Рассказ один день ивана денисовича краткое содержание

А.и. солженицын в произведении один день ивана денисовича постарался передать обычную жизнь людей времен репрессий сталина, живущих в суровой сибири.

А.И. Солженицын в произведении «Один день Ивана Денисовича» постарался передать обычную жизнь людей времен репрессий Сталина, живущих в суровой Сибири. Рассказ дает четкое представления читателю о судьбе жертв, которые не смогли угодить советской власти. Согласно школьной программе, данное произведение изучается в 10-11 классе. Приведенный анализ рассказа в статье поможет подготовиться к уроку по литературе, а также вспомнить основные моменты перед сдачей ЕГЭ.

Основная информация об произведении

А.И. Солженицын написал рассказ в 1959 году, хотя идея и задумка произведения родились в 1950 году. На тот момент он пребывал в лагере на севере Казахстана. Только спустя 9 лет автор смог перенести свои мысли на бумагу. Рассказ был написан в городе Рязань. Основная тема произведения развивается на фоне лагерной жизни политзаключенных, а также жертв несправедливого режима правления Сталина.

Композиция автора заключалась в описания одного дня из жизни заключенных. Солженицын четко передал режимность проживания посредством временных рамок в виде дня и ночи, которые олицетворяли подъем и отбой. Произведение Солженицына – это смесь рассказов, философских размышлений, раздумий, в котором главное маленькие детали, придающие краски и смысл всему происходящему.

Следует уделить внимание жанру произведения. Перед самой публикацией рассказа, редактор неоднократно советовал Солженицыну сделать произведение повестью. Автор, конечно же, прислушался к нему, ведь основное направление – реализм, на который делается особый акцент.

Как ссылка в лагерь повлияла на Солженицына?

В самом начале творческого пути, Солженицын пытался затрагивать довольно щепетильные темы, как Первая мировая война или революция. Участвуя в Великой Отечественной войне, он неоднократно осуждал не только личность Сталина, но и коммунистический режим. Он активно сравнивал его с крепостничеством. Из-за этого в дальнейшем Солженицына сошлют на 10 лет. Будучи в лагере, писатель будет больше убеждаться в антикоммунистических настроениях. В 1974 году из-за выхода скандальной книги «Архипелаг ГУЛАГ», рассказывающая о каторжных работах людей в советских лагерях, ему пришлось эмигрировать в другую страну. Только спустя 20 лет, в 1994 году, Солженицын смог вернуться на Родину. Большинство произведений автора были основаны на реальных событиях, личных наблюдениях и воспоминаниях о лагери и судьбах простых людей.

История создания произведения

«Один день Ивана Денисовича» — это весь накопленный опыт заключения и наблюдений, сведенных в один день. Изначально название рассказа «Щ-854. Один день одного зэка». Щ-854 – это лагерный номер Солженицына. Когда он получил множество писем от читателей, рассказывающих реальные истории о лагерной жизни, Солженицын задумал написать книгу «Архипелаг ГУЛАГ», а рассказ «Один день Ивана Денисовича» небольшая ступень к ней.
Центральный герой рассказа Иван Денисович — собирательный образ, объединяющий яркие черты заключенных лагеря. Иногда его поступки и повадки схожи с солдатом Шуховым, воевавший вместе с писателем в одной батареи. Второстепенные герои произведения реальные люди, имеющие даже биографию.

Описание лагеря и советской власти идет от лица Шухова. Через него Солженицын передает свои мысли читателю. Особое внимание уделяется противопоставлению человека и всего остального мира. Даже природа против героев, ведь на улице мороз, -27 градусов. Лагерь полностью самобытен. У него своя история. Иван Денисович постоянно вспоминает разные события. Как у него забрали сапоги и выдали валенки, как нужно было помечать свой хлеб и многое другое. Все это идет в общем хронометраже без начала и конца, как и срок людей, находящихся в лагере.

У людей нет ничего и это касается не только материальных вещей. Время строго выделено под каждое действие. Завтрак 10 минут. Ужин 5 минут. Личного время нет и никогда не будет! Фамилия лейтенант Волковой полностью описывает отношения между людьми в лагере. Первый бригадир Шухова пытается объяснять законы, которые нельзя нарушать. Они в первую очередь касаются чести человека. Среди заключенных не в почете предавать ближнего, «стучать на кого-либо». Представленные герои имеют равное количество времени. Каждый из них ведет себя достойно, сохраняя обычные человеческие качества.

Писатель особое внимание уделяет верующим людям, которые, несмотря на строгие запреты, продолжают молиться перед приемами пищи. Баптист Алёшка вечно прячет свой маленький блокнот с переписанным Евангелием от глаз охраны лагеря. Солженицын с любовь описал бригадира Тюрина, который сидел уже не первый срок. Он всегда заботился об новеньких в лагери. Каждый герой занимает свое место в гармоничном мире лагеря.

Художественная уникальность произведения

В рассказе отсутствует цензура. Читатель знакомится с такими словами, как шмон, шерстить, стучать и т.д. В конце Солженицын сделал небольшой словарь для читателей, которые не были с ними знакомы. Повествование излагается в третьем лице. День Ивана Денисовича проходит со стороны, перед глазами читателей. Образ героя представлен в виде обычного человека из народа, который пытается выжить изо всех сил. Он использует свою природную хитрость, изворотливость. Главная цель людей – выжить, а не жить. Единственное, что у них осталась – это честь, которую нельзя просто отобрать у человек.


linked С этим файлом связано 1 файл(ов). Среди них: Читать онлайн электронную книгу Один день Ивана Денисовича — Оди.
linkedПоказать все связанные файлы


Подборка по базе: Краткое содержание.docx, 6 Задача про Ивана 4.docx, БАК МЕТОД 3-4 день.odt, Девять Одиннадцать.docx, Современные конфликты в обществе сущность, содержание и формы пр, Изобретение как один из основных видов интеллектуальной собствен, Электронные деньги и платежные системы Реферат.docx, Реферат по педагогике на тему%0D%0A«Работа классного руководител, Тема 4. Содержание кредитной истории.docx, Компании иногда занимают деньги что бы финансировать инвестиции.


Конфиденциальность

Условия использования
Краткое содержание
«Один день Ивана
Денисовича»
О произведении
Повесть «Один день Ивана Денисовича» Солженицын написал в 1959 году. Впервые произведение было опубликовано в 1962 году в журнале «Новый мир». Повесть принесла Солженицыну мировую известность и, по мнению исследователей, повлияла не только на литературу, но и на историю СССР. Первоначальное авторское название произведения – «Щ-854 (Один день одного зэка)», в нем назван порядковый номер главного героя Шухова в исправительном лагере.
На нашем сайте вы можете читать онлайн краткое содержание «Одного дня Ивана
Денисовича», а также пройти тест для закрепления и проверки знания повести.
Образовака
?
Краткие содержания
11 класс hoodyakov.com
Реклама18+
Худяков production
Съемка музыкальных клипов. Наши работы говорят сами за себя.

Главные герои
Шухов Иван Денисович – крестьянин, солдат, а ныне заключенный исправительно- трудового лагеря, каменщик, «на воле» его ждут жена и две дочки.
Цезарь Маркович – заключенный, «не то он грек, не то еврей, не то цыган» , до лагерей
«снимал картины для кино» .
Другие персонажи
Тюрин Андрей Прокофьевич – бригадир 104-й тюремной бригады. Был «уволен из
рядов» армии и попал в лагерь за то, что он сын «кулака» . Шухов знал его еще с лагеря в Усть-Ижме.
Кильдигс Ян – заключенный, которому дали 25 лет; латыш, хороший плотник.
Фетюков «шакал» , заключенный.
Алешка – заключенный, баптист.
Гопчик – заключенный, хитрый, но безобидный паренек.
Краткое содержание
«В пять часов утра, как всегда, пробило подъем – молотком об рельс у штабного барака».
Шухов никогда не просыпал подъема, но сегодня его «знобило» и «ломало» . Из-за того что мужчина долго не вставал, его отвели в комендатуру. Шухову грозил карцер, но его наказали только мытьем полов.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории
Ильиной Галиной Сергеевной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.

На завтрак в лагере была баланда (жидкая похлебка) из рыбы и черной капусты и каша из магары. Заключенные неспешно ели рыбу, выплевывали кости на стол, а затем смахивали на пол.
После завтрака Шухов зашел в санчасть. Молоденький фельдшер, который на самом деле был бывшим студентом литературного института, но по протекции врача попал в санчасть, дал мужчине термометр. Температура 37.2. Фельдшер предложил Шухову «на
свой страх остаться» — дождаться врача, но советовал все же идти работать. Двоих больных заключенных уже освободили сегодня от работы, а больше не полагалось.
Шухов зашел в барак за пайкой: хлебом и сахаром. Мужчина разделил хлеб на две части. Одну спрятал под телогрейку, а вторую в матрас. Тут же читал Евангелие баптист
Алешка. Парень «эту книжечку свою так засавывает ловко в щель в стене – ни на едином
шмоне еще не нашли» .
Бригада вышла на улицу. Фетюков пытался выпросить у Цезаря «потянуть» сигарету, но
Цезарь охотнее поделился с Шуховым. В этот день было 27 градусов мороза, и заключенные огорчились, что не 30 — при такой температуре их не гонят из лагеря на работу. Во время «шмона» заключенных заставляли расстегивать одежду: проверяли,
не спрятал ли кто нож, еду, письма. Люди замерзли: «холод под рубаху зашел, теперь не
выгонишь» . Колонна заключенных двинулась. «Из-за того, что без пайки завтракал и что
холодное все съел, чувствовал себя Шухов сегодня несытым».
«Начался год новый, пятьдесят первый, и имел в нем Шухов право на два письма». «Из
дому Шухов ушел двадцать третьего июня сорок первого года. В воскресенье народ из
Поломни пришел от обедни и говорит: война». Дома Шухова ждала семья. Его жена надеялась, что по возвращении домой муж займется прибыльным делом, построит новый дом.
Шухов и Кильдигс были первыми в бригаде мастерами. Их отправили утеплять машинный зал и класть стены шлакоблоками на ТЭЦ.
Худяков production

18+

Один из заключенных, Гопчик, напоминал Ивану Денисовичу его покойного сына.
Гопчика посадили «за то, что бендеровцам в лес молоко носил» .
Иван Денисович уже почти отбыл свой срок. В феврале 1942 года «на Северо-Западном
окружили их армию всю, и с самолетов им ничего жрать не бросали, а и самолетов тех не
было. Дошли до того, что строгали копыта с лошадей околевших» , размачивали и ели.
Шухов попал в плен к немцам, но через два дня сбежал. Однако «свои» , узнав про плен,
решили, что Шухов и другие солдаты – «фашистские агенты» . Считалось, что он сел «за
измену родине» : сдался в немецкий плен, а после вернулся «потому, что выполнял
задание немецкой разведки. Какое ж задание – ни Шухов сам не мог придумать, ни
следователь» .
Обеденный перерыв. Работягам недодавали еды, много доставалось «шестеркам» ,
хорошие продукты забирал повар. На обед была каша овсянка. Считалось, что это
«лучшая каша» , и Шухову даже удалось обмануть повара и взять для бригады две лишних порции. По дороге на стройку Иван Денисович подобрал кусок стальной ножовки.
104-я бригада была, «как семья большая» . Снова закипела работа: укладывали шлакоблоки на втором этаже ТЭЦ. Работали до самого захода солнца. Бригадир, шутя,
отметил хорошую работу Шухова: «Ну как тебя на свободу отпускать? Без тебя ж тюрьма
плакать будет!»
18+

