Рассказ обмен веществ у животных

Повторение учениками д/з опрос д/з 2. актуализация изученного материала на прошлом уроке мы с вами изучили параграф органоиды клетки и

Повторение учениками д/з

Опрос д/з

2.      Актуализация изученного материала

На прошлом уроке мы  с вами изучили параграф «Органоиды
клетки и их функции». Давайте повторим изученный материал и ответим на
несколько  вопросов:

1.На какие группы делятся органоиды клетки? их
особенности. Какие органоиды относятся к этим группам.

2.Мембранные органоиды: ЭПС, комплекс Гольджи,
лизосома —
строение, функции.

3. Мембранные
органоиды: митохондрии, пластиды-строение, функции.

4.Немембранные органоиды – строение, функции.

Запись учениками темы урока

Объяснение нового материала учителем

Запись в тетрадь учениками

Запись в тетрадь учениками

Запись в тетрадь учениками

3.      Изучение нового материала

Открываем тетради, записываем число и тему урока: «Обмен
веществ – основа существования клетки».

Понятие об обмене веществ.
При изучении клеток их обычно обрабатывают химическими веществами —
фиксаторами для консервации их структуры и химического состава, окрашивают и
под микроскопом рассматривают уже неживой объект. Поэтому возникает
впечатление, что структурные части клетки неподвижны, статичны, а это не так.
В живой клетке все находится в движении — цитоплазма, увлекаемые ею органоиды
и включения, активно работают рибосомы и митохондрии, совершается множество
химических превращений. Во всех этих процессах жизнедеятельности
накапливается, тратится и преобразуется энергия. Из окружающей среды в клетку
поступают различные вещества, а из клетки в окружающую среду удаляются
ненужные продукты обмена — происходит обмен веществ, или метаболизм (греч.
metabole — «превращение»).

Обмен веществ и энергии (метаболизм) — это
совокупность биохимических реакций, протекающих в клетке и обеспечивающих процессы
ее жизнедеятельности.

Обмен веществ складывается из анаболизма и
катаболизма. Анаболизм (греч. anabole — «подъем»), или ассимиляция (лат.
assimilatio — «слияние», «усвоение»), — совокупность химических процессов,
направленных на образование и обновление структурных частей клеток.

Поэтому анаболизм еще называют пластическим обменом. В ходе анаболизма
происходит биосинтез сложных молекул из простых молекул-предшественников или
из молекул веществ, поступивших из внешней среды. Важнейшими процессами
анаболизма являются синтез белков и нуклеиновых кислот (свойствен всем ор
ганизмам) и синтез углеводов (из неорганических веществ у растений, некоторых
бактерий, и том числе цианобактерий).

Пластический обмен особенно интенсивно происходит в
периоды роста организмов: в молодом возрасте у животных — при формировании
потомства, а у растений — в течение вегетационного периода. При этом
биосинтетические реакции характеризуются видовой и индивидуальной
специфичностью. Например, клетки растений синтезируют для клеточной стенки
сложный полисахарид — целлюлозу, клетки наружных покровов членистоногих животных
синтезируют другой полисахарид — хитин; в клетках наружных покровов многих
позвоночных животных образуется роговое вещество, основу которого составляет
белок кератин.

Анаболизм является созидательным этапом обмена
веществ. Он осуществляется всегда с потреблением энергии при участии
ферментов.

В процессе анаболизма с образованием сложных молекул
идет накопление энергии, главным образом в виде химических связей. Поступление
этой энергии в большинстве случаев обеспечивается реакциями биологического
окисления веществ клетки — реакциями катаболизма.

Катаболизм
(греч.
katabole
— «сбрасывание», «разрушение»), или диссимиляция, — совокупность
реакций, в которых происходит распад крупных органических молекул до простых
соединений с одновременным высвобождением энергии.

При разрыве химических связей молекул органических соединений энергия
высвобождается и запасается главным образом в виде молекул аденозинтрифосфорной
кислоты
(АТФ), т. е. аденозинтрифосфата. Синтез АТФ у эукариот
происходит в митохондриях, хлоропластах и цитоплазме, а у прокариот — в
цитоплазме.

Катаболизм обеспечивает энергией все биохимические
процессы в клетке, поэтому его еще называют энергетическим обменом.

В процессе эволюции клетки живых организмов
выработали регуляторные системы, обеспечивающие упорядоченность и
согласованность метаболических реакций. Это и позволяет им адаптироваться к
изменяющимся условиям окружающей среды.

Энергия клетки.
Аденозинтрифосфорная кислота, или АТФ, — это
нуклеотид, содержащий аденин, рибозу и трифосфат (три остатка фосфорной
кислоты) (рис. 13, стр 31.Пономарева И. Н. Общая биология .9 класс)).

Молекула АТФ очень энергоемка.

Она является универсальным переносчиком и накопителем
энергии. Энергия заключена в химических связях между тре­мя остатками
фосфорной кислоты.

