Рассказ обломов характеристика штольца

595 слов одним из главных произведений ивана гончарова является роман обломов, заслуживший признание со стороны читателей. автор мастерски изобразил три

(595 слов) Одним из главных произведений Ивана Гончарова является роман «Обломов», заслуживший признание со стороны читателей. Автор мастерски изобразил три сюжетные линии: романтические отношения героев, афера с имением Обломова и противопоставление двух судеб — Обломова и Штольца. Роман наполнен интересными и яркими личностями. Особое впечатление оставляет образ Агафьи Пшеницыной. Рассмотрим поподробнее ее характеристику. 

В образе Агафьи писатель изобразил истинную русскую женщину, которая остановит коня на скаку и войдет в горящую избу. У нее пышные формы, рабочие руки, сильное тело. По своей натуре женщина является глубоко религиозной, кроткой, скромной и послушной. Героиня трудолюбива, практична, она стала прекрасной хозяйкой. Агафья обожает чистоту и домашний уют. Пшеницына является идеальной супругой для главного героя романа, ведь воссоздает атмосферу детства в Обломовке, наполненного заботой и вниманием.

Биография Агафьи Пшеницыной довольно не простая. Она овдовела и осталась с двумя детьми без содержания. Ей пришлось своим трудом кормить семью, что в те времена для женщины было крайне сложно.

«Она бедная вдова, живет только тем, что с дома получит; да разве на цыплятах и яйцах выручит кое-что на одежонку ребятишкам.» 

В отличие от Ольги Ильиинской, Агафья Пшеницына не получила достойного образования. Героиня не разбирается во многих жизненных вопросах, она очень ограничена. Пшеницына обладает узким кругозором. Однако героиня умело скрывает свою необразованность. Она либо молчит в нужный момент, либо мило улыбается. Круг интересов Пшеницыной ограничивается ведением хозяйства, работой на кухне, а также общением с прислугой. В этот список позже вошли заботы о муже и ребенке. Иван Александрович обращает особое внимание на положительные черты своей героини. Героиня старалась оберегать Обломова от всех проблем и переживаний. Благодаря Агафье главный герой обрёл долгожданное спокойствие и умиротворенное счастье. Ведь это было заветной мечтой Обломова. 

Писатель показывает, насколько отличается любовь Пшеницыной к Обломову от чувств Ольги Ильинской. Ведь Агафья любит своего супруга просто за то, что он находится рядом с нем, в отличие от Ольги. Агафье нравится чувствовать истинную благодарность со стороны Обломова за ее самопожертвование и заботу. Она не хочет менять партнера, она принимает его таким, каков он есть. Поэтому в семье лидером является женщина. Она налаживает быт, несет ответственность за дом, решает проблемы и финансовые вопросы. Обломов, измученный отношениями с Ильинской, обретает спокойствие рядом с Пшеницыной. Герой словно живёт в своем иллюзорном мире. При этом образ Агафьи наиболее полно характеризует выбор жизненных установок персонажа. Героиню не нужно завоевывать, не нужно поддерживать, не нужно носить на руках. Она сама понесет Обломова и еще «спасибо» скажет. Выбрав такую женщину, Илья навсегда отказался от попытки изменить себя и стать мужем, а не ребенком в семье. Ведь именно та умиротворяющая атмосфера, которую создала Агафья, приводит Илью к ранней смерти. Герой не желает исполнять все рекомендации врачей и умирает от своего образа жизни и мышления.

В браке у Ильи и Агафьи рождается сын. Героиня обожает своего ребёнка, однако решает отдать его на воспитание Штольцам после смерти мужа. По ее мнению, они смогут дать ребёнку достойное воспитание и образование. Даже в этом выборе проявляются главные черты героини: сила духа, бескорыстная и жертвенная любовь, практическое мышление.

Можно заметить, что на протяжении всего повествования Гончаров невольно сравнивает Агафью с Ольгой. Как мы видим, простая религиозная женщина, обладающая способностью к искренней любви, во многом превосходит образованную карьеристку. Пшеницыной доставляет подлинное счастье бескорыстная любовь. Однако она же и губит предмет своей любви, потакая слабостям мужа и позволяя ему растрачивать себя в лени.

В образе Агафьи Пшеницыной писатель воплотил искреннюю и бескорыстную любовь не только к мужу, но и к окружающему миру. В отличие от других персонажей, Агафья не стремилась к материальному благополучию и личным целям. Но героиня смогла обрести истинное счастье, отрекшись от эгоизма. Именно благодаря своей открытости, доброте, искренности и самоотдаче главная героиня сумела стать по-настоящему счастливой.

Черты характера Агафьи Пшеницыной Цитаты
Пренебрежительное отношение к себе «Те что? Такие же замарашки, как я сама, – небрежно говорила она, – они родились в черном теле…» 
Доброта и отзывчивость «Какие же вы добрые! – говорил Обломов, подходя к ней…» 
Спокойный темперамент «Главное, спокойствие-то какое тебе будет: все равно как у родной сестры…» 
Застенчивость и робость «Она вошла робко и остановилась, глядя застенчиво на Обломова…»
Трудолюбие и активность «А бывало, так у ней все и кипит в руках! С утра до вечера так и летает…» 
Невежество и «тупость» «…– А читаете что-нибудь?  Она поглядела на него тупо и молчала…»  «…даже тупость пропадала, когда она заговаривала о знакомом ей предмете».
Бескорыстие и естественность «И чувство Пшеницыной, такое нормальное, естественное, бескорыстное, оставалось тайною для Обломова, для окружающих ее и для нее самой.»
Хозяйственность «Вы чудо, а не хозяйка! – говорил он…»
Заботливость, умение любить «Его как будто невидимая рука посадила, как драгоценное растение, в тень от жара, под кров от дождя, и ухаживает за ним, лелеет.»
Преданность и глубина чувства Все грустит по муже, – говорил староста, указывая на нее просвирне в кладбищенской церкви, куда каждую неделю приходила молиться и плакать безутешная вдова.

Автор: Виктория Комарова

(1086 слов) Иван Александрович Гончаров является известным русским писателем и литературным критиком. Одним из главных произведений Гончарова является роман «Обломов». Создавая его, автор поставил перед собой цель — продемонстрировать и раскрыть суть понятия «обломовщина». Чтобы всесторонне его проанализировать и представить читателю, Иван Алексеевич показал ярких и многогранных персонажей. Рассмотрим поподробнее их характеристику.

Главным героем является Илья Ильич Обломов. Персонажу тридцать два года на момент повествования. Обломов родился помещиком, который проживает доход от наследного имения, постоянно сокращающийся из-за его нежелания работать. Это очень ленивый и апатичный человек. Каждый его день проходит на диване, Обломов обожает много и вкусно поесть, а также поспать. Однако его деградация видна даже в условиях его зоны комфорта: Илью окружает грязь, темнота, пыль, как будто он уже давно погребен в своей комнате, и жизнь миновала. Но герой не замечает своей духовной смерти, ведь придерживается устаревших идеалов и взглядов. Для него его инфантильное детство с чрезмерной опекой родителей является воплощением рая на земле. Душа персонажа наивна и чиста, как у ребенка. Обломов никому никогда не причинил вред. Ленивый образ жизни главного героя обусловлен воспитанием. Ведь героя с детства окружали гиперопекой, за него делали даже мелкую работу. Илья Ильич начинает меняться, лишь влюбившись в Ольгу Ильинскую. Но вскоре он возвращается к прежней жизни, не выдержав усилий. Обломов женится на Агафье, которая потворствует его лени, и вскоре умирает от своего образа существования. Вот тут, кстати, подробная цитатная характеристика.

