Рассказ она не твоя на дзен

Взаимоотношения с коллегами могут развиваться по тем же схемам, что и отношения с родственниками или партнером. одна из таких схем

Взаимоотношения с коллегами могут развиваться по тем же схемам, что и отношения с родственниками или партнером. Одна из таких схем — треугольник Карпмана. Разбираемся, что это такое и как из него выйти

Что такое треугольник Карпмана

Треугольник Карпмана — это модель созависимых отношений, в которых участвуют трое: Преследователь, Жертва и Спасатель. Каждый из них играет определенную роль. Преследователь нападает на Жертву, контролирует ее и доминирует над ней; Жертва страдает и винит в своем состоянии обстоятельства и других людей; Спасатель защищает Жертву, тем самым убеждая ее, что она не может решить проблему своими силами. Из таких отношений очень сложно выйти, потому что участники сами непроизвольно воспроизводят эту модель и часто на самом деле не стремятся освободиться от нее.

Фото:Д. Шустов, «Руководство по клиническому трансактному анализу»


Фото: Д. Шустов, «Руководство по клиническому трансактному анализу»

Правила, по которым работает эта модель, сформулировал американский психиатр Стивен Карпман в 1968 году. Он назвал ее «Драматический треугольник». На его вершинах находятся Преследователь и Спасатель, нависая над Жертвой. При этом участники на самом деле не являются ни жертвами, ни преследователями, ни спасателями. Но однажды выбрав этот сценарий (сознательно или бессознательно), они продолжают играть выбранные роли, хотя могли бы решить конфликт и выйти из некомфортной ситуации.

Создавая модель, Карпман опирался на идеи своего учителя Эрика Берна — автора трансактного анализа в психотерапии. Этот подход предполагает, что в основе всех человеческих коммуникаций лежит игра. Драматический треугольник — одна из таких игр.

В чем опасность попадания в треугольник

Ловушка этой модели в том, что каждому участнику по-своему дорога его позиция. Действующие лица не работают над решением конфликта, потому что получают в ней выгоду, и не хотят покидать игру. Например, на первый взгляд сложно увидеть, какие бонусы получает Жертва. Но на самом деле эта роль позволяет человеку не нести ответственность за свою жизнь и к тому же всегда гарантирует поддержку Спасателя.

Другие роли в треугольнике тоже имеют преимущества. Преследователь с упоением наблюдает за подтверждением своей силы через абсолютный контроль и агрессию. Спасатель регулярно подпитывает уверенность в собственной ценности, инвестируя все больше сил в Жертву и сильнее привязывая его к себе.

Несложно заметить, что ни одна из этих ролей не стремится решить проблему, позволяя воронке конфликта раскручиваться дальше, затягивая его до бесконечности. В этом главная опасность драматического треугольника.

Где формируются драматические треугольники

Модель Карпмана может проявляться — а иногда жить годами — в любых типах отношений, от романтических до рабочих. В семьях часто можно наблюдать родителя-Преследователя, который воспитывает ребенка-Жертву в исключительной строгости и ругает его за любые проступки, и родителя-Спасателя, который всегда встает на сторону ребенка и критикует партнера. В парах три роли могут распределяться между двумя людьми, причем эта «игра» порой разворачивается в течение одного часа, например, в ссоре. Один партнер чувствует себя ущемленным и жалуется другому, но тот, после тяжелого дня, вместо утешения обвиняет первого в излишней чувствительности. Конфликт углубляется, Преследователь раскаивается, и перевоплощается в Спасателя — и так до бесконечности.

Роли в треугольнике Карпмана

Посмотрим подробнее на действующих лиц треугольника и их позиции в конфликте:

  • Жертва. Позиция — «бедный я!» Жертва видит себя угнетенной, бессильной и беспомощной. Она отрицает любую ответственность за негативные обстоятельства своей жизни и пассивно ждет спасателя — или даже активно ищет его, только бы не брать на себя принятие решений. Людям в этой роли свойственно думать, что другим везет больше, винить в своих проблемах обстоятельства и сетовать на непринятие себя другими.
  • Преследователь. Позиция — «это все твоя вина!» Преследователь критикует и обвиняет Жертву, заставляет ее чувствовать себя угнетенной угрозами и издевательствами. Преследователи цепляются за ощущение контроля и силы, доказывают свою важность себе и миру, на самом деле не решая никаких проблем.
  • Спасатель. Позиция — «позволь мне тебя спасти!» Спасатель упорно тратит собственные силы на «спасение» других людей, находя в этой деятельности отдушину. Каждому Спасателю нужна Жертва, которая примет его альтруизм. Движет им, в первую очередь, собственное эго, которое подпитывается чувством значимости и превосходства над Жертвой. Он заинтересован в том, чтобы Жертва оставалась беспомощной, ведь тогда можно будет вечно ее спасать и ощущать свою ценность. Спасательство нельзя путать с реальной помощью, которая оказывается точечно и по запросу.

Драматический треугольник не статичен, внутри него бурлит и развивается конфликт. Один и тот же человек в разные моменты может выступить во всех трех ипостасях. Решив отомстить, Жертва может стать Преследователем, а Спасатель может занять позицию Жертвы, когда ему покажется, что тот, кого он спасал, недостаточно ему благодарен. Сам Карпман утверждает, что «драма начинается, когда роли определены, и развивается до тех пор, пока происходит смена ролей».

Фото:Shutterstock

Чтобы объяснить действие своей модели, Карпман приводил в пример сказку о Красной Шапочке. В ней героиня начинает в роли Спасателя: она отправляется в путь с миссией доставить еду больной бабушке. По ходу повествования она встречает Волка и решает «спасти» зверя от одиночества. В разговоре она случайно раскрывает, где живет бабушка. Далее Красная Шапочка становится Жертвой Волка, который перевоплощается в Преследователя. В этой роли он съедает бабушку, а потом и саму главную героиню. На этом, казалось бы, сказка (как и конфликт) должна закончиться. Но тут приходит новый Преследователь — Дровосек. Он распарывает волку живот и освобождает Красную Шапочку и бабушку. Волк превращается в Жертву. В финале выжившая Красная Шапочка оказывается Преследователем и мстит раненому Волку, набивая его живот камнями.

Как возникает треугольник Карпмана в рабочих отношениях

Рабочие отношения строятся вокруг совместных проектов. Но это не значит, что рабочая коммуникация свободна от эмоций, проекций, обид и непонимания. По словам психолога и когнитивно-поведенческого психотерапевта Елизаветы Муратовой, «мы не можем приходить на работу с чистым функционалом и, так или иначе, носим туда собственную личность и личностные потребности». При отсутствии должного контроля, можно незаметно для себя оказаться в ситуации с типичными признаками драматического треугольника. Вот несколько примеров:

  • Начальник регулярно требует от своего подчиненного задерживаться на работе. Сотрудник от этого страдает и задумывается об увольнении. Его поддерживает коллега из бухгалтерии, который с готовностью выслушивает его жалобы и угощает чаем. Очевидный Преследователь здесь — начальник, угнетающий сотрудника-Жертву, когда тот не может выйти из неприятной ситуации и находит утешение в Спасателе. Но, возможно, все не так однозначно. Добрым словом коллега поощряет сотрудника принять ситуацию как данность, не давая ему сопротивляться начальнику. И заодно закрепляется в роли Спасателя. Начальнику же начинает казаться, что вечно недовольный сотрудник тратит слишком много времени на жалобы и чаепития. И он продолжает его «наказывать», заставляя работать дольше.
  • Кто-то из сотрудников разводится, приходит на работу поникший, работает без энтузиазма, выпивает после работы и опаздывает по утрам. Коллеги видят в нем Жертву, сочувствуют ему и перехватывают часть его рабочих обязанностей. В результате у него появляется еще больше времени погружаться в свое состояние. Такое поведение коллег — типичное спасательство. Оно скорее помогает Жертве утонуть, чем выйти из кризисного периода. Кроме того, коллеги, взвалившие на себя дополнительную работу, рискуют также начать выгорать.
  • У человека сложности за пределами офиса: например, возникают проблемы с жильем или приходится заботиться о заболевшем родственнике. Это эмоционально тяжело, и человеку хочется хотя бы в работе сбросить с себя ответственность и встать в позицию Жертвы. Начальник входит в положение и делает ему поблажки — становится Спасателем. Но сами задачи никуда не деваются, их приходится выполнять коллегам, которые не рады такому стечению обстоятельств. Они злятся Жертву, и возникает конфликт, где выполняют роль Преследователя.

Эти примеры показывают, как легко стать частью треугольника Карпмана. По мнению Елизаветы Муратовой, люди вступают в социальные игры, видя в этом «простейший способ взаимодействия». К таким играм прибегают, когда нет сил или желания искать эффективное решение.

Фото:Pexels

Как выйти из треугольника Карпмана

Елизавета Муратова говорит, что если на работе вы вдруг чувствуете, что соответствуете одной из ролей драматического треугольника, то это сигнал провести аудит своих задач — функциональных и эмоциональных.

  • Функциональные задачи — это дела, которые можно записать в ежедневник: подготовить отчет, встретиться с деловыми партнерами, сформулировать концепцию нового продукта.
  • Эмоциональные задачи — это попытки получить нематериальные ценности. Например, добиться одобрения руководителя или повысить свой статус в рабочей иерархии.

