Рассказ осень скребицкого читать

Воспитатель, мадоу детский сад 7, г. энгельс, саратовская область ссылка на статью, при указании в списке литературы по гост р

Воспитатель, МАДОУ «Детский сад №7»,  г. Энгельс, Саратовская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Исакова Т.А. Приобщение дошкольников к художественной литературе «Рассматривание картины В. Серова «Октябрь». Рассказ Г. Скребицкого «Осень» // Совушка. 2017. N3(9). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/9/ (дата обращения: 05.01.2022).

Заказ № 36152


НОД ОО «Речевое развитие» Приобщение дошкольников к художественной литературе «Рассматривание картины В. Серова «Октябрь». Рассказ Г. Скребицкого «Осень»

«Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи.

Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.

Примерная основная общеобразовательная программа: в соответствии с программой ДОУ

Возрастная группа: старшая группа № 2 (5-6 лет)

Тема НОД: «Интегрированная НОД» ОО «Речевое развитие» Приобщение дошкольников к художественной литературе «Рассматривание картины В. Серова «Октябрь». Рассказ Г. Скребицкого «Осень»».

Цель:

-Развивать интерес к художественной литературе, формировать эмоционально-образное восприятие произведения и навыки творческого рассказывания.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» (Ознакомление с миром природы), «Речевое развитие» (речевая деятельность), «Социально-коммуникативное развитие» (игровая деятельность), «Художественно-эстетическое развитие».

Задачи: 

— Формировать эмоциональное восприятие произведений живописи.

— Развивать умение у детей передавать свои впечатления.

— Обогащать словарь определениями.

— Активизировать использование в речи глаголов, синонимов, антонимов.

Виды деятельности:  игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная.

Формы организации: групповая, подгрупповая, фронтальная.

Формы реализации детских видов деятельности: Словесный (рассказ воспитателя, беседа, поощрение)Наглядный (рассматривание репродукции картины В. Серова «Октябрь», иллюстраций (открыток) с осенними пейзажами), аудиозапись концерта А. Вивальди «Времена года» (часть «Осень») игры с речевым сопровождением, отгадывание по картинкам, экспериментирование.

Оборудование: Репродукции картины В. Серова «Октябрь», иллюстрации и (открытки) с осенними пейзажами, аудиозапись концерта А. Вивальди «Времена года» (часть «Осень»).

Предварительная работа: Беседы о золотом времени «Осень», дидактические игры, слушание и пение песен об осени, наблюдения в живой и неживой природе.

ХОД НОД

Вводная часть: Дети входят в зал, останавливаются у картины В. Серова «Октябрь»

Воспитатель:

 Рассказ осень скребицкого читать

Воспитатель: Ребята, я желаю напомнить вам о самом начале осени. Погода в начале осени стояла теплая, листья на деревьях только начали желтеть, солнце согревало землю.  Посмотрите на небо, небо ранней осенью ярко-голубое. А теперь внимательно рассмотрите картины и покажите мне ту картину, на которой изображена ранняя осень.

Дети: рассматривают и выбирают картину В. Поленова «Золотая осень».

Воспитатель: Объясните, пожалуйста, ребята, почему вы выбрали именно эту картину?

Дети: Потому что на этой картине изображена проселочная дорога, а по краям дороги стоят высокие деревья, некоторые из них окутаны желтой листвой, но так как еще осень не вступила,  в свои права есть деревья с зеленой кроной. Вдалеке  простирается  огромная река.

Воспитатель: А потом ребята листья стали разноцветными и погода холодной, птицы в это период времени  начали улетать в теплые края. Подскажите мне, как называется эта пора осени?

Дети: Золотая осень.

Задание 1. Дидактическая Игра «Осень»

На столах разложены картинки с изображением разных периодов осени.

 Рассказ осень скребицкого читать

Воспитатель: Ребята, найдите, пожалуйста, картинки, которые изображают золотую осень.

Дети выполняют задание

Воспитатель:  Ой, ребята, посмотрите, кто к нам пожаловал. Это самый настоящий художник. Он нам будет сегодня помогать.   Вы слышите, как шелестят листья под ногами, как тонко дует ветерок.

Художник: Милые ребята, а теперь послушайте,  как красиво, ярко рассказал об осени писатель Георгий Скребицкий.

Воспитатель читает рассказ.

Осень.

Для своей работы Художник – Осень взяла самые яркие краски и прежде всего отправилась с ними в лес. Там и принялась за свою картину.

Березы и клены она покрыла лимонной желтизной. А листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный, весь как огонь горит.

Забрела Осень на лесную поляну. Стоит посреди поляны столетний дуб —  богатырь, стоит, густой листвой потряхивает.

Думает Осень: «Нужно богатыря в медную кованую броню одеть».

Так и обрядила старика.

Глядит – а неподалеку, на самом краю поляны, густые, развесистые липы в кружок собрались, ветви вниз опустили. Им больше всего подойдет тяжелый убор из золотой парчи.

Все деревья и даже кусты разукрасила Осень по – своему, по-осеннему: кого одела в желтый наряд, кого в ярко-красный. Одни только сосны да ели не знала она, как разукрасить. У них ведь на ветках не листья, а иглы, их и не разрисуешь. Пусть, какими были летом, такими и останутся.

Вот и остались сосны да ели по-летнему темно-зелеными. И от этого еще ярче, еще наряднее сделался лес в своем пестром осеннем уборе.

Отправилась Осень из леса в поля, луга. Убрала с полей золотые хлеба, а в лугах душистые копна сена сметала в высокие, словно башни, стога.

Опустели поля и луга, еще шире, просторнее стали. И потянулись над ними в осеннем небе косяки перелетных птиц: журавлей, гусей, уток…

Физкультурная минутка

Дети под слова воспитателя прыгают, скачут хаотично по группе.

Вот прыгает и скачет

Плим-плим-плим.

И ничего на значит

Плим-плим-плим.

Основная часть:

Воспитатель:  Вы прослушали внимательно рассказ, и теперь настала очередь побеседовать с вами о прочитанном. Ответьте, пожалуйста, на вопрос: Как украсила осень березы и клены?

Дети: Осень покрыла березу о клен лимонной желтизной.

Воспитатель: Скажите, ребята, с чем сравниваются листья осинок в рассказе?

Дети: Листья осинок Осень сравнила со спелыми яблоками, потому что окрасила их в  ярко-красный цвет.

Воспитатель: Ребята, хотелось бы узнать, как автор говорит о дубе?

Дети:  Писатель описывает дуб и сравнивает его со  столетним богатырем, который стоит такой могучий и потряхивает своей густой листвой.

Воспитатель: Ребята, наш художник хочет знать, в какие краски осень разукрасила кусты и деревья? Если можете, скажите об этом по-другому или своими словами.

Дети:  Кусты и деревья Осень разукрасила в красный и желтый цвета, лишь только ели она оставила такими же вечно зелеными. Осень  хотела оставить ощущение тепла осенью, чтобы наши глаза радовались таким красивым краскам. 

Задание 2. Картинная галерея

Рассказ осень скребицкого читать

Воспитатель:  Ребята, посмотрите, пожалуйста, направо, что мы видим?

Дети: Картину с изображением золотой осени.

Воспитатель: Постарайтесь найти в ней то, о чем говорилось в рассказе.

Дети: На первой картине мы видим могучий дуб с разноцветными листьями, а на второй картине поляна осинок с красными и желтыми листьями.

Воспитатель: А скажите, пожалуйста, чего нет на картине?

Дети:  На картине нет кустарников и  перелетных птиц в небе.

Звучит тихая спокойная мелодия.

Задание 3. Воображаемая осень

Воспитатель: Ребята, представьте себе, что за окном поздняя осень, начался листопад.  Какие вы представляете перед собой проходящие изменения в природе. Я вас попрошу рассказать о них и зарисовать на листе бумаги.

На каждом столе лежат листы бумаги, карандаши цветные, краски, баночки с водой, тряпочки для вытирания кисточек, кисти.

Дети: Мне музыка навеяла тихий шум ветерка, который разносит листья по дорожкам парка. Чувствуется такая легкость, хочется бежать, радоваться и приносить радость другим.

Воспитатель: А  кто еще, что почувствовал под музыку.

Дети: Я почувствовал радость от того, что я иду вместе с родителями гулять. Под ногами шелестят листья, я их собираю в букет, чтобы сделать подарок своей бабушке. На улице светит солнце, ощущение тепла, которое хочется подарить всем нуждающимся людям.

Воспитатель:  Молодцы  ребята. Каждый из вас высказал свое мнение. А теперь я предлагаю вам пройти за столы и нарисовать картину своей осени.

Воспитатель:  Умницы  вы прекрасно справились с заданием, нашему художнику понравились ваши рисунки.

Воспитатель:  А еще ребята,  вы знаете, что в старину на Руси  наши с вами предки справляли праздник, который назывался  Осенины и посвящался это праздник собранному урожаю и семейному благополучию. Художники и писатели тоже очень много писали картин, которые назывались натюрморт, а писатели писали рассказы, сказки, стихотворения про осень, сбор урожая. Я вам предлагаю сыграть в игру  «Узнай на ощупь».

Задание 4. Дидактическая игра «Узнай на ощупь»

На столе стоит корзинка накрытая полотенцем с овощами и фруктами

Воспитатель: Ребята, нам предлагается узнать, что лежит в корзинке, полотенце поднимать нельзя, нужно определить на ощупь и положить на поднос.  В целях подсказки будет загадываться загадка.

Круглое, румяное,

Я расту на ветке;

Любят меня взрослые

И маленькие детки.

(Яблоко)

Сочная, желтая,

На лампочку похожая.

(Груша)

Сидит Ермошка

На одной ножке,

На нем сто одежек

И все без застежек.

(Капуста)

Он круглый и красный,

Как глаз светофора.

Среди овощей

Нет сочней…

(Помидора)

Без окон, без дверей,

Полна горница людей.

(Огурец)

Воспитатель:  Молодцы ребята, хорошо справились с заданием.

Воспитатель: Ребята наше с вами путешествие прошло продуктивно. Мы познакомились с вами  с картиной  В. Серова «Октябрь», прочитали рассказ Г. Скребицкого  «Осень», собрали урожай осенний. Вот видите, с какими разными жанрами мы познакомились. И напоследок  хотелось бы вас познакомить со стихотворением Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной…».

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора-

Весь день стоит как бы хрустальный,

И  лучезарны вечера…

Воспитатель:  Как  вы думаете, ребята, в каком месяце осени можно наблюдать эту картину?

Дети: Эту картину можно наблюдать в сентябре, в начале осени.

Воспитатель: Правильно, ребята, в стихотворении Федора Тютчева так и говорится: «Есть в осени первоначальной…»

Задание 5. Дидактическая  игра «Осень»

Воспитатель: А теперь, ребята, нам нужно подобрать существительные к слову «Осенний». Например, осенний день.

Дети: Осенний дождь, осенний ветер, осеннее утро, осенний лес…

Воспитатель:  Молодцы ребята. Смотрите перед вами разложены картинки с разными изображениями.  Разложите картинки так, чтобы получились ваши названные ответы.

Воспитатель: Умницы ребята.

Заключительная часть:

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, как быстро пролетело время. Наше путешествие подошло к концу, понравилось ли вам путешествовать с нашим героем Художником, выполнять задания, что нового вы для себя узнали?

Дети: Да, художник нас познакомил с картинами, на которых была изображена осень, мы узнали о старинном празднике на Руси, который называли Осенины.

Воспитатель: Давайте скажем Художнику до свидания и пригласим его еще к нам заходить.

Литература:

  1. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
  2. Занятия по ознакомлению с миром природы в старшей группе детского сада / под ред. О.В. Дыбиной.
  3. Затулина Г.Я. Развитие речи дошкольников. Старшая группа: методическое пособие. М.: Центр педагогического образования, 2014.
  4. Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи: методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2015.
  5. Гербова В.В. Развитие речи. Старшая группа.

В одной далёкой галактике, среди несчётного количества космических тел, в невероятной осенней палитре утопала Яркая планета.
 

Всевозможные оттенки оранжевого и коричневого, вовсе не унылого, а такого приятного как чай с мёдом или грушевым вареньем. Как же это похоже на наши земные осенние красоты природы. Только всё более насыщенно.
 

Прохладный ветер кружил кленовые листья на дороге, словно специально расчищая путь для одинокой маленькой путницы. Дневное светило приятно грело спину, проникая даже сквозь плотную ткань курточки с капюшоном, словно прикосновение родного человека. Ей сильно не хватало таких прикосновений и хотелось узнать, как это, когда можно просто тихонько сидеть в маминых объятьях. Хоть одну единственную минуточку так замереть, прислушиваясь к сердцебиению, и она была бы самой счастливой девочкой на Яркой планете. Айза даже остановилась, так реально ей рисовало воображение тепло материнских рук. Но уже через мгновение она продолжила свой, однозначно сложный для десятилетней девочки, путь.
 

Это была та самая дорога, которую прошлой зимой преодолела команда храбрецов, в поисках первого снега. Но сейчас была золотая осень, прекрасная погода, да и волшебника Гротта уже никто не боялся. Наоборот, местный народ время от времени обращался к старому мудрецу за советом и помощью. В благодарность угощая домашними пирогами. Все знали, что Гротт их очень любит.
 

В горах воздух был значительно прохладнее и Айза даже накинула на белокурую кудрявую головку капюшон. На вершине самой большой горы лежали снежные шапки. Из рассказов взрослых девочка знала, что именно там живёт волшебник. Впрочем, найти дорогу не составляло большой сложности, туда вела тропа, вытоптанная посетителями и друзьями Гротта. Но она никак не ожидала, что разлом перед входом в пещеру такой глубокий и страшный, а верёвочный мост окажется таким длинным. Впервые за всё время своего путешествия Айза испугалась.
 

Над ущельем появились большие белые совы, верные помощники волшебника. Они кружили, тревожно вглядываясь в слишком маленькую посетительницу, но уже через пару минут исчезли в темном зеве пещеры.
 

Девочка, усмиряя природный страх высоты, уже ступила одной ножкой на опасную переправу, когда из входа в пещеру вылетели две прекрасные белые птицы и сразу за ними вышел сгорбленный старик.
 

– Нет- нет, девочка! Оставайся там, я сам к тебе приду, – кричал он сиплым старческим голосом изо всех сил. Но ветер поглотил почти всю фразу и до Айзы долетело лишь пару слов. Но она остановилась и послушно ждала, пока волшебник сам пройдет по мосту.
 

– Здравствуйте, уважаемый волшебник Гротт, – громко и очень пафосно обратилась Айза к старику, как только он, удивительно ловко для своего возраста, сошел с моста. – Вы даже не представляете, как я рада с вами встретиться, – продолжала она, очень стараясь понравиться волшебнику.
 

– Милая девочка, неужели ты не знаешь, как опасно здесь находится детям. Неужели родители отпустили тебя одну в такое сложное и далёкое путешествие? Или они тоже здесь, – оглядываясь по сторонам спрашивал Гротт.
 

– Нет, никто меня не отпускал. Но я оставила папе записку. Он вечером вернётся домой и прочитает, – Айза объясняла, виновато потупив взгляд. – И вечер уже давно настал.
 

