Цель.
Формирование интереса к художественной литературе, знакомство с рассказом В. Осеевой «Волшебное слово».
Задачи
. Учить детей эмоционально воспринимать содержание литературного произведения, углублять знания о доброте, вежливости.
Закреплять знания о детских произведениях.
Развивать умение выразительно передавать образы литературных героев.
Продолжать воспитывать нравственные качества на примере поступков героев литературных произведений.
Методы и приемы:игровой прием, чтение художественного произведения, вопросы, ответы детей, напоминания.
Предшествующая работа: чтение сказок, рассказов о доброте, вежливости
«Плохо», «Просто старушка».
Материал и оборудование: книги разных авторов.
Ход образовательной деятельности:
Дети заходят группу, в которой на полках стоят книги.
Воспитатель: Ребята, куда мы с вами попали, наша группа и вдруг везде на полках стоят книги?
Дети: В библиотеку.
В.: Да мы попали в страну, где живут книги. Сегодня я буду в роли библиотекаря и познакомлю вас с новыми книгами. На этих полках стоят книги с русскими народными сказками, а на этих полках расположены книги о животных, а здесь находятся энциклопедии, в которых очень много разной познавательной информации. Для чего нужно читать книги?
Д.: Книги нужно читать для того, чтобы быть умными, много знать интересного.
В.: Да, из книг мы узнаем много нового и интересного. Книги очень важны и нужны.
На полках нашей библиотеки есть много книг с рассказами, в которых главным героям помогают «волшебные предметы». Вот например в этой книге, кто скажет как она называется, волшебный предмет помог девочке Жене найти хорошего друга. Что это за предмет? (Да, правильно это цветок — цветик семицветик).
А вот в этом рассказе, героине помогала дудочка, что это за рассказ?
(Да, это «Дудочка и кувшинчик»).
Но кроме волшебных предметов героям произведений помогают ещё и волшебные слова, они
помогают героям изменить свое поведение в лучшую сторону.
Такое произведение есть в книге Валентины Осеевой. Эта книга тоже стоит на полке нашей библиотеки, вот она, посомотрите какая яркая, красочная, в ней очень много красивых иллюстраций и интересных рассказов, с некоторыми из них мы уже знакомы. Это рассказы «Просто старушка», «Девочка с куклой», в них мы обсуждали как можно и нужно поступать в некоторых случаях.
А сейчас я вам хочу предложить послушать ещё один рассказа В. Осеевой, садитесь на свои стульчики.
Рассказ называется «Волшебное слово».
Чтение произведения.
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, кого встретил Павлик сидящим на скамейке.
Дети: Маленького старичка с длинной седой бородой.
В.: Как выглядел мальчик, когда встретил старичка?
Д.: Он был очень сердитым и с красным лицом.
В.: Как вы считаете, почемы мальчик был сердитым?
Д.:Он был сердитым, потому что сестра не дала краски, бабушка не дала морковку, а брат не покатал на лодке.
В.: Какой совет дал старичок мальчику?
Д.:Говорить волшебное слово.
В.:Павлик воспользовалься советом старичка?
Д.:Да, он сказал волшебное слово и сестре, и бабушке, и брату.
В.:И какие же изменения произошли в жизни мальчика?
Д.:Сестренка дала краски, бабушка пирожок, брат покатал не лодке.
В.:Чем же закончился рассказ?
Д.:Мальчик решил отблагодарить старичка за добрый совет, но старичка на скамейке не было.
Физминутка.
Ребята, давайте немного отдохнем и поиграем. А игра называется «Не ошибись, пожалйста!» .Я буду просить вас выполнить задания, но выполнять их надо только тогда, когда я назову «волшебное слово».
Встаньте, пожалуйста!
Поднимите руки!
Будьте добры, похлопайте в ладоши!
Потопайте.
Попрыгайте, пожалуйста.
Руки вперед.
Присядьте, пожалуйста, три раза.
Молодцы, какие вы внимательные, ни разу не ошиблись.
Садитесь, пожалуйста.
А сейчас я хочу вам предложить игру «Скажи по разному».
В.:Я прошу сюда выйти Кирилла и Дениса, Кирилл будет старичком а Денис — Павликом. Вы, ребята, должны будете поизнести фразы старичка и Павлика с разной интонацией.
В.:Кирилл будет произносить фразу «С тобой что-то случилось?», а Денис — Павлик будет отвечать такой фразой «Ну и ладно! А вам-то что?»
(Эти фразы нужно произнести: 1 Старичок — спокойно с добротой, Павлик — сердито, грубо; 2 Старичок — грубо произносит, Павлик — грустно, расстроенно; 3 Старичок — с тревогой, Павлик — весело и беззаботно)
В.:Молодцы ребята, хорошо у нас получилось, остальные дети поиграют в эту игру на следующем занятии. Потому что сейчас я хочу вам предложить другую игру, называется она «Закончи предложение».
1. У Павлика было красное сердитое лицо потому что.
2. Сестра Лена не дала Павлику краски потому что.
3. Сестра Лена дала краски Павлику потому что.
4. Павлик назвал старичка волшебником потому что.
В.: Вот ребята, видите, что быть вежливым не только приятно но и полезно.
Я думою что теперь, вы не будете забывать обращаться друг к другу и к окружающим вежливо.
И нам пора возвращаться из библиотеки в детский сад. Скажем всем посетителям библиотеки до свидания.
Автор: Толкачева Татьяна Юрьевна
Организация: ГБДОУ детский сад № 126
Населенный пункт: г. Санкт-Петербург
Цель: Формирование у детей умение воспринимать литературное произведение.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить понятие литературного жанра «рассказ»;
- познакомить детей с рассказом В. А. Осеевой «Три сына»;
- формировать умение находить главный смысл в рассказе;
- формировать умение детей объяснять своими словами главную идею рассказа;
- обогатить словарный запас детей новыми словами (не сладит, соловьем заливается, колесом ходит, силен да ловок)
Развивающие:
- развивать произвольное внимание, речь-рассуждение; развивать умение находить связь содержания рассказа с различными пословицами о труде, заботе, матери;
- способствовать развитию памяти, читая наизусть отдельные строки.
Воспитательные:
- воспитывать у детей интерес к художественной литературе;
- через чтение художественных произведений воспитывать ;нравственные качества: трудолюбие, доброту, уважение к матери;
- воспитывать желание заботиться о близких, чувство гордости за свою семью;
- воспитывать умение отвечать на вопросы, слушать ответы товарищей.
Используемые технологии:
- Здоровье сберегающая технология;
- Игровая технология;
- Личностно-ориентированная технология.
Материал и оборудование: портрет В. А. Осеевой, иллюстрации к рассказу, выставка книг с рассказами О. Осеевой «На катке», «Печенье», «Отомстила», «Почему?»
Предварительная работа: чтение рассказов В. А. Осеевой, беседы о разных рассказах.
Ход деятельности:
Вводная часть. Создание положительной мотивации
Дети в кругу.
Читайте, девчонки!
Читайте, мальчишки!
Плохому не учат
Любимые книжки!
Много надо прочитать,
Чтобы все на свете знать!
В:— Попрошу ответить на вопрос: Кто вы? (девочки и мальчики? А для мам и пап (дочки и сыночки) Девочки- будущие…. Мальчики будущие….
Ответы детей.
В:- Ребята, я желаю вам доброго утра и хорошего настроения! Скажите, пожалуйста, вы любите книги?
Ответы детей.
В:- Мне очень хочется, чтобы каждый из вас сказал, чему учат разные книги. А каждое ваше красивое слово я положу в волшебный сундучок.
Поиграем в игру «Каждое слово в ладошки» (дети говорят слова и ладошками складывают их в волшебный сундучок)
В: — Правильно ребята, книга учит добру, старанию, уважению к старшим, умению не обижаться, прощать, помогать, правилам поведения, не ссориться, быть вежливым и т. д.
На стенде выставлены книги В. А. Осеевой.
В: — Ребята, посмотрите на выставку книг. Какие рассказы вы помните В. А. Осеевой?
Ответы детей.
В: — Я вам предлагаю познакомиться еще с одним рассказом. Рассказ Валентины Александровны Осеевой «Три сына»
Демонстрируется книга с рассказом В. А. Осеевой «Три сына», иллюстрации: мальчик поет, мальчик кувыркается и мальчик несет ведра.
