Рассказ одоевский мороз иванович

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: произведения одоевского и содержание для детей краткое содержание. также вы можете

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Произведения одоевского и содержание для детей краткое содержание». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Владимир Федорович Одоевский – журналист, писатель, князь, музыковед, издатель и общественный деятель. Один из самых ярких представителей русского романтизма.

Учёба Владимира Одоевского

Одоевский Владимир Федорович, биография которого хорошо известна поклонникам его творчества, родился в Москве в 1803 году. Он стал последним потомком древнего княжеского рода. Мать будущего писателя была крепостной крестьянкой, а отец — дворянином. Он работал директором в Московском отделении Государственного банка. В 1822 году Владимир Одоевский с отличием окончил Московский благородный пансион, где до него учились Н. Тургенев, Н. Муравьёв, П. Чаадаев и П. Вяземский. В студенческие годы на молодого человека оказали существенное влияние профессора И. И. Давыдов и М. Г. Павлов, исповедовавшие взгляды философов-шеллингианцев.

Краткое содержание сказок Одоевского

Краткая биография Одоевского содержит много отзывов коллег о его произведениях. Вот, например, что написал Гоголь об упомянутой выше повести «Последний квартет Бетховена», а также о таких произведениях князя, как «Себастьян Бах» и Opere del Cavaliere: «Как же много у автора ума и воображения! Перечислено столько психологических явлений, что обычному человеку будет сложно их постигнуть!» Впоследствии вышло ещё несколько повестей, которые поэтесса К. Павлова окрестила «российской гофманианой»: «Саламандра», «Сильфида», «Косморама», «Сегелиель». Успехи князя заметил сам А. С. Пушкин и пригласил писателя сотрудничать с журналом «Современник» (так гласит его краткая биография). В. Ф. Одоевский взял на себя все хлопоты, связанные с выпуском 2-й книги «Современника», а после смерти поэта единолично выпустил 7-ю. До вмешательства Белинского «Современник» продержался только благодаря Владимиру.

В 1838 г. Владимир Одоевский продолжил тенденцию, намеченную в «Городке в табакерке» и «Пёстрых сказках». Можно сказать, что по этой причине оживилась его творческая биография. В. Ф. Одоевский опубликовал ряд «Повестей от дедушки Иренея». Они сразу попадают в категорию хрестоматийного чтения для детей. Успех окрыляет князя, и он его развивает, выпуская в 1843 году сборник «Сельское чтение», который становится народным журналом. В последующие 5 лет там были опубликованы 4 книги, которые переиздавались целых 11 раз. Белинский писал: «Одоевский породил целую гору книг для простонародья». В выпусках издания Владимир объяснял сложнейшие вопросы простым «народным» языком. Поэтому сборник и пользовался таким успехом.

Бедный Гнедко

Рассказ Владимира Одоевского «Бедный Гнедко» начинается с того, что на центральной набережной, где протекает рядом река Нева, пробегает лошадка с бричкой. Главным наблюдателем этой сцены является автор Читать далее

Городок в табакерке

История начинается с того, что отец показывает своему сыну Мише красивую музыкальную табакерку, в которой выстроен целый миниатюрный городок. Миша долго любуется подарком и очень хочет попасть в этот цветной и яркий мир Читать далее

Главный герой – маленький мальчик, рассказ ведется от его лица. Ребенок играет в детский, дверь которой открывается будто сама по себе. Няня говорит, что дверь отворил Читать далее

Мороз Иванович

Жили в одной семье две сестры и няня при них. Рукодельница была трудолюбивой и смышленой девочкой. Она поднималась спозаранку, чтобы успеть растопить печь, замесить хлеб, подмести в избе, покормить петушка и воды из колодца принести Читать далее

Рубрика: Сказки Одоевского. Краткое содержание

Во время второго московского периода его творчества Одоевский отказывается от мистицизма, начиная пропагандировать идеалы народного творчества.

В 1861 году он возвращается в Москву, получает место сенатора в московском департаменте. Приветствует либеральные преобразования и ослабление цензуры.

Интересно, что на протяжении всей жизни у него было много разносторонних интересов. Например, как-то он увлекся стенографией и даже начал писать «Руководство к постепенному изучению русской скорописи».

Среди произведений Одоевского сказки стоят особняком. Многие даже и знают его, в первую очередь, как автора книг для детей.

Знатоки его сказок отмечают, что каждое произведение Одоевского оказывается окном в уникальный и невероятный мир, в который так легко поверить детям. Его сказки рассказывают о людях, которые жили полной жизнью много поколений назад. Самоотверженно любили, работали до последней капли пота, верили в то, ради чего выступали.

Сказки Одоевского многому могут научить даже современных детей. В них малышам будут продемонстрированы лучшие человеческие чувства. Это сдержанность, трудолюбие и пытливость.

При этом сказки это писателя читать очень легко, автор никогда не использует сложных или мудреных фраз и слов.

  • Юмор детям 16+
  • Смешные стихи про школьников и родителей
  • Смешные стихи для младших школьников
  • Короткие смешные переделанные сказки
  • Басни для детей
  • Притчи для детей короткие
  • Мудрые притчи для детей
  • Притчи Леонардо да Винчи
  • Мифы и легенды о детях
  • Мифы Древней Руси
  • Предания русского народа
  • Поверья русского народа. В. Даль
  • Русские народные легенды и сказания Афанасьева
  • Славянские легенды, предания
  • Легенды и мифы Украины
  • Легенды и мифы Крыма
  • Легенды о Короле Артуре
  • Легенды и мифы Древней Греции
  • Мифы и легенды Древнего Рима
  • Немецкие легенды и предания
  • Легенды и предания Франции
  • Приключения Робин Гуда
  • Легенды старой Англии
  • Фламандские легенды
  • Легенда об Уленшпигеле

Владимир Одоевский. Сказки для детей. Произведения и биография

  • Песни для детей. Тексты популярных детских песен
  • Песни к Новому году для детей
  • Детские песни про Новый Год
  • Детские песни о зиме
  • Песни Наташе
  • Бременские музыканты. Песни. Тексты
  • Детские песни из мультфильмов тексты
  • Песни для малышей. Тексты
  • Аудиосказки для детей
  • Алексей Толстой — Произведения для подростков
  • Герберт Уэллс — Произведения для подростков
  • Конан Дойл — Фантастика для подростков
  • Александр Беляев — Произведения для подростков
  • Владимир Обручев — Произведения для подростков
  • Заповедник гоблинов Клиффорд Саймак
  • Эдит Несбит Фэнтези и фантастика для детей
  • Тайна двух океанов — Григорий Адамов

  • Как воспитать Принцессу
  • Фантазия, юмор и дети
  • Когда вести ребёнка в детский сад?
  • Как уберечь ребенка от маньяка, убийцы, насильника?
  • Занятия с малышом
  • Родина Деда Мороза
  • Иллюстрации к сказке Цветик-семицветик.
  • Иллюстрации к сказке Конек-Горбунок
  • Иллюстрации к сказкам Пушкина
  • Иллюстрации к русским народным сказкам
  • Иллюстрации к детским сказкам. Сказка Маше. Сказка Лизе
  • Иллюстрации к стихам Маршака
  • Иллюстрации к стихам Чуковского
  • Иллюстрации к сказкам Андерсена

Краткое содержание рассказов Владимира Одоевского

  • Зима, Что делать нам в деревне
  • Был и я среди донцов
  • Монастырь на Казбеке
  • Делибаш
  • Воспоминания о Царском Селе
  • Брожу ли я вдоль улиц шумных
  • Дон
  • про людей
  • короткие сказки
  • для самых маленьких
  • про животных
  • волшебная
  • Легко учатся
  • бытовые
  • сказки с картинками
  • Короткие стихи
  • в стихах
  • про царя
  • героическая
  • богатыри
  • Посвящения и послания
  • О любви
  • про солдат
  • О поэзии
  • Эпиграммы
  • про природу

Будущий писатель родился в Москве, дата его рождения — 11 августа 1804 года. Отец его, Фёдор Сергеевич, изначально был военнослужащим, а впоследствии перешёл на должность главы московского филиала Государственного ассигнационного банка. Мать, Екатерина Алексеевна, была из семьи прапорщика. Несмотря на благородное происхождение, родители жили довольно бедно.

Владимир Федорович Одоевский — один из лучших отечественных сказочников Х1Х столетия. Родился 11 августа (по старому стилю 30 июля) 1803 года в Москве (по другим данным — в 1804 году) в семье Федора Сергеевича Одоевского — военнослужащего, который в дальнейшем стал главой Государственного ассигнационного банка. Необходимо отметить, что Одоевские вели свою родословную от легендарного Рюрика. Федор Сергеевич происходил от черниговского князя Михаила Всеволодовича, замученного в 1246 году в Орде и причисленного к лику святых. По свидетельству современников, Одоевский не придавал значения своему княжескому титулу и происхождению. Екатерина Алексеевна Филиппова, мать писателя, рано потеряла мужа — в 1807 году. Владимира стал воспитывать опекун, двоюродный дядя по отцовской линии, генерал Дмитрий Андреевич Закревский.

Жизнь и творчество Одоевского можно разделить на три периода, границы между которыми более или менее совпадают с его переездами из Москвы в Санкт-Петербург и обратно. Его учеба в Московском университетском благородном пансионе (1816–1822) относится к первому периоду его жизни. С Москвой связана и его дружба с двоюродным братом — будущим декабристом Александром Ивановичем Одоевским (1802–1839). Как он признавался в «Дневнике студента» (1820), Александр был эпохой в его жизни. Печататься Владимир начинает в годы учебы. Первые его публицистические произведения, в том числе «Разговор о том, как опасно быть тщеславным», были опубликованы в «Вестнике Европы» в 1822 году. В данной работе Одоевский высказывал мысль о том, что «религия должна сопровождать человека на всем пути его жизни». В 1822–1823 годах там же публикуются «Письма к Лужницкому старику». Одно из писем под названием «Дни досад» — о московских нравах понравилось А. С. Грибоедову, и через редакцию «Вестник Европы» они познакомились и довольно близко сошлись. В 1823 году вместе со своими университетскими друзьями юный литератор создает общество «Любомудрия» — так они перевели на русский язык слово «философия». Целью любомудров было изучение античных и немецких философов и создание оригинальной отечественной философии, на базе которой должна была возникнуть новая русская литература. Собрания кружка были завершены в 1825 году после восстания декабристов.

В 1823 году Одоевский поступает на службу в Московский архив коллегии иностранных дел. Он также пробует свои силы на литературном поприще, пишет роман «Иероним Бруно и Пьетро Аретино», который остался незавершенным.

В 1826 году Владимир Федорович переезжает в Санкт-Петербург и женится на Ольге Степановне Ланской, дочери гофмаршала Степана Сергеевича Ланского. Поступает на службу в Цензурный комитет Министерства внутренних дел и становится одним из авторов либерального цензурного устава и первых законов об авторском праве. К петербургскому периоду относится участие Одоевского в кружке В. Г. Белинского, а также подготовка трехтомного собрания сочинений, вышедшего в 1844 году. Он сотрудничает в пушкинском «Современнике» и «Вестнике Европы» (учредитель и главный редактор Михаил Матвеевич Стасюлевич). На это время приходится расцвет его литературного творчества. Главное место среди сочинений Одоевского занимает роман «Русские ночи», который был завершен в 40-х годах и издан в сборнике эссе и рассказов с одноименным названием. Наиболее примечательны рассказы «Последнее самоубийство» и «Город без имени», где описываются фантастические последствия, к которым приводит реализация закона английского священника и ученого Томаса Мальтуса о возрастании населения в геометрической прогрессии.

В 1846 году Одоевский был назначен помощником директора Императорской Публичной библиотеки и директором Румянцевского музея. В библиотеке Владимир Федорович развернул бурную деятельность. При нем было отменено ограничение на число выдаваемых читателю книг, введены «требовательные карточки», на которых в случае невыдачи книги библиотекари должны были помечать причины отказа.

В 1861 году писатель возвращается в Москву, куда переезжает и Румянцевский музей. Надо отметить, что Владимир Федорович придавал большое значение просвещению народа и долгое время состоял редактором «Сельского обозрения» и специально для народного чтения написал ряд статей и книг.

  • Владимир Федорович Одоевский
  • Мнемозина / издаваемая Кн. В. Одоевским и В. Кюхельбекером, 1824
  • Записная книжка М.Ю. Лермонтова, подаренная В.Ф. Одоевским . 1841
  • 4338-й год. Петербургские письма. Фантастический роман / Одоевский В. Ф.
  • Мороз Иванович / В. Одоевский; рисунки К. Клементьевой, 1937
  • Городок в табакерке / В. Одоевский, 1947
  • Мороз Иванович / В. Одоевский, 1975

В 1826 г. Одоевский перебирается в тогдашнюю российскую столицу. Он устраивается трудиться в комитет цензуры при Министерстве внутренних дел. В конце 1820-х годов Владимир удостаивается звания камер-юнкера. По работе писатель редактировал «Журнал МВД». Он задействовал связи в комитете цензуры, чтобы получить добро на возобновление выпуска «Отечественных записок». В этот же период литератор участвует в кружке Белинского и готовит собрание сочинений в трёх томах, которое было выпущено в 1844 г. и не переиздавалось по сей день ни разу.

Будущий писатель родился в Москве, в семье знатного дворянского рода.

Одоевские были в родстве с Рюриковичами, в их среде было много князей.

Мать Одоевского — Екатерина Алексеевна имела большой дом в Москве, и была дочерью прапорщика.

В четыре года Владимир остаётся без отца, и его воспитывают в доме генерала Закревского, его двоюродного дяди.

Мальчик получает блестящее домашнее образование и без труда поступил в Московский благородный пансион при Университете.

В это время он переезжает к своему другому дяде — князю Петру Ивановичу.

После его окончания Одоевский в 1823 году поступает в Московский архив, и одновременно начинает заниматься литературой.

В 1826 году Одоевский перебирается в Петербург и женится на Ольге Ланской.

В своём доме Одоевский организует литературный салон, и одновременно начинает увлекаться мистическими учениями.

Он пишет сказки, мистические истории и даже утопический роман.

С 1946 году Одоевский заведует Румянцевским музеем и является помощником директора Императорской публичной библиотеки.

В 1861 году Одоевские вновь возвращаются в Москву, где писатель продолжает руководить музеем.

В 1861 г. он переезжает обратно в родной город вместе с Румянцевским музеем. К тому времени Одоевский уже разочаровался в мистицизме и увлёкся новоевропейским естествознанием. Он начал пропагандировать ценности народного просвещения, но особого успеха на этом поприще сумел добиться только после прибытия в Москву. Здесь же он становится сенатором в одном из департаментов.

Владимир в этот период входит в кружок великой княгини Елены Павловны. Он приветствует ряд нововведений в России, направленных на увеличение свободы:

  • тюремную реформу;
  • отмену крепостного права;
  • внедрение суда присяжных.

Писатель положительно отнёсся к облегчению правил цензуры, которое произошло в 1865 г. При этом он был последовательным противником системы предостережений, позаимствованной из наполеоновской Франции. Одоевский выступал за отмену безусловного запрета ввоза на территорию России книг, которые казались враждебными и крамольными.

Наличие разносторонних интересов сохранялось у Владимира до последних дней. Это повлияло на жизнь и творчество Одоевского. Незадолго до смерти он, уже старый, всерьёз увлёкся стенографией. Писатель даже начал готовить «Руководство к постепенному изучению русской скорописи», но не успел завершить эту работу.

В последние годы жизни Одоевский становится большим другом о. Дмитрия Разумовского, известного московского писателя и исследователя церковной древнерусской музыки. По рекомендации Владимира тот стал руководителем новой кафедры при Московской консерватории. Перед смертью батюшка исповедовал и причастил писателя.

Одоевский ушёл из жизни после продолжительной болезни 11 марта 1869 г., когда ему было 64 года. Похоронен в Донском монастыре. После его смерти не осталось какого-либо состояния. В последние дни его особенно сильно поддерживала заботливая и верная супруга. Когда Владимир скончался, она передала его книжный архив в Императорскую публичную библиотеку. Всё, что было связано с музыкой (рукописи, ноты, энгармонический клавицин), отправлено ею в Московскую консерваторию. Переданные предметы стали основой для создания музея при этом заведении. Жена пережила Одоевского всего на пять лет.

В последние годы жизни Владимир Одоевский занимался историей, а также теорией «исконно великорусской музыки». На эту тему опубликованы две работы: «О древнерусском песнопении» (1861) и «Общая музыка» (1867). Все считали, что Владимир – поборник официозной народности. Сам же князь написал: «Народность – это наследственная болезнь, от которой умрёт весь народ, если не освежит свою кровь физическим и духовным сближением с остальными нациями». Нечто подобное писатель и пытался сделать с российской и европейской культурой. Об этом нам говорит вся его биография. В. Ф. Одоевский скончался в Москве в начале марта 1869 года. ——————————————————- Владимир Одоевский. Сказки для детей. Читаем бесплатно онлайн
Читать все сказки Одоевского Читать сказки других известных авторов

Сказки Одоевского Владимира Федоровича

В 1826 г. Одоевский перебирается в тогдашнюю российскую столицу. Он устраивается трудиться в комитет цензуры при Министерстве внутренних дел. В конце 1820-х годов Владимир удостаивается звания камер-юнкера. По работе писатель редактировал «Журнал МВД». Он задействовал связи в комитете цензуры, чтобы получить добро на возобновление выпуска «Отечественных записок». В этот же период литератор участвует в кружке Белинского и готовит собрание сочинений в трёх томах, которое было выпущено в 1844 г. и не переиздавалось по сей день ни разу.

Он живёт в Мошковом переулке, где вместе с супругой держит литературный салон. Дома у них часто бывали российские и зарубежные писатели и музыканты, однажды приезжал сам Ференц Лист. Писатель увлекается мистикой, алхимией и масонством.

В 1861 г. он переезжает обратно в родной город вместе с Румянцевским музеем. К тому времени Одоевский уже разочаровался в мистицизме и увлёкся новоевропейским естествознанием. Он начал пропагандировать ценности народного просвещения, но особого успеха на этом поприще сумел добиться только после прибытия в Москву. Здесь же он становится сенатором в одном из департаментов.

Владимир в этот период входит в кружок великой княгини Елены Павловны. Он приветствует ряд нововведений в России, направленных на увеличение свободы:

  • тюремную реформу;
  • отмену крепостного права;
  • внедрение суда присяжных.

В последние годы жизни Одоевский становится большим другом о. Дмитрия Разумовского, известного московского писателя и исследователя церковной древнерусской музыки. По рекомендации Владимира тот стал руководителем новой кафедры при Московской консерватории. Перед смертью батюшка исповедовал и причастил писателя.

Одоевский ушёл из жизни после продолжительной болезни 11 марта 1869 г., когда ему было 64 года. Похоронен в Донском монастыре. После его смерти не осталось какого-либо состояния. В последние дни его особенно сильно поддерживала заботливая и верная супруга. Когда Владимир скончался, она передала его книжный архив в Императорскую публичную библиотеку. Всё, что было связано с музыкой (рукописи, ноты, энгармонический клавицин), отправлено ею в Московскую консерваторию. Переданные предметы стали основой для создания музея при этом заведении. Жена пережила Одоевского всего на пять лет.

В 1826 году, вскоре после переезда в Санкт-Петербург, Владимир женится на 29-летней Ольге Степановне Ланской, дочери гофмаршала. Она была старше супруга на 7 лет, но это не стало помехой для любви. Их брак был устроен при помощи тётушки Одоевского. Она была фрейлиной при императрице Елизавете Алексеевне и сумела привить окружающим привязанность к избраннику. Это было важно, поскольку будущий писатель, будучи братом декабриста, считался не лучшей партией, да и в семье невесты его не слишком жаловали.

Супруга смогла одарить своего мужа материнской нежной любовью, которой ему так сильно недоставало в детские годы. Художник Соколов написал её портрет, сохранившийся до наших дней. По нему можно судить, что Ольга Степановна была красавицей. При этом девушка имела типичный темперамент светской дамы, что не совпадало с характером Одоевского.

Одоевский с детства увлекался музыкой. Его больше привлекала теоретическая деятельность. Он интересовался как классикой и музыкой оркестров, так и народными традициями. Владимир Фёдорович фиксировал народные напевы и выводил собственные теории.

В 1840-е писатель увлёкся изучением церковной музыки. Он узнавал о традициях, определял возможности инструментов. Можно сказать, что Одоевский стал одним из создателей музыковедения в нашей стране. Он изобрёл собственный музыкальный инструмент — энгармонический клавицин — и заказал его изготовление. Это обошлось ему в 300 рублей. Прибор представлял собой фортепиано молоткового типа с клавишами, разделёнными на две части. Сегодня посмотреть на это устройство можно в столичном музее имени Глинки.

Творчество одоевского для детей краткое содержание

Одоевский много занимался благотворительностью, широко участвовал в общественной жизни страны. Он был последовательным противником крепостничества и постоянно выступал за его отмену. Из-за этого Владимир Фёдорович даже пошёл на конфликт с отдельными представителями дворянских родов. Он приветствовал введение суда присяжных, позаимствованного из Великобритании.

Владимир Федорович Одоевский – журналист, писатель, князь, музыковед, издатель и общественный деятель. Один из самых ярких представителей русского романтизма.

Одоевский Владимир Федорович, биография которого хорошо известна поклонникам его творчества, родился в Москве в 1803 году. Он стал последним потомком древнего княжеского рода. Мать будущего писателя была крепостной крестьянкой, а отец — дворянином.

Он работал директором в Московском отделении Государственного банка. В 1822 году Владимир Одоевский с отличием окончил Московский благородный пансион, где до него учились Н. Тургенев, Н. Муравьёв, П. Чаадаев и П. Вяземский. В студенческие годы на молодого человека оказали существенное влияние профессора И. И. Давыдов и М. Г.

Павлов, исповедовавшие взгляды философов-шеллингианцев.

Владимир Одоевский, биография которого насыщена интересными событиями, начал публиковаться с 1821 года. Это были не авторские произведения, а переводы с немецкого, но редактор «Вестника Европы» был не против и с удовольствием одобрил их в печать.

В 1822-1823 годах там же публикуются «Письма к Лужницкому старику». Одно из писем под названием «Дни досад» привлекло внимание А. С. Грибоедова. Он познакомился с Одоевским и стал его добрым другом до конца жизни. Также Владимир дружил со своим двоюродным братом А. И.

Одоевским, который в будущем станет поэтом и декабристом. Вот что Владимир написал о брате в своём студенческом дневнике: «Александр был в моей жизни целой эпохой».

Брат пытался убедить его отказаться от «глубокомысленных умозрений какого-то непонятного Шеллинга», но кузен был твёрд и независим в собственных суждениях.

В начале 1820-х годов Владимир Одоевский посещал заседания «Общества любителей русской словесности», которое возглавлял Ф. Глинка, а также вступил в кружок поэта и переводчика С. Е. Раича. Сблизился с И. Киреевским, Д. Веневитиновым и В. Кюхельбекером.

С первыми двумя в 1823 году писатель Одоевский, биография которого является примером для подражания, организовал «Общество любомудрия» и стал его председателем.

По воспоминаниям одного из членов, в кружке «царила немецкая философия»: её самым вдумчивым и деятельным разъяснителем писатель Одоевский оставался больше 20 лет.

В 1824-1825 годах Кюхельбекер и Одоевский выпускают альманах «Мнемозина», где, кроме самих издателей, печатаются Н. М. Языков, Е. А. Баратынский, А. С. Грибоедов, А. С. Пушкин и Н. Полевой.

Последний потом написал: «В альманахе были необычные, свежие взгляды на словесность и философию… Кто-то смеялся над «Мнемозиной», а кто-то задумывался». Именно «задумываться» и учил Одоевский Владимир Федорович, биография которого была хорошо известна его современникам.

Даже известный критик В. Г. Белинский охарактеризовал его этюд «Елладий», как «задумчивую повесть».

Творчество Владимира Федоровича Одоевского

В конце 1820-х годов биография Одоевского ознаменовывается началом работы над главным философским романом его жизни под названием «Русские ночи». Владимир завершит его в 1843 году. А в 1844 году роман выйдет в составе трёх томов сочинений В. Ф. Одоевского.

«Русские ночи», по сути, являются приговором немецкой философии от лица российской мысли.

Данный вердикт выражался в чрезвычайно последовательном и внешне прихотливом чередовании притч и диалогов: европейская мысль объявлялась неспособной разрешить главные вопросы всемирного бытия и русской жизни в частности.

Вместе с тем в «Русских ночах» содержится исключительно высокая оценка творчества Шеллинга: «Можно сказать, что Шеллинг в начале 19-го века был, как Колумб в 15-м: он открыл человеку доселе неизвестную его часть… душу».

Ещё в 1820-х годах, находясь под влиянием философии Шеллинга, Владимир написал несколько статей, посвящённых проблемам эстетики. Но немецкая философия — далеко не единственное увлечение, которое включает в себя духовная биография Одоевского. В 1830 г.

писатель ознакомился с идеями новоевропейских мистиков: Баадера, Портриджа, Арндта, Сен-Мартена и др. В дальнейшем Владимир Одоевский изучал патристику, особо интересуясь традициями исихазма.

Многолетние размышления князя о смысле истории, судьбах культуры, прошлом и будущем России и Запада воплотились в его философском романе.

«Односторонность является ядом нынешнего общества и причиной всех недоумений, смут и жалоб», — писал князь в «Русских ночах». По его мнению, эта универсальная односторонность появилась вследствие рационалистического схематизма, который просто неспособен предложить целостное и полное понимание человека, истории и природы.

По Одоевскому, только символическое познание приближает людей к постижению «таинственных сил, связывающих жизнь вещественную и жизнь духовную». Для этого, пишет князь, «естествоиспытатель воспринимает произведения как знаки вещественного мира, поэт – живые знаки собственной души, а историк – живые знаки, внесённые в летописи народов».

Мысли писателя о символическом характере познания согласуются с общей традицией европейского романтизма. В частности с теорией Шеллинга в сфере философии искусства и учениями Ф. Шлейермахера и Ф. Шлегеля, которые подчёркивали особую роль познания в герменевтике – искусстве интерпретации и понимания.

Владимир считал, что человек в буквальном смысле живёт в мире символов, причём это относится как к природной, так и к культурно-исторической жизни.

Краткая биография Одоевского содержит много отзывов коллег о его произведениях.

Вот, например, что написал Гоголь об упомянутой выше повести «Последний квартет Бетховена», а также о таких произведениях князя, как «Себастьян Бах» и Opere del Cavaliere: «Как же много у автора ума и воображения! Перечислено столько психологических явлений, что обычному человеку будет сложно их постигнуть!» Впоследствии вышло ещё несколько повестей, которые поэтесса К. Павлова окрестила «российской гофманианой»: «Саламандра», «Сильфида», «Косморама», «Сегелиель». Успехи князя заметил сам А. С. Пушкин и пригласил писателя сотрудничать с журналом «Современник» (так гласит его краткая биография). В. Ф. Одоевский взял на себя все хлопоты, связанные с выпуском 2-й книги «Современника», а после смерти поэта единолично выпустил 7-ю. До вмешательства Белинского «Современник» продержался только благодаря Владимиру.

Владимир Федорович Одоевский – журналист, писатель, князь, музыковед, издатель и общественный деятель. Один из самых ярких представителей русского романтизма.

Одоевский Владимир Федорович, биография которого хорошо известна поклонникам его творчества, родился в Москве в 1803 году. Он стал последним потомком древнего княжеского рода. Мать будущего писателя была крепостной крестьянкой, а отец — дворянином.
Он работал директором в Московском отделении Государственного банка. В 1822 году Владимир Одоевский с отличием окончил Московский благородный пансион, где до него учились Н. Тургенев, Н. Муравьёв, П. Чаадаев и П. Вяземский. В студенческие годы на молодого человека оказали существенное влияние профессора И. И. Давыдов и М. Г.
Павлов, исповедовавшие взгляды философов-шеллингианцев.

Владимир Одоевский, биография которого насыщена интересными событиями, начал публиковаться с 1821 года. Это были не авторские произведения, а переводы с немецкого, но редактор «Вестника Европы» был не против и с удовольствием одобрил их в печать.
В 1822-1823 годах там же публикуются «Письма к Лужницкому старику». Одно из писем под названием «Дни досад» привлекло внимание А. С. Грибоедова. Он познакомился с Одоевским и стал его добрым другом до конца жизни. Также Владимир дружил со своим двоюродным братом А. И.

Одоевским, который в будущем станет поэтом и декабристом. Вот что Владимир написал о брате в своём студенческом дневнике: «Александр был в моей жизни целой эпохой».

