Рассказ об органах выделения 4 класс

7 конспект урока по окружающему миру тема: выделительная система учитель: налимова екатерина василеьвна класс: 4 цель занятия: формировать у учащихся

7

Конспект урока по окружающему миру

ТЕМА: Выделительная система

Учитель: Налимова Екатерина Василеьвна

Класс: 4

Цель занятия:

формировать у учащихся представления о понятии выделения, функции органов выделения;

Задачи занятия.

  • Метапредметные.

    1. регулятивные:

  • Учить оценивать свою деятельность на уроке.

  • Формировать умение формулировать тему и цель урока

  1. познавательные:

  • Формировать умение извлекать информацию из текстов и схем

  • Развивать умение работать с дополнительным материалом

3. коммуникативные:

  • Развиваем умение слушать и понимать других.

  • Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

  • Учить работать в группе

  • Предметные:

Закрепить органы пищеварительной системы

Познакомить с органами выделения и их значением

Провести опыт фильтрации воды, как процесс работы почек

Оборудование.

  • у учителя:

презентация, два стаканчика, салфетки, раздаточный материал

  • у учащихся: два стаканчика, салфетки, раздаточный материал

Оформление доски

Библиографический список:

  1. учебник

  2. http://nashipochki.ru/mochevyidelitelnaya-sistema/stroenie-mochevyidelitelnoy-sistemyi-cheloveka.html

  3. http://aptekun.ru/page/stroenie-vnutrennih-organov-cheloveka

  4. http://ppt4web.ru/biologija/stroenie-i-funkcii-pochek.html

  5. http://school2100.com/pedagogam/lessons/beginners-subject.php?SECTION_ID=2338

Ход урока

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Екатерина Васильевна, сегодня я у вас проведу урок окружающего мира. Но перед тем как начать, давайте поверим все ли готовы к уроку.

На уроке нам понадобится учебник, пенал, дневник и рабочая тетрадь. Остальное все убрали. Садитесь, пожалуйста.

  1. Актуализация знаний

-Ребята, вспомните тему прошлого урока. Как она звучала?

-Путешествие бутерброда

-Давайте вспомним как путешествует бутерброд.

У вас на пратах лежат листочки, на которых написаны названия органов пищеварения. Вам надо вотановить последовательность. На работу вам дается 3 минуты.

Толстая кишка

Глотка

Ротовая полость

Желудок

Тонкая кишка

Пищевод

6, 2,1,4,5,3.

-Проверьте свою работу по слайду.

  1. Создание проблемной ситуации.

-Ребята, какие знакомые вам органы выделяют из организма углекислый газ? Непереваренные остатки пищи? Воду?

Легкие, прямая кишка,…(органы выделения)

-Какой орган вы не смогли назвать?

-Который выделяет воду

-Предположите такой орган один или несколько?

-Варианты разные. Что будем делать, чтобы узнать кто прав?

-Разбираться

-На какой вопросы будем искать ответ?

-Сколько органов выделяют из организма воду? Как их называют?

-Ребята, если мы поставили вопрос об органах, которые выделяют какие-либо вещества, значит, как называются такие органы?

-Органы выделения

-Так звучит тема нашего урока.

  1. Изучение нового материала

-На доске вы видите схему органов выделения. У вас у каждого есть листок, на котором такая же схема и таблица из трех столбцов. Что мы будем записывать в первый столбик?

-Название органа

-Хорошо, что значит особенности строения?

-Из чего состоит

-Как это значение органа?

-Как работает, его функции

-Верно.

— Давайте вместе рассмотрим один из органов, после вы будете работать по группам. 1 орган — это кровеносные сосуды. Запишите в первый столбик таблицы.

-Для чего они нужны?

-По ним течет кровь ко всем органам

-Обратите внимание, где они находятся.

-Совершая круговорот по нашему телу, кровь проходит через все органы нашего тела. Что запишем в третий столбик?

-Доставляют кровь к органам

-Верно. Кровеносные сосуды делятся на капилляры и сосуды. Запишите это в особенности строения.

-Вот так вы должны заполнить всю таблицу и схему. Я предлагаю разделиться на 6 группы, каждая группа по подробней познакомиться с одним из органов, после чего расскажет другим о нем.

1-2 группа: почки

3-4 группа: мочеточники

5-6 группа: мочевой пузырь

Каждая группа получить необходимую информацию, вы должны на своих листах найти где находится этот орган, и заполнить таблицу.

-Приступайте к работе.

Работа в группах 15 мин.

-Давайте начнем с 1 группы. Остальные ребята приготовились слушать и старайтесь заполнить таблицу.

-Выступление 1 группы.

На схеме показывают где находятся почки. У человека две почки. Почки удаляют вредные вещества из организма, а полезные сохраняют в крови. Почек у человека две, они похожи на две фасолины, величиной с кулак человека.

-Что мы запишем во второй столбик?

-Их две, похожи на фасолины, размером с кулак.

-Какого же их значение?

-Удаляют вредные вещества

-Записали в таблицу

— То есть если кровь проходя через почки, очищается от вредных веществ, этот процесс называется фильтрация.

-Давайте попробуем пронаблюдать его. У вас у каждой группы есть пустой стакан, стакан с грязной водой, салфетки. Салфетки будут являться фильтром.

Делаем из салфеток воронку, кладем в пустой стакан, и через них переливаем грязную воду.

-Выполняют фильтрацию воды

-Что вы заметили?

-Вода очистилась

-Таким же образом почки очищают кровь. Что происходит с вредными веществами дальше?

-Выступление 2 группы.

Показывают на схеме.

Мочеточники это две трубочки, длиной 32 см, шириной 12 мм. Они соединяют почки с мочевым пузырем.

-По мочеточникам все отфильтрованные вредные вещества попадают в мочевой пузырь. Мочеточники имеют длину около 30 см (показ на линейке/на доске), а в ширину всего 12 мм. Представляете какие они тоненькие.

-Маша, что ты записала в таблицу?

-Что же происходит в мочевом пузыре?

-Выступление 3 группы.

Показывают на схеме.

Пустой мочевой пузырь похож на воздушный шар, из которого выпустили воздух. Когда он наполнен мочой, он напоминает надутый воздушный шар. Мочевой пузырь накапливает мочу, пока вам не захочется помочиться.

