Рассказ один день из жизни древнего человека 5 класс

Ответы на вопросы учебника литература 5 класс, 1 часть, коровина, страницы 223-224смотрите также:рассуждение на тему почему герасим ушл в деревню.сочинение

Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 223-224

Смотрите также:

Рассуждение на тему «Почему Герасим ушёл в деревню».

Сочинение «Чему посвящен рассказ «Муму». Против чего он направлен».

Размышляем о прочитанном

1. Понравился ли вам рассказ? Над чем он заставил вас задуматься? Какие чувства испытали вы, читая его?

Мне понравился рассказ, хотя конец у него трагический.

Он заставил меня задуматься о том, что власть одного человека над другим всегда аморальна.

Я очень жалела собачку, сочувствовала Герасиму и возненавидела барыню.

2. Что рассказывается о барыне в начале рассказа? «День её нерадостный и ненастный…» Что хочет сказать нам автор этой фразой? Как можно объяснить приказания барыни (женить пьяницу, убрать собаку)? Что это самодурство или капризы изнывающей от скуки барыни?

Барыня была немолодой вдовой. Она жила одна, окружённая челядью. Она ничего не делала и скучала.

Говоря о нерадостном дне, автор подразумевает зрелые годы человека. У барыни жизнь прошла без радостей.

Говоря о вечере, автор подразумевает старость, закат человеческой жизни. Старость у барыни была ещё хуже, чем остальная жизнь.

Приказания барыни — это самодурство. Ведь самодурство — это склонность потакать своим прихотям, капризам, унижая других людей. Барыня унижала крепостных из прихоти.

3. Каким описывает автор Герасима и можно ли по этому описанию судить об авторском отношении к герою? Как работал Герасим и почему новые его занятия казались ему шуткой? Писатель утверждает, что ко всему привыкает человек и Герасим привык к городскому житью. Как же привыкал Герасим к новому житью? Расскажите об этом близко к тексту. Какова была его каморка и зачем её так подробно описывает Тургенев?

Автор описывает Герасима богатырём. По его описанию, мы понимаем, что автору Герасим симпатичен, ведь у него «замечательное лицо«, за его работой смотреть «весело«. И вообще, «славный он был мужик«.

Герасим работал в деревне за четверых, не зная усталости и скуки. В городе он «скучал и недоумевал«, ведь всю работу на день делал за полчаса. Поэтому его новые обязанности казались Герасиму шуткой.

Герасим долго привыкал к новому житью. Он делал всё старательно, поддерживал вокруг чистоту и порядок, держал в строгости остальных крепостных.

Ему выделили каморку, которую Герасим устроил по себе. Он соорудил богатырскую кровать, столик, стул на трёх ножках. Уходя, Герасим запирал каморку на замок.

Подробное описание каморки потребовалось автору, чтобы лучше познакомить читателя с характером Герасима, его привычками, неприхотливостью в быту.

4. Чем интересны другие герои — Капитон (как сам он говорит о себе), Гаврила, Татьяна (почему красота скоро с неё соскочила)? Как относился Герасим к Татьяне? Расскажите историю её замужества. Какими предстают в ней герои?

Капитон Климов. Пьяница и башмачник. Сам считал себя недооценённым по достоинству, образованным. Интересен, как образ вечного неудачника, зря прожившего жизнь.

Гаврила. Дворецкий. Женат. Не смеет перечить барыне. Хитрый и изворотливый.

Татьяна. Прачка. 28 лет. Всю жизнь её держали в чёрном теле, запуганная. Из-за тяжёлой работы от её красоты не осталось следа. Интересна образом беззащитного, безвольного, всеми унижаемого существа.

Герасиму Татьяна приглянулась. Он стал её покровителем, дарил небольшие подарки, и даже собирался жениться.

История женитьбы Татьяны, кратко

Однажды барыня решила женить Татьяну на Капитоне и сказала об этом Гавриле. Тот, зная отношение к Татьяне Герасима, был озадачен.  Капитон так и вовсе перепугался до потери пульса. Татьяна, узнав о приказе барыни, проявила обычное смирение. Её решили представить пьяницей и Герасим поверил, что Татьяна выпивает. Он разочаровался в девушке и позволил женить её на Капитоне. Через год Капитон спился, и его с женой отправили в деревню. Герасим простил Татьяну и подарил ей на прощание платок.

В этой истории барыня показала своё самодурство, Капитон — бесхарактерность, Гаврила — хитрость, а Герасим — великодушие и умение прощать.

5. Известно, что в основе рассказа лежит реальный случай, но дворник в Спасском остался верен хозяйке. Как вы думаете, правильно ли поступил писатель, придумав совсем другую концовку рассказа? Какую цель он преследовал, чего достиг?

Тургенев поступил правильно. Он сделал своего героя Герасима способным на поступок, на возмущение против крепостного права и несправедливости. Писатель хотел показать, что воля к свободе не умерла в людях, и когда-нибудь она заставит всех угнетённых побороться за свои права.

6. Подготовьте краткий пересказ всего текста и художественный пересказ любого эпизода.