– Ну как же так? Твоя мама, наверное, очень расстроена и напугана.
 

– У меня нет мамы! Понимаете?! У всех есть, а у меня нет! – на небесно-голубых глазах появились хрустальные слезинки, отчего сердце белобородого старика сжалось и наполнилось тоской.
 

– Милая девочка, не плачь, пожалуйста, – лепетал он, поглаживая её плечо.
 

– Вы мне поможете?
 

– Конечно. Я сделаю всё, что смогу. Я тебе обещаю, только не надо плакать. Но нужно обязательно отправить весточку твоему отцу, – и волшебник легонько и протяжно просвистел, призывая сов. – Я проведу тебя по мосту и мы напишем твоему отцу, а мои птицы доставят письмо. Идём, ветер крепчает и начинает темнеть.
 

Благополучно перебравшись через ущелье, девочка оказалась в длинном коридоре пещеры, освещённом чудесными голубовато-серебристыми шариками со снежинками внутри. Над головой пролетели совы, устремившись куда-то вглубь. Она шла за стариком, восхищённо осматриваясь по сторонам. Уже через несколько минут они вошли в большое помещение, созданное самой природой, с высоким потолком. На стенах также мерцали гирлянды со снежинками. Примерно треть всей пещеры была завалена книгами. Они просто лежали небрежными стопками на каменных выступах или деревянных столах и стульях, просто на полу, в конце концов. Девочке, привыкшей к порядку, такой вид совсем не понравился.
 

– Иди сюда, девочка, – махал рукой волшебник, подзывая её к единственному, незаваленному рукописями, столу. – Напишем весточку твоей семье, чтобы они не волновались, – вытащив откуда-то клочок бумаги, продолжал Гротт.
 

Айза послушно подошла и быстро вывела пером несколько аккуратных строк для отца. Она всегда была прилежной ученицей в школе. Волшебник и его птицы, занявшие один единственный в комнате стул, не отрываясь изучали свою гостью, пока она писала, словно пытаясь понять, в чём подвох. Что толкнуло маленькую и хрупкую девочку на такой безрассудный поступок.
 

– Ну вот и хорошо, сейчас подсохнет и совы отправятся в путь, – достав из сундука возле стола холщевый мешочек, довольно произнес Гротт. – А теперь скажи, как тебя зовут?
 

– Айза.
 

– Так чем я могу тебе помочь, Айза? – расправив полы своего одеяния, сильно похожего на халат, продолжал спрашивать старик.
 

– Я… Я ищу свою маму. Она особенная. Не такая как все, – усаживаясь на самый большой сундук рядом с волшебником, начала отрывисто объяснять Айза. – Моя мама фея.
 

– Фея!? – густые белые брови Гротта поползли вверх.
 

– Да, фея осени. В этом все и дело. Осень уже заканчивается, а мама опять не пришла ко мне. Вы должны мне помочь. Нужно задержать осень, чтобы я могла встретиться с мамой, – от волнения девочка говорила очень быстро и старик еле успевал за ходом её мыслей.
 

– Фея? Задержать осень?! Но… – он хотел было сказать, что всё это невозможно, что он никогда не видел никаких фей. Но в сапфировых глазах девочки было столько надежды и мольбы… – Давай ты мне расскажешь всё по порядку и без спешки. И ты, наверное, голодна. О, у меня есть чудесный травяной чай и немного грушевого варенья, – Гротт, стараясь не смотреть на Айзу, засуетился по хозяйству. На самом же деле просьба девочки всколыхнула в его душе, глубоко запрятанные, воспоминания.
 

– У меня есть несколько булочек в сумке. Я сама их испекла, чтобы угостить вас.
 

– О, прекрасно. У нас получится отличный ужин, – наигранно весело и громко ответил старик.
 

Спустя некоторое время, когда письмо было отправлено и скромный ужин съеден, и глиняные кружки для чая опустошены, в большом помещении воцарилась неловкая тишина.
 

– Так вы мне поможете? – почти шепотом обратилась Айза к волшебнику.
 

– Кто тебе рассказал про твою маму? Отец, не правда ли? – в голосе старика слышалась глубокая печаль и тоска, он как-то сжался и стал совсем низеньким и щуплым.
 

– Да, папа рассказал. Осенью, почти сразу после моего рождения, к маме пришли другие феи и забрали её с собой. Она не могла отказаться, понимаете? Это запрещено. Всё взрослые так говорят.
 

– Взрослые говорят… – словно эхо повторил Гротт. – Мне ли не знать, что говорят взрослые.
 

– Что, я не понимаю?
 

– Мой отец когда-то говорил мне тоже самое. Я тоже искал свою маму-фею весны. Очень долго скал. Стал учеником одного очень известного волшебника, чтобы найти свою маму.
 

– Ой, ваша мама тоже фея? Значит вы поможете?! – девочка вскочила с сундука, служившего стулом.
 

– Увы, я не нашел её. Но мне помогли книги и учение. Это отвлекает от грустных мыслей. Возможно, и тебе стоит начать читать книги. Посмотри сколько их у меня, – но Айза не слушала. На её глазах вновь появились крупные слезинки.
 

Сердце старика сжалось ещё больше, чем вся его фигура. Но разве мог он признаться, что её матери нет больше на этом белом свете. Если её отец не смог, то как он, посторонний старик, может это сделать.
 

– Не стоит плакать, милая девочка. Быть может совместными усилиями мы справимся. Хочешь стать моей ученицей? Я уже стар и не прочь поделиться с кем-то своими знаниями, – неожиданно предложил волшебник, хотя ещё минуту назад у него и мыслей таких не было.
 

– Я?! Я никогда не думала о таких вещах. Но, возможно, так я смогу найти свою маму.
 

– И вырасти. И всё понять, – продолжил старик.
 

– Я подумаю, – серьезно ответила Айза. – Но может вы могли бы немного задержать осень…
 

– Ах, милая Айза. Однажды я уже попытался нарушить естественный ход природы. Это имело нехорошие последствия. Не думала ли ты о том, что кто-то на другой стороне нашей прекрасной планеты очень ждёт эту самую осень?
 

– Нет, – растерянно ответила девочка.
 

– А ведь её очень ждут, поверь мне. Как вы ждали первый снег прошлой зимой. Помнишь?
 

– О, да, это было так грустно.
 

– Магия может принести большое зло, если использовать её так неразумно как это делал я. Пусть это станет твоим первым уроком. Я очень надеюсь, что у нас с тобой будет ещё множество уроков.
 

– Я буду приходить к вам. Дорога вовсе не страшная, только мост немного. Но если вы будете меня встречать…
 

– Конечно же буду. И мои птицы помогут. Я вообще буду очень рад. Но ты должна спросить разрешение у отца.
 

Несколько следующих ночей старика Гротта одолевала бессонница. Пожалуй, впервые он почувствовал себя именно стариком. Слабым и немощным. Воспоминания перемешались. То он видел себя маленьким мальчиком, которому объясняют, что его мама стала феей, то вдруг пред ним стояла белокурая Айза, которой он так и не смог признаться, что никакая магия не сможет вернуть её маму. Потом он вспомнил, как пришел отец Айзы. Как смотрел он в глаза ему, Гротту, пытаясь понять, рассказал ли тот правду его дочери. И какое облегчение читалось на лице мужчины, когда он понял, что Айза так и остаётся в заблуждении. Волшебно красивом и полном надежды, но всё-таки заблуждении.
 

