Рассказ осень 2 класс скребицкий

Автор книги: александр пушкинсоавторы: антон чехов,лев толстой,федор достоевский,иван тургенев,михаил лермонтов,иван бунин,михаил пришвин,алексей толстой,сергей есенин,виталий бианки сообщить о нарушении текущая страница:

oblozhka knigi bolshaya kniga o prirode 266016

Автор книги: Александр Пушкин

Соавторы: Антон Чехов,Лев Толстой,Федор Достоевский,Иван Тургенев,Михаил Лермонтов,Иван Бунин,Михаил Пришвин,Алексей Толстой,Сергей Есенин,Виталий Бианки

сообщить о нарушении

Текущая страница: 6 (всего у книги 6 страниц)

Г. Скребицкий
Сентябрь

В воздухе захолодало. На кустах и деревьях пожелтела листва. Лес оделся в разноцветный убор. Грачи и другие перелётные птицы давно уже собрались в стаи. И вот наконец в прохладном осеннем небе слышится прощальное курлыканье журавлей.

Рассказ осень 2 класс скребицкий

Кончилось лето – пора весёлых прогулок в лес за ягодами, за грибами. Кончилось купание в реке. Кончились для ребят беззаботные дни полного отдыха. Теперь с новыми силами нужно браться за учение, а для походов в лес или на реку остаются только воскресные дни.

Но зато эти немногие дни юные натуралисты должны использовать как можно лучше.

Осень – сентябрь, октябрь, ноябрь – интереснейшая пора для наблюдений в природе. Ведь в эту пору все животные готовятся к зиме. Большинство птиц улетает на зимовку в тёплые страны. Многие звери утепляют к зиме гнёзда и логовища, а некоторые тащат к себе в «кладовки» и «погребки» запасы еды. Белка заготовляет в дуплах и древесных щёлках орехи и жёлуди, сушит на сучьях деревьев грибы.

Насекомые: бабочки, жуки, муравьи, как только захолодает, скрываются кто куда. Одни прячутся в разные щели, другие забираются в земляные норки. Там насекомые, те, что не погибают осенью, засыпают непробудным сном до весны.

На зиму засыпают также лягушки, змеи, ящерицы и даже некоторые зверьки: ежи, сони, бурундуки. Самый большой из наших лесных зверей – медведь – тоже устраивает себе «зимнюю спальню» и дремлет в ней всю долгую зиму.

Ещё с осени выбирает он в густом лесу удобное место для берлоги. Натаскает туда опавших листьев, моху, сухой травы. Отличную постель устроит. Теперь ему не страшны ни мороз, ни ветер. Лежи себе да полёживай до тёплых весенних дней.

А не забыли ли вы, ребята, следить за календарём? Вспомните: 21 июня был самый длинный день и самая короткая ночь. Но с двадцатых чисел июня день начал убывать. И вот 21 сентября долгота дня и ночи вновь сравняется. Наступит день осеннего равноденствия. С этого числа ночь будет удлиняться, а день станет всё убывать и убывать, и так до второй половины декабря.

Тёмная наступает пора, пора длинных осенних ночей и коротких дней.

Рассказ осень 2 класс скребицкий

Н. Сладков
Золотая осень

Всё лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щёчки, спинки и животики. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени стали как солнышки – багряными и золотыми. Налились, отяжелели и потекли. Зашумел в лесу золотой дождь!

Капля по листу щёлкнет – сорвётся лист. Синицы на ветках завозятся – брызнут листья по сторонам. Ветер вдруг налетит – закружится пёстрый смерч. А уж если тяжёлый косач с лёту в ветки вломится – хлынет сверкающий лиственный водопад!

Елочки разноцветными листьями украсились, грибы под листьями спрятались, папоротники под листьями пригрелись.

Листья шуршат, скребутся, лопочут. Листья летят, скачут, плывут. Листья качаются на паутинках. Листья вверху, внизу и вокруг.

Шумит золотой дождь.

Рассказ осень 2 класс скребицкий

К. Бальмонт
Осень

 
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее.
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.
 
 
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
 
 
Солнце реже смеётся,
Нет в цветах благовонья.
Скоро осень проснётся —
И заплачет спросонья.
 

Рассказ осень 2 класс скребицкий

М. Лермонтов
Родина
(Отрывок)

 
…Просёлочным путём люблю скакать в телеге
И, взором медленным пронзая ночи тень,
Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
Дрожащие огни печальных деревень;
 
 
Люблю дымок спалённой жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь жёлтой нивы
Чету белеющих берёз.
 
 
С отрадой, многим незнакомой,
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно…
 

Рассказ осень 2 класс скребицкий

И. Соколов-Микитов
Улетают журавли

В золотые, осенние дни собирались к отлёту журавли. Готовясь в далёкий путь, покружили они над рекою, над родным болотом. Собравшись в стройные косяки, потянули в дальние тёплые страны. Через леса, через поля, через шумные города высоко в небе летели журавли. В глухом лесу, на краю болота, остановились на отдых.

Ещё до рассвета проснулись чуткие журавли. Чуть брезжит над рекой, над лесными чёрными макушками ранняя зорька. Тёмным и мрачным кажется в эту пору глухой лес. Один за другим журавли поднимаются с болота.

В этот ранний час в лесу просыпаются птицы, бегают по берегу проворные кулики. Скоро взойдёт над рекой и лесом весёлое солнце. Всё тогда засияет, всё переменится в осеннем тёмном лесу.

Высоко поднимутся журавли. С высокого ясного неба услышим их прощальные голоса.

До свиданья, до свиданья, журавли! До радостной встречи весною!

Рассказ осень 2 класс скребицкий

Г. Скребицкий
Октябрь

Рассказ осень 2 класс скребицкий

Хмурится небо. Частенько из низких туч брызжет на землю мелкий холодный дождь. Лес давно уже сбросил листву, стоит весь голый, притихший. В полях и на речке тоже не веселее. Всюду пусто, холодно и уныло. Вода в реке кажется какой-то серой, густой. В ней отражаются низкие тучи. А когда поднимется ветер, по речке бегут друг за другом крутые волны. Они сердито шипят и взбивают у берега грязно-жёлтую пену.

Целые стаи пролётных северных уток гостят у нас в эту пору, отдыхают и кормятся, чтобы потом двинуться в дальнейший путь на юг.

Подводные обитатели рек и озёр тоже готовятся к зимовке. Это хорошо известно каждому рыболову.

С наступлением холодов разные рыбы ведут себя по-разному. Жители стоячих вод – прудов и озёр – ленивые, неповоротливые караси и лини осенью, как только захолодает, прячутся на дно в подводные заросли, иной раз даже зарываются в ил и дремлют там. Попробуй в холод поймать на удочку карася или линя – вряд ли это удастся. Зато речная рыба – плотва, окунь, ёрш – в эту пору жадно хватает приманку. Спешит отъесться к зиме и зубастая щука. Но особенно большой аппетит появляется у налима. Всё лето дремал он в норе под корягами или среди камней. А вот наступила осень, начались холод, ненастье, тут-то налим и очнулся от дремоты, вылез из-под коряги и начал охотиться за рыбёшками, лягушками и другой живностью. Этому обжоре что живое ни попадись – всё съест.