Как происходит выделение энергии в клетке? Отделение
от АТФ одного концевого фосфата (Ф) сопровождается высвобождением
значительного количества энергии — 7,3 ккал, поэтому АТФ относят к так
называемым макроэргическим соединениям. Образовавшаяся при этом
молекула аденозиндифосфата (АДФ) с двумя фосфатными остатка­ми может
быстро восстановиться до АТФ или, при необходимости отдав еще один концевой
фосфат, превратиться в аденозинмонофосфат (АМФ).

image001

Переход АТФ в АДФ и обратно служит основным
механизмом поддержа­ния необходимого уровня энергии в клетке. Присоединение
фосфорных остатков к АМФ и АДФ сопровождается накоплением (аккумуляцией)
энергии, а их отщепление от АТФ и АДФ приводит к выделению энергии. Благодаря
богатым энергией химическим связям в молекулах АТФ клетка способна накапливать
много энергии и расходовать ее по мере надобности на все жизненные процес­сы
как клетки, так и организма в целом.

ПОДЕЛИТЬСЯ

Ответы и задания для вариантов РУ2010301, РУ2010302 тренировочной работы №2 статград по русскому языку 11 класс для подготовки к ЕГЭ 2021, официальная дата проведения работы статград: 25.01.2021 (25 января 2021 год).

Ссылка для скачивания вариантов (РУ2010301-РУ2010302): скачать задания

Ссылка для скачивания всех ответов и критериев для вариантов: скачать ответы

Тренировочная работа №2 по русскому языку 11 класс статград ЕГЭ 2021 решать варианты онлайн:

Сложные задания и ответы с варианта РУ2010301:

(1)В любом естественном языке самые употребительные слова будут самыми короткими – это называется законом Ципфа. (2)<…> закономерность, касающаяся длины структур языка, говорит о том, что чем длиннее структура, тем короче будут её составляющие: например, чем длиннее слово, тем короче будут в нём слоги, и чем больше в сложном предложении придаточных, тем они тоже будут короче – этот закон называется законом Мензерата и Альтмана. (3)Как выяснили учёные, исследуя крики пингвинов и жестовые сообщения шимпанзе, универсальные языковые законы распространяются даже на коммуникативные системы животных.

1)Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

  • 1) Закон Ципфа, суть которого в том, что чем длиннее языковая структура, тем короче её составляющие, действует не только в естественных языках людей, но и в «языках» животных, в частности пингвинов и шимпанзе.
  • 2) Одна из интересных закономерностей естественных языков заключается в том, что наиболее употребительные слова обычно бывают самыми короткими, а чем больше в сложноподчинённых предложениях придаточных, тем короче эти придаточные.
  • 3) Закон Ципфа и закон Мензерата и Альтмана, согласно которым самые употребительные слова в естественном языке являются самыми короткими, а длинные структуры имеют короткие составляющие, действуют в естественных языках людей и свойственны коммуникативным системам животных.
  • 4) Учёные, наблюдающие за пингвинами и шимпанзе, пришли к выводу, что коммуникативные системы этих животных подчиняются двум законам: закону Ципфа и закону Мензерата и Альтмана.
  • 5) В естественных языках людей и коммуникативных системах животных действуют две общие закономерности: закон Ципфа, согласно которому в естественном языке самые употребительные слова будут самыми короткими, и закон Мензерата и Альтмана, гласящий, что чем длиннее структура, тем короче будут её составляющие.

Ответ: 35

2)Самостоятельно подберите определительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите это определительное местоимение.

Ответ: другая

3)Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЗАКОН. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. ЗАКОН, -а, муж.

  • 1) Не зависящая ни от чьей воли, объективно наличествующая непреложность, заданность, сложившаяся в процессе существования данного явления, его связей и отношений с окружающим миром. Законы природы. Законы движения планет. З. общественного развития. Законы рынка.
  • 2) Постановление государственной власти, нормативный акт, принятый государственной властью; установленные государственной властью общеобязательные правила. Конституция – основной з. государства. Соблюдать законы.
  • 3) Общеобязательное и непреложное правило. Законы нравственности. Неписаные законы (сложившиеся нравственные устои, нормы).
  • 4) Общее название основных принципов и идей религиозного вероучения, свод правил какой-н. религии. З. Божий (род. Закона Божия)

Ответ: 1

4)В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

  • дОнизу
  • начАв
  • созЫв
  • кралАсь
  • прожИвший

Ответ: кралась

5)В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. Взгляд содержал неуступчивый беглый интерес, ДЕЛОВУЮ озабоченность и лёгкую тревогу. Было жарко, низкорослые БОЛОТНЫЕ деревца тени давали немного. Я стал читать, учиться – науки также надоели; я видел, что ни слава, ни счастье от них не зависят нисколько, потому что самые счастливые люди – НЕВЕЖДЫ. А я навсегда сохранил ПРИЗНАТЕЛЬНУЮ память о правдивом художнике, бесстрашном искателе души гор. Так вот этот самый рыжий художник откуда-то достал куклу, изображающую ГОДОВОГО ребёнка, вылепленную совершенно реалистически из папьемаше и одетую в короткое розовое платьице.

Ответ: годовалого

6)Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, замените неверно употреблённое слово. Запишите это слово. Серое небо, красота весенней тайги, продрогший Гриша, до беспомощности ошалевший от дороги и непривычной безлюдности, и этот бугор с неподвижными стрелками черемши, совершенно не изменившийся с тех пор, как мы с Катей бродили здесь столько лет назад, – всё это обрушилось врасплох.

