Рассказ от имени участника крестового похода 6 класс

На иерусалим! крестовые походы вооружнное движение западноевропейских народов на восток в xii xiii веках с целью освобождения от

Рассказ от имени участника крестового похода 6 класс

На Иерусалим!

Крестовые походы — вооружённое движение западноевропейских народов на Восток в XII — XIII веках с целью освобождения от присутствия мусульман территорий, на которых жил, действовал и погиб Иисус Христос и зародилось христианство

Географические цели крестовых походов: Палестина, Иерусалим, Сирия, лежащие на восточном берегу Средиземного моря

Временные рамки Крестовых походов 1096 — 1270 годы

Участники Крестовых походов

  • Мелкие, средние феодалы, рыцари
  • Крупные феодалы: короли, графы, герцоги
  • Крестьяне
  • Купцы итальянских городов-государств
  • Католическая церковь

Предыстория Крестовых походов

Рассказ от имени участника крестового похода 6 класс

Пилигримы

Дорога на Восток была известна. Издавна в этом направлении двигались толпы паломников. Христианские паломники, или пилигримы, отправлялись на восточное побережье Средиземного моря, в Сирию и Палестину и ради поклонения «святыням» и ради торговли. В походы двигались целыми караванами. Караваны формировались в определенных центрах, откуда мимо городов на Рейне и Дунае шла дорога через Венгрию, на Константинополь. Пилигримы и наметили те пути, по которым потом двинулись крестоносцы

Восток представлялся рыцарям страной изобилия. Представим себе обстановку тогдашнего европейского города или рыцарского замка. Город в 5 тысяч жителей был по тогдашнему масштабу уже немалый город. Он был сдавлен стенами, тесен, неудобен, грязен. Замок рыцаря, только-только из деревянного становящийся каменным, состоял из башни и полутёмных, плохо отапливаемых жилых помещений … И вот паломники попадали на Восток. Они видели города, которые насчитывали не пять, а десятки тысяч жителей, великолепные храмы и дворцы восточных городов, видели роскошь, в которой жили византийские и арабские богачи.

Причины Крестовых походов

Численность мелких феодалов была большой, но землю наследовал только старший сын. Остальные рыцари могли заработать на жизнь только войной, захватом новых земель, грабежом. А дворянские семьи были многочисленными, и избыточного рыцарства всё прибывало
Короли, герцоги стремились к увеличению своего политического влияния, доходов, расширению владений
Крестьяне, страдающие от эксплуатации своих феодалов, рассчитывали на новых землях, в новой обстановке найти свободу и довольство. Кроме того, к моменту первого крестового похода в Западной Европе особенно часто возникали голодовки и эпидемии. С 970 по 1040 годы в Европе случилось 48 голодных лет
Купцы Венеции, Генуи, Пизы имели торговый интерес. Появление христианских пунктов на побережье Малой Азии позволил бы купцам создавать новые торговые центры посреднической торговли с богатым Востоком
Католическая церковь выступала идеологом крестовых походов. Но, объявляя целью походов «освобождение гроба господня от неверных» благочестивым делом, стремилась к созданию на Востоке новых христианских владений, получению новых доходов, установлению, укреплению власти над миром

«Церковь производила сборы на крестовые походы. Эти сборы иногда представляли добровольные даяния, собиравшиеся представителями церкви, особенно монахами, по всем странам Запада, но зачастую принимали и характер принудительных налогов. Даже когда крестовые походы прекратились, сборы на них не приостановились. Таким путем в руки церкви попадали огромные денежные фонды» («История средних веков» под редакцией А. Д. Удальцова)

Что представлял собой Ближний Восток?

Рассказ от имени участника крестового похода 6 класс

Турки-сельджуки

Мусульманские государства Малой Азии и Африки в тот период подверглись нашествию турок-сельджуков. Багдатский халифат был ими захвачен в 1055 году. Затем турки отобрали у Египетского халифата Сирию и Палестину. В 1071 году турки разбили византийцев при Манцикерте, взяли в плен императора Романа Диогена и овладели большей частью Малой Азии. Однако вскоре и Сельджуское государство распалось на ряд княжеств: Мосул, Дамск, Антиохию, Триполи, Алеппо и др. Сельджские княжества враждовали друг с другом

Крестовые походы

  • Первый крестовый поход (1096 – 1099)
  • Второй крестовый поход (1147 – 1149)
  • Третий крестовый поход (1189 – 1192)
  • Четвертый крестовый поход (1202 – 1204)
  • Детский крестовый поход (1212)
  • Пятый крестовый поход (1217 – 1221)
  • Шестой крестовый поход (1228 – 1229)
  • Седьмой крестовый поход (1248 – 1254)
  • Восьмой крестовый поход (1270)

Первый крестовый поход. Участники, цели, результаты

Крестьяне, рыцари. Короли участия не принмали
Захват территорий в Малой Азии, «освобождение» Иерусалима
Образование княжества Антиохского, графства Эдесского, Иерусалимского королевства, создание рыцарских орденов: Тамплиеров, Госпиталеров, Тевтонского

Второй крестовый поход. Участники, цели, результаты

В 1144 году эмиром Мосула была взята Эдесса
Король Франции Людовик VII, германский император Конрад III, рыцари, крестьяне мореходы Венеции
Возврат Эдессы, но затем полная неудача

Третий крестовый поход. Участники, цели, результаты

В 70-х годах XII века Египет, части Сирии и Месопотамии объединилсь под властью султана Саладина. В 1187 году Саладин разгромил армию крестоносцев в битве при Тивередиадском озере (современное озеро Кинерет в Израиле), захватил большую часть Палестины, Акру и, после недолгой осады, Иерусалим
Германский император Фридрих I Барбаросса, король Франции Филипп II Август, английский король Ричард Львиное Сердце, рыцари
Возвращение Иерусалима
Крестоносцы отвоевали обратно Акру, оставили за собой узкую полосу восточного побережья Средиземного моря, княжество Антиохия. Купцам и богомольцам Саладин разрешил посещать Иерусалим

Четвертый крестовый поход. Участники, цели, результаты

Французские, итальянские, германские рыцари, крестьяне
Война против Египта, владеющего Иерусалимом
Не имея ни денег, ни флота, чтобы переправиться в Египет, крестоносцы обратились за помощью к Венеции. Венецианский дож Энрико Дандолло потребовал от них за услуги 85 тыс.марок серебра. Крестоносцы согласились на это требования, однако когда их ополчение собралось в Венеции, то оказалось, что они не набрали необходимую сумму.

Рассказ от имени участника крестового похода 6 класс

Энрико Дондола

Тогда Дондола, желавший помешать походу в Египет, с которым у венецианцев были оживленные торговые связи, потребовал от крестоносцев в виде компенсации помочь Венеции завоевать город Задар (Зара) на долматинском берегу. Когда же город был завоеван Дондола по сговору с предводителем крестоносцев итальянским князем Бонифацием Монферанским направил крестоносцев против Константинополя…
В 1204 г.крестоносцы штурмом взяли Константинополь и подвергли его страшному разрушению и грабежу. Затем последовал захват большей части владений Византии. Египет был забыт. Крестоносцы основали на Балканском полуострове так называемую Латинскую империю, которой пришлось вести борьбу с Болгарским царством и двумя греческими государствами Никейской и Трапезундской «империями». В 1261 году. Византийская империя была восстановлена, но после крестоносного разгрома представляла собой только тень прежнего могущества и богатства. За крестоносцами же остались лишь небольшие территории в Греции

Детский крестовый поход

«В 1212 году во Франции появился мальчик-пастух Этьен, объявивший себя посланцем бога, призванным освободить Иерусалим, и начавший проповедовать крестовый поход среди детей. На его призыв откликнулись толпы детей. Успеху этой проповеди, вероятно, содействовала массовая детская беспризорность, вызванная в некоторых местностях Франции войнами начала XIII века. К детям присоединилось немало взрослых, особенно из опустошенных войнами районов.

Рассказ от имени участника крестового похода 6 класс

Дети-крестоносцы

Около 30 тысяч детей и взрослых, почти без всякого вооружения, отправились в поход в надежде на сверхъестественную помощь. Несмотря на запрещение короля, они пришли к Марселю, откуда судовладельцы обязались доставить их в Палестину. Часть кораблей разбилась в бурю. Остальных перевезли в Египет и продали в рабство.

