Рассказ осенняя жизнь растений 2 класс

Слайд 1изменение в жизни растений осенью . листопадслайд 2унылая пора! очей очарованье! приятна мне твоя прощальная краса люблю я

Слайд 1

Изменение в жизни растений осенью . Листопад

Слайд 2

Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы . Так поэт описывает осень. Ребята, какое сейчас время года? Правильно, весна. А мы сегодня вспомним осень. На протяжении четырех занятий будем говорить об изменениях в жизни растений в разные времена года: осенью, зимой, весной и летом. Итак, осень…

Слайд 3

Как изменяется окраска листьев деревьев осенью 10 сентября 10 октября 10 ноября

Слайд 4

Почему осенью изменяется окраска листья? В листьях содержатся красящие вещества: Зеленый (хлорофилл) Желтый ( ксантофилл ) Красный ( антоциан) Эти пигменты всегда содержатся в листьях, но когда солнца много, преобладает хлорофилл, поэтому листья имеют зеленый цвет. Осенью солнца становится меньше, зеленый пигмент разрушается и листья становятся желтыми, красными.

Слайд 5

Какие деревья осенью желтеют? Береза, липа… У каких деревьев листья краснеют? Рябина, осина, клен… У некоторых деревьев листья остаются зелеными, т. к. других красящих веществ, кроме зеленого, у них нет. Сирень…

Слайд 6

массовое опадание листьев растений осенью З ачем вообще листопадные деревья и кустарники сбрасывают листья осенью? Листья постоянно испаряют влагу. Зимой вода замерзает и дереву становится сложно её добывать. Поэтому деревья и кустарники приспособились сбрасывать листья осенью, а весной выращивать новые. З имой , на листья налипает снег и ветви могут поломаться под его тяжестью . Растение использует листья в качестве контейнера для удаления ненужных веществ, накопившихся за лето. Листопад

Слайд 7

Подготовку к осеннему листопаду растение начинает загодя. В августе-сентябре на основании листа вырастает гладкая перегородка — так называемый пробковый слой. Увеличиваясь в объеме, он постепенно отделяет черешок от ветки. Какое-то время лист еще держится за счет «водоносных» сосудов, однако стоит налететь легкому ветру, и он опадает . Верным признаком того, что листопад скоро начнется, является пожелтение или покраснение листвы. Это происходит оттого, что от недостатка дневного света не успевает восстанавливаться хлорофилл — вещество, участвующее в процессе фотосинтеза и окрашивающее лист в зеленый цвет. Его постепенно замещают другие вещества, отчего лист и меняет окраску.

Слайд 8

Существует ряд примет, связанных с листопадом. Назовем их . Если листья березы осенью начнут желтеть с верхушки, то следующая весна будет ранняя, а если снизу – то поздняя. (слайды) Листья осины лежат на земле кверху лицом – зима будет холодная, кверху изнанкой – теплая. Прежде времени лист опадает – к долгой зиме. Пока лист с вишневых деревьев не опал, сколько бы снегу не выпало, оттепель его сгонит.

Слайд 9

Не все наши деревья и кустарники сбрасывают на зиму листья. У ели, сосны, пихты, кедра нет необходимости избавляться от лиственного покрова! Так с чем же это связано? 1. Хвоя (иголки) – это видоизменённые листья. Они покрыты толстой оболочкой. Особый внешний вид «листьев» хвойных деревьев, позволяет использовать меньшее количество питательных веществ, и в отличие от лиственных растений. 2. Игольчатое строение листа препятствует испарению влаги (испаряет в 10 раз меньше воды). Листья, в отличие от хвои, имеют слишком большую площадь. 3. Хвойные деревья «просыпаются» раньше лиственных, т.к. долго запасают питательные вещества благодаря «иголкам ». 4. Снег не доставляет ели дискомфорта. Благодаря своему строению, ветви у хвойных — устойчивые и гибкие, а хвоинки не ломаются под тяжестью.

Слайд 10

Не многие знают, но ель и сосна все же сбрасывают иголки, правда происходит это постепенно и не заметно. Продолжительность жизни иголок на вечнозеленых деревьях варьируется в зависимости от вида. Например, сосна может удерживать хвоинки до 40 лет. Однако в среднем, хвойное дерево меняет иголки раз в 5-10 лет. Но есть исключение. Например, лиственница осенью сбрасывает иголки, т.к. они не покрыты толстой оболочкой.

Слайд 11

Ниже приведены утверждение . Одни из них верные, другие-неверные. Подумайте и решите какие верные. 1. Листья клёна бывают и красные, и жёлтые. 2. Листья сирени опадают жёлтыми. 3. Листики осины постоянно дрожат, даже если нет ветра. 4. У ивы резные листочки. 5. У рябины листья краснеют. 6. Дуб дольше других не сбрасывает листвы. 7. У берёзы листья жёлтые. 8. Ясень желтеет последним. 9. У клёна, как и берёзы, берут сладкий сок. 10. Все хвойные деревья остаются зелёными.

Слайд 12

А теперь проверьте себя. Правильное высказывание стоит «+», неправильное «-» 1 . Листья клёна бывают и красные, и жёлтые. + 2. Листья сирени опадают жёлтыми. — 3. Листики осины постоянно дрожат, даже если нет ветра. + 4. У ивы резные листочки. — 5 . У рябины листья краснеют. + 6 . Дуб дольше других не сбрасывает листвы. + 7 . У берёзы листья жёлтые. + 8. Ясень желтеет последним. — 9 . У клёна, как и берёзы, берут сладкий сок. + 10 . Все хвойные деревья остаются зелёными. —

Слайд 13

Красивые листья под ноги летят, Устроила осень в саду листопад. Вот лиcтья берёзки, вот листья осинки, Вот кружатся в вальсе листочки рябинки . Ребята, сегодня мы с вами совершили путешествие во времени, побывали в осеннем лесу. Я думаю вам понравилось. Следующее путешествие будет в холодную зиму. До новых встреч!

На чтение 7 мин. Опубликовано

Осень — замечательная пора. В это время года солнце светит умеренно, влажность воздуха держится на оптимальном уровне, нет такой духоты, как летом. Дни становятся короткими, а ночи — долгими, прохладными. С середины сентября по начало октября можно наблюдать уникальное явление: бабье лето. Ученики могут составить доклад по окружающему миру для 2 класса «Наблюдения осенью».