Ответ: застало

7)В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

  • парикмахер СТРИЖЁТ
  • ЧЕТВЕРО саней
  • ПАСПОРТА родителей
  • не ЕЗДИЙТЕ быстро
  • снять ТУФЛЮ

Ответ: ездите

9)Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

  • 1) озарять, косой (взгляд), выдирать (страницу)
  • 2) блистательный, предположить, запирать
  • 3) росистый, поплавки, осложнять
  • 4) расстелить, разжигать (камин), поднимать
  • 5) заровнять, горизонтальный, укрощать

Ответ: 24

10)Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) пр..возмочь, пр..творить (в жизнь), пр..рвать (собеседника) 2) пр..образ (героя), поз..брошенный, р..стрёпанные (волосы) 3) о..бивать (мяч), о..брасывая (тень), (кран) по..текает 4) сверх..энергичный, с..ёжился, в..езд, 5) обе..кровленный, и..подтишка, бе..компромиссный

Ответ: 15

11)Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) засушл..вый, застр..вать 2) жал..ваться, идеализир..вать 3) бревенч..тый, издавн.. 4) подстра..ваться, (певица) обезголос..ла 5) затверд..вать, магни..вый

Ответ: 235

12)Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) излеч..шься, разлож..м (вещи) 2) напо́ лн..вший (светом), обожа..мый 3) услыш..нный, теш..щий (надеждой) 4) вер..щий (в чудо), почу..вший (запах) 5) переинач..нный, (она) назнач..т (цену)

Ответ: 134

13)Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. Я имел в виду (НЕ)КОНКРЕТНО вас, а вообще всех людей. Мир был целостный, (НЕ)РАЗДЕЛЁННЫЙ. В этот вечер (НЕ)ОДНОМУ Николаю Терентьевичу суждено было пережить неприятные минуты. Разговор был (НЕ)ДОЛГИМ и душевным, а очень поверхностным, двухминутным. Анна Фёдоровна, (НЕ)УСПЕВШАЯ откусить ни одного кусочка от бутерброда, вынуждена была встать из-за стола.

14)Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. Я был согласен с мнением Люси лишь (ОТ)ЧАСТИ, но спорить не стал, потому что (ПО)ПРОСТУ не хотел ссоры. ЧТО(БЫ) не вспугнуть воробья, я остановился, давая птице возможность доклевать зёрнышки, к ТОМУ(ЖЕ) спешить мне было некуда. Сложив лист (В)ЧЕТВЕРО, я положил его в карман, хотя был уверен, что он ВРЯД(ЛИ) мне понадобится. Сотников поглядывал в текст дневниковых записей своего далекого предка и, (В)ПОЛУХА слушая невыразительный бубнёж сына, думал о том, как прочна и в ТО(ЖЕ) время непредсказуема человеческая память. Отец с жаром ткнул пальцем (В)НИЗ первой попавшейся страницы, будто (ЗА)РАНЕЕ знал, что там написано.

15)Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Наконец только к вечеру ему удалось отыскать где-то под крышей среди груды пыльного хлама свои ящики. Очевидно, их перебрасывали с ребра на ребро, пока не засунули под тяжёлый, кова(1)ый железом сундук: планки были продавле(2)ы и местами оторва(3)ы, и хрупкие части его излюбле(4)ого, вогна(5)ого в тончайшее сплетение спиралей замысла раздробле(6)ы и убиты.

16)Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  • 1) Я поднялся наверх залез обратно в кровать и разложил газеты по покрывалу.
  • 2) Многие из молодых людей не желали оставаться в селе и переезжали в районный центр или даже в столицу.
  • 3) Их сын рисовал стенгазеты как для родного почтового пункта так и для военной цензуры и считал себя многогранно развитым офицером.
  • 4) Теперь оставалось понемногу стареть да рыбачить да охотиться.
  • 5) Он обедает регулярно дома и после обеда по-прежнему усаживается в диванной и о чём-то вечно таинственно беседует с Катенькой.

17)Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). В возникавших на несколько секунд (1) «тоннелях» (2) проделанных фарами редких машин (3) ему удавалось иногда разглядеть поздних прохожих целиком, и тогда перед ним возникали то (4) неспешно идущая (5) пара, то (6) сидевший на скамейке (7) старик (8) положивший ладони на колени.

18)Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые). Тем не менее (1) я существую, и мне, искренне говоря, в результате (2) вполне (3) единственного бытия дороже всего моря. Хотя (4) я не враг равнин, друг ледниковых гряд, ценитель пустынь и гор – особенно (5) Апеннин – всего этого (6) говорят (7) в  космосе перебор.

19)Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). А те (1) кто работал (2) тщательно соблюдали сиесту – двухчасовой перерыв (3) по окончании (4) которого (5) они возвращались на рабочее место разве что для того (6) чтобы передохну́ ть после тяжкого обеда.

20)Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Так уж вышло (1) что моя мать умерла (2) когда я был ещё подростком (3) и (4) хотя в том (5) что произошло со мной после этого (6) виноват только я (7) всё же, потеряв её, я потерял и всякий ориентир (8) который мог бы вывести меня в какую-то более счастливую, более людную, более нормальную жизнь.