Рассказ осень 2 класс скребицкий

К. Ушинский
Из детских воспоминаний

Покров – наш храмовый праздник. Сколько народу было в церкви, и как все веселы! В нынешнем году большой урожай!

У нас в саду вчера сняли последние яблоки; только на одной рябине ещё краснеют ягоды и дожидаются первого мороза.

Зелёные рощи превратились в разноцветные; осинка дрожит, вся золотая и пурпуровая; ветер обрывает последние листья, крылья мельниц не перестают вертеться, мой новый змей летает высоко, а в сенях уже стоят приготовленные зимние рамы.

Рассказ осень 2 класс скребицкий

И. Тургенев
Лес осенью

Рассказ осень 2 класс скребицкий

Ветра нет, и нет солнца, ни света, ни тени, ни движения, ни шума; в мягком воздухе разлит осенний запах, подобный запаху вина; тонкий туман стоит вдали над жёлтыми полями. Сквозь обнажённые, бурые сучья дерев мирно белеет неподвижное небо; кое-где на липах висят последние золотые листья. Сырая земля упруга под ногами; высокие сухие былинки не шевелятся; длинные нити блестят на побледневшей траве. Спокойно дышит грудь, а на душу находит странная тревога. Идёшь вдоль опушки, глядишь за собакой, а между тем любимые образы, любимые лица, мёртвые и живые, приходят на память, давным-давно заснувшие впечатления неожиданно проносятся; воображенье реет и носится, как птица, и всё так ясно движется и стоит перед глазами. Сердце то вдруг задрожит и забьётся, страстно бросится вперёд, то безвозвратно потонет в воспоминаниях. Вся жизнь развёртывается легко и быстро, как свиток; всем своим прошедшим, всеми чувствами, силами, всею своей душой владеет человек. И ничего кругом ему не мешает – ни солнца нет, ни ветра, ни шума…

А осенний, ясный, немножко холодный, утром морозный день, когда берёза, словно сказочное дерево, вся золотая, красиво рисуется на бледно-голубом небе, когда низкое солнце уже не греет, но блестит ярче летнего, небольшая осиновая роща насквозь вся сверкает, словно ей весело и легко стоять голой, изморозь ещё белеет на дне долин, а свежий ветер тихонько шевелит и гонит упавшие покоробленные листья – когда по реке радостно мчатся синие волны, тихо вздымая рассеянных гусей и уток, вдали мельница стучит, полузакрытая вербами, и, пестрея в светлом воздухе, голуби быстро кружатся над ней…

Рассказ осень 2 класс скребицкий

Г. Скребицкий
Ноябрь

По календарю ноябрь считается последним осенним месяцем. Но в нашей средней полосе это частенько уже начало зимы. С каждым днём всё крепче и крепче утренние заморозки. Когда ребята отправляются в школу, под ногами уже хрустит ледок.

Рассказ осень 2 класс скребицкий

Речка у берегов тоже замёрзла, только посредине вода свободна ещё ото льда. И на озёрах появились широкие ледяные закрайки. Небольшой пруд возле деревни уже совсем затянуло льдом, но ходить по нему нельзя – он ещё очень тонок.

Водоёмы, большие и малые, покрываются льдом. А вот и снег. Всё чаще и чаще летают в воздухе белые мухи зимы, садятся на землю, на крыши домов и сараев. Посидят и снова исчезнут – растают. И вновь хмурятся голые опустевшие поля и леса.

Холодно, неприютно. Всё живое попряталось от ненастья.

Звери одеваются в зимние шубы, тёплые и пушистые. В такой шубе не страшен им пронизывающий осенний ветер.

Поздняя осень. Невесёлое время года, но зато это чудесная пора для охотников. Пока в полях и лесах ещё не выпал глубокий снег, не нужно надевать полушубка, валенок, не надо тащить с собой тяжёлые лыжи. Надел ватную куртку, перекинул через плечо ружьё и иди, куда хочешь. Можно за день исколесить не один десяток километров.

В эту пору в лесу очень удобно следить за зверями и птицами. Листвы на кустах и деревьях уже нет, трава посохла, осенние дожди прибили её к земле. Нелегко в эту пору четвероногим и крылатым обитателям леса укрыться от зоркого глаза охотника-следопыта.

Для юных натуралистов это хорошее время, чтобы понаблюдать за жизнью лесных обитателей.

Тому из вас, ребята, кто закалил себя летом, кто не боится дождя и холода, немало найдётся, что можно и стоит понаблюдать в осенних полях и лесах.

Рассказ осень 2 класс скребицкий

Рассказ осень 2 класс скребицкий

А. Блок
Зайчик

 
Маленькому зайчику
На сырой ложбинке
Прежде глазки тешили
Белые цветочки…
 
 
Осенью расплакались
Тонкие былинки,
Лапки наступают
На жёлтые листочки.
 
 
Хмурая, дождливая
Наступила осень,
Всю капусту сняли,
Нечего украсть.
 
 
Бедный зайчик прыгает
Возле мокрых сосен,
Страшно в лапы волку
Серому попасть…
 
 
Думает о лете,
Прижимает уши,
На небо косится —
Неба не видать…
 
 
Только б потеплее,
Только бы посуше…
Очень неприятно
По воде ступать!
 

Рассказ осень 2 класс скребицкий

С. Аксаков
Осень

Я люблю осень, даже самую позднюю, но не ту, которую любят все.

Я люблю не морозные, красные, почти от утра до вечера ветреные дни; я люблю тёплые, серые, тихие и, пожалуй, дождливые дни.

Мне противна резкость раздражительного сухого воздуха, а мягкая влажность, даже сырость атмосферы мне приятна; от дождя же, разумеется не проливного, всегда можно защититься.

Осень, глубокая осень! Серое небо, низкие, тяжёлые, влажные облака, голы и прозрачны становятся сады, рощи и леса. Всё видно насквозь в самой глухой древесной чаще, куда летом не проникал глаз человеческий.

Старые деревья давно облетели, и только молодые отдельные берёзки сохраняют ещё свои увядшие желтоватые листья, блистающие золотом, когда тронут их косые лучи невысокого осеннего солнца.

Ярко выступают сквозь красноватую сеть берёзовых ветвей вечнозелёные, как будто помолодевшие ели и сосны, освежённые холодным воздухом, мелкими, как пар, дождями и влажными ночными туманами.

Устлана земля сухими, разновидными и разноцветными листьями: мягкими и пухлыми в сырую погоду, так что не слышно шелеста ног осторожно ступающего охотника, и жёсткими, хрупкими в морозы, так что далеко вспархивают птицы от шороха человеческих ног.

Рассказ осень 2 класс скребицкий

Если тихо в воздухе, то слышны на большом расстоянии осторожные прыжки зайца и белки и всяких лесных зверьков, легко различаемые опытным и чутким ухом зверолова.

Синицы всех родов, не улетающие на зиму, кроме синицы придорожной, которая скрылась уже давно, продвинулись к жилью человеческому, особенно синица московка, называемая в Петербурге новгородской синицей, в Оренбургской же губернии – беском.

Звонкий, пронзительный её свист уже часто слышен в доме сквозь затворённые окна. Снегири также выбрались из лесной чащи и появились в садах и огородах, и скрипучее их пение, не лишённое какой-то приятной мелодии, тихо раздаётся в голых кустах и деревьях.