Краткий пересказ рассказа «Муму» можно прочитать, перейдя по ссылке.

Художественный пересказ эпизода прощания Герасима с Муму в трактире

Герасим сам решил выполнить приказ барыни. Он надел праздничный кафтан и повёл Муму на верёвочке в трактир. Там он спросил щей с мясом. Муму спокойно стояла рядом, смотря на Герасима умными глазами. Шерсть на ней лоснилась: её недавно вычесали.

Герасиму принесли щи и он поставил тарелку на пол, накрошив в неё хлеба. Муму стала вежливо есть.

Герасим смотрел на собаку и вдруг тяжёлые слёзы выкатились из его глаз. Одна упала на лобик собаки, вторая — в щи.

Муму съела половину тарелки, облизнулась.  Герасим заплатил за еду и вышел вон.

7. Понравились ли вам герои и их поступки? Расскажите об одном из героев рассказа.

Из героев мне понравился только Герасим. Остальные герои совершают поступки, которые мне не нравятся.

Например, Татьяна, бедная прачка, которая понравилась Герасиму. Она была несчастным забитым существом, которое не имело своего мнения. Она смиренно переносила все тяготы и невзгоды. Она безропотно согласилась стать женой Капитона, жалкого пьяницы, понимая, что в этом браке счастья не будет.

8. Почему рассказ назван «Муму»?

Рассказ назван по имени маленькой собачки, которая хоть и не является главным героем, но послужила зачином для описанных в рассказе событий.

9. Главный герой рассказа — немой Герасим. Каковы черты его характера? Расскажите об этом, подтвердив свои слова цитатами из произведения. Найдите примеры сравнений и гипербол в тексте. Какие черты характера Герасима они помогают подчеркнуть?

Черты характера Герасима: 

Трудолюбие. Работал за четверых. 

Ответственность. Ни щепок не валялось, ни сору.

Строгость, любовь к порядку. Даже петухи не смели драться.

Великодушие. Подарил Татьяне на память платок.

Любовь к животным. Заснул возле неё радостным сном. Любил её без памяти.

Умение держать слово. Утопил Муму.

Сравнения и гиперболы:

Работал за четверых. Подчёркивает трудолюбие.

Взрезывал упругую грудь земли, берёзовый лесок смахивать. Подчёркивает силу.

Как рычаг опускались мышцы.  Подчёркивает силу.

Вырос могучий, как дерево. Подчёркивает силу.

Недоумевал, как молодой бык. Подчёркивает трудолюбие.

Ни одна мать не ухаживает за ребёнком, как Герасим за питомицей. Подчёркивает любовь к животным.

10. Тургенев в рассказе «Муму» изобразил человека, не сломленного крепостническим гнётом. Можно ли сказать, что Герасим сохранил духовные и нравственные качества? Подтвердите свой ответ примерами.

Герасим положительный герой рассказа, который сохранил в себе духовные и нравственные качества.

Он был трудолюбив и работал за четверых. Держал в порядке двор и свою каморку.

Он не любил пьяниц и, приняв Татьяну за алкоголичку, отказался от неё.

Он был добрым и жалостливым. Он спас Муму и привязался к ней всем сердцем.

Он был честным и исполнительным. Он не посмел обмануть барыню и утопил Муму.

Он не принимал несправедливости. И ушёл в деревню, с несокрушимой отвагой и отчаянной решительностью.

AVvXsEiJlQkLwDPWh4UTQxGGn9fNpePOmwopfxSNWyWoIBuiONjPunOKZSvdItMhgjBMADVavEZ3zjDLUSbPaZb4WaZPEelKyihDN0tEdMnYUuyMplhqOyb0Dl87TYwCcrj84FHtf5ZMJ lS MSRUxYmFWT88LlvEHmPGdT9saALKmV ScwhkWaDb122Zie8BQ=w400 h291

Сочинение на тему один день из моей жизни

Мое обычное утро

Я горожанин, проживаю в тихом районе, уютной трехкомнатной квартире, в самой обычной семье. Мой будничный день начинается с подъема и сборов в школу. Я очень люблю поспать, поэтому не могу просыпаться без будильника. Иногда я его не слышу. Но спасибо моей маме, которая в такие моменты приходит и будит меня!

Сразу после пробуждения я надеваю свой теплый махровый халат и иду в ванную, чтобы принять душ и почистить зубы. Мама приучила меня к контрастному душу. Говорят, он полезен для здоровья и помогает проснуться. И, действительно, такие водные процедуры меня очень бодрят по утрам.

 один день из жизни

После душа я отправляюсь прямиком на кухню, где на столе уже стоит завтрак для меня и моего папы. В это время он тоже собирается на работу, поэтому по утрам мы всегда едим вместе. Обычно я ем на завтрак омлет, слегка обжаренные на сливочном масле говяжьи сосиски и несколько кусочков авокадо. Запиваю все теплым чаем с лимоном.

Сразу после завтрака я отправляюсь в комнату, чтобы одеться к школе. Портфель у меня собран с вечера, поэтому на сборы мне не требуется много времени. Мне надо лишь надеть на себя школьную форму и расчесать волосы.