В драматическом треугольнике люди решают именно эмоциональные задачи. И если задержаться в нем надолго, есть риск потратить время на конфликт, а не на работу. Например, работник считает, что заслуживает повышения, но его пока не предвидится. Время от времени он срывается на критику в адрес руководства и решает работать вполсилы, думая, что посылает этим сигнал о своем недовольстве. Вместо этого он мог бы попросить о встрече со своим менеджером и обсудить карьерные перспективы. Другой пример: руководители конкурирующих отделов так много сил тратят в соперничестве за расположение CEO компании, что упускают из виду процессы внутри своих команд. Разумным решением было бы снизить накал борьбы и заняться улучшением реальных показателей отдела. Елизавета Муратова отмечает, что, в конечном счете, склоки в коллективе негативно отражаются на общей прибыли компании.

Помимо аудита задач, важно оценить уместность ожиданий, которые человек «несет» на работу. Например, роль Жертвы-трудоголика часто берут на себя люди, которым не хватает признания в других сферах жизни. Подсознательно они ждут от коллег похвалы, потому что видят в них «родителей». Здесь стоит задуматься, что, возможно, в рабочие процессы закрались задачи, более эффективно решаемые в личных отношениях, например, в дружеской поддержке. Большая удача и бонус для сотрудников, когда руководитель понимает, как работает психика людей, и дает своим сотрудникам положительный фидбек за результаты. Но степень эмпатии каждого руководителя индивидуальна, поэтому привязывать свою потребность в одобрении к регулярным похвалам босса просто небезопасно.

Фото:МИФ

Ощущение собственной значимости — другая потребность, которая иногда не находит удовлетворения. Это случается, когда человек с такой потребностью вместо того, чтобы стать, например, медиком и лечить людей, как всегда мечтал, идет по иному карьерному пути. В итоге он ежедневно испытывает фрустрацию от того, что находится не на своем месте, втягивая коллег в водоворот своих переживаний. Здесь также стоит остановиться и понять, что можно изменить.

Кроме того, Елизавета Муратова советует:

  • Понять, какую роль в треугольнике драмы вы играете, и решить, хотите ли это делать. Выйти из треугольника реально с любой позиции, роль Жертвы в нем не равнозначна положению заложника — как и две другие. От навязанных ролей также можно отказываться: если Жертва приметила кандидата на роль своего Спасателя, он не обязан идти у нее на поводу.
  • Научиться нести ответственность за свои решения — будь то решение уволиться или продолжать работать в этой компании и с этими коллегами. Например, если у работника слабое здоровье, ответственность за медицинские последствия переработок несет он сам, а не его руководитель. У него есть право отказаться или сменить работу — действовать проактивно.
  • Проанализировать, нет ли перегруза в других сферах жизни, и не оттуда ли исходит желание побыть жертвой или агрессором.
  • На руководящей позиции — следить за равномерным распределением ответственности в команде и помнить, что проблемы решаются в диалоге, а недосказанности усугубляют конфликт.

Применимость треугольника Карпмана

Елизавета Муратова отмечает, что треугольник Карпмана — это концепция из популярной психологии, к которой клинические психологи относятся с некоторым скепсисом. По ее словам, драматический треугольник — это лишь одна из моделей в трансактном анализе, а не универсальная иллюстрация человеческих коммуникаций в кризисные моменты. Он может ярко проявиться в одном случае, и совсем не обнаружиться в другом. В треугольнике Карпмана из-за его динамического характера сложно зафиксировать роли и работать с этими данными в рамках профессиональной психологической помощи.

Но не стоит недооценивать пользу этой концепции. Для непрофессионалов он может стать упрощенной моделью, которая позволит обнаружить неконструктивное поведение и внести коррективы, улучшив качество жизни.

Кому-то достижение амбициозных целей может не принести радости, а для кого-то незначительные результаты становятся поводом для гордости. Разбираемся, как формируется самооценка и как она влияет на карьеру и личную жизнь

Что такое самооценка

Самооценка (англ. self-esteem) — это значимость, которой человек наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Существует общая самооценка, которая отражает уровень самоуважения, принятие или непринятие себя в целом. И частная самооценка, характеризующая отношение человека к различным сторонам своей личности, поступкам, успешности в отдельных видах деятельности. Например, человек считает себя психологически здоровой личностью — это общая самооценка; но при этом считает, что он плохо готовит или ему тяжело даются физические нагрузки — это частная самооценка.

Первым теорию самооценки представил американский психолог Уильям Джеймс в 1890 году. Он использовал простую формулу для определения самооценки, утверждая, что самооценка равна успеху, разделенному на наши цели, ценности и то, что мы думаем о своем потенциале. То есть, если наши фактические достижения невелики, а наш предполагаемый потенциал и цели высоки, мы считаем себя неудачниками. И наоборот, если наш успех превосходит ожидания, мы чувствуем себя прекрасно, и наша самооценка повышается.

В психологии самооценку характеризуют по уровню — высокая, средняя и низкая; реалистичности — адекватная и неадекватная (завышенная и заниженная); и устойчивости — стабильная и нестабильная.

Как формируется самооценка

Как говорят опрошенные РБК Трендами психологи, основы самооценки закладываются в детстве. По словам заведующего кафедрой психологии личности и дифференциальной психологии Московского института психоанализа Владимира Шляпникова, основа базового отношения к себе — принимаю ли я себя таким, какой я есть, или нет — формируется в результате общения с родителями в детстве.

«Важную роль в формировании самооценки играет и школа. В отличие от родителей учителя выставляют нам первую социальную оценку. Она носит более дифференцированный характер и относится к конкретным видам деятельности и предметам», — говорит он.

Фото:Shutterstock

Во взрослом возрасте на самооценку в большей степени влияют:

  • социально-экономический статус (образование, доход, безработица);
  • проблемы со здоровьем, инвалидность;
  • социальные отношения;
  • образ мышления.

Обычно именно наш опыт формирует основу для общей самооценки. Например, те, кто постоянно получают чрезмерно критические оценки от семьи и друзей, скорее всего, будут иметь низкую самооценку. Те, кто испытывают то, что американский психолог Карл Роджерс называл «безусловным позитивным отношением», с большей вероятностью будут иметь здоровую, адекватную самооценку. Под адекватной или здоровой самооценкой психологи понимают соответствие восприятия человеком самого себя реальному положению дел.

Как самооценка влияет на человека

Много факторов влияет на самооценку и, вместе с этим, много на что влияет сама самооценка. Она воздействует на процесс принятия решения, наши отношения с окружающими, эмоциональное здоровье. Рассмотрим подробнее, как самооценка может влиять на личность в целом, на обучение и на построение карьеры.

На личность

Для человека самооценка выполняет регуляторную и защитную функцию.

  • Регуляторная функция отражает степень удовлетворенности или неудовлетворенности собой, уровень самоуважения. Это, в свою очередь, помогает человеку воспринимать собственный успех или неуспех, ставить дальнейшие цели.
  • Защитная функция обеспечивает относительную независимость личности, формирование собственного мнения, которое человек может высказывать и отстаивать в общении с другими людьми.

Как объясняет Владимир Шляпников, при здоровой самооценке человек адекватно оценивает свои возможности и ставит реальные цели. Например, если человек не является профессиональным спортсменом, но захочет принять участие в марафоне, он поймет, что ему для подготовки к забегу понадобится гораздо больше времени на подготовку, чем опытным атлетам; исходя из этого знания он примет решение, стоит ли ставить такую цель и как ее достигать. При этом, отмечает Шляпников, это не значит, что люди с адекватной самооценкой не могут ставить перед собой сложные цели — они должны это делать, и, как правило, люди с адекватной самооценкой достигают своих целей. «Такой человек добивается успеха и действует при этом на пределе своих возможностей, что позволяет ему развиваться как личности и профессионалу. При неадекватно завышенной самооценке человек неизбежно будет сталкиваться с неудачами. Ставя заведомо нерешаемую цель, человек вряд ли ее достигнет, как бы не старался. А сам процесс достижения цели может нести угрозу жизни и здоровью», — говорит он.

По словам эксперта, неадекватно заниженная самооценка плоха тем, что человек тоже не развивается. Он избегает риска, сложных задач, идет по пути наименьшего сопротивления, боится раскрыться в полной мере.

Фото:alpinabook.ru

На обучение

В подростковом возрасте самооценка ученика оказывает значительное влияние почти на все, что он делает в школе — как справляется с трудностями, как взаимодействует с другими людьми. И в детстве, и во взрослом возрасте низкая самооценка может снизить желание человека учиться, его способность сосредоточиться на процессе обучения. При этом из-за завышенной самооценки и внутренней позиции «я все знаю», у человека в принципе может пропасть желание учиться новому, а значит — развиваться.

На профессиональную сферу

О том, что самооценка может серьезно повлиять на профессиональную сферу человека, говорят опрошенные РБК Трендами эксперты. По словам гештальт-терапевта и консультанта онлайн-сервиса психологической помощи YouTalk Валентина Оськина, заниженная самооценка мешает человеку работать, развиваться и иметь высокий доход.