Мероприятия в это время года

Дачники собирают яблоки, виноград, помидоры, кукурузу, тыкву, картофель, морковь. Продукты закладывают на хранение. Когда наступает бабье лето, садоводы обрезают деревья и кустарники, а также обрабатывают их от вредоносных насекомых. Почву перекапывают, вносят органику. В сентябре-октябре сажают озимые культуры, утепляют растения-многолетники.

По завершении сельскохозяйственных работ проводят праздник урожая. На прилавках раскладывают дары осени: фрукты, овощи, ягоды. Изменения в природе, происходящие осенью, наполняют человека положительными эмоциями. Дождь, сменяющийся солнцем, вдохновляет. Осень наполнена романтикой. В это время года часто заключают браки.

Что происходит с растениями

Погода изменчива, но можно наблюдать красочное явление природы — листопад. Осенью растения сбрасывают листву. Этот процесс им полезен, поскольку с листвой растительность избавляется от вредных насекомых. Но некоторое количество личинок все же остается под корой.

Наблюдения осенью (окружающий мир 2 класс)

Листву сбрасывают кустарники, травы. Это связано с тем, что осенью в ней повышается количество вредных веществ. Сбрасывая листья, растения избавляются от них. Полезные компоненты сохраняются в корнях, клубнях луковиц. Ценные вещества становятся необходимыми в теплое время года.

Осенью растения готовятся к зиме. После периода покоя они лучше переносят вегетацию. Травы, деревья и кустарники не прекращают развиваться, но в них замедляется обмен веществ. Поздней осенью зарождаются задатки вегетационных почек, которые распускаются весной.

Для фотосинтеза растениям требуется влага и солнечный свет. При нехватке происходят биологические изменения на клеточном уровне: прекращаются или замедляются жизненно важные процессы.

Осенью наблюдаются температурные колебания. Из-за сокращения светового дня замедляется движение жидкости в растениях. Солнце не согревает землю в полной мере, почва высыхает. Жизненно важные циклы деревьев и кустарников завершаются. Зимой у растений период покоя, он связан с нехваткой влаги, питательных веществ.

Научный дневник наблюдения в природе осенью

Один из главных признаков осени — изменение окраски листьев. Они становятся желтыми, золотистыми, красно-оранжевыми, а вскоре опадают. Ученикам рекомендуется составить список деревьев, которые первыми сбрасывают листву, это:

  • береза;
  • клен;
  • липа;
  • дуб;
  • ясень;
  • тополь;
  • осина.

Растения теряют листья, потому что испытывают дефицит хлорофилла, зеленого пигмента, который участвует в фотосинтезе. Листва разлагается на поверхности почвы, насыщая ее органикой. Образовавшийся слой способен удерживать дождевую воду, он насыщает грунт влагой. В таком субстрате культуры лучше растут и развиваются, а в холодную погоду их корни защищены от вымерзания.

Наблюдения в природе осенью научный дневник 2 класс по окружающему миру

Осень — время красивейших пейзажей. Можно видеть, как вся природа готовится к зиме. В научном дневнике для 2 класса по окружающему миру надо указать, что осенью наблюдаются и твердые, и жидкие осадки. Климат резко меняется, в конце ноября появляются туманы, на растениях образуется иней.

В эту пору дуют ветра, тучи наполняются дождем. У многих осень ассоциируется с грязью, слякотью, промозглым ветром. В конце ноября ранним утром появляется снежная роса.

Изменения в мире животных

Природные явления, которые происходят осенью, заставляют животный мир адаптироваться к другим условиям. Птицы мигрируют в теплые страны, но некоторые, например голуби, остаются в городах и селах. Они хорошо себя чувствуют зимой в таких условиях. Первыми улетают:

  • ласточки;
  • скворцы;
  • соловьи;
  • грачи.

Научный дневник 2 класс по окружающему миру

Перед тем как осуществить перелет, они собираются в стаи. Пернатые чувствуют изменения климата. Как только начинает холодать, они отправляются в путь. Перелет отличается длительностью и скоростью: средняя продолжительность — 2 месяца, скорость — 30 км в день.

Пернатые мигрируют в разное время суток: утром, днем, ночью. В процессе перемещения птица останавливается, чтобы добыть пищу. Пернатым необходимо накапливать подкожный слой. Благодаря ему, удастся перенести температурные перепады. Кочевой образ жизни также ведут:

  • дятлы;
  • снегири;
  • совы;
  • сойки.

Они обитают в лесах, питаются остатками плодов. Список птиц, которые хорошо переносят холод:

Осенние явления природы

  • синицы;
  • воробьи;
  • сороки;
  • голуби.

В холодное время года они добывают себе пищу. Насекомые — жуки, комары, мухи, бабочки, кузнечики, стрекозы, муравьи — прячутся от холодов под древесной корой или обитают возле корней. Они создают жилища в древесных трещинах, также прячутся во мху.

С наступлением поздней осени у холоднокровных животных меняется температура тела. Они отличаются от теплокровных видов неразвитой системой терморегуляции. К холоднокровным относятся:

  • амфибии;
  • рептилии;
  • лягушки;
  • ящерицы;
  • змеи.

Осень амфибии

В середине ноября лягушка, самая мелкая представительница земноводных, прячется в укромных местах. Многие животные впадают в спячку. Когда они видят, что приближаются холода, начинают усиленно питаться. Хищники съедают много пищи и прибавляют в весе. Некоторые делают запасы в виде корма, складывают в убежища грибы, семена, плоды, личинки насекомых.

Осенью млекопитающие линяют, некоторые виды, в частности олень, рысь, волк, меняют оттенок шерсти. Летом она темнеет, а зимой — светлеет. Подшерсток усиливается в холодное время года, он становится более плотным, удлиняется. Благодаря этому животное хорошо согревается зимой.

Осенью живые организмы преобразуются и видоизменяются. В спячку впадают ежи, грызуны, бурундуки, бурые медведи. Им обязательно накапливать жировую прослойку. У лосей, кабанов и рысей осенью наступает брачный период. Звери выводят потомство.

Барсуки, бурые медведи, бурундуки, ежи усиленно питаются, после чего впадают в зимнюю спячку. Жировая прослойка помогает согреться в холодный период. У лосей, кабанов, медведей и рысей наступает брачный период. Они выводят потомство весной.

Природные явления

Стоит рассмотреть примеры осенних явлений в неживой природе. Туман представляет собой скопление конденсата, образуется в результате взаимодействия капель воды и кристаллов льда. Так появляются облака, которые отличаются плотностью. Туман может быть настолько густым, что человек не будет ничего видеть в пределах 1 м.

