Рассказ обида шукшина краткое содержание

Краткие содержания шукшин обида рассказ начинается с авторского обсуждения об обиде. писатель говорит, что из-за нее не стоит разочаровываться в
  • Краткие содержания
  • Шукшин
  • Обида

Рассказ  начинается   с авторского обсуждения об обиде. Писатель говорит, что из-за нее не стоит разочаровываться в жизни, нужно оставаться спокойным и здравомыслящим  человеком.

Раннее утро субботы. Александр Ермолаев, взяв с собой маленькую дочку, собрал пустые бутылки из-под молока и пошел в магазин. Супруга, обрадовавшись  такому поступку мужа, попросила его купить рыбу.

В магазине купив все необходимое, Саша отправился к прилавку, где продавали рыбу. А там стояла неприятная продавщица, которой померещилось, что перед ней находится  вчерашний алкоголик, устроивший погром в магазине. Она начала оскорблять его при дочери, а Саша стоял в недоумении, о чем здесь идет речь. Вероятно, она путает его с кем-то, а Сашу незаслуженно обижает. Он стал возражать, что это был не он, вчера вообще целый день работал.

Возмущенный Ермолаев потребовал, чтобы ему пригласили директора, однако никто и не собирался его вызывать, и скандал разгорелся еще больше. К конфликту подключились не только другие торговые работники, но и посетители магазина. Лицо у Сашки раскраснелось от стыда, а Маша, защищая отца,  назвала продавца нехорошей тетей.

Ермолаев решил разыскать директора самостоятельно, но ему встретилась только заведующая отделом, которой он рассказал, какими гадкими словами оскорбила его продавщица. Но в ответ, он увидел, как она громко  рассмеялась. Однако, они пошли в отдел, где продают рыбу, чтобы разобраться с данной ситуацией. Заведующая тоже думала, что перед ним стоит тот самый хулиган, устроивший драку вчера.

  В этот эпизод  вмешались покупатели. Ведь люди ждали, когда же они разберутся. Собралась огромная очередь, все торопились домой, и поэтому Сашке стали говорить, что он и на самом деле пьет, ведь даже не помнит, что было вчера. Один мужчина даже иронично сказал, что водку еще не продают, и он зашел рано.  Сашке это совсем не понравилось, и он решил разобраться с этим наглым человеком. Дождавшись, когда тот совершит покупки, он спросил, почему тот встал на сторону продавцов, не зная всей правды. Но, мужчина, даже не стал с ним разговаривать, а пригрозил вызвать людей из органов правопорядка.

Чтобы не напугать свою дочку, Саша отправился домой. Своей супруге Вере он начал рассказывать, какой  у него получился неприятный поход в магазин. Ермолаев задумался о том мужчине, который обозвал его алкоголиком. Вероятно, он не знает всей правды. Сашка хочет сходить  нему домой и объясниться по-хорошему. Чтобы Вера его не потеряла, он предупредил ее, что забыл купить сигареты, и отправился в дом, стоящи рядом. Молодой человек, по рассказу Ермолаева, показал, где живет это гражданин.

Когда же Сашку увидел тот самый мужчина, конечно же, он его узнал, но беседовать с ним не стал, а вызвал своего взрослого сына. Чукалов-старший чувствовал, что Сашка хочет с ним разобраться, и поэтому сказал сыну, что Ермолаев нагрубил ему в магазине, и даже хотел избить, но не успел. А  вот теперь  нашел его квартиру, и хочет выместить свою злобу на нем. Чкалов-младший, не слушая Сашку, схватил его за шиворот и выкинул  с лестницы.

Ермолаев быстро рванул домой, чтобы взять молоток и стукнуть им  Игоря, но не успел. Он увидел, ему навстречу бежит заплаканная супруга и дочурка, которая все рассказала маме, что случилось в магазине. Жена попросила Сашку все забыть, и не делать глупостей, так  как жизнь продолжается, и не такое может случиться.

Рассказ учит нас стараться  не общаться с грубыми и людьми, и всегда уметь прощать.  Но и самим оскорблять  не нужно. Ведь все плохое, сказанное про вас обернется бумерангом.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Шукшин. Все произведения

  • Алёша Бесконвойный
  • Боря
  • В профиль и анфас
  • Ванька Тепляшин
  • Верую
  • Волки!
  • Выбираю деревню на жительство
  • Гринька Малюгин
  • Даёшь сердце
  • До третьих петухов
  • Дядя Ермолай
  • Жатва
  • Жена мужа в Париж провожала
  • Живёт такой парень
  • Забуксовал
  • Земляки
  • Калина красная
  • Космос, нервная система и шмат сала
  • Крепкий мужик
  • Критики
  • Любавины
  • Мастер
  • Материнское сердце
  • Микроскоп
  • Миль пардон, мадам!
  • Обида
  • Одни
  • Осенью
  • Охота жить
  • Постскриптум
  • Правда
  • Сапожки
  • Светлые души
  • Сельские жители
  • Слово о малой Родине
  • Солнце, старик и девушка
  • Срезал
  • Стенька Разин
  • Стёпка
  • Странные люди
  • Чередниченко и цирк
  • Чудик
  • Экзамен
  • Энергичные люди
  • Я пришел дать вам волю

Обида. Картинка к рассказу

Обида кратко за 2 минуты

Сейчас читают

  • Краткое содержание Джойс Улисс

    Все действия происходят в один день, в столице Ирландии – Дублине. История начинается в восемь часов утра, когда Мэйлах Маллиган решает разбудить одного из своих соседей – Дедала.

  • Краткое содержание Портер Поллианна

    Милая девчушка одиннадцати лет по имени Полианна переезжает жить к своей тете Полли. Девочка очень рано потеряла мать, а теперь и отец умер, не оставив ей никакого наследства. Из родственников у Полианны только тетя.

  • Краткое содержание Мелвилл Моби Дик, или Белый Кит

    Молодой парень по имени Измаил испытывал трудности с деньгами. Ему наскучила жизнь на суше, и он решил пуститься в плавание на судне. Измаил решил устроиться на службу в старейшую судоходную компанию в Нантакете

  • Краткое содержание Гоголь Рим

    Гоголь опубликовал свое произведение «Рим» в 1842 году. Эта повесть является частью романа «Аннунциата». В рассказе «Рим» описываются приключения юного римского князя. Он родился в столице Италии Риме

  • Краткое содержание Чехов Моя жизнь

    Рассказ «Моя жизнь» выполнен в виде биографии главного героя Мисаила Полознева. От его же лица и ведется повествование. Из близких родственников у него остались отец да сестра Клеопатра

Борис Васильев — Экспонат номер:
Краткое содержание

В октябре 1941 года мальчишка Игорек Силантьев, единственный сын сцепщицы вагонов Анны Федотовны, по повестке уходил на войну, чтобы защищать «Москву и их коммунальную квартиру». Письмо пришло всего одно: как бьет фашистов, хочет жить, тревожится за маму, просит о переписке соседскую девчонку Римму. Затем – письмо от друга-однополчанина Вадима Переплетчикова о гибели сына, и похоронка. В их коммуналке «мужчин не было, а дети были». Женщины встали «плечом к плечу», чтобы «оградить от смерти детей». Анна Федотовна отдавала детям погибшего Трофима Волкова свои продукты. Женщины вместе поминали каждую новую похоронку. А после Победы «опять зазвучал смех и песни», фронтовик Володя женился на Римме, хотел на радость Анне Федотовне сына в честь Игорька назвать, но Римма назвала его Андрейкой в память о своем отце. И не лежало у Анны Федотовны сердце к малышу, пока он не заболел. Она его на ноги поставила, и стала мальчику, а потом и девочке Вале, настоящей бабушкой.

Годами Анна Федотовна каждый день читала те письма, вела разговор с сыном, что остался навсегда мальчишкой. Не знала, что и Вадим Переплетчиков погиб. От других остались дети, а от сына только велосипед, учебники, тетрадки со стихами. Его уже мало кто помнил. Уезжать из комнаты, где жил сын, она не хотела. Семья Володи стала ее семьей. Потом, в 1965 году, в юбилей Победы, увидев по телевизору в хронике о войне спину солдата, похожего на сына, стала смотреть все такие передачи. И со временем ослепла. Тогда письма стала читать ей уже студентка Валечка. Потом ее маленькая дочка Танечка.

Анна Федотовна жила своими выстраданными воспоминаниями: как Игорек был малышом, а школьником, безотцовщиной, пытался убежать на войну в Испании. С 80-летием ее пришли поздравить Юрка и Роза, дети тех военных лет, сами уже старики. Она была счастлива вспомнить прошлое. В 1985 году пионеры, мальчик и две девочки, узнали о письмах от Танечки. И пришли забрать их в школьный музей. Им так поручили. На копии они не согласились. И тайком украли подлинники. Анне Федотовне стало плохо. Голоса сына и его друга умолкли. Остался сухой голос похоронки: «… пал смертью храбрых… в бою под деревней Ракитовка…» И Анна Федотовна умерла. А письма те в музей не попали, так и остались лежать в папке с надписью «Экспонат №… Вторичные материалы к истории Великой Отечественной войны».