«Человек с заниженной самооценкой в реальности может быть хорошим профессионалом, может и не лучшим, но хорошим. Такой взгляд на себя нередко заставляет человека не только верить в то, что его деятельность не хороша, но и что исправить это он тоже не в силах — ведь нужно быть более умным, волевым, осознанным, терпеливым и так далее», — говорит эксперт.

Фото:Unsplash

Рассмотрим, как проявляется завышенная и заниженная самооценка и с какой самооценкой человек более эффективен — в личных целях и в работе.

Завышенная самооценка

У многих завышенная самооценка — на самом деле попытка компенсировать заниженную самооценку и низкую самоценность, говорит Валентин Оськин. То есть, объясняет он, человек внутри себя чувствует, что он «не очень», уверен в том, что у него ничего не получается и все валится из рук, но другим преподносит себя ровно наоборот — прекрасным и восхитительным, мастером и талантом. При этом он часто получает от людей восхищение и похвалу.

«Это восхищение и похвала не дает человеку падать обратно в свой личный ад, но действие этих внешних эмоций очень скоротечно, и вскоре человек снова будет ощущать себя никчемным и ни к чему не способным, даже если это не так», — говорит Оськин.

Другой вариант завышенной самооценки — когда человек в детстве получал только похвалу и никогда не получал адекватную критику, даже тогда, когда это было объективно необходимо, объясняет эксперт. При такой ситуации человек часто не может адекватно сравнить свои навыки с реальным положением дел. Обычно в этом случае человек чувствуют внутри себя большую уверенность и восхищение собой, воспринимая то, что он делает, как нечто очень хорошее, прекрасное и важное, хотя на деле же его результаты довольно посредственны, если не плохи.

Признаки

Человек с завышенной самооценкой может:

  • быть озабоченным поддержанием своего совершенства;
  • сосредоточиться на том, чтобы всегда быть правым;
  • верить, что он не может потерпеть неудачу;
  • полагать, что он более квалифицирован и лучше других;
  • выражать грандиозные идеи;
  • сильно переоценивать свои навыки и способности.

Низкая самооценка

Низкая самооценка может привести к различным расстройствам психического здоровья, включая тревожные и депрессивные расстройства. Более того, она увеличивает риск возникновения суицидальных мыслей.

Признаки

Человек с заниженной самооценкой может:

  • верить, что другие лучше него;
  • с трудом выражать свои потребности;
  • часто испытывать страх, неуверенность в себе и беспокойство;
  • испытывать сильный страх неудачи;
  • с трудом принимать положительные отзывы;
  • иметь проблемы с тем, чтобы сказать «нет» и установить личные границы.

Фото:«Альпина нон-фикшн»

Какой должна быть самооценка

Психологи утверждают, что для личности эффективным является достаточно высокая общая самооценка и адекватные частные самооценки разного уровня. То есть, человек в целом может считать себя хорошим человеком, но понимать свои слабые стороны. При этом Владимир Шляпников утверждает, что неадекватная самооценка — это не проблема, а симптом. Поэтому нужно корректировать не саму самооценку, а решать проблемы, которые на нее влияют. Говоря об общих способах повысить самооценку, психологи советуют минимизировать общение с людьми, которые принижают достижения человека; заботиться о себе, делать вещи, которые приносят радость; установить личные границы и следить за их соблюдением; чаще хвалить себя за даже небольшие достижения.

«Часто спрашивают, что лучше — заниженная или завышенная самооценка. Ответ простой — лучше всего адекватная, поскольку в предыдущих случаях она не соответствует реальности», — говорит Валентин Оськин. Эксперт дает пять советов, как воспитать адекватную самооценку:

  1. Хорошо понимать и соотносить свои реальные возможности, ограничения, навыки, умения и прочие качества с объективной реальностью. Например, если человек хочет повышения на работе, но должен обучится новым навыкам, применять их на практике, а не просить повышение, «просто потому что он хочет».
  2. Давать себе здоровую обратную связь о своей деятельности, учитывающую все стороны его деятельности, а не только позитивную или негативную. То есть не только хвалить себя, но и работать над своими ошибками.
  3. Принимать критику других людей, не делая ее частью своей личности. Если работнику сказали, что он плохо выполнил задание, человеку следует понимать, что речь идет исключительно об этом задании, и это не означает что он — плохой человек или работник.
  4. Адекватно воспринимать похвалу. «Человеку приятно и ценно мнение других людей, но это не должно влиять на то, как он сам относится к себе, и он не должен пытаться делать что-либо, чтобы похвалу заслужить: он и без других знает, что он хороший», — говорит эксперт.
  5. Отделять свою деятельность, ее процесс, результаты, и их качество от своей личности — человек всегда больше, чем результат его деятельности. «Проще говоря — если ты печешь блинчик, и он получается горелый, ты сам не становишься горелым блинчиком, твоя личность и опыт не сжимаются до горелого блинчика», — приводит пример Оськин.

Эксперты говорят, что стремиться к завышенной самооценке не стоит еще по одной причине. Дело в том, что достигнутый реальный успех человека с завышенной самооценкой будет выглядеть для него неполным. Вокруг нас есть примеры людей с деньгами, властью и впечатляющей карьерой, которые при этом не получают удовольствия от достигнутого.

Кроме того, в Сети есть множество тестов и методик на выявления уровня самооценки. Один из них — шкала самооценки Ч. Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина, которая считается классическим методом оценки уровня своей тревожности.

— Òåïåðü ïåðåéäåì ê øêîëå! — äîæäàâøèñü, ïîêà Îëÿ âûñìîðêàåòñÿ, âûòåðåò ñëåçû è ïðèâåäåò ñåáÿ íåìíîãî â ïîðÿäîê, ñêàçàëà ìàìà, — ñåãîäíÿ ìíå çâîíèëà òâîÿ êëàññíàÿ ðóêîâîäèòåëüíèöà.

— Çíàåøü, ÷òî îíà ïîñîâåòîâàëà? — ñïðîñèëà ïîñëå ïàóçû, Òàíÿ. Îò ýòèõ ñëîâ Îëÿ îïÿòü ïîêðàñíåëà êàê ðàê. Îíà ïðåêðàñíî çíàëà, ÷òî ìîãëà è äåéñòâèòåëüíî ïîñîâåòîâàëà êëàññíàÿ ðóêîâîäèòåëüíèöà ìàìå, — äà, òû ïðàâèëüíî ïîíÿëà. Îíà ïîñîâåòîâàëà òåáÿ êàê ñëåäóåò âûïîðîòü.

***

 òå÷åíèå íåñêîëüêèõ äíåé ïîñëå ïåðâîé ðåàëüíî æåñòêîé ïîðêè, êîòîðóþ Îëÿ ïîëó÷èëà îò ìàìû çà ëîæü, ïîïà åùå áîëåëà. Äà è ñëåäû äåðæàëèñü íà íåé â òå÷åíèå íåäåëè. Îëÿ åäâà ëè íå íåñêîëüêî ðàç íà äåíü ðàññìàòðèâàëà èõ â çåðêàëî. À ôàíòàçèÿ, îíà ïðîäîëæàëà ðèñîâàòü âñå íîâûå è íîâûå êàðòèíêè. È ýòî íåñìîòðÿ íà òî, ÷òî Îëÿ òåïåðü õîðîøî çíàëà, ÷òî òàêîå ðåàëüíàÿ ïîðêà è íàñêîëüêî ýòî ðåàëüíî áîëüíî. ×òî ðåàëüíîñòü î÷åíü ñèëüíî îòëè÷àåòñÿ îò å¸ ôàíòàçèé, ãäå îíà òàêàÿ õðàáðàÿ äåâî÷êà, ÷òî ìîæåò âûòåðïåòü ëþáóþ ïîðêó, ëþáóþ áîëü. È, äàæå ðåàëüíîñòü íå ïîäêîððåêòèðîâàëà ýòè ôàíòàçèè.

Ïðîøëî äâå íåäåëè òåõ ïàìÿòíûõ äëÿ Îëè ñîáûòèé. Ïîíÿòíî, ÷òî ïîïà ïåðåñòàëà áîëåòü è ñëåäîâ, ê îãîð÷åíèþ äåâî÷êè, íà íåé òîæå íå îñòàëàñü. À ïðîâîöèðîâàòü ìàìó íà ïîðêó Îëÿ áîÿëàñü. Æåëàíèå ïîëó÷èòü ïî ïîïå óæå ñòàëî îïÿòü äîñòàòî÷íî áîëüøèì, à ñòðàõ ïåðåä ïîðêîé, ïåðåä áîëüþ áûë åùå áîëüøå. Ñòðàõ áûë íàñòîëüêî âåëèê, ÷òî Îëÿ äàæå áîÿëàñü çàíÿòüñÿ ñýëôîì.