Природное явление возникает, когда холодный воздух вступает во взаимодействие с теплым, при этом относительная влажность воздуха составляет не более 85%.

Осень туман

Появление тумана в небольших населенных пунктах часто связано с низким уровнем влажности. Густые облака образуются в результате конденсации водяного пара, который накапливается в воздухе после сгорания топлива.

Туман нельзя назвать сезонным, однако он часто наблюдается осенью. Густые облака образуются над поверхностью водоемов и в горах. Туман чаще появляется осенью, потому что в эту пору уровень влажности повышен. Температура воздуха резко меняется. Минимальная продолжительность тумана — 10 минут, а максимальная — несколько суток.

Поздней осенью можно видеть иней, он — знак похолодания. Иней — это осадки, которые появляются в результате скопления кристаллов льда. Природное явление связано с сублимацией атмосферной влаги на горизонтальных поверхностях. Оно включает в себя конденсацию, кристаллизацию.

Водяной пар отрицательной температуры собирается на определенной поверхности и замерзает. Так появляется иней. Природное явление чаще бывает в прохладное время года: поздней осенью. Накануне инея обычно тепло, уровень влажности высокий, однако через пару дней резко холодает.

Кристаллы льда образуются на поверхностях, которые имеют низкую теплопроводность. Их можно видеть на деревьях, листьях, траве. Предрасполагающий фактор — отсутствие ветра. Если в местности сильный ветер, иней не образуется. Кристаллы льда могут собираться в рисунки.

Осень ливень

Дождь появляется в результате того, что влага в природе непрерывно движется. Облака накапливают много воды, она выливается на землю. Обыкновенный дождь не имеет ярко выраженных признаков, он средний по мощности, идет от нескольких минут до нескольких часов, часто наблюдается осенью.

Ливень — внезапный интенсивный поток воды, который выливается на землю за короткий период. Такой дождь сопровождается громом и молнией, чаще возникает летом или в первых числах сентября.

Затяжной осенний дождь — признак осени. Он длится от 2 часов до нескольких дней, характеризуется пониженной температурой. А вот кратковременный внезапно начинается и неожиданно заканчивается.

Наблюдения в природе осенью показывают, что природа меняется и готовится к наступлению самого холодного сезона. В это время года можно увидеть, как деревья сбрасывают листья, а птицы отправляются на юг. Чтобы узнать, какая она, настоящая осень, стоит понаблюдать за ней самостоятельно.

Конспект урока

по предмету «Живой мир»

Тема: «Растения осенью»

2018-2019 учебный год

Тема урока: «Растения осенью»

Цель:

  • закрепить знания об осенних природных явлениях и состоянии природы осенью, полученные на предыдущих уроках .

  • сформировать знания об осеннем периоде в жизни растений.

Задачи:

  • познакомить с особенностями жизни деревьев, кустарников и трав в осенний период;

  • развивать устную речь учащихся;

  • формировать положительную мотивацию учения;

  • воспитывать у детей любовь и бережное отношение к природе;

  • развивать логическое мышление, познавательный интерес;

  • закрепить знания об осенних изменениях в природе;

  • уточнить признаки осени.

Методы обучения:

  • репродуктивный;

  • проблемный;

Формы организации познавательной деятельности:

  • фронтальная;

  • индивидуальная;

Ход урока

  1. Организационный момент.

Прозвенел звонок и смолк.

Начинается урок.

Руки? – На месте.

Ноги? – На месте.

Локти? – У края.

Спина? – Прямая.

— Ребята, сейчас у нас урок развития речи.

— Как вы должны отвечать на уроке?

( Поднимаем руку. Отвечаем полными предложениями).

-Да, вы должны давать полные ответы. Говорить правильно и красиво. Это и будет нашим главным правилом на уроке.

2. Актуализация знаний.

— Ребята, прочитаю стихотворение, вы внимательно послушайте и подумайте, о чём мы будем говорить на уроке. Догадайтесь.

Ветки голые стучат, галки чёрные кричат,

В ветках редко просинь.

Льдинка хрустнет не звонко, крикнет птица тонко,

Будто есть попросит.

— О чём говорится в стихотворении?

( В стихотворении говорится об осени.) (слайд)

— Правильно. А что такое осень?

( Осень – это время года. Осень длится 3 месяца – сентябрь, октябрь, ноябрь…)

— Какие осенние месяцы вы знаете? Назовите.

1258263 1 Сколько осенних месяцев?

— Посмотрите на таблицу и составьте рассказ об осени.

-Осенью солнце греет не так сильно, часто прячется за тучи.

— Осенью часто идут дожди.

— Осенью деревья сбрасывают листья.

Как называется это явление?

— Листопад.

— Какого цвета листья на деревьях осенью?

— Осенью листья становятся красными, жёлтыми и оранжевыми.

— Осенью птицы улетают в тёплые края. Насекомые прячутся в кору деревьев, старые пни. Готовятся к зиме.

— Осенью становится холодно, люди надевают тёплую одежду. Берут зонт, т. к. идут дожди.

— Осенью люди собирают овощи и фрукты.

— Молодцы, ребята. Сколько много признаков осени вы знаете.

3. Физминутка

Давайте немного отдохнём.

Мы листики осенние, на ветках мы сидим.

                         Дунул ветер – полетели и на землю тихо сели.

                         Ветер снова набежал и листочки все поднял

                         Закружились, полетели и на землю снова сели.

— Садитесь на свои места.

4. Сообщение темы .

Подул ветер и разбросал все листочки. Сколько много листьев, сосчитайте. Под листочками зашифрованы слова. На каждом листочке есть цифра, каждой цифре соответствует своя буква. У вас на партах лежат таблицы.

— Замените цифру на букву, и вы узнаете тему нашего сегодняшнего урока.

Скажем хором. (Растения осенью)

— Верно, тема нашего урока «Растения осенью».(слайд) 

5. Объяснение нового материала.

Сегодня на уроке мы рассмотрим изменения, которые происходят осенью в жизни растений.

— Давайте представим, что мы в осеннем лесу. Что вы видите в лесу? (слайд) (Деревья, кустарники, травы)

— Что происходит с деревьями осенью? (Листья на деревьях становятся жёлтыми, красными, оранжевыми, затем они опадают. – Как называется это явление в природе? Листопад. Деревья стоят голые.)