Но в рассказе вам встретятся новые непонятные слова: никто не сладит, соловьем заливается, колесом ходит, силен да ловок.
Давайте познакомимся с ними, узнаем, что они обозначают, чтобы вам был понятен рассказ.
Словарная работа
- Никто не сладит – может одержать верх над кем-либо, справиться с кем -либо, победить в вооруженной борьбе, в сражении, в драке.
- Соловьем заливается — соловей — любимая птица русского народа, он очень хорошо и красиво поёт. Пение соловья представляется эталоном красивого звучания.
- Колесом ходит – ловко кувыркается и переворачивается боком через голову, опираясь то на одну, то на другую руку.
- Силен да ловок – значит человек сильный и ловкий, все у него получается очень быстро и ловко.
В: — Сегодня я вам почитаю рассказ В. А. Осеевой «Три сына»
Выразительное чтение рассказа
Физминутка «Дочки и сыночки»
Произносится текст стихотворения с одновременным выполнением движений
Девочки попрыгали, мальчики присели,
Мамины дочки похлопали в ладошки,
Папины сыночки встали на носочки,
Внучки подняли вверх ручки.
Внуки широко разводят руки.
Добрые, послушные малыши –
Дружно маме помогаем –
Пыль всюду вытираем.
Мы белье теперь стираем,
Полощем, отжимаем.
Подметаем все кругом
И бегом за молоком.
Маму вечером встречаем,
Двери настежь открываем,
Маму крепко обнимаем.
Беседа по содержанию рассказа.
В:- Ребята, вам понравился рассказ?
Ответы детей.
В:-Что сказала первая женщина про своего сына?
Ответы детей
-Правильно «Мой сынок ловок да силён»
-Подумайте и передайте интонацию этих слов – (выражение чувств, мимика, жест).
— Что значит «ловок да силен»?
Ответы детей
В: — Что сказала вторая женщина?
— Молодцы! Правильно, «а мой поёт, как соловей»
— Подумайте и передайте интонацию ее слов.
— А что это значит, поёт, как соловей?
Ответы детей
— Отлично! Умеет петь звонко, голосисто, красиво, «Соловьём заливается»
В: — Что сказала третья женщина про своего сына?
Ответы детей
— Правильно! «Ничего в нем особенного нет»
— Как вы думаете, как она сказала (интонация – выражение чувства, мимика, жест)
Ответы детей
В: — Что увидел старичок, когда на встречу выбежали три мальчика?
Ответы детей
-Правильно ребята, один через голову кувыркается, колесом ходит, другой соловьем заливается, а третий взял тяжёлые ведра у матери и потащил
В: — О чем спросили женщины старичка?
Ответы детей
— Совершенно, точно: «Каковы наши сыновья?»
— Что ответил женщинам старичок?
Ответы детей
— Да, «А где же они? Я только одного сына вижу»
В: — Как вы думаете, почему он так ответил?
Ответы детей
— Да, правильно, он сказал: «Только один сын помог матери, и он старичку понравился.
В:- А который из сыновей вам понравился больше всего? Почему?
Ответы детей
В: -Дети, а как можно назвать сына, который помог маме донести воду?
Ответы детей
— Молодцы! Этот мальчик любит труд, значит он какой?
Ответы детей
-Конечно он: трудолюбивый, работящий, прилежный,
В: — А можно сказать, что третий сын был заботливый, внимательный, добрый по отношению к матери.
Ответы детей
— Конечно ребята, именно третий сын оказался самым настоящим, любил свою маму: помогал маме по хозяйству, причем не ждал пока она его попросит о помощи, а сам знал, что помощь необходима.
В: — Какое отношение вызвали у вас сыновья, которые не помогали матери?
Ответы детей
— Да, правильно, два сына, думали только о себе, только о собственных удовольствиях, увлечениях, а не о помощи матери. Еще хочу вам сказать, что талант — дар божий, а вот отношение к окружающим и к самому дорогому в жизни каждого человеку — матери, это уже показатель добра, человечности, настоящей любви.
Игра «Радость или огорчение?»
В: — В семье вас любят, заботятся о вас. А ваши поступки могут радовать или огорчать близких вам людей.
У меня два кружка: красный и чёрный. Как вы думаете, какой из них обозначает радость (красный, а какой огорчение (чёрный?)