Ñåìüÿ ñîáðàëàñü íà êóõíå çà óæèíîì, êîòîðûé Îëÿ ïîìîãëà ìàìå ïðèãîòîâèòü. Ðàçãîâîð êàê îáû÷íî. Òàíÿ ïîèíòåðåñîâàëàñü, êàê äåëà â øêîëå. Äåâî÷êè, êàê îáû÷íî, îòâåòèëè, ÷òî âñå õîðîøî. Þëÿ ðàññêàçàëà êàêóþ-òî, êàê åé ñàìîé ïîêàçàëîñü, çàáàâíóþ èñòîðèþ. Ïîñëå óæèíà, óáðàâ ïîñóäó, Îëÿ ñðàçó æå óáåæàëà â ñâîþ êîìíàòó, ñêàçàâ ÷òî åé íóæíî ó÷èòü óðîêè.  òîò ìîìåíò, êîãäà îíà îòêðûâàëà äâåðü â ñâîþ êîìíàòó, çàçâåíåë òåëåôîí. Äåâî÷êà íå ïðèäàëà ýòîìó áîëüøîãî çíà÷åíèÿ. Èì ïðàêòè÷åñêè íèêòî íå çâîíèë, òîëüêî ìàìå ïî ðàáîòå. È èíîãäà ïî âûõîäíûì ðîäèòåëè ìàìû.

— Ñëóøàþ, — ñíÿâ òðóáêó, ñêàçàëà Þëÿ, — äà, õîðîøî. Ìàìà, òåáÿ ê òåëåôîíó!

Ìèíóò ÷åðåç äåñÿòü â êîìíàòó Îëè ïîñòó÷àëè. Âîøëà ìëàäøàÿ ñåñòðà è ñêàçàëà, ÷òî å¸, Îëþ, çîâåò ìàìà. Çà÷åì, íà ýòîò âîïðîñ ñåñòðåíêà íå ìîãëà îòâåòèòü. Áåç âñÿêîé çàäíåé ìûñëè, íî íåìíîãî íåäîóìåâàÿ, Îëÿ â ñîïðîâîæäåíèè ñåñòðû îòïðàâèëàñü íà êóõíþ, ãäå è áûëà ìàìà.

— Îëÿ, ÿ õî÷ó óâèäåòü òåáÿ çäåñü ÷åðåç äåñÿòü ìèíóò â òâîåé øêîëüíîé ôîðìå, — ñòðîãî ñêàçàëà ìàìà, êîãäà óâèäåëà âîøåäøèõ äåâî÷åê, — òàê æå ÿ õî÷ó âèäåòü òâîé äíåâíèê è òåòðàäêè.

Îëÿ ñðàçó âñå ïîíÿëà è èñïóãàëàñü. Îíà âñïîìíèëà ðàçãîâîð ñ ìàìîé ïîñëå ïåðâîé ïîðêè. Êîãäà ìàìà ñêàçàëà, ÷òî áóäåò ïîðîòü å¸ íå òîëüêî çà äâîéêè, íî è çà òðîéêè. À Îëÿ óìóäðèëàñü ïîëó÷èòü â÷åðà äâîéêó è ñåãîäíÿ äâå äâîéêè ñðàçó. Õîòÿ îäíà èç ñåãîäíÿøíèõ äâîåê, ýòî çà êîíòðîëüíóþ ðàáîòó, êîòîðóþ îíè ïèñàëè ïàðó äíåé íàçàä.

Êîãäà Îëÿ âåðíóëàñü â ñâîþ êîìíàòó, ó íåå íà ãëàçà íàâåðíóëèñü ñëåçû.

— ×åãî ðåâåøü, äóðà?! — çëî ñêàçàëà îíà ñåáå, — ýòî íå òî ëè, î ÷åì òû ìå÷òàëà? Òîëüêî ñåãîäíÿ ôàíòàçèðîâàëà, êàê ó÷èëêà ðàñêðóòèëà òåáÿ íà ïîðêó, ïîîáåùàâ íå ðàññêàçûâàòü ìàìå, ÷òîáû íå îãîð÷àòü å¸. Ïðåäñòàâü ñåáå, ÷òî ýòà ó÷èëêà ïåðåäóìàëà è ñäàëà òåáÿ ñ ïîòðîõàìè. È òåïåðü òåáÿ âûïîðåò ìàìà, íî óæå ïî-íàñòîÿùåìó. Èãðà ïðîäîëæàåòñÿ!

Íî âñå ýòî íå ïîìîãëî äåâî÷êå, ÷òîáû âçÿòü ñåáÿ â ðóêè. Ñ îãðîìíûì òðóäîì îíà ñìîãëà ñíÿòü ñâîå ïëàòüå. È ñ äðîæàùèìè ðóêàìè, ñ òàêèì æå òðóäîì, Îëÿ íàäåëà øêîëüíóþ ôîðìó. Îíà íàäåâàëà óæå ñåãîäíÿ ýòó ôîðìó, êîãäà äåëàëà äîìàøíåå çàäàíèå è ôàíòàçèðîâàëà, êàê ïîëó÷àåò ïî çàäíèöå îò ñâîåé êëàññíîé ðóêîâîäèòåëüíèöû. Äîñòàòü äíåâíèê èç ïîðòôåëÿ áûëî åùå ñëîæíåå. Ðóêè ñîâñåì íå õîòåëè å¸ ñëóøàòüñÿ. Íàêîíåö Îëå óäàëîñü äîñòàòü äíåâíèê è òåòðàäè. Âçÿâ èõ, îíà ïîäîøëà ê çåðêàëó. Åñëè áû íå ñëåçû, òî èç çåðêàëà íà íå¸ ñìîòðåëà äîâîëüíî ñèìïàòè÷íàÿ øêîëüíèöà ñ òåòðàäêàìè â ðóêàõ.

Èäòè äî êóõíè áûëî íå òàê óæ è äàëåêî, íóæíî áûëî ëèøü ïðîéòè ÷åðåç êîðèäîð. Íî ýòè íåñêîëüêî øàãîâ äàëèñü äåâî÷êå ñ îãðîìíûì òðóäîì. Íîãè íå ñëóøàëèñü. Ðóêè òðÿñëèñü òàê, ÷òî çà ýòè ïàðó ìåòðîâ Îëÿ óìóäðèëàñü äâàæäû óðîíèòü äíåâíèê è òåòðàäêè. À ïîòîì ñ îãðîìíûì òðóäîì, ýòèìè æå òðÿñóùèìèñÿ ðóêàìè, îíà äîëãî ïîäíèìàëà óïàâøèå âåùè.

Íàêîíåö îíà äîáðàëàñü äî êîìíàòû, ãäå å¸ æäàëà ìàìà. Âîéäÿ íà êóõíþ, Îëÿ óâèäàëà, óæå çíàêîìóþ åé ñêàìåéêó, ñòîÿâøóþ ïîñðåäè êîìíàòû. È, î óæàñ! Ðîçãè! Äëèííûå, òîíêèå ðîçãè! Ñíà÷àëà äåâî÷êó îáäàëî âîëíîé âîçáóæäåíèÿ, ïðåäâêóøåíèÿ. Âåäü ýòî ðîçãè! Ýòî íàñòîÿùèå ðîçãè, à íå òî, ÷òî îíà ðåçàëà äëÿ ñâîåãî ñýëôà. Ýòî êëàññèêà è ìå÷òà, ïîðêà ðîçãàìè íà ñêàìüå. Íî ýòà ýéôîðèÿ èñ÷åçëà åùå áûñòðåå, ÷åì ïîÿâèëàñü. Ñòðàõ! Îí âçÿë äåâî÷êó ïîä ñâîé êîíòðîëü. Âåäü ðîçãè ýòî î÷åíü áîëüíî. Âåäü íå çðÿ æå äëÿ íàêàçàíèé, äëÿ ñåðüåçíîé ïîðêè èñïîëüçîâàëè ðîçãè. È ìàìà áóäåò ñå÷ü ñîâñåì íå òàê, êàê Îëÿ ñå÷åò ñåáÿ âî âðåìÿ ñýëôà. À åñëè ìàìà åùå è, êàê ïîëàãàëîñü, ïðèâÿæåò å¸ ê ñêàìåéêå ïåðåä ïîðêîé. Âñå ýòè ìûñëè òàê íàïóãàëè Îëþ, ÷òî îíà ïåðåñòàëà ïðàâèëüíî ñîîáðàæàòü. À åùå Þëÿ, îíà òîæå áûëà çäåñü. À ýòî çíà÷èò äîïîëíèòåëüíîå óíèæåíèå.

— Äàé ìíå ñâîé äíåâíèê è òåòðàäêè! — ñòðîãî ñêàçàëà ìàìà âîøåäøåé äåâî÷êå. Îëÿ, òàê è íå ñóìåâ óíÿòü äðîæü â ðóêàõ, ïðîòÿíóëà òðÿñóùèìèñÿ ðóêàìè òî, ÷òî ïðîñèëà ìàìà. Îò æåíùèíû íå óñêîëüçíóëî òî, êàê Îëÿ áîèòñÿ ïðåäñòîÿùåé ïîðêè. Îíà íåçàìåòíî äëÿ äåâî÷êè óëûáíóëàñü è, âçÿâ äíåâíèê, ñðàçó îòêðûëà åãî íà íóæíîé ñòðàíèöå. Ïîñëå ýòîãî ìàìà ïîëèñòàëà òåòðàäü è, íàéäÿ òî ÷òî èñêàëà, ñêàçàëà, — Îëÿ?! Òðè äâîéêè çà äåíü. Íå ìíîãîâàòî ëè?