Читательский дневник по рассказу «Экспонат номер №» Васильева

Сюжет

В октябре 1941 года мальчишка Игорек Силантьев из коммунальной квартиры ушел на войну и не вернулся. Его одинокой матери Анне Федотовне, сцепщице вагонов, остались на память: одно письмо от сына, одно от его друга-однополчанина, и похоронка. Всю войну женщины выручали друг друга, а после Победы Анна Федотовна вынянчила Андрейку и Валечку, детей фронтовика Володи и Риммы (она когда-то нравилась Игорьку).

Всю жизнь она читала письма, говорила с сыном. Когда ослепла, ей читала Валечка, потом уже ее дочка Танечка. К юбилею Победы в 1985 году за письмами для школьного музей к ней пришли ребята-пионеры. Копии не взяли, украли подлинники. Для Анны Федотовны умолк голос сына, остался только голос жестокой похоронки. И мать солдата умерла. Музею те два письма не пригодились. Этот «экспонат» так и остался в папке «Вторичные материалы к истории войны».

Отзыв

Рассказ о бедах войны, материнской любви, памяти, забвении и нечуткости. Для героини сын был жив, пока звучали в сердце теплые, живые строчки его письма. В финале рассказа остается только факт из похоронки: сын мертв. Школьники войны не знали, еще не знают они, что значит терять близких.

Они стараются для музея к очередному юбилею. Но пара писем – слишком скромный экспонат для чужих людей. Их так никто и не увидел. Рассказ учит состраданию, любви к Родине, людям, семье. Учит помнить уроки истории, с уважением относиться к старшим, быть отзывчивым, благодарным, честным, стойким, не терять надежду.

Экспонат №

Микропересказ : Для школьного музея пионеры воруют последнее письмо, присланное матери погибшим на войне сыном. Старая слепая женщина, прожившая жизнь в чужой, но отзывчивой семье, умирает, утратив символ любви.

Игорёк ушёл на фронт утром 2 октября 1941 года. Его провожала вся коммунальная квартира. Сосед Володя, отправленный в тыл с тяжёлым ранением, давал ему мужские советы — больше это сделать было некому, у Игоря не было отца. Стоя в распахнутых дверях коммуналки, Анна Фёдоровна провожала взглядом гибкую мальчишескую спину сына.

Она получила от Игорька единственное письмо, в котором он писал о войне и просил прислать адрес Риммы из соседнего подъезда — хотел, как другие солдаты, получать письма от девушки. Второе письмо Анна Фёдоровна получила от сержанта Вадима Переплётчикова. Он писал о гибели своего друга Игоря. Ещё через неделю пришла похоронка. Оплакав сына, Анна Фёдоровна «перестала кричать и рыдать навсегда».

Раньше она была счетоводом, но в 1941 добровольно пошла работать сцепщиком на Савеловский вокзал, да так там и осталась. Своими продуктовыми карточками женщина делилась с пятью осиротевшими семьями своей квартиры, вместительная кухня которой «горько справляла коммунальные поминки». Пятеро овдовевших женщин «живой стеной» ограждали от смерти своих детей.

Из всех мужчин коммуналки домой вернулся только Володя. Вскоре он женился на Римме из соседнего подъезда. Анна Фёдоровна с трудом смирилась с этим — для неё Римма была девушкой Игорька. Каждый вечер она перечитывала письма от Игорька и сержанта Переплётчикова. Бумага совсем истрепалась, и Анна Фёдоровна сделала копии, которые лежали в папке на тумбочке. Оригиналы она спрятала в шкатулку, где хранились вещи сына.

Соседи не забывали об Анне Фёдоровне. Только один раз обида «пробежала чёрной кошкой». Владимир, на свадьбе которого Анна Фёдоровна была посажённой матерью, обещал назвать своего первенца Игорем, но Римма была против и тайком записала сына Андреем — в честь погибшего отца. Почти полгода женщина не замечала малыша. Однажды Андрюшка заболел. Молодая мама прибежала за помощью к Анне Фёдоровне, и с тех пор она стала для мальчика «самой настоящей бабкой». Римма пообещала назвать Игорем своего следующего ребёнка, но родилась девочка Валечка.

Шло время, жители коммуналки менялись, и только две семьи не трогались с места. Владимир и Римма понимали, что Анна Фёдоровна никогда не уедет из квартиры, где вырос её сын. «К началу шестидесятых им в конце концов удалось заполучить всю пятикомнатную квартиру» с условием, что одна комната будет переделана в ванную. На семейном совете решили, что вышедшая на пенсию Анна Фёдоровна больше работать не будет, останется за внуками приглядывать.

Письма женщина перечитывала каждый вечер. Это превратилось в необходимый ей ритуал. Письма звучали для Анны Фёдоровны голосами сына и незнакомого ей сержанта, только похоронка всегда оставалась безмолвной, как могильная плита. Женщина не решалась признаться в этой привычке помолодевшей квартире.

В 1965-м, к юбилею Победы, по телевизору показывали много военной хроники, которую Анна Фёдоровна никогда не смотрела. Только однажды она бросила взгляд на экран, и ей показалось, что там мелькнула узкая мальчишеская спина Игорька. С тех пор женщина целыми днями сидела вплотную к маленькому экранчику телевизора «КВН», надеясь ещё раз увидеть сына. Это не прошло для неё даром. Анна Фёдоровна начала слепнуть, и вскоре письма перестали звучать. Очки, прописанные окулистом, помогали ходить, но читать она больше не могла.

К этому времени инженер-строитель Андрей женился и переехал, а Валя, ставшая врачом, «без всякого замужества родила девочку». Для окончательно ослепшей Анны Фёдоровны безотцовщина Танечка стала последней радостью. Когда Танечка научилась читать, женщина показала ей заветные письма. Теперь девочка читала их вслух каждый вечер, и голоса писем вернулись. Анна Фёдоровна вспоминала первые шаги сына, его первый вопрос «А где папа?». С отцом Игорька женщина не была расписана, он бросил её, когда сыну исполнилось три года. Она обменяла свою большую комнату и оказалась в коммуналке, где назвалась вдовой. Анна Фёдоровна вспоминала о том, как Игорь с Володей убежали в Испанию, бить фашистов, его школьные годы, и жизнь после его гибели.

Вскоре справили восьмидесятилетие Анны Фёдоровны. Римма пригласила всех, кто ещё помнил Игорька, и женщина была счастлива. Минул 1985 год, очередная годовщина Победы. Однажды к Анне Фёдоровне пришли пионеры, мальчик и две девочки, и попросили показать письма. Затем одна из девочек начала требовать, чтобы Анна Фёдоровна отдала письма в школьный музей. Она считала, что письма женщине не нужны, поскольку она уже стара и скоро умрёт, а их звену эти документы необходимы, чтобы выполнить план. Анне Фёдоровне была неприятна наглая напористость пионерки. Она отказала и прогнала детей.

Вечером выяснилось, что письма пропали. Их украли пионеры. Анна Фёдоровна смутно помнила, как они шептались у комода, где лежала шкатулка. Вокруг Анны Фёдоровны воцарилась тишина. Она больше не слышала голос сына. Но вскоре зазвучал другой голос, громкий, официальный — это заговорила похоронка. Слёзы продолжали медленно течь по щекам Анны Фёдоровны даже после того, как она умерла.

А письмам в школьном музее места не нашлось. Их отложили про запас, пометив надписью «Экспонат №».

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Краткое содержание Б. Васильев «Экспонат номер»

vasiljev eksponat nomer main

Рассказ «Экспонат №…» советского писателя Б.Л. Васильева был представлен на суд читателей в 1986 году, в третьем номере журнала «Юность». Произведение повествует о послевоенной жизни матери погибшего солдата, которая долгие годы живет памятью о сыне, не вернувшемся с войны. В данной работе будет представлено краткое содержание рассказа «Экспонат номер…», краткий пересказ.

Краткое содержание Б. Васильев «Экспонат номер»

Основные персонажи

  • Анна Федотовна – главная героиня, потерявшая на войне единственного сына. Ежедневно после его смерти читает письмо, которое он успел прислать, мысленно разговаривает с погибшим. Живет одной семьей и помогает воспитывать детей, внуков и правнуков соседу, другу сына, Володе.
  • Игорь Силантьев – сын Анны Федотовны, 18-летний юноша, погибший в первые месяцы войны. Предстает в рассказе в воспоминаниях матери.
  • Володя – сосед, друг Игоря, неоднократно раненый, но вернувшийся с войны живым. Старается заменить Анне Федотовне погибшего сына, заботится об одинокой женщине.
  • Римма – жена Володи, в которую некогда был влюблен Игорь. Полностью разделяющая заботу мужа о матери погибшего солдата.
  • Андрей и Валя – дети Риммы и Владимира, ставшие для главной героини рассказа родными внуками.
  • Танечка – дочь Вали, последняя радость в жизни Анны Федотовны, до конца жизни помогавшая ослепшей женщине читать заветное письмо.
  • Пионеры – собиратели материалов о ВОВ, укравшие фронтовое письмо.

Очень краткий пересказ

Анна Федотовна проводила на войну единственного сына Игоря, который погибает, провоевав всего полтора месяца, но успевает прислать матери письмо. Послание становится связующим звеном между матерью и погибшим сыном. Читая его ежедневно, мать как бы разговаривает с Игорем, он жив в ее сознании.

Интерес Анны Федотовны к жизни кроме письма сына поддерживается заботами о семье Володи, друга Игоря. Ближе этой семьи у одинокой женщины никого нет.

Одна из школ Москвы к 40-летию Победы организует музей. Пионеры посещают семьи фронтовиков, собирают экспонаты. Приходят к Анне Федотовны и просят отдать заветное письмо с фронта. Мать не соглашается. Пионеры крадут письмо. Потеряв связь с погибшим сыном, Анна Федотовна умирает.

Краткое содержание

«Экспонат №…» краткое содержание рассказа Б. Л. Васильева. Осень 1941-го года. Получив повестку, Игорь Силантьев собирается на войну. Приятель и сосед по коммуналке Володя, успевший повоевать и находящийся дома после ранения, советует, что взять в дорогу, как вести себя на фронте. Игоря провожает мать Анна Федотовна и все соседи. С войны Игорь присылает письмо, в котором рассказывает, как бьет врага, тревожится за мать, спрашивает о девушке Римме. Просит мать узнать у Риммы, не напишет ли она ему письмо.

Краткое содержание Б. Васильев «Экспонат номер»

Чуть позже Анна Федотовна получает еще одно послание с фронта. Пишет сержант Вадим Переплетчиков. Он сообщает, что Игорь геройски погиб. Три дня мать оплакивает сына. Потом получает похоронку и перестает плакать навсегда.

Всю войну Анна работает сцепщиком вагонов. Ежедневно перед сном перечитывает последние строки, написанные сыном, мысленно разговаривая с погибшим. После победы возвращается Володя и через некоторое время женится на Римме. Узнав об этом, Анна Федотовна беспочвенно упрекает Римму в неверности, говорит, что Игорь был в нее влюблен. Обижается на девушку, долго не разговаривает с молодоженами. Володя, чтобы хоть как-то примириться, обещает назвать первенца в честь погибшего товарища.

Женщина, тяжело переживающая смерть сына, наконец-то смягчается и сближается с Володей и Риммой, заменив их детям умершую бабушку, хотя первенца в честь ее сына так и не назвали

Идут годы. Письмо становится ветхим. Анна Федотовна перепечатывает его. Теперь она читает перед сном копию, а само письмо, как самое ценное, что осталось от сына, хранит в ящике комода. Коммуналку расселяют. Анна Федотовна не хочет покидать квартиру, где рос ее сын. Ей выделяют комнату, а всю остальную площадь отдают Володе, Римме и их детям. Одинокая женщина окончательно сближается с молодыми соседями. Все в доме знают, что бабушка каждый вечер перед сном читает письмо сына, и воспринимают это как должное. Никто не смеется над странностями Анны Федотовны. Однажды Анна случайно видит по телевизору хронику войны и узнает в одном из бойцов сына.

Пораженная увиденным, надеясь еще хоть раз взглянуть на Игорька, Анна Федотовна целыми днями не отходит от телевизора. Это пагубно сказываются на ее зрении. Врачи рекомендуют носить очки. Она их носит, но читать письмо уже не может. Теперь это делает подросшая Валя.

Дети Риммы и Володи вырастают. Андрей становится инженером-строителем, Валя поступает в мединститут. Она уже в третий раз перепечатывает заново письмо Игоря и продолжает читать его каждый вечер. Проходит еще несколько лет. Валентина безо всякого замужества рожает дочь Танечку. Бабушка Анна окончательно теряет зрение. В середине семидесятых умирает от застарелых боевых ран Володя.

В день восьмидесятилетия Анны Федотовны Римма собирает на юбилей всех бывших жителей коммуналки. Приходят те, кто в годы войны были детьми. Вспоминают военное детство. Игоря почти никто не помнит, но, по настоянию Риммы, говорят о нем много, стараясь порадовать юбиляршу. Анна Федотовна совершенно слепая, однако старается помогать близким. Наощупь готовит ужин, моет посуду. Письмо перед сном ей читает правнучка Танечка – последняя забота и радость в жизни.

Краткое содержание Б. Васильев «Экспонат номер»

Приближается 40-летие Победы. В школах создаются музеи боевой славы. Пионеры, узнавшие от Танечки о фронтовом письме, приходят к Анне Федотовне. Они хотят позаимствовать письмо погибшего солдата для музея. Анна Федотовна показывает письмо, но отдавать, конечно же, не желает — предлагает взять копию.

Пионеры настаивают на передаче оригинала и, получив отказ, крадут его. Почувствовав сердцем, что письмо сына пропало, Анна Федотовна теряет интерес к жизни и умирает. Пионерам за активный поиск экспонатов выносят благодарность, но письмо, взятое ими нечестным способом, не выставляют в экспозицию музея: оно хранится в запасниках, его отправили в долгий ящик и забыли о нем…

Основная мысль произведения

Главная мысль рассказа заключается в том, что память не может быть формальной. Люди должны быть человечными, а не черствыми и бесчувственными. На примере пионеров, в содержании рассказа автор говорит о том, что нарочитая забота о человеке – это прикрытие равнодушия, что растет поколение черствых людей, готовых ради похвал и наград на подлость и воровство.

  • Шукшин Василий
  • Волки !
  • Василий Шукшин
  • Волки!
  • В воскресенье, рано утром, к Ивану Дегтяреву явился тесть, Наум Кречетов, нестарый еще, расторопный мужик, хитрый и обаятельный. Иван не любил тестя;
  • Наум, жалеючи дочь, терпел Ивана.

— Спишь? — живо заговорил Наум. — Эхха!.. Эдак, Ванечка, можно все царство небесное проспать. Здравствуйте.

— Я туда не сильно хотел. Не устремляюсь.

— Зря. Вставай-ка… Поедем съездим за дровишками. Я у бригадира выпросил две подводы. Конечно, не за «здорово живешь», но черт с ним дров надо.

Иван полежал, подумал… И стал одеваться.

— Вот ведь почему молодежь в город уходит? — заговорил он.- Да потому, что там отработал норму — иди гуляй. Отдохнуть человеку дают. Здесь как проклятый: ни дня, ни ночи. Ни воскресенья.

— Што же, без дров сидеть? — спросила Нюра, жена Ивана.- Ему же коня достали, и он же еще недовольный.

— Я слыхал: в городе тоже работать надо,- заметил тесть.

— Надо, Я бы счас с удовольствием лучше водопровод пошел рыть, траншеи: выложился раз, зато потом без горя — и вода и отопление.

— С одной стороны, конечно, хорошо — водопровод, с другой — беда: ты б тогда совсем заспался. Ну, хватит, поехали.

— Завтракать будешь? — спросила жена.

  1. Иван отказался — не хотелось.
  2. — С похмелья? — полюбопытствовал Наум,
  3. — Так точно, ваше благородие!

— Да-а… Вот так. А ты говоришь — водопровод… Ну, поехали.

День был солнечный, ясный. Снег ослепительно блестел. В лесу тишина и нездешний покой.

Ехать надо было далеко, верст двадцать: ближе рубить не разрешалось, Наум ехал впереди и все возмущался:

— Черт те чего!.. Из лесу в лес — за дровами.

Иван дремал в санях. Мерная езда убаюкивала.

Выехали на просеку, спустились в открытую логовину, стали подыматься в гору. Там, на горе, снова синей стеной вставал лес.

Почти выехали в гору… И тут увидели, недалеко от дороги,- пять штук. Вышли из леса, стоят, ждут. Волки.

Наум остановил коня, негромко, нараспев заматерился:

— Твою в душеньку ма-ать… Голубочки сизые. Выставились.

Конь Ивана, молодой, трусливый, попятился, заступил оглоблю. Иван задергал вожжами, разворачивая его. Конь храпел, бил ногами — не мог перешагнуть оглобину.

Волки двинулись с горы, Наум уже развернулся, крикнул:

— Ну, што ты?!

Иван выскочил из саней, насилу втолкал коня в оглобли… Упал в сани. Конь сам развернулся и с места взял в мах.

Наум был уже далеко.

— Грабю-ут! — заполошно орал он, нахлестывая коня.

Волки серыми комками податливо катились с горы, наперерез подводам.

— Грабю-ут! — орал Наум.

«Что он, с ума сходит? — невольно подумал Иван. — Кто кого грабит?» Он испугался, но как-то странно: был и страх, и жгучее любопытство, и смех брал над тестем. Скоро, однако, любопытство прошло. И смешно тоже уже не было. Волки достигли дороги метрах в ста позади саней и, вытянувшись цепочкой, стали легко нагонять. Иван крепко вцепился в передок саней и смотрел на волков.

Впереди отмахивал крупный, грудастый, с паленой мордой… Уже только метров пятнадцать — двадцать отделяло его от саней. Ивана поразило несходство волка с овчаркой. Раньше он волков так близко не видел и считал, что это что-то вроде овчарки, только крупнее.

Сейчас понял, что волк — это волк, зверь. Самую лютую собаку еще может в последний миг что-то остановить: страх, ласка, неожиданный властный окрик человека. Этого, с паленой мордой, могла остановить только смерть. Он не рычал, не пугал… Он догонял жертву.

И взгляд его круглых желтых глаз был прям и прост.

Иван оглядел сани — ничего, ни малого прутика. Оба топора в санях тестя. Только клок сена под боком да бич в руке.

— Грабю-ут! — кричал Наум.

Ивана охватил настоящий страх.