Сейчас я вам раздам кружочки и мы поиграем: я называю поступок, а вы с помощью кружка показываете, порадует или огорчит этот поступок ваших близких.
- Вы съели на завтрак всю кашу
- Вы подрались с другом
- Разбросали по комнате все игрушки
- Помогли маме вымыть посуду
- Нагрубили бабушке
- Нарисовали и подарили маме красивый рисунок
- Перед сном пожелали всем «спокойной ночи»
- Порвали новую книжку
- Хорошо вели себя в детском саду
В: — Вижу, что вы знаете, какие поступки могут огорчить ваших близких. И надеюсь, что впредь вы будете совершать только хорошие поступки.
В: -Ребята, я хочу у вас спросить, как вы думаете, к этому рассказу подходит пословица? О любви к маме говорят дела, а не слова.
Ответы детей
В:— Давайте вспомним пословицы, которые подходят к нашему рассказу. Назовите их.
Если дети затрудняются, воспитатель вместе с ними проговаривает пословицы:
- Жалей мать свою – другую не найдёшь.
- Кто мать и отца почитает, тот вовеки не погибает.
- Нет лучше дружка, чем родимая матушка.
- И у одной матери дети бывают разные.
- Сердце матери лучше солнца греет.
- Если матери помогать, горя в семье не видать
— Молодцы, правильно, все эти пословицы подходят к содержанию этого рассказа.
В: -Ребята, скажите, а чему вас научил этот рассказ?
Ответы детей
— Правильно! Этот рассказ подсказывает детям, как надо поступать по отношению к своей маме. Главное для каждого ребенка – любить свою маму и всегда помогать ей, заботиться. У мудрой скромной матери сын вырос скромным, любящим и трудолюбивым мальчиком. И верно вы сказали, что только третьего сына можно назвать настоящим сыном, ведь он искренне беспокоится о своей маме и желает ей добра. Ведь главное дело сына — помогать своим родителям, а не красоваться своей удалью, умением и силой. Я надеюсь, что вы всегда будете любить и заботиться о своей маме.
Используемая литература:
- Боголюбская, М.К. Художественное чтение и рассказывания в детском саду / М.К. Боголюбская, В. Б. Шевченко. – М. : Просвещение, 1966.
2. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского
сада / В.В. Гербова. – М. : Просвещение, 1978.
3. Гурович, Л.М. Ребенок и книга / Л.М. Гурович. – М., 1992.
4.Миронова, Н. Как научить ребенка любить литературу
// Дошкольное воспитание. – 2005. – №5.
Вводная часть. Создание положительной мотивации.
— Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся,
Когда ладошки наши касаются,
Душа с душою встречаются,
Сердца добром наполняются.
(Дети встают в круг, соединяют ладошки друг с другом)
– Подарите друг другу улыбки, чтобы у всех было хорошее настроение!
(Присаживаются на стулья)
– Ребята, каждый день мы с вами читаем рассказы, сказки, учим стихи. Мы уже познакомились с новым видом художественных произведений – басней. Вспомните, что такое басня? (Ответы детей)
– Правильно. Это небольшой рассказ. Чаще всего бывает в стихах.
— Скажите, басня похожа на сказку? ( Ответы детей)
— И чем басня отличается от сказки или рассказа? (Ответы детей)
– А кто обычно является главными героями в басне? (Ответы детей)
– Да, молодцы! Басня – более короткая, легко читается, а сказки и рассказы длиннее. В баснях, чаще всего, главные герои не люди, но они проявляют человеческие качества.
— А какие недостатки высмеивают басни?( Ответы детей)
– Умницы! Все эти недостатки высмеиваются, а какие черты характера в басне прославляются? Назовите.
– Молодцы! А чем всегда заканчивается басня?
(Ответы детей)
— Правильно. Всегда присутствует поучение – мораль, что — можно делать, а что – нельзя
— Ребята, посмотрите на выставку книг. Какие басни вы помните? (ответы детей)
— Сегодня мы с вами познакомимся с новой басней И. А. Крылова. А чтобы узнать про кого она, нужно отгадать загадки.
Опасней всех она в реке,
Хитра, прожорлива, сильна,
Притом – такая злюка!