Заключенные вернулись в лагерь. Мужчин снова «шмонали» , проверяя, не взяли ли они чего со стройки. Неожиданно Шухов нащупал в кармане кусок ножовки, о которой уже забыл. Из нее можно было сделать сапожный ножичек. Шухов спрятал ножовку в варежку и чудом прошел проверку.
Шухов занял Цезарю место в очереди для получения посылки. Сам Иван Денисович посылок не получал: просил жену не забирать у детей. В благодарность Цезарь отдал
Шухову свой ужин. В столовой снова давали баланду. Отпивая горячую жижицу,
мужчина чувствовал себя хорошо: «вот он, миг короткий, для которого и живет зэк!»
Шухов зарабатывал деньги «от частной работы» — кому тапочки пошьет, кому зашьет телогрейку. На вырученные деньги он мог покупать табак, другие нужные вещи. Когда
Иван Денисович вернулся в свой барак, Цезарь уже «гужевался над посылкой» и отдал
Шухову еще и свой паек хлеба.
Цезарь попросил у Шухова ножичек и «опять Шухову задолжал» . Началась проверка.
Иван Денисович, понимая, что во время проверки посылку Цезаря могут украсть,
сказал, чтобы тот прикинулся больным и выходил последним, Шухов же постарается самым первым забежать после проверки и проследить за едой. В благодарность Цезарь дал ему «два печенья, два кусочка сахару и один круглый ломтик колбасы» .
Разговорились с Алешей о Боге. Парень говорил о том, что нужно молиться и радоваться, что находишься в тюрьме: «здесь тебе есть время о душе подумать» .
«Шухов молча смотрел в потолок. Уж сам он не знал, хотел он воли или нет».
«Засыпал Шухов, вполне удоволенный» «В карцер не посадили, на Соцгородок бригаду не
выгнали, в обед он закосил кашу, бригадир хорошо закрыл процентовку, стену Шухов клал
весело, с ножовкой на шмоне не попался, подработал вечером у Цезаря и табачку купил. И
не заболел, перемогся».
«Прошел день, ничем не омраченный, почти счастливый.
Таких дней в его сроке от звонка до звонка было три тысячи шестьсот пятьдесят три.
Из-за високосных годов – три дня лишних набавлялось…»
Конец.

Заключение
В повести «Один день Ивана Денисовича» Александр Солженицын изобразил жизнь людей, которые попали в исправительно-трудовые лагеря ГУЛАГа.
Центральной темой произведения, по определению Твардовского, является победа человеческого духа над лагерным насилием. Несмотря на то, что фактически лагерь создан для уничтожения личности заключенных, Шухову, как и многим другим, удается постоянно вести внутреннюю борьбу, оставаться людьми даже в таких сложных обстоятельствах.
Советуем прочесть не только пересказ «Одного дня Ивана Денисовича», но и оценить повесть в полном варианте.
Тест по повести
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
Худяков production

18+

Паспорт
занятия

Предмет:
Литература, 1 курс

Тема: «Творчество
Александра Исаевича Солженицына»

Цели:

·       
образовательная:
изучить жизненный и творческий путь А.И. Солженицына
, помочь
обучающимся сформировать собственный взгляд на творчество автора и его
художественный мир.

·       
развивающая:
создать атмосферу погружения в творчество А.И. Солженицына, заинтересовать
обучающихся его личностью и творчеством.

·       
воспитательная:
способствовать желанию демонстрировать приверженность к родной культуре,
исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине,
принятию традиционных ценностей многонационального народа России через изучение
художественного произведения.

·       
методическая:
апробация технологии проблемного изложения материала в процессе изучения творчества
А.И. Солженицына.

Задачи:
познакомить обучающихся с основными вехами жизни А.И. Солженицына,
проиллюстрировать главные события его биографии; определить основные черты
личности писателя; осуществить знакомство с прозой А.И. Солженицына,
проанализировать характеры героев произведения, обозначить основную мысль
произведения «Один день Ивана Денисовича».

Освоение
содержания темы занятия обеспечивает достижение обучающимися следующих
результатов:


личностных:


сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;


совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание
уважительного отношения к русской литературе;


использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных
источников информации;


метапредметных:


умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал,
подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять
причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать
выводы;


умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее,
определять сферу своих интересов;


умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать,
использовать в самостоятельной деятельности;

·       
предметных:


сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений;

  владение
умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой,
основной и второстепенной информации.

Тип
занятия:

изучение нового материала и первичное закрепление.

Форма
занятия:

информационная лекция с элементами беседы, показом видеоматериала и иллюстраций.

Технологии
обучения:

информационная, технология проблемного изложения материала.

Оборудование:
телевизор, учебник, портрет писателя, презентация, иллюстрации к произведению,
аудиозаписи.

Литература:

·       
Учебник
Литература: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования : в 2 ч.
Ч.2/[Г.А. Обернихина, Т.В. Емельянова,          Е.В Мацыяка,              К.В.
Савченко] ; под ред. Г.А. Обернихиной . – 2-е изд.., стер. – М. :
Издательский   центр «Академия»,  2019. –  448 с. : ил

·       
Агеносов
В.В. «Русская литература XX века. Учебник для общеобразовательных учебных
дисциплин в 2-х частях». М.: «Дрофа», 2000 год.

Технологическая
карта занятия

Ход
занятия

1.
Организационный момент.

Педагог:
Тема нашего сегодняшнего занятия «Творчество Александра Исаевича Солженицына».
Каких целей мы должны достичь в течение занятия?   

План:

·       
Изучение
биографии Александра Исаевича Солженицына

·       
Изучение
произведения «Один день Ивана Денисовича»

·       
Обсуждение
идеи и основной мысли произведения.

Мотивация.