Такую же пропаганду вел одновременно в Германии мальчик Николай, которому не было еще и 10 лет и которым руководил его отец, торговец рабами. За Николаем последовало около 20 тыс, детей. Эти дети добрались до южной Италии, где местные власти остановили дальнейший поход и заставили детей вернуться на родину. Большинство их погибло на обратном пути»

Пятый крестовый поход. Участники, цели, результат

Герцог Австрии Леопольд VI, король Венгрии Андраш II, европейские рыцари
Попытка завоевать Египет, владеющий Иерусалимом
После долгой осады захвачен портовый город Дамиетта (сегодня Думъят в дельте Нила, примерно в 200 км к северу от Каира). Переговоры по Иерусалиму потерпели крах. В 1221 году крестоносцы ушли из Египта

Шестой крестовый поход («дипломатический»). Участники, цели, результат

Император Германии Фридрих II Гогенштауфен, внук Фридриха Барбароссы.
Иерусалим
Путем переговоров в обмен на обещание оказать поддержку египетскому султану в борьбе с дамасским эмиром за Сирию Фридриху удалось получить Иерусалим и полосу земель от Иерусалима до Акры. В 1229 он короновался в Иерусалиме как король, но в 1244 город был вновь завоеван мусульманами

Седьмой крестовый поход. Участники, цели, результат

Король Франции Людовик IX и его рыцари, французские крестьяне
Египет
6 июня 1249 года отбита у мусульман Дамиетта. 8—11 февраля 1250 года возле Эль-Мансура, города в дельте Нила, арабы наголову разбили крестоносцев, пленили короля, который получил свободу за выкуп.

Рассказ от имени участника крестового похода 6 класс

Людовик IX

В мае 1250 года Людовик перебрался в Сирию, где оставался до 1254 года, дожидаясь новых крестоносцев. Феодалы проигнорировали его призывы, зато откликнулись крестьяне, среди которых появился народный проповедник, некий старец Яков из Венгрии. Он проповедовал, что Иерусалим должны спасти не тщеславные рыцари, а презираемая всеми беднота. Огромные массы крестьян стали сбиваться в отряды и потекли с севера Франции на юг, по дороге нападая на замки и монастыри. Властям пришлось повозиться, чтобы разогнать эти банды. В Святую землю крестьяне не попали

Восьмой крестовый поход. Участники, цели, результат

Король Людовик IX. Рыцарей было так мало, что он нанимал их за деньги
Тунис
В Тунисе среди крестоносцев случилась чума, унёсшая жизни части из них, в том числе самого короля. Оставшиеся вернулись назад

Итоги крестовых походов

Рассказ от имени участника крестового похода 6 класс

Средневековый арабский город

Не получая помощи с запада крестоносные колонии в Сирии долго не продержались. В 1268 году была взята Антиохия, в 1289 — Триполи, в 1291 — Акра. Крестоносцы закрепились только на Кипре, который в XV веке стал владением Венеции, которая вместе с Генуей и остались в выигрыше от крестовых походов, потому что стали хозяевами средиземноморской торговли. Однако нельзя считать, что крестовые походы прошли для Европы бесследно. Благодаря общению с более высокой культурой арабов, в Европе появились:
новые сельскохозяйственные культуры: гречиха, рис, кунжут, абрикосы, кукуруза, лимон
распространилось употребление сахара из сахарного тростника
в Сирии были заимствованы ветряные мельницы
вместо грубой домотканой одежды начали пользоваться спросом и изготовляться более тонкие ткани
распространились обычаи омовения рук перед едой, горячие бани
на вооружение был принят арбалет

Понятия роскоши и комфорта постепенно стали проникать в высшие слои европейского общества, а потом распространяться в нем, что содействовало росту торговли, ремёсел, развитию товарно-денежных отношений, то есть прогрессу в экономике

Ещё статьи

  • От Рюрика до Путина. Краткая история России
  • Великое переселение народов
  • Салическая правда
  • Империя Карла Великого (Каролингов)
  • § 14. Крестовые походы

    Причины и цели движения крестоносцев

    26 ноября 1095 года в городе Клермоне перед многочисленной толпой выступил римский папа Урбан II. Он поведал собравшимся о том, что Святая земля (так в Средние века называли Палестину с её главной святыней – Гробом Господним в Иерусалиме) захвачена новыми завоевателями. Это были турки-сельджуки – кочевой народ из Средней Азии. Папа заявил, что турки-мусульмане оскорбляли христианские святыни, разрушали церкви, убивали христиан. Урбан II призвал освободить Святую землю, обещая участникам похода немедленное отпущение всех грехов и вечное спасение.

    417719 19 i 115

    Призыв к Крестовым походам. Гравюра XIX в.

    Потрясённые речью папы, слушатели пали на колени и поклялись пожертвовать своей жизнью ради освобождения Иерусалима. В знак готовности немедленно отправиться в поход люди нашивали на одежду кресты из красной материи. За это воинов стали называть крестоносцами. Так началась эпоха Крестовых походов.

    Вспомните, кто такие мусульмане.

    Призыв освободить Гроб Господень нашёл отклик во всех христианских странах Европы. Тем более что здесь было немало людей, готовых отправиться за море в поисках славы, чести и богатства.

    Это были безземельные рыцари – младшие сыновья землевладельцев, не получившие в наследство феода. Они часто объединялись в разбойничьи шайки и грабили окрестности, являясь настоящим бедствием для многих стран Европы. Крестовые походы предоставляли таким рыцарям прекрасную возможность отличиться и разбогатеть. Отправиться в Палестину были не прочь и крупные феодалы, рассчитывавшие расширить свои владения за счёт земель на восточном побережье Средиземного моря.

    Разбогатеть в Палестине, получить надел и личную свободу мечтали и крестьяне, страдавшие от непомерных повинностей. В походах на Восток были заинтересованы также итальянские купцы и духовенство. Первые стремились с помощью крестоносцев устранить своих восточных конкурентов в торговле на Средиземном море, вторые рассчитывали упрочить авторитет католической церкви и объединить всех христиан под властью римского папы. Но и феодалов, и крестьян, и духовенство вдохновляло искреннее желание освободить Святую землю.

    Вспомните, когда и почему произошёл раскол христианской церкви. На какие две группы разделились христиане?

    Первый крестовый поход

    Первыми весной 1096 года в поход отправились французские и немецкие крестьяне. Продав своё имущество и бросив дома, вооружившись топорами, вилами и дубинами, тысячи бедняков двинулись в Святую землю. Возглавили Крестовый поход бедноты монах Пётр Пустынник и рыцарь Вальтер по прозвищу Голяк. Грабя по пути селения и воюя с жителями тех земель, через которые пролегал их путь, бедняки с большими потерями добрались до Константинополя. Однако в первом же сражении с турками-сельджуками в Малой Азии они были перебиты.

    Осенью 1096 года начался Первый крестовый поход – в Святую землю отправилось около 40 тысяч рыцарей из Франции, Германии, Италии и других стран, не считая сопровождавших их оруженосцев, прислуги и торговцев. В походе участвовали также посланцы римского папы.

    Единого командования у крестоносцев не было. Прибыв разными путями в Константинополь, крестоносцы переправились в Малую Азию и, разгромив войско сельджуков, по гористой, безводной местности двинулись к Палестине. Несмотря на жажду, голод и болезни, рыцари захватили Эдессу, после долгой осады овладели Антиохией и к лету 1099 года подошли, наконец, к Иерусалиму.

    Ворвавшись после штурма в город, крестоносцы устроили там резню. Большинство жителей были убиты, а их дома разграблены. Жадность и жестокость завоевателей не знали предела. В надежде найти золото крестоносцы вспарывали погибшим животы, ища в желудках проглоченные монеты, а узнав, что старики, женщины и дети скрываются в главной иерусалимской мечети, рыцари устроили там настоящую бойню. После совершённых злодеяний воины молились в храме Гроба Господня. Цель похода была достигнута: Иерусалим «освобождён».

    О чём свидетельствует поведение крестоносцев в Иерусалиме?

    Государства крестоносцев на Востоке

    На захваченных территориях крестоносцы образовали свои государства: графства Эдесское, Триполи, княжество Антиохийское и королевство Иерусалимское. Особую роль играл иерусалимский король, которого правители других областей признали своим сеньором.

    417719 19 i 116

    Крестоносцы под Иерусалимом. Художник Ф. Айец

    На землях, растянувшихся узкой полосой в 1200 километров по восточному побережью Средиземного моря, установились феодальные порядки. Палестина покрылась крепостями, её земли превратились в феоды баронов и рыцарей, за которые нужно было нести постоянную военную службу, местные жители стали зависимыми крестьянами и были обложены тяжёлыми податями. Население ненавидело завоевателей, поэтому их власть на захваченных территориях была непрочной.

    Какими землями владели крестоносцы в XI, XII, XIII веках?

    Усилить влияние крестоносцев на Востоке были призваны духовно-рыцарские ордена, возглавляемые великими магистрами, которых назначал римский папа. Члены ордена, как монахи, не заводили семей, молились и соблюдали посты, но в случае необходимости с мечом в руках сражались с врагами. Итальянские рыцари, помогавшие прибывшим в Святую землю паломникам и лечившие больных в госпитале Святого Иоанна в Иерусалиме, образовали орден госпитальеров. Члены этого ордена носили красные плащи с белым крестом. Организация французских воинов, лагерь которых размещался на горе, где в древности располагался храм Соломона, получила название ордена тамплиеров (по-французски – храмовников). Тамплиеры облачались в белые плащи с красным крестом. На месте немецкого госпиталя в Иерусалиме возник Тевтонский орден, членов которого можно было узнать по белому плащу с чёрным крестом.

