд земледельцев

Главным занятием жителей Египта было земледелие. Борясь с заболачиванием почв, египтяне строили вдоль берега Нила дамбы. Через отверстия в них на поля проходило столько воды, сколько требовалось для орошения. В глубь страны тянулись каналы. Они способствовали более равномерному орошению всей долины. Со временем вся долина Египта покрылась густой сетью оросительных сооружений.

Египетские земледельцы научились орошать даже возвышенности и склоны холмов, окружавших долину. Они подавали туда воду при помощи особых приспособлений — шадуфов. Шадуф напоминал колодезный журавль: к его концу привязывалось кожаное ведро, которым зачерпывали воду из водоема, а затем поднимали и переливали ее в водоем, расположенный выше по склону. Там находился другой шадуф, подававший воду еще выше, и так далее.

Древнеегипетские земледельцы. Рисунок на стене гробницы

В древности египтяне обрабатывали поля мотыгами, потом стали использовать деревянный плуг с медным наконечником.

Как жили земледельцы

Жили простые египтяне в небольших домах, выстроенных из обожженного на солнце кирпича и покрытых пальмовыми листьями. Вблизи домов разбивали небольшие садики. Там росли гранатовые деревья, смоковницы, финиковые пальмы и виноград. Плоды смоковниц, финики и виноград ели свежими и сушили впрок. Из фиников и винограда изготавливали также вино.

Древнеегипетский глиняный сосуд

Каждая семья имела небольшой огород, где росли лук, фасоль, огурцы, дыни. Почти каждая семья имела в хозяйстве домашних животных — коров, свиней, коз, овец. Они давали молоко, шерсть, мясо, а также использовались в сельскохозяйственных работах. Разводили и птиц — голубей, уток, гусей, даже журавлей.

Речная охота. Рисунок на папирусе

Простые египтяне носили одежду из грубого льняного полотна. Из-за жаркого климата мужчины носили лишь набедренные повязки из беленого полотна, а женщины — прямые узкие платья.

Ремесленники Древнего Египта

В Древнем Египте существовало множество различных ремесел. Кузнецы изготавливали из меди орудия труда и оружие. Ткачи пряли и ткали льняное полотно. Гончары лепили красивую посуду из глины. Были ремесленники и других специальностей: строители, плотники, корабельщики, кожевники.

Особенно славились египетские ювелиры. Они умели делать великолепные украшения из драгоценных камней, золота, серебра. Но серебра в Египте не было, его привозили из дальних стран. Поэтому ценилось оно даже выше золота. Долгое время драгоценным металлом считалось в Египте и железо. Выплавлять его не умели, а получали из найденных метеоритов. Поэтому железо в древности называли «небесным металлом» и как величайшую драгоценность обрамляли в золото и серебро.

Древнеегипетские ремесленники. Рисунок на стене гробницы

Ремесленники сельским хозяйством не занимались, посвящая свое время лишь ремеслу. Необходимые же им продукты питания они выменивали у земледельцев на посуду, медные орудия, ткани или недорогие украшения. Денег в то время еще не было, и поэтому различные продукты и предметы просто обменивали друг на друга. Ремесленники, как и земледельцы, должны были платить фараону налоги и нести повинности. В счет налогов они отдавали часть своих изделий.

Фигурка рабыни

Рабы в Древнем Египте

Наиболее тяжелой в Древнем Египте была жизнь рабов. Их использовали для выполнения самых тяжелых работ. Рабы строили каналы и дороги, работали в рудниках и на каменоломнях, были носильщиками и гребцами на кораблях. Женщины-рабыни использовались в домах богатых египтян в качестве прислуги. Они мололи зерно, следили за детьми, прислуживали за столом, помогали по хозяйству.

Рабы не имели никакого имущества и принадлежали своему господину. Он был волен сделать с ними все что угодно: продать, наказать, даже убить.

Подведем итоги

Египетские вельможи были самыми богатыми и знатными людьми Древнего Египта. С их помощью фараон управлял государством. Земледельцы, ремесленники и рабы составляли самую многочисленную, но и самую бесправную часть населения Египта. Но именно их руками созданы все богатства Египта.

Дамба — земляная насыпь.