Лишь спустя пару дней, когда очередное утро разгоралось золотым огнём высоко в горах и разливалось дальше по равнине огненной лавой, окрашивая алыми тенями даже далёкие облака, Гротту пришла в голову удивительная идея. Он может сделать для маленькой Айзы гораздо больше, чем ему казалось. Он может подарить ей настоящую надежду. Пусть не навсегда, но всё же… Но нужно было спешить, ведь с каждым днём холодное дыхание зимы ощущалось все ближе и ближе.
 

В то утро Айзе совсем не хотелось выбираться из теплой постели. В комнате царила прохлада. На первом этаже в кухне хозяйничал отец. Было слышно, как что-то шкворчит на сковороде. Блинчики, догадалась девочка. Папа в последнее время старался проводить больше времени с дочерью. И Айза была ему за это очень благодарна.
 

Набравшись храбрости, она резко откинула одеяло и сразу же встала. Надев тапочки, подошла к окну и раздвинула ночные шторы. Яркое утро ворвалось в комнату, не оставив даже и намёка на сумерки. Во дворе, на всё ещё зелёной траве, лежали уже совсем бурые листья, скованные белым кружевом первого заморозка. «Неужели осень закончилась? » – прошептала сама себе Айза и лбом прижалась к холодному стеклу. И только тогда она заметила на подоконнике маленькую деревянную шкатулочку. Она была почти такого же цвета, что и листья. На самой крышке был нарисован оранжевый кленовый лист.
 

– Папа! Папа! Это она! Мама! – от громкого крика Айзы на кухне раздался звон бьющейся посуды, но девочка этого даже не слышала. Она открыла окно и достала шкатулку.
 

– Айза? – отец уже поднялся в спальню и выглядел расстроенным. – Что это у тебя?
 

– Ах, папочка! Это от мамы. Я знаю. Вот, смотри! – и в подтверждение своих слов, она приподняла ладонь с находкой ближе к отцу.
 

Мужчина просто стоял и смотрел на удивительной красоты брошь внутри шкатулки. Он прекрасно понимал, почему Айза решила, что это подарок от мамы. И в самом деле, кто ещё, если не фея осени могла создать такое чудо. Маленький бронзовый кленовый листок выглядел будто сотканным из рыжих нитей-жилок. В самой сердцевине- ямочке, словно заколдованная капелька росы, излучал мягкий медовый свет цитрин.
 

– Айза! Откуда это у тебя?
 

– Ах, папочка! Это мама оставила на подоконнике моего окна. Теперь я точно знаю, что она никогда не забывала обо мне. Она меня любит!
 

Отец просто стоял и смотрел, как дочь кружится по комнате, неуклюже шаркая тапочками, с прекрасной брошью в руках. Пожалуй, никогда раньше он не видел её такой счастливой. На секунду ему показалось, что он заметил за окном два белых крылатых силуэта.
 

Далеко в горах в пещере, освещенной голубыми гирляндами, за прибранным столом сидел волшебник. Да и всё его убежище выглядело чистым и опрятным. Даже старенькое одеяние, так похожее на халат, казалось совсем другим, новым. Верные мудрые совы устроились на большом сундуке. Пожалуй, теперь и они знали, что немного волшебства во имя добра никому не помешает. Тем более, что Айза была абсолютно права. Где бы ни были мамы, они никогда не забывают о своих детях.
 

Доброе утро!

Всемирная метеорологическая организация официально признала температурным рекордом для Арктики +38 градусов, зафиксированные в июне прошлого года в якутском городе Верхоянске. Но нет худа без добра: Илон Маск объявил, что его компания Space X открывает программу по производству ракетного топлива из двуокиси углерода, выведенной из атмосферы, – глядишь, и упадет температура. Жаль только – жить в эту пору прекрасную… Пока же новости такие:

  • В Беларуси Сергей Тихановский приговорен к 18 годам колонии, блогер Игорь Лосик – к 15, остальные обвиняемые по делу получили от 16 до 14 лет.
  • Госдума приняла закон о бесконечном переизбрании губернаторов.
  • The Insider оштрафован на 500 тысяч рублей за отсутствие маркировки «иностранный агент». Теперь сайт могут заблокировать.
  • По данным «Левады», 75% россиян не исключают войны между Россией и Украиной.

Беларусь впереди планеты всей

В СИЗО Гомеля огласили приговор по «делу Тихановского». Суд начался 24 июня, заседания проходили в СИЗО в закрытом режиме. Обвиняемые с момента задержания уже провели за решеткой более полутора лет: все они были задержаны еще до президентских выборов и начала протестов. Сергей Тихановский, планировавший выдвигаться в президенты Беларуси, осужден на 18 лет лишения свободы в колонии усиленного режима. Медиаконсультант Радио Свобода Игорь Лосик приговорен к 15 годам, блогер Владимир Цыганович – тоже к 15. Оператор YouTube-канала «Страна для жизни» Артем Саков и модератор соцсетей «Страна для жизни» Дмитрий Попов получили по 16 лет колонии усиленного режима, а лидер незарегистрированной Белорусской социал-демократической партии «Народная грамада» Николай Статкевич – 14 лет. Кроме того, осужденные должны выплатить почти миллион долларов в качестве компенсации за якобы нанесенный ущерб.

Светлана Тихановская назвала приговор мужу личной местью Лукашенко, жена Игоря Лосика Дарья опубликовала страстное обращение к Лукашенко, в котором рассказывает, через что – из-за этого сфабрикованного дела – прошла она сама и ее семья. Она хочет, чтобы Лукашенко объяснил ей, зачем это делается. США и ЕС резко осудили вынесенные в Гомеле приговоры.

Но уже возникли основания для новых приговоров: Лукашенко ввел уголовную ответственность за призывы к санкциям в отношении Беларуси (до 12 лет), а парламент Беларуси единогласно одобрил законопроект «О геноциде белорусского народа» (нет, это не инструкция по проведению геноцида собственного народа, это рассказ о злодеяниях нацистов во время Второй мировой войны, за «отрицание» которых теперь будут сажать на срок до 5 лет, а в отдельных случаях – до 10). Мысль, стоящая за этим законотворческим актом, в том, что Запад снова ведет «информационную войну» против многострадальной Беларуси.

Прочие приговоры и задержания:

  • Участники фолк-группы Irdorath, супруги Владимир и Надежда Калач приговорены к двум годам колонии по обвинению в грубом нарушении порядка и обучении, подготовке или финансировании таких действий (они играли на протестных акциях летом и осенью 2020 года).
  • Задержана преподавательница журфака БГУ Ксения Мартуль, ее телеграм-канал Gender-gap взломали и все оттуда удалили. В заявлении властей сказано, что канал пропагандировал «нетрадиционные ценности», рекламировал «извращения», навязывал «мнения, чуждые белорусскому народу». Сейчас Мартуль находится на Окрестина.
  • Задержан директор IT-компании Aivitam Дмитрий Досов – его обвиняют в том, что он был подписан на один из телеграм-каналов, объявленных в Беларуси «экстремистскими». Опубликовано покаянное видео с его участием.
  • Развернулась новая волна политических увольнений: вот несколько историй белорусов, оказавшихся без работы за участие в «неправильных» чатах или просто инакомыслие.

Организация публичной власти в России

Госдума в третьем чтении одобрила законопроект об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ, дающий губернаторам право избираться больше двух раз подряд, а Путину – право лишать их полномочий без объяснения причин. Политолог Татьяна Становая сравнивает новую систему власти с гигантской матрешкой-Путиным, внутри которого сидят матрешки поменьше: федеральное правительство, внутри которого губернаторы, внутри которых региональные парламенты и т.д. Таким образом, известная сказочная присказка про иглу в яйце, яйцо в утке, утку в зайце и т.д. оказалась вывернутой наизнанку, и пока не ясно, хорошо это или плохо.