В образе Андрея Штольца русский писатель изобразил друга Обломова. В то же время он является его антиподом. Андрей не привык бездельничать. Для этого героя будущее заключается в постоянном развитии. Штольц получает удовлетворение от труда и достижений. В отличие от Обломова, Андрей воплощает свои мечты в реальность и становится успешным. Все же Штольц лишён душевной теплоты, по натуре он груб и настойчив. Однако это не мешает ему взять сына друга к себе на воспитание после смерти Ильи.

Одной из главных героинь романа «Обломов» является Ольга Ильинская. Она отличается большой уверенностью в себе, все время стремится к развитию. Ольга не отличается невероятной красотой, но ее индивидуальность всегда надолго запоминается мужчинам. Также девушка наделена силой воли, амбициозностью и активной жизненной позицией. Влюбившись в Обломова, Ильинская думает, что изменит его, поставив на правильный путь. Но все же у персонажей разные жизненные идеалы, из-за чего они расстаются. Ильинская любит выходить в свет, познавать новое, поэтому она сходится со Штольцем. Но сложно сказать, что Ольга по-настоящему счастлива с ним. Ей не хватает «хрустальной» души Обломова.

Важную роль играет мещанка Агафья Пшеницына. Агафья — супруга Ильи Обломова. Она представляет собой антипод Ольги Ильинской. Пшеницына необразованная, немолодая, не изящная и не утонченная, но она отличается добротой, покладистостью, кротостью. Смело можно сказать, что образ Агафьи является самым трогательным в романе Гончарова. Агафья, подобно Обломову, является представителем старых порядков, где женщина делает все для супруга, потакая ему в каждой слабости. Пшеницына, не имея собственного мнения, во всем подстраивается под Обломова и принимает его в семью скорее ребенком, чем мужем, ведь опоры и помощи от барина не видать. Героиня желает сделать для Ильи такую жизнь, чтобы в ней не было никаких сложностей. Агафья ничем не интересуется, кроме быта. Пшеницына искренне любит супруга. Вместе со смертью Обломова Агафья теряет смысл жизни, ведь отдает сына на воспитание к Штольцу, чтобы обеспечить для него лучшее будущее.

Не менее интересны и второстепенные персонажи романа Гончарова «Обломов».

В образе Захара показан слуга главного героя. Он очень похож на Обломова своей ленью и неряшливостью. Своему хозяину он может принести либо упавшую пищу, либо еду в грязной тарелке. Но при этом персонаж заботится об Обломове и бережёт его. Он искренне предан своему хозяину. Читатель понимает, что жизнь Захара зависит от жизни главного героя. Когда Илья умирает, Захар также перестаёт существовать. Герой идет на паперть, покидая дом Агафьи. Однажды Штольц случайно встречает нищего Захара и предлагает ему уехать в деревню. Однако тот отказывается, заявляя, что не сможет оставить могилу своего хозяина без присмотра. 

В образе Анисьи писатель продемонстрировал супругу Захара и кухарку Ильи. Женщина является трудолюбивой хозяйкой. По натуре героиня очень добрая и спокойная. Анисья олицетворяет истинную русскую женщину. Появившись в доме персонажа, героиня почти заменила Захара. Барину, привыкшему к старым порядкам, это совсем не понравилось, и он не разрешил Анисье выполнять его обязанности. Героиня любит давать своему супругу разные советы. Когда Обломов умирает, женщина заботится о муже, считая себя по-настоящему счастливой. Героиня умирает от холеры.

Иван Мухояров является братом Агафьи. Герой работает секретарём в канцелярии. Сначала читатель видит в этом персонаже тихого человека, однако потом выясняется, что он невероятно хитрый и бесчувственный. Герой сумел накопить приличный капитал благодаря взяткам и сомнительным аферам. Иван вместе с Тарантьевым составляет план, чтобы обворовать Обломова. Штольцу удаётся раскрыть их махинацию.

В начале произведения читатель знакомится с образом Волкова. Это зажиточный дворянин, который обожает светскую жизнь и модную одежду. Подобно Обломову, Волков ленив. Однако его леность проявляется в посещении праздников и балов. Герой трудится лишь один раз в несколько неделю, не принося никакой пользы обществу, зато прожигает свое наследство в светской суете.

Вторым гостем главного героя является Судьбинский. Для этого персонажа огромное значение в жизни имеет служба. Образ Судьбинского символизирует чиновничий Петербург. Персонаж много трудится, в результате получает повышение. Именно с ним Илья начинал служить, однако вскоре он бросил это дело. По мнению персонажа, стремление к карьере не может принести подлинной радости, а, наоборот, портит личность. 

В образе третьего гостя изображен Пенкин. Он представляет собой пустого литератора, который пишет подряд обо всем. Персонаж публикует свои рассказы и статьи два раза в неделю, чтобы заработать денег. Кроме того, он часто пишет по ночам. Его творчество является продажным и ремесленным. 

Можно заметить, что Волков, Судьбинский и Пенкин являются некими двойниками главного героя. Ведь их жизнь такая же бесцельная, как и жизнь Ильи Обломова, под под покровами иллюзии деятельности. 

Четвертым гостем Ильи выступает Алексеев. В его образе автор показал настолько тихого и незаметного человека, что окружающие часто не могут вспомнить его фамилию. Этот персонаж предпочитает подстраиваться под других. Это качество нравится главному герою. Ведь Алексеев ничем не интересуется, он не имеет собственного мнения. Алексеев — бедный человек, он приходит к Илье, чтобы поесть и скоротать время. Читатель замечает, что Алексеев несколько похож на Обломова. Оба героя являются скромными, незаметными, и их ничего не интересует, кроме еды. 

Михей Тарантьев является пятым гостем Ильи Обломова. В его образе представлен грубый и необразованный чиновник. Тарантьев — явный любитель вкусно поесть в гостях. При этом он предпочитает ругаться и оскорблять окружающих. Михей является мошенником, готовым на различные аферы.

В своем произведении Иван Гончаров продемонстрировал не только образ, олицетворяющий безделье, но и показал окружение, где формируется подобная личность. Жизнь Обломова заканчивается трагически. «Обломовщина» одерживает победу, а герой умирает, не принеся никакой пользы обществу и оставив сына сиротой. 

Автор: Виктория Комарова

                
Открытый урок в 10 классе по литературе.

Тема
урока: Обломов и Штольц: сопоставительная характеристика героев (по
роману И.А. Гончарова «Обломов»..

Цель:
помочь
учащимся через антитезу героя-«идеалиста» и героя-«практика» прийти к выводу о
схожести героев и общечеловеческом стремлении к счастью.

Задачи:

— сформулировать проблемный и исследовательский вопросы урока;

 — определить критерии сравнения героев романа;

— совершенствовать навыки работы с текстом;

— сделать выводы и связать их в монологическое высказывание;

— дать самооценку своей деятельности на уроке.

Виды
деятельности:


составление  сравнительной характеристики Обломова и Штольца;


беседа с использованием текста романа «Обломов» — работа с высказываниями
критиков А. Добролюбова, А.В.Дружинина

Оборудование: раздаточный материал (образец плана характеристики
художественного образа-персонажа, карточки, текст романа «Обломов»),

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и
навыков.

Прогнозируемые результаты: учащиеся отбирают материал для
сравнительного анализа, обращая внимание на сходство и различие персонажей
романа; выполняют исследовательскую работу в группах; принимают участие в
аналитической работе в группах, в беседе.

  Ход урока.

1.                 
Организационный этап (12.00)


Добрый день, путешественники по огромной стране литературы! И вновь перед вами
роман И.А. Гончарова, еще до конца не понятый, не осознанный, а значит, и не
принятый.
Изучение романа
И.А.Гончарова заставляет нас говорить о смысле жизни, о назначении человека…

Тема урока (слайд
1)

2.    
Создание проблемной ситуации (3 мин.) 12.01-12.04

Работа
в парах. слайд 2


За 2 минуты распределите характеристики в соответствии с образом. (Обломов,
Штольц)

Ученики
зачитывают выполненное задание. слайд 3


Ребята,  по большинству этих характеристик герои похожи друг на друга или они
различны? (Различны)


Ребята, как вам кажется, правильно ли вы распределили характеристики,
выделенные жирным шрифтом.  Почему? (они подходят и для Обломова и для Штольца)

Если
вы внимательно читали роман, то наверняка заметили, что так автор писал об
Андрее Штольце. слайд 4

Так
к какому выводу мы пришли, проделав такую работу. (Обломов и Штольц и
противоположны и похожи)

Мы сегодня с Вами
рассмотрим один из проблемных вопросов произведения: слайд 5

 —  Илья
Обломов и Андрей Штольц… кто же они – двойники или антиподы?

Кто такой Двойник? А Антипод?

— Словарная работа (см. слайд 6)

3.                 
Актуализация опорных знаний (1 мин.) 12.04-12.05

Наше знакомство с
Обломовым уже состоялось на предыдущих уроках. Мы выяснили, что наш герой
медлителен, ленив, не сосредоточен. О каких его качествах ещё стоит сказать? Давайте
дадим ему характеристику более подробную. (ответы учащихся)

— А как знакомит нас
автор с Андреем Штольцем? Так же, как с Обломовым, или иначе?

(О Штольце мы узнаём ещё в первой части
романа, до его появления перед читателями, то есть заочно:

— в связи с гостями Обломова, которые Илье
Ильичу «не по сердцу», в отличие от друга детства – Андрея Ивановича Штольца,
которого «любил искренне»;

— в связи с мечтами главного героя, где
Штольц, знавший и ценивший лучшие качества Ильи Ильича, был неотъемлемой частью
картин счастливой жизни в имении, полной любви, поэзии, дружественных чувств и
покоя;

— Штольц появляется и во «Сне Обломова»,
вписывается в идиллическую, сладостную и одновременно таинственную атмосферу
детства, которая сформировала героя

4.     Работа над темой урока (6 мин.)12.05-12.11

а) составление устного рассказа «Штольц» по предложенному плану (в
парах), слушание нескольких работ.

План

1.  Расскажите о родителях Андрея Штольца. Какими принципами они
руководствовались в воспитании сына?

2.                  
Каков образ жизни Штольца?

3.                  
Каковы его нравственные принципы?

4.                  
Как такой человек, как Штольц, мог «быть близок Обломову…»? Как
бы вы ответили?

 б) Составление сравнительной характеристики «Андрей Иванович
Штольц и Илья Ильич Обломов» (коллективная работа, запись в тетрадях)

— Учитель. Чтобы определить свое отношение к Обломову и Штольцу,
давайте сравним их портреты, воспитание, отношение к учебе в пансионате, 
дальнейшее образование, образ жизни, жизненные стремления, взгляды на общество,
отношение к Ольге, а также взаимоотношения и взаимовляние.

1.                  
Общие черты:

Блиц-вопросы:

— возраст? («Штольц – ровесник Обломову: и ему уже за тридцать
лет»);

— вероисповедание ?(православное);

— обучение? (обучение обоих в пансионате Ивана Штольца в
Верхлёве);

— любовь? (любовь к Ольге Ильинской).

1.2.             
Различные черты: (работа с текстом произведения). 12.11-12-30

1-я группа. Используя текст романа, сравните:

-портрет героев;

— кто были их родители?

— какое воспитание получил каждый из героев?

Предполагаемый ответ

         
— портрет (Обломов – «человек… среднего роста, приятной наружности. С
темно-серыми глазами»). В лице господствовала мягкость, душа «открыто и ясно
светилась в глазах», «обрюзг не по летам»;

— портрет (Штольц «весь составлен из костей, мускулов и нервов,
как кровная английская лошадь», худощав. «цвет лица ровный», глаза
выразительные);

— родители (у Обломова – русские; «Штольц был немец только
вполовину, по отцу: мать его была русская»);

— воспитание (Обломов переходил «из объятий в объятия родных,
друзей». Его воспитание носило патриархальный характер); Штольца отец
воспитывал жестко, приучая к работе, «матери не совсем нравилось это трудовое,
практическое воспитание»).

 2-я группа.  Используя текст произведения, сравните
отношение к учебе в пансионате каждого из них, какое дальнейшее образование
получил Обломов, а какое  — Штольц;

Предполагаемый ответ

— отношение к учебе в пансионате (Обломов учился «по
необходимости», «серьезное чтение утомляло его», «зато поэты задели … за
живое». Штольц «учился отлично, и отец сделал его репетитором «в своем
пансионе»»);

— дальнейшее образование (Обломов до двадцати лет провел в
Обломовке; Штольц закончил университет);

3-я группа. Сравните образ жизни Ильи
Обломова и Андрея Штольца, их жизненные стремления, отношение к ведению
хозяйства.

Предполагаемый ответ

— образ жизни («лежание на диване у Ильи Ильича … было его; Штольц
«Он беспрестанно в движении: понадобится обществу послать в Бельгию или
Англию агента — посылают его; нужно написать какой-нибудь проект или
приспособить новую идею к делу — выбирают его Между тем он ездит и в свет и
читает: когда он успевает — бог весть.
);

— ведение хозяйства (Обломов не занимался делами в деревне,
получал незначительный доход и жил в долг; Штольц «жил по бюджету», постоянно
контролируя свои расходы);

— жизненные стремления (Обломов в молодости «готовился к поприщу»,
думал о роли в обществе, о семейном счастье. Затем он исключил из своих
мечтаний общественную деятельность, его идеалом стала беспечная жизнь в
единении с природой, семьей, друзьями. Штольц, выбрав деятельное начало в
молодости, не изменил своим желаниям, «труд – образ, содержание, стихия и цель
в жизни»);

 4-я группа. Каким видят общество Штольц и Обломов? Как
каждый из них относится к Ольге?

Предполагаемый ответ

— взгляды на общество (Обломов считает, что все «члены света и
общества – «мертвецы, спящие люди». Им свойственна неискренность, зависть,
желание любыми средствами «заполучить громкий чин», он не сторонник
прогрессивных форм ведения хозяйства в деревне; Штольц погружен в жизнь
общества, сторонник профессиональной деятельности, которой занимается сам.  Он
представитель зарождающейся буржуазии, поэтому поддерживает прогрессивные
преобразования в России.).

— отношение к Ольге (Обломов хотел видеть любящую женщину,
способную создать безмятежную семейную жизнь); Штольц пытается воспитать в ней
деятельное начало, способность к борьбе, развить ее ум).

Учитель. Как вы думаете, имел ли влияние Обломов на Штольца?