Передний, очевидно вожак, стал обходить сани, примериваясь к лошади. Он был в каких-нибудь двух метрах… Иван привстал и, держась левой рукой за отводину саней, огрел вожака бичом. Тот не ждал этого, лязгнул зубами, прыгнул в сторону, сбился с маха… Сзади налетели другие. Вся стая крутнулась с разгона вокруг вожака.

Тот присел на задние лапы, ударил клыками одного, другого… И снова, вырвавшись вперед, легко догнал сани. Иван привстал, ждал момента… Хотел еще раз достать вожака. Но тот стал обходить сани дальше. И еще один отвалил в сторону от своры и тоже начал обходить сани-с другой стороны. Иван стиснул зубы, сморщился… «Конец. Смерть».

Глянул вперед.

Наум нахлестывал коня. Оглянулся, увидел, как обходят зятя волки, и быстро отвернулся.

— Грабю-ут!

— Придержи малость, отец!.. Дай топор! Мы отобьемся!..

— Грабю-ут!

— Придержи, мы отобьемся!.. Придержи малость, гад такой!

— Кидай им чево-нибудь! — крикнул Наум.

Вожак поравнялся с лошадью и выбирал момент, чтоб прыгнуть на нее. Волки, бежавшие сзади, были совсем близко: малейшая задержка, и они с ходу влетят в сани — и конец. Иван кинул клочок сена; волки не обратили на это внимания.

— Отец, сука, придержи, кинь топор!

Наум обернулся:

— Ванька!.. Гляди, кину!..

— Ты придержи!

— Гляди, кидаю! — Наум бросил на обочину дороги топор.

Иван примерился… Прыгнул из саней, схватил топор… Прыгая, он пугнул трех задних волков, они отскочили в сторону, осадили бег, намереваясь броситься на человека. Но в то самое мгновение вожак, почувствовав под собой твердый наст, прыгнул. Конь шарахнулся в сторону, в сугроб… Сани перевернулись: оглобли свернули хомут, он захлестнул коню горло. Конь захрипел, забился в оглоблях.

Волк, настигавший жертву с другой стороны, прыгнул под коня и ударом когтистой лапы распустил ему брюхо повдоль. Три отставших волка бросились тоже к жертве.

В следующее мгновение все пять рвали мясо еще дрыгавшей лошади, растаскивали на ослепительно белом снегу дымящиеся клубки сизо-красных кишок, урчали, Вожак дважды прямо глянул своими желтыми круглыми глазами на человека…

Все случилось так чудовищно скоро и просто, что смахивало скорей на сон. Иван стоял с топором в руках, растерянно смотрел на жадное, торопливое пиршество. Вожак еще раз глянул на него… И взгляд этот, торжествующий, наглый, обозлил Ивана. Он поднял топор, заорал что было силы и кинулся к волкам.

Они нехотя отбежали несколько шагов и остановились, облизывая окровавленные рты. Делали они это так старательно и увлеченно, что, казалось, человек с топором нимало их не занимает. Впрочем, вожак смотрел внимательно и прямо.

Иван обругал его самыми страшными словами, какие знал, Взмахнул топором и шагнул к нему… Вожак не двинулся с места. Иван тоже остановился,

— Ваша взяла,- сказал он.- Жрите, сволочи.- И пошел в деревню. На растерзанного коня старался не смотреть. Но не выдержал, глянул… И сердце сжалось от жалости, и злость великая взяла на тестя. Он скорым шагом пошел по дороге.

— Ну погоди!.. Погоди у меня, змей ползучий. Ведь отбились бы и конь был бы целый. Шкура.

Наум ждал зятя за поворотом. Увидев его живого и невредимого, искренне обрадовался:

— Живой? Слава те господи! — На совести у него все-таки было нелегко.

  Читать бесплатно книгу Заповедник сказок – Булычев Кир

— Живой1 — откликнулся Иван.- А ты тоже живой?

Наум почуял в голосе зятя недоброе. На всякий случай зашагнул в сани.

— Ну, что они там?..

— Поклон тебе передают. Шкура!..

— Чего ты? Лаешься-то?..

— Счас я тебя бить буду, а не лаяться.- Иван подходил к саням.

Наум стегнул лошадь.

— Стой! — крикнул Иван и побежал за санями.- Стой, паразит!

Наум опять нахлестывал коня… Началась другая гонка: человек догонял человека.

— Стой, тебе говорят! — крикнул Иван.

— Заполошный! — кричал в ответ Наум.- Чего ты взъелся-то? С ума, что ли, спятил? Я-то при чем здесь?

— Ни при чем?! Мы бы отбились, а ты предал!..

— Да где же отбились?! Где отбились-то, ты што!

— Предал, змей! Я тебя проучу малость. Не уйдешь ты от меня, остановись лучше, Одного отметелю — не так будет позорно. А то при людях отлуплю, И расскажу все… Остановись лучше!

— Сейчас — остановился, держи карман! — Наум нахлестывал коня.Оглоед чертов… откуда ты взялся на нашу голову!

— Послушай доброго совета — остановись! — Иван стал выдыхаться.Тебе же лучше: отметелю и никому не скажу.

— Тебя, дьявола, голого почесть в родню приняли, и ты же на меня с топором! Стыд-то есть или нету?

— Вот отметелю, потом про стыд поговорим. Остановись! — Иван бежал медленно, уже далеко отстал, И наконец вовсе бросил догонять. Пошел шагом.

— Найду, никуда не денешься! — крикнул он напоследок тестю.

Дома у себя Иван никого не застал: на двери висел замок. Он отомкнул его, вошел в дом. Поискал в шкафу… Нашел недопитую вчера бутылку водки, налил стакан, выпил и пошел к тестю. В ограде тестя стояла выпряженная лошадь.

— Дома,- удовлетворенно сказал Иван.- Счас будем уроки учить.

Толкнулся в дверь — не заперто. Он ждал, что будет заперто. Иван вошел в избу…

Его ждали: в избе сидели тесть, жена Ивана и милиционер. Милиционер улыбался:

— Ну что, Иван?

Отзыв

Дата написания рассказа — 1966 год. В сюжете этой истории описывается борьба разных типажей мужчин, совершенно противоположных по характеру. Первый, Иван — сильно ленивый мужчина, который любит выпить, и второй — Наум, тесть Ивана — хитрый, трусливый, расторопный старик.

Мужчины взаимно недолюбливают друг друга и каждый из них обвиняет другого в каких-то недостатках, при этом не замечая собственных. Автор также говорит нам, что Наум терпит Ивана только потому что дочь его защищает и любит. Но в одной семье два таких характера уживаются плохо и происходят постоянные конфликты между ними.

Кроме того, в семье случаются различные происшествия и неожиданные опасности, как в случае с волками, и тогда мы видим, как эти характеры реагируют на каждый случай по-своему.

Я думаю, главная тема произведения “Волки” — эта тема взаимоподдержки людей в экстремальных условиях. Может быть Наум и Иван не переносят друг друга в обычной жизни, но при нападении волков бросать зятя было непозволительно для Наума.

Мы видим, как отличается реакция на опасность у двух этих мужчин — как испугался и запаниковал Наум, как он сбежал, не оглядываясь на зятя и совершенно потеряв контроль над собой.

Его крик «Грабуют!» выдает полную потерю самообладания и абсолютную неспособность справиться со своими эмоциями. Дегтярёв ведёт себя несколько иначе — он проявляет храбрость и делает попытки самостоятельно прогнать голодных животных.

В этом случае автор показывает нам трусливый и предательский характер Наума и как контраст — мужественный и собранный нрав Ивана, который хоть и пожертвовал лошадь, но справился с бедой и вернулся домой живым.

Однако, в деревне положение дел переворачивается с ног на голову — тут совершенно сбитый с толку, рассерженный, яростный Иван с явным намерением избить человека кидается на тестя. Он явно не контролирует себя. Получается, уже не животное гонится за человеком, а человек за человеком.

Дегтярёв мечтает отомстить Науму за трусость во что бы то ни стало. И если бы не милиция, всё могло было бы закончится очень плохо. Итог всей истории следующий: в любых ситуациях нужно быть людьми и не скатываться до животных реакций. Нужно держать разум и волю выше своих чувств.

Прочитав рассказ и поразмыслив над ним, мы понимаем, что название сочинения — “Волки” — имеет двоякий смысл. Автор явно имел ввиду не только хищников из леса, когда давал своему произведению такое название. Абсолютно волчье поведение, нахождение в состоянии враждебном, агрессивном заставляет двух героев рассказа терять в глазах читателя всякую моральность, превращаться в животных.

Давайте подытожим: чему хочет научить Шукшин? Я думаю, автор хочет показать нам как важно не поддаваться эмоциям и оставаться в трезвом уме при любых обстоятельствах.

Каждый из читающих этот рассказ невольно задумывается про себя: а как бы я повёл себя на месте героев, что было бы, если бы со мной случилось такое же? Мог бы быть некий другой финал у этой истории? Возможно, помоги Наум Ивану прогнать волков и прояви он храбрость в этой ситуации, их многолетняя семейная неприязнь могла бы закончится и мужчины бы помирились? Может быть. Таким для меня стал рассказ Шукшина “Волки”. Отмечу также, что этот рассказ помог мне подумать над сложными вопросами, которые касаются семейных отношений. Возможно, эти размышления станут тем самым ключиком, который поможет мне правильно построить отношения в своих будущих или настоящих семьях.