— А вы знаете, почему листья падают с деревьев? Это происходит из-за того, что осенью начинает холодать, почва постепенно замерзает, и корням деревьев становится всё труднее добывать из неё воду. К зиме дерево совсем перестанет получать воду и питание из почвы, если бы листья продолжали оставаться на дереве, то вся вода испарилась бы через их поверхность и дерево погибло. Поэтому дерево и сбрасывает листья.- В нашем лесу много деревьев. Какие деревья вы знаете? (Осина, ель, сосна, пихта, дуб, берёза, рябина)

— А чем же отличается береза, осина от сосны и ели? (Береза, осина – лиственные деревья, а сосна и ель – хвойные деревья) (слайд)

— А что же происходит с хвойными деревьями осенью? (Хвойные деревья не сбрасывают хвоинки осенью)

— А что же происходит с кустарниками? ( Кустарники желтеют и засыхают)

— Что происходит с цветами и травами? (Цветы и травы желтеют, увядают и засыхают)

— Молодцы, правильно ответили на вопросы.

Мы продолжаем гулять по осеннему лесу. Прислушайтесь, какие звуки вы слышите? (Шорох листьев, капли дождя, ветер).Посмотрите – красный фонарик, это листочек осинки. (слайд) Жёлтая звёздочка – листочек клёна. (слайд) А чьи эти красивые листочки? ( Берёзы, дуба) (слайд) Очень красив осенний лес. И. Бунин был поражён его красотой, написал стихотворение. Послушайте.

Лес, точно терем расписной: Лиловый, золотой, багряный, Стоит над солнечной поляной, Завороженный тишиной.

-С чем сравнивает лес И. Бунин? Почему?

— ребята, вы знаете, что у многих растений есть свои особенности. По которым мы можем их узнать – плоды.

— Посмотрите какое перед нами тоненькое красивое деревце. Что это за дерево? (Рябина) (слайд)

— Как вы узнали? (По ягодам)

— Осенью плоды у рябины становятся оранжевыми красными.

— Это плод с какого дерева, кто знает как он называется? (слайд) (Плод клёна. Называется крылатками. Как думаете почему? (Имеет форму крыльев). В крылатках находятся семена, осенью падают с дерева и разносятся по всему лесу. Весной могут вырасти новые деревья.

— Как называется этот плод? С какого он дерева? (слайд) (Это плод дуба, жёлудь) — Желуди созревают осенью и падают с дерева. Полакомиться ими любят многие животные: кабаны, олени, полевые мыши.

— Вот кусты брусники и клюквы. Мы их можем узнать по ярко красным ягодам. Также как и хвойные деревья они остаются зелёными.(слайд)

6. Закрепление изученного материала.

— Ребята, сейчас мы проверим, как внимательно вы меня слушали. У вас на партах лежат листочки с текстом, но в некоторых предложениях допущены ошибки. Ваша задача прочитать текс и исправить ошибки. Будьте внимательны.

Цели урока:

  • расширить и уточнить представления детей об
    осенних изменениях в жизни растений;
  • обеспечить условия для развития речи учащихся,
    развития произвольного внимания;
  • создать условия для эмоциональное восприятие
    осенней природы.

Задачи

предметные:

1) формировать представления детей об осенних
изменениях в жизни растений.

2) показать связь осенних изменений в мире
растений с признаками осени в неживой природе;

метапредметные:

3) развивать умения анализировать, сравнивать и
находить необходимую информацию в тексте;

4) развивать умение устанавливать
причинно-следственные связи, обобщать и
систематизировать наблюдения, делать выводы;

5) развивать умение работать со схемой,
пользоваться словарем;

личностные:

6) развивать эмоциональное восприятие осенней
природы;

7) воспитывать эстетические чувства, бережное
отношение к природе.

8) формировать умение работать в группе

Оборудование:

  • Персональный компьютер, интерактивный комплект
  • Учебник «Окружающий мир» 3 класс,
    О.Т.Поглазова, В.Д.Шилин
  • Рабочая тетрадь №1, 3 класс, О.Т.Поглазова
  • Раздаточный материал (Карточки с заданиями для
    работы в группах, зелёные и жёлтые листочки из
    цветной бумаги, полоски с отрезками для теста)

Презентации к  уроку:

1. «Осень в лесу» (видеофильм)
(Янкова Ирина Викторовна, http://viki.rdf.ru/cat/vremena_goda/?page=8#list;

2. Авторская презентация к данному уроку.

Ход урока

1. Оргмомент.

— Здравствуйте, садитесь.

— Прозвенел и смолк звонок, начинается урок.

2. Эмоциональный настрой.

Видеофильм “Осень в лесу” (Слайд
№2)

— С каким настроением смотрели фильм? (Хорошее,
радостное)

— Что создаёт хорошее настроение? (Очень яркие
краски, хорошая музыка)

— С хорошим настроением мы гуляем по осеннему
лесу.Слайд №3

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
(И. Бунин)

— В своих замечательных стихах И.Бунин назвал
лес расписным теремом. А кто же его расписал? (Осень)

3. Постановка темы урока.

— Кто догадался, о чём пойдёт речь сегодня на
уроке? (Об осени в лесу, об осенних листьях)

— Верно, тема нашего урока “Осенние изменения в
жизни растений”.

— Сегодня мы поговорим о том, как изменилась
жизнь растений с приходом осени.(Слайд №4)

4. Актуализация знаний.

— Как вы поняли, что в лесу наступила осень?
(Изменилась окраска листьев)

— Мудрая Сова приготовила вам задание.
Распределите картинки по группам и ответьте на
вопросы: -Какая осень изображена в каждой группе?
Почему? (Слайд №5)

— Что же заставило осень изменить окраску
листьев? Назовите причины.

(Слайд №6 — солнышко, термометр, дождь)

1. Солнце ниже — мало света и тепла, дни
становятся короче ночи

2. Понижение температуры воздуха и воды,
появление инея на земле. А дальше и первые
заморозки.

3. Изменение осадков: туманы, затяжные дожди,
первый снег

— Правильно. Именно эти причины заставили осень
изменить жизнь растений.

5. Изучение нового.

1) Изменение окраски листьев-очень красивое
явление в жизни растений. Давайте разберёмся, как
это происходит?

(Слайд №7) Летом все деревья имеют одну
окраску — зеленую. Зелёный цвет листьям придаёт
хлорофилл. Конечно, зелёный цвет имеет разные
оттенки, но кажется, что их покрасили одной
кистью. А вот осенью те же самые листья
приобретают разную окраску. Откуда берутся эти
цвета?