Педагог: Наше занятие мы посвящаем Александру
Солженицыну — выдающемуся русскому писателю, публицисту историку, поэту и
общественному деятелю. Получил широкую известность, помимо литературных
произведений, как правило, затрагивающих острые общественно-политические темы,
также историко-публицистическими произведениями об истории России XIX-XX веков.
Бывший диссидент, в течение нескольких десятилетий (шестидесятые, семидесятые и
восьмидесятые годы XX века) активно боровшийся против коммунистического режима
в России. Эпиграфом к сегодняшнему уроку я выбрала следующую цитату: «Против
многого в мире может выстоять ложь — но только не против искусства».

Словарная
работа.
Диссидент — это лицо,
отколовшееся от господствующего вероисповедания, вероотступник. Человек, не
согласный с господствующей идеологией, инакомыслящий.

Актуализация
опорных знаний обучающихся.

2.
Опрос по пройденному материалу (Теоретическая минутка):

·       
Назовите
дату начала и окончания ВОВ?

·       
Что
обозначает понятие «шестидесятники», «семидесятники» и «восьмидесятники»?

·       
Какое
знаковое историческое событие произошло на XX съезде КПСС?

Изучение
нового материала.

3.Изучение
биографии писателя

Перед обучающимися лежат карточки, которые
они должны заполнять в ходе занятия. Каточка №1 «Хронологическая таблица»

Александр Солженицын родился в
Кисловодске 11 декабря 1918 года. Его отца к тому времени уже не было в живых:
за несколько месяцев до рождения сына он погиб на охоте. Вскоре после рождения
Александра Солженицына в село пришли большевики, установилась советская власть
— и у семьи отобрали все имущество. Таисия Солженицына с ребенком переехала в
Ростов-на-Дону и устроилась стенографисткой. В 1926 году Александр Солженицын
пошел в школу. Он рано начал читать Льва Толстого: уже в 10 лет он познакомился
с «Войной и миром». Мальчик мечтал стать писателем, сочинял приключенческие
рассказы и даже составил из своих произведений две рукописные газеты.

В 1936 году Александр Солженицын
окончил школу с золотой медалью, и его приняли в Ростовский государственный
университет без вступительных испытаний. Он подал документы на
физико-математический факультет. Чтобы заработать, студент Солженицын разгружал
вагоны, а на старших курсах занимался репетиторством. Во время учебы в
университете он не перестал заниматься литературой: стал редактором
факультетской газеты, вступил в литкружок, создал свои первые произведения —
«Ласточка», «Девятнадцать», «Эварист Галуа». В это же время молодой литератор
задумал эпопею о революции и событиях Первой мировой войны. В 1937 году он
изучил архивы и создал набросок романа «Август Четырнадцатого».

Летом 1939 года Солженицын подал
документы на заочное искусствоведческое отделение в Московский институт
философии, литературы и истории (МИФЛИ). Вскоре он перевелся на факультет
русской литературы, продолжая учиться и в РГУ. В университете Александр
Солженицын познакомился со своей будущей женой — Натальей Решетовской. Они
поженились на четвертом курсе, втайне от родных. В июне 1941 года Солженицын с
отличием окончил РГУ и, досрочно сдав последний экзамен, уехал в Москву на
сессию второго курса МИФЛИ.

Александр Солженицын приехал в
Москву 22 июня 1941 года и тогда же услышал речь министра иностранных дел
Вячеслава Молотова: началась война. 18 октября 1941 года его мобилизовали и
зачислили рядовым в гужевой транспортный батальон. Подразделение находилось в
тылу, там Солженицын ухаживал за лошадьми. В марте 1942 года его отправили на
Артиллерийские курсы усовершенствования командного состава, позже он закончил
офицерскую школу в Костроме и получил звание лейтенанта. В декабре 1942 года
Солженицына назначили командиром двух батарей звуковой разведки в Саранске: ему
нужно было отслеживать выстрелы противника, а потом передавать точные
координаты артиллерии. За первый час битвы советские войска подавили 17 батарей
противника, пять из них — благодаря координатам, которые засек Солженицын. За
это его наградили орденом Отечественной войны II степени.

В 1943 году Александр Солженицын
встретился на фронте со своим другом Николаем Виткевичем. Они начали
переписываться и обсуждать проблемы, с которыми сталкивались на службе. Цензуры
они не опасались — считали, что карается только разглашение военной тайны.
Постепенно друзья стали критиковать власть, писали, что Сталин «извращает» идеи
Ленина. В январе 1944 года Солженицын и Виткевич снова встретились и составили
«Резолюцию №1», в которой писали о послевоенном терроре и призывали
сопротивляться режиму. За этот документ 9 февраля 1945 года Солженицына
арестовали и лишили звания. Его обвинили в антисоветской пропаганде и контрреволюционной
деятельности. В июле 1945 года его приговорили к восьми годам
исправительно-трудовых лагерей и вечной ссылке после освобождения. Срок
заключения писателя кончился 9 февраля 1953 года.

20 августа 1956 года он уехал в
поселок Мезиновский Владимирской области, где нашел работу в школе. Солженицын
поселился в соседней от школы деревне, в избе Матрены Захаровой. Ей он посвятил
рассказ «Матренин двор».

В 1970 году Александру Солженицыну
присудили Нобелевскую премию «за нравственную силу, с которой он продолжил
традицию русской литературы». В феврале 1974 года писателя лишили гражданства
«за действия, порочащие звание гражданина СССР» и выслали из страны. Сначала он
жил в ФРГ, потом перебрался в Швейцарию, а вскоре решил переехать в
американский штат Вермонт. Там писатель занялся публицистикой, основал «Русский
общественный фонд помощи заключенным и их семьям». Осенью 1993 года Солженицын
и его жена совершили «прощальную поездку» по Европе, а затем вернулись в
Россию.