-Как только в вашем мочевом пузыре накапливается, в головной мозг поступает сигнал, и вы понимаете, что надо сходить в туалет.

-Ребята, что же у вас получилось в таблицах.

-Верно. Сравните схему на слайде и схему над таблицей. Если чего-то нет, то допишите.

-Как называется такая система, в которой есть все эти органы?

-Выделительная система

-Почему выделительная?

-Потому что выделяют из организма вредные вещества

  1. Воспроизведение знаний

-Используя ваши таблицы, ваши схемы составьте рассказа про выделительную систему. Аня, выйди к доске, возьми собой таблицу, рассказывай и показывай на схеме.

-Выделительная система состоит из следующих органов: кровеносные сосуды, почки, мочеточники, мочевой пузырь. Кровеносные сосуды доставляют кровь в почки, кровь очищается от вредных веществ, по мочеточникам вредные вещества с водой переходят в мочевой пузырь, где накапливается моча.

-Верно, молодец.

  1. Итоги урока

-Назовите тему сегодняшнего урока?

-Органы выделения

-Какие два вопроса мы поставили в начале урока?

-Сколько органов выделяют из организма воду? Как их называют?

-Сколько органов выделяют из организма воду?

-4

-Назовите их.

-Кровеносные сосуды, почки, мочеточники, мочевой пузырь

-Какой самый главный орган из них?

-Почки

-Почему?

-Потому что они убирают вредные вещества из крови

-Верно.

  1. Рефлексия

-Обратите внимание на слайд: закончите предложение

Мне сегодня понравилось…

Мне не понравилось на уроке…

Я сегодня узнал…

-Окрыли дневники записали домашнее задание. В учебнике прочитать §5, в РТ на стр 10, выполнить задания 1 и 2

  1. Самостоятельная работа

Сейчас каждому будет роздана самостоятельная работа, по вариантам. Получив листочки, подпишите их и можете приступать к работе.

Вариант 1. 1. Необходимый уровень. Слюнные железы, глотка, желудок, прямая кишка, желчный пузырь, тонкая кишка. Повышенный уровень. Измельчение пищи – переваривание пищи – всасывание в кровь – выведение непереваренных отходов. Максимальный уровень. Хлеб, апельсины, картофель. 2. Необходимый уровень. Почки, мочеточники, мочевой пузырь. Повышенный уровень. Работу почек можно сравнить с процеживанием сока через фильтр.

Вариант 2. 1. Необходимый уровень. Толстая кишка, поджелудочная железа, зубы, желудок, печень, пищевод. Повышенный уровень. Измельчение пищи – переваривание пищи – всасывание в кровь – выведение непереваренных отходов. Максимальный уровень. Мясо, колбаса, сыр. 2. Необходимый уровень. Мочевой пузырь. Повышенный уровень. Работу почек можно сравнить с процеживанием сока через фильтр.

-Закончили, сдайте все свои работы.

-Урок окончен, до свидания!

Раздаточный материал:

1 группа: почки

Почки – парный орган, расположенный симметрично слева и справа от позвоночника. Они похожи на две фасолины или два боба. Величина каждой из них – с кулак человека.. Почки отвечают за регулирование количества воды и солей в организме. Помимо этого, почки удаляют попадающие в наш организм извне и скапливающиеся в нем после переработки пищи вредные вещества. Лишнюю воду, соли и вредные вещества они самостоятельно выводят из организма в виде мочи. Почки также следят за тем, чтобы вещества, необходимые организму для нормальной жизнедеятельности, сохранялись в крови.

2 группа:

Мочеточники – две длинные трубочки, соединяющие почки с мочевым пузырём. Имеющие длину до 32 см, а толщину просвета до 12 мм. Размеры мочеточника зависят от роста человека и его комплекции. Их назначение – передавать в мочевой пузырь мочу, которую вырабатывают почки.

3 группа: мочевой пузырь

Полый мешок, лежащий внизу брюшной полости. Пустой мочевой пузырь похож на воздушный шар, из которого выпустили воздух. Когда он наполнен мочой, он напоминает надутый воздушный шар. Мочевой пузырь накапливает мочу, пока вам не захочется помочиться.

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта — свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Выделение. Полные уроки

Гипермаркет знаний>>Биология>>Биология 8 класс. Полные уроки>> Выделение. Полные уроки

Цель урока

повторить эволюцию выделительной системы позвоночных животных, открыть связь строения почек с его функциями, открыть значение выделения из организма конечных продуктов метаболизма, пути их выделения из организма, продемонстрировать механизм мочеобразования, поведать об урологических заболеваниях и их предупреждении, продолжить развитие понятия об организме как одном целом, постоянстве внутренней среды организма.

Задачи урока

  • Образовательные:
     • Обобщить знания об органах выделения организма;
     • Ознакомится с общим планом функций и строения органов мочевыделительной системы;
     • Изучить особенности внутреннего и внешнего строения почки касательно с выполняемых функций.
  • Развивающие:
     • Развить умение работы с текстом учебника, с таблицами, рисунками; 
     • Развить умение конкретно и кратко отвечать на поставленные вопросы;
     • Развить умение применять имеющие знания, анализировать информацию и внимательно слушать;
     • Научится давать терминам объяснения.
     
  • Воспитательные:
     • Сформировать устойчивое позитивное отношение к здоровому образу жизни;
     • Сформировать познавательный интерес к предмету через рождение ситуации успеха.

Ход урока

Актуализация знаний

Сегодня мы изучим функции и строение органов мочевыделительной системы, научимся распознавать их на рисунке, узнаем,  каким образом образуется моча, чем отличается первичная от вторичной мочи, сможем объяснить, по какой причине важно обладать здоровыми почками. 

Процесс выделения – это непрерывная чистка и уборка всех органов, тканей, клеток, в результате которой организм избавляется от ненужных химических соединений.

Выделение или экскреция –  составная часть метаболизма, удаление продуктов распада потребленных питательных веществ, гарантирует постоянство внутренней среды организма (гомеостаз).

Основным органом выделения есть почки.
У простейших продукты выделения выводятся при  помощи сократительных вакуолей или путем диффузии. У многоклеточных организмов продуктов метаболизма множество, по этой причине у них образуются специализированные органы, которые образуют выделительную систему.