Предполагаемый ответ

— Между этими героями происходило взаимовлияние (Обломов считал
Штольца своим единственным другом, способным понять и помочь, он прислушивался
к его советам, но сломить обломовщину Штольцу не удалось; Штольц высоко ценил
нравственные качества Обломова, его «честное, верное сердце», любил его «прочно
и горячо», уберег его от мошенника Тарантьева, привел в должный порядок
деревенские дела. Желал возродить к деятельной жизни).

в) Обобщение учителя.

Итак, И.А. Гончаров тщательно отделяет
Штольца от других героев романа, ставя при этом основной  акцент на главной
черте характера Штольца: рассчитывать в жизни только на свои силы и  всего
добиваться собственным трудом. Только тогда карьера сможет не унизить, а
нравственно возвысить личность. И,  по мысли Гончарова, в этом принципе
буржуазной морали нет ничего предосудительного. В нем – знамение новой
европейской цивилизации, в которую вступала Россия 1860-х годов. Но самое
главное, «герой дела» для Гончарова это не столько определенная профессия, сколько
идеальное состояние души человека новой, буржуазной формации. Штольц относится
к работе бескорыстно. Он ее любит не за конкретное содержание (а потому
занимается сразу всем – коммерцией, туризмом, сочинительством, государственной
службой) и не за материальные результаты (Штольц равнодушен к комфорту), а за
то наслаждение, почти эстетическое, которое он получает от самого процесса
труда. На вопрос Обломова: «Для чего же мучиться весь век?» – Штольц с
гордостью отвечает: «Для самого труда, больше не для чего. Труд – образ,
содержание, стихия и цель жизни…». Штольц в такой же степени «поэт труда», в
какой Обломов – «поэт мечты». Оба неисправимые идеалисты, различна только
форма, в которую они облекают свой идеализм.

Но Штольц, происходя из уникального сословия
«русских немцев», естественно впитал в себя «русские» и европейские культурные
веяния, нравственные ценности «старой Руси» и «новой». Поэтому, если Обломов –
это «последний поэт» уходящей патриархальной Руси («Сон Обломова»), то Штольцу
удалось «найти равновесие практических сторон с тонкими потребностями духа», –
так пишет сам Гончаров.

Вернёмся к проблемному вопросу.

4.                  
Аналитическая
работа с отрывками из литературно-критических статей (в группах)

4. Аналитическая беседа

— С кем из критиков романа «Обломов» вы
согласны? Чью точку зрения не разделяете? Аргументируйте свой ответ.

— Сравните характеристику Обломова и
Штольца, данную критиками Н.А.Добролюбовым, А.В.Дружининым. Кто из них, на ваш
взгляд, был объективнее?

4.                  
Рефлексия.
Подведение итогов.

Обобщающая беседа.


Кто же нужнее России: Обломов или Штольц? (возможный ответ:

Конечно, такие прогрессивные
люди как Штольц , просто необходимы, особенно в начале третьего тысячелетия. Но
Обломовы никогда не умрут, частичка Обломова есть в каждом из нас, все мы в
душе немного Обломовы. Мне кажется, проблема «спящего человека», поднятая в
девятнадцатом веке Гончаровым, актуальна и сейчас).

Учитель: Ребята, на доске
записана замечательная цитата Д.С.Лихачева: «Надо понять черты русского
характера. Правильно направленные, эти черты — бесценное свойство русского
человека».


Какие черты русского человека  на основе произведения «Обломов» вы выявили?


Как соотносятся слова Д.С.Лихачева с целью сегодняшнего урока?

5.
Домашнее задание.

Отражение русской действительности в романе И. А. Гончарова «Обломов»

Правдивость, глубина, жизненность характеров и проблем, актуальность поставленных вопросов — характерные черты творчества Ивана Александровича Гончарова — особенно ярко раскрылись в романе «Обломов».

В центре внимания писателя всегда были судьбы его родины. Сам он так отзывался о своем творчестве: «То с грустью, то с радостью, смотря по обстоятельствам, наблюдаю благоприятный или неблагоприятный ход народной жизни». Исторической эпохой, взрастившей творчество этого писателя, были 40-60-е годы XIX века, время глубокого кризиса феодально-крепостнического строя, период ликвидации крепостного права и подъема демократического движения в России.

Первый роман Гончарова — «Обыкновенная история» (1847) — принес ему громкую известность и всеобщее признание.

С большой силой художественного обобщения Гончаров показал крушение старого, патриархального уклада жизни. «Обыкновенная история » — первая часть трилогии Гончарова, запечатлевшей жизнь русского общества на разных стадиях его развития. В 1859 году вышел роман «Обломов», справедливо считающийся вершиной творчества писателя, а еще через десять лет была напечатана третья часть трилогии — роман «Обрыв».

У главного героя «вершинного» романа — Обломова — ярко проявляются черты «естественного человека», удивительным образом сохранившиеся в середине XIX века. Придерживаясь идеологии природной жизни, герой существует согласно собственным принципам, собственному пониманию цельного и гармоничного человека: он решительно отвергает суету, тщеславие, карьеризм, погоню за выгодной женитьбой и богатством. «Нет, — восклицает он, — это не жизнь, а искажение нормы, идеала жизни, какой указала природа целью человека». Но по своей наивности он не задумывается над тем, что все это возможно для него — барина, так как у него есть «Захар и еще триста Захаров», обеспечивающих ему такое беззаботное существование. Илья Ильич радуется своей неподвижности и независимости, не отдавая себе отчета в том, что сам является частью ненавистного ему мира. Лишь иногда прозрение озаряет его, и тогда он с гнетущим беспокойством начинает задумываться над своей жизнью и над причинами, которые погубили все то доброе, что было в нем заложено: «Кто-то будто украл и закопал в собственной его душе принесенные ему в дар миром и жизнью сокровища. Какой-то тайный враг наложил на него тяжелую руку в начале пути и далеко отбросил от прямого человеческого назначения. » Ответ на мучивший героя вопрос приходит в «Сне Обломова», где Гончаров рисует картину патриархально-крепостнической утопии, главным содержанием которой являются «сон, вечная тишина, вялая жизнь и отсутствие движения». Таким образом, тем врагом, который погубил все 1 доброе в Илье Ильиче, явился сам способ его жизни, все то, что впоследствии приобрело определение — обломовщина.

В образе Обломова критик Н.А. Добролюбов увидел отражение русского национального характера, назвал его «коренным типом» русской жизни, а литературовед Д. Н. Овсянико-Куликовский характеризовал свойства Обломова как «черту национального психического склада». Исследователь А. Г. Цейтлин считал, что герой романа соединяет в себе черты национально-исторические, рожденные и обусловленные конкретной крепостнической эпохой русской жизни, и свойства общечеловеческие, по-своему проявляющиеся в соответствующих социально-исторических ситуациях различных стран. А сам автор подчеркивал, что его герой воплощает «элементарные свойства русского человека «. Таков, например, слуга Захар, которого отличают постоянное брюзжание и строптивость, упрямство, неповоротливость, косность и неряшливость, неопрятность и преклонение перед барством, но прежде всего — лень. Вот отчего он уподоблен своему барину. «Обломовская» жизнь Захара закончилась таким же драматическим финалом, как и судьба его барина: он стал нищим, подобно тому, как нищим духовно и нравственно стал под конец жизни и сам Обломов. Крепостнический уклад жизни сформировал их обоих, лишил уважения к труду, воспитал безделье и праздность. В одном из откликов на роман верно говорилось о том, что Захар и Обломов «выросли на одной и той же почве, пропитались одними и теми же соками».