Брат пытался убедить его отказаться от «глубокомысленных умозрений какого-то непонятного Шеллинга», но кузен был твёрд и независим в собственных суждениях.

Владимир Одоевский: произведения, особенности и отзывы

В начале 1820-х годов Владимир Одоевский посещал заседания «Общества любителей русской словесности», которое возглавлял Ф. Глинка, а также вступил в кружок поэта и переводчика С. Е. Раича. Сблизился с И. Киреевским, Д. Веневитиновым и В. Кюхельбекером.
С первыми двумя в 1823 году писатель Одоевский, биография которого является примером для подражания, организовал «Общество любомудрия» и стал его председателем.
По воспоминаниям одного из членов, в кружке «царила немецкая философия»: её самым вдумчивым и деятельным разъяснителем писатель Одоевский оставался больше 20 лет.

В 1824-1825 годах Кюхельбекер и Одоевский выпускают альманах «Мнемозина», где, кроме самих издателей, печатаются Н. М. Языков, Е. А. Баратынский, А. С. Грибоедов, А. С. Пушкин и Н. Полевой.

Последний потом написал: «В альманахе были необычные, свежие взгляды на словесность и философию… Кто-то смеялся над «Мнемозиной», а кто-то задумывался». Именно «задумываться» и учил Одоевский Владимир Федорович, биография которого была хорошо известна его современникам.

Даже известный критик В. Г. Белинский охарактеризовал его этюд «Елладий», как «задумчивую повесть».

В 1825 году биография Одоевского была омрачена таким известным событием, как восстание декабристов.
Он отнёсся к нему с безоговорочным осуждением и грустным пониманием, ведь со многими заговорщиками писатель дружил или был близко знаком.
Владимир Одоевский жёстко осудил николаевскую расправу над товарищами и готовился разделить их участь. Но следственная комиссия не предъявила ему никаких обвинений.

В конце 1820-х годов биография Одоевского ознаменовывается началом работы над главным философским романом его жизни под названием «Русские ночи». Владимир завершит его в 1843 году. А в 1844 году роман выйдет в составе трёх томов сочинений В. Ф. Одоевского.
«Русские ночи», по сути, являются приговором немецкой философии от лица российской мысли.
Данный вердикт выражался в чрезвычайно последовательном и внешне прихотливом чередовании притч и диалогов: европейская мысль объявлялась неспособной разрешить главные вопросы всемирного бытия и русской жизни в частности.

Вместе с тем в «Русских ночах» содержится исключительно высокая оценка творчества Шеллинга: «Можно сказать, что Шеллинг в начале 19-го века был, как Колумб в 15-м: он открыл человеку доселе неизвестную его часть… душу».
Ещё в 1820-х годах, находясь под влиянием философии Шеллинга, Владимир написал несколько статей, посвящённых проблемам эстетики. Но немецкая философия — далеко не единственное увлечение, которое включает в себя духовная биография Одоевского. В 1830 г.

писатель ознакомился с идеями новоевропейских мистиков: Баадера, Портриджа, Арндта, Сен-Мартена и др. В дальнейшем Владимир Одоевский изучал патристику, особо интересуясь традициями исихазма.

Многолетние размышления князя о смысле истории, судьбах культуры, прошлом и будущем России и Запада воплотились в его философском романе.

«Односторонность является ядом нынешнего общества и причиной всех недоумений, смут и жалоб», — писал князь в «Русских ночах». По его мнению, эта универсальная односторонность появилась вследствие рационалистического схематизма, который просто неспособен предложить целостное и полное понимание человека, истории и природы.
По Одоевскому, только символическое познание приближает людей к постижению «таинственных сил, связывающих жизнь вещественную и жизнь духовную». Для этого, пишет князь, «естествоиспытатель воспринимает произведения как знаки вещественного мира, поэт – живые знаки собственной души, а историк – живые знаки, внесённые в летописи народов».
Мысли писателя о символическом характере познания согласуются с общей традицией европейского романтизма. В частности с теорией Шеллинга в сфере философии искусства и учениями Ф. Шлейермахера и Ф. Шлегеля, которые подчёркивали особую роль познания в герменевтике – искусстве интерпретации и понимания.
Владимир считал, что человек в буквальном смысле живёт в мире символов, причём это относится как к природной, так и к культурно-исторической жизни.

Краткая биография Одоевского содержит много отзывов коллег о его произведениях.
Вот, например, что написал Гоголь об упомянутой выше повести «Последний квартет Бетховена», а также о таких произведениях князя, как «Себастьян Бах» и Opere del Cavaliere: «Как же много у автора ума и воображения! Перечислено столько психологических явлений, что обычному человеку будет сложно их постигнуть!» Впоследствии вышло ещё несколько повестей, которые поэтесса К. Павлова окрестила «российской гофманианой»: «Саламандра», «Сильфида», «Косморама», «Сегелиель». Успехи князя заметил сам А. С. Пушкин и пригласил писателя сотрудничать с журналом «Современник» (так гласит его краткая биография). В. Ф. Одоевский взял на себя все хлопоты, связанные с выпуском 2-й книги «Современника», а после смерти поэта единолично выпустил 7-ю. До вмешательства Белинского «Современник» продержался только благодаря Владимиру.

Детские сказки В. Ф. Одоевского

Владимир Федорович Одоевский — один из лучших отечественных сказочников Х1Х столетия. Родился 11 августа (по старому стилю 30 июля) 1803 года в Москве (по другим данным — в 1804 году) в семье Федора Сергеевича Одоевского — военнослужащего, который в дальнейшем стал главой Государственного ассигнационного банка. Необходимо отметить, что Одоевские вели свою родословную от легендарного Рюрика. Федор Сергеевич происходил от черниговского князя Михаила Всеволодовича, замученного в 1246 году в Орде и причисленного к лику святых. По свидетельству современников, Одоевский не придавал значения своему княжескому титулу и происхождению. Екатерина Алексеевна Филиппова, мать писателя, рано потеряла мужа — в 1807 году. Владимира стал воспитывать опекун, двоюродный дядя по отцовской линии, генерал Дмитрий Андреевич Закревский.

Жизнь и творчество Одоевского можно разделить на три периода, границы между которыми более или менее совпадают с его переездами из Москвы в Санкт-Петербург и обратно. Его учеба в Московском университетском благородном пансионе (1816–1822) относится к первому периоду его жизни. С Москвой связана и его дружба с двоюродным братом — будущим декабристом Александром Ивановичем Одоевским (1802–1839). Как он признавался в «Дневнике студента» (1820), Александр был эпохой в его жизни. Печататься Владимир начинает в годы учебы. Первые его публицистические произведения, в том числе «Разговор о том, как опасно быть тщеславным», были опубликованы в «Вестнике Европы» в 1822 году. В данной работе Одоевский высказывал мысль о том, что «религия должна сопровождать человека на всем пути его жизни». В 1822–1823 годах там же публикуются «Письма к Лужницкому старику». Одно из писем под названием «Дни досад» — о московских нравах понравилось А. С. Грибоедову, и через редакцию «Вестник Европы» они познакомились и довольно близко сошлись. В 1823 году вместе со своими университетскими друзьями юный литератор создает общество «Любомудрия» — так они перевели на русский язык слово «философия». Целью любомудров было изучение античных и немецких философов и создание оригинальной отечественной философии, на базе которой должна была возникнуть новая русская литература. Собрания кружка были завершены в 1825 году после восстания декабристов.

В 1823 году Одоевский поступает на службу в Московский архив коллегии иностранных дел. Он также пробует свои силы на литературном поприще, пишет роман «Иероним Бруно и Пьетро Аретино», который остался незавершенным.

В 1826 году Владимир Федорович переезжает в Санкт-Петербург и женится на Ольге Степановне Ланской, дочери гофмаршала Степана Сергеевича Ланского. Поступает на службу в Цензурный комитет Министерства внутренних дел и становится одним из авторов либерального цензурного устава и первых законов об авторском праве. К петербургскому периоду относится участие Одоевского в кружке В. Г. Белинского, а также подготовка трехтомного собрания сочинений, вышедшего в 1844 году. Он сотрудничает в пушкинском «Современнике» и «Вестнике Европы» (учредитель и главный редактор Михаил Матвеевич Стасюлевич). На это время приходится расцвет его литературного творчества. Главное место среди сочинений Одоевского занимает роман «Русские ночи», который был завершен в 40-х годах и издан в сборнике эссе и рассказов с одноименным названием. Наиболее примечательны рассказы «Последнее самоубийство» и «Город без имени», где описываются фантастические последствия, к которым приводит реализация закона английского священника и ученого Томаса Мальтуса о возрастании населения в геометрической прогрессии.

В 1846 году Одоевский был назначен помощником директора Императорской Публичной библиотеки и директором Румянцевского музея. В библиотеке Владимир Федорович развернул бурную деятельность. При нем было отменено ограничение на число выдаваемых читателю книг, введены «требовательные карточки», на которых в случае невыдачи книги библиотекари должны были помечать причины отказа.

В 1861 году писатель возвращается в Москву, куда переезжает и Румянцевский музей. Надо отметить, что Владимир Федорович придавал большое значение просвещению народа и долгое время состоял редактором «Сельского обозрения» и специально для народного чтения написал ряд статей и книг.

