Рассказ об овощах для детей дошкольного возраста

Викторина овощи для детей дошкольного возраста цель: систематизация представлений дошкольников о различных овощах. задачи: - обобщить знания детей о различных

Викторина «Овощи» для детей дошкольного возраста

Цель: систематизация
представлений дошкольников о различных овощах.

Задачи:

обобщить знания детей о различных овощах;

— закрепить
знакомые овощи и их отличия;

— развивать
внимание и память;

— создать
радостное настроение у дошкольников.

Ход игры:

Здравствуйте, уважаемые
участники викторины. Я рада поприветствовать вас. Тема нашей викторины – овощи.

Я думаю, что сегодня вы
покажите свою находчивость и сообразительность.

 Но сначала послушайте правила игры:

В процессе игры не
подсказывать друг другу. Тот, кто знает ответ, поднимает руку. За правильный
ответ вы получаете фишку. У какой команды будет больше фишек, та команда и
победила.

 — Вас ждут сложные и
интересные вопросы и конкурсы. Давайте разделимся на две команды. Начнем нашу
игру.

1 конкурс. Кто больше?

Каждая команда,
называет по одному овощу, по очереди, не повторяясь. Чья команда назовет
последнее слово, та и выиграет.

2. Угадай овощ.

— Каждой команде будет загадана
загадка об овоще, какая команда даст больше правильных ответов, та и получает
фишку.

 Растет она – в
земле,

Известна – в
целом мире.

Частенько на
столе

Красуется в
мундире.(картошка)

Уродилась я на
славу,

Голова бела,
кудрява.

Кто любит щи —

Меня в них ищи.(капуста)

Корешок оранжевый
под землей сидит,

Кладезь витаминов
он в себе хранит,

Помогает деткам
здоровее стать,

Что это за овощ,
можете сказать?(морковь)

В саду зеленом в
землю вросло,

Сверху толсто,
снизу остро,

Собой красно.(свекла)

Пришел барин с
грядки, весь в заплатках,

Кто ни взглянет,
всяк заплачет.(лук)

Вырастает он в
земле,

Убирается к зиме.

Головой на лук
похож.

Если только
пожуешь

Даже маленькую
дольку —

Будет пахнуть
очень долго.(чеснок)

Очень длинным
вырастает

И пол грядки
занимает.

Этот овощ тыквы
брат
,

Летом все его
едят.(кабачок)

Золотая голова
велика, тяжела;

Золотая голова
отдохнуть прилегла;

Голова велика,
только шея вот тонка.(тыква)

3.
конкурс.
Блиц – опрос.

                  
Этот
овощ состоит из множества листьев, надетых друг на друга. Его с удовольствием
едят козы в огороде.

                  
Самая
вкусная часть этого овоща находится под землей и его очень любят зайцы.

                  
Этот
овощ зеленый и длинный. А его название рифмуется со словом «молодец».

                  
Из
этого овоща варят вкусный суп «борщ». А если натереть им щечки, то они станут
красными.

4. конкурс. Доскажи словечко

Собираем мы в
лукошко

Очень
крупную… (картошку)

Надо
поклониться низко,

Чтобы
вытащить… (редиску)

Вот зеленый
толстячок-

Крупный,
гладкий… (кабачок)

Здесь весною
было пусто.

Летом
выросла… (капуста)

От дождя земля
намокла-

Вылезай,
толстушка… (свекла)

Из земли- за
чуб плутовку

Тянем
сочную… (морковку).

Помогает деду
внук-

Собирает с
грядок… (лук)

5. конкурс. Четвертый лишний.

А сейчас –
внимание на экран. Наш следующий конкурс «Четвертый лишний». Команды по очереди
выполняют задание. Из четырех картинок вы должны выбрать ту, которую считаете
лишний, т.к. она не относится к теме. За каждый правильный ответ команда
получает одну фишку.

6. конкурс. Конкурс на
внимание.

Задание первой команде

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и
свеклу, ох!

Из чего хозяйка готовила суп?

Задание второй команде

Что растет на нашей грядке? Огурцы, горошек
сладкий

Помидоры и укроп для приправы и для проб.

Есть редиска и салат – наша грядка просто клад,

Но арбузы не растут тут.

Если слушал ты внимательно, то запомнил
обязательно.

Отвечай-ка по порядку: что растет на нашей
грядке?

7. конкурс. Знатоки литературы.

                  
В названии, каких сказок встречаются овощи? («Репка»,
«Чиполлино»….)

                  
Какой овощ Фея превратила в карету для Золушки? (Тыкву)

                  
Как называется сказка Ганса Христиана Андерсена «Принцесса на …»? (горошине)

                  
Какой овощ, в русской народной сказке, помогали вытягивать Жучка,
кошка и мышка?(Репку)

                  
Каким овощем был главный герой сказки Джанни Родари «Приключение Чиполлино»?(Луком)

                  
Какой овощ использовал писатель Николай Носов в названии своего рассказа?
(Огурцы)

                  
Что досталось медведю, когда мужик убирал урожай репы в русской
народной сказке «Вершки и корешки»? (Вершки)

                  
Какой овощ захотел вытащить дед в русской народной сказке «Пых»? (Репку)

8. конкурс. Вкусный обед.

Командам предлагается отобрать
правильно овощи для заданного блюда. Чья команда правильно и быстро справится с
заданием, та и получит фишку.

Ребята вы молодцы,
отлично справились с заданиями.
Наша викторина подошла к концу, и мы подведем ее
итоги. (Награждение медалями победителей).

Тема проекта

Овощи и фрукты- полезные продукты.

Вид проекта

Исследовательски-творческий

Актуальность проекта

Показать значение правильного питания в сохранении здоровья дошкольников, расширить знания детей об овощах и фруктах. Какова роль натуральных витаминов в сохранении и укреплении здоровья. Здоровье дошкольника — здоровье будущего поколения.

Практическая значимость проекта

Проект «Овощи и фрукты — полезные продукты» позволит детям максимально обогатить знания и представления об овощах и фруктах, их свойствах. Поможет детям развить творческие способности и поисковую деятельность, а также связную речь.

Проблема проекта

Данный проект предназначен для детей дошкольного возраста и ориентирован на изучение вопросов, связанных с сохранением здоровья человека. Дети недостаточно имеют знаний о здоровой пище.

Цель проекта

Познакомить дошкольников с многообразием овощей и фруктов и о их пользе на организм человека, сформировать основы экологической культуры.

Проблемный вопрос

Почему же овощи и фрукты- полезные продукты?

Задачи проекта

Задачи для детей:

— послушать и проанализировать информацию по теме педагогического проекта;

— узнать с воспитателем о том, почему «Овощи и фрукты-полезные продукты?» посредством интерактивной экскурсии;

 прочесть с родителями книги (энциклопедии) о пользе овощей и фруктов;

 прочесть с родителями русские народные сказки о овощах и фруктах;

 выполнить с родителями эмблему и подобрать слоганы для проекта;

— посмотреть с родителями мультфильмы по теме проекта;

— выучить совместно с родителями стихотворение для праздника;

— выполнить с родителями поделку из природного материала;

— оформить приглашение на праздник для родителей;

— с воспитателем в группе участвовать в подготовке к экологическому празднику

— подготовить работы для выставки;

— участвовать в посадке, уходе и наблюдению за ростками лука в уголке природы;

— участвовать в мастер – классе по пластилинографии по теме «Овощи и фрукты».

Задачи для родителей:

— осуществить поиск информации по просьбе воспитателя по теме педагогического проекта;

— помощь в оформлении среды группы к экологическому празднику по заданию воспитателя;

— формирование ценностных ориентаций и норм поведения в природе у детей посредством чтения детской энциклопедии о растениях;

— формирование экологической культуры у ребенка посредством чтения произведений о природе;

— собрать материальные ресурсы для проведения проекта;

— способствовать в продуктивной творческой деятельности детей на тему экологического праздника;

— участвовать в конкурсе эмблем и слоганов с детьми;

— посмотреть мультфильм с ребенком по теме проекта;

— выучить стихотворение по теме проекта с ребенком;

— выполнить с ребенком поделку из природного материала по теме проекта;

— участвовать в создании коллективного плаката «Овощи и фрукты-полезные продукты».

Задачи для воспитателей:

— замотивировать родителей на активное участие в реализации проекта;

— согласовать с родителями необходимые ресурсы для проведения проекта;

— привлечь родителей к проведению совместных мероприятий;

— организация взаимодействия между родителями и детьми;

— согласовать тему и продукт педагогического проекта с детьми и родителями;

—  подобрать и проанализировать источники по теме «Овощи и фрукты-полезные продукты»;

— разработка концепции проекта: цель, задачи предстоящей работы;

— входная диагностика о знаниях детей об овощах и фруктах;

— создать благоприятные условия для продуктивной деятельности с детьми;

— сформировать положительное отношение к экологическому празднику «Овощи и фрукты-полезные продукты» в ходе продуктивной деятельности;

— познакомить детей с овощами и фруктами посредством интерактивной экскурсии «Овощи и фрукты-полезные продукты»;

— расширение и уточнение имеющихся знаний о том, как растет лук, посредством посадки, ухода и наблюдений за ростками лука в уголке природы;

— создать благоприятные условия для продуктивной творческой деятельности воспитанников;

— провести конкурс эмблем и слоганов для детей и родителей по овощам и фруктам;

— развитие мелкой моторики в ходе выполнения композиций (из пластилина, аппликации, природного материала, соленого теста);

— провести ООД по аппликации «Овощи на тарелки».

— провести ООД по лепке из соленого теста «Фрукты»;        

-провести ООД по рисованию «Яблоко — спелое, красное, наливное»;

— выполнить коллективную композиции из природного материала «Дары осени»;

— нарисовать коллективный плакат с детьми и родителями «Азбука витаминов»;

— оформить среду группы к празднику с родителями и детьми;

— актуализировать и объединить полученные представления о фруктах и овощах у детей и родителей посредством выставочной композиции;

— актуализировать и объединить полученные представления о фруктах и овощах на экологическом празднике «Овощи и фрукты-полезные продукты».

— проведение мастер – класса по пластилинографии на празднике «Овощи и фрукты» с детьми и родителями;

-проведение викторины «Овощи и фрукты-полезные продукты (По опроснику)»;

— подготовить презентацию проекта для подведения итогов на родительском собрании.

Ресурсы проекта

Информационные:

— «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ».  Основная образовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,  М. А Васильевой;

— Хрестоматия для старшей группы;

— сайт maam.ru.

Человеческие:

-воспитанники старшей группы ДОУ и их родители;

— педагогические сотрудники ДОУ;

Финансовые:

-денежные средства для покупки муки и формочек, ИЗО материалов

Материально- технические:

— фотоаппарат;

— ПК;

— интерактивная доска;

— колонки

— флэш- накопитель;

— камера.

Продукт проекта

— выставка продуктов деятельности детей;

— экологический праздник;

— росток лука, выращенный детьми;

— мастер-класс пластинографии «Овощи и фрукты»;

— презентация проекта на родительском собрании.

Сроки реализации

Среднесрочный (2-я неделя сентября-конец октября).

Итоги проекта

— выставка продуктов деятельности;

-экологический праздник «Овощи и фрукты-полезные продукты»

— проведение мастер – класса по пластинографии на празднике «Овощи и фрукты» с детьми и родителями.

Дата

Место в режиме дня

Мероприятия

Участники образовательного процесса, участвующие в мероприятии

Промежуточные результаты

07.10.21

Первая половина дня

Знакомство детей с овощами и фруктами посредством интерактивной экскурсии «Овощи и фрукты-полезные продукты».

Воспитатель и дети

Развитие интереса у детей о пользе овощей и фруктов

08.10.21

Первая половина дня

ООД по лепке из соленого теста «Фрукты»

Воспитатель и дети

Развитие интереса к фруктам

13.10.21

Первая половина дня

ООД по рисованию «Яблоко-спелое, красное, наливное».

Воспитатель и дети.

Развитие интереса к фруктам

16.10.21

Первая половина дня

Интерактивная экскурсия «Овощи и фрукты-полезные продукты».

Воспитатель и дети

Расширение знаний о пользе овощей и фруктов

17.10.21

Первая половина дня

ООД по аппликации «Овощи на тарелки».

Воспитатель и дети.

Расширение знаний об овощах

21.10.21

Первая половина дня

ООД с использованием природного материала «Овощи и фрукты».

Воспитатель и дети.

Развитие интереса к изучению природы

23.10.21

Первая половина дня.

Расширение и уточнение имеющихся знаний о том, как растет лук, посредством посадки, ухода и наблюдений за ростками пшеницы в уголке природы. (Экологический эксперимент)

Воспитатель и дети.

Закрепление знаний о жизни растений. знаний о луке.

24.10.21

Первая половина дня.

Коллективная композиция из природного материала «Дары осени».

Воспитатель и дети.

Закрепление знаний о пользе овощей и фруктов

27.10.21

Первая половина дня.

Коллективная композиция из природного материала «Дары осени».

Воспитатель и дети.

Завершение коллективной работы.

29.10.21

Вторая половина дня

Наблюдение за ростом ростков лука в уголке природы.

Зарисовка растений в дневник наблюдений.

Самостоятельная деятельность детей.

Закрепление знаний о росте растений. знаний о луке.

02.11.21

Первая половина дня

Коллективный плакат «Азбука витаминов»

Воспитатель и дети

Расширение знаний о витаминах.

06.11.21

Вторая половина дня

Наблюдение за ростом ростков лука в уголке природы. Зарисовка растений в дневник наблюдений дежурными в уголке природы.

Самостоятельная деятельность детей.

Закрепление знаний о жизни растений. знаний о луке.

11.11.21

Первая половина дня

Репетиция праздника.

Воспитатель, дети и родители.

Корректировка выступления детей

13.11.21

Первая половина дня

Репетиция праздника.

Воспитатель, дети и родители.

Корректировка выступления детей.

14.11.21

Первая половина дня

Подготовка среды группы к праздничному мероприятию.

Воспитатель, дети и родители.

Подготовлена среда группы к праздничному мероприятию.

18.11.21

Вторая половина дня

Выполнение приглашения для родителей на экологический праздник «Овощи и фрукты-полезные продукты».

Самостоятельная деятельность детей.

Приглашение для праздника.

20.11.21

Вторая половина дня

Оформление выставки продуктов деятельности детей и родителей.

Воспитатель, дети и родители.

Подготовлена выставка продуктов деятельности детей и родителей.

Картотека художественной литературы по теме: Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством ознакомления с художественной литературой.

СЕНТЯБРЬ

Тема: «Повторение стихотворений А. Барто из цикла «Игрушки»»

Вызвать у детей желание интонационно выразительно рассказывать наизусть знакомые стихотворения А. Барто; формировать положительное отношение к поэзии.

2. Тема: Название: «В. Драгунский «Что я люблю»»

Цель: Создание условий для

формирования умения слушать литературный текст через развитие культуры речи.

3. Рассказывание русской народной сказки «Репка» Помочь детям усвоить последовательность действий персонажей сказки с помощью модели; учить выделять и называть характерные признаки персонажей; воспитывать интонационную выразительность речи.

4Рассказывание сказки «Колобок» Учить детей эмоционально и активно воспринимать сказку, участвовать в рассказывании; подвести к моделированию: учить точно отвечать на вопросы; развивать творческую инициативу, интерес к

занятиям.

5. Чтение сказки в стихах К.И. Чуковского «Муха-цокотуха». Учить детей эмоционально воспринимать поэтическое произведение, осознавать тему, содержание; вызвать желание запоминать и выразительно воспроизводить четверостишия.

2 НЕДЕЛЯ «Во саду ли, в огороде…»

1 Ю. Тувим «Овощи» в переводе С.Михайлова Расширение представлений о выращивании овощных культур. 

2 Чтение И.Токмаковой «Купите лук…» Цель: продолжать способствовать формированию интереса к литературе.

3 Э. Мошковская «Чужая морковка»Познакомить детей с литературным произведением.

4 Сутеев «Яблоко» Цель: уметь поддерживать беседу, слушать внимательно, сопереживать героям произведения.

5 Н. Егоров «Редиска, тыква, морковка»Цель: знакомить детей с новыми произведения, развивать диалогическую речь.

3 НЕДЕЛЯ «Красные Баки- поселок  в котором ты родился»

1 Чтение стихотворения В.А. Автононова «Мой город»

2  Чтение стихотворения С. Михалкова «Моя улица»

3 Чтение З. Александрова «Родина»

Цель: развивать поэтическое восприятие, вызвать эмоциональный отклик.

4 Чтение пословиц и поговорок о Родине

Цель: Учить детей понимать пословицы и поговорки, развивать мышление.

5 Чтение художественной литературы стихотворения И. Суриков. «Вот моя деревня».
Цель: закреплять умение слушать и понимать стихотворные строки.

4 НЕДЕЛЯ «ОБЖ – ребенок на улицах города»

1 Тема: «Автомобиль и метро» Н.Носов

Цель: Создание условий для

формирования умения слушать литературный текст через развитие культуры речи.

2 Чтение: С. Маршак «Мяч», В. Берестов «Про машину».

3 «Самокат» Н. Кончаловский.

4 Чтение сказки «Кошкин дом». Познакомить с понятием гостеприимности, приучать детей слушать большое по объёму произведение; вызвать эмоциональный отклик.

5 Чтение русской народной потешки «На улице три курицы». Продолжать знакомить детей с культурой русского народа, формировать интерес к ней. Учить выразительно повторять за педагогом строки потешки.

Октябрь

1 НЕДЕЛЯ «Игрушки в гостях у ребят»

1 . Александрова стихотворение «Мой мишка» Познакомить со стихотворением З. Александровой «Мой мишка»;

воспитывать добрые чувства; принести положительные эмоции.

2 Русская народная песенка «Пошёл котик на торжок…» Познакомить с содержанием народной песенки; учить слушать и отвечать на вопросы воспитателя; формировать округлые комочки из пластилина.

3 Рассказ Е. Чарушина «Ёж» Познакомить с новой рассказом, формировать умение слушать молча, не отвлекаясь; познакомить с повадками ежа.

4 Сказка «Рукавичка» Познакомить с новой сказкой, вызвать желание возвращать к ней неоднократно, учить отгадывать загадки.

5 Чтение художественной литературы. «В магазине игрушек» Ч. Янчарского, перевод с польского В. Приходько. Учить детей слушать и воспринимать литературное произведение.

2 НЕДЕЛЯ «Книжкина неделя»

1 Тема: «К. Чуковский «Федорино горе»»

Цель: Создание условий для развития речевой активности посредством ознакомления детей с произведением К.Чуковского.

2Чтение сказки в стихах К.И. Чуковского «Айболит», «Путаница» Учить детей эмоционально воспринимать произведение, осознавать тему, содержание; вызвать желание запоминать и выразительно воспроизводить четверостишия.

3 Потешка «Ой ты заюшка-пострел…» Познакомить с новой потешкой, со стихотворением-загадкой; учить угадывать животных по описанию, развивать внимание, приучать задавать вопросы и отвечать на них.

4 Потешки, прибаутки: «Петушки», «Чем ты занят,заяц?» «Шлепают гуськом». Цели: Продолжать знакомить с потешками и прибаутками.Уточнять знания детей о потешках. Учить детей передавать выразительно движения персонажей.

5. Сказка В. Сутеева «Кто сказал мяу?» Формировать навыки восприятия художественного произведения на слух, учить изображать действия персонажей, выразительно передавать диалоги из сказки.

3 НЕДЕЛЯ «Золотая осень»

1.Заучивание стихотворения В. Мировича «Листопад» Учить детей интонационно выразительно рассказывать наизусть стихотворение; упражнять в подборе определений к заданному слову, побуждать свои впечатления в рисунках и движениях.

2 Чтение стихов А.Блока «Зайчик» и А.Плещеева «Осень». Приобщать к поэзии; развивать поэтический слух;вызвать сочувствие к герою стихотворения;научить запоминать стихи.

3. Чтение Е. Аддиенко «Осень пришла».

Цель: Расширять представления детей о сезонных явлениях природы, учить понимать содержание литературных произведений.

4 Чтение М.Ивенсен «Падают листья» — закреплять знания детей о характерных признаках осени, активизировать словарь детей, расширять словарный запас.

5. Чтение р.н.с. «Теремок»

— продолжать развивать память детей, речь.

4 НЕДЕЛЯ «Осенние дары»

1 А. Горьковенко «Огород». Познакомить детей с творчеством А. Горьковенко. Воспитывать любовь к творчеству поэтов.

2 Чтение детям потешки «Травка- муравка» -приучать детей внимательно слушать воспитателя.

3 Чтение: Ю. Коринец «Последнее яблоко»

Цели: Расширять представления детей о характерных признаках осени, приметах приближения зимы. Формировать интерес к художественному слову.

4 Чтение стихотворения « Хозяйка однажды с базара пришла». 

Цель: развивать речь, внимательно слушать, обсуждать.

5. Чтение стихотворений об овощах, фруктах, ягодах.

Познакомить детей со стихотворениями, приобщать их к высокой поэзии.

5 НЕДЕЛЯ «До свидания, птицы, до весны»

1 Тема: «Пчельникова А. — Птичка»

Цель: Создание условий для развития внимания через музыкальное сопровождение.

2  Чтение: Е.Чарушин «Почему Тюпа не ловит птиц».

Цель: учить внимательно слушать произведение, не отвлекаться, отвечать на вопросы воспитателя.

3 Чтение В.Берестов «О чём поют воробышки?»

 Цель: Приобщать детей к поэзии, учить понимать содержание произведения.

4 Игры-драматизации «Русские народные потешки о птицах».

Цель: приобщать детей к театрализованной деятельности; учить их сочетать слова с движениями.

5 Чтение рассказа Л. Толстого « Птица свила гнездо…» Цель: формировать умение внимательно слушать литературное произведение; расширять представления о простых связях в природе: стало пригревать солнышко, потеплело, появилась травка, запели птицы, люди заменили теплую одежду на облегченную.

НОЯБРЬ

1. НЕДЕЛЯ «У природы нет плохой погоды»

1.Т.Д. Голуб (кубанский автор) «Дождик» Побудить к размышлению о том, зачем одни люди сочиняют, а другие с удовольствием слушают и запоминают стихи.

2. чтение А. Плещеева «Осень наступила» Цель: уточнить и систематизировать представления детей о характерных признаках осени, активизировать в речи соответствующие понятия. формировать интерес к литературным произведениям к красоте художественного слова. 

3. Чтение стихотворений об осени

Познакомить детей со стихотворениями об осени, приобщать их к высокой поэзии.

4. Разгадывание загадок о явлениях в природе.

Закреплять знания детей о жанровых особенностях загадок; учить отличать загадки от миниатюр других жанров. Формировать умение разгадывать загадки, построенные на простом описании. Учить использовать знания о явлениях в природе при разгадывании загадок.

2. НЕДЕЛЯ «Как животные готовятся к зиме»

1.Чтение стихотворений о животныхУчить детей эмоционально воспринимать стихи, понимать содержание поэтических текстов, чувствовать ритм стихотворной речи; побуждать выражать свои впечатления в самостоятельных высказываниях.

2. Е. Чарушин рассказ «Волчишко» Дать детям представление об образе жизни животных; воспитывать любовь к животным, сочувствие к их детёнышам, попавшим в беду.

3. Чтение стихотворений о животных

Познакомить детей со стихотворениями о животных, приобщать их к высокой поэзии.

4. Проговаривание потешек «Котя, котенька коток» — продолжать знакомить детей с народным творчеством

5. Разгадывание загадок о животных.

Закреплять знания детей о жанровых особенностях загадок; учить отличать загадки от миниатюр других жанров. Формировать умение разгадывать загадки, построенные на простом описании. Учить использовать знания о животных при разгадывании загадок.

3. НЕДЕЛЯ «День Матери»

1.Заучивание стихотворения Я. Акима «Мама» Вызвать у детей радостный эмоциональный настрой, помочь им выразить свое отношение, любовь к маме через поэзию, творческую деятельность; пополнить словарный запас эмоционально-оценочной лексикой.

2. Е. Благинина, стихотворение «Вот какая мама» Познакомить со стихотворением Е. Благининой «Вот какая мама»; воспитывать у детей доброе чувство, любовь к маме.

3. «Солнышко, похожее на маму» А. Павлова. Продолжать знакомить детей с природными явлениями; 

4. А. Барто «Разговор с мамой» . Развивать интерес детей к литературе. Развивать любознательность, познавательную активность,  внимание, слуховое восприятие, связную речь; 

5. С.Маршак «Сказка о глупом мышонке»,  «Сказка об умном мышонке»  Воспитывать желание к постоянному общению с книгой совместно со взрослым и в самостоятельной деятельности.

4. НЕДЕЛЯ «ОБЖ – «Ребенок и другие люди»

1.Рассказывание русской народной сказки «Козлятки и волк» Продолжать учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, интонационно выразительно передавать образы персонажей при воспроизведении песенок; использую структурно-логическую схему, учить составлять связные высказывания на заданную тему; активизировать глагольную лексику.

2.Рассказывание сказки Л.Н. Толстого «Три медведя» Учить эмоционально воспринимать сказку, внимательно относиться к образному слову, запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова текста; помочь усвоить содержание сказки с помощью моделирования.

3.Рассказывание сказки «Заюшкина избушка» Учить детей эмоционально воспринимать сказку, осознавать и запоминать сюжет, персонажей; учить интонационно точно повторять песенки из сказки; упражнять в словообразовании.

4.Чтение сказки «У страха глаза велики», обр. М. Серовой. Учить детей эмоционально воспринимать произведение, осознавать тему, содержание; вызвать желание запоминать и выразительно воспроизводить четверостишия.

ДЕКАБРЬ

1 НЕДЕЛЯ «Здравствуй гостья зима»

1. Чтение потешки «Как по снегу, по метели трое саночек летели». Продолжать знакомство малышей с малыми фольклорными жанрами, отражающими элементы народного быта. 

2. чтение русской народной сказки: «Снегурочка». Способствовать развитию диалогической речи, слушать и понимать вопрос. Обсуждение прочитанной сказки.

3.Чтение стихотворений о зиме

Познакомить детей со стихотворениями о зиме, приобщать их к высокой поэзии.

4. Чтение сказки «Снегурушка и лиса». Цель. Познакомить детей с русской народной сказкой 

5.Чтение стихотворения В. Берестова: «Снегопад». Учить детей читать наизусть небольшие стихи. Продолжать учить детей согласовывать прилагательные с существительными. Слушание Чайковский «Зима»

2 НЕДЕЛЯ «Сказкина неделя»

1.«Сказки народов мира»

Цель: Создание условий для стимулирования речевой активности посредством ознакомления детей со сказками народов мира.

2.Чтение сказки в стихах К.И. Чуковского «Мойдодыр» Учить детей эмоционально воспринимать поэтическое произведение, осознавать тему, содержание; вызвать желание запоминать и выразительно воспроизводить четверостишия.

3.Рассказывание русской народной сказки «Маша и медведь» Продолжать учить детей эмоционально воспринимать сказку, запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из текста в процессе театрализации

4.Рассказывание итальянской сказки «Ленивая Бручолина». Учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц и последовательность действий, используя метод моделирования.

5. Чтение художественной литературы: Л. Н. Толстой «Три медведя»

Цель: Развивать умение эмоционально воспринимать сказку, внимательно относиться к образному слову

3 НЕДЕЛЯ «Из жизни животных»

1. Русская народная сказка «Петушок и курочка»

Цель: Создание условий для развития внимания посредством ознакомления детей с русскими народными сказками.

2. Разгадывание загадок о животных.

Закреплять знания детей о жанровых особенностях загадок; учить отличать загадки от миниатюр других жанров. Формировать умение разгадывать загадки, построенные на простом описании. Учить использовать знания о животных при разгадывании загадок.

3.Рассказывание сказки К. Чуковского «Цыпленок»      Учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки; упражнять в подборе слов к заданному слову, пополнить словарь эмоционально-оценочной лексикой; учить детей находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях.

4.Чтение произведений А. Крылова «История с ежом», «Заболел петух ангиной», М Пиришвина «Еж. Учить детей воспринимать языковые и художественные особенности поэтического текста.

5. Русские народные песенки-потешки «Кисонька-мурысенька», «Пошёл котик на торжок» Познакомить детей с русскими народными потешками; вызвать соответствующее эмоциональное отношение к героям.

4 НЕДЕЛЯ «Мастерская деда Мороза»

1.Заучивание стихотворения Е, Трутневой «С новым годом!». Рассказывание из личного опыта на тему «Новогодние праздник. Учить детей выражать свои впечатления от новогоднего праздника в связных высказываниях, при рассказывании наизусть стихотворения передавать интонацией радость, торжество.

2. Заучивание стихотворений о Новом годе.

Развивать у детей память, образную речь, следить за звукопроизношением, способствовать созданию радостной атмосферы ожидания новогодних праздников.

3. Чтение детям К.Чуковский «Ёлка», рассмотреть иллюстрации к стихотворениям.

4. С. Козлова «Как ежик, ослик и медвежонок встречали Новый год»

5. Заучивание стихотворения А.Усачёв «Дед Мороз»

6. А.Усачёв «Дед Мороз», «Новый год», «Марш снеговиков», рассмотреть иллюстрации к стихотворениям.

7. Чтение обрядовой песни

познакомить детей с древними русскими праздниками (Рождество, Колядки); учить различать жанровые особенности обрядовых песен; учить понимать главную мысль песен; раскрыть перед детьми богатства русского языка, учить их говорить образно и выразительно.

ЯНВАРЬ

1 НЕДЕЛЯ «Зимушка-зима, зима снежная была»

1: В. Голявкин «Как я встречал Новый год»

Цель: Создание условий для стимулирования речевой активности посредством ознакомления детей с произведением В.Голявкина.

2.Рассказывание русской народной сказки «Снегурушка и лиса» Учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, представлять образы персонажей, выражать свои впечатления в словах, мимике, жестах; обогащать речь сказочной лексикой; формировать интонационную выразительность речи детей.

3.Заучивание стихотворения А. Кондратьева «Метель» Учить детей эмоционально воспринимать и понимать образное содержание поэтического текста, связывать его с реальными картинами природы, передавать его радостный характер в самостоятельном чтении; обогащать словарь детей образными словами и выражениями: снежинки-пушинки, паутинки, летает, кружится, сыплется, танцует.

4. Л.Воронкова рассказ «Снег идёт» Познакомить с художественным произведением, оживив в памяти детей их собственные впечатления от снегопада.

5. В.Даль « Девочка-снегурочка»

Задача: создать условия для формирования интереса и потребности в чтении.

6. РНС «Морозко»

7. Л. Воронковой «Снег идёт» — познакомить с художественным произведением.

2 НЕДЕЛЯ «Семья»

1.Чтение сказки «Гуси-лебеди», обр. М. БоголюбскойУчить детей эмоционально воспринимать произведение, осознавать тему, содержание; вызвать желание запоминать и выразительно воспроизводить четверостишия.

2. С.Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке» Познакомить со сказкой «Про глупого мышонка»; вызвать желание послушать ещё раз; показать образы героев; воспитывать интерес к художественным произведениям.

3. Чтение стихотворения «Мамы разные нужны, мамы всякие нужны» (Руссу В.)

4.Чтение Русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Цель: формирование умения внимательно слушать, развитие интереса к чтению

5. Чтение стихотворения А. Барто «Мама уходит на работу». Цель: Предложить детям ответить на вопросы по содержанию. Учить использовать образные слова и выражения.

3 НЕДЕЛЯ «Наши братья меньшие»

1.Чтение сказки «Бычок – черный бочок, белые копытца», обр. М.Боголюбской. Учить детей эмоционально воспринимать произведение, осознавать тему, содержание; вызвать желание запоминать и выразительно воспроизводить четверостишия.

2. Чтение русской народной сказки «Волк и семеро козлят».

3. Разгадывание загадок о домашних животных.

Закреплять знания детей о жанровых особенностях загадок; учить отличать загадки от миниатюр других жанров. Формировать умение разгадывать загадки, построенные на простом описании. Учить использовать знания о животных при разгадывании загадок.

4. Чтение русской народной сказки «Зимняя лесная сказка».

5. Чтение стихотворений из цикла С.Маршака «Детки в клетке»

ФЕВРАЛЬ

1 НЕДЕЛЯ «Пернатые друзья. Покормите птиц зимой»

1.Заучивание стихотворения Е. Благининой «Прилетайте» Учить детей эмоционально рассказывать наизусть стихотворение «Прилетайте», передавая побудительную и вопросительную интонацию; активизировать лексику по теме «Птицы зимой».

2. Чтение В. Даль «Ворона»

Цель: воспитывать умение слушать рассказы, следить за развитием событий.

3. Чтение сказки К. И. Чуковского «Цыплёнок»

Цель: формировать интерес и потребность в чтении, умение использовать слова и выражения из текста.

4. Чтение Н. Найденовой «Птичка» 

5. Разгадывание загадок о птицах.

Закреплять знания детей о жанровых особенностях загадок; учить отличать загадки от миниатюр других жанров. Формировать умение разгадывать загадки, построенные на простом описании. Учить использовать знания о птицах при разгадывании загадок.

2 НЕДЕЛЯ «Природа зимой»

1. И. Токмакова «Стоит фонарь на улице. Под ним снежинки кружатся …»

2. Чтение сказки «Заюшкина избушка» — воспитывать у детей сочувствие к герою сказки.

3.Чтение стихотворений о зиме

Познакомить детей со стихотворениями о зиме, приобщать их к высокой поэзии.

4. Прослушивание сказки «Снегурочка» — учить детей сопереживать сказочному герою.

5.Заучивание стихотворения М. Клоковой «Зима прошла» Учить детей интонационно выразительно рассказывать наизусть стихотворение «Зима прошла»; упражнять в подборе определений к заданному слову.

3 НЕДЕЛЯ «Защитники Отечества»

1. Чтение стихотворения А. Ошнурова «В нашей армии» воспитывать уважение к защитникам Родины, вызвать стремление к воспитанию в себе лучших качеств.

2. О. Бундур «Солдат»предложить послушать стихотворение, учить называть предметы одежды, атрибуты, вести ролевые диалоги.

3.Чтение стихотворений об армии.

Расширять представления детей об армии, об особенностях военной службы. Воспитывать чувство гордости из армию своей страны.

4.  Чтение стихотворения «Бей, барабан!» И.Гамазкова.

5. Т. Боков «Как папа»

4 НЕДЕЛЯ «Волшебные слова»

1. Русская народная сказка
«Петушок и бобовое зёрнышко» Продолжать знакомство с русской народной сказкой; учить осмысливать характеры персонажей.

2. Л. Н. Толстой рассказ «Правда всего дороже» Довести до сознания детей мысль автора (нужно всегда говорить правду);помочь запомнить рассказ;развивать память, мышление.

3.  В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо». Ц:: помочь детям понять содержание стихотворения; учить анализировать поступки; развивать речи; формировать желание совершать только хорошие поступки.

4 Чтение стихотворения С. Я. Маршака: «Ежели вы вежливы».

МАРТ

1 НЕДЕЛЯ «Весна. 8 Марта — женский день»

1. Чтение стихотворения А. Плещеева «Весна» Познакомить со стихотворением;учить называть признаки весны;

развивать поэтический слух;воспитывать интерес к искусству.

2. Чтение стихотворений А.Барто «Все на всех», Цель: прививать любовь к литературным произведениям, учить внимательно слушать, отвечать на вопросы по прочитанному.

3. С. Капутикян «Моя бабушка» Цель: прививать любовь к литературным произведениям, учить внимательно слушать, отвечать на вопросы по прочитанному.

4. Чтение стихов и потешек о солнце, рассматривание иллюстраций. 

5. Чтение сказки Ш. Перро «Мальчик с пальчик»

2 НЕДЕЛЯ «Важные предметы»

1. Чт. р.н.с. по желанию детей.

2. Чтение худ лит-ры: С. Маршак «Перчатки»,

3. ЧХЛ: К.И.Чуковский «Федорино горе»

4. Чтение: русская народная сказка «Лиса и журавель».  Цель: побуждать детей выделять положительных и отрицательных героев сказки.

3 НЕДЕЛЯ «Знает каждый гражданин пожарный номер – 01!»

1 С. Маршак «Кошкин дом ;

Цель: познакомить со стихотворением С. Маршака «Кошкин дом»

2 П. Голосов «Сказка о заячьем теремке и опасном коробке»

3 Б. Житков «Дым»

4 рассказ Н. Пикулаева «Пожарная машина»;

5 К. И Чуковский «Путаница»

Цель: познакомить детей с произведением К. Чуковского 

4 НЕДЕЛЯ «Виды транспорта»

1 Чтения стихотворения А. Барто «Грузовик».

Цель: развиваем речь, тренируем память, обогощаем словарь.

2 Чтение художественной литературы Чтение рассказа М. Ильина и Е. Сегала «Машины на нашей улице»

3.Разгадывание загадок про транспорт.

Закреплять знания детей о жанровых особенностях загадок; учить отличать загадки от миниатюр других жанров. Формировать умение разгадывать загадки, построенные на простом описании.

4 Чтение Э. Милер «Кротик и автомобильчик».

Цель: познакомить с произведением.

В.Сутеев «Кораблик» 

АПРЕЛЬ

1 НЕДЕЛЯ «Перелетные птицы»

1. Отгадывание и составление загадок про птиц. Развивать логическое мышление, воображение.

2 Чтение А. Майков «Ласточка» Цель: расширения представления о птицах.

3 Чтение Н. Сладкова «Грачи прилетели;

Цель: развитие связной речи детей;

4 С. Городецкий «Как птицы учились строить гнезда»,

5 Т. Нужина «Воробьи»«Ласточка»,

2 НЕДЕЛЯ «Космическая неделя»

1 Чтение стихотворения О. Ахметова «В космосе так здорово!» Цель: Расширять представлений детей о космосе., содействовать правильному восприятию содержания произведения, ,развивать умение внимательно слушать чтение взрослого 2 Чтение худ. Лит. – стихотворение « Вот звездное небо…»

3 стихотворение А.Хаята «Все планеты по порядку»

4 Чтение худ.лит. Н.Носов «Незнайка на луне» (отрывки)развивать умение слушать рассказы без иллюстраций. Воспитывать любовь к чтению.

5 Разгадывание загадок о космосе .Цель: Формировать умение детей отгадывать загадки о космосе. Развивать логическое мышление, память, мышление, внимание.

3 НЕДЕЛЯ «Когда мои друзья со мной»

1 Стихотворение А. и П. Барто «Девочка-рёвушка»

Цель: Создание условий для развития внимания посредством ознакомления детей с произведением А. Барто.

2«Цветик семицветик» В.Катаев

Цель: Создание условий для развития внимания и усидчивости посредством ознакомления детей с произведением В.Катаева.

3Заучивание стихотворения «Хнык» Учить детей интонационно выразительно рассказывать наизусть стихотворение «Хнык»; обогатить словарь словом карлик (крошечный, очень меленький); стимулировать речевую активность детей, упражнять в употреблении глаголов в повелительной форме.

4Рассказывание украинской народной сказки «Рукавичка» Используя метод моделирования, продолжать учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц и последовательность событий; познакомить с поговоркой «В тесноте да не в обиде»; упражнять в завершении предложений, начатых воспитателем.

5.Рассказывание русской народной сказки «Кот, петух и лиса» Учить детей внимательно слушать сказку, понимать ее содержание, запоминать отдельные слова и песенки героев сказки и интонационно выразительно воспроизводить их.

4 НЕДЕЛЯ «Огород на окне»

  1. Чтение рнс «Репка», 
  2. 2  Чтение с детьми пословиц и поговорок об овощах.

3.Чтение рнс «Пых». формировать у детей интерес к чтению художественной литературы, развивать творческое воображение, совершенствовать средства выразительности в передаче образов, обогащать и активизировать словарь, развивать артикуляцию, речь, внимание и память.

4.Чтение рнс «Вершки и корешки»,

5.Чтение стихотворения Ю. Тувима «Овощи»;

6. Заучивание загадок, пословиц и поговорок об овощах, цветах, труде.

5 НЕДЕЛЯ «Профессии»

1 Тема: «Дядя Степа» С.Михалков

Цель: Создание условий для стимулирования речевой активности посредством ознакомления детей с произведением С.Михалкова.

2 Олеся Емельянова «Врач»

Цель: Создание условий для развития внимания и усидчивости посредством ознакомления детей с произведением О.Емельяновой «Врач».

3 Чтение стихотворения Б.Заходер «Строители»

4 Чтение стихотворения «Шофёры» Курбан Чолиев.

Цель: Познакомить детей с новым стихотворением.

5.  Б. Заходер «Все работы хороши»;

МАЙ

1 НЕДЕЛЯ «Великий праздник день Победы»

1. Заучивание  стихотворения ко Дню Победы

Учить детей выразительно  осмысленно читать наизусть стихотворение. Продолжать развивать память поэтический слух. Воспитывать чуткость к художественному слову. Воспитывать чувство патриотизма.

2 Чтение рассказа «Праздник» Я. Тайца Познакомить с рассказом Я. Тайца «Праздник»;

поддерживать у детей радостное настроение и интерес к описанию праздничного события.

2 НЕДЕЛЯ «Комнатные цветы»

1 Чтение стихов В. Степанова, Е. Благининой «Огонёк»,

2. Я. Колас «Цветок».

3 А. К. Толстой «Колокольчики мои…»,

3 НЕДЕЛЯ «Папа, мама, я – дружная семья»

1Чтение стихотворения о детях. Заучивание стихотворения Н. Саконской «Где мой мальчик?» Продолжать учить детей эмоционально воспринимать стихи, понимать содержание поэтических текстов, чувствовать ритм стихотворений, интонационно выразительно передавать образное содержание; побуждать выражать свои впечатления в связных высказываниях.

2 Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди» Познакомить с русской народной сказкой «Гуси-лебеди»;

способствовать воспитанию послушания;

учить отвечать на вопросы по содержанию произведения.

3 Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» Довести до сознания детей замысел сказки; помочь в оценке персонажей; воспитывать у детей добрые чувства к близким.

4 Чтение Татьяна Шапиро «День Победы» — формировать интерес к чтению стих., воспитывать отзывчивость на произведение х/л;

5  З. Александров «Дозор».

Задачи: продолжать формировать умение детей слушать произведения; приучать рассматривать иллюстрации в книгах, отвечать на элементарные вопросы воспитателя по содержанию иллюстраций;   воспитывать уважение к защитникам Родины (ветеранам ВОВ).

4 НЕДЕЛЯ «Путешествие по лесу и лугу»

1 Русская народная закличка «Солнышко-вёдрышко»

Цель: Создание условий для развития внимания и усидчивости посредством ознакомления детей с русскими народными закличками.

2 К.Ушинский «Лето»

Цель: Создание условий для развития интереса к поэтическому слову, через ознакомление с произведением К.Ушинского.

3 Виталий Бианки «Как муравьишка домой спешил»

Цель: Создание условий для стимулирования речевой активности, через знакомство с произведением В.Бианки.

Рассказывание русской народной сказки «Теремок» Учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц и последовательность действий благодаря методу моделирования; упражнять в словообразовании

5  Н. Сладков «Поле вокруг зеленое…»

Описание овощей

Автор: Ягодовская Наталья Александровна

Организация: МБДОУ детский сад №22

Населенный пункт: Ставропольский край, Шпаковский район, с. Надежда

Цель: Закрепить знания названий сельскохозяйственных машин.

Задачи: Закрепить знания о внешнем виде, выращивании и употребление овощей.

-Учить составлять описательный рассказ.

-Развивать представление о труде овощеводов.

-Закрепить знание о значении свежих плодов для здоровья человека.

— Воспитывать желание заниматься.

Методы и приемы: Художественное слово, сюрпризный момент, познавательно –исследовательская деятельность, вопросы –сюрпризы, беседа, наглядный материал, поощрение, рефлексия, муз терапия.

Технологии: Здоровье сберегающие, проектной деятельности, исследовательской деятельности, информационно-коммуникативные, личностно-ориентированная, игровая.

Интеграция образовательный областей: Художественное чтение, рисование, лепка, окружающий мир, музыка, математика.

Словарная работа: Овощевод, тракторист, сеялка, картофелекопалка.

Оборудование: Овощи или их муляжи, картинки условий произрастания овощей, сельскохозяйственных машин, корзинка, ведра, лейка.

Индивидуальная работа: Закрепить с Ваней Л, Сашей К название сельскохозяйственных машин. Продолжать учить Амину Д и Диану И составлять описательный рассказ. С Дашей Л закрепить знание о внешнем виде овощей.

Ход образовательной деятельности. ( Ребята стоят в кругу).

-Ребята, вы хотите сегодня потрудиться ? ( ответ ребят да)

— Сегодня мы с вами отправимся ….А вот куда мы с вами отправимся, вы узнаете позже.

— Какое сейчас время года? ( Осень)

-Что люди заготавливают на зиму? (Морковь, огурцы, помидоры).

-Как это можно назвать одним словом? ( овощи)

-Где растут овощи? (на грядке).

-Как вы думаете ,где мы с вами находимся?( на огороде) –показ слайда огорода.

-Сейчас, мы с вами поиграем в игру « Собери овощи».( звучит музыка и ребята собирают в корзинки и в ведра ( овощи)

-Ребята скажите какие вы овощи собрали? (индивидуальные ответы детей).

— Даша — назови и покажи овощи которые ты собрала.

-Молодцы ребята вы хорошо потрудились, поставите ваши овощи на стол.

Раздается стук в дверь, входит овощевод и приносит корзину.

— Ребята вы хотите посмотреть что находится в корзине? Снимаю салфетку и спрашиваю, что они видят ( Овощи).

-Ребята вы знаете, что на огороде все овощи растут по –разному, например: морковь, свекла, картофель растут в земле – мы их не видим, а стебли над землёй. А огурец, тыква и кабачок на земле, у них плети. Помидор, перец и баклажан на веточках. Когда убирают урожай с грядки, нужно быть аккуратным, чтобы не повредить их. Люди, которые выращивают овощи называются овощеводы. Это очень тяжелая работа. Прежде, чем посадить овощи, нужно вскопать землю вручную или вспахать трактором – это делает тракторист. Затем сеют семена, в полях это делает машина- сеялка. После посадки обязательно полить землю. А когда урожай вырос- его убирают.

Сопровождаю рассказ показом слайдов.

Вопросы к детям:

-Ребята давайте вспомним, какие овощи растут в земле? ( Эти овощи убирают картофелекопалки).

— Как вы думаете, как убирают овощи которые растут на веточках? ( Правильно их убирают вручную в корзины или ящики.)

-Ребята сейчас мы свами поиграем, упражнение на релаксацию. Вы будете маленькими семенами, а я овощеводом. Я посадила семена в землю ( Дети присели) солнышко пригрело, дождик полил, семена стали прорастать, росли ,росли и стали растениями. Медленно поднимаем руки, растения растут и тянутся к солнышку. Солнышко припекло и наши растения завяли. Уроните головку, опустите плечи и туловище. Полил дождик, ожили растения и потянулись к солнышку. ( 2-3 раза)

-Ребята я хочу вам предложить описать один из понравившихся овощей. Мне очень нравится например капуста. Вы прослушаете мой рассказ –образец об овоще. А вы послушаете и составите свой рассказ.

— Это капуста. Она большая, круглая, светло-зеленого цвета. Капуста растет на грядке, на огороде. Если попробовать капусту на вкус она несладкая и хрустит на зубах, она хрустящая. Из капусты можно приготовить борщ, начинку для пирогов и даже сок.

А сейчас Амина и Диана расскажут нам о своих любимых овощах и их пользе.

— Ребята а кто из вас знает стихи об овощах? ( читают стихи)

— Молодцы ребята.

— О чем мы с вами говорили сегодня на занятии? ( Об овощах)

-Какие овощи вы знаете? Назовите их.

-Что вам больше всего понравилось на занятии?

— Ребята вы все так хорошо знаете овощи, вы бы хотели попробовать их на вкус. ( Предлагаю детям порезанные овощи, помидор, огурец, капусту и морковь). Напоминаю детям о содержании в овощах витаминов.

Список литературы:

1.О.С. Ушакова,Е.М. Струнина « Методика развития речи детей дошкольного возраста» -М: Владос 2004.

2.ОА. Новиковская « Развитие звуковой культуры речи у дошкольников» -« Детство- Пресс» 2002

3. Л.П. Савина « Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»- М:Астрель 2001.

4.Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева « Методические условия обучения детей грамоте» -М:Айрис 2007.

5.Л.Е. Белоусова «Удивительные истории. Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста» — -« Детство- Пресс» 2003.

6. Т.И. Петрова, Е.С. Петрова « Игры и занятия по развитию речи дошкольников» ( книга 2 Старшая группа)- М: Школьная Пресса 2006.

7.О.С. Ушакова, А.Г. Арушанова, Е.М, Струнина « Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников- М: «Просвещение» « Учебная литература», 1996.

Приложения:

  1. file0.docx.. 18,8 КБ

Опубликовано: 19.11.2021

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Девицкий детский сад «Улыбка»

           ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

«МНЕМОТЕХНИКА В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

                            СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 2 ГОДА

Составила: воспитатель Телкова Т,И,

С.Девица

                                       Если учить ребёнка каким-нибудь неизвестным ему

пяти словам – он долго будет и напрасно мучиться,

но если свяжите двадцать таких слов с картинками,

их он усвоит на лету.

К. Д. Ушинский.

 АКТУАЛЬНОСТЬ

Владение родным языком — это не только умение правильно строить предложения, но и умение рассказывать, описать предмет, события, явления. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь ребенка должна быть связной.

Целью работы педагога по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка. Реализация данной цели предполагает, что к концу дошкольного возраста речь становится универсальным средством общения ребенка с окружающими людьми: старший дошкольник может общаться с людьми разного возраста, пола, социального положения. Это предполагает свободное владение языком на уровне устной речи, умение ориентироваться на особенности собеседника в процессе общения: подбирать адекватное его восприятию содержание и речевые формы.

На сегодняшний день в речи детей существует множество проблем:

 · трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;

· бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ;

· отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;

 · односложная, состоящая лишь из простых предложений речь, неспособность грамматически правильно построить распространённое предложение;

· отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д

· недостаточный словарный запас;

 · плохая дикция.

Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.

Как показывает практика, мнемотехника способствует развитию памяти, воображения, развитию речи и логического мышления. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов.

 Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже — к мнемотаблицам.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. На каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию.

 ЦЕЛЬ: Выявить эффективность использования приемов мнемотехники в развитии речи у детей дошкольного возраста.

 ЗАДАЧИ:

1. Развитие речи и пополнение словарного запаса.

 2. Преобразование образов в символы.

 3. Развитие памяти, внимания и образного мышления.

 4. Развитие мелкой моторики.

5. Развитие творческих способностей, фантазии.

Ожидаемые результаты: 

Дети:

  • Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.
  •   Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.
  • Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.
  • Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.
  • Обогащен словарный запас детей.

 Родители:

  • Вовлечены в процесс речевого развития детей;
  • Знакомы с приемами и методами развития речи детей;
  •  Способны к созданию в домашних  условиях  речевой предметно — развивающей среды.

 Педагоги:

  • Повышение профессиональной компетенции в развитии речи детей дошкольного возраста.
  • Получение педагогами представления о мнемотехнике.
  • Внедрение в образовательный процесс методику работы с мнемотаблицами  для развития речи детей-дошкольников.

 Этапы реализации плана по самообразованию:

 I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.

 1. Изучение научно-методической литературы по данной теме.

2. Подбор упражнений и игр для развития связной речи.

3. Подготовка наглядного материала (мнемодорожек, мнемотаблиц)

 4. Составление картотек мнемотаблиц по лексическим темам.

 5. Обсуждение проекта вместе с родителями.

5. Подготовка дополнительного познавательного материала, расширяющего кругозор детей.

II.ОСНОВНОЙ

 РАБОТА  С ДЕТЬМИ

 — Учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками– символами;

— Самостоятельно, с помощью знаков — символов, заполнять схему – модель. Используя схему – модель как план пересказа;

 — Использовать мнемотаблицу при закреплении материала по лексической теме.

 — Использовать мнемотаблицу при разучивании стихотворений, пальчиковой гимнастики.

 III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

 Открытое занятие по развитию речи с использованием мнемотехники.

Методы работы.

 Словесный метод:

  • рассказ,
  • беседы воспитателя;
  •  чтение художественных произведений;
  • составление описательных рассказов.

Наглядный метод:

  • показ и рассматривание сюжетных картин, иллюстраций из сказок, рассказов, стихов.

Практический:

  • Составление мнемоквадратов, мнемодорожек, мнемосхем, мнемотаблиц.

 План работы на сентябрь 2021г. – май 2022г.

 Сентябрь.

1. Работа с методической литературой.

Цель: изучить задачи, условия и методику обучения по развитию речи детей посредством мнемотехники.

• Изучение методической литературы по данной теме:

Т. Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»;

Н. В. Нищева «Обучение детей пересказу по опорным картинкам».

 • Изучение методик и технологий педагогов в Интернете:

Интернет – ресурсы

2. Разработка плана работы по данной теме.

3. Ознакомление родителей с работой по развитию речи дошкольников.

Цель: знакомство родителей с условиями, содержанием, методами воспитания и развития речи детей.

4. Подбор практического материала работы с мнемотаблицами.

Цель: составить картотеку мнемотаблиц.

 Октябрь.

 1. Составление папки-передвижки для родителей «Уровень развития речи детей старшего дошкольного возраста».

 Цель: информирование родителей знаниями по развитию речи.

2. Изготовление мнемотаблиц.

 3. Консультация для родителей: «Мнемотехника – как средство развития связной речи у детей».

Цель: познакомить родителей с понятием «мнемотехника».

4. Осень

Цель: Закрепить с детьми знания о сезонных изменениях в природе. Упражнять детей в умении составлять связный рассказ по схеме-модели.

5. Загадывание загадок о фруктах, овощах с помощью мнемотаблицы.

Цель: Закрепить с детьми знания о овощах и фруктах, о характерных признаках осени.

Ноябрь

  1. Любимые сказки

Цель: Пересказывать сказку, выразительно передавая диалоги персонажей. Учить детей передавать содержание знакомой сказки, используя мнемотаблицу. Развивать у детей умственную активность.

 2. Досуг «Путешествие в сказкино». Рассказывание знакомых сказок по картинкам. Рассматривание иллюстраций к сказкам. Составление описательного рассказа.

3. Оформление папки «Стихотворения. Учим стихи с помощью мнемотехник».

 Цель: помощь родителям в заучивании стихотворений с детьми дома.

Декабрь

  1. Красавица зима

Цель: Упражнять детей в умении соотносить знаковые символы с образами. Учить детей составлять рассказ о зиме с использованием наглядных пособий.

 2. Заучивание стихотворения «Маша варежку надела» А. Саконская (с использованием мнемотаблицы).

3. Оформление папки-передвижки «Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста» Привлечение родителей к работе по развитию речи у детей.

 Январь

  1. Зимние забавы

 Цель: Составлять небольшой описательный рассказ, отражающий содержание картины с помощью мнемотаблицы, продолжать обогащать знания детей о сезоне, развивать связную речь детей.

 2. Заучивание пальчиковой гимнастики «Зимняя прогулка», стихотворения «Снегири» с помощью мнемотаблицы.

3. Познакомить родителей с играми (дидактическими и лексикограмматическими), влияющими на развитие речи детей.

 Февраль

  1. Защитники отечества

 Цель: Дать доступные детскому пониманию представления об армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину, потренироваться в составлении описательного рассказа про папу или дедушку солдата при помощи воспитателя (мнемотаблица).

  1. Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи».

 Март

  1. О любимых мамах

 Цель: Воспитывать любовь, бережное отношение к матери, продолжать развивать умение соотносить символы с образами, повторение стихов к утреннику с использованием схем.

  1. Составление комплекса артикуляционной гимнастики «Весёлый язычок» Обучение родителей артикуляционным упражнениям, для проведения занятий в домашних условиях.

 Апрель

  1. Весна

Цель: Расширить знания о сезонных изменениях в природе, совершенствовать грамматический строй речи, развивать умение соотносить знаковые символы с образами, формировать понятия причинно-следственные связи и закономерности в явлениях природы.

 2. Заучивание стихотворения наизусть «Одуванчик» Е. Серова (использование метода мнемотехники).

3. Составления рассказа «Космос»

 Цель: составить вместе с детьми описательный рассказ, потренироваться самим детям в составлении простейшей мнемотаблицы.

 Май

  1. Насекомые

 Цель: Побуждать детей описать увиденное или найденное ими насекомое, обогащать словарный запас детей, составление мнемотаблицы насекомые. Игра «Наши знакомые насекомые».

  1. Времена года

Цель: Составить описательный рассказ о временах года, выделить различия между ними по предложенной воспитателем мнемотаблице, предложить детям самим составить таблицу. Дидактическая игра «Времена года» 3. Домашнее задание: потренироваться детям с родителями в составлении простейшей мнемотаблицы дома на тему «Как я проведу лето». Цель: закрепление умения самостоятельно составлять мнемотаблицы и рассказывать по их содержанию.

 4.Итоговая диагностика

5.Повторение знаний по лексическим темам, изученным в течение года

  • Рассказ о ярмарке 4 класс по музыке
  • Рассказ о фразеологизме душа в душу
  • Рассказ о травоядных животных
  • Рассказ о труде для детей
  • Рассказ о транспорте для детей