Изучать историю современные школьники начинают в 5-м классе. Первой темой, с которой начинается их знакомство с удивительным миром прошлого, является «Первобытные собиратели и охотники». Это интересный и полезный материал, позволяющий погрузиться в мир примитивных людей и понять особенности жизни и быта.
Древнейшие люди
Древнейшие люди – первобытные собиратели и охотники – появились на планете очень давно. Исследователи полагают, что произошло это более 2 миллионов лет назад. Колыбелью человечества принято считать жаркую Африку, именно здесь были обнаружены первые останки австралопитеков и питекантропов – предков человека разумного. Они выглядели грубовато: приплюснутый нос, тяжелая нижняя челюсть, крупные надбровные дуги.
Благодаря современному компьютерному моделированию удалось восстановить их приблизительный внешний облик по черепу, поэтому исследователи уверяют, что эти люди весьма смахивали на обезьян. Они еще не имели полностью прямой походки, обладали длинными верхними конечностями. Однако от обезьян их отличало умение делать и применять орудия труда. Эти древние люди жили большими группами, которые принято именовать праобщинами, вели полуоседлый образ жизни, кочуя в поисках пищи и останавливаясь на продолжительные стоянки. Основные источники пищи – охота и собирательство.
Охота и собирательство – что это?
В истории первобытные собиратели и охотники сыграли важнейшую роль, хотя эти способы добычи пропитания еще мало чем отличали их от представителей животного мира. Так, древние люди собирали коренья, плоды и семена деревьев, ягоды, улиток, яйца птиц. Охота помогала им добыть мясо. Однако уже на ранних этапах развития человечества наши далекие предки сумели подчинить огонь, который тщательно оберегался членами племени. На нем стали готовить пищу, которая оказалась намного вкуснее сырой. Огонь помогал согреться, отпугивал диких животных и мошкару.
Итак, первыми отличиями первобытных охотников и собирателей от животных стали:
- использование примитивных орудий труда;
- овладение огнем.
И пусть наши далекие предки еще не умели самостоятельно разводить огонь, но все равно его использование стало важнейшим шагом на пути развития цивилизации.
На пути эволюции
С течением времени первобытные люди – охотники и собиратели – развивались, научились добывать огонь, овладели навыками примитивной речи, покинули территорию знойной Африки и расселились по Европе и Азии. Появлялись новые, более совершенные орудия труда, люди стали изготавливать одежду из шкур убитых животных, строить дома: землянки или шалаши из веток и костей.
Усовершенствовались и орудия труда. Так, копье из дерева сменилось более мощным вариантом – оружием с каменным наконечником, который привязывался к древку при помощи лианы или растения, это наделяло древнего охотника существенным преимуществом перед диким животным. Потом люди изобрели лук и стрелы, позволяющие убивать зверей с дальнего расстояния, а использование гарпуна дало возможность насладиться вкусом рыбы.
Добычей нередко становились следующие представители фауны:
- лошади;
- олени;
- дикие козы;
- пещерные медведи;
- шерстистые носороги;
- мамонты.
Охота стала коллективной, люди поняли, что совместными усилиями проще и безопаснее получить богатую добычу, чем действуя в одиночку, поэтому стали загонять животных в болота или к оврагам и забивать.
Первые общины
На уроках истории в 5 классе первобытные собиратели и охотники изучаются в своем развитии. Так, учителя рассказывают школьникам, что люди постепенно становились все более похожими на наших современников, причем как по внешнему виду, так и по особенностям жизни и быта. Человечество сплачивается, переходя на следующую после стада ступень – родовую общину. Ее отличали несколько черт:
- Наличие родственных связей.
- Четкая внутренняя иерархия.
- Общность жилища, пищи, запасов.
- Совместная охота, собирательство и забота о потомстве.
Нередко родовые общины вступали в конфликт друг с другом. Ученые полагают, что могла иметь место и кровная месть, когда за убийство своего члена мстила вся община.
Распределение ролей
Первобытная родовая община отличалась тем, что за каждым ее членом были закреплены определенные обязанности. Во главе стоял старейшина, наиболее старый и мудрый человек, который наделялся функциями управления. Именно старейшины следили за порядком, были хранителями обычаев и преданий общины.
Основная функция мужчин заключалась в охоте. Женщины же готовили пищу, собирали коренья и плоды, воспитывали детей, занимались пошивом одежды и поддерживали огонь. Они пользовались в общине почетом и уважением. Нередко родовая община могла иметь тотем – некое животное, от которого, как полагали древние люди, они и произошли. На тотемное животное охота не велась, хотя в некоторых примитивных современных племенах съесть своего «предка» особенно почетно. Чаще всего в качестве тотема использовались те животные, которых люди наблюдали постоянно: волки, лисицы, бизоны, медведи и прочие.
Зарождение искусства
В эпоху первобытных охотников и собирателей появляется также примитивное искусство. Так, древние люди начали украшать стены пещер фантастическими по своей реалистичности изображениями животных, иногда встречаются также и антропоморфные картины. Делались также скульптуры, прежде всего – примитивные изваяния пышнотелых женщин, символизирующих материнство.
Зарождается музыка, и усложняются представления о жизни и смерти, свидетельства чему – использование при захоронении украшений, орудий и оружия как знак того, что умерший был знатен и уважаем.
Особенности преподавания темы
Урок о первобытных собирателях и охотниках может стать интересным для пятиклассников и надолго отложиться в их памяти. Но для этого учителю необходимо использовать различные методы и приемы работы. Лучше всего начать с продуманного вступительного слова, в котором следует обосновать цель и задачи занятия, пояснить, зачем школьникам знать особенности жизни и быта первобытных охотников и собирателей.
Хорошим подспорьем станут графические материалы и иллюстрации, схемы, карты, это поможет визуализировать материал и облегчить его восприятие. Наиболее подходящий метод обучения – проблемно-поисковый, дающий школьникам возможность самостоятельно находить ответ на поставленный вопрос, проявлять логику и тренировать память. Неплохим решением будет предложение разгадать кроссворд, составить схему, поработать в парах или микрогруппах. На уроке должны звучать разнообразные вопросы, отвечая на которые ребята будут не только пересказывать услышанное или прочитанное, но и критически осмыслять материал. Можно построить занятие в форме увлекательного путешествия в страну первобытных собирателей и охотников.
Неплохим вариантом станет просмотр вместе со школьниками видеофильма по теме на большом экране при помощи проектора: это позволит погрузиться в мир древнейшей культуры и не просто усвоить материал, но и получить подлинное удовольствие. От скучных традиционных методов следует отказаться, иначе есть риск навсегда отнять у учеников интерес к истории.
Проверочная работа
Итак, ключевой темой, которая откроет мир истории древнего мира, является «Первобытные собиратели и охотники». В 5 классе обязательно провести тестирование, которое позволит выявить, насколько хорошо школьники усвоили материал. В проверочную работу следует включить ряд вопросов:
- Какой материк стал местом обнаружения первых в истории человечества останков древнейших людей?
- Как называется ученый, который занят раскопками?
- Отметьте признак, не имеющий отношения к родовой общине.
Оптимальное число вариантов ответа – 4. Школьнику необходимо найти верный и обвести его.
Помимо теста, необходимо дать ученикам возможность подумать. Так, в проверочную работу могут быть включены вопросы, ответ на которые предполагает развернутое рассуждение:
- Чем отличался древнейший человек от животного?
- По какой причине первобытные люди стали уделять внимание религиозным верованиям?
Дополнительным заданием станет работа с графическим материалом и контурными картами.
Такая работа поможет педагогу разобраться, насколько хорошо усвоен материал.
Первобытные собиратели и охотники сыграли свою роль в истории становления человеческой цивилизации. Именно эти древние люди впервые научились делать и применять орудия и оружие, действовать сообща, создали родовые общины. Поэтому в преподавании темы очень важно, чтобы школьники осознали значение этого этапа жизни человечества.
1. Работа с лентой времени.
Начертите ленту времени. Отметьте на ней события, указанные в заданиях. Что произошло раньше и на сколько:
——появление человека разумного——отступление ледника——РХ—2020 г.-→
• отступление ледника или появление человека разумного;
около 12 тыс. лет назад — отступление ледника
более 40 тыс. лет назад — появление человека разумного
Раньше произошло появление человека разумного (на 28 тыс. лет).
——появление неандертальца——появление кроманьонца——РХ—2020 г.-→
• появление неандертальца или кроманьонца;
около 300 тыс. лет назад — появление неандертальца
более 40 тыс. лет назад — появление кроманьонца
Раньше произошло появление неандертальца (на 260 тыс. лет).
——зарождение земледелия и животноводства—-начало века металлов——РХ—2020 г.-→
• начало века металлов или зарождение земледелия и животноводства;
около 9 тыс. лет назад — начало века металлов
10 000—8000 лет до н. э. — зарождение земледелия и животноводства
Раньше произошло зарождение земледелия и животноводства (на 1-3 тыс. лет).
——появление человека умелого———————————-возникновение искусства——РХ—2020 г.-→
• появление человека умелого или возникновение искусства;
более 2 млн лет назад — появление человека умелого
сороковое тысячелетие до нашей эры — возникновение искусства
Раньше произошло появление человека умелого (на 1 млн 958 тыс. лет).
——начало похолодания—————————————————появление человека умелого——РХ—2020 г.-→
• начало похолодания или появление человека умелого?
30 млн. л. назад — начало похолодания
2,6 млн. л. назад — появление человека умелого
Раньше произошло начало похолодания (на 27,4 млн лет).
2. Хронология.
Расставьте понятия в хронологической последовательности.
А | Б |
3. Человекообразная обезьяна (более 3 млн лет назад) 4. Человек умелый (более 2 млн лет назад) 1. Человек прямоходящий (1,5 млн лет назад) 2. Человек разумный (более 40 тыс. лет назад) | 2. Первобытное человеческое стадо 4. Родовая община 1. Соседская община 3. Союз племен |
3. Классификация понятий.
Подберите обобщающее слово или словосочетание.
1. Бог, жертва, идол, молитва, культ, язычество.
Религия
2. Скульптура, графика, живопись, орнамент.
Искусство
3. Первобытное человеческое стадо, племя, родовая община, союз племен, соседская община.
Коллектив
4. Гончарство, прядение, ткачество, плетение.
Ремесло
5. Охота, собирательство, рыбная ловля.
Присваивающее хозяйство
4. Ответьте на вопросы.
1. Чем отличается современный человек от человека разумного?
У современного человека увеличилась продолжительность жизни, появилась письменность; он отличается внешним видом, образом жизни, одеждой, мышлением, культурой, навыками, речью.
2. Какие материалы для изготовления орудий труда были доступны первобытным людям? Как с ними связаны названия периодов первобытной истории?
Камень — каменный век
Бронза — бронзовый век
Железо — железный век
3. Приведите примеры того, что в эпоху первобытности люди развивались не только физически, но и духовно.
В эпоху первобытности люди люди поклонялись фигуркам богов-идолам, душам умерших, верили в сверхъестественное, что у человека есть душа, они думали, что когда человек спит или умирает, душа покидает тело и где-то бродит. Пояливись обычаи. Мальчики и девочки подвергались испытаниям. Люди заботились о том, чтобы дети стали достойным поколением.
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=DNU5r8rxe7Q
5. Творческие задания.
1. Используя дополнительные источники информации, составьте рассказ по выбору:
а) охота на мамонта;
Первобытные люди вели охоту на мамонтов, которые весили около 14 тонн. Одним мамонтом можно было прокормиться 2 месяца, а из шкуры сделать теплую одежду, соорудить шалаш. Одному человеку не удалось бы убить такое огромное животное и поэтому на охоту ходили группой. Охотники заманивали животное в ловушку. Шумом, криками и огнем они гнали мамонта в болото или глубокую яму. Когда животное попадало туда, его добивали и делили добычу.
б) один день из жизни неандертальского мальчика (девочки);
Мальчики помогали отцам ловить рыбу, охотиться, рыть ловушки, разводить костер.
Девочки помогали матерям: собирали ягоды, растения, готовили, поддерживали огонь в костре.
в) о жизни человека, изгнанного из общины.
Человека могли изгнать из общины за кражу, убийство, нарушение обычаев, традиций, непослушание или слабость.
Изгнанный человек остался один… Он смог найти пещеру. Нужно было добыть пищу и найти воду. Он пошел к реке попить и ловить рыбу. Охотился в одиночку, боролся с животными. Ночевать приходилось с огнем.
2. Нарисуйте поселение первобытных земледельцев и животноводов. Составьте небольшой рассказ по рисунку.
Первобытные земледельцы и животноводы появились 10-12 тыс. лет назад. Для того, чтобы выращивать урожай они обустраивались на одном месте (приблизительно по сто человек). Женщины рыхлили землю при помощи мотыги, а затем бросали зерна. Мужчины приносили с охоты детенышей убитых зверей, таким образом приручали животных. Вскоре люди получили от коров молоко, быки помогали обрабатывать поля, а собаки охраняли жилища. Жизнь людей стала намного лучше.
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=PnfR7JLbIUw
Присоединяйтесь к Telegram-группе @superresheba_5,
делитесь своими решениями и пользуйтесь материалами, которые присылают другие участники группы!
ОХОТА НА МАМОНТОВ: ПРАВДА ИЛИ ВЫМЫСЕЛ.
- Авторы
- Руководители
- Файлы работы
- Наградные документы
Ткачук В.Е. 1
1МАОУ «Лицей № 56»
Курочкина Т.В. 1
1МАОУ «Лицей № 56»
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Введение
История – мой любимый предмет в школе. Еще в пятом классе, изучая «Историю Древнего мира», уроки истории стали для меня настоящим открытием – факты из жизни людей этого периода поразили меня! Особенно впечатлили меня древнейшие люди, которые, живя в таких суровых условиях, имея минимальное число каких-то приспособлений для жизни, познавали мир, делали открытия, развивались!
Чем больше я узнавала о древнейшем периоде человечества, тем больше у меня возникало вопросов. Особый интерес возник при изучении жизни людей в ледниковый период. Слушая рассказ учителя о том, как древние люди охотились на мамонтов, у меня возник вопрос: «А могли ли на самом деле люди ледникового периода охотиться на мамонтов?» Ведь мамонт – огромное и сильное животное, его тело защищает толстый слой жира и густая шерсть. Могло ли оружие древнего человека поразить этого гиганта. А еще я подумала о том, что в условиях ледникового периода вырыть огромную ловушку для мамонта практически невозможно.
Я решила узнать, что по этому поводу думают настоящие ученые. А мой учитель истории – Курочкина Татьяна Владимировна, предложила провести целое исследование.
Цель – решение исторической задачи — «охота на мамонтов: правда или вымысел?»
Объект – жизнь древнейших людей в ледниковый период.
Предмет – охота на мамонтов.
Гипотеза – древние люди крайне редко или совсем не охотились на мамонтов.
Задачи:
-
Познакомиться с происхождением мамонтов, их строением, особенностями проживания.
-
Проанализировать различную литературу по данному вопросу (учебную, энциклопедии, Интернет — информацию).
-
Изучить информацию о данных археологических раскопок стоянок древних людей.
-
Охарактеризовать различные точки зрения авторов на вопрос охоты на мамонтов.
Методы исследования:
В ходе работы были использованы поисковый, исследовательский, аналитический, сравнительный методы исследования.
История древности хранит много загадок, которые человечеству предстоит еще разгадать. На протяжении многих десятилетий люди считали, что древнейшие люди охотились на мамонтов, из-за чего они и вымерли. Но в действительности ли это было так, еще предстоит выяснить.
Глава 1. Мамонт — «доисторический исполин»
Среди животных, исчезнувших на глазах человека, особое место занимает мамонт.
По мнению ученых мамонты появились в период около 5 — 1,5 млн. лет тому назад и жили на огромной территории: Европе, Азии, Африке и Северной Америке [Прил. 1]. Считается, что самые первые мамонты жили в Африке 5 миллионов лет назад. В течение последующих трех миллионов лет они распространились на всех континентах Земли [15].
Время вымирания этих животных точно не известно. Общепринятой датой вымирания этого рода считается период 10-12 тысяч лет назад. Хотя встречаются и другие данные. Например, некоторые ученые считают, что шерстистый мамонт (один из видов) вымер около 4-6 тысяч лет назад [15].
Большинство мамонтов жили в историческом периоде, который начался почти 3 млн. лет назад, и ученые называют его «четвертичный период» — что значит современный этап истории Земли [14]. Именно в нём произошло много важных событий истории Земли, важнейшие из которых — ледниковая эпоха и появление человека [Прил. 2].
Мамонты были отлично приспособлены к жизни в суровых условиях холодного климата. Мамонты кочевали небольшими стадами, придерживаясь долин рек и питаясь травой, ветками деревьев и кустарников. Такие стада были очень подвижны — собрать необходимое количество корма в тундростепи было непросто.
Размеры мамонтов были довольно внушительны: взрослый самец самого крупного мамонта – степного достигал в холке 4,5 м, весил до 18 т и имел бивни общей длиной до 5 м [13]. Крупные самцы шерстистого мамонта могли достигать высоты 3,5 метров, а их бивни имели длину до 4 м и весили около 100 килограммов. А карликовые виды мамонтов не превышали 2 метра в высоту и были массой до 900 кг [14]. Средняя продолжительность жизни составляла 45-50, максимальная 80 лет.
Одним из самых распространённых видов мамонтов был шерстистый мамонт, обитавший в северных широтах и на территории современной Сибири [Прил. 3]. Туловище было покрыто густой, длинной шерстью. В зимнее время, ее длина на спине и боках, достигала 90 сантиментов, а под основным волосяным покровом образовывался густой подшерсток. В теплое время года большая часть шерсти вытиралась, становилась короче и легче. Дополнительной защитой от холодов служила жировая прослойка, которая составляла почти десять сантиметров [12]. Шерсть, которую находят при раскопках, преимущественно рыжего или желтоватого цвета. Однако ученые уверены, что светлый оттенок — результат влияния климата, а в реальности крупные травоядные были черного и темно коричневого цвета.
У шерстистого мамонта были маленькие, плотно прижатые к черепной коробке уши, что делало его голову несколько не пропорциональной. Кроме формы ушей, древних животных выделял и хобот, который применялся для сбора травы и листьев. Хобот на конце имел поперечное расширение, которое, предположительно, служило для разгребания снега, предотвращения обморожения хобота, а также для употребления снега для утоления жажды. Кончик хобота у мамонтов был безволосый, что говорит о его использовании в добыче пищи [14].