    Государства крестоносцев

    417719 19 i 117

    Второй и Третий крестовые походы

    Господство крестоносцев в Палестине было недолгим. Вскоре положение на Востоке изменилось.

    Взята Эдесса силой зла,

    И христиан кручина ест:

    Все храмы сожжены дотла,

    Замолкли хор и благовест.

    О, рыцари, пора пришла

    Оружье взять и сняться с мест.

    Тому отдайте в дар тела,

    Кто ради вас взошёл на крест…

    Так средневековый поэт призывал воинов освободить захваченное мусульманами во второй половине XII века графство Эдесское. Но, несмотря на значительные силы французских и немецких феодалов, собранные королём Людовиком VII и императором Конрадом III, Второй крестовый поход (1147–1149) завершился неудачей.

    417719 19 i 118

    Крестоносцы штурмуют крепость в Палестине. Средневековый рисунок

    В конце XII века правитель Египта, Месопотамии и Сирии Саладин захватил Иерусалим. Римский папа вновь призвал феодалов освободить Гроб Господень. Третий по счёту Крестовый поход возглавили самые могущественные европейские правители: император Фридрих I Барбаросса[3], английский и французский короли Ричард I Львиное Сердце и Филипп II Август. В 1189 году в поход двинулось немецкое войско, но по пути в Малую Азию погиб Фридрих Барбаросса. Оставшись без предводителя, большинство германских рыцарей вернулись домой.

    Первый, второй и третий крестовые походы

    417719 19 i 119

    Назовите города и страны, в которых начинались Крестовые походы. Через какие страны проходили пути крестоносцев во время Первого, Второго и Третьего крестовых походов?

    Англичане и французы отправились в Святую землю морем через год после немцев. Сначала им сопутствовала удача: крестоносцы захватили остров Кипр. Однако между английским и французским правителями вспыхнула ссора, и Филипп II со своим войском вернулся в Европу. Оставшийся в Палестине король Ричард сумел к 1192 году отвоевать у Саладина часть Иерусалимского королевства, но вернуть сам Иерусалим не смог.

    Четвёртый крестовый поход

    В 1202 году по новому призыву папы был предпринят Четвёртый крестовый поход. Он мало походил на предыдущие экспедиции. Не в силах расплатиться с венецианскими купцами за предоставленные для путешествия в Святую землю корабли, крестоносцы по настоянию венецианцев изменили маршрут похода. Вместо освобождения Святой земли рыцарское войско осадило столицу Византии – главного торгового конкурента Венеции.

    Четвёртый крестовый поход

    417719 19 i 120

    Какой город стал конечным пунктом Четвёртого крестового похода? Какие территориальные изменения произошли на Балканском полуострове и в Малой Азии после Четвёртого крестового похода?

    Крестоносцы потребовали с жителей Константинополя деньги за «защиту от неверных» и после отказа горожан платить начали штурм. 12 апреля 1204 года столица Византии пала. Захватив город, крестоносцы грабили и убивали жителей, жгли книги, сбрасывали с постаментов античные статуи, разоряли православные церкви. Разбив массивные двери храма Святой Софии, рыцари ворвались в главный зал собора, выбросили мощи святых и принялись жадно срывать драгоценные оклады с икон, хватать золотую и серебряную церковную утварь.

    417719 19 i 121

    Вступление крестоносцев в Константинополь. Гравюра Г. Доре

    «На перекрёстках, в переулках, в храмах – повсюду жалобы и плач, рыдания, стоны, крики мужчин, вой женщин… – вспоминал очевидец. – Не было места, которое оставалось бы нетронутым или могло бы служить убежищем для страдальцев».

    Какой вывод о характере Четвёртого крестового похода можно сделать на основании этой информации?

    Отягощенные добычей, крестоносцы забыли о цели своей экспедиции и не стали освобождать Иерусалим. Обосновавшись на захваченной территории, рыцари провозгласили создание Латинской империи и обложили её население тяжёлыми налогами.

    Последние Крестовые походы

    Неудачные попытки рыцарей освободить Иерусалим средневековые люди объясняли по-своему. Главной причиной поражений они считали недовольство Бога крестоносцами, погрязшими в грехах. Под влиянием таких настроений в 1212 году тысячи ребятишек из Франции и Германии двинулись в Святую землю. Дети не были вооружены и не собирались воевать. Они были уверены в том, что Иерусалим сам падёт перед ними. Но Крестовый поход детей закончился трагедией. Купцы, взявшиеся доставить ребят в Палестину, обманули их. Вместо Святой земли корабли причалили в Египте, где детей продали в рабство.

    Как вы думаете, почему участники детского Крестового похода полагали, что смогут беспрепятственно освободить Иерусалим?

    Вскоре после окончания детского Крестового похода состоялась новая военная экспедиция на Восток. Но и Пятый крестовый поход (1217–1221), в котором участвовали немецкие, английские и венгерские рыцари, не увенчался успехом. Самым необычным был Шестой крестовый поход (1228–1229) под руководством внука Фридриха Барбароссы Фридриха II. Крестоносцам даже не пришлось воевать. Фридрих II сумел заключить с турецким правителем договор, по которому мусульмане возвратили европейцам Иерусалим и ряд других городов, а крестоносцы пообещали помогать предводителю турок в борьбе против его врагов.

    417719 19 i 122

    Поединок крестоносца и мусульманского воина. Средневековый рисунок

    Господство христиан над Святой землёй было недолгим, в 1244 году Иерусалим был вновь захвачен турками.

    Чтобы отвоевать город, французский король Людовик IX Святой предпринял Седьмой (1248–1254) и Восьмой (1270) крестовые походы. Но они завершились неудачно, а сам король погиб. Восьмой крестовый поход был последним. Отвоевать Святую землю европейцам так и не удалось, а к 1291 году они потеряли все восточные владения, кроме острова Кипр.

    Столкновение стран Запада и Востока в ходе Крестовых походов повлияло на ход мировой истории. В результате ослабления Византийской империи в Средиземном море стали господствовать итальянские купцы, что способствовало росту европейской торговли. Произошли изменения в хозяйстве и образе жизни европейцев. Побывавшие на Востоке крестоносцы впервые попробовали тростниковый сахар, научились выращивать рис, арбузы, лимоны, абрикосы. После Крестовых походов в Европе в моду вошли бани и шахматы, начали строиться ветряные мельницы, люди больше узнали об окружающем мире.

    Подведём итоги

    Крестовые походы, продолжавшиеся с конца XI до конца XIII века, оказали большое влияние на развитие стран Запада и Востока. Это было крупнейшее военное столкновение католического, православного и исламского миров.

    Святая земля – средневековое название Палестины, где родился, проповедовал Иисус Христос и была расположена главная святыня христиан – Гроб Господень – храм, построенный на месте, где, по преданию, в углублении на скале было положено тело Христа после распятия.

    Крестовые походы – военные экспедиции, предпринятые в XI–XIII веках под руководством католической церкви для борьбы с иноверцами и утверждения христианства.

    Духовно-рыцарские ордена – военно-монашеские организации западноевропейских рыцарей, созданные католической церковью в период Крестовых походов для защиты и расширения владений крестоносцев.

    • 1096 год. Начало Крестовых походов.

    • 1099 год. Завоевание крестоносцами Иерусалима.

    • 1204 год. Захват крестоносцами Константинополя.

    • 1291 год. Потеря европейцами последних владений на Востоке.

    «Выступайте против неверных! Спешите в бой! Тот, кто здесь горестен и беден, станет радостен и богат».

    Из выступления римского папы Урбана II в Клермоне

    Вопросы

    1. По каким причинам представители различных сословий отправлялись в Крестовые походы?

    2*. Почему Крестовый поход бедноты и Первый крестовый поход завершились по-разному?

    3. Какие территории оказались в руках европейцев после Первого крестового похода? Почему власть крестоносцев на Востоке была непрочной и что было сделано для её укрепления?

    4. Чем Четвёртый крестовый поход отличался от других? Почему крестоносцы изменили свой маршрут? К чему привёл захват Константинополя?

    5. Какое значение имели Крестовые походы для стран Запада и Востока?

    Задание

    Заполните таблицу «Крестовые походы XI–XIII веков».

    417719 19 i 123

    Данный текст является ознакомительным фрагментом.

    Первый крестовый поход (6 класс)

    Цель урока: сформировать целостное представление о военно-религиозном движении — Крестовых походах; в процессе объяснения выявить причины, условия, основные этапы и последствия крестоносного движения.

    Задачи урока:

    Образовательная: формирование умений сравнивать цели и задачи участников крестовых походов

    Развивающая: выделять причины и последствия крестовых походов

    Воспитательная: развитие умения отбирать положительный и отрицательный опыт истории для современного поколения; развитие чувства толерантности; вызвать у учащихся осуждение религиозного фанатизма и захватнических войн, прикрываемых религиозными лозунгами.