Строение выделительной системы

На рисунке мы видим мочевыделительную систему и понимаем, что состоит она из основных

Мочевыделительная система. фото
Рис. 1. Мочевыделительная система

1. Почки — мочеобразующие органы
2. Мочеиспускательный канал, мочевой пузырь, мочеточники — мочевыводящие органы.

Почки – это парный орган, имеющий бобовидную форму, сверху которого находятся надпочечники. Расположены они на уровне поясницы по двум сторонам позвоночника, вогнутый край обращается к позвоночнику. Данное место входа нервов и сосудов, отсюда начало берет мочеточник. Правая почка на 1,5 см ниже, чем левая, так как на нее «давит» печень. Вес почки составляет триста грамм. Снаружи почки покрыты прочной оболочкой с жировыми капсулами из соединительной ткани. На рисунке мы можем наблюдать почку и ее строение

Строение почки. фото
Рис. 2. Строение почки.

Мочеточники – это трубочки, длина которых тридцать сантиметров, с диаметром четыре-семь миллиметров, которые впадают в мочевой пузырь. Мышечные волокна стенок сокращаются по спирали, это препятствует обратному току мочи. Каждые семь секунд из почек выходит доза мочи, и мочеточники сопровождают к мочевому пузырю образующуюся мочу. На рисунке мы видим мочеточники

Мочеточники. фото
Рис. 3. Мочеточники.

Мочевой пузырь – это непарный орган, который расположен в области таза. Стенки мышечные толстые, имеют возможность растягиваться, и объем мочевого пузыря становится больше до пятиста-семиста миллиграмм. Во время сокращения мышц стенок пузыря моча удаляется наружу  с помощью мочеиспускательного канала. Выход из пузыря в мочеиспускательный канал закрыт при помощи сильных мышц – сфинктерами, открываются которые только лишь в момент мочеиспускания. На рисунке вы видите мочевой пузырь

Мочевой пузырь. фото
Рис. 4. Мочевой пузырь.

Давайте посмотрим небольшой видеоролик на тему работы мочевыделительной системы

Строение и функции почек

При нарушении двух почек наступает сильное отравление организма человека, и он погибает по истечении пяти дней. На срезе почки выделены два слоя: наружный, более темный – корковый, а внутренний, более светлый – мозговой. Во внутреннем слое расположены пирамидки. Вершины пирамид обращены  к почечной лоханке, а основания – к корковому слою. Пирамидки открываются в чашки, а чашки в лоханку. Почки имеют такие функции: поддержание гомеостаза, защитная, выделительная. Структурной единицей почки есть нефрон. В одной почке примерно один миллион нефронов. Нефрон состоит из почечного канальца и капсулы. Нефрон начинается в корковом слое почки маленькой капсулой, который имеет форму двустенной чаши, образована которая из пары слоев эпителиальных клеток. Между данными слоями расположено щелевидное пространство – это полость капсулы. От нее начинается извитой почечный каналец первого порядка, который образован одним слоем эпителиальных клеток. Каналец спускается в мозговой слой почки, где образует петлю Генле, потом возвращается в корковый слой, получая название канальца второго порядка. Тут он опять извивается, сливается с подобным соседним канальцем и образует собирательную трубочку нефрона, которая проходит внутри пирамидок.
Собирательные трубочки соединяются, образовывая более крупные выводные протоки. Проходят они к верхушкам сосочков пирамид через мозговое вещество.

Давайте посмотрим небольшое видео физиологии почек

Образование мочи

В нашем организме почки работают с большой нагрузкой. За одну минуту через них проходит 1000-1200 миллиграмм крови, а за сутки вся кровь пройдет через почки примерно двести раз. Поступающая в почки кровь проходит две сети капилляров. Изначально почечная артерия в клубочке нефрона распадается на капилляры, потом опять собирается в артерию и в системе канальцев снова распадается на капилляры, а после собирается в вену. Данная особенность дает возможность организму быстро избавляться от вредных и ненужных продуктов распада.

Процесс мочеобразования в нефронах проходит в две стадии: первая – это образование первичной мочи, а вторая – это образование вторичной (конечной) мочи. При мочеобразовании протекают такие процессы: фильтрация, реабсорбция (обратное всасывание), секреция. Первая стадия — фильтрационная, которая протекает в капсуле: первичная моча из капилляров клубочка фильтруется в полость капсулы, фильтрация происходит за счет разницы давления в капсуле и сосудах. Кровь под большим давлением поступает по почечным артериям (давление в клубочках составляет 70-90 мм рт. ст.). В сутки образуется до 150 л первичной мочи. От плазмы крови первичная моча отличается отсутствием молекул белка.

В первичной моче содержатся: питательные вещества (минеральные соли, аминокислоты глюкоза, витамины), составные части плазмы, продукты распада. Образование вторичной мочи происходит по мере прохождения фильтрата по выводящим канальцам. Клетки, которые выстилают стенки извитых канальцев, активно всасывают обратно (реабсорбция) аминокислоты, сахар, воду и некоторые соли. Вещества, всосавшиеся из первичной мочи, поступают в венозную часть капилляров, которые оплетают извитые канальцы.

В сутки образуется 1,5 л вторичной мочи, в ее состав входят: 95% воды и 5% различных веществ (креатин, креатинин, мочевая кислота, мочевина). Конечная моча по своему составу от первичной отличается: в ней нет аминокислот, сахара, некоторых солей, но резко увеличена концентрация иных веществ, к примеру, мочевина, то есть веществ, которые подлежат удалению из организма.

Интенсивность мочеобразования колеблется на протяжении суток: днем ее образуется больше, ночью — меньше. При продолжительной физической нагрузке количество выделяемой мочи понижается. Моча собой представляет прозрачную светло-желтоватую жидкость, из которой по прошествии некоторого времени выпадает осадок из слизи и солей. Реакция мочи непостоянна: при питании белковой едой реакция ее кислая, а при употреблении растительной пищи — реакция нейтральная либо даже щелочная.

В среднем с мочой за сутки выделяется до 60 г солей. В нормальной моче белка нет, если белок появляется в ней, то это говорит о болезни почек (воспаление или в результате патологических перемен проницаемости стенок капилляров). Белок может появиться в моче у здорового человека при большой физической нагрузке. Образование в моче белка называется альбуминурией.

Контрольный блок

1.    Прочтите текст и составьте устный рассказ по плану:

Мочекаменная болезнь –
Нефрит –
Аномалия почек —
Народная медицина и почечные инфекции.

Заболевания выделительной системы

Однообразное питание мучными изделиями, мясом, переедание, злоупотребление острой, пищей — на почки оказывают вредное влияние. Особенно для них опасен алкоголь, он поражает отделы мочевыводящей системы, организм отравляется ядовитыми веществами. Излишняя доза медикаментозных препаратов также вредна для почек. Антибиотики, сульфаниламиды, употребляемые в больших количествах, накапливаются в почках и имеют возможность стать причиной почечных заболеваний. Суточные нормы употребления воды не должны быть более 1,5—2 л. Порой нелишне будет просто смочить губы или прополоскать рот.

Нарушение правил личной гигиены может у детей вызвать воспаление мочевыводящих путей и мочеиспускательного канала, которые отличаются пониженной стойкостью и высокой ранимостью к усиленным слущиваниям эпителия.

Порой маленькие дети страдают от энуреза (недержание мочи). Это в основном связано с функциональными отклонениями в психоневрологическом статусе детей. Есть ли возможность таким детям помочь? Зачастую да. Нужно блюсти режим отдыха и дня, диетическое питание без острой, соленой и раздражающей пищи; уменьшить  потребление жидкости (особенно перед сном); во второй половине дня исключить большие физические нагрузки (спортивные игры); не менее двух раз за ночь детей необходимо поднимать для опорожнения мочевого пузыря.
Очень опасно переохлаждение почек, при котором воспаляются капиллярные клубочки почечных телец, от чего понижается отделение мочи, развиваются отеки, появляются ломота и боли в пояснице. Нефрит — это одно из распространенных почечных заболеваний, при котором воспаление охватывает почечные клубочки либо полностью и на обеих почках (диффузный нефрит), либо только отдельными очагами (очаговый нефрит). Диффузный нефрит считается более тяжелым заболеванием, он может протекать в хронической и острой форме.

Образование в почках и мочевыводящих путях мочевых камней — достаточно частое явление. Основной причиной заболевания является нарушение метаболизма в организме (особенно водно-солевого) и перемена химического состава крови. В результате этого происходит выпадение солей, содержащихся в моче, в кристаллы, которые дают начало образованию камней. Развитию заболевания могут способствовать такие факторы: в питьевой воде убыточное содержание солей, влияющий на потоотделение в жаркий климат, пища, которая изменяет химический состав мочи (к примеру, продолжительное потребление мясной или растительно-молочной пищи). Число и размеры образовавшихся камней могут быть достаточно большими. Порой скопление в мочеточнике или почечной лоханке маленьких камней приводит к более серьезным проблемам, нежели образование больших камней — к нарушению из почки оттока мочи.

Расстройство мочеиспускания бывает двух видов: затруднение и учащение. Затруднение мочеиспускания зачастую бывает у мужчин с раком предстательной железы или аденомой. Больной ощущает частые и в основном бесплодные позывы на мочеиспускание. У женщин бывает задержка мочеиспускания после родов или операции.
Непроизвольное выделение мочи. Причины бывают различными: ослабление замыкающей мочевой аппарат мышцы (замечается у женщин при климаксе, родовой травме, понижении мышечного тонуса, а также у лиц преклонного возраста), запирание мочеточника увеличенной предстательной железой (результат гонореи и иных инфекций), заболевания нервной системы, травма мочевыводящих путей, неправильное строение. В преклонном возрасте недержание мочи зачастую возникает по причине жирового перерождения мочевого пузыря или же ослабления мышцы, которая запирает мочевой канал. Избавиться от данного недуга довольно-таки сложно, однако есть возможность проблемы уменьшить, следуя данным рекомендациям: никаких жидкостей не пить вечером, делать холодные обтирания по утрам, постель устраивать таким образом, дабы в ногах она была немного приподнята.

Народная медицина при заболевании почек и мочевыводящих путей рекомендует применять отвар из сбора цветков терновника и бузины, отвар листьев бузины сибирской, отвар листьев березы и травы крапивы двудомной. Настой почек или листьев белой березы используют как мочегонное средство при отеках, заболеваниях почек. Отвар семян шиповника используют при камнях в почках и мочевом пузыре. При воспалениях мочевого пузыря применяют отвар корней шиповника. Отвар льняного семени является средством для очищения почек. Самыми частыми симптомами заболеваний почек и мочевыводящих путей есть боли, расстройство мочеиспускания, отеки, повышение температуры тела.

Аномалии почек.  Дистопии почек — самые частые врожденные аномалии почек. Бывает тазовая дистопия (почки остаются в области малого таза, поворот почки зачастую не совершается, ворота почки открыты кпереди); подвздошная дистопия (почки расположены в подвздошной ямке); поясничная дистопия (почки находятся на уровне нижних поясничных позвонков); перекрестная дистопия (одна почка перемещена к иной). Сращенная почка — почки срастаются у эмбриона, образуя крючок, подкову и др.

Удвоение почек — быть может односторонним и двусторонним. При этом каждая почка имеет свою лоханку и двойной или расщепленный на две ветви, которые идут к обеим лоханкам, мочеточник.

После устных рассказов посмотрим видео

2. Биологический диктант

1. Перечислите органы, которые из организма выводят конечные продукты распада, метаболизма.
2. Назовите органы мочевыделительной системы.
3. Полый мышечный орган, в котором собирается моча?
4. Жидкий продукт выделения, который образуется в почках.
5. Главная структурно-функциональная единица почки.
6. Сплетение капилляров, окруженное капсулой.
7. Парный орган темно- красного цвета бобовидной формы.
8. Удаление из организма веществ, которые  не участвуют в обмене веществ.
9. Плотное эластичное образование, которое сверху покрывает вещество почки.
10. Трубочки с толстыми мышечными стенками, которые соединяют почки с мочевым пузырем.

3. Закончите текст.

В нефроне происходят пара процессов … и …… Процесс….. происходит в …… В результате данного процесса образуется….., которая по составу представляет собой ……. Обратное всасывание  происходит из….. в ……. В итоге образуется …., которая содержит ….

4. Соотнесите органы выделения с их функциями.

органы выделения:                                                           
1. почки
2.  мочевой пузырь
3. мочеточники
4. мальпиигиев клубочек
5. почечная лоханка
6. мочеиспускательный канал

функции органов:
а) выведение мочи из почек
б) образование вторичной мочи
в) образование первичной мочи
г) скопление мочи перед ее поступлением в мочевой пузырь
д) выведение мочи из организма
е) накопление мочи
ж) поддержание постоянства внутренней среды организма и выведение продуктов распада
5. Тестовые вопросы:
О заболевании почек говорит наличие в моче:
а) белков б) сахара  в) гормонов  г) мочевины
К органам выделения не относятся:
а) легкие б) слюнные железы  в) кожа  Г) почки

Первичная моча – это …
а) моча, которая образуется в почечной лоханке.  
б) моча, которая образуется в собирательной трубочке.
в) плазма, которая проходит через почечный фильтр.
г) моча, которая образуется в канальце второго порядка.

Разгадайте кроссворд «Выделение»

Bior8 42 5.gif
Рис. 5. Кроссворд.

Вопросы:
1. Внутреннее вещество почки.
2. Резервуар почки, в котором собирается моча пред попаданием в мочеточник.
3. Продукт распада первичной мочи.
4. Заболевание, вызванное образованием в почечной лоханке или мочевом пузыре камней.
5. Микроскопическая единица почки, в которой происходит фильтрация плазмы крови.
6. Орган мочевыделения.
7. Круговая мышца, которая в момент мочеиспускания расслабляется.
8. Концентрированный раствор солей мочевой, фосфорной щавелевой и иных кислот, а также мочевины.
9. Наружное вещество почки.

Домашнее задание

1. Прочесть параграф;
2. Зарисовать схематично строение нефрона;
3. Приготовить сообщение о заболеваниях мочевыделительной системы.

Список использованных источников

1.    Урок на тему «Выделение» Мяделец М. В. Биология. Человек. Дрофа, М.,2009г.
2.    Уроки биологии Кирилла и Мефодия «Биология 8класс».
3.    Л.Н. Сухорукова, В.С. Топчий, Т.А. Цехмистра «Биология. Человек. Культура здоровья».
4.    Биология. Человек и его здоровье: учеб. Для 8 класса.: общеобразовательных учреждений/ В.С. Таранту, С.Б. Пломибник/ Под ред. Д.И. Пурнака.
5.    Электронное приложение к учебнику Л.Н. Сухорукова, В.С. Топчий, Т.А. Цехмистра «Биология. Человек. Культура здоровья».
6.     О.А. Корнеева, И.В. Саманцова «Поурочные разработки по биологии. Человек».

Отредактировано и выслано Борисенко И.Н.

Над уроком работали

Борисенко И.Н.

Мяделец М.В.


Поставить вопрос о современном образовании, выразить идею или решить назревшую проблему Вы можете на Образовательном форуме, где на международном уровне собирается образовательный совет свежей мысли и действия. Создав блог, Вы не только повысите свой статус, как компетентного преподавателя, а и сделаете весомый вклад в развитие школы будущего. Гильдия Лидеров Образования открывает двери для специалистов  высшего ранга и приглашает к сотрудничеству в направлении создания лучших в мире школ.

Предмети > Биология > Биология 8 класс

Авторські права | Privacy Policy |FAQ | Партнери | Контакти | Кейс-уроки

©  Автор системы образования 7W и Гипермаркета Знаний — Владимир Спиваковский

При использовании материалов ресурса
ссылка на edufuture.biz обязательна (для интернет ресурсов —
гиперссылка).
edufuture.biz 2008-© Все права защищены.
Сайт edufuture.biz является порталом, в котором не предусмотрены темы политики, наркомании, алкоголизма, курения и других «взрослых» тем.

Разработка — Гипермаркет знаний 2008-

Ждем Ваши замечания и предложения на email: info
По вопросам рекламы и спонсорства пишите на email: ads

Цели урока:

  1. Формировать умение распознавать органы человека, определять функции систем человеческого организма, самостоятельно работать с учебником и дидактическим материалом, обосновывать своё мнение.
  2. Развивать творческое мышление, речь, познавательные способности.
  3. Воспитывать чувство товарищества (умение работать в группе).

Основные понятия: орган, система органов.

Оборудование: Мультимедийный экран, дидактический материал, учебники.

(на уроке системы органов разбираются обзорно, подробное изучение каждой системы органов будет производиться на следующих уроках)

Ход урока

I. Организационный момент.

Создание в классе положительного эмоционального настроя.

Учитель: Ребята, вы много нового узнали, многому научились. Скажите, пожалуйста, что вам больше всего запомнилось из прошлых лет обучения по этому предмету, что больше всего понравилось?

Составьте все вместе слова из разрезных карточек на магнитной доске. Если слова будут составлены правильно, вы прочитаете пожелание вам.

а о и й к ж р ю щ у и м р (окружающий мир)
у ж е х е ю л с п а в о !

Переверните карточки и прочитайте.

желаю успехов!

II. Постановка проблемы и актуализация знаний.

1. Актуализация знаний.

Экскурс в изученное. Что изучали в 1, 2, 3-м классах?

У каждого карточки. Соотнести с годом изучения. Привести примеры (краткий обзор).

2

Вопросы плана.

Учитель: Какие живые организмы вам известны?

Учащиеся: Производители, потребители, разрушители. Примеры (основные функции).

Учитель: Чем животные отличаются от других живых организмов?

Учащиеся: Клетки растений и часть бактерий имеют хлорофилл и способны самостоятельно производить органические вещества из неорганических.

Учитель: Чем позвоночные отличаются от других животных?

Учащиеся: Позвоночные имеют скелет.

Учитель: В чём своеобразие строения млекопитающих?

Учащиеся: Самки млекопитающих вынашивают своих детёнышей и вскармливают их своим молоком. Их тело покрыто шерстью, имеют зубы и могут пережёвывать пищу. Человек тоже относится к млекопитающим.

Учитель: Как называется самая маленькая часть организма?

Учащиеся: Клетка.

1-й слайд. Клетка.

Учитель: Что происходит в клетке?

Учащиеся: В клетке происходит обмен веществ. Клетка способна самостоятельно обеспечивать собственный обмен веществ.

Учитель: Как называется группа клеток сходных по строению и выполняющих одну и ту же функцию?

Учащиеся: Ткань.

Учитель: Как называется часть организма, состоящая из тканей нескольких сортов и предназначенная для выполнения определённой функции?

Учащиеся: Орган.

Учитель: Какие органы вы знаете?

Учащиеся перечисляют образования разного уровня (органами можно назвать как руку, так и палец или локтевой сустав на ней; органами можно назвать челюсть и принадлежащий челюсти зуб; глаз и покрывающее его веко…).

Проблемный вопрос: Зачем человеку столько органов?

Учащиеся: Каждый орган в организме человека выполняет свою функцию (дети кратко рассказывают о задачах разных органов).

Вывод: человек – сложный организм с разнообразными функциями, разделёнными между многими органами.

Физкультминутка.

Маленький для маленьких (указывают высоту от пола ладонью правой руки)
Мак поднялся аленький. (Поднимаются на носочках вверх, руки тянут вверх)
Аленький поднялся. (Руки подняты высоко, затем опускаются на ширину плеч)
Таким и остался. (Застыть в последней позе на несколько секунд)
Огляделся (крутят головой во все стороны, осматриваются)
Присмотрелся, на солнышке согрелся (гладят плечи)
Зарумянился, зардел! (Выполняют круговые движения вокруг щёк)

III. Новый материал.

2-й слайд (внешнее строение человека)

Учащиеся рассматривают внешнее строение человека, называют части его тела (слайды появляются поочерёдно), объясняют, каково их значение для организма;

  1. голова – часть тела, на которой сосредоточены все органы чувств – зрения, слуха и обоняния;
  2. туловище – часть тела, состоящее из груди и живота, в котором находятся внутренние органы;
  3. руки – органы манипуляции внешними предметами;
  4. ноги – органы опоры человеческого тела и его перемещения в пространстве.

Проблемный вопрос.

Может ли один орган выполнять общую задачу организма?

Предположения детей: с помощью глаз мы видим, с помощью лёгких дышим, сердце заставляет кровь двигаться по организму. Каждый орган выполняет только свою определённую работу. Вывод: один орган не в состоянии выполнять общую задачу организма.

IV. Совместное открытие знаний.

Чтобы организм смог выполнять общие задачи, что должны делать органы?

Учащиеся дают разные ответы, которые обсуждаются. Вывод: Органы должны работать согласовано.

Учитель: Итак, из чего состоит наш организм?

Учащиеся: Из органов.

Учитель: А если объединить органы в разные группы с определёнными функциями?

Учащиеся делают вывод.

Группа органов, связанных друг с другом, совместно выполняющих общую задачу называется системой органов.

Учитель: Что мы будем обсуждать сегодня на уроке?

Учащиеся: Мы будем говорить об органах, системах органов человека, их функциях.

Тема урока на доске. «Как устроен организм человека?»

Учитель: Какие умения мы будем формировать?

Учащиеся: Мы будем учиться распознавать органы человека, определять их функции.

Появляются цели урока на доске.

  1. Формировать умение распознавать органы человека, определять функции систем человеческого организма, самостоятельно работать с учебником и дидактическим материалом, обосновывать своё мнение.
  2. Развивать творческое мышление, речь, познавательные способности.
  3. Воспитывать чувство товарищества (умение работать в группе).

3-й слайд (органы чувств).

Учитель: Рассмотрите рисунок. Назовите органы. Учащиеся дают краткую характеристику каждому.

Уши нужны для того, чтобы слышать разные звуки, глаза, чтобы видеть предметы, нос – ощущать запахи, язык – ощущать вкус. Кожа нужна, чтобы чувствовать предмет, так же она защищает наш организм от различных повреждений.

Учитель: К какой системе относятся перечисленные органы человека?

Какую роль в организме играет данная система. Вывод делают дети.

Самостоятельно заполняется таблица. Часть таблицы заполнена, ученики должны дописать функции органов.

Органы чувств помогают человеку видеть, слышать, ощущать вкус, запах, предмет

4-й слайд (опорно-двигательная система)

Совместно определить из чего состоит опорно-двигательная система. Дети называют органы (слайды появляются поочерёдно), определяют, какую роль они выполняет в организме?

кости черепа защищают головной мозг, грудная клетка защищает сердце и лёгкие, кости верхних конечностей обеспечивают прочность и подвижность рук, позвоночник создаёт опору всему скелету, тазовый пояс даёт опору внутренним органам, кости нижних конечностей обеспечивают прочность и подвижность ног. После обсуждения заполняется таблица.

Опорно-двигательная система состоит из скелета и мышц. Она создаёт организму опору и позволяет ему двигаться 

Физминутка (упражнения для глаз).

Исходное положение – сидя.
Посмотреть вверх, перевести взгляд вниз (4 раза).
Перевести взгляд в левый угол глаза, затем по горизонтали в правый (4 раза).
Вытянуть вперёд руку по средней линии лица. Смотреть на конец пальца и медленно приближать его до тех пор, пока палец не начнёт «двоиться».
Круговые движения глазами по часовой стрелке и обратно (по 4 раза).
Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд (повторить 4раза).
перевести взгляд с ближнего предмета на дальний и наоборот (4 раза).

5-й слайд (органы пищеварения)

Краткий рассказ, какой путь проходит бутерброд по нашему организму (открываются поочерёдно названия органов пищеварения).

Попадая в рот, пища определяется на вкус, смачивается слюной, пережёвывается, проглатывается, по пищеводу (мускулистая трубка) попадает в желудок, где в большей части перевариваетя. Из желудка пища поступает в тонкий кишечник, в котором окончательно с помощью кишечного сока и желчи, вырабатываемой печенью, переваривается. То, что не смогли переварить пищеварительные соки, переходит в толстую кишку. Там из непереваренных остатков пищи высасывается вода, после чего они попадают в прямую кишку, выводятся наружу.

Итог: общие функции пищеварительной системы организма. Заполняется таблица.

Органы пищеварения снабжают организм человека строительным материалом и энергией. 

6-й слайд (органы выделения)

Рассматривается схема выделительной системы человека, называются органы, даётся краткая характеристика каждому.

Совершая круговорот по нашему телу, кровь проходит через главный орган выделения-почки, где дважды фильтруется. Обратно в сосуды проходит уже очищенная кровь, а все ненужные вещества в виде мочи по мочеточникам стекают в мочевой пузырь. Моча выводится из нашего организма по нашей воле.

Заполняется таблица.

Органы выделения выводят из организма воду и вредные вещества.

7-й слайд (органы дыхания)

Учащиеся совместно с учителем рассматривают рисунок, называют органы, определяют роль дыхательной системы в организме человека. Заполняется таблица.

Органы дыхания обеспечивают организм кислородом и выводят углекислый газ.

8-й слайд (органы кровообращения)

Рассматривается рисунок, называются органы, основные функции системы кровообращения. Заполняется таблица.

Органы кровообращения переносят одни вещества к клеткам тела, другие – из клеток.

9-й слайд (нервная система)

Рассматривается рисунок, называются органы, даётся краткая характеристика им, определяется роль нервной системы в организме человека.

Всеми действиями человеческого организма управляет нервная система. По нервам мозг получает от чувствительных клеток информацию о том, что происходит внутри тела и снаружи, и принимает решение. Если нужно действовать, мозг направляет свою команду по другим нервам к мышцам, которые сокращают нужный орган.

Заполняется таблица.

Нервная система управляет всем организмом.

10-й слайд (кожа)

Рассматриваются рисунки. Определяются функции кожи. Заполняется таблица.

Кожа защищает наш организм от ударов, микробов, вредных веществ.

Физкультминутка.

Кошка очень хороша,
Ходит мягко, не спеша.
Дети ходят по классу мягким пружинистым шагом.
Сядет, умывается,
Лапкой вытирается.
Образное движение «кошка умывается».
Вот щенок озорной.
Он с лохматой головой,
Бегает и лает, во дворе играет.
Дети выполняют лёгкий «пружинистый» бег, руки согнуты в локтях, изображают движения щенка.

Учитель: Мы не отметили ещё одну систему органов. Прочитайте о ней в учебнике. Как и все живые организмы, люди стареют и умирают, а им на смену приходят дети. Органы размножения обеспечивают зарождение ребёнка и его связь с организмом матери до рождения.

Органы размножения позволяют человечеству пополнять свою численность.

Получившаяся таблица

Органы чувств помогают человеку видеть, слышать, ощущать вкус, запах, предмет
Опорно-двигательная система состоит из скелета и мышц. Она создаёт организму опору и позволяет ему двигаться
Органы пищеварения снабжают организм человека строительным материалом и энергией.
Органы выделения выводят из организма воду и вредные вещества.
Органы дыхания обеспечивают организм кислородом и выводят углекислый газ.
Органы кровообращения переносят одни вещества к клеткам тела, другие – из клеток.
Нервная система управляет всем организмом.
Кожа защищает наш организм от ударов, микробов, вредных веществ.
Органы размножения позволяют человечеству пополнять свою численность.

Учитель: Что выполняет каждая система органов?

Вывод (в учебнике)

Каждая система органов выполняет в организме свою особую задачу, необходимую для жизни, и её ничем нельзя заменить.

V. Самостоятельное применение знаний.

Работа по вопроснику в группе. Дети поочерёдно читают вопросы, отвечают на них, учитель наблюдает (если возникают трудности – обратиться к учебнику, таблице)

Вопросы:

  • Какие системы органов различают у человека?
  • Какие органы дают нам возможность двигаться?
  • Какие органы позволяют организму усваивать необходимые вещества?
  • Какая система органов позволяет человечеству пополнять свою численность?

Самостоятельная работа с учебником (с таблицами)

Задание 1: органы человека можно условно разделить на несколько групп. Впиши в таблицу названия известных тебе органов или их систем.

Органы, совершающие разнообразную работу. Предполагаемые ответы детей.
Органы опорно-двигательной системы
Органы, восстанавливающие истраченные силы. Органы пищеварительной системы (желудок, кишечник, печень).
Органы дыхательной системы (лёгкие).
Кровеносная система (сердце, сосуды).
Выделительная система (почки).
Органы, управляющие организмом. Нервная система (головной и спинной мозг, нервы).

Фронтальная проверка.

Задание 2.

Органы, которыми ты можешь управлять по своему желанию. Органы, которые действуют самостоятельно, независимо от твоей воли.
Предполагаемые ответы детей.
 руки, ноги, голова, глаза, язык, зубы Органы кровеносной, пищеварительной, дыхательной и выделительной систем: сердце, сосуды, желудок, печень, кишечник, почки, лёгкие.

VI. Подведение итогов урока.

Учитель: Можно ли заменить систему органов? Почему?

Учащиеся кратко объясняют.

Домашнее задание. §1, задание в рабочей тетради.

Задание. Сравни результаты заданий 1, 2. Покажи стрелками получившуюся связь.

1

Выделение  – процесс, обеспечивающий выведение из организма продуктов обмена веществ, которые не могут быть использованы организмом.

Система органов выделения:

Почки

Мочеточники

Мочевой  пузырь

Функцию выделения выполняют и другие органы:

Кожа

Легкие

желудочно-кишечный тракт — (через эти органы выводятся пот, газы, соли тяжелых металлов и т.д.)

Основным органом выделения являются почки. Это парные органы бобовидной формы. Они расположены в брюшной полости. Вес почки около 150 г. К верхнему полюсу почки прилегают надпочечники. Почка покрыта соединительно-тканной и жировой оболочками. В почке различают наружный – корковый  и внутренний – мозговой  слои. Структурной единицей почки является нефрон – состоит из:

почечной капсулы, внутри которой находится капиллярный клубочек

извитого канальца.

Капсулы с клубочками находятся в корковом слое почки. В мозговом (пирамидальном) слое находятся извитые канальцы, расположение которых напоминает пирамиды. Между пирамидами находится слой коркового вещества почки. Канальцы образуют общие собирательные трубочки, впадающие в почечную лоханку. От капсулы отходит извитой каналец первого порядка, который в мозговом слое почки образует петлю, затем он снова поднимается в корковый слой, где переходит в извитой каналец второго порядка . Этот каналец впадает в собирательную трубочку нефрона. Все собирательные трубочки  образуют выводные протоки, открывающиеся на верхушках пирамид в мозговом веществе почки.

Почечная артерия распадается на артериолы и затем на капилляры, образуя мальпигиев клубочек  почечной капсулы. Капилляры собираются в выносящую артериолу, которая снова распадается на сеть капилляров, оплетающих извитые канальцы. Затем капилляры образуют вены, по которым кровь поступает в почечную вену.

Процесс образования мочи включает две фазы.

1-я фаза — фильтрация. Через почки, составляющие 1/200 массы тела, за минуту протекает 1200 мл крови, т. е. около 1/4 общего ее количества, поступающего из сердца в кровеносную систему за это время. Вся кровь организма человека (около 5 л) проходит через почки за каждые 4—5 мин, а за сутки более 300 раз. В сутки через почки проходит до 1500—1700 л крови и образуется 150—170 л первичной мочи.

Таким интенсивным кровоснабжением почек, превышающим во много раз кровоснабжение других органов, обеспечиваются условия для очищения крови от непрерывно поступающих в нее из клеток веществ, подлежащих удалению из организма с мочой.

В капсуле мальпигиевых клубочков фильтруются вещества, приносимые кровью, через стенки капилляров в полость капсулы. Фильтрация жидкой части крови со всеми растворенными веществами, за исключением крупных молекул белка, которые не могут пройти через стенки капилляров и мембрану капсулы, происходит в результате значительной разности давлений крови в капиллярах и капсуле (давление в клубочке около 70 мм рт. ст., а в полости капсулы около 30 мм рт. ст.).

Высокое кровяное давление в капиллярах создается тем, что диаметр приносящего сосуда больше, чем выносящего. Это обеспечивает фильтрацию растворенных в плазме веществ в капсулу: неорганических солей, мочевины, мочевой кислоты, глюкозы, аминокислот.

Жидкость, поступающая в просвет капсулы — первичная моча — безбелковая плазма крови, содержащая минеральные соли, глюкозу, гормоны, витамины, аминокислоты и другие соединения, необходимые организму наряду с продуктами распада, подлежащими удалению. По составу она близка плазме крови, но отличается от нее отсутствием белков. Из организма же выводится всего лишь около 1 — 1,5 л так называемой вторичной, или конечной, мочи, образующейся во второй фазе мочеобразования.

2-я фаза — обратное всасывание. В почках после фильтрации эпителиальными клетками канальцев осуществляется процесс обратного всасывания, при котором в кровь возвращаются необходимые организму вещества. В почечных канальцах происходит обратное всасывание воды и некоторых веществ (Сахаров, аминокислот). Излишки веществ (например, глюкозы, если ее содержание в крови превышает 150 мг%) и ненужные организму продукты обмена удаляются наружу в небольшом объеме вторичной (конечной) мочи. В моче меньше концентрация хлористого натрия, чем в крови, а концентрация мочевины увеличена почти в 60— 70 раз, т. е. до 2% (в плазме ее 0,03%).

Из почек моча выводится через мочеточники — трубки длиной до 30 см и шириной 3—6 мм, соединяющие почечную лоханку с мочевым пузырем.

Мочевой пузырь лежит в полости таза и представляет собой резервуар емкостью до 750 мл.

 Функции почек регулируются импульсами парасимпатического (блуждающего) нерва — расширяет кровеносные сосуды и симпатического нерва — сужает сосуды. Это отражается на скорости образования первичной мочи, обратного всасывания воды и натрия из вторичной мочи.

Всасывание воды из первичной мочи усиливается антидиуретическим гормоном гипофиза (вазопрессином), а гормон надпочечников адреналин вызывает уменьшение образования мочи, так как сужает почечные сосуды.

Обратное всасывание солей натрия и калия в канальцах нефронов регулируется гормоном коры надпочечников — альдостероном.

Тематические задания

А1. Сходные по составу продукты распада удаляются через

1) кожу и легкие   

2) легкие и почки

3) почки и кожу   

4) пищеварительный тракт и почки

А2. Органы выделительной системы находятся

1) в грудной полости    

3) вне полостей тела

2) в брюшной полости 

4) в полости малого таза

А3. Целостной структурной единицей почки является

1) нейрон

2) нефрон

3) капсула

4) извитой каналец

А4. При нарушениях процесса выделения продуктов распада в организме накапливается:

1) соли серной кислоты  

3) гликоген

2) избыток белков           

4) мочевина или аммиак

А5. Функция капиллярного (мальпигиевого) клубочка:

1) фильтрация крови 

3) всасывание воды

2) фильтрация мочи  

4) фильтрация лимфы

А6. Сознательная задержка мочеиспускания связана с деятельностью:

1) продолговатого мозга  

3) спинного мозга

2) среднего мозга            

4) коры мозга

А7. Вторичная моча отличается от первичной тем, что во вторичной моче нет:

1) глюкозы

2) мочевины

3) солей  

4) ионов К+  и Са2+

А8. Первичная моча образуется из:

1) лимфы

2) крови

3) плазмы крови 

4) тканевой жидкости

А9. Симптомом заболевания почек может служить присутствие в моче

1) сахара

2) солей калия

3) солей натрия

4) мочевины

А10. Гуморальная регуляция деятельности почек осуществляется с помощью

1) ферментов  

2) витаминов

3) аминокислот 

4) гормонов

В1. Выберите симптомы, по которым можно заподозрить заболевание почек

1) наличие в моче белков

2) присутствие в моче мочевой кислоты

3) повышенное содержание глюкозы во вторичной моче

4) пониженное содержание лейкоцитов

5) повышенное содержание лейкоцитов

6) повышенное суточное количество выделенной мочи

В2. Что из перечисленного относится к нефрону?

1) почечная лоханка 

2) мочеточник       

3) капиллярный клубочек

4) капсула                 

5) мочевой пузырь

6) извитой каналец

  • Рассказ о хвастовстве 4 класс
  • Рассказ о трудовом подвиге работников тыла во время войны
  • Рассказ о швейцарии на немецком языке с переводом
  • Рассказ о школе на чувашском языке с переводом
  • Рассказ о слове каникулы 3 класс проект по русскому языку