Рассказ он большой и светится

Автор на чтение 15 мин. просмотров 7 опубликовано 17.03.2021 он живой и светится трогательный рассказ о том, как маленький

На чтение 15 мин. Просмотров 7 Опубликовано

«Он живой и светится» – трогательный рассказ о том, как маленький мальчик совершил обмен дорогого игрушечного самосвала на крошечного светлячка, который светился в темноте.

on-zhivoy-i-svetitsya-chitatelskiy-dnevnik-64375.jpg

Краткое содержание «Он живой и светится» для читательского дневника

ФИО автора: Драгунский Виктор Юзефович

Название: Он живой и светится

Число страниц: 3. Драгунский В. Ю. «Денискины рассказы». Издательство «Нигма». 2014 год

Жанр: Рассказ

Год написания: 1964 год

Главные герои

Дениска Кораблев – добрый, честный, внимательный мальчик, любящий природу.

Мишка Слонов – лучший друг Дениски, практичный мальчик.

Мама Дениски – любящая и добрая женщина.

Сюжет

В ожидании мамы Дениска сидел возле песочницы. Она почему-то задерживалась, на небе стали потихоньку зажигаться звезды, и ребята начали расходиться по домам. Тут к Дениске подошел его лучший друг Мишка и взял в руки самосвал. Было понятно, что Мишке очень понравилась игрушка, и он попросил поиграть с ней. Однако Дениска отказал, ведь самосвал был ценным папиным подарком.

Тогда Мишка принялся торговаться: он предложил за игрушку редкие марки и даже спасательный круг. Однако все эти вещи совсем не интересовали Дениску. Тогда Мишка, словно решившись на что-то, махнул рукой и достал свое главное сокровище – спичечный коробок, в котором светилась крошечная звездочка. Мишка объяснил, что это живой светлячок, потому и светится в темноте. Дениска, недолго думая, совершил обмен и принялся рассматривать светлячка. Он разглядывал его очень долго, позабыв обо всем на свете.

План пересказа

  1. Один в песочнице.
  2. Появление Мишки.
  3. Обмен.
  4. Звездочка в спичечном коробке.
  5. Возвращение мамы.
  6. Волшебство светлячка.
  7. Он живой и светится.

Главная мысль

Чудеса природы гораздо интереснее всех изобретений человека.

Чему учит

Рассказ учит любить природу, быть любознательным, добрым. Учит видеть разницу между живым и искусственным.

Отзыв

Дениска оказался большим мечтателем, которой смог увидеть настоящее волшебство даже в самом обычном светлячке. Он смог осознать ценность живого существа перед мертвой игрушкой.

chitatelskiy-dnevnik-64375-risunok-illyustraciya-k-rasskazu-on-zhivoy-i-svetitsya.jpg

Рисунок-иллюстрация к рассказу Он живой и светится.

Пословицы

  • Живой о живом и думает.
  • Птиц и зверей оберегай, никогда не обижай.
  • Дорого, да не дороже денег.
  • Жизнь полна чудес.

Что понравилось

Понравилось, что Дениска, несмотря на свой возраст, понял, что в живой природе гораздо больше волшебства, чем в любой игрушке. Он с легкостью поменял дорогой самосвал на светлячка и не пожалел об этом.

Содержание:

Краткое содержание

Однажды вечером мальчик Дениска сидел во дворе у песка и ждал маму, но она всё не приходила, должно быть, задерживаясь где-то. Уже все родители из их двора вернулись, дети пошли вместе с ними по домам ужинать, а Дениска всё продолжал ждать. Он скучал и хотел есть.

В это время во двор вышел его друг Мишка, поздоровался и сел рядом. Он увидел, что у приятеля есть игрушечный самосвал. Он очень понравился Мишке, тот сразу же начал рассматривать его, задавать вопросы про то, сам ли он набирает песок, а в конце попросил дать его ему домой — поиграть. Но Дениска отказался: он очень дорожил игрушкой, так как это был подарок папы, который тот преподнёс ему перед отъездом. Между тем на улице уже начинало темнеть, становилось ещё грустнее.

Тогда Мишка решил на что-нибудь выменять машину: на редкие марки, карандаши, лопнутый плавательный круг, который можно было бы заклеить. Но Денис упрямо отказывался, считая всё это неравноценным обменом.

В итоге со словами «Была не была, знай мою доброту!» Мишка дал ему в руки спичечный коробок. Внутри оказался маленький светло-зелёный огонёк, который выглядел так, будто далеко-далеко горела звёздочка, но вместе с тем мальчик держал её сейчас в своих руках. Это был живой светлячок.

Дениска был так восхищён, что разрешил другу забрать самосвал насовсем. Радостный Мишка убежал с игрушкой домой, а он остался во дворе со своим светлячком и ещё долго любовался им, совсем забыв про то, что хотел домой. Всё было как в сказке, и он почему-то не мог ровно дышать, у него сильно билось сердце, а в носу кололо, как будто хотелось плакать.

Наконец пришла мама и повела Дениску домой. За ужином она спросила, как там его самосвал, но он рассказал, что променял его, и показал светлячка. Они погасили свет и вместе стали смотреть на бледно-зелёную звёздочку. Мама тоже подтвердила, что это волшебство. Но всё же она спросила, почему же Дениска согласился обменять свою ценную игрушку на светлячка, а тот ответил: «Он лучше любого самосвала, потому что он живой и светится!»

План для пересказа

Это довольно короткий и ёмкий рассказ, в котором всё же заложен довольно большой смысл. Но для удобства его можно разделить на несколько частей, составив план для пересказа:

  1. Долгое ожидание мамы во дворе.
  2. Появление Мишки.
  3. Самосвал.
  4. Варианты для обмена.
  5. Светлячок в спичечном коробке.
  6. Ощущение волшебства.
  7. Возвращение мамы.
  8. Почему светлячок лучше самосвала.

Главные герои

В произведении три главных героя. Их описание и характеристика:

  1. Дениска Кораблёв — маленький мальчик, умный, добрый, мечтательный, с хорошим воображением, отзывчивый. Умеет ценить красоту природы и восхищаться ею. Любит своих родителей.
  2. Мишка Слонов — лучший друг Дениски, любопытный, любознательный, весёлый, упрямый и настойчивый. Прагматичный, довольно хитрый, старается любым способом добиться своей цели. Хоть и не сразу, но ему удаётся заполучить самосвал. Не жадный: отдаёт другу светлячка.
  3. Мама Дениски — добрая, справедливая и понимающая женщина. Во всём поддерживает сына и вместе с ним восхищается светлячком.

Анализ, тема и основная мысль

Жанр произведения — рассказ о детях. Это текст небольшого объёма, в нём ограниченное количество персонажей, а также происходит эпизод, важный для дальнейшего развития героя.

В произведении затронута тема детства: автор ярко и красочно описывает детские переживания и радости, понятные не только читателю-ребёнку, но и взрослым, ведь они тоже когда-то были детьми.

Главная мысль «Он живой и светится» Драгунского — окружающая природа поистине удивительна, а одно из её чудес может быть гораздо ценнее, чем что-либо дорогое, но неодушевлённое, материальное. Этот рассказ — наглядная иллюстрация того, как важно восхищаться природой и ценить её. Дениске было очень тоскливо во дворе даже с дорогой новой машинкой, он ждал маму и хотел есть, а когда он получил светлячка, то начал любоваться им и забыл обо всём на свете. Окружающий мир будто не существовал для него, он испытывал яркие живые эмоции, получить которые невозможно от неодушевлённого предмета, даже если это подарок папы.

Со временем у человека меняется система ценностей, поэтому взрослые люди часто забывают о том, что и сами в детстве могли часами наблюдать за муравьишками, жучками или бабочками. Но они тоже могут испытать светлые чувства, увидев красивые картинки окружающей природы.

Мама Дениски спрашивает, чем светлячок лучше самосвала, но благодаря сыну тоже может понять, что никакая игрушка не заменит крохотное существо, которое красиво светится, да к тому же ещё и живое: о нём можно заботиться, с ним можно играть, вместе с ним никогда не будет тоскливо и одиноко.

