Рассказ об учебнике русского языка 6 класс

Подготовка к сочинению в жанре рассказ книги рассказывают1 часцель: сформировать умение создавать текст, отвечающий задачам высказывания.задачи: 1 образовательные: повторить особенности

ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ В ЖАНРЕ РАССКАЗ «КНИГИ РАССКАЗЫВАЮТ»

1 час

Цель: сформировать умение создавать текст, отвечающий задачам высказывания.

Задачи:

1) образовательные: повторить особенности рассказа как малого повествовательного жанра; актуализировать знания обучающихся о выборе языковых средств в зависимости от коммуникативной цели.

2) развивающие: развивать речь обучающихся, умение строить текст в соответствии с нормами его построения и правилами письменного оформления;

3) воспитательные: воспитывать интерес к учению, мотивировать на создание собственных текстов в соответствии с поставленной коммуникативной целью и заданной речевой ситуации; учить вслушиваться в ответы одноклассников, быть объективным и доброжелательным в их оценке; напомнить о правилах поведения в библиотеке.

Результаты обучения:

личностные: интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию; достаточный запас слов и усвоенных грамматических средств для создания текста в письменной форме;

метапредметные: преобразовывать визуальную информацию в текстовую; адекватно выражать своё отношение к изображённому с учётом речевой ситуации в письменной форме, соблюдая нормы построения текста, основные нормы современного русского литературного языка и изученные правила орфографии и пунктуации; осуществлять самопроверку письменного текста;

предметные: знать особенности рассказа как жанра функционально-смыслового типа речи повествования; композицию рассказа; осуществлять осознанный выбор языковых средств в зависимости от коммуникативной цели, адресата и речевой ситуации; создавать сочинение-рассказ с включением готовой части текста (вступление и заключение).  

Оборудование: учебник «Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений в 2 ч. Ч. 1» / [М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский]. — М.: Просвещение, 2012;

мультимедийный комплект, презентация.

Ход урока

  1. Организационный момент. Пропедевтика обучающихся к новому материалу.

Цель – организовать познавательную деятельность учащихся. Сообщить тему, цели и задачи изучения нового материала, показать практическую значимость изучения нового материала, привлечь внимание и вызвать интерес к изучению новой темы.

Здравствуйте. Все готовы к уроку? Тогда начнём. Сегодня у нас необычное занятие. И всё потому, что в классе много гостей. Но вам не стоит волноваться. Я знаю: вы – большие молодцы, а значит у нас всё получится.   Сегодня мы с вами прикоснёмся к настоящему чуду: узнаем много интересных секретов и тайн,.а начнём урок с загадки. Отгадайте загадку:

  Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
(Книга) (Слайд 1-2)

Правильно, это книга. Вы догадались сразу. По каким признакам вы установили правильный ответ? Но разве книга может рассказывать? Как это происходит? О чём книга может рассказывать? Как называется такой приём? (Олицетворение)

*Олицетворение – изображение неодушевлённого предмета как одушевлённого.

Метод вживания (вызов – 4 человека). Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке

Выходите к доске и выбирайте любую книгу. Представьте на минуту, что это вы – это книга со своим внутренним содержанием, с собственными историями. Представьтесь нам, как вас зовут. О чём вы могли бы нам рассказать? Каждый выскажется одним предложением. У кого возникли затруднения? (один из обучающихся держит книгу с белыми страницами).

Постановка проблемной задачи. Какая беда могла случиться с нашей книгой, что послужило причиной её молчания? (Выводы учеников).

Ребята, но иногда страницы даже серьёзной солидной книги для нас кажутся белыми. Почему? Мотивация к деятельности. Я предлагаю вам посмотреть короткий мультфильм (режиссёр Уильям Джойс), и может быть, он послужит вам подсказкой.  (Мультфильм сопровождается стихотворением Э.Асадова). Смотрим. После чтения учителем стихотворения Э.Асадова задаётся вопрос: Что случилось с книгой?

Почему её листы белые?

Белые – это значит какие?

– чистые, пустые. 

В чем отличие понятий «чистое» и «пустое»? (в сравнении с человеком)

— Чистые можно наполнить содержанием.

Как сделать так, чтобы книга заговорила?

-Написать «её», что-то записать в ней.

Вот этим-то мы и будем заниматься на уроке, тема которого звучит так: «Книги рассказывают» (Слайд 3). Записывают в тетрадь. Целеполагание. Какую работу мы выполним? А что мы будем писать? (поработать со словом «рассказывают»).

Мы будем писать рассказ.

II. Актуализация знаний. 

Цель: подготовка мышления к новому способу деятельности, повторение изученного материала, необходимого для открытия «нового знания».

Фиксация опасений и затруднений. Перед вами листы цветной бумаги: чёрный и белый и красный. На белом запишите все ваши ожидания от данного урока, а на чёрном – все опасения, что кажется вам трудным, непонятным. Отложите в сторону. Красные листы содержат очень важную информацию, которая пригодится вам на уроке.

Построения проекта выхода из затруднений. Итак, мы будем писать рассказ. Что такое рассказ? (Высказывают предположения). Предлагаю посмотреть определение в словарях. Парная работа. (Пары работают со словарями, часть пар – со словарями Ожегова, часть – со Школьным толковым словарём). Задание: Найти определение слова «рассказ», выписать ключевые слова.

Работа с терминами. Сравнение терминов, выписывание отмеченных слов обучающимися на доске. О чём мы не сказали в определении, которое вывели самостоятельно? Хочу познакомить вас с ещё одним определением рассказа (На слайде: Рассказ – небольшое произведение, посвящённое отдельному событию в жизни человека или животного» С. Антонов «Я читаю рассказ»). Какое слово является общим во всех этих определениях? (событие) (Слайд 4).

Лексическая работа. Задание. Продолжить ряд синонимов: (миг, случай, происшествие, момент, ситуация, эпизод, фрагмент, история).

ВЫВОД: Что главное мы должны помнить о рассказе? (В центре всегда одно событие).

Событие – это мгновение, миг жизни; секунда, прожитая человеком. О нем и будет ваш рассказ.

В этот отрезок времени многое вмещается: чувства, настроение, душевное состояние. Может быть, в это мгновение случилось радостное потрясение, счастье, удивление, а, может быть, печальное событие.

Записываем в тетради любое определение рассказа. Какое определение мы запишем? Почему мы не можем записать определение С.Антонова? Почему оно не совсем подходит к теме нашего сегодняшнего урока?

Следующий шаг, который должен совершить настоящий рассказчик – выбрать тему. Что такое тема? (главное в произведении). Мы сказали, что рассказ – это повествование. Вы уже писали сочинение – повествование. Но рассказ – это нечто иное. И тема его должна звучать по-иному. Задание (на слайде): Прочитайте темы. Какие из них соответствуют рассказу, а какие – повествованию?  

1. «Как создаётся книга» и «Случай в библиотеке»

2. «Неожиданное событие» и «Любимое занятие летом»

3. «Как я помогаю маме» и «Как я помог маме» (Слайд 5)

* Тема – вопросы, на которых сосредотачивает внимание автор.

* Повествование – иложение ряда последовательных событий.

 (Работа в группах). Представители групп зачитывают и комментируют.

Вы хорошо справились с заданием. Мы поняли, как составлять тему рассказа.

А о чём ещё должен помнить рассказчик?

— Он должен соблюдать композицию рассказа (строение, части).

А кто знает, сколько частей может быть в рассказе?

III. ПАРНАЯ РАБОТА. АНАЛИЗ ТЕКСТА. 

Докажите, что текст является рассказом. Определите тему.  Готовый рассказ разделите на композиционные части. Составьте план текста.

Рассказ (Слайд 6):

В деревне Гридино живет старая бабушка по имени тетя Нина. Раз охотой я проходил мимо да и остался переночевать.
Только улегся, слышу: на потолке кто-то зашевелился, зашуршал, стал что-то скрести и грызть. Потолок был обклеен газетой. От времени, как видно, обклейка отошла, и между газетой и досками потолка получился коридорчик. Там кто-то ползал и корябался.
– Машка зашевелилась, – послышалось с печки.
– Какая? – не понял я.
– Мышь Машка. Свет задуешь – давай топотать.
Я не мог заснуть. Казалось, газета треснет – и Машка свалится прямо на голову.
Вдруг у самого уха раздалось громкое жужжание. Кто-то пилил бревно – вжи, вжи, вжи! – И звук этот разносился по всей избе.
– Как жука-то звать? – спросил я.
– Какого?
– Какой дерево пилит.
– Женя, – с уважением сказала тетя Нина.
Я закурил, раздумывая, не пойти ли ночевать у костра. «Нельзя. Обижу тетю Нину. Да что волноваться – это ведь Женя и Маша, свои ребята».
Я успокоился и скоро заснул.
Били на стенке ходики, Женя пилил неутомимо, и Машка как ненормальная скакала на потолке, а я спал крепко и спокойно и не боялся, что появится какой-нибудь клоп Костя.

(по Ю.Ковалю)

Итак, ребята, в рассказе, который мы напишем, будет три части. Чтобы поработать над каждой частью, нужно понять, какую роль эти части играют в нашем рассказе.  Выдвигают гипотезы Знакомство с информацией на красном листе.

В рассказе выделяют три части: завязка, кульминация, развязка.

Завязка – событие, с которого начинается действие и от которого зависит развитие последующих событий.

Кульминация – момент наибольшего напряжения в развитии действия рассказа.

Завязка – значительное действие, которое явилось результатом развития событий.

Мастерство рассказчика проявляется в умении выделять узловое событие  (именно ему уделить большее внимание, отсечь случайности и различного рода  не имеющие смысла подробности). Описание места и времени (обстановки, природы и т.п.), как и в описаниях героев, должно быть подчинено главному в рассказе, пояснять его.

Записывают  в тетрадь составные части композицию рассказа. Соотносим с композиционными частями план нашего текста.  Сверяем по эталону на слайде (Слайд 7).

Итог этапа. Итак, мы узнали, какие три обязательных части есть в рассказе. Назовём их ещё раз. О чём мы будем говорить далее? Что ещё необходимо знать, чтобы написать хороший рассказ? Что самое сложное? Заинтересовать зрителя.

-Можно украсить его (гипотеза ученика). Какие еще средства выразительности использует автор?

Предлагаю прочитать тексты.

  1. Взошла луна. Впереди, как серьга, блеснула речка Сежа. Над Сежей кричали чибисы.
    В свете луны я увидел фигуру охотника. Он шел по берегу, с трудом выдирая ноги из раскисшей земли. На голове у него была разлапистая шляпа, а в руке – корзинка. В ней тихонечко крякала утка.
    2. В деревне Власово, слыхал я, есть Стеклянный пруд. «Наверно, вода в нем очень прозрачная, – думал я. – Видны водоросли и головастики. Надо бы сходить, посмотреть».
    Собрался и пошел в деревню Власово. Прихожу. Вижу, у самого пруда две бабки на лавочке сидят, рядом гуси пасутся. Заглянул в воду – мутная. Никакого стекла, ничего не видно.
    3. Вовка грустно разглядывал разложенные на столе открытки. И зачем он их купил! Все открытки, конечно, очень красивые. Глаз не отрвёшь! Но ни одна, ни одна из них не подходила для поздравления бабушки с днём рождения! Ужасно жалко, что все они адресованы кому угодно, только не бабушке: ЛЮБИМОЙ ДЕВУШКЕ, МИЛОЙ ТЁТЕ, ДОРОГОЙ МАМОЧКЕ. Открытку ОБОЖАЕМОМУ ШЕФУ тоже прихватил на всякий случай. Уж больно хороша!

Как вы думаете, что это за композиционные части? (Это начало). Поделитесь мнением, как начало рассказа помогает заинтересовать, вызвать желание дочитать до конца?

Как автору удалось передать напряжение?  Пары выписывают ключевые слова-глаголы, с помощью которых осуществляется «движение» рассказа, обеспечивается новое содержание?.Какие средства выразительности он использует? Какие еще средства выразительности использует автор? (пары выписывают метафоры, сравнения).

IV. Придумайте захватывающее начало вашего рассказа с использованием тех слов, которые мы записали в начале урока. Тема уже записана в ваших тетрадях. – 7 мин.

А теперь я предлагаю вам ещё одну часть. Определите, Какой частью является предложенный текст.

Концовка. 

Прочтите её. Выразительное чтение учеником. Задание. Устно придумайте, о чём пойдёт речь в кульминации рассказа?

Концовка:  Да. Нам приятно, когда нас читают, перечитывают, конспектируют, пересказывают. Пусть мы от этого стареем и изнашиваемся. Только в руках читателя книга начинает говорить, не так ли?» Первый луч солнца пробежался по запылённой полке и осветил тяжёлые старинные издания. Они крепко спали, уютно прижавшись друг к другу. Книга замолчала, как будто и не было этих удивительных ночных рассказов. Всё стало по-прежнему тихо.

V. РЕФЛЕКСИЯ: Если ваши ожидания оправдались, прикалываем в нашу книгу белый лист, если оправдались негативные ожидания – чёрные. Анализируем, каких листов больше.

Домашнее задание:

  1. Написать сочинение-рассказ на тему «Книги рассказывают», используя вступление и концовку, написанные на уроке.
  2.  Упр.494, с.93.
  3. Упр. 493, с.93.

Выводы: Итак, сегодня мы чуть-чуть прикоснулись к великой тайне творчества. Надеюсь, каждый из вас напишет замечательный рассказ. Ведь вы – это книга, и хочется верить, с яркими страницами. Ну а как же наш герой? Написал ли он свою книгу? Смотрим продолжение мультфильма.

Я – это мир, а мир стал мной,
Едва открыл страницу!
Могу в героя книги я
Мгновенно превратиться!
Стихом и прозой говоря,
Рисунком и словами,
Страницы книг ведут меня
Волшебными путями.

Я в мире слов перешагну
Любых времён границы,
Могу теперь весь шар земной
Я облететь, как птица!
Страницы, главы и слова
Летят перед глазами.
Мы с книгой стали навсегда
Хорошими друзьями!

Спасибо за урок. Желаю вам плодотворной работы.

Гипермаркет знаний>>Русский язык>>Русский язык 6 класс

Русский язык 6 класс

Русский язык 6 класс знакомит школьников с большим объемом новых тем. Тем не менее, и немало времени в этом учебном году будет уделяться повторению материалов, уже изученных в пятом классе. Не лишним будет освежить свою память о правописании приставок, гласных и согласных в корне, и других материалов, без которых будет сложно начать изучение новых тем.

На уроках русского языка в шестом классе огромное внимание будет акцентировано на правописание глаголов и их личных окончаний, на предложениях с однородными членами и вводными словами и т.д.

Русский язык 6 класс в учебной программе этого года содержит большое количество упражнений, разных по уровню сложности, интересных и разнообразных заданий, а также работ направленных на активизацию мыслительной деятельности шестиклассников.

Грамматика. Морфология

Тема 1.    Части речи
Тема 2.    Самостоятельные и служебные части речи
Тема 3.    Слово и его формы

Самостоятельные части речи

Тема 4.     Имя существительное
Тема 5.     Понятие о существительном
Тема 6.     Нарицательные и собственные имена существительные
Тема 7.     Одушевленные и неодушевленные имена существительные
Тема 8.     Род имени существительного
Тема 9.     Число имени существительного
Тем 10.      Падеж и склонение имен существительных
Тема 11.    Склонение существительных в единственном числе
Тема 12.    Склонение существительных во множественном числе
Тема 13.    Разносклоняемые существительные
Тема 14.    Неизменные существительные
Тема 15.    Словообразование существительных
Тема 16.    Словообразование существительных с помощью суффиксов
Тема 17.    Словообразование существительных с помощью приставок. Образование сложных существительных
Тема 18.    Глагол
Тема 19.    Понятие о глаголе
Тема 20.    Инфинитив
Тема 21.    Возвратные глаголы
Тема 22.    Виды глагола
Тема 23.    Наклонения глагола. Изъявительное наклонение
Тема 24.    Времена глагола
Тема 25.    Прошедшее время
Тема 26.    Настоящее и будущее время
Тема 27.    Лицо и число глагола
Тема 28.    Спряжение глаголов
Тема 29.    Разноспрягаемые глаголы
Тема 30.    Условное наклонение
Тема 31.    Повелительное наклонение
Тема 32.    Безличные глаголы
Тема 33.    Словообразование глаголов
Тема 34.    Правописание суффиксов глаголов
Тема 35.    Имя прилагательное
Тема 36.    Понятие о прилагательном
Тема 37.    Разряды прилагательных по значению
Тема 38.    Полные и краткие прилагательные
Тема 39.    Склонение полных прилагательных
Тема 40.    Притяжательные прилагательные с суффиксом –ий
Тема 41.    Притяжательные прилагательные с суффиксом –ин- (-ын-), -ов- (-ев-)
Тема 42.    Степени сравнения прилагательных
Тема 43.    Словообразование прилагательных
Тема 44.    Словообразование прилагательных с помощью суффиксов
Тема 45.    Словообразование прилагательных с помощью приставок
Тема 46.    Словообразование прилагательных с помощью сложения основ
Тема 47.    Имя числительное
Тема 48.    Понятие о числительном
Тема 49.    Простые, сложные и составные числительные
Тема 50.    Количественные числительные
Тема 51.    Склонение количественных числительных
Тема 52.    Синтаксические особенности количественных числительных
Тема 53.    Собирательные числительные
Тема 54.    Порядковые числительные
Тема 55.    Дробные числительные
Тема 56.    Наречие
Тема 57.    Понятие о наречии
Тема 58.    Степени сравнения наречий
Тема 59.    Словообразование наречий
Тема 60.    Словообразование наречий с помощью приставок и суффиксов
Тема 61.    Словообразование наречий путем перехода слов из одной части речи в другую
Тема 62.    Имя состояния
Тема 63.    Понятие об имени состоянии
Тема 64.    Местоимение
Тема 65.    Понятие о местоимении
Тема 66.    Местоимение и другие части речи
Тема 67.    Личные местоимения
Тема 68.    Возвратное местоимение
Тема 69.    Притяжательные местоимения
Тема 70.    Вопросительные местоимения
Тема 71.    Относительные местоимения
Тема 72.    Неопределенные местоимения
Тема 73.    Отрицательные местоимения
Тема 74.    Определительные местоимения
Тема 75.    Указательные местоимения

Что изучают по русскому языку в 6-м классе

Русский язык 6 класс в этом учебном году завершает изучение таких разделов, как лексика и словообразование. Поэтому, для закрепления знаний в течение года будут проводиться контрольные, тестовые задания и итоговые зачеты.

На протяжении года в шестом классе по русскому языку продолжиться изучение морфологии и орфографии. В шестом классе школьники узнают о функциональных стилях речи и продолжат изучать синтаксис и пунктуацию.

На уроках русского языка в шестом классе выделено достаточно времени для развития связной речи у детей. Школьники на уроках русского языка будут выполнять задания по грамматике, работать над текстом, учиться работать с книгой, находить главное и планировать свои действия.

Программа шестого класса по русскому языку рассчитана так, чтобы равномерно распределять уроки по обучению речи, формированию умений и навыков правописания и реализации задач, направленных на практическое применение изученного материала.

Благодаря большой нагрузке практического направления по русскому языку, школьники шестого класса учатся не только выполнять различные задания, но и в процессе выполнения различных заданий закрепляют теоретические знания, формируют языковые навыки и навыки правописания.

Русский язык с Гипермаркетом Знаний

Русский язык 6 класса обучения насыщен огромным объемом информации, который необходимо не только досконально изучить, но и усвоить, понять и разобраться.

С материалами, предоставленными на сайте Гипермаркета Знаний, есть возможность разобраться в усвоении тем по русскому языку, изучить его, а также узнать много интересного и познавательного по интересующим темам.

Гипермаркет Знаний предоставляет возможность школьникам с помощью материалов, которые можно найти на нашем сайте, пополнить свои знания по русскому языку, получить нужную информацию по выполнению домашних заданий, подготовиться к контрольной работе или зачету.

В нашей онлайн-школе вы найдете разнообразные интерактивные уроки по русскому языку, презентации, сочинения, тестовые задания, кроссворды и другие интересные статьи.

С помощью таких онлайн-уроков вы получите существенную помощь в изучении русского языка и подготовитесь к успешному написанию диктантов и контрольных работ.

Что дает детям изучение русского языка

Русский язык 6 класс расширяет познавательно-практические знания предмета. Школьники благодаря урокам по этому предмету получают основу для развития речевой культуры, у них формируется бережное и осознанное отношение к родному языку, увеличивается словарный запас и развивается коммуникабельность.

Авторські права | Privacy Policy |FAQ | Партнери | Контакти | Кейс-уроки

©  Автор системы образования 7W и Гипермаркета Знаний — Владимир Спиваковский

При использовании материалов ресурса
ссылка на edufuture.biz обязательна (для интернет ресурсов —
гиперссылка).
edufuture.biz 2008-© Все права защищены.
Сайт edufuture.biz является порталом, в котором не предусмотрены темы политики, наркомании, алкоголизма, курения и других «взрослых» тем.

Разработка — Гипермаркет знаний 2008-

Ждем Ваши замечания и предложения на email: info
По вопросам рекламы и спонсорства пишите на email: ads

Титова Е.В.

Слушатель курсов учителей

русского языка и литературы

группа №2

Анализ учебника М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской

«Русский язык. 6 класс» (часть І, ІІ ) 2016 г.

(Учебник рекомендован Министерством образования и науки

Российской Федерации)

Учебник русского языка для 6 класса этих авторов соответствует обязательному минимуму содержания основных образовательных программ.

Темы спланированы с учѐтом тех знаний, которыми должны были овладеть школьники в процессе изучения русского языка в предшествующие годы обучения. Опора на них позволяет избежать дублирования уже известного учащимся материала и продвигаться дальше в совершенствовании умений и навыков.

Обновленный учебник входит в переработанную в соответствии с ФГОС основного общего образования линию УМК Т.А. Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др.

Учебник реализует идею интегрированного обучения языку и речи, предполагающего формирования лингвистической и коммуникативной компетенций, а также привлечение большего объема сведений культурологического характера.

Новое художественное оформление, усовершенствованный методический аппарат учебника способствует оптимизации учебного процесса.

Учебник часть І, ІІ состоит из:

1. Оглавления.

2. Предисловия.

3. Основной части.

4. Приложения.

В начале учебника подаются условные обозначения:

— восклицательный знак – определение и правила для заучивания;

— стрелка – теоретические сведения;

— звездочка – материал для самостоятельных наблюдений;

— Р – задания по развитию коммуникативных умений;

— кружочек – задания для повторения изученного;

— квадратик — задания повышенной трудности;

— задания игрового и занимательного характера;

— задания по речевому этикету.

А также предоставлена рубрика «Знаки около слов обозначают».

Приложения включают в себя: памятки (условные обозначения, как готовиться к диктанту, к изложению, к сжатому изложению, как работать над сочинением, как совершенствовать написанное, план отзыва о сочинении ), рубрика «Пиши правильно!», «Произноси правильно!», толковый словарь), фрагменты картин известных художников.

Условные обозначения ( части слова и члены предложения).

Толковый словарь подается в алфавитном порядке.

«Произноси правильно!» — слова, выделенные в учебнике для запоминания.

«Пиши правильно!» — слова, выделенные в учебнике для запоминания в алфавитном порядке.

Содержание материала подается в конце учебника. Первая часть учебника заканчивается изучением имени существительного. Вторая часть начинается с изучения имени прилагательного и заканчивается разделом «Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах». После изучения каждой темы введены разделы «Повторение. Контрольные вопросы и задания».

Названия параграфов выделяется сиреневым цветом. Теоретический материал – светло-сиреневым. Схемы тоже оформлены в цветовой гамме. Слова, которые нужно запомнить, берутся в рамочку. Тексты упражнений сопровождаются цветными картинками. Теоретический материал подается в форме схем, таблиц.

В закрепительно-тренировочных упражнениях авторы стремятся избегать однотипных заданий: они выдержаны по принципу нарастания трудностей — вначале проводится закрепление на уровне наблюдения за языковым явлением, затем на уровне самостоятельного распознавания и применения. В упражнения включены задания, связанные с различными видами разборов.

Ученик должен показать, что он владеет знаниями, осознаѐт взаимосвязи языковых явлений.

На страницах учебника уделяется внимание и работе со словами с непроверяемыми или труднопроверяемыми орфограммами. Это так называемые словарные слова. Ведѐтся работа по орфоэпии. Большое внимание уделяется формированию умения «видеть» структуру слова, определять значение морфем, и в первую очередь корня, так как это во многом способствует успешной работе по предупреждению ошибки в написании безударной гласной в корне. Задания учебника интересные, разнообразные.

Подача материала проводится дедуктивным и индуктивно-дедуктивным способами.

В учебник включены упражнения по развитию речи.

Также введена рубрика «Исторические справки» (сопровождается текстами по этой теме с фотографиями).

Воспитательные моменты в текстах: патриотическое воспитание (маленькие станции России, любовь к Родине), выбор профессии, космос, любовь к природе, к труду.

Очень много в учебнике скороговорок, пословиц, стихотворений русских поэтов, фрагментов картин известных художников.

Но хочется сказать, что некоторые темы нужно дополнить. Тема «Русский язык –

один из развитых языков мира» не имеет теоретического материала. В теме «Исконно русские и заимствованные слова» теоретический материал есть, но его желательно расширить. Раздел «Имя числительное» следует пополнить закрепительно- тренировочными упражнениями.

В разделе «Словообразование и орфография» тему «Чередование корней» дополнить чередованием –мак-, -мок-, -равн-, -ровн-, -клан-, -клон-, -твар-, -твор-, вставить закрепительно-тренировочные упражнения. Эти чередования корней не входят в учебную тему, но встречаются в тестах по итоговой аттестации учащихся.

Учащихся нужно знакомить с тестовыми заданиями. С этой целью в конце каждого раздела должны быть страницы с тестами.

В целом же, учебник соответствует образовательному стандарту основного общего образования по русскому языку.

1. Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / [ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский ]. – 7-е изд. – М. : Просвещение, 2016 – 191 с.

2. Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / [ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский ]. – 7-е изд. – М. : Просвещение, 2016 – 175 с.

Титова Е.В.

Слушатель курсов учителей

русского языка и литературы

группа №2

Анализ учебника М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской

«Русский язык. 6 класс» (часть І, ІІ ) 2016 г.

(Учебник рекомендован Министерством образования и науки

Российской Федерации)

Учебник русского языка для 6 класса этих авторов соответствует обязательному минимуму содержания основных образовательных программ.

Темы спланированы с учѐтом тех знаний, которыми должны были овладеть школьники в процессе изучения русского языка в предшествующие годы обучения. Опора на них позволяет избежать дублирования уже известного учащимся материала и продвигаться дальше в совершенствовании умений и навыков.

Обновленный учебник входит в переработанную в соответствии с ФГОС основного общего образования линию УМК Т.А. Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др.

Учебник реализует идею интегрированного обучения языку и речи, предполагающего формирования лингвистической и коммуникативной компетенций, а также привлечение большего объема сведений культурологического характера.

Новое художественное оформление, усовершенствованный методический аппарат учебника способствует оптимизации учебного процесса.

Учебник часть І, ІІ состоит из:

1. Оглавления.

2. Предисловия.

3. Основной части.

4. Приложения.

В начале учебника подаются условные обозначения:

— восклицательный знак – определение и правила для заучивания;

— стрелка – теоретические сведения;

— звездочка – материал для самостоятельных наблюдений;

— Р – задания по развитию коммуникативных умений;

— кружочек – задания для повторения изученного;

— квадратик — задания повышенной трудности;

— задания игрового и занимательного характера;

— задания по речевому этикету.

А также предоставлена рубрика «Знаки около слов обозначают».

Приложения включают в себя: памятки (условные обозначения, как готовиться к диктанту, к изложению, к сжатому изложению, как работать над сочинением, как совершенствовать написанное, план отзыва о сочинении ), рубрика «Пиши правильно!», «Произноси правильно!», толковый словарь), фрагменты картин известных художников.

Условные обозначения ( части слова и члены предложения).

Толковый словарь подается в алфавитном порядке.

«Произноси правильно!» — слова, выделенные в учебнике для запоминания.

«Пиши правильно!» — слова, выделенные в учебнике для запоминания в алфавитном порядке.

Содержание материала подается в конце учебника. Первая часть учебника заканчивается изучением имени существительного. Вторая часть начинается с изучения имени прилагательного и заканчивается разделом «Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах». После изучения каждой темы введены разделы «Повторение. Контрольные вопросы и задания».

Названия параграфов выделяется сиреневым цветом. Теоретический материал – светло-сиреневым. Схемы тоже оформлены в цветовой гамме. Слова, которые нужно запомнить, берутся в рамочку. Тексты упражнений сопровождаются цветными картинками. Теоретический материал подается в форме схем, таблиц.

В закрепительно-тренировочных упражнениях авторы стремятся избегать однотипных заданий: они выдержаны по принципу нарастания трудностей — вначале проводится закрепление на уровне наблюдения за языковым явлением, затем на уровне самостоятельного распознавания и применения. В упражнения включены задания, связанные с различными видами разборов.

Ученик должен показать, что он владеет знаниями, осознаѐт взаимосвязи языковых явлений.

На страницах учебника уделяется внимание и работе со словами с непроверяемыми или труднопроверяемыми орфограммами. Это так называемые словарные слова. Ведѐтся работа по орфоэпии. Большое внимание уделяется формированию умения «видеть» структуру слова, определять значение морфем, и в первую очередь корня, так как это во многом способствует успешной работе по предупреждению ошибки в написании безударной гласной в корне. Задания учебника интересные, разнообразные.

Подача материала проводится дедуктивным и индуктивно-дедуктивным способами.

В учебник включены упражнения по развитию речи.

Также введена рубрика «Исторические справки» (сопровождается текстами по этой теме с фотографиями).

Воспитательные моменты в текстах: патриотическое воспитание (маленькие станции России, любовь к Родине), выбор профессии, космос, любовь к природе, к труду.

Очень много в учебнике скороговорок, пословиц, стихотворений русских поэтов, фрагментов картин известных художников.

Но хочется сказать, что некоторые темы нужно дополнить. Тема «Русский язык –

один из развитых языков мира» не имеет теоретического материала. В теме «Исконно русские и заимствованные слова» теоретический материал есть, но его желательно расширить. Раздел «Имя числительное» следует пополнить закрепительно- тренировочными упражнениями.

В разделе «Словообразование и орфография» тему «Чередование корней» дополнить чередованием –мак-, -мок-, -равн-, -ровн-, -клан-, -клон-, -твар-, -твор-, вставить закрепительно-тренировочные упражнения. Эти чередования корней не входят в учебную тему, но встречаются в тестах по итоговой аттестации учащихся.

Учащихся нужно знакомить с тестовыми заданиями. С этой целью в конце каждого раздела должны быть страницы с тестами.

В целом же, учебник соответствует образовательному стандарту основного общего образования по русскому языку.

1. Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / [ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский ]. – 7-е изд. – М. : Просвещение, 2016 – 191 с.

2. Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / [ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский ]. – 7-е изд. – М. : Просвещение, 2016 – 175 с.

Глагол

Глагол – это часть речи, которая обозначает действие или состояние и отвечает на вопросы что делать?, что сделать?

Совершенные и несовершенные глаголы

Глаголы бывают:

  • несовершенного 
  • совершенного вида

Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать?, а совершенного – что сделать?Имеют суффиксы (по другой концепции – окончания) в неопределенной форме – -ть, -ти. После ч на конце пишется ь. (В глаголах на -чь один и тот же элемент относится к корню и одновременно выполняет роль суффикса; обозначать его следует так: стричь.)

Глаголы изменяются по временам: бывают в форме 

  • настоящего, 
  • прошедшего 
  • будущего времени.

Глаголы совершенного вида не имеют настоящего времени. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам, а в прошедшем времени – по числам и родам (в единственном числе).

Изменение глаголов

Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением. В русском языке два типа спряжения. В безударных окончаниях первого спряжения во 2-м лице и в ед. ч. 3-го лица пишется буква е, второго – буква и. 3-е лицо множественного числа первого спряжения имеет окончания -ут, -ют, второго – -ат, -ят. Если глаголы имеют безударные окончания, то спряжение определяется по неопределенной форме. Все глаголы на -ить (кроме брить, стелить) и 11 глаголов-исключений: 

смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, терпеть, зависеть, вертеть; гнать, держать, дышать и слышать – относятся ко второму спряжению, остальные – к первому. 

Разноспрягаемые глаголы – хотеть, бежать. Особоеспряжение у глаголов дать, есть.

Переходные глаголы

Глаголы, которые сочетаются или могут сочетаться с существительным, числительным или местоимением в винительном падеже без предлога, называются переходными (действие переходит на предмет). Остальные (в том числе возвратные) являются непереходными.

В предложении глагол обычно бывает сказуемым.

Словообразование и орфография

Русский язык постоянно пополняется новыми словами. Основной путь обогащения словарного состава   —   образование слов различными способами от иных слов или основ. 

Слово, от которого образованно другое слово, называется производящим, а образованное от него слово   —   производным:  петь   (производящее)   –   запеть   (производное).    

При последовательном образовании слов друг от друга получается словообразовательная цепочка однокоренных слов: зелёный – зеленеть – зазеленеть. 

Слова могут образовываться с помощью приставок, суффиксов, а также сложением нескольких основ или слов. 

 Морфемные способы словообразования

  1. Суффиксальный   —   суффикс присоединяется к основе производящего слова: новый – новость, лес – лесок. 
  2. Приставочный   —   приставка присоединяется к целому производящему слову: гулять – погулять, читать – прочитать. 
  3. Приставочно-суффиксальный   —   приставка и суффикс одновременно присоединяются к основе производящего слова: сложный – усложнить, река – заречный. 
  4. Бессуффиксный   —   этим способом образуются имена существительные: 

    •   от прилагательных, в которых отбрасывается окончание,либо окончание и суффикс: зелёный – зелень,   синий – синь,   сухой – сушь
    •   от глаголов, отсечением от начальной формы суффикса и окончания: загорать – загар,   переходить – переход,   кричать – крик. 

В процессе образования слов может происходить:  

      •   чередование звуков: смех – смешной   —   х/ш, отопить – отопление   —   п/пл;  
      •   усечение конечных суффиксов или их частей:  рубить – рубка 
      •   одновременно чередование и усечение:  красить – крашение 

Слова могут образовываться сложением основ, с помощью:

  • Соединительных гласных или без них: ледокол – лёд, колоть,     пешеход – пешком ходить.  
  • Сложением целых слов:   кресло-кровать,     плащ-палатка.    
  • Сложением основы слова с целым словом:  светло-розовый – светлый, розовый; свежемороженый – свежий, мороженый.    
  • Слиянием (сращением) нескольких слов.
  • Слово образуется путём слияния целых слов, составляющих словосочетание: труднодоступный – трудно доступный; долгоиграющий – долго играющий. 
  • Переходом одной части речи в другую: 1. Мне купили новое платье. 2. Я люблю всё новое.    

Сложносокращённые слова

Сложносокращённые слова (или аббревиатуры)   —   это слова, образованные путём сложения сокращённых частей основ слова.    

При образовании сложносокращённого слова у сокращаемых слов берутся:  

  1)   части основ нескольких слов: сельмаг (сельский магазин);  

  2)   начальные буквы: БГУ (Белорусский государственный университет),  
        произносится [бэгэу];  

  3)   начальные звуки: СМУ (строительное монтажное управление),  
        произносится [сму];  

  4)   часть основы и целое слово: турпоход (туристический поход),  
        завскладом (заведующий складом). 

Соединительные о и е в сложных словах

Сложными называют слова, состоящие из двух (реже трёх) корней. Сложные слова образуются из основ исходных слов:  лес, возить   –   лесовоз.  

При образовании сложных слов чаще всего используются соединительные гласные о и е (соединительные морфемы):  заготовки леса   –   лесозаготовки,  хранилище для овощей   –   овощехранилище.    

В сложных словах после твёрдых согласных пишется соединительная о, а после мягких согласных, шипящих и ц – соединительная е:  морозостойкий,   путепровод,   кашевар,   овцеводство.    

В отдельных случаях мягкий согласный звук первой основы отвердевает, и поэтому пишется соединительная гласная обаснописец,   зверолов. 

Глагол

Лексика

Лексика — это словарный состав языка.

Лексикология — это раздел языкознания, который занимается изучением лексики.

Слово — это основная структурно-семантическая единица языка, которая служит для именования предметов, явлений, их свойств и которая обладает совокупностью семантических, фонетических и грамматических признаков. Характерными чертами слова являются цельность, выделимость и цельная воспроизводимость в речи.

Основные пути пополнения словарного состава русского языка.

Лексика русского языка пополняется двумя основными путями:

  • слова образуются на основе словообразовательного материала (корней, суффиксов и окончаний),
  • новые слова приходят в русский язык из других языков из-за политических, экономических и культурных связей русских людей с другими народами и странами.

Лексическое значение слова — закрепленная в сознании говорящего соотнесенность звукового оформления языковой единицы с тем или иным явлением действительности.

Однозначные и многозначные слова.

Слова бывают однозначными и многозначными. Однозначные слова — это слова, у которых есть только одно лексическое значение, не зависимо от того, в каком контексте они употреблены. Таких слов в русском языке немного, это

  • научные термины (бинт, гастрит),
  • имена собственные (Петров Николай),
  • недавно возникшие слова, которые еще редко употребляются (пиццерия, поролон),
  • слова с узкопредметным значением (бинокль, бидон, рюкзак).

Большинство слов в русском языке многозначны, т.е. они способны иметь несколько значений. В каждом отдельном контексте актуализируется какое-нибудь одно значение. У многозначного слова есть основное значение, и производи ые от него значения. Основное значение всегда дается в толковом словаре на первом месте, за ним — производные.

Прямое и переносное значение слова.

Прямое значение — это такое значение слова, которое непосредственно соотносится с явлениями объективной действительности. Это значение характеризуется устойчивостью, хотя со временем оно может изменяться. Например, слово «стол» имело в Древней Руси значение ‘княжение, столица’, а сейчас оно имеет значение ‘предмет мебели’.


Переносное значение —
это такое значение слова, которое возникло в результате переноса название с одного объекта действительности на другой на основании какого-нибудь сходства.

ОМОНИМЫ — это слова, разные по значению, но одинаковые по произношению и написанию. Например, клуб — ‘шарообразная летучая дымчатая масса’ (клуб дыма) и клуб — ‘культурно-просветительское учреждение’ (клуб железнодорожников). Использование омонимов в тексте — это специальный стилистический прием.

СИНОНИМЫ — это слова, близкие друг другу по значению. Синонимы образуют синонимический ряд, например, предположение — гипотеза — догадка -допущение.

Синонимы могут слегка различаться по знамению или стилистически, иногда и то и другое. Синонимы, которые полностью совладают по значению, называются абсолютными синонимами. Их в языке немного, это или научные термины (например, орфография — правописание), или слова, образованные при помощи синонимичных морфем (например, сторожить — стеречь).
Синонимы используются для того, чтобы сделать речь более разнообразной и избежать повторов, а также чтобы дать более точную характеристику того, о чем говорится.

АНТОНИМЫ — это слова, противоположные по значению.
Антонимы — это слова, соотносительные по значению; нельзя ставить в антонимическую пару слова, характеризующие предмет или явление с разных сторон (рано — поздно, уснуть — проснуться, белый — чёрный.).

Разряды слов по происхождению.

Все слова в русском языке делятся на:

  • Исконно русские, к которым относятся индоевро-пеизмы (дуб, волк, мать, сын), общеславянская пек-сика (береза, корова, друг), восточнославянская лексика (сапог, собака, деревня), собственно русская лексика (каменщик, листовка);
  • Заимствованные слова, к которым относятся заимствования из славянских языков (перст, уста — старославянизмы, борщ — украинское заимствование, вензель — польское заимствование) и неславянских языков (скандинавские — якорь, крюк, Олег; тюркские — шалаш, сундук; латинские — аудитория, администрация; греческие — вишня, фонарь, история; немецкие — бутерброд, галстук; французские — батальон, буфет и т.д.)

Устаревшие слова и неологизмы.

Слова, которые больше не употребляются или употребляются очень редко, называются устаревшими (например, чадо, десница, уста, красноармеец, нарком.

Неологизмы — это новые слова, которые ещё не стали привычными и повседневными наименованиями. Состав неологизмов постоянно меняется, некоторые из них приживаются в языке, некоторые — нет. Например, в середине XX века слово «спутник» было неологизмом.

Со стилистической тоски зрения все слова русского языка делятся на две большие группы:

  • Стилистически нейтральные или общеупотребительные (могут использоваться во всех стилях речи без ограничения);
  • Стилистически окрашенные (они принадлежат к одному из стилей речи: книжным: научному, официально-деловому, публицистическому — или разговорному; их употребление «не в своем стиле» нарушает правильность, чистоту речи; нужно быть крайне осторожным в их употреблении); например, слово «помеха» принадлежит к разговорному стилю, а слово «изгнать» — к книжным.

В русском языке в зависимости от характера функционирования выделяют:

  • общеупотребительную лексику (используется без каких-либо ограничений), 
  • лексику ограниченной сферы употребления.

Лексика

Части речи 

Все части речи в русском языке можно разделить на 3 группы:

  • самостоятельные части речи
  • служебные части речи
  • междометия

Самостоятельные части характеризуются рядом признаков.Во-первых, самостоятельные части называют предметы, признаки, действия, количества. Во-вторых, самостоятельные части речи отвечают на определенные вопросы.В-третьих, самостоятельные части речи в предложении являются либо главными, либо второстепенными членами

Самостоятельные части речи в русском языке – это:

  • имя существительное (мама, папа, книга, школа),
  • имя прилагательное (добрый, веселый, радостный),
  • имя числительное (пять, семь, второй, третий),
  • местоимение (я, ты, мы, вы),
  • глагол (читать, говорить, рисовать, думать),
  • наречие (громко, слева, завтра, издалека),
  • причастие (прилетевший, мечтающий),
  • деепричастие (думая, прочитав).

Отличительные признаки частей речи.

Имя существительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что?

Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи? Имена прилагательные похожи на разноцветные карандаши художника, делающие наш мир ярким и красочным.

Имя числительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов (одиннадцать, шестнадцать) или их порядок при счете (четырнадцатый,первый) и отвечает на вопросы сколько? какой по счету?Имя числительное похоже на калькулятор, при помощи которого можно сосчитать количество предметов.

Местоимение – самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет, признак, но не называет их. Местоимения напоминают запасных игроков во время футбольного матча. Они выходят на поле только тогда, когда вынужденно освобождают игру – получают травму, чересчур устают – имена существительные и прилагательные.

Глагол– самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? Это самая трудолюбивая часть, которая похожа на Золушку, потому что не может сидеть без дела и трудится 365 дней в году, 24 часа в сутки, 7 дней в неделю.

Наречие – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия (громко, тихо) или признак признака (очень, чересчур) и отвечает на вопросы где? куда?откуда? как? почему? зачем? когда?Наречие – это любопытная бабушка, которая любит мучить внуков вопросами: где был? куда идешь? откуда пришел? как зовут твоих друзей? когда вернешься? Именно по вопросам любопытной бабушки наречие без труда можно отыскать в предложении.

Деепричастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие, отвечает на вопросы что делая? что сделав? и объединяет признаки наречия и глагола. Деепричастие можно сравнить с букетом, который преподносят в дополнение к подарку.

Причастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию, отвечает на вопросы что делающий? что сделавший?какой? и объединяет в себе свойства прилагательного и глагола. Причастие можно заменить сочетанием КОТОРЫЙ + глагол. Прилетевший -+ который прилетел.

Предлоги служат для связи слов в предложении и словосочетании.
Союзы связывают между собой однородные члены или простые предложения в составе сложного.
Частицы вносят в предложение эмоциональные оттенки (не, даже) или служат для образования форм слов (хотел бы).
Междометия выражают чувства, но не называют их. Для выражения изумления мы используем междометие ах, для выражения страха или боли – ой, чувства холода – бр-р.

Раздел науки о языке, который изучает слово как часть речи, – это МОРФОЛОГИЯ.

Части речи

Имя существительное

Разносклоняемые имена существительные

К разносклоняемым относятся десять существительных на -мя  (бремя, время, семя, темя, пламя, стремя, знамя, племя, имя, вымя)  и слово путь.  

Существительные на -мя и слово путь в   Р. Д. и П. падежах   ед. ч.  имеют окончание -и, как существительные III склонения, а в Т. падеже –  -ем (-ём), как существительные II склонения.  

Особенностью этой группы существительных является наличие перед окончанием во всех падежах, кроме   И. и В. падежей   ед. ч., суффикса -ен (-ён), а в формах семян, стремян – суффикса -ян.                  

Склонение разносклоняемых существительных

  • Единственное число
  • Множественное число

И. семя время путь семена времена пути
Р. семени времени пути семян времён путей
Д. семени времени пути семенам временам путям
В. семя время путь семена времена пути
Т. семенем временем путём семенами временами путями
П. (о) семени (о) времени (о) пути        (о) семенах (о) временах (о) путях

В безударном суффиксе -ен- существительных на -мя пишется буква е.  

Некоторые существительные не изменяются по падежам (не склоняются). Они имеют для всех падежей одну и ту же форму слова: ехать по шоссе   (Д. падеж) , не видно шоссе   (Р. падеж).    
К несклоняемым существительным относятся:  

        •   существительные иноязычного происхождения   —   собственные  
            и нарицательные   — с конечными гласными   -о,   -е,   -и,   -у,   -ю  
            и   с конечным ударным   -а :                   

        •    фамилии на   -о,   -ых (-их),   -аго,   -ово:  
           
        •    большинство сложносокращённых слов:  

Если фамилия, оканчивающаяся на согласный, называет лицо  женского пола, то она не изменяется:  (кому?)   Александру Коктышу, (кому?)   Наталье Коктыш.    

Несклоняемые имена существительные не имеют особых форм падежей. Значение падежа и числа у них выражается с помощью предлогов и зависимых слов:  

(какими?)   новыми пианино   (Т.п., мн. ч.),    
(какому?)   остроумному конферансье   (Д.п., ед. ч.).    

Несклоняемые одушевлённые имена существительные относятся  к мужскому роду, если обозначают:  

        а)   лиц мужского пола:   маэстро, месье;  

        б)   лиц по профессии или социальному положению:  
              конферансье, атташе;  

        в)   животных, птиц:   кенгуру, фламинго, коала. Однако если контекст указывает на самку животного, то соответствующие слова употребляются в форме женского рода: кенгуру кормила детёныша.    

Несклоняемые одушевлённые имена существительные относятся  к женскому роду, если обозначают лиц женского пола:   фрау, миссис.  

Несклоняемые неодушевлённые имена существительные относятся,  как правило, к среднему роду: такси, пальто, бюро, шоссе. Род некоторых  существительных зависит от их значения:   кольраби (сорт капусты) – ж. р., пенальти (штрафной удар) – м. р.,   авеню (широкая улица) – ж. р.    

 Род несклоняемых имён существительных и сложносокращённых слов

Род несклоняемых собственных географических названий зависит  от рода нарицательных существительных, обозначающих эти же  географические объекты:  Дели (город) – м. р.,   Конго (страна) – ж. р.,   Онтарио (озеро) – ср. р.    

Род сложносокращённых слов обычно совпадает с родом опорного  слова в расшифрованном названии:  

  •           НИИ (научно-исследовательский институт) м. р.,  
  •           СУ (строительное управление) – с. р.,  
  •           ООН (Организация Объединённых Наций) – ж. р.  

Некоторые сложносокращённые слова, оканчивающиеся на твёрдую  согласную, являются существительными мужского рода, если они  образованы из начальных звуков:   вуз, МИД.    

Имена существительные, характеризующие лиц то мужского, то  женского пола, относят к общему роду:  ябеда,   задира,   плакса,   Саша,   Величко,   Черных.    

Характерная особенность склоняемых имен существительных  общего рода   –   окончания   -а,   -я.    

Существительные, называющие лиц по профессии, должности, роду  занятий, обозначающие как лиц мужского, так и лиц женского пола,  относятся к мужскому роду:  

Кондуктор (м. р.) Иванов проверил билет.  
Кондуктор (м. р.) Иванова проверила билет.  

Имя существительное

Имя прилагательное

Имя прилага́тельное — самостоятельная часть речи, обозначающая непроцессуальный признак предмета и отвечающая на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?», «чей?» и так далее. В русском языке прилагательные изменяются по родам, падежам и числам, могут иметь краткую форму. В предложении прилагательное чаще всего бывает определением, но может быть и сказуемым. Имеет тот же падеж, что и имя существительное, к которому оно относится.
Качественные прилагательные
Обозначают признак, который можно иметь в большей или меньшей степени.

Как правило, имеют следующие признаки:

  • сочетаются с наречиями «очень» (и его синонимами) и «слишком» (очень большой, слишком красивый, чрезвычайно умный).
  • из качественных прилагательных возможно образовать
  • сложное прилагательное путём повтора (вкусный-вкусный, большой-большой).
  • однокоренное прилагательное с приставкой не- (неглупый, некрасивый).
  • имеют антоним (глупый — умный).

Некоторые качественные прилагательные не удовлетворяют всем вышеприведённым признакам.

Большинство качественных прилагательных, и только они, имеют две формы: полную (умный, вкусный) и краткую (умён, вкусен). Полная форма изменяется по числам, родам и падежам. Краткая форма — только по родам и числам. В предложении краткая форма употребляется как сказуемое, а полная — обычно как определение. Некоторые качественные прилагательные не имеют краткой формы (дружеский, разлюбезный). Другие, наоборот, не имеют полной формы (рад, горазд, должен, надобен)[2]

Существуют три степени сравнения качественных прилагательных:

  • положительная (красивый),
  • сравнительная (красивее) и
  • превосходная (красивейший).

 — положительная степень обозначает, что предмет (группа предметов) обладает неким признаком (красивый дом)
 — сравнительная степень обозначает, что признак у одного предмета (предметов) выражен сильнее, чем у другого предмета (предметов) (лев больше, чем волк) или же чем у того же предмета (предметов) в другое время («впредь буду умнее»).
 — превосходная степень обозначает, что предмет (набор предметов) обладает неким признаком в большей степени, чем все остальные предметы той же группы (сильнейший футболист в нашей команде; лучший хирург в стране).
Степень сравнения может выражаться не одним словом, а несколькими (более умный, самый красивый). В таком случае говорят о составной или аналитической форме. Если степень сравнения выражается одним словом, как во всех примерах из предыдущего абзаца, форма называется простой, или синтетической.

Прилагательные, не являющиеся качественными, не имеют ни сравнительной, ни превосходной степени.

Относительные прилагательные

Обозначают признак, который нельзя иметь в большей или меньшей степени. Отвечают на вопрос «какой?».

Выражают отношение предмета к другому предмету (дверной), материалу (железный), свойству (стиральный), времени (январский), месту (московский), единице измерения (пятилетний, двухэтажный, килограммовый).[3] и т. д.

Не имеют краткой формы, степеней сравнения, не сочетаются с наречиями «очень» (и его синонимами) и «слишком», не имеют антонимов.

Притяжательные прилагательные

Обозначают принадлежность предмета живому существу или лицу (отцовский, сестрин, лисий). Отвечают на вопрос «чей?», «чьё?». Притяжательные прилагательные могут переходить в разряд относительных или качественных: заячья (притяжательн.) шерсть, заячья (качествен.) душа, заячий (относ.) след.

Не имеют краткой формы, степеней сравнения, не сочетаются с наречиями «очень» (и его синонимами) и «слишком», не имеют антонимов.

Склонение имён прилагательных

Прилагательные склоняются по падежам и изменяются по числам, в единственном числе изменяются также по родам. Исключение составляют краткие прилагательные и прилагательные в сравнительной степени: они не склоняются. Кроме того, есть некоторое количество несклоняемых прилагательных: коми народ, цвет хаки, вес брутто.

Род, падеж и число склоняемого прилагательного зависят от соответствующих характеристик существительного, с которым оно согласуется. Несклоняемые прилагательные обычно находятся после существительного, их род, число, и падеж определяются синтаксически по характеристикам соответствующего существительного: пиджаки беж.

Различают три типа склонения прилагательных в зависимости от основы:

  • твёрдый: красный, красного, красному
  • мягкий: синий, синего, синему
  • смешанный: большой, большого, большим.

Образование прилагательных

Прилагательные чаще всего образуются суффиксальным способом: болото — болотный. Прилагательные также могут образовываться приставочным: небольшой, и приставочно-суффиксальным способами: подводный. Прилагательные также образуются сложносуффиксальным способом: льносемяочистительный. Прилагательные также могут образовываться путём словосложения двух основ: бледно-розовый, трёхлетний.

Морфологический разбор имени прилагательного

Начальная форма. Начальной формой у имени прилагательного считается форма единственного числа, именительного падежа, мужского рода (синий).
Постоянные признаки: разряд (качественное, относительное или притяжательное).

 Непостоянные признаки:

  • употреблено в краткой/полной (только у качественных);
  • степень сравнения (только у качественных);
  • число, род, падеж (синий — употреблён в полной форме, единственном числе)

Синтаксическая роль — определение или сказуемое

Переход в другие части речи

Чаще всего в разряд прилагательных переходят причастия. В качестве прилагательных также могут выступать местоимения (Художник из него никакой).

Прилагательные, в свою очередь, могут субстантивироваться, то есть переходить в разряд существительных: русский, военный.

Имя прилагательное

Имя числительное

Значение и грамматические признаки имени числительного.

Имя числительное — часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете.
По значению и грамматическим признакам имена числительные делятся на количественные и порядковые.Количественные числительные обозначают количество или число и отвечают на вопрос сколько?Порядковые числительные обозначают порядок предметов при счете и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?

Примечание.

Количество могут обозначать и другие часть речи. Числительные можно записать словами и цифрами, а другие части речи — только словами: три лошади — тройка лошадей.

Имена числительные изменяются по падежам.

Начальная форма числительного — именительный падеж.В предложении имена числительные бывают подлежащим, сказуемым, определением, обстоятельством времени.Имя числительное, обозначающее количество, в сочетании с существительными является одним членом предложения.

Простые и составные числительные.

По количеству слов числительные бывают простые и составные.

  • Простые числительные состоят из одного слова, а составные из двух и более слов.
  • Количественные числительные делятся на три разряда: целые числа, дробные числа и собирательные числительные.
  • Порядковые числительные образуются, как правило, от числительных, обозначающих целые числа, обычно без суффиксов: пять — пятый, шесть — шестой.

Примечание.

Порядковые числительные первый, второй являются непроизводными (исходными слова).

Порядковые числительные, подобно прилагательные, изменяются по падежам, числам и родам.
В составных порядковых числительных склоняется только последнее слово.

Морфологический разбор имени числительного.

I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки:
1. Начальная форма(именительный падеж).
2. Постоянные признаки:
а) простое или составное,
б) количественное или порядковое,
в) разряд (для количественных).
3. Непостоянные признаки:
а) падеж,
б) число (если есть),
в) род (если есть).
III. Синтаксическая роль.

Имя числительное

Местоимение

Местоимение как часть речи

Местоимение — это часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.  
Местоимения, как правило, изменяются по падежам. Есть местоимения, которые, кроме того, изменяются по родам и числам.  
В предложении местоимения обычно бывают подлежащими, дополнениями, определениями.  

По значению и грамматическим особенностям местоимения делятся на 9 разрядов: 

  • личные: я, ты, мы, вы, он, она, оно, они
  • возвратное: себя
  • вопросительные: кто? что? какой? коков? чей? сколько? который?
  • относительные: кто, что, какой, коков, чей, сколько, который
  • неопределённые: некто, нечто, некоторый, некий; кто-то, какой-то, чей-то; что-либо, кто-либо, какой-либо; кто-нибудь, что-нибудь, чей-нибудь; кое-кто, кое-что, кое-какой, несколько, сколько-нибудь
  • отрицательные: никто, ничто, ничей, никакой, некого, нечего, нисколько
  • притяжательные : мой, твой, наш, ваш, свой, его, её, их
  • указательные: этот, тот, такой, таков, таковой, этакий, столько
  • определительные: весь, всякий, всяческий, каждый, любой, другой, иной, сам, самый

Местоимение

Личные местоимения. Возвратное местоимение себя. Правила

К личным относятся местоимения 1-го лица я, мы, 2-го лица ты, вы и 3-го лица он, она, оно, они. Местоимения 1-го и 2-го лица изменяются по падежам, местоимения 3-го лица имеют род.  
При склонении личных местоимений иногда меняется всё слово, например: в И.п. – я, а в Р.п. совсем другая основа – меня.  
Иногда в корне происходит чередование: тебя – тобой, меня – мне.    
После предлогов у местоимений 3-го лица он, она, оно, они появляется н: у него, возле них, около неё.  
Если перед местоимением стоит предлог, который относится не к местоимению, а к другому слову, то н к местоимению не присоединяется: Сидеть у его подъезда. Поиграть с её куклой.    
Возвратное местоимение себя указывает на того, о ком говорят. Оно не имеет именительного падежа, не имеет рода и числа: Не хвали сам (сама) себя. Не хвалите сами себя.  
В предложении себя является дополнением.   

  • Рассказ об увлечениях ребенка для портфолио пример
  • Рассказ об улице москвы на английском языке
  • Рассказ об отсутствующем лев кассиль краткое содержание
  • Рассказ об отношениях обломова и ольги ильинской
  • Рассказ об отсутствующем лев кассиль главная мысль