Таким образом, в Обломове воплотились черты характера, порожденного русской патриархальной помещичьей жизнью. Этот образ — крупнейшее мировое обобщение, он является воплощением жизненного застоя, неподвижности, беспробудной человеческой лени.

Обломовское начало живет не только в Захаре, но и в гостях героя, и в быте вдовы Пшеницыной. Оно распространилось по деревням и селам крепостнической России, укоренилось в ее столице, оно проявляется не только в поведении бар, но и в косности чиновников, крепостных крестьян, людей интеллигентных профессий.

Типичность созданного образа подтверждается еще и тем, что у главного героя романа «Обломов» было несколько реальных прототипов. В своих воспоминаниях «На родине» Гончаров рассказывал о трех из них: Козыреве, не вылезавшем из халата, никуда не выезжавшем из имения и не желавшем знать о своих доходах; Гастурине, отличавшемся теми же свойствами; о Якубове, своем крестном, весь день лежавшем в постели, где его и заставали гости. Кроме того, в беседе с издателем М.О. Вольфом Гончаров и в себе признал черты своего героя. «Обломов — это я . я рисовал Обломова с себя», — говорил он. Но если вся страна будет состоять из одних «обломовых», чьи духовные порывы уничтожила лень, то впереди ее ждут разруха, пошлость и нищета. Такие перспективы, конечно, не могут радовать, и это заставляет автора искать «положительные начала русской жизни».

Друг главного героя, Андрей Штольц, олицетворяет еще одну сторону русской действительности. В его характере преобладают воспитанная с детства привычка к труду, самостоятельность, воля к достижению цели, бесстрашие перед трудностями. Он кипит жаждой знаний, жаждой деятельности, жаждой живого общения. В его характере удивительным образом переплелись унаследованные от отца-бюргера деловитость и аккуратность, унаследованные от матери высокая духовность и тонкая душевность. Идеалом для него является осмысленный труд, который он определяет как «образ, содержание, стихию и цель жизни». Хорошо усвоив уроки отца, быт обломовского дома и княжеского замка, Штольц научился удобно и практично устраиваться в жизни. Этот герой «нового века» по-своему симпатичен автору. Писатель дает ему «наполненную, волнующую жизнь, в которой цвела неувядаемая весна», дарит ему семейное счастье с Ольгой Ильинской. Штольц выходит победителем из всех жизненных ситуаций, обретает комфорт, изобилие, благоденствие среди картин и цветов в крымском доме, но почему-то Гончаров не показывает нам своего героя в «деле», не изображает его общественного служения. Сохраняя верность жизненной правде, Гончаров отмечает, что практичность, холодный расчет часто получают у него перевес над трепетностью чувства — ум Штольца преобладает над его сердцем.

Главное качество Штольца — непримиримое отношение к обломовщине в любых ее проявлениях. Он же нашел и само это слово «обломовщина». Но, к сожалению, иногда в нем самом проглядывает то, что можно было бы назвать «отсветом обломовщины». Кипучая деятельность Штольца направлена на узкопрактические цели, лишена интереса к реальности, в нем нет тяги к деятельности на благо общества, к искусству. «Мы не Титаны с тобой, — говорит он Ольге, — мы не пойдем, с Манфредами и Фаустами, на дерзкую борьбу с мятежными вопросами, не примем их вызова, склоним головы и смиренно переживем трудную минуту. » Успокоение для себя он находит в тихой и комфортной семейной жизни. И потому вовсе не он положительный герой романа.

Многие критики усматривали в этом образе типическое, находили его «живым человеком», но большинство из них соглашались с Н.А. Добролюбовым, считавшим, что «Штольц не дорос еще до идеала общественного русского деятеля».

По-настоящему положительным героем, а точнее, героиней, является Ольга Ильинская. Это живое лицо, также непосредственно взятое писателем из жизни. Воспоминания современников Гончарова и исследование О.М. Чеменной называют в качестве прототипа Ольги Екатерину Майкову, которой был увлечен писатель и которая была самым близким ему человеком в 50-е годы. Образ Ольги Ильинской — образ красивой, молодой и энергичной женщины, обладающей необыкновенной простотой и естественностью, женщины, которую влечет к значительным делам и борьбе, имеющим общечеловеческий смысл, — воплотил лучшие свойства передовой русской женщины 50-х годов. Это образ тонко чувствующего, духовно одаренного человека, обладающего гармонией ума, воли и сердца. Именно такие как Ольга способны выступить на «трудный и тернистый, исполненный лишений и невзгод» путь и в любом забытом уголке сохранить заветы своей молодости.

Продолжатель реалистических традиций Пушкина и Гоголя, Гончаров прежде всего ценил в литературе объективность и глубину изображения жизни. Он исходил из убеждения, что «действительность, какая бы она ни была, нуждается в эпически спокойном изображении». Именно поэтому он выбрал для своего творчества жанр романа, как жанр, наиболее полно отвечающий этим требованиям. Все картины и образы, созданные писателем в романе «Обломов», — удивительно яркие, полные, содержащие в себе характерные черты общества и людей его времени. Этому роману, а также его героям, суждено не просто оставаться понятными и современными для читателей всех поколений и времен. Они прочно вошли в саму нашу жизнь, их имена стали нарицательными, а слово «обломовщина» даже вошло в «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля.

Гончаров И.А. «Обломов». Сравнительная характеристика Обломова и Штольца (Сравнительный анализ)

Согласно расхожей фразе, основанной на одном из многочисленных законов физики, противоположности притягиваются. Именно это взаимодействие положило начало дружбе Ильи Ильича Обломова и Андрея Ивановича Штольца. По большому счёту, другом главного героя мог бы стать любой человек, хоть чем-то отличающийся от него самого, благо таких персонажей в романе достаточно. Штольц же является полным антиподом Обломова. Это добавляет некую иронию в произведение Гончарова.

Действительно, Илья и Андрей похожи только по возрасту и полу, в остальном… Обломов – дворянин, помещик, домосед, любит поспать и поесть, безвольный, добрый, ленивый и мягкий человек.

Штольц – надворный советник, много путешествует, упорный, трудолюбивый, энергичный, «составлен из костей, мускулов и нервов». То есть, Обломов и Штольц — абсолютно разные люди.

Несмотря на то, что роман называется «Обломов», в нём два главных героя: Илья Ильич и Штольц. Второй введён автором специально, чтобы усилить впечатление читателя от Ильи Ильича, для контраста. Автор, понимая, что Обломов сам по себе, за счёт своей лености и безвольности, не может создать сюжет произведения, добавляет в свой роман человека, который привнёс деятельность, жизнь в бессмысленное существование Ильи Ильича. И благодаря появлению которого начинает происходить череда событий, собственно и составляющих сюжет.

Каждый из этих двух героев пытается изменить другого. Попытки Штольца растормошить Обломова привели к некоему результату, но ненадолго. Как только Штольца не стало рядом, Обломов снова погрузился в вязкую трясину «обломовщины», куда в своё время, пытаясь остудить пыл друга, пытался затянуть и Штольца.