Парламент Чечни (сидящий внутри Кадырова, который, в свою очередь, сидит внутри Мишустина, и т.д.) обратился в Генпрокуратуру России с просьбой выяснить, не было ли в речи режиссера Александра Сокурова на встрече СПЧ с Путиным возбуждения ненависти и публичных призывов к нарушению территориальной целостности России.

Принятый Госдумой закон о публичной власти, кроме того, снижает роль партий в регионах: выборы в местные парламенты теперь можно проводить вообще без их участия, ограничившись одномандатниками. Тем важнее становится всероссийская роль «Единой России»: депутат Госдумы от «Единой России» Мария Бутина (та самая, что инспектировала колонию Навального для RT, а ранее сидела в американской тюрьме за незадекларированное лоббирование российских интересов в США) в данный момент занята разработкой общефедерального стандарта детских игрушек.

Агенты

Верховный суд России продолжил рассмотрение иска Генпрокуратуры о ликвидации «Международного Мемориала». Судья не разрешила снимать процесс на видео, о происходившем в зале заседаний можно прочитать в текстовой трансляции «Медиазоны». У здания суда полиция задержала пикетчика, развернувшего плакат в поддержку «Мемориала» и политзаключенных. Прения сторон назначены на 28 декабря.

Роскомнадзор потребовал заблокировать издание The Insider. Ранее Таганский суд Москвы оштрафовал The Insider и чешское агентство Medium-Orient на 500 тысяч рублей каждое за отсутствие маркировки “иностранного агента”.

Все журналисты, объявленные в России «иностранными агентами», стали лауреатами учрежденной Ходорковским премии для независимых медиа «Профессия – журналист».

Арестанты и отверженные

  • В Европарламенте сегодня состоится церемония награждения Навального премией имени Сахарова «За свободу мысли» – ее получит дочь Навального Даша. Накануне Даша и бывший координатор региональных штабов Навального Леонид Волков встретились с членами комитета Европарламента по международным делам. Волков призвал ЕС к жестким санкциям против Путина и его ближайшего окружения.
  • Сам Навальный «охреневает от цен» в тюремном ларьке: в соцсетях опубликован его пост о продуктовых закупках, которые два раза в месяц может позволить себе зек. Потратить можно только 9 тысяч рублей в месяц (такой установлен лимит), и Навальный чувствует себя российским пенсионером, у которого большей суммы на продукты чаще всего просто нет.
  • Бывшая глава уфимского штаба Навального Лилия Чанышева, обвиняемая в «создании экстремистской организации» (то есть, собственно, штаба Навального), рассказывает в письменном интервью из московского СИЗО-6, почему арест для нее лучше, чем отъезд из России.
  • Здесь бывший старший дознаватель из Томска Юлия Суворова объясняет, как ее и ее коллег заставляют увольняться из полиции из-за того, что они были подписаны в соцсетях на ФБК, «Умное голосование» и другие проекты Навального.
  • Блогер Юрий Хованский, обвиняемый в оправдании терроризма за исполнение песни, рассказывает о фальсификации доказательств по его делу и невеселой жизни в «Крестах».

Запоздалая справедливость

Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) обязал Россию выплатить «Новой газете» и ее журналисту Вячеславу Измайлову 8,2 тысячи евро в качестве компенсации морального вреда и судебных издержек по делу о публикациях расследований о семье Кадырова. Иск «Мемориала» по делу о клевете на Кадырова ЕСПЧ тоже удовлетворил (ранее российский суд признал «Мемориал» виновным в клевете на Рамзана Кадырова в связи с тем, что общество обвинило главу Чечни в смерти правозащитницы Натальи Эстемировой). Кроме того, ЕСПЧ назначил 16 тысяч евро компенсации из‑за закрытия газеты «Дуэль» и преследования ее главного редактора Юрия Мухина.

Тот же ЕСПЧ обязал России выплатить почти миллион евро компенсаций по делам о пытках на Северном Кавказе и внесудебным казням в Чечне.

Компенсации решением ЕСПЧ также присуждены четырем россиянкам – жертвам домашнего насилия; среди них Маргарита Грачева, которой муж из ревности отрубил кисти рук, она должна получить более 370 тысяч евро.

Правозащитный проект Gulagu.net сообщает, что из России вывезен новый видеоархив с записями пыток в колониях Красноярского края, Приморского края и Забайкалья. Из материалов этого архива, по словам основателя Gulagu.net Владимира Осечкина, станет ясно, что в пытках участвуют также сотрудники ФСБ.

Братские народы

Путин опять поговорил по телефону об Украине – на этот раз с президентами Финляндии и Франции (в ЕС, похоже, составили алфавитную очередь из стран – кому когда говорить с Путиным). Он опять потребовал «юридически зафиксированных гарантий» безопасности России (то есть нерасширения НАТО на восток). Те же требования огласил в разговоре со своей немецкой коллегой глава МИД России Сергей Лавров. Агентство Reuters пишет со ссылкой на источники, что в правительстве Германии не считают «Северный поток – 2» единственным рычагом давления на Россию (у «Газпрома», мол, есть и другие трубопроводы).

Вестей об отводе российских войск от украинской границы так и нет. На этом фоне Верховная Рада Украины упростила получение гражданства для воевавших на Донбассе иностранцев и политэмигрантов из России. А в России, по данным «Левада-Центра», 75% граждан не исключают войны с Украиной.

Хроники пандемии

По данным оперативного штаба на утро вторника, суточный прирост новых случаев COVID-19 в России опять упал – до 28 343. Официальное число инфицированных в стране с начала пандемии – 10 миллионов 75 тысяч; официальное число жертв достигло к утру вторника 291 749 человек (+1145 за сутки).

Судя по этим данным, отражающим не реальность, а настроения властей, эпидемиологическая ситуация в стране выправляется – люди в высших эшелонах власти, добившиеся отзыва законопроекта о QR-кодах на транспорте, именно так и считают. Путин тоже робко высказался против этих кодов – объяснив, что не время сейчас их вводить, Новый год на носу.

По оценкам властей Великобритании, штаммом «омикрон» в стране заражаются около 200 тысяч человек в день – эти данные основаны на моделировании, а не на статистике выявленных случаев. Как сверхзаразный «омикрон» может поменять общий ход пандемии, рассказано здесь (в данный момент – за недостаточностью данных – ничего нельзя утверждать с уверенностью).

Шесть ссылок

  • Убийства. История 11 покушений на российского императора Александра II. Или рассказ о том, как работала нацистская программа ликвидации «неполноценных».
  • Свобода, безвластие. Отрывок из книги Рут Кинны «Никакой власти. Теория и практика анархизма» (изд-во «Альпина нон-фикшн») – о вымышленном мире «боло-боло», одновременно похожем и непохожем на мечты князя Кропоткина. Или фрагмент из исследования Мэгги Нельсон «О свободе. Четыре песни о заботе и принуждении» (изд-во No Kidding Press) – о свободе в искусстве.
  • История науки. Отрывок из книги астрофизика Марио Ливио «Галилей и отрицатели науки» (изд-во «Альпина нон-фикшн») – об истоках конфликта Галилея со Священной канцелярией и папой римским. Или фрагмент из книги физика-теоретика Митио Каку «Уравнение Бога: В поисках теории всего» (изд-во «Альпина нон-фикшн») – о рождении и первых достижениях квантовой теории.

Искренне Ваши,
Семь Сорок

Лет 30 назад мы еще жили в литературоцентричной стране. Все везде читали: в метро, в автобусе. Сейчас тоже читают. Только телефоны. Может ли школьная литература исправить эту ситуацию? Нужно ли пятиклассникам читать «Муму», а шестиклассникам – «Тараса Бульбу»? Каким должно быть итоговое сочинение и какими – эссе в ЕГЭ? Об этом «Профилю» рассказала учитель московской школы «Интеллектуал» Ирина Лукьянова.

Травмированные классикой

– Можно ли сохранять в школьной программе старый добрый массив классических текстов? Или надо быть реалистами и просто стремиться к тому, чтобы дети хотя бы что-то читали и понимали текст?

– Это один из самых больных вопросов. У нас есть партия травмированных классикой и партия ею размахивающих. Травмированные говорят: скинем «Муму» и «Тараса Бульбу» с парохода современности, все это уныло, отстало от жизни и ранит чувства детей. А вторая партия твердит про духовно-нравственные ценности, патриотизм, которые непременно надо воспитывать при помощи классики. Конечно, классика отвечает человеку на важные вопросы о его жизни, но молодой человек не всегда понимает, почему он должен искать ответы на свои вопросы в жизни поручиков, титулярных советников, коллежских асессоров. Почему считается, что у них те же проблемы, что и у него? Хотя некоторые читатели обнаруживают, что у них, в общем-то, проблемы те же, что у одного датского принца.

А еще поборники классики предлагают пользоваться литературой как учебником по прикладной этике. Чтобы, когда замужняя женщина влюбляется в неженатого мужчину, она могла бы ему вовремя сказать: «Я вас люблю (к чему лукавить?), но я другому отдана; я буду век ему верна». При этом у современных детей очень высокая потребность смотреть на героев с точки зрения популярной психологии. И если раньше подростки могли ассоциировать себя с Печориным и находить его очень близким себе, то сейчас они все чаще говорят: Печорин – это токсичный нарцисс, мизогин и такая себе «редиска». Им интересно выяснять, должна или не должна была Наташа бежать с Курагиным. Но литература – это не набор психологических кейсов.

Обе стороны этого спора вместе с водой выплескивают ребенка. Ведь литература – это еще и искусство. Но тут возникает вопрос: не пора ли указать литературе ее скромное местечко рядом с рисованием, МХК и прочим пением?

— Получается, что школьный предмет «Литература» до сих пор жив только потому, что его считают хранилищем духовно-нравственных ценностей. А если признать, что это «просто» искусство, то ее место в конце строя?

– Не совсем. В принципе, сама литература – очень сложный предмет. С одной стороны, она появляется в начальной школе как просто чтение. Вроде как ребенок должен научиться читать для души. Но воспитывают его на бесконечно унылых дидактичных текстах, где практически всё про родную природу. И ребенок не очень понимает, какое это имеет к нему отношение.

– Вспоминается Плещеев: «Осень наступила, высохли цветы, и глядят уныло голые кусты»…

– Я люблю Плещеева. Но ребенку, особенно городскому, нельзя все время рассказывать исключительно о природе. У него могут быть и другие интересы.

Кроме того, этот школьный предмет пытается выполнять задачи филологические. То есть воспитывать литературоведа и историка литературы. И здесь тоже огромное поле для размышлений: надо ли давать все эти синекдохи и гиперболы, нужны ли ребенку сведения о журнальной полемике в XIX веке, о славянофилах и западниках, надо ли ему читать Белинского, Добролюбова и их противников?

Дети любят «Черного человека» и Асадова

– А как современные школьники воспринимают поэзию?

– Многие из них к окончанию школы так и не научаются понимать стихи, не чувствуют, как они сделаны, зачем написаны. А если мы посмотрим, какие стихи школьники (да и взрослые) постят в соцсетях, то увидим, что, чем проще автор, чем более простые мысли он высказывает максимально простым слогом, тем он популярнее.

– Кого дети предпочитают из поэтов?

– По моим наблюдениям, из классиков – Есенина: он наш, русский, простой, понятный. Скажем, на олимпиадах, если дети на вечере поэзии читают стихи, то непременно кто-то декламирует Асадова, кто-то – местного поэта про родимый край, обязательно Бродского, и всегда три-четыре человека хотят исполнить наизусть «Черного человека» Есенина. От начала до конца. Он созвучен подростковому возрасту.

– Странный набор авторов. Особенно Асадов, стихи которого считались пошлыми.

– А теперь – совсем нет.

После ХIХ века ничего не было

– Нужно ли следовать хронологической канве при изучении литературы? Начинать с древности, потом – сентиментализм, романтизм, реализм.

– У хронологического подхода есть свои перекосы. Античность изучают в пятом классе, и от «Илиады» с «Одиссеей» в голове у детей остаются две-три картинки, два сюжета. Античность остается просто непонятой, а с другой стороны, происходит огромный перекос в сторону ХIХ века, который мы читаем в 8–9–10-м классах. Зарубежная литература обрывается на романтизме, и дальше на нее времени не остается. А огромный русский ХХ век и ХХI, почти четверть которого уже прошла, остаются на 11-й класс. Но выпускникам не до литературы. И мы еле успеваем добраться до «оттепели». Трех часов в неделю нам не хватает, да и дети ходят на уроки нерегулярно: они разъехались по олимпиадам, готовятся к ЕГЭ, уходят на семейное обучение, чтобы сосредоточиться на нужных предметах. В итоге в голове у выпускника остается та самая русская классика, с тем представлением, что после Толстого и Достоевского уже больше ничего не было. И русский «критический реализм» – венец развития литературы. А всё, что на него не похоже, – это какое-то вредное «дегенеративное искусство».

– И все-таки вы придерживаетесь хронологического подхода.

– Да. Это мне помогает лучше структурировать материал. Что касается сентиментализма или романтизма, то, думаю, ничего плохого в знакомстве с ними нет. Тогда дети поймут, почему «Бедная Лиза» кажется им такой смешной и нелепой. Интересно понять и почему «Станционный смотритель», написанный Пушкиным всего через несколько десятилетий после «Бедной Лизы», – это почти современная проза, а «Бедная Лиза» – устаревшая. И увидеть, что за это время произошло с русским языком и что сделал Пушкин. Это вроде бы исторические вопросы, но они помогают нам понять место Пушкина в русской литературе. Если же мы будем «Бедную Лизу» преподносить как учебник морали (девушки, не целуйтесь с Эрастами, у которых розовые губы, не давайте погибнуть своей невинности), то ничего, кроме хохота, это у детей не вызовет. А если им рассказать о сентиментализме, они узнают, что это было за направление в культуре Европы, как выражалось в музыке, в живописи, даже в садово-парковой культуре. Нелишнее понимание для культурного человека. Интересно, кстати, и обсудить, что в сегодняшней популярной культуре восходит к сентиментализму.

– Далеко не каждый школьник понимает, зачем ему становиться «культурным человеком».

– Увы, это так. Произошло огромное расслоение школ. Для многих классов вопрос сентиментализма совершенно лишний. Там задача учителя – вообще научить школьника получать от чтения хоть какую-то радость и пользу.

– При этом у нас говорят, что должны быть единая образовательная программа и единое образовательное пространство.

– Этого категорически нельзя делать. Наоборот, надо, чтобы у учителя оставалась возможность соизмерять требования программы с потребностями своего класса. Чтобы над нами не стоял этот ужас: вы обязаны пройти всю программу, освоить все методические единицы и т. д. В этом смысле достаточно прогрессивным был прошлый ФГОС (Федеральный образовательный стандарт), в котором были прописаны требования к школьнику на выходе и давалась примерная программа. Это были три списка – A, B и C. Обязательные произведения, обязательные авторы и группы произведений, из которых можно выбирать. А теперь ты на свой страх и риск работаешь, до первого бдительного родителя, который заподозрит какой-то компромат в том, что ты даешь на уроке.