Отзывы для читательского дневника

Я очень люблю читать «Денискины рассказы», рассказывающие о приключениях Дениски и его лучшего друга Мишки. В каждом из этих произведений главный герой познаёт мир, узнаёт что-то новое, выносит для себя какие-то уроки. То же самое произошло и в истории «Он живой и светится». В читательский дневник мне хочется записать главную мысль: чудо природы всегда будет прекрасней игрушки, сделанной человеком. Даже маленький светлячок может подарить незабываемые эмоции, ведь он так похож на далёкую звёздочку, которую при этом ты как будто держишь в руках.

Сегодня я прочитал рассказ «Он живой и светится» Драгунского. Краткое содержание показывает, что это увлекательная, весёлая и познавательная история. Мне очень понравился главный герой — Дениска, который оказался очень мечтательным и восторженным мальчиком с большим воображением. Светлячок стал для него дороже самосвала: увидев его, он даже разрешил Мишке забрать игрушку насовсем.

Мне кажется, Мишка тоже умеет ценить красоту природы, ведь ему непросто было расстаться со светлячком в спичечном коробке, тем более что это он нашёл его. Но желание поиграть с новой игрушкой пересилило.

На своём примере Дениска показал, что иногда живые существа могут сделать нас гораздо счастливее и добрее, чем любой дорогой подарок.

Рассказ «Он живой и светится» произвёл на меня большое впечатление. Автор мастерски передаёт все чувства, тревоги и переживания маленького Дениски: читая, ты как будто сам попадаешь в обычный двор с песочницей, вечереет, а по небу двигаются тёмные облака, похожие на бородатых стариков.

Больше всего мне понравились две сцены. Первая — та, в которой Мишка настойчиво пытается обменяться с другом, предлагая то марки, то плавательный круг… Но Дениска отказывается, ведь ему нельзя менять дорогой подарок, однако перед живым светлячком всё же не может устоять.

Вторая понравившаяся сцена — финал рассказа, когда Дениска показывает светлячка маме, и она соглашается, что это волшебство. По этому эпизоду мне даже хочется нарисовать рисунок. Также в конце Дениска говорит, почему он выменял светлячка: потому что тот живой и светится, и в этой фразе, в этом простодушном объяснении маленького мальчика, как раз и заложен весь глубокий смысл произведения.

Еще тесты

Читайте также

«Недоросль» — краткое содержание ? комедии Д. И. Фонвизина»Ася» — краткое содержание ? повести И. Тургенева»Робинзон Крузо» — краткое содержание романа Д. Дефо»Фауст» — краткое содержание ? трагедии И. Гете

Драгунский В., рассказ «Он живой и светится» Жанр: рассказы о детяхГлавные герои рассказа «Он живой и светится» и их характеристика

  1. Дениска Кораблев. Добрый и внимательный мальчик. Очень любит мечтать и наблюдать за природой.
  2. Мишка Слонов. Его друг. Практичный и деловой.
  3. Мама Дениски. Добрая, любящая.

План пересказа рассказа «Он живой и светится»

  1. Один в песочнице.
  2. Первые звезды
  3. Появление Мишки
  4. Мишка и самосвал
  5. Мена
  6. Спичечный коробок
  7. Светлячок
  8. Потеря во времени
  9. Возвращение мамы
  10. Волшебство светлячка
  11. Чем светлячок ценнее самосвала.

Кратчайшее содержание рассказа «Он живой и светится» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Дениска ждал маму, когда к нему подошел его друг Мишка
  2. Мишке очень понравился самосвал и он стал предлагать разные сокровища за него.
  3. Наконец Мишка предложил Дениске светлячка в спичечном коробке.
  4. Дениска взял светлячка и стал долго на него смотреть.
  5. Когда вернулась мама, он показал ей светлячка и сказал, что променял на него самосвал.
  6. Дениска сказал, что светлячок ценней самосвала, ведь он живой и светится.

Главная мысль рассказа «Он живой и светится» Чудо природы всегда кажется прекрасней игрушки, сделанной человеком.Чему учит рассказ «Он живой и светится» Рассказ учит любить природу, любить живое и не сравнивать живое и мертвую игрушку. Учит быть добрым и любознательным. Учит мечтать и видеть волшебство в самом обыкновенном светлячке.Отзыв на рассказ «Он живой и светится» Мне очень понравился этот рассказ, ведь мальчик Дениска раскрылся в нем с новой стороны. Оказалось, что он большой мечтатель, что он любит природу и может быть очарован светлячком, который так похож на далекие звезды. Денсика поступил в рассказе совершенно правильно.Пословицы к рассказу «Он живой и светится» Живой о живом и думает. Живой пес лучше мертвого льва. Птиц и зверей оберегай, никогда не обижай. Дорого, да не дороже денег. Жизнь полна чудес.Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Он живой и светится» Однажды вечером Дениска сидел возле песочницы и ждал маму. Она задерживалась и другие ребята уже разбежались по домам, а на небе стали загораться звезды. И тут к нему подошел Мишка и взял в руки самосвал. Было видно, что игрушка Мишке понравилась и он попросил чтобы Дениска дал ему самосвал поиграть. Но Дениска отказал Мишке, ведь самосвал ему подарил папа. Тогда Мишка стал торговаться. Он предложил за самосвал редкие марки, потом спасательный круг. Но все эти вещи Дениску не прельщали. Тогда Мишка махнул рукой и выложил свое главное сокровище — спичечный коробок и предложил открыть его. Дениска открыл и сперва ничего не увидел, но потом в коробке стала загораться звездочка. Мишка сказал, что это светлячок и что он живой. Тогда Дениска отдал ему самосвал и остался смотреть на светлячка. Он смотрел наверное очень долго, потому что совсем забыл обо всем остальном. И вот наконец пришла мама и повела его домой. Она спросила про самосвал, но Дениска спокойно сказал, что променял его. Мама спросила на что, и Дениска попросил ее выключить свет. Они вдвоем долго смотрели на светлячка, а потом мама сказала, что это конечно волшебство, но она не понимает, как Дениска мог променять на него такой ценный самосвал. Но Дениска ответил, что ему было скучно, и когда он увидел светлячка, то понял, что он ценнее любого самосвала. И мама тихо спросила чем. А Дениска ответил, тем, что он живой и светится.Рисунки и иллюстрации к рассказу «Он живой и светится»

Скачать:

Настройки

Размер шрифтаЦвет текстаЦвет фона

Автор: Драгунский Виктор

Год: 1959

Жанр: рассказ

Главные герои:Дениска — советский мальчик, Мишка — приятель Дениса

Все рассказы Драгунского основаны на вдохновении от собственного сына, которого звали Денис, а краткое содержание рассказа «Он живой и светится» для читательского дневника поможет и нам вспомнить детство.

Сюжет

Денис во дворе дома ждет маму. Всех детей забрали, и только за ним еще не пришли. Он скучает и тоскует и не понимает, почему она так задерживается. Чтобы отвлечься, он пытается играть в песочнице, но это мало помогает. К нему подходит Мишка и восхищается его игрушечным самосвалом. Мишка предлагает обмен, но Денис категорически против — это подарок папы. Приятель не отстает и предлагает последнее, что у него есть, спичечный коробок. Денис заинтересованно открывает коробок и видит светящегося зеленым светом светлячка. Он в восторге и сразу отдает самосвал. Наблюдая за светляком, Денис не замечает, как приходит мама. Она удивляется его обмену, но Денис говорит: «Ведь он живой и светится!».

Вывод (моё мнение)

Денису было тоскливо, и неодушевленная машинка не могла его развеселить, а вот светлячок — живое существо, источник света и тепла, с ним он не ощущал одиночества. Духовное намного важнее материального, и такой обмен никогда не будет напрасным.

Добавить в избранноеWant create site? Find Free WordPress Themes and plugins.

Краткое содержание — Он живой и светится — Виктор Драгунский

Автор, жанр, год издания, главные герои

Автор: Драгунский В.Ю.