  • Одоевский, В. Ф. Недовольно : [посвящ. И. С. Тургеневу : ответ на ст. И. С. Тургенева «Довольно»] / [д. ч. кн. В. Одоевский]. — [Москва] : тип. Грачева и К°, [1866]. — 20 с. — [Хранится в РГБ].
  • Одоевский, В. Ф. Пестрые сказки с красным словцом, собранные Иринеем Модестовичем Гомозейкой, магистром философии и членом разных ученых обществ, изданные В. Безгласным. — Санкт-Петербург : тип. Экспедиции заготовления гос. бумаг, 1833. — [4], XIV, 156, [2] с., 1 л. фронт. (портр.) : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Одоевский, В. Ф. Сказки и повести для детей дедушки Иринея, собранные княз. В. Одоевским. — Санкт-Петербург : тип. С. Глинки, ценз. 1838. — [4], 196 с., 6 л. ил. — [Хранится в РГБ].
  • Одоевский, В. Ф. Сказки и рассказы дедушки Иринея. — 2-е изд. — Санкт-Петербург : А. С. Суворин, ценз. 1891. — 142 с.; 14. — (Дешевая библиотека ; № 90). — [Хранится в РГБ].
  • Одоевский, В. Ф. Сочинения князя В. Ф. Одоевского : в 3-х ч. Ч. 1 : Русские ночи. — Санкт-Петербург : Иванов, 1844. — IX, [3], 390, [3] с. — [Хранится в РГБ].
  • Одоевский, В. Ф. Сочинения : в 2 т. / вступ. ст. В. И. Сахарова. — Москва : Худож. лит., 1981.
  • Одоевский, В. Ф. Городок в табакерке : сказка / В. Одоевский ; рис. А. Кошкина. — Москва : Дет. лит., 1981. — 24 с. : ил.
  • Одоевский, В. Ф. Городок в табакерке / В. Ф. Одоевский ; [худож. С. Остров]. — Москва : Малыш, 1991. — 16 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Одоевский, В. Ф. Городок в табакерке : сказки дедушки Иринея / В. Ф. Одоевский ; [вступ. ст. Т. Д. Полозовой] ; художник О. Нефедов. — Москва : Детская литература, 2019. — 189 с. : ил. — (Школьная библиотека).
  • Одоевский, В. Ф. Городок в табакерке : сказки, отрывки из повести. — Москва : Дрофа-Плюс, 2005. — 64 с.
  • Одоевский, В. Ф. Девять повестей / Владимир Одоевский. — Нью-Йорк : Изд-во им. Чехова, 1954. — 273, [1] с. — [Хранится в РГБ].
  • Одоевский, В. Ф. Катя, или История воспитанницы : повести и рассказы / Владимир Одоевский ; [худож. Н. Гольц]. — Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2018. — 239 с. : ил. — (Образ Речи). — Содерж.: Opere del Сavaliere Giambattista Piranesi ; Бригадир ; Город без имени ; Последний квартет Бетховена ; Импровизатор ; Новый год (Из записок ленивца) ; Imbroglio (Из записок путешественника) ; Сильфида (Из записок благоразумного человека) ; Привидение ; Игоша ; История о петухе, кошке и лягушке (Рассказ провинциала) ; Сказка о том, по какому случаю коллежскому советнику Ивану Богдановичу Отношенью не удалося в Светлое Воскресенье поздравить своих начальников с Праздником ; Сказка о мёртвом теле, неизвестно кому принадлежащем ; Сказка о том, как опасно девушкам ходить толпою по Невскому проспекту ; Катя, или История воспитанницы (Отрывок из романа) ; Живописец (Из записок гробовщика).
  • Одоевский, В. Ф. Мороз Иванович : [сказка] / В. Одоевский ; [рисунки В. Конашевича]. — Москва : Мелик-Пашаев, 2013. — 16 c. : ил.
  • Одоевский, В. Ф. Мороз Иванович ; Городок в табакерке ; Червячок ; Столяр ; Сказка о четырёх глухих // Сказки и рассказы русских писателей. — Москва : Круг чтения, 2001. — С. 35–63.
  • Одоевский, В. Ф. Музыкально-литературное наследие / [общ. ред., вступ. статья и примеч. Г. Б. Бернандта]. — Москва : Музгиз, 1956. — 723 с., 22 л. ил. : нот. — [Хранится в РГБ].
  • Одоевский, В. Ф. О литературе и искусстве / вступ. ст. В. И. Сахарова. — Москва : Современник, 1982. — 223 с. — (Любителям российской словесности).
  • Одоевский, В. Ф. Пестрые сказки с красным словцом, собранные Иринеем Модестовичем Гомозейкой, магистром философии и членом разных ученых обществ, изданные В. Безгласным / [Одоевский В. Ф.]. — [Факс. изд.]. — Москва : Книга : Ред.-изд. центр «Канон», 1991. — XIV,156,[2] с. : ил.
  • Одоевский, В. Ф. Повести и рассказы / вступ. ст. и примеч. А. Немзера. — Москва : Худож. лит., 1989. — 382 с. — (Классики и современники).
  • Одоевский, В. Ф. Повести и рассказы / сост., предисл. и примеч. Е. Маймина ; рис. Н. Гольц. — Москва : Дет. лит., 1992. — 334 с. : ил.
  • Одоевский, В. Ф. Повести и рассказы / В. Ф. Одоевский. — Москва : DeAgostini, 2014. — 479 с. — (Шедевры мировой литературы в миниатюре ; вып. 146). — [Хранится в РГБ].
  • Безелянский, Ю. Философия «Русских ночей» : [о жизни и взглядах Владимира Федоровича Одоевского — философа, автора многочисленных литературных и научно-фантастических произведений] / Юрий Безелянский // Наука и религия. — 2014. — № 8. — С. 34–37. — (Культ и культура).
  • Белинский В. Сочинения князя В. Ф. Одоевского // Одоевский В. Последний квартет Бетховена. — Москва : Моск. рабочий, 1987. — С. 344–371.
  • Булдакова, Е. Р. Книга В. Ф. Одоевского «Русские ночи» и интеллектуальная культура его времени : диссертация … кандидата филологических наук : 10.01.01. — Санкт-Петербург, 1998. — 152 с. — [Хранится в РГБ].
  • Горелик, М. Детское чтение : [В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович», «Городок в табакерке»; «Колобок» — русская народная сказка] / М. Горелик // Новый мир. — 2009. — № 1. — С. 129–137.
  • Заварзина, Л. Э. Педагогические идеи В. Ф. Одоевского / Л. Э. Заварзина, Т. А. Глазнева // Педагогика. — 2012. — № 6. — С. 94–100. — Библиогр. — (История школы и педагогики).
  • Зиневич, Г. К. Сказки дедушки Иринея в свете историко-культурных и педагогических воззрений В. Ф. Одоевского / Г. К. Зиневич // Мировая словесность для детей и о детях. Ч. 1. — Москва. — 2004. — С. 122–125.
  • Клыпа, О. К истокам русской психолого-педагогической мысли: Владимир Федорович Одоевский : [о психолого-педагогических воззрениях русского философа, писателя, педагога, общественного деятеля] / О. Клыпа // Детский сад от А до Я. — 2013. — № 4. — С. 105–112. — Библиогр.
  • Коровин В. Владимир Фёдорович Одоевский (1804–1869) // Антология мировой детской литературы. Т. 5. — Москва : Аванта+, 2002. — С. 251–253.
  • Лабынцев Ю. Романтическое любомудрие // Лабынцев Ю. Ставшие её частью : Коллекции русских библиофилов в главной книжной сокровищнице страны. — Москва : Книга,1990. — С. 164–195.
  • Ласунский О. Тайны литературной маски // Книжные сокровища мира. — Москва : Кн. палата,1989. — С. 83–91.
  • Любыцына М. Одоевский Владимир Фёдорович // Русские писатели XI—начала XX века : биобиблиогр. словарь / под ред. Н. Скатова. — Москва : Просвещение, 1995. — С. 291–294.
  • Муравьёв В. Русский Фауст // Одоевский В. Последний квартет Бетховена. — Москва : Моск. рабочий, 1987. — С. 3–34.
  • Немзер А. В. Ф. Одоевский и его проза // Одоевский В. Повести и рассказы. — Москва : Худож. лит., 1988. — С. 3–11.
  • Одоевский в жизни ; Автобиография ; Отзывы и воспоминания современников // Одоевский В. Последний квартет Бетховена. — Москва : Моск. рабочий, 1987. — С. 320–376.
  • Одоевский Владимир Федорович : русский писатель, философ, музыкальный критик // Писатели нашего детства : 100 имен : биографический словарь : ч. 3 / Рос. гос. дет. б-ка ; сост. Н. О. Воронова и др. — Москва : Либерея, 2000. — С. 303-308. — Библиогр.
  • Полозова, Т. Д. Дорогой читатель! : [о жизни и творчестве В. Ф. Одоевского] / Т.Д. Полозова // Городок в табакерке : Сказки дедушки Иринея / В. Ф. Одоевский. — Москва : Детская литература, 2002. — С. 5–12.
  • Сахаров В. О жизни и творениях В. Ф. Одоевского // Одоевский В. Сочинения : в 2 т. — Москва : Худож. лит., 1981. — С. 5–28.
  • Сахаров В. Сеятель мыслей : (В.Ф.Одоевский) // Сахаров В. Страницы русского романтизма. — Москва : Сов. Россия, 1988. — С. 247–311.
  • Синдерюшкин, И. Шкатулка Одоевского : [Владимир Федорович Одоевский] / И. Синдерюшкин // Книжное обозрение. — 2004. — 16 авг. — С. 8.
  • Ступель А. М. Владимир Фёдорович Одоевский: 1804–1869. — Москва : Музыка, 1985. — 96 с.
  • Тиманова, О. Сказочный мир музыкального механизма и средства его художественного воссоздания в сказке В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке» / О. Тиманова // Искусство в школе. — 2007. — № 2. — С. 73–76.
  • Тубельская Г. Одоевский Владимир Фёдорович // Тубельская Г. Детские писатели России : библиогр. Справочник. Ч. 2. — Москва : Школьная библиотека, 2002. — С. 52–56.
  • Турьян М. Сказки Иринея Модестовича Гомозейки : приложение к факсимильному воспроизведению изд. 1833 г. — Москва : Книга, 1991. — 47 с.
  • Турьян М. Странная моя судьба. — Москва : Книга, 1991. — 398 с. : ил. — (Писатели о писателях).
  • Штерн, М. С. Философско-художественное своеобразие прозы В. Ф. Одоевского (от апологов к «Русским ночам») : диссертация … кандидата филологических наук : 10.01.01. — Ленинград, 1978. — 179 с. — [Хранится в РГБ].
  • Шумкова, Т. Л. В. Ф. Одоевский: чудак, романтик, ироник / Т. Л. Шумкова // Русская словесность. — 2008. — № 5. — С. 10–14.
  • Читать
  • Просмотр кода
  • История

Похожие записи:

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 2 часть, Климанова, Виноградская, страница 85. 