21)Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. (1)Ординская пещера является самой длинной гипсовой пещерой России, она широко известна своими подводными красотами. (2)Расположена пещера на левом берегу реки Кунгур, а своё название она получила по близлежащему селу Орда. (3)Местным жителям пещера известна давно, однако первые серьёзные исследования пещеры относятся лишь к началу 1990-х годов, когда была изучена и закартирована сухая часть пещеры. (4)Первые подводные исследования проведены в марте 1994 года. (5)В декабре 1997 года была организована первая всероссийская спелеоподводная экспедиция, и в итоге обследованная длина пещеры достигла 1250 метров. (6)По последним данным, длина Ординской пещеры достигает 5100 метров, а протяжённость сухой части при этом составляет лишь 300 метров. (7)По длине Ординская пещера находится на четвёртом месте в Пермском крае после Дивьей (10,1 км), Кизеловской (7,6 км) и Кунгурской ледяной (5,7 км). (8)В пещере есть несколько озёр, соединяющихся с подводной частью пещеры.

22)Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

  • 1) Когда у Юрия украли бумажник и билеты на самолёт и не удалось восстановить билеты, он был расстроен и обескуражен.
  • 2) Юрий и Серёжа познакомились с Ираклием по дороге на аэродром – тот был водителем такси, сочувственно выслушавшим историю с украденным бумажником.
  • 3) Отец с сыном сидели на скамейке около аэровокзала поздно вечером, потому что у них не было денег на автобус, чтобы добраться до гостиницы.
  • 4) Когда из легкового автомобиля, остановившегося неподалёку от скамейки, где сидели Юрий с Серёжей, вышел человек, Юрий испугался, но, узнав в этом человеке Ираклия, сразу успокоился.
  • 5) На следующий же день после приезда в Москву Юрий отправил деньги Ираклию.

26)«В рассказе “Знакомые люди” И. Грековой используется немало средств художественной выразительности. Среди них стоит отметить такое синтаксическое средство, как (А)________ (предложения 4, 5, 57), такой троп, как (Б)________ (в предложении 26), такой приём, как (В)________ (“знал” в предложениях 74–75), а также такое лексическое средство, как (Г)________ (“друг другу” в предложении 27, “первым делом” в предложении 61)».

Сложные задания и ответы с варианта РУ2010302:

(1)Колибри, как и многие животные, на время неблагоприятных условий впадают в состояние торпора, когда обмен веществ, сердцебиение и дыхание у них замедляются и животные замирают в неподвижности. (2)Во время торпора температура тела может значительно понижаться, и, как выяснили учёные, чемпионами в этом плане оказались <…> колибри: живущие в Андах колибри-металлуры остывают в период торпора до 3,26 °С, частота ударов их сердца падает с 1200 до 40 в минуту, и в целом птицы урезают расход энергии на 95 %. (3)Такая способность колибри остывать до температуры безжизненного камня, по словам авторов исследования, позволяет этим птицам жить на высоте 5000 м над уровнем моря.

1)Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

  • 1) Торпор – это состояние, в которое впадают животные, чтобы пережить период неблагоприятных условий; он характеризуется замедлением обмена вещества, сердцебиения и дыхания, а также понижением температуры.
  • 2) Способность колибри впадать в торпор – состояние замедления обмена веществ, сердцебиения и дыхания, а также понижения температуры – позволяет этим птицам снижать расход энергии на 95 % и жить на значительной высоте над уровнем моря.
  • 3) Колибри-металлуры способны снижать температуру тела до 3,26 °С и замедлять частоту ударов сердца с 1200 до 40 в минуту, что позволяет этим птицам экономить до 95 % энергии.
  • 4) Колибри способны в состоянии торпора (замедления обмена веществ, сердцебиения и дыхания) настолько сокращать расход энергии, что остывают практически до температуры безжизненного камня, что даёт возможность этим птицам жить высоко над уровнем моря.
  • 5) Торпор – это состояние длительной спячки, которое необходимо колибри и другим птицам для того, чтобы пережить период неблагоприятных условий.

Ответ: 24

2)Самостоятельно подберите уточняющую частицу, которая должна стоять на месте пропуска в втором (2) предложении текста. Запишите эту частицу.

Ответ: именно

3)Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова УСЛОВИЕ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. УСЛОВИЕ, -я, ср.

  • 1) обычно мн. Требования, из к-рых следует исходить. Условия задачи.
  • 2) Требование, предъявляемое одной из договаривающихся сторон. Назовите ваши условия. Условия перемирия.
  • 3) Устное или письменное соглашение о чём-н., договорённость (устар.). Заключить, нарушить у.
  • 4) мн., чего. Правила, установленные в какой-н. области жизни, деятельности. На льготных условиях. Условия проживания в общежитии.
  • 5) мн. Обстановка, в к-рой происходит, осуществляется что-н. Хорошие условия для работы. Природные условия. Жилищные условия. Действовать в благоприятных условиях.