Конечно, это … (Щука)
Под водой живет народ,
Ходит задом наперед,
Все под водой –
Хватает клешней. Кто же это? (Рак)
Эта птица горделива,
Удивительно красива,
И умна, храбра, сильна,
И похожа с цифрой «два». (Лебедь)
После каждой загадки выставляются картинки.
— Дети, а кто здесь лишний? (Ответы детей)
— Правильно. Лебедь – водоплавающая птица, щука – рыба, а рак относится к ракообразным
Физминутка «Лебеди»
Произносится текст стихотворения с одновременным выполнением движений.
Лебеди летят,
Крыльями машут, (плавные движения руками с большой амплитудой)
Прогнулись над водой,
Качают головой, (наклоны вперед, прогнувшись и качание головой вправо-лево)
Прямо и гордо умеют держаться,
Тихо-тихо на воду садятся (приседания)
— Чем они отличаются? (Ответы детей)
— Правильно. Отличаются разным питанием, разным передвижением.
А что же их объединяет? (Ответы детей)
– Молодцы. Их объединяет среда обитания, а еще в данный момент их объединяет название басни, которую я хочу вам сегодня прочитать.
Демонстрируется книга «Лебедь, рак и щука» И. Крылова.
Но в басне вам встретятся новые непонятные слова: согласье, лад, поклажа, воз, рваться, судить. Давайте познакомимся с ними, узнаем, что они обозначают, чтобы вам была понятна басня.
Словарная работа.
Согласье – согласиться в чем-либо всем вместе. Прийти к единому мнению, решению.
Лад – согласие, мир, порядок (в полном согласии, в дружеских отношениях).
Поклажа – уложенные для перевозки вещи, груз, багаж.
Воз – колесная повозка с поклажей.
Рваться – стремиться, делать резкие движения, порывистые.
Судить – высказывать свое мнение.
Выразительное чтение басни.
На стенд выставляются иллюстрации к басне.
Гимнастика для глаз.
Птичка полетела вверх (дети поднимают глаза вверх)
Птичка улетела вправо (смотрят вправо)
Птичка улетела влево (смотрят влево)
И спряталась на полу (смотрят на пол)
Беседа по содержанию басни.
-За какое дело взялись лебедь, Щука и Рак? Скажите ответ строчкой из басни
-Как вы думаете, почему же у героев ничего не получилось? Был ли воз на самом деле тяжёлым? (Ответы детей)
— Правильно. Им нужно было договориться между собой, прийти к единому мнению, выбрать одно направление для движения.
— Какое отношение вызвали у вас эти герои? (Ответы детей)
— Умницы! Героев басни конечно жаль, т. к. они такие недружные и тянули в разные стороны. Если они друзья, то все вместе надо делать.
Повторное чтение басни.
-Скажите словами из текста как ведут себя герои? (Ответы детей)
В. –Молодцы! Ещё можно сказать, что лебедь – стремительный, упрямый;
рак –неповоротливый, нерасторопный;
щука упрямо делает своё дело.
-Почему Иван Андреевич Крылов выбрал именно этих героев? (Ответы детей)
— Правильно. Все они живут в воде и могли бы сдвинуть свой воз, если-бы договорились
-Чему учит эта басня? (Ответы детей)
Молодцы! Басня нас учит в любом деле работать дружно, договариваться между собой, находить общий язык. Запомните эти слова: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет».
О каких людях можно сказать, что они похожи на героев этой басни? (Ответы детей)
— Правильно. Это можно сказать о людях, которые не умеют договариваться между собой, находить общий язык.
Игра «Верно – неверно»
Верно ли, что басня о дружбе, товарищах?
Верно ли, что лебедь, рак и щука в воз впряглись?
Верно ли, что воз стал причиной их разлада?
Верно ли, что каждый герой стремился достичь своей цели?
Верно ли, что И. Крылов своих героев наделил характерами людей?
Верно ли, что без согласия любое дело по плечу?
-Есть такая пословица: «Палец слаб, а кулак силен». Как вы ее понимаете? (Ответы детей)
-Молодцы! Одному пальцу тяжело нести груз, а всем вместе – нет, так и людям. Это значит, что один человек слабый, а если все вместе, то они – сильные.
— Давайте вспомним пословицы, которые подходят к нашей басне. Назовите их.