УКМ «Перспектива»

1. Как автор изображает в сказке Мороза Ивановича? Вспомните, как называется этот литературный приём.

Мороз Иванович в сказке является волшебным персонажем. Он символизирует мороз. Но при этом показан автором как обычный человек: он говорит, ест, улыбается, обладает своим характером.

Этот приём называется олицетворением.

2. Почему автор дал девочкам такие имена? Только ли именами отличаются девочки? Сравните их поступки.

Рукодельница была работящей девочкой, которая не боялась никакой работы.

Ленивица ничего не хотела делать.

Поступки Рукодельницы: взяла пирожок, обтрясла яблоки, угостила Мороза, взбила перину, прибралась, починила платье.

Поступки Ленивицы: не вязла пирожок, не обтрясла яблоки, не угостила Мороза, не взбила перину, очень плохо готовила, укололась, не прибиралась.

3. Как к девочкам относится Мороз Иванович? Почему он похвалил Ленивицу, а сам улыбнулся?

Морозу Ивановичу понравилась работящая Рукодельница. Он отнёсся к ней с любовью и уважением, всё объяснял, показывал и наградил.

Ленивица ему не понравилась. Он пытался пристыдить девочку, сам приготовив еду, но это не подействовало. Он улыбался, потому что ему было смешно смотреть на такую лентяйку. И он её наказал.

4. Объясните смысл слов Мороза Ивановича: «Какова твоя работа, такова будет тебе и награда».

За хорошо сделанную работу и награда полагается хорошая — серебро и бриллиант.

А за плохой труд и награда такая же — ртуть и ледышки.

5. Какие важные наблюдения о явлениях природы включены в сказку?

Зелёная трава под снегом не вымерзает.

В глубоком колодце вода не нагревается.

6. Вспомните народную сказку «Морозко». Чем похожи и чем различаются народная и литературная сказки?

Сходства сказок «Мороз Иванович» и «Морозко»

  1. Героини — две девочки, работящая и ленивая.
  2. Они встречаются с Морозом.
  3. Хорошая девочка награждается.
  4. Плохая завидует и хочет тоже получить награду.
  5. Мороз наказывает плохую.
  6. Есть волшебный вестник — петух или собака.

Различия сказок «Мороз Иванович» и «Морозко»

  1. Мачеха и няня.
  2. Девочка спускается в колодец или её отвозят в лес.
  3. Девочка трудится на Мороза или просто говорит ему приветливые слова.
  4. Плохая девочка погибает.

7. Докажите, что автор сохранил особенности волшебной сказки.

Сказочный зачин: в одном доме жили две девочки.

Волшебные события: встреча с печкой, яблоней, Морозом Ивановичем

Испытание героев: труд у Мороза Ивановича.

Противопоставление героев: работящая героиня противопоставляется ленивой бездельнице.

Победа добра над злом: Рукодельница награждена, Ленивица опозорена.

Волшебный вестник: Петух.

Троекратные повторы: три дня прожили девочки у Мороза Ивановича.

8. Отличается ли окончание народной сказки от окончания литературной?

В финале литературной сказки Ленивица возвращается домой, но с сосулькой. В концовке народной сказки она погибает, замёрзнув в лесу.

9. Разделите сказку на пять частей. Определите их границы. Составьте план каждой части. Придумайте заглавия.

Пять смысловых частей сказки «Мороз Иванович», заглавия

  1. Две разные девочки. От начала сказки до истории с колодцем.
  2. Рукодельница в колодце. Спуск в колодец, встреча с печкой и яблоней.
  3. Рукодельница в гостях у Мороза Ивановича. Работа на Мороза Ивановича, награда, возвращение.
  4. Ленивица отправляется за наградой. Спуск в колодец, встреча с печкой и яблоней.
  5. Безобразия в доме Мороза. Поведение Ленивицы у Мороза Ивановича, возвращение.

План части «Две разные девочки»

  1. Две девочки и няня.
  2. Заботы Ленивицы.
  3. Труды Рукодельницы.

План части «Рукодельница в колодце»

  1. Упавшее ведёрко.
  2. Печка и пирожок.
  3. Яблоня.

План части «Рукодельница в гостях у Мороза Ивановича»

  1. Угощение Мороза.
  2. Перина.
  3. Травка.
  4. Вопросы и ответы.
  5. Труды.
  6. Награда.

План части «Ленивица отправляется за наградой»

  1. Упрёки няни.
  2. Пирожок и Ленивица.
  3. Яблоня и Ленивица.

План части «Безобразия в доме Мороза»

  1. Невзбитая перина.
  2. Ужасное варево.
  3. Лень и безделье.
  4. Награда.

10. Перескажите сказку по составленному плану.

Пересказ сказки «Мороз Иванович» для 3 класса

Жили-были две девочки, Рукодельница и Ленивица.

Ленивица ничего сама не делала, всё на печи лежала. А за неё всё няня делала.

А Рукодельница весь день в трудах и заботах проводила, никогда не ленилась.

Однажды уронила Рукодельница ведро в колодец, а няня её за ним отправляет. Спустилась Рукодельница в колодец, а там печь и пирожок. Попросил пирожок его достать, взяла Рукодельница пирожок с собой.

А дальше яблоня стоит со спелыми яблоками. Обтрясла яблоки девочка и с собой взяла.

Пришла она к Морозу Ивановичу, угостила его пирожком да яблоками. 

А Мороз её просит перину взбить. Взбила Рукодельница перину, хотя руки у неё сильно мёрзли.

А Мороз показывает траву под периной и объясняет, что так он её от холода защищает. Много рассказал Мороз девочке, и про колодец в котором вода не нагревается, и про трубы, от которых угарный газ идёт.

А девочка трудилась на славу. И обед приготовила, и одежду починила, и прибралась в доме. А как уходить собралась — наградил её Мороз, дал ведро серебра и бриллиант.

Завидно стало няне, отправила она Ленивицу в колодец. А Ленивица пирожок не взяла, яблоки не отрясла, с пустыми руками к Морозу явилась.

Перину взбивать не стала, суп приготовила как попало, шить не умела, прибираться тоже.

И подарил ей Мороз ледышку из ртути.

11. Соотнесите основную мысль сказки с пословицей «Кто любит труд, того люди чтут».

 Основная мысль сказки «Мороз Иванович» в том, что работящих любят, а ленивых презирают.

Люди уважают тех, кто хорошо трудится, они их чтут. А тех, кто ленится не любит никто.

1

  • Авторы
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература


Глазырина Н.Л.

1

Медведева С.Л.

1


1 МОУ «Средняя общеобразовательная школа №13»

сравнение сказок

задания на развитие читательской грамотности

план сказки

кроссворды

таблицы

1. Карнеева М.Ю. Конспект урока по литературному чтению «В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович»» — [Электронный ресурс] – Режим доступа – URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2017/12/28/konspekt-uroka-po-literaturnomu-chteniyu-v-f-odoevskiy-moroz (дата обращения: 10.06.2021).

2. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.1 [Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.]. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 223 с.

3. Суржикова А.С. АНАЛИЗ СКАЗКИ «МОРОЗ ИВАНОВИЧ» В. Ф. ОДОЕВСКИЙ. // Материалы IX Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2017/article/2017035639 (дата обращения: 10.06.2021).

4. Урок 31. В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович»: 2 часть (РЭШ). — [Электронный ресурс] – Режим доступа – URL: https://resh.edu.ru/ subject/lesson/5143 /train/283467/ (дата обращения: 15.06.2021).

Задание 1.

Назови тему и главную мысль сказки.

(Темойданного произведения является противопоставление между Рукодельницей и Ленивицей. В данной сказке повествователь поднимает одну из важных проблем,проблемучеловеческой жадности и зависти, а так же в произведении говорится о том, как важно быть трудолюбивым и добрым человеком. Основнаяидеяэтого произведения «Зло и лень должны быть наказаны, а трудолюбие, скромность, доброта награждены».

Основнаямысльрассказа: если за что-то берешься — делай это хорошо, просто так, а не за награду.)[3].

Задание 2.

На странице 196 прочитайте 2 абзац [2].

— Что узнали из этого фрагмента?

— Можно ли по данному абзацу дать характеристику Рукодельнице? Если да, то какую?

Задание 3.

Прочитайте 3 абзац на странице 196 и 1 абзац на странице 197 [2].

— Что узнали из этого фрагмента?

— Можно ли по данному абзацу дать характеристику Ленивице? Если да, то какую?

Задание 4. (работа по стр. 197, абзац 2) [2].

— Что делает Рукодельница, когда принесет нечистой воды? Прочитай.

