Рассказ осел и муравей

Урок литературы в 6 классе. и. а. крылов. осл и соловей основное содержание урока 1.краткий рассказ о писателе-баснописце. 2.роль самообразования

УРОК  литературы в 6 классе.            

И. А. КРЫЛОВ.  «ОСЁЛ И
СОЛОВЕЙ»                                                                                                                                                         

Основное содержание урока                                                                                                                     
                1.Краткий рассказ о
писателе-баснописце.                                                                                                                  
2.Роль самообразования в формировании его
личности.                                                                                              3.Комическое
изображение невежественного судьи, непонимающего истинного
искусства.                                 4.Басня в актёрском
исполнении.                                                                                                                       5.Развитие
понятия об аллегории и
морали                                                                                                        
Основные виды деятельности.                                                                                                                                   1.Устные
рассказы о детстве И. А.
Крылова.                                                                                                 
                  2.Чтение и обсуждение статьи учебника « Иван Андреевич
Крылов» и составление её плана. 3.Восприятие и выразительное чтение басни (в
том числе наизусть. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников,
исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). 4.Устные ответы на вопросы (с
использованием цитирования. Характеристика героев басни. 5.Истолкование
аллегории и
морали.                                                                                                    
6.Обсуждение иллюстраций к басне.

Викторина « Узнай
басню по знакомым басням И. А. Крылова».

1.      
Узнайте басню по её героям.

Волк, Ловчий

«Ворона и Лисица (2)

1 2. Лисица, Ворона

«Зеркало и Обезьяна (4)

3. Дуб, Свинья и Ворон

«Волк на псарне (1)

4. Обезьяна

«Свинья под Дубом (3)

1 В скобках указан номер правильного ответа

5. Щука, Рак, Лебедь

«Квартет» (6)

6. Мартышка, Осёл, Козёл, Мишка

«Лебедь, Щука и Рак (5)

2. Узнай басню по афоризму.                                                                                  
                                                  Ты всё пела Это дело Так поди
же попляши!»

«Слон и Моська (3)

2. И волчью вашу я давно натуру знаю»

«Квартет» (4)

3. Ай, Моська знать, она сильна Что лает на
Слона!»

«Волк на псарне» (2)

4. А вы, друзья, как ни садитесь Всё в
музыканты не годитесь!»

«Стрекоза и Муравей (1)

5. Да только воз и ныне там»

«Любопытный» (6)

6. «Слона-то я и не приметил»

«Лебедь, Щука и Рак (5)

3. Узнайте басню по художественной детали (предмету. Кусочек сыру)

«Лебедь, Щука и Рак (4)

2. Очки

«Ворона и Лисица (1)

3. Две скрипки

«Мартышка и Очки (2)

4. Воз

«Демьянова уха (6)

5. Кунсткамера

«Квартет» (3)

6. Стерляди кусочек

«Любопытный» (5)

4.  Узнайте басню по её морали.                                                                                                                                 «Уж
сколько раз твердили
миру                                                                                                                                      
Что лесть гнусна, вредна,                                                                                                                                       
но только всё не
впрок                                                                                               
                                                       И в сердце льстец всегда
отыщет уголок».

«Волк и Ягнёнок» (2)

2.       « У сильного всегда бессильный
виноват.                                                                                                   
           Тому в истории мы тьму примеров
слышим,                                                                                          
Но мы истории не
пишем.                                                                                           
                                      А вот о том как в баснях говорят…»

«Мартышка и Очки (3)

3. «К несчастью, то ж бывает у
людей                                                                                                                  
Как ни полезна вещь, — цены не зная
ей                                                                                                           
Невежда про неё свой толк всё к худу
клонит                                                                           
                         А ежели невежда
познатней,                                                                                                                                       
Так он её ещё и гонит».

«Ворона и Лисица» (1) (Продолжение

5. Невежда также в
ослепленье                                                                                                                                      
Бранит науку и
ученье                                                                                
                                                                И все учёные
труды                                                                                                                                                                             
         Не чувствуя, что он вкушает их плоды».

«Свинья под Дубом (5)

Домашнее задание: Прослушивание актёрского
исполнения басни «Осёл и Соловей (см. фонохрестоматию) и ответы на вопросы 1—3
из раздела учебника «Фонохрестоматия. Учимся читать выразительно». Выберите из
текста басни устаревшие слова и выражения, объясните их и подберите к ним
синонимы из современного языка (см. задание 1 из раздела учебника
Совершенствуем свою речь»).


Мероприятие   по басням И.А. Крылова

Цель :

  • обобщить полученные знания по темам «Басня как литературный жанр», «Басенный мир И.А. Крылова».

Задачи урока:

Образовательные:

  • проверить освоение обучающимися знаний о басне как жанре литературы.
  • проверить знание текстов изученных басен И.А. Крылова, умение находить мораль басни, навыки выразительного чтения басен.

Развивающие:

  • развитие речи и творческого мышления обучающихся;
  • формирование коммуникативной компетентности (формирование умения взаимодействовать в коллективной деятельности, развитие таких навыков обучающихся, как выразительное чтение и умение строить собственное устное высказывание).

Воспитательные:

  • воспитание культуры работы в группе;

воспитание интереса к классической литературе.