    Тип урока: изучение нового материала

    Методы обучения: лекция с элементами эвристической беседы

    Оборудование:

    компьютер, проектор, экран, карта

    электронная презентации

    учебник Е.В. Агибалова, Г.М. Донской «История средних веков»

    Ход урока

    1. Актуализация знаний: блиц-опрос в виде тестовых вопросов

    Когда произошел раскол христианской церкви на католическую и православную?

    1095 г.

    1054 г.

    988 г.

    Выберите правильное определение понятия «церковная десятина»?

    Плата государства церкви

    Особый налог на содержание храмов и духовенства

    Часть доходов церкви, которую она платила государству

    Что такое индульгенция?

    Грамота о прощении грехов

    Проклятие, которое посылал папа императору

    Союз между папой и императором

    Какой из этих монашеских орденов назывался «нищенствующим»?

    Францисканский

    Бенедиктинский

    Цистерианский

    Капуцинов

    Как назывался церковный суд для преследования ереси?

    Информатизация

    Инфляция

    Инквизиция

    Как называли противника господствующего вероучения церкви?

    Аббат

    Еретик

    Монах

    2. Подготовка к изучению новой темы.

    Учитель: Ребята, давайте вспомним, что из себя представляла католическая церковь (ответы уч-ся). Католическая церковь имела свои источники доходов. Кто сможет их назвать?

    Все эти доходы обеспечивали могущество католической церкви, которой становилось тесно в рамках Европы и она стремилась расширить зону своего влияния, распространив его на Восток. Это стремление и положило начало крестовым походам. Сегодня на уроке мы изучим первый крестовый поход. Учитель называет цели урока.

    3. Новая тема.

    Учитель: открываем тетрадь, запишем число и тему урока «Первый крестовый поход (1096 – 1099)»

    План урока

    Причины и повод к  крестовым походам.

    Участники крестовых походов.

    Поход бедноты.

    Поход феодалов.

    Осада Иерусалима.

    Учитель: А началось все так. 26 ноября 1095 года толпа людей, числом в несколько тысяч, собрались на поле близ города Клермон в южной Франции. Только что закончился проходивший в Клермоне церковный собор, в котором участвовал сам папа Урбан II. В Клермон съехались помимо участников собора немало мирян, рыцарей и простонародья. Все они собрались послушать речь папы, в которой он призывал их к походу против турков-сельджуков. Ими была захвачена Святая Земля и даже величайшая святыня христиан – Гроб Господень – он находился в Иерусалиме. По евангельским сказаниям Иисус Христос после распятия на кресте был похоронен в углублении скалы, а затем Иисус воскрес и вознесся на небеса. Впоследствии здесь воздвигли церковь Гроба Господня. Странствования верующих на богомолье в Святую Землю и поклонение Гробу Господню стали постоянными. В 1095 году в Западной Европе стали распространяться слухи о притеснении паломников в Иерусалиме. Слова папы потрясли собравшихся.

    Давайте представим себя на несколько минут в том далеком средневековье!

    Прием персонификации: ученик (в сутане) в роли папы Урбана II зачитывает речь папы. Его окружают люди, которые размышляют вслух. Три ученика (в роли крестьянина, феодала и рыцаря) у доски слушали речь папы, а затем стали размышлять.

    Крестьянин: «Не попытать ли счастья мне, раз та земля богата так. Не будет больше господина у меня и урожай весь будет весь при мне. Проклятые дожди сгубили все мои ростки, а то что стало мне от них, пришлось отдать сеньору. И лошадь померла – мне нечего терять. Пойду я на Восток – ведь хочет так мой Бог».

    Феодал: «О, сколько верно там сокровищ и богатств, и земли там богатые такие. Доходы неплохие будут с той земли. Сам Бог не прочь чтобы поехал я туда!»

    Рыцарь: «Тебе и здесь неплохо же живется, земли ведь много у тебя, крестьяне регулярно оброк и барщину несут. А у меня ничего кроме коня и доспехов. Устал я от  разбоев. Хочу как ты землею я владеть и регулярно же с нее доходы получать, чтоб жить как ты и братец мой, который унаследовал все земли от отца!»

    Учитель: кому по вашему принадлежат услышанные речи?

    Ребята отвечают – крестьянину, феодалу и рыцарю.

    Участников первого крестового похода мы выяснили, а теперь выделим цели, которые они преследовали.

    По ходу учащиеся заполняют таблицу в тетради (презентация на доске)

    Участники крест. походов

    Их цели

    Крестьяне

    Свобода и земля

    Феодалы и рыцари

    Богатство и новые земли

    Кат. церковь

    Усиление влияния кат. церкви и захват новых владений

    Организатором походов стала кат. церковь. Участие в крестовом походе с точки зрения феодальной морали оценивалось очень высоко. Ведь все они шли во имя благой цели – освобождение Гроба Господня. Поэт-крестоносец так выразил свою веру в правоту христиан и ненависть к иноверцам.

    Ученики зачитывают наизусть стихи.

    Зальем поля потоком вражьей крови,

    Иль наша честь навек посрамлена.

    А славу, честь и счастье уготовит

    Вернувшимся родимая страна!

    Готов я умереть в бою,

    В бою за господа Христа.

    Всем тем, чья совесть нечиста,

    Кто прячется в своем краю,

    Закрыты райские врата,

    А нас встречает Бог в раю…

    Учитель: отправившиеся в поход на Восток нашивали себе на одежду кресты из красной материи. Поэтому их стали называть крестоносцами, а походы крестовыми.

    Через 4 месяца после выступления папы в Клермоне в марте 1096 года ополчения европейцев пустились в путь к Иерусалиму. Отправились крестьяне, горожане, бедные рыцари и просто всякий сброд – воры, нищие и т.п. Этот  поход вошел в историю под названием Поход бедноты – 1096 г.

    Учащиеся смотрят отрывок из научно-популярного фильма.

    Работа с картой.

    Каким знаком на карте обозначен первый Крестовый поход? (Стрелочкой )

    Жители каких государств приняли участие в первом крестовом походе? Покажите эти государства на карте. (Франции, Германии, Италии)

    Покажите путь участников похода.

    Со вторым и третьим походом учащиеся знакомятся, просматривая слайды

    Четвертый поход изучается на основе презентации (слайды) и исторических источников:

    Осада и взятие Константинополя латинами . Ограбление храмов в Константинополе.

    Жители города, передавая себя в руки судьи, вышли навстречу латинянам с крестами святыми изображениями Христа, как это делается в торжественных и праздничных случаях. Но и это зрелище не смягчило души латинян, не укротило их мрачного и яростного духа: они не пощадили не только частного имущества, но, обнажив мечи, ограбили святыни господни и звуком труб побуждали коней к нападению. Не знаю с чего начать и чем кончить описание всего того, что совершили эти нечестивые люди? О ужас! Святые образа бесстыдно потоптаны! О горе! Мощи святых мучеников заброшены в места всякой мерзости!..

    Поведение крестоносцев в Константинополе

    : всякий должен был опасаться за свою жизнь; на улицах плач, вопли и стенания, на перекрестках рыдания, во храмах жалобные стоны. Знатные родом бродили опозоренными, почтенные старцы — плачущими, богатые — нищими. Так — на площадях; так — в закоулках; так — в открытых общественных местах; так и в тайных убежищах!

    Таким-то образом: беззаконничали западные войска против населения христова, не оказывая решительно никому ни малейшего снисхождения, но всех лишая денег и имущества, жилищ и одежды совершенно ничего не оставляя тем, кто имел что-нибудь!…

    :неприятели проводили время в непотребствах, забавах, притом в забавах преимущественно бесчестных, и в посмеяниях над римскими обычаями:каждый день они пьянствовали и объедались

    Как встретили жители Константинополя пришельцев? (С крестами и святыми изображениями Христа)

    Как вели себя крестоносцы? (Устроили пожар в городе, разграбили храмы, жилые дома, пьянствовали:)

    Сообщение учащегося о Детских крестовых походах.

    Остальные походы рассматриваются с целью ознакомления. (Слайды)

    Рассматривая слайд , ученики делают вывод о том, какие государства были созданы крестоносцами и насколько они были сильны.

    Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.

    Прочитать п.6 параграфа 23 учебника и ответить на вопрос:

    Каковы последствия и итоги Крестовых походов?

    4. Закрепление изученного на уроке.

    Вопросы учителя:

    Что нового вы узнали сегодня на уроке?

    Почему поход бедноты потерпел поражение, а рыцари и феодалы дошли и захватили Иерусалим?

    Христианская религия учила прощать своих врагов, но сама же призывала к войне с мусульманами, к борьбе с еретиками. Подумайте, в каких случаях церковь звала проявлять милосердие к врагам, а в каких – к беспощадной расправе с ними?

    Как вы оцениваете деяния крестоносцев. Можете ли вы их как-либо оправдать?

    Какой характер носил первый крестовый поход?

    Домашнее задание. Параграф 23, ответить на вопросы в конце параграфа. Составить рассказ о первом крестовом походе от имени участника.