— Как называется этот процесс? (Фильтрование воды)

— Какие вещества помогают Рукодельнице фильтровать воду? (Уголья и песок)

— В наше время, кроме фильтров, как можно очистить воду в домашних условиях? (Отстаивание, кипячение, очищение серебром, активированным углем, заморозкой и др. Очень много способов можно найти в интернете).

Задание 5. Ответь на вопросы.

— Назови причину, по которой Рукодельнице никогда не было скучно? (стр. 197, 2 абзац) [2].

– Одинаково ли автор относится к героиням сказки? Можно ли по их именам определить отношение Одоевского к своим героиням?

– Почему у Ленивицы ничего не получилось, ведь она так хотела получить пятачков и брильянтовую булавочку?

– Что же оценил Мороз Иванович?

Задание 6.

А) Выбери пословицу, которая может охарактеризовать Рукодельницу. Составь рассказ о Рукодельнице, используя эту пословицу.

— Долог день до вечера, коли делать нечего.

— Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.

-Без дела жить – только небо коптить.

Б) Составь рассказ о Ленивице, используя цитату: «Кушать-то она любила, а подумать, как готовилось кушанье, это ей и в голову не приходило».

Задание 7.

— По какой причине Рукодельница оказалась в колодце? Выпиши последовательность действий, используя текст. (Пошла за водой, опустила ведро на веревке, веревка оборвалась, упало ведро в колодец. Нянюшка велела Рукодельнице вернуть ведро.)

Задание 8. Распредели качества, которыми обладают герои сказки В. Одоевского «Мороз Иванович». Заполни таблицу

Слова: трудолюбивая, капризная, грубая, добрая, ленивая, ласковая, скромная, невнимательная, отзывчивая, неблагодарная.

Задание 9. Разгадай кроссворд

                     
   

1

     
                   
   

2

 
                   

3

         
                   
   

4

                   
                   
                     
   

1

р

т

у

т

ь

     
     

у

             
   

2

к

о

л

о

д

е

ц

 
     

о

             

3

в

е

д

р

о

         
     

е

             
   

4

л

е

н

и

в

и

ц

а

     

и

             
     

е

             

По горизонтали:

1. Чем оказался серебряный слиток, подаренный Ленивице?

2. Что называл Мороз Иванович студенцом?

3. Что утопила в колодце Рукодельница?

4. Отрицательная героиня сказки «Мороз Иванович»?

По вертикали:

1. За что была вознаграждена Рукодельница?

Задание 10.

Вариант А.

Найди где причина, а где следствие. Расставь в нужном порядке. Запиши.

СОБРАЛА ЗОЛОТЫЕ ЯБЛОЧКИ, ПОЛУЧИЛА ГОРСТЬ СЕРЕБРЯНЫХ ПЯТАЧКОВ И БРИЛЬЯНТИК, ТРИ ДНЯ СЛУЖИЛА ДОБРОСОВЕСТНО, ВЫНУЛА ПИРОЖКИ.

Вариант Б.

По какой причине рукодельница получила горсть серебряных пятачков и брильянтик? Выпиши из текста доказательства.

Задание 11. Сравни сказки. Сделай вывод.

«Мороз Иванович»

(В.Ф. Одоевский)

«Морозко»

(русская народная сказка)

Похожи ли главные героини сказок?

Указывают ли имена девочек на их делах?

Какая беда приключилась с девочками?

Какие задания выполняли героини сказок?

Сколько времени героини находились на службе у морозов?

Кто встречает героинь по возвращении?

Как сложилась судьба героинь в сказках?

Задание 12. Укажи особенности сказок В. Одоевского «Мороз Иванович» и русской народной сказки «Морозко». Заполни таблицу, выбрав нужное из списка.

Сюжет: подробно описал пребывание девочек, добавил волшебные предметы из других сказок, сюжет обычный для сказки мачеха, родная дочь, падчерица.

Место действия: лес, сказочный дом.

Характер героинь: характер героинь характеры более подробно раскрыты благодаря поступкам, речи, взаимоотношениям, можно подобрать немного качеств по речи, поступкам героев.

Волшебный персонаж: похож на строгого и справедливого учителя, ценит трудолюбие, за него награждает, за зло даже заморозил героиню.

Концовка: жестоко наказывает зло, более добрый и нравоучительный конец сказки.

Особенности

«Мороз Иванович»

«Морозко»

Сюжет

Место действия

Характер героинь

Волшебный персонаж

Концовка

Задание 13.

План рассыпался. Соберите его правильно (работа в группе).

РУКОДЕЛЬНИЦА

Дерево с золотыми яблочками и Рукодельница.

Рукодельница и Ленивица дома.

Беда, что случилась с Рукодельницей.

Печка с пирожками и Рукодельница.

Возвращение Рукодельницы домой.

Встреча Рукодельницы и Мороза Ивановича, выполнение его поручений.

Награда Рукодельнице за труд.

(Ответ: 4, 1, 2, 3, 7, 5, 6.)

ЛЕНИВИЦА

Обращение к детушкам.

Ленивица следует примеру Рукодельницы.

Ленивица и дерево с яблочками наливными.

Ленивица и печка с пирожками.

Дары Мороза Ивановича Ленивице.

Ленивица в доме Мороза Ивановича.

Требование награды за труд.

(Ответ: 7, 1, 3, 2, 6, 4, 5.)

Задание 14.

– Соберите пословицы:

Что посеешь… …такова и награда.

Какова работа… …то и пожнёшь.

Мало хотеть… …не жди добра.

Что испёк… …надо уметь.

Сделав худо… … то и кушай.

(Что посеешь, то и пожнёшь. Какова работа – такова и награда. Мало хотеть, надо и уметь. Что испёк, то и кушай. Сделав худо, не жди добра.)[1].

– Как вы понимаете значение этих пословиц?

– Какие пословицы подходят к сказке «Мороз Иванович»?

– Ради чего Одоевский написал для нас эту сказку?

– Что могло послужить поводом для рождения этого произведения?


Библиографическая ссылка

Глазырина Н.Л., Медведева С.Л. В.Ф. ОДОЕВСКИЙ «МОРОЗ ИВАНОВИЧ» (ЗАДАНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 3 КЛАССЕ ПО УЧЕБНИКАМ «ШКОЛА РОССИИ») // Литературное творчество школьников. – 2021. – № 4.
;

URL: https://school-literature.ru/ru/article/view?id=1708 (дата обращения: 05.01.2022).


banner062021

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий к сказке В. Одоевского «Мороз Иванович», страницы 207-208

УКМ «Школа России»

1. Как ты думаешь, почему Одоевский назвал сказку «Мороз Иванович»?

Главные героини сказки — две девочки. Но и Мороз Иванович очень важный, центральный персонаж. С его помощью удаётся вознаградить добро и наказать зло. Мороз Иванович проверяет личные качества девочек, показывает разницу между ними.

Автор назвал сказку именно так, потому что Мороз Иванович выступает в ней в роли беспристрастного судьи.

2. Сравни главных героинь сказки.

Как проводила свой день каждая из девочек?

Рукодельница вставала рано и весь день трудилась. Ленивица весь день спала и сама ничего не делала, только няню просила.

Почему Рукодельница попала в колодец? А Ленивица?

Рукодельница ходила за водой и уронила ведро. Няня послала её в колодец за ведром. Ленивица полезла в колодец, чтобы получить дары от Мороза Ивановича.

Как вели себя девочки при встрече с яблонькой и печкой?

Рукодельница достала пирожок и обтрясла яблоню. А потом поделилась этим с Морозом Ивановичем. Ленивица не стала доставать пирожок и отказалась трясти яблоню.

Различается ли поведение Рукодельницы и Ленивицы?

Рукодельница показала себя трудолюбивой, отзывчивой и вежливой девочкой. Ленивица была ленивой, грубой, эгоистичной.

Какие подарки получили героини? Почему?

Рукодельница получила горсть серебряных пятаков и бриллиант, потому что честно и добросовестно поработала, была вежливой и почтительной.

Ленивица получила слиток ртутит и сосульку, потому что она ничего не сделала из того, о чём её просил Мороз Иванович, была грубой и своевольной.

3. Есть ли в сказке волшебные предметы? Как пользуются ими Рукодельница и Ленивица? Помогают ли эти предметы понять характер девочек, их привычки?

В сказке есть следующие волшебные предметы: печка, яблоня, перина Мороза Ивановича.

Рукодельница достала пирожок, обтрясла яблоню и угостила Мороза Ивановича. Она взбила перину, хотя у неё сильно замёрзли руки. Это показывает то, что она была доброй, отзывчивой, щедрой, старательной и трудолюбивой. Она привыкла всё делать сама.

Ленивица отказала печке и яблоне, перину не взбила. Это показало нам, что девочка была грубой, эгоистичной, ленивой, хитрой, равнодушной. Она не привыкла что-либо делать сама.

4. Расскажи о Рукодельнице и Ленивице используя опорные слова.

Рукодельница была трудолюбивой девочкой. Она ни минуты не сидела спокойно, всё время что-то делала. Она была заботливой и доброй девочкой, стремилась помочь другим, уважала старость, была вежливой. Когда её о чём-то просили, например, яблонька и печка, она охотно помогала, ведь она была отзывчивой.

Ленивица была ленивой, никогда ничего не делала и не хотела делать. Она была равнодушной и невнимательной. Если её о чём-то просили, она отказывала в грубой форме. Она была очень грубой девочкой. И она была неблагодарной, от неё нельзя было услышать вежливого слова.

5. Как автор относится к Рукодельнице и Ленивице? Почему ты так думаешь?

Автор относится к Рукодельнице с любовью и уважением. Мы видим это в отношении к девочке Мороза Ивановича. Он ласковый, добрый и щедрый. Он награждает Рукодельницу, и это является выражением личного отношения автора.