Метеориты — небольшие небесные тела, иногда падающие на землю.

«Правитель области передавал налоги с нее царю и постоянно поддерживал в ней трудовую деятельность; при нем ни разу не было голода, все поля были обработаны…»

Из надписи в гробнице чиновника

Вопросы и задания

1. Какой властью обладали фараоны и на чем она была основана?

2. Кто такие вельможи? Какое место они занимали в управлении Египетским государством?

3. Для чего египтяне строили дамбы и каналы?

4. Расскажите, как одевались, как жили и чем питались простые египтяне.

5. Какое место занимали рабы в Древнем Египте и какие виды работ они выполняли?

6. Пользуясь иллюстрациями и текстом учебника, составьте рассказ о труде египетских земледельцев.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также

ОГРАБЛЕННЫЕ ФАРАОНЫ

ОГРАБЛЕННЫЕ ФАРАОНЫ Ограбленные фараоны Любящие жизнь и ненавидящие

Фараоны

Фараоны Вопрос 1.26Какое событие велела изобразить на стене храма Хатшепсут, супруга фараона Тутмоса Второго, жившая в первой половине XV века до Рождества Христова?Вопрос 1.27Вам знакомо современное молодежное словечко «прикид»?Ну так опишите, пожалуйста, прикид Хатшепсут

Фараоны

Фараоны Ответ 1.26Хатшепсут велела изобразить на стене храма свое рождение от великого бога Амона. Дескать, Амон принял облик фараона, вошел к смертной женщине, и именно таким образом появилась на свет великая и божественная Хатшепсут.Ответ 1.27После смерти мужа Хатшепсут

Однодневные фараоны

Однодневные фараоны В сущности, трудовому люду Египта было глубоко безразлично, к какому числу и месяцу относят жрецы тот или иной день. У крестьян был свой, земледельческий «календарь», связанный с тремя временами года, которые начинались разливом Нила, полевыми

«ВЕЛЬМОЖИ В СЛУЧАЕ»

«ВЕЛЬМОЖИ В СЛУЧАЕ» 1. Любимцы Елизаветы ПетровныАлексей Григорьевич Разумовский. «Веселая царица была Елисавет, поет и веселится — порядка только нет…» — так, шутя, писал о Елизавете Петровне А. К. Толстой. Многие современники отмечали, что императрица вела

Глава II. Польские мещане и польская шляхта. — Земледелие и городская промышленность. — Польско-русские крестьяне. — Столкновение европейского хозяйства с азиатским. — Малорусские крестьяне в новых колониях. — Соперничества между мещанами и шляхтою. — Колонизация малорусских пустынь. — Украинные гор

Глава II. Польские мещане и польская шляхта. — Земледелие и городская промышленность. — Польско-русские крестьяне. — Столкновение европейского хозяйства с азиатским. — Малорусские крестьяне в новых колониях. — Соперничества между мещанами и шляхтою. — Колонизация

Ассирийские вельможи, губернаторы, чиновники

Ассирийские вельможи, губернаторы, чиновники Административно-военные функции в древнеассирийском государстве выполняли разного рода вельможи, как то: главнокомандующий (туртану), главный евнух (раб ша реши), главный казначей (масенну), главный виночерпий/кравчий (раб

«Все султаны, ханы, вельможи и эмиры преподнесли дары…»

«Все султаны, ханы, вельможи и эмиры преподнесли дары…» Тем временем новоявленный падишах устроил при дворе свой первый прием.В эти насыщенные недели записи в дневнике становятся разрозненными. Бабур не сообщает, с какой целью он задумал этот «тамаша» — общий праздник

28. ЛИЧНЫЕ И ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ КРЕСТЬЯН, ВЫШЕДШИХ ИЗ КРЕПОСТНОЙ ЗАВИСИМОСТИ. ВРЕМЕННООБЯЗАННЫЕ КРЕСТЬЯНЕ И КРЕСТЬЯНЕ-СОБСТВЕННИКИ

28. ЛИЧНЫЕ И ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ КРЕСТЬЯН, ВЫШЕДШИХ ИЗ КРЕПОСТНОЙ ЗАВИСИМОСТИ. ВРЕМЕННООБЯЗАННЫЕ КРЕСТЬЯНЕ И КРЕСТЬЯНЕ-СОБСТВЕННИКИ Несмотря на то что крестьянин, вышедший из крепостной зависимости, провозглашался собственником переданной ему земли,