Оборудование:

-презентация «Басни И.А.Крылова»;

— иллюстрации к басням Крылова;

-слайды – иллюстрации к басням;

-СД записи отрывков из басен Крылова;

— ДVД-ролики с отрывками из басен Крылова;

-грамоты, призы.

Оформление зала:

На сцене наименование программы и портрет И. А. Крылова. На столе книжная выставка и выставка картин. На стенах эпиграммы из басен Крылова не связанные с литературной викториной.

Ход мероприятия

I. Орг.момент

Ведущий :

— В Санкт-Петербурге в Летнем саду стоит памятник. Около памятника всегда много детей. Они с интересом рассматривают фигуру человека, который сидит в кресле. У него доброе, умное лицо. Немного ниже кресла на памятнике – различные животные. Здесь и лиса, и волк, и обезьяна… Это памятник Ивану Андреевичу Крылову – великому русскому баснописцу. А животные – это герои его произведений.

Ивану Андреевичу Крылову в 2019  году  13 февраля исполнился 250 лет со дня рождения. Это великий человек ,знаменитый писатель, баснописец, просто гражданин своей страны.

В каждой стране есть свои баснописцы. В России  лучшим считается И.А. Крылов.

Баснописец-человек, который пишет басни. Эзоп — древнегреческий баснописец, раб, жил в 6 веке до н.э. ,был очень остроумным и популярным человеком своего времени, считается родоначальником жанра басня.

Иван Андреевич Крылов родился в 1769 году в Москве в семье бедного армейского офицера. В 1775 году отец ушел с военной службы, и семья переехала в Тверь.

Грамоте Крылов выучился дома, он много читал ,изучал французский язык. После смерти отца  семья осталась без средств к существованию. Поэтому Крылову в девять лет пришлось поступить на работу писцом в Тверской суд. Единственное наследство, которое оставил отец Ивану – сундучок с книгами. Его папа, хоть и не был образованным, но очень любил читать, и на последние деньги приобретал книги, очень их берёг.

Крылов с матерью едет в Петербург, где работает в канцелярии в Казенной палате. Также он самостоятельно изучает литературу, математику, итальянский язык.

Слайд про мать.

К 14 годам Иван Андреевич уже начал писать стихи и драматургические произведения, среди них была опера «Кофейница» , за которую Крылов получил 60 рублей. Затем Крылов пишет еще 2 комедии, которые принесли ему первую известность и новую работу. Когда  умирает мать Крылова , ему приходится заботиться и о младшем брате.

Работает  в журнале «Утренние часы», там печатаются его первые басни. Через год создает журнал «Зритель», где высмеивает недостатки русского общества.

В1809 году вышла первая книга басен Крылова. Именно благодаря басне Крылов стал известен читателям. В баснях Крылов представил читателям живые картинки русской жизни.

В 1812 г. в Петербурге открылась Публичная библиотека, и Иван Андреевич Крылов стал работать в ней библиотекарем, где прослужил 30 лет.  Когда он пришёл на службу, в русском отделе было всего 4 книги. Он начинает собирать новые русские книги, и к концу его службы их стало около тридцати тысяч экземпляров.

Умер Иван Андреевич Крылов в 1844 году в возрасте 75 лет.

Великий русский баснописец был похоронен в Петербурге..

Памятники Крылову были установлены по всей России и напоминают о таланте великого баснописца.

Беседа о баснях.

Басенное наследие Крылова составляет девять книг, включающих более 200 басен.

Басня – короткий комический рассказ в стихах или прозе с прямым моральным выводом, придающим рассказу аллегорический смысл. Главные герои: животные, растения, люди. Но под их видом изображаются всё те же люди: добрые и злые, умные и глупые, трудолюбивые и ленивые, имеющие власть и бесправные.

Мораль басни – нравственные правила ,которым следуют в обществе и дома.

Басни высмеивают.

  • Лесть
  • Ложь
  • Глупость
  • Лень
  • Безнравственность
  • Невежество
  • Хвастовство

Басня учит:

  • Дружбе
  • Трудолюбие
  • Усердию
  • Честности
  • Доброте
  • Отзывчивости
  • Благородству
  • Благодарности
  • Добывать знания.


За всю жизнь Крылов написал более двухсот басен. 
Так как дедушка Крылов по — прежнему царствует над басенным миром.

У   нас сегодня викторина «По страницам басен Крылова».

Викторина будет снова,
Вспомним басни мы Крылова.
Разобрать, понять их суть
Предстоит. Ну что же, в путь!

Ведущий :

Давайте познакомимся с нашими командами! (командиры команд представляют свои команды, называют название и девиз)

Первая команда: “Крыловцы”.

Девиз:

Мы, «Крыловцы», не простые, 
Мы ребята удалые! 
Любим басни мы читать – 
Ведь хотим мы лучше стать! 
Но вы сильно не кричите, 
Лучше слушать нас спешите. 

Вторая команда: “О.крыленные”.

Девиз:

Мы- Окрыленные!

Мы хоть и не птицы,

Но нам есть чем гордиться.

С баснями Крылова мы часто встречаемся,

В нашей игре победить постараемся!

Команды нам известны. Давайте теперь познакомимся с членами жюри. (Состав жюри:  учителя                       ).

Ведущий

В каждой игре, как ни крути,
Должно быть строгое жюри.
Сегодня команды оценят, друзья, – 
учителя…………………….