    Дневник участника детского крестового похода

    Национальный исследовательский университет

    «Высшая школа экономики»

    Бакалавриат факультета прикладной политологии

    Кафедра политического поведения

    Эссе по курсу

    «Политическая история России и зарубежных стран»

    Дневник участника детского крестового похода

    Выполнил:

    Студент 143 группы

    Лебединская Е.Д.

    Проверил:

    Короткова Светлана

    Москва — 2011

    История Средневековья всегда привлекала ученых исследователей. Возможно потому, что этот период мировой истории содержит в себе множество интереснейших и в какой-то степени необъяснимых событий. Одним из примеров может послужить четырехсотлетняя история Крестовых походов, которая началась в XII веке «Крестовым походом бедноты», а закончилась в XV веке походом, получившим название «Северного крестового похода». И, не смотря на то, что этот период был очень широко изучен, сейчас мы все же можем обнаружить во многих источниках массу фактов, подвергаемых сомнению. Наибольшую загадочность и неоднозначность, я обнаружила в источниках, посвященных крестовому походу детей.

    Хронисты XIII века подробно описывали феодальные распри и войны, но не удостоили пристальным вниманием эту весьма трагическую страницу средневековья (события описаны иногда несколькими строчками, а иногда их описанию отводится не более и половины страницы). Мы можем найти упоминание о детских походах более чем в 50 средневековых источниках. Однако из этих 50 доверия могут заслуживать только немного более 20. В эти 20 входят хроники, принадлежащие либо авторами, видевшими юных крестоносцев собственными глазами, либо тем, кто писал, опираясь на рассказы очевидцев, и вел свои записи в годы, близкие к событиям 1212 года. Но, тем не менее, сведения этих авторов нельзя назвать в полной мере исчерпывающими, так как в большинстве случаев они просто отрывочны.

    Сейчас же, самым недостоверным источником, несмотря на его очень подробное повествование, историками была признана хроника монаха Альбрика де Трауфонтэна. Да и вообще исследователи разделили достоверность источников на три категории: самым достоверным считается хроника, написанная либо участником, либо очевидцем детского похода, наименее достоверным, но все же внушающим доверие, является источник, написанный не более чем 40-50 лет после описываемых в нем событий, и, наконец, самый неправдивый — написанный более 50 лет спустя.. Именно поэтому невозможно найти достоверный и в то же время подробный источник. Ведь в то время светские писатели, по-видимому, считали, что история бессмысленной гибели более ста тысяч детей не достойна описания. В то же время и религиозные авторы не могли писать об этом событии. Известные же историки, видели в детском походе лишь нелепую глупость, которая не достойна того, чтобы тратить на нее время. Как результат, в исторических исследованиях, посвященных крестовым походам, мы можем найти всего лишь несколько строчек о детском крестовом походе, и то только между описаниями четвертого и пятого походов.

    Но история это ведь не только войны, битвы и политические интриги, история — это еще и жизнь людей, которая представляет не меньшую ценность. На мой взгляд, особенный интерес может представлять поведение людей в определенную эпоху в связи с какими-либо событиями, а в данном случае чувства детей-участников крестового похода.

    Но выяснив, что не было найдено ни одного источника, написанного непосредственно самим участником детского похода, нам остается лишь строить догадки о том, чем руководствовались дети, что они могли чувствовать, вступая в это странствие. А для большего понимания всей обстановки, мы можем вообразить, что однажды, изучая это историческое явление и надеясь открыть для себя что-то новое, мы в библиотеке наткнулись на старые, обветшалые записи, похожие на дневник. После долгого изучения этих записей, написанных корявым, будто детским почерком, мы понимаем, что в наши руки попала самая настоящая история, не имеющая цены. Да, да, в наших руках находится настоящий дневник, принадлежащий мальчику — крестоносцу, в котором описаны все события, практически до мельчайших подробностей.

    Вот что может быть написано в этом дневнике.

    крестовый поход беднота дневник

    Сегодня был необычный день. Мама впервые разрешила мне пойти одному на ярмарку. Обычно я ходил туда с отцом — он стал меня брать с собой с того времени, когда мне исполнилось четыре года. Но мне никогда не нравилось ходить туда с папой, потому что он всегда брал меня крепко за руку, и мне приходилось ходить везде за ним. А мне так хотелось разглядеть все повнимательней, ведь все эти игрушки, фрукты, овощи, которые там иногда появлялись — все казалось мне таким новым и интересным. Но больше всех меня привлекали маленькие деревянные игрушки, вырезанные мастером в форме, птиц, разных насекомых, а иногда даже в форме страшных хищных зверей. Но отец мне никогда не разрешал их трогать, а уж тем более играть с ними. Видимо он боялся, что я что-нибудь обязательно сломаю. Поэтому я мог о них только мечтать. Но зато у меня была другая маленькая радость — каждый раз мы с отцом заходили в лавку его знакомого, который торговал пшеном. Мы проводили там не меньше половины дня, по крайней мере, мне всегда так казалось. Там мне было, конечно очень скучно, потому что там никогда не было всяких луков или рогаток, выпиленных из дерева, в которые мы обычно играли с ребятами. Зато там были мешки с пшеном, в которые мне очень нравилось запускать пальцы. Я мог так сидеть часами, и это единственное, что меня спасало от мучительной скуки.

    И вот все то время, что мы проводили в лавке папиного знакомого, я копался в мешках, а они бесконечно обсуждали какой-то поход. Из этого обсуждения я тогда запоминал только слова: рыцарь и Святая земля (непонятно, почему именно эти слова, ведь я совсем не понимал их значения, но они навсегда врезались в мою память). Да, тогда я плохо понимал, о чем они так рьяно спорили, но сейчас, спустя восемь лет, я узнал что споры шли о том самом походе во имя Гроба Господнего, о походе, закончившемся в 1204 году полной неудачей французских рыцарей. Сейчас я уже хорошо себе представляю, что такое Гроб Господень и понимаю во имя чего был организован этот поход. А еще я знаю, что это был не первый подобный поход, но единственный, вызвавший такое негодование у народа. Этот поход и по сей день не забыт, потому что , потому что в его ходе так и не было достигнуто цели, «а вероломные мусульмане все еще оскверняют Святое место», — как говорил мой отец.

    Так вот, сегодня мне впервые доверили пойти на ярмарку одному, ведь мне совсем недавно исполнилось 12 лет (наверное мама решила, что я уже взрослый). Я никак не мог дождаться открытия ярмарки, еще и время как назло тянулось медленно-медленно, а скорее всего оно вообще остановилось. От скуки и незнания чем заняться я даже вызвался сам пасти скот (хотя раньше и этого мне никогда не доверяли, но я решил, что теперь мне можно почти столько же сколько и взрослым, а может быть и вообще все), ну чтоб хоть как-то убить время.

    И наконец, когда мои глаза сами собой начали закрываться, а весь скот разбежался в неизвестном мне направлении, я услышал радостные крики детей, бегущих сломя голову и обгоняющих своих отцов и матерей. Мое сердце от радости стало биться быстрей, и, бросив все, я тоже побежал. Мне кажется, настолько быстро я не бегал никогда, потому что спустя мгновение я уже стоял у ворот открывшейся ярмарки. А в это время в моей голове уже строился план, на первом месте которого, конечно, стояла лавка с деревянным игрушками, потом я бы пошел посмотреть на такие маленькие ножики, какими играли некоторые ребята во дворе. И только потом я бы обошел всю ярмарку, каждую из лавок по очереди.

    Прошло уже около четверти часа, а я уже наигрался с какой-то девочкой в деревянных лошадок и направился, было, к палатке с ножиками. Но по дороге меня отвлек один очень странный и непонятный мне разговор. Это разговаривали три мальчика (я их видел впервые и мне показалось, что они немного старше меня), точнее они не просто разговаривали, они заговорщически шептались, чем меня так сильно и привлекли.

    Стараясь остаться незамеченным, я прошел мимо них и остановился чуть поодаль, но так что бы было слышно каждое слово. Вот что я услышал: речь шла о каком-то 12-летнем (мой ровесник) крестьянском мальчике по имена Этьен. Он был родом из Клуа, кажется. (плохо представляю, где находится это место, но знаю что точно где-то во Франции). Ну так вот, этот мальчик встретил однажды монаха — пилигрима из Палестины, которому он дал подаяние. В благодарность за то, монах решил рассказал Этьену о заморских чудесах и подвигах, но неожиданно прервав свой рассказ монах сказал, что дальнейшие великие деяния в Святой Земле суждено совершить ему во главе невиданного похода детей, — «ведь от уст младенцев исходит сила на врага» — сказал он. Тогда мальчик спросил: «Кто ты?» и был ему ответ — «Иисус Христос». После пилигрим передал мальчику свиток с письмом к самому королю Франции с призывом создать детский поход. Тогда Этьен поспешил в Сен — Денни — в аббатство короля. По дороге в Сен-Дени посланник (так почему его называли эти парни во время своего разговора) собрал толпы детей. А сейчас он уже направляется к нам, в наш городок.