36. «Новые люди» против холопства. Просто рабы и рабы потерянной роли

36. «Новые люди» против холопства. Просто рабы и рабы потерянной роли — Холопство, то есть поголовное рабство там, где нет его в юридическом смысле, означает рабство добровольное, отчасти неосознаваемое рабом. Это краевое понятие проходит сквозь человеческую жизнь в

Фараоны

Фараоны Фараон играл в жизни египтян особую роль. Это не царь, король или император. Фараон был верховным правителем и одновременно верховным жрецом, богом на земле и после смерти. К нему относились как к богу. Его имя не произносилось всуе. Сам термин «фараон» появился из

«Чудаки эти фараоны»

«Чудаки эти фараоны» Каждая беседа с Насером имела свою специфику. Она определялась и характером конкретных вопросов, по которым происходил обмен мнениями. Но всегда присутствовали какие-то общие черты, заслуживающие быть отмеченными. Ведь Насер был человеком

Основа хозяйства: крестьяне и рабы

Основа хозяйства: крестьяне и рабы Мне уже пришлось мимоходом указывать, что Сонгай существенно отличалось в своей хозяйственной основе от своего непосредственного предшественника Мали, не говоря уже о Гане. Попробуем же определить это отличие более подробно. А заодно

Тема. Как жили земледельцы и ремесленники в Египте

Цели урока:
(Слайд 2)

— Изучить особенности жизни земледельцев и
ремесленников в Древнем Египте, их занятия и повинности.

— Развивать коммуникативные способности,
умение работать с текстом, творческое мышление, память, речь.

— Воспитывать интерес к истории, уважение к
труду людей.

Задачи:

личностные: формирование у школьников
умений применять исторические знания для осмысления сущности современных
общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном,
полиэтничном и многоконфессиональном обществе;

метапредметные: владение умениями работать
с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять
простой план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы), использовать
современные источники информации, в том числе материалы на электронных
носителях;

предметные: способность применять
понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для
раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности.

Новые
понятия:

Шадуф приспособление для
подъема воды в Древнем Египте

Амулеты — мелкие предметы, которые защищают от злых духов и несчастий.

Налоги – продукты труда, которые крестьяне или ремесленники отдавали в казну
фараона.

Налоги — платежи государству.

Оборудование: презентация, раздаточный материал

Ход урока

I. Организационный
момент

II. Повторение по теме Государство на берегах Нила

Задание 1.
Вспомним! (Слайд 3)

·     
Страна, которая располагалась на берегах Нила от
первого порога до Средиземного моря — … Египет

·     
Высокий тростник, из которого изготавливали бумагу
— … папирус

·     
Опасные каменистые преграды в реке — … пороги

·     
Та часть страны Египет, где Нил распадается на
несколько рукавов, образующих огромный треугольник — … дельта

·     
Островки зелени — … оазисы

·     
Правитель Древнего Египта —  … Фараон

Задание 2. Выполни
тест
по теме «Государство на берегах Нила» (Слайд 4)

1. Древний Египет находился:

а) в
долине реки Нил; б) на берегу моря; в) в пустыне

2. Объединение Египта произошло:

а)
около 3000 г. до н.э.; б) около 3000 лет назад; в) около 5000
г. до н. э.

3. Борьбу за объединения Египта вели:

а)
Восточный Египет и Западный Египет;

б)
Южный Египет и Северный Египет;

в)
Южный Египет и Западный Египет

4. Первой столицей Египта стал город:

а)
Ахетатон; б) Фивы; в) Мемфис

5. В Древнем Египте вели счет:

а) по
началу правления нового фараона;

б) по
разливам Нила;

в) по
окончанию сельскохозяйственных работ;

6. Главным занятием жителей Древнего
Египта было:

а)
земледелие; б) охота; в) скотоводство; г) рыболовство

7. Главным благоприятным условием для
занятия земледелием в Египте было:

а)
жаркий климат; б) разливы Нила; в) близость к морю

8. Укажите, как назывался повелитель
всего Египта:

а)
фараон; б) царь; в) правитель

Задание 3. Впиши недостающие слова:

1. Высокий тростник, из него делали похожий на
бумагу писчий материал — папирус

2. Повелитель всего Египта — фараон

3. Одна из самых больших рек в мире — Нил

4. Каменистые преграды на дне реки — пороги

5. Островки зелени в пустыне — оазис

6. Столицей Египетского государства стал город
Мемфис

7. Огромный треугольник – дельта

8. Египет — страна, которая
располагалась на берегах Нила

9. Выпуклое изображение на камне — рельеф

10. Частицы полусгнивших растений и
красноватых горных пород — ил

III. Изучение
нового материала

План
(Слайд 5)

1. Жители Египта

2. Труд земледельцев

3. Как жили простые египтяне

4. Ремесло и торговля в Древнем Египте

5. Сбор налогов

1. Жители Египта. Всесильным владыкой Египта
был фараон. Слайд 6.

Слайд 7, 8. «Устройство древнеегипетского общества»

Фараон

всесильный
владыка Египта

Вельможи

царские
советники, военачальники.

Жрецы

служители
храмов, они совершали обряды и служения

Военачальники,
войны

защитники
фараона и государства

Писцы

состояли
на службе у фараона и вельмож

Земледельцы
и ремесленники

составляли
большинство египетского народа которые трудились на полях, на строительстве, в
мастерских.

Рабы

Слайд 10.

2. Труд
земледельцев
Огромного труда требовало орошение
полей
. На берегах Нила египтяне строили земляные насыпи, отделявшие
одно поле от другого. Благодаря насыпям вся страна, если смотреть на нее
сверху, была похожа на шахматную доску.

Почему так важно
для египтян заниматься орошением земли?

Слайд 11. Во время разлива вода надолго застаивалась в
квадратах, образованных насыпями. Влага пропитывала землю, а плодородный ил
оседал. Земля становилась готовой к пахоте. Для орошения полей, удаленных от
Нила, копали каналы.

Слайд 12. При помощи шадуфов поливали сады и огороды, куда не
доходила вода во время разлива.

Опишите действие шадуфа

Слайд 13. Запишем. Шадуф – приспособление для подъема
воды в Древнем Египте

Слайд 14, 15. Сразу же после схода воды, в октябре-ноябре, земледельцы начинали пахоту.
Плуг чаще по полю тащили коровы, поскольку ими было легче управлять, а большой
силы при вспахивании мягкой почвы не требовалось. Труд самого пахаря был
тяжёлым: согнувшись от напряжения, он нажимал на рукоятку плуга, ведя его по
прямой линии и стараясь удержать в вязкой почве. Сбоку обычно шёл погонщик,
подгонявший животных палкой или плетью.

Слайд 16. Сев производили вручную. В одной руке сеятель держал
корзину, другой разбрасывал зёрна. Посеянное зерно надо было сразу присыпать
землёй, поскольку под палящими лучами солнца оно засыхало. Поэтому по полю
прогоняли животных, которые втаптывали зерно в почву и уплотняли землю.

Слайд 17. Когда урожай созревал, начиналась
жатва. Зерно спешили убрать пока его не склевали птицы, не налетела саранча.

Какое орудие
использовали при жатве?

Слайд 18. Молотьба происходила на выровненной
площадке, куда сбрасывали снопы.

По ним прогоняли скот,
который копытами выбивал из колосьев спелые зёрна.

Перед молотьбой хозяин хорошо кормил животных.
Как вы думаете, почему?

Слайд 19. Обмолоченное зерно было полно мякины и
всякого мусора, поэтому сразу после молотьбы приступали к веянию: зерно
подбрасывали вверх руками или маленькими лопатками. Пока оно падало, ветер
уносил более лёгкую шелуху, а тяжёлые зёрна падали вниз. Молотить и веять
старались утром и вечером, когда не было изнурительной жары.

Слайд 20. Сбор винограда. Расскажите, пользуясь рисунком древнеегипетской
настенной росписи, как происходил процесс сбора и переработки винограда.

Слайд 21. Работа с историческим
документом.

Поучение Хети, сына Дуауфа, своему сыну Пепи

Хети везет сына Пепи в
столичную писцовую школу и по дороге рассказывает ему о положении писца. Сам
Хети, видимо, писец, так как он с большим убеждением и со знанием дела
подчеркивает преимущества писца. Хети красочно нарисовал картину тяжелого
изнурительного и голодного существования различных групп простых людей.

Слайд 22. Данный текст сохранился до
нашего времени в двух папирусах (хранятся в Британском музее)

Слайд 23. Для 1-го ряда:

«О, если бы я мог заставить
тебя полюбить книги больше, чем свою мать, если бы я мог показать красоты их
перед тобой.

Лучше это всех других
должностей… Когда он (писец) еще ребенок, уже приветствуют его. Посылают его
для исполнения поручения, и не возвращается он, чтоб надеть передник.

Не видывал я скульптора
посланником или ювелира посланным, но я видел медника за его работой у топок
его печи. Его пальцы были, как кожа крокодила, и он пахнул хуже, чем рыбья
икра.

Каждый ремесленник, работающий
резцом, устает больше, чем землепашец. Поле его – дерево, оружие его – металл.
Ночью, когда свободен он, он работает больше, чем могут сделать его руки, и
ночью зажигает он свет.

Каменотес ищет работу по
всякому твердому камню. Когда же он кончает, руки его падают, и он утомлен. И
так сидит он до сумерек, колени его и спина согнуты.»

Слайд 24. Для 2-го ряда:

«Брадобрей бреет до вечера… Он
бродит с улицы на улицу, чтобы найти кого побрить. Он напрягает свои руки,
чтобы наполнить свой желудок, подобно пчелам, поедающим свои труды…

Я расскажу тебе о строителе
стен. Он постоянно болен, так как представлен ветрам. Строит он с трудом,
привязанный к лотосам (т.е. к верхушкам колонны в форме цветов лотоса)… все
одежды его лохмотья… Моется он только один раз…Хлеб, отдает он его домой;
избиты, избиты его дети…

У земледельца одежда вечная.
Высок голос его, как у птицы «абу»…Устает он… и спокойно ему так, как спокойно
кому-нибудь под львом. Болен он постоянно… И едва он возвращается домой
вечером, ему вновь надо идти.»

Слайд 25. Для 3-й группы:

«Ткач – внутри дома, хуже ему,
чем женщине. Ноги его на желудке его. Не дышит он воздухом. Если за день не
выработает он достаточно тканья, он связан, как лотос в болоте. Дает он хлеб
привратнику, чтобы мог он увидеть свет…

Когда гонец выходит в чужую
страну, завещает он свое имущество детям из-за страха перед львами азиатами. И
если вернулся он в Египет, едва достиг он сада, едва достиг он дома своего
вечером, и вновь ему надо идти…

У красильщика пальцы издают
зловоние, как от дохлой рыбы, … рука его не останавливается.

Сандальщику совсем плохо, он
всегда нищенствует. Ему также спокойно, как спокойно кому-либо среди дохлых
рыб. Жует он кожу.

Прачечник стирает на берегу
рядом с крокодилом…Не спокойное это занятие перед тобой… Говорят ему: если ты
опоздаешь принести, будут избиты твои губы…

Я расскажу тебе еще о рыбаке,
достается ему уже, чем во всякой другой должности. Смотри, разве не работает он
на реке вперемежку с крокодилами…

Смотри, нет должности, где бы
не было начальника, кроме должности писца, ибо он сам начальник.»

Слайд 26. Беседа по вопросу к
документу.

Задание. Записать в тетрадь виды
ремесел Древнего Египта.

Слайд
27.
Как вы думаете, люди каких
профессий работали над изготовлением этих предметов?

Самыми распространенными профессиями в Древнем Египте были:

ü 
кожевники,

ü 
камнерезчики,

ü 
столяры,

ü 
плотники,

ü 
кораблестроители,

ü 
ювелиры,

ü 
качи,

ü 
гончары.

Слайд 28, 29. Физминутка

Представим
себя древнеегипетскими строителями

(выполняем
движения):

месим
глину, носим воду, делаем кирпичи, строим стену…

3. Жизнь простых
египтян.

