Цель.
Формирование интереса к художественной литературе, знакомство с рассказом В. Осеевой «Волшебное слово».
Задачи
. Учить детей эмоционально воспринимать содержание литературного произведения, углублять знания о доброте, вежливости.
Закреплять знания о детских произведениях.
Развивать умение выразительно передавать образы литературных героев.
Продолжать воспитывать нравственные качества на примере поступков героев литературных произведений.
Методы и приемы:игровой прием, чтение художественного произведения, вопросы, ответы детей, напоминания.
Предшествующая работа: чтение сказок, рассказов о доброте, вежливости
«Плохо», «Просто старушка».
Материал и оборудование: книги разных авторов.
Ход образовательной деятельности:
Дети заходят группу, в которой на полках стоят книги.
Воспитатель: Ребята, куда мы с вами попали, наша группа и вдруг везде на полках стоят книги?
Дети: В библиотеку.
В.: Да мы попали в страну, где живут книги. Сегодня я буду в роли библиотекаря и познакомлю вас с новыми книгами. На этих полках стоят книги с русскими народными сказками, а на этих полках расположены книги о животных, а здесь находятся энциклопедии, в которых очень много разной познавательной информации. Для чего нужно читать книги?
Д.: Книги нужно читать для того, чтобы быть умными, много знать интересного.
В.: Да, из книг мы узнаем много нового и интересного. Книги очень важны и нужны.
На полках нашей библиотеки есть много книг с рассказами, в которых главным героям помогают «волшебные предметы». Вот например в этой книге, кто скажет как она называется, волшебный предмет помог девочке Жене найти хорошего друга. Что это за предмет? (Да, правильно это цветок — цветик семицветик).
А вот в этом рассказе, героине помогала дудочка, что это за рассказ?
(Да, это «Дудочка и кувшинчик»).
Но кроме волшебных предметов героям произведений помогают ещё и волшебные слова, они
помогают героям изменить свое поведение в лучшую сторону.
Такое произведение есть в книге Валентины Осеевой. Эта книга тоже стоит на полке нашей библиотеки, вот она, посомотрите какая яркая, красочная, в ней очень много красивых иллюстраций и интересных рассказов, с некоторыми из них мы уже знакомы. Это рассказы «Просто старушка», «Девочка с куклой», в них мы обсуждали как можно и нужно поступать в некоторых случаях.
А сейчас я вам хочу предложить послушать ещё один рассказа В. Осеевой, садитесь на свои стульчики.
Рассказ называется «Волшебное слово».
Чтение произведения.
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, кого встретил Павлик сидящим на скамейке.
Дети: Маленького старичка с длинной седой бородой.
В.: Как выглядел мальчик, когда встретил старичка?
Д.: Он был очень сердитым и с красным лицом.
В.: Как вы считаете, почемы мальчик был сердитым?
Д.:Он был сердитым, потому что сестра не дала краски, бабушка не дала морковку, а брат не покатал на лодке.
В.: Какой совет дал старичок мальчику?
Д.:Говорить волшебное слово.
В.:Павлик воспользовалься советом старичка?
Д.:Да, он сказал волшебное слово и сестре, и бабушке, и брату.
В.:И какие же изменения произошли в жизни мальчика?
Д.:Сестренка дала краски, бабушка пирожок, брат покатал не лодке.
В.:Чем же закончился рассказ?
Д.:Мальчик решил отблагодарить старичка за добрый совет, но старичка на скамейке не было.
Физминутка.
Ребята, давайте немного отдохнем и поиграем. А игра называется «Не ошибись, пожалйста!» .Я буду просить вас выполнить задания, но выполнять их надо только тогда, когда я назову «волшебное слово».
Встаньте, пожалуйста!
Поднимите руки!
Будьте добры, похлопайте в ладоши!
Потопайте.
Попрыгайте, пожалуйста.
Руки вперед.
Присядьте, пожалуйста, три раза.
Молодцы, какие вы внимательные, ни разу не ошиблись.
Садитесь, пожалуйста.
А сейчас я хочу вам предложить игру «Скажи по разному».
В.:Я прошу сюда выйти Кирилла и Дениса, Кирилл будет старичком а Денис — Павликом. Вы, ребята, должны будете поизнести фразы старичка и Павлика с разной интонацией.
В.:Кирилл будет произносить фразу «С тобой что-то случилось?», а Денис — Павлик будет отвечать такой фразой «Ну и ладно! А вам-то что?»
(Эти фразы нужно произнести: 1 Старичок — спокойно с добротой, Павлик — сердито, грубо; 2 Старичок — грубо произносит, Павлик — грустно, расстроенно; 3 Старичок — с тревогой, Павлик — весело и беззаботно)
В.:Молодцы ребята, хорошо у нас получилось, остальные дети поиграют в эту игру на следующем занятии. Потому что сейчас я хочу вам предложить другую игру, называется она «Закончи предложение».
1. У Павлика было красное сердитое лицо потому что.
2. Сестра Лена не дала Павлику краски потому что.
3. Сестра Лена дала краски Павлику потому что.
4. Павлик назвал старичка волшебником потому что.
В.: Вот ребята, видите, что быть вежливым не только приятно но и полезно.
Я думою что теперь, вы не будете забывать обращаться друг к другу и к окружающим вежливо.
И нам пора возвращаться из библиотеки в детский сад. Скажем всем посетителям библиотеки до свидания.
С 12 октября по 2 ноября 2021 года проходит Олимпиада Учи.ру по литературе для учеников 1–9 классов, которая проходит . Увлекательное онлайн-состязание проверяет знания по русской литературе и фольклору, начитанность, эрудированность и понимание литературных жанров.
Предлагаем вам ответы на вопросы Олимпиады Учи.ру по литературе для учеников 1, 2, 3 и 4 классов.
Ответы на Олимпиаду Учи.ру 2021 по литературе для 1, 2, 3 и 4 классов
Чтобы участвовать, нужно зарегистрироваться на Учи.ру или получить логин и пароль от учителя. Если они у вас уже есть, просто войдите на платформу На решение заданий дается час Количество набранных баллов будет известно сразу после завершения олимпиады. Соревнование популяризирует русский язык и литературу среди школьников. Игровые задания поддерживают интерес к предмету и помогают лучше усваивать информацию.
В зависимости от результатов ученики могут получить сертификат, грамоту или диплом, учителя — благодарственные письма.
И не думайте даже о списывании ответов, ведь: «Олимпиада создана для школьников, и мы ждем, что ученики будут решать задачи самостоятельно. Алгоритмы помогают нам определить, выполнял ребенок задания сам или ему помогали взрослые.»
Сказки
Перед тобой три сказки. Реши загадку в каждой из них. Нажимай на выделенную область и дополни сюжет недостающим предметом.
1 класс
1 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Лиса и журавль». Надо поставить кувшин с длинным горлом.
2 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Гуси-лебеди». Надо поставить яблоню.
3 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Снегурочка». Надо поставить костёр.
2 класс (все сказки из 1 класса и одна дополнительная)
4 — Здесь изображён сюжет сказки В. Катаева «Цветик-семицветик». Надо поставить вязанку баранок
3 и 4 классы (сказки, которые были ранее в 1 и 2 классе В. Катаева «Цветик-семицветик» и народной сказки «Снегурочка» и добавили ещё две)
5 — Здесь изображён сюжет сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница». Надо поставить лягушку на веточке
6 — Здесь изображён сюжет стихотворения Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». Надо поставить лодку с зайцами
Книжные памятники
Прочитай слова персонажей и выбери значения выделенных устаревших слов.
1 класс
1-ое слово
О горе тебе, бедный человек! …
Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами!
Как не вырвется сердце твое с корнем!
Житие Александра Невского
Ответ: Зеницы — это глаза
2-ое слово
Уста же свои открывает с мудростью, с достоинством говорит языком своим.
Повесть временных лет
Ответ: Уста — это губы, рот
3-е слово
И сказал ему один кудесник: «Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, — от него тебе и умереть!»
Повесть временных лет
Ответ: Кудесник — это шаман, колдун
2 класс (все слова из 1 класса и одно дополнительное)
4 слово
И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей…
Житие Александра Невского
Ответ: Сеча — это сражение
3 и 4 классы (все слова из 1 и 2 класса и одно дополнительное)
5 слово
И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромным войском, пыхая духом ратным.
Житие Александра Невского
Ответ: Ратный — это боевой
Краткое содержание
Ребята рассказывают тебе краткие содержания стихов, рассказов и сказок. Нажимай на аватарки и определяй, где какое произведение.
1 класс
1 Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В. Ю. Драгунский
2 Сказка о том, как важно поддерживать в доме чистоту и порядок. «Федорино горе», К. И. Чуковский
3 История о настоящей доброте и отзывчивости. «Доктор Айболит», К. И. Чуковский
4 Любое дело по плечу, если взяться за него всем вместе, дружно. «Репка», русская народная сказка
2 класс
Один мальчик стал вежливее и наладил отношения с окружающими. «Волшебное слово», В.А. Осеева
История о том, как жадность может всё испортить. «Сказка о рыбаке и рыбке, А.С. Пушкин
История о трусости и храбрости, о лени и упорстве. «Две лягушки», Л. Пантелеев
Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В.Ю. Драгун
3 и 4 классы (две сказки из 2 класса «Волшебное слово», В.А. Осеева, «Сказка о рыбаке и рыбке и А.С. Пушкин и добавились три новые)
История о тяге мальчика к знаниям. «Филипок», Л.Н. Толстой
Невозможно что-то делать вместе, когда каждый делает по-своему и не слушает других. «Лебедь, рак и щука», И. А. Крылов
Рассказ о том, что нельзя брать чужое без спроса и врать. «Огурцы», H. H. Hocoв
Средства выразительности
Фразеологизм — устойчивое сочетание слов с особым значением.
Значение фразеологизма не складывается из значений составляющих его слов.
Например, «водить за нос» значит «обманывать».
Раскрась картинку. Для этого выбирай фразеологизмы в текстах.
1 и 2 классы
1 — А С. Пушкин, «Сказка о рыбаке и рыбке» — белены объелась
Испугался старик, взмолился :
«Что ты, баба, белены объелась ?…».
Осердилася пуще старуха,
По щеке ударила мужа.
« Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою?…»
2 — Сказка «Про глупого змея и умного солдата» — спуску не дадут!
— Что, что они кричат? Никак я не разберу.
— А то и кричат, что сейчас за тебя примутся!
«Ну, — думает змей, — коли в этих местах малые ребята таковы, то взрослые и подавно спуску не дадут!»
3 — А С. Пушкин, «Сказка о царе Салтане» — Не по дням, а по часам.
Бочка по морю плывёт.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьётся в ней царица;
И растёт ребёнок там
Не по дням, а по часам.
3 и 4 классы (всё тоже, как в 1 и 2 классе и ещё один фразеологизм)
4 — М. Зощенко, «Великие путешественники» — куда Макар телят не гонял
Наконец мы задремали.
Я проснулся от того, что Лёля теребила меня за плечи.
Было раннее утро. И солнце ещё не взошло. Лёля шёпотом сказала мне:
— Минька, пока Степка спит, давай
повернём его ноги в обратную сторону.
А то он заведёт нас, куда Макар телят не гонял.
Жанры
Ода — торжественное стихотворение в честь значительного события или человека.
Былина — народная песня-сказание о героических событиях и подвигах.
К каким жанрам может относиться произведение, о котором говорит персонаж? Выбери один или несколько ответов.
1 и 2 классы
Богатырь: «Я появляюсь в произведении-сказании о моих подвигах». — Былина, Сказка
Змей Горыныч: «Я появляюсь в произведении, где есть волшебные существа». — Былина, Сказка
Свинья: «Я изображаю человека и какую-то черту его характера в нравоучительном рассказе или стихотворении». — Басня
3 и 4 классы (остались Змей Горыныч и Свинья, добавился ещё один персонаж)
Девушка: «Я появляюсь в небольшом прозаическом произведении». — Рассказ, Новелла
Писатели спрятались
Выбери среди слов фамилию писателя и название одного из его произведений. Название может состоять из двух и более слов.
Образец: Мы поехали в Пушкин. Маме и няне там нравится.
Ответ: Пушкин, Няня
1 класс
Вокруг дома была живая изгородь. на каждом герое была шляпа, А вместо носов я нарисовал точки.
Ответ: Носов «Живая шляпа»
2 класс (остался Носов и ещё одного добавили)
На старый новый год дед и внучек нашли в толстой книге бабушкину записку.
Ответ: Толстой «Старый дед и внучек»
3 и 4 классы (остался Носов, Толстой и ещё одного добавили)
Здесь небезопасно: вблизи города больше нет волков и медведей, но напротив изумрудного берега живёт злой волшебник.
Ответ: Волков «Волшебник Изумрудного города»
Тайный автор
Тебе предстоит найти Тайного автора. Читай факты о писателях и убирай одного из них на каждом шаге, чтобы в конце остался Тайный автор.
1 класс
Убери автора, который написал «Сказку о рыбаке и рыбке». — A. С. Пушкин
Убери автора, который написал книги о Незнайке. — Н. Н. Носов
Убери автора, который прославился своими баснями. — И. А. Крылов
Убери автора, на основе произведений которого были созданы мультфильмы студии Уолта Диснея. — X. К. Андерсен
Ответ: Тайный автор — это А. Л. Барто
2 класс (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который написал повесть о жизни детей во время Великой Отечественной войны. — B. А. Осеева
3 и 4 классы (всё тоже самое, как во 2 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который в основном писал детские книги о природе и животных. — В. В. Бианки
Исторические книги
Сегодня ты будешь определять, какие книги являются историческими, а какие нет. При решении задачи помни:
В исторической литературе рассказывается о знаменательных событиях прошлого с участием реально существовавших людей.
Нажимай на книги и выбирай, какие являются историческими, а какие нет.
1 класс
1 — A С. Пушкин «Руслан и Людмила» Людмилу похищает злой колдун сразу после свадьбы. Её муж Руслан отправляется на поиски. У колдуна есть шапка-невидимка.
Ответ: Нет, потому что шапки-невидимки не существует.
2 — «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Богатырь Илья Муромец отправился воевать с Соловьём-разбойником. От свиста разбойника склоняются леса, осыпаются цветы, падают замертво люди.
Ответ: Нет, потому что разбойника с такими способностями не могло существовать.
3 — B. Ян «Чингисхан» Чингисхан — полководец и основатель Монгольской империи, которая воевала с другой сильной страной.
Ответ: Да, потому что Чингисхан действительно существовал. В книге описаны исторические события.
2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одна книга)
4 — П. П. Бажов «Медной горы хозяйка» Молодой парень встретил девушку, Хозяйку Медной горы, которая умела превращаться в ящерицу. Она очень помогла парню.
Ответ: Нет, потому что человек не может превращаться в животное.
Рифмы
Выбери два слова на разных карточках так, чтобы они сложились в рифму.
1, 2, 3 и 4 классы
слон — вагон
гроза — лоза
сарафан — банан
былина — калина
монета — кассета
канал — журнал
Сказочная вечеринка
Герои играют в игру. Каждый называет произведение, в котором он появлялся. Название должно начинаться на последнюю букву предыдущего ответа. Чтобы выбрать произведение, нажми на него.
1 класс
Заяц — Листопадничек
Иван-дурак — Конёк-горбунок
Осёл — Квартет
Волк — Три поросёнка
Конь — Алёша Попович и Тугарин Змей
2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одно произведение)
Баба-Яга — Финист — ясный сокол
УМК Литературное чтение. Учебник «Литературное чтение 2 класс» Ф.Климанова и др. (Школа России)
Тема: «Рассказ В.А. Осеевой «Хорошее».
Раздел: «Я и мои друзья».
Цель: продолжить знакомство учащихся с жизнью и творчеством В.Осеевой; познакомить с рассказом В.А. Осеевой «Хорошее»; формировать умения выделять главную мысль произведения; давать правильную характеристику героя на основе его намерений и поступков.
— учить правильно формулировать ответы на вопросы к тексту, развивать внимание к слову;
— развивать умение определять жанр произведения.
— регулятивные: развивать умение ставить учебную задачу под руководством учителя, способствовать развитию навыков самоконтроля;
— познавательные: способствовать формированию умения искать информацию в учебной книге, в учебных словарях, понимать информацию;
— личностные: освоение личностного смысла учения, желания учиться; уважать мнение одноклассников; оценка жизненных ситуаций и поступков героев с точки зрения общечеловеческих норм.
Оборудование: учебник «Литературное чтение 2 класс» автор В.Ю.Свиридова; компьютер, проектор, экран; презентация (приложение №1); конверты с заданием для парной работы; раздаточные кружки зелёного, белого, красного цвета.
Название
этапа урока
Задача, которая должна быть
решена(в рамках достижения планируемых результатов урока)
Формы организации деятельности учащихся
Действия учителя по организации деятельности учащихся
Действия учащихся (предметные, познавательные,
регулятивные)
Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока
Диагностика
достижения планируемых результатов урока
1.Организационный момент
Настроить детей на работу
Фронтальная
Настрой детей на урок.
Работаем — старательно,
Слушаем — внимательно.
Все расселись по местам,
Никому не тесно,
По секрету скажу вам:
«Будет интересно!»
Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок
Готовность и способность к саморазвитию и мотивация к познанию нового.
Наблюдения учителя.
Речевая разминка (скороговорка)
Выполнение упражнений для отработки дикции.
Фронтальная
— Чтобы наша речь была выразительной и эмоциональной, проговорим скороговорку с разной интонацией, с опорой на картинки. (Слайд2) Прил.1
Послушайте внимательно! (читаю сама).
Наши руки были в мыле,
— с удивлением
Мы посуду сами мыли,
— с грустью
Мы посуду мыли сами,
— со злостью
Помогали нашей маме.
— с радостью
-Прочитаем скороговорку шепотом вместе, четко проговаривая слова.
Выполняют упражнения для отработки дикции. Читают строки выразительно, с удивлением, с вопросом. Повторяют за педагогом.
Готовность и способность к саморазвитию
Наблюдения учителя.
Чётко выговаривают скороговорку с разной интонацией: с удивлением, с вопросом, с радостью.
II.
Актуализация опорных знаний
Подвести детей к изучению нового материала, создав проблемную ситуацию; помочь учащимся сформулировать тему урока самостоятельно
фронтальная
1. Волшебные слова
— А какое слово вам говорит мама за помощь?
(Спасибо)
-Что это за слово? (волшебное, вежливое слово)
-А какие еще вежливые слова вы знаете?
— Для чего людям нужно говорить вежливые слова?
(Когда мы говорим вежливые слова, мы выражаем свое доброе, хорошее отношение к людям)
-К сожалению, в наши дни люди часто забывают говорить друг другу эти
добрые слова.
(презентация)
— Я сегодня хочу побыть немного волшебницей и предлагаю всем вместе отправиться в необычную страну, её нет на карте,
однако она существует! Это — страна доброты.
Давайте хором скажем заклинание – 1,2,3 – летим в страну доброты!
(слайд 3)
-Итак, мы с вами попали в страну Доброты.
2. Проверка домашнего задания
— Первая наша остановка – «Волшебное слово». (Слайд 4) Как вы думаете, почему эта остановка так называется?
— С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке?
— Кто автор?
— Какое волшебное слово помогло мальчику?
— Как нужно было произносить это слово?
— Почему рассказ В.Осеевой так назван, разве слово может быть волшебным?
— А сейчас проверим, какие волшебные слова вы еще знаете. Ребята прочитают вам стихи, а вы должны досказать последнее слово в стихотворении.
Растает ледяная глыба Зазеленеет старый пень,
От слова теплого …. (спасибо) Когда услышит ….(добрый день)
Когда нас бранят за шалости, И во Франции, и в Дании
Говорим… (простите, пожалуйста)
На прощание говорят … (до свидания)
Эти слова всем известны давно,
Видишь, они и просты, и не новы.
Но я еще раз повторю все равно:
— Добрые люди, будьте здоровы!
Коммуникативные:
—отвечают на вопросы учителя:
-отвечают на вопросы учителя
Познавательные:
— обобщают и классифицируют
Коммуникативные:
— умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
— умение оформлять свои мысли в устной форме;
Умение строить речевые высказывания.
.
Умение оформлять свои мысли в устной форме.
Умение оценивать результат собственной деятельности.
Умение на основе анализа объектов делать выводы.
Показывают знание содержания домашнего рассказа «Волшебное слово»
-знание вежливых слов
III.
Работа над новым материалом
1.Подготовка к
восприятию,
постановка
цели урока.
Мотивация к
прочтению
Фронтальная
— А вот остановка «Письмо» (слайд5)
Что же это за остановка? Ребята, это письмо из прошлого!
Слайд 6
«Дорогие ребята!
Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:
– Понравился тебе рассказ?
Я ответила:
– Не знаю. Я о нём не думала.
Мама очень огорчилась.
– Мало уметь читать, надо уметь думать, – сказала она.
С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и о своих собственных. И так как в жизни мне это помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать».
— Как вы думаете, от кого это письмо?
Слайд 7
– Верно. Это письмо прислала Валентина Александровна Осеева.
Слайд 6.
-Ребята, а что вы знаете о жизни и творчестве В. Осеевой?
-Давайте послушаем, что о ней нам расскажет Полина.
— В юные годы Валентина Осеева мечтала стать актрисой и даже поступила на актерский факультет. Но однажды, когда увидела беспризорных детей, поняла, что ее настоящее призвание – воспитывать детей. Шестнадцать лет она отдала воспитанию детей-беспризорников и малолетних правонарушителей. Работая воспитательницей в детских учреждениях, в свободное время Осеева сочиняла для ребят сказки, сама писала пьесы и ставила их вместе с детьми. Она любила придумывать игры.
Осеева много писала для детей- стихи, сказки, короткие рассказы.
— Слушая Полину, мы с вами добрались до новой остановки. Но она без названия. В стране Доброты Валентина Осеева нас хочет познакомить с новым рассказом.
А как его название, вы мне скажете сами, выполнив задание.
-Посмотрите на слайд.
-Расположите цифры в порядке возрастания, и вы узнаете название рассказа.( Слайд 8-9)
-Какое слово у нас получилось?
-Кто мне скажет, как называется наша остановка?
(рассказ Осеевой «Хорошее»)
— Какая тема нашего урока? В.Осеева «Хорошее»
— Давайте вместе поставим задачи к уроку. Посмотрите на экран.
Коммуникативные:
-просматривают слайды, задают
вопросы.
Регулятивные:
— формулируют цель работы
«Сегодня будем
знакомиться с рассказом В.Осеевой «Хорошее»».
Познавательные:
Извлекают необходимую информацию из рассказа девочки
Регулятивные:
— умение выполнять инструкцию;
Расставляют цифры в нужном порядке; Формулируют тему урока.
Умение строить речевые высказывания.
Умение определять цель деятельности на уроке.
Умение извлекать нужную информацию
Умение действовать по инструкции, формулировать тему урока
Сформулированы и зафиксированы тема и цели урока.
Прогнозирова-ние по заголовку
Слайд 9
— Сегодня на уроке мы познакомимся … (с новым произведением В.А.Осеевой).
— Будем учиться правильно …
(и выразительно читать её произведение «Хорошее»).
— Проанализируем … (поступки героя).
— А еще сегодня обсудим проблемы, которые В.Осеева поднимает в своем произведении, и подумаем, как надо вести себя в подобных ситуациях.
— Как вы думаете, о чем может говориться в рассказе «Хорошее»?
Коммуникативные:
—просматривают слайды,
Регулятивные:
— формулируют цель работы
«Сегодня будем
знакомиться с рассказом В.Осеевой «Хорошее»».
Умение строить речевые высказывания.
Умение определять цель деятельности на уроке.
Сформулированы и зафиксированы цели урока
Планирование работы; знакомство с рассказом В.Осеевой «Хорошее»
фронтальная
Как будете знакомиться с рассказом?
Регулятивные:
-планируют свои действия
Ответы детей: прочитать, ответить на вопросы, пересказать, нарисовать картинки и т.д.
Умение планировать действия, направленные на достижение результата.
Составлен план знакомство с новым произведением и зафиксирован в листах планирования.
2. Первичное
слушание и
восприятие
сказки
Физминутка (Барбарики)
Знакомство с рассказом «Хорошее»
Фронтальная
— Сейчас мы прослушаем рассказ Слайд 10.( Приложение.1)
— Понравился рассказ?
— Скажите о чем это произведение, используя запись на слайде:
— Это произведение о том, как Юра… мечтал совершить хорошие поступки.
— Как же так получилось, что мальчик, который искренне хотел доставить всем радость, так и не смог ее никому доставить?
Прослушивают и смотрят
Коммуникативные:
-отвечают на вопросы учителя
Познавательные:
-делают выводы по результатам прослушивания
Умение строить речевые высказывания.
Умение на основе анализа объектов делать выводы.
Высказывания о прослушанном тексте.
3. Чтение рассказа
учениками.
Чтение сложных слов.
Орфоэпическая подготовка.
Фронтальная
Самостоятельное чтение
-Прежде чем читать рассказ, давайте прочитаем вместе сложные для чтения слова
Слайд 11
За-хо-те-лось – захотелось
О-би-де-лась — обиделась
За-стре-лил – застрелил
Тре-зор-ка — Трезорка
Слайд 12
— В тексте много слов, которые мы будем читать с орфоэпическим произношением:
Пишется — солнце – а прочитаем [сонце]
что-нибудь [што нибуть]
что[што], его[ево], у него [у нево]
—Читаем по цепочке по 1 предложению.
— Как мы с вами сейчас читали? (по цепочке)
Коммуникативные:
-отрабатывают чтение сложных слов;
-учатся орфоэпически грамотно произносить слова
— отвечают на вопросы;
-строят речевые высказывания
Познавательные:
-анализируют содержание и делают выводы
Умение на основе выполнения речевых упражнений, правильно читать и произносить слова
Орфоэпически грамотно произносят слова при чтении
4 Закрепление.
Выборочное чтение и анализ произведения.
Определение
главной мысли
произведения;
-подбор пословицы к рассказу.
фронтальная
Выборочное чтение и анализ произведения.
— Прочитайте, о чем мечтал Юра вначале.
(Что, если б моя сестренка тонула, а я бы ее спас).
— Что вы можете сказать о его мечте: хорошая она или плохая? (Хорошая)
— О чем он мечтал потом?
(Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил)
— Что можете сказать об этой мечте?
— Прочитайте, о чем он еще мечтал?
(Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил)
— Что можете сказать об этой мечте?
— Итак, сделайте вывод, какие мечты были у Юры?
( Мечты у Юры были хорошие)
— Хотел ли он что-то сделать для себя?
— Можно ли назвать его воображаемые поступки героическими?
— А кто скажет, кто такой герой?
(Слайд 14)
Слайд 14
-А теперь посмотрим на его реальные поступки.
— Какой хороший поступок мог совершить Юра для сестры? (Погулять с ней)
— А как он поступил? (Он обидел сестру)
— Какой хороший поступок мог совершить Юра для няни? (Убрать посуду)
— А как он поступил? (Обидел няню)
— Как он с ней разговаривал? (Грубо)
— Какой хороший поступок мог совершить Юра для Трезора? (Дать ему попить).
— Как он поступил с Трезором? (Прогнал его)
— А теперь объясните название рассказа «Хорошее». (Хорошее нужно совершать на деле, а не в мыслях)
— Прочитайте пословицу в конце рассказа. (Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить)
— Объясните, как вы понимаете эту пословицу. ( Лучше меньше говорить о хороших поступках, а делать их)
— Подходит ли эта пословица к нашему рассказу? Почему? (Потому, что такой совет мы даем Юре)
Коммуникативные:
-отвечают на вопросы;
-строят речевые высказывания
Познавательные:
-анализируют содержание и делают выводы
Коммуникативные:
-отвечают на вопросы;
-строят речевые высказывания
Познавательные:
-анализируют содержание и делают выводы
Умение давать
нравственно-
этическую
оценку.
Умение строить речевые высказывания.
Умение на основе анализа объектов делать выводы.
Умение на основе анализа объектов делать выводы
Наблюдения учителя:
отвечают на вопросы;
-строят речевые высказывания
Выполнение творческого задания.
Парная
— По какой стране мы с вами путешествуем?
-Продолжим наше путешествие.
-Наша следующая остановка – «Дружба». На этой остановке мы будем работать дружно в парах.
-Ребята! Как называется страна, по которой мы с вами путешествуем?
(Страна Доброты)
— Мы сейчас с вами подберем синонимы к этому слову.
-Давайте вспомним, что такое синоним? (Слова, которые звучат и пишутся по разному, но близкие по значению).
— Достаньте из конвертов листочки. Посмотрите, на них записаны слова.
— Подчеркните слова-синонимы к слову «Доброта».
— Обменяйтесь листочками, сделайте взаимопроверку.
— Вам надо выбрать из предложения по 1 глаголу и подобрать к нему слова-синонимы.
— Как мы сейчас работали?
Коммуникативные:
-отвечают на вопросы;
-строят речевые высказывания
Познавательные:
-анализируют содержание и делают выводы
Регулятивные
— умение выполнять инструкцию;
-умение работать в паре, планировать действия, направленные на достижение результата.
Умение строить речевые высказывания.
Творческая работа выполнена. Наблюдения учителя, просмотр карточек.
Организация чтения по ролям по ролям.
Фронтальная
3. Чтение по ролям.
— Сколько действующих лиц в рассказе? (Шесть: автор, Юра, сестра, няня, мама, Трезор)
— Кто должен читать слова после авторских «Юра думает»? (Тот, кто читает за Юру)
— Есть ли слова у Трезора? (Да, что он думает, как-будто хочет сказать)
— Как нужно читать мысли Юры? (Мечтательно)
— А слова, обращенные к сестре, няне и Трезору? (Грубо, резко)
— За автора читает —
за Юру –
за сестру –
за маму –
за няню –
за Трезора –
Коммуникативные:
-отвечают на вопросы;
-строят речевые высказывания
Регулятивные:
-умение планировать действия, направленные на достижение результата.
Правильно
Распределены роли; чтение по ролям.
Нахождение в тексте строк, соответствующих иллюстрации
Деление текста на части.
парная
4.Работа с иллюстрацией.
– Кого вы видите на иллюстрации. Найдите и зачитайте строки, которые соответствуют картинке.
5. Вторичное закрепление.
1.- На сколько частей вы бы разделили этот рассказ? Почему?
— У меня на доске цитатный план. Обсудите в паре, правильно ли я его написала, если надо измените номер.
Слайд 16
1 «Вот если бы на няню…»
2 «Вот если бы Трезорка…» 3 «Что, если б моя сестренка…»
4 Захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать.
Проверка по образцу. (слайд 17) Самооценка
Коммуникативные:
-умение осуществлять поиск и выбор необходимой информации, анализ объектов с целью выделения признаков, установление причинно – следственных связей
Регулятивные:
— умение осуществлять действие контроля
Умение на основе анализа объектов делать выводы
Умение на основе анализа объектов делать выводы.
Умеют в тексте находить информацию, соответствующую иллюстрации.
Делят текст на логически законченные части.
Находят ошибки в последователь-
ности цитатного плана.
Осуществляют самоконтроль и самопроверку по образцу
IV.
Первичная рефлексия.
Осознание
учащимися своей
учебной
деятельности,
самооценка
деятельности
Групповая
С каким произведением познакомились? Кто главный герои рассказа? Какой он? Положительный или отрицательный герой?
Предлагает детям ответить на
вопросы. На основе прочитанного рассказа в паре создать «портрет»
нравственного человека.
Какими качествами должен
обладать современный человек,
что бы его можно было назвать
красивым? Впиши эти качества в портрет.
Заполняют листы для работы в группе «Портрет человека».
Представляют свою работу,
находят общее. «Портреты»
вывешиваются на доске.
Умение
давать
нравственно-
этическую
оценку
Умение на основе анализа объектов делать выводы.
Определения
нравственных
поступков
современного
человека.
V.
Итоговая рефлексия.
Провести итоговую рефлексию; дать оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей).
Фронтальная
Индивидуальная
Рефлексия содержания:
— О чём же вы задумались,
прочитав этот рассказ?
— А что ценят в людях разные
народы? (доброту и трудолюбие)
— А хотелось ли вам, чтобы
Этот рассказ закончился по-
другому?
— Что же долен сделать
наш герой, чтобы конец у
рассказа был хорошим?
Я буду говорит вам некоторые утверждения, а вы поднимайте определённого цвета кружки (зелёный – положительный ответ, белый – сомнение, красный – отрицательный)
— Я знаю, что такое рассказ.
-Я хорошо знаю рассказ Осеевой «Хорошее»
— Я сегодня был активен.
-У меня получилось хорошо поработать в паре.
— Я доволен своей работой на уроке.
— Я доволен работой своих одноклассников.
(по мере показа кружков, учитель обращается к детям с вопросами, что не получилось, почему, что для этого надо сделать)
Познавательные:
-анализируют, делают выводы
Коммуникативные:
-отвечают на вопрос ,
выражают своё мнение
Регулятивные:
-самооценка (показ кружков определённого цвета)
Умение
давать
нравственно-
этическую
оценку
Умение на основе анализа объектов делать выводы.
Умение осуществлять действие контроля и оценки.
Определения
нравственных
поступков
современного
человека
Самооценка при помощи знаков.
VI.
Домашнее задание.
Дома (дифференцированно)
1). Прочитайте рассказ
вместе с родителями, узнай их мнение о поступках героя.
2). Придумайте своё продолжение рассказа.
3). Сделайте иллюстрацию
к рассказу.
4).Объединитесь в группы, попробуйте инсценировать рассказ.
Регулятивные:
-работают по инструкции учителя (записывают домашнее задание)
Умение выполнять инструкцию.
Записи в дневнике.
«В. Осеева «Долг»
ПРЕДМЕТ
Внеурочная деятельность
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ
Познакомить детей с рассказом В. Осеевой «Долг»
ЗАДАЧИ УРОКА
Обучающие
Познакомить детей с рассказом В.А. Осеевой, показать, что тема, затронутая автором, актуальна в жизни каждого человека.