Название: “Он живой и светится”

Жанр: рассказ

Тема произведения: дети

Число страниц: 6

Главные герои и их характеристика

Дениска. Маленький мальчик. Добрый, мечтательный, с хорошим воображением. Честный, отзывчивый, умеет ценить прекрасное.

Мишка Слонов. Друг Дениски. Мальчик практичный, прагматик, стремится к личной выгоде.

Мама Дениски. Добрая, справедливая, все понимает и поддерживает сына.

О чем произведение (1-2 предложения – кратчайшее содержание)

Дениска ждет маму в песочнице и играет с новым автомобилем, который ему подарил папа. Но он обменивает автомобиль на светлячка, потому что тот живой и светится.

Краткое содержание

Вечером в песочнице Дениска ждет свою маму, когда к нему подходит его друг, Мишка.

Мишка видит игрушечный грузовик, который ему очень нравится и предлагает за игрушку все свои сокровища.

Дениска отказывается меняться, пока Мишка не достает спичечный коробок, в котором сидит светлячок.

За светлячка Дениска легко отдает машинку и смотрит на насекомое, как на чудо.

Когда мама возвращается с работы и узнает, что Дениска поменял машинку на светлячка, она спрашивает, зачем мальчик так поступил.

Но Дениска отвечает, что светлячок живой и светится, и мама понимает, что Дениска прав.

Понравившийся эпизод

Мне понравилась в этом рассказе сцена мены. Мишка что только не предлагал Дениске, и марки, и надувной круг, но все это не интересовало Дениску, ведь ему нельзя было меняться. Но перед светлячком мальчик не устоял, ведь тот был живым.

План произведения для пересказа

  1. В песочнице
  2. Появление Мишки
  3. Предложения обмена
  4. Светлячок
  5. Появление мамы
  6. Мама и светлячок

Главная мысль (вывод, мнение)

Главная мысль

Живая природа прекрасна и удивительна, и ничто, сделанное человеческими руками, не сравнится с творениями живой природы.

Чему учит эта книга

Рассказ учит любить природу, любить животных, понимать красоту и уметь радоваться самым простым вещам. Учит быть честным, добрым, слушаться родителей. Но также учит думать своей головой, если ситуация меняется.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному

Мне понравился этот рассказ и его главный герой — мальчик Дениска. У Дениски оказалась очень чувствительная душа, он оказался способен оценить красоту простого насекомого, и я считаю, что он поступил совершенно правильно.

Новые слова и выражения

Брынза — вид сыра.

Гватемала и Барбадос — редкие марки.

Пословицы к произведению

Живой о живом и думает.

Жизнь полна чудес.

Птиц и зверей оберегай, никогда не обижай.

Живой пес лучше мертвого льва.

Дорого, но не дороже денег.

Рисунок к произведению

b91af79ff5ad2e6887b8c555bb6f1f35.jpg

Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/chitatelskiy-dnevnik/on-zhivoy-i-svetitsya.html
  • https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/on-zhivoy-i-svetitsya.html
  • http://coolchtivo.blogspot.com/2018/11/blog-post22.html
  • https://frigato.ru/chitatelskiy-dnevnik/2-klass/1758-on-zhivoy-i-svetitsya.html
  • https://svetlica-mama-blogger.ru/читательский-дневник-3-класс-готовые-о/драгунский-он-живой-и-светится-кратк.html

Конспект урока изучения нового материала
по литературному чтению в 3 классе для обучающихся с ТНР

Тема урока: рассказ В. Ю.
Драгунского «Он живой и светится».

— ознакомление обучающихся с содержанием рассказа
В. Ю. Драгунского «Он живой и светится».

— закрепление грамматической стороны речи
при построении полных правильных ответов;

— развитие диалогической стороны речи
через вопросно-ответную форму работы.

— развитие умения осуществлять смысловое
чтение.

— воспитывать любовь и бережное отношение
к природе.

Оборудование: учебник
«Литературное чтение. 3 класс. 2 часть» (Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий
и др.) с. 102-106, слоговые дорожки, презентация, ТСО.

Этап
урока

Деятельность
учителя

Деятельность
обучающихся

Организационный
момент


Здравствуйте, дети!


Приготовились, сели красиво.


Какой сейчас урок? Отвечаем полным ответом.


Какую большую тему мы сейчас изучаем, Коля?


Хорошо. А какой рассказ мы читали на прошлом уроке, Лёня?


Здравствуйте.


Сейчас у нас урок литературного чтения.


Мы изучаем тему: «Люби живое».


«Капалуха».

Проверка
домашнего задания


Верно, «Капалуха».


Кто может сказать, кто такая капалуха?


Какое у вас было домашнее задание?


Прочитай его Лиза.


Кто готов ответить на вопрос?

(спрашиваю
ещё пару человек)


Это глухарка.


Ответить на вопрос номер 6.

Обучающиеся
отвечают.

Речевая
гимнастика


Молодцы. Сегодня мы с вами познакомимся с новым автором, но сначала сделаем
речевую гимнастику.


Сейчас будем пропевать гласные.

Делаем
вдох, пропеваем на выдохе.

image001

 


Хорошо. Теперь работаем со слоговыми дорожками.

ША-ША-ША

ШО-ШО-ШО

ШУ-ШУ-ШУ

ШИ-ШИ-ШИ

 

 


Читаем по цепочке по строчке.


Хорошо, теперь по столбцам.


Теперь читаем по строчкам с ударением на первый слог. На второй слог. На
третий слог.


Хорошо. Читаем с вопросительной интонацией (рядом со слоговой дорожкой
учитель дописывает ?).


Читаем с восклицательной интонацией (рядом со слоговой дорожкой учитель
дописывает !)


Молодцы.

Обучающиеся
выполняют речевую гимнастику.

Вступительная
беседа, словарная работа №1


Хорошо,
молодцы. Сегодня мы с вами будем читать новый рассказ. Посмотрите на доску.
Здесь у нас изображён автор, рассказ которого будем читать.


Тимур, прочитай, как его зовут.

image002


Да, Виктор Юзефович Драгунский. Этот автор – наш современник. Так же, как и
Виктор Астафьев, Драгунский жил в военное время. Он строил укрепления для
обороны, защиты городов, а затем давал концерты для солдат, поддерживая их в
такое нелёгкое время. Позже Драгунский написал множество рассказов для детей.
Возможно, вы слышали и читали какие-либо рассказы из цикла «Денискины
рассказы», где Денис Кораблёв  постоянно попадает в смешные, забавные, но
поучительные ситуации.


Один из таких рассказов мы и прочитаем сегодня. Рассказ называется «Он живой
и светится…» Как вы думаете, о чём?

image003


Хорошо. Прочитаем рассказ и проверим, верны ли ваши предположения.
Но перед
этим прочитаем некоторые слова, которые встретятся нам в тексте.


Читаем все вместе.

image004


Брынза – вид сыра (из козьего, овечьего молока). На какой слог падает
ударение?


Следующее слово.

image005


Самосвал – это грузовая машина с откидным кузовом. На какой слог падает
ударение?


Дальше.

image006


Гватемала и Барбадос – это государства (в Америке). В рассказе – марки этих
государств. На какой слог падает ударение в первом слове?


Хорошо. А во втором?


Молодцы. И последнее слово.

image007


Светлячок – это насекомое, жук, который может светиться в темноте. На какой
слог падает ударение в этом слове?


Молодцы.


Виктор Юзефович Драгунский.

Обучающиеся
высказывают свои предположения.


Брынза.


Ударение падает на первый слог.


Самосвал.


Ударение падает на третий слог.


Гватемала, Барбадос..


Ударение падает на третий слог.


Ударение падает третий слог.


Светлячок.


Ударение падает на третий слог.

Первичное
чтение


Сейчас я прочитаю вам рассказ. Слушайте внимательно. После прочтения ответьте
на вопрос: о ком автор говорит «он живой и светится»?

Дети
слушают.

Первичный
синтез


Так, кто готов ответить на вопрос: о ком автор говорит «он живой и светится»?
Правильно мы сделали предположение?


Правильно, молодцы.


Какое настроение было у Дениски в начале рассказа?


А как изменилось его настроение к концу рассказа?


Автор говорит про светлячка.


Он был грустный.


Он стал весёлый.

Аналитическое
чтение, словарная работа №2


Открываем учебник. Страница 102. Будем читать рассказ по абзацам по цепочке.


Начинает Коля. Коля читает вслух, остальные – про себя. Следим.


О чём говорится в этом абзаце?


Хорошо. Продолжает Арсений. После Арсения будешь ты, Паша.


Дальше Паша.


Хорошо, остановились. Как думаете, какие чувства испытывал мальчик, когда
ждал маму?


Правильно. Ему было одиноко, скучно и обидно, что мамы так долго нет. Найдите
слова-подтверждения в тексте.


Продолжаем читать. Дима.


Хорошо. Дальше Тунар.


Егор.


Молодцы, остановились. Почему мальчик отказался отдавать самосвал Мишке?


Верно. Продолжаем. Саша читает.


Тимур.


Кирилл.


Хорошо. С чем автор сравнивает светлячка?


Докажите.


Молодцы. Лиза, продолжи читать.


На что согласился Дениска поменять самосвал?


Какие чувство испытывал Дениска, когда смотрел на светлячка?


Верно. Дениска восхищённо смотрел на светлячка.


Продолжим. Лёша.

— Скажите, перестал ли Дениска
чувствовать себя одиноким, всеми покинутым?

— Почему?

— Верно, молодцы. Денис,
продолжаем читать.

— Лёня.

— И заканчивает Коля.

— Спасибо. Как мама Дениски назвала
светлячка, когда увидела его свет?

— Верно. А как ещё она его
назвала?

— Да. А видел ли мальчик в
светлячке только червячка? Или в нём видел волшебство?

— Верно. Он видел волшебство,
красоту. Можно ли сказать, что мальчик любит красоту природы.

— Правильно. Мальчик любит и ценит
природу.

Дети
читают.


Говорится о том, что мальчик сидел один во дворе и ждал маму.

Дети
читают.


Он скучал, грустил.

Дети
находят слова и прочитывают.

Дети
читают.


Потому что это был подарок папы.

Дети
читают.


Автор сравнивает его со звёздочкой.

Дети
находят слова-доказательства, зачитывают.

Дети
читают.


Дениска согласился поменять самосвал на светлячка.


Он радовался, почти не дышал.

Дети
читают.


Да.


Потому что он забыл обо всем на свете. Он смотрел на светлячка.

Дети
читают.


Она сказала, что это волшебство.


Она его назвала червячком.


Он видел волшебство.


Да, потому что он восхищался светлячком.

Вторичный
синтез


Итак, о чём же этот рассказ?


Скажите, почему мальчик поменял игрушечный самосвал на светлячка?


Верно. По каким строчкам мы можем это понять?


Правильно. Как вы думаете, что хотел сказать автор рассказа?


Правильно. Природа помогает забыть об одиночестве. Живое существо помогает
справиться с одиночеством.


Молодцы.


Это рассказ о мальчике, который поменял самосвал на светлячка.


Потому что светлячок помог ему не чувствовать себя одиноким.


«Я забыл про всех на белом свете».


Что нужно любить природу. Что можно не быть одиноким, если рядом природа.

Итог
урока


Итак, рассказ кого автора мы сегодня читали?


Как назывался рассказ?


Верно. Чему учит автор в своём рассказе?


Правильно. А какова главная мысль этого рассказа?


Верно. Подводим итог. Нужно бережно нужно относиться к природе, любить её. И
тот, кто любит природу, никогда не будет одинок.


Мы читали сегодня рассказ Виктора Юзефовича Драгунского.


Рассказ «Он живой и светится».


Автор учит тому, что нужно любить природу.


Главная мысль – это что живое существо помогает справиться с одиночеством.

Оценка


Все хорошо поработали. Читали выразительно, правильно. Отвечали на вопросы.

(оценивание
проходит относительно каждого ребёнка индивидуально в зависимости от его
работы на протяжении урока)

Домашнее
задание


Закрываем учебники. Открываем дневники. Записываем домашнее задание. Первое.
Учебник. Страница 102-106 прочитать. Второе. Готовим к следующему занятию к
чтению по ролям.

Тема
урока – В.Ю. Драгунский «Он живой и светится»

формирование знаний об интересных фактах биографии
В.Ю. Драгунского,  умения определять главную мысль рассказа, а также
нравственную идею рассказа посредством изучения произведения В.Ю. Драгунского «Он
живой и светится».

Задачи (относящиеся
к деятельности учителя):

Дидактические

      
Способствовать формированию знаний об интересных
фактах биографии В.Ю. Драгунского

      
Ознакомить с произведением В.Ю. Драгунского «Он
живой и светится»

Развивающие

      
Формировать умение определять главную мысль
рассказа;

      
Развивать умение анализировать литературный текст
с опорой на систему вопросов учителя, выявлять основную мысль произведения;

      
Формировать умение формулировать учебную задачу
урока в паре, принимать ее, сохранять на протяжении всего урока, периодически
сверяя свои учебные действия с заданной задачей;

      
Способствовать формированию умения использовать
найденный текстовый материал в своих устных высказываниях и рассуждениях;

Воспитательные

      
Способствовать осознанию значимости нравственной
идеи произведения В.Ю. Драгунского «Он живой и светится» ;

      
Воспитывать доброжелательное отношение друг к
другу.

Оборудование: мультимедиа-проектор,
ментальные карты (презентация),  документ-камера, раздаточный материал

Этап фрагмента урока, время

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная,
И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая)

Дидактические средства,

интерактивное оборудование

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П-познавательные, Р — регулятивные, К
коммуникативные)

Личностные

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

0,5 мин

Организовать детей на дальнейшую
деятельность.

Вступительное слово учителя.

Прием «Эмоциональный настрой»

ИКТ-технология

— Здравствуйте,
ребята, меня зовут Наталья Сергеевна, и сегодня урок литературного чтения у
вас проведу я.

— Помните, что вы
самые умные, сообразительные ученики, у вас всё на этом уроке получится.
Знания, полученные на этом уроке, пригодятся нам в жизни.

Приветствуют
учителя.

Ф

мультимедиа-проектор,
ментальные карты (презентация), 

Доброжелательно
относятся друг к другу.

2. Актуализация  и  фиксирование  индивидуального
затруднения  в пробном действии

1 мин

Актуализировать знания для осуществления дальнейшей деятельности

Словесные (беседа)

Наглядные (презентация)

ТРКМ («Верю – не верю»)

ИКТ-технология

Вспомните название
раздела, над которым мы работаем

– О чем повествуют
произведения, включенные в данный раздел?

— “Люби живое»

— О животных, о
дружеских взаимоотношениях людей и животных, о бережном отношении к живой
природе.

Ф, П

мультимедиа-проектор,
ментальные карты (презентация)

Актуализируют
знания по прошлой теме

Доброжелательно
относятся друг к другу.

3. Выявление места и причины
затруднений

2 мин

Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе
выявить места и причины затруднения.

Словесные (беседа),

Наглядные (презентация)

ИКТ-технология

— Ребята, сегодня
мы с вами познакомимся с автором чудесных рассказов для детей.

— Посмотрите на
портрет. Что вы можете сказать о нем, ребята?

Ю. Нагибин говорил
о Драгунском: «…кажется, что он прожил несколько жизней. В одной жизни он был
шорником, лодочником, токарем, в другой – цирковым клоуном, актёром кино и
театра, руководителем замечательного сатирического ансамбля «Синяя
Птичка», в третьей – одним из лучших детских писателей и превосходным,
нежным и добрым писателем для взрослых.»

— Писать Драгунский
начал только в 46 лет. Именно тогда появились знаменитые «Денискины
рассказы».
Прототипами
Дениски и его друга Мишки стали: сын Виктора Денис Драгунский и его школьный
друг Михаил Слоним,
в одном из рассказов фигурирует девочка Ксения –
дочь Виктора Драгунского.