    Сначала я подумал, что это очередные выдумки глупых ребят, но потому я увидел какую-то связь между тем самым походом 1202 года, о котором часто слышал от взрослых и тем походом, которые собирался уже сейчас. Я знал, что ни один из предыдущих подобных походов не был закончен удачно. Даже у взрослых не получилось добиться своего. Поэтому я был испуган, но в то же время и немного взволнован. Ведь теперь спасение Святой Земли лежало на нас, на маленьких детях.

    Мне уже стало ни до ножиков, и уж тем более не до ярмарки, я был так взволнован, что забыл о всех поручениях матери и сломя голову побежал домой. Наверное я побежал домой, потому что мне не терпелось рассказать все отцу, а может быть просто чтобы скрыться от ответственности, но скорее всего я просто струсил и сбежал. (Сейчас, правда, я не понимаю от чего я бежал. Но точно могу сказать, мне было от чего-то страшно).

    июня, 1212 год

    Прошло всего два дня, а мне кажется, что уже целый год позади.

    За эти два долгих дня многое поменялось. Город стал как бы другим, он будто чего-то ждал, затая дыхание вместе с горожанами. Многое поменялось и во мне, в моем понимании, потому что я иначе стал относиться к происходящему во Франции. Постепенно страх из моей головы ушел и заменился желанием приложить все возможные усилия к великому спасению. Кстати, и многие дети — и мои сверстники и даже младше, а есть конечно и постарше — очень воодушевились этим походом. А что самое странное, наши родители поддерживают нас, хотя я ожидал, что они будут противиться и никуда нас не отпустят

    Все верят в то, что наша беззащитность спасет Храм Господень, ведь кто иной, если не беззащитные дети сможет спасти Святой Гроб. Но особенно наша вера усилилась, когда по Франции распространились слова Этьена о том, что перед ним, как перед посланником Божьим расступится море, а армия детей пройдет за ним посуху.

    Почему-то я действительно верю Этьену, верю, что его послал к нам сам Господь. Мне, как и всем другим детям, не терпится вступить в отряд «спасителей» (мы назвали так армию детей) и тем самым доверится Этьену. Нам уже совершенно неважно, что ждет всех нас впереди. Во главе с Этьеном из Клуа мы преодолеем все трудности и оправдаем ожидания наших отцов и матерей.

    июня

    Еще целых два дня позади. Только теперь почему-то уже ничего не происходит. Все ждут Этьена, а его все нет. Но мы точно знаем, что он уже близко.

    июня

    Вчера до нас дошел слух, что отряд уже приближается к нам.

    Обрадованные известием, мы начали готовиться к странствию: матери уже начали снаряжать нас кокой-то едой на первое время (хотя я на самом деле уверен, что она нам не понадобиться, ведь мы же идем под покровительством посланника Божьего, а он точно позаботиться о нас), отец начал выпиливать мне из куска дерева огромный меч, не знаю правда зачем, но папа все твердит, что он мне точно пригодиться.

    А еще я увидел один раз группку мальчишек, бегавших по улице в одеждах расшитых красными крестами. Сначала мне показалось это глупым, но потом, когда я спросил у папы, что это значит, он сказал мне, что так надо. «Так боролись за Святую землю наши отцы и наши деды. Это поход во имя Господа» — вот как он сказал.

    Но это было вчера. А сегодня свершилось то, чего мы все так ждали:

    Проснувшись рано утром от странных, но радостных криков, я нехотя встал и медленно поплелся во двор, чтобы посмотреть, в чем причина такого переполоха. Пока я сонно шел, за мной уже бежали родители. В это же время на улицы города стекались тысячи людей и со всех сторон раздавался взволнованный шепот: «Что происходит?», «В чем дело?» «Неужели это…». Да, это действительно были они.

    Сначала вдалеке показался огромный белый флаг с красным крестом, а чуть погодя мы увидели повозку (видимо с Этьеном), устланную коврами. Повозка постепенно приближалась и я уже отчетливо видел сидящего в ней мальчик 12 лет, который гордо поднимал над своей головой какой-то свиток ( как я потом узнал, это был тот свиток, который вручил ему монах) Этьен был именно таким, каким я его себе представлял, с храбрым и добрым лицом. По бокам повозку сопровождали два священника. Такое появление Этьена зародило во мне еще большую уверенность и тем более уважение.

    Но то, что весь город увидел спустя несколько минут, затмило все увиденное до этого: за повозкой бодро шли тысячи детей (мне не показалось, их точно было не меньше) и чем ближе они подходили, тем больше их оказывалось.

    Мы все, и дети и наши родители, не могли больше сдерживаться от ликующих воскликов. Со всех сторон полились радостные крики «Ура!», а где-то даже было слышно «Да здравствует Этьен!».

    Сложно вспомнить, что было дальше. Перед глазами сразу появляется картина, как мы уже стоим и прощаемся с благословляющими нас отцами и плачущими от волнения матерями. Но при этом мне совсем не было жаль, наоборот, мне не терпелось присоединиться к армии Этьена.

    10 июня

    Мы в пути уже целый день. Целый день меня не было дома, целый день я не видел родителей. Но я думаю об этом без капли грусти. Как же я могу грустить, когда я знаю, что на нас, а значит и на меня, возложен груз надежд. Надежд на то, что мы, дети, с нашей безгрешностью сделаем то, что не смогли сделать наши деды.

    Кстати, я познакомился с одним мальчиком по имени Кристофер. Он оказался младше меня (ему всего 10 лет). Но, несмотря на это, он очень силен и прозорлив, мне с ним очень весело и интересно. Кристофер мне очень нравится еще по тому, что он так же сильно разделяет мою веру в наше странствие. Именно он мне рассказал, куда мы держим путь. Оказалось, мы сначала идее в Вандом, где встретимся с еще несколькими отрядами для объединения под общим флагом, а оттуда мы уже направимся в Тур, а дальше в Леон и Марсель.

    Ой, еще Кристофер мне сказал очень странную вещь, оказывается, родители его почему-то заперли в чулане, чтобы он не убежал в наш отряд, но слава Богу, ему удалось тайком вырваться. (странно, почему его родители так были против).

    июня

    Уже стемнело, а мы все идем. За эти два дня, что мы в пути, нам устроили всего один привал и тот только на ночь. В еде, к счастью, пока нет недостатка, еле только на ночном привале то, что нам дали в дорогу родители. А вот спать пришлось на голой земле. Но мы с Кристофером решили, что в этом нет ничего страшного, ведь еда у нас еще осталась, а больше нам ничего и не надо. Этьен позаботиться о нас.

    Ах, чуть не забыл. Кристофер сегодня (не знаю как) узнал, что король Филипп-Август обратился к богословам какого-то университета (четно говоря не помню какого, Парижского наверное), а те велели нам все вернуться домой. Но мы продолжили наш путь дабы не предать Господа Бога.

    Правда нашлись и такие, которые отступили и вернулись домой, и их оказалось немало. Наша армия не досчиталась около тысячи человек. Я и Кристофер решили, что будем их презирать».

    А в это время Николас, мальчик из немецкого города Кельн, вместе со своим отрядом терпел адовы муки в Альпийских горах. Преодолев огромное расстояние, дети терпели неведомые даже по тем временам лишения. Многие из них умирали от голода и холода, а многие от тяжелейших болезней. Тех, кто не вставал утром, — бросали и шли дальше. Лишь каждый третий, кто сумел подняться в горы, спустился в долину. А до Генуи дошли всего лишь три — четыре тысячи детей.

    Но вернемся к владельцу дневника

    июня (но я точно не могу быть уверен)

    Прошло больше недели с того времени, как я сделал последнюю запись. Писать было совсем некогда, да и совсем не было сил. Все это время мы шли не останавливаясь и делая привал только для ночного отдыха. Иногда, когда многие из нас не выдерживали и падали прямо на ходу мы останавливались днем, чтобы немного отдохнуть. Но так было всего лишь первое несколько дней. Потом нам пришлось просто переступать через тела изголодавшихся и измученных детей. Для меня это было дико, я не мог понять такой бесчеловечности и все время рвался им помочь, но меня останавливал Кристофер. Он все повторял, что им уже ничем не поможешь. Но зато живы мы, и мы должны продолжать путь. Я же пока чувствовал себя прекрасно, еще чуть-чуть у меня оставалось испеченного мамой хлеба (правда уже черствого, но больше уже ничего не было), так что еды мне хватало до самого Вандома, где нас бы встретили со всеми почестями.

    И вот только вчера перед нами открылись ворота Вандома. Здесь нас встретили, как истинных героев. О больных и истощенных детях позаботились напоив и накормив их. Здесь же к нам присоединилось еще несколько отрядов детей. Теперь огромной армией и с новыми силами мы снова двинулись в путь, на этот раз мы направляемся в Тур.

    Честно говоря, я никогда не был столь горд за себя и тем более я никогда не мог себе представить, что так долго смогу продержаться вдалеке от родного дома, практически без еды, воды и крыши надо головой. Мне очень жаль тех детей, которые не смогли дойти с нами даже до Вандома, мне жаль, что они так и не увидят нашей победы.

