Воспитатель, МАДОУ «Детский сад № 364», г. Пермь
Воспитатель, МАДОУ «Детский сад № 364», г. Пермь
Рыжакова С.В., Гоголева Л.В. Веселые истории Н. Носова // Совушка. 2021. N1 (23). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/23/ (дата обращения: 10.01.2022).
Заказ № 856211
Тема проекта: «Веселые истории Н. Носова».
Вид проекта: творческий.
Тип проекта: краткосрочный (две недели).
Участники: Дети старшей группы, воспитатели, родители.
Актуальность:
Наше время проигрывает с точки зрения детской литературы, редко на полках магазинов можно встретить книги новых авторов с действительно интересными и смысловыми сказками, потому мы всё чаще обращаемся к писателям, давно зарекомендовавшим себя. В нашем проекте мы решили работать с произведениями детского писателя Николая Николаевича Носова. Данным проектом хотелось бы доказать актуальность и современность рассказов Носова, их заразительность, и необыкновенный юмор. Произведения Николая Носова близки и понятны детям. Он всю свою жизнь был верным и добрым другом детей. Мальчики Носова несут в себе черты настоящего человека: его принципиальность, взволнованность, одухотворённость, вечное стремление к новаторству, привычку изобретать, отсутствие умственной лени. Произведения Носова не просто смешат, радуя и веселя, они заставляют о многом задуматься. И в маленьких рассказах, и в повестях, и в сказках читатель постигает такие нравственные понятия, как честность, долг, дружба, совесть.
Проблема: Как помочь ребенку полюбить книги? Что можно сделать, чтобы чтение стало для него потребностью, доставляло удовольствие?
Цель: Создание условий для формирования знаний у детей о творчестве писателя Н.Н. Носова
Задачи:
- Познакомить дошкольников с биографией писателя Н. Носова;
- Формировать умение узнавать и правильно называть произведения Носова;
- Воспитывать честность, смелость, чувства товарищества на примерах героев произведений Н.Носова;
- Совершенствовать диалогическую речь, закреплять умение отвечать на поставленные вопросы взрослого;
- Учить детей аргументировать, анализировать, классифицировать, обобщать;
- Развивать умение детей работать в команде слаженно, умение подчинять личные интересы интересам коллектива;
- Приобщать родителей к семейному чтению литературы.
I этап – подготовительный
- Подбор и изучение методической и художественной литературы для воспитателей;
- Подбор материала из интернета;
- Подбор художественной литературы детям для ознакомления;
- Пополнение аудиотеки записями с рассказами Носова;
- Оформление консультационного материала по темам: «Все о Н.Н. Носове», «Какие книги полезны детям?», «Читаем детям рассказы Н. Н. Носова»;
- Подбор игрового и дидактического материала к играм-драматизациям и сюжетно-ролевым играм по произведениям Н.Н. Носова;
- Разработка дидактических игр «Разрезные картинки», «Мемори», «Собери рассказ Н. Носова»;
- Создание выставки книг Н.Н. Носова с иллюстрационным материалом. Составление плана работы над проектом.
II этап – основной
1) Физическое развитие:
Проведение игр, викторин по рассказам Н. Носова. Подвижные игры «Фантазеры», «Узнай товарища», «Цветные автомобили», «Собери огурцы».
Разучивание физкультминутки «Незнайка». Воспитание опрятности, аккуратности и привычки следить за своим внешним видом («Заплатка»).
2) Социально-коммуникативное развитие:
Сюжетно-ролевые игры
«Цветочный город», «Автомобиль», «Готовим кашу».
3) Познавательное развитие:
Рассматривание иллюстраций к книгам Н. Носова художника-иллюстратора И. Семенова.
Знакомство с биографией Н.Н. Носова.
Знакомство с творчеством Н.Н. Носова.
ФЭМП «В Цветочном городе»
Викторина по произведениям Н. Н. Носова.
4) Речевое развитие:
Составление коротких стихотворений из произведения «Как Незнайка был писателем», подбирая рифму.
Пересказ произведения Н. Носова «На горке».
Дидактические словесные игры: «Что лишнее», «Бюро находок», «Из какого рассказа отрывок», загадки о персонажах Носова.
Литературная викторина по произведениям Н. Носова
5) Чтение художественной литературы:
Произведения Н. Носова: «Заплатка», «Мишкина каша», «На горке», «Фантазеры», «Огурцы», «Карасик», «Живая шляпа», «Затейники», «Телефон», «Замазка», «Огородники».
Слушание аудио-книги «Приключения Незнайки».
Просмотр мультфильма: «Живая шляпа».
6) Художественно-эстетическое развитие:
Театрализованная деятельность по произведениям Н.Н. Носова «Фантазеры».
Создание совместной книги «Веселые истории Н. Носова»
Аппликация «Автомобиль», «Шляпа»
Конструирование «Летательные аппараты Винтика и Шпунтика», «Домик для друзей»
Рисование «Незнайка», рисование по произведению «Живая шляпа» «Друзья», по замыслу «Мой любимый герой Н. Носова»
Ручной труд «Котенок» (оригами), «Пришьем пуговицу»
Лепка «Живая шляпа», по замыслу
7) Работа с родителями:
- Знакомство с проектом в форме презентации.
- Домашнее чтение с детьми рассказов Н. Н. Носова.
- Совместное творчество «Веселые рассказы Н. Носова»
- Помощь родителей в пополнении книжного уголка рассказами Н. Носова.
- Совместная творческая выставка детей и родителей на тему «Любимые герои Н. Носова»
III этап – заключительный
- Слушание «Песни про книги», хоровод «Веселый огород» на муз. Ю. Чичкова;
- Семейное посещение библиотеки;
- Итоговое развлечение «Играем в рассказы Н. Носова»;
- Просмотр презентации «Наш проект».
Результаты проекта:
- Сформированность знаний о Н. Носове, как о детском писателе, знание произведений Н. Носова;
- Составление детьми рассказов о героях произведений Н. Носова, высказывание своего мнения о них;
- Поддержание интереса к произведениям Н. Носова с помощью домашнего чтения, просмотра мультфильмов;
- Активное участие родителей в реализации проекта;
- Популяризация семейного чтения;
- Пополнение развивающей среды в рамках темы проекта.
Литература:
- Н. Носов Фантазёры. М.: Детская литература, 1969.
- Н. Носов Затейники. М.: Оникс, 1999
- Н. Носов Мишкина каша. М.: Самовар, 2010.
- Н. Носов Заплатка. М.: Детская литература, 1981.
- Мой любимый писатель – Николай Носов // Педсовет. 1998. №3.
С 12 октября по 2 ноября 2021 года проходит Олимпиада Учи.ру по литературе для учеников 1–9 классов, которая проходит . Увлекательное онлайн-состязание проверяет знания по русской литературе и фольклору, начитанность, эрудированность и понимание литературных жанров.
Предлагаем вам ответы на вопросы Олимпиады Учи.ру по литературе для учеников 1, 2, 3 и 4 классов.
Ответы на Олимпиаду Учи.ру 2021 по литературе для 1, 2, 3 и 4 классов
Чтобы участвовать, нужно зарегистрироваться на Учи.ру или получить логин и пароль от учителя. Если они у вас уже есть, просто войдите на платформу На решение заданий дается час Количество набранных баллов будет известно сразу после завершения олимпиады. Соревнование популяризирует русский язык и литературу среди школьников. Игровые задания поддерживают интерес к предмету и помогают лучше усваивать информацию.
В зависимости от результатов ученики могут получить сертификат, грамоту или диплом, учителя — благодарственные письма.
И не думайте даже о списывании ответов, ведь: «Олимпиада создана для школьников, и мы ждем, что ученики будут решать задачи самостоятельно. Алгоритмы помогают нам определить, выполнял ребенок задания сам или ему помогали взрослые.»
Сказки
Перед тобой три сказки. Реши загадку в каждой из них. Нажимай на выделенную область и дополни сюжет недостающим предметом.
1 класс
1 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Лиса и журавль». Надо поставить кувшин с длинным горлом.
2 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Гуси-лебеди». Надо поставить яблоню.
3 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Снегурочка». Надо поставить костёр.
2 класс (все сказки из 1 класса и одна дополнительная)
4 — Здесь изображён сюжет сказки В. Катаева «Цветик-семицветик». Надо поставить вязанку баранок
3 и 4 классы (сказки, которые были ранее в 1 и 2 классе В. Катаева «Цветик-семицветик» и народной сказки «Снегурочка» и добавили ещё две)
5 — Здесь изображён сюжет сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница». Надо поставить лягушку на веточке
6 — Здесь изображён сюжет стихотворения Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». Надо поставить лодку с зайцами
Книжные памятники
Прочитай слова персонажей и выбери значения выделенных устаревших слов.
1 класс
1-ое слово
О горе тебе, бедный человек! …
Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами!
Как не вырвется сердце твое с корнем!
Житие Александра Невского
Ответ: Зеницы — это глаза
2-ое слово
Уста же свои открывает с мудростью, с достоинством говорит языком своим.
Повесть временных лет
Ответ: Уста — это губы, рот
3-е слово
И сказал ему один кудесник: «Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, — от него тебе и умереть!»
Повесть временных лет
Ответ: Кудесник — это шаман, колдун
2 класс (все слова из 1 класса и одно дополнительное)
4 слово
И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей…
Житие Александра Невского
Ответ: Сеча — это сражение
3 и 4 классы (все слова из 1 и 2 класса и одно дополнительное)
5 слово
И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромным войском, пыхая духом ратным.
Житие Александра Невского
Ответ: Ратный — это боевой
Краткое содержание
Ребята рассказывают тебе краткие содержания стихов, рассказов и сказок. Нажимай на аватарки и определяй, где какое произведение.
1 класс
1 Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В. Ю. Драгунский
2 Сказка о том, как важно поддерживать в доме чистоту и порядок. «Федорино горе», К. И. Чуковский
3 История о настоящей доброте и отзывчивости. «Доктор Айболит», К. И. Чуковский
4 Любое дело по плечу, если взяться за него всем вместе, дружно. «Репка», русская народная сказка
2 класс
Один мальчик стал вежливее и наладил отношения с окружающими. «Волшебное слово», В.А. Осеева
История о том, как жадность может всё испортить. «Сказка о рыбаке и рыбке, А.С. Пушкин
История о трусости и храбрости, о лени и упорстве. «Две лягушки», Л. Пантелеев
Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В.Ю. Драгун
3 и 4 классы (две сказки из 2 класса «Волшебное слово», В.А. Осеева, «Сказка о рыбаке и рыбке и А.С. Пушкин и добавились три новые)
История о тяге мальчика к знаниям. «Филипок», Л.Н. Толстой
Невозможно что-то делать вместе, когда каждый делает по-своему и не слушает других. «Лебедь, рак и щука», И. А. Крылов
Рассказ о том, что нельзя брать чужое без спроса и врать. «Огурцы», H. H. Hocoв
Средства выразительности
Фразеологизм — устойчивое сочетание слов с особым значением.
Значение фразеологизма не складывается из значений составляющих его слов.
Например, «водить за нос» значит «обманывать».
Раскрась картинку. Для этого выбирай фразеологизмы в текстах.
1 и 2 классы
1 — А С. Пушкин, «Сказка о рыбаке и рыбке» — белены объелась
Испугался старик, взмолился :
«Что ты, баба, белены объелась ?…».
Осердилася пуще старуха,
По щеке ударила мужа.
« Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою?…»
2 — Сказка «Про глупого змея и умного солдата» — спуску не дадут!
— Что, что они кричат? Никак я не разберу.
— А то и кричат, что сейчас за тебя примутся!
«Ну, — думает змей, — коли в этих местах малые ребята таковы, то взрослые и подавно спуску не дадут!»
3 — А С. Пушкин, «Сказка о царе Салтане» — Не по дням, а по часам.
Бочка по морю плывёт.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьётся в ней царица;
И растёт ребёнок там
Не по дням, а по часам.