«Зачем Герасим утопил Муму»

– Что бы вы исключили из программы, а что, наоборот, включили?

– Ну, пока нам даже новый ФГОС оставил немножко простора для маневров и капельку вариативности. Все-таки учителю важно иметь немного свободы. Я, например, не очень люблю с детьми читать прозу о войне в 11-м классе. Меня ею в школе перекормили. По долгу службы я это делаю, конечно, но предпочла бы читать с ними стихи о войне.

Или – я терпеть не могу «Тихий Дон». Хотя у меня был ученик, который его очень любил и даже сделал проект «Мысль народная в «Войне и мире» и в «Тихом Доне»». В программе про «Тихий Дон», так же как про «Архипелаг ГУЛАГ», стыдливо пишут, фрагментами. Все-таки нобелевские лауреаты.

– Я у вас в Facebook читала дискуссию о том, нужно ли проходить «Муму» и «Тараса Бульбу». Ведь это травмирует детскую психику.

– Я не уверена, что детям стоит читать «Муму». Это вовсе не детский рассказ. Он не только о несвободе, но и о конфликте лояльностей. Но сейчас ребенку уже не понять, что это такое, когда Герасим так осознает себя слугой своей госпожи, что для него служение ей – его задача в жизни.

Грустные уроки: почему у географии запредельно низкий статус в школе

У нас сейчас нет такого типа взаимоотношений. И когда барыня, которой он всецело предан, заставляет его убить единственное любимое и родное существо, человеческую душу здесь раздирает совершенно страшный конфликт лояльности. Герасим выбирает, как герой классицизма, примат долга над страстью и идет топить несчастную Муму. А сделав это, понимает, что утратил все самое любимое, самое дорогое. И наступает полное опустошение, потому что теперь ему вообще терять нечего. У него ничего не осталось, и он от всего свободен, в том числе и от барыни, которая вынудила его совершить такое чудовищное насилие над собой. Как ребенок в пятом классе может понять вот это, я не знаю. В 11 лет он понимает одно: какая-то дура барыня дураку Герасиму приказала утопить собачку, и он утопил. Нет бы сразу ушел с ней в деревню. Естественно, любому нормальному ребенку жалко только Муму. А того, что делает крепостное право с человеческой душой, в этом возрасте и не разглядеть, и не понять. Рассказ проходит мимо них и только зря мучает своей жестокостью по отношению к Муму.

– А «Тарас Бульба»? Его сейчас, как и раньше, проходят?

– Проходят, конечно: «Нет уз святее товарищества». Но у меня вот сидит на уроке мальчик из еврейской семьи и читает, как они там собираются «перерезать всех жидов» или как младенцев в огонь кидают. И он спрашивает: а мы должны это в школе проходить? Не все же читают в приглаженном виде из хрестоматии. Да и сама идея «я тебя породил, я же и убью» тоже не очень симпатична школьникам. Далеко не все воспринимают Тараса Бульбу как образец для подражания. Просто современные дети не видят большой доблести в том, чтобы устроить набег на мирные села и разорить их, устроить осаду города и уморить там всех голодом. Чтобы они вообще способны были выносить все описанные зверства, надо очень много говорить об историзме мышления, о том, что мы не можем применять сегодняшние этические мерки и сегодняшнее международное право ко вчерашнему и позавчерашнему дню.

Можно, с другой стороны, упростить все и пытаться на примере этого текста говорить о патриотизме и товариществе, как это делалось в нашем детстве. Некоторым детям вполне достаточно увидеть в Тарасе былинного богатыря. А другие задают неожиданные вопросы. Одна шестиклассница спросила, помнится: а вот смотрите – в «Ромео и Джульетте» тот же самый конфликт. Они принадлежат к враждующим кланам, полюбили друг друга. Осознали, что они отдельные люди, а не только часть рода. За что же мы осуждаем Андрия? И другие дети сказали: за то, что он, полюбив женщину из другой семьи, поднял меч против своей.

«Гарри Поттер» помогает анализировать прозу

– Нужна ли в школе современная литература? На нее же времени не остается.

– Современная литература – и русская, и зарубежная – нужна всегда. Кстати, если мы хотим обсуждать какие-то этические или психологические проблемы, то современная детская литература гораздо удобнее, чем классика. Там и конфликты ближе к пониманию нынешних детей, и обстановка ближе к современной. И проще показывать, как текст сделан – с точки зрения литературоведческой.

– Пользуетесь ли вы «Гарри Поттером»?

– Очень много. Когда объясняю законы эпоса, например. Потому что Роулинг прекрасно работает с архетипами, мастерски строит сюжет, свою вселенную. Так же, как и Толкиен во «Властелине колец». Современные дети это читали и знают. Но не обязательно хвататься за эпопею. Можно брать маленькие рассказы современных писателей, можно – небольшие стихотворения. По субботам я веду кружок для шестиклассников. На творчестве современных писателей мы изучаем, как устроено литературное произведение, учимся анализировать тексты.

Сочинения полезные и вредные

Как вы относитесь к нынешним сочинениям. Будь то итоговое в 11-м классе или эссе в ЕГЭ по русскому и литературе. Я знаю, что, для того чтобы получить хорошие баллы за эссе по русскому, нужно понимать, по каким критериям оно будет оцениваться, и соответствовать им. Ни о каком творчестве тут и говорить нельзя. В ЕГЭ по литературе по-другому?

– Примерно так же. Там только нужно написать пять сочинений: четыре маленьких и одно большое. Если ты не знаешь критериев оценивания, твой предел – балла 72. Это пятерка, но в топовый вуз ты с таким баллом не попадешь.

Леонид Кацва: «Без знания истории всегда рискуешь стать жертвой манипуляции»

Когда вводилось нынешнее итоговое сочинение, которое пишут в декабре 11-классники, оно предполагалось как метапредметное. И вначале все было почти хорошо: дети в самом деле старались написать что-то свое, небанальное. Но и дети, и учителя страшно боятся сделать не так, поэтому тут же расплодились шаблоны, подпорки для тех, кому трудно строить высказывание: начать надо так-то, затем мне хотелось бы перейти к такому-то вопросу, там привести пример из литературы (примеры взять из того, что все читали: «Войны и мира» или «Судьбы человека»). Эти шаблоны стали восприниматься как закон. И дети стали шпарить по ним. В итоге сочинения стали так похожи одно на другое, что их бессмысленно проверять. А задумывалось это, чтобы показать независимость суждений.

Сочинение мне кажется мертвым жанром: у текста должна быть коммуникативная задача. А многие дети не умеют эти задачи решать. Например, не умеют написать простое письмо преподавателю, поздороваться, обратиться по имени-отчеству. Не понимают, что резюме, рекламная статья, текст для своего блога, комментарий к видео, мотивационное письмо (почему я хочу работать в вашей компании) – это пишется по-разному, разным языком…

У экзаменационного же текста другая задача. Выпускник должен показать, что хорошо ориентируется в изученном материале и владеет навыками, которые должен был усвоить. Но в нынешнем виде итоговое сочинение вообще ничего не проверяет, кроме умения создавать текст по шаблону. И сочинение в ЕГЭ по русскому языку проверяет умение в рамках шаблона продемонстрировать владение общепринятыми морально-этическими нормами и согласиться с утверждением автора, что раньше было лучше, чем сейчас (русский язык засоряется, природа загрязняется, люди стали грубее и уткнулись в гаджеты). Но мне кажется, если даже придумать экзамен, не требующий шаблона, общество тут же выдвинет против него свой шаблон.