Краткое содержание рассказа «Волки» и отзыв для читательского дневника (В.М. Шукшин)

Многомудрый Литрекон представляет Вашему вниманию сюжет рассказа В.М. Шукшина «Волки» в сокращении. Здесь Вы ознакомитесь с основными событиями в кратком пересказе, а также можете прочитать отзыв для читательского дневника.

Краткий пересказ

(253 слова) Рано утром в дом к Ивану Дягтярёву пришел тесть Наум и забрал с собой за дровами. Иван нехотя стал собираться. У них были нездоровые отношения: Наум терпел Ивана, а Иван не любил отца своей жены.

Наум раздобыл две повозки с лошадьми, и они поехали далеко в лес. Когда они поднимались в гору, то увидели стаю из пяти волков.

Пока Иван пытался помочь коню переступить оглобину, тесть резво повернул своего коня и нахлестывая его стал кричать «Грабюут!».

Когда сани тестя были уже далеко, Дягтерёв, наконец, справился с лошадью, волки были всё ближе. Иван не на шутку перепугался и уже почти попрощался с жизнью.

Гоня свою лошадь, Дягтерёв кричал Науму, чтобы тот остановился и подал топор, вместе бы отбились. Тесть всё же кинул топор на дорогу, но останавливаться не стал. После попыток отбиться от голодных волков, Иван всё же потерял свою лошадь и оставил на съедение волкам. Волки не обратили внимания на Ивана, и он смог уйти.

Наум ждал Ивана за поворотом и вздохнул с облегчением, когда увидел невредимого зятя. Тот был вне себя от злости. Он хотел отлупить Наума за такой низкий поступок, чтобы сейчас выпустить пар и никому не рассказывать о случившемся, но тесть в страхе уже едет в сторону деревни. Иван идет пешком.

Дома Дягтерёв выпивает стакан водки и идёт в дом к Науму. Там, помимо тестя, тещи и жены, его уже ждёт милиционер, чтобы предотвратить страшные последствия.

Милиционер уводит разъяренного Ивана из дома, говоря, что это для его же блага, и предлагает переночевать в сельской кутузке, чтобы он за ночь успокоился.

Отзыв

(348 слов) Рассказ «Волки» был написан Шукшиным в 1966 году. В произведении противопоставлены два разных по характеру персонажа. Иван — немного ленивый пьяница и Наум — его тесть, хитрый и расторопный старик.

Тесть упрекает Ивана за его недостатки, но он не замечает свои. Упоминается, что Наум терпит Ивана только из-за дочери. Мы видим столкновение двух разных характеров.

И как эти характеры будут справляться с неожиданными опасностями. 

Главная мысль произведения «Волки» — не бросать других в беде и самим не быть зверями по отношению друг к другу. Когда волки нападают на сани, то Наум и Иван ведут себя совершенно по-разному. Первым в испуге и панике сбегает Наум, совершенно не волнуясь за зятя и, потеряв самообладание, даже кричит «Грабуют!».

В этой ситуации тесть показал себя как трус, который не может справиться с эмоциями. Иван же проявил храбрость и даже пытался отбиться от волков. В этой ситуации проявили себя предатель и трус Наум и смелый и хладнокровный Иван. Но вот другая ситуация: после предательства Иван теряет свое самообладание, и уже он жаждет отомстить Науму.

Теперь человек гонится за человеком, как это было с волками. Иван до последнего думал лишь о мести тестю, и если бы не милицейский, то всё могло закончиться плачевно. Мораль рассказа «Волки» очевидна: мы не должны уподобляться животным и жить одними инстинктами. Разум и воля должны быть сильнее чувств.

Мое отношение к героям определяет название книги: они живут в состоянии вечной вражды и агрессии, поэтому постепенно теряют моральный человеческий облик.

Чему учит автор? Он говорит о том, что надо уметь не поддаваться эмоциям, быть смелым во всех ситуациях и оставаться таким до конца.

Шукшин заставляет задуматься: как бы я поступил на месте Ивана или Наума, мог ли быть другой сюжет у этого рассказа? Что было, если бы тесть все-таки помог Ивану отбиваться от волков? Быть может, давнишняя распря закончилась бы миром в семье… Таково мое впечатление от рассказа «Волки» и его героях.

Мне понравился рассказ «Волки», он помог поразмышлять над важными вопросами и прийти к выводам, которые помогут мне и другим читателям правильно организовать свою семейную жизнь. 

Екатерина Шишкарева

Краткие содержания
Василий Шукшин

Волки! – Шукшин Василий Макарович » Онлайн библиотека книг читать онлайн бесплатно и полностью

В воскресенье, рано утром, к Ивану Дегтяреву явился тесть, Наум Кречетов, нестарый еще, расторопный мужик, хитрый и обаятельный. Иван не любил тестя; Наум, жалеючи дочь, терпел Ивана. — Спишь? — живо заговорил Наум. — Эхха!.. Эдак, Ванечка, можно все царство небесное проспать. Здравствуйте. — Я туда не сильно хотел. Не устремляюсь. — Зря. Вставай-ка… Поедем съездим за дровишками.

Я у бригадира выпросил две подводы. Конечно, не за «здорово живешь», но черт с ним — дров надо. Иван полежал, подумал… И стал одеваться. — Вот ведь почему молодежь в город уходит? — заговорил он.- Да потому, что там отработал норму — иди гуляй. Отдохнуть человеку дают. Здесь как проклятый: ни дня, ни ночи. Ни воскресенья. — Што же, без дров сидеть? — спросила Нюра, жена Ивана.

– Ему же коня достали, и он же еще недовольный. — Я слыхал: в городе тоже работать надо,- заметил тесть. — Надо, Я бы счас с удовольствием лучше водопровод пошел рыть, тран- шеи: выложился раз, зато потом без горя — и вода и отопление. — С одной стороны, конечно, хорошо — водопровод, с другой — беда: ты б тогда совсем заспался. Ну, хватит, поехали. — Завтракать будешь? — спросила жена.

Иван отказался — не хотелось. — С похмелья? — полюбопытствовал Наум, — Так точно, ваше благородие! — Да-а… Вот так. А ты говоришь — водопровод… Ну, поехали. День был солнечный, ясный. Снег ослепительно блестел. В лесу тишина и нездешний покой. Ехать надо было далеко, верст двадцать: ближе рубить не разрешалось, Наум ехал впереди и все возмущался: — Черт те чего!.. Из лесу в лес — за дровами.

Иван дремал в санях. Мерная езда убаюкивала. Выехали на просеку, спустились в открытую логовину, стали подыматься в гору. Там, на горе, снова синей стеной вставал лес. Почти выехали в гору… И тут увидели, недалеко от дороги,- пять штук. Вышли из леса, стоят, ждут. Волки. Наум остановил коня, негромко, нараспев заматерился: — Твою в душеньку ма-ать… Голубочки сизые. Выставились.

Конь Ивана, молодой, трусливый, попятился, заступил оглоблю. Иван за- дергал вожжами, разворачивая его. Конь храпел, бил ногами — не мог пере- шагнуть оглобину. Волки двинулись с горы, Наум уже развернулся, крикнул: — Ну, што ты?! Иван выскочил из саней, насилу втолкал коня в оглобли… Упал в сани. Конь сам развернулся и с места взял в мах. Наум был уже далеко.

— Грабю-ут! — заполошно орал он, нахлестывая коня. Волки серыми комками податливо катились с горы, наперерез подводам. — Грабю-ут! — орал Наум. «Что он, с ума сходит? — невольно подумал Иван. — Кто кого грабит?» Он испугался, но как-то странно: был и страх, и жгучее любопытство, и смех брал над тестем. Скоро, однако, любопытство прошло. И смешно тоже уже не было.

Волки достигли дороги метрах в ста позади саней и, вытянув- шись цепочкой, стали легко нагонять. Иван крепко вцепился в передок са- ней и смотрел на волков. Впереди отмахивал крупный, грудастый, с паленой мордой… Уже только метров пятнадцать — двадцать отделяло его от саней. Ивана поразило нес- ходство волка с овчаркой.

Раньше он волков так близко не видел и считал, что это что-то вроде овчарки, только крупнее. Сейчас понял, что волк — это волк, зверь. Самую лютую собаку еще может в последний миг что-то ос- тановить: страх, ласка, неожиданный властный окрик человека. Этого, с паленой мордой, могла остановить только смерть. Он не рычал, не пугал… Он догонял жертву.

И взгляд его круглых желтых глаз был прям и прост. Иван оглядел сани — ничего, ни малого прутика. Оба топора в санях тестя. Только клок сена под боком да бич в руке. — Грабю-ут! — кричал Наум. Ивана охватил настоящий страх. Передний, очевидно вожак, стал обходить сани, примериваясь к лошади.

Он был в каких-нибудь двух метрах… Иван привстал и, держась левой ру- кой за отводину саней, огрел вожака бичом. Тот не ждал этого, лязгнул зубами, прыгнул в сторону, сбился с маха… Сзади налетели другие. Вся стая крутнулась с разгона вокруг вожака. Тот присел на задние лапы, уда- рил клыками одного, другого… И снова, вырвавшись вперед, легко догнал сани.

Иван привстал, ждал момента… Хотел еще раз достать вожака. Но тот стал обходить сани дальше. И еще один отвалил в сторону от своры и тоже начал обходить сани-с другой стороны. Иван стиснул зубы, сморщил- ся… «Конец. Смерть». Глянул вперед. Наум нахлестывал коня. Оглянулся, увидел, как обходят зятя волки, и быстро отвернулся. — Грабю-ут! — Придержи малость, отец!.. Дай топор! Мы отобьемся!..