Далее я вновь отправляюсь на кухню, чтобы взять с собой в школу обед. Обычно мама кладет мне в пластиковый контейнер:

  • питьевой йогурт;
  • банан или яблоко;
  • небольшую пачку крекеров;
  • один бутерброд с индейкой и сыром.

Так как каждый день у меня по 6 уроков, а также дополнительные занятия в художественной мастерской, я это все съедаю. Домой прихожу голодный и с пустым контейнером для еды.

Занятия в школе

Чаще всего в школу меня отвозит папа, так как это по пути на его работу. Он высаживает меня у самого школьного двора. Я стараюсь приходить на занятия за минут 20−25 до первого урока, чтобы у меня хватило времени поздороваться со своими одноклассниками, поболтать с ними, вытащить из портфеля учебники, тетради и пишущие принадлежности. А если это физкультура, надо успеть переодеться.

Дин день из моей жизни эссе

Как и у всех учеников, у меня есть несколько любимых предметов. Наверное, с каким-то из них я свяжу свою будущую профессию. Больше всего мне нравится посещать уроки:

  • английского языка;
  • информатики;
  • географии.

Мне с трудом дается физика, химия, история, но все равно стараюсь ответственно подходить к обучению. Хоть я не совсем идеальный подросток, я всегда выполняю домашнее задание, с уважением отношусь к учителям и их труду.

После третьего урока мы с учениками бежим в столовую. В моем классе 35 человек, но все во время обеда ведут себя довольно тихо и культурно. Не зря нас ставят в качестве примера другим. После обеда дежурные убирают со стола. Я чаще всего дежурю в паре со старостой Машей.

Сочинение один день из моей жизни

Несмотря на то что у нас много уроков, время пролетает быстро. Оглянуться не успеваю, как уже пора бежать в художественную школу, куда я хожу с самого первого класса. Не могу сказать, что мечтаю связать свое будущее с искусством. Рисование — скорее, мое хобби, которое отвлекает от повседневной рутины и дает расслабиться.

Сейчас я работаю над картиной в стиле Сальвадора Дали. Одним из самых известных произведений этого художника является «Постоянство памяти». На этой картине изображены мягкие часы.

Я рисую очень похожую на нее, но только с гнущимися зеркалами. Конечно, я только учусь этому виду искусства, но, думаю, у меня неплохо получается.

Пора домой

После уроков и занятий в художественной школе я отправляюсь домой. Пешком до нашего двора мне идти около 15 минут. Я люблю прогуляться, подышать свежим воздухом. Кроме того, я всегда иду вместе со своими друзьями, которым со мной по пути. Мы обсуждаем компьютерные игры, музыку, новые фильмы.

Когда я прихожу домой, меня встречает мама. Папа к этому времени еще не приходит. Его рабочая смена заканчивается около 18:00. Я же прихожу домой к 16:00. Но в это время я еще не иду ужинать. Люблю сидеть за столом всей семьей. Пока отец на работе, я отправляюсь в свою комнату или помогаю маме по дому.

 один день из моей жизни сочинение

Если надо убраться, я всегда готов прийти на помощь. Как правило, мама моет полы и пылесосит, а я убираю разбросанные вещи и вытираю пыль. Иногда могу помыть посуду. Но так как мы недавно купили посудомойку, необходимость в этом появляется все реже.

Если помогать по уборке не надо, я могу пару часиков поиграть в компьютер или просто посидеть в социальных сетях. Я стараюсь не слишком много времени проводить за ПК, так как это отвлекает от учебы. Однако отдых тоже нужен. Просто надо знать меру во всем.

В 18:30 мы наконец-то можем поужинать всей семьей. Моя мама очень вкусно готовит. Каждый день она нас радует какими-то необычными блюдами. Мы садимся за большой круглый стол, который стоит в светлой и уютной кухне. Мама всегда ставит в центр стола вазу с живыми цветами и корзинку со свежими фруктами. Она не работает, поэтому у нее есть время поддерживать нашу квартиру в идеальном порядке.

Часто я помогаю с сервировкой стола, если мама не успела это сделать без меня. Пока она нарезает закуски к основному блюду, я расставляю тарелки, бокалы, раскладываю вилки, ножи и ложки.

За ужином мы рассказываем друг другу, как прошел наш день, что нового произошло. Родители интересуются, какие оценки я получил в школе, что рисовал в художественной мастерской. Все мои картины я приношу домой. Некоторые из них мама повесила даже на стены в зале и прихожей.

После ужина я помогаю маме убрать со стола. Папа тоже не сидит в стороне и присоединяется. Потом мы отправляемся в зал, чтобы посмотреть немного телевизор и еще поболтать.

Подготовка к утру

Проводить время с родными по вечерам хорошо, но пора садиться за уроки. Обычно на выполнение домашнего задания мне требуется около трех часов. Как правило, это пара письменных и столько же устных предметов.