В принципе сравнение Штольца и Обломова можно уместить в одно слово – противоположности или антиподы. Взаимодействие двух крайностей всегда ведёт либо к разрушению, либо, наоборот — к созиданию. В конце романа мы видим, и то, и другое. Благополучие Штольца – брак по любви, сложившаяся семья и карьера. Чем не созидание? Что касается Обломова, то нельзя сказать, что его жизнь была разрушена. Он прожил её достаточно комфортно в своём понимании, но по общим меркам, жизнь его прошла бездарно.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Сравнительная характеристика Обломова и Штольца

Роман «Обломов» является одним из знаковых произведений 19 века, охватывающим многие социальные и философские темы. Важную роль при раскрытии идейного смысла произведения играет анализ соотношения в книге двух главных мужских персонажей. В романе «Обломов» характеристика Обломова и Штольца отражает их абсолютно разную, противопоставляемую автором природу.
По сюжету произведения герои являются лучшими друзьями еще с малых лет, по возможности помогая друг другу даже в зрелом возрасте: Штольц Обломову – решением многих его насущных проблем, а Илья Ильич Андрею Ивановичу – приятными беседами, позволяющими вернуть Штольцу душевное равновесие.

Портретные характеристики героев

Сравнительная характеристика Обломова и Штольца в романе Гончарова «Обломов» дается самим автором и наиболее примечательна при сопоставлении их портретных характеристик, а также характеров. Илья Ильич – мягкий, тихий, добрый, мечтательный, рефлексирующий увалень, который любое свое решение принимает по велению сердца, даже если разум приводит героя к обратным выводам. Внешность интровертного Обломова полностью соответствует его характеру – его движения мягкие, ленивые, округлые, а образу присуща чрезмерная изнеженность, не характерная для мужчины.

Штольц же, как внутренне, так и внешне, совершенно не похож на Обломова. Главным в жизни Андрея Ивановича является рациональное зерно, во всех делах он полагается только на разум, тогда как веления сердца, интуиция и сфера чувств для героя не только представляют собой нечто второстепенное, но и недоступны, непонятны его рациональным размышлениям. В отличие от «обрюзгшего не по годам» Обломова, Штольц словно состоит из «костей, мускулов и нервов».

Различия в воспитании героев

При сравнении Ильи Обломова и Андрея Штольца, а также для лучшего понимания образов героев, важно кратко описать атмосферу, в которой рос каждый из персонажей. Несмотря на «затягивающую», словно укрывающую пеленой полудремы и лени, среду Обломовки маленький Илья был жизнерадостным, активным и любопытным ребенком, чем вначале очень похож на Штольца. Ему хотелось как можно больше узнать об окружающем мире, но чрезмерная забота родителей, «тепличное» воспитание, прививание устаревших, отживающих себя и направленных на идеалы прошлого ценностей, сделали из ребенка достойного продолжателя традиций «обломовщины», носителя «обломовского» мировоззрения – ленивого, интровертного, живущего в собственном иллюзорном мире.

Однако Штольц также не вырос таким, каким бы мог вырасти. На первый взгляд, соединение в его воспитании строгого подхода отца-немца и нежности матери-дворянки русского происхождения позволили бы стать Андрею гармоничной, всесторонне развитой личностью. Тем не менее, как указывает автор, Штольц рос «кактусом, привыкшим к засухе».

Образование и карьера героев

Противоречивость характеров Штольца и Обломова проявляется уже в юношеские годы, когда Андрей Иванович, стараясь узнавать как можно больше об окружающем мире, пытался привить Илье Ильичу любовь к книгам, зажечь в нем пламя, которое заставило бы его стремиться вперед. И Штольцу это удавалось, но совсем на небольшое время – как только Обломов оставался сам, книга для него становилась менее важной, чем, например, сон. Кое-как, скорее, для родителей, Илья Ильич оканчивает школу, а затем и университет, где ему было абсолютно не интересно, так как герой не понимал, чем ему может в жизни пригодиться математика и другие науки. Даже единственная неудача на службе стала для него концом его карьеры – слишком тяжело было чувствительному, мягкому Обломову перестраиваться под жесткие правила столичного мира, далекие от норм жизни в Обломовке.

Штольцу же, с его рациональным, активным взглядом на мир намного легче продвигаться по карьерной лестнице, ведь любая неудача была для него скорее очередным стимулом, чем поражением. Непрерывная деятельность Андрея Ивановича, высокая работоспособность, умение нравиться другим делали его полезным человеком на любом рабочем месте и приятным гостем в любом обществе, а все благодаря заложенной отцом целеустремленности и непрерывной жажде к знаниям, которую в Штольце его родители развили еще в детстве.

Характеристика Обломова и Штольца как носителей двух противоположных начал

В критической литературе при сопоставлении Обломова и Штольца распространено мнение, что персонажи представляют собой две противоположности, два типа «лишних» героев, которые в «чистом» виде не могут встречаться в реальной жизни, даже несмотря на то, что «Обломов» – реалистичный роман, а, следовательно, и описываемые образы должны быть образами типичными. Однако при анализе воспитания и становления каждого из персонажей становятся понятны причины апатичности, лености и мечтательности Обломова, как и чрезмерная сухость, рациональность, даже схожесть с неким механизмом Штольца.

Сравнение Штольца и Обломова позволяет понять, что оба героя – личности не только типичные для своего времени, но и являются образами, тенденциозными для любых времен. Обломов – типичный сын богатых родителей, воспитанный в атмосфере любви и усиленной заботы, ограждаемый семьей от необходимости работать, что-то решать и активно действовать, ведь всегда будет «Захар», который все сделает за него. Штольц же – человек, которого с малых лет приучают к необходимости работать и трудиться, при этом обделяют любовью и заботой, что приводит к некой внутренней черствости такой личности, к непониманию природы чувств и эмоциональной обделенности.

Урок 5. Герои романа и их отношение к
Обломову. Обломов и Штольц

Цели уроков: беседа, сопровождаемая комментированным чтением
отдельных сцен.

Ход урока.

1.                
Вступительное
слово.
По замыслу Гончарова
только со 2 части начинается собственно роман. (Из письма Гончарова к Л. Н.
Толстому: «Не читайте 1 часть «Обломова», а если удосужитесь, то
почитайте 2 и 3».)

     Когда на французском языке была
переведении лишь 1 часть «Обломова» и в таком самостоятельном виде напечатана,
негодованию Гончарова не было предела: «…в этой 1 части заключается только
введение, пролог к роману, комические сцены Обломова и Захара – и только, а романа
нет! Ни Ольги, ни Штольца, ни дальнейшего развития характера Обломова.

Остальные 3 части не переведены, а эта 1-я часть выдана за отдельное сочинение!
Какое нахальство».
Но, тем не менее, именно в первой части мы знакомимся с
Захаром и парадом гостей Обломова. Рассмотрим их подробнее.

Захар и Обломов равны в своей бездуховности,
поглощённости мелочами, — они ссорятся из-за грязи в комнате, из-за денег,
переезда на квартиру
.

 «Пошлость пошлого человека», которую
не уставал обличать Гоголь, Гончаров обнажает в своем герое с редкой
беспощадностью. Мелочи быта вырастают до мировых масштабов, застилают весь свет
для Обломова, бездельника, ленивца.

   Обломов развратил Захара. «Ты больше
Обломов, чем я
»,- бросает герой Захару: И. И. и З. суть лишь разные
модификации обломовского типа.

Комический свет бросает на обломовского слугу
Захара его хорошо ощущаемая в романе параллель с оруженосцем Дон Кихота. В чём
именно Захар схож с этим персонажем? Подобно Санча Пансе, Захар искренне предан
своему барину и в то же время едва ли не во всём «перечит» ему. В особенности
отличается от понятий Ильи Ильича взгляд Захара на женщин, вполне выразившийся
в его «гордо» мрачном отношении к своей жене Анисье.   

Парад гостей во 2 главе чуть искусствен: гости сменяют друг друга –
они заменят собой необходимое описание среды, в которой живёт Обломов.
По-гоголевски характеристики гостей одноплановы, вещны. Каждый из них –
напоминание о 3-х этапах жизни Обломова: светская жизнь, чиновничья служба,
литературная деятельность. Гости совокупно олицетворяют в романе столичное
общество. Смысл жизни здесь сводится к:

Ответы детей на вопросы домашнего задания:

·                  
С. 29. Волков? С 93 учебника, ч. 2. (Франт, светские успехи,
— «духовное» его увлечение, пустое светское тщеславие – смысл его жизни.) В
описании Волкова преобладают глаголы конкретного действия (вошёл,
вынул, провёл, обмахнул),
которые придают авторскому повествованию
динамичность. В портретной же характеристике Обломова преимущественны глаголы
«недейственной» семантики, обозначающие в основном состояние.

·                   
Судьбинский. Этот герой легко мог бы «вписаться» в галерею
гоголевских чиновников.
(Карьера — «духовное» увлечение «пошлого человека»
с казённой квартирой и выгодная женитьба – смысл его жизни.) Принёс новость по «разряду
практической стилистики»: «отменили писать
«покорнейший слуга», пишут «примите
уверение»

·                   
Беллетрист ПенкинИгра в обличительство» — «духовное»
увлечение этого «пошлого человека». Сочинительство в модном духе и на любую
тему)

·                   
Приятели Обломова Алексеев и Тарантьев – своего рода «двойники»
героя, каким он показан в самом начале романа – байбака, увальня. Неспособность
Обломова к реальному действию повторена в Алексееве – «человеке без
поступков
», и в Тарантьеве, который груб.

   Оба персонажа имеют гоголевских «прототипов». Неопределённость
характера Манилова  («Ни то ни сё», «ни в городе Богдан ни в селе
Селифан»)
перерастает в полную бесхарактерность Алексеева. У него Нет
практически имени, фамилии. Тарантьев, грубиян, хам. Не родной ли брат Собакевича
этот Тарантьев?! Гончаров характеризует его как «три пустые телеги едут по
мосту», «мастер говорить»,
резкие просторечные слова употребляет:
образина, старый пёс, шельма.

Сформулируем вывод. Гости и приятели «лжеактивны», ведут образ
существования лишь на первый взгляд несхожий с бытом неподвижно-дремотной
Обломовки. В своей основе и эта совершенно бездуховная жизнь – та же «обломовщина»,
но лишь на столично-цивилизованный лад. 

     2. 1– 2 главы 2 части.

     Правда, открывается 2 часть портретом 
Штольца,
но в том-то и особенность «Обломова» как монографического
романа, центростремительного по своей конструкции, что этот портрет даётся не
самостоятельно, а в постоянном сопоставлении с Обломовым. История
Штольца больше рассказана, чем представлена в картинах (а образ Обломова уже
сформировался в воображении читателя), характеристика Штольца «работает» не
столько на него самого, сколько на его друга.

  3. 1-е сообщение. Портрет, история Штольца
(2гл., ч.2)

4. Дополнение учителя.  Штольц рос и воспитывался по соседству с
Обломовкой, но формирующие его характер условия были совершенно разными. Отец
героя – немец, управляющий в дворянском поместье, привил сыну навыки
самостоятельного и упорного труда, умение полагаться на собственные силы. Мать
– русская дворянка с нежным сердцем и поэтической душойпередала
Андрею свою духовность. В отличие от Обломова, Штольц
воплощённая энергия.

     Если Обломов —  весь в стихии эмоциональной
Штольц предельно рационалистичен.

      Вот такими категорическими формулировками «рассказан»
Штольц
. Ощущается некоторая «сделанность». А помните, как говорил Гончаров
об  истоках характера Штольца. Что-то уж слишком они математически выверены.

(; бурш – студент, принадлежащий к одной из студенческих
корпораций.)

     Возникает мысль: не искусственно
ли сконструирован в качестве антипода герою романа этот Штольц:

— отрицанием обломовской мечтательности,
робости перед жизнью,

— аморфности характера,

— его мучительной рефлексии.

     От такого нагнетения качеств «положительных»
подрывается доверие читателя не только к достоверности, но и к самой
«положительности» этих качеств. Пуританский (словарь: отмечающийся
строгой, показной нравственностью)
фанатизм, расчётливость Штольца
заставляют с симпатией вспоминать… слабого, ленивого, но противоречивого и
страдающего Обломова. Таков неожиданный эффект апофеоза Штольцу.

     5. Вспомним литературный приём, в
основе которого лежит противопоставление. Есть такой литературный приём – антитеза
художественное противопоставление. Роман «Обломов» весь строится на
антитезах:

Прошлое – настоящее, Обломовка – Петербург,
Обломов – Штольц.

   Продолжите этот список. Гончаров всячески
подчёркивает противоположность Обломова и Штольца:

·                  
Обломов  русский, Штольц –
наполовину немец и, главное, немец по воспитанию.

·                  
Обломов – барин. Штольц –
сын управляющего.

·                  
Обломов – бездельник.
Штольц – предприниматель.

     Да, Штольц безжалостен. Он вроде
бы и любит Обломова и желает ему добра. Но всё равно рассказывает Ольге о том,
что застал друга в разных чулках – хотя и знает, как боится Илья Ильич огласки
этой позорной истории.

     Организуя знакомство Ольги с Обломовым,
Штольц как будто устраивает очередную торговую сделку. Всё рассчитано. Всё
разумно. Но всё срывается.

Заканчиваются главы о Штольце горячим «комплиментом»
… Обломову
, найдите его. «в основании натуры которого 292 с.

     Так открыто заявлена одна из ведущих тем
всего будущего  повествования – тема «чистого, светлого и доброго начала»
натуры Обломова.

Глава 3.

      Вот развивается сцена, начатая в
1-й части, — приезд Штольца:  та же комната, тот же диван, Обломов на
нём, рядом Захар. Но изменились сами авторские ремарки, которыми
сопровождается разговор героя с приехавшим другом. Проанализируем беседу
Обломова Наедине со Штольцем, единственно близком ему человеком. Обломов становится
таким, каким он был в тайной исповеди перед самим собой «в одну из ясных,
сознательных минут в его жизни»
Он отвечает на вопросы Штольца о своей
жизни . В Илье Ильиче нет ни грани самодовольства «пошлого человека»,
грустно-скептически относится он к самому себе. Он отвечает на вопросы Штольца «печально»,
«с едва заметной горечью», «со вздохом».

Откроем Главу 4, часть 2.Здесь есть один очень важный эпизод, какой?   1-й
разговор со Штольцем лишь подготовка ко 2-му, чрезвычайно важному
и предельно ёмкому, где по-настоящему раскроется новая грань личности Обломова,
всплывёт доселе скрытая новая грань личности Обломова, всплывёт доселе скрытая
мотивировка его безделия.

Как Обломов относится к деятельности, которую
ему предлагает Штольц?
Вся та
деятельность, которую в качестве образца представлял Штольц Обломову,
кажется герою бессмысленной, пустоутробной.

     Так бездеятельность Обломова получает
новое объяснение
: он не только не может, но и не хочет включаться  в этот
круговорот пустоты, где за внешней энергичностью скрывается тот же
всепоглощающий сон.

     Вступив в круг «деятельных людей»,
считает Обломов, — неминуемо потеряешь себя.

      Вспомните подобные реплики
в эпизодах «парада гостей».

Серьёзность этих реплик «снималась» в 1 части ироническими
авторскими оценками самого героя. Теперь же, в сцене со Штольцем, авторский тон
по отношению к Обломову абсолютно серьёзен.

     А Штольц молчит. Почему? (А  за молчанием Штольца угадывается даже авторское
благословение
«филиппик» героя.)

     А ведь обеспокоен измельчанием человека
такой герой, который обладает светлой душой, — личность, пусть и
растерявшая многое из своего природного богатства.

     Илья Ильич был хорошо знаком с надеждами,
так и со «всеобщими человеческими скорбями» и разуверениями. Юный
Обломов вместе со Штольцем мечтал увидеть картины Рафаэля, Тициана,
Корреджо, росписи Микеланджело, статую Аполлона Бельведерского,
зачитывался произведениями Руссо, Шиллера, Гёте, Байрона.
Раскроем смысл каждого из названий, ведь каждое из этих имён и все они вместе
весьма точно указывают на духовные возможности и идеалы героя «Обломова».

·                  
Рафаэль – это прежде всего «Сикстинская мадонна»,
в которой современники Гончарова видели воплощение и символ вечной
женственности;

·                  
Шиллер был олицетворением идеализма и идеалистов;

·                  
автор «Фауста»
впервые выразил в этой философско-поэтической драме человеческую жажду абсолюта
и сознание его возможности, а Руссо идеализировал «естественную» жизнь среди
природы и вдали от бездушной цивилизации.

     В своём полусонном петербургском
существовании герой не мог, по его словам, «равнодушно вспомнить
Casta diva», т. е. ту самую женскую арию из «Нормы» В. Беллини ,
которую он затем услышит в проникновенном исполнении Ольги Ильинской.

  И горьким итогом звучат заключительные фразы
этого монолога: «Сейчас, или никогда!».

История семьи Штольцев.

1.                
Но и «достаток сердца»
может стать «гибельным», хотя именно он способствует часто созданию личного
благополучия, обретению внутреннего покоя среди мировой неустроенности, рядом с
несчастьем близких. Эту мысль несёт в себе история семьи Штольцев.

2.                
Он построил их жизнь сам по своему разумению и
воле. Поселился не в Петербурге и не в деревне, но в Крыму, в собственном доме
на морском берегу. Выбор этого места далеко не случаен: удалённый в равной мере
и от сурового Севера и от тропического Юга Крым – своего рода «норма» в
природе. Существенна и такая деталь: с галереи дома Штольца «видно было
море, с другой стороны – дорога в город».
Жилище Ш. и Ольги с его «океаном
книг и нот»
, присутствием везде «недремлющей мысли» и изящными
вещами, среди которых нашла своё место «и изящная конторка, какая была у
отца Андрея»,
как бы соединяет природу с лучшими достижениями цивилизации.
Быт Штольцев лишён крайностей деревенской неподвижности и суетного городского
делячества.

3.                
Автор романа
утверждает, что герои счастливы.

4.                
Жизнь, которую
организовал Штольц для жены, скоро обнаружила свою уязвимость. Ольга
почувствовала неудовлетворённость и своей несамостоятельной ролью,
и тем содержанием, которым Штольц наполнил её жизнь, и личными качествами мужа.

5.                
Её тоска стимулирована
содержанием жизни, которое он ей предложил. Убеждает ли Счастье Ш. и
Ольги? не убеждает. И не столько потому, что романист скорее рассказывает о
нём, чем показывает его. Сама надежда Гончарова создать образ гармонического
человека и такой же любви на материале современной действительности была
утопией.

1.                                                           
Что же такое
Штольц?

А) Известно, что Гончарова этот образ не удовлетворил: «Он слаб,
бледен, из него слишком голо выглядывает идея».

Б) Описательная характеристика Штольца в
начале 2 ч.
романа потом
почти не дополняется – образ не развивается. С появлением Ольги Штольц теряет
свою «содержательную» функцию и остаётся лишь «сюжетным» персонажем. Ольга так
поясняет Обломова, что через другие персонажи пояснение типа Обломова
становится роскошью. (Дружинин)

В) Обратим внимание на то, что его неожиданные
приезды к Обломову
отмеряют
этапы жизни Ильи Ильича
. Штольц становится героем счастливого романа
Ольги, произносит авторскую эпитафию Обломову.

Г) А. П. Чехов: «Штольц не внушает мне никакого доверия.
Автор говорит, что это великолепный малый, а я не верю. Это продувная бестия,
думающая о себе очень хорошо и собою довольная. Наполовину он сочинён, но на 3
четверти ходулен».

Е) Но «невыясненность» этого образа имеет и другую причину, вероятно,
фамилии Штольц, надеялся Гончаров, предначертано стать такой же нарицательной,
как Обломов. В этом герое, полагал писатель, отразился век, энергичный,
рационалистический.

   Штольц (с нем. «гордый»), сын «делового века», каковым
именовали период первоначального накопления в истории русского капитализма… «Что
бы про наш век ни говорили, какие бы в нём ни были частные проявления, главное
и отличительное его направление практическое. Составить себе карьеру,
устроить себя покомфортабельнее, обеспечить будущность свою и потомства своего
– вот божки, которым поклоняются герои нашего времени…», —
читаем в одном
из писем А. Ф. Писемского. Один из таких героев – Штольц.

   Деятельность Штольца отдана накоплению, приобретению, обеспечивающим
комфорт. Неполноту характера Штольца объясняет тем, что сама фигура нового
деятеля ещё не окристаллизовалась в жизни.

З) Покой обретает в конце романа Штольц –  в сон погружён на Выборгской
стороне Обломов. Гончаров, всё время противопоставляющий этих героев друг
другу, приводит их к одному и тому же итогу, правда, пытаясь доказать, что суть
этих итогов противоположна. Но покой есть покой. И стремление автора обнаружить
в основе покоя Штольцев движение – не убеждает. Куда убедительнее показан покой
в его «бескомпромиссном» варианте – мы имеем в виду последние годы жизни
Обломова в доме Пшеницыной.

Домашнее задание.

Всем:
Перечитать 2-3 части романа и ответить на вопрос: каким «испытаниям любви»
подвергся главный герой романа?

1)   
Прощальный разговор
Обломова и Ольги (11 гл.)

— Можно ли сказать, что эта сцена демонстрирует не
только поражение героя, но и поражение героини?

— Страдает ли Ольга?

— Почему эта сцена напоминает «диалог глухих»? Почему Ольга не отзывается
на призыв Обломова: «Возьми меня, как я есть, люби во мне, что есть
хорошего».

— Каким предстаёт Обломов перед Ольгой?

— С какой меркой она подходит к Обломову в этой сцене?

— Что ищет Ольга теперь в Обломове?

— Кто вызывает сочувствие в этой сцене: Ольга или
Илья?

2)   
Роль пейзажа в
описании погасания любви Обломова и Ольги. Гл. 3, 4, 6 — часть 3;

3)   
 Роль появления
Тарантьева, с. 58. (гл.1, ч. 3)

 Письменная работа «Моё мнение о Штольце».

  • Рассказ об этой встрече сразу же появился в газетах журналах радио и телевидении ошибка
  • Рассказ обломов краткое содержание по главам и частям
  • Рассказ обед в покровском от лица дефоржа
  • Рассказ об учителях митрофана из комедии недоросль
  • Рассказ об экологическом дне защиты животных 2 класс