Ещё не улетевшие дрозды с чоканьем и визгами, собравшись в большие стаи, летают в сады и уремы[49]49

  Уремá – лес и кусты около реки, заливаемые водой.

[Закрыть]

, куда манят их ягоды бузины, жимолости и ещё более красные кисти рябины и калины. Любимые ими ягоды черёмухи давно высохли и свалились, но они не пропадут даром: все будут подобраны с земли жадными гостями. Вот шумно летит станица чёрных дроздов – и прямо в парк. Одни рассядутся по деревьям, а другие спустятся на землю и распрыгаются во все стороны.

Сначала притихнут часа на два, втихомолку удовлетворяя своему голоду, а потом, насытив себя, набив свои зобы, соберутся в кучу, усядутся на нескольких деревьях и примутся петь, потому что это певчие дрозды.

Хорошо поют не все, а, вероятно, старые; иные только взвизгивают; но общий хор очень приятен; изумит и обрадует он того, кто в первый раз его услышит, потому что давно замолкли птичьи голоса и в такую позднюю осень не услышишь прежнего разнообразного пения, а только крики птиц, и то большею частью дятла, снегирей и бесков.

Река приняла особенный вид, как будто изменилась, выпрямилась в своих изгибах, стала гораздо шире, потому что вода видна сквозь голые сучья наклонившихся ольховых ветвей и безлистные прутья береговых кустов, а ещё более потому, что пропал от холода водяной цвет и что прибрежные водяные травы, побитые морозом, завяли и опустились на дно.

В реках, озёрах и прудах, имеющих глинистое и особенно песчаное дно, вода посветлела и стала прозрачная как стекло; но реки и речки припруженные, текущие медленно, получают голубовато-зелёный цвет, впрочем, это оптический обман; вода в них совершенно светла, но дно покрыто осевшею шмарою[50]50

  Шмáра – тина на воде.

[Закрыть]

, мелким зелёным мхом или коротеньким водяным шёлком – и вода получает зеленоватый цвет от своей подкладки, точно как хрусталь или стекло, подложенное зелёной фольгой, кажется зелёным.

Вот такую-то осень люблю я не только как охотник, но как страстный любитель природы во всех её разнообразных изменениях.

Рассказ осень 2 класс скребицкий

А. Чехов
Цветы запоздалые
(Отрывок)

Рассказ осень 2 класс скребицкий

…День ясный, прозрачный, слегка морозный, один из тех осенних дней, в которые охотно миришься и с холодом, и с сыростью, и с тяжёлыми калошами. Воздух прозрачен до того, что виден клюв у галки, сидящей на самой высокой колокольне; он весь пропитан запахом осени. Выйдете вы на улицу, и ваши щёки покроются здоровым, широким румянцем, напоминающим хорошее крымское яблоко. Давно опавшие жёлтые листья, терпеливо ожидающие первого снега и попираемые ногами, золотятся на солнце, испуская из себя лучи, как червонцы. Природа засыпает тихо, смирно. Ни ветра, ни звука. Она, неподвижная и немая, точно утомлённая за весну и лето, нежится под греющими, ласкающими лучами солнца, и, глядя на этот начинающийся покой, вам самим хочется успокоиться…

А. Пушкин
* * *

 
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
 

Рассказ осень 2 класс скребицкий

Г. Снегирёв
Как птицы и звери к зиме готовятся

Медведица берлогу выкопала под корнями старой ели, устлала её ветками, натаскала мху. Зимой у неё в берлоге появятся медвежата.

Осень в лесу. Не слышно птичьих песен. Дрозды-рябинники собрались в стаи и откармливаются перед тем, как откочевать в тёплые края.

Коростель раньше всех тронулся в путь, потому что он на юг то летит, то пешком идёт.

Сойка зарывает жёлуди про запас. Выбирает самые спелые, только часто забывает про них, и весной из этих желудей вырастают молодые дубки.

Пока ещё землю не сковало морозом, вальдшнепы кормятся на болоте. Запустит вальдшнеп клюв в землю – вытаскивает червей и личинок.

Глухарь глотает камешки на речной отмели. Зимой он клюёт хвоинки, мёрзлую клюкву, а камешки, как жернова, перетрут пищу в глухарином зобу.

Барсуки отъелись за лето, жиру накопили, далеко не уходят от норы.

Белка скоро серая станет, наденет зимнюю шубку, а пока запасает орехи и жёлуди. Складывает их в дупло. А грибы развешивает на колючих сучках – сушиться.

Ёж нашёл ямку в трухлявом пне, натаскал туда листьев – вот и готово жильё на зиму.

Рассказ осень 2 класс скребицкий

Лиса неслышно крадётся по осеннему лесу. Листья в лесу красные, и лисья шерсть красная. Легко лисе незаметно подкрадываться к добыче.

Притаились зайчата-листопаднички. Не скачут, следов не оставляют. А то лиса их найдёт и съест. Пробежит мимо зайчиха, накормит молоком и дальше скачет в осинник.

Высоко в небе потянулись журавлиные стаи. Печальными криками прощаются они с родиной. Журавли будут зимовать в тёплой Африке. Но как только зазвенят весной ручьи, зазеленеет на бугорках травка, журавли вернутся домой на родину.

Первые снежинки закружились в воздухе, и гусиные стаи тоже полетели на юг.

Рассказ осень 2 класс скребицкий

Народный календарь

Народный календарь называет сентябрь рю́инь (от желтеющей листвы), врéсень (от цветущего вереска). А ещё – реву́н и хму́рень. Ревут ветра, хмурится погода, льют дожди. Закончилось лето, отшумели уличные гулянья и хороводы. До свидания, красное солнышко! Стало холоднее. Поэтому сентябрь называли летопроводцем.

В октябре недолго постоят погожие, ясные деньки, опадают золотые листья. А потом приходит ненастье – октябрь-грязник. Засеет мелкий холодный дождь, распустит слякоть – ни проехать ни пройти: «Октябрь на пегой кобыле ездит – ни колеса, ни полоза не любит». Октябрь – листобóй, октябрь – свадебник. В октябре начинались деревенские свадьбы.

Гру́день – так называли ноябрь (от груд замёрзшей земли). Листогной – от прелых листьев; полузимник – зима с осенью борются.

Убывает день, прибывает ночь, крепчают заморозки. Осень переходит в зиму.

Загадки осенние

Рассказ осень 2 класс скребицкий

Пусты поля,

Мокнет земля,

Дождь поливает.

Когда это бывает?[51]51

  (Осенью)

[Закрыть]

Рыжий Егорка

Упал на озёрко,

Сам не утонул

И воды не всколыхнул.[52]52

  (Осенний лист)

[Закрыть]

Росло-повыросло, из куста

Повылезло, по рукам покатилось,

На зубах очутилось.[53]53

  (Лесной орех)

[Закрыть]

Лежит мужичок в золотом

Кафтане, подпоясан, а не поясом,

Не поднимешь – так не встанет.[54]54

  (Сноп)

[Закрыть]

Стоят старички – красные шапочки;

Кто подойдёт, тот и поклонится.[55]55

  (Грибы-красноголовки)

[Закрыть]

Народные пословицы и поговорки

Лето со снопами, осень с пирогами.