Ответ: 5

4)В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

  • взялАсь
  • отключЁнный
  • щемИт
  • намЕрение
  • диспАнсер

Ответ: диспансер

5)В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. Я должен его развлечь, должен ОТПЛАТИТЬ добром за добро. Ходовую рубку удлинили, НАРАСТИЛИ, приварили к ней в продолжение нечто, похожее на сарай. Станьте самозанятым – и никто не сумеет ЗАНИЗИТЬ вас в должности. В кабинете висело ещё несколько КРАСОЧНЫХ таблиц. Старик поднял вёсла – и ЦАРСТВЕННАЯ река понесла нас.

Ответ: понизить

6)Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Запишите это слово. Дело было не только в дядюшкиной эрудиции, романтическом прошлом и безупречном вкусе – Колюня восхищался его привычками, жестами, словечками, мимикой лица, смесью грубоватости и изысканности, ловил каждое слово, а умного взрослого человека это обожание забавляло.

Ответ: лица

7)В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

  • пара ДЖИНСОВ
  • МЯГЧАЙШИЙ мармелад
  • пять СВЕЧЕЙ
  • ветер ТРЕПЛЕТ деревце
  • к ДВУХ тысячи пятому году

Ответ: две 

9)Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов. 1) возрождение, возразить, аннотация 2) привязать, ослеплённый, запотевать 3) реалистичный, экономический, околдовать 4) пленительный, починить, направление 5) колыхаться, полемика, собирать

Ответ: 24

10)Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) обе..доленный, не..гибаемый, и..древле 2) вз..скать, пост..ндустриальный, без..нвентарный 3) пр..старелый, непр..одолимый, пр..даться (мечтаниям) 4) фотооб..ектив, зав..южило, р..яный 5) под..звать, с..звучие, перев..плотиться

Ответ: 35

11)Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) мировоззренч..ский, заступнич..ство 2) опрокид..вать, совет..вать 3) стрессоустойч..вый, глин..стый 4) масл..нистый, повел..вать 5) заплесн..вевший, услужл..вый

Ответ: 13

12)Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) всклокоч..нный, вы́ ключ..вший 2) пересил..шь, увид..мся 3) (он) жажд..т (общения), удосто..нный (награды) 4) непроница..мый, (ребёнок) пыш..т (здоровьем) 5) реж..щий (край), дыш..щий

Ответ: 234

13)Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. Ещё (НЕ)ОШТУКАТУРЕННЫЕ стены выглядели тоскливо. Я не считал Токарева своим (НЕ)ДРУГОМ, хотя иногда он меня невообразимо раздражал. Но почему-то в метро, по дороге в заветный офис, мне было отнюдь (НЕ)РАДОСТНО. Калитка была (НЕ)ЗАПЕРТА, так что я решил войти во двор. Маша даже (НЕ)ДОЕЛА омлет – быстро выпила кофе и помчалась в садик.

14)Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. ЧТО(БЫ) я ни думал о самом себе, как сильно ни критиковал бы себя, у меня хватало сил (ВО)ВРЕМЯ остановиться и начать действовать решительно. К вечеру я изрядно устал, (ОТ)ТОГО решил оставить часть дел (НА)УТРО. В сувенирной лавке меня заинтересовала небольшая фигурка из камня (НА)ПОДОБИЕ кварца – а может, это и был кварц – (В)ВИДЕ пирамидки, с крошечной металлической звёздочкой на вершине. Машину резко повело (В)БОК, однако Саша успел повернуть руль, (ПО)ЭТОМУ нам удалось избежать столкновения с огромной кучей щебня. Группа шла по заболоченной местности след (В)СЛЕД, держась (ПО)БЛИЖЕ друг к другу.

15)Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Гражданин появился передо мной, как экспонат музея восковых фигур, – пожилой, коротенький, с толстенькими, точно подкраше(1)ыми, щёчками, с выцветшими глазками, с удивительно пышно взбитыми табачно-седыми усами. Мелочи, казавшиеся давно забытыми, возникли перед моими глазами: шпаги отца, которыми мы фехтовали; бронзовый Мефистофель; глиня(2)ая пепельница, исписа(3)ая изречениями; дли(4)ая запая(5)ая трубка с розовой жидкостью – эти предметы стояли и лежали на письме(6)ом столе старшего брата.

16)Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  • 1) Лишь пылкое воображение или глубокое знание или и то и другое вместе заставили часть людей остаться в задумчивости перед опустевшей котловиной.
  • 2) В середине I тысячелетия н. э. славяне заселили огромные территории в Центральной Южной и Восточной Европе.
  • 3) Я не столько думал об этой ситуации сколько пытался разобраться в себе понять свои мысли и чувства.
  • 4) Но он был гораздо старше меня как по возрасту так и по литературному положению и его дружба со мною имела характер покровительства.
  • 5) Мой сосед был мягок и чуток характером добр и удивительно отзывчив.

17)Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Сначала мы ехали вдоль пригородов (1) подступивших к самому шоссе (2) частоколами покосившихся заборов, но часа через два они кончились (3) уступив место (4) грустно желтеющим (5) лесам (6) перемежающимся (7) скошенными полями с копнами соломы.

19)Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Они пошли узкими улочками к тёмному холму (1) на вершине (2) которого (3) прилепился писательский Центр – гостиница из семи номеров с бетонным копытом террасы над обрывом (4) где один известный писатель после завтрака делал разминку и расхаживал потом с чашкой кофе.

20)Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Он терпеть не мог хаоса (1) и (2) если встречал что-нибудь неупорядоченное (3) долго над ним бился (4) чтобы всё разобрать и разложить по полочкам (5) но (6) когда ему наконец удавалось превратить хаос в стройную систему (7) он чувствовал себя по-настоящему счастливым.

21)Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. (1)Эльто́ н – бессточное солёное озеро в Палласовском районе Волгоградской области, это самое большое по площади минеральное озеро Европы и одно из самых минерализованных в мире. (2)Название озера, возможно, произошло от монгольского «Алтын-Нор» – «золотое дно». (3)Озеро представляет собой впадину между крупными соляными куполами на крайнем севере Прикаспийской низменности, оно округлой формы, а вода его имеет золотисто-розовый оттенок. (4)Минерализация озера Эльтон очень высокая: солёность в полтора раза превышает концентрацию солей на Мёртвом море. (5)Вокруг Эльтона сохранились большие по площади участки опустыненных степей Северного Прикаспия, которые словно тянутся до горизонта. (6)В долинах рек, в верхнем и среднем течении, среди тростниковых зарослей находят убежища водные и околоводные животные. (7)В устьях в весенний и осенний период можно увидеть тысячи мигрирующих птиц, принадлежащих к разным видам куликов и семейства утиных. (8)Несмотря на огромное природоохранное значение, Приэльтонье на данный момент характеризуется комплексом экологических и социальноэкономических проблем.

22)Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

  • 1) Отец с сыном во время отдыха потратили так много денег, что у них не хватило средств купить билеты на самолёт в Москву.
  • 2) Главный герой рассказа – Юрий – записал номер телефона таксиста, подвозившего их с сыном в аэропорт, но постеснялся ему позвонить, когда выяснилось, что билеты восстановить нельзя.
  • 3) Ираклий поначалу долго сомневался, предлагать ли помощь Юрию, но всё же решил предложить отцу с сыном деньги и место для ночёвки, поскольку пожалел мальчика.
  • 4) Получив в Москве письмо от родственников Ираклия, Юрий испытал чувство стыда: он не был уверен в своей готовности одолжить деньги постороннему человеку, как это сделал Ираклий.
  • 5) Родственники Ираклия были благодарны Юрию не столько за сам тот факт, что Юрий перевёл им деньги, сколько за то, что он оказался честным человеком.

26)«Рассказ И. Грековой “Знакомые люди” основан на реальных событиях. История эта не отличается сложностью сюжета – пожалуй, в такой ситуации оказывались или могли бы оказаться многие отдыхающие. Подчёркнутая “обычность” ситуации, которая оказала тем не менее сильное влияние на мировоззрение главного героя, поддерживается самим языком рассказа. Среди средств художественной выразительности стоит отметить следующие: такие приёмы, как (А)________ (предложения 4–5), (Б)________ (предложение 75) и (В)________ (предложения 71–72), а также такое лексическое средство, как (Г)________ (“порастратились” в предложении 6, “не признал” в предложении 67)».

27) (1)Несколько лет назад мой знакомый, Юрий Сергеевич М., проводил отпуск на Черноморском побережье Кавказа. (2)С ним путешествовал его сын Серёжа, кудрявый романтический мальчик, жаждущий приключений, вылитый «маленький принц» из сказки Сент-Экзюпери…

Другие тренировочные варианты ЕГЭ 2021 по русскому языку 11 класс:

23.09.2020 Русский язык 11 класс варианты РУ2010101-РУ2010102 ответы и задания

08.12.2020 Русский язык 11 класс варианты ЕГЭ РЯ2010701 РЯ2010702 ответы и задания статград

Доброе утро!

В Петербурге умерла актриса Нина Ургант, ей было 92 года. В остальном так:

  • Минюст России объявил «иностранными агентами» четырех журналистов Idel.Реалии и организацию по защите прав призывников.
  • Прокуратура требует увеличить срок главе карельского “Мемориала” Юрию Дмитриеву – с 13 лет до 15.
  • В Беларуси признаны «экстремистскими» соцсети Радио Свобода.
  • Путин и Байден проведут переговоры по видеосвязи в связи с концентрированием российских войск у границ Украины.

«Иностранные агенты» и другие неугодные

  • Как всегда по пятницам, Минюст России дополнил реестр «иностранных агентов» – на этот раз в него добавили четырех журналистов Idel.Реалии (это татаро-башкирская служба Радио Свобода) и ассоциацию «Гражданин.Армия.Право», которая занимается защитой прав призывников и военнослужащих. Уже объявленное «иностранным агентом» издание «Первое антикоррупционное СМИ» (ПАСМИ) оштрафовали на 500 тысяч рублей за отсутствие маркировки, а его главреда – на 50 тысяч за то же самое.
  • В Петрозаводском горсуде, где рассматривается апелляция на приговор главе карельского «Мемориала» Юрию Дмитриеву, прокурор попросил на два года увеличить срок, к которому приговорен краевед, с 13 до 15 лет. Защита и коллеги Юрия Дмитриева называют дело сфабрикованным. Ликвидированное сейчас издание “Проект” называло заказчика уголовного преследования Дмитриева – это фээсбэшник Анатолий Серышев, сейчас он работает помощником Путина, а ранее был главой ФСБ Карелии.
  • ФСБ возбудила уголовное дело в отношении Дарьи Полюдовой и еще пяти активистов «Левого сопротивления». Их обвиняют в создании экстремистского сообщества и участии в нем. Сейчас Полюдова отбывает шестилетний срок по обвинению в «оправдании терроризма». До этого ее сажали за “призывы к нарушению территориальной целостности России”.
  • Суд в Кирове взыскал с активиста Михаила Семенова 340 тысяч рублей за работу силовиков на акции в поддержку Навального 31 января (Семенов был признан организатором этой акции).
  • В Ростове-на-Дону прошли обыски у родственников главреда издания “Голос” Игоря Хорошилова. Они связаны с уголовным делом в отношении журналиста-расследователя Сергея Резника, который с 2019 года не живет в России, но продолжает публиковать расследования в своем блоге. Силовики пытаются выяснить, откуда он получает информацию.
  • Журналистка Радио Свобода и ведущая телеграм‑канала “ФемВремя” Карина Меркурьева рассказала об угрозах и публикации своих личных данных в соцсетях. Ранее такие же угрозы поступали другой фем-активистке, Дарье Серенко.
  • Суд в Москве оштрафовал рэпера Элджея на сто тысяч рублей за “пропаганду наркотиков” в интернете.
  • Суд в Москве продлил до 7 марта арест ректору «Шанинки» Сергею Зуеву. Заседание несколько раз прерывали, потому что Зуеву вызывали «скорую», когда у него подскакивало давление. Незадолго до помещения в СИЗО Зуев перенес третью за год операцию на сердце.
  • Неонацисту Тесаку (Максиму Марцинкевичу) посмертно предъявлены обвинения в трех убийствах.
  • Интерпол отказал России в объявлении в розыск чеченского оппозиционного блогера Тумсо Абдурахманова – того самого, которого пытались убить в Швеции по заказу властей Чечни. В России против Абдурахманова возбуждено уголовное дело по статье о публичном призыве к экстремистской деятельности. Вот разговор с ним.

Новости рунета

Пользователи МТС, “Ростелекома” и других российских провайдеров сообщили о блокировке сети Tor. Проект GlobalCheck, который занимается мониторингом российской системы интернет-блокировок, пишет, что Tor блокируют с помощью оборудования, предназначенного для изоляции рунета.

Соцсеть «ВКонтакте» перешла под контроль близкого друга Путина Юрия Ковальчука, а пост гендиректора VK перешел от сына гендиректора ВГТРК Добродеева к сыну первого замглавы администрации президента Кириенко. Зачем Кремлю «ВКонтакте», здесь объясняют экономисты Сергей Алексашенко и Владислав Иноземцев и политолог Мария Снеговая (спойлер: чтобы встроить соцсеть в кремлевскую пропагандистскую машину).

По данным агентства Bloomberg, дело основателя Group-IB Ильи Сачкова, которого обвиняют в госизмене, связано с передачей США информации о российских хакерах, причастных к взломам перед американскими президентскими выборами 2016 года (речь идет о группировке Fancy Bear, которую связывают с российской военной разведкой). Тем временем в Москве по делу о госизмене арестован некий Кирилл Суслов 1987 года рождения – в чем его обвиняют, неизвестно, потому что материалы дела засекречены.

Вокруг Украины

В пятницу выяснилось, что Лавров и Блинкен договорились в Стокгольме о переговорах между Путиным и Байденом: они пройдут по видеосвязи, предположительно, 7 декабря. Политолог Федор Крашенинников говорит, что сам факт проведения такой встречи для Путина уже успех (ему почему-то крайне важно быть «успешным переговорщиком», без которого ни одна проблема в мире не решается – пусть даже он сам эти проблемы и создает). По мнению политологов Андрея Колесникова и Александры Филиппенко, ни к каким реальным результатам эта встреча не приведет, но ее следует приветствовать просто потому, что дальше ухудшать отношения между Россией и США уже некуда. Реальной целью военных маневров Путина у границ Украины все трое считают дестабилизацию обстановки в этой стране. (Например: в пятницу бывший глава офиса Зеленского Андрей Богдан обвинил украинские спецслужбы и «Вовчика» в попытке взлома его телеграма – чем больше будет подобных новостей из Киева, тем лучше для Путина.)

Джо Байден, со своей стороны, анонсировал инициативы, направленные на поддержку Киева.

«Медуза» выяснила, кого ФСБ обвиняет в диверсионно-подрывной деятельности в интересах Украины: это 23-летний специалист по кофе из Киева и семья из села Перепельники Тернопольской области – отец, сын и мать, работавшая школьной учительницей.

В Беларуси

Минский городской суд приговорил мать пятерых детей Ольгу Золотарь к четырем годам колонии общего режима по обвинению в создании «экстремистских формирований» (имеются в виду дворовые чаты). Золотарь находится в неволе с 18 марта. Кроме того, соцсети белорусской службы Радио Свобода признаны «экстремистскими материалами», а концерты к Международному дню памяти жертв Холокоста, которые должны были пройти в Минске, отменены по жалобе гражданина Ивана Никифорова, в которой тот утверждает, что средства от этих концертов «идут на поддержку оппозиционных организаций (например, гродненский хоспис)».

Русская служба «Би-би-си» проследила за судьбой белорусов, которых задерживают в России по делам, связанным с протестами: с августа 2020 года было арестовано по меньшей мере 20 человек. Официально Россия экстрадировала только чемпиона мира по кикбоксингу Алексея Кудина (в Минске его заставили извиниться под запись и посадили на 2,5 года), но многих доставляют домой бандитскими способами, а остальных по полгода держат в российских СИЗО.

Вокруг света

ОЗХО приняла документ, открывающий дорогу к запрету использования в правоохранительных целях «химикатов в аэрозольной форме, воздействующих на центральную нервную систему». Россия активно этому сопротивлялась: шаги по запрещению таких веществ ОЗХО стала предпринимать после штурма театрального центра на Дубровке, когда газ на основе фентанила стал причиной гибели более ста заложников. Вот подробности.

Афганские талибы выпустили указ о правах женщин: их нельзя принуждать к замужеству, а также расплачиваться ими за мирную сделку или отдавать в качестве компенсации за прекращение кровной вражды. Это все. О праве на работу и образование там ни слова.

Хроники пандемии

По данным оперативного штаба на утро пятницы, суточный прирост новых случаев COVID-19 в России составил 32 930. Официальное число инфицированных в стране с начала пандемии – 9 миллионов 736 тысяч; официальное число жертв достигло к утру пятницы 278 857 человек (+1217 за сутки). Эти данные сильно расходятся с цифрами Росстата: по подсчетам ведомства, в октябре в России умерли 74 893 пациента с COVID-19, общая смертность в октябре 2021 года выросла на 20,3% по сравнению с октябрем 2020-го, за весь период пандемии от ковида умерли более 460 тысяч россиян.

Депутатам от «Единой России» раздали методички о том, как спорить с противниками вакцинации. Там много аргументов, в том числе такой: при Сталине вас бы расстреляли, при Хрущеве посадили, а при Брежневе отправили бы в психушку.

Появились первые свидетельства того, что штамм «омикрон» обходит естественный иммунитет, возникший у переболевших. Сколько еще будет этих мутаций коронавируса, здесь рассказывает генетик Дмитрий Прусс.

Financial Times утверждает, что главным бенефициаром пандемии стала фармацевтическая компания Pfizer. ВОЗ и бедные страны обвиняют фармгиганта в бесчеловечности и аморальной жажде наживы.

Ссылки для чтения

  • (Не)польские писатели. К дню рождения Джозефа Конрада – эссе Виктора Лапшина о его жизни и книгах. Или рассказ о виленском кружке филоматов, из которого в начале XIX века родилась – ни много, ни мало – новая польская культура.
  • (Не)советские литературные легенды. Монолог Виктора Голышева о романе Оруэлла «1984», работе над его переводом и переводе вообще. Или история нью-йоркского ресторана “Русский самовар”, основанного бывшим ленинградцем Романом Капланом и ставшего на некоторое время центром эмигрантской культуры.
  • Мировоззренческое. Беседа с американским биологом Ли Аланом Дугаткиным, который, будучи последователем Петра Кропоткина, пытается показать биологическую обоснованность альтруизма и взаимопомощи. Или фрагмент из книги Марка Юргенсмейера ««Ужас Мой пошлю пред тобою»: религиозное насилие в глобальном масштабе» (изд-во «НЛО»), в котором рассказывается о теракте, совершенном Барухом Гольдштейном в Пещере Патриархов, и о его последствиях для евреев и арабов.
  • Архитектура и дизайн. Отрывок из книги Дмитрия Козлова «Клином красным бей белых» (изд-во ЕУ СПб), посвященной исследованию композиции из круга и клина, которая лежит в основе одноименного плаката Лазаря Лисицкого – о том, как круг и клин задавали тон авангардной архитектуре. Или фрагмент из книги Марии Савостьяновой «Дизайн сегодня» (изд-во «Гаража») – о взаимопроникновении локального и глобального контекстов.
  • Музыка. Беседа с композитором Алексеем Сысоевым, автором музыки к спектаклям Кирилла Серебренникова и лауреатом «Золотой маски». Или отрывок из книги американского композитора-экспериментатора Элвина Люсье «Музыка 109» (Jaromir Hladik press) – Люсье умер 1 декабря.
  • Кровь и почва. Рассказ о том, как археологи искали предков таримских мумий между Алтаем и Скандинавией и, похоже, нашли – с помощью генетиков. Или путеводитель по разным типам почв.

Искренне ваши,
Семь Сорок

  • Рассказ обыкновенный человек сухомлинский
  • Рассказ один день из жизни египетского воина для 5 класса
  • Рассказ об ученом на английском языке
  • Рассказ об экологическом дне 2 класс день птиц
  • Рассказ об отношениях базарова и его родителей