В 2007 году Солженицыну присудили
государственную премию «За выдающиеся достижения в области гуманитарной
деятельности». 3 августа 2008 года писатель скончался, не дожив нескольких
месяцев до своего 90-летия.

Проверка домашнего задания. На дом вам было задано найти интересные
факты о жизни и творчестве писателя. Назовите их.

4. Анализ произведения «Один день Ивана Денисовича»

В Казахстане, где он работал
каменщиком в лагере для политзаключенных, у писателя появилась идея — в
подробностях описать, как проходит день осужденного, «тот самый день, из
которого складываются годы». В мае 1959 года Александр Солженицын начал
работу над произведением «Один день Ивана Денисовича». Он написал повесть всего
за 40 дней, однако публиковать произведение долго не решался. В 1961 году автор
передал в редакцию журнала «Новый мир» рукопись «Одного дня Ивана Денисовича». Произведение
сразу стало популярным не только в Советском Союзе, но и за его пределами.
Солженицына читали в Париже, Лондоне, Нью-Йорке. Его приняли в Союз писателей и
выдвинули на Ленинскую премию.

Давайте посмотрим видеофильм о
советских лагерях, чтобы понимать, в каких условиях оказались главные герои. ДЕМОНСТРАЦИЯ
ФРАГМЕНТОВ ФИЛЬМА.

Обратитесь к Каточке №2 «Характеристика героев». Заполните
первую колонку.

Имя
героя

Краткая
характеристика

В анализируемом произведении раскрывается тема
жизни политических заключенных в ссылке. Основные герои рассказа – заключенные
и надзиратели. А. Солженицын описывает всего один день из жизни сосланного в
северные края героя.

Как
вы считаете, в чем смысл названия произведения?

Обратитесь к Каточке №2 «Характеристика героев». Заполните
вторую колонку. По цепочке озвучьте таблицу (каждый называет по одному герою).

Какие эмоции вызывают у вас герои повести? Почему?

Обратим
внимание на композицию произведения. Строение рассказа продиктовано его
содержанием и временными рамками описываемых событий. Сначала А. Солженицын
рассказывает о подъёме в пять часов утра. Это и есть экспозиция, которая
переносит читателя в лагерный барак и знакомит его с главным героем. Развитие
событий – все передряги, в которые Иван Денисович попадает за день. Сначала его
застают лежащим после «подъёма», потом отправляют мыть полы в надзирательской.
Разговоры с Алексеем баптистом и сговор с заключённым, получившим богатую
посылку, тоже относятся к развитию событий. Кульминаций в произведении минимум
две – эпизод, когда надзиратель ведёт Шухова отбывать наказание и сцена, где
Цезарь прячет еду от надзирателей. Развязка – отбой: Шухов засыпает. Как прошел
этот день для главного героя? Почему?

Театрализованная
игра-постановка. Обучающиеся обыгрывают финал произведения.

Педагог: Люди давно разошлись по домам…
А Колька  сидит,  тихонько  играет.

Окно на третьем этаже открывается.

Валя: Ты долго там будешь пилить? Насмешил
людей, а  теперь  спать  им  не

даешь. Кретин! Тебя же счас во всех
квартирах обсуждают!

     — Слышишь, что ли? Нинка не спит!..
Клоун чертов.

Коля: Закрой поддувало. И окно закрой —
она будет спать.

Валя: Кретин!

Коля: Падла!

Педагог: Окно закрывается. Но через минуту
снова распахивается.

Валя:  Я  вот расскажу кому-нибудь, как ты
мечтал на выставке: «Мне бы вот такой маленький трактор,  маленький 
комбайник  и  десять  гектаров  земли». Кулачье  недобитое.  Почему  домой-то 
не  поехал? В колхоз неохота идти? Об единоличной жизни мечтаете с мамашей
своей… Не нравится вам в  колхозе-то?

Педагог: Самое  чудовищное, что жена Валя
знала: отец Кольки, и дед первыми вошли в колхоз, Колька ей рассказывал.

Коля:(сам себе) Хватит!  Эта добровольная 
каторга  сделает меня идиотом и пьяницей. Какой-то конец должен быть!

Педагог: Обратитесь к тексту. Чем заканчивается произведение? Почему Колька решился на самоубийство?  Мог ли быть другой финал?
Шукшин нередко прибегает к форме, которую сам он обозначил как «рассказ-судьба». Житийный рассказ позволяет писателю показать истоки душевного склада героя. Главная коллизия обусловлена реакцией живой души героя на угнетающие ее условия, социальные обстоятельства. Жизнь Кольки давно уже не требует от него ни душевности, ни творчества: «Руки отвыкают от работы, душа высыхает — бесплодно тратится на мелкие, мстительные, едкие чувства». А то, что он именно творческий и душевный человек, подчеркивается в авторском рассказе о Колькиной «Цыганочке». В чем-то более крупном Колька проявить себя не может и «с остервенением» «разворачивается» в танце. В другой ситуации это могло быть отдыхом для души, сейчас осталось единственным ее взлетом. Автору важно, чтобы читатель понял — не о социально-бытовой драме идет речь, а о социально-философской трагедии.     

5. Заключение: сформулируйте тему, идею и основную мысль повести.

7. Рефлексия. Понравилось ли вам произведение? Какая информация
была для вас полезной? Как вы считаете, кто из героев положительный, а кто
отрицательный?

8. Подведение итогов. Выставление оценок.

Домашнее задание. Доказать, что повесть «Один день Ивана Денисовича»
относится к направлению реализм.

Нынешнему молодому читателю трудно представить то ошеломляющее впечатление, которое произвёл на советское общество «Один день Ивана Денисовича». Свершилось то, что казалось немыслимым, невозможным: до широкой публики дошла правда о жизни миллионов заключённых в сталинских каторжных лагерях. Наутро после появления 11-го номера «Нового мира» за 1962 год Солженицын проснулся знаменитым.