В осеннее ненастье семь погод на дворе – сеет, веет, крутит, мутит, и ревёт, и льёт, и снизу метёт!

Холоден сентябрь, да сыт.

Весной дождь растит, а осенью гноит.

В ноябре зима с осенью борется.

Первый снежок – не лежок.

Рассказ осень 2 класс скребицкий

Народные приметы

Гром в сентябре – тёплая осень.

Октябрьский гром – к бесснежной зиме.

От первого снега до санного пути 6 недель.

В лесу много рябины – осень будет дождливая, мало – сухая.

Осенние вопросы

Рассказ осень 2 класс скребицкий

1. С какой стороны дерева надо искать грибы?[56]56

  С северной. У грибов нет зелёных листьев, и солнце им не нужно. Грибам нужна влага.

[Закрыть]

2. Где осенью можно увидеть весну?[57]57

  На маленьком болотце, у самой воды, там, где цветёт калужница. Осенью она цветёт второй раз.

[Закрыть]

3. Какой лесной кустик не знает листопада?[58]58

  Брусника, вереск и клюква.

[Закрыть]

4. Чьи листья опадают зелёными?[59]59

  В саду – листья сирени, в лесу – листья ольхи.

[Закрыть]

5. У какого зверя осенью в листопад родятся детёныши?[60]60

  У зайчихи.

[Закрыть]

6. Листья каких деревьев осенью краснеют?[61]61

  Рябины, осины, клёна.

[Закрыть]

Рассказ осень 2 класс скребицкий

К. Ушинский
Четыре желания

Рассказ осень 2 класс скребицкий

Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замёрзшей реке, прибежал домой румяный, весёлый и говорит отцу: «Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всё зима была!»

«Запиши твоё желание в мою карманную книжку», – сказал отец. Митя записал.

Пришла весна. Митя вволю набегался за пёстрыми бабочками по зелёному лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит: «Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всё весна была».

Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать своё желание.

Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу: «Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было». И это желание Мити было записано в ту же книжку.

Наступила осень. В саду собирали плоды – румяные яблоки и жёлтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу: «Осень лучше всех времён года!» Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.

Рассказ осень 2 класс скребицкий

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Чтение рассказа Г.А. Скребицкого «Осень»

Цель:познакомить детей с рассказом Г.А. Скребицкого «Осень», ввести образный словарь в речь детей.

Задачи:

формировать эмоционально-образное восприятие произведения;

— обогащать образный словарь детей;

— развивать интерес к художественной литературе;

— воспитывать любовь к природе.

Оборудование:иллюстрации к рассказу Г.А. Скребицкого «Осень»; осенние листья березы, клена, осины, дуба, липы; иллюстрации, объясняющие значение слов: хлеба, гумно, копна, стог; репродукции картин И.И. Шишкин «Ранняя осень», В.Д. Поленов «Золотая осень», И.И. Левитан «Золотая осень», С.Ю. Жуковский «Осень. Веранда.»

Содержание НОД

Подготовка к восприятию рассказа.

— Ребята, послушайте загадку:

Вот художник так художник —

Все леса позолотил.

Даже самый сильный дождик

Эту краску не отмыл.

Отгадать загадку просим:

Кто художник этот?

— Осень.

— Как вы думаете, почему в загадке осень сравнивается с художником? Ведь она не живая? (Осень, как художник, перекрашивает листья деревьев в разные цвета.)

— Что вы знаете об осени? Какие изменения происходят в природе с наступлением осени? (Осенью становится холоднее, часто идут дожди, птицы улетают в теплые края, листья на деревьях становятся желтыми, красными и т.д.)

— Осень бывает разная. Какая может быть осень? (Осень золотая, осень дождливая, осень теплая, осень хмурая, осень холодная, осень яркая и т.д.)

— Подберите существительные к слову «осенний». (Осенний день, дождь, небо, погода, тучи, краски, деревья, листва и т.д.)

— Послушайте рассказ Скребицкого «Осень».

Восприятие рассказа Г.А. Скребицкого «Осень».

(Чтение рассказа сопровождается показом иллюстраций.)

Беседа по содержанию рассказа.

— Понравилось вам произведения? Чем?

— Как писатель называет Осень? Почему?

— Что делала в лесу Художник-Осень? (Художник – Осень разными красками раскрасила листья на деревьях, помогала животным и птицам готовиться к зиме.)

— Как осень помогала готовиться к зиме ежику, барсуку, медведю? (Колючего ёжика Осень загоняет спать под ворох сучьев, барсука – в глубокую нору, медведю стелет постель из опавших листьев.)

— Чему учила Осень белочку и сойку? (Белочку учит сушить на сучьях грибы, собирать в дупло спелые орехи. Даже сойку заставила проказница Осень набрать полон рот желудей и запрятать их на полянке в мягкий зелёный мох.)

— Какой вы себе представили Художника-Осень?

Физминутка «Мы – листики осенние»

Мы, листики осенние, 
На веточках сидели. 
Ветер дунул, полетели. 
Мы летели, мы летели. 
И на землю тихо сели. 
Ветер снова набежал. 
И листочки все поднял. 
Повертел их, покружил. 
И на землю опустил.

(Дети имитируют действия «листочков» в соответствии с текстом стихотворения: садятся на корточки, летают по комнате, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся и снова садятся.)

Работа над образным словарем.

— Когда настоящий художник пишет картину, он не спешит, вдумчиво подбирает краски, чтобы передать красоту природы, кладет мазки постепенно, отходит в сторону, чтобы посмотреть как бы со стороны на свое произведение. Так и Осень, не спеша, внимательно рассматривает свою картину, что подобрать нужный оттенок каждому деревцу, кустику.

— Берёзы и клёны покрыла Осень лимонной желтизной. Рассмотрите березовый лист и кленовый. Что можете сказать об их цвете? (Они ярко желтые, как солнышко, как лимон, как золотые монетки.)

— Листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный, весь как огонь горит. Рассмотрите осиновый листочек. Какой он? На что похож? (Осиновый листочек яркий, красный, круглый, как спелое румяное яблоко. А если много осин рядом, то из далека кажется, будто в лесу пожар, огонь горит.)

— Рассмотрите дубовый лист. Какого он цвета? (Лист дуба красно-коричневый.)

— На кого оказался похож дуб в листве медного цвета? (Дуб стал похож на могучего богатыря в медной кованой броне.)

— Какой наряд подобрала Осень липам? Почему? (Липам осень подобрала наряд из тяжелой золотой парчи. Наряд из парчи носили знатные богатые бояре. Такими их увидела Художник-Осень.)

— Почему сосны и ели Осень оставила зелеными? (Сосны да ели не знала она, как разукрасить. У них ведь на ветках не листья, а иглы, их и не разрисуешь.).

-Что изменила Осень на полях и лугах? (Убрала с полей золотые хеба, свезла на гумна, а в лугах душистые копны сена сметала в высокие, словно башни, стога.)

(Объяснить значение слов: хлеба, гумно, копна, стог. Показать иллюстрации.)

— Настоящие художники тоже ни раз изображали осень. Из предложенных картин выберите ту, которая, по вашему мнению, лучше всех подходит к данному рассказу, и объясните, почему вы так решили.