II. Разминка.

Ведущий : Итак, начинаем игру! Первый наш конкурс – разминка.

Ведущий : Каждой команде предстоит ответить на 7 вопросов, вопросы находятся в конвертах. Капитаны выберите свои конверты.

Вопросы 1 конверта:

1) Что такое басня? (Басня – это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный аллегорический смысл).

2) Когда и Где родился И.А. Крылов? (в 1769 году в Москве)

3) Какое наследство от отца получил Крылов? (Единственное наследство, которое оставил отец Ивану – сундучок с книгами. Его папа, хоть и не был образованным, но очень любил читать, и на последние деньги приобретал книги, очень их берёг.)

4) Назовите имя первого сочинителя басен. (ЭЗОП .6 век до нашей эры.)

5) Как начинается басня «Волк и ягненок»? (« У сильного всегда бессильный виноват, Тому в истории мы тьму примеров слышим,)

6) Перечислите героев басни «Квартет»

(Ответ: Осел, Козел, Мартышка, Мишка.)

7) Кого «по улицам водили, как будто напоказ»?

(Ответ: Слона.)

Вопросы 2 конверта:

  1. Из каких двух частей состоит басня? (1-основное повествование, 2- мораль.)

2) Кем был отец Крылова? (скромный армейский офицер)

3) Что связывает Крылова с 1812 года с Петербургской Публичной библиотекой? (В 1812 г. в Петербурге открылась Публичная библиотека, и Иван Андреевич Крылов стал работать в ней библиотекарем. Когда он пришёл на службу, в русском отделе было всего 4 книги. Он начинает собирать новые русские книги, и к концу его службы их стало около тридцати тысяч экземпляров)

4)В каком возрасте умер Иван Андреевич Крылов? (Умер Иван Андреевич Крылов в 1844 году в возрасте 75 лет.)

5) Как начинается басня «Волк на псарне»?  («  Волк ночью, думая залезть в овчарню, Попал на псарню…)

6)Куда попал волк ночью, думая залезть в овчарню?

(Ответ: На псарню).

7) Что выронила Ворона? (сыр)

Наш второй конкурс «Найди пару» (Для проведения конкурса необходимы карточки-имена героев басен, чистый (можно цветной) лист бумаги, клей-карандаш. Обучающимся предлагаются перепутанные карточки с именами героев басен И. Крылова.)

Я вам раздаю карточки с именами героев басен. Задача: составить пары, которые звучат в названиях басен (например, Стрекоза — Муравей), наклеить пары на лист бумаги.

СЛОН

МОСЬКА

СТРЕКОЗА

МУРАВЕЙ

ЗЕРКАЛО

ОБЕЗЬЯНА

Волк

Ягнёнок

ВОРОНА

ЛИСИЦА

КУКУШКА

ПЕТУХ

Кот

Повар

Мартышка

Очки

Наш третий конкурс «Мораль сей басни такова…»

Угадай и запиши название басни по её морали.

Басня.

Её мораль.

«Волк и Ягнёнок»

«У сильного всегда бессильный виноват:

Тому в Истории мы тьму примеров слышим,

Но мы Истории не пишем»

«Волк на псарне»

«И волчью вашу я давно натуру знаю;
А потому обычай мой:
С волками иначе не делать мировой,
Как снявши шкуру с них долой.»

 «Слон и Моська»

«Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на Слона!»

«Квартет»

«А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь». 

«Свинья под дубом»

«Невежда так же в ослепленье
Бранит науку и ученье
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.»

«Лебедь, щука и рак»

«Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.»

«Стрекоза и Муравей»

«Ты всё пела? Это дело: так поди же, попляши!»

«Ворона и лисица»

«Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок»

Время выполнения – 5 минут.

Оценивание: по 1 балу за каждую угаданную басню.

Наш четвертый конкурс «Алло, мы ищем таланты».

Команды представляют инсценировку басни, которую готовили к викторине.

Команда «…………………» подготовила инсценировку басни «Квартет».

Команда «………………» подготовила инсценировку басни «Слон и Моська».

Команда «……………….» подготовила инсценировку басни «Ворона и лисица».

Оценивание по 5-балльной шкале.

Наш пятый конкурс «Конкурс Знатоков».(Для проведения конкурса учитель готовит карточки; текст басни с пропущенными словами (одинаковыми по количеству) для каждой команды.)

Задача: восстановить тексты басен И. Крылова, вписав пропущенные слова.

Время выполнения – 5 минут.

Оценивание: по 1 баллу за каждое правильно вставленное слово.

Для команды № 1

ВОРОНА И ЛИСИЦА

Вороне где-то ___________ послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь, 
Позавтракать-было совсем уж собралась,
Да _________________, а сыр во рту держала.
На ту беду Лиса близехонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр,— Лисицу сыр пленил.
_______________ к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит,
И говорит так __________, чуть дыша:
«Голубушка, как хороша!
Ну что за ____________, что за глазки!
Рассказывать, так, _________, сказки!

Басня Ворона и лисица

Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да позадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду, Лиса близехонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, —
Лисицу сыр пленил,
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша:
«Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
https://deti-online.com/images/basni-krylova--vorona-i-lisica.jpg

Для команды № 2

СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ

Попрыгунья Стрекоза
Лето ____________ пропела; 
Оглянуться не успела,
Как зима ____________ в глаза.
Пометрвело_______ ____ поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом.
Все прошло: с __________холодной
Нужда____________,  настает;
Стрекоза уж не поет;
И кому же в ум пойдет
На ____________ петь голодный!

Басня Стрекоза и муравей

Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела,
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле,
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом.
https://deti-online.com/images/basni-krylova--strekoza-i-muravei.jpg

Все прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает,
Стрекоза уж не поет,
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!

Следующий наш конкурс называется « Черный ящик». Конкурс капитанов.

Капитанам  предстоит узнать предмет, который лежит в ящике и этот предмет из какой  басни.


  1. Очки («Мартышка и очки»)

  2. Сыр («Ворона и Лисица»)

Молодцы! Мы продолжаем!

Следующий наш конкурс называется «Квартет».

Вы помните , как у Крылова:

«Проказница-Мартышка, Осел, Козел

Да косолапый Мишка

Затеяли сыграть Квартет.

Достали нот, баса, альта*, две скрипки

И сели на лужок под липки —

Пленять своим искусством свет…»

Так вот мы сейчас посмотрим, кто из команд годится в музыканты, а кто нет. Я вам раздаю музыкальные инструменты:

— Карамбасы /Металлические банки с фасолинами /;

— Брямс / две старые крышки от кастрюль/;

— Труля – ля-ля /свистулька/;

— Бум – бум /Перевёрнутое пустое металлическое ведро/.

Ваша задача на этих инструментах сыграть мелодию песни: 1 команда- «В траве сидел кузнечик». 2 команда — «Жили у бабуси два весёлых гуся»,

В траве сидел кузнечик, в траве сидел кузнечик, 
Совсем как огуречик зелененький он был. 
Представьте себе, представьте себе 
Совсем как огуречик! 
Представьте себе, представьте себе 
Зелененький он был! 
Он ел одну лишь травку, он ел одну лишь травку, 
Не трогал и козявку и с мухами дружил. 
Представьте себе, представьте себе 
Не трогал и козявку! 
Представьте себе, представьте себе 
И с мухами дружил! 

Жили у бабуси два веселых гуся,
Один — серый, другой — белый,
Два веселых гуся,
Один — серый, другой — белый,
Два веселых гуся!
*****
Мыли гуси лапки в луже у канавки,
Один — серый, другой — белый,
Спрятались в канавке,
Один — серый, другой — белый,
Спрятались в канавке!
*****

Молодцы,ребята.

Забавой он людей исправил, 
Сметая с них пороков пыль; 
Он баснями себя прославил, 
И слава эта – наша быль. 
И не забудут этой были, 
Пока по-русски говорят, нва
Ее давно мы затвердили, 
Ее и внуки затвердят.

Вот и подошел наш конкурс к завершению. Давайте подведем итоги. А пока наше жюри совещается, предлагаем вам посмотреть иллюстрации к басням.

Определяем басню Крылова по иллюстрации.

Урок-игра
«В мире басен Крылова»

для
5 класса

Цель:

           выяснить
уровень усвоения темы

Задачи:

ü
Повторение и закрепление
материала по теме

ü
Развитие интереса к
творчеству И.А.Крылова

ü
Развитие интереса к
изучению литературы

(слайд 2)

Оборудование:

ü
Портрет И.А.Крылова

ü
Иллюстрации к басням
Крылова

ü
Рисунки детей

ü
Грамоты

ü
Подарки для участников

Правила игры:

для проведения игры
необходимо от каждого класса выбрать команду из 10-12 участников, которые
выбирают себе капитана.

1 конкурс
«Викторина»
— проверка
знания текстов басен, поиск самых внимательных читателей (за каждый ответ 1
балл, всего 10 баллов).

2 конкурс   «Блиц-опрос» — проверка знаний по жизни и творчеству  Крылова
И.А. (за каждый ответ 1 балл, всего 9 баллов + 0,5 балла  за каждый десятый
ответ).

3 конкурс «Инсценирование» — оценка выразительного чтения текста,
артистизм, костюмы (за инсценирование каждой басни 5-  баллов).

В конце игры подводятся
итоги. Команда, набравшая большее количество баллов, занимает 1 место.
Отмечается также лучшее инсценирование басни Крылова.

Задания для конкурса «Викторина»

(за каждый ответ 1 балл)

Кто из персонажей говорит? Из какой басни?

1. — Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом

      Здесь чистое мутить питье моё

      С песком и илом?

                               (Волк,
«Волк и ягнёнок»)

2. — Спой, светик, не
стыдись! Что, ежели, сестрица,

      При красоте
такой и петь ты мастерица…

                                      
(Лисица, «Ворона и лисица»)

3.  — Все про очки
лишь мне налгали;

     А проку нá волос
нет в них.

                               
(Мартышка, «Мартышка и очки»)

4. — Кумушка, мне
странно это:

      Да работала ль
ты в лето?

                                 
(Муравей, «Стрекоза и муравей»)

5. — Послушай-ка,
дружище!

     Ты, сказывают,
петь великий мастерище.

                                  
(Осёл, «Осел и соловей»)

6.  — Вот то-то мне и
духу придает,

      Что я, совсем
без драки,

  Могу попасть в
большие забияки.

                                
(Моська, «Слон и Моська»)

7. — Постойте ж, я
сыскал секрет!

      Мы, верно, уж
поладим,

    Коль рядом сядем!

                              
(Осел, «Квартет»)

8.  — Я ваш старинный
сват и кум.

                           
(Волк, «Волк на псарне»)

 9. — Пусть сохнет.
Ничуть меня то не тревожит.

                           
(Свинья, «Свинья под дубом»)

10.  — Кот Васька
плут! Кот Васька вор!

        И Ваську-де,
не только что в поварню,

      Пускать не надо
и на двор,

     Как волка
жадного в овчарню.

                          
(Повар, «Кот и повар»)

Всего 10 баллов                  
(слайды 3-4)

Задания для конкурса  «Блиц-опрос»

(за каждый ответ 1 балл)

1.    
В каком городе родился и
вырос Крылов?

                                                                     
(в Москве)

2.    
Какое образование получил
и почему?

                          
(занимался самообразованием, т.к. семья бедствовала)

3.    
Кто был первым наставником
Крылова в детстве?

                                   
                                  (мама)

4.    
 любимый жанр творчества
Крылова?

                                                                   
(басня)

5.    
Что такое басня?

            (краткий
поучительный рассказ в стихах с нравоучением)

6.    
Чьи басни стали для
Крылова образцом?

                                       
                (басни Эзопа)

7.    
 Назовите основные черты басни .

                    
(аллегория – иносказание, мораль — нравоучение)

8.    
Где установлен памятник
Крылову?

                                             
(в Петербурге, в Летнем саду)

9.    
Как в народе прозвали
Крылова?

                                             
(«дедушка»)

(слайды 5-6)

10.
Назовите парные заглавия
басен Крылова?

 (за каждый
ответ по 0,5 балла)

«Волк и ягненок»,

«Волк и Журавль»

«Ворона и Лисица»,                        

«Мышь и Крыса»

«Кошка и
Соловей»                     

«Лев и Комар»                                  

«Мартышка и Очки»

«Зеркало и Обезьяна»

«Слон и Моська»

«Кот и Повар»

«Осел и Соловей»

«Стрекоза и Муравей»

«Дуб и Трость»

«Ворона и Курица»

«Лягушка и Вол»   «Чиж и Голубь»

«Петух и Жемчужное зерно»

«Лисица и Сурок»

«Щука и Кот»

(слайд 7)

конкурс  «Инсценировка басни»

(слайд 8)

Подведение итогов.

Награждение
победителей  (грамоты) + положительная оценка за урок всем участникам.

Протокол для жюри

конкурс «Инсценирование»

Басни (названия)

Итого

Особые отметки

конкурс «Викторина»

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Итого

Особые
отметки

 «Блиц-опрос»

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Итого

Внеурочная деятельность. Работа с текстом.

Смысловое чтение произведений разных жанров в 1 классе.

«Чтение — это один из истоков мышления

и умственного развития»

В. А. Сухомлинский


Навык чтения – это сложный процесс. Он включает в себя две составляющие

стороны: техническую и смысловую.

техническая

смысловая

  • способ чтения

  • темп чтения

  • правильность

  • выразительность

  • восприятие информации

  • анализ и сравнение деталей

  • понимание содержания и смысла

  • осмысление и осознание идеи

Смысловое чтение – это осмысление информации поступившей через письменную речь, понимание смысловой и идейной сторон произведения.

Цель смыслового чтения: формирование умения воспринимать текст, как единое смысловое целое; точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вычитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста.

Когда ребёнок действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами, у него развивается устная речь и, как следствие, речь письменная.

Смысловое чтение – это умение, выработанное в результате активной познавательной деятельности. Существует множество методов организации познавательной деятельности, способствующих развитию навыка смыслового чтения такие как: частично-поисковый метод, метод эвристической беседы, дискуссия, обсуждение, моделирование, рисунок.

     «Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров», в соответствии ФГОС ООО, включено в метапредметные результаты освоения образовательной программы основного общего образования в качестве обязательного компонента. Поэтому составляющие смыслового чтения входят в структуру всех универсальных учебных действий:

личностные УУД

регулятивные УУД

познавательные УУД

коммуникативные

УУД

мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе

принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности

логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря

умение организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в речи

В соответствие с вышеизложенным мною были разработаны варианты заданий к некоторым произведениям разных жанров (стихотворение, рассказ, сказка, басня) с указанием планируемого предметного результата, которыеможно использовать в процессе обучения смысловому чтению учащихся 1-х классов на внеурочных занятиях, начиная со второго полугодия, интегрируя с темами по обучению грамоте (русский язык).

Использованы произведения детских авторов, таких как: С. В. Михалков,

В. А. Осеева, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, Е. И Чарушин, Е. А. Пермяк, А. Смурага.

Жанр: стих

Планируемый предметный результат: первоклассник научится: прогнозировать содержание рассказа по заголовку; определять, о ком/ о чем говорится в тексте, и понимать, что хотел сказать автор текста; понимать лексическое значение и смысл слов.

Задания:

  1. Предположите, о чём пойдёт речь в стихотворении Сергея Михалкова «Про девочку, которая плохо кушала…» (…), какие причины опишет автор в своём стихотворении?

  2. Прочитай правильно, объясни значение слов:бутерброд, безусловно.

  3. Чтение текста по ролям.

С.В. Михалков

«Про девочку, которая плохо кушала…»

Юля плохо кушает,

Никого не слушает.

— Съешь яичко, Юлечка!

— Не хочу, мамулечка!

— Съешь с колбаской бутерброд!

— Прикрывает Юля рот.

— Супик?

— Нет…

— Котлетку?

— Нет… —

Стынет Юлечкин обед.

— Что с тобою, Юлечка?

— Ничего, мамулечка!

— Сделай, девочка, глоточек,

Проглоти еще кусочек!

Пожалей нас, Юлечка!

— Не могу, мамулечка! —

Мама с бабушкой в слезах —

Тает Юля на глазах!

Появился детский врач —

Глеб Сергеевич Пугач.

Смотрит строго и сердито:

— Нет у Юли аппетита?

Только вижу, что она,

Безусловно, не больна!

А тебе скажу, девица:

Все едят —

И зверь и птица,

От зайчат и до котят

Все на свете есть хотят.

С хрустом Конь жует овес.

Кость грызет дворовый Пес.

Воробьи зерно клюют,

Там, где только достают,

Утром завтракает Слон —

Обожает фрукты он.

Бурый Мишка лижет мед.

В норке ужинает Крот.

Обезьянка ест банан.

Ищет желуди Кабан.

Ловит мошку ловкий Стриж.

Сыр швейцарский

Любит Мышь… —

Попрощался с Юлей врач —

Глеб Сергеевич Пугач.

И сказала громко Юля:

— Накорми меня, мамуля!

  1. Назовите главных героев стихотворения. О чём говорится в тексте?

  2. Совпали ли наши предположения о причинах такого поведения девочки?

  3. Почему Юлечка поменяла своё отношение к еде?

  4. Что хотел сказать автор?

  5. Выбери животных, о которых девочке рассказывает доктор Г.С.Пугач.

Рассказ осел и муравейРассказ осел и муравейРассказ осел и муравейРассказ осел и муравейРассказ осел и муравейРассказ осел и муравей

  1. Сравните интонацию общения мамы, бабушки и доктора с Юлечкой.

  2. Прочитайте диалог мамы и бабушки с Юлечкой, соблюдая интонацию, мимику и жесты.

Жанр: рассказ

Планируемый предметный результат: первоклассник научится: высказывать отношение к прослушанному; обосновывать его простыми предложениями; определять начало, середину и конец текста; формулировать вопросы к иллюстрациям/ тексту; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.

Задания:

  1. Придумайте вопросы по иллюстрации, ответьте на них.

Рассказ осел и муравей

  1. Чтение текста по ролям.

В.А. Осеева

«Печенье»

Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Вова и Миша уселись за стол.

— Дели по одному, — строго сказал Миша.

Мальчики выгребли все печенье на стол и разложили его на две кучки.

— Ровно? — спросил Вова.

Миша смерил глазами кучки.

— Ровно. Бабушка, налей нам чаю!

Бабушка подала чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.

— Рассыпчатые! Сладкие! — говорил Миша.

— Угу! — отзывался с набитым ртом Вова.

Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола.

Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму — она мешала ложечкой не начатый чай. Он посмотрел на бабушку — она жевала корочку хлеба…

  1. Какие вопросы совпали с содержанием текста?

  2. Определите начало, середину и конец текста. Докажите.

  3. О чём говорится в тексте? Что хотел сказать автор?

  4. Выскажите отношение к прослушанному.

  5. Теперь, после прочтения, какие вопросы вы можете придумать к тексту?

  6. К какому жанру относится данный текст (сказка, рассказ, стихотворение)?

Тема: сказка

Планируемый предметный результат: первоклассник научится: выделять звуки в словах и различать их признаки (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, глухие/звонкие); понимать лексическое значение и смысл слов с учетом обобщенности их значений (слова-предметы, слова-признаки, слова-действия); близкие/противоположные по значению, многозначные слова; распознавать образ буквы и сопоставлять его со звуком.

Задания:

  1. Чтение текста.

А. Смурага

«Лесная сказка»

В одном сказочном лесу жили зайчонок Пушок, бурундучок Орешек и медвежонок Триша. Каждый день они встречались на поляне, играли, бегали, прыгали и устраивали соревнования. Только Триша, приходя на поляну, сразу залезал в кусты и ел малину. Зверята звали его играть, но медвежонок всегда отказывался. Ему лень было бегать по дощечкам, прыгать с пенька на пенек. Для Триши ничего не было лучше, как съесть пару горшочков меда и полежать на солнышке. Поэтому Триша был неуклюжий, вялый и сонный. Однажды в лесу случился сильный пожар. Все звери спасались от огня. Только Триша сразу стал задыхаться от бега, он подолгу застревал в оврагах, с трудом перелезал через поваленные деревья. Пушок и Орешек не могли оставить друга в беде. Они схватили медвежонка за толстые лапы и побежали изо всех сил. Когда зверята, пробегали по мостику через речку, то мостик сломался под мишкиным весом. Чудом друзьям удалось добраться до берега. Триша понял, как плохо не заниматься физкультурой и спортом, и пообещал друзьям каждый день делать утреннюю гимнастику, бегать и прыгать на поляне.

  1. О чем говорится в тексте? Что хотел сказать автор?

  1. Определите по картинке одного из героев сказки.

Рассказ осел и муравейРассказ осел и муравейРассказ осел и муравей

  1. Проверь правильность своего выбора. Прочти описание бурундука.

 Внешний вид бурундука очень походит на белку. Мех на теле довольно короткий. Цвет меха серый с рыжеватым отливом, темные полоски на спинке чередуются со светлыми.

  1. Определите начало, середину и конец текста.

  2. В какой части текста заключается главная мысль?

  3. Найдите в первой части текста слова – предметы.

  4. Во второй части текста найдите слова – признаки. Определите, какие слова являются близкими по значению? Подберите к ним слова противоположные по значению.

  5. Во второй части текста найдите слова – действия. Подберите к некоторым из них слова близкие по значению.

  6. В первой части текста найдите слово, в котором все согласные звуки глухие и слово, в котором все согласные звуки звонкие. А в третьей части – слова, в которых все согласные звуки твердые и слово, в котором все звуки мягкие

Жанр: басня

Планируемый предметный результат: первоклассник научится: осознавать новый жанр художественного произведения; определять, о ком/ о чем говорится в тексте, и понимать, что хотел сказать автор; прогнозировать содержание рассказа; высказывать отношение к прослушанному, обосновывать его простыми предложениями.

Задания:

  1. Чтение текста с остановками.

Л.Н. Толстой

«Муравей и голубка»

Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула его и чуть не потопила.

Как вы думаете, что произойдёт дальше?

Голубка несла ветку; она увидела – муравей тонет, и бросила ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся.

Как вы думаете, встретятся ли ещё голубка и муравей? Как это произойдёт?

Потом охотник расставил сеть на голубку и хотел захлопнуть.

Спасётся ли голубка? И как?

Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу; охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.

  1. Какова идея произведения? Чему оно учит?

  2. Можно ли определить поучение, мораль? (знакомство с понятием басня)

Рассказ осел и муравей

  1. Выберите пословицы, которые подходят к идее произведения и выражают мораль басни:

«Долг платежом красен»

«Сам погибай, а товарища выручай»

«Как аукнется, так и откликнется»

«За добро добром платят»

  1. Перескажи басню по иллюстрации.

Жанр: басня

Планируемый предметный результат: первоклассник научится: высказывать отношение к прослушанному, обосновывать его простыми предложениями; понимать лексическое значение и смысл слов, подбирать противоположные по значению слова; распознавать текст-повествование, жанры по их особенностям (сказка, рассказ, стихотворение, басня).

Задания:

  1. Рассмотрите картинки. Как вы думаете, о ком будет текст?

Рассказ осел и муравейРассказ осел и муравей

  1. Что объединяет этих животных? Какую пользу они приносят человеку?

  2. Чтение текста.

Л.Н. Толстой

«Осел и лошадь»

У одного человека были осел и лошадь. Шли они по дороге; осел сказал лошади: «Мне тяжело, не дотащу я всего, возьми с меня хоть немного». Лошадь не послушалась. Осел упал от натуги и умер. Хозяин как наложил все с осла на лошадь, да еще и шкуру ослиную, лошадь и взвыла: «Ох, горе мне, бедной, горюшко мне, несчастной! Не хотела я немножко ему подсобить, теперь вот все тащу, да еще и шкуру».

  1. К какому жанру относится текст? Почему?

  2. Какова мораль басни?

  3. Выберите пословицы, которые выражают мораль басни:

«Худо тому, кто добра не делает никому»

«В ком добра нет, в том и правды мало»

«Что посеешь, то и пожнёшь»

«Помоги в малом, вернётся в большем»

  1. Подберите слова, противоположные по смыслу:тяжело, возьми, горе.

  2. Найдите в тексте однокоренные слова.

Жанр: рассказ

Планируемый предметный результат: первоклассник научится: пересказывать прослушанный материал, сохраняя последовательность событий (с помощью учителя); использовать в речи слова-описания/ сравнения, невербальные средства общения (мимика, жесты и т. д.), соблюдать интонацию для передачи смысла высказывания; понимать лексическое значение и смысл слов с учетом обобщенности их значений (слова-предметы, слова-признаки, слова-действия); близкие/противоположные по значению, многозначные слова.

Задания:

  1. Прочитай правильно, объясни значение слов:ловкачи, комод.

  2. Чтение текста.

Е.И. Чарушин

«Лисята»

У охотника жили в комнате два маленьких лисёнка.

Это были шустрые и беспокойные зверьки. Днём они спали под кроватью, а к ночи просыпались и поднимали возню — носились по всей комнате до самого утра. Так разыграются лисята, так расшалятся, что бегают по моему приятелю, как по полу, пока тот не прикрикнет на них.

Эти лисята были настоящие ловкачи. Раз! — и по занавеске взберётся лисёнок прямо до самого верха. Два! — он уже на высоком шкафу. А вот и на комоде, а вот оба таскают друг друга за шиворот.

Как-то пришёл охотник со службы, а лисят нет. Стал он их искать… Заглянул на шкаф — на шкафу нет. Отодвинул комод — и там нет никого. И под стульями нет. И под кроватью нет. И тут мой приятель даже испугался. Видит — охотничий сапог, что лежал в углу, шевельнулся, поднялся, свалился набок. И вдруг поскакал по полу. Так и скачет, перевёртывается, подпрыгивает. Что за чудо такое? Подскочил сапог поближе. Глядит охотник — из сапога хвост высовывается. Схватил он лисёнка за хвост и вытащил из сапога, встряхнул сапог — и другой выскочил.

Вот какие ловкачи!

  1. С кем можно сравнить лисят? Почему?

  2. Найдите в первой части текста слова – признаки и слова – действия. Определите, какие слова являются близкими по значению?

  3. Найдите в третьей части текста слова – предметы.

  4. Перескажите рассказ, сохраняя последовательность событий.

Рассказ осел и муравейРассказ осел и муравей

Жанр: рассказ

Планируемый предметный результат: первоклассник научится: прогнозировать содержание рассказа; формулировать вопросы к иллюстрациям/ тексту (с помощью учителя); отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.

Задания:

  1. Чтение текста с остановками.

Е.А. Пермяк

«Раки»

Речка Березовка хоть и маленькая, да рыбная. А вот раков в Березовке не было. Перевелись, да и всё.

─ В старые годы, когда мы мальчишками были, по сотне, по две раков из Березовки добывали, ─ рассказывал Ванин дедушка. И Тишина бабушка говорила то же самое.

А в соседней речке Вертушинке раки не переводились. Только ходить туда было далеко. Через лес да ещё через болото.

Как-то Тиша сказал Ване:
─ Давай, Ванёк, наловим по корзинке вертушинских раков да и выпустим их в нашу Березовку.

─ А зачем? ─ спросил Ваня.

─ Чтобы они опять развелись.

─ Да пока они разведутся, их ребята всех до одного повыловят.

Не стал спорить Тиша, хоть и знал, что нельзя всех раков выловить. Пусть сотня, да останется. А эта сотня столько икры вымечет, что раков потом и не сосчитаешь.

На этом и кончился разговор.

  1. Как вы думаете, что будет дальше?

Прошёл год… Ваня и Тиша уже в третий класс перешли. И, как раньше, в свободное время удили рыбу. Как-то закинул Ваня крючок на ерша, а поймал озорного рачонка.

─ Тиша! ─ закричал Ваня. ─ У нас в речке раки сами собой развелись!

  1. Как вы думаете, сами ли раки развелись в речке Березовке?

  2. Рассмотрите иллюстрацию. Кто из героев изображён и что он делает?

Рассказ осел и муравей

Тиша увидел молоденького рачонка и больше Вани обрадовался. Значит, не зря он прошлым летом на Вертушинку ходил. Один. Через лес да ещё через болото.

  1. Сформулируйте вопросы к тексту, которые начинаются со слов: почему, зачем, как. Задайте друг другу в паре.

Жанр: сказка

Планируемый предметный результат: первоклассник научится: определять, о ком/ о чем говорится в тексте, и понимать, что хотел сказать автор; высказывать отношение к прослушанному, обосновывать его простыми предложениями; составлять рассказ по сюжетной иллюстрации.

Задания:

  1. Чтение текста по ролям.

К.Д. Ушинский

«Волк и собака»

Толстый и сытый дворовый пёс, разорвав верёвку, побежал за город прогуляться. В соседнем перелеске он встретился с волком, да таким худым, поджарым – кости да кожа. Сытый пёс взглянул на него более с сожалением, чем со злостью. Ободрённый таким приёмом, волк пустился в разговор с собакой и стал ей жаловаться на своё худое житьё. Сжалилась собака над волком и говорит ему:

– Ступай жить к нам, у нас хозяин добрый и за ничтожную службу даст тебе тёплую конуру и хороший корм.

Рассказ осел и муравей

Обрадовался бедный волк такому приглашению и побежал с собакой в город; но дорогою заметил, что у его спутницы на шее вытерта шерсть.

– А э-то что у тебя? – спросил волк. – Отчего недостаёт шерсти на шее?

– Это так, пустяки! – отвечала собака с неудовольствием.

– Однако же? – пристаёт волк.

– Вздор! – ворчит собака. – Это от верёвки, которою меня привязывают на ночь, чтобы я не убежала.

Рассказ осел и муравей

– Так тебя привязывают на верёвку?

– Иногда… Вот видишь ли, нельзя же…

– Э, нет, мой милый! – сказал тут волк, останавливаясь у городских ворот. – Ни верёвка мне не нужна, ни твоя тёплая конура, ни твоя сытная пища, ни твой добрый хозяин. Прощай! – И помчался назад в лес.

  1. Почему волк не принял приглашения собаки и убежал в лес?

  2. Что ценно для собаки? Подтвердите словами из текста.

  3. Что ценно для волка? Докажите.

  4. Какова идея сказки? Что хотел сказать автор?

  5. Расскажи сказку по иллюстрациям.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/455315-smyslovoe-chtenie-v-1-klasse-teksty-i-zadanij

  • Рассказ осеевой три сына читать
  • Рассказ осеевой три сына текст
  • Рассказ осеевой печенье читать полностью
  • Рассказ осеевой долг текст
  • Рассказ осеевой девочка с куклой