Я сажусь за свой новый письменный стол, который мне недавно купили родители, и достаю все необходимые учебники и тетради. Как правило, проблем с домашним заданием не возникает. А если появляются какие-либо вопросы, я могу позвонить своим одноклассникам, чтобы спросить, как они выполнили ту или иную задачку.

Один день из моей жизни описание

Как правило, к 22:00 все домашнее задание сделано. Остается еще немного времени, чтобы подготовиться к завтрашнему дню. У греков есть поговорка «Если собираешься замесить тесто утром, просей муку вечером», поэтому я кладу все учебники, тетради и письменные принадлежности в портфель перед сном.

Если до 23:00 есть еще немного времени, могу посидеть в социальных сетях, почитать последние новости, переписываться с друзьями. Затем я выключаю компьютер, включаю ночник и ложусь.

На основе всего этого могу сказать, что мой обычный день практически ничем не отличается от любого другого школьника. Другое дело — выходные. Они могут проходить у меня абсолютно по-разному и непредсказуемо. Но это уже совсем другая история.

Сегодня на уроке мы:

·     поговорим о летописях Древней Руси;

·     разберем летописное сказание «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича».

Летописи – это такие сочинения древних авторов, в которых описаны события, происходившие в давние времена. Летописи создавались очень давно – во времена Древней Руси.

События в летописях записывали по годам. А так как в Древней Руси год назывался «лето», то и документы эти получили название летописей, то есть описания лет. Рассказ о каждом события начиналось словами «В лето …», указывался год, а дальше уже излагались сами события, делались комментарии к ним.

Писались летописи обычно при дворе князя или в монастыре, и назывались по месту написания: Киевская летопись, Новгородская летопись, Суздальская летопись, Владимирская летопись. Или же названия давались по имени писавшего: Лаврентьевская летопись.

image001

Разные летописи по-разному изображают одно и то же событие, поэтому учёным приходится сравнивать летописи, чтобы выяснить, что же происходило на самом деле. Получалось это из-за того, что князю, в чьём княжестве писалась летопись, выгодно было себя выставить во всём правым, а соседа своего – виновным. Не говоря уже о том, какими жестокими выглядят в изображении придворного летописца бунтующие крестьяне.

Грамотных людей в те времена было немного, поэтому основными летописцами – людьми, писавшими летописи – были монахи. В монастырях обязательно учили грамоте и письму. Летописи писали на пергаменте – выделанной телячьей коже. На одну книгу уходило стадо телят до нескольких десятков голов. Для иллюстраций использовались дорогостоящие краски, иногда даже серебро и золото.

Монахи терпеливо день за днём выводили гусиными перьями буквы, разрисовывали страницы. Летописные миниатюры – так называются иллюстрации в летописях – не только украшают листы, но много дают для понимания происходивших событий. Работа эта была трудной и долгой. Недаром монах Киево-Печерского монастыря Нестор был канонизирован, то есть объявлен святым. До сего дня православная церковь поминает святого Нестора Летописца.

image002

Чем же он прославился? Нестором Литописцем была написана самая известная из всех древних летописей – «Повесть временных лет». Она не только самая известная, но и одна из самых древних. Написана была «Повесть временных лет» в ХІІ веке, около 1113 года в Киево-Печерском монастыре. Сам Нестор так говорит о назначении летописи:

«Се повести временных лет, откуда есть пошла земля Русская, кто в Киеве нача первее княжть и откуда Русская земля начала быть».

Это вовсе не означает, что до Нестора никто ничего не писал, а на происходившее не обращали внимания. Он использовал для работы более древнюю летопись «Начальный свод», в котором цитировались ещё более ранние летописи. Но они не сохранились. Почему? Дело в том, что князья русских княжеств часто воевали между собой, а где война – там пожары и разрушения. Летописи гибли в огне, летописцы погибали или уходили из родных мест.

В «Повести временных лет» описывается всё, что случалось в стране: крещение Руси, взаимоотношение с другими государствами, войны князей между собой, народные восстания, борьба христианской церкви с язычеством и многое другое. Ничего не добавляя от себя, Нестор описывал только реальные события, используя для этого рассказы очевидцев, древние документы, церковные книги.

Кроме исторических событий, в «Повести временных лет» есть различные предания, поучения для потомков, притчи, описание первых путешествий в дальние страны. Есть в ней и сказания.

Летописное сказание – это описание какого-нибудь отдельного события. Например, о пришествии в Русскую землю апостола Андрея, о приезде на Русь Рюрика с братьями, о крещении князя Владимира, о борьбе с извечными врагами Руси – кочевыми племенами хазар и печенегов и так далее.

Вот одно из сказаний «Повести временных лет» – «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича».

О чём оно? Десятый век, правление князя Святослава.

image003

Князь-воин покинул Киев и ушёл завоёвывать чужие земли, а в это время печенеги осадили его «стольный град». Осада тяжела:

«И осадили печенеги город силою великой: было их бесчисленное множество вокруг города, и нельзя было ни выйти из города, ни вести послать, и изнемогли люди от голода и жажды».