В.Д. Поленов «Золотая осень»

И. И. Шишкин «Ранняя осень»

И.И. Левитан «Золотая осень»

С.Ю. Жуковский «Осень. Веранда.»

Подведение итогов.

— Ребята, вы любите осень?

— За что вы её любите?

— Я предлагаю вам отправиться на прогулку, рассмотреть осенние деревья, подумать на кого они похожи в своем пестром осеннем наряде. А дома, вместе с родителями, попробуйте изобразить Художника-Осень с ее красками и кистью.

Тема: « Г. Скребицкий «Осень»

2 класс, М. Просвещение. 2008 г., 2 части_

Гололобова Юлия Геннадьевна.

Тема: Г. Скребицкий «Осень»

Методы: описание, художественный рассказ, работа с книгой, видеометод, иллюстрация, познавательная дидактическая игра, самостоятельная работа.

Ход урока:

Этапы урока

Комментарий

1.Организационный момент.

Активизация познавательной и творческой деятельности:

  • Дети у нас сегодня необычный урок. Я вас приглашаю, не выходя из класса, совершить прогулку в прекрасный, волшебный мир природы. И хочу, чтобы девизом нашего урока стали слова великого русского художника Исаака Левитана: «Какая всюду нас окружает красота! Какое величие!

  • Послушайте эту удивительную музыку. Её сочинил великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский. Эта музыка из цикла «Времена года». Какому времени года посвящена музыка? Какая музыка по характеру? Что вы представляете, слушая её?

  • А теперь рассмотрите картину Левитана «Золотая осень» — это обобщённый образ русской осенней природы. Художник передал и яркие краски природы, и приглушённые краски осени, посмотрите, как красивы молодые берёзки в жёлтом осеннем уборе, холодная вода, мерцающая отражением. Задушевно рисует художник уходящие вдаль лужайки и перелески, спокойные изгибы речки, отражающей голубое небо и прибрежные кусты в багрянце осени. Во всей природе – ощущение красоты и грусти наступившей осени.

  • «Надо не только иметь глаза, но и внутренне чувствовать природу, надо слышать её музыку, проникаться её тишиной,- говорил Левитан своим ученикам.

Давайте отправимся в лес на прогулку. Посмотрите как красиво в лесу!

Полюбуйтесь пёстрыми нарядами деревьев!

Что ни шаг, то новые краски! Послушайте, как шуршит под ногами опавшая листва. Вдохните полной грудью свежий лесной воздух!

И послушайте стихотворение:

Кроет уж лист золой влажную землю в лесу…

Смело топчу я ногой вешнюю леса красу.

С холоду щёки горят

Любо в лесу мне гулять

Слушать, как сучья трещат

Листья ногой загребать.

— Я прочитала моё любимое стихотворение об осени поэта Апполона Майкова.

— А с каким произведением вы познакомились на прошлом уроке?

-Кто расскажет это стихотворение?

2. Проверка домашнего задания.

выставка рисунков к стихотворению

Дети, какие красивые рисунки вы нарисовали к этому стихотворению! Значит, вы глубоко прочувствовали смысл и настроение этого стихотворения!

3. Физкультминутка

Игра «Дождь в лесу»

Дети становятся в круг друг за другом и «превращаются» в «деревья в лесу».

В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки. Высоко- высоко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся.

(Дети поднимаются на носки, высоко поднимают руки, перебирая пальцами)

Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются.

(Дети раскачиваются в стороны, напрягая мышцы ног.)

Ветер принёс дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя.

(Дети лёгкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди товарища.)

Дождик стучит всё сильнее и сильнее.

(Дети усиливают движения пальцами)

Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями.

(Дети проводят ладошками по спинам товарищей)

Но вот вновь появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу.

Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни.

4. Основная часть. Работа над произведением

Г. Скребицкого «Осень»

  • Беседа о писателе:

Сегодня мы продолжим знакомиться с произведениями русских писателей

об осени.

Тема урока: Георгий Алексеевич Скребицкий «Осень»

Об этом замечательном писателе нам расскажет Безруков Стефан.

Георгий Алексеевич Скребицкий – писатель – натуралист. Он писал

рассказы и сказки о природе.

Скребицкий с детства любил слушать и читать книги о природе.

Он любил ходить в лес, на речку. Воображал себя смелым путешественником,

охотником, любил наблюдать за животными.

В доме у него всегда жили синички, сороки, ёжики, белочки, зайчишки.

В каждом времени года он умел найти что-то удивительно прекрасное.

Он написал сборник рассказов «Простофили и хитрецы», «Рассказы

охотника», «На пороге весны», «С ружьём и без ружья»,

«Лесной прадедушка» и другие.

В своих произведениях он рисует картины природы, учит наблюдать за природой, видеть и понимать её красоту.

Вопрос перед чтением:

? Послушайте произведение и определите его жанр и тему.

  • Чтение учителем сказки.

Дети: — Это волшебная сказка о природе.

У: — Почему вы решили, что это волшебная сказка?

— Как писатель называет Осень? Почему?

— Как вы думаете, могут ли быть Художник – Зима, Художник – Весна, Художник – Лето?

— Вы правы. Вы слушали отрывок из сказки Скребицкого «Четыре художника»

— Посмотрите на картинки.

— Послушайте начало этой сказки:

«Сошлись как-то вместе четыре – волшебника-живописца: Зима,

Весна, Лето и Осень; сошлись, да и заспорили: кто из них лучше рисует?

Спорили-спорили и порешили в судьи выбрать Красное Солнышко:

«Оно высоко в небе живёт, много чудесного на своём веку повидало,

пусть и рассудит нас».

Согласилось Солнышко быть судьёй. Принялись живописцы за дело.

У: — Теперь я предлагаю вам самостоятельно прочитать отрывок из сказки «Четыре художника»

о том, как работала Художник-Осень.

  • Чтение сказки учениками.

  • Словарная работа:

Игра «Найди соответствие»

Карточка со словами

Слово

Его толкование

Кованая

плотная узорчатая шёлковая ткань с переливающимися золотыми и серебряными нитями.

Могучий

изготовленная ковкой, т.е. ударами молота.

Парча

большая высокая куча плотно уложенного сена.

Убор

небольшой округлый стог сена.

Копна

стая птиц.

Стог

мощный, сильный.

Косяки

наряд, убранство.

Проверка работы

Работа над содержанием сказки:

У:- Найдите и прочитайте, как Осень разукрасила берёзы и клёны.

Как вы понимаете выражение «лимонной желтизной»? Это какой цвет?

— Как Осень разукрасила осинник?

-Найдите сравнения. (Будто спелые яблоки, как огонь горит)

-Как автор описывает дуб? Как он его называет? Почему?

(столетний дуб — могучий богатырь, старик)

-Как Осень обрядила старика?

-Найдите описание лип.

— Найдите описание сосен и елей.

— Чем занялась Осень в полях и на лугах? Расскажите — С чем автор сравнивает стога? (Башни)

  • Выразительное чтение сказки учащимися

(после чтения)

Давайте рассмотрим иллюстрации из книги

-Вот какая картина получилась у Осени в лесу, на полях и на лугах

5.Итог урока:

-Как вы думаете, ребята, картина какого художника

понравится Солнышку?

— Прочитаем конец сказки:

«Так и трудятся по очереди четыре волшебника – живописца: Зима, Весна, Лето и Осень. И у каждого из них по-своему хорошо получается. Никак Солнышко не решит, чья же картина лучше. Кто наряднее разукрасил поля, леса, и луга?

Что красивее: белый сверкающий снег или пёстрый ковёр весенних цветов, сочная зелень Лета или жёлтые, золотистые краски Осени?

А может быть, всё хорошо по-своему? Если так, тогда волшебникам- живописцам и спорить не о чем; пусть себе каждый из них рисует картину

в свой черёд. А мы посмотрим на их работу да полюбуемся».

У:- Для чего же чего Скребицкий написал эту сказку?

-Благодаря чему мы смогли оказаться на прогулке в осеннем лесу?

Вывод:

Художники создают картины красками и кистью, писатели и поэты рисуют словесные образы, композиторы сочиняют музыку, для того чтобы мы могли глубже почувствовать красоту родной природы.

1 слайд

(плакат со словами И. Левитана)

2 слайд («Осенняя песня»)

3 слайд

4 слайд

5 слайд

Слайд 6 (портрет А. С. Пушкина)

2-3 ученика читают наизусть стихотворение А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…»

На доске рисунки детей

здоровьесберегающая технология

Слайд 7

(портрет Г. А. Скребицкого)

компетентная технология

(выставка книг писателя)

фронтальная беседа

компетентная технология

Из книги читает ученик Калмыков Кирилл

(Слайд 8)

«Жужжащее» чтение

  • работа в парах

  • дифференцированная работа (для слабых учащихся карточки с толкованием слов)

Задание: прочитать слова и их значения, упражняться в чтении слов.

  • Индивидуальная работа

В словаре найти значение слова «броня»

работают со словарём

2 ученика Сизова Елизавета и Шкуров Максим

10 слайд

выборочное чтение

фронтальная беседа

Слайды 11-12

Из книги Скребицкого

читает ученик Кузнецов О.

Цели урока:

— познакомить учащихся с произведением Г.Скребицкого “Осень”, картиной И.Левитана
“Золотая осень”;

— создать условия для формирования
читательских умений при различных видах работы:

а) жужжащее чтение;

б) выборочное чтение;

в) чтение с целевой установкой;

г) чтение про себя;

— формировать специально читательские умения:
правильно называть произведение, автора, жанр,
тему;

— развивать интеллектуальные способности
учащихся, самостоятельность, обогащать
словарный запас;

— создать условия для положительной мотивации к
учению посредством литературы и художественного
творчества.

Оборудование:

1. Мультимедийный проектор, презентации.

2. Магнитофон, музыкальное произведение А.
Вивальди «Осень».

3. Картина И. Левитана “Золотая осень”.

4.Наборы для моделирования.

5. Карточки контроля домашнего задания.

6. Карточки-листочки с произведениями об осени.

7. Краски, кисти, отдельные фрагменты
художественного изображения произведения.

8. Разноцветные кленовые листья с фамилиями
поэтов и писателей.

9. Учебник Л. А. Ефросинина “Литературное
чтение”. 2 класс, 1 часть, рабочая тетрадь № 1.

Ход урока

1. Организационный момент.

— Приветствие.

— Эмоциональный настрой.

Сегодня у нас необычная встреча. Улыбнитесь
друг другу. Пожалуйста, подарите свою улыбку мне.
Ведь улыбка украшает человека, дарит всем
настроение радости. Только это настроение нам
понадобится сегодня для работы.

Поможет нам настроиться на рабочий лад это
стихотворение:

Подарите каждому
По кусочку солнышка,
Пусть добром наполнятся
Души их до донышка.
И тогда увидите
Вы картины светлые,
Облака небесные,
Легкие, несмелые.

2. Актуализация знаний.

— Понравилось вам стихотворение? Чем? Какое оно?

— Как вы думаете, какая атмосфера будет царить
сегодня на уроке?

3. Проверка домашнего задания (А.С. Пушкин “ Уж
небо осенью дышало…”)

— Ребята, сегодня вы проверите домашнее задание
друг у друга с помощью таблицы (показ таблицы),
которая есть у каждого.

Имя чтеца

Темп

Выразительность,
тон

Паузы

Ошибки в
произношении

Ваше отношение к
прослушанному

           

— У кого есть вопросы? Будьте объективны. Желаю
вам успеха.

Итог проверки.

Оценку ученики делают словесно: «Например,
Катя читала четко, соблюдала правильный тон.
Обращала внимание на знаки препинания и выделяла
их голосом, не сделала ни одной ошибки (или:
допустила ошибку в произношении слова
«скучная» [скучная], надо читать [скушная]».

— Кто рассказал стихотворение без ошибок —
молодцы. У кого были ошибки — постарайтесь в
следующий раз исправить их.

4. Сообщение цели урока.

На сегодняшнем уроке мы продолжим знакомиться
с произведениями о родной природе осенью, будем
учиться определять жанры, работать с текстом.

— Скажите, какие признаки осени вам известны?

5. Жужжащее чтение по карточкам — листочкам.

В нашем классе тоже листопад. У каждого из вас
на парте лежит листочек. Прочитайте произведение
на листике. Определите тему, жанр вашего
произведения, назовите автора.

А) Самостоятельная работа учащихся.

Б) Проверка.

Одновременно с ответами уч-ся к стволу дерева
на доске прикрепляются осенние листья, на
которых указаны фамилии авторов, жанры
произведений о родной природе.

— В какое время года деревья имеют такой наряд?

6. Физминутка.

Мы — листочки, мы — листочки,
Мы — осенние листочки,
Мы на веточках сидели,
Ветер дунул, полетели — 2 раза
И на землю тихо сели… (Пауза)

Ветер снова набежал и листочки все поднял…
(шшшш)

— Какие звуки мы ещё слышим осенью? (Кап – кап –
моросит дождик, у-у-у – завывает ветер, кур-кур –
курлычут журавли, улетая на юг…)

7. Изучение нового материала.

Учитель: “Осень” — так называется
произведение, с которым нам предстоит
познакомиться.

А) Откройте учебники на стр.90, назовите автора
нашего нового произведения.

Б) Знакомство с биографией Г.Скребицкого
(рассказ подготовленного ученика).

В) Словарная работа (кованая броня, золотая
парча, косяки перелётных птиц, копны сена, стога,
осинник).

Г) Первичное восприятие текста (читает учитель).

Д) Проверка первичного восприятия:

— Понравилось вам произведения? Чем?

— О каком периоде осени говорит Скребицкий?

— Реалистическая или сказочная картина
изображена писателем? Каков жанр этого
произведения? (Рассказ, хотя мы видим, что время
года — осень представлена в образе живого
существа)

— Какой приём использует писатель, чтобы
придать реальным событиям сказочность?

( В литературе такой приём называется
“олицетворение”)

— Какой вы представляете Художника – Осень?
Опишите её.

8. Гимнастика для глаз.

Ваши глазки отдохните,
Под ресничками вздремните,
Раз, два, три, четыре, пять —
Пора глазки открывать.
Посмотрите влево, вправо,
Вверх и вниз, теперь вперёд,
Продолжаем наш урок.

