Участники проекта: дети, родители, воспитатель.
Сроки работы: долгосрочный.
Значимая для родителей проблема, на решение которой направлен проект:
творческое взаимодействие родителей и педагогов, ориентированное на личностное развитие детей.
Актуальность проекта:
Новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи. На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями. Работа с родителями одна из важнейших сторон деятельности ДОУ. Семья — первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а папа и мама — образцы для подражания. Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека. За поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений видны взрослые – их взгляды на мир, их позиции и поведенческие стереотипы. Родители, не владея в достаточной мере, знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание ребенка вслепую, интуитивно. Все это не приносит желаемых результатов.
Идея взаимодействия педагогов с родителями тесно связана с кардинальной перестройкой работы с семьей: переход от монологических форм работы к диалогу, размышлению, вовлечение родителей в разнообразную совместную деятельность с детьми. Такой подход сделает педагогов единомышленниками, поднимет психолого-педагогическую компетентность родителей и эмоционально сблизит их со своим ребенком.
Характеристика современного родителя, особенно это касается родителей малышей, только пришедших в детский сад, заставляет искать всё более новые формы активного взаимодействия с семьёй, вести в системе педагогическое просвещение родителей для вовлечения их в образовательную деятельность ДОУ.
Цель проекта:
Подбор и апробация активных форм взаимодействия с родителями детей младшего дошкольного возраста для эффективного сотрудничества ДОУ с семьёй и вовлечение семьи в единое образовательное пространство, повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах детско-родительских отношений, вовлечения родителей в образовательный процесс ДОУ как полноправных субъектов деятельности.
Цель портфолио: собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития группы ДОУ, усилия, достижения в различных областях, создание атмосферы открытости, общности всех участников образовательного процесса.
Сегодня хочется рассказать ободном из направлений, предложенных авторами программы «Вдохновение» – портфолио дошкольника, которые мы хотим реализовать в нашем проекте.
Авторы данной программы рассматривают портфолио как особую методику, которая наиболее подходит для формирования у ребенка осознанного отношения к себе, к своим талантам, склонностям, особенностям обучения. При использовании данной методики у детей формируются компетенции, благодаря которым они готовы созидать будущее.
Применение портфолио позволяет формировать у детей ключевые компетенции в четырех базовых процессах:
1. Учиться добывать знания (компетенции: расширять свои знания в какой-то конкретной области);
2. Учиться действовать (компетенции: умение действовать в любых непредвиденных ситуациях, умение работать в команде);
3. Учиться взаимодействовать с другими (компетенции: готовность понять другого человека, его историю, традиции, его ценности, а так же умение разрешать конфликт мирным путем);
4. Учиться полноценно жить (компетенции: самостоятельность, личная ответственность, здравое отношение к действительности).
Работа над портфолио как нельзя лучше развивает социальные компетенции ребенка. Такая работа активизирует детей, демонстрирует их достижения, способствует тому, что дети начинают задумываться о собственных способностях к обучению.
Работа по теме «Портфолио достижений ребенка» – для нас не нова. На протяжении многих лет воспитатели детского сада оформляли с детьми портфолио. Традиционное (старого образца) портфолио представляло собой папку с вложенными педагогом или (реже) родителями результатов участия ребенка в каких-либо мероприятиях (дипломы за участие в конкурсах или соревнованиях; рисунки детей к выставкам или занятиям; фото участия в утреннике, празднике, концерте и т.п.). Чаще всего ребенок не имел возможности реализовать себя, лично проявить свои интересы и возможности в отражении достижений своего развития. Что взрослые считали нужным, то и вкладывали в портфолио. Непосредственное участие ребенка в создании портфолио было минимально. Не говоря уже об эмоционально-личностном, ценностном отношении ребенка к своим достижениям.
Так же можно отметить разницу в оформлении шаблонов портфолио: в традиционных, на наш взгляд, – неоправданно, чрезмерно яркое оформление, которое «перебивает» содержание и результаты деятельности ребенка (фото, рисунки и т.д.). Шаблоны, предлагаемые программой «Вдохновение», — сдержанные, милые, пастельных тонов. Поэтому размещенные материалы по результатам детской деятельности – контрастно выделяются, легко воспринимаются зрительно.
Программа «Вдохновение» предлагает нам совершенно иной подход к созданию портфолио дошкольника.
Портфолио – папка с разнообразными материалами, характеризующими индивидуальные особенности ребёнка, раскрывающими его способности и подтверждающие приобретение определённых умений.
Собранные и активно оформленные детские портфолио – это важный элемент педагогической деятельности и интересный материал для родителей, позволяющий привлечь их внимание к совместной работе со своим ребёнком, увлекательный сборник для самих детей, который дарит им возможность многое узнать о себе.
Объектами фиксации в портфолио должны быть достижения ребёнка!
Работа с портфолио требует систематичности!
Заполнение портфолио – это общее дело, выполняется всеми участниками образовательного процесса: самим ребёнком, родителями, и педагогами, которые работают с ребёнком.
Важно, чтобы детское портфолио было разбито на определённые смысловые части. В данном портфолио – 5 разделов.
1 раздел – «Обо мне». В него входят 10 подразделов:
• «Это я» (содержат ответы на поставленные вопросы и заполняются взрослым под диктовку,
• «Я становлюсь старше» (каждые полгода фиксируют изменения в облике ребёнка, сюда наклеиваются фотографии; ребёнок знакомится с понятием времени, рассматривая фотографии на которых он изображён в разном возрасте).
• «Автопортрет» (ребёнок изображает сам себя, чем чаще ребёнок рисует сам себя, тем интереснее наблюдать за изменениями в его развитии).
• «Моя семья» (можно нарисовать или наклеить фотографии членов семьи, ребёнку очень важно осознавать себя в окружении своих близких и родных людей, здесь же можно записывать и рассказы ребёнка о своей семье)
• «Когда я вырасту» (фиксация представлений ребёнка о своём будущем, можно проследить как планы ребёнка на будущее будут меняться).
• «Я люблю» (предпочтения ребёнка, что он любит и что ему больше нравится. Ребёнок начинает понимать свои индивидуальные особенности, осознавать что со временем его предпочтения могут меняться).
• «Моя любимая книга» (размышления ребёнка о его любимой книге, заметке почему ему нравится книга, иллюстрация к книге, нарисованная самим ребёнком или герой из любимой сказки).
• «У меня хорошо получается» (у каждого человека есть сильные стороны – эту мысль очень важно привить ребёнку, понимание ребёнком своих сильных сторон и способностей развивает у него чувство гордости и уверенности в себе).
• «Истории обо мне» (с каждым человеком происходят забавные или печальные истории, которые хорошо запоминаются, на этой странице под диктовку записываются рассказы ребёнка).
• «Где я уже побывал» (сюда помещаются фотографии или рисунки ребёнка о тех местах, где он уже побывал (поездка на море, к бабушке, в зоопарк и т. д.)
2 раздел — «Я в детском саду» — раздел отражает видение ребёнка себя в детском саду, среди своих друзей. В него входит 6 подразделов:
• «Моё любимое место в детском саду». Это то место, где больше всего времени в группе проводит ребёнок. Необходимо выяснить, чем данное место привлекает ребёнка, чем ему нравиться там заниматься.
• «Моя группа» — размещается фотография группы, ребёнок называет имена своих сверстников, а воспитатель записывает под диктовку.
• «Мои друзья» — формирование дружеских связей ребёнка. По этой странице можно проследить как изменяются дружеские связи ребёнка, какие друзья остаются неизменными.
• «Праздник в моём детском саду» — здесь можно помещать не только фотографии с самих праздников, но и то как ребёнок готовиться к праздникам, как учит стихи, придумывает себе костюм и т. д.
• «История в фотографиях» — вклеиваются фотографии из повседневной жизни ребёнка в детском саду, рассказывают о занятиях ребёнка, о его участии в жизни группы и детского сада.
• «Что я думаю о детском саде» — мнение ребёнка о детском саде, которое может меняться от года к году.
3 раздел – «Над чем я сейчас работаю». Этот раздел демонстрирует конкретные шаги ребёнка на пути к достижению образовательных целей.
Здесь выделяют 8 подразделов:
• «Я учусь писать» — фиксируются первые попытки ребёнка писать буквы, а затем и слова, а позже, возможно и целые предложения.
• «Я учусь считать» — развитие у ребёнка счётных навыков отражаются на этих страницах. Ребёнок может написать число я радом рисунок, изображающий это число или количество предметов, соответствующих данному числу.
• «Я наблюдаю за природой» — фиксация разнообразных наблюдений за окружающей ребёнка природой, небольшие рассказы об открытиях, которые сделал ребёнок.
• «Я — человек». Ребёнок рисует человеческое тело во весь рост, постепенно ребёнок осознаёт, как устроено человеческое тело, со временем ребёнок рисует человека в движении.
• «Я провожу эксперимент» — зарисовки или описание какого-либо опыта, или эксперимента, ребёнок учиться анализировать, ставить цели, планировать этапы, предвидеть результат.
• «Моё творчество» — самые удачные рисунки детей помещаются на эту страницу.
• «Моё стихотворение» — фиксируются рифмы, короткие стихи, которые ребёнок сочинил в процессе игр, занятий, свободной деятельности, дома.
• «Мой рассказ» — фиксация, сочинённых детьми рассказов (могут быть реальные или фантастические).
Раздел 4 – «Чему я хочу научиться: мои цели». Содержит 3 подраздела.
• «Я хочу узнать/научиться». Фиксация целей, которые ставит перед собой ребёнок. Цели со временем могут меняться. Ребёнок должен быть уверен, что сможет достичь поставленной цели.
• «У меня возник вопрос». Фиксируются вопросы, которые интересны ребёнку. Они могут относиться к разным темам.
• «Получилось» — это страницы одни из самых важных! Здесь фиксируются цели, которые ребёнок уже достиг!
5 раздел – «Страницы для тебя». Данные страницы заполняет воспитатель или родители. Здесь отражается мнение взрослых о портфолио ребёнка, даются пожелания, похвала за достижения ребёнка.
Наши портфолио мы будем пополнять до конца детского сада. А на выпускном балу ребятишки получат в подарок эти красочные книги своих успехов и достижений.
Доброе утро!
Дочь первого американского астронавта Алана Шепарда тоже слетала в космос – если, конечно, суборбитальный полет на ракете New Shepard, которые запускает компания Джеффа Безоса Blue Origin, считается космическим полетом. На Земле новости такие:
- В Екатеринбурге около 30 человек вышли на акцию в защиту «Мемориала».
- В Москве полиция сорвала акцию солидарности с политзаключенными.
- В Беларуси арестовали мать анархиста, уехавшего из страны в 2019 году; опубликовано видео, где она стоит на коленях и признает свою вину.
- ВОЗ подтверждает, что «омикрон» распространяется быстрее, чем «дельта», однако вызывает более мягкое течение болезни.
Россия. Новейшая история
- На телеканале «Россия 1» показали фильм «Россия. Новейшая история», в котором Путин говорит, что в 1990-е «подрабатывал извозом» (видимо, на «Запорожце»). Первый раз бессменный российский президент придумал «извоз» в 2018 году, но тогда он говорил, что подумывал, не податься ли ему в таксисты после проигрыша Анатолия Собчака на губернаторских выборах. Теперь он решил, что все-таки подался. На этом фоне Путин поделился еще и «воспоминаниями» о том, как в 1990-е годы сотрудники американских спецслужб ходили на российские предприятия «как на работу».
- Александр Сокуров, попытавшийся обсудить с Путиным российскую национальную политику в ходе виртуальной встречи членов Совета по правам человека с президентом, теперь призывает «не раздувать истерию» в связи с реакцией чеченского руководства на его слова. Ранее Сокуров сказал, что опасается уголовного преследования, но надеется на милость Путина. Вот большой разговор с режиссером.
- В Набережных Челнах подростки потушили Вечный огонь снежками – прокуратура начала проверку.
- В Москве полиция сорвала благотворительный аукцион в поддержку политзаключенных (ссылались, конечно, на пандемию).
- Десятки российских математиков написали открытое письмо исполкому Международного математического союза, в котором попросили отложить Международный конгресс математиков в Петербурге до освобождения аспиранта мехмата МГУ Азата Мифтахова. Форум запланирован на июнь следующего года.
- В Екатеринбурге около 30 человек вышли на акцию в поддержку «Мемориала», организованную региональным отделением общества.
- Здесь рассказывается о самой экзотической организации – «иностранном агенте», Иркутском союзе библиофилов, а здесь – история учителя из Курской области, который попытался прожить месяц на одну зарплату, но не смог (но получил обвинение в экстремизме).
Вокруг света
- В Беларуси арестована мать анархиста Романа Халилова, который уехал из страны еще в 2019 году, опасаясь уголовного преследования. Сначала у нее дома устроили обыск, а потом арестовали ее на 10 суток за “неповиновение милиции”. В сети появилось видео, на котором женщина стоит на коленях и говорит, что признает свою вину (это монтаж).
- Евросоюз выделит дополнительно 30 миллионов евро на помощь белорусскому гражданскому обществу, в том числе независимым медиа, деятелям культуры, которые были вынуждены уехать, эмигрировавшим предпринимателям и молодежи.
- Главы государств «большой семерки» по итогам встречи в Ливерпуле в очередной раз призвали Россию к деэскалации на украинской границе. Глава МИД Германии Анналена Бербок считает, что следовало бы возобновить переговоры в “нормандском формате”. Вот монологи украинских военных, находящихся на передовой в Донбассе: большинство считает, что Россия все же не решится на вторжение.
- О том, как бывший министр культуры России, а ныне помощник Путина Владимир Мединский зарабатывает на реставрации в Крыму, рассказано здесь.
- Жертвами торнадо в нескольких штатах США стали около ста человек. Больше всего жертв – в штате Кентукки, где объявлено чрезвычайное положение (вот видео).
Хроники пандемии
По данным оперативного штаба на утро воскресенья, суточный прирост новых случаев COVID-19 в России снова упал – до 29 929. Официальное число инфицированных в стране с начала пандемии – 10 миллионов 17 тысяч; официальное число жертв достигло к утру воскресенья 289 483 человек (+1132 за сутки). В реальности жертв гораздо больше.
В Екатеринбурге, Архангельске, Новосибирске прошли акции против введения QR-кодов для прохода в общественные места. В Саратове коммунисты готовят референдум по этому вопросу. На этом фоне Госдума и правительство решили снять с рассмотрения законопроект о введении QR-кодов на транспорте.
В докладе ВОЗ говорится, что штамм «омикрон» действительно более заразен, чем «дельта», однако вызывает более мягкое течение болезни. Здесь о свойствах нового штамма рассказывает биолог Георгий Базыкин.
Шесть ссылок
- Писатели. К 200-летнему юбилею Некрасова – рассказ обо всех его литературных гранях, не только поэтической. Или эссе Игоря Гулина к 90-летию Юрия Мамлеева.
- Художники. Фрагмент из мемуаров члена группы «Радек» Петра Быстрова “Как я разбил очки Осмоловскому”. Или любопытные рассуждения искусствоведа Юлии Тихомировой о том, как воспринимает искусство первое путинское поколение, нынешние 20-летние.
- Режиссеры. Отрывок из дневников Кшиштофа Кесьлёвского 1989-1990 годов (сборник текстов Кесьлёвского вышел в изд-ве Corpus). Или беседа с Эдуардом Шелгановым – режиссером, в начале 90-х экспериментировавшим с эстетикой немого кино и порнографии, экранизировавшим Платонова, а ныне – работником котельной.
Искренне Ваши,
Семь Сорок
Вы считаете, как и все, что Конан Дойль написал только 56 рассказов и четыре романа?
О, тогда мне есть чем вас удивить, потому что существует необычайный 57-й рассказ, который отдельно не входил ни в одно из известных собраний его сочинений.
И, почти наверняка, никогда не переводился. Вы сейчас первыми о нем узнаете, ибо находится он в совершенно необычайной библиотеке.
Но расскажу все по порядку.
Начало 20-х в Британии было трудным и отчаянным временем. Сотни тысяч жизней бездарно сгинули в полях Фландрии и Франции. С карты Европы исчезло несколько империй. Монархическое правление виделось пережитком. После отречения и убйства императора России и падения Австро-Венгерской монархии качнулся под Георгом Пятым и британский трон: усиливались республиканские настроения, от короля требовали отречения. Экономика — в упадке. Появились явные предвестники распада самой крупной империи в мировой истории, расширявшейся более чем двести лет. Более того — многим становилось ясно, что рушится весь европейский миропорядок, сложившийся примерно со времени объединенной победы над неистовым корсиканцем.
Видео дня
И как же решают в британской монархии 1921 года противостоять нарастанию энтропии?
Удивительно: сделать кукольный дом! Запечатлеть уходящее.
Феноменально несчастливая в браке внучка королевы Виктории, принцесса Мария Луиза Шлезвиг-Голштейнская, решила порадовать подругу детства королеву Марию (жену английского короля Георга Пятого) уникальным подарком — самым большим и великолепным кукольным домом на свете.
Она связалась с другом и архитектором сэром Эдвином Лютьеном, и тот сразу увидел изумительный (философский и деловой!) потенциал этой идеи. Три года лучшие художники, краснодеревщки, ювелиры, плотники проектировали и создавали эту изумительную “кукольную” резиденцию.
Что такое кукольный дом? Есть в этой идее что-то будоражащее и умиротворяющее одновременно. Это полностью подвластный тебе маленький мир, это та иллюзия контроля и предсказуемости, которые невозможны в реальном мире. Но не только. Первая мировая война показала необычайную хрупкость того, что считалось незыблемым. С германских цеппелинов впервые сбрасывали бомбы на Лондон: в Великой войне впервые стерлась граница между “театром войны” и тылом — безопасности, когда война, не осталось ни для кого…
“Я создавал то, что переживет всех нас и понесет в будущее и в незнакомый грядущий мир то, как мы жили. Это уменьшенная копия нашего уходящего мира”, — писал сэр Эдвин в 1921 году, охваченный понятным эсхатологическим чувством.
Фасад имитировал обманчиво воздушную георгианскую неоклассику Кристофера Рена (имитация портландского камня) и на шарнирах поднимался вверх, чтобы видны были интерьеры комнат.
Все там было настоящим, в масштабе 1:12.
Проведено электричество и водопровод, работали лифты. Известных художников попросили расписать потолки и исполнить миниатюрные копии. В комнатах прислуги — чудо техники: пылесос и швейная машинка “Зингер”. На кухне — точные копии баночек с джемом, кофе, крошечные бутылочки шампанского Veuve Clicquot (да-да, самая знаменитая веселая вдова на свете!), печений McVities ( с логотипами производителей, многие благополучно процветают и сейчас!), машины для гаража изготовили на заводах Rolls Royce, ювелиры фирмы Cartier изготовили каминные и напольные часы. Знаменитый ландшафтный художник разработала дизайн сада и сам Густав Холст написал музыку для миниатюрных нот на рояле…
Дом получился таким изумительным, что стал сенсацией на Выставке Искусств и Ремесел Британской Империи 1924 года. Для производителей, поставивших копии своих товаров с хорошо различимыми логотипами, это также явилось прекрасной рекламой. Выставку посетило более двух миллионов человек. Люди выходили воодушевленные: если в стране еще умеют делать такие удивительные по мастерству и практической бесполезности вещи, не все еще пропало!
Самое необычайное в домике — библиотека! Здесь настоящее все: копии картин, и росписи, и гобелены, и мраморный камин, и персидский ковер, и глобус, и книги! Да, все это крошечные фолианты с сокращенными текстами Библии, Шекспира, Диккенса. Королева Мария могла достать их с полки и полистать под лупой. Всем известным британским авторам были заказаны миниатюрные произведения для этой библиотеки. Для них писали — Томас Харди, М. Джеймс, Эдит Уортон, Олдос Хаксли, Редьярд Киплинг и многие другие. Понятно, что отказались только Вирджиния Вульф и Бернард Шоу. Их не стали уговаривать. А вот Конан Дойль согласился. Он написал самый короткий рассказ “Как Уотсон научился трюку” (если перевести дословно). И еще замечательно, что книга эта рукописная. Рука самого Конан Дойля.
Конечно, я купила ее миниатюрную копию.
Вот мой (неотредактированный) перевод этого самого маленького рассказа о Уотсоне и Холмсе.
“Уотсон внимательно следил за своим компаньоном с тех самых пор, как тот уселся за стол завтракать. Холмс поднял глаза и увидел его взгляд.
—Так, Уотсон, о чем Вы думаете?”- спросил он.
—О Вас.
—Обо мне?
—Да, Холмс. Я думал о том, как банальны все Ваши трюки и как удивительно, что они продолжают вызывать интерес у публики.
—Совершенно с Вами согласен, — сказал Холмс. — Более того, припоминаю, что и сам говорил нечто подобное.
—Вашему методу, — сказал Уотсон резко, — Не так уж трудно научиться!
—Вне всякого сомнения, — с улыбкой ответил Холмс- Может, Вы и сами приведете пример такого метода размышлений.
—С удовольствием, — сказал Уотсон. — И могу сказать, что Вы были чем-то озабочены, когда одевались сегодня утром.
—Прекрасно! — сказал Холмс,- Как Вы об этом догадались?
—Вы обычно довольно аккуратны, а тут забыли побриться.
—Боже мой! Это действительно проницательно, — сказал Холмс, — Я и понятия не имел, что Вы такой одаренный ученик! Осталось ли нечто еще, что не смогло укрыться от Вашего орлиного глаза?
—Да, Холмс. У Вас есть клиент по фамилии Барроу, дело которого Вам не удалось распутать.
—Боже мой, как Вы об этом узнали?
—Я видел конверт с этим именем. Вы открыли его, издали стонущий звук и поглубже засунули конверт в карман, с гримасой боли на лице.
—Восхитительно! Вы очень наблюдательны.
—Опасаюсь, Холмс, что Вы также занялись финансовыми спекуляциями.
—И как Вам удалось догадаться, Уотсон?
—Вы открыли газету на биржевой странице и издали громкий, заинтересованный возглас.
—Что ж, это очень умнО, Уотсон. Что-нибудь еще?
—Да, Холмс, вместо своего халата Вы надели черный сюртук, это говорит о том, что Вы ожидаете визита кого-то довольно важного.
—Что-нибудь еще?
— Я не сомневаюсь, Холмс, что нашел бы и еще, но я привожу только несколько этих пунктов, чтобы доказать: есть и другие люди в мире, столь же проницательные, что и Вы.
—Есть и не столь же проницательные, — сказал Холмс- Признаюсь, Уотсон, их не так уж много, но я должен включить и Вас в их число.
—Что Вы имеете в виду, Холмс?
—То, мой дорогой друг, что Ваши заключения не так удачны, как мне бы хотелось.
—Вы хотите сказать, что я ошибся.
— Боюсь, что так. Давайте рассмотрим каждый пункт. Я не побрился, потому что отправил бритву точильщику. И надел сюртук, потому что у меня, к несчастью, был назначен визит к дантисту. Его зовут Барлоу, письмо было от него, оно подтверждало назначенное время. Страница о крикете в газете идет рядом с финансовой, и я проверил, как сыграла команда Саррея против Кента. Но, продолжайте, Уотсон, продолжайте! Это довольно банальный трюк и, я уверен, вскоре Вы его освоите!
The end”
“Кукольный” дом королевы Марии выставлен в Виндзорской крепости хрупким апофеозом ушедшей эпохи, в его окнах горят крошечные люстры, слышится призрачная музыка…
Домику почти сто лет.
Хрупкое пережило то, что казалось незыблемым…
Ах, как часто мы столь же проницательны о будущем, как и старый, добрый Уотсон)))
Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке…