Рассказ описание 5 класс на картину ржевской веселая минутка

В википедии есть статьи о других людях с фамилиями попова и ржевская.антонина леонардовна ржевскаялитография, 1901 годимя при рожденииантонина леонардовна поповадата

В Википедии есть статьи о других людях с фамилиями Попова и Ржевская.

Антонина Леонардовна Ржевская
литография, 1901 год
Имя при рождении Антонина Леонардовна Попова
Дата рождения 12 (24) февраля 1861
Место рождения
  • Ржев, Тверская губерния, Российская империя
Дата смерти 15 июля 1934(1934-07-15) (73 года)
Место смерти
  • Таруса, Московская область, РСФСР, СССР
Страна
  • Российская империя
  • СССР
Жанр жанровая живопись
Учёба Московское училище живописи, ваяния и зодчества мастерская В. Е. Маковского
Стиль реализм
Работы на Викискладе

Антони́на Леона́рдовна Рже́вская

(12 [24] февраля 1861, Ржев, Тверская губерния — 15 июля 1934, Таруса, Калужская область) — русская художница, одна из двух женщин-живописцев, принятых в Товарищество передвижных художественных выставок[1].

Биография[ | ]

«Весёлая минутка»
, (1897),
холст, масло
, Государственная Третьяковская галерея.

Антонина Леонардовна Ржевская (урождённая Попова) родилась 12 (24) февраля 1861 года в городе Ржеве[2], Тверской губернии в богатой, но потом обедневшей дворянской семье помещиков Поповых Зубцовского уезда[3]. Её дедом со стороны отца был отставной полковник Николай Попов, бабушкой Анна Егоровна. Со стороны мамы дедушкой был камергер и майор Иван Дмитриевич Нарышкин, а бабушкой — хоровая цыганка Раиса Николаева. После разорения отец Леонард Николаевич и мама Александра Ивановна с тремя детьми переезжают в 1875 году в Тверь, где Антонина поступает в Мариинскую женскую гимназию, а после переезда в Москву, в московскую четвертую женскую гимназию[3]. С 1880 года в качестве вольнослушательницы училась в Московском училище живописи, ваяния и зодчества под руководством В. Е. Маковского. В это же время брала частные уроки у живописца Н. А. Мартынова[3]. В 1886 году вышла замуж за представителя древнего рода Николая Федоровича Ржевского (1861—1928). В браке родила дочерей Елену и Антонину. Мастерская Антонины Ржевской находилась сначала в старом, а потом в новом шестиэтажном доходном собственном доме № 13 в Селезневском(Сущёвском) тупике в Москве[2].

Товарищество передвижных художественных выставок[ | ]

«Девочка у окна»
, (ранее 1934),
холст, масло
,Тарусская картинная галерея.

Начала выставляться на различных художественных выставках с 1892 года. В 1893 году картину «Сироты» приобретает для своей галереи известный московский книгоиздатель К. Т. Солдатенков.

С 1897 года[4] экспонент Товарищества передвижных художественных выставок. Выставленная на юбилейной, XXV выставке ТПВХ картина «Весёлая минутка» приносит Ржевской большой успех[5][6][7]. Ещё до выставки картину приобретает для своей галереи П. М. Третьяков[5]. Картина выставлялась без указания авторства. По признанию внучки Ржевской[2] Ирины Ватагиной, она боялась ставить свою подпись на картине из-за существовавших в то время дворянских предрассудков. На XXVI выставке ТПХВ 1898 года экспонировалась ее картина «Да исправится молитва моя!», местонахождение которой неизвестно. В 1899 году[4] Ржевская была принята в члены Товарищества и стала второй и последней женщиной-живописцем, принятой в Товарищество. В 1913 году вышла из Товарищества, объяснив свой поступок в письме тогдашнему руководителю ТПХВ Н. Н. Дубовскому тем, что отдалилась от товарищей..

В 1903 году А. Л. Ржевская пишет ещё одно, имевшее большой успех полотно «Музыка». Картину приобретает для своей коллекции «Переславский Третьяков», меценат И. П. Свешников.

Искусствовед, директор Румянцевского музея Н. И. Романов писал о картине[2]:

Особенно типична для нового искусства и по теме, и по исполнению прекрасная картина госпожи Ржевской «Музыка». Среди русских женщин-художниц госпоже Ржевской принадлежит теперь едва ли не первое место…

Последние годы жизни[ | ]

С 1915 года художница каждое лето приезжала в Тарусу к своему зятю, скульптору и художнику-анималисту В. А. Ватагину, после путешествия по Индии построившему по собственному проекту дом в Тарусе. После смерти жены (первой дочери Антонины Ржевской) В. А. Ватагин женился на второй её дочери[2]. Свою жизнь при большевиках художница оценивала, как «абсолютную обособленность» при полном «разорении семейного гнезда».

C 1920 года вместе с другим выдающимся художником-передвижником Н. А. Касаткиным, организовавшим художественную просветительную студию для детей, тяжело больных костным туберкулёзом, работала в санатории «Захарьино» в деревне Куркино (c 1940 года Химкинский район Московской области). Специально для санатория А. Л. Ржевская написала фреску «Дети — цветы жизни»[8]. Подрабатывала заказами в кооперативе «Художник». Писала портреты (актрис Малого театра Н.Смирновой, Е.Лешковской, Е.Турчаниновой), Любови Бялыницкой-Бирули, акварели. Замечательны картина «Девочка у окна» и акварель «Дом в Тарусе», экспонированные в Тарусской картинной галерее, а также акварель «Дедушка и внучка». Кстати, своим внучкам Людмиле, Ирине и Наташе художница посвятила воспоминания, написанные в 1931—1933 годах. Они так и называются «Мои внучки».

Умерла в 1934 году, похоронена на городском кладбище в Тарусе, где рядом также похоронены дочери Елена Польстер и Антонина Ватагина, зятья Адольф Польстер и Василий Ватагин, внучки Людмила Польстер и Ирина Ватагина, муж Людмилы Александр Файншмидт.

Романовы


Работа Марии Федоровны, жены Павла I. Портрет Павла I. 1790

Первыми профессиональными художницами на территории России, конечно, были иностранки — Доротея Гзель (жена приглашенного Петром I живописца), Мари-Анна Колло (невестка скульптора Фальконе), Элизабет Виже-Лебрён (супруга художника Жан-Батиста Лебрена) и другие.

Пожалуй, первая художница-россиянка тоже иностранка — это императрица Мария Федоровна, жена Павла I. Русская великая княгиня с 1776 года, она пользовалась плодами своего отличного немецкого образования: писала пастелью, рисовала по стеклу свинцовыми карандашами, а также одной из первых в мире овладела токарным мастерством. Ее лучшие камеи на яшме или агате — портреты родных. Дочери императрицы также занимались рисованием и лепили барельефы. А главное, что Мария Федоровна учила не только своих детей, но и занималась образованием вообще всех своих подданных женского пола. Она основывала институты и школы, придумывала учебные программы, то есть наметила четкий план развития женского образования в России, которого страна придерживалась целый век.

Живописью занималась и ее тезка, другая императрица Мария Федоровна (жена ее правнука Александра III). От нее способности к рисованию унаследовала дочь, великая княжна Ольга Александровна. Это помогло ей кормить детей в эмиграции: пусть ее акварели и не так уж талантливы, но покупателям было приятно иметь что-то «от Романовых».

Адреса[ | ]

В Москве художница жила в собственном усадебном доме, купленном её супругом в 1895 году у А. П. Бессоновой, а с 1910 года — в новом шестиэтажном доходном, построенном Н. Ф. Ржевским в 1910 году в Селезневском (Сущёвском) тупике (совр. адрес Сущёвская улица, дом 16, стр.

по проекту архитектора Э. К. Нирнзее. Специально для неё Николай Фёдорович устроил на верхнем этаже дома остеклённую художественную мастерскую. Здесь на чаепитиях у Ржевской бывали многие известные художники того времени.

В советское время шестиэтажный доходный дом был надстроен двумя этажами. В марте—апреле 2020 года собственник здания, ВНИИА имени Духова, устроил его самовольный снос[9].

Биография


«Весёлая минутка», (1897), Государственная Третьяковская галерея.
Антонина Леонардовна Ржевская (урождённая Попова) родилась в селе Шалепники], Тверской губернии в бедной дворянской семье помещиков Зубцовского уезда]. После смерти отца, мать Ржевской с тремя детьми переезжает в Тверь, где Антонина поступает в Мариинскую женскую гимназию, а после переезда в Москву, в московскую пятую гимназию]. С 1880 года в качестве вольнослушательницы училась в Московском училище живописи, ваяния и зодчества под руководством В. Е. Маковского. В это же время брала частные уроки у живописца Н. А. Мартынова]. Мастерская Антонины Ржевской находилась в Сущёвском тупике в Москве]

.

Галерея[ | ]

  • «Музыка»

    , (1903), Нижнетагильский музей изобразительных искусств.

  • Портрет Любови Витольдовны Бялыницкой-Бируля

    , (начало 1930-х),
    частное собрание
    .

  • «Осень»

    , (1901), Российская государственная библиотека.

  • Иллюстрация к рассказу Н. П. Анненковой-Бернард «Дорожная встреча»

    , (1901), Российская государственная библиотека.

  • Иллюстрация к рассказу Н. П. Анненковой-Бернард «Дорожная встреча»

    , (1901), Российская государственная библиотека.

Примечания[ | ]

  1. Рогинская Ф. Г.
    Список членов Товарищества передвижных художественных выставок // Товарищество передвижных художественных выставок. — М.: Искусство, 1989. — 429 с. — 30 000 экз. — ISBN 5-87685-054-3.
  2. 12345Ватагина И. В.
    О тех, кого помню и люблю // Московский журнал. История государства Российского : журнал / Грубее А. А.. — М.: ГУП «Редакция журнала «Московский журнал. История государства Российского», 2001. — № 5, май.
  3. 123
    Бiографическiй очеркъ. Портретъ // Сборник на помощь учащимся женщинам = Сборникъ на помощь учащимся женщинамъ. — М.: Типо-литография Т-ва И. Н. Кушнерёв и Ко, 1901. — С. 161. — 386 с.
  4. 12
    Ржевская, Антонина Леонардовна // Большая советская энциклопедия (В 51 томах). — 2-е изд. — М.: Гос. науч. изд-во «Большая советская энциклопедия», 1955. — Т. 36: Раковник — Ромэн. — С. 462. — 672 с. — 300 000 экз.
  5. 12
    Горящее сердце (рус.). Православие и мир (5 мая 2008). Архивировано 18 апреля 2012 года.
  6. Абалихина Анастасия.
    Настоящая православная праведница // Церковный вестник. — М.: Изд-во Московской Патриархии, 2008. — Апрель (№ 7 (380)).
  7. Тарусская картинная галерея (рус.). Калужский Областной Художественный Музей. Архивировано 18 апреля 2012 года.
  8. Никольское (рус.) (недоступная ссылка). Портал города Химки
    . Архивировано 29 апреля 2009 года.
  9. В Правительстве Москвы осудили действия ВНИИА им. Духова, ломающего Доходный дом Ржевского. // «Фронде ТВ», 7 апреля 2015.

Ошибка в сносках: Тег с именем «taruska», определённый в , не используется в предшествующем тексте.

Ссылки

  • Ржевская Антонина Леонардовна в Галерее издательства «Белый Город» (рус.).
  • Ржевская (Попова) Антонина Леонардовна на сайте Artru.info (рус.). Архивировано из первоисточника 18 апреля 2012.


Фотография ТПХВ 1885 год

Литература[ | ]

  • Плясов Н. Ф.
    «В знак оправдания моей деятельности» //
    Плясов Н. Ф.
    «Дама пишет красками» : Рассказы о русских художницах. — Симферополь, 2020. — С. 90-214.
  • Чернов М. А.
    Ее творчеством восторгались современники… // Антиквариат: Предметы искусства и коллекционирования. — 2013. — № 5. — С. 23-68.
  • Плясов Н.Ф. «В знак оправдания моей деятельности». Антонина Ржевская (1861-1934). Жизнь и творчество. — Симферополь, 2020. — 176 стр. с илл.

Последние годы жизни

В начале Первой мировой войны переезжает в Тарусу к своему зятю, впоследствии знаменитому скульптору и художнику-анималисту В. А. Ватагину, построившему по собственному проекту дом в Тарусе, после путешествия по Индии. После смерти жены (первой дочери Антонины Ржевской) В. А. Ватагин жениться на второй её дочери]

.

C 1920 года вместе с другим выдающимся художником-передвижником Н. А. Касаткиным, организовавшим художественную просветительную студию для детей, тяжело больных костным туберкулёзом, работала в санатории «Захарьино» в деревне Куркино (c 1940 года Химкинский район Московской области). Специально для санатория А. Л. Ржевская написала фреску «Дети – цветы жизни» ]. Умерла в 1934 году, похоронена на знаменитом городском кладбище в Тарусе, где похоронены дочь Марины Цветаевой Ариадна Эфрон, К. Г. Паустовский и его семья]

.

( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )

художник Антонина Ржевская картины – 01

А.Л. Ржевская, 1901 г.

Антонину Ржевскую в начале двадцатого века называли первым художником среди русских женщин-живописцев. Она стала второй и последней женщиной-художником, принятой в Товарищество передвижных художественных выставок.

Художник Антонина Леонардовна Ржевская (урождённая Попова) родилась в феврале 1861 года в состоятельной дворянской семье Поповых, в городе Ржеве Тверской губернии.

В 1875 году Леонард Николаевич Попов, отец будущего художника, разорился и семья Поповых, в которой кроме Антонины было ещё двое детей, переехала в Тверь, где Антонина поступила в Мариинскую женскую гимназию.

После переезда семьи в Москву Антонина Леонардовна училась в Четвертой женской гимназии, с 1880 года, как вольнослушатель, посещала занятия в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (мастерская В.Е. Маковского), брала уроки живописи у художника Н.А. Мартынова.

В 1886 году вышла замуж за представителя старинного дворянского рода Николая Фёдоровича Ржевского.

— Николай Федорович впервые увидел свою будущую жену, когда она плясала. Какой-то её прапрадед женился на таборной цыганке, так что у бабушки была цыганская кровь… Дедушка дважды делал предложение Антонине Леонардовне, на второй раз она согласилась. Гораздо позднее художник Константин Юон приехал к моему папе — Василию Алексеевичу Ватагину — и привез рукопись воспоминаний некой художницы (фамилию ее я забыла), учившейся вместе с бабушкой в Училище. Она писала: «Бедный Костя Коровин (известный художник-импрессионист — ред.) сразу же влюбился в Тоню Попову, но взаимности не получил. Она вышла замуж за Ржевского и родила ему двоих дочерей.

Воспоминания Ирины Ватагиной (внучки А.Л. Ржевской)

Молодая семья поселилась в Москве, где Николая Ржевский построил новый дом в Селезнёвском (Сущевском) тупике. А на крыше этого дома устроил мастерскую для своей любимой жены.

— Свекровь бабушки не одобряла ее занятий живописью: тогда это считалось для женщины неприличным. Другое дело дедушка — Николай Федорович Ржевский. Едва ли он очень хорошо разбирался в живописи, будучи человеком совсем другого круга, но так любил бабушку и ценил ее талант, что выстроил для нее мастерскую под стеклянной крышей на верхнем этаже дома.

Воспоминания Ирины Ватагиной (внучки А.Л. Ржевской)

С 1892 года Антонина Ржевская начала выставлять свои работы на художественных выставках. Картина «Сироты» была приобретена, в 1893 году, в галерею известного московского книгоиздателя К.Т. Солдатенкова.

художник Антонина Ржевская картины – 02

Сироты

С 1897 года Ржевская становится экспонентом Товарищества передвижных художественных выставок. Представленная на юбилейную выставку «Товарищества» картина «Весёлая минутка» стала настоящим украшением выставки и большим успехом художника. «Весёлую минутку», ещё до официального открытия выставки, купил, для своей знаменитой галереи, П.М. Третьяков. Кстати, картина была выставлена без указания фамилии автора – Ржевская не хотела лишних пересудов в обществе, которое бы явно не одобрило художницу-дворянку.

художник Антонина Ржевская картины – 03

Весёлая минутка

— Как я уже упоминала, свекрови не нравилось занятие Антонины Леонардовны. У нас дома на стене даже висела фотокопия очень популярной бабушкиной картины «Веселая минутка» с надписью: «В знак оправдания моей деятельности». Эту картину купил Третьяков для своей художественной галереи на выставке, где она экспонировалась без указания авторства, просто под шифром. Бабушка говорила, что боялась свою фамилию ставить…

Воспоминания Ирины Ватагиной (внучки А.Л. Ржевской)

В 1898 году на выставке Товарищества с большим успехом экспонировалась картина «Да исправится молитва моя!», а в 1899 году Антонина Леонардовна Ржевская была принята в члены Товарищества передвижных художественных выставок. Она стала второй и последней художницей, принятой в Товарищество. Членом Товарищества Ржевская была до 1913 года (вышла из Товарищества добровольно).

— У Антонины Леонардовны Ржевской был еще целый ряд жанровых вещей: «В церкви», или «Да исправится молитва моя» (находилась как будто в одной из галерей Новосибирска, а потом рассказывали, что видели ее в комиссионном магазине в Санкт-Петербурге)… Потом Антонина Леонардовна порвала с передвижниками из-за несогласия с их программой. Ее более поздние работы ближе по манере к «Миру искусства». Да и «Веселая минутка» не очень характерна для передвижников: у тех везде мировая скорбь, а тут пляшут — довольные, счастливые…

Воспоминания Ирины Ватагиной (внучки А.Л. Ржевской)

В 1903 году была написана картина «Музыка», которая имела огромный успех и была приобретена в коллекцию мецената И.П. Свешникова.

художник Антонина Ржевская картины – 04

Музыка

Н.И. Романов, искусствовед и директор Румянцевского музея писал:

Особенно типична для нового искусства и по теме, и по исполнению прекрасная картина госпожи Ржевской «Музыка». Среди русских женщин-художниц госпоже Ржевской принадлежит теперь едва ли не первое место…

С 1915 года Ржевская каждое дето приезжает в Тарусу, в дом своего зятя В.А. Ватагина. Ватагин, после смерти жены Нины (второй дочери Ржевской), женился на старшей дочери Елене.  После национализации в 1917 году московского дома Ржевская живёт в доме зятя постоянно, организует студию для детей, расписывает санатории и дома отдыха, подрабатывает в кооперативе «Художник», пишет просто огромное количество акварелей, портретов, пейзажей и жанровых картин. В том числе и знаменитую «Девочку у окна».

художник Антонина Ржевская картины – 05

Девочка у окна

Скончалась Антонина Леонардовна Ржевская в 1934 году. Похоронена на городском кладбище города Таруса.

Написанных художником Антониной Леонардовной Ржевской картин почти не сохранилось. Московский дом, с мастерской художника, пережил революцию и войну, был включён в фонд культурного наследия и в 2015 году был самовольно снесён новым собственником здания – ВНИИА имени Духова (Федеральное предприятие).

Картины художника Антонины Леонардовны Ржевской

художник Антонина Ржевская картины – 06

Портрет Любови Витольдовны Бялыницкой-Бируля

  • Рассказ олеся главные герои
  • Рассказ он живой и светится главная мысль
  • Рассказ однокоренные слова подобрать
  • Рассказ одиночка читать на яндекс дзен бесплатно без регистрации
  • Рассказ однажды в сочельник слушать