— Òû, íàâåðíî äîãàäûâàåøüñÿ, ÷òî çâîíèëà òâîÿ êëàññíàÿ ðóêîâîäèòåëüíèöà, Åëåíà Ñåðãååâíà? — ïîñëå ïàóçû ñïðîñèëà ìîëîäàÿ æåíùèíà, — à çíàåøü, ÷òî îíà ñêàçàëà? Åëåíà Ñåðãååâíà ñêàçàëà, ÷òî òû íå ãëóïàÿ, íî ëåíèâàÿ. Ñêàæè ìíå, Îëÿ, òû ïîìíèøü íàø ðàçãîâîð ïåðåä íîâûì ãîäîì? ×òî ÿ òîãäà òåáå ñêàçàëà?

— Ïîìíþ, — âûòåðåâ êóëàêîì ñîïëè è ñëåçû, òèõî îòâåòèëà äåâî÷êà. Ðîçãè, ëåæàâøèå íà ñòîëå, êàê ìàãíèò ìàíèëè å¸. Îëÿ íå ìîãëà îòîðâàòü îò íèõ ñâîé âçãëÿä, ïîíèìàÿ ÷òî óæå ñîâñåì ñêîðî å¸ ïîïà ïîçíàêîìèòüñÿ ñ ýòèìè ðîçãàìè. È ýòî íàãîíÿëî íà äåâî÷êó åùå áîëüøå ñòðàõà. À ñêàçàòü òî, ÷òî îíà äîëæíà áûëà ñåé÷àñ îòâåòèòü ìàìå, ó íå¸ ïðîñòî íå ïîâîðà÷èâàëñÿ ÿçûê, — òû ñêàçàëà… ÷òî áóäåøü… ìåíÿ ïîðîòü… íå òîëüêî çà äâîéêè… íî è çà òðîéêè.

— Ïðàâèëüíî. Òåïåðü ñëîâà òâîåé ó÷èòåëüíèöû âûçûâàþò ó ìåíÿ ñîìíåíèÿ. Åñëè, ïî å¸ ñëîâàì, òû óìíàÿ, íî çíàÿ ÷òî òåáÿ æäåò ïîðêà, ïîëó÷àåøü òðè äâîéêè. Âûâîä, òåáå íðàâèòñÿ, êîãäà ÿ íàêàçûâàþ òåáÿ ïîðêîé è òû òàê ïðîâîöèðóåøü ìåíÿ íà ïîðêó, — ñêàçàëà ìàìà, íàáëþäàÿ çà ðåàêöèåé Îëè, — èëè Åëåíà Ñåðãååâíà îøèáëàñü. Òû íå óìíàÿ. Âåäü óìíûå äåâî÷êè, çíàÿ ÷òî èì ãðîçèò ðåàëüíàÿ ïîðêà íå ñòàëè áû ïîëó÷àòü äâîéêè, òåì áîëåå òðè çà äåíü. Íó èëè ïîñëåäíÿÿ âîçìîæíîñòü, òû íàñòîëüêî ëåíèâàÿ, ÷òî òåáå è ïîðêà íèïî÷¸ì. Êàêîé âàðèàíò ïðàâèëüíûé?

— Ìîë÷èøü? — âûäåðæàâ íåáîëüøóþ ïàóçó, ïðîäîëæèëà æåíùèíà. Îíà äàâíî çàìåòèëà, êàê Îëÿ ñìîòðèò íà ðîçãè. Êàêîé ýôôåêò ðîçãè ïðîèçâåëè íà äåâî÷êó. Êàê ñèëüíî îíà èõ áîèòñÿ, — êàê òû äóìàåøü, ÷òî ïîñîâåòîâàëà ìíå òâîÿ ó÷èòåëüíèöà? Íå çíàåøü? Îíà ïîñîâåòîâàëà äðàòü òåáÿ êàê ñèäîðîâó êîçó. Òû çíàåøü ÷òî ýòî çíà÷èò?

— Äà, — åäâà ñëûøíî îòâåòèëà Îëÿ. Îíà ñëûøàëà íà óðîêàõ èñòîðèè è ÷èòàëà â êíèãàõ, ÷òî ýòî çíà÷èò ïîðîòü áåç ïîùàäû è èñïóãàëàñü åùå áîëüøå. À ïðåäàòåëüñêèå ñëåçû óæå òåêëè ðó÷üåì ïî å¸ ùåêàì.

— Î÷åíü õîðîøî, ÷òî òû çíàåøü, — ñòðîãî ïðîäîëæèëà ìàìà, — íî ÿ âñå òàêè òåáå ðàññêàæó. Áûë êîãäà-òî ñêóïîé è çëîé ìóæèê ïî èìåíè Ñèäð. È áûëà ó íåãî êîçà, êîòîðóþ îí íå ëþáèë. È âîîáùå òîãäà êîç ñ÷èòàëè ãëóïûìè æèâîòíûìè. È âîò, åñëè êîçà çàõîäèëà â îãîðîä è òîïòàëà ãðÿäêè, ìóæèê áèë å¸ áåñïîùàäíî. Âåäü Ñèäð íå ëþáèë åå. È êîçà áûëà ãëóïàÿ, çà ÷òî å¸ æàëåòü. Âîò îòñþäà è ïîøëî, äðàòü êàê ñèäîðîâó êîçó. È ðàç Åëåíà Ñåðãååâíà òàê ïîñîâåòîâàëà, à îïûò ó íåå, íàñêîëüêî ÿ çíàþ, â ýòîì äåëå áîëüøîé, òî ÿ è ïîñëåäóþ ñîâåòó òâîåé ó÷èòåëüíèöû. Èëè òû íå âåðèøü, ÷òî îíà òàê ìîãëà ïîñîâåòîâàòü?

— Ìàìî÷êà, ìèëåíüêàÿ! Ïðîñòè, ïîæàëóéñòà! — ïîïûòàëàñü âûïðîñèòü ïðîùåíèå Îëÿ. Êîíå÷íî æå îíà âåðèëà, ÷òî êëàññíàÿ ðóêîâîäèòåëüíèöà ìîãëà òàê ïîñîâåòîâàòü. Ó íåå ó ñàìîé äâå äî÷åðè, îäíà ó÷èòñÿ íà ãîä ñòàðøå, äðóãàÿ íà ãîä ìëàäøå. Âñÿ øêîëà çíàåò, ÷òî ñâîèõ äî÷åê Åëåíà Ñåðãååâíà äåðæèò â åæîâûõ ðóêàâèöàõ, ÷òî äåâî÷êè çà ìàëåéøåå ïîëó÷àþò ïî çàäíèöå, — ÿ áóäó ó÷èòü! ß âñå èñïðàâëþ! ×åñòíî! Ïîâåðü ìíå! Ïîæàëóéñòà, íà ýòîò ðàç ïðîñòè ìåíÿ!

— Ãëóïåíüêàÿ äåâî÷êà! Êîíå÷íî æå, ÿ âåðþ òåáå, — îòâåòèëà ìàìà è ó Îëè ïîÿâèëàñü íàäåæäà, êîòîðàÿ òóò æå èñ÷åçëà, — íî, êîãäà ÿ òåáÿ âûäåðó êàê ñèäîðîâó êîçó, ÿ áóäó óâåðåíà, ÷òî òû áóäåøü ó÷èòü óðîêè!

— Ñî ñêàìåéêîé òû óæå çíàêîìà, — ïðîäîëæèëà Òàíÿ, ìàìà äåâî÷êè, — çíàåøü ÷òî äåëàòü!

— Ìàìî÷êà, ìèëåíüêàÿ! Ïîæàëóéñòà, äàâàé ëó÷øå ðåìåíü! Òîëüêî íå ðîçãè! — äåâî÷êà ñòàëà óìîëÿòü ìàìó çàìåíèòü äåâàéñ. Îíà åùå íå çíàëà íàâåðíÿêà, íàñêîëüêî ýòî áîëüíî, ïîëó÷èòü ðîçãàìè. Íî áûëà óâåðåíà, ÷òî òî÷íî íàìíîãî áîëüíåå ðåìíÿ. Õîòÿ ðåìíåì ïî ïîïå òîæå î÷åíü áîëüíî.

— Òàê ÿ è õîòåëà ðåìåíü, íî Åëåíà Ñåðãååâíà. Îíà ñêàçàëà, äðàòü êàê ñèäîðîâó êîçó. À ÿ äîâåðÿþ å¸ îïûòó, — îòâåòèëà ìàìà, — à åñëè òû ñåé÷àñ æå íå ëÿæåøü ñàìà íà ñêàìåéêó, ÿ ïîìîãó òåáå. À ïîñëå ïðèâÿæó òåáÿ ê íåé!

Íà Îëþ áûëî áîëüíî ñìîòðåòü, îíà íàñòîëüêî èñïóãàëàñü ïðåäñòîÿùåãî íàêàçàíèÿ. Âñå å¸ ôàíòàçèè î ïîðêå ðîçãàìè íà ñêàìüå, îñîáåííî ôàíòàçèè î øêîëüíîé ïîðêå, íàïðî÷ü âûëåòåëè â òîò ìîìåíò èç å¸ ãîëîâû. Äåâî÷êà ñ îãðîìíûì òðóäîì çàñòàâèëà ñåáÿ äîéòè äî ñêàìåéêè è çàäðàòü ïîäîë å¸ ôîðìû. Òàê, ñ çàäðàííûì ïîäîëîì â ðóêàõ, Îëÿ ïðîñòîÿëà åùå êàêîå-òî âðåìÿ, íå ðåøàÿñü ëå÷ü íà ñêàìüþ.

— ×åãî æäåøü? Òåáå íóæíà ïîìîùü?! — ñòðîãî ïðèêðèêíóëà íà äåâî÷êó Òàíÿ. È Îëÿ, ñäåëàâ îãðîìíîå óñèëèå íàä ñîáîé, ëåãëà íà ñêàìåéêó. Îñòàëàñü ñàìàÿ ìåëî÷ü, ñíÿòü ñ ïîïû òðóñèêè, îãîëèòü ïîïó. Íî êàê ýòî ñäåëàòü, êîãäà çíàåøü, ÷òî êàê òîëüêî ïîïà îêàæåòñÿ ãîëîé è áåççàùèòíîé, íà íå¸ ñðàçó æå îáðóøàòñÿ áåñïîùàäíûå ðîçãè. Ðîçãè, êîòîðûå ïðèíåñóò ñ ñîáîé áîëü, î÷åíü ñèëüíóþ áîëü, — Îëÿ?! Òû õî÷åøü, ÷òîáû ÿ òåáÿ ïðèâÿçàëà?

Îêðèê ìàòåðè ïîìîã äåâî÷êå ñòÿíóòü ñ ïîïû òðóñèêè, îãîëèâ å¸. Òåïåðü ïîïà, íî íå Îëÿ, áûëà ãîòîâà ê çíàêîìñòâó ñ ðîçãàìè. Äåâî÷êà çàêðûëà ãëàçà, âñÿ ñæàëàñü è íàïðÿãëàñü â îæèäàíèè íåèçáåæíîãî. Êàê äîëãî Îëÿ ìå÷òàëà îá ýòîì, âîò òàê ñ ãîëîé ïîïîé îêàçàòüñÿ íà ñêàìåéêè â ñëàäîñòíîì îæèäàíèè ðîçîã. È âîò îíî, ñáûëîñü. Íî íåò ýòîãî ñëàäîñòíîãî ïðåäâêóøåíèÿ ïîðêè, åñòü òîëüêî ñòðàõ, îò÷àÿíèå è íåâîçìîæíîñòü, ÷òî-ëèáî èçìåíèòü.

— È òàê, ìîÿ ëþáèìàÿ äåâî÷êà, ñåé÷àñ òû áóäåøü íàêàçàíà ðîçãàìè çà äâîéêè. È â áóäóùåì, åñëè òû åùå áóäåøü ïîëó÷àòü äâîéêè, ÿ áóäó ïîðîòü òåáÿ ðîçãàìè. Ðîçãè ýòî õîðîøèé øêîëüíûé èíñòðóìåíò äëÿ íàêàçàíèÿ ëåíèâûõ è íåðàäèâûõ ó÷åíèêîâ è ó÷åíèö! — ñêàçàëà ìàìà è íåñêîëüêî ðàç âçìàõíóëà ðîçãîé â âîçäóõå. Óñëûõàâ ñâèñò ðîçãè, Îëÿ âçäðîãíóëà è åùå áîëüøå íàïðÿãëàñü è âæàëàñü â ñêàìüþ. Ÿ ñåðäöå ñäåëàëî ñêà÷îê è îêàçàëîñü â ïÿòêàõ. Òàêîé ñâèñò ðîçãè îíà ñëûøàëà òîëüêî â êèíî, íî íèêîãäà ïðè ñîáñòâåííîì ñýëôå.

Þëÿ, îíà âèäåëà êàê, áîÿëàñü å¸ ñåñòðà, íî æàëîñòè ê íåé íå áûëî íèêàêîé. Îíà ïåðåñòàëà æàëåòü ñâîþ ñåñòðó âî âðåìÿ ïîñëåäíåé ïîðêè. Ñåé÷àñ Þëÿ íàîáîðîò çëèëàñü íà ìàìó, ÷òî òà ñëèøêîì äîëãî ðàçãîâàðèâàåò ñ Îëåé. Óæå äàâíî ìîæíî áûëî íà÷àòü ïîðîòü å¸.

È âîò îí, ñâèñò ðîçãè, îò êîòîðîãî âñå õîëîäååò âíóòðè è áîëü. Ðåçêàÿ, îñòðàÿ, çâîíêàÿ áîëü. Áîëü, êîòîðóþ Îëÿ íå èñïûòûâàëà åùå íè ðàçó. Íè âî âðåìÿ ñýëôà, õîòÿ òîæå áûëè ðîçãè, íè îò ïîðêè ðåìíåì èëè ïëåòüþ. È Îëÿ çàêðè÷àëà ñðàçó, åäâà ðîçãà êîñíóëàñü åå áåççàùèòíîé ïîïû.

— Ìàìî÷êà! Íåååò! Ýòî òàê áîëüíî! — çàêðè÷àëà äåâî÷êà, — íå íàäî ðîçãè!

— Òàê è äîëæíî áûòü áîëüíî! — îòâåòîì íà ýòó ïðîñüáó áûë âòîðîé, åùå áîëåå ñèëüíûé óäàð. Òàíÿ â ïåðâûé ðàç âçÿëà ðîçãè â ðóêó. Äëÿ íå¸, êàê è äëÿ Îëè ýòî áûë äåáþò. Íî èç ïðîøëîãî îïûòà, æåíùèíà çíàëà, ÷òî òîíêîé ðîçãîé ìîæíî ïîðîòü â ïîëíóþ ñèëó, íå îãðàíè÷èâàÿ ñåáÿ. ×òî îíà è äåëàëà. Êðîìå òîãî, èç ñîáñòâåííîãî îïûòà Òàíÿ, êîãäà îíà åùå ñàìà ïîëó÷àëà ðîçãàìè, çíàëà ÷òî ïîðêà ðîçãàìè áåç çàõëåñòîâ, ýòî íå ïîðêà. Ïîýòîìó ñòàðàëàñü ïîðîòü òàê, ÷òîáû ïîñëå êàæäîãî óäàðà ðîçãà çàõëåñòûâàëà íà áîê ïîïû. À Îëÿ îïÿòü çàêðè÷àëà. Áîëü îò çàõëåñòîâ áûëà òàêàÿ, ÷òî õîòåëîñü çàêðûòüñÿ èëè ïðîñòî óáåæàòü îò íåå. Ðóêè ñàìè òÿíóëèñü ê ïîïå è äåâî÷êå ñòîèëî áîëüøèõ òðóäîâ óäåðæàòü èõ íà ìåñòå. Ðîçãà ïðîäîëæàëà ðàç çà ðàçîì îïóñêàòüñÿ íà ïîïó äåâî÷êè, îáæèãàÿ å¸.  îòëè÷èå îò ïðåäûäóùåé ïîðêè ïëåòüþ, â ýòîò ðàç òåìï ïîðêè áûë íàìíîãî áûñòðåå. Åùå íå óñïåâàëà óéòè áîëü îò îäíîãî óäàðà, êàê ðîçãà îïóñêàëàñü â î÷åðåäíîé ðàç íà ïîïó äåâî÷êè, çàñòàâëÿÿ åå êðè÷àòü è âåðòåòü çàäíèöåé. Îëå áûëî î÷åíü áîëüíî, ðîçãà â ïðÿìîì ñìûñëå îáæèãàëà ïîâåðõíîñòü ïîïû, îò ÷åãî îíà, ïîïà, ãîðåëà îãíåì.