Развивающие
Развивать навыки чтения, умение сравнивать и анализировать, делать выводы
Воспитательные
Воспитывать у детей любознательность и интерес к чтению
РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Предметные
-Владеть техникой (навыком) слогового плавного (с переходом на чтение целыми словами) осознанного и правильного чтения вслух с учётом индивидуальных возможностей
-Определять тему и главную мысль прочитанного или прослушанного произведения под руководством учителя
-Определять в произведении хронологическую последовательность событий, восстанавливать последовательность событий в произведении
-Воспроизводить содержание текста по плану под руководством взрослого
Метапредметные
— определять и самостоятельно формулировать и определять цель деятельности на уроке с помощью учителя
— проговаривать последовательность действий
— учиться высказывать своё предположение на основе работы с текстом
Личностные
— в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как «хорошие» или «плохие»
Средства обучения: Интерактивная доска, компьютер, проектор, изобразительные материалы.
Форма проведения занятия: Фронтальная, индивидуальная, групповая.
№ п/п
Этап занятия
Примерное время проведения
Цель
Деятельность учителя
(Содержание учебного материала)
Деятельность учащихся
1
Организация начала занятия
включить учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
— Вы, все помните мультфильм о крошке Еноте, который благодаря своей улыбке научился дружить, улыбнитесь ему.
— Если вам нравится общаться с одноклассниками – поднимите руки!
— Кто умеет дружить, хлопните в ладоши!
— Если вы стараетесь уважительно относиться к людям, пожмите друг другу руки.
— Теперь можно начинать работу.
Слушают учителя
2
Проверка знаний, полученных на предыдущем занятии
Проверить знания детей, полученные на предыдущем занятии.
— С каким произведением мы познакомились на предыдущем уроке чтения?
Вам было задано на дом нарисовать рисунок. Посмотрите на нашу галерею рисунков.
Вы ещё подбирали пословицы о дружбе.
-Какие вы подобрали пословицы о дружбе? Зачитайте одну из понравившихся пословиц. (Чтение пословиц)
-А теперь поиграем.
Игра «Собери пословицу» (Работа в группах)
И собака помнит, кто ее кормит.
Без кошки нет дома, без собаки – двора.
Виляя хвостом, СОБАКА добывает себе пропитание, а гавкая, получает лишь побои.
Для доброго друга не жаль ни хлеба, ни досуга.
Организуют выставку рисунков
Читают свои пословицы
Собирают в парах пословицы
3
Актуализация знаний
Осуществить анализ объектов с выделением существенных признаков.
-А о ком будет сегодня наш рассказ, вы узнаете, если отгадаете загадку.
Радость делит он со мной,
За меня всегда горой.
Коль беда случится вдруг,
Мне поможет верный … (друг)
— Верно.
Сегодня мы познакомимся произведением В. Осеевой.
Прочитайте название рассказа: «Долг».
Отгадывают загадку
4
Усвоение новых знаний и способов действий
выражение своих мыслей, учёт разных мнений.
— Как вы понимаете слово долг? Обратимся к толковым словарям Ожегова, В. Даля.
ДОЛГ— То же, что обязанность. Человек долга (честно выполняющий свои обязательства)
— Давайте прочитаем этот рассказ.
(учитель читает рассказ)
Ответы детей
Зачитывают из словарей значение данного понятия
5
Первичная проверка понимания
Проверить первичное восприятие прочитанного, определить основную мысль рассказа.
— Кто вам из главных героев понравился больше и почему?
— Как вы думаете, зачем автор рассказала нам эту историю?
Выразительное чтение рассказа (игра «А дальше…»
Условия игры: первого читающего называю я. Он читает до тех пор, пока я не остановлю. Затем он говорит слова «а дальше…» и называет имя своего одноклассника, который продолжит чтение.)
Ответы детей
Выразительно читают рассказ
6
Обобщение и систематизация знаний
Подвести итоги задания.
а) Выборочное чтение
1.Умел ли дружить Петя?
Какие долги набрал Петя? Найдите в тексте и прочитайте
О чем мечтал Петя? Найдите в тексте и прочитайте
Какова главная мысль рассказа? Найдите в тексте и прочитайте?
Что имел в виду Ваня под фразой (И того, что пропало…)?
б) Дайте характеристику героям рассказа (работа в парах)
Заполните таблицу
выбрать имена прилагательные, которые соответствуют данным героям
Весёлый, жадный, обидчивый, грубый, дружелюбный, корыстный, открытый, понимающий
в) Чтение по ролям
Сколько, персонажей участвует в тексте?
Прочитаем рассказ по ролям.
Выполняют выборочное чтение
Дают характеристику героям рассказа
Читают по ролям
7
Подведение итогов занятия
Провести анализ и обобщение полученных знаний.
Понравился вам рассказ?
-Чем?
— О чём рассказ?
— Что мешало Пете дружить?
— Какой фрагмент этого рассказа вам больше запомнился?
— Почему?
— Чему нас учит этот рассказ?
Какая пословица подойдет к данному рассказу?
Человек без друга — что дерево без корней.
Без беды друга не узнаешь.
Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось.
Кто скуп да жаден, тот в дружбе неладен.
Творческая работа.
— У вас на парте лежат листы бумаги и ручка. Я предлагаю вам нарисовать своего друга (подругу)
Ответы детей
Выбирают пословицу
Рисуют своего друга
8
Рефлексия
Учить анализировать и обобщать полученные знания.
Посмотрите внимательно на доску, перед вами 3 высказывания, прочитайте их и определите, какое высказывание подходит вам, и прикрепите картинку своего «Енотика» рядом с этим высказыванием. Я буду, рада тому, кто сегодня на нашем уроке узнал о дружбе что-то новое, перестал считать дружбу долгом
Высказывания:
1.Я не всегда был дружелюбен, но после сегодняшнего урока постараюсь измениться.
2.Мне трудно быть дружелюбным и тяжело найти друга.
Прикрепляют Енотика около выбранного высказывания
В БЛОГАХ…
еще…
еще…
Замечательная работа у Вас получилась, Татьяна Владимировна! Спасибо за такой яр…
Спасибо, Наталья Александровна, за внимание к работе! Мне тоже произведения А.Га…
Светлана Николаевна, очень актуальный материал! Так устаёшь пробираться к смыслу…
Светлана Николаевна, спасибо за нужный материал, в работе пригодится!