    Мне становится все сложнее и сложнее вести счет дням. Они как будто бы сливаются друг с другом, и уже не понимаешь, где конец, а где начало этого дня. Единственное, что я знаю, это то, что хлеб у меня закончилась, а силы меня постепенно начинают покидать. Кристофер делится со мной куском хлеба, но и его нам надолго не хватит. Остается надеяться, что скоро мы дойдем до Тура, где сможем восстановить свои силы.

    Сегодня в нашем отряде упало (я называют это так) около пятидесяти человек. Мне становится страшно, что я тоже скоро могу оказаться в их числе. Но когда я думаю об этом, я сразу вспоминаю об истинной цели нашего похода, и мне сразу становится легче. В такие моменты я чувствую, что Господь следит за нами и помогает нам.

    Дальше несколько страниц из дневника вырваны, а может быть просто утеряны. Но в любом случае, нам остается лишь догадываться, о чем писал мальчик на этих страницах. Однако дальше повествование вновь продолжается:

    Я совсем потерялся во времени

    Не могу точно сказать, какой сегодня день, но могу сказать с уверенностью, что первый месяц лета подходит к концу. За это время наша армия успела пройти и пережить очень многое. Совсем недавно мы дошли до Тура (кажется всего два дня назад, потому что от Вандома шли мы достаточно долго — сил оставалось все меньше и меньше и приходилось замедляться). Увидев стены города Тур, мы все очень обрадовались. Ведь прошла почти неделя с того времени, как мы ушли из Вандома, а значит уже давно мы практически ничего не ели и совсем не отдыхали. За эту неделю детей упало больше, чем за весь поход. Поэтому сложно передать, насколько сильна была наша радость. Но к нашему изумлению, встретили нас очень холодно. Жители города не пустили нас даже за ворота, а только кинули нам несколько десятков мешков, скудно наполненных хлебом. Мне было прекрасно понятно, что для многотысячного отряда этого очень мало, но детей уже нельзя было остановить — огромной сворой они набросились на эти мешки, они пинались, толкались, не хотели делиться друг с другом. Этьен и священники пытались их остановить, призывая к разуму, но голодных детей уже ничего не волновало. И вот, через какую-то четверть часа мы все уже могли лицезреть разодранные и абсолютно пустые мешки и жадно дожевывающих детей. Вот так и состоялась наша остановка в Туре. Теперь нам с Кристофером не на что было надеяться. По дороге до Лиона мы начали по дороге изучать, какие растения съедобны, а какие лучше обходить стороной, ибо на другую еду можно было не рассчитывать. Но, к счастью, это единственное, что так сильно нас беспокоило. Главное, что в нас еще оставались силы идти дальше.

    Больше некогда писать, мы снова двинулись в путь. До Лиона осталось совсем чуть-чуть».

    В это время, немецкая армия детей уже дошла до заветной цели. В некоторых хрониках повествуется о том, что пизанцы, издавна соперничавшие с жителями Генуи, радушно встретили детей. И даже в какой-то степени сотворили чудо, которого ждали дети, — оснастили два корабля и отправили часть детей в Святую землю (ведь, как можно догадаться, море перед Николасом так и не расступилось). Но дальше история обрывается. Кое-кто из хронистов говорит о том, что все дети благополучно добрались до берега, но ни о какой встречи с неверными сведений нет.

    Давно наступил июль. Лион уже пройден

    Совсем не было сил писать. Думал, что мне удастся продолжить записи по приходу в Лион, но и там нас не ждал радушный прием, а сил идти оставалось все меньше и меньше. С трепетом ждал, когда же увижу Марсель, боясь до него не дойти. Несколько раз я уже терял сознание, но хорошо, что у меня есть Кристофер, который не позволял меня бросать и тащил на своих плечах. (не представляю, как ему это удавалось, ведь он сильно младше меня) Сам он держится очень бодро, я не разу не видел, чтобы ему было плохо. Но все это позади. Теперь мы уже в Марселе, (более красивого города я не видел, здесь живут очень добрые и приветливые люди) где расположились на два дня. Сначала мы не понимали, почему так долго, ведь перед нами уже море, которое ждет нас, зачем же тогда так мешкать. Но священники, которые сопровождали нас, объявили нам, что это остановка необходима, прежде всего, для Этьена. «Великому посланнику необходимо набраться сил, и тогда он сможет покорить себе море, проложить путь к Гробу Господнему, чтобы вы могли пройти за ним посуху» — сказали они.

    Нам же оставалось покорно ждать. Хотя в целом, мне и Кристоферу это было не в тягость. Часами мы сидели у моря, представляя, как оно разверзнется перед нами и доведет нас до самой Палестины, а там уж победа точно будет за нами. И, наконец то, во всем мире будет царить счастье и благодать. Преисполненные такими мыслями, мы впервые за долгое время были по-настоящему счастливы и никакие лишения не омрачали нам этого чувства.

    И вот наступил этот день. День которого мы ждали целый месяц, ради которого мы преодолел нечеловеческое расстояние. С самого утра, тысячи детей высыпали на берег, в ожидании появления Этьена. Время остановилось, как будто даже оно ждало Этьена. Но долго ждать нам не пришлось, через расступавшуюся толпу пробирался Этьен, облаченный в белую рясу. Он шел медленно и величественно. Дойдя до самого берега, когда волны были практически уже у его ног, он остановился. Все затихли, стало слышно даже дуновение ветра. Вот-вот должно было свершиться чудо… «Но что происходит? Почему море не расступается? Наверное, Господь разгневался на нас за что-то!» — уверен, что такие мысли, посещали каждого из нас, когда Этьен стоял у моря уже более часа, но ничего не происходило. Я был испуган, я не понимал, что происходит, ведь не может такого быть. Ведь не зря мы шли сюда. Как же мы тогда доберемся до Святой земли.

    Но тут, откуда не возьмись, появились два богато одетых всадника. Они подъехали к Этьену (а так, как я стоял в первых рядах, я мог слышать, что они ему говорили) и один из них произнес : «О, вождь святого воинства! Мы тоже хотим послужить богоугодному делу! Возьми наши корабли, чтобы достичь желанной цели и выполнить свой обет…». Этьен тут же согласился, объявив нам, что он неправильно понял послание Божье, что на самом деле море не расступится, а покориться ему. Со всех сторон раздались радостные вопли и слова благодарности, обращенные к двум всадникам. Но я чувствовал, что на самом деле что-то не так…

    На этом дневник обрывается. Может быть, автор не смог дописать его, а может быть часть была просто утеряна. Но в любом случае, окончание этой истории мы можем лишь домыслить сами, исходя из тех исторических данных, которыми мы сейчас обладаем.

    Согласно многим историческим трудам, армию Этьена погрузили в семь кораблей, два из них попало в страшную бурю близ острова Святого Петра. Другие пять кораблей сумели проскочить мимо скал, но куда унесло несколько тысяч детей, так никто и не знал.

    Но вот, двадцать лет спустя во Франции объявился таинственный монах. По его словам, когда-то он отплыл из Марселя вместе с детьми, и ему посчастливилось остаться в живых. Так вот он поведал народу, что на самом деле, не повредившиеся корабли, доплыли отнюдь не до Палестины, а до Алжира, где детей продали в рабство. Часть детей тут же разобрали по богатым домам, других отвезли на рынки. А трупы тех, кто потерпел крушение у острова Святого Петра, рыбаки выловили из моря и погребли в братской могиле. Еще позже на этом месте воздвигли церковь Новых Непорочных Младенцев. Мы же можем только надеяться, что мальчик, написавший этот дневник, все-таки выжил, и ему посчастливилось, если это конечно можно так назвать, попасть в богатый дом.

    Но, несмотря на неудачу, этот поход имеет право на место в истории Средневековья, ведь он, как и все предыдущие, оказал сильное влияние на последующие крестовые походы. А вся, многовековая история крестовых походов повлияла на развитие Европы того времени. Наиболее точно об этом последствии высказался У.М. Уотт: «Важнейшим следствием Крестовых походов, в том числе и похода детей, было то, что именно в них Западная Европа обрела свой дух. И этот положительный результат значением намного превысил политическое и военное поражение европейцев». Люди начали задумываться о связи человека с Богом и о месте человека в мире Бога. Эпоха Крестовых походов повлекла за собой начало эпохи Возрождения.

    Список литературы

    1.В.Задорожный «Игра, ставшая трагедией».«Атеистические чтения». М., Издательство политической литературы, 1990г.

    .«Средневековая Европа глазами современников и историков». Часть вторая. «Европейский мир X — XV вв.». М.: Интерпакс., 1994г.

    .Жак Ле Гофф «Цивилизация средневекового Запада». М.,1992г.

    .М.А. Заборов «История крестовых походов в документах и материалах» М. 1997г.

    .М.А. Заборов «Крестоносцы на Востоке». М., «Наука», 1980г.

    .Е. Монусова «История крестовых походов». М.2010г.