— Грабю-ут! — Придержи, мы отобьемся!.. Придержи малость, гад такой! — Кидай им чево-нибудь! — крикнул Наум. Вожак поравнялся с лошадью и выбирал момент, чтоб прыгнуть на нее. Волки, бежавшие сзади, были совсем близко: малейшая задержка, и они с ходу влетят в сани — и конец. Иван кинул клочок сена; волки не обратили на это внимания. — Отец, сука, придержи, кинь топор! Наум обернулся: — Ванька!..

Гляди, кину!.. — Ты придержи! — Гляди, кидаю! — Наум бросил на обочину дороги топор. Иван примерился… Прыгнул из саней, схватил топор… Прыгая, он пуг- нул трех задних волков, они отскочили в сторону, осадили бег, намерева- ясь броситься на человека. Но в то самое мгновение вожак, почувствовав под собой твердый наст, прыгнул.

Конь шарахнулся в сторону, в сугроб… Сани перевернулись: оглобли свернули хомут, он захлестнул коню горло. Конь захрипел, забился в оглоблях. Волк, настигавший жертву с другой стороны, прыгнул под коня и ударом когтистой лапы распустил ему брюхо повдоль. Три отставших волка бросились тоже к жертве.

В следующее мгно- вение все пять рвали мясо еще дрыгавшей лошади, растаскивали на ослепи- тельно белом снегу дымящиеся клубки сизо-красных кишок, урчали, Вожак дважды прямо глянул своими желтыми круглыми глазами на человека… Все случилось так чудовищно скоро и просто, что смахивало скорей на сон. Иван стоял с топором в руках, растерянно смотрел на жадное, тороп- ливое пиршество.

Вожак еще раз глянул на него… И взгляд этот, торжест- вующий, наглый, обозлил Ивана. Он поднял топор, заорал что было силы и кинулся к волкам. Они нехотя отбежали несколько шагов и остановились, облизывая окровавленные рты. Делали они это так старательно и увлеченно, что, казалось, человек с топором нимало их не занимает. Впрочем, вожак смотрел внимательно и прямо.

Иван обругал его самыми страшными словами, какие знал, Взмахнул топором и шагнул к нему… Вожак не двинулся с мес- та. Иван тоже остановился, — Ваша взяла,- сказал он.- Жрите, сволочи.- И пошел в деревню. На растерзанного коня старался не смотреть. Но не выдержал, глянул… И сердце сжалось от жалости, и злость великая взяла на тестя. Он скорым шагом пошел по дороге. — Ну погоди!..

Погоди у меня, змей ползучий. Ведь отбились бы и конь был бы целый. Шкура. Наум ждал зятя за поворотом. Увидев его живого и невредимого, искрен- не обрадовался: — Живой? Слава те господи! — На совести у него все-таки было нелегко. — Живой1 — откликнулся Иван.- А ты тоже живой? Наум почуял в голосе зятя недоброе. На всякий случай зашагнул в сани. — Ну, что они там?.. — Поклон тебе передают.

Шкура!.. — Чего ты? Лаешься-то?.. — Счас я тебя бить буду, а не лаяться.- Иван подходил к саням. Наум стегнул лошадь. — Стой! — крикнул Иван и побежал за санями.- Стой, паразит! Наум опять нахлестывал коня… Началась другая гонка: человек догонял человека. — Стой, тебе говорят! — крикнул Иван. — Заполошный! — кричал в ответ Наум.

– Чего ты взъелся-то? С ума, что ли, спятил? Я-то при чем здесь? — Ни при чем?! Мы бы отбились, а ты предал!.. — Да где же отбились?! Где отбились-то, ты што! — Предал, змей! Я тебя проучу малость. Не уйдешь ты от меня, остано- вись лучше, Одного отметелю — не так будет позорно.

А то при людях от- луплю, И расскажу все… Остановись лучше! — Сейчас — остановился, держи карман! — Наум нахлестывал коня.- Огло- ед чертов… откуда ты взялся на нашу голову! — Послушай доброго совета — остановись! — Иван стал выдыхаться.- Тебе же лучше: отметелю и никому не скажу.

— Тебя, дьявола, голого почесть в родню приняли, и ты же на меня с топором! Стыд-то есть или нету? — Вот отметелю, потом про стыд поговорим. Остановись! — Иван бежал медленно, уже далеко отстал, И наконец вовсе бросил догонять. Пошел ша- гом. — Найду, никуда не денешься! — крикнул он напоследок тестю. Дома у себя Иван никого не застал: на двери висел замок. Он отомкнул его, вошел в дом.

Поискал в шкафу… Нашел недопитую вчера бутылку вод- ки, налил стакан, выпил и пошел к тестю. В ограде тестя стояла выпряжен- ная лошадь. — Дома,- удовлетворенно сказал Иван.- Счас будем уроки учить. Толкнулся в дверь — не заперто. Он ждал, что будет заперто. Иван во- шел в избу… Его ждали: в избе сидели тесть, жена Ивана и милиционер.

Милиционер улыбался: — Ну что, Иван? — Та-ак… Сбегал уже? — спросил Иван, глядя на тестя. — Сбегал, сбегал, Налил шары-то, успел? — Малость принял для… красноречия. — Иван сел на табуретку. — Ты чего это, Иван? С ума, что ли, сошел? — поднялась Нюра.- Ты што? — Хотел папаню твоего поучить… Как надо человеком быть.

— Брось ты, Иван,- заговорил милиционер, — Ну, случилось несчастье, испугались оба… Кто же ждал, что так будет? Стихия. — Мы бы легко отбились. Я потом один был с ними… — Я же тебе бросил топор? Ты попросил, я бросил. Чего еще-то от меня требовалось? — Самую малость: чтоб ты человеком был, А ты — шкура. Учить я тебя все равно буду.

— Учитель выискался! Сопля… Гол как сокол, пришел в дом на все на готовенькое да еще грозится. Да еще недовольный всем: водопроводов, видите ли, нету! -Да не в этом дело, Наум,- сказал милиционер,- При чем тут водопровод? — В деревне плохо!.. В городе лучше, — продолжал Наум.

— А чево приперся сюда? Недовольство свое показывать? Народ возбуждать против Советской власти? — От сука! — изумился Иван. И встал. Милиционер тоже встал. — Бросьте вы! Пошли, Иван… — Таких взбудителев-то знаешь куда девают? — не унимался Наум, — Знаю! — ответил Иван. — В прорубь головой… — И шагнул к тестю. Милиционер взял Ивана под руки и повел из избы. На улице остановились, закурили. — Ну не паразит ли! — все изумлялся Иван.- И на меня же попер. — Да брось ты его! — Нет, отметелить я его должен. — Ну и заработаешь! Из-за дерьма. — Куда ты меня счас?! — Пойдем, переночуешь у нас… Остынешь. А то себе хуже сделаешь. Не связывайся. — Нет, это же… што ж это за человек? — Нельзя, Иван, нельзя: кулаками ничего не докажешь. Пошли по улице по направлению к сельской кутузке, — Там-то не мог? — спросил вдруг милиционер. — Не догнал! — с досадой сказал Иван.- Не мог догнать. — Ну вот… Теперь — все, теперь нельзя. — Коня жалко. — Да… Замолчали. Долго шли молча. — Слушай: отпусти ты меня. — Иван остановился. — Ну чего я в воскресенье там буду?! Не трону я его. — Да нет, пойдем. А то потом не оберешься… Тебя жалеючи, говорю. Пойдем счас в шахматишки сыграем… Играешь в шахматы? Иван сплюнул на снег окурок и полез в карман за другой папироской. — Играю. https://www.shukshin.net/vo.shtml

Сейчас читают

  • Краткое содержание Шукшин Энергичные люди Действие происходит в доме заведующего магазином Аристарха Петровича Кузькина и его жены, продавщицы ювелирного магазина «Сапфир», Веры Сергеевны.
  • Краткое содержание оперы Дон Жуан Моцарта Первая сцена – слуга Дон-Жуана Лепорелло прогуливается у дома Командора и ропщет на то, как ему надоело прислуживать своему господину. Вдруг раздается шум
  • Краткое содержание Паустовский Кара-Бугаз Повествование знакомит читателя с одним из заливов Каспийского моря. Находится Кара-Бугаз в Туркменистане, тогда Туркмении. Автор пытается рассказать историю, — зачастую трагическую, тех, кто был там первым
  • Шмелёв Иван
  • Краткое содержание Мальчик со шпагой Крапивина Действие истории происходит на небольшой железнодорожной станции. На эту станцию однажды приходит маленький мальчик-Сережа Каховский. Ребенок был в одиночестве, но окружающим

Краткое содержание

В темноте теплой августовской ночи катилась тележка «с двумя молодыми седоками — мелкопоместной барышней и юношей гимназистом».

Вчера вечером деревня всполошилась появлением волка, который нагло и дерзко проник в стойло и зарезал овцу. Он чуть было не унес свою добычу в лес, но на истошный собачий лай вовремя выбежали мужики.

Они дубинами отбили у волка овцу, которая к тому времени уже околела.

Теперь же барышня весело хохотала, зажигала и бросала в темноту спички. Она кокетливо призналась юноше, что боится волков.

На голове у барышни был повязан красный платок, а свободный вырез красного платья открывал ее крепкую шею.

Телега тряслась на ухабах, и девушка делала вид, будто не замечает, что «гимназист обнимает ее и целует то в шею, то в щеку, ищет ее губы». Наконец, барышня уступила настойчивому кавалеру, и на ее устах застыл долгий поцелуй.

Неожиданно тележка остановилась, и мальчик, который управлял лошадьми, испуганно крикнул: «Волки!» В этот миг зарница осветила черное небо и неподалеку показались «три больших волка». Лошади, почуявшие опасных хищников, в страхе заметались и понесли тележку, куда глаза глядят. Мальчик на козлах никак не мог с ними справиться, и седоки могли в любой момент разбиться.

Когда лошади в очередной раз взметнулись, девушка «успела вырвать вожжи из рук ошалевшего малого». При этом она ударилась обо что-то железное, и на прекрасном лице «остался на всю жизнь легкий шрам в уголке ее губ».

Когда же ее спрашивали, как появился этот шрам, она с неизменной улыбкой отвечала, что это «дела давно минувших дней».

При этом в ее памяти всплывали чудесные теплые августовские ночи, пахучие стога сена и тот самый гимназист, «с которым она лежала в них вечерами, глядя на ярко-мгновенные дуги падающих звезд…

Нравственность в рассказе «Волки»

Описав две погони — волков за Иваном и уже Ивана за Наумом, писатель очень тонко показал читателю, как просто человеку превратиться в зверя. Месть, злоба и банальная обида не красят его так же, как и мелочность, трусость, подлость и склочность.

Если до гибели лошади все симпатии читателя на стороне ленивого, но простого Ивана, то после его угроз тестю читатель приходит к выводу, что они — «два сапога пара». Милиционер в финале проявляет больше сочувствия к Ивану, чем тот к собственному тестю.

Краткое содержание «Волки» Шукшина В. М. не способно передать всю осторожность и деликатность, с которой автор подходит к описанию нравственной стороны конфликта.

Биография Василия Макаровича Шукшина (1929-1974 гг.)

Василий Макарович родился в 1929 году в простой крестьянской семье в Алтайской глубинке. Шукшин-старший был расстрелян в период коллективизации, будущему писателю на тот момент едва исполнилось 5 лет.

В возрасте 17 лет Василий Макарович пошел устраиваться на работу в колхоз. Следующие 8 лет писатель регулярно меняет место и род занятий, проходит путь от слесаря на турбинном и тракторном заводах до учителя русского языка в школе родного села.

В 1954 году, уговорив мать продать единственную корову, на вырученные деньги Шукшин отправляется в Москву и поступает на режиссерское отделение ВГИКа.

Через два года Василий Макарович получает свою первую эпизодическую роль в киноленте «Тихий Дон», а еще через 2 года будет опубликован его первый рассказ «Двое на телеге».

Знание типажа русского человека и большой жизненный опыт автора можно ощутить, прочитав даже краткое содержание «Волков» Шукшина В. М.

Краткое содержание Шукшин Чудик за 2 минуты пересказ сюжета

Василий Шукшин в своём рассказе «Чудик», читать онлайн который можно в любое время, показывает небольшой эпизод жизни своего героя, где отражается вся его судьба. Из этого небольшого отрывка становится ясна и понятна вся его жизнь: и то, что было у главного героя в прошлом, и то, что ожидает его в будущем.

Это интересно: чем архаизмы отличаются от историзмов?

Если сравнить этот рассказ Василия Шукшина с остальными его произведениями, представленными в печатных изданиях и онлайн, то можно заметить, что в нём очень мало диалогов.

Но зато в монологе главного героя, который он постоянно произносит внутри себя, можно увидеть его представление о мире, узнать то, чем он живёт, какие эмоции его одолевают.

Бесхитростный герой Шукшина «Чудик», краткое содержание, которое есть в этой статье, предстаёт перед читателем так, что где-то ему хочется сочувствовать, а где-то ещё можно и осуждать.

Краткое содержание Шукшин Чудик для читательского дневника

Год: 1967 Жанр: рассказ

Главные герои: киномеханик Князев Василий Егорыч, брат Дмитрий, сноха Софья Ивановна.

Чудик – это олицетворение простого человека из народа. В конце рассказа Шукшин открывает для читателей подробности о главном герое. Чудик поступал так, как велит ему сердце, он открытый и искренний человек. Автор хочет обратить внимание на то, что все чаще люди становятся черствыми, скрывающими свои настоящие эмоции.

Краткое содержание Шукшин Чудик

Шукшин часто пишет свои рассказы о простых деревенских людях. В этом рассказе говорится о простом мужике по имени Василий Егорыч, который работает киномехаником в селе, он не равнодушен к собакам и сыщикам. За его простоту его многие считали чудоковатым, а жена ласково называла чудиком.

Однажды Чудик решил навестить брата, который живет на Урале. Они 12 лет не виделись. Чудик отправляется в долгую дорогу. Но уже в ближайшем городе он попадает в глупую ситуацию.

Чудик решил купить гостинцев для своих племянников и стоя в очереди в магазине, обнаруживает 50 рублей, которые лежали на полу. Чудик решил пошутить над этим, тем самым привлечь к себе внимание, но люди не поняли его шутки.

Он просто поднял бумажку и положил на кассу, чтобы хозяин потерявшейся купюры нашелся.

Выйдя из магазина, Чудик понимает, что у него в кармане не хватает 50 рублей. Он начинает себя ругать за такую глупость, но войти в магазин и забрать свои деньги не решается. Он побоялся, что люди подумают про него плохо. Так он и уехал в расстроенных чувствах. В самолете он пытается заговорить со своим соседом, мужчина читал газету и не желал общаться.

Когда стюардесса попросила всех пассажиров пристегнуть ремни, Чудик решил повторить своему соседу, что безопаснее будет пристегнуться, но мужчина был увлечен чтением. В итоге мужчина падает с места и теряет свою вставную челюсть, Чудик начинает помогать ему, но мужчина только накричал на него.

В ответ на грубое отношение Чудик предлагает свою помощь, чем удивляет разъяренного соседа.

Приехав к брату Дмитрию, Чудик узнает, что у него помимо племянников и брата есть еще и сноха. С первого взгляда жена Дмитрия начинает ненавидеть Чудика. Она всячески пытается его оскорбить, намекая на то, что он не желанный гость в доме.

Но Чудик на эту агрессию отвечает добром. На следующий день Чудик разукрашивает детскую коляску, чтобы сделать приятно и родителям и племянникам, после чего довольный собой он бежит в магазин за сладостями. Снохе его это все не понравилось, она выгоняет его из дома.

Чудик отправляется обратно в село к своей жене.

Читать краткое содержание Чудик. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Шукшин. Краткие содержания произведений

Картинка или рисунок Чудик

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

Итальянская девушка из высшего общества Ванина Ванини любит молодого революционера Пьетро, который сбежал из тюремного заключения. Юноша также в нее влюблен, однако ему приходится выбирать между ней и долгом перед Родиной.

Эдмон Дантес, заменивший капитана корабля Фараон, прибывает в порт города Марсель. Там его ждёт невеста Мерседес и пожилой отец.

На маленький негритянский остров по разным причинам прибыло десять человек. Лодка вернулась на континент, так как приближалась непогода. Приехавшие гости остановились в доме мистера и миссис Оним

В городе Новгороде, двое посадников Пренест и Вигор, ожидая Вадима, обсудили причины, почему же он не хочет говорить о своем приезде в Новгород.

В ранней комедии Шекспира «Как вам это понравится» описывается весьма туманная любовная история. Но она лишь фон для торжества добродетели. Герцог небольшого французского городка стал жертвой заговора младшего брата Фредерика.

Проблематика рассказа

В рассказе «Чудик» Василий Шукшин поднимает проблему, которая прослеживается во многих его произведениях. Отношения между жителями города и села всегда были и остаются актуальной проблемой. Главный герой замечает, что люди в деревне простые, работящие. Они желают менять свою жизнь на иную. Среди них есть герои, которыми может гордиться деревня.

В рассказе «Чудик» поднимается ещё одна важная проблема — семейные отношения, которые должны строиться на любви, доверии и понимании. Но к сожалению, так бывает не всегда.

«Чудик» (В. Шукшин)

Цитата: «В аэропорту Чудик написал телеграмму жене: „Приземлились. Ветка сирени упала на грудь, милая Груша меня не забудь. Васятка” ».

Проблематика:

Смысл названия: Чудик — это прозвище главного героя (только в конце рассказа сообщается, что на самом деле Чудика зовут Василий Егорович Князев).

Прозвище это характеризует его главную особенность: Чудик странный, не приспособленный к жизни в обществе, простодушный. Шукшин в образе Чудика поднимает проблему душевной простоты, открытости. Общество отвергает человечность, прикрываясь социальными шаблонами.

Поэтому Чудику становится хорошо только при общении с природой: ведь дождик не может быть неискренним.

Литературное направление: реализм.

Литературный жанр: рассказ.

Жанровые особенности: рассказы Василия Макаровича Шукшина в жанровом отношении сближаются, несмотря на краткость, с романом: в них вмещается вся жизнь человека, поднимаются глобальные вопросы бытия. Можно сказать, что в этом отношении Шукшин стал продолжателем традиции Чехова.

При этом Чудик — представитель характерного для русской литературы типа «маленького человека» (как, к примеру, Акакий Башмачкин в повести Н. В. Гоголя «Шинель» или Макар Девушкин в романе Ф. М. Достоевского «Бедные люди»).

Время и место действия: действие рассказа происходит на Урале и в родном селе Чудика. Время — современное автору.

Действующие лица

  • Чудик — Василий Егорович Князев, он же Васятка, простодушный и открытый до чудачества сельский мужчина 39 лет, по профессии киномеханик.
  • Дмитрий — брат Чудика, живёт с женой и детьми на Урале.
  • Софья Ивановна — жена Дмитрия, заносчивая и гордая женщина, неприязненно относящаяся к Чудику.
  • Жена Чудика — именно она и придумала это прозвище для Василия Егоровича.
  • Попутчик Чудика — мужчина, потерявший в самолёте вставную челюсть.
  • Телеграфистка — строгая дама, никому не позволяющая вольностей в телеграммах.

Краткое содержание

С Чудиком вечно происходят всякие нелепые истории. Вот, к примеру: собрался он к брату на Урал, решил племянников подарками побаловать. Покупает подарки, смотрит — 50 рублей валяется.

Чудик посмеялся: хорошо, видно, живут люди — такими деньгами бросаются. Оставил деньги на кассе и ушёл. А потом понял, что это его пятидесятирублёвка и была.

Понял, но за деньгами не вернулся — постеснялся, что люди подумают: чужие деньги заграбастать хочет.

Чудик летит на Урал, и самолёт приземляется прямо на картофельное поле. Такая посадка провоцирует инцидент: сосед Чудика по креслу теряет свой зубной протез. Чудик стремится помочь и скорей поднимает вставную челюсть соседа, чем навлекает на себя его гнев: зачем взял чужие «зубы»?

Прибыв на Урал, Чудик спешит отправить телеграмму жене, но делает это в своём обычном неформальном стиле. Телеграфистка отказывается отправлять телеграмму в таком виде, и Чудик вынужден сократить текст.

Софья Ивановна, жена брата Чудика, вовсе не рада его визиту, да и сам Василий ей неприятен. Чтобы поговорить по душам, Чудику приходится гулять с братом по улицам.

Отношение снохи смущает Чудика, он хочет сделать Софье Ивановне что-нибудь приятное — и разрисовывает узорами детскую коляску.

После Чудик ходит по магазинам, а вернувшись, слышит, как его брат ссорится с женой: конечно, Софье Ивановне вовсе не понравились «художества» Чудика.

Сноха грозит выбросить вещи Чудика, и тот вынужден уехать домой. Родное село встречает его тёплым дождиком — и Чудик снова счастлив.

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Назовите жанр произведения Василия Шукшина «Чудик».

Ответ. Рассказ.

Почему сосед Чудика по креслу в самолёте обиделся на него?

  Иван Флягин: характеристика героя и особенности образа

Ответ. Сосед Чудика выронил зубной протез. А Чудик, желая помочь, подхватил этот зубной протез и протянул своему соседу. Мужчине было неудобно, ведь Чудик сделал это прилюдно. Всему виной детская простота главного героя рассказа Шукшина.

К какому типу героев можно отнести Чудика из одноимённого произведения?

Ответ. «Маленький человек». Представители этого типа героя — Акакий Башмачников («Шинель», Н. В. Гоголь) и Макар Девушкин («Бедные люди», Ф. М. Достоевский).

Герои рассказа

Несмотря на то что в рассказе Шукшина один главный герой, но второстепенных лиц много. Это позволяет понять содержание рассказа. Среди всех действующих лиц можно выделить следующих:

  1. Василий Егорович Князев – «чудик», которому уже исполнилось 39 лет, но он по-детски наивен и честен.
  2. Жена Князева, которая постоянно его ругает и даже несколько раз ударила шумовкой по голове.
  3. Софья Ивановна, сноха.
  4. Дмитрий, брат.
  5. Телеграфиста.
  6. Пассажир в самолёте.

Основные персонажи

  • Чудик — сельский житель, которого преследуют мелкие неприятные ситуации.
  • Жена главного героя — с иронией относится к особенности мужа, но иногда выходит из себя.
  • Сноха Софья Ивановна — работает буфетчицей, не уважает людей, которые ничего не добились в жизни.
  • Брат Дмитрий — семьянин, отдал бразды правления жене, ей не перечит.

Краткий пересказ даст возможность лучше познакомиться с героями.

Сюжет и композиция

Сюжет произведения – это путешествие Чудика из родной деревни в город, где живёт его брат. С Дмитрием, который скучает по деревенской жизни, главный герой не виделся 12 лет. В дороге с Чудиком постоянно что-то происходит: то он деньги теряет, то самолёт вынужден сделать посадку на картофельном поле.

Рассказ Шукшина делится на три части:

  1. Мысли Чудика о том, что нужно съездить проведать брата.
  2. Путешествие.
  3. Возвращение домой.

Краткое содержание Шукшин Чудик

Рассказ Василия Шукшина «Чудик» был опубликован в журнале «Новый мир» в 1967 году.

Главный герой рассказа – сельский киномеханик Василий Егорович Князев, тридцати девяти лет, по прозвищу Чудик. Прозвище это дали ему за то, что он частенько попадал в разные досадные ситуации.

Однажды решил поехать в гости к брату, который жил на Урале. Не виделись они с братом вот уже двенадцать лет. Собрал он вещи и поехал в районный центр, откуда надо было еще ехать на поезде, а потом – часа полтора на самолете.

Взял Чудик билет на поезд, и, чтобы скоротать время, зашел в магазин за подарками племянникам. Купил конфет с пряниками и шоколад. Открыл чемодан, чтобы уложить подарки, глядь – а на полу пятьдесят рублей лежит.

Выронил кто-то, понял Чудик. «Хорошо живете, граждане! – объявил. – А вот у нас такими бумажками не бросаются!» Народ у прилавка заволновался: это не рубль и не трешка, вполне приличная сумма.

Решили положить на видное место – авось объявится хозяин.

Отошел Чудик от магазина и вдруг понял – а деньги-то его. Ему в сберкассе как раз и выдали две бумажки: двадцать пять и пятьдесят рублей. Четвертную он только что разменял на подарки. А пятидесяти у него нет. Это она теперь лежит в магазине. Расстроился Чудик, а вернуться в магазин себя заставить не может. Никто ведь не поверит, скажут: прикарманить решил.

Делать нечего, поехал домой жене сдаваться. Та поругалась, огрела для порядка шумовкой, а потом они сняли еще пятьдесят с книжки, и он вновь пустился в свое путешествие.

У брата Дмитрия было трое ребятишек и жена Софья. Выпили они с братом, закусили, детство, отца с матерью стали вспоминать. А Софья злобствует, все им замечания делает. И чего расселись, разговорились, никакого покоя нет. «Не нравишься ты ей, – объясняет Дмитрий Чудику.

– Прост слишком, ей бы родственника рангом повыше, руководителя какого-нибудь. Чтоб при должности состоял. Она и меня не любит. Не любит, а живет. Да разве ж это жизнь?» Чудик возражает, что много замечательных личностей было из сельских жителей, но куда там.

Разве грубых и злых людей переделаешь? А отчего они такими стали – пойди, разберись.

Утром, когда брат с женой ушли на работу, Чудик позаимствовал у детей брата краски, кисточку и разукрасил коляску его младшего сына. Цветочки, травку, птичек на ней нарисовал. Хотел, чтобы сноха порадовалась. Потом прогулялся по городку. Вернулся – сноха с братом ругается. Грозится выкинуть Чудика из дома, если он не уберется сам. Не понравилось ей его творчество.

Забрался Чудик в сарай и стал горевать. А вечером брат принес его чемодан. И вернулся Чудик домой.

Чудик – простой русский человек, честный, добрый, безыскусный. Этот образ явно отсылает читателя к иванушкам из русских сказок, которые – сложись такая ситуация – станут героями, а нет – так и живут незаметно. Разве что чудят иногда.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Шукшин. Все произведения

Чудик. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Чарльз Диккенс своим романом Пойман с поличным стал одним из основоположников писательского жанра детективных историй.

Иванов некоторое время находился в тюрьме, после чего решил вернуться к Гавриловым. Он хочет спокойной жизни: жить с дочкой Галей. Но никто из родственников не проявляет к нему доверия.

Каллимако разговаривает со слугой Сиро. Каллимако рассказывает о своей судьбе, о том, как оказался в Париже, когда ему исполнилось 10 лет. В своих воспоминаниях он доходит до спора французов и итальянцев о том, чьи женщины прекрасней

В произведении «Мочёные яблоки», созданном Владимиром Алексеевичем Солоухиным, повествуется о том, как один шофёр на своём автомобиле попал в огромную лужу и какие выводы из этой ситуации мужчина сделал.

Художник Петров, после эвакуации из Москвы, попал в большой город, расположенный где – то в Средней Азии. Оттуда его и призвали на войну.

  • Рассказ об успешном российском финансисте эссе
  • Рассказ об участнике вов для 5 класса
  • Рассказ об учителе начальных классов от родителей окружающий мир 1 класс
  • Рассказ об уездном городе ревизор 1 действие
  • Рассказ об экологическом дне для второго класса