Кажется, что в важных вопросах, таких как выбор лекарства для лечения болезни или подбор сотрудника на топовую должность, существуют точные правила, руководствуясь которыми можно принять единственно верное решение. На самом деле два опытных врача могут лечить одного и того же пациента по-разному, а два профессиональных HR-специалиста предложат на одну и ту же должность десяток разных кандидатов. Почему так происходит? Что действительно влияет на то, какие решения мы принимаем в жизни? Даниэль Канеман, автор бестселлера «Думай медленно, решай быстро», вместе с соавторами Оливье Сибони и Кассом Р. Санстейном исследуют постронние «шумы», которые влияют на наши суждения и представления о мире.

Очень важная книга в наше время, когда плюрализм мнений, кажется, достиг точки кипения.

Леонид Парфёнов выпустил юбилейный, десятый том своей легендарной документалистики, фиксирующей события, уже ставшие историей.

На этот раз он подобрался совсем близко к тому, что мы называем современностью. Андроид и «арабская весна», «Легенда № 17» и 18+, #крымнаш и Кардашьян, ЗОЖ и «Зелёный шатёр», Uber и убийство Немцова, челленджи и Челябинский метеорит, Путин снова президент и пояс Богородицы, Дуров и Донбасс, Олимпиада в Сочи и оскорбление чувств верующих, Дорн и «Дождь», стерхи и Сноуден, война в Сирии и «Вечерний Ургант», Сечин и стендап, Oxxxymiron и очередь на Серова, Кейт с Уильямом и Ким Чен Ын – Парфёнов не забыл ничего важного и как обычно подкрепил свой рассказ фотографиями, кадрами из фильмов, афишами и другими документальными материалами. Прекрасный повод вспомнить и систематизировать недавнее прошлое.

«Мы начинаем в конце» – сложносочинённая история Криса Уитакера, эпическая драма и детектив в одном флаконе, названная в Америке одним из лучших романов 2021 года.

Завязка происходит 30 лет назад: в маленьком курортном городишке по вине подростка погибает сестра его возлюбленной. Винсент, так зовут парня, отправляется за решетку из-за показаний лучшего друга, Уока. Он вернётся через три десятка лет, когда в городе всё будет совсем по-другому: бывшая любовь заработает дурную репутацию и родит двоих детей, сдавший друга Уок сделает карьеру в полиции… Старые тайны не любят лежать тихо, поэтому стоит Винсенту вернуться, как в городе станет очень и очень неспокойно.

История обладает удивительным свойством закручиваться в странные кольца и причудливо резонировать сама с собой. «Год чудес» Джералдин Брукс – книга, которая рассказывает об ужасной эпидемии чумы XVII века. Из заражённого Лондона болезнь расползается по маленьким городкам. И пока одни молятся о спасении, другие ищут в себе силы, чтобы помогать ближним. Анне, главной героине, не подверженной заразе, приходится сражаться не только с  болезнью, но и с суеверием, страхом и злобой односельчан, которые от молитв переходят  к охоте на ведьм. Книга о сострадании, милосердии и самоотверженности.

Только не спешите обвинять автора в спекуляции на жёсткой теме: «Год чудес» был написан 20 лет назад, задолго до пандемии. Переведён на русский издательством «Фантом Пресс».

Автор «Девушки в поезде» и «В тихом омуте» Пола Хокинс возвращается с новым триллером, в котором крепкие традиции классического британского детектива причудливо смешиваются со злободневной повесткой. Молодого художника Дэниела находят мёртвым в собственном плавучем доме. У полиции есть все основания полагать, что виноваты женщины, с которыми у Дэниела всегда были сложные отношения. Под подозрение попадают трое: неуравновешенная подружка, обиженная тётя и странная соседка. «Шерше ля фам» вырастает в расчёсывание старых ран и поиск истинных мотивов. На что на самом деле могут пойти самые близкие нам люди? И правда ли, что нам всем есть что скрывать?

Шагги Бейну всего 8 лет, но он уже знает, чем лечить похмелье. Не своё, конечно, а мамино. Его мать, Агнес Бейн, тонет в алкогольной зависимости, но Шагги любит её несмотря ни на что. Его главная мечта в том, чтобы мама была счастлива, а он, Шагги, был нормальным мальчишкой. Но жизнь несправедлива к мечтам, даже к самым наивным, детским. Шагги и его мама живут в мире, где приходится тяжко, где безработица и социальное неравенство. Где тех, кто отличается от прочих, считают чужаками.

Душераздирающий роман о любви сына к матери. Победитель Букеровской премии 2020 года.

Книгу многообещающего молодого прозаика Валерия Печейкина «Стеклянный человек» называют «роскошным интеллектуальным стендапом», и в этом названии отражено сразу многое – качество его прозы, чувство юмора и острый ум.

Печейкин – драматург московского «Гоголь-центра», его сравнивают то с Достоевским, то с Булгаковым, а первый сборник «Злой мальчик» напомнил критикам Чехова. В «Стеклянном человеке» Печейкин исследует саму жизнь, её привычные, но не всегда осознанные нами в суете привычные аспекты от школьных экскурсий до походов в супермаркет. И получается у него здорово!

Алекс Кристофи сделал практически невозможное: написал подробную, живую и действительно интересную биографию Достоевского. Если вы никогда не задумывались над тем, какая удивительная и чудовищно тяжёлая судьба выпала на долю одного из главных наших писателей, добавляйте в список книг, которые срочно нужно прочитать, «Достоевский in love». Сибирский лагерь, игорные дома Европы, запойное творчество, тюремные камеры царской крепости и, конечно, три главные женщины. Вдова Мария, порывистая Полина и верная Анна в разные периоды жизни зажигали искры в сердце писателя и помогали ему создавать вещи, которыми мир зачитывается до сих пор.

Вышел третий детективный роман великого и ужасного шведа Никласа Натт-о-Дага.

К третьей книге читатель уже начал потихоньку привыкать к тому, что Стокгольм XVIII века – это не хюгге, огоньки на окнах и фрикадельки с брусничным соусом, а мрак, хаос и таящаяся за углом смерть. Заблудшие души бродят по Стокгольму Никласа Натт-о-Дага и жаждут обрести покой. Словно живые мертвецы, они скрываются в самых тёмных уголках, и кому-то из них предстоит искупить свои грехи. Тем более что есть и настоящий злодей, тот, от преступлений которого содрогнётся весь город. Читайте эту книгу, только если вы уже ознакомились с предыдущими романами автора,  «1793» и «1794». В новом произведении история продолжается. 

Нуарный исторический детектив для любителей тяжёлой атмосферы и захватывающих сюжетов.

«Тем, кто ценит и любит глицинии и солнечный свет! Небольшой средневековый итальянский замок на берегу Средиземного моря сдаётся на весь апрель. Полностью меблирован. Прислуга наличествует. Z., почтовый ящик 1000, „Таймс“». Разве это не то объявление, которое вам хочется прочитать прямо сейчас, посреди мрачного и серого ноября? Оды волшебной силе путешествий пелись уже не раз – от «Ешь. Молись. Люби» Элизабет Гилберт до «Лишь» Эдварда Шона Грира. Книга «Колдовской апрель» им не подражает. Хотя бы потому, что вышла она в 1922 году. Кстати, именно благодаря ей появилась мода на итальянский курорт Портофино. 

Вместе с четырьмя эксцентричными лондонскими дамочками отправляйтесь на Итальянскую Ривьеру, чтобы глотнуть солнца, воздуха, запаха моря и вспомнить, что такое настоящая дружба и любовь. Что такое жизнь, в конце концов. 

  • Рассказ орлик про антонова и лошадь
  • Рассказ осеевой гришка читать
  • Рассказ однажды на пятом уроке геннадия жаворонкова
  • Рассказ описание про собаку
  • Рассказ один день из жизни рыцаря история 6 класс