Þëÿ îáðàäîâàëàñü, êîãäà ìàìà íàêîíåö-òî âçÿëà ðîçãó â ðóêó. Ñâèñò îò ðîçãè, êîãäà îíà ïðîñòî âçìàõíóëà åé â âîçäóõå, âíóøèë ìëàäøåé ñåñòðå Îëè ðåñïåêò è óæàñ ïåðåä ðîçãàìè.  îòëè÷èå îò ñòàðøåé ñåñòðû è îò ìàìû, Þëÿ ìàëî ÷òî çíàëà î òåëåñíûõ íàêàçàíèÿõ âîîáùå è î ðîçãå â ÷àñòíîñòè. Äà, îíà ñëûøàëà îò ïîäðóæåê î ïîðêå, ÷òî ýòî áîëüíî, íî íå áîëåå.  ïåðâûé ðàç Þëÿ óâèäåëà ïîðêó, êîãäà ìàìà ïîðîëà å¸ ñòàðøóþ ñåñòðó. È ñ òîãî ìîìåíòà äåâî÷êå ïîíðàâèëîñü íàáëþäàòü çà ïîðêîé. Ïåðâûé óäàð, òî÷íåå ñëåä îò ïåðâîãî óäàðà ñíà÷àëà ðàçî÷àðîâàë Þëþ. Âîò ñëåä îò ïëåòè, òàì áûë òàêîé íàñûùåííî êðàñíûé ñ ôèîëåòîâûì îòòåíêîì. À ñëåä îò ðîçãè åäâà ðîçîâûé. Íî ÷åì äàëüøå øëà ïîðêà, òåì áîëüøå Þëÿ ïîíèìàëà, ÷òî ïîòîðîïèëàñü ñ âûâîäàìè. Òåì áîëåå, ÷òî ñòîÿëà îíà êàê ðàç ñ òîé ñòîðîíû, êóäà ïðèëåòàë êîí÷èê îò ðîçãè. Ïîñëå äåñÿòêà óäàðîâ áîê ïîïû âûãëÿäåë î÷åíü êðàñèâî. Äëèííûå êðàñíûå ïîëîñû, êîòîðûå ïðîõîäèëè ÷åðåç âñþ ïîïó è çàêàí÷èâàëèñü íà áîêó ò¸ìíî-êðàñíîé, à ìåñòàìè è ôèîëåòîâîé òî÷êîé. Íåêîòîðûå òî÷êè íà÷èíàëè êðîâèòü. À òàíåö ïîïû! À êðèêè Îëè, åå ïîïûòêè õîòü êàê-òî âûòåðïåòü áîëü. Þëå êàçàëîñü, ÷òî áîëè òàê ìíîãî, ÷òî îíà, ýòà áîëü, âûïëåñêèâàåòñÿ ÷åðåç âåðõ. Ìëàäøàÿ ñåñòðåíêà ïðîñòî íàñëàæäàëàñü âñåì ýòèì, íàñëàæäàëàñü áîëüþ è ìó÷åíèÿìè ñâîåé ñòàðøåé ñåñòðû.

Âûäàâ äþæèíó óäàðîâ è îòáðîñèâ èñòðåïàâøóþñÿ ðîçãó, Òàíÿ âçÿëà íîâóþ. Ñ ðîçãîé â ðóêå îíà îáîøëà ñêàìåéêó, íî íå, äëÿ òîãî ÷òîáû ïðîäîëæèòü ïîðêó ñ äðóãîé ñòîðîíû. Äëÿ ýòîãî åé åùå íóæíî áûëî òðåíèðîâàòüñÿ. À äëÿ òîãî, ÷òîáû ïîñìîòðåòü íà ðåçóëüòàò. È îí, ðåçóëüòàò, óäîâëåòâîðèë æåíùèíó. Äà, ïîïà äåâî÷êè âûãëÿäåëà ñòðàøíî. Äà, ýòè ôèîëåòîâî-êðîâàâûå òî÷êè íà êîíöå äëèííûõ êðàñíûõ ïîëîñ, âûãëÿäåëè óæàñàþùå. Äà, áûëî íåñêîëüêî êàïåëåê êðîâè. Íî ýòî âñå áûëî íîðìàëüíûì äëÿ ïîðêè ðîçãàìè. Êîãäà åå ñàìó ïîðîë îòåö â ïîñëåäíèé ðàç, òàê ïî åå ïîïå êðîâü òåêëà ðó÷üåì. À áîêà ïîïû, ïðè÷åì îáà, áûëè ñïëîøü ïîêðûòû ýòèìè êðîâàâûìè òî÷êàìè. Åùå, îïÿòü æå èç ñâîåãî äåòñòâà, Òàíÿ çíàëà, ÷òî ïîðîòü ðîçãàìè íóæíî ñ îòòÿæêîé äëÿ ïîëó÷åíèÿ íàèáîëüøåãî ýôôåêòà. Íî îíà ïîêà íå óìåëà. Äà è ïðè ïåðâîé æå ïîðêå ðîçãàìè ñå÷ü Îëþ ñ ïðîòÿãîì áûëî áû ñëèøêîì æåñòîêî.

Âî âðåìÿ ýòîé ïàóçû äåâî÷êà, ëåæàùàÿ ñ ãîëîé ïîïîé íà ñêàìåéêå, ñìîãëà íåìíîãî ïåðåâåñòè äûõàíèå è ïðèéòè â ñåáÿ. Ñêîëüêî óäàðîâ áûëî, îíà íå ñ÷èòàëà. Íî ïîïà ãîðåëà îãíåì è áûëî î÷åíü áîëüíî. Ïî ùåêàì òåêëè ñëåçû, ñîïëè. Ïî ñïèíå ïîò. Ðóêè äðîæàëè îò íàïðÿæåíèÿ. Êàê åé õîòåëîñü, ÷òîáû ïîðêà óæå çàêîí÷èëàñü, íî Îëÿ ïîíèìàëà, ÷òî ïîëó÷èò îíà åùå êàê ìèíèìóì ñòîëüêî æå. À ñèë òåðïåòü ýòó êóñà÷óþ, îáæèãàþùóþ áîëü ïðîñòî áîëüøå íå áûëî.

— Ãîòîâà?! — ñïðîñèëà Òàíÿ, çàêîí÷èâ îñìîòð è âåðíóâøèñü íà ñâîþ ñòîðîíó. Ýòî áûë âîïðîñ, íà êîòîðûé Îëÿ, ñêîðåå âñåãî, íèêîãäà íå äàñò óòâåðäèòåëüíûé îòâåò. Óñëûõàâ ïðîòèâíûé ñâèñò ðîçãè, äåâî÷êà îïÿòü âñÿ ñæàëàñü è íàïðÿãëàñü. Íî ðîçãà â ýòîò ðàç íå îïóñòèëàñü íà å¸ ïîïó. Ìàìà ïðîñòî âçìàõíóëà ðîçãîé, ïîïðîáîâàâ åå íà ãèáêîñòü. À ñî ñëåäóþùèì âçìàõîì ðîçãà ñî ñâèñòîì îïóñòèëàñü íà ÿãîäèöû, îñòàâèâ íà íèõ î÷åðåäíóþ ïîëîñó è òî÷êó íà áîêó. Îëÿ îïÿòü çàêðè÷àëà. È òóò æå ðîçãà ñíîâà îïóñòèëàñü íà åå, óæå äîñòàòî÷íî èñïîëîñîâàííóþ ïîïó, âûçâàâ íîâóþ ïîðöèþ ðåçêîé áîëè. È äåâî÷êà íå âûäåðæàëà, îíà ïðîñòî ñïðûãíóëà ñî ñêàìåéêè, à å¸ ðóêè îêàçàëèñü íà ïîïå.

— ß áîëüøå íå ìîãó!!! — çàêðè÷àëà Îëÿ, — ìíå î÷åíü áîëüíî!!!

— Þëÿ, ïðèíåñè èç êëàäîâêè âåðåâêó! — ïîïðîñèëà ìàìà ìëàäøóþ äî÷ü. À ñòàðøåé ñòðîãî ïðèêàçàëà, — à òû áûñòðî íà ëàâêó! ß áóäó ðåøàòü, ìîæåøü òû åù¸ èëè íåò! È êîãäà çàêàí÷èâàòü òåáÿ ïîðîòü!

— Ìàìî÷êà, ìèëåíüêàÿ! Ïðîñòè, ïîæàëóéñòà! ß íå õîòåëà! — Îëÿ ñòàëà óìîëÿòü ìàìó, — ÿ íå÷àÿííî! Ïðîñòî áûëî î÷åíü, î÷åíü áîëüíî! ß íå ñìîãëà âûòåðïåòü! Íå íàäî âåðåâêè, ïîæàëóéñòà!

— Áûñòðî íà ëàâêó! — ñòðîãî ïîâòîðèëà æåíùèíà, îñòàâàÿñü ðàâíîäóøíîé ê ïðîñüáå äåâî÷êè.

— Âîò, ìàìà, — Þëÿ äîâîëüíî áûñòðî ïðèíåñëà âåðåâêè. Åé áûëî èíòåðåñíî, êàê áóäåò òåïåðü ïðîäîëæàòüñÿ ïîðêà, êîãäà ìàìà ïðèâÿæåò Îëþ ê ñêàìåéêå. Áóäåò ëè ïîðêà ñèëüíåå? Êàê áóäåò ðåàãèðîâàòü ñåñòðà?

— Îëÿ, ÿ äîëãî åùå áóäó æäàòü?! — ñòðîãî ïðèêðèêíóëà íà äåâî÷êó ìàìà, — èëè ÿ äîëæíà ïîìî÷ü òåáå?!

Ñ îãðîìíûì òðóäîì, íå âèäÿ íè÷åãî îò ñëåç, Îëÿ íàêîíåö-òî âåðíóëàñü íà ëàâêó. Òàíÿ òóò æå äîâîëüíî áûñòðî ïðèâÿçàëà, âûòÿíóòûå âïåðåä ðóêè äåâî÷êè. Ïîòîì îíà ïðèíÿëàñü çà íîãè. Ïðåæäå ÷åì ôèêñèðîâàòü èõ, æåíùèíà ñèëüíî äåðíóëà èõ íà ñåáÿ, âûòÿíóâ òåì ñàìûì äåâî÷êó â ñòðóíêó. Ïîñëå Òàíÿ ïðèâÿçàëà äåâî÷êó ê ñêàìüå çà òàëèþ è çà êîëåíêè. Êîãäà æåíùèíà çàêîí÷èëà ñ ôèêñàöèåé, Îëÿ íå ìîãëà ïîøåâåëèòü íè ÷åì, êðîìå êàê ìîòàòü ãîëîâîé.

— Çà òî, ÷òî òû âñòàëà ñî ñêàìåéêè áåç ðàçðåøåíèÿ, çà òî ÷òî òû, íåñìîòðÿ íà ìî¸ òðåáîâàíèå, íå ñðàçó âåðíóëàñü íàçàä, òû ïîëó÷èøü åùå îäíó äþæèíó ðîçîã! — çà÷èòàëà ïðèãîâîð ìàìà.

— Íåååò!!! — çàêðè÷àëà Îëÿ. Íî ïåðâûé óäàð óæå ïðèçåìëèëñÿ íà å¸ ïîïó. Äåâî÷êà äåðíóëà ðóêàìè, íîãàìè. Íî âñå áûëî íàäåæíî çàôèêñèðîâàíî. Òàíÿ ñèëüíî ðàçîçëèëàñü íà Îëþ è ñåé÷àñ ñòàëà ïîðîòü äåéñòâèòåëüíî â ïîëíóþ ñèëó. Äåâî÷êå ëèøü îñòàâàëîñü îðàòü è êðóòèòü ãîëîâîé âî âñå ñòîðîíû. Âåðåâêè íàäåæíî äåðæàëè Îëþ, íå äàâàÿ åé, å¸ ïîïå óéòè îò ðîçãè. Íà áîêó ïîïû îäíà çà äðóãîé ïîÿâëÿëèñü áàãðîâûå ïîëîñû ñ êðîâàâûìè òî÷êàìè. Òåðïåòü ýòó áîëü áûëî ïðîñòî íåâîçìîæíî. Îëÿ îõðèïëà îò êðèêà, ñîïðîòèâëÿòüñÿ óæå íå áûëî ñèë. Áîëü áûëà íàìíîãî ñèëüíåå ÷åì îíà, Îëÿ ìîãëà âûòåðïåòü. Ê òîìó æå íàäåæíàÿ ôèêñàöèÿ äîáàâëÿëà ñòðàõà è óæàñà, ÷òî ìåøàëî äåâî÷êå òåðïåòü áîëü.

Ïðèìåðíî ïîñëå äåñÿòè óäàðîâ Îëÿ óæå îõðèïëà îò êðèêà, à åùå ÷åðåç ïÿòü-øåñòü óäàðîâ îíà ïåðåñòàëà ñîïðîòèâëÿòüñÿ. Áîëü ïîëíîñòüþ îâëàäåëà å¸ òåëîì. Äåâî÷êà ëåæàëà è ïëàêàëà. Ïðàâäà òåëî ðåàãèðîâàëî ñàìî íà áîëü. Ïîïà ñæèìàëàñü â ìîìåíò óäàðà è ðàññëàáëÿëîñü ïîñëå. Íî óäàðû áûëè äîñòàòî÷íî áûñòðûìè, ïîýòîìó ðåàêöèÿ ïîïû íà óäàðû âûãëÿäåëà ñî ñòîðîíû êàê î÷åíü êðàñèâûé òàíåö.

Íàêîíåö Òàíÿ âûäàëà ïîñëåäíèé óäàð è îòâÿçàëà äåâî÷êó. Ïåðåä ïîðêîé ó íåå â ïëàíàõ áûëî çàñòàâèòü Îëþ óáðàòü ïîñëå ïîðêè âåñü ìóñîð, ïîòîì îòïðàâèòü å¸ â óãîë. À ñåé÷àñ ìàìà ïðîñòî êðåïêî ïðèæàëà äåâî÷êó ê ñåáå. È ó Òàíè òîæå ïîòåêëè ñëåçû. Íåò, îíà íå æàëåëà, ÷òî òàê âûïîðîëà Îëþ.  êîíöå êîíöîâ ýòî áûëà î÷åðåäíàÿ ôàíòàçèÿ äåâî÷êè, êîòîðóþ Òàíÿ ðåàëèçîâàëà. Íî îíà ÷óâñòâîâàëà áîëü ñâîåé äåâî÷êè. Âåäü ýòî å¸, à íå ÷óæîé ðåáåíîê, îòñþäà è ñëåçû.

— Ãëóïåíüêàÿ äåâî÷êà, — ëàñêîâî ñêàçàëà ìàìà, îáíèìàÿ Îëþ, — âñå ïîçàäè. Óñïîêîéñÿ. ß òåáÿ î÷åíü ñèëüíî ëþáëþ è íå çëþñü íà òåáÿ. Âñ¸ õîðîøî.

— ß òåáÿ òîæå ëþáëþ, ìàìî÷êà! — ñêâîçü ñëåçû ïðîøåïòàëà Îëÿ è êðåïêî îáíÿëà ìàìó, — ñïàñèáî.

Îíè îáå çíàëè, çà ÷òî ñïàñèáî, è íèêòî íå ñòàë óòî÷íÿòü, çà ÷òî.

— Þëÿ, ñîëíûøêî, ïðèáåðè, ïîæàëóéñòà, âåñü ìóñîð, — ïîïðîñèëà ìàìà ìëàäøóþ äî÷ü. À ñàìà ïîâåëà Îëþ â å¸ êîìíàòó. Îíà ïîìîãëà äåâî÷êå ïåðåîäåòüñÿ, äàâ ïðè ýòîì åé ïîñìîòðåòü íà ñâîþ ïîïó â çåðêàëî. Òàíÿ çàìåòèëà, êàê Îëÿ óëûáíóëàñü, óâèäåâ ðåçóëüòàò â çåðêàëå, êàê îíà ïðîâåëà ðóêîé ïî ñâîåé ïîïå, èññëåäóÿ íà îùóïü ðåçóëüòàòû ïîðêè. Êîãäà Îëÿ ïåðåîäåëàñü, ìàìà óëîæèëà äåâî÷êó â ïîñòåëü è ñèäåëà ðÿäîì ñ íåé, ïîêà îíà íå óñíóëà.

Î ÷åì îíè äóìàëè? Êàæäàÿ î ñâîåì? Èëè î òîì, ÷òî òîëüêî ÷òî ïðîèçîøëî? Òàíÿ íå ñ÷èòàëà, ÷òî ñëèøêîì óæ æåñòîêî âûïîðîëà äåâî÷êó. Äà, ïñèõàíóëà. Äà ñâÿçàëà. Äà, êðåïêî âñûïàëà. Íî, îíà òî÷íî çíàëà, ÷òî ýòî îäíà èç ñàìûõ ëþáèìûõ ôàíòàçèé, èìåííî òàêàÿ ïîðêà. Äà è íè÷åãî ñòðàøíîãî. Ïîïà äåâî÷êè âûãëÿäåëà äëÿ ïîðêè ðîçãàìè âïîëíå íîðìàëüíî. Äà, âñÿ ïîïà èñïîëîñîâàíà. Äà, íåñêîëüêî êàïåëü êðîâè, íî êðîâü íå òåêëà ðó÷üåì. È, â êîíöå êîíöîâ ýòî íàêàçàíèå. Íî, Îëÿ ñêàçàëà ñïàñèáî è ýòî ñàìîå ãëàâíîå.

À Îëÿ, êîíå÷íî åé áûëî î÷åíü áîëüíî. Êîíå÷íî ïîïà ãîðåëà îãíåì. Íî êîãäà ìàìà îáíÿëà å¸, Îëÿ ïðîñòî ðàñòàÿëà. Âñÿ çëîñòü è îáèäà èñïàðèëèñü. Îíà òàê ñèëüíî ëþáèëà ìàìó â òîò ìîìåíò, ÷òî çàêîí÷èâøàÿñÿ òîëüêî ÷òî æåñòîêàÿ ïîðêà íå èìåëà íèêàêîãî çíà÷åíèÿ. Îëÿ ïðîñòî ñèëüíî ëþáèëà ìàìó. À êîãäà äåâî÷êà óâèäåëà â çåðêàëî ñâîþ èñïîëîñîâàííóþ ïîïó, ïîòðîãàëà ñëåäû ðóêîé, ôàíòàçèè çàèãðàëè â å¸ ãîëîâå ñ íîâîé ñèëîé.  òîò ìîìåíò îíà ÷åòêî îñîçíàëà, ÷òî ìàìà ðåàëèçîâàëà å¸ ñîêðîâåííóþ ôàíòàçèþ, ðåàëüíàÿ ïîðêà çà äâîéêè. Ïðè÷åì èìåííî æåñòîêàÿ ïîðêà íà ëàâêå. Äà, â ôàíòàçèÿõ áûëè îäíîêëàññíèêè, à ñåãîäíÿ… Ñåãîäíÿ áûëà å¸ ñåñòðà. Ïîýòîìó íèêàêîé îáèäû, à òîëüêî áëàãîäàðíîñòü è ëþáîâü. Îëÿ óñíóëà ñî ñâîèìè ôàíòàçèÿìè â ãîëîâå…

  • Рассказ олеся главные герои
  • Рассказ он живой и светится главная мысль
  • Рассказ однокоренные слова подобрать
  • Рассказ одиночка читать на яндекс дзен бесплатно без регистрации
  • Рассказ однажды в сочельник слушать