Политическая сенсационность долго заслоняла литературное новаторство автора; пожалуй, только в наши дни начинает открываться неброское совершенство художественной манеры этого рассказа. Кстати, его первоначальное название, «Щ-854», отсылало к роману Е. Замятина «Мы», герои которого носили вместо имён точно такие же номера, но, в отличие от персонажей Солженицына, считали себя счастливыми и довольными именно в силу своего самоощущения как «винтиков» Единого Государства и подданных Благодетеля.

Лагерники же Солженицына, и прежде всего сам Иван Денисович, несмотря ни на что, остаются людьми, личностями, это помогает им выжить и является самой важной составляющей идейной структуры рассказа.

Художественная ёмкость описания «одного дня зэка» такова, что этот рассказ по праву считается подлинной энциклопедией лагерного существования. В нём затрагивается множество тем: лагерные порядки, вера в Бога, история России, судьбы лагерников, проблема выживания в нечеловеческих условиях, межнациональные отношения.

Рассказ «Один день Ивана Денисовича» густо насыщен реальными подробностями лагерного быта, разнообразными репликами и диалогами, в нём, кроме Ивана Денисовича, присутствует множество действующих лиц: тут и «рыжий зэк», и кинорежиссёр Цезарь Маркович, и кавторанг, и баптист Алёшка, и заключённый-эстонец, и бригадир, и старший барака, и надзиратели, а также недифференцированное множество других зэков-обитателей барака. Это многолюдство косвенно свидетельствует как о многонаселённости «архипелага ГУЛаг», так и о постоянной необходимости для зэка считаться с чужими интересами, учитывать их, лавировать между ними, о тягостной невозможности хоть на короткое время остаться наедине с собой.

Напряжённость существования рядового зэка передаётся мастерски сконструированной, динамичной речевой структурой. Предельно конкретная лексика включает специфически лагерные наименования («вагонка», «зэк», «барак», «шмон», «уполномоченный», «пайка», «двухсотграммовка», «баланда», «надзиратель», «парашная»), народно-деревенские обороты, явно принадлежащие крестьянину Ивану Денисовичу («тереблет», «в затёмке», «неумелец»), вульгаризмы («дрын», «падло»); последних, кстати, очень немного, и свойственны они только речи лагерного начальства.

Предложения коротки и действенны, широко используются эллипсисы (пропуски одного из членов предложения), придающие высказыванию повышенную энергетику: «И – назад, к цезаревой койке», «…Голову – на подушку стружчатую, ноги в телогрейку, сверх одеяла – бушлат, и – …», «А сам колбасы кусочек – в рот!» Глаголы и отглагольные формы, обозначающие простые, но жизненно необходимые действия, следуют один за другим: «Шухов вбежал…, с первого глаз не спуская. Добежал до цезаревой койки, сел. Сорвал с себя валенки, взлез на вагонку… и валенки… на печку уставил» – и т.д.

Ещё одна знаменательная особенность языковой структуры рассказа: речь повествователя, в которой преобладает сказ, органично перетекает в несобственно-прямую речь самого Шухова так, что у читателя создаётся впечатление исключительной близости автора и героя, хотя сам Солженицын ни психологически, ни идеологически, ни по языку на Шухова не похож.

Одним из важнейших эпизодов в повести является диалог Ивана Денисовича о Боге с баптистом Алёшкой. Кстати, имя «Алёша» выбрано не случайно: оно вызывает ассоциации с Алёшей Карамазовым из романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы», «тихим иноком», искренняя вера которого служит нравственной опорой для других мятущихся героев, и напоминает о знаменитом споре братьев Алёши и Ивана (Шухова тоже зовут Иваном!) о существовании Бога и цене человеческого страдания.

В диалоге двух зэков решается главная проблема духовно-нравственной жизни заключённого без вины: где найти силы, чтобы выжить и остаться человеком? на что (на кого) опереться в решении этой задачи? В ответ на пылкие увещания Алёши Шухов спокойно замечает: «В Бога я охотно верю», но – не считайте меня «за дурачка», не навязывайте мне награду или наказание – рай и ад. Иван Денисович приходит к выводу, что надеяться на Бога бессмысленно: «…молитвы те, как заявления, или не доходят, или «в жалобе отказать». Надеяться можно только на себя, и в этом гордость Ивана Денисовича: «У нас нет, так мы всегда заработаем».

Если Иван Карамазов «принимает Бога прямо и просто», но «мира Божьего не принимает и не может согласиться принять», то Иван Шухов этот Божий мир принимает, хоть и оставляет за собой право осудить всё его несовершенство и несправедливость. Возможно, в этом и кроется разгадка характера «всевыносящего русского племени» (Н.А. Некрасов), разгадка русского «изумляющего» (его же словами) терпения.

Скупо, но с поразительной точностью передано в конце отрывка психофизическое состояние засыпающего героя: «Ладно. Ноги опять в рукав телогрейки, сверху одеяло, сверху бушлат, спим!» А уж когда Иван Денисович принимается за колбасу, подаренную Цезарем, читатель испытывает почти телесное сопереживание:

«…Колбасы кусочек – в рот! Зубами её! Зубами! Дух мясной! И сок мясной, настоящий. Туда, в живот, пошёл».

Итог своего «ничем не омрачённого, почти счастливого» дня Шухов подводит опять-таки с помощью характерного глагольного перечисления, причём на 10 глаголов приходится 4 с отрицательной частицей не: «…в карцер не посадили, на Соцгородок бригаду не выгнали, в обед он закосил кашу, бригадир хорошо закрыл процентовку, стену Шухов клал весело, …на шмоне не попался, подработал… у Цезаря и табачку купил. И не заболел, перемогся». Такая языковая структура не даёт читателю забыть, что всё лагерное существование – постоянная схватка за жизнь, постоянное «увёртывание» от бесчисленных опасностей и тревог. Тем убедительнее ощущение полной искренности героя и в то же время – его высочайшей нравственной стойкости и чувства собственного достоинства.