— Почему осенью меняется окраска листьев?
(Слайд №8)

— Учебник: с.46, 1обзац (ответы детей)

(Слайд №9) Летом день долгий. Хлорофилл
успевает разрушиться и восстановиться. Поэтому
листья всё время зелёные. Осенью дни короткие,
света мало, и хлорофилл не успевает
восстанавливаться. Другие красящие вещества
становятся ярче.

— А какие вещества влияют на окраску листьев?
Что ещё влияет на яркость красок?

Слайды № 10—16 (дополнительная
информация-рассказ учителя)

Слайд №10 В листьях есть вещество
“ксантофилл”, которое делает лист желтым.

Жёлтые пигменты довольно стойки, и осенью
листья многих растений становятся жёлтыми.
Однако у листьев некоторых деревьев жёлтые
красящие вещества отсутствуют. Поэтому осенью,
когда с понижением температуры деятельность
листа замирает, проступают багряные, оранжевые и
фиолетовые пигменты.

Слайд №11 Каротин придаёт листьям оранжевый
оттенок.

Слайд №12 Существует еще антоцианин, придающий
сахарному клену и красному дубу их яркие красные
оттенки.

— Кроме того, осенью уменьшается отток
органических веществ из листьев, и в них идёт
образование разных веществ, меняющих окраску
листьев.

— Слайд №13 Яркость и прочность окраски во
многом зависят и от погоды. Сухая солнечная осень
дарит нам не только хорошее настроение, но и
сочно окрашенные листья.

— Слайд № 14 На яркость осенних тонов влияет и
возраст дерева. Чем оно моложе, тем свежее у него
листья, тем крепче они держатся на ветках.  

— Слайд №15 Благоволит к ярким нарядам и теплая
умеренно влажная осень.

— Слайд №16 Напротив, в дождливую, пасмурную
осень изменение окраски листьев происходит
медленнее. В холод и дождь краски леса не такие
яркие и быстро исчезают.

— А теперь повторим причины изменения окраски
листьев

Слайд №17 Называем последовательность причин
и следствийизменений:

  • Уменьшается световой день
  • Не успевает восстановиться хлорофилл
  • Изменяется окраска листьев

Слайд №18 Физминутка для глаз
“Осень»

2) Слайд №19. Работа в печатной тетради.Ученики
выполняют задание № 7 — кроссворд (ель, вишня,
абрикос, яблоня, шиповник, рябина, дуб).

— Назовите и впишите названия растений.

— Назовитеключевое слово (листопад)

— Что такое листопад? (Ответы детей)

К листопаду растения готовятся заранее.
Сначала изменяется окраска листьев. Но не у всех
деревьев и кустарников это происходит. Листья
сирени, ольхи опадают зелёными. Половина листьев
осины опадёт с дерева, пока побагровеют
оставшиеся листья

Слайд №20. — Почему опадают листья?

Ответ в учебникена с.46-47.

(Для справки. Корни дерева всасывают воду из
почвы. А через листья идёт испарение воды из
растения. Стоит температуре воздуха чуть
понизиться, как всасывание замедляется, а
испарение идёт примерно с той же скоростью.
Дерево начинает терять влаги больше, чем
получает. Если так будет продолжаться долго, то
дерево погибнет от обезвоживания – высохнет.
Чтобы этого не случилось, дерево с самого начала
похолодания начинает защищаться. Выделяет
особые клетки, которые направляются в черешки
листьев, заполняют их основания. Образуется
плотная разъединительная ткань, которая
прекращает доступ влаги к листу. Лист больше не
связан с деревом,он мертвеет. Дереву это и надо –
оно больше не дорожит листьями, они даже мешают
ему. А опавшие листья ещё помогут ему в зимние
морозы сохранить корни дерева, помогут пережить
зиму.)

— Называем последовательность причин и
следствий изменений:

1. Понижение температуры

2. Замедление движения соков

3. Пробковый слой

4. Листопад

3) Слайд №21Зачем опадают листья?

Листопад (причина) — уменьшение испарения
спасает от засухи (следствие)

— избавление от лишних минеральных солей
(следствие)

4) — Вернитесь к кроссворду. Какоерастение вы
отметите как лишнее? (Ель)

— Почему? (Листопад у лиственных деревьев, а у
хвойных его нет.)

Почему у хвойных деревьев нет листопада?

Ответ на этот вопрос есть в учебнике: с.47,2обзац.

Слайд №22 Называем ответы:

1. Восковой налёт хвоинок спасает от “зимней
засухи”

2. Ненужные дереву вещества накапливаются
медленно, смена хвои идёт постепенно

— Лиственница-исключение у хвойных деревьев.

— Почему хвоя лиственницы осенью опадает?

Слайд №23 Ответ:

(У мягкой хвои лиственницы нет защитного слоя)

5) — Что происходит осенью с травянистыми
растениями? Слайд №24

Ответ с.48. (Устные ответы детей)

6. Физминутка Слайд №25

7. Тест (графический диктант) Растения
осенью Слайд №26

001 — У вас на парте есть полоски с короткими
одинаковыми отрезками. Я читаю утверждение. Одни
из них верные, другие-неверные. Где
верное-дорисовываете “ ”,где неверное- просто
пропускаем отрезок.

1. Листья клёна бывают и красные, и жёлтые. +

2. Листья сирени опадают жёлтыми. —

3. Листики осины постоянно дрожат, даже если нет
ветра. +

4. У ивы резные листочки. —

5. У рябины листья краснеют. +

6. Дуб дольше других не сбрасывает листвы. +

7. У берёзы листья жёлтые. +

8. Ясень желтеет последним. —

9. У клёна, как и берёзы, берут сладкий сок. +

10. Все хвойные деревья остаются зелёными. –

Ответ:

 — Сравнили свои ответы с моим (появляется в
презентации). Оцените свою работу по критериям
оценивания.

— А теперь узнаем верные утверждения. (Учитель
читает утверждения, ученики называют правильные
ответы, где утверждения неверные.)

