НИКОЛАЙ СЕМЕНОВИЧ ЛЕСКОВ
ОЧАРОВАННЫЙ СТРАННИК
Глава первая
Мы плыли по Ладожскому озеру от острова Коневца к Валааму и на пути зашли по корабельной надобности в пристань к Кореле. Здесь многие из нас полюбопытствовали сойти на берег и съездили на бодрых чухонских лошадках в пустынный городок. Затем капитан изготовился продолжать путь, и мы снова отплыли.
После посещения Корелы весьма естественно, что речь зашла об этом бедном, хотя и чрезвычайно старом русском поселке, грустнее которого трудно что-нибудь выдумать. На судне все разделяли это мнение, и один из пассажиров, человек склонный к философским обобщениям и политической шутливости, заметил, что он никак не может понять: для чего это неудобных в Петербурге людей принято отправлять куда-нибудь в более или менее отдаленные места, от чего, конечно, происходит убыток казне на их провоз, тогда как тут же, вблизи столицы, есть на Ладожском берегу такое превосходное место, как Корела, где любое вольномыслие и свободомыслие не могут устоять перед апатиею населения и ужасною скукою гнетущей, скупой природы.
– Я уверен, – сказал этот путник, – что в настоящем случае непременно виновата рутина, или в крайнем случае, может быть, недостаток подлежащих сведений.
Кто-то, часто здесь путешествующий, ответил на это, что будто и здесь разновременно живали какие-то изгнанники, но только все они недолго будто выдерживали.
– Один молодец из семинаристов сюда за грубость в дьячки был прислан (этого рода ссылки я уже и понять не мог). Так, приехавши сюда, он долго храбрился и все надеялся какое-то судбище поднять; а потом как запил, так до того пил, что совсем с ума сошел и послал такую просьбу, чтобы его лучше как можно скорее велели «расстрелять или в солдаты отдать, а за неспособностью повесить».
– Какая же на это последовала резолюция?
– М… н…не знаю, право; только он все равно этой резолюции не дождался: самовольно повесился.
– И прекрасно сделал, – откликнулся философ.
– Прекрасно? – переспросил рассказчик, очевидно купец, и притом человек солидный и религиозный.
– А что же? по крайней мере умер, и концы в воду.
– Как же концы в воду-с? А на том свете что ему будет? Самоубийцы, ведь они целый век будут мучиться. За них даже и молиться никто не может.
Философ ядовито улыбнулся, но ничего не ответил, но зато и против него и против купца выступил новый оппонент, неожиданно вступившийся за дьячка, совершившего над собою смертную казнь без разрешения начальства.
Это был новый пассажир, который ни для кого из нас незаметно присел с Коневца. Он до сих пор молчал, и на него никто не обращал никакого внимания, но теперь все на него оглянулись, и, вероятно, все подивились, как он мог до сих пор оставаться незамеченным. Это был человек огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета: так странно отливала его проседь. Он был одет в послушничьем подряснике с широким монастырским ременным поясом и в высоком черном суконном колпачке. Послушник он был или постриженный монах – этого отгадать было невозможно, потому что монахи ладожских островов не только в путешествиях, но и на самых островах не всегда надевают камилавки, а в сельской простоте ограничиваются колпачками. Этому новому нашему сопутнику, оказавшемуся впоследствии чрезвычайно интересным человеком, по виду можно было дать с небольшим лет за пятьдесят; но он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца в прекрасной картине Верещагина и в поэме графа А. К. Толстого. Казалось, что ему бы не в ряске ходить, а сидеть бы ему на «чубаром» да ездить в лаптищах по лесу и лениво нюхать, как «смолой и земляникой пахнет темный бор».
Но, при всем этом добром простодушии, не много надо было наблюдательности, чтобы видеть в нем человека много видевшего и, что называется, «бывалого». Он держался смело, самоуверенно, хотя и без неприятной развязности, и заговорил приятным басом с повадкою.
– Это все ничего не значит, – начал он, лениво и мягко выпуская слово за словом из-под густых, вверх по-гусарски закрученных седых усов. – Я, что вы насчет того света для самоубийцев говорите, что они будто никогда не простятся, не приемлю. И что за них будто некому молиться – это тоже пустяки, потому что есть такой человек, который все их положение самым легким манером очень просто может поправить.
Его спросили: кто же это такой человек, который ведает и исправляет дела самоубийц после их смерти?
– А вот кто-с, – отвечал богатырь-черноризец, – есть в московской епархии в одном селе попик – прегорчающий пьяница, которого чуть было не расстригли, – так он ими орудует.
– Как же вам это известно?
– А помилуйте-с, это не я один знаю, а все в московском округе про то знают, потому что это дело шло через самого высокопреосвященного митрополита Филарета.
Вышла маленькая пауза, и кто-то сказал, что все это довольно сомнительно.
Черноризец нимало не обиделся этим замечанием и отвечал:
– Да-с, оно по первому взгляду так-с, сомнительно-с. И что тут удивительного, что оно нам сомнительным кажется, когда даже сами его высокопреосвященство долго этому не верили, а потом, получив верные тому доказательства, увидали, что нельзя этому не верить и поверили?
Пассажиры пристали к иноку с просьбою рассказать эту дивную историю, и он от этого не отказался и начал следующее:
– Повествуют так, что пишет будто бы раз один благочинный высокопреосвященному владыке, что будто бы, говорит, так и так, этот попик ужасная пьяница, – пьет вино и в приходе не годится. И оно, это донесение, по одной сущности было справедливо. Владыко и велели прислать к ним этого попика в Москву. Посмотрели на него и видят, что действительно этот попик запивашка, и решили, что быть ему без места. Попик огорчился и даже перестал пить, и все убивается и оплакивает: «До чего, думает, я себя довел, и что мне теперь больше делать, как не руки на себя наложить? Это одно, говорит, мне только и осталося; тогда, по крайней мере, владыко сжалятся над моею несчастною семьею и дочери жениха дадут, чтобы он на мое место заступил и семью мою питал». Вот и хорошо: так он порешил настоятельно себя кончить и день к тому определил, но только как был он человек доброй души, то подумал: «Хорошо же; умереть-то я, положим, умру, а ведь я не скотина: я не без души, – куда потом моя душа пойдет?» И стал он от этого часу еще больше скорбеть. Ну, хорошо: скорбит он и скорбит, а владыко решили, что быть ему за его пьянство без места, и легли однажды после трапезы на диванчик с книжкой отдохнуть и заснули. Ну, хорошо: заснули они или этак только воздремали, как вдруг видят, будто к ним в келию двери отворяются. Они и окликнули: «Кто там?», потому что думали, будто служка им про кого-нибудь доложить пришел; ан, вместо служки, смотрят – входит старец, добрый-предобрый, и владыко его сейчас узнали, что это преподобный Сергий.
Владыко и говорят:
«Ты ли это, пресвятой отче Сергие?»
А угодник отвечает:
«Я, раб божий Филарет».
Владыко спрашивают:
«Что же твоей чистоте угодно от моего недостоинства?»
А святой Сергий отвечает:
«Милости хощу».
«Кому же повелишь явить ее?»
А угодник и наименовал того попика, что за пьянство места лишен, и сам удалился; а владыко проснулись и думают: «К чему это причесть; простой это сон, или мечтание, или духоводительное видение?» И стали они размышлять и, как муж ума во всем свете именитого, находят, что это простой сон, потому что статочное ли дело, что святой Сергий, постник и доброго, строгого жития блюститель, ходатайствовал об иерее слабом, творящем житие с небрежением. Ну-с, хорошо: рассудили так его высокопреосвященство и оставили все это дело естественному оного течению, как было начато, а сами провели время, как им надлежало, и отошли опять в должный час ко сну. Но только что они снова опочили, как снова видение, и такое, что великий дух владыки еще в большее смятение повергло. Можете вообразить: грохот… такой страшный грохот, что ничем его невозможно выразить… Скачут… числа им нет, сколько рыцарей… несутся, все в зеленом убранстве, латы и перья, и кони что львы, вороные, а впереди их горделивый стратопедарх в таком же уборе, и куда помахнет темным знаменем, туда все и скачут, а на знамени змей. Владыко не знают, к чему этот поезд, а оный горделивец командует: «Терзайте, – говорит, – их: теперь нет их молитвенника», – и проскакал мимо; а за сим стратопедархом – его воины, а за ними, как стая весенних гусей тощих, потянулись скучные тени, и всё кивают владыке грустно и жалостно, и всё сквозь плач тихо стонут: «Отпусти его! – он один за нас молится». Владыко как изволили встать, сейчас посылают за пьяным попиком и расспрашивают: как и за кого он молится? А поп по бедности духовной весь перед святителем растерялся и говорит: «Я, владыко, как положено совершаю». И насилу его высокопреосвященство добились, что он повинился: «Виноват, – говорит, – в одном, что сам, слабость душевную имея и от отчаяния думая, что лучше жизни себя лишить, я всегда на святой проскомидии за без покаяния скончавшихся и руки на ся наложивших молюсь…» Ну, тут владыко и поняли, что то за тени пред ним в видении, как тощие гуси, плыли, и не восхотели радовать тех демонов, что впереди их спешили с губительством, и благословили попика: «Ступай, – изволили сказать, – и к тому не согрешай, а за кого молился – молись», – и опять его на место отправили. Так вот он, этакий человек, всегда таковы людям, что жизни борения не переносят, может быть полезен, ибо он уже от дерзости своего призвания не отступит и все будет за них создателю докучать, и тот должен будет их простить.
– Почему же «должен» ?
– А потому, что «толцытеся»; ведь это от него же самого повелено, так ведь уже это не переменится же-с.
– А скажите, пожалуйста, кроме этого московского священника за самоубийц разве никто не молится?
– А не знаю, право, как вам на это что доложить? Не следует, говорят, будто бы за них бога просить, потому что они самоуправцы, а впрочем, может быть, иные, сего не понимая, и о них молятся. На Троицу, не то на Духов день, однако, кажется, даже всем позволено за них молиться. Тогда и молитвы такие особенные читаются. Чудесные молитвы, чувствительные; кажется, всегда бы их слушал.
– А их нельзя разве читать в другие дни?
– Не знаю-с. Об этом надо спросить у кого-нибудь из начитанных: те, думается, должны бы знать; да как мне это ни к чему, так и не доводилось об этом говорить.
– А в служении вы не замечали, чтобы эти молитвы когда-нибудь повторялись?
– Нет-с, не замечал; да и вы, впрочем, на мои слова в этом не полагайтесь, потому что я ведь у службы редко бываю.
– Отчего же это?
– Занятия мои мне не позволяют.
– Вы иеромонах или иеродиакон?
– Нет, я еще просто в рясофоре.
– Все же ведь уже это значит, вы инок?
– Н… да-с; вообще это так почитают.
– Почитать-то почитают, – отозвался на это купец, – но только из рясофора-то еще можно и в солдаты лоб забрить.
Богатырь-черноризец нимало этим замечанием не обиделся, а только пораздумал немножко и отвечал:
– Да, можно, и, говорят, бывали такие случаи; но только я уже стар: пятьдесят третий год живу, да и мне военная служба не в диковину.
– Разве вы служили в военной службе?
– Служил-с.
– Что же, ты из ундеров, что ли? – снова спросил его купец.
– Нет, не из ундеров.
– Так кто же; солдат, или вахтер, или помазок – чей возок?
– Нет, не угадали; но только я настоящий военный, при полковых делах был почти с самого детства.
– Значит, кантонист? – сердясь, добивался купец.
– Опять же нет.
– Так прах же тебя разберет, кто же ты такой?
– Я конэсер .
– Что-о-о тако-о-е?
– Я конэсер-с, конэсер, или, как простонароднее выразить, я в лошадях знаток и при ремонтерах состоял для их руководствования.
– Вот как!
– Да-с, не одну тысячу коней отобрал и отъездил. Таких зверей отучал, каковые, например, бывают, что встает на дыбы да со всего духу навзничь бросается и сейчас седоку седельною лукою может грудь проломить, а со мной этого ни одна не могла.
– Как же вы таких усмиряли?
– Я… я очень просто, потому что я к этому от природы своей особенное дарование получил. Я как вскочу, сейчас, бывало, не дам лошади опомниться, левою рукою ее со всей силы за ухо да в сторону, а правою кулаком между ушей по башке, да зубами страшно на нее заскриплю, так у нее у иной даже инда мозг изо лба в ноздрях вместе с кровью покажется, – она и усмиреет.
– Ну, а потом?
– Потом сойдешь, огладишь, дашь ей в глаза себе налюбоваться, чтобы в памяти у нее хорошее воображение осталось, да потом сядешь опять и поедешь.
– И лошадь после этого смирно идет?
– Смирно пойдет, потому лошадь умна, она чувствует, какой человек с ней обращается и каких он насчет ее мыслей. Меня, например, лошадь в этом рассуждении всякая любила и чувствовала. В Москве, в манеже, один конь был, совсем у всех наездников от рук отбился и изучил, профан, такую манеру, чтобы за колени седока есть. Просто, как черт, схватит зубищами, так всю коленную чашку и выщелушит. От него много людей погибло. Тогда в Москву англичанин Рарей приезжал, – «бешеный усмиритель» он назывался, – так она, эта подлая лошадь, даже и его чуть не съела, а в позор она его все-таки привела; но он тем от нее только и уцелел, что, говорят, стальной наколенник имел, так что она его хотя и ела за ногу, но не могла прокусить и сбросила; а то бы ему смерть; а я ее направил как должно.
– Расскажите, пожалуйста, как же вы это сделали?
– С божиею помощию-с, потому что, повторяю вам, я к этому дар имею. Мистер Рарей этот, что называется «бешеный укротитель», и прочие, которые за этого коня брались, все искусство противу его злобности в поводах держали, чтобы не допустить ему ни на ту, ни на другую сторону башкой мотнуть; а я совсем противное тому средство изобрел; я, как только англичанин Рарей от этой лошади отказался, говорю: «Ничего, говорю, это самое пустое, потому что этот конь ничего больше, как бесом одержим. Англичанин этого не может постичь, а я постигну и помогу». Начальство согласилось. Тогда я говорю: «Выведите его за Дрогомиловскую заставу!» Вывели. Хорошо-с; свели мы его в поводьях в лощину к Филям, где летом господа на дачах живут. Я вижу: тут место просторное и удобное, и давай действовать. Сел на него, на этого людоеда, без рубахи, босой, в однех шароварах да в картузе, а по голому телу имел тесменный поясок от святого храброго князя Всеволода-Гавриила из Новгорода, которого я за молодечество его сильно уважал и в него верил; а на том пояске его надпись заткана: «Чести моей никогда не отдам». В руках же у меня не было никакого особого инструмента, как опричь в одной – крепкая татарская нагайка с свинцовым головком в конце так не более яко в два фунта, а в другой – простой муравный горшок с жидким тестом. Ну-с, уселся я, а четверо человек тому коню морду поводьями в разные стороны тащат, чтобы он на которого-нибудь из них зубом не кинулся. А он, бес, видя, что на него ополчаемся, и ржет, и визжит, и потеет, и весь от злости трусится, сожрать меня хочет. Я это вижу и велю конюхам: «Тащите, говорю, скорее с него, мерзавца, узду долой». Те ушам не верят, что я им такое даю приказание, и глаза выпучили. Я говорю: «Что же вы стоите! или не слышите? Что я вам приказываю – вы то сейчас исполнять должны!» А они отвечают: «Что ты, Иван Северьяныч (меня в миру Иван Северьяныч, господин Флягин, звали): как, говорят, это можно, что ты велишь узду снять?» Я на них сердиться начал, потому что наблюдаю и чувствую в ногах, как конь от ярости бесится, и его хорошенько подавил в коленях, а им кричу: «Снимай!» Они было еще слово; но тут уже и я совсем рассвирепел да как заскриплю зубами – они сейчас в одно мгновение узду сдернули, да сами, кто куда видит, бросились бежать, а я ему в ту же минуту сейчас первое, чего он не ожидал, трах горшок об лоб: горшок разбил, а тесто ему и потекло и в глаза и в ноздри. Он испужался, думает: «Что это такое?» А я скорее схватил с головы картуз в левую руку и прямо им коню еще больше на глаза теста натираю, а нагайкой его по боку щелк… Он ек да вперед, а я его картузом по глазам тру, чтобы ему совсем зрение в глазах замутить, а нагайкой еще по другому боку… Да и пошел, да и пошел его парить. Не даю ему ни продохнуть, ни проглянуть, все ему своим картузом по морде тесто размазываю, слеплю, зубным скрежетом в трепет привожу, пугаю, а по бокам с обеих сторон нагайкой деру, чтобы понимал, что это не шутка… Он это понял и не стал на одном месте упорствовать, а ударился меня носить. Носил он меня, сердечный, носил, а я его порол да порол, так что чем он усерднее носится, тем и я для него еще ревностнее плетью стараюсь, и, наконец, оба мы от этой работы стали уставать: у меня плечо ломит и рука не поднимается, да и он, смотрю, уже перестал коситься и язык изо рта вон посунул. Ну, тут я вижу, что он пардону просит, поскорее с него сошел, протер ему глаза, взял за вихор и говорю: «Стой, собачье мясо, песья снедь!» да как дерну его книзу – он на колени передо мною и пал, и с той поры такой скромник сделался, что лучше требовать не надо: и садиться давался и ездил, но только скоро издох.
– Издох однако?
– Издох-с; гордая очень тварь был, поведением смирился, но характера своего, видно, не мог преодолеть. А господин Рарей меня тогда, об этом прослышав, к себе в службу приглашал.
– Что же, вы служили у него?
– Нет-с.
– Отчего же?
– Да как вам сказать! Первое дело, что я ведь был конэсер и больше к этой части привык – для выбора, а не для отъездки, а ему нужно было только для одного бешеного усмирительства, а второе, что это с его стороны, как я полагаю, была одна коварная хитрость.
– Какая же?
– Хотел у меня секрет взять.
– А вы бы ему продали?
– Да, я бы продал.
– Так за чем же дело стало?
– Так… он сам меня, должно быть, испугался.
– Расскажите, сделайте милость, что это еще за история?
– Никакой-с особенной истории не было, а только он говорит: «Открой мне, братец, твой секрет – я тебе большие деньги дам и к себе в конэсеры возьму». Но как я никогда не мог никого обманывать, то и отвечаю: «Какой ж секрет? – это глупость». А он все с аглицкой, ученой точки берет, и не поверил; говорит: «Ну, если ты не хочешь так, в своем виде, открыть, то давай с тобою вместе ром пить». После этого мы пили вдвоем с ним очень много рому, до того, что он раскраснелся и говорит, как умел: «Ну, теперь, мол, открывай, что ты с конем делал?» А я отвечаю: «Вот что…» – да глянул на него как можно пострашнее и зубами заскрипел, а как горшка с тестом на ту пору при себе не имел, то взял да для примеру стаканом на него размахнул, а он вдруг, это видя, как нырнет – и спустился под стол, да потом как шаркнет к двери, да и был таков, и негде его стало и искать. Так с тех пор мы с ним уже и не видались.
– Поэтому вы к нему и не поступили?
– Поэтому-с. Да и как же поступить, когда он с тех пор даже встретить меня опасался? А я бы очень к нему тогда хотел, потому что он мне, пока мы с ним на роме на этом состязались, очень понравился, но, верно, своего пути не обежишь, и надо было другому призванию следовать.
– А вы что же почитаете своим призванием?
– А не знаю, право, как вам сказать… Я ведь много что происходил, мне довелось быть-с и на конях, и под конями, и в плену был, и воевал, и сам людей бил, и меня увечили, так что, может быть, не всякий бы вынес.
– А когда же вы в монастырь пошли?
– Это недавно-с, всего несколько лет после всей прошедшей моей жизни.
– И тоже призвание к этому почувствовали?
– М… н…н…не знаю, как это объяснить… впрочем, надо полагать, что имел-с.
– Почему же вы это так… как будто не наверное говорите?
– Да потому, что как же наверное сказать, когда я всей моей обширной протекшей жизненности даже обнять не могу?
– Это отчего?
– Оттого-с, что я многое даже не своею волею делал.
– А чьею же?
– По родительскому обещанию.
– И что же такое с вами происходило по родительскому обещанию?
– Всю жизнь свою я погибал, и никак не мог погибнуть.
– Будто так?
– Именно так-с.
– Расскажите же нам, пожалуйста, вашу жизнь.
– Отчего же, что вспомню, то, извольте, могу рассказать, но только я иначе не могу-с, как с самого первоначала.
– Сделайте одолжение. Это тем интереснее будет.
– Ну уж не знаю-с, будет ли это сколько-нибудь интересно, а извольте слушать.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 >>>далее
Ñ.Í. Äóðûëèí
Íèêîëàé Ñåìåíîâè÷ Ëåñêîâ. Îïûò õàðàêòåðèñòèêè ëè÷íîñòè è ðåëèãèîçíîãî òâîð÷åñòâà
POSTSCRIPTUM
I.
_______________
II.
________________________
Повесть «Очарованный странник» написана в 1870-х годах писателем Лесковым. Но затрагивает более ранний период, относящийся к 1820-м годам. Это великий 19-й век. Век новых открытий. Это век пара, когда машины, работающие на пару, значительно облегчили жизнь человека. Огромные механизмы перевозили людей, выполняли производственную работу. Да. Это было время прозрения человечества, когда технологии навсегда вошли в его жизнь. Помимо паровых машин, в те времена начало появляться электричество. Если паровые технологии ушли в прошлое, уступив место бензиновым двигателям, то электричество облегчает жизнь людей и по сей день.
Именно в начале удивительного 19-го столетия живёт и действует главный герой произведения «Очарованный странник». Это крепкий человек, мощного телосложения. Он пытается усмирить себя, поэтому носит монашескую одежду. Он много чего пережил. В том числе и плен у азиатских народов. В начале своей жизни наш богатырь был крепостным. А это то же самое, что и раб. Далее он ухаживал за детьми, работая нянькой. Потом выступал в качестве артиста. Потом работал на состоятельного князя. где ухаживал за лошадьми. Принимал участие в боевых действиях, проходивших на Кавказе. Там дослужился до офицера и получил награды за свои подвиги. Он настоящий странник, идущий вперёд по жизни. Не боящийся её острых углов. Он любит жизнь и очарован ей. Поэтому писатель даёт ему прозвище — Очарованный странник. Но в самом начале романтического столетия он является «ребёнком», который играет с жизнью. Ему, как и всему человечеству, предстоит повзрослеть и начать лучше понимать жизнь. Он должен найти себя в этом мире. В повести прописано много других персонажей, которые живут и действуют вокруг главного героя. Это добрые и злые люди, имеющие различные характеры. Разные души вокруг, имеющие богатые внутренние миры. А Иван Голованов, очарованный странник, идёт среди них по дороге жизни. Ищет себя, накапливает опыт и взрослеет.
Посмотрим на некоторых главный героев произведения.
Иван Северьянович Флагин. Это главный герой повести. Имеет богатырское телосложение. Он не знал собственной матери, которая умерла, когда он появился на свет. Воспитывался отцом, который обучал его ухаживать за лошадьми. К сожалению, из-за Иван ушёл из жизни один монах. И тот потом пришёл во сне к Ивану. Он сказал ему, что тот теперь бессмертен. Иван отныне станет странником и потом тоже станет монахом. После этого Голованов начал путешествовать. Он помогал людям. Однако пришло время, когда ему пришлось выкинуть с большой высоты возлюбленную, которая сама этого хотела. Иван много пил и тосковал по родным краям. В конце концов он действительно становится монахом.
Цыганка Грушенька, имеющая красивую внешность встретилась с Иваном, когда её купил за немалую сумму князь, бывший его хозяином. Она составила Ивану компанию. Князь же в начале любил её, но потом потерял к ней интерес. Цыганка изнывала от любви, но чувствовала что у него есть другие женщины. Князь отвозит девушку в место, находящееся за городом. Там её охраняют три женщины. Девушка сбегает от них. Потом Грушенька встречается с Иваном и он предлагает ей любовь брата. Но Грушенька любит князя и не хочет быть с Иваном даже как сестра. Более того, она вообще не хочет жить и просит чтобы Иван убил её. А для этого он должен помочь ей скинуться со скалы. Иван слушается её и лишает девушку жизни. Она потом приходит к нему во сне, подсказывает и предсказывает будущее.
Знатные люди из Орловской губернии. Иван Голован в начале своей жизни был крепостным и принадлежал этим боярам. Они воспитали его. Но Иван учинил расправу над их кошкой за один проступок. С тех пор они сильно ухудшили его жизнь, заставил раскалывать камни, нужные в конюшне. Иван Голованов даже хотел покончить собой. Настолько это работа была однообразна и унижала его как человека. Но потом он получил свободу. И всё благодаря серебряному кресту.
Польский князь является отрицательным персонажем. Он берёт богатыря, чтобы тот присматривал за его дочкой, которая находится в младенческом состоянии. У ребёнка есть недомогание. Ему часто необходимо бывать на пляже, где песок и ярко светит солнце. На пляже Иван встречает сбежавшую жену князя. Они вместе проводят там время, вместе с её маленькой дочкой. Однажды князь их видит вместе и достаёт пистолет. После этого Иван сбегает от него.
Мистическим персонажем является монах. В начале жизни Иван работал кучером, вместе с отцом. Они прогоняли зевак. Была ситуация, когда возле Ивана находился монах. Он спал на телеге, а лошади шли сами по себе. Иван ударил их и они побежали. Монах упал с телеги и погиб под колёсами. После этого он приходил к богатырю во сне. Он сказал, что Иван потом придёт к Богу и станет монахом. Но проживёт он перед этим долго.
Произведение «Очарованный странник» раскрывает много вопросов религии. Показывает характер русского человека в целом. Герой Иван становится пророком, терзаемым адскими созданиями. Но он идёт вперед. Проходя даже через войну. В жизни его много мистических событий.
Имя Николая Лескова знают многие, но в большей степени благодаря «Левше», остальные его произведения не попали в школьный канон. А между тем и его творчество, и биография достойны самого пристального внимания.
Закончил только два класса гимназии
Николай Лесков родился в 1831 году и в десять лет поступил в Орловскую губернскую гимназию. Семья к тому моменту переехала в местечко Панино, и для новоиспеченного школьника им пришлось снимать квартиру. Учился Николенька хуже некуда и через пять лет получил аттестат об окончании только двух классов. Однако дело было вовсе не в умственных способностях подростка:
«Кто нас учил и как нас учили — об этом смешно и вспомнить. В числе наших учителей был один, Вас. Ал. Функендорф, который часто приходил в пьяном бешенстве и то засыпал, склоня голову на стол, то вскакивал с линейкой в руках и бегал по классу, колотя нас кого попало и по какому попало месту. Одному ученику, кажется Яковлеву, он ребром линейки отсек ухо, как рабу некоему Малху, и это никого не удивляло и не возмущало».
Андрей Лесков, «Жизнь Николая Лескова»
Что же касается настоящих способностей юного Лескова, то до гимназии он получал образование в доме тетки и ее богатого мужа. Учителя хвалили его больше, чем его братьев, что не нравилось родственникам. Постоянные насмешки и несправедливое обращение расстраивали Николая и вынудили его отказаться от этой «милости».
Выдумывал «тяжело и трудно»
Все произведения Лескова тесно переплетены с его биографией, судьбами собеседников или легендами и байками, услышанными от самых разных людей. Так, в позднем рассказе «Юдоль» отразились его воспоминания о голоде 1840 года. Крестьянский быт и неприкаянность человека стали основой для его ранних художественных повестей «Житие одной бабы» и «Овцебык». Но самым большим «подарком» для Лескова-автора была служба в семейной фирме «Шкотт и Вилькенс», во время которой он постоянно разъезжал по стране, знакомясь с языком и бытом народа.
«„Барки Шкотта“ сформировали его как писателя. Служба в коммерческой компании, возможно, стала главным, что случилось с ним в дописательской жизни. Без нее Лесков, скорее всего, вообще не смог бы сочинять прозу; во всяком случае, она была бы совершенно иной», — пишет литературовед Майя Кучерская.
Эти командировки помогли Лескову создать образы для «Соборян», «Левши», «Праведников» и других произведений. Но писатель не был только хронистом реальных или легендарных событий, пусть он и признавался в нелюбви к сочинительству.
Не смог «угодить» ни либералам, ни консерваторам
Свою писательскую карьеру Лесков испортил уже первым романом «Некуда», где высмеял нигилистов. А гнев консервативных читателей он вызвал еще раньше, когда в 1862 году опубликовал статью о пожарах, в которых винили поляков и студентов-революционеров. С тех пор Лесков надолго оказался в духовной изоляции. Консерваторы почитали его либералом за критику верховной власти, чиновников и духовенства, а либералы не смогли забыть сатиру над нигилизмом и целую галерею «русских праведников», которую Лесков выводил в своих сборниках.
Еще в 1862 году Лесков сблизился с Михаилом Катковым — издателем «Русского вестника» и одним из самых влиятельных консерваторов. Именно в этом журнале писатель опубликовал многие свои произведения. Однако Катков нещадно редактировал почти все тексты. Первозданной осталась только повесть «Запечатленный ангел», которая, по словам самого Лескова, «прошла за их недосугом в тенях».
Женился на женщине с тяжелым психическим заболеванием
Сложности были и в семейной жизни. Первой женой Лескова стала Ольга Васильевна Смирнова — женщина с тяжелым и неуравновешенным характером. Образ «злой жены», которая терзает мужа упреками и неблагодарностью, появлялся во многих текстах писателя, а в одной из статей он отметил:
«Ах, амур проклятый! Какие шутки он шутит со смертными… А сколько честных, рабочих людей, без разгибу гнущих свою спину, которые не встречают от своих законных сопутниц ни ласкового слова, ни привета, ни участия, ни благодарности?.. Сколько людей, работающих только для насущного хлеба семье и не слышавших ничего, кроме капризов, стонов, брани, упреков вроде того, что „я не так бы жила, если бы вышла за другого“, или „ты обязан“ и т. п.? Да! Сколько таких людей, которые не жалуются на свое несчастие, а терпят его, как запряженная лошадь, которую кучер хлещет по облупленному кнутом боку и которая не может ни выпрыгнуть из оглобель, ни сломить их?»
Стебницкий М. Страстная суббота в тюрьме. «Северная пчела», 1862, N 99
Ольга часто устраивала скандалы, но лишь позже выяснилось, что она страдала от психического заболевания. В 1878 году ее признали душевнобольной и поместили в петербургскую больницу Св. Николая на реке Пряжке.
В 1865-м Лесков попытался снова создать семью, на этот раз с замужней Екатериной Бубновой — статной брюнеткой с васильковыми глазами. Именно такой была героиня повести «Леди Макбет Мценского уезда», писатель даже не стал менять имя. Однако спустя 12 лет распался и этот брак. Екатерина Васильевна уехала от мужа, забрав детей от первого брака и оставив с отцом сына Андрея.
Был отцом одного из основателей советских погранвойск и взял на воспитание дочь служанки
Отношения с сыном у Лескова складывались непросто. Андрей (Дрон) будто бы не оправдывал его надежд, в письмах «любящий отец» упрекал его в лени и называл «молодцом на пошлости». Писатель сам выбрал для него офицерскую стезю, но был в ярости от того, что юноша пошел в погранслужбу. Уже после революции Андрей Николаевич Лесков разработал первый советский «Устав службы пограничных войск», а выйдя на пенсию, написал огромную биографию отца.
Еще одной воспитанницей Лескова была Варя Долина, дочь его служанки, которую та чуть не сдала в приют. Писатель искренне любил девочку и в завещании узаконил ее в правах вместе со старшими детьми — Верой (от первого брака) и Андреем.
- Исследовательская работа
- на тему
- «Русский национальный характер в произведении
Н.С. Лескова «Очарованный странник»»
- Работу выполнил:
- учитель русского языка и литературы МКОУ «Открытая (сменная) общеобразовательная школа городского округа город Михайловка Волгоградской области»
- Клочкова Ирина Васильевна
- Лесков – самобытный писатель русский…
- Читая его книги, лучше чувствуешь Русь
- со всем её дурным и хорошим…
М.Горький «Н.С. Лесков». 1923
Цели:
Показать, каким изображён русский национальный характер в произведении
Н. С. Лескова «Очарованный странник»
Задачи:
1. Изучить характер русского народа в произведениях Н. С. Лескова.
2. Изучить язык Н.С. Лескова.
ВЕЛИКОЕ НАСЛЕДИЕ Н.С.ЛЕСКОВА
«Очарованный странник».
Уже в названии произведения – «Очарованный странник» –
зашифрован определённый смысл. Н.А.Бердяев считал
- странничество важным элементом русского национального
- самосознания. Для русской почвенной культуры характерно
- ощущение безграничного пространства. От него идёт
- стремление освоить эти просторы, пройти по ним. Калики
- перехожие, старцы без пострига, бродячие проповедники,
- святители русской земли – все они пускались в странствие
- по Руси, чтобы, подобно «русскому Христу», «исходить её,
- благословляя». Освоение мира проходит через
- странничество. При этом странник
- не имеет на земле своего дома,
- так как ходит в поисках Царства Божия и проповедует
- его пришествие. Поиски Царства Божия – это вечное
- странничество в поисках смысла жизни, ибо, как считал
С.Л. Франк, «единственное человеческое дело только
в том и состоит, чтобы вне всяких частных, земных дел
искать и найти смысл жизни».
Добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца в прекрасной картине Верещагина и в поэме графа А.К.Толстого»” width=”640″>
Иван Северьяныч Флягин
«Это был человек огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета: так странно отливала его проседь.
Он был одет в послушничьем подряснике с широким монастырским ременным поясом и в высоком черном суконном колпачке… Этому новому сопутнику … по виду можно было дать с небольшим лет за пятьдесят, но он был в полном смысле богатырь, и притом типический. Простодушный.
Добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца в прекрасной картине Верещагина и в поэме графа А.К.Толстого»
« Очарованный – это значит «околдованный», находящийся во власти мифологических сил.
«Околдованность» составляет вторую сторону образа героя, которая соотносится с его национальным характером, как соотносятся в самой повести два её начала – национальное и мифологическое.
Проходя через огромные реальные пространства и жизненные испытания, он вместе с тем проходит сложный путь духовного возрождения.” width=”640″>
Иван Флягин «много повидал на своем веку» и, выдержав все выпавшие на его долю трудности, сумел сохранить душевную доброту, жизнелюбие, любовь к людям, чувство участия и сострадания ко всему народу.
Герой Лескова наделен особой интуицией, восприимчивостью и артистизмом. Как и многие другие былинные герои, он постоянно в дороге, постоянно в поисках своей личной судьбы, своей истины.
Проходя через огромные реальные пространства и жизненные испытания, он вместе с тем проходит сложный путь духовного возрождения.
Пережив с гибелью цыганки глубокое нравственное потрясение, Иван Северьяныч проникается совершенно новым для него нравственным влечением “постраждовать”.
Если раньше долгие годы своей жизни он сам ощущал себя вольным сыном природы, то теперь он впервые преисполняется чувством долга перед другим человеком. По его собственному признанию, смерть Груши всего его “зачеркнула”.
Думает он “только одно, что Грушина душа теперь погибшая” и его обязанность — “за нее отстрадать и ее из ада выручить”.
- Русский национальный характер в повести Лескова .
- №
- Глава
- 1
- 2
- 2
- Название эпизода
- О герое, цитаты
- 3
- Форейское озорство, спасение графа
- История с кошкой
«молитвенный сын» Голован-форейтор монаха «жизни решил»и спас графскую семью от неминуемой гибели (воз оказался на краю пропасти). «Не знаю, жалко ли мне господ или себя стало». В благодарность «выпросил» у графа гармонию и «пошёл от одной стражбы к другой, всё более и более претерпевая»
- Особенности языка
- Вывод
- «Вражеский немец» осудил графского спасителя «за кошкин хвост целую гору камня перемусорить», но «цыган спас меня», тогда «заплакал» Иван и «пошёл в разбойники».
- Разговорная лексика
- Озорство,
- беспечность, откровенность, бесстрашие.
- Разговорная лексика
- Обида, месть
- №
- Глава
- 3
- Название эпизода
- 4
- 4
- О герое, цитаты
- 5,6
- Нянька барского дитяти.
- Особенности языка
«Стал на торжок, чтобы наниматься». « Русский человек со всем справится». Не взял ассигнации от офицера. «Отдал барыньке дитя», с ними уехал.
- Бой с киргизом
- Савакиреем.
- Вывод
- Устаревшие слова
«Сечётся нагайками» за коня. Убивает противника. «Диво, – говорю, какая лошадь!». Умеет управлять лошадьми, усмирять их нрав. Попадает в плен к татарам. У них за лекаря был. Его женят, рождаются некрещёные дети.«Всё я нигде места под собой не согрею»
«То дитя любил». Неподкупность, доброта.
Состязание напоминает былинный поединок русского богатыря с бусурманином.
Умеет переносить боль: «…я в рот грош взял, чтобы боли не чувствовать».Присуще чувство прекрасного. Безответствен-ность по отношению к детям.
- №
- Глава
- 5
- Название эпизода
- 9
- 6
- 10
- О герое, цитаты
- 7
- Побег от татар
- Особенности языка
- 8
- 13
- Жизнь у князя.
- «Самый большой фейверк пустил и ушёл», «очутился в остроге, оттуда по пересылке в свою губернию послали, высекли в полиции и в своё имение доставили».
- Вывод
- 18
- Конэсер у князя. «Жил три года не как раб, а больше как друг и помощник»
- Разговорный стиль
- Встреча с Грушей
- Оказывается сильнее враждебных обстоятельств
- Устаревшие слова.
«Вот она, где настоящая красота!» «Она меня красотой и талантом уязвила».
- История «погибели Груши».
- Открылось «природное дарование».
- Восклицательные предложения
«Пожалей меня, родимый мой, ударь меня раз ножом против сердца». «Колоть её не стал, а взял да так с крутизны в реку спихнул».
Умеет ценить прекрасное
Диалогическая речь.
Чувствует вину, грех за содеянное. Новое странствие во имя искуп-ление греха.
- №
- Глава
- 9
- 19
- 10
- Название эпизода
- 20
- Скитания
- О герое, цитаты
Уходит в солдаты на многолетнюю службу вместо молодого крестьянского парня – сына старых, немощных родителей. «Пробыл на Кавказе более 15 лет» Назывался Пётр Сердюков. Вызывается исполнить смертельный приказ (протянуть канат через реку).
- Особенности языка
- Жизнь Флягина в монастыре
- Повествование от 1-го лица позволило автору показать внутренний мир героя
Монастырь – последнее из описанных в повести мест его обитания. Искушение праведника бесом. В пустом погребе пророчествовал.
Вывод
Добрый, готов пожертвовать собой ради другого. Смелый. «Полюбил монастырскую жизнь».
Сближают повесть с житиями пророческие сны и видения, комическое снижение образа.
Пророчество, повиновение, покой и послушание. Ему это нравится, в монастыре ему хорошо.
- Противоречивость характера
- Ивана Северьяныча Флягина:
- – добрый
- – чёрствый
- – по-детски наивен
- – неумён
- – откровенный
- – замкнутый
- – бесстрашный
- – жестокий
- – гармония с окружающим миром
- – нет покоя в душе
- – чувство собственного достоинства
- – покорность судьбе
- – напоминает былинного богатыря
- – похож на героя авантюрного романа
Герой повести, – считает М.Л.Чередникова – «невольный странник, ибо нигде для этого незаурядного человека не находится места.
Он «очарован», околдован, ибо постоянно испытывает на себе власть обстоятельств, при которых он не волен распоряжаться своей судьбой.
Вместе с тем смысл названия определяется и своеобразной артистической, художественной натурой Ивана Северьяныча, способного испытать очарование жизни, красоты и любви».
Н. И. Пруцков пишет :«Вся его жизнь проходит в разнообразных очаро-ваниях, в артистических, бескорыстных увлечениях. Над Иваном Северьянычем властвуют чары любви к жизни, к людям, к природе и родине.
Подобные натуры способны стать одержимыми, они впадают в иллюзии, в самозабвение, в грезы, в восторженно – поэтическое состояние, ещё не пробудившись для сознательной, организованной исто-рической жизни».
Русский национальный характер в повести Очарованный странник Лескова
Н. С. Лесков причисляется к группе литераторов, которые думали, что смыслом собственных творений является анализ крестьянской повседневной жизни, которая создает неповторимый отечественный самобытный нрав.
Повествующие произведение «Очарованный странник» описывает сложную жизнь человека из низкого сословия – подвластного, своевольного в собственных стремлениях простолюдина, который посвятил себя божественному служению народу и Родине.
Все время он пребывал в состоянии нравственного понимания своей жизни и открыл ценность человеческого бытия.
Иван Северьяныч Флягин пережил множества моральных проверок – от случайной смерти честного инока до службы в армии вместо наследника абсолютно неизвестной пожилой четы.
Всякий раз Иван постоянно совершенствуется и повседневно находится в беспрерывной попытке найти свою судьбу, на полном серьезе размышляя над тем, какое положение он занимает в обществе.
Он хочет не просто правоверно вести жизнь, делать необходимые поступки, но и беззаветно любить.
«Всю жизнь свою я погибал и никак не мог погибнуть», – вдумчиво произносит о самом себе Иван Флягин. Необузданная русская натура безумно пытается найти самой себе дом.
Его швыряло от одной жизни к другой, но любая из них постоянно была чужой: выдворяемый из родимого дома, толком не знакомый с действительностью парень несколько лет спустя снова туда возвратился человеком, опытным и взрослым.
Флягин словно провел намеченный для него сверху круг и приобрел, в конце концов, надежду на новую действительность – ту, которая была определена ему ещё до прихода в этот мир.
Но, до сих пор, персонажа ждут нравственные переживания и невзгоды: сердечные чувства к цыганке Груше, обучившая его слышать жизнь с большей искренностью и добротой, и неожиданная утрата понравившейся женщины; самостоятельный уход в новобранцы вместо отпрыска удрученной старый пары; не жалеющая сил служба на беспокойном Кавказе; обретение офицерского звания, возврат на родную землю, безрезультатные потуги примкнуть к актёрскому коллективу. И сразу после абсолютного осмысления ошибочности поступков он признал неизбежность прихода к безмятежной уединенной действительности.
Но даже за воротами монастыря Флягину не получается отыскать настоящего покоя, очень яркой в мечущейся душе остается память о прошлом.
В связи с этим он рассказывает спутникам свою последнюю мечту – совершить поклонение и произнести молитву перед Зосимой и Савватием до того, как, окунется в верную и правдивую любовь к родной земле, вновь последует в армию и примет на себя всю тяжесть кровопролития.
На исходе своих дней Иван Северьяныч Флягин все же отыскивает своё настоящее призвание в крепкой любви к людям и своей Родине, собираясь даже погибнуть за них.
← Главные герои сказа Левша
← Герои произведения Старый гений↑ ЛесковПо сказу Левша →
По рассказу Старый гений →
- Герои пьесы Вишневый сад: характеристика героев Чехова
Любовь Раневская главная героиня произведения олицетворяющая собой прошлое. Все события пьесы разворачиваются в её имении, где большую площадь занимает вишнёвый сад - Анализ рассказа Бунина Чистый понедельник
И.А. Бунин пишет о трагической, мимолетной любви. Для него это непостижимое чувство , пронзительное, счастливое и трагичное одновременно. Во всех рассказах цикла - План рассказа Маленький принц Экзюпери
Принц – это маленький мальчик, он поселился на планете Земля. Помимо него на этой планете еще есть роза и больше никого. Несмотря на это принц не одинок, он очень любит и ценит свою единственную розу - Сочинение по Сказке о царе Салтане Пушкина
Александр Сергеевич Пушкин написал много сказок, все они любимы и знакомы каждому взрослому человеку. Без сомнения, сказка о царе Салтане является одной из любимых для многих. - Поэзия 60-х годов 20 века
Шестидесятые годы прошлого века, хрущёвская «оттепель» как её называют историки. Люди, наконец, могли открыто выражать свои мнения. Восходят на литературный небосклон такие имена, как Белла Ахмадулина
«Очарованный странник»: Русский национальный характер | Литерагуру
(350 слов) Н. С. Лесков относится к плеяде писателей, которые считали целью своих произведений исследование народного быта, формирующего исключительный русский национальный характер.
Повесть «Очарованный странник» рассказывает о противоречивой судьбе простого человека – подневольного, необузданного в своих порывах крепостного, который отдал себя священному служению людям и стране.
Всю жизнь он находился в состоянии духовного осмысления собственного существования и нашел смысл жизни.
Иван Северьяныч Флягин прошел сквозь череду нравственных испытаний – от непреднамеренного убийства ни в чём не повинного монаха до добровольной службы вместо сына совершенно незнакомой пожилой пары.
Каждый раз герой выносит определённые уроки и всегда пребывает в неутомимом поиске своего предназначения, серьёзно задумываясь над тем, какое место занимает среди людей.
Он учится не только благочестиво жить, принимать должные решения, но и жертвенно любить.
«Всю жизнь свою я погибал и никак не мог погибнуть», – задумчиво говорит о себе Иван Флягин. Мятежная русская душа отчаянно искала себе пристанища.
Его бросало от одной судьбы к другой, но каждая из них неизменно оставалась чуждой: гонимый из родного имения, толком не знающий жизни юноша через несколько лет вновь туда вернулся мужчиной, уже имеющим определённый опыт.
Флягин будто прожил запланированный для него свыше цикл и обрёл, наконец, шанс на новую жизнь – ту, которая была предначертана ему ещё до появления на свет.
Но, как и прежде, героя поджидают моральные испытания: сердечная привязанность к цыганке Груше, научившая его воспринимать мир с большей долей открытости и сострадания, и внезапная потеря полюбившейся женщины; добровольный уход в рекруты вместо сына убитой горем пожилой четы; самоотверженная служба на неспокойном Кавказе; получение офицерского чина, возвращение на родину, безуспешные попытки прибиться к актёрскому балагану. И лишь после окончательного осознания неправильности своих действий он принял необходимость прихода к умиротворённой монастырской жизни.
Но даже за стенами обители Флягину не удаётся найти истинного спокойствия, слишком свежими в трепетной душе остаются воспоминания о пережитом.
Поэтому он делится со спутниками своим последним желанием – поклониться и помолиться перед Зосимой и Савватием перед тем, как, отдавшись преданной любви к своей родине, снова отправиться на службу и принять на себя все тяготы войны.
В конце жизни Иван Северьяныч Флягин всё-таки находит своё истинное предназначение в твёрдой приверженности народу и своей стране, готовясь даже умереть за них.
Мария Гуцало
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Русский национальный характер в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник»
В своем творчестве Н.С. Лесков пытался раскрыть душу русского человека, дать оценку его неповторимому характеру. Именно поэтому в центре произведений этого писателя всегда стоят неординарные личности. В их изображении автор достигает крайней степени типизации, поэтому они становятся символами всего народа в целом.
Так, в повести «Очарованный странник» Лесков показывает читателю красоту русского национального характера. Носителя этого потрясающего дара зовут Иван Северьянович Флягин.
Читатель знакомится с ним во время путешествия рассказчика по Ладожскому озеру.
Именно благодаря наблюдательности и любви к людям рассказчика, мы, вслед за ним, видим во Флягине «типического, простодушного, доброго русского богатыря».
Как же описывает его автор? Этот герой, конечно же, огромного роста, с открытым лицом и густыми волосами: «Ему бы не в рясе ходить, а сидеть бы ему на «чубаром» да ездить в лаптях по лесу». Мы уже догадываемся, что это не просто портрет, но портрет психологический.
С его помощью автор лаконично пытается рассказать, что внешность «русского богатыря» является полным следствием его внутренний жизни, так как он человек природы, полностью чист и истинен.
Мы заранее готовы выслушать этого человека, поверить ему и оправдать, если это будет необходимо.
Но если внешнюю красоту и мужественность можно осознать, только лишь взглянув на человека, то красота внутренняя раскрывается, прежде всего, делами и поведением. Так каковы же дела нашего героя?
Особенностью русского национального характера Лесков считает неоднозначность натуры Флягина.
Так, например, герой сгоряча может и засечь насмерть (Иван Северьянович демонстрирует свою удаль, когда сечется с татарином), но при этом он тут же готов отдать последнее голодному.
Вот в этом, по мнению автора, и проявляется широкая богатырская душа русского человека, которую никто не может понять умом, как говорил в свое время Тютчев.
Если же вспомнить другого классика русской литературы – Некрасова, то можно сказать, что остановить на скаку лошадь может не только русская баба, но и русский мужик. Иван рассказывает, как он усмиряет лошадь: «Зубами страшно на нее заскриплю, так у нее у иной даже инда мозг изо лба в ноздрях вместе с кровью покажется — она и усмиряет».
Герой вообще очень привязан к лошадям. Он очень ярко и живо описывает их: «Кобылица была, точно, дивная, ростом не великонька, в подовье арабикой, но стремительная, головка маленькая, глазок полный, яблочком, ушки сторожкие; бочка самые звонкие, воздушные, спинка как стрела, а ножки легкие, точеные, самые уносистые».
Но не только богатырские подвиги совершает Иван Северьяныч. Он спасает людей от неминуемой гибели. Причем делает это не из корыстных побуждений и даже не из чувства долга. Так, будучи еще совсем мальчиком, герой ехал с графом и графиней в Воронеж. По пути повозка чуть не срывается в пропасть. Иван останавливает лошадей, спасает своих хозяев, а сам чуть не погибает, срываясь с обрыва.
Много позже, после гибели Груши, Флягин бредет неизвестно куда, встречает старика со старухой. И идет вместо их сына на пятнадцать лет воевать на Кавказ. Так, за внешней грубостью и жестокостью скрыта в Иване Северьяновиче огромная доброта и самопожертвование, свойственные русскому народу.
Эта природная доброта полностью раскрывается в герое, когда тот становится нянькой. Он по-настоящему привязывается к девочке, за которой ухаживает, считает ее родным ребенком. В обращении с девочкой герой заботлив и нежен.
Когда он встречает мать своей воспитанницы, то искренне колеблется, отдавать ей ребенка или нет.
И та любовь, которую Флягин испытывал к ребенку и из-за которой он не хотел расставаться с «дочкой», помогает ему понять, что ребенка отдать необходимо, ведь мать есть мать…
Герой также проходит испытание женской любовью, ведь только настоящий цельный характер способен сильно и беззаветно любить. В жизни Ивана Северьяновича появляется Груша. Между ними возникает истинное родство душ.
Но так сложились обстоятельства, что герой помогает Груше совершить самоубийство. Он сталкивает девушку с обрыва в реку, так как понимает, что ее дальнейшая жизнь превратится в ад. Ответственность за это преступление Флягин берет на себя.
Он готов расплатиться за свой поступок и искупить его.
И герой искупает свой грех девятью годами плена у татар. За все это время он так и не смог привыкнуть к степям. В плену Флягина мучает смертельная тоска по Родине, по всему, от чего он был отлучен. Среди ночи герой «выползал потихоньку за ставку… и начинал молиться: «так молишься, что даже снег инда под коленками протает и где слезы падали — утром травку увидишь».
Гораздо позднее, когда Флягин уже ушел в монашество, его в наказание надолго посадили в погреб. Но герой даже и не сравнивает это со степью: «Ну нет-с: как можно сравнивать? Здесь и церковный звон слышно, и товарищи навещали».
В конце повести мы понимаем, что, придя в монастырь, Иван Северьяныч не успокаивается. Он предвидит войну и собирается идти уже туда. Он говорит: «Мне за народ очень помереть хочется». Эти слова символизируют главное свойство русского характера — готовность пострадать за других и умереть за Родину.
В своей повести Лесков утверждает, что такая красота души свойственна только русскому человеку и только русский человек может проявить ее так полно и широко.
Лекции к урокам литературы в 10 классе. Какие черты русского национального характера в образе И. Флягина раскрываются во время его странствий (по повести Лескова «Очарованный странник»)
Какие черты русского национального характера в образе И. Флягина раскрываются во время его странствий (по повести Лескова «Очарованный странник»)
Летом 1872 г. Николай Лесков совершил путешествие по Ладожскому озеру к островам Валаам, Корелу, где жили монахи. Именно тогда родился замысел истории о русском страннике.
Повесть Лескова «Очарованный странник» относится к 1873 году. Первоначально она называлась «черноземный Телемак» (Телемак – сын Одиссея). В образе скитальца И. Флягина, простого русского дворового, обобщены черты русского национального характера: энергия, талант, воодушевлённость, моральная сила и стойкость, беспредельная любовь к людям.
«Очарованный странник» был любимым героем Лескова, которого он ставил рядом с Левшой.
Тема повести – изображение простого русского человека в образе которого писатель увидел характерные черты русской нации. Идея повести – представить положительного героя – праведника, помня русскую пословицу – не стоит село без праведника.
Проблема положительного героя волновала всех русских писателей 60-х – 70-х г. XIX в. Положительный герой Лескова не похож ни на борца, ни на смиренника, он – другой, обычный крепостной мужик, человек чудаковатый, но цельный и искренний.
Добрый и простодушный русский богатырь – основной герой и центральная фигура произведения. Этот человек с детской душой, отличается неуёмной силой духа, богатырским озорством и чрезмерностью в увлечениях.
Он поступает по велению долга, часто по зову интуиции и в случайном порыве страсти. Однако все его поступки, даже самые странные неизменно рождаются из внутреннего присущего ему человеколюбия.
Он стремится к истине и красоте через ошибки и горькие раскаяния, он ищет любви и щедро дарит сам любовь людям. «Очарованный странник – это тип русского скитальца» (Достоевский).
Он ищет и не может обрести себя, ему не надо смиряться с трудностями и желать трудиться на родной земле, он и без того смирен и своим мужицким званием поставлен перед необходимостью трудиться. В жизни он не участник, а только странник.
Необычность Лесковского странника состоит в том, что он очарованный, н живёт не столько умом, сколько чувствами, эмоционально откликается на различные явления и стороны жизни. Не случайно он сам себя считает восхищённым человеком.
В повести жизнь главного героя представляет собой цепь приключений столь разнообразных, что каждая из них, являясь эпизодом одной жизни, в то же время может составить целую жизнь.
Форейтор графа и беглый крепостной, нянька грудного ребёнка, татарский пленник, конессер у княза ремонтера, солдат, георгиевский кавалер, справщик в «адресном столе», актёр в балагане и, наконец, инок в монастыре – и всё это на протяжении одной жизни.
Впервые у Лескова личность героя так многогранна, так свободна, так отпущена на волю.
В самом странничестве лесковского героя есть глубочайший смысл: именно на дорогах жизни вступает очарованный странник в контакт с другими людьми, нечаянные эти встречи ставят героя перед проблемами, о существовании которых он раньше и не подозревал.
И. Флягин живёт не умом, а сердцем, и потому ход жизни увлекает его за собой, потому-то столь разнообразны обстоятельства, в которые он попадает.
Путь, который проходит герой повести – это поиски своего места среди людей своего призвания, постижение смысла своих жизненных усилий, но не разумом, а всей своей жизнью и своей судьбой.
Тема «хождения по мукам» развивается независимо от того, что герой не придаёт ей особого значения. Рассказ Ивана Северьяныча о своей жизни не кажется неправдоподобным именно потому, что всё это выпало на долю одного человека. «Экий ты, братец барабан: били тебя, били, и всё никак не добьют» – говорит ему попутчик.
Герой Лескова обездолен жизнью, обкраден ею с самого начала, но в процессе самой жизни он приумножает духовное богатство, которым наделён от природы. В неторопливом повествовании И.
Флягина вставали зримые черты недавнего прошлого и вырисовывались фигуры реальных людей.
Поэтому можно говорить, что «Очарованный странник» раскрывает перед читателем основную тему творчества Лескова – тему становления человека, мучительные терзания его духа в борьбе страсти и благоразумия, в трудном понимании самого себя.
Обострённый интерес к национальной культуре, тончайшее ощущение им народной жизни дали возможность создать своеобразный художественный мир Лескова. Глубокая вера в великую народную силу и любовь к народу дала возможность автору увидеть вдохновлённость народных характеров.
В «Очарованном страннике» впервые в Лесковском творчестве широко развивается тема народного героизма. Несмотря на многие неприглядные черты, реалистически отмеченные автором, полусказочный образ И.
Флягина предстаёт перед нами во всём величии, благородстве души, бесстрашии и красоте.
Герой рассказа назван очарованным странником, и в этом названии выступает мировоззрение самого писателя, очарование – это мудрая и благородная судьба, которая сама ставит человеку разные искушения.
Религиозное восприятие мира, склонность к суевериям соответствует уровню сознания большинства Лесковских героев. Мы можем говорить о нравственной недоразвитости И. Флягина практически до самого финала повести. Однако под покровом религиозных мыслей и рассуждений И.
Флягин смог критически отнестись к жизни религии и церкви, он видит Бога в явлениях – и эти явления связывают его с последним убежищем духа. Совершая свою житейскую дорогу он не сомневается, что дорога ведёт его к Богу. Эта мысль проходит через всё произведение Лескова.
Глубокое ощущение нравственной красоты одолевает дух Лесковских праведников.
Лесков любит Россию всю, какова она есть. Он воспринимает её как старую сказку. Эта сказка об очарованном богатыре. Очарованная Русь – термин условный, литературный, это те сокрытые великие силы, которые видел Лесков в своём народе.
Рассказав случайным попутчикам на корабле свою историю, И. Флягин делится планами на будущее: хочет идти на войну и сражаться за народ. Вот к чему приходит главный герой после всех своих скитаний и поисков истины. Он является носителем высоких нравственных качеств, хотя сам и не подозревает об этом.
В образе И. Флягина автор показывает формирование человека с новым национальным самосознанием (крепостной – беглец – офицерский чин (свобода))
Русский национальный характер в произведениях Н.С.Лескова ( «Очарованный странник», «Левша») -Школьное -История русской литературы
Так, в повести «Очарованный странник» Лесков показывает читателю красоту русского национального характера. Носителя этого потрясающего дара зовут Иван Северьянович Флягин.
Читатель знакомится с ним во время путешествия рассказчика по Ладожскому озеру.
Именно благодаря наблюдательности и любви к людям рассказчика, мы, вслед за ним, видим во Флягине «типического, простодушного, доброго русского богатыря».
Особенностью русского национального характера Лесков считает неоднозначность натуры Флягина. Так, например, герой сгоряча может и засечь насмерть (Иван Северьянович демонстрирует свою удаль, когда сечется с татарином), но при этом он тут же готов отдать последнее голодному.
Но не только богатырские подвиги совершает Иван Северьяныч. Он спасает людей от неминуемой гибели. Причем делает это не из корыстных побуждений и даже не из чувства долга. Так, будучи еще совсем мальчиком, герой ехал с графом и графиней в Воронеж. По пути повозка чуть не срывается в пропасть. Иван останавливает лошадей, спасает своих хозяев, а сам чуть не погибает, срываясь с обрыва.
Много позже, Флягин бредет неизвестно куда, встречает старика со старухой. И идет вместо их сына на пятнадцать лет воевать на Кавказ. Так, за внешней грубостью и жестокостью скрыта в Иване Северьяновиче огромная доброта и самопожертвование, свойственные русскому народу. Эта природная доброта полностью раскрывается в герое, когда тот становится нянькой.
Он по-настоящему привязывается к девочке, за которой ухаживает, считает ее родным ребенком. В обращении с девочкой герой заботлив и нежен. Когда он встречает мать своей воспитанницы, то искренне колеблется, отдавать ей ребенка или нет.
И та любовь, которую Флягин испытывал к ребенку и из-за которой он не хотел расставаться с «дочкой», помогает ему понять, что ребенка отдать необходимо, ведь мать есть мать… Герой также проходит испытание женской любовью, ведь только настоящий цельный характер способен сильно и беззаветно любить. В жизни Ивана Северьяновича появляется Грушенька.
Между ними возникает истинное родство душ. Но так сложились обстоятельства, что герой помогает Груше совершить самоубийство. Он сталкивает девушку с обрыва в реку, так как понимает, что ее дальнейшая жизнь превратится в ад. Ответственность за это преступление Флягин берет на себя. Он готов расплатиться за свой поступок и искупить его.
И герой искупает свой грех девятью годами плена у татар. За все это время он так и не смог привыкнуть к степям. В плену Флягина мучает смертельная тоска по Родине, по всему, от чего он был отлучен. Среди ночи герой «выползал потихоньку за ставку… и начинал молиться: «так молишься, что даже снег инда под коленками протает и где слезы падали — утром травку увидишь».
Гораздо позднее, когда Флягин уже ушел в монашество, его в наказание надолго посадили в погреб. Но герой даже и не сравнивает это со степью: «Ну нет-с: как можно сравнивать? Здесь и церковный звон слышно, и товарищи навещали».
В конце повести мы понимаем, что, придя в монастырь, Иван Северьяныч не успокаивается. Он предвидит войну и собирается идти уже туда. Он говорит: «Мне за народ очень помереть хочется». Эти слова символизируют главное свойство русского характера — готовность пострадать за других и умереть за Родину.
В рассказе Н. С. Лескова «Левша» главным действующим лицом является косой тульский мастер, самоучка левша. Однако герой появляется не сразу, а в середине рассказа. Левша является любимым героем Н. С.
Лескова, автор гордится своим героем, уважает его.
Но, несмотря на свою позитивную оценку, во время знакомства автор не выделяет этого человека: «оружейники три человека, самые искусные из них, один косой левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосы при ученье выдраны».
С. Лесков показывает, что этот тульский мастер обладает поистине русским национальным характером. Об этом свидетельствуют и описания его работы и отдыха, и выражение страстной любви к Родине. Левша в числе трех оружейников покорно в течение двух недель работал над диковинной блохой.
И вот левша в Петербурге. Он покорно, как и подобает подданному, стоял около дворца и ждал, что произойдет дальше. Сначала Платов потрепал его за волосы за то, что якобы мастера испортили редкостную вещь, но потом, когда разобрались, левша был приглашен во дворец и лично от государя выслушал похвалу и был расцелован им.
За такую службу левшу поблагодарили и отправили в Лондон, чтобы показать англичанам, что русские мастера ничем не хуже иностранных, а наоборот, лучше.
И вот тульский босяк «в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застегаются, порастеряны, а шиворот разорван», который в таком виде предстал перед государем, без стеснения и смущения теперь направлялся в Англию. Его напоили, накормили, наградили, приодели. И вот он в Лондоне.
Именно в Лондоне проявляется его истинно русский национальный характер.
Он очень любит Россию – свою Родину – и на приглашения англичан обосноваться в Лондоне, выучить науки, побывать на заводах на практике, устроиться на престижную работу, жениться, обзавестись семьей отвечает отказом.
Еще он любит своих уже престарелых родителей, ведь они без него не смогут; любит традиции России. Но это не просто любовь, левша не мыслит себя без Родины.
Однако погостить за границей все же согласился. Он насмотрелся на их житье и на работы, уделял особое внимание тому, как новые и как старые ружья делают, и в каком состоянии они хранятся. Однако такая скучная жизнь скоро надоела ему, он затосковал по родине, и англичанам пришлось его отпустить.
Он попал в Обуховскую больницу, где принимают умирать. Но, умирая, левша не думал о себе. Единственное, чего он хотел; так это увидеть государя, сказать, чтоб ружья не чистили кирпичом. С этими словами на устах и умер тульский мастер.
Лесковым представлен поистине великий человек: талантливый мастер, с широкой душой, горячим любящим сердцем, с глубокими патриотическими чувствами
«Н.С. Лесков «Очарованный странник».Русский национальный характер в изображении писателя»
- Сочинения
- По литературе
- Лесков
- Русский национальный характер в повести Очарованный странник
Н. С. Лесков причисляется к группе литераторов, которые думали, что смыслом собственных творений является анализ крестьянской повседневной жизни, которая создает неповторимый отечественный самобытный нрав.
Повествующие произведение «Очарованный странник» описывает сложную жизнь человека из низкого сословия — подвластного, своевольного в собственных стремлениях простолюдина, который посвятил себя божественному служению народу и Родине. Все время он пребывал в состоянии нравственного понимания своей жизни и открыл ценность человеческого бытия.
Иван Северьяныч Флягин пережил множества моральных проверок — от случайной смерти честного инока до службы в армии вместо наследника абсолютно неизвестной пожилой четы.
Всякий раз Иван постоянно совершенствуется и повседневно находится в беспрерывной попытке найти свою судьбу, на полном серьезе размышляя над тем, какое положение он занимает в обществе.
Он хочет не просто правоверно вести жизнь, делать необходимые поступки, но и беззаветно любить.
«Всю жизнь свою я погибал и никак не мог погибнуть», — вдумчиво произносит о самом себе Иван Флягин. Необузданная русская натура безумно пытается найти самой себе дом.
Его швыряло от одной жизни к другой, но любая из них постоянно была чужой: выдворяемый из родимого дома, толком не знакомый с действительностью парень несколько лет спустя снова туда возвратился человеком, опытным и взрослым.
Флягин словно провел намеченный для него сверху круг и приобрел, в конце концов, надежду на новую действительность — ту, которая была определена ему ещё до прихода в этот мир.
Но, до сих пор, персонажа ждут нравственные переживания и невзгоды: сердечные чувства к цыганке Груше, обучившая его слышать жизнь с большей искренностью и добротой, и неожиданная утрата понравившейся женщины; самостоятельный уход в новобранцы вместо отпрыска удрученной старый пары; не жалеющая сил служба на беспокойном Кавказе; обретение офицерского звания, возврат на родную землю, безрезультатные потуги примкнуть к актёрскому коллективу. И сразу после абсолютного осмысления ошибочности поступков он признал неизбежность прихода к безмятежной уединенной действительности.
Но даже за воротами монастыря Флягину не получается отыскать настоящего покоя, очень яркой в мечущейся душе остается память о прошлом.
В связи с этим он рассказывает спутникам свою последнюю мечту — совершить поклонение и произнести молитву перед Зосимой и Савватием до того, как, окунется в верную и правдивую любовь к родной земле, вновь последует в армию и примет на себя всю тяжесть кровопролития.
На исходе своих дней Иван Северьяныч Флягин все же отыскивает своё настоящее призвание в крепкой любви к людям и своей Родине, собираясь даже погибнуть за них.
Сочинение. Изображение русского национального характера в произведениях Н.Лескова
..
Изображение русского национального характера в произведениях Н. С.
Лескова Если все русские классики прошлого века уже при жизни или вскоре после смерти были осознаны литературно-общественной мыслью в этом качестве, то Лесков был «причислен» к классикам лишь во второй половине нашего столетия, хотя особое мастерство языка Лескова было бесспорно, о нем говорили не только поклонники его таланта, но отмечали даже его недоброжелатели. Лескова отличало умение всегда и во всем идти «против течений», как назвал позднейшую книгу о нем биограф. Если его современники (Тургенев, Толстой, Салтыков-Щедрин, Достоевский) заботились преимущественно об идейной и психологической стороне своих произведений, искали ответов на общественные запросы времени, то Лескова это занимало в меньшей степени, или же он давал такие ответы, которые, обидев и возмутив всех, обрушивали на его голову критические громы и молнии, надолго повергая писателя в опалу у критиков всех лагерей и у «передовых» читателей.
Проблема нашего национального характера стала одной из главных для литературы 60-80-х годов, тесно связанной с деятельностью разночинных революционеров, а позднее народников. Уделял ей внимание (и весьма широко) и Лесков.
Раскрытие сущности характера русского человека находим во многих его произведениях: в повести «Очарованный странник», в романе «Соборяне», в рассказах «Левша», «Железная воля», «Запечатленный ангел», «Грабеж», «Воительница» и других. Лесков вносил в решение проблемы неожиданные и для многих критиков и читателей нежелательные акценты.
Таков рассказ «Леди Макбет Мценского уезда», ярко демонстрирующий умение писателя быть идейно и творчески независимым от требований и ожиданий самых передовых сил времени.
Написанный в 1864 году рассказ имеет подзаголовок «Очepк». Но ему не следует доверять буквально.
Конечно, рассказ Лескова опирается на определенные жизненные факты, но такое обозначение жанра выражало скорее эстетическую позицию писателя: Лесков противопоставлял поэтическому вымыслу современных писателей, вымыслу, часто тенденциозно искажавшему правку жизни, очерковую, газетно-публицистическую точность своих жизненных наблюдений.
Название рассказа, кстати, весьма емкое по смыслу, выводит непосредственно на проблему русского национального характера, мценская купчиха Катерина Измайлова — один из вечных типов мировой литературы — кровавая и честолюбивая злодейка, которую властолюбие привело по ступеням из трупов к сиянию короны, а затем безжалостно сбросило в бездну безумия.
Есть в рассказе и полемический аспект. Образ Катерины Измайловой спорит с образом Катерины Кабановой из «Грозы» Островского.
В начале рассказа сообщается незаметная, но существенная деталь: если Катерина Островского до замужества была такой же богатой купеческой дочерью, как и ее муж, то лесковская «леди» взята в Измайловскую семью из бедности, возможно, и не из купечества, а из мещанства или крестьянства. То есть героиня Лескова — еще большая простолюдинка и демократка, чем у Островского.
А дальше идет то же, что и у Островского: брак не по любви, скука и безделье, попреки свекра и мужа, что «неродица» (детей нет), и, наконец, первая и роковая любовь. С сердечным избранником лесковской Катерине повезло гораздо меньше, чем Катерине Кабановой с Борисом: мужний приказчик Сергей — пошлый и корыстный человек, хам и подлец. А дальше разворачивается кровавая драма.
Ради соединения с любимым и возведения его в купеческое достоинство леденящие душу своими подробностями убийства (свекра, мужа, малолетнего племянника — законного наследника измайловского богатства), суд, путешествие по этапу в Сибирь, измена Сергея, убийство соперницы и самоубийство в волжских волнах.
Почему же сходная с драмой Островского общественно-бытовая ситуация разрешилась у Лескова столь диким образом? В натуре Катерины Измайловой отсутствует, прежде всего, поэзия калиновской Катерины, и в глаза бьет пошлость.
Впрочем, натура тоже весьма цельная и решительная, но в ней нет любви, и, самое главное, не верит мценская «леди» в бога. Характернейшая деталь: перед самоубийством «хочет припомнить молитву и шевелит губами, а губы ее шепчут» пошлую и страшную песню.
Поэзия религиозной веры и твердость христианской морали вознесли Катерину Островского на высоту национальной трагедии, и поэтому ее необразованность, неразвитость интеллектуальная (можно сказать, темнота), возможно, даже неграмотность не ощущается нами как недостаток.
Доклад на тему Художественная гимнастика по физкультуре
Катерина Кабанова оказывается носителем пусть патриархальной, но тоже культуры. Лесков в своем рассказе все время подчеркивает богооставленность изображенного им мира.
Он цитирует слова жены библейского Иова: «Прокляни день своего рождения и умри», а затем возглашает безнадежный то ли приговор, то ли диагноз русскому человеку: «Кто не хочет вслушаться в эти слова, кого мысль о смерти и в этом печальном положении не льстит, а пугает, тому надо стараться заглушить эти воющие голоса чем-нибудь еще более их безобразным.
Это прекрасно понимает простой человек: он спускает иногда на волю свою вериную простоту, начинает глупить, издеваться над собой, над людьми, над чувством. Не особенно нежный и без того, он становится зол сугубо». Причем, этот отрывок — единственный в рассказе, где автор открыто вмешивается в текст, отличающийся в остальном объективной манерой повествования.
Современная писателю революционно-демократическая критика, с упованием и умилением смотревшая на этого простого человека, звавшая к топору Русь, этих вот простых людей, не пожелала заметить рассказ Лескова, напечатанный в журнале «Эпоха» братьев Ф. и М. Достоевских.
Рассказ получил беспрецедентно широкую популярность уже у советских читателей, став наряду с «Левшой» наиболее часто переиздаваемым произведением Лескова. У Пушкина есть строки: «Тьмы низких истин мне дороже/ Нас возвышающий обман», т. е. поэтический вымысел. Так и две Катерины двух русских классиков.
Сила поэтического вымысла Островского действует на душу, вспомним Добролюбова, освежающе и ободряюще, возвышает ее Лесков «низкую истину» о тьме (в другом смысле) души русской простолюдинки. В обоих случаях причиной была любовь. Всего лишь любовь.
Как же мало нужно было для того, чтобы наворотить гору трупов, чтобы явить «звериную простоту», «не особенно нежному русскому человеку! И что же это за любовь такая, что ее принадлежностью становится убийство».
Рассказ Лескова поучителен, он заставляет нас задуматься прежде всего над собой: кто же мы такие, как сказал один персонаж Островского, «что вы за нация такая? «, какие мы и почему такие.