9. Продолжение работы над произведением.

— Повторное чтение с целевой установкой.

а) — Какие действия совершает Осень, как живое
существо? (Дети читают текст по смысловым частям
и подчёркивают слова)

б)- Какие деревья раскрасила Художник-Осень?

— Каким цветом украсила Осень каждое из этих
деревьев? Найдите слова, подтверждающие ответ в
тексте.

Вывод: Очень ярко, красочно Г. Скребицкий
описал в своём рассказе золотую осень. Осенняя
пора вдохновляла не только писателей, но и
художников, композиторов.

Для великого русского художника-пейзажиста
Исаака Ильича Левитана осень была любимейшим
временем года, ей он посвятил более ста картин.

в) Перед вами одна из картин Левитана “Золотая
осень”.

— Какие краски использовал художник, чтобы
изобразить именно этот период осени?

Какие чувства вызывает у вас эта картина?

10. Творческая работа:

А) Художественное оформление произведения.

Б) Выборочное чтение.

Ребята, сейчас я предлагаю вам раскрасить
рисунки, используя краски Художника-Осени, затем
найти описание фрагмента вашего рисунка в
тексте.

В) Работа по группам под музыку А.Вивальди
“Осень”:

1 группа: работая в паре, раскрашивают
иллюстрации на отдельных листах ватмана.

2 группа: каждый ученик индивидуально
работает в тетради на стр. 46 № 2.

— Проверка работ учащихся 1 группы: один
ученик выходит к доске с рисунком, другой читает
описание соответствующего фрагмента;

8. Подведение итогов, рефлексия.

Соединив отдельные фрагменты рисунков на
ватманах (результаты работ учащихся первой
группы), получилась полная иллюстрация рассказа
Г. Скребицкого “Осень”.

Учитель: Конец октября. Впереди ноябрь.
Поздняя осень. Листопадный дождь практически
позади. Но пусть наш сегодняшний урок постоянно
напоминает вам красоту золотой осени.

Продолжите предложения:

Сегодня на уроке мы….

Я доволен своей работой, потому что…

Я допустил ошибку…, но….

9. Домашнее задание:

— выразительное чтение рассказа с. 90-91,

— в рабочей тетради с. 4 №1,

— иллюстрацию на тему: “Я рисую осень…”.

Воспитатель, МАДОУ «Детский сад №7»,  г. Энгельс, Саратовская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Исакова Т.А. Приобщение дошкольников к художественной литературе «Рассматривание картины В. Серова «Октябрь». Рассказ Г. Скребицкого «Осень» // Совушка. 2017. N3(9). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/9/ (дата обращения: 05.01.2022).

Заказ № 36152


НОД ОО «Речевое развитие» Приобщение дошкольников к художественной литературе «Рассматривание картины В. Серова «Октябрь». Рассказ Г. Скребицкого «Осень»

«Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи.

Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.

Примерная основная общеобразовательная программа: в соответствии с программой ДОУ

Возрастная группа: старшая группа № 2 (5-6 лет)

Тема НОД: «Интегрированная НОД» ОО «Речевое развитие» Приобщение дошкольников к художественной литературе «Рассматривание картины В. Серова «Октябрь». Рассказ Г. Скребицкого «Осень»».

Цель:

-Развивать интерес к художественной литературе, формировать эмоционально-образное восприятие произведения и навыки творческого рассказывания.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» (Ознакомление с миром природы), «Речевое развитие» (речевая деятельность), «Социально-коммуникативное развитие» (игровая деятельность), «Художественно-эстетическое развитие».

Задачи: 

— Формировать эмоциональное восприятие произведений живописи.

— Развивать умение у детей передавать свои впечатления.

— Обогащать словарь определениями.

— Активизировать использование в речи глаголов, синонимов, антонимов.

Виды деятельности:  игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная.

Формы организации: групповая, подгрупповая, фронтальная.

Формы реализации детских видов деятельности: Словесный (рассказ воспитателя, беседа, поощрение)Наглядный (рассматривание репродукции картины В. Серова «Октябрь», иллюстраций (открыток) с осенними пейзажами), аудиозапись концерта А. Вивальди «Времена года» (часть «Осень») игры с речевым сопровождением, отгадывание по картинкам, экспериментирование.

Оборудование: Репродукции картины В. Серова «Октябрь», иллюстрации и (открытки) с осенними пейзажами, аудиозапись концерта А. Вивальди «Времена года» (часть «Осень»).

Предварительная работа: Беседы о золотом времени «Осень», дидактические игры, слушание и пение песен об осени, наблюдения в живой и неживой природе.

ХОД НОД

Вводная часть: Дети входят в зал, останавливаются у картины В. Серова «Октябрь»

Воспитатель:

 Рассказ осень 2 класс скребицкий

Воспитатель: Ребята, я желаю напомнить вам о самом начале осени. Погода в начале осени стояла теплая, листья на деревьях только начали желтеть, солнце согревало землю.  Посмотрите на небо, небо ранней осенью ярко-голубое. А теперь внимательно рассмотрите картины и покажите мне ту картину, на которой изображена ранняя осень.

Дети: рассматривают и выбирают картину В. Поленова «Золотая осень».

Воспитатель: Объясните, пожалуйста, ребята, почему вы выбрали именно эту картину?

Дети: Потому что на этой картине изображена проселочная дорога, а по краям дороги стоят высокие деревья, некоторые из них окутаны желтой листвой, но так как еще осень не вступила,  в свои права есть деревья с зеленой кроной. Вдалеке  простирается  огромная река.

Воспитатель: А потом ребята листья стали разноцветными и погода холодной, птицы в это период времени  начали улетать в теплые края. Подскажите мне, как называется эта пора осени?

Дети: Золотая осень.

Задание 1. Дидактическая Игра «Осень»

На столах разложены картинки с изображением разных периодов осени.

 Рассказ осень 2 класс скребицкий

Воспитатель: Ребята, найдите, пожалуйста, картинки, которые изображают золотую осень.

Дети выполняют задание

Воспитатель:  Ой, ребята, посмотрите, кто к нам пожаловал. Это самый настоящий художник. Он нам будет сегодня помогать.   Вы слышите, как шелестят листья под ногами, как тонко дует ветерок.

Художник: Милые ребята, а теперь послушайте,  как красиво, ярко рассказал об осени писатель Георгий Скребицкий.

Воспитатель читает рассказ.

Осень.

Для своей работы Художник – Осень взяла самые яркие краски и прежде всего отправилась с ними в лес. Там и принялась за свою картину.

Березы и клены она покрыла лимонной желтизной. А листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный, весь как огонь горит.

Забрела Осень на лесную поляну. Стоит посреди поляны столетний дуб —  богатырь, стоит, густой листвой потряхивает.

Думает Осень: «Нужно богатыря в медную кованую броню одеть».

Так и обрядила старика.

Глядит – а неподалеку, на самом краю поляны, густые, развесистые липы в кружок собрались, ветви вниз опустили. Им больше всего подойдет тяжелый убор из золотой парчи.

Все деревья и даже кусты разукрасила Осень по – своему, по-осеннему: кого одела в желтый наряд, кого в ярко-красный. Одни только сосны да ели не знала она, как разукрасить. У них ведь на ветках не листья, а иглы, их и не разрисуешь. Пусть, какими были летом, такими и останутся.