8. Работа в группах Слайд №27

— Каждая группа получила карточку, которая
разделена на три части: картинка, название, текст.
Текст уже напечатан. Это отрывок из рассказа об
осени. Внимательно прочитайте его и определите о
каком периоде осени рассказал писатель.
Подберите и наклейте название текста и
картинку-иллюстрацию к нему

1 группа

Тургенев Иван Сергеевич

Погода была непостоянная. То шёл мелкий дождик,
то из-за раздвинутых туч показывалось солнышко.
Роща то озарялась вся, словно вдруг в ней все
улыбалось, то вдруг опять все кругом слегка
синело: яркие краски мгновенно гасли и украдкой
начинал сеяться и шептать по лесу мельчайший
дождь.

Листья чуть шумели над моей головой; по одному
их шуму можно было узнать, какое тогда стояло
время года. То был не веселый, смеющийся трепет
весны, не мягкое шушуканье, не долгий говор лета,
не робкое и холодное лепетанье поздней осени, а
едва слышная, дремотная болтовня.

2 группа

Скребицкий Георгий Алексеевич

Взяла Художник-Осень самые яркие краски и
отправилась в лес рисовать свою картину.

Берёзы и клёны покрыла Осень лимонной
желтизной. А листья осинок разрумянила.
Могучему дубу подарила медную кованую броню, а
липам убор из золотой парчи. Остались сосны да
ели по-летнему тёмно-зелёными. И от этого ещё
ярче, ещё наряднее сделался лес в своём пёстром
осеннем уборе.

3 группа

Паустовский Константин Георгиевич

Часто осенью я пристально следил за опадающими
листьями, чтобы поймать ту долю секунды, когда
лист отделяется от ветки и начинает падать на
землю, но это мне долго не удавалось. Я хотел
услышать, как шуршат падающие листья. Если листья
и шуршали, то только на земле, под ногами
человека.

Как-то поздним вечером я увидел, как осторожно и
медленно отделился от ветки клёна красный лист,
вздрогнул, на одно мгновение остановился в
воздухе и косо начал падать к моим ногам, чуть
шелестя и качаясь. Впервые услыхал я шелест
падающего листа — неясный звук, похожий на
детский шепот.

Выступление представителей каждой группы,
показ страниц с иллюстрациями.

(пример: слайд №28)

9. Итог урока Слайд №29

— О каких осенних изменениях в жизни растений
вы узнали?

— О каких периодах осени шла речь на уроке?
(Ранняя осень, золотая осень,поздняя осень)

— Чем они различаются?

10. Домашнее задание (слайд №30):

Творческое (по желанию):

— составить небольшие рассказы: “Осень в лесу”,
“Осенняя пора”, “Листопад в нашем городе”;

— найти стихи об осени;

— рисунок по теме.

11. Рефлексия Слайд№31

— На доске берёза без листьев

— У вас на столах лежат листики: зелёный и
желтый. Выберите один.

  • ЖЁЛТЫЙ: урок был мне интересен и полезен.
  • ЗЕЛЁНЫЙ: урок прошел без пользы для меня.

— А теперь закрепите свои листики на берёзе.

— Посмотрите, какая нарядная стала наша берёза.
Теперь мы все видим, что встретила берёза свою
золотую осень.

(Пример: слайд № 33)

 12. В заключение. Слайд №32

— Любуясь осенней природой, я написала такое
стихотворение:

Осень.

Снова осень взялась за краски
И вовсю золотит листву.
Прекратив на время осадки,
Она спешит показать красоту.
Красоту осенних деревьев,
Красоту тёплых дней осенних,
Чтоб в холодные дни у печки
Было что вспоминать о них.
Кнышова М.Е.
9.10.2013 г.

— Желаю и вам творческого осеннего вдохновения!

СПАСИБО ЗА РАБОТУ! (Слайд №33)

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ РЕСУРСЫ:

  1. Видеофильм “Осень в лесу” Янкова Ирина
    Викторовна http://viki.rdf.ru/cat/vremena_goda/?page=8#list;
  2. Идея графического диктанта (в тесте) взята в
    журнале “Начальная школа” №6, 2013г., с.25.
  3. Источник шаблона: Шевляк Ирина Алексеевна, http://pedsovet.su/
  4. Картинки http://images.yandex.ru/
  5. Физминутка “Осень” Галкиной И.А., http://pedsovet.su/load/244-1-0-2616
  6. Физминутка http://www.youtube.com/watch?v=SAWr-KZhD0E
Подробности

Автор: Гузалия Нигаматуллина

Создано 27 Июнь 2014

Просмотров: 13616

Рейтинг:  Рассказ осенняя жизнь растений 2 классРассказ осенняя жизнь растений 2 классРассказ осенняя жизнь растений 2 классРассказ осенняя жизнь растений 2 классРассказ осенняя жизнь растений 2 класс / 7

МБОУ «Байкальская НОШ» Арского муниципального района Республики Татарстан

План –конспект

«ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ ОСЕНЬЮ»

Учительница:Нигаматуллина Г.И.