Слайд 30. Дом простого египтянина – из тростника, обмазанного илом,
вместо крыши — тростниковая циновка. Двери тут редко запирают – красть все
равно нечего. На земляном полу лежат также циновки, около очага стоит глиняная
посуда. А вот и хозяева — одежды на них совсем немного: ведь очень жарко.

Из
того зерна, что останется в доме, растирая его между двумя камнями, женщины
приготовят муку. Из этой муки они замесят тесто и в горячей золе напекут
лепешек. Дерева в Египте мало, потому детей посылают собирать сухую траву,
сучья и навоз, который сушат и тоже используют как топливо для очага.

Слайд 31. На обед, кроме лепешки, может быть одна-две луковицы и вяленая рыба, а
иногда сладкие плоды – финики, инжир, виноград. По праздникам египтяне едят
мясо, пьют пиво и виноградное вино.

Слайд 32. Однако они любят всяческие украшения и амулетымелкие
предметы
(просверленные камешка, раковины, бусы, фигурки), которые,
по мнению египтян, защищают от алых духов и несчастий.

Запишем. Амулетымелкие предметы, которые защищают
от алых духов и несчастий.

Слайд 33. 4. Ремесла и обмен. В египетских городах все
необходимое для жизни люди могли купить на базаре. Денег тогда не существовало,
так что горожане обменивали одни товары на другие. Денег тогда еще не было, и
если приходилось оценивать товар, то говорили: он стоит столько же, как корове,
или как два мешка зерна, или как десять медных колец.

Слайд 34. 5. Писцы собирают налоги. Слайд Писцы очень нужны вельможам и
фараону. Они сосчитают и запишут все, что им прикажут: и сколько зерна в казне,
и каков размер полей, обрабатываемых земледельцами, и какой налог каждый
из них ежегодно обязан отдать.

Слайд 35. Запишем.

Налогипродукты труда, которые крестьяне или ремесленники отдавали в
казну фараона.

Налогиплатежи государству.

Слайд 36. А земледельцы боятся писцов и жалуются на судьбу: саранча и гусеницы
испортили посевы, на полях появились мыши. Но в положенное время к берегу
причаливает лодка. В ней сидят писец и несколько стражников с прутьями и
палками — горе тому, у кого не хватит зерна для уплаты налога!

IV.
Закрепление пройденного.

Слайд 37. Ответим на вопросы.

— На какие группы
делилось население Древнего Египта? (Фараоны, вельможи, земледельцы, ремесленники,
писцы,)

— Какие ремесленные
специальности существовали в Древнем Египте? (Скульптор, медник, каменщик,
брадобрей, ткач). Работа над значением понятий.

— Что означает
понятие «налоги»? (Платеж чем-либо фараону или государству)

— Кто платил
налоги? (все зависимые от знати категории населения)

— Как называли
сборщиков налогов? (Писцы)

V. Итог
урока. Рефлексия.

Что нового вы
сегодня узнали на уроке? О жизни вельмож, ремесленников и земледельцев.

Слайд 38. Игра
«Шесть шляп»

Я, сейчас каждому
дам шляпу, а вы должны высказать свое мнение.

Красная
шляпа.
Что положительного было в жизни Египтян?

Оранжевая шляпа. Что отрицательного, негативного было в жизни земледельцев и
ремесленников?

Желтая шляпа. Что чувствовали вы, когда знакомились с жизнью древних Египтян?

Салатовая шляпа. Что бы вы изменили, если бы оказались там?

Зеленая
шляпа.
Какой вывод из нашего знакомства с трудом
Древних Египтян вы, можете сделать?

Синяя шляпа. Что бы вы хотели изменить в жизни египтян?

Слайд 39. VI.
Домашнее задание. По
желанию.

Составить рассказ от
имени египетского земледельца или ремесленника о том, как прошел его день, на
каких работах он был занят, что ел на обед, как собрали у него налоги.

  • Рассказ от имени ремесленника 5 класс по истории древнего египта
  • Рассказ от имени земледельца в древнем египте 5 класс история древнего египта
  • Рассказ от второго лица пример
  • Рассказ осеннее утро 2 класс пришвин
  • Рассказ оплодотворение чужой жены