Финальная ремарка автора, графически несколько отделённая от предыдущего текста, мгновенно возвращает читателя к истинному масштабу происходящего: «Таких дней в его сроке от звонка до звонка было три тысячи шестьсот пятьдесят три». Длинное составное числительное выписано словами, и это не случайно, как не случайна резко изменившаяся, неторопливо-эпическая интонация. А последнее добавление («Из-за високосных годов – три дня лишних набавлялось…») ещё раз напоминает нам об истинной цене этих дней – дней постоянных лишений, страданий и каторжного подневольного труда.

Предлагаем вашему вниманию краткое содержание первого опубликованного рассказа А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Это произведение принесло автору мировую известность. По мнению историков и литературоведов, данный рассказ повлиял на весь дальнейший ход истории СССР.

Главные герои

Шухов Иван Денисович – заключенный исправительно-трудового лагеря, попавший туда по недоразумению. Выходец из крестьянской семьи, служил на фронте.

Тюрин Андрей Прокофьевич – бригадир 104 тюремной бригады. Справедливый и независимый мужчина, от которого зависит судьба всей бригады. В тюрьму попал из-за того, что был сыном «кулака».

Цезарь Маркович – авторитет среди заключенных, любит искусство, далёк от проблем своих сокамерников, потому что работает в «теплой конторе».

Алёшка – бабтист, отбывающий срок из-за религиозных убеждений. Но в тюрьме его вера не поколебалась, а стала ещё прочнее.

Фетюков – отрицательный персонаж. В тюрьме его зовут «шакалом». Трусливый и подлый человек, вызывающий у окружающих презрение.

Краткое содержание

В пять утра пробил подъём. За окном была непроглядная ночь. Шухов никогда не просыпал подъёма, потому что в это время можно было подработать, но сегодня он не встал. Ещё с вечера ему было не по себе, то знобило, то ломало, и к утру лучше не стало.

За то, что Шухов не встал по подъёму, его повели в комендатуру, угрожая карцером на три дня. Позже стало ясно, что там просто нужно было помыть полы. И Шухова сразу же простили, наказав мытьём полов. Он быстро справился с заданием, и отправился в столовую. Затем ему надо было обязательно попасть в санчасть.

Однобригадник Шухова Фетюков сторожил его завтрак. На завтрак в этот день была баланда из чёрной капусты и каша из магары. Единственное достоинство баланды состояло в том, что она горячая, а Шухову досталась уже холодная. А магара ни холодная, ни горячая не оставляет чувства насыщения.

После завтрака Шухов отправился в санчасть. Там никого не было, кроме молоденького фельдшера, который дал ему термометр. Этот фельдшер на самом деле был студентом литературного факультета, но его арестовали на втором курсе, и уже в тюрьме ему посчастливилось стать работником санчасти.

Температура у Шухова была невысокая – 37.2, поэтому освободить от работы фельдшер его не мог. Он предложил заключённому дождаться на свой страх и риск доктора, но Шухов побоялся наказания за самовольное отлучение, поэтому решил вернуться в барак.

В бараке он получил свою пайку: кусок хлеба и сахар. Хлеб Шухов разделил на две части, одну спрятал за пазуху, а вторую – в матрас. Вскоре пришло время развода. Вся бригада выстроилась для получения распоряжений, а после отправилась на плановый обыск. Несмотря на двадцать семь градусов мороза начальник режима лейтенант Волков отдал приказ досматривать без рубах.

По дороге на стройку Шухов начал думать о том, как напишет в скором времени письмо домой. Последний раз он был дома 23 июня 1941 года. Хотя, несмотря на долгую разлуку, разговаривать с родными уже было не о чем. Близких не заинтересовали тюремные темы, а Шухов не мог понять новые порядки в колхозах, о которых рассказывала ему жена. Он не мог принять того, что мужики не хотели работать в собственной деревне, а пытались всё время найти работу на стороне.

Далее Шухов принялся рассуждать, как он будет обеспечивать свою семью, когда на воле окажется. За то время, что он находится в тюрьме – многое изменилось, да и он отвык думать о заработке.

104 бригаду хотели направить на работы в «Соцбытгородок», но стройка там только начиналась, поэтому совсем негде было укрыться от ветра и холода. Опытный бригадир Тюрин смог повлиять на распределение, и выбил для своих людей место лучше. В итоге 104 бригада оказалась на недостроенной ТЭЦ, где нужно было работать в большом холодном зале, но там были хотя бы стены, которые не пропускали пробирающий до костей ветер.

Далее автор описывает однобригадников Шухова. Здесь были два эстонца, которые не разлучались, словно родные братья, а на самом деле познакомились уже в тюрьме. Безвольный и ненадёжный «шакал» Фетюков, вызывающий у окружающих презрение своей беспринципностью. Ему никто не помогал с воли, поэтому он не брезговал вылизывать чужие тарелки и докуривать окурки за всеми. Также к бригаде Шухова относился глуховатый Стенька Клевшин. Ему довелось побывать в плену у фашистов, а затем попал в концлагерь в Бухенвальде.

 Бригадир раздал поручения всей бригаде. Шухов и латыш Кильдигс были главными мастерами. Они уже не раз работали в паре, и вот снова им предстояла общая работа. Тюрин поручил им утеплить машинный зал, а затем выкладывать стены шлакоблоками на недостроенном этаже. Шухов любил работать с Кильдигсом, он был трудолюбивым и всё время шутил, одно плохо – не курил.

Срок у Шухова уже кончался, но он сам в это не очень верил, потому что знал, что могут накинуть сверху. Считается, что его посадили за измену родине. Он и показания дал, что выполнял задание немецкой разведки. Но такое признание Иван Денисович дал только потому, что понимал, что выхода у него два: стоять на своём и умереть, или пожить немного, но в неволе.

На самом деле Шухова немцы взяли в плен. Ему удалось оттуда сбежать, но свои не поверили в это, сразу решили, что он немецкий агент. И вот уже восемь лет он сидит в тюрьме за то, чего не делал. Семь лет пробыл на севере, а последний год –  в 104 бригаде.

На обед в этот день была овсяная каша. Она в тюрьме считалась деликатесом, потому что была намного сытнее магары. Шухову удалось «закосить» две лишние порции, одна досталась ему, а вторую отдали Буйновскому. Затем Ивана Денисовича послали отнести порцию Цезарю, который находился в конторе. Возвращаясь на стройку, Шухов увидел на снегу кусок стальной ножёвки и подобрал его.

После обеда работа на стройке закипела. Шухов работал особенно хорошо, бригадир Тюрин даже пошутил, что Ивана Денисовича нельзя на свободу отпускать, по нему тюрьма плакать будет.

Вечером заключенные вернулись со стройки в лагерь. Во время проверки выяснилось, что пропал один молдаванин из 32 бригады. Думали, что он сбежал, а оказалось, что уснул, спрятавшись на лесах от своего бригадира.

Перед самым обыском Шухов вспомнил, что у него в кармане кусок ножёвки, которую он подобрал на всякий случай. Он не собирался её проносить в лагерь, но теперь, когда уже донёс – выбрасывать стало жалко. За ножёвку могли дать десять суток карцера, но её можно было выгодно продать, поэтому Шухов решил рискнуть, и спрятал ножёвку в ватную рукавицу. Чудом он прошёл обыск, надзирателя поторопили, и он не успел пощупать эту рукавицу.

После обыска Шухов побежал в посылочную, занять место для Цезаря. Таким образом, он надеялся, что ему перепадёт что-нибудь из его посылки, а если нет – продаст занятое место кому-нибудь другому. Сам Иван Денисович посылок не получал, всё равно они не всегда доходили, поэтому он сказал жене не отбирать у детей хлеб, ради него. Но, несмотря на его строгий наказ жене, иногда он всё-таки надеялся, что к нему придут и оповестят о пришедшей посылке.

Находясь в очереди, Шухов услышал о том, что это воскресенье будет рабочим. Вскоре подошёл Цезарь Маркович, и занял занятое Иваном Денисовичем место. В благодарность Цезарь отдал свой ужин Шухову.

Пришло время ужина. В столовой еду выдавали вначале той бригаде, у которой были подносы. Шухов быстро раздобыл один поднос, второй поднёс Гопчик. Они быстро получили порции на всю свою бригаду, и сели за стол. На ужин была такая же баланда, как и на завтрак, только жиже. С утра заключенного нужно было накормить сытнее, для того чтобы он работал, а ночь и так проспит, не умрет. Шухов размышлял во время еды о том, что «зэки» живут ради одного мига, и миг этот – время приема пищи.

После ужина Иван Денисович отправился за самосадом. Купил у одного латыша два стакана, и поспешил обратно, чтобы не пропустить Цезаря Марковича с посылками. Но Цезарь уже сидел у себя на кровати, разложив все посылки. Шухов не хотел унижаться, напоминая, что ждёт свою долю от посылки, поэтому просто сказал Цезарю Марковичу о том, что принёс ему его хлеб. Цезарь отказался и от хлеба, поэтому Иван Денисович забрал хлеб и ушёл к себе, понимая, что ужин и хлеб сполна оплатили место в очереди. Однако Цезарю Марковичу понадобился ещё ножичек складной, который был у Шухова, а это ещё одна услуга, за которую тоже нужно будет заплатить.

Пришло время вечерней проверки. Ивану Денисовича стало искренне жалко неопытного Цезаря, который разложил все свои посылки до проверки. Не видать бы ему больше своих припасов, если бы Шухов не помог. Он посоветовал Цезарю притвориться больным, и выйти последним из барака, а сам выбежал первым, чтобы первым вернуться и не дать никому ничего стащить из посылки.

Вернувшись в барак, Шухов сразу же поставил сушиться валенки, а затем занял койку Цезаря, охраняя посылку. Цезарь в благодарность угостил Ивана Денисовича двумя кусочками сахара, двумя печеньями и одним ломтиком колбасы. Вдруг объявили о второй проверке. Шухов предложил Цезарю Марковичу спрятать его посылку к себе под матрас, потому что на второй полке не так легко мешок стянуть, да и никто искать у него не будет.

Перед сном разговорился Шухов с Алёшкой бабтистом о Боге. Он признался, что в Бога верит, но не верит в рай и ад. По его мнению, сколько не молись – срок меньше не станет. Но Алёшка считал, что нужно радоваться тюрьме, потому что на воле нет времени думать о своей душе. Задумался после этих слов Иван Денисович, хотел ли он на самом деле на волю или нет. Вначале очень хотел, и дни до окончания срока считал, а потом надоело. Потом он понял, что таких, как он домой не пускают, их отправляют в ссылки.

Перед сном Шухов поделился одним печеньем с Алёшкой. Засыпал он вполне довольным. За этот день ему не один раз улыбнулась удача: в карцер не попал, бригада работала не на Соцгородке, на обеде кашу лишнюю заполучил, на обыске не нашли ножёвку, купил табака и Цезарь угостил его деликатесами. Кроме того, он не заболел.

Такой день можно считать почти счастливым, а всего в сроке Ивана Денисовича было три тысячи шестьсот пятьдесят три дня.

  • Рассказ огнецвет кто начинает день
  • Рассказ обыкновенный человек читать
  • Рассказ обманщика 5 букв сканворд
  • Рассказ объяснение разъяснение лекция этическая беседа относятся к методам
  • Рассказ обо всем вселенная стивена хокинга