Если дети затрудняются, воспитатель вместе с ними проговаривает пословицы: «Вместе тесно, а врозь скучно», «Вместе и беда легче переносится», «Где дружба прочна, там хорошо идут дела», «Дружно не грузно, а врозь хоть – брось» «Сам погибай, а товарища выручай», «Берись дружно, не будет – грузно», «Где родился, там и пригодился».
Молодцы, правильно, все эти пословицы подходят к содержанию басни. Вот мы с вами и познакомились с новой басней И. Крылова «Лебедь, рак и щука». Эта басня подсказывает человеку, как надо поступать. Учит жить, учит видеть чужие ошибки, а иногда и свои. Давайте мы будем дружными, сможем договориться между собой, чтобы все дела, какие бы мы не задумали сделать всегда у нас получались.
Приложения:
- file0.docx.. 34,0 КБ
Опубликовано: 24.11.2021
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
детский сад 80
Тема:
«Где дружба прочна,
там хорошо идут дела»
на примере рассказа
В. А.Осеевой «Синие листья».
Разработала: Долгова И.В.,
Анисимова Г.А.
Таганрог, 2021
Девиз Клуба: «Мало уметь читать, надо уметь думать».
Цель: воспитание устойчивого интереса к чтению, способности испытывать сострадание и сочувствие к героям рассказа; формирование навыков грамотного читателя.
Задачи:
1. Создать доброжелательную атмосферу эмоционального общения посредством включения детей и родителей в обсуждение художественного произведения.
2. Учить оказывать помощь и поддержку, учить выражать словом свои чувства; понимать чувства другого; учить согласовывать свои действия с действиями партнёра.
3. Формировать у детей знания о понятиях: «дружба», «эгоизм», «зависть» на примере сюжетов рассказов В.Осеевой.
4. Развивать умение детей отличать настоящую дружбу, преодолевать отрицательные проявления в дружбе — корысть, себялюбие, зависть, жадность; приобщать к общечеловеческим ценностям: добросердечие, щедрость, совестливость.
4.Способствовать развитию у детей техники вербальной и невербальной коммуникации; навыков совместной деятельности в коллективе.
5.Формировать умение принимать участие в общей беседе, рассуждать, делать выводы; применять полученные знания на практике.
6.Воспитывать ценностное отношение к нравственным поступкам; эмоциональную отзывчивость на состояние другого человека; доброжелательное, дружеское взаимоотношение в группе детского сада
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
-
Организационный момент
Звучит аудиозапись песни «Дружба» группы «Чударики» (муз. К.Естафеевой, сл.А.Естафеева). Дети и взрослые заходят в зал, и рассаживаются за столики.
Педагог. Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые. Мы рады вас приветствовать в клубе «Читай — Городок». Когда вы рассаживались, звучала песня. О чем в ней пелось?
Дети. О том, что в тысячу раз интересней, когда что-то делаешь вместе.
Педагог. Вы согласны с этим?
II. Определение темы и задач мероприятия.
Педагог. Эта песня звучала неслучайно. Кто из вас самый сообразительный, и уже догадался, о чем мы сегодня будем говорить? (О дружбе).
Да, ребята, именно о ней мы будем рассуждать, и раскрывать секреты настоящей дружбы.
Педагог. Что такое дружба?
Дети. Дружба – это добрые, надежные и доверительные отношения.
Педагог. Зачем человеку дружба?
Дети. Чтобы легче и интереснее было жить.
Педагог. С кем вообще можно дружить?
Дети. Можно дружить с мальчиками, девочками, воспитателями, с родителями, с бабушками, с сестрой, соседями и т.п.
Педагог: Сейчас Лиза прочитает вам стихотворение о своей подруге
Агния Кузнецова «Подружки»
Мы поссорились с подругой
И уселись по углам.
Очень скучно друг без друга!
Помириться нужно нам.
Я ее не обижала-
Только мишку подержала,
Только с мишкой убежала
И сказала: «Не отдам!»
Я пойду и помирюсь,
Дам ей мишку, извинюсь.
Дам ей мячик, дам трамвай
И скажу: «Играть давай!»
Педагог. С чего может начаться дружба, ребята?
Дети. С доброго взгляда, с хорошего поступка, с теплого прикосновения, с оказанной помощи, с улыбки…. Даже есть такая песня….
Пропеть всем вместе 1 куплет и припев песни «Улыбка»
Педагог. Вот так легко мы с вами разгадали первый секрет дружбы: «ДРУЖБА НАЧИНАЕТСЯ С ХОРОШЕГО ПОСТУПКА ИЛИ ПРОСТО С УЛЫБКИ!».
Вывести символ
Сегодня, ребята, Ткаченко Тимофей познакомит нас со своим другом …
У меня есть лучший друг,
Он достойный самый.
Если что случится вдруг,
Смелый и упрямый.
Он на выручку придет
И протянет руку.
Вместе мы идем вперед ,
позабыв про скуку
Презентация : «Вместе весело шагать…»
Педагог. Спасибо, Тимофей, было очень интересно! А у вас, ребята, есть друзья? (ответы).
Это хорошо! Как вы думаете, сколько у человека может быть друзей? (ответы)
Может быть много, а может быть мало – у всех по-разному. А как лучше?
Дети. Чем больше, тем лучше.
Педагог. Почему? (ответы). Есть такая пословица: «Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей» (Дети хором ее повторяют). Как вы понимаете эту пословицу?
-
Динамическая пауза (игра с парашютом).
«Скучно, скучно нам стоять.Не пора ли пробежаться,
Нам местами поменяться. Раз,два,три, красный цвет, беги»
После игры не садиться, а сразу обратить внимание на слайд с портретом В.Осеевой
-
Знакомство с творчеством писательницы
Педагог: Сегодня, дети, я хочу познакомить вас с рассказом детской писательницы Валентиной Александровной Осеевой. В этой книге (показать) много рассказов. Она писала про тех, кто умеет дружить и про тех, кто не умеет. В.А. Осеева так писала о себе: «Когда я была маленькой девочкой, я любила читать короткие рассказы. Я любила их за то, что я могла их прочитать сама, без помощи взрослых. Я читала их просто так, не задумываясь над смыслом. Однажды мама спросила: «Понравился тебе рассказ?» Маленькая Валя ответила, что не знает, об этом она не думала. Тогда мама огорчилась. Знаете, какую фразу сказала мама Валентины Осеевой? Мама мне сказала, что «мало уметь читать, надо уметь думать». Эти мамины слова Валя запомнила на всю жизнь.
Рассказ, который я сейчас буду вам читать, называется «Синие листья». Как вы думаете, бывают листья на деревьях синими? Мы откроем вам один секрет. Листья на деревьях бывают синими, когда люди бывают жадными. Послушайте, что произошло однажды с двумя подружками.
-
Чтение рассказа и беседа по содержанию
-
Какое у вас настроение после услышанной истории? Почему рассказ называется «Синие листья»?
-
Как звали подруг?
-
Сколько зеленых карандашей было у Кати?
-
Почему Катя не дала свой карандаш подруге сразу? Какие отговорки она придумывала?
-
Как вы думаете, действительно ли Катя спрашивала разрешение у мамы, брата?
-
Почему Лена отказалась взять карандаш, когда Катя ей все-таки предложила его? А почему Катю это удивило?
-
Была ли Катя настоящей подругой Лене?
-
Что значит выражение «Покраснела как рак»?
-
Как вы думаете, о чем мы должны задуматься, прослушав это произведение?
-
Каковы главные слова всего произведения? («Надо так давать, чтобы можно было взять»).
Как вы их понимаете? (от души, безвозмездно, бескорыстно…).
Педагог. Да, ребята. Вот и второйсекрет дружбы мы раскрыли:«ДРУЖБЕ НАДО УЧИТЬСЯ, ДРУЗЕЙ НУЖНО БЕРЕЧЬ, ЦЕНИТЬ, ПОДДЕРЖИВАТЬ, ДЕЛИТЬСЯ, А НЕ ЖАДНИЧАТЬ». Вывести символ.
-
Игры и упражнения на формирование дружеских взаимоотношений и сплочение коллектива
Посмотрите, пожалуйста, на эту девочку (показывает грустную девочку). Как, по-вашему, это Лена или Катя? Почему?
Готовы вы помочь девочке? Предлагаем вам поиграть в коммуникативную игру«Ласковое слово».