Вот и остались сосны да ели по-летнему темно-зелеными. И от этого еще ярче, еще наряднее сделался лес в своем пестром осеннем уборе.

Отправилась Осень из леса в поля, луга. Убрала с полей золотые хлеба, а в лугах душистые копна сена сметала в высокие, словно башни, стога.

Опустели поля и луга, еще шире, просторнее стали. И потянулись над ними в осеннем небе косяки перелетных птиц: журавлей, гусей, уток…

Физкультурная минутка

Дети под слова воспитателя прыгают, скачут хаотично по группе.

Вот прыгает и скачет

Плим-плим-плим.

И ничего на значит

Плим-плим-плим.

Основная часть:

Воспитатель:  Вы прослушали внимательно рассказ, и теперь настала очередь побеседовать с вами о прочитанном. Ответьте, пожалуйста, на вопрос: Как украсила осень березы и клены?

Дети: Осень покрыла березу о клен лимонной желтизной.

Воспитатель: Скажите, ребята, с чем сравниваются листья осинок в рассказе?

Дети: Листья осинок Осень сравнила со спелыми яблоками, потому что окрасила их в  ярко-красный цвет.

Воспитатель: Ребята, хотелось бы узнать, как автор говорит о дубе?

Дети:  Писатель описывает дуб и сравнивает его со  столетним богатырем, который стоит такой могучий и потряхивает своей густой листвой.

Воспитатель: Ребята, наш художник хочет знать, в какие краски осень разукрасила кусты и деревья? Если можете, скажите об этом по-другому или своими словами.

Дети:  Кусты и деревья Осень разукрасила в красный и желтый цвета, лишь только ели она оставила такими же вечно зелеными. Осень  хотела оставить ощущение тепла осенью, чтобы наши глаза радовались таким красивым краскам. 

Задание 2. Картинная галерея

Рассказ осень 2 класс скребицкий

Воспитатель:  Ребята, посмотрите, пожалуйста, направо, что мы видим?

Дети: Картину с изображением золотой осени.

Воспитатель: Постарайтесь найти в ней то, о чем говорилось в рассказе.

Дети: На первой картине мы видим могучий дуб с разноцветными листьями, а на второй картине поляна осинок с красными и желтыми листьями.

Воспитатель: А скажите, пожалуйста, чего нет на картине?

Дети:  На картине нет кустарников и  перелетных птиц в небе.

Звучит тихая спокойная мелодия.

Задание 3. Воображаемая осень

Воспитатель: Ребята, представьте себе, что за окном поздняя осень, начался листопад.  Какие вы представляете перед собой проходящие изменения в природе. Я вас попрошу рассказать о них и зарисовать на листе бумаги.

На каждом столе лежат листы бумаги, карандаши цветные, краски, баночки с водой, тряпочки для вытирания кисточек, кисти.

Дети: Мне музыка навеяла тихий шум ветерка, который разносит листья по дорожкам парка. Чувствуется такая легкость, хочется бежать, радоваться и приносить радость другим.

Воспитатель: А  кто еще, что почувствовал под музыку.

Дети: Я почувствовал радость от того, что я иду вместе с родителями гулять. Под ногами шелестят листья, я их собираю в букет, чтобы сделать подарок своей бабушке. На улице светит солнце, ощущение тепла, которое хочется подарить всем нуждающимся людям.

Воспитатель:  Молодцы  ребята. Каждый из вас высказал свое мнение. А теперь я предлагаю вам пройти за столы и нарисовать картину своей осени.

Воспитатель:  Умницы  вы прекрасно справились с заданием, нашему художнику понравились ваши рисунки.

Воспитатель:  А еще ребята,  вы знаете, что в старину на Руси  наши с вами предки справляли праздник, который назывался  Осенины и посвящался это праздник собранному урожаю и семейному благополучию. Художники и писатели тоже очень много писали картин, которые назывались натюрморт, а писатели писали рассказы, сказки, стихотворения про осень, сбор урожая. Я вам предлагаю сыграть в игру  «Узнай на ощупь».

Задание 4. Дидактическая игра «Узнай на ощупь»

На столе стоит корзинка накрытая полотенцем с овощами и фруктами

Воспитатель: Ребята, нам предлагается узнать, что лежит в корзинке, полотенце поднимать нельзя, нужно определить на ощупь и положить на поднос.  В целях подсказки будет загадываться загадка.

Круглое, румяное,

Я расту на ветке;

Любят меня взрослые

И маленькие детки.

(Яблоко)

Сочная, желтая,

На лампочку похожая.

(Груша)

Сидит Ермошка

На одной ножке,

На нем сто одежек

И все без застежек.

(Капуста)

Он круглый и красный,

Как глаз светофора.

Среди овощей

Нет сочней…

(Помидора)

Без окон, без дверей,

Полна горница людей.

(Огурец)

Воспитатель:  Молодцы ребята, хорошо справились с заданием.

Воспитатель: Ребята наше с вами путешествие прошло продуктивно. Мы познакомились с вами  с картиной  В. Серова «Октябрь», прочитали рассказ Г. Скребицкого  «Осень», собрали урожай осенний. Вот видите, с какими разными жанрами мы познакомились. И напоследок  хотелось бы вас познакомить со стихотворением Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной…».

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора-

Весь день стоит как бы хрустальный,

И  лучезарны вечера…

Воспитатель:  Как  вы думаете, ребята, в каком месяце осени можно наблюдать эту картину?

Дети: Эту картину можно наблюдать в сентябре, в начале осени.

Воспитатель: Правильно, ребята, в стихотворении Федора Тютчева так и говорится: «Есть в осени первоначальной…»

Задание 5. Дидактическая  игра «Осень»

Воспитатель: А теперь, ребята, нам нужно подобрать существительные к слову «Осенний». Например, осенний день.

Дети: Осенний дождь, осенний ветер, осеннее утро, осенний лес…

Воспитатель:  Молодцы ребята. Смотрите перед вами разложены картинки с разными изображениями.  Разложите картинки так, чтобы получились ваши названные ответы.

Воспитатель: Умницы ребята.

Заключительная часть:

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, как быстро пролетело время. Наше путешествие подошло к концу, понравилось ли вам путешествовать с нашим героем Художником, выполнять задания, что нового вы для себя узнали?

Дети: Да, художник нас познакомил с картинами, на которых была изображена осень, мы узнали о старинном празднике на Руси, который называли Осенины.

Воспитатель: Давайте скажем Художнику до свидания и пригласим его еще к нам заходить.

Литература:

  1. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
  2. Занятия по ознакомлению с миром природы в старшей группе детского сада / под ред. О.В. Дыбиной.
  3. Затулина Г.Я. Развитие речи дошкольников. Старшая группа: методическое пособие. М.: Центр педагогического образования, 2014.
  4. Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи: методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2015.
  5. Гербова В.В. Развитие речи. Старшая группа.

  • Рассказ осень в горах
  • Рассказ осень в лесу для дошкольников
  • Рассказ осень в парке 2 класс
  • Рассказ осенние листья 3 класс кратко
  • Рассказ осенняя елочка сладков