Мамонты не использовали хобот как средство защиты. Зато отличным средством обороны были бивни, длина которых достигала 4,5 метров. Примечателен тот факт, что бивень мамонта был неизменным атрибутом, как самцов, так и самок.
Также при помощи бивней звери выкапывали из-под снега корм, сдирали кору деревьев, добывали жильный лед, использовавшийся зимой вместо воды. Для перетирания пищи мамонт имел с каждой стороны верхней и нижней челюсти одновременно только по одному, очень крупному зубу. Жевательная поверхность этих зубов представляла собой широкую, длинную пластину, покрытую поперечными эмалевыми гребнями. По-видимому, в теплое время года животные кормились преимущественно травянистой растительностью. В кишечнике и ротовой полости погибших летом мамонтов преобладали злаки и осоки, в незначительном количестве встречались кустики брусники, зеленые мхи и тонкие побеги ивы, березы, ольхи. Вес наполненного пищей желудка взрослого мамонта мог достигать 240 кг. В зимнее время, особенно в многоснежье, в питании зверей основное значение приобретали побеги древесно-кустарниковой растительности. Огромное количество потребляемого корма заставляло мамонтов вести подвижный образ жизни и часто менять свои кормовые участки [15].
Считается, что эти животные вели преимущественно стадный образ жизни. В группу собиралось восемь — десять взрослых особей с детенышами, вожаком становилась самая старая и опытная самка (матриархат). Когда самцам исполнялось 8-10 лет (достигали зрелости), они изгонялись из материнского стада и начинали вести одиночный образ жизни.
Возможно, такой образ жизни мамонтов повлиял на само название этого вида. Русское слово «мамонт» сближено с христианским именем Мамант, которое по-гречески значит «материнский», «сосущий материнскую грудь», более позднее «мамма» — «мать» [13].
Глава 2. Исторический взгляд на охоту на мамонтов
На протяжении многих лет считалось, что главной причиной вымирания мамонтов была охота на них первобытных людей. И не было сомнения в том, что древнейший человек охотился на мамонта. Но в последнее время появляется все больше сторонников другой точки зрения – мамонты вымерли из-за резкого потепления климата, а охота на мамонтов была редкой и считалась большой удачей для людей. Чтобы разобраться в этом и подтвердить или опровергнуть нашу гипотезу, необходимо проанализировать взгляды историков.
В первую очередь мы решили проанализировать учебную литературу для учащихся пятых классов. Был изучен необходимый материал пяти учебников по истории Древнего мира разных авторов, по которым занимаются современные дети.
Во всех учебниках содержится очень краткая информация об охоте древних людей на мамонтов [1,4,7]. И лишь в одном автор подробно и ярко описывает фрагмент охоты на мамонта.
«Мужчины собираются на большую охоту: покрепче привязывают к деревянным копьям каменные наконечники, смолят факелы; двое стариков оббивают каменные заготовки, делая для всех запасные копья. Один из мужчин еще раз рассказывает, как вчера вечером стадо мамонтов перешло реку и оказалось на охотничьей территории их общины. На лицах у всех улыбки – кончились голодные дни… к вечеру объединенное стадо охотников взяли в полукольцо стадо мамонтов, оставив свободным только путь к речному обрыву…» [5. С. 25].
Таким образом, все авторы учебников по истории Древнего мира являются сторонниками теории охоты на мамонтов.
Следующим шагом стал анализ Детских энциклопедий по истории. В энциклопедии «Всемирная история» издательства «Аванта+», написанной профессиональными историками, утверждается, что в ледниковый период мамонты и другие крупные животные постоянно перемещались в поисках пищи. Вслед за ними шли общины семей, которые охотились на них, так как мясо, шкура и бивни были необходимы им для выживания в суровых условиях [8. С. 15].
В Большой энциклопедии дошкольника издательства «Олма-пресс» есть раздел «Охотники ледникового периода», в котором говорится, что древние люди в ледниковый период охотились на таких животных как шерстистый носорог, саблезубый тигр, мамонт, из костей и шкур которого люди строили и утепляли свои жилища [3. С. 292].
В электронной детской энциклопедии «Человек — происхождение и устройство» содержится такая информация: первобытные люди охотились на травоядных животных: на мамонтов, бизонов, оленей, лошадей. Так как эти животные часто мигрировали в поисках пищи или, спасаясь от холода, людям приходилось следовать за ними, чтобы не остаться без пропитания [18].
В Иллюстрированном энциклопедическом словаре издательства «Большая Российская энциклопедия» в статье «Мамонт» говорится о том, что этот вид животных вымер в результате изменения климата и истребления человеком [6. С. 407].
В атласе всемирной истории издательского дома «Ридерз дайджест» также говорится о том, что человек ледникового периода охотился на мамонтов. Так как жил в местах обитания этих животных [2. С. 17].
Таким образом, авторы детских энциклопедических изданий также придерживаются точки зрения, что древние люди активно охотились на мамонтов, так как их жизнь зависела от этого [Прил. 4].
В Интернете содержится большое количество статей, посвященных мамонтам. Анализ этих статей показал, что нет единого подхода в освящении проблемы охоты людей на мамонтов.
В статье «Охота на мамонтов: героизм, легенда или массовое убийство?» журналист Александр Бабинцев утверждает, что охота на мамонтов была делом очень опасным и сложным: «Помимо того, что нужно было загнать мамонта, нужно было ещё и убить его. Сама по себе задача убить животное, средний рост которого составлял четыре метра, вес около восьми тонн, а бивни достигали нескольких метров в длину, задача сложная. Особенно если вспомнить, что у человека того времени не было иного орудия, кроме копий и стрел с каменными наконечниками, которым было нелегко добраться до кожи мамонта, так как длина его грубой шерсти составляла полметра, нередко больше. Поэтому вряд ли в первобытные времена могли существовать племена людей, специализировавшихся на охоте на мамонтов. Скорее всего, это были единичные случаи, приходившиеся на те периоды, когда маршруты сезонной миграции мамонтов проходили рядом с местами обитания людей» [17].