Педагог. Мы все поняли душевное состояние обиженной Лены. Но ласковые, добрые слова, слова утешения и сочувствия могут порой, совершить чудо: залечить душевную рану, успокоить, подбодрить, развеселить…. Вот сейчас мы с вами и будем все по очереди говорить добрые слова утешения и поддержки девочке Лене.
(Дети встают в круг и передают друг другу подушечку-сердечко. Каждый называет ласковые слова утешения, поддержки («Не огорчайся, все будет хорошо!»; «Мы поможем тебе!»; «Обязательно помирись с подругой!»; «Чаще улыбайся»; «Не обижайся, а умей договариваться»; «Найди себе настоящих друзей», «Давай с тобой дружить!», «Не держи зла на подругу», «Я раскрою тебе один секрет: если смешать синий цвет с желтым, то получится зеленый и т.п.).
В заключение игры, сменить незаметно картинку на другую , на которой нарисовано улыбающееся лицо девочки.
После того, как вы сказали ласковые, добрые слова, лицо девочки засияло от радости. А у вас, какое настроение стало?
Педагог. Как же приятно делать добрые поступки и помогать друг другу!
Педагог: Ребята, мы с вами прочитали много произведений, в которых говорится о настоящей дружбе между героями.
Я предлагаю вам выбрать себе в друзья литературного героя
Игра «Выбери себе в друзья сказочного героя»
Дети подходят к столу, на котором лежат картинки со сказочными героями: Кот в сапогах, Красная Шапочка, Незнайка, Буратино, Карабас Барабас, Шапокляк и др.
Далее дети объясняют свой выбор.
Среди них и баба Яга. Можно с ней подружиться? (дети высказывают свое мнение).
Хорошо, что вы не только сами стремитесь быть дружелюбными, отзывчивыми, но и можете других научить дружить, показать примеры хорошего поведения.
Вы проявили добрые чувства, желали добра, т.е. были доброжелательными. Вот, дети, и третий секрет дружбы: «НУЖНО ВСЕГДА БЫТЬ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫМИ!». Вывести символ
Ребенок читает стихотворение
(Попандопуло Давид)
Если дело не идет
И не спорится работа,
Друг к тебе всегда придет,
С другом справишься в два счета!
Ну, а если вдруг у друга
Что-нибудь случится,
Поспеши к нему на помощь-
Может пригодиться!
Музыка фоном
-
«Дерево дружбы»
Педагог. Ребята, вы самые старшие в детском саду, скоро придет время, когда вы покинете стены детского сада и пойдете в школу. Вам придется заводить новых школьных друзей. Но значит ли это, что со старыми друзьями уже не нужно дружить? (ответы).
Ребенок: Ярче солнечных лучей
Дружба в целом свете,
Ведь с друзьями веселей
На любой планете!
Чтобы вам легче было заводить друзей и сделать вашу дружбу по-настоящему крепкой, давайте попробуем «вырастить» свое необычное «Дерево Дружбы».
Дети и взрослые прописывают на листьях законы дружбы. Затем, наклеивают листочки на ветки деревьев. Кто-то один озвучивает эти пожелания)
1). Не оставляй друга в беде.
2) Радуйся победам другого.
3). Бескорыстно заботься о друге.
4). Не предавай друзей.
5). Не обманывай.
6). Не жадничай.
7).Не ябедничай.
8). Дорожи дружбой.
9). Не дразнись.
10). Не будь задирой.
11).Поддерживай друга в трудную минуту.
12).Никогда не говори обидные и плохие слова и т.п.
Педагог. Вам удалось вырастить замечательное дерево дружбы
Ребята, я хотела бы познакомить вас с новым другом. Это детская библиотека имени Максима Горького (виртуальная экскурсия).
Обратите, пожалуйста, на нашу экспозицию тактильных книг.
Рефлексия
Педагог. Ребята, пусть вашим путеводителем по жизни будет пословица: «Где дружба прочна, там хорошо идут дела» (повторить всем вместе).
Берегите своих друзей, и вам будет радостнее жить на свете! Делайте добро, и оно обязательно вернётся к вам!
Танец дружбы «Барбарики»
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/477490-novye-vstrechi-v-semejnom-klube-chitajgorodo