    .М.Ю. Виппер «История средних веков». М.: Республика, 1993г.

    Рассказ от имени участника крестового похода 6 класс


    2

    4 ответа:

    Рассказ от имени участника крестового похода 6 класс



    6



    0

    Совсем интересно и как я могу быть одним из участников крестового похода?!!

    Ну да, понимаю. Ныне вся «мировая и демократическая общественность» во главе с самым главным паханом — Америкой, объявила вот это самое против Руси.

    А я-то тут причем! Во, догадалась эта глупотясь и объявила против Руси очередной крестовый поход. А собственная задница уже от страха лопается.

    А я как, а как мне быть? Ежели я такой маленький, беспомощненький и подленький, да предательский, и все время отдаюсь, ежели мне приятно.

    «Ух-ты, ах-ты, все мы космонавты!». Это припев от песни девушки, которая в своей деревне расхвасталась, что космонавту отдалась. А мужики ей и подпели.

    И еще ха!

    А крестовые походы закончились еще в тринадцатом веке. И я был один из участников этих походов. Так от лица очевидца и скажу.

    А мочил я и грабил всех подряд. Баб насиловал, которые по пути грабежа мне попадались. Животы им вспарывал. Что попадалось мне, особенно нечто блестящее, то и прятал в свой загашник. И героем был, впрямь, по нынешнему «демократическому».

    То и пишите, что на самом деле было…

    Рассказ от имени участника крестового похода 6 класс



    3



    0

    Мне довелось участвовать и выжить (!!) в самом необычном крестовом походе. Даже по меркам нашего жестокого времени этот крестовый поход выделялся своей беспощадностью и бессмысленностью.

    Шел год 1212. Десятки тысяч невооруженных детей, называвших себя крестоносцами, отправились из Франции и Германии в Иерусалим с единственной целью — отвоевать город у мусульман.

    И, хотя наш поход даже не был одобрен Папой, он обернулся настоящей катастрофой. Никто из детей не достиг Святой Земли, но многие, в том числе и я, были проданы в рабство, другие — просто сгинули, не оставив после себя и тени.

    Рассказ от имени участника крестового похода 6 класс

    Много лет прошло с тех пор, я, всю свою сознательную жизнь проживший в рабстве, до сих пор не могу найти ответ на мучивший меня годами вопрос: как могло такое случиться? Тишина.

    Рассказ от имени участника крестового похода 6 класс



    2



    0

    Крестовые походы не появились на пустом месте. Крестовые походы стали результатом постоянных набегов мусульман на сопредельные с ними города и страны, когда они воровали женщин или просто их насиловали, грабили и убивали. Вот римские папы и решили дать отпор мусульманам и показать, что воевать и убивать умеют и христиане. И, в принципе, показали. По сути крестовые походы были первым достойным отпором, которые дали христиане мусульманам.

    Когда же бедняки Европы собрались и пошли походом на Ближний Восток, и, проходя через Констанинополь, увидели его богатства, то у крестоносцев просто закружилась голова от такого количества всевозможных ценностей. Да, бедный народ Европы не видел такого богатства и потерял голову. Они разграбили этот город и вывезли из него все богатства.

    Да крестоносцы грабили, насиловали и убивали. Они занимались всем тем, чем занимались любые завоеватели, начиная от Кира Великого, Мухаммеда и заканчивая современными войнами. Принципиально ничего не изменилось и крестоносцы поступали не хуже и не лучше любых других завоевателей.

    Об этом и писать сочинение.

    Рассказ от имени участника крестового похода 6 класс



    1



    0

    Тематика сочинения явно не детская: ребенку сложно будет представить себя религиозным фанатиком, а если он это дело попробует, то, не дай Бог, таким станет. Начинать сочинение нужно с религиозных переживаний героя. Его мучит нужда и он надеется, что все его проблемы решаться, если он примет участие в освобождении Гроба Господнего. Линию материальных причин участия в походе лучше вывести непрямым текстом. Далее путешествие на корабле и высадка десантом в Палестине. Шок от изменения климата и необходимость выйти на связь с местными христианами. Возможно, наш крестоносец удивится их прагматичности. Затем следует описать несколько сражений с сарацинами. Завершал бы я повествование тем, что герой раненый вернулся домой и навлек гнев соплеменников любовью к игре в шахматы.

    Читайте также

    Рассказ от имени участника крестового похода 6 класс

    Сочинение «Нужно ли подкармливать птиц зимой»

    На городских улицах часто можно увидеть скворечники, висящие на деревьях. Они нужны для того, чтобы подкармливать птиц.

    Птицы — наши друзья. Они уничтожают насекомых и их личинки, которые портят наш огород, кусают нас самих. Мы бы не смогли с ними справиться без помощи пернатых друзей.

    Зимой им трудно найти себе пропитание, ведь всё покрыто толстым слоем снега. Поэтому их подкармливают зерном и крупами, а для защиты от заметания снежком, еду насыпают не на землю, а в удобные скворечники. Тем более что там птицы могут поесть без боязни быть схваченными котами.

    Я считаю, что кормить птиц нужно и очень важно. Тем более что на это не нужно ни дорогостоящих кормов, ни каких-то специальных средств, всего лишь кулачок крупы — и то вклад в защиту природы.

    Рассказ от имени участника крестового похода 6 класс

    Сначала надо определить, что такое зло, а что добро.

    Как писали небезызвестные авторы: урожай — добро для земледельца, а засуха — добро для продавца зерна.

    Человечество векам искало определения добра и зла.

    Добром сжигали ведьм и осуществлялись крестовые походы. Злом считалось инакомыслие и наука.

    Можно сказать, что добро это то, что дает, поддерживает и продлевает человеку жизнь. Но все ли люди этого заслуживают. Стоит ли спасать массовых убийц?

    руководствоваться тем, чтобы всем было лучше? Это как? Поделить все ВВП на всех? Половина пропьет, а половина уедет отдыхать за рубеж, пока не кончатся деньги.

    А что есть зло?

    Обратная сторона добра? Но мы же не знаем, что это такое, добро…

    Так что сначала нужно определить цель, объяснить и доказать самому себе, а потом и другим, что такое зло, а потом уж искать способы его искоренения и искоренять.

    И чем, кстати, бороться со злом? Добром?

    UhM1K2k3WMbXdnUcTT2E1q12QlnZfRwL.png

    Рассказ от имени участника крестового похода 6 класс

    Жизнь-это, как бег с препятствиями. Сначала ты бежишь по ровной дороге и тебе хорошо и приятно. Ты умеешь так бежать. Но неожиданно появляется барьер. Кто-то беретего с ходу, не обращая внимания на трудности, кто-то останавливается и думает, как пройти препятствие и после раздумий перешанивпет, а кто-то стоит и чешет голову, не решаясь сделать шаг. Простой пример из спорта хорошо ложиться и на простую жизнь.Рчень часто мы ставим себе барьеры сами. Причем они не реальные, а всего лишь в нашей голове. Придумываем причины почему мы не можем сделать то или иное. Мы очень часто боимся сделать шаг-переступить барьер, потому что думаем, что завалимся вместе с ним-боимся неудачи. Но ведь каждый человек сможем справиться с препятствием, если не с первого, то со второго-третьего раза точно. Не узнаешь-пока не попробуешь. И всегда самое главное препятствие-это страх в нашей голове.который мы сами себе придумали. Преодолев его мы сможем преодолеть что угодно.

    Рассказ от имени участника крестового похода 6 класс

    Если и не победить, то обескуражить и привести в растерянность. Такая непредсказуемость, выраженная в благородном поведении, может и всякого неприятеля натолкнуть на благую мысль изменить уже свою тактику поведения в конфликте. В результате, исход инцидента столкновения может быть совсем иным, чем ожидался ранее первоначально.

    Это легко пронаблюдать даже по детской ссоре. Дети в компании могут поспорить, но смышленый ребенок ссору продолжать не станет или перестанет отвечать. Скоро и сам конфликт утихнет, ссориться- то не с кем.

    Так благородство и разум помогут конфликт с неприятелем разрешить.

    Рассказ от имени участника крестового похода 6 класс

    Рассказ от имени участника крестового похода 6 класс

    Просто взять и написать. Это действительно сочетание и трудолюбие и таланта.

    Потому как, каким бы трудолюбивым вы ни были, сколько бы ни трудились, а без таланта навряд ли что-то гениальное получится. Сколько не учи ноты, а если нет таланта, то навряд ли вы напишете какую-то композицию. Сколько бы вы не учились рисовать и не тратили на это кучу времени, если нет таланта, навряд ли у вас получится гениальная картина .

    То же самое можно сказать и о трудолюбии. Можно иметь таланты, но если их не развивать и не трудиться ничего может не получиться.

    Ну вот как-то так развить тему.

  • Рассказ от лица вещи
  • Рассказ от имени точки знака препинания
  • Рассказ от имени феодала 6 класс история
  • Рассказ от имени фараона 5 класс история древнего мира
  • Рассказ от лица воина древнего египта