Автор статьи предполагает, что охота на мамонтов была растянутым во времени процессом. Так, несколько охотников подбирались как можно ближе к животным и, метнув копья с расстояния, наносили мамонту несколько ран. Затем, в течение нескольких дней люди следовали за стадом мамонтов, ожидая момента, когда ослабленное потерей крови животное отстанет от сородичей. И тогда уже мамонт добивался с более близкого расстояния [17].
В статье «Первобытная охота» автор считает, что древний человек — современник мамонта, не так уж часто охотился на него. Автор утверждает, что для людей, живших 23-14 тысяч лет назад, именно специализированная охота на мамонтов являлась основным источником существования.
Автор также утверждает, что люди не использовали ямы-ловушки во время охоты на мамонтов: «разве могли люди, имевшие в своем распоряжении лишь деревянные или костяные лопатки, соорудить ими ловчую яму для мамонта? Да, конечно, они умели рыть небольшие землянки и ямы-хранилища глубиной до метра. Но ловушка для такого зверя, как мамонт, должна быть огромной! Легко ли вырыть такую яму, да еще не в мягком грунте, а в условиях вечной мерзлоты? Затраченные при этом усилия явно не соответствовали результатам: ведь в яму мог бы попасть, в лучшем случае, только один зверь» [16]. По мнению автора, коллективный загон являлся основным способом охоты на крупного зверя.
Автор статьи «Секреты охоты на мамонтов» считает, что охота для древних людей была чем-то вроде боевой операции, которую надо было тщательно подготовить. Следовало, например, найти место в лесу или степи, где удалось бы нанести удар по врагу с наименьшими для себя потерями. Таким местом были крутые берега рек. Здесь земля внезапно уходила из-под ног намеченной жертвы. Людям можно было спрятаться близ водопоя и, выскочив из засады, прикончить зазевавшихся зверей. Или подождать неподалеку от брода. Здесь, вытянувшись в цепочку, животные одно за другим, осторожно прощупывая дно, перебираются на другой берег. Движутся медленно, с опаской. В эти минуты они очень уязвимы, что хорошо знали древние охотники, собиравшие свой кровавый улов [18].
Итак, большинство авторов Интернет-статей склонны полагать, что древний человек охотился на мамонта, но охота была редким и опасным явлением. К тому же она носила специализированный — загонный характер. Некоторые авторы утверждают, что вопрос об охоте на мамонтов остается открытым, так как древний человек, например, не изображал никогда сцены охоты на мамонтов, и нет прямых доказательств охоты на этих крупных животных.
Глава 3. О чем расскажут раскопки
Археология – наука помощница истории. Археологические раскопки помогли ученым совершить великие исторические открытия. Возможно, анализ археологических данных помогут и нам ответить на вопрос — охота на мамонтов: правда или вымысел?
В Инетернете я нашла достаточно много информации о том, что археологами в разное время, на разных стоянках древних людей были найдены кости и бивни мамонтов в большом количестве, которые использовались в быту человека: «Мамонтов наши далекие предки уничтожали в таком количестве, что могли из их бивней и черепов сооружать себе жилища, на каждое из которых уходило по нескольку десятков особей» [9, Прил. 5].
Например, кости мамонта, найденные при раскопках палеолитического жилища в Гонцах на Украине, не были разбросаны в беспорядке, а располагались скоплением определенной формы в виде овала длиной 4,5 м и шириной около 4 м, окаймленного 27 черепами мамонтов. Кроме того, по краю этой овальной площадки были вертикально вкопаны 30 лопаток мамонта, 30 бивней мамонта лежало в середине. Черепа и лопатки мамонта являлись основанием стен древнего жилища, бивни, скорее всего, служили конструктивной основой его низкой куполообразной крыши [11].
При раскопках Юровицкой стоянки в Калинковичском районе обнаружены останки 15-20 мамонтов, в основном молодого возраста, а также первобытного быка, дикой лошади, песца и 60 обработанных кремней. Пятна от угля, определенная система в размещении камней и крупных костей мамонта свидетельствуют о том, что здесь находилось жилище древних людей [11].
В селе Костёнках, на Дону, недалеко от Воронежа, были обнаружены многочисленные стоянки, которые славились большим количеством ископаемых костей животных, в том числе мамонтов. Останки мамонтов обнаружены более чем в 200 местах на территории современной Белоруссии. В большинстве случаев они находились около берегов больших рек [11].
Ученые, анализируя древние поселения, пришли к выводу, что в поисках добычи древние люди, населяющие эти места, осуществляли дальние путешествия, делали облавы с последующим преследованием. Они загоняли животных в глубокие яры, к обрывам или в болота, делали засады у троп, которые вели к водопоям, а также копали глубокие ямы. Как правило, стоянки строились недалеко от таких мест [11].
Но все-таки убедительных доказательств тому, что люди охотились на мамонтов, до последнего времени не было, поскольку наличие большого количества костей мамонтов на стоянках палеолюдей еще не указывает на то, что это — именно результат охоты на них. Скопиться они могли и по самым разным не связанным с охотой причинам. Косвенно об этом может свидетельствовать то, что на некоторых стоянках были найдены многочисленные кости, чей возраст значительно превышает возраст самих стоянок [10].
Все это могло означать, что кости скопились здесь естественным образом или же люди просто подбирали для своих нужд кости давно умерших животных. С другой стороны, до сих пор почти не попадалось и находок орудий или их фрагментов, застрявших в костях добычи — непосредственных следов охоты.
Первая важная находка была сделана в начале 1990-х годов на известной стоянке Костенки. Там было найдено ребро, в котором застрял наконечник метательного орудия. Однако данный факт должным образом и своевременно обнародован не был, и о нем почти никто ничего не знал и почти никто к нему не возвращался. Затем, уже в 2002 году, в Западной Сибири (в Ханты-Мансийском округе, на Оби) был найден позвонок мамонта возрастом порядка 13 тысяч лет, в котором также застрял наконечник орудия.
Но все это, конечно, были единичные находки, не представляющие собой убедительных доказательств [10].
Но в 2001 году геологом Михаилом Дашцерене была обнаружена самая северная стоянка человека – Янская (недалеко от устья реки Яна). Позднее группа археологов исследовала стоянку и обнаружила здесь удивительные находки.