Молодой дружинник, рискуя жизнью, спасает город. Добраться до отряда воеводы Претича, передать призыв изнемогающих киевлян нелегко. Отрок безоружен, только уздечка в его руках. Он прекрасно понимает, что если печенеги разгадают его хитрость, то оружие ему не поможет, а так он просто среди «своих» ищет убежавшего коня.

«Он же вышел из города, держа уздечку, и побежал через стоянку печенегов, спрашивая их: “Не видел ли кто-нибудь коня?” Ибо знал он по-печенежски, и его принимали за своего».

Не только знание языка помогает юноше. Главное – это любовь к родине, мужество, желание спасти погибающих соплеменников. Сожжённый город, смерть, пленение и рабство ждут осаждённых киевлян при падении Киева. Спасение родной земли, русских людей – вот что главное для отрока. Даже ценой собственной жизни.

Молодому дружиннику повезло: он добрался до отряда Претича целым и невредимым. Но у воеводы Претича, наверное, было не очень много воинов, если понадобилась хитрость для одоления врага. Только воевода не зря назначен воеводой. И с малым количеством людей он смог победить большое войско. Права пословица: «Воюют не числом, а умением»:

«Я… пришёл с передовым отрядом, а за мною идет войско с самим князем: бесчисленное их множество».

Снятием осады с Киева война не закончена. Печенеги только отступили от города, но не ушли совсем. В любой момент они могут понять истинное положение дел, а уж тогда беды не миновать. Заслуженный упрёк посылают киевляне князю Святославу:

«Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул, а нас чуть было не взяли печенеги и мать твою, и детей твоих. Если не придешь и не защитишь нас, то возьмут-таки нас. Неужели не жаль тебе своей отчины, старой матери, детей своих?»

Стоит отметить обращение воеводы Претича к своим воинам после сообщения отрока о просьбе киевлян:

«Пойдём завтра в ладьях и, захватив княгиню и княжичей, умчим на этот берег. Если же не сделаем этого, то погубит нас Святослав».

В отличие от молодого дружинника воевода думает не о городе и горожанах, а о себе. Видимо, князь суров не только с врагами.

В Киеве находятся мать и дети Святослава. Если с ними что-нибудь случится, князь «погубит» виновных. И неважно, что он сам оставил их почти без защиты, уведя основное войско на захват новых земель. Князья всегда бывают только правыми. А виновные найдутся. И вовсе не сказочной будет фраза: «Мой меч – твоя голова с плеч».

image004

Предвидя это, Претич собирается спасать только княгиню и княжичей. Отрок хочет спасти весь Киев. Сравнивая поступки обоих, летопись даёт им определение: отрок совершает подвиг, воевода проявляет хитрость. А князь Святослав гонит врагов прочь, и на земле воцаряется мир:

«И собрал воинов, и прогнал печенегов в поле, и наступил мир».

Летопись поучает не только князя Святослава, но и всех, кто «ищет чужой земли и о ней заботится, а свою покинул». Главное – это мир в родном краю, чтобы потом не «сокрушаться о том, что случилось от печенегов» или от других врагов.

Что же мы должны сегодня запомнить?

Летописи – это такие сочинения древних авторов, в которых описаны события, происходившие в давние времена.

«Повесть временных лет» – самая древняя летопись на землях Руси. Её написал в двенадцатом веке монах Нестор.

В летописях мы можем встретить сказания.

Летописное сказание – это описание какого-нибудь отдельного события.

«Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича» – это сказание, часть «Повести временных лет».

Домашнее задание:

Ознакомиться с конспектом. Записать в рабочую тетрадь все, что выделено желтым цветом. (тетрадь не приносить) С 48-52 читать, отвечать на вопросы(устно).Письменно ответить на вопросы (на двойном листочке)

1. Когда происходят события?

2. В каком городе находилась княгиня Ольга с внуками?

3. Почему нельзя было «ни выйти из города, ни вести послать»?

4. Кто решился на героический поступок? 

5. Почему печенеги приняли отрока за своего? 

6. Почему печенеги отступили от города?

7. В чём киевляне обвинили Святослава? 

8. Что сделал Святослав в ответ на обвинение?

Срок выполнения:

Выполнить на двойном листочке до 12.11.2021 года. 

anastasiadzus1995@yandex.ru

sentinel

Просветленный

(47486)


8 лет назад

Каждый день жизни первобытного человека был похож не предыдущий, и каждый следующий день он должен был заниматься тем же, чем и накануне. Уже на заре своего существования люди понимали, что в условиях постоянного противостояния с природой выжить поодиночке им не удастся, поэтому они объединялись в племена. У каждого племени был свой вождь, который следил за порядком в племени и распределял обязанности всех его представителей. Как правило, на долю мужчины выпадала защита племени от нападений соседних племен и свирепых животных, а также забота о благополучии женщин и детей своего племени. Каждое утро мужчины должны были отправляться на охоту и, рискуя жизнью, добывать для себя и своего племени пропитание. В то время опасность подстерегала охотников на каждом шагу, а примитивные орудия не могли их спасти от нападений свирепых хищников. Да и победить хищника, имея в своем распоряжении лишь копья с каменными наконечниками, было очень сложно. Поэтому каждый раз, отправляясь на охоту, первобытный человек не мог рассчитывать на то, что ему удастся вернуться с добычей, удастся вернуться живым и невредимым.

В то время, когда мужчины уходили на охоту, женщины должны были заботиться о детях, готовить еду для всего племени и, выказывая всю свою находчивость, придумывать одежду из шкур убитых животных, которая смогла бы защитить их от холода. Такой труд был не легче, чем охота, поскольку первобытные люди чаще всего жили в пещерах, которые были слабой защитой от непогоды и холода.

Когда мужчины возвращались с охоты, женщины кормили их и окружали заботой. Причем, у первобытного человека в непрестанной борьбе за выживание находилось время для того, чтобы составить рассказы о своей жизни, о своих повседневных делах и заботах. Такие рассказы, воплощенные в картинках, можно и сегодня увидеть на стенах многочисленных древних пещер. Рисунки, сохранившиеся от первобытных людей, рассказывают нам об охоте, о животных, которые жили в то время, о спасительном тепле очага и о многом другом.

Я думаю, что даже один день жизни первобытного человека может многому научить нас и сегодня. Прежде всего, мы видим, что уже тогда люди понимали, что добиться чего-нибудь в одиночку невозможно. Они отдавали себе отчет в том, что нужно заботиться о своих близких и защищать их от опасностей. Кроме того, в жизни каждого человека, несмотря на все сложности и опасности, несмотря на постоянную борьбу за выживание, обязательно должна присутствовать духовная и культурная составляющая. Познакомившись с одним днем жизни первобытного человека, мы с уверенностью можем сказать, что он во многом похож на один день жизни нашего современника

Источник: я

никита саенко

Ученик

(181)


5 лет назад

Если не брать тотфакт, что я бы не выжила в их время ( а это 2.5 млрд лет назад) то мне пришлось потрудиться…
В то время, когда мужчины уходили на охоту, женщины должны были заботиться о детях, готовить еду для всего племени и, выказывая всю свою находчивость, придумывать одежду из шкур убитых животных, которая смогла бы защитить их от холода и замескироваться так, что б тебя не перепутали с самкой. Такой труд был не легче, чем охота, поскольку первобытные люди чаще всего жили в пещерах, которые были слабой защитой от непогоды, холода и милых первобытных присмыкающих готовых поделить твоё ложе себе на завтрак .
Если муж возращался с охоты не только с едой, но и в состоянии говорить, после долговременного марафона за»обед «(так как и он был чиим то обедом ) То жену ждал, распрастёртый и крассноречивый рассказ, о его нассыщином дне и героическом забеге, сначала, за вкусным котиком, затем от злых котов . В последствии, обрисоовая все свои подвиги внутринностям усатой добычи, выражая это в наскальном ( на тот момент, в современном ) искустве …
Я считаю, что если я и переживу один день первобытного человека, то я научусь не только много нового интересного, помимо экзотической диеты ( если быстрее добуду я её , а не она ) то стану самой крассивой ( покрайней мере там )

Дариха Калиева

Знаток

(421)


4 года назад

Я открыла глаза. Свет в пещере был не так ярок, в воздухе витала влага. Похолодало. Тусклый свет от огня отбрасывал слабые отблески на моего безона. Когда я его рисовала, он выглядел немного иначе- был светлее, сейчас же он стал тёмно-коричневым. В следующий раз буду внимательнее.
На улице было светло, поэтому я ушла в лес. Там мы всё время собирали еду- ягоды и фрукты. Но не все они «хорошие». Бывают ягоды, которые убивают человека. Приходиться быть осторожным. От одного племени я узнала, что есть чёрная ядовитая ягода, поэтому чёрных ягод я не собираю. У меня есть специальная посуда из глины, именно в неё я и укладываю часть ягод, некоторые съедаю.
После собранных ягод, я вернулась в пещеру, там меня ожидали мои соплеменники. Мы уже не ели давно мяса, так как охота не ладилась. Поэтому мы часто оставались голодными. Но в этот раз удача улыбнулась нам. Мужчины убили молодого кабана. Теперь он жарился на огне. Все с нетерпением ждали еды.
В некоторых племенах мясо ещё едят сырым, но на огне оно вкуснее.
Впервые за всю неделю хорошо наевшись, у меня не урчало в животе. День подходил концу. Молодые парни рисовали убитого кабана, а я наблюдала за их плавными движениями по стене пещеры. Золотые отблески от огня освещали пещеру изнутри. Мой безон теперь был коричневым. Не таким тёмным, как утром, и не таким светлым, как вчера. Значит, всё зависит от света огня? Надо будет запомнить и передать это потомкам. Для них я и рисовала увиденного мною безона, чтобы они не ошиблись, как я, когда подумала, что это олень.
День закончился. Мне ужасно хотелось спать. Я закрыла глаза и увидела молодого безона, которого видела вчера или два дня назад.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: познакомить учащихся с историческим процессом происхождения и развития человека, сего движущими силами.

Образовательные задачи:$

  • объяснить основные понятия урока;

  • познакомить учащихся с различными теориями происхождения человека;

  • разъяснить, какие важные изобретения помогли древним людям выжить и развиваться;

  • сформировать у учащихся умение составлять рассказ на основе услышанного и прочитанного

Развивающие задачи: $

Развить у учащихся внимание, память и мышление.

Воспитательные задачи:

Воспитать интерес, чувство коллективизма

Ожидаемые учебные результаты:

Учащиеся должны:

— уметь объяснять роль культуры в жизни человека;

— описывать сущность изобретений;

— приводить примеры совершенствования орудий труда и, общественных отношений;

— рассказывать об условиях и образе жизни первобытных лю­дей, используя

материал параграфа;

$- правильно употреблять и объяснять изученные термины и понятия;

— работать в микрогруппе по 4 человека;

— понимать, что способность трудиться помогла человеку выжить и развиваться;

— понимать, что способность и стремление к прогрессу это отличительная черта человека.

Основные используемые понятия:

развитие общества, орудия труда, эволюция, прогресс, соци­альный прогресс, технический прогресс, антропология, хомо сапиенс.

Основные виды деятельности на занятии:

— беседа;

— работа в группах;

— работа с учебником.

Оборудование:

$1 .Учебник «Обществознание», рабочая тетрадь.

2. Карточки.

3. Схема «Технический и социальный прогресс».

4. Рисунки «Первобытный человек», «Современный человек»,

$

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Обществозна­ние — новый учебный предмет. Человек — часть природы и общества».

Игра «Согласен — не согласен».

Учитель произносит фразу, дети поднимают карточку «Согла­сен», «Не согласен». По знаку учителя объясняют свой ответ.

— Слово обществознание состоит из двух слов: общество и знание. (Да)

— Обществознание — наука, изучающая человеческое общество и его законы,

человека и его отношения с окружающим миром. (Да)

— Естественные науки изучают то, что создают, изменяют или разрушают люди. (Нет)

— Общественные науки изучают то, что создают, изменяют или разрушают люди. (Да)

— Естественные науки изучают живую и неживую природу. (Да)

— Человек миллионы лет назад тоже был продуктом природы. (Да)

$— В древности человек все делал в одиночку. (Нет)

— Слово «общество» появилось потому, что люди все делали колле$ктивно, сообща. (Да)

— Обществознание — это естественная наука, изучающая строе­ние человека. (Нет)

III. Изучение нового материала.

План изучения нового материала

1. Мотивация учащихся. Игровая сценка «Первобытный человек».

2. Первые люди на Земле.

3. Древние жители в нашем крае. Археологические памятники на территории региона.

4. Изменение образа жизни людей. Развитие общества.

5. Технический прогресс. Социальный прогресс.

1. Мотивация учащихся. Игровая сценка «Первобытный человек».

$2 ученика разыгрывают сценку «Первобытный человек».

1-й УЧЕНИК: -Первобытный человек на свете жил.

Человек тот очень-очень грустным был.

2-й УЧЕНИК: — Ну а вы бы разве грустным не ходили,

Если б тоже первобытным очень были?

1-й УЧЕНИК: — Отчего же ты горюешь и грустишь?

Может, все же грусть свою нам объяснишь?

2-й УЧЕНИК:

— В шкуру мамонта одетым я хожу,

И удобной я ее не нахожу!

И еду мне в магазине не купить

На охоте должен я еду добыть!

А оружие мое – ну просто смех!

$Хоть с дубинкой управляюсь лучше всех!

1-й УЧЕНИК:

— Но зато с тобой весь дружный род.

И на помощь вся община вмиг придет.

2-й УЧЕНИК:

$— Хорошо разумным людям рассуждать,

Вам с природою не надо воевать.

Нам же двигать эволюцию вперед,

«Хомо сапиенсам» чтоб пришел черед.

Я, как вы, хочу уметь читать, писать,

Я разумным существом мечтаю стать!

Учитель: Из-за чего же, ребята, так сильно был расстроен и огорчен первобытный человек?

Главный вопрос нашего урока (записывает на доске).

Что помогло развитию Человека, человеческого общества?

2. Первые люди на Земле.

Учащиеся знакомятся с текстом учебника на стр. 7-8.

Дополнительно можно ознакомить учащихся с теориями происхождения человека .

$

Физкультминутка. (Слайдовая презентация)

3. Изменение образа жизни людей. Развитие общества.

На доску прикрепляются два рисунка:

«Первобытный человек» «Современный человек

Учитель делит класс на группы по 4 человека.

Задани$я для работы в группах:

— Чем первобытный человек$ отличается от современного человека?

— Как вы думаете, чем человек отличается от животных?

Учитель, не комментируя, записывает высказывания групп на доске под рисунками,

Учитель: Посмотрите внимательно на доску и попробуйте сделать вывод:

— Чем первобытный человек отличается от современных людей?

— Чем первобытный человек отличался от животных?

Класс предлагает варианты, оптимальный записывается учите­лем на доску, учениками в тетради:

1. Первобытный человек внешне был похож на животное.

2. Человек — часть природы, он отличается от животных умением изготовлять орудия

труда, накапливать и передавать опыт.

$

ЧЕЛОВЕК

ЖИВОТНОЕ

Общее

$1. Является представителем

живой $природы.

2. Имеет потребности
в пище, воде, тепле.

1. Является представителем
живой природы.

$2. Имеет потребности в пище,
воде, тепле.

Различное

1. Поведение человека $

является целенаправленным.

2. Имеет речь.

3. $Имеет мышление.

4. Может изготавливать и
применять орудия труда.

$5. Активно воздействует на
природу, преобразует
окружающий мир.

1. $Поведением животных
руководит инстинкт.

2. Не имеет речи.

$3. Не имеет мышления.

4. Не изготовляет и не
$использует орудия труда.

5. Потребляет все из природы
в готовом виде.

Можно использовать для обсуждения таблицу из курса «Исто­рия Древнего мира»:

$

Учитель: Что обозначает выражение «Коллективный труд со­здал человека»?

(Без объединения в крупные коллективы, без умения изготовлять примитивные орудия труда, поддерживать огонь, человек не смог бы выжить в суровых природных условиях.)

$

4. Технический прогресс. Социальный прогресс.

Учащимся раздаются отрывки из литературных произведений для работы в группе.

Задание: определить, о каких этапах развития человеческого общества говорится в отрывках.

1. «Уна устала, ей хотелось пойти поиграть, но приказ матери был ясен: необходимо обработать землю, чтобы приступить к посадке зерен. Уна вздохнула и крепче перехватила деревянную мотыгу: надо, значит надо. Зато завтра старый Крек обещал показать ей, как обмазывать корзину глиной и обжигать ее на костре, чтобы получился красивый горшок».

2. «У кузнеца дел всегда много: с утра Авдей проверял железные насадки на плуг — скоро предстояло начать пахоту. А завтра надо было подковать лошадей— время поджимало — скоро господ$ин соберется на охоту и будет очень недоволен, если его лошади будут хромать».

3. «Митька готов был заплакать — трактор никак не хотел заводиться. Придется опять бежать к мастеру, а он, как всегда, будет ! смеяться по поводу горе – механиков , которые, окончив училище, уже считают себя настоящими механизаторами, а сами не способны завести простой тракторенок».

Пока учащиеся читают текст и готовят ответ на вопрос, учитель рисует на доске схему, которая будет заполняться по мере ответа учащихся.

мир современного человека

бензопила

_____________________

мир средневекового человека

железный топор

_______________________

мир первобытного человека

каменный топор

______________________$____

Беседа по вопросам после прочтения литературных отрывков:

— Почему вы считаете, что в данных отрывках речь идет об этих исторических периодах?

(Главный признак — применяемые орудия труда)

— Какие еще орудия труда, относящиеся к этим периодам, вы можете назвать?

(На основании ответа учащихся учитель выстраивает ло­гический ряд:

например,

каменный топор ► железный топор ► бензопила)

$— Как связаны между собой изменения орудий труда и эволюция человека и человеческого общества?

(Примитивные орудия труда требовали совместной работы людей, люди были вынуждены объединяться в бол$ьшие коллек­тивы. Чем сложней становились орудия труда, тем больше мас­терства требовалось от человека.)

Учитель дает определение технического прогресса, учащиеся записывают его в тетрадь.

Совершенствование орудий труда и техники называют техническим прогрессом.

Учитель: Подумайте, а как может называться развитие самого человеческого общества,

его культуры, экономики, государства?

Учитель записыва­ет на доске новое понятие, учащиеся записывают его в тетрадь.

Социальный — общественный прогресс

$Развитие самого общества, его культуры и экономики, государс­тва и политики, сферы труда и быта называют социальным про­грессом.

Учитель: Вернемся к главному вопросу нашего урока, прочи­тайте его, обсудите в группах и сделайте вывод.

Учащиеся обсуждают вопрос и предлагают вывод урока, кото­рый записывается в тетради.

Вывод урока: Развитие человека и человеческого общества происходило благодаря

техническому и социальному прогрессу.

IV. Подведение итогов. Выставление оценок.

— Что мы сегодня на уроке узнали нового?

— Чем первобытный человек отличается от современных лю­дей?

— Чем первобытный человек отличался от животных?

— Как связаны между собой развитие орудий труда и эволюция человека и

человеческого общества?

— Что такое технический прогресс?

$- Что такое социальный прогресс?

Домашнее задание: прочитать § 1 учебника, вопросы к § 1;

По желанию: при­думать (устно) рассказ о жизни древнего человека (можно про­иллюстрировать рассказ рисунком).

$

  • Рассказ один день из жизни египетского крестьянина
  • Рассказ один день древнего человека 5 класс биология
  • Рассказ один день из жизни земледельца в древнем египте 5 класс
  • Рассказ один день из жизни крестьянина от лица крестьянина
  • Рассказ один день из жизни крестьян