Елена Владимировна, спасибо за чудесную викторину! Сегодня уже готовилась к коля…
Лидия Петровна, какие интересные вопросы Вы подобрали для тренажёра! Очень понра…
Категория Физика 7 класс содержит материалов: 234
Страницы: 1 2 3 … 11 12 »
Рабочая программа по физике 7- 9 классы А.В.Перышкин
| Рабочая программа по физике для 7 – 9 классов составлена и реализуется на основе следующих документов: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012, Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 144-ФЗ от 26.05.2021. |
Дидактическая игра к уроку по теме «Сила тяжести»
Физика 7 класс | игра, викторина, повторение, систематизация | презентация |
| Игра имеет общеинтеллектуальную направленность и посвящена теме «Сила тяжести». Ресурс содержит наглядный материал, что способствует лучшему восприятию информации. Данную работу можно использовать на уроках физики или во внеурочной деятельности. |
№78257 | | 5.7Mb |
Викторина по теме «Инерция. Инертность тел»
| Данную викторину можно использовать на уроках физики при изучении или закреплении темы «Инерция. Инертность тел» как индивидуально, так и с группой учеников. Переход на другой слайд осуществляется по управляющим кнопкам. Чтобы проверить свой ответ, нужно кликнуть по кнопке ПРОВЕРИТЬ. |
№78074 | | 3.2Mb |
Интерактивный тест по теме «Коэффициент полезного действия механизма»
Физика 7 класс | урок нов. материал, проверка знаний, повторение, систематизация, факультатив | презентация, тест |
| Тест по теме «Коэффициент полезного действия механизма» создан по шаблону «Универсальный». Данный тест поможет учащимся и учителю проверить уровень усвоения данной темы. Эти упражнения дают возможность учителю в течение малого промежутка времени решить и повторить значительно больший объём материала, тем самым, наращивать темп работы на уроке. |
№75986 | | 0.6Mb |
Интерактивный тест по теме «Энергия»
| Тест по теме «Энергия» создан по шаблону «Универсальный». Данный тест поможет учащимся и учителю проверить уровень усвоения данной темы. Эти упражнения дают возможность учителю в течение малого промежутка времени решить и повторить значительно больший объём материала, тем самым, наращивать темп работы на уроке. |
№75970 | | 0.7Mb |
Тест по теме «Золотое правило» механики
Физика 7 класс | урок нов. материал, проверка знаний, повторение, систематизация, факультатив | презентация, тест |
| Тест по теме «Золотое правило» механики создан по шаблону «Универсальный». Данный тест поможет учащимся и учителю проверить уровень усвоения данной темы. Эти упражнения дают возможность учителю в течение малого промежутка времени решить и повторить значительно больший объём материала, тем самым, наращивать темп работы на уроке. |
№75944 | | 0.7Mb |
Интерактивный тест по теме «Блоки»
Физика 7 класс | урок нов. материал, проверка знаний, повторение, систематизация, факультатив | презентация |
| Тест по теме «Блоки» создан по шаблону А.Н.Комаровского. Данный тест поможет учащимся и учителю проверить уровень усвоения данной темы. Эти упражнения дают возможность учителю в течение малого промежутка времени решить и повторить значительно больший объём материала, тем самым, наращивать темп работы на уроке. |
№75917 | | 3.9Mb |
Тест по теме «Простые механизмы. Рычаг»
Физика 7 класс | урок нов. материал, проверка знаний, повторение, систематизация, факультатив | презентация |
| Тест по теме «Простые механизмы. Рычаг» создан по шаблону «Универсальный». Данный тест поможет учащимся и учителю проверить уровень усвоения данной темы. Эти упражнения дают возможность учителю в течение малого промежутка времени решить и повторить значительно больший объём материала, тем самым, наращивать темп работы на уроке. |
№75840 | | 1.0Mb |
Тест по теме «Мощность. Единицы мощности»
Физика 7 класс | урок нов. материал, проверка знаний, повторение, систематизация, факультатив | презентация, тест |
| Тест по теме «Мощность. Единицы мощности» создан по шаблону «Универсальный». Данный тест поможет учащимся и учителю проверить уровень усвоения данной темы. Эти упражнения дают возможность учителю в течение малого промежутка времени решить и повторить значительно больший объём материала, тем самым, наращивать темп работы на уроке. |
№75805 | | 0.6Mb |
Тест по теме «Механическая работа. Единицы работы»
Физика 7 класс | урок нов. материал, проверка знаний, повторение, систематизация, факультатив | презентация |
| Тест по теме «Механическая работа. Единицы работы», создан по шаблону «Универсальный». Данный тест поможет учащимся и учителю проверить уровень усвоения данной темы. Эти упражнения дают возможность учителю в течение малого промежутка времени решить и повторить значительно больший объём материала, тем самым, наращивать темп работы на уроке. |
№75789 | | 0.8Mb |
Тест по теме «Давление. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды»
Физика 7 класс | урок нов. материал, проверка знаний, повторение, систематизация, факультатив | презентация |
| Тест по теме « Давление. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды», создан по шаблону «Универсальный». Данный тест поможет учащимся и учителю проверить уровень усвоения данной темы. Эти упражнения дают возможность учителю в течение малого промежутка времени решить и повторить значительно больший объём материала, тем самым, наращивать темп работы на уроке. |
№75769 | | 0.9Mb |
Тренажёр «Сила тяжести на других планетах. Физические характеристики планет»
Физика 7 класс | урок нов. материал, игра, викторина, проверка знаний, повторение, систематизация | презентация |
| Тренажёр можно применять для подготовки к контрольной работе, при закреплении или повторении темы, можно закрепить знания по теме учащихся индивидуально. Работа направлена на проверку знаний и умений учащихся по теме «Сила тяжести на других планетах. Физические характеристики планет». |
№75751 | | 0.6Mb |