В одной лопатке мамонта был найден застрявший наконечник. Во фрагменте другой лопатки оказались два расщепленных кусочка наконечника и кусочек древка (между камнями был воткнут кусочек бивня). Наконец, в третьей лопатке нашли оставленную наконечником метательного орудия пробоину [Прил. 6].
Находки на Янской стоянке древних людей в Сибири материально подтвердили, что люди каменного века все-таки охотились на мамонта. По словам ученых, подобных находок нет нигде в мире.
На основании этих данных можно сделать вывод, что древние люди активно использовали кости, бивни, шерсть и скорее всего мясо для собственных нужд, но прямые доказательства охоты древнего человека археологам встречаются редко.
Заключение
В исторической науке споры о том, охотились ли древние люди на мамонтов, ведутся уже более ста лет. Долгое время археологи, находившие кости и бивни мамонтов, почти безоговорочно признавали их за остатки охотничьей добычи человека. Однако настоящих тому доказательств ученым не попадалось.
В результате анализа литературы, я сделала вывод, что большинство авторов считают, что охота на мамонтов – это не вымысел, а реальность. Охота на мамонтов и других крупных животных в ледниковый период была важной необходимостью для людей того времени, так как обеспечивала их практически всем необходимым для выживания в суровых условиях. Но в анализированной литературе практически не встречается описание способов охоты на мамонтов.
Анализ Интернет – источников показал, что есть разные взгляды на эту проблему, есть как противники, так и сторонники теории охоты на мамонтов. Но все же большинство авторов статей, придерживаются этой теории.
Данные отдельных археологических раскопок также свидетельствуют об этом.
Таким образом, мне не удалось подтвердить гипотезу о том, что древние люди не охотились на мамонтов. Как выяснилось, мамонт являлся объектом охоты. А вот было это редким или частым явлением – об этом информации я практически не нашла, только один автор говорит о том, что охота была редкой.
Во время работы над этим исследованием у меня возникло еще больше вопросов: почему все–таки вымерли мамонты, и какую роль сыграл в этом человек.
Моя работа имеет практическое значение, так как ее можно использовать на уроках истории в качестве дополнительного материала. Интересно было бы повстречать это необычное животное в наши дни!
Список литературы
1. Андреевская Т.П., Белкин М.В., Ванина Э.В. История древнего мира. — М.: Изд-во «Вентана-Граф», 2009. — 305 с.
2. Атлас всемирной истории. Издательский дом «Ридерз дайджест», 2003. — 576 с.
3. Большая энциклопедия дошкольника. — М.: Изд-во «Олма-пресс», 2002. — 495 с.
4. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свеницкая И.С. История Древнего мира. — М.: «Просвещение», 2012. — 287 с.
5. Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Кузнецова А.В., Кузнецова С.С. Николаева А.А. — М.: Изд-во «Баласс», 2006. — 288 с.
6. Иллюстрированный энциклопедический словарь. — М.: Изд-во «Большая Российская энциклопедия», 2000. – 985 с.
7. Уколова В.И., Маринович Л.П. История Древнего мира. — М.: Изд-во «Просвещение», 2004. — 320 с.
8. Энциклопедия для детей. Всемирная история. — М: Изд-во «Аванта+», 2004. — с. 815 с.
9. Великая Скифия [Электронный ресурс] — Режим доступа http://www.istorya.ru/ — Загл. с экрана.
10. Дмитрий Алексеев. Наши предки охотились за языками мамонтов. [Электронный ресурс] — Режим доступа http://www.mk.ru/ — Загл. с экрана.
11.Древнейшие стоянки палеолитического человека. [Электронный ресурс] — Режим доступа http://www.medicinform.net/ — Загл. с экрана.
12. Мамонт. [Электронный ресурс] — Режим доступа http://mamont.me/ — Загл. с экрана.
13. Мамонты. [Электронный ресурс] — Режим доступа http://www.krugosvet.ru/ — Загл. с экрана.
14. Мамонты. [Электронный ресурс] — Режим доступа https://ru.wikipedia.org/ — Загл. с экрана.
15. Мамонты и мамонтовая фауна. [Электронный ресурс] — Режим доступа http://www.zin.ru/ — Загл. с экрана.
16. Охота на мамонтов. Что? Где? Когда? [Электронный ресурс] — Режим доступа http://www.mystic-chel.ru/ — Загл. с экрана.
17. Охота на мамонтов. [Электронный ресурс] — Режим доступа http://earth-chronicles.ru/ — Загл. с экрана.
18. Секреты охоты на мамонтов. [Электронный ресурс] — Режим доступа http://secrets-world.com/ — Загл. с экрана.
19. Человек: происхождение и устройство. [Электронный ресурс] — Режим доступа http://children.claw.ru/ — Загл. с экрана.
Приложение 1
Территория обитания мамонтов в Евразии
Приложение 2
Четвертичный период – современный этап истории Земли
истема | отдел | ярус | Возраст, млн лет назад |
Четвертичный | Голоцен | 0—0,0117 | |
Плейстоцен | поздний | 0,0117—0,126 | |
средний | 0,126—0,781 | ||
Калабрийский | 0,781—1,806 | ||
Гелазский | 1,806—2,588 | ||
Неоген | Плиоцен | Пьяченцский | больше |
Приложение 3
Шерстистый мамонт
Приложение 4
Охота на мамонтов
Приложение 5
Кости мамонтов на стоянках древних людей
Приложение 6
Кости мамонта с фрагментами оружия древнего человека на
Янской стоянке
Просмотров работы: 7872
1. Впишите недостающие слова и внесите дополнение в рисунок.
Город № 2 находится на западе страны.
Город № 3 находится на востоке страны.
Область находится на юго-западе страны.
2. Впишите недостающие слова.
Древнейшие люди жили на Земле более двух миллионов лет назад. Древнейший человек напоминал обезьяну тем, что у него были (какие — лицо? нижняя челюсть? Лоб?) У него было грубое лицо с широким приплюснутым носом, выступающие вперед челюсти со скошенным подбородком, уходящий назад лоб, сильно развитые надбровные дуги.
Главным отличием древнейших людей от животных было то, что они умели создавать орудия труда.
Древнейшими орудиями труда были палка-копалка, дубина, скребки, рубила, каменные топоры, позднее стали изготавливать наконечники для копий.
У древнейших людей было два главных способа добывания пищи: собирательство и охота.
3. Заполните контурную карту «Древнейшие люди на Земле».
1. Надпишите название материка, на котором археологами найдены кости и орудия труда древнейших людей.
2. Закрасьте предполагаемую область прародины человека.
3. Отметьте кружочками наиболее древние стоянки человека и его предков.
4. Ответьте на вопросы к рисунку нашего времени.
Перед вами Африка более двух миллионов лет назад: стадо каких-то неведомых существ. Одни разыскивают пищу, другие тревожно вглядываются вдаль. Кто они? Обезьяны — далекие предки человека? Или древнейшие люди? В самом рисунке содержится ответ на эти вопросы. Найдите этот ответ и объясните свою мысль.
Это древнейшие люди. На переднем плане древнейший человек изготавливает орудие труда, обрабатывая камень. Умение изготавливать орудия труда, умение создавать, а не только потреблять — главное отличие человека от животных.
5. Составьте по рисунку нашего времени описание охоты на пещерного медведя.
Где подстерегали охотники зверя? Как он выглядел? Опишите действия охотников. С какими целями они стремились убить медведя?
Охотники подстерегли медведя на выходе из пещеры, где, скорее всего, находится логово зверя. Это очень крупный и сильный зверь. Забравшись на уступ скалы, охотники кидают большие камни в медведя, стараясь убить, или, хотя бы, оглушить зверя, чтобы потом можно было уверенно спуститься и добить зверя копьями. Скорее всего люди охотятся на медведя чтобы добыть мясо, а может быть хотят прогнать зверя из пещеры, ведь древние люди жили в пещерах.
6. Составьте по рисункам нашего времени рассказ об охоте на мамонтов.
1. Вот начало рассказа:
Действуя слаженно и дружно, охотники погнали стадо мамонтов… Предположите куда и зачем.
Древние охотники загоняли крупных животных в заранее подготовленные ловушки — естественные или вырытые самими охотниками ямы.
Для чего охотники подожгли траву, машут факелами, громко кричат? Опишите, как выглядели мамонты.
Чтобы напугать животных, ведь дикие звери боятся огня. Это заметно по мамонтам, которые бегут прежде всего от огня, а не от охотников.
2. Предположите, куда провалился мамонт. Можно ли понять по рисунку, что охота была опасна? Если да, то чем? С какими целями первобытные люди охотились на мамонтов?
Мамонт провалился в яму, которая была прикрыта ветками. Выбраться из нее животное не сможет и охотники добьют мамонта камнями и пиками. На рисунке мы видим, что один из охотников ранен, и можно предположить, что охота была очень опасным занятием. Но охота на мамонтов приносила много мяса. Из костей животного люди изготовляли орудия труда, а из шкур делали одежду.
7. Впишите недостающие слова.
Приблизительно 40 тысяч лет назад человек стал таким же, как люди нашего времени. Ученые называют его кроманьонцем.
Охота на быстро бегающих животных и птиц стала более успешной после изобретения лука и наконечников с загнутыми зубьями.
8. Ответьте на вопросы.
1. Вы знаете, что «люди разумные» жили родовыми общинами. Почему такая община называется родовой?
В общину входило несколько больших семей, которые приходились родственниками друг другу.
2. Какие признаки родовой общины выражает слово «община»? Почему она так называется? Какое имущество было общим у сородичей?
Люди сообща добывали пищу, строили жилища, изготовляли орудия труда и одежду, воспитывали детей. Запасы пищи, орудия труда, жилища были общими.
3. Чем можно объяснить, что при раскопках первобытных стоянок «людей разумных» археологи находят фигурки женщин?
В родовых общинах особым уважением пользовалась женщина-мать.
9. Выполните задание и ответьте на вопросы.
Напишите названия изображенных орудий труда. Какое из этих орудий обычно использовалось для охоты на зверя, а какое для ловли крупной рыбы? Объясните, почему вы так думаете?
1. копье
2. гарпун
Копье для охоты на зверя, а гарпун для ловли рыбы. Пронзая добычу, зубья застревали в ней, не позволяя рыбе соскользнуть с гарпуна.
10. Ответьте на вопросы к рисунку нашего времени «Первобытный похоронный обряд».
Опишите рисунок. О каких верованиях первобытных людей можно узнать по изображенному на рисунке обряду? Почему умершего уложили в позе спящего? С какой целью на него надели ожерелье из медвежьих зубов, а в могилу положили копье?
Человека хоронят в яме, в его обычной одежде, положив в могилу еду. Древние люди считали, что душа умершего продолжает вести ту жизнь, которую вел живший человек. Хоронили в позе спящего, вероятно, потому, что считали возможным возвращение души в тело и «пробуждение» мертвого. Медвежье ожерелье являлось символом мужественного охотника, которому будет нужно копье для охоты в другом мире.
11. Найдите ошибки.
Один ученик задремал на уроке. Приснилась ему Африка более двух миллионов лет назад… Вот движется группа похожих на обезьян людей. Все спешат уйти от непогоды — небо почернело от туч. Только двое веселых мальчишек отстают от остальных, увлеченно о чем-то разговаривая. «Хватит болтать!» — кричит на них вожак. Внезапно повалил сильный снег, все сразу продрогли, даже одежда из звериных шкур не могла защитить людей от холода. Наконец они спрятались в пещере. Тут же достали из-за пазух и стали жевать коренья, орехи и даже черствый хлеб. Вдруг все застыли от ужаса: к пещере приближался страшный хищник — огромный динозавр. Что будет дальше?! Узнать не удалось: звонок с урока прервал сон на самом интересном месте.
Какие исторические ошибки содержит сон ученика?
2 млн лет назад: а) люди не умели разговаривать, б) в Африке не мог пойти снег, в) не было одежды из звериных шкур, г) не знали хлеба, д)динозавры к тому времени вымерли.
12. Решите кроссворд «Первобытные охотники и собиратели».
Если вы правильно решите кроссворд, то в выделенных клетках по вертикали, прочтете название пещеры, где были впервые найдены рисунки первобытных людей.
По горизонтали: 1. Материк, где, по предположению ученых, жили древнейшие люди. 2. Оружие первобытных охотников, которым можно поразить цель на большом расстоянии. 3. Первая сила природы, которой овладели первобытные люди. 4. Занятие первобытных людей, позволявшее добывать мясную пищу. 5. Сверхъестественное существо, в которое верили первобытные люди; будто бы обитает в каждом человеке (душа). 6. Самое крупное из животных, на которых охотились первобытные люди. 7. Рогатый зверь, которого часто изображали первобытные художники. 8. Первобытное орудие, особенно нужное рыболовам. 9. Занятие первобытных людей, позволявшее добывать в основном растительную пищу.
Ответ по вертикали: Альтамира
Проверь себя
1. Какие источники помогают ученым получать информацию о жизни древнейших людей?
Информацию о жизни древнейших людей ученые-археологи получают при раскопках, они находят орудия труда, одежду, украшения и др. Такие исследования помогают изучить способ жизни первобытных людей, их представления о мире.
2. Как вы думаете, можно ли сравнивать современное и первобытное искусство? Свой ответ обоснуйте.
Нет, нельзя сравнивать. Первобытные люди имели отличные от наших представления о мире, цель искусства была другая, чем сегодня. Все произведения имели магическую цель.
3. Узнайте, на территориях каких современных стран жили древнейшие люди (при поиске информации используйте интернет).
Древнейшие люди возникли на территории Восточной Африки (Кения, Эфиопия, Танзания, Сомали). Затем распространились на Ближнем Востоке (Сирия, Иордания, Израиль, Ирак) и по всей Евразии (Турция, Иран, Россия и др.).
Сохраните или поделитесь с одноклассниками:
Тысячи лет назад наши далекие предки убивали маленьких животных голыми руками, а крупных забивали камнями. Со временем они начали придумывать более изощренные орудия для охоты и пришли к тому, что изобрели лук и стрелы. Они позволили убивать добычу с далекого расстояния, так что во время охотничьих вылазок у древних людей резко повысились шансы на выживание. Но когда именно им взбрела в голову идея натянуть веревку на изогнутую палку и использовать силу натяжения тетивы для выстреливания стрелой с острым наконечником? Этот вопрос долго оставался без ответа, но найденные в пещерах юго-восточного побережья Индии артефакты приоткрыли завесу этой тайны.
Лук и стрелы были изобретены людьми тысячи лет назад
Исследование проводилось в пещере Фа Хиен, которая также известна как Пахиянгала. Она расположена на территории Шри-Ланка. Если верить легенде, пещера получила свое название в часть буддийского монаха Факсиана.
Древние лук и стрелы
О находке австралийских ученых было рассказано в научном журнале Science Advances. Во время посещения пещеры Фа Хиен, которая также известна как Пахиянгала, исследователи обнаружили множество бусин и инструментов для шитья одежды. Но самым главным открытием для них было обнаружение наконечников стрел, возраст которых был оценен в 48 тысяч лет. На данный момент это самое древнее свидетельство использования лука и стрел. Можно считать, что на территории современной Евразии наши далекие предки изобрели это охотничье оружие именно в это время.
Наконечники стрел и животные, против которых они использовались
В общей сложности исследователям удалось найти 130 наконечников, сделанных из камня и костей. Все они явно были использованы, потому что на их поверхности есть микроскопические повреждения и следы веревок, которыми они крепились к деревянным палкам. В том, что наконечники использовались для изготовления стрел, ученые уверены однозначно — для копий они слишком малы по размерам. Скорее всего, древние люди начали использовать копья чуть позже, когда на территории Евразии образовался холодный климат и нашим предкам было необходимо охотиться на крупных животных.
В 2016 году автор автор Hi-News.ru Сергей Грэй поделился видео о том, как изготовить лук и стрелы в диких условиях
Как именно они додумались до изобретения стрел, пока не ясно. Вполне может быть, что обитатели пещеры Пахиянгала позаимствовали технологию изготовления лука и стрел у других племен. Истинными изобретателями этого метательного оружия могут быть древние жители современной Африки. Судя по находкам, сделанным ранее, стрелы с каменными наконечниками весили 50 грамм, а с костяными — 25 грамм. Главным достоинством лука и стрел была дальность действия. Насколько далеко летели изготовленные древними людьми стрелы, пока неизвестно. Но современные варианты выстреливают примерно на 250 метров.
Ранее останки луков и стрел были найдены в Африке — им около 64 тысяч лет
На больших расстояниях лук и стрелы были не особо полезными. Но это оружие было относительно бесшумным — издать звук могла только скрипучая тетива. При должной сноровке, охотники могли подкрасться к животным на очень близкое расстояние и одним выстрелом пронзить жертву насквозь. В общем, лук и стрелы — это очень важное изобретение, которое способствовало развитию древних людей.
Жизнь древних людей
Помимо наконечников стрел, в пещере Пахиянгала было найдено 29 инструментов из костей. Они могли использоваться для обработки шкур и растительных волокон — так древние люди могли изготавливать рыболовные сети. Так как пещера расположена вблизи влажных джунглей, древним людям одежда вряд ли была нужна. Хотя, есть вероятность, что они использовали всевозможные накидки для защиты от насекомых. Также исследователи нашли морские ракушки с проделанными в них отверстиями. Скорее всего, они использовались в качестве украшений.
Украшения, найденные в пещере Пахиянгала
В то время как лук и стрелы были изобретены древними людьми 48 тысяч лет назад, охотиться они начали намного раньше. Об этом, как минимум, свидетельствуют рисунки на стенах многочисленных пещер, в которых они обитали. Например, на стене одной из пещер индонезийского острова Борнео недавно было найдено 4,5-метровое изображение охотников и зверей. Возраст этого произведения искусства оценивается в 40 000 лет. Примечательно, что на картине фигурируют 14 фигур, включающих в себя животных и людей со звериными чертами. О том, что может означать это изображение, можно почитать в этом материале.
Если вам интересны новости науки и технологий, подпишитесь на наш Telegram-канал. Там вы найдете анонсы свежих новостей нашего сайта!
Также весной 2020 года я писал материал о том, чем питались наши далекие предки. Там я вкратце описал их повседневную жизнь и методы охоты на огромных животных вроде мамонтов. Если вам понравилась эта статья, то и этот материал явно придется вам по душе!