Автор относится к Ленивице с неодобрением и насмешкой. Ему не нравится её лень и грубость. И Ленивица получает от Мороза Ивановича смешной подарок — сосульку. Этим автор показывает своё к ней отношение.

6. Вспомни, как Одоевский начинает свою сказку. Объясни пословицу. Как она помогает понять смысл произведения?

Сказка начинается пословицей о том, что даром без труда ничего не даётся.

Это значит, что человек сам должен заслужить своё счастье. И заслужить его в труде. Тот, кто трудится, будет иметь всё. Тот, кто ленится, не будет иметь ничего.

Так и случилось в сказке. Рукодельница получила богатый дар за свой труд. Ленивица не получила ничего за свою лень.

Эта пословица выражает главную мысль сказки.

7. Как ты понимаешь выражения:

Жить и служить — разница. Живут для себя и для людей, служат только кому-то. Служить — значит подчиняться, делать не то, что хочется, а то, что нужно.

Работа работе рознь. Работу можно делать по-разному. Можно делать хорошо и плохо. За хорошую работу награждают, за плохую ругают.

Какова работа, такова и награда. За хорошо сделанную работу всегда похвалят и наградят, за плохую — отругают. Награда соответствует качеству проделанной работы.

8. Каким обращением к детям заканчивается сказка? Как бы ты ответил на вопросы «Что правда, а что неправда»? Что сказано шутки ради, а что в наставленье?

Автор предлагает детям самим подумать о том, что в сказке правда, а что нет, что сказано для наставления, а что ради шутки.

Мне кажется, что наставление этой сказки заключается в том, что люди должны быть добрыми, честными, вежливыми и трудолюбивыми.

Шутка этой сказки в том, как плохо получается работа у Ленивицы, у того, кто не хочет и не любит работать.

Правда этой сказки в том, что труд всегда приносит пользу человеку, а вежливость и отзывчивость помогают в отношении с другими людьми.

Неправды здесь нет, а есть сказка, то, что не может произойти в реальной жизни.

9. Вспомни русскую народную сказку «Морозко». Попробуй сравнить её со сказкой Одоевского. Что ты видишь в этих сказках общего, чем они отличаются друг от друга? Что нового открыла тебе сказка в переложении Одоевского?

Пример сравнения народной сказки «Морозко» и литературной сказки «Мороз Иванович» можно посмотреть, перейдя по ссылке.

Общее в этих сказках то, что добро вознаграждается, а зло наказывается. Различное в этих сказках то, что народная показывает пользу вежливости и смирения, а литературная говорит ещё и о пользе трудолюбия.

Сказка Одоевского рассказала мне о различных явлениях природы: о траве под снегом, о холодной воде в колодце, о том, как правильно топить печь.

10. Раздели сказку на части. Озаглавь их. Перескажи текст, используя свои рисунки.

Пример разделения сказки на пять частей и пересказ сказки Одоевского можно посмотреть, перейдя по ссылке.

1

Слайд 2

Лежит ежик у елки, у ежа иголки, А внизу, похожие на маленьких ежат, Шишки прошлогодние на траве лежат.

Слайд 3

П.П.Ершов «Конёк – горбунок». А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». М.Ю.Лермонтов «Ашик – Кериб». В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович». В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке».

Слайд 4

Табакерка — маленькая изящная коробочка, вмещавшая горсточку ароматной пыли.

Слайд 7

Да уж и было чего посмотреть! Какая прекрасная табакерка! пестренькая, из черепахи. А что на крышке-то! Ворота, башенки, домик, другой, третий, четвертый, — и счесть нельзя, и все мал мала меньше, и все золотые; а деревья-то также золотые, а листики на них серебряные; а за деревьями встает солнышко, и от него розовые лучи расходятся по всему небу.

Слайд 8

Между тем музыка играет да играет; вот все тише да тише, как будто что-то цепляется за каждую нотку, как будто что-то отталкивает один звук от другого. Вот Миша смотрит: внизу табакерки отворяется дверца, и из дверцы выбегает мальчик с золотою головкою и в стальной юбочке, останавливается на пороге и манит к себе Мишу. “Да отчего же, — подумал Миша, — папенька сказал, что в этом городке и без меня тесно? Нет, видно, в нем живут добрые люди, видите, зовут меня в гости”. — Извольте, с величайшею радостью!

Слайд 9

— Динь-динь-динь! — отвечал мальчик. — Пройдем, не беспокойтесь, ступайте только за мной. Миша послушался. В самом деле, с каждым их шагом, казалось, своды подымались, и наши мальчики всюду свободно проходили; когда же они дошли до последнего свода, тогда мальчик-колокольчик попросил Мишу оглянуться назад. Миша оглянулся, и что же он увидел? Теперь тот первый свод, под который он подошел, входя в дверцы, показался ему маленьким, как будто, пока они шли, свод опустился. Миша был очень удивлен.

Слайд 10

Между тем их окружили мальчики-колокольчики, теребили Мишу за платье, звенели, прыгали, бегали. — Весело вы живете, — сказал им Миша, — век бы с вами остался. Целый день вы ничего не делаете, у вас ни уроков, ни учителей, да еще и музыка целый день. — Динь-динь-динь! — закричали колокольчики. — Уж нашел у нас веселье! Нет, Миша, плохое нам житье. Правда, уроков у нас нет, да что же в том толку? Мы бы уроков не побоялися. Вся наша беда именно в том, что у нас, бедных, никакого нет дела; нет у нас ни книжек, ни картинок; нет ни папеньки, ни маменьки; нечем заняться; целый день играй да играй, а ведь это, Миша, очень, очень скучно. Поверишь ли? Хорошо наше черепаховое небо, хорошо и золотое солнышко и золотые деревья; но мы, бедные, мы насмотрелись на них вдоволь, и все это очень нам надоело; из городка мы — ни пяди, а ты можешь себе вообразить, каково целый век, ничего не делая, просидеть в табакерке, и даже в табакерке с музыкою.

Слайд 11

Только что Миша к нему подошел, как надзиратель закричал: — Шуры-муры! кто здесь ходит? кто здесь бродит? Шуры-муры? кто прочь не идет? кто мне спать не дает? Шуры-муры! шуры-муры! — Это я, — храбро отвечал Миша, — я — Миша… — А что тебе надобно? — спросил надзиратель. — Да мне жаль бедных мальчиков-колокольчиков, они все такие умные, такие добрые, такие музыканты, а по вашему приказанию дядьки их беспрестанно постукивают… — А мне какое дело, шуры-муры! Не я здесь набольший. Пусть себе дядьки стукают мальчиков! Мне что за дело! Я надзиратель добрый, все на диване лежу и ни за кем не гляжу. Шуры-муры, шуры-муры…

Слайд 12

Смотрит, золотой шатер с жемчужною бахромою; наверху золотой флюгер вертится, будто ветряная мельница, а под шатром лежит царевна Пружинка и, как змейка, то свернется, то развернется и беспрестанно надзирателя под бок толкает. Миша этому очень удивился и сказал ей: — Сударыня царевна! Зачем вы надзирателя под бок толкаете? — Зиц-зиц-зиц, — отвечала царевна. — Глупый ты мальчик, неразумный мальчик. На все смотришь, ничего не видишь! Кабы я валик не толкала, валик бы не вертелся; кабы валик не вертелся, то он за молоточки бы не цеплялся, молоточки бы не стучали; кабы молоточки не стучали, колокольчики бы не звенели; кабы колокольчики не звенели, и музыки бы не было!

Слайд 13

В одно мгновение пружинка с силою развилась, валик сильно завертелся, молоточки быстро застучали, колокольчики заиграли дребедень и вдруг пружинка лопнула. Все умолкло, валик остановился, молоточки попадали, колокольчики свернулись на сторону, солнышко повисло, домики изломались…

Слайд 14

Выбери правильную последовательность работы : а) молоточки — колокольчики — пружинка — валик; б)пружинка — валик — колокольчики — молоточки; в)пружинка — валик — молоточки — колокольчики; г) колокольчики — молоточки — пружинка — валик.

Слайд 15

Удивительная табакерка. Нельзя ли войти в этот городок? Приглашение принято. Вдали всё маленькое , а подойдёшь – большое. Маленькая размолвка. Очутились на улице. Встреча с колокольчиками. Господа – дядьки – молоточки.

Слайд 16

Знакомство с надзирателем. Сударыня – царевна. Миша проснулся.

Слайд 17

Подробный Краткий

Слайд 18

Ласковый Вежливый Ленивый Воспитанный Любознательный Серьёзный Безответственный Глупый Смелый

Слайд 19

Действительно ли Миша побывал в городке в табакерке? Чем закончилась история? Что хотел сказать читателям В Ф. Одоевский в своём произведении?

Слайд 20

Я понял (а) ………. Я могу…………. Я знаю………… На этом уроке я похвалил (а) бы себя за.. После урока мне захотелось……. Сегодня я сумел (а ) понять………..

Слайд 21

Составь свою сказку о путешествии в : *швейную машинку *компьютер *часы

Слайд 22

Prezentacii.com

Слайд 23

С В. Кутявина Поурочные разработки по литературному чтению: 4 класс. – М.: ВАКО,2010. slovari.yandex.ru http://clubs.ya.ru/fetes-galantes/posts.xml?tb=530 http://www.liveinternet.ru/users/iposlad/rubric/1663824/ http://construct.md/ru/moldova/cuzneabudulaia/storelist da-zdra-per-m.livejournal.com PlanetaSkazok.ru allskazki.ru

  • Рассказ олега бондаренко верность
  • Рассказ одна на троих
  • Рассказ один день из жизни обломова
  • Рассказ одиночество на яндекс дзен
  • Рассказ один в поле не воин по пословице