— Он был
талантливым писателем, щедрым и радостным человеком. В его рассказах нежное и
светлое чувство всегда одерживает верх над реальной, тяжелой земной жизнью. 

Внимательно слушают
учителя.

Работают с
портретом.

Ф

мультимедиа-проектор,
ментальные карты (презентация)

Знают  об
интересных фактах биографии В.Ю. Драгунского;

К. — умеют
использовать найденный текстовый материал в своих устных высказываниях и
рассуждениях;

Доброжелательно
относятся друг к другу.

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план,
сроки, способ, средство).

2 мин

Формулировка главных целей и темы урока,
выбор способа разрешения проблемы, выбор метода и средств

Словесные (беседа), «систематизации знаний»

Наглядные (презентация)

ТРКМ (прием «загадка»

ИКТ-технология

— Ребята, чтобы
сформулировать тему урока и узнать, о ком пойдет речь в рассказе, нам
необходимо отгадать загадку:

То погаснет, то
зажжется

Ночью в роще
огонёк.

Угадай, как он
зовется?

Золотистый…
(светлячок).

— Ребята, что вы
знаете о светлячках? (ЖУКИ)

— Молодцы! 

Цель?

Задачи:

1. Прочитать
рассказ В.Ю. Драгунского «Он живой и светится»

2. Проанализировать
рассказ В.Ю. Драгунского «Он живой и светится»,  оценить поступки героев и
определить главную мысль произведения

3. Научиться читать
рассказ «Он живой и светится» по ролям

Внимательно слушают
учителя.

Отгадывают загадку.

С помощью наводящих
вопросов учителя формулируют тему, цель и задачи урока.

Ф

мультимедиа-проектор,
ментальные карты (презентация)

Знают  об
интересных фактах биографии В.Ю. Драгунского;

Р. —

формулируют учебную
задачу урока в паре, принимают ее, сохраняют на протяжении всего урока,
периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;

Доброжелательно
относятся друг к другу.

5. Реализация построенного проекта

9 мин

Предъявление нового материала, понятий и способов действия,
усваивание нового способа действия учащимися.

Словесные (беседа),

Наглядные (презентация)

ИКТ-технология

Первичный синтез.

Чтение учителем.

— Слушайте
внимательно, вам необходимо будет ответить на вопросы:

Первичный анализ.

— Кто является
главными действующими лицами рассказа?

— От чьего лица ведётся
повествование?

— Кого ждал в
начале рассказа Дениска?

— Что Дениска отдал
своему другу в обмен на светлячка?

— А сейчас ребята,
поработаем с карточками. Каждой группе необходимо будет прочитать свою часть
рассказа и ответить на вопросы по ней.

Над последней
частью  поработаем вместе.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Внимательно слушают
учителя.

Отвечают на вопросы
учителя.

Ф, П

мультимедиа-проектор,
ментальные карты (презентация),   

Знают  об
интересных фактах биографии В.Ю. Драгунского;

Знают произведением
В.Ю. Драгунского «Он живой и светится».

П. — умеют
определять главную мысль рассказа;

анализируют
литературный текст с опорой на систему вопросов учителя, выявляют основную
мысль произведения;

Р. —

формулируют учебную
задачу урока в паре, принимают ее, сохраняют на протяжении всего урока,
периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;

К. — умеют
использовать найденный текстовый материал в своих устных высказываниях и
рассуждениях;

Осознают значимость
нравственной идеи произведения В.Ю. Драгунского «Он живой и светится»;

Доброжелательно
относятся друг к другу.

6. Первичное
закрепление с проговариванием во внешней речи.

Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач

Словесные (беседа)

Наглядные (презентация)

ИКТ-технология

Практическая работа (работа у интерактивной доски)

Ребята, что делает этот рассказ
более интересным? (диалоги)

— Найдите их в рассказе. Кто из
героев в них участвует?

— Прежде, чем мы начнём работать с
диалогами, давайте сравним двух героев. Вспомните, что мы говорили о Дениске
и о Мишке.

Дениска — добрый, любящий природу,
чувствительный, верный, надежный, нежный.

Мишка — невежливый, любил собирать
марки, любил машины, неравнодушный к механическим игрушкам, настырный.

— Подготовьте чтение любого
понравившегося диалога без слов автора. Обратите внимание, что с помощью
интонации надо попытаться передать характер героев, их чувства и настроение.

— Диалоги.

Мишка и Дениска, Дениска и мама

Учащиеся в парах готовят
выразительное чтение диалога по выбору. После 1-2-минутной подготовки одни
ребята прочитывают диалоги без слов автора

Ф

мультимедиа-проектор,
ментальные карты (презентация)

Знают  об
интересных фактах биографии В.Ю. Драгунского;

Знают произведением
В.Ю. Драгунского «Он живой и светится».

К. — умеют
использовать найденный текстовый материал в своих устных высказываниях и
рассуждениях;

Осознают значимость
нравственной идеи произведения В.Ю. Драгунского «Он живой и светится»;

Доброжелательно
относятся друг к другу.

7. Включение в систему знаний повторение

повторение  и  закрепление  ранее 
изученного  и  подготовка  к изучению  следующих  разделов  курса

Словесные (беседа)

Наглядные (презентация)

ИКТ-технология

— Ребята, давайте
вспомним, кто является автором данного рассказа?

— Какова главная
идея рассказа?

— Какова была
цель нашего занятия?

— Удалось ли нам
ее выполнить?  

— Что вам больше
всего понравилось в данном произведении?

В.Ю. Драгунский

Любое живое существо на свете
дороже и ценнее самой дорогой игрушки.

Ф, П

мультимедиа-проектор,
ментальные карты (презентация)

Знают  об
интересных фактах биографии В.Ю. Драгунского;

Знают произведением
В.Ю. Драгунского «Он живой и светится».

П. — умеют
определять главную мысль рассказа;

К. — умеют
использовать найденный текстовый материал в своих устных высказываниях и
рассуждениях;

Осознают значимость
нравственной идеи произведения В.Ю. Драгунского «Он живой и светится»;

Доброжелательно
относятся друг к другу.

8. -Рефлексия УД на уроке

самооценка учащимися результатов своей
учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового
способа действия

Словесные (беседа)
Прием рефлексии «незаконченные предложения»

ИКТ-технология

— Давайте оценим свою деятельность на
уроке.

— На экране незаконченные
предложения, дополните их.

·      
Сегодня я узнал…

·      
Было интересно…

·      
Было трудно…

·      
Я понял, что…

-Спасибо. Урок окончен.

Внимательно слушают учителя.

Оценивают свою деятельность
уроке.

Ф

мультимедиа-проектор,
ментальные карты (презентация)

Осознают значимость
нравственной идеи произведения В.Ю. Драгунского «Он живой и светится»;

Доброжелательно
относятся друг к другу.

приложение
1.

Подумайте, о чём идёт речь в первой части рассказа?

о том, как Дениска ждал маму

Как чувствовал себя Дениска и как относился к тому,
что мама опаздывала?

скучал и очень переживал, было
тоскливо и неуютно и страшно. Денис хотел есть, автор об этом говорит прямо.
Он упрекает маму, что она так долго не приходит

А какое чувство испытывали вы, когда читали эту
часть?

грусть, жалость, сочувствие

Каким показывает автор Дениску в этой части?
Подтвердите словами из текста.

любящий сын (скучал и переживал за
маму), готов прийти маме на помощь («если бы я знал, что моя мама хочет
есть:.. я бы моментально к ней побежал»
)

Как бы вы озаглавили эту часть? Что в ней главное?

«Ожидание мамы»

О чем рассказывается во второй части?

О разговоре двух мальчиков

О чём они говорили?

Мишка предлагал обменять Денискин
самосвал на марку, плавательный круг, но Дениска не соглашался

А почему? Дениска был жадным?

нет, он не хотел расставаться с
папиным подарком; не хотел лишать себя последней радости — ведь ему было
очень плохо без мамы

Какой характеристикой мы можем дополнить образ
Дениски? Найдите предложение, где показана реакция Мишки на отказ Дениса
отдать самосвал.

дорожит подарками – не отдавал подарок
папы, терпеливый – долго ждал маму, глядя на ворота.  «Мишка надулся и
отодвинулся от меня»

Подумайте, какие качества характерны для Мишки?

завистливым, ему понравилась игрушка
Дениса и он захотел такую иметь; настырным и бестактным — любым путем хотел
завладеть игрушкой, получив отказ, продолжал выпрашивать игрушку, предлагал
обмен, да еще показывал свою обиду; невежливым, не говорил вежливое слово
«пожалуйста», а получив игрушку, не сказал даже спасибо; нечестным: предлагал
за новую игрушку лопнувший круг

Как можно озаглавить вторую часть?

«Новая игрушка Дениски»

О чём говорится в третьей части рассказа?

описание светлячка и реакции Дениски
на него)

Как изменилось мнение Дениски после того, как он
увидел светлячка?

Как вы думаете, почему?

он сам предложил Мишке свой самосвал в
обмен на светлячка.

Увидел, какой это красивый жучок,
поразил его своей красотой — был необычным, похожим на маленькую звездочку;
Дениска любил все красивое и преклонялся перед настоящей красотой; жучок был
живым, а мальчик любил природу, все живое больше всего, даже больше самосвала

Найдите в тексте выражения, с помощью которых автор
описывает, какие чувства испытывал Дениска, получив подарок?

сказал шёпотом, а я остался со своим
светлячком, глядел и не мог наглядеться, не мог ровно дышать, стучит моё
сердце, кололо в носу, хотелось плакать, я забыл про всех

Каким мы видим здесь Дениску?

Дениска был счастливым, восхищался
красотой маленькой звездочки, испытывал восторг от этого, испытывал волнение

Как озаглавите эту часть?

«Светлячок», «Встреча
со светлячком», «Живое чудо», «Крошечная звездочка в
коробке»

Кто является действующими лицами в последней части
рассказа?

Мама и Дениска

Как мама отнеслась к тому, что Дениска обменял
самосвал на светлячка?

мама также была в восторге от живого
светлячка; она пыталась понять, что побудило сына поменять папин подарок на
светлячка

Как вы можете объяснить смысл слов, которые стали
заглавием рассказа?

Любое живое существо намного дороже и
милее самой дорогой игрушки; свет светлячка принес мальчику радость в
грустные минуты одиночества

Найдите в тексте слова, которыми можно озаглавить
эту часть

Лучше любого самосвала на свете

Мосты являются важными транспортными объектами, поэтому в городе внимательно следят и за их техническим состоянием.

29 ноября отмечается День мостов. Эти сооружения играют важную роль в жизни города. Особенно красивы столичные мосты в темное время суток, когда включается подсветка, написал Сергей Собянин на своей странице в социальной сети «ВКонтакте».

Большой Москворецкий мост

Большой Москворецкий мост, соединяющий Красную площадь и Васильевский спуск с Большой Ордынкой, сияет золотом.

Архитектурную подсветку создают свыше 800 осветительных приборов. За основу светового образа взят опал цвета огня. Парапеты, фасады арочных пролетов и устоев подсвечиваются золотым светом, а внутренние своды прожекторы освещают красным. Таким образом мост становится продолжением архитектурного освещения Кремля.

Несколько веков назад на этом месте была старейшая в Москве переправа — наплавной мост между Тверской и Серпуховской дорогами. Современное сооружение построили в 1938 году, а свой первый и единственный раз мост был капитально отремонтирован в 2018-м.

Работы заняли 13 месяцев. Специалисты обновили конструкции, очистили все световые элементы от загрязнений специальным составом и заменили светильники.

Рассказ он большой и светится

Крымский мост

Крымский — единственный подвесной мост в столице. Он входит в Садовое кольцо и соединяет Крымскую площадь с улицей Крымский Вал.

По рабочим дням мост светится ровным золотым светом, напоминающим оттенок минерала рутила. Почти 500 светодиодных приборов превращают конструкцию в подобие диадемы над Москвой-рекой.

В праздники и выходные оттенки плавно меняются, напоминая северное сияние. Динамический эффект создается при помощи мультимедийного светодиодного освещения, позволяющего изменять яркость света и осуществлять плавные цветовые переходы.

Рассказ он большой и светится

Патриарший мост

Пешеходный мост, соединяющий Пречистенскую и Берсеневскую набережные, погружает город в атмосферу XIX века.

Сверху вдоль моста установлены фонари, стилизованные под старину, которые освещают пешеходную зону, а снизу сооружение подсвечивают светильники рассеянного света с системой цветосмешения. За основу светового образа взяты цвета серебра и кварца, однако арки могут менять цвет на зеленый, фиолетовый, синий, красный и белый с промежутком около 15 секунд. Всего в освещении задействовано более 200 светильников, 500 прожекторов и светодиодов.

Рассказ он большой и светится

Пушкинский (бывший Андреевский) пешеходный мост

Пушкинский пешеходный мост знаменит соседством с Нескучным садом, Парком Горького, а также роскошными видами, открывающимися с галерей.

В основу сооружения легли конструкции Андреевского железнодорожного моста, построенного в 1905–1907 годах. Над сложнейшим инженерным решением работали лучшие мостостроители того времени Лавр Проскуряков и Петр Каменцев. Архитектурный проект принадлежал известному русскому зодчему Александру Померанцеву.

Архитектурное освещение появилось в 1999 году. Арочный пролет попеременно подсвечивается то синим и оранжевым, имитируя цвета золота, кварца и варисцита. Всего для подсветки использовано почти 1400 осветительных приборов: около 900 прожекторов и порядка 500 светильников.

Рассказ он большой и светится

Мост Богдана Хмельницкого

Пешеходный мост Богдана Хмельницкого с подсветкой появился рядом со станцией метро «Киевская» в 2001 году. При строительстве использовалась арочная конструкция Старого Краснолужского моста в желто-зеленой цветовой гамме.

Более 6900 осветительных приборов обеспечивают контурную подсветку и мягкий свет под куполом. Издалека мост напоминает россыпь самоцветов с четкой огранкой.

Рассказ он большой и светится

Новоспасский мост

Новоспасский мост назван в честь расположенного неподалеку монастыря. Лаконичное трехпролетное сооружение соединяет район Павелецкого вокзала с площадью Крестьянская Застава.

Мост считается одним из двух старейших на Москве-реке, в его основу легли опоры моста 1911 года. В 1937-м конструкцию надстроили, а в начале XXI века несущие арки и верхнее строение были заменены на стальные.

Для архитектурного освещения моста используется свыше 1100 осветительных приборов. При выборе цветового решения светодизайнеры взяли за основу два породных минерала: ванадинит и малахит. Здесь сияющий алмазный блеск теплого белого света подчеркивает внешнюю красоту моста, а легкий холодный искусно подсвечивает внутренние своды.

Полюбоваться видами Замоскворечья и Таганки можно как с моста, так и с расположенной рядом пристани.

Рассказ он большой и светится

Большой и Малый Устьинские мосты

Большой Устьинский мост впервые построили в 1881 году ниже устья Яузы. От старого моста современному сооружению осталось только название. Во время реконструкции набережных из-за открытия канала имени Москвы в 1938 году мост перестроили выше по течению. Сегодня он соединяет Яузский бульвар с Садовническим проездом.

Рядом располагается Малый Устьинский мост того же года постройки. Он сохранил название существовавшего здесь с 1883 года старого металлического Малого Устьинского моста.

По ночам сооружения подсвечиваются холодным белым цветом. В архитектурном освещении мостов использовано 750 осветительных приборов, а дополнительный праздничный режим ярко выделяет их в особые для столицы даты.

Рассказ он большой и светится

Тессинский мост

Тессинский мост, построенный в 1887 году, также разобрали при реконструкции набережных в 1930-х годах. Спустя более полувека, к 1992 году, одноименный пешеходный мост возвели на квартал ниже по течению реки Яузы. В народе он также получил прозвище Теплосеть, так как посередине сооружения проходят трубы теплотрассы.

Внешнюю сторону моста обрамляют 120 метров светодиодной ленты теплого белого цвета, а внутренние своды освещает желтая подсветка. Отражение в воде делает мост похожим на золотое кольцо с агатом, сквозь которое бежит Яуза.

Необычный вид моста и расположенная рядом высотка на Котельнической набережной привлекают сюда художников, фотографов и скульпторов.

Рассказ он большой и светится

Бородинский мост

Бородинский мост соединяет Смоленскую и Большую Дорогомиловскую улицы. Построенный к столетию Отечественной войны 1812 года, он стал настоящим памятником Бородинскому сражению. Въезды на мост декорированы закругленной колоннадой, обелисками и атрибутами воинской доблести.

Москвичи по праву считают его одним из самых красивых мостов города. Отсюда открывается вид на Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова и Москва-Сити, а на закате можно полюбоваться лучами уходящего солнца, подсвечивающими здание МИДа. Ночью мост светится светло-синим светом, отражающимся в темной глади Москвы-реки. Для подсветки использовано 230 осветительных приборов. Недавно она была оборудована новой современной системой управления, которая позволяет дистанционно включать и выключать лампочки, а также следить за их работоспособностью.

Программу по архитектурному освещению мостов реализовали в 2013–2014 годах. В основу концепции подсветки легла идея неорганической основы природы: естественных образований, минералов, кристаллов. С новой архитектурно-художественной подсветкой столичные мосты стали еще одной визитной карточкой города. На 22 мостах Москвы было установлено более трех тысяч световых приборов суммарной мощностью 147 киловатт, проложено более 13 тысяч метров кабельной продукции. При этом новое светодиодное освещение более энергоэффективно, что позволяет сэкономить на освещении города и заботиться об экологии.

Рассказ он большой и светится

Урок литературного чтения – 3 класс

Тема: В.Ю. Драгунский «Он живой и светится»

Цель урока:

Деятельностная цель: научить учащихся составлять план для подробного пересказа используя
сюжетные картинки.

Содержательная цель: развивать навыки осознанного выразительного чтения, совместно
давать характеристику героев.

Задачи: — учить
видеть и понимать поступки героев через рассказ о герое, используя опорные
слова, характеризующие его поступки и описывающие характер;

— развивать воображение, связную речь, навыки
выразительного чтения;

— прививать любовь к природе и интерес к
чтению;

— формировать у обучающихся умение делить текст
на смысловые части;

— учить выделять идею произведения;

— закреплять умение отвечать на вопросы по
тексту.

Планируемые результаты:

Предметные:

— познакомятся с рассказом В.Ю. Драгунского
“Он живой и светится”;

— научатся понимать тему и главную мысль
текста;

— уметь прогнозировать содержание
произведения;

— читать и воспринимать на слух произведение,
определять жанр.

Метапредметные:

Познавательные:

— уметь ориентироваться в учебной литературе;

-осуществлять анализирование текста с
опорой на вопросы учителя;

— уметь выделять нужную информацию из
художественного текста; умение выявлять авторскую позицию и идею произведения.

Регулятивные:

— принимать и сохранять заданную учебную цель;

— учитывать, выделенные учителем, ориентиры
действия в учебном материале;

— уметь читать в соответствии с целью
чтения.

Коммуникативные:

-оформление своих мыслей в устной речи с
учётом учебных и жизненных ситуаций;

— чтение текста вслух и про себя, понимание
прочитанного;

— понимать точку зрения другого человека.

Личностные:

— оценка жизненных ситуаций и поступков героев
с точки зрения общечеловеческих норм;

— формирование умения высказывать своё
предположение на основе работы с текстом.

Подготовительная работа:

— сообщения
учащихся о В.Ю. Драгунском и светлячках.

Оборудование:

  • Учебник «Литературное чтение» 3
    класс, 2 часть. Автор: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий.
  • Карточки-задания для словарной работы.
  • Словари (толковые).
  • Карточки с характеристиками героев.
  • Презентация.

ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент.

Сегодня на уроке много гостей, а гости –
это всегда радость, это хорошее настроение. Мне хочется вам пожелать, чтобы это
радостное и творческое состояние не покидало вас в течение всего урока.
Поприветствуйте улыбкой гостей, пожелайте мысленно себе удачи и тихо сядьте за
па

    2.  Вступительное слово учителя.

— Мы продолжаем
разговор о дружбе и о том, какими должны быть настоящие друзья. Сегодня мы
будем работать с рассказом Виктора Юзефовича Драгунского «Он живой и
светится».

-А какие рассказы
В. Ю. Драгунского вы читали раньше? («Денискины рассказы»)

-Ребята расскажут
вам о жизни и творчестве писателя (учащиеся, которые самостоятельно нашли
информацию о писателе).

3. Рассказ об авторе. Виктор Юзефович Драгунский

-В ноябре исполнился 107 год со дня рождения
Виктора Юзефовича Драгунского. Он прожил очень интересную жизнь. Он с детства
был очень трудолюбивым, уже в 16 лет начал работать, чтобы помогать своей маме.
Он был и рабочим, и лодочником. Мать работала машинисткой, поэтому денег
постоянно не хватало.

-Увидев объявление о наборе в
литературно-театральную мастерскую Драгунский поступил туда и стал актером.
Кроме того, начал писать для театра сценарии.

-Виктор Драгунский был добрым и весёлым
человеком. Только в 40 лет он начал писать и это были рассказы для детей. Героем
его произведений стал его младший сын Дениска. Всем известны его весёлые и
интересные рассказы, который так и называется «Денискины рассказы».

— Узнайте животное, о котором идёт речь в
одном из рассказов Драгунского:

То погаснет, то зажжется

Ночью в роще огонек.

Угадай, как он зовется?

Золотистый… (светлячок).

Речевая разминка с физминуткой.

— Присядьте и прочитайте загадку шепотом.

— Встаньте и прочитайте громко.

— Прочитайте загадку скороговоркой, хлопая в
ладоши.

— Прочитайте выразительно, сопровождая чтение
жестами, соответствующими содержанию загадки.

— Садитесь.

— Что вы знаете о светлячках?

— А вот какую информацию о них
подготовила …

Сообщение о светлячках (cлайды).

Светлячки, или светляки, – представители
отдельного семейства в отряде жуков. Распространены они по всему свету. Размеры
разных видов светлячков составляют от 4 до 20 мм. У самцов этих жуков крепкие
крылья. А вот самки светлячков обычно бескрылы, мягкотелы и своим внешним видом
напоминают личинок. Все виды светляков обладают способностью испускать в
темноте мягкий свет. Их орган свечения располагается на конце брюшка.

— Сегодня мы познакомимся с  рассказом,
который называется «Он живой и светится»

—  Ребята, работая над этим текстом, мы
должны решить ряд задач. Сформулируйте их.

Учащиеся находят соответствие выражений на
слайде:

— работать        
       над составлением плана рассказа

— учиться        
           давать характеристику героям

— определить        
     главную мысль рассказа

IV.    Работа над новым
произведением.

Первичное восприятие.

Чтение рассказа учителем. У уч-ся книги закрыты.

— Ребята, сели ровно. Внимательно слушаем.

1 Вопросы:

— Ребята, вам понравился рассказ?

— Какой момент рассказа вам показался самым интересным?

— Какую картину вы представили, слушая рассказ?

– Кто является главными действующими лицами
рассказа? (Дениска и Мишка)

— От чьего лица ведётся повествование? (от
лица автора, Дениски)

— Прочитайте слова на слайде и выберите, кем
на ваш взгляд являются мальчики по отношению друг к другу. Свой выбор
объясните.

На слайде слова: товарищи, друзья,
знакомые.

— Работая над рассказом, мы определим, можно
ли Дениску и Мишку назвать друзьями и возможны ли дружеские отношения между
ними.

— Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрите,
как автор характеризует друзей. Какие они? Сейчас мы еще раз, вдумчиво
прочитаем текст, но прежде проведём словарную работу для более точного
понимания некоторых слов и выражений.

У каждой группы есть по 1 карточке. Выполните
записанные на них задания.

Самостоятельная работа в группах (по 4
человека).

— Найдите в словаре объяснение слова «бублик».

— Найдите в словаре объяснение слова «брынза».

— Найдите в словаре объяснение слова
«Гватемала».

— Найдите в словаре объяснение слова
«Барбадос».

— Запишите, что означает слово «моментально».

— Запишите, что означает слово «добрость».

— Запишите, что означает выражение «Мишка
надулся».

— Запишите, что означает слово «пристально».

Проверка выполнения со слайдoм.

  1. Переходим к чтению. Читая текст, подумайте,
    на сколько частей его можно разделить и определите границы частей.

Чтение текста учащимися.

  1. – Подумайте, о чём идёт речь в первой части
    рассказа? (о том, как Дениска ждал маму)

— Какими словами она заканчивается? 
не заставлял её сидеть на песке и скучать)

— Как чувствовал себя Дениска и как относился
к тому, что мама опаздывала? 

(скучал и очень переживал, было тоскливо и
неуютно и страшно. Денис хотел есть, автор об этом говорит прямо. Он упрекает
маму, что она так долго не приходит)

—  А какое
чувство испытывали вы, когда читали эту часть? (грусть, жалость,
сочувствие)

— Каким
показывает автор Дениску в этой части? Выберите из предложенных характеристик
те, которые соответствуют образу Дениски.  

(На доске выбирают карточки с чертами
характера героя: любящий сын (скучал и переживал за маму), готов прийти маме на
помощь (если бы я знал, что моя мама хочет есть:.. я бы моментально к ней
побежал)  

—  Как бы вы озаглавили эту часть? Что в
ней главное? («Ожидание мамы»).

Запись в тетрадь.

  1. — О чем
    рассказывается во второй части? (О разговоре двух мальчиков)

— О чём они говорили? (Мишка предлагал
обменять Денискин самосвал на марку, плавательный круг, но Дениска не
соглашался)

— А почему? Дениска был жадным? (нет,
он не хотел расставаться с папиным подарком; не хотел лишать себя последней
радости — ведь ему было очень плохо без мамы)

— Какой характеристикой мы можем дополнить
образ Дениски? (дорожит подарками – не отдавал подарок папы, терпеливый
– долго ждал маму, глядя на ворота)

— Найдите предложение, где показана реакция
Мишки на отказ Дениса отдать самосвал. (Мишка надулся и отодвинулся от
меня)

— Подумайте, какие качества характерны для
Мишки?  (Завистливым, ему понравилась игрушка Дениса и он
захотел такую иметь; настырным и бестактным— любым путем хотел завладеть
игрушкой, получив отказ, продолжал выпрашивать игрушку, предлагал обмен, да еще
показывал свою обиду; невежливым, не говорил вежливое слово
«пожалуйста», а получив игрушку, не сказал даже спасибо; нечестным:
предлагал за новую игрушку лопнувший круг)

— Какую характеристику дал Мишка сам
себе? («Знай мою добрость»)

— Как вы считаете, можно ли назвать Мишку
добрым и почему?

— Какими словами заканчивается 2-я
часть? («… тогда увидишь»)

— Как её можно озаглавить? («Новая
игрушка Дениски»)

  1. – О чём говорится в третьей части рассказа?
    (описание светлячка и реакции Дениски на него)

— Где она заканчивается? («И я забыл
про всех на белом свете»)

— Как изменилось мнение Дениски после того,
как он увидел светлячка? (он сам предложил Мишке свой самосвал в обмен
на светлячка)

— Как вы думаете, почему? (Увидел,
какой это красивый жучок, поразил его своей красотой — был необычным, похожим
на маленькую звездочку; Дениска любил все красивое и преклонялся перед
настоящей красотой; жучок был живым, а мальчик любил природу, все живое больше
всего, даже больше самосвала)

— Найдите в тексте выражения, с помощью
которых автор описывает, какие чувства испытывал Дениска, получив
подарок? (сказал шёпотом, а я остался со своим светлячком, глядел и не
мог наглядеться, не мог ровно дышать, стучит моё сердце, кололо в носу,
хотелось плакать, я забыл про всех:)

— Каким мы видим здесь Дениску? (Дениска
был счастливым, восхищался красотой маленькой звездочки, испытывал восторг от
этого, испытывал волнение)

— Как озаглавите эту часть? («Светлячок»,
«Встреча со светлячком», «Живое чудо», «Крошечная
звездочка в коробке»)

  1. – Кто является действующими лицами в
    последней части рассказа? (мама и Дениска)

— Как мама отнеслась к тому, что Дениска
обменял самосвал на светлячка? (мама также была в восторге от живого
светлячка; она пыталась понять, что побудило сына поменять папин подарок на
светлячка)

— Как вы можете объяснить смысл слов, которые
стали заглавием рассказа? (Любое живое существо намного дороже и милее
самой дорогой игрушки; свет светлячка принес мальчику радость в грустные минуты
одиночества.)

— Найдите в тексте слова, которыми можно
озаглавить эту часть. («Лучше любого самосвала на свете»).

  1. – Мы хорошо потрудились и теперь немного
    отдохнём. Я приглашаю вас полюбоваться природой.

Физминутка для глаз.

  1. — Ребята, что делает этот рассказ более
    интересным?   (диалоги)

— Найдите их в рассказе. Кто из героев в них
участвует? (Мишка и Дениска, Дениска и мама).

— Прежде, чем мы начнём работать с диалогами,
давайте сравним двух героев. Вспомните, что мы говорили о Дениске и о Мишке.

Чтение характеристик по карточкам на доске.

Дениска — добрый, любящий природу,
чувствительный, верный, надежный, нежный.

Мишка — невежливый, любил собирать марки,
любил машины, неравнодушный к механическим игрушкам, настырный.

— Подготовьте чтение любого понравившегося
диалога без слов автора. Обратите внимание, что с помощью интонации надо
попытаться передать характер героев, их чувства и настроение.

Учащиеся в парах готовят выразительное
чтение диалога по выбору. После 1-2-минутной подготовки одни ребята прочитывают
диалоги без автора.

— Кто из ребят точнее передал характер героя?
Поясните свой ответ.

V.   Рефлексия. Подведение итогов.

  1. — Вернёмся к проблеме, которую мы поставили
    в начале работы над рассказом. Прочитайте наш вопрос.

Читают на слайде: можно ли Дениску и Мишку
назвать друзьями и возможны ли дружеские отношения между ними?

Мнения учащихся.

— А возможна ли дружба между такими разными
ребятами? Будет ли она продолжаться в дальнейшем? (Нет, потому что
у ребят разные интересы: Дениска любил все живое и красивое, а Мишка — дорогие
механические игрушки. Да, дружба между ними не только возможна, но и будет
продолжаться: ведь ребята остались довольны друг другом, и никто не в обиде.)

— Могут ли быть полезны друг другу Дениска и
Мишка? (Дениска может научить мишку вежливости, любить природу,
животных. А Мишка может увлечь Дениску марками, научить их коллекционировать.
Они могут вместе играть с машинками, увлечься техникой. Рядом с Дениской Мишка
может стать добрым человеком и воспитанным)

— Вот видите, ребята, вы сами убедились, что
дружба между этими ребятами не только невозможна, но и может быть полезной.

  1. – Подводя итог нашему разговору, составьте
    синквейн со словом «друзья». Работать будете в группах.

Ученики самостоятельно составляют синквейны
на листочках, а затем зачитывают.

VI.   Оценка работы класса.

— Я очень довольна вашей работой на уроке.
Особенно хочется отметить работу ….

  • Рассказ олафа про двух сестер из холодного сердца 2
  • Рассказ оленька на дзен записки идеалистки
  • Рассказ одоевский мороз иванович
  • Рассказ ольга странички жизни глава 38
  • Рассказ олега бондаренко верность