Цели: дать учащимся представление о характерных признаках осени в неживой природе; расширить знания детей об осенних изменениях в жизни растений; познакомить учащихся с разнообразием форм и окраски листьев деревьев в осенний период; дать понятие о лиственных и хвойных растениях; познакомить с представителями растений, произрастающих в родном крае; продолжить формирование деятельности наблюдения; показать пример культуры поведения в природе; собрать природный материал для уроков трудового обучения.
Оборудование: осенние ветки лиственных и хвойных растений; плоды, семена, осенние листья различных растений; у детей – лупы.
Предварительная работа. Прежде чем организовать экскурсию, учителю необходимо выбрать для нее место. Желательно подобрать участок смешанного леса, парка или сквера. Учитель, побывав на месте проведения экскурсии, намечает места остановок, объекты для изучения.
Ход урока
I. Сообщение темы урока.
– Сегодня мы отправляемся в осенний парк. Вам разрешается идти парами, общаться между собой, негромко разговаривать, обращаться с вопросами или за помощью к взрослым.
А что вы не должны делать в парке? (Нельзя рвать растения, ломать ветки, пробовать на вкус листья и плоды, ловить насекомых, отставать от группы, играть в прятки.)
Когда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно «почему» меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей.
Другое – пчелой забралось на цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеек.
«Что» мышкой шныряет под листьями в норах,
«Кто» ищет в кустах притаившийся шорох,
Сидит «отчего» на зеленом листке,
«Куда» полетело верхом на жуке,
«Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень…
Вопрос за вопросом, и так – целый день.
Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоем
Ответы искать под зеленым шатром.
II. Повторение изученного.
О с е н н и е и з м е н е н и я в неживой природе.
– Ребята, какое сейчас время года? (Осень.)
– Обратите внимание на небо. Какое оно? (Ответы детей.)
– Как греет солнце? (Ответы детей.)
– Расскажите о погоде сегодня: ясно или облачно, пасмурно; осадки или без осадков; ветрено или безветренная погода; тепло или холодно.
– Оглянитесь вокруг, назовите предметы, относящиеся к неживой природе. (Облака, осадки, небо, ветер, солнце, вода в водоемах и т. д.)
Далее учитель предлагает вспомнить погоду летом и сразу же, путем сравнения, определить осенние изменения. Делаются в ы в о д ы:
1) Летом небо голубое, лишь кое-где небольшие облака; осенью небо затянуто облаками, оно кажется низким.
2) Летом дожди кратковременные, теплые, часто бывают грозы; осенью дожди затяжные, холодные.
3) Летом погода теплая, много ясных дней; осенью температура воздуха понизилась, ясных дней почти нет, постоянно облачно или пасмурно.
О б щ и й в ы в о д: похолодание, первые заморозки и появление инея, последняя гроза, затяжные дожди, густые туманы, первый снег, ледостав – все это осенние явления неживой природы.
III. Изучение нового материала.
1. Б е с е д а «Жизнь растений осенью».
– Рассмотрите и назовите находящиеся недалеко от дорожки деревья, кустарники и травянистые растения.
– А теперь рассмотрим изменения, которые происходят осенью в жизни растений.
Летом деревья и кустарники были зеленые, некоторые цвели, а затем появились плоды и начали созревать семена. Но с похолоданием в природе начинается листопад – с приходом осени листья на деревьях и кустарниках изменили свою окраску, а затем начали опадать.
– Остановитесь на минуту, оглянитесь вокруг, прислушайтесь к звукам в лесу. Слышите шорох – это осенние листья срываются с веток и, кружась, опадают на землю. Опишите свои ощущения, чувства.
– Какие запахи вы чувствуете в осеннем парке?
– Потрогайте кору и листья разных деревьев; понюхайте веточки деревьев, поздние травы, соберите плоды деревьев.
– Известный русский поэт и писатель И. Бунин, наблюдая осенний лес, был поражен его красотой. Обратите внимание, какие краски он увидел в лесу:
…Лес, точно терем расписной:
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Завороженный тишиной…
– С чем сравнивал лес И. Бунин? Почему?
– Какие цвета преобладают в убранстве деревьев? (Желтый, оранжевый, красный.)
– Почему листья на деревьях и кустарниках летом были зелеными, а осенью изменили свой цвет? (Предположения детей.)
– Летом листья зеленые потому, что в них содержится много зеленого красящего вещества – хлорофилла. Помимо него, в листьях находятся и другие красящие вещества желтого и красного цвета. Но зеленого вещества так много, что летом оно заглушает все другие оттенки. Это зеленое вещество – очень важное для растения и очень интересное.
В процессе жизни растения оно постепенно разрушается, но под действием солнечного света вновь образуется. Летом солнце светит долго, солнечного света много, и лист все время остается зеленым. Почему же осенью листья меняют окраску?
Осенью день становится короче, растения получают меньше солнечного света. Зеленое красящее вещество в листьях разрушается и не успевает восстановиться. Зеленый цвет в листьях убывает. И листья окрашиваются по-разному. Там, где больше вещества желтого цвета, желтеют, а где красного – краснеют. А поскольку в листьях количество красящих веществ разное, то растения и окрашиваются во множество разнообразных оттенков.
– Обратите внимание на листья сирени и ольхи. Какого они цвета? (Зеленого.)
– Почему же листья сирени, ольхи не меняют свою окраску осенью? Потому что в листьях этих деревьев, кроме зеленого, других красящих веществ нет.
2. Т а й н ы л и с т о п а д а.
– А теперь последим, как начинается листопад. На всех ли деревьях одновременно он начинается? Какие деревья раньше облетают, какие – самыми последними, какие деревья не сбрасывают листву?
Обратить внимание детей на то, что с понижением температуры воздуха изменение окраски листьев идет все интенсивнее. Быстрее идет и листопад. Особенно сильно опадают листья после заморозков.
– Как вы думаете, почему же в природе происходит листопад?
С наступлением холодов почва охлаждается, а вместе с ней – и почвенная влага. Охлажденную воду корни растений не всасывают. Кроме того, оставшиеся на зиму листья послужили бы для растений источником бедствия: ветви ломались бы от снега.
– Можно ли причиной листопада назвать ветреную погоду осени? (Нет. Летом и весной тоже много ветреных дней, а листва не падает.)
– Зато осенью листья падают и в безветренную погоду. Почему?
– Вспомните сломанную летом ветку. Листья засохли, легко крошатся, но отрываются плохо. А теперь попробуйте оторвать лист с неповрежденной летом ветки. Как отделяется лист? (Легко.)
– Как вы думаете, почему? (Предположения детей.)
– Все дело в том, что летом черешки листьев прочно соединены с веткой. По ним проходят питательные вещества. Осенью в черешках листьев происходят изменения. В том месте, где они прикрепляются к ветке, образуется особый пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Теперь достаточно тяжести самого листа, удара капли дождя или дуновения ветерка, чтобы лист отделился от ветки. Таким образом, образование осенью в черешках листьев пробкового слоя способствует листопаду.
– А есть ли ранки от опавших листьев на веточках? Рассмотрите веточки в лупу. (Ранок нет.)
– Ранок нет, потому что листья отделяются в определенном месте – там, где черешок прикрепляется к ветке и где осенью образуется пробковый слой.
Рассмотрите опавшие листья разных деревьев и кустарников. Убедитесь, что у всех гладкий, округлый край черешка.
– Сравните листопад у разных растений. Какие отличия в листопаде вы можете назвать?
Учитель обобщает и уточняет ответы детей.
– У липы и тополя первыми облетают листья с больших нижних ветвей, затем – со средних, и последней облетает макушка. У орешника листья начинают облетать с верхних ветвей.
Листья, у которых одна листовая пластинка (например, листья березы, липы, тополя, дуба, яблони, вишни, клена, осины, ольхи, вяза), всегда облетают вместе с черешком. А если у листа несколько листовых пластинок (например, у конского каштана), то может опадать весь сложный лист с черешком, а может отдельно падать каждая листовая пластинка, а потом – черешок.
– Как вы думаете, зачем же деревья и кустарники сбрасывают листья на зиму? Оказывается, так они готовятся к зиме.
3. Р а с с к а з у ч и т е л я «Травянистые растения осенью».
– Рассмотрите травянистые растения. Какие изменения в их жизни происходят осенью?
Одни травянистые растения рассеивают семена (из них весной зазеленеют новые растения). Другие травы прячутся под землю и там ждут весну. Эти хитрецы спокойно расстаются со своей надземной частью. Главное для них – спасти свою подземную кладовую: клубень, луковицу, корневище, в которых за лето накопились питательные вещества. Весной эти запасы помогут быстрее возродить стебель и листья.
Деревья и кустарники не могут на зиму расстаться со стволом и ветками, спрятаться под землю. Они поступают по-другому – сбрасывают свою листву. Ведь листья испаряют много влаги. А зимой вода в почве замерзает. Не могут корни ее выкачать. Если дерево не сбросит на зиму листья, то засохнет от излишнего испарения. К тому же листья зимой только бы повредили деревьям. Снег, нападавший на них, поломал бы ветки и сучья. Вот почему идет листопад у лиственных деревьев и кустарников.
4. Б е с е д а «Хвойные растения осенью».
– Все ли деревья и кустарники сбрасывают листву?
– Как выглядят осенью ель и сосна?
– Рассмотрите листья-хвоинки. Как называют деревья с хвоей? (Это хвойные растения.)
– Отгадайте загадку:
Зимой и летом – одним цветом.
(Ель, сосна.)
– Зимой эти растения остаются зелеными. Почему?
– Рассмотрите ветки ели. Как они растут? (Ветки ели растут наклонно.)
– Листья хвойных деревьев покрыты толстой кожицей. Такие листья испаряют влаги гораздо меньше, чем широкие листья лиственных деревьев. Вот почему хвойным деревьям почти не грозит опасность засохнуть, когда корни будут доставлять из охлажденной почвы мало воды. Кроме этого, на узкой игольчатой хвое снег не может удерживаться так, как он удерживался бы на широких пластинах лиственных деревьев. Значит, снег не может скопиться на кронах хвойных деревьев такими массами, чтобы сучья ломались под его тяжестью.
Здесь играет роль также и расположение хвоинок на ветках, и положение веток на дереве. Например, хвоинки ели очень гладкие. Располагаясь по обеим сторонам веток, они образуют ровную скользкую поверхность. Сами ветки расположены по отношению к основному стволу дерева наклонно вниз. Поэтому даже небольшие массы скопившегося снега легко соскальзывают.
– Не сбрасывают ели и сосны всю хвою на зиму, и все же листопад у них идет. Обратите внимание на землю под хвойными растениями. Что вы обнаружили? (Под елью, сосной много желтой хвои.)
– Листья-хвоинки опадают постепенно, и на их месте вырастают новые. Это происходит незаметно для нашего глаза, и нам кажется, что на ели всегда одни и те же листья-иголки.
– А это хвойное дерево – лиственница. Осенью она сбрасывает листья-хвоинки. Почему это хвойное дерево получило такое название? (Потому что ведет себя как лиственные деревья.)
– Какие лиственные растения растут в нашем крае?
– Назовите хвойные растения нашего края.
– Назовите травянистые растения нашего края.
5. Б е с е д а «Осеннее явление – ветвепад».
– Еще одна загадка жизни растений осенью – ветвепад. Это явление ярко выражено у таких деревьев, как осина, дуб, вяз, некоторые ивы, тополя, и наблюдается, когда они стареют.
– Присмотритесь к этим деревьям. Что вы видите на земле около них? (Мы видим опавшие веточки.)
– Эти веточки живые, не засохшие, с них только что опали листья. На конце каждой веточки – почки. Если их разложить, то увидите зеленые зачатки листьев. Следующей весной такая почка могла бы распуститься. Почему же веточки оказались на земле? (Предположения детей.)
– Рассмотрите тот конец веточки, где она отделилась от дерева. (Поверхность его ровная, округлая. Никакой поломки не было.)
– Веточка отделилась от дерева сама и в совершенно определенном месте. Точно так же, как пожелтевший лист. Значит, дерево намеренно осенью избавляется от «лишних» ветвей.
6. П о в т о р е н и е п р а в и л п о в е д е н и я в природе.
– Почему нельзя разжигать костер в осеннем лесу? (Огонь губит не только растения, но и их семена, и животных леса. В огне вместе с сухой травой гибнут лягушки, ящерицы, насекомые.)
– А вот что может случиться, если люди забывают, что мусор нельзя выбрасывать в лесу.
Учитель читает стихотворение С. Михалкова «Прогулка», а подготовленные заранее ученики изображают некоторые действия ребят из стихотворения.
Мы приехали на речку
Воскресенье провести,
А свободного местечка
Возле речки не найти!
Тут сидят и там сидят!
Загорают и едят,
Отдыхают, как хотят,
Сотни взрослых и ребят.
Мы по берегу пошли
И поляночку нашли.
Но на солнечной полянке
Тут и там – пустые банки,
И как будто нам назло,
Даже битое стекло!
Мы по бережку прошли,
Место новое нашли.
Но и здесь до нас сидели;
Жгли костры, бумагу жгли –
Тоже пили, тоже ели,
Насорили и ушли!
Мы прошли, конечно, мимо…
– Эй, ребята! – крикнул Дима. –
Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода!
Чудный вид! Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!
Мы купались, загорали,
Жгли костер, в футбол играли –
Веселились, как могли!
Пили квас, консервы ели,
Хоровые песни пели…
Отдохнули и ушли!
И остались на полянке
У потухшего костра:
Две разбитых нами склянки,
Две размокшие баранки –
Словом – мусора гора!
Мы приехали на речку
Понедельник провести,
Только чистого местечка
Возле речки не найти!
– Почему ребята не нашли другого свободного места?
– Какие правила надо выполнять, гуляя за городом?
IV. Итог урока.
– О каких осенних изменениях в неживой природе мы сегодня говорили?
– Какие происходят изменения в жизни растений с приходом осени?

Список использованной литературы:
Федотова, О. Н. Окружающий мир. 1 кл.
Федотова.о.н .Поурочные разработки

У вас нет прав для создания комментариев.

  • Рассказ осторожно двери закрываются
  • Рассказ осеевой печенье текст
  • Рассказ осел и соловей
  • Рассказ осеевой сыновья текст
  • Рассказ осеевой просто старушка текст