3 и 4 классы (всё тоже, как в 1 и 2 классе и ещё один фразеологизм)
4 — М. Зощенко, «Великие путешественники» — куда Макар телят не гонял
Наконец мы задремали.
Я проснулся от того, что Лёля теребила меня за плечи.
Было раннее утро. И солнце ещё не взошло. Лёля шёпотом сказала мне:
— Минька, пока Степка спит, давай
повернём его ноги в обратную сторону.
А то он заведёт нас, куда Макар телят не гонял.
Жанры
Ода — торжественное стихотворение в честь значительного события или человека.
Былина — народная песня-сказание о героических событиях и подвигах.
К каким жанрам может относиться произведение, о котором говорит персонаж? Выбери один или несколько ответов.
1 и 2 классы
Богатырь: «Я появляюсь в произведении-сказании о моих подвигах». — Былина, Сказка
Змей Горыныч: «Я появляюсь в произведении, где есть волшебные существа». — Былина, Сказка
Свинья: «Я изображаю человека и какую-то черту его характера в нравоучительном рассказе или стихотворении». — Басня
3 и 4 классы (остались Змей Горыныч и Свинья, добавился ещё один персонаж)
Девушка: «Я появляюсь в небольшом прозаическом произведении». — Рассказ, Новелла
Писатели спрятались
Выбери среди слов фамилию писателя и название одного из его произведений. Название может состоять из двух и более слов.
Образец: Мы поехали в Пушкин. Маме и няне там нравится.
Ответ: Пушкин, Няня
1 класс
Вокруг дома была живая изгородь. на каждом герое была шляпа, А вместо носов я нарисовал точки.
Ответ: Носов «Живая шляпа»
2 класс (остался Носов и ещё одного добавили)
На старый новый год дед и внучек нашли в толстой книге бабушкину записку.
Ответ: Толстой «Старый дед и внучек»
3 и 4 классы (остался Носов, Толстой и ещё одного добавили)
Здесь небезопасно: вблизи города больше нет волков и медведей, но напротив изумрудного берега живёт злой волшебник.
Ответ: Волков «Волшебник Изумрудного города»
Тайный автор
Тебе предстоит найти Тайного автора. Читай факты о писателях и убирай одного из них на каждом шаге, чтобы в конце остался Тайный автор.
1 класс
Убери автора, который написал «Сказку о рыбаке и рыбке». — A. С. Пушкин
Убери автора, который написал книги о Незнайке. — Н. Н. Носов
Убери автора, который прославился своими баснями. — И. А. Крылов
Убери автора, на основе произведений которого были созданы мультфильмы студии Уолта Диснея. — X. К. Андерсен
Ответ: Тайный автор — это А. Л. Барто
2 класс (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который написал повесть о жизни детей во время Великой Отечественной войны. — B. А. Осеева
3 и 4 классы (всё тоже самое, как во 2 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который в основном писал детские книги о природе и животных. — В. В. Бианки
Исторические книги
Сегодня ты будешь определять, какие книги являются историческими, а какие нет. При решении задачи помни:
В исторической литературе рассказывается о знаменательных событиях прошлого с участием реально существовавших людей.
Нажимай на книги и выбирай, какие являются историческими, а какие нет.
1 класс
1 — A С. Пушкин «Руслан и Людмила» Людмилу похищает злой колдун сразу после свадьбы. Её муж Руслан отправляется на поиски. У колдуна есть шапка-невидимка.
Ответ: Нет, потому что шапки-невидимки не существует.
2 — «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Богатырь Илья Муромец отправился воевать с Соловьём-разбойником. От свиста разбойника склоняются леса, осыпаются цветы, падают замертво люди.
Ответ: Нет, потому что разбойника с такими способностями не могло существовать.
3 — B. Ян «Чингисхан» Чингисхан — полководец и основатель Монгольской империи, которая воевала с другой сильной страной.
Ответ: Да, потому что Чингисхан действительно существовал. В книге описаны исторические события.
2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одна книга)
4 — П. П. Бажов «Медной горы хозяйка» Молодой парень встретил девушку, Хозяйку Медной горы, которая умела превращаться в ящерицу. Она очень помогла парню.
Ответ: Нет, потому что человек не может превращаться в животное.
Рифмы
Выбери два слова на разных карточках так, чтобы они сложились в рифму.
1, 2, 3 и 4 классы
слон — вагон
гроза — лоза
сарафан — банан
былина — калина
монета — кассета
канал — журнал
Сказочная вечеринка
Герои играют в игру. Каждый называет произведение, в котором он появлялся. Название должно начинаться на последнюю букву предыдущего ответа. Чтобы выбрать произведение, нажми на него.
1 класс
Заяц — Листопадничек
Иван-дурак — Конёк-горбунок
Осёл — Квартет
Волк — Три поросёнка
Конь — Алёша Попович и Тугарин Змей
2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одно произведение)
Баба-Яга — Финист — ясный сокол
Презентация творческого проекта в старшей группе
«Колокольчики»
Тема: «Творчество Николая Николаевича Носова»
Автор: Проценко Анна Ивановна
Организация: МБДОУ «Детский сад №22»
Населенный пункт: Ставропольский край, с. Надежда
Вид проекта: творческий, ролево–игровой.
Участники проекта: воспитанники старшей группы «Колокольчики», родители воспитанников, воспитатель группы.
Срок реализации: 2 недели, краткосрочный.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, речевое, познавательное развитие.
Актуальность: На сегодняшний день мы все чаще сталкиваемся с тем, что наши дети не читают и не хотят читать книги.
В нашем проекте мы решили работать с произведениями детского писателя Николая Николаевича Носова. Данным проектом хотелось бы доказать актуальность и современность рассказов Носова, их заразительность, и необыкновенный юмор. Произведения Николая Носова близки и понятны детям. Он всю свою жизнь был верным и добрым другом детей.
Герои рассказов Н.Н. Носова, обязательно заняты каким-нибудь интересным делом: они строят инкубатор, разводят пчёл, работают на огороде, ездят в лес за ёлкой или варят кашу. После прочтения текста детям хочется прослушать их еще несколько раз. Пример героев побуждает читателей взяться за такое же увлекательное дело.
Цели проекта: Формирование у детей представлений о жизни и творчестве Н.Н. Носова, развивать у детей ценностно-смыслового восприятие и понимание произведений писателя, речевую культуру и художественно-творческие способности.
Задачи проекта:
- познакомить с биографией и основными произведениями детского писателя Николая Носова;
- способствовать нравственному и коммуникативному развитию дошкольников путем расширения кругозора детей и обогащения словарного запаса речи;
- воспитывать способность наслаждаться художественным словом, чувствовать и понимать образный язык рассказов;
- воспитывать у детей способность сопереживать героям произведений;
- формировать способность у детей быть внимательными к своим сверстникам, к близким людям, совершать для них добрые дела, побуждать детей к положительным поступкам;
- развивать у детей способности к рассуждению, образное мышление, фантазию, творческие способности;
- формировать умение инсценировать эпизоды сказок;
- развивать познавательные и интеллектуальные способности, речь детей;
- приобщить родителей к семейному чтению литературы.
Ожидаемые результаты: Воспитанники имеют представления о жизни и творчестве Н. Н. Носова, проявляют познавательный и эмоциональный отклик на содержание произведений поэта. Свободно, последовательно, логично и грамотно выражают свои мысли, чувства в речи. Творчески передают отношение к литературным образам в коммуникативной, театрализованной, игровой, изобразительной, музыкальной видах деятельности.
Этапы проекта | Содержание деятельности | Участники |
1.Подгото-вительный этап | 1. Обсуждение проекта, выяснение возможностей и средств для реализации проекта. 2. Сбор информационного материала, подготовка виртуальной экскурсии в библиотеку, оформления книжного уголка, подборка игрового и дидактического материала к играм – драматизациям и сюжетно — ролевым играм по произведениям Н. Н. Носова, иллюстрации к рассказам, фотографий по биографии, видеодисков с мультфильмами по рассказам Н.Н. Носова, аудиозаписи рассказов. 3. Знакомство родителей с проектом, пополнения книжного уголка. Выполнение книжек самоделок, иллюстрации (рисунки) к книжкам. | Воспитатель, родители, дети |
2.Основной этап | 1. Знакомство с биографией Н.Н. Носова. Рассматривание и обсуждение альбома «Семья Николая Носова» 2. Рассматривание портретов Н.Н. Носова, выполненных разными художниками. 3. Чтение рассказов, просмотр мультфильмов, прослушивание аудиозаписей по произведениям Н. Н. Носова, обсуждения. 4. Пересказ рассказов или отрывков из рассказов. 5. Виртуальная экскурсия в библиотеку: «Творчество Н. Н. Носова». 6. Рассматривание иллюстраций к книгам Н. Носова художника — иллюстратора И. Семенова. 7. Проведение Вечера загадок и викторины по произведениям Н. Н. Носова. 8. Самостоятельное составление смешных стихотворений из произведения «Как Незнайка был писателем», подбирая рифму. 9.Изготовление костюмов, атрибутов, декораций к драматизациям. 10. Инсценировка рассказов Н. Н. Носова «Огурцы», «Телефон». 11. Рисование по произведению «Незнайка и его друзья». Лепка по произведению «Живая шляпа». 12. Оформление ЛЭПБУКа «Н. Н. Носов» 13. Домашние чтения и разговоры с родителями о поэте и его рассказах. 14. Оформление выставки детских и семейных рисунков в группе по произведениям поэта. | Воспитатель, родители, дети |
3. Заключительный этап.
Презентация проекта.
Воспитатель: Добрый день, ребята, обратите внимание на портрет писателя. Вы знаете, кто это? (Н. Н. Носов). Хотите поучаствовать в игре «Мы знаем всё», которая посвящена писателю Николаю Николаевичу Носову?
Мы отправляемся в путешествие по произведениям Н. Носова. Вас ожидает 5 конкурсов. Главное – уметь слушать друг друга, договариваться, принимать совместное решение.
1. Разминка.
Воспитатель: Начинаем нашу игру с разминки. Я прочитаю вам стихотворение, а вы назовите произведения Носова, о которых в нем говорится.
С этой книжечкою сразу
Подружились ты и я,
В ней веселые рассказы,
Будто точно по заказу
Для тебя и для меня.
Фантазеры-почемучки!
Ваша жизнь полна вопросов,
И на радость много книжек
Сочинил писатель Носов.
Есть про горку и про кашу,
Про Незнайку и про
Телефон, ступеньки, Дружка,
Про живую шляпу, автомобиль,
И как ночью возвращали
Сорванные огурцы.
Ответы: («Фантазеры», «На горке», «Мишкина каша», «Незнайка», «Телефон», «Ступеньки», «Дружок», «Живая шляпа», «Автомобиль», «Огурцы»).
Воспитатель: Отлично, вы были очень внимательные и отгадали все произведения Н. Носова.
2. «Блиц-опрос».
Воспитатель: Внимательно слушайте вопрос и дайте на него ответ.
Чем швырял Володя в шляпу в рассказе «Живая шляпа»? (картофелем)
Как называется рассказ, в котором Мишутка и Стасик сочиняли небылицы? («Фантазёры»)
В какой сказке Носов рассказал нам о человечках коротышках? («Приключение Незнайки и его друзей»)
Что нарвали на колхозном огороде мальчики? («Огурцы»)
На что обменял Виталик рыбку в рассказе «Карасик» (Милицейский свисток)
Сколько огурцов съел по дороге к колхозному полю Котька? (Один)
3. «Бюро находок»
Воспитатель: Молодцы, ребята! Приглашаем Вас в бюро находок. Проходите, присаживайтесь. У нас есть коробка с находками. Попробуем, определить из каких произведений Н. Носова потерялись предметы. Вот одна находка (Шляпа). Из какого рассказа этот предмет? (Полные ответы детей).
1. Шляпа («Живая шляпа»)
2. Огурец («Огурцы»)
3. Лопата («На горке»)
4. Пистолет («Саша»)
5. Нитка с иголкой («Заплатка»)
6. Отвёртка, винтики («Приключения Незнайки и его друзей»)
4. Физминутка: «Зарядка».
5. «Чему учит рассказ?»
Воспитатель: Зачитывает пословицу, задача детей – определить к какому рассказу подходит данная пословица.
Молодцы, отлично справились с заданием! А вы знаете, что рассказы Н. Носова чему-то учат. Попробуем к этим рассказам подобрать пословицы? Как вы думаете, к какому рассказу подходит пословица:
1.У страха глаза велики. (Живая шляпа), а чему же она учит?
2. Дурной пример заразителен. (Огурцы)
3. Сумел испортить, сумей и исправить. (На горке)
4. Всё хорошо, что хорошо кончается. (Саша)
5. Без труда не выловишь и рыбку из пруда. (Заплатка)
6. Ломать не строить. (Телефон)
6. Инсценировка отрывка из рассказа Н. Н. Носова «Фантазёры».
Воспитатель: Молодцы и с этим заданием отлично справились. Но у Н. Носова очень много интересных и поучительных рассказов. А сейчас посмотрим инсценировку отрывка из рассказа Н. Н. Носова «Фантазёры»?
Ребёнок1: Мишутка и Стасик сидели в саду на скамеечке и разговаривали. Только они разговаривали не просто, как другие ребята, а рассказывали друг другу разные небылицы, будто пошли на спор, кто кого переврет.
Тут пришел соседский Игорь и сел рядом на скамеечке. Он слушал, слушал Мишутку и Стасика, потом говорит:
Ребёнок2: — Вот врут-то! И вам не стыдно?
Ребёнок3: — А чего стыдно? Мы же никого не обманываем.
— Просто выдумываем, будто сказки рассказываем.
Ребёнок2: — Сказки! — Нашли занятие!
Ребёнок4: — А ты думаешь, легко выдумывать!
Ребёнок2: — Чего проще!
Ребёнок 3: — Ну, выдумай что-нибудь.
Ребёнок2: — Сейчас… . — Пожалуйста.
Ребёнок1: Мишутка и Стасик обрадовались и приготовились слушать.
Ребёнок2: — Сейчас…- Э-э-э… гм… кхм э-э-э….
Ребёнок4: — Ну, что ты все «э» да «э»!
Ребёнок2: — Сейчас! Дайте подумать.
Ребёнок3: — Ну, думай, думай!
Ребёнок2: — Э-э-э….
Ребёнок1: — Снова сказал Игорь и посмотрел на небо
Ребёнок2: — Сейчас, сейчас… э-э-э…
Ребёнок3: — Говорил — чего проще! — Ну, чего же ты не выдумываешь?
Ребёнок2: — Сейчас… Вот! Один раз я дразнил собаку, а она меня цап за ногу и укусила. Вот даже шрам остался.
Ребёнок4: — Ну и что же ты тут выдумал?
Ребёнок2: — Ничего. Как было, так и рассказал.
Ребёнок3: — А говорил — выдумывать мастер!
Ребёнок2: — Я мастер, да не такой, как вы. Вот вы все врёте, да без толку, а я вчера соврал, мне от этого польза.
Ребёнок4: — Какая польза?
Ребёнок2: — А вот. Вчера вечером мама и папа ушли, а мы с Ирой остались дома. Ира легла спать, а я залез в буфет и съел полбанки варенья. Потом думаю: как бы мне не попало. Взял Ирке губы вареньем намазал. Мама пришла: «Кто варенье съел?» Я говорю: «Ира». Мама посмотрела, а у неё все губы в варенье. Сегодня утром ей от мамы досталось, а мне мама ещё варенья дала. Вот и польза.
Ребёнок4: — Значит, из-за тебя, другому досталось, а ты и рад!
Ребёнок2: — А тебе что?
Ребёнок4: — Мне ничего. А вот ты этот, как это называется… Брехун! Вот!
Ребёнок2: — Сами вы брехуны!
Ребёнок3: — Уходи! Не желаем с тобой на лавочке сидеть.
Ребёнок2: — Я и сам не стану с вами сидеть.
Ребёнок1: Игорь встал и ушел. Мишутка и Стасик тоже пошли домой. По дороге им попалась палатка с мороженым. Они остановились, стали рыться в карманах и считать, сколько у них денег. У обоих набралось только на одну порцию мороженого.
Ребёнок3: — Купим порцию и разделим пополам.
Ребёнок1: — Продавщица дала им мороженое на палочке.
Ребёнок3: — Пойдем домой — разрежем ножом, чтоб было точно.
Ребёнок4: — Пойдем.
Ребёнок1: — На лестнице они встретили Иру. Глаза у нее были заплаканные.
Ребёнок3: — Ты чего ревела?
Ребёнок5: — Меня мама гулять не пускала.
Ребёнок4: — За что?
Ребёнок5: — За варенье. А я его и не ела. Это Игорь на меня наговорил. Наверное, сам съел, а на меня свалил.
Ребёнок3: — Конечно, Игорь съел. Он сам нам хвастался. Ты не плачь. Пойдем, я тебе свои пол порции мороженого дам.
Ребёнок4: — И я тебе свои пол порции отдам, вот только попробую разочек и отдам.
Ребёнок5: — А вы разве не хотите сами?
Ребёнок4: — Не хотим. Мы уже по десять порций съели сегодня.
Ребёнок5: — Давайте лучше это мороженое, на троих разделим.
Ребёнок4: — Правильно! А то, у тебя заболит горло, если ты одна всю порцию съешь.
Ребёнок1: — Пошли они домой, разделили мороженое на три части.
Ребёнок3: — Вкусная штука! Я очень люблю мороженое. Один раз я съел целое ведро мороженого.
Ребёнок5: — Ну, ты выдумываешь все! Кто тебе поверит, что ты ведро мороженого съел!
Ребёнок3: — Так оно ведь совсем маленькое было, ведрышко! Такое бумажное, не больше стакана…
Воспитатель: Спасибо ребята за инсценировку! Ребята, а вам понравилось? Продолжайте ребята уже со своими родителями знакомиться с произведениями Н. Н. Носова и с творчеством других писателей. И чтобы вы не потеряли страницу, на которой вы остановились, мы вам дарим закладки. Любите книги.
Я к вам обращаюсь, товарищи, дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь набирайтесь ума!
Дети прощаются и уходят.
Приложения:
- file0.docx.. 30,6 КБ
Опубликовано: 17.11.2021
Конспект НОД в старшей группе детского сада на тему: «В гостях у детского писателя Николая Николаевича Носова»
Цель: обобщение знаний воспитанников о прочитанных произведениях Н.Н. Носова в процессе игры.
Образовательные:
- Продолжать знакомить детей с жизнью и творчеством детского писателя Н.Н. Носова.
- Продолжать учить выражать эмоциональный настрой героев через мимические упражнения
Развивающие:
3. Развивать интерес к художественной литературе.
4. Пополнить литературный багаж детей рассказами Н Носова.
Скачать конспект
5. Развивать чувство юмора, творческое воображение.
6. Содействовать развитию умения аргументировать, анализировать, классифицировать, обобщать.
7. Развивать умение выслушивать товарищей, не перебивать, не повторяться;
Воспитательные:
8. Воспитывать доброе и уважительное отношение к окружающим
людям, нравственные качества, бережное отношение к книгам.
Материал к НОД: иллюстрации к рассказам
«Живая шляпа», «Заплатка», «Фантазеры», «Огурцы»; портрет Н.
Носова, выставка книг Н.Н. Носова, портрет писателя, набор предметов для конкурсов, магнитофон, презентация, мультимедийная система. Герой «Незнайка».
Предварительная работа: чтение произведений Н. Носова, рисование любимых героев его рассказов, проведение литературной викторины по рассказам Н. Носова.
Организационный момент:
Берутся за руки и произносят слова.
«Утром ранним поднимаясь. Собираясь в добрый путь, Умываясь, наряжаясь, Ты улыбку не забудь!»
Ребята, давайте улыбнёмся друг другу, нашим гостям, и пусть хорошее настроение не покидает нас целый день.
Приглашаю вас и наших гостей в гостиную,
Педагог предлагает детям удобно сесть на диван, пуфики. Взрослый садится в кресло, рядом с которым стоит журнальный столик, на нем — настольная лампа, книги. Рядом на стенде висят портрет писателя, иллюстрации к его произведениям известных художников-иллюстраторов. Когда каждый ребенок найдет себе удобное место, воспитатель начинает беседу.
-Кто написал все книги, которые вы увидели?
Воспитатель. Мы с вами вспомним и поговорим о творчестве Николая Николаевича Носова!
Тюкавкина Вика подготовит сообщение. (Свой рассказ сопровождает показом слайдов.)
Детский писатель Николай Носов рос в многодетной семье, у него были еще два брата и сестренка, а их папа был актером. Мама певунья, рукодельница.
Учился Николай в Киеве в гимназии. Он читал много книг, играл на скрипке, в шахматы, часто выступал на школьной сцене и даже собак дрессировал. В юности Николай увлекся химией, у него была даже своя лаборатория на чердаке, где он с друзьями проводил опыты.
Николай Носов пробует себя в качестве детского писателя, когда у него родился сын Петя. Первый его рассказ назывался «Затейники», потом появились «Живая шляпа», «Чудесные брюки», «Фантазеры», «Мишкина каша» и другие. Печатались все эти рассказы в журнале «Мурзилка». Все герои писателя как живые, а их поступки учат добру и благородству.
— А какие рассказы, сказки Носова знаете?
— Чем запомнились произведения Носова?
— Для кого писал Н. Носов?
Сегодня в гости к нам пришел необыкновенный гость, а о ком я говорю догадайтесь сами.
Шляпа голубая, Желтые штанишки,
В городе цветочном – главный хвастунишка.
Рифмовать пытался коротышка этот,
Только вот не стал он истинным поэтом.
Много приключений, с ним происходило,
Но признаться стоит, этот мальчик милый.
Дети: Это Незнайка.
Восп. Слайд на котором изображен Незнайка с сумкой через плечо. Из какой сказки? И кто его придумал?.
Дети: Приключение Незнайки и его друзей. Н. Носов
Восп. Ребята, интересно почему у Незнайки такая большая сумка? Давайте посмотрим, что же там лежит? Достаю письмо, в котором написано: «Здравствуйте, уважаемые ребята, я вчера спешил домой, нес книгу Николая Носова, но споткнулся, упал и все слова в книге перепутались, а некоторые листы и вовсе потерялись, что мне делать я не знаю, я наверное никогда не узнаю эти интересные рассказы и сказки, а мне ведь так хочется, чему-нибудь научиться! Ваш друг Незнайка».
Ребята какое несчастье приключилось у Незнайки, что же нам делать, как ему помочь?
Дети: Подарить нашу книгу, купить в магазине, слепить, нарисовать, склеить.
Восп. Замечательная идея, давайте найдем недостающие страницы и склеим книгу.
Восп. А я вам в этом немного помогу. Путешествовать будем по книгам Н Носова, на страницах нас ждут герои его произведений, на каждой странице вы будете выполнять задание, подготовленное одним из персонажей. Если все сделаете правильно, получите фрагмент пазла. В конце путешествия соберете из фрагментов картинку и посмотрите, что же получится.
— Глаза закрой и покружись, в волшебной стране книг окажись!
Восп.: Чтобы нам было интереснее помогать Незнайке давайте разделимся на две команды. Надо вытащить, не глядя одну фишку синего или оранжевого цвета и сесть за тот стол, который тоже обозначен этим цветом.
Восп. 1 страница «Интеллектуальная»: У меня в руках конверт с письмом от Знайки
«Ребята, я рад приветствовать вас на игре и первое задание для обеих команд находятся в конвертах с эмблемой вашей команды. По картинкам вам необходимо назвать произведение Н. Носова. и пройти Блиц –опрос, вопросы к которому есть на обратной стороне иллюстрации.»
Для того чтобы ваш язычок лучше отвечал на вопросы, давайте его разомнем
Вот и вышел на порог
Любопытный язычок.
«Что он скачет взад-вперед?» —
Удивляется народ.
Цель: укреплять мышцы языка, развивать его подвижность.
Описание: Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот остаётся открытым. Упражнение выполняется 8-10 раз.
Вопросы для 1 команды. Что швырял Володя в шляпу в рассказе «Живая шляпа»?
— Что нарвали на колхозном огороде мальчики?
— Как называется рассказ, в котором Мишутка и Стасик сочиняли небылицы? (пазл)
2 Как звали мальчика в рассказе «Заплатка»? бобик
На что обменял Виталик рыбку? свисток
Кто сочинял из коротышек стихи? Поэт Цветик (пазл)
Молодцы, ребята, справились, и вы получаете первую деталь.
Сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Попади в шляпу». Игрокам каждой команды необходимо картофелем попасть в шляпу. Та команда, которая больше совершила точных попаданий, получает фишку.
Игра «Попади в шляпу»
Подскажите мне в каком рассказе ребята кидались в шляпу?
А кто там сидел?
Мимические упражнения
— Ребята, вспомните, как Вовка и Вадик испугались и затряслись от страха, когда шляпа побежала (показываем испуг и движение страха).
— Хорошо. А теперь, вспомните, как они обрадовались, когда увидели, что под шляпой котенок Васька.
(ответы детей)
Страница «Бюро находок»
(показывает коробку) Вам нужно определить из каких произведений Н.Носова потерялись предметы (воспитатель показывает вещи, каждая команда за правильный ответ получает фишку).
- Нитки, иголки, ткань
- Телефон
- Кастрюля
- Свисток
- Книга «Три поросенка»
- Удочка
Теперь, как герои рассказа Носова «Огурцы», вы отправитесь на рыбалку. От каждой команды по 2 человека. Одному нужно удочкой поймать рыбку из пруда, а второму снять с удочка и положить в ведро. Кто быстрее все сделает, та команда получает фишку.
Игра «Рыболовы»
4-й конкурс: «Эпизод».
В этом конкурсе вам нужно назвать произведение и его героев.
Я буду зачитывать отрывки, а вы по ним угадывать какой это рассказ. Внимание на экран. «Заплатка»
- «Телефон»
- «Мишкина каша»
- «Карасик»
- «Затейники»
- «Огурцы»
Сначала 3 эпизода для команды «Винтик»
«Они взяли кочергу и лыжную палку, приоткрыли дверь и заглянули в комнату» (слайд 6)
«Живая шляпа»
Котенок Васька, Вовка, Вадик
«Взял Ирке губы вареньем намазал. Мама пришла: «Кто варенье съел?» Я говорю: «Ира». Мама посмотрела, а у нее все губы в варенье». (слайд 7) «Фантазеры», Мишутка, Стасик, Ира, Игорь
Один раз Павлик взял с собой Котьку на реку ловить рыбу. Но в этот день им не повезло: рыба совсем не ловилась. Зато когда шли обратно, они забрались в колхозный огород… (слайд Мальчиков звали – Павлик и Котька. «Огурцы»
— Теперь, внимание, команда «Шпунтик»
«Сумел порвать, сумей и зашить» (слайд 9)
«- Давай веревку. – А ее нет, веревки.
— Где же она?
— Там.
— Где – там?
— Ну… В колодце.
— Так ты, значит, с веревкой ведро упустил?
— Ну да.» (слайд 10)
«Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на нее» (слайд 11)
«Заплатка», Бобка
«Мишкина каша», Мишка
«На горке», Котька Чижов
Итог: Давайте вернемся в наш сад и соберем из фрагментов картинки.
Раз, два, три в сад снова попади!
Сколько кусочков пазла вы собрали? Давайте соберём картинку. Только картинку будем собирать тихо, чтобы наши гости не услышали и не догадались, что же это за рассказ. Собрав картинку, вы загадаете нашим ребятам загадку.
Воспитатель — Я к вам обращаюсь, товарищи, дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
Правила пользования книгой.
— Как нужно обращаться с книгой?
— Сюрприз заходит Незнайка.
Здравствуйте, детишки,
Девчонки и мальчишки,
К вам спешил я в детский сад.
Всех я вас увидеть рад!
Незнайка! Ребята собрали страницы к рассказам! Незнайка благодарит и дарит ребятам раскраски
Рефлексия. Ребята, вам понравилась игра-путешествие? Герои произведений Носова приготовили для вас сложные задания? (Да)
Какое задание было самым трудным? Как вам удалось преодолеть трудности (Задания мы выполняли все вместе)
Вы дружно выполняли задания и дружно играли. Молодцы! Каждый из вас получает раскраску с героями произведений Николая Носова.
Вручение подарков детям.
Учебник: Литература. 5 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2-х ч.: ./ Авт.-сост. Г. С. Меркин. –5-е изд. – М, «Русское слово –учебник», 2017
№ п/п
Тема урока
Количество часов
1.
Книга – твой друг.
1
2.
Античный миф. «Рождение Зевса». Миф «Олимп». «Одиссей на острове циклопов. Полифем».
1
3.
Загадки. Пословицы и поговорки. Литературная игра.
1
4.
Сказка «Царевна-лягушка».
1
5.
Сюжет и реальная основа в бытовой сказке «Чего на свете не бывает?»
1
6.
Сказки народов России. «Падчерица».
1
7.
Мини-проект «Скоро сказка сказывается».
1
8..
Из «Повести временных лет»: «Расселение славян». «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам».
1
9..
Эзоп. «Ворон и Лисица». Жан де Лафонтен «Лисица и виноград». Русские басни. М.В.Ломоносов «Случились два астронома в пиру…» Басни о Вороне и Лисице В.К.Тредиаковского, А.П.Сумарокова, И.А.Крылова.
1
10.
Басни И.А. Крылова. «Волк на псарне». И.А. Крылов. Басни «Волк и Ягнёнок», «Свинья под Дубом», «Демьянова уха».
1
11.
Р/р. Конкурс чтецов на лучшее исполнение басен И.А.Крылова.
1
12.
Русская басня в XX веке.
1
13.
Краткие сведения об А.С.Пушкине. Заочная экскурсия по пушкинским местам. А.С. Пушкин. Стихотворение «Няне».
1
14.
А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
1
15.
Черты сходства и различия волшебной и литературной сказки.
1
16.
А.С.Пушкин. «Руслан и Людмила» (отрывок).
1
17.
А.С.Пушкин. Стихотворение «Зимняя дорога».
1
18.
Поэзия XIX века о родной природе.
1
19.
Краткие сведения о М.Ю.Лермонтове. Заочная экскурсия по лермонтовским местам. Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино». Историческая основа и прототипы героев. Бородинское сражение и его герои в изобразительном искусстве. Средства художественной выразительности в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино».
1
20.
Н.В.Гоголь. Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В.Гоголя. Н.В.Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Фольклорные источники и мотивы. Историческая основа повести. Оксана и кузнец Вакула.
1
21.
Фантастика и реальность в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством».
1
22.
Детские впечатления И.С.Тургенева. Заочная экскурсия в Спасское-Лутовиново. И.С.Тургенев. Рассказ «Муму». Образ Герасима.
1
23.
Богатырский облик и нравственное превосходство Герасима над барыней и её челядью.
1
24.
Герасим и Муму. Немой протест героя – символ немоты крепостных крестьян.
1
25-26.
Р/р. сочинение «Эпизод рассказа, который произвёл на меня самое сильное впечатление». Анализ сочинений.
2
27.
И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе «Воробей», «Русский язык». Стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Два богача».
1
28.
Н.А.Некрасов. Детские впечатления поэта. Заочная экскурсия в Грешнево. Н.А.Некрасов. Особенности композиции стихотворения. «Крестьянские дети». Основная тема стихотворения. Стихотворение «Тройка».
1
29.
Л.Н.Толстой. Сведения о писателе. Историко-литературная основа рассказа «Кавказский пленник». Заочная экскурсия в Ясную Поляну.
1
30.
Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник». Жилин и Костылин в плену.
1
31.
Две жизненные позиции в рассказе «Кавказский пленник». Художественная идея рассказа.
1
32-33.
Р/р. Подготовка к сочинению «Над чем меня заставил задуматься рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»?» Анализ сочинений
2
34.
Детские и юношеские годы А.П.Чехова. Семья А.П.Чехова. Книга в жизни А.П.Чехова. Рассказ А.П.Чехова «Злоумышленник». Приёмы создания характеров и ситуаций. Жанровое своеобразие рассказа
1
35.
Рассказ А.П.Чехова «Пересолил». Работа над проетом.
1
36-37.
Р/р. Сочинение-юмористический рассказ о случае из жизни.
Анализ сочинения.
2
38.
Контрольная работв по теме литература XIX века.
1
39.
Краткие сведения об И.А.Бунине. Заочная экскурсия по бунинским местам. Стихотворение И.Бунина «Густой зеленый ельник у дороги…». Тема природы и приёмы её реализации.
1
40.
И.А.Бунин. Рассказ «В деревне».
1
41.
И.А.Бунин. «Подснежник».
1
42.
Л.Н.Андреев. Краткие сведения о писателе. Л.Андреев «Петька на даче». Мир города в рассказе.
1
43.
Л.Н.Андреев. «Петька на даче». Противопоставление мира города и дачи в рассказе. Тематика и нравственная проблематика рассказа.
1
44.
А.И.Куприн. Краткие сведения о писателе. Заочная экскурсия в музей А.И.Куприна в Наровчате. Рассказ А.И.Куприна «Золотой Петух». Тема, особенности создания образа.
1
45.
Р/р. Сочинение «Чудо — природы»
1
46.
Детские впечатления А.А.Блока. Книга в жизни юного А.А.Блока. Блоковские места. А.А.Блок. «Летний вечер», «Полный месяц встал над лугом…»
1
47.
С.А.Есенин. Детские годы. В есенинском Константинове. С.А.Есенин «Ты запой мне ту песню, что прежде…» С.А.Есенин «Поёт зима – аукает…», «Нивы сжаты, рощи голы…»
1
48.
А.П.Платонов. Краткие сведения о писателе. А.П.Платонов. Мир глазами ребёнка в рассказе «Никита».
1
49.
А.П.Платонов. «Цветок на земле».
1
50.
П.П.Бажов. Краткие сведения о писателе. П.Бажов «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.Бажова.
1
51.
П.П.Бажов. «Каменный цветок». Приёмы создания художественного образа.
1
52.
Н.Н.Носов. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Литературная викторина. Н.Н.Носов. Рассказ «Три охотника». Тема, система образов.
1
53.
В.П.Астафьев. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Васюткино озеро».
1
54.
В.П.Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро».
1
55.
Е.И.Носов. «Как патефон петуха от смерти спас». Мир глазами ребёнка. Юмористическое и лирическое в рассказе.
1
56.
Родная природа в произведениях писателей XX века. В.И.Белов. «Весенняя ночь».
1
57.
В.Г.Распутин. «Век живи – век люби».
1
58.
Краткие сведения о Д.Дефо. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо». Д.Дефо. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо».
1
59.
Х.К.Андерсен. Краткие сведения о писателе.
Заочная экскурсия на родину сказочника. Сказка Х.К.Андерсена «Соловей». Внутренняя и внешняя красота.
1
60.
Краткие сведения о М.Твене. Автобиографические мотивы в произведениях М.Твена. М.Твен. «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых.
1
61.
Жизнерадостность, неутомимый интерес к жизни, бурная энергия Тома Сойера.
1
62.
Ж.Рони-Старший. Повесть «Борьба за огонь». Гуманистическое изображение древнего человека.
1
63.
Краткие сведения о Дж. Лондоне.
1
64.
Д. Лондон. Раннее взросление подростка в «Сказании о Кише».
1
65.
Астрид Линдгрен. Краткие сведения о писательнице. Заочная экскурсия на родину А.Линдгрен. А.Линдгрен. Отрывки из романа «Приключения Эмиля из Леннеберги».
1
66.
А.Линдгрен. Отрывки из романа «Приключения Эмиля из Леннеберги».
1
67.
Техника чтения.
1
68.
Литературная игра.
1
69.
Рекомендации для летнего